Воздвижение креста господня 2020 икона


Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Многие важные церковно-исторические события, отражающие подлинную сущность библейской мифологии, наглядно проиллюстрированы в старинных русских иконах. Воссоздание их уникальных священных образов на твердой поверхности, составляющие внутреннее убранство любого православного храма, производит на каждого человека неизгладимое впечатление, побуждая его к проявлению высших эстетических чувств, и благородных поступков.

Однако, среди огромного количество почитаемых святынь, которые являются частью национально-культурного достояния современного общества, особое внимание следует уделить иконе воздвижения Креста Господня. Её сюжет повествует о важном древнем сказании, которое было связано с распятием Иисуса Христа.

Историческая справка

Народное придание гласит, что в суровые воинственные времена, когда развитие любого государства знаменовалось захватом новых территориальных владений, полноправным властителем римской империи оказался Константин I. Во время его царствование, период которого продолжался с 306 — 337 годов, в Византии, были предприняты серьезные религиозные изменения, благодаря которым христианская вера стала самой распространенной и господствующей религией с начала IV века нашей эры. Первоначально, Константин Великий, как и его отец отрицал верование в единого бога Иисуса Христа, и с началом своего правления какое-то время продолжал оставаться подлинным язычником. Однако позднее его взгляды полностью изменились, когда в один прекрасный момент перед началом грядущего сражения, он посмотрел наверх и увидел небесный образ креста. Поговаривали, что он появился после долгой мольбы императора и обращению его к Богу с просьбой помочь одержать важную и очень значимую для государства победу. И в ночь того же самого дня, Константина I, во снах посещает сам Господь Бог, который соглашается помочь императору при условии, что на военное форме, оружие и знамении у солдат будет высечен тот самый символ, образ которого был отчетливо представлен на небе.  Далее Константин, будучи впоследствии Святым Равноапостольным царём, выполняет данное Богу обещание, и сразу после этого становится непобедимым, одерживая с успехом одну победу за другой.

Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается к себе на Родину и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус. По прибытию в Иерусалим, княгине, совместно с сопровождающим отрядом войск, удаётся обнаружить три креста, которые изначально были закопаны прямо под языческим храмом. Как только мертвое тело покойника непонятным для всех образом смогло полностью исцелиться после приложения одного из них, люди сразу же поверили в чудотворные свойства данного символа, подойдя к нему как можно ближе. Этот судьбоносный для христианского народа исторический фрагмент, который как раз и продемонстрирован в иконе воздвижение креста.

На сегодняшний момент времени, в мире существует немалое количество священных полотен с аналогичным названием, образы которых имеют некоторые несущественные отличия. Однако основная сущность во всех их разновидностях проиллюстрирована одинаково.  В центре данной композиции видно, что многие верующие люди, в том числе и священнослужители собрались возле животворящего креста. Те, кто ближе всего расположен к нему, стараются придерживать его руками для того, чтобы он не переставал находиться в неизменном вертикальном положении.

В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня

Икона Воздвижение Креста Господня оказывает важное значение в современной жизни православных и католических христиан.

Её уникальная целительная сила способна навсегда избавить нуждающихся в помощи людей от целого ряда окружающих их болезнетворных напастей.

На протяжении многих лет, икона Воздвижения Креста Господня, при помощи своих сохранившихся чудотворных свойств эффективно помогает взрослым, а также больным детям раз и навсегда обрести покой, устраняя следующие опасные для жизни беспокойства:

  • болезни костной ткани;
  • частные головные мигрени;
  • мучительные зубные боли;
  • проблемы, связанные с деторождением;
  • болезни, неподдающиеся лечению в местных медицинских учреждениях.

Рекомендуем прочитать: Икона «Сретение Господне»

Молитва иконе

Молитва, которую следует произнести перед иконой воздвижения креста, звучит следующим образом:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

Загрузка...

omolitvah.ru

история, значения, в чем помогает и как молиться

Крест — это великая святыня для православного люда, главный символ христиан, надежда, защита и опора. Икона Воздвижение Креста Господня рассказывает об обретении Святого Креста царицей Еленой. Именно на нем был мученически казнен Спаситель. Этому событию в Православной церкви посвящен праздник, который отмечается христианами всего мира 27 сентября, он так же называется Господским днем — Воздвижение Креста Господня. Великий смысл его состоит в том, чтобы напоминать верующим о том, что ценой Своей жизни Христос даровал грешным людям Спасение и Вечность.

