Воздвижение креста господня история праздника кратко


главное о празднике — Российская газета

27 сентября православные отмечают праздник Воздвижения Креста Господня, посвященный Кресту - орудию мучительной казни Христа и при этом величайшей святыне христианства.

Смысл этого, казалось бы, парадоксального явления объясним чуть позже. А пока скажем, что слово "воздвижение" указывает на торжественное поднятие Креста вверх - после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня - один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово "Воздвижение" встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.

Как же был обретен Крест, на котором распяли Христа? Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя - об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы - горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом "фундаменте" воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. Всем сердцем желая обрести святыню - Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать - царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней - именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место - место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа "эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски".

Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? И здесь было явлено чудо - исцеление больной и воскресение усопшего. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире.

Но почему же христиане поклоняются Кресту - орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Почему Крест - величайшая святыня христиан? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи - так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим - "смерти было невозможно удержать Его". Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. "Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души", - объясняет святой Григорий Богослов.

Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест - это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, "глава нашего спасения". Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. "Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия" (свят. Иоанн Златоуст).

rg.ru

История праздника Крестовоздвижения

Скабалланович М.Н.

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.[1] А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения[2], сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]»[3]. Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной»[4].

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (†582 г.), Симеона юродивого (†ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.

Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.

И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.)[5]. В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)[6].

О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).

* * *

Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство»[7].


Примечания

[1] Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.
[2] Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.
[3] Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.
[4] Созомен. Церковная история II, 26.
[5] Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.
[6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.
[7] Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.

azbyka.ru

27 сентября 2016: Воздвижение Креста. Господня Смысл, традиции и история праздника

ФОМА

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села СелезенихаТверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других — безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, — после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, — времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, — только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер — неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка — улица в Москве

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Елизавета Киктенко

ФОМА

pravlife.org

день, история, литургия, икона и молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Весь православный мир тщательно чтит все церковные праздники, которые сохранились еще с древних времен.  На многих из них можно исцелится не только душой. Одним из праздников на котором происходит много чудес является Воздвижение Креста Господня. Оно празднуется ежегодно 27 сентября.

История Крестовоздвижения

Основой этого праздника служат события, которые стали очень важными для всего христианского мира.  История праздника Крестовоздвижения уходит корнями в далекое IV столетие. В 326 году был найден крест на котором распяли Христа. Его нашла мать Константина царица Елена вместе с епископом Макарием, которые прибыли в Палестину с целью найти место погребения Христа. Они организовали раскопки, в процессе которых и была обнаружена святая находка.

Согласно легенде ими было найдено три креста, чтобы определить на котором именно был распят Христос, их поочередно прикладывали к больной женщине. После прикладывания одного из них она исцелилась от всех болезней. Это и был Животворящий крест.

Из Палестины царица Елена привезла крест в Константинополь, после чего было начато масштабное строительство православного храма. Строительство продолжалось 10 лет и закончилось оно 27 сентября. Именно тогда было принято решение сделать этот день Крестовоздвижения.

Традиции и обычаи

Как и любой другой православный праздник Воздвижение Креста имеет свои традиции и обычаи. Каждый год на этот праздник проводятся Богослужения. Считается, что нужно обязательно приложиться к Кресту и просить у Господа прощения за все грехи, которые были сотворены на протяжении всей жизни. Следует отметить, что  Крестовоздвижение это постный деньСчитается, что в этот день прощается семь грехов, при условии если не есть таких продуктов как:

  • Мясо,
  • яйца,
  • молочные продукты.

Кроме того, праздник Крестовоздвижения всегда приурочивали к уборке и заготовке капусты на зиму. Люди устраивали капустные вечеринки с песнями, посиделками и разнообразными гуляньями.

Народные поверья гласят, что в этот день нельзя начинать никаких серьезных дел.  Так как они не смогут благополучно завершиться. Нельзя ходить в лес. Так как в этот день в нем становилось особо опасно из-за змеев и медведей.