Воздвижение Креста Господня. Русская икона XVIII века. Частное собрание

Икона обретения Креста Господня

Событие Воздвижения случилось по промыслу Божию, намного позже событий, описанных в Евангелие.

Равноапостольная царица Елена осуществила обретение того самого Креста — орудия казни, на котором принял мученическую смерть сам Спаситель Мира.

Еще об иконах Господа:

Ее сын, равноапостольный царь Константин, возжелал на местах рождения, страданий, воскресения Христа воздвигнуть храмы и найти Крест. Его мать с трепетом и великим желанием взялась исполнить царскую волю. Для этого в 326 году она направилась в Иерусалим.

Враги Иисуса тщательно сокрыли святыню, закопав ее глубоко под землей. Но горожане указали царице на пожилого еврея по имени Иуда. Именно он знал место тайника. Оказалось, что святыня была брошена в пещеру, ее завалили мусором и землей, а сверху был возведен идолопоклоннический храм.

Елена повелела своим помощникам уничтожить статуи идолов и капища, но поиски не увенчались успехом. Но позже ей указано было место, где возвышался храм Венеры. Вскоре он был разрушен и христиане, творя Иисусову молитву, начали копать землюа т

После того как гора Голгофа была раскопана практически до своего основания, люди увидели пещеру Гроба Господня. Именно в ней после Распятия было захоронено тело Творца, тут же лежало три одинаковых креста. Никто не знал, как понять то, какой из них есть Крест Иисуса. Но Елена и сопровождающий ее патриарх иерусалимский Макарий были уверены, что Господь Сам укажет на Свой Крест.

Патриарх посоветовал подносить каждый из них к тяжелобольной женщине, которая находилась рядом с ними. Когда к ней поднесли первый и второй, то ожидаемого чуда не случилось. Но когда на болящую возложили третий крест, она тотчас выздоровела. В это же время мимо собравшихся шествовала траурная процессия. Епископ возложил Крест на покойного, тот встал живым и возблагодарил Христа.

Важно! Таким образом, христиане узнали Крест Господень, через который Он сотворил видимые чудеса и показал его животворящую силу.

Елена, патриарх и окружавшие их православные христиане, во множестве собравшиеся, возрадовались обретению святыни, благоговейно преклонили колена пред Крестом и целовали его. Не каждый из желающих приложиться к святыне мог это сделать, ведь народу собралось бесчисленное множество. Поэтому патриарх взял в свои руки святыню и взобрался на возвышение так, чтобы всем был виден Крест, а народ восклицал «Господи, помилуй нас грешных».

Частицу Животворящего Креста Господня Елена привезла своему сын Константину, другую часть оставила в Иерусалимской земле. Этот величайший дар царицы до сих пор покоится в храме Воскресения Христова.

Воздвижение Креста Господня. Икона первой половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Помощь по молитвам верных

Образ Животворящего Креста творит чудеса. Пред ним можно молиться:

  • об излечении от бесплодия;
  • о помощи в трудных родах;
  • об излечении от всевозможных недугов: болезни суставов и костей, мигрень, зубная боль, онкология;
  • о даровании душевного покоя и равновесия.

Еще о важных молитвах:

Иконография

В центре композиции возвышается Крест, ассоциирующийся у православных христиан с самим Иисусом Христом и напоминающий о Его страданиях. Но каждый из нас понимает, что без Его мученической кончины не случилось бы Воскресение, не было бы Спасения.

На иконе изображено много людей — это жители Палестины, клирики, а вдалеке стоит царица Елена со своим сыном императором Константином. На возвышении стоит патриарх, в руках он удерживает крест, украшенный зелеными ветвями, что символизирует победу жизни над смертью.

Правила праздника

В дату памяти Воздвижения Креста верующие соблюдают строгий пост (запрещено употребление яиц, мяса, рыбы, молочных продуктов).