Литургия на Крестовоздвижение

В этот праздник  принято совершать Литургию и Всенощное бдение. Но к сожалению сегодня осталось не много храмов и церквей, которые придерживаются традиции проведения службы всю ночь. Чаще празднование проводится Богослужение накануне праздника – бдение.

Также нужно сказать о том, что данная служба не соединяется ни с какой другой службой.  Например, служба в честь памяти Иоанна Златоуста всегда переносится на другой день.  Также интересным фактом является и то, что Литургия читается не на середине храма, а в алтаре. А священники одеваются в фиолетовые облачения.

В завершающий момент праздника священник или епископ выносит Крест. И все присутствующие в храме его целуют, после чего предстоятель проводит их помазание елеем.

Икона Крестовоздвижения

Икона Воздвижения Креста известна своими многочисленными чудотворными способностями.  Говорят, если искренне перед ней молится, то она способна излечить от многих болезней.  Много тяжелобольных женщин было излечено благодаря их искренним и регулярным молитвам и просьбам о помощи.

Перед иконой принято молится от таких хворей как:

  • Бесплодие,
  • Болезни костей и суставов,
  • Хронические мигрени,
  • Зубная боль.

Также она помогает исцелиться от неизлечимых и давних, хронических болезней.

Чаще всего на иконе Воздвижения Креста иконописцы изображают церкви 15 века. На полотне можно увидеть большое скопление людей на фоне одноглавого храма.  На амвоне изображается Патриарх с Крестом, поднятым над головой. Справа изображается царица Елена с Константином.

К данной иконе можно обратиться  в Московском Храме Воздвижения Креста Господня, в Ватикане, и в Алуйьевском Храме.

Стоит отметить, что подобная икона существует не только в православной вере, но и в католической. Кстати, ее изображение может отличаться. На некоторых образах изображают императора Василия II с Крестом с епископами, или изображение троицы: Константина и Елену, молящихся рядом около патриарха и т.д.

Но все же отличие православных образов от католических заключается в том, что на первых — рисуют Елену и Константина, а на вторых – императора Ираклия.  Таким образом, получаются разные легенды и разные изображение, но значение у них одно и тоже – вера в Бога и принятие факта Воскресения Сына Божьего.

Как правильно молится у иконы

В принципе строгих правил как молиться не существует. Не важно, где вы будете читать молитву дома или в храме. Главное, чтобы это было искренне с верой и со всей душой. Ведь только тем, кто искренне верит в Бога, молитва способна помочь и сотворить настоящие чудеса.

Молитва на Крестовоздвижение:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео о празднике Крестоводвижения:

  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника (часть 2) | Справка | Вопрос-Ответ

27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных праздников Православной Церкви.

В 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме царице Елене Равноапостольной удалось найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, Гроб Господен, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

История установления праздника

Во время своего правления император Адриан (117 — 138) на месте разоренного императором Титом (79–81) Иерусалима приказал построить новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан, а холм, где был распят Иисус Христос, засыпать землей и забросать камнями. На самой Голгофе император построил капище Венеры, где язычники могли совершать свои жертвоприношения. 

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. Картина В. К. Сазонова, XIX век. Источник: Commons.wikimedia.org

Согласно церковному преданию, мать Константина, Елена Равноапостольная, в 326 году отправилась в Иерусалим с целью найти места, связанные с земной жизнью Иисуса, и сам Крест, на котором было совершено распятие. Она долгое время расспрашивала христиан и иудеев о возможном месте нахождения Креста. Поиски эти не приносили результатов до тех пор, пока Елене не указали на пожилого еврея по имени Иуда. Он сообщил, что Крест зарыт там, где стоит языческий храм Венеры. После того, как капище было разрушено, под ним обнаружили Гроб Господень и неподалёку от него три креста. Патриарх Макарий поочерёдно возложил их на покойника, чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель. Мертвец встал из гроба живым, только тогда, когда был возложен на него Крест Господень.

После этого равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм. На его строительство ушло около 10 лет. Освятили храм 13 сентября 335 года. В церемонии принимали участие иерархи из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. В тот же день был освящен весь город Иерусалим, а 14 сентября (27 сентября по новому стилю), был установлен праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель храма поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Особенности богослужения

Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня имеет один день предпразднества и семь дней попразднества. 

Кульминационный момент праздника — когда священник, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. После чина возложения Креста следует Божественная Литургия. 

Богослужение в день праздника отличается особой торжественностью.

Равноапостольние Константин и Елена. Источник: Public Domain

В этот день христиане вспоминают еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение в 629 году из Персии обратно в Иерусалим. Во время царствования византийского императора Фоки персидский царь Хозрой II разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и был возвращён при императоре Ираклии (610–641).  

Воздвижение — постный праздник. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью — Кресту Христову — на того семь грехов воздвигнутся!», «Кто скороми на Вздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощаются!», — говорили в народе о строгости однодневного Воздвиженского поста. 

Народные традиции 

Истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения на Руси в народе воспринимали по-своему. Считалось, что в этот день все змеи и ящерицы сползаются в одно место и проводят там целую зиму, вплоть до первого весеннего грома. Поэтому, в этот день (по-народному Сдвиженья) в домах тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы не заползли во двор змеи. 

Праздник считался заключительным днем «бабьего лета». 

В народе говорили: 

«На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» 

«На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!»

«На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!»

«Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»

«Воздвиженье — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!»

«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает!»

На Воздвижение в деревнях девушки ходили из дома в дом рубить капусту. Такие «капустенские вечерки» длились две недели, молодежь ожидала их с нетерпением, как и Масленицы. В домах пели песни, пили сладкие меды, подавали разные угощения. Молодые парни высматривали в это время себе невест-«капустниц». Свадьбы было принято гулять на Покров день — 10 октября.

aif.ru

Кашин Православный - Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник

Воздвижение Креста Господня - (греч. Ύψωση του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, лат. Exaltatio Sancti Crucis) - один из основных христианских праздников, относящийся к числу двунадесятых Православной Церкви. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября (н. ст. или 14 сентября по ст. стилю). Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память крестных страданий Иисуса Христа, в этот день установлен строгий пост, во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос для поклонения на середину храма.

 

История праздника Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения вспоминают то, как равноапостольная царица Елена отыскала Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста священнослужитель воздвигал крест 3 раза, чтобы все могли его лицезреть.

Крестовоздвижение

 

При Римском императоре Константине Великом в нач. IV в. прекратились гонения на христиан. Сам император Константин убедился в силе и славе крестного знамения Христова: накануне важной битвы, он и все его войско видели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: «Ника». В следующую ночь императору Константину явился Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел сшить воинское знамя с изображением Креста. Император Константин, выполнив повеление, победил врага. Он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову главною. Император Константин отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За заслуги к распространению христианской веры, император Константин с матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных.

Однажды император Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине и отыскать Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание императора Константина согласилась его мать Елена. В 326 году Елена направилась в Иерусалим и потратила много сил, чтобы отыскать Крест Христов, поскольку враги Христовы зарыли Крест в землю. Наконец, Елене указали на престарелого еврея, который знал, где находится Крест Господень. Выяснилось, что Крест Господень брошен в пещеру и завален землею, а сверху выстроен языческий храм.

Было принято решение разрушить языческий храм и откопать пещеру в которой были обретены 3 креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Встал вопрос о том, как узнать Святой Крест. По совету патриарха Макария кресты один за другим стали подносить к тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло чуда, когда от 3 креста случилось чудо – болящая женщина стала здоровой. В это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили 3 крест, то умерший ожил. Так Бог совершил чудеса и показал животворящую силу Креста Господня.