В предпраздничный день совершается всенощное бдение и Божественная литургия. Евангелие читается не на середине храма, как принято, а в алтаре. Затем первый священник, одетый в облачение фиолетового цвета, выносит в зал Крест. Прихожане прикладываются к нему, а клирос поет соответствующие событию тропари.

До дня отдания праздника (4 октября), Святой Крест покоится на аналое, после чего служители уносят его в алтарь.

Важно! Праздник Воздвижения Креста Господня имеет прямое отношение к грядущему Второму Пришествию Христа.

Ведь как сказал Сам Спаситель, страшное судилище будет предварять Крестное Знамение: оно возсияет на Небе и весь мир земной увидит Сына Божия, грядущего по облакам в славе великой.

Поэтому сейчас, пока еще есть время, каждый человек обязан задуматься о своей жизни и заняться покаянными размышлениями.

Посмотрите видео об иконе Воздвижения Креста Господня

molitva-info.ru

Икона Воздвижения Животворящего Креста Господня, в чем помогает и значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста

Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.

Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.

Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.

Этот день является празднованием двух событий:

  1. Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.
  2. Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.

Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов. В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.

Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:

«Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных».

Значение образа Воздвижения Креста

Самым распространенным сюжетом иконы Воздвижения русские иконописцы обеспечили церкви в XV веке. На святом полотне можно ознакомиться с большим скоплением людей на фоне храма одноглавого. на амвоне видно Патриарха с Крестом, над головой поднятым. На первом плане иконы видно святителей и всех верующих. Справа можно увидеть царицу Елену с царем Константином.

Икону Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня можно увидеть в:

  • Алуфьевском Храме Воздвижения Креста Господня
  • Московском Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
  • Ватикане – в Церковном государстве можно увидеть Миниатюру Менологию императора Василия II, написанную в 11 веке.
  • Римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати – в Капелле Сан-Сильвестро XIII века можно узреть полотно, на котором отображена находка Животворящего Креста царицей Еленой.

Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.

С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.

Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это  святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.

Храни Вас Господь!

ikona-i-molitva.info

Воздвижение Креста Господня в 2020 году

Воздвижение Честного Животворящего Креста - история праздника

История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.

После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.

Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.

В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.

Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.

Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.

Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.

После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.

Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.

Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.

Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира. Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.

Икона Воздвижения Креста Господня

Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.

Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.

По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.

По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.

Молитва перед иконой праздника Воздвижение Креста Господня

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".

Акафист Воздвижению Честного Креста Господня

vedmochka.net

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, изображенные на иконе, описывают вечную борьбу добра и зла, где победитель всегда один —​ Господь.

Икона «Воздвижение Креста Господня» олицетворяет событие, произошедшее в IV веке нашей эры. Оно связано с обретением святыни, на которой был распят Спаситель. Священные апокрифы повествуют о том, как иноверцы бросили все силы на то, чтобы окончательно стереть с лица земли любые доказательства жизни Иисуса Христа. Под храмом, возведенным язычниками на горе Голгофе в честь своего божества, был спрятан крест, на котором некогда распяли Спасителя. Христиане не утрачивали надежду обрести святыню, и спустя триста лет Животворящий Крест был найден. А чудеса, которые произошли в этот день, были запечатлены на иконе как доказательства победы Господа над ложью и обманом бесчестных людей.

История иконы

После того, как Иисус Христос отдал жизнь свою за грехи всего народа земного, Святой Крест был утерян. Его спрятали иноверцы, а христиане долгое время не могли его найти. Они не утратили надежды, и в IV веке случилось чудо. Недалеко от горы Голгофы в Иерусалиме царица Елена нашла Крест, на котором распяли Спасителя. Она многие годы искала его, но, по слухам, один еврей знал, где был спрятан врагами Животворящий Крест. Елена нашла его в пещере, заваленной мусором, камнями и землей. Чтобы узнать о его подлинности, в разрушенный храм пригласили смертельно больную женщину. Как только она дотронулась до Креста, муки покинули тело ее, она исцелилась, что доказало не только неподдельность реликвии, но и божественную помощь и любовь к каждому живущему на земле. Этот день является одним из важнейших в жизни христиан.

Епископ местной церкви три раза поднял Крест во имя его обретения. Отсюда и пошло название «Воздвижение». Этот праздник считается одним из двенадцати главнейших православных праздников. А иконы, отражающие это событие, служат напоминанием о божественном покровительстве.

Где находится святой образ

Святыня «Воздвижение Креста Господня» хранится во многих церквях нашей страны. В московском храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке располагается икона с наиболее распространенным сюжетом. Более ранние списки можно встретить в Ватикане и Римском монастыре, в Капелле Сан-Сильвестр.

Описание иконы «Воздвижение Креста Господня»

Каждый иконописец видел важные детали события по-своему, поэтому святыни различаются по сюжету и исполнению. В основном на иконе изображена толпа народа, а позади них — церковь. В середине иконы изображен Святитель, воздвигающий Крест над головой своей. Впереди святыни — люди, пришедшие увидеть своими глазами чудо, а справа — правители Константин и Елена, которые помогли верующим вновь обрести Крест Господень.

В чем помогает икона

Перед иконой молятся об исцелении от тяжких недугов, в том числе неизлечимых. Святыня оказывает поддержку женщинам в борьбе с бесплодием. Люди в мольбах просят возле иконы об излечении от боли в зубах, костях, суставах, от хронических болезней. Сила данной святыни оберегает веру, не допускает ее ослабления и направляет на путь истинного счастья и благодати. 

Дни празднования

На 27 сентября приходится праздник Воздвижения Святого Креста. Это торжество для всех православных людей считается важным днем. Народ вспоминает о великой жертве Спасителя и о дне обретения Креста.

Молитва перед иконой

«О, Крест Святой! Ты хранитель тела моего и души моей! Ты заступник мой и защитник! Святые, дайте сил мне пройти мой путь до конца! Подарите мне исцеление и уберегите меня от болезней и недугов! Защитите от врагов и духов злых! Да вознесем мы Крест, дабы все ощутили силу его! Укрепите волю мою и сердце мое, подарите благословение да умолите Господа, дабы простил мне грехи мои! Да восславлю я величие Креста Животворящего, ведь пригвожденный Спаситель на нем претерпел страдания за души наши грешные! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Икона «Воздвижение Креста Господня» помогает нам в полной мере проникнуться событиями того дня, понять значимость великой реликвии. Ведь враги Христа делали все возможное, чтобы осквернить память Его и поселить в сердцах верующих обман и мысль о том, что Спасителя не было. Но в течение трехсот лет вера в Господа была непоколебима, и Бог указал путь. Не забудьте встретить православный праздник, соблюдая все церковные традиции этого дня, и тогда Всевышней озарит и ваш путь светом надежды и счастья. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Воздвижение Креста Господня: leonovvaleri — LiveJournal

Воздвижение Креста Господня. Около 1600 года. Обонежье. Музей русской иконы.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня или Крестовоздвижение ( Здвиженье), - относится к числу двунадесятых праздников. Однако это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Считается, что события, которым посвящено Крестовоздвижение, произошли спустя 300 лет после описанного в Новом Завете распятия Христа.

Праздник Крестовоздвижения празднуется Русской православной церковью 14 (27) сентября.

Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам, орудие казни оставляли в гробнице. Однако, согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272–337) организовал археологическую экспедицию. Раскопки возглавила его мать, царица Елена. Дата обретения Честного Креста точно не известна, чаще ее относят к 326 году.

В центре композиционного поля иконы «Воздвижение Животворящего Креста Господня» находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присоединяется Константин.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда - мало, а иногда - и вовсе нет никаких фигур.

Инфографика от журнала «Фома», - Православные святые и праздники, - выпуск 26, - Воздвижение Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня. Ярославль. Середина XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Воздвижение Креста Господня со святыми на полях. Вторая половина XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Воздвижение Креста Господня. Центральная Россия. Конец XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Икона «Воздвижение Креста Господня» Палестина. Конец XVIII века. Размеры: 37,8х28,7х2,6 сантиметров. Из эрмитажного собрания, - в постоянной экспозиции не представлена.

Воздвижение честного и животворящего креста. Старообрядческий мастер. Первая четверть XIX века. Иконописец ориентировался на лучшие образцы иконописания первой половины XVII века. Необычной деталью, вносящий дополнительную торжественность в образ, являются крупные золотые резные навершия сени, напоминающие короны и как бы висящие над головами равноапостольных Константина и Елены, подчеркивая их императорское достоинство.

Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.

Воздвижение Креста Господня. Первая половина XIX века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».

Икона «Воздвижение Животворящего Креста Господня» сфотографирована в Музее русской иконы.

Альбом изображений святых икон 1894 года.

Воздвижение креста Господня. Россия, Конец XIX - начало XX веков. Художник: Чириков, Осип Семёнович. Серия «Иконы для церкви Мраморного дворца в Петербурге». Размеры: 31,2х26,2 сантиметров. Из эрмитажного собрания, - в постоянной экспозиции не представлена.

leonovvaleri.livejournal.com

Иконография Крестовоздвижения — Радио ВЕРА

Поделиться

Сюжет Воздвижения Креста Господня очень популярен в иконографии и легко узнаваем. При этом у него есть одна особенность: на иконах, посвящённых одному и тому же празднику могут быть изображены два разных события.

На одних образах священник или епископ держит в руках распятие. Его окружает множество народа, в числе которых по одежде и царским регалиям можно узнать императора и императрицу. На других иконах изображено богослужение, в центре композиции на возвышении стоит епископ, который поднимает высоко над головой небольшой лёгкий Крест, украшенный ветвями и цветами.

Дело в том, что под «Крестовоздвижением» могут пониматься разные исторические события. А различия в композиций икон объясняются тем, на каком из них хотел сделать акцент иконописец.

Первое произошло в триста двадцать шестом году. Император Константин Великий, сочувствовавший христианам, попросил свою мать, императрицу Елену, отправиться в Святую Землю, чтобы найти свидетельства евангельских событий. Экспедиции удалось обнаружить Крест Спасителя, а также место Распятия и Погребения Христа. Вокруг собралось множество народа, стремившегося поклониться святыне. И тогда Макарий, епископ Иерусалимский, поднял, то есть воздвиг Истинное Древо, чтобы Крест Господень был виден всем.

Сам император Константин не присутствовал в Иерусалиме в эти дни, но его очень часто изображают на иконах Крестовоздвижения. Так Церковь показывает, что прославление Креста Господня было бы невозможным без веры и участия равноапостольного императора.

Второй сюжет напоминает о традиции, зародившейся в Византийской империи и чаще встречается в византийской книжной миниатюре. К десятому веку Крестовоздвижение стало одним из самых почитаемых праздников года, после Пасхи и Богоявления. В этот день на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась драгоценная реликвия — часть Животворящего Древа. Патриарх Константинопольский поднимал её над всеми верующими в знак благословения. Так византийцы вспоминали и чтили события обретения Креста. Чин воздвижения Креста совершается в православных храмах и в наши дни.

Приблизительно с шестнадцатого века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения. Крест, который держит епископ, превышает человеческий рост. Святитель уже не поднимает распятие, а держит его перед собой. Так иконописцы подчёркивали, что это Истинное Древо Креста, а на иконах изображено именно происходившее в Иерусалиме.

В Московском государстве семнадцатого века встречались и такие иконы Крестовоздвижения, на которых рядом с равноапостольными Константином и Еленой изображались русские царь и патриарх. Дело в том, что в особой реальности Церковного богослужения и евангельские события, и явление Честного Креста происходят «здесь и сейчас». Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами и Крестных страданий Спасителя, и Его Воскресения, и обретения Животворящего Креста. Кроме того, эта деталь подчеркивала духовное единство и преемственность Рима Древнего, Рима Нового — Константинополя и Третьего Рима — молодого Московского государства.

radiovera.ru

Иконография праздника Крестовоздвижения — Женский монастырь

В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи — там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

 

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

 И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

Источник: Фома.ру

monsvelisavetialap.ru

Значение иконы Воздвижения Креста Господня (день почитания

Когда празднуется Воздвижение Креста Господня в 2020 году?

Праздник Воздвижения Креста Господня относится в православии к числу двунадесятых. Дата празднования приходится на 27 сентября 2020 года (14 сентября по старому стилю). Праздник имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября).