Патриарх Макарий и царица Елена с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом событии, собрались к месту, где был обретен Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но поскольку народа было так много, было решено только показать Крест. Патриарх Макарий встал на возвышенном месте и 3 раза поднимал Святой Крест, народ же в это время кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!».

На месте страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа был построен великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. Часть Креста Господня царица Елена принесла императору Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Данная часть Креста до сих пор хранится в храме Воскресения Христова.

После обретения Креста Господня,  указавший место его нахождения еврей по имени Иуда принял христианство, позже рукоположен во епископа с именем Кириака, рукоположен во епископа с именем Кириака, память о нем совершается 10 ноября  (н. ст. или 28 октября по ст. стилю).

В честь обретения Креста Христова святая церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

За всенощным Богослужением (на утрени) осуществляется вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Святой Крест, украшенный цветами, при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», священник кадит Святой Крест. Потом при пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», все кланяются и целуют Святой Крест. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.

Икона Воздвижение Креста Господня

 

Иконы праздника Крестовоздвижения

Наиболее распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа – располагают образы императора Константина и царицы Елены.

 

Пост Воздвижения

В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Видео: Крестовоздвижение (Воздвижение Креста Господня) из цикла «Лето Господне»

 

Храм в честь Воздвижения Креста Господня в Кашине

Крестовоздвиженская церковь в Кашине

 

В честь праздника Воздвижения Креста Господня в городе в 1812-1816 годах была построена Крестовоздвиженская церковь при Воздвиженском кладбище. Церковь была приписана к Входоиерусалимскому храму. До наших дней не сохранилась, поскольку в 1930 году была разобрана.

 

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

 

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

 

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

 

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

 

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

 

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем.

 

Использованные материалы:

[1]. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

 

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

 

kashin.ortox.ru

история, традиции и приметы праздника

Воздвижение Креста Господня — один из главных церковных праздников. Это православное торжество имеет богатую историю и множество традиций.

Каждый год верующие празднуют обретение Креста, на котором был распят Иисус. Эту святыню нашли после продолжительных поисков и передали в церковь, чтобы каждый уверовал в истинную силу реликвии, смог помолиться об исцелении от болезней.

История обретения Креста Господня

После распятия Иисуса иноверцы захотели избавиться от любых доказательств жизни Мессии. По преданию, на горе после страшной казни выстроили языческий храм, засыпав место трагедии огромным количеством земли. Однако верующие не оставляли попыток найти святыню и в течение трех веков продолжали неустанные поиски. В конечном итоге языческий храм был разрушен, а после тщательных раскопок наконец-то удалось обрести утерянную реликвию. В источниках, описывающих находку, сказано о трех найденных крестах. Чтобы определить, какой из крестов является тем самым, была приглашена женщина, страдающая неизлечимым заболеванием. Она прикоснулась к истинному кресту и чудесным образом избавилась от болезни.

Это предание еще раз доказывает истинную мощь Высших Сил и то, что Господь заботиться о всех живущих, помогая им справиться с трудностями.

События прошлых лет позволили церкви учредить один из самых главных праздников, и уже с 335 года нашей эры в календаре праздничных дат появилось еще одно название — празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Ежегодно 27 сентября множество верующих собираются в церквях. Паломники отправляются в Иерусалим, где по-прежнему хранится самая большая часть святыни. Кроме того, частицы Животворящего Креста есть еще приблизительно в 15 храмах.

Традиции православного праздника

По традиции с самого утра верующие отправляются на торжественные службы, которые начинаются со всенощного бдения и завершаются выносом Креста для поклонения. До 4 октября святыня находится в свободном доступе.

Наши предки в день празднования совершали крестные ходы, славя Господа и прося у него защиты от любой напасти, в том числе от болезней, мора животных и стихийных бедствий. По традиции в праздничный день с полей убирали последние сжатые снопы, благодаря Высшие Силы за помощь и хороший урожай. Также на полях проводили обряды, чтобы и будущий год не был голодным.

В этот день запрещено ходить в лес, чтобы не потревожить животных, собирающихся впасть в спячку до наступления весны. Считалось, что тем, кто ослушается, грозили всевозможные беды и даже болезни. Землю тоже не тревожили, сбор урожая прекращали.

В день Воздвижения старались уберечься от нечисти, которая в этот день могла навредить. Обязательно защищались оберегами от порчи и сглаза, а также старались не выходить из дома в темное время суток без особой нужды.

Хозяйки 27 числа готовили сладкую кашу, чтобы угостить ею хранителей дома: домовых, овинников, банников. Считалось, что угощение помогало задобрить их, и духи соглашались помогать домочадцам вести хозяйство и защищали их от любого зла.

По церковным традициям в день праздника полагается воздерживаться от пищи животного происхождения, а также отказаться от увеселительных мероприятий, бранных слов и неблаговидных поступков. После посещения церкви наши предки обязательно расставляли по углам своего жилища свечи и возносили молитвы, защищающие дом и семью.

Приметы в день праздника

  • По примете, в этот день нечисть может разгуляться. Чтобы прогнать ее, читали молитвы и на двери крест мелом рисовали. В хлев вешали обереги, чтобы скотину нечистый дух не обидел.
  • Птицы, поднявшиеся на крыло, указывали на приближение заморозков и наступление ранней зимы.
  • В день праздника милостыня, поданная просящим, привлекала удачу и процветание в дом, если была отдана без корысти и от чистого сердца.
  • Нового дела не начинают — не выгорит.
  • Брань и дурное настроение за порогом оставляй, иначе беда в дом постучится.

Священнослужители призывают отметить праздник в кругу семьи и после посещения церкви устроить скромный обед для всех родственников. В этот светлый день можно избавиться от любых неприятностей и оставить обиды за спиной. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Воздвижение Креста Господня 27 сентября: традиции и приметы Крестовоздвижения

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте традиции и приметы праздника.

Ежегодно 27 сентября православная церковь вспоминает событие, произошедшее много лет назад в Иерусалиме, — чудесное обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Верующие считают, что в Воздвижение происходит борьба добра и зла. Перейдя по ссылке, вы можете подробнее узнать об истории праздника Воздвижения Креста Господня.

Помимо Воздвижения Креста, в этот день отмечают еще и народный праздник — завершение бабьего лета, или Третьи Осенины. Поэтому многие традиции и приметы праздника имеют не только религиозный, но и народный характер.

Традиции Крестовоздвижения

Как и у любого другого церковного праздника, главная традиция на Воздвижение — это посещение храмов и церквей, прослушивание божественных литургий. Во многих городах проходит крестный ход. В этот день молились за исцеление близких, за богатый урожай в следующем году, просили об избавлении от грехов.

Крест является особой православной реликвией, символизирующей страдания. Поэтому в этот день следует соблюдать строгий пост. Раньше считали, что того, кто пренебрегает этой традицией, Бог наказывает семью грехами, а с того, кто не вкусил скоромной пищи, семь грехов снимает.

Считалось, что молитвы в этот день обладают особой силой. Если в этот день искренне помолиться или попросить о чем-нибудь, это обязательно будет исполнено.

Запрещалось в этот праздник подавать на стол любые мясные блюда. Считалось, что человек, попробовавший мясо убитого животного в этот день, убивает все произнесенные им молитвы.

Согласно народным традициям, 27 сентября было запрещено ходить в лес. Считалось, что в этот день по лесу гуляет Леший и пересчитывает всех лесных обитателей, а если ему на пути попадется человек, то обратной дороги из леса путник не найдет.

Крест символизирует божественную защиту. В древности тот, кто хотел защитить свой дом и своих близких, 27 сентября рисовал крест на дверях своего жилища. Эта традиция существует и в наше время.

Для крестьян этот день считался окончательным завершением бабьего лета и наступлением осени. Уже к этому моменту все дела, касающиеся сельского хозяйства, должны быть завершены.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Как для верующих, так и для тех, кто далек от религии, в этот день были очень важны приметы. И многие случайные вещи обретали сакральный смысл.

27 сентября — последний день бабьего лета. Считалось, что осень начинает двигаться навстречу зиме.

На Руси в этот день отмечали народный праздник — капустницу. Женщины, которые подавали на стол пироги с капустой, считались хорошими хозяйками. Молодые девушки и юноши собирались в этот день на гулянья, девушки накрывали стол, а парни выбирали себе невест.

27 сентября множество примет предвещало наступление холодов: птицы улетали на юг, медведи ложились в берлогу, а змеи прятались в нору.

Верующие всегда вкладывают духовный смысл в православные праздники. Воздвижение Креста Господня наравне с Пасхой и Рождеством Христовым имеет для христиан особое значение. Если вы так же чтите это великое событие, не забывайте соблюдать традиции и приметы праздника, и тогда счастье не обойдет вас стороной. Мир вам и вашему дому, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Воздвижение Креста Господня: история православного праздника 27 сентября

Именно так, с большой буквы. Поскольку значение этого явления для христианства настолько велико, что не поддаётся исчислению. И императрица Елена, волею которой этот древний артефакт таки был обнаружен, не просто так была причислена к лику святых. Но Joinfo.ua сейчас попробует рассказать вам обо всём по порядку.

История праздника Воздвижение Креста Господня

Итак. 326 год нашей эры. В Риме уже которое поколение правят императоры-христиане, христианская культура становится доминирующей в Европе, и буквально в прошлом году закончился Первый Вселенский Собор, на котором были сформированы основные догматы и положения христианства – «Символ веры». Но каждому «символу» нужно какое-то материальное подтверждение, так что императрица Елена – мать будущего великого императора Константина I, снаряжает экспедицию в Палестину. Как раз по местам, упомянутым в Библии.

В некоторых местах трудолюбивые жители Израиля уже самостоятельно успели основать церкви – всё же Библию читали не только императоры и первосвященники, но некоторые крайне важные с исторической и религиозной точки зрения места были незаслуженно забытыми. В общей сложности Елена, которую после смерти назвали «равноапостольной», отыскала и обновила что-то около 8- подобных мест. И особое место среди них заняла небольшая пещера на склонах Голгофы. Пещера Гроба Господня. Возле которой, по счастливой «случайности», было обнаружено 3 креста.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести логичную параллель. И задуматься, что древесина, пусть и довольно прочная, 300 лет в земле без повреждений пролежать не может. Точнее, может, но при соблюдении ряда специфических условий, которые императоры и священники тех времён вряд ли знали. Но факт остаётся фактом – кресты были обнаружены. По крайней мере, когда в средние века комиссия иезуитов изучала подлинность исторически-религиозных событий, в делах, предшествующих основанию праздника Воздвижения Креста Господня, никто даже и не сомневался.

Проблема была в малом – понять, какой именно крест «тот самый!». Выяснили это экспериментально – прикосновение к одному из крестов исцелило какую-то даму. Так что в подлинности креста сомнений не было. И что с ним сделали? Разобрали на «запчасти» - щепки и гвозди, и в таком виде перевезли в Константинополь, где разместили в огромном и величественном храме Воскресения Христова. Впрочем, ненадолго.

Дальнейшая история Креста Господня

В самом начале VII века Константинополь осадила армия персидского царя Хосрова II. Зороастрийца, поэтому не испытывающего к авраамическим реликвиям решительно никакого пиетета. Но понимающего их значение для всего населения христианской Европы. И решившего, что лучший способ дополнительно унизить византийцев и примкнувших к ним – лишить их парочки священных реликвий.

14 лет остатки Креста Господня хранились где-то в Персии. И только успешная военная компания императора Ираклия I позволила вернуть его обратно в Константинополь. Это событие, кстати, тоже выпало на 27 сентября, поэтому вместе с Воздвижением Креста Господня празднуют ещё и «обретение» или «возвращение» его.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать более подробно о мельком упомянутом выше храме Гроба Господня. Это крайне интересное с культурной, исторической, религиозной и даже мистической точек зрения место.

joinfo.ua

27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий. Оба со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли.

 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

Молитвы

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1 

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.

Молитва вторая Честному и Животворящему Кресту Господню

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

pravlife.org

история и современность 🚩 воздвижение креста господня праздник 🚩 Религия

Православные господские праздники являют собой историческую память Церкви о евангельских событиях, которые непосредственным образом связаны с жизнью и проповедью Иисуса Христа и имеют важное значение в деле спасения человека и достижения духовного совершенствования. Кроме этого, в православной Церкви существуют великие праздники, установленные в память важнейших исторических событий из жизни христиан постевангельского времени. К таковым торжествам относят Воздвижение Креста Господня - праздник, установленный в память обретения Креста в 326 в Иерусалиме святой царицей Еленой и епископом Макарием.

В православной традиции крест, на котором был распят Христос, является не символом пыток и орудием казни Спасителя. Прежде всего, крест - символ спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом посредством страданий и крестной смерти. Через крестный подвиг Христа человечеству было даровано примирение с Богом, возможность вновь быть в раю после смерти. Именно поэтому животворящий крест Христов является одной из главных святынь христианского мира.

После евангельских событий распятия Христа крест был утрачен. Со временем утверждения христианства господствующей религией в Римской империи (начало IV века) правителем Константином Великим появилась необходимость отыскать одну из величайших святынь христинства. Поисками Креста Господня занялась мама императора Константина - святая царица Елена, также именуемая Церковью равноапостольной.

Из истории известно, что царица Елена вместе с епископом Иерусалимским Макарием отправилась на поиски святыни в Палестину - а именно в те места, которые были ознаменованы последними днями земной жизни Спасителя. В результате путешествия были найдены Голгофа (место распятия Христа) и Гроб Господень (пещера, в которой было погребено тело Спасителя после распятия). Недалеко от гроба Господня были обретены и три креста. Из евангельского повествования известно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Царице Елене и епископу Макарию предстояло выбрать тот самый подлинный Крест, на котором был распят Сам Христос.

Подлинность Креста Господня засвидетельствовало чудо. Так, история рассказывает, что после поочередного возложения крестов на тяжелоболящую женщину последняя тотчас получила исцеление от соприкосновения с одним распятием. Чудесное исцеление стало свидетельством подлинности Креста Христова. В предании сохраняются сведения и о другом чудесном событии. Так, кресты возлагали на умершего человека. От соприкосновения с распятием Христа усопший воскрес.

На месте Голгофы и пещеры Гроба Господня императором Константином было решено воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. В 335 году храм был возведен, а 14-го сентября (по старому стилю) Животворящий Крест Христов был воздвигнут (поднят) в храме при огромном стечении народа. Эта дата и стала первым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.

В настоящее время в православных храмах в этот день совершается особый чин воздвижения креста Господня. Архиереи и духовенство возвышают крест над четырьмя сторонами света в храме, а хор в это время стократно поет "Господи помилуй". Этот чин являет собой историческую память Церкви о событии воздвижения Креста Господня в Иерусалиме, символизируя собой непосредственную связь древнехристианской Церкви и современных православных Церквей.

Несмотря на то, что Воздвижение Креста Господня один из величайших праздников, церковный устав приписывает в этот день строгий пост. Эти указания обусловлены воззванием к умственному и сердечному осмыслению той цены, которой человечеству было даровано спасение.

 

 

 

www.kakprosto.ru


Смотрите также