Купола православных храмов венчают кресты. Они поднимаются высоко, к самому небу… Верующие тоже носят крестики на груди и крестятся – говоря иначе, совершают крестное знамение. Православный крест имеет восьмиконечную форму. Такую же форму имел крест, на котором был распят Иисус Христос.

История праздника Воздвижение Креста Господня

Праздник был установлен в память об обретении Креста Господня в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос. Мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину.

В результате проведенных раскопок здесь была найдена пещера Гроба Господнего, недалеко от которой обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая исцелилась благодаря прикосновению к Кресту Господню. Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несла похоронная процессия.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. Ею было построено около 80 храмов в Вифлееме и Гефсимании. Император Константин воздвиг в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, стали праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. C VII века с этим днем также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии.

Традиции празднования Воздвижения Креста Господня

Расскажем об особенностях и традициях праздника. Полное его название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Накануне в храмах проходит праздничное богослужение – бдение. Во время праздничной службы на Воздвижение Креста Господня священник или епископ в фиолетовом обличении выносит Крест. Верующие целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Исполняется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

На утрене в Праздник Воздвижения Креста Господня совершается чин Воздвижения Креста, состоящий из пятикратного осенения Им и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток).

Крест остается на аналое до 21 сентября. В день празднования верующие соблюдают строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов.

Икона Воздвижения Креста Господня

Иконы в честь Воздвижения Креста Господня могут иметь различные изображения. Самый распространенный сюжет сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. На таких иконах изображено множество людей на фоне одноглавого храма. Стоящего в центре Патриарха, который поднимает над головой Крест, поддерживают диаконы. В правой части изображены фигуры царя Константина и царицы Елены.

На католических же иконах изображается византийский император Ираклий, который вернул Крест Господень из Персии. Однако, как бы ни различались между собой разные ветви христианства, значение иконы Воздвижения Креста Господня везде одно – в почитании этой реликвии, веры в Воскресение Сына Божьего, утверждении христианской религии.

Молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня

В храмах во время праздника исполняют тропарь, кондак, величание, задостойник и др. Приведем другие молитвы на Воздвижение Креста Господня.

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Что означает икона Воздвижения Креста Господня?

Она не только является живописным свидетельством описываемого на ней события, но и повествует о том, какое значение имеет оно для христиан. Воздвижение Креста Господня означает торжество Церкви Христовой, которая прошла тяжелейший путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня?

Молитва перед иконой Воздвижения Креста Господня помогает обрести силу духа. Верующие молятся перед ней о спасении души и даровании милости Божьей в различных испытаниях.

vstretim-prazdnik.com

иконы Воздвижения Креста Господня (ФОТО) — Татьянин день

Миниатюра Евангелия [Urbin. gr. 2], Л.21. 1122 год. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия. Деталь

Миниатюра Евангелия [Urbin. gr. 2], Л.21. 1122 год. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия. Деталь

Этот фигурный инициал (греческая буква «В») составлен из двух элементов: фигуры равноапостольной императрицы Елены и изображения прекрасного дерева. Внимательному читателю инициал напомнит об одном из главных деяний Елены: розыске и обретении величайшей святыни — Честного Древа Креста, на котором Господь был распят. Императрица руководила своеобразной церковно-археологической экспедицией. Для женщины того времени это было экстраординарным служением.

Пытка Иуды Кириака. Джованни да Пьемонте по картону Пьеро делла Франческо. 1458-1459 гг, 1466г. Фреска базилики Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Деталь

Пытка Иуды Кириака. Джованни да Пьемонте по картону Пьеро делла Франческо. 1458-1459 гг, 1466г. Фреска базилики Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Деталь

Один из вариантов предания гласит, что место пребывания Креста пытались выяснить у жителей Иерусалима. Один из них, пожилой иудей по имени Иуда, знавший это место, долго отказывался его указать. Времена были весьма суровые, неисполнение императорского приказа жестоко каралось. Иуда был подвергнут пытке — его сбросили в колодец, после этого он указал место. Художник эпохи Возрождения изобразил эту сцену с любопытными деталями. Юноши с помощью системы блоков опускают в колодец Иуду, который не выглядит престарелым. Царский чиновник грубо схватил упрямца за волосы. Все персонажи одеты по итальянской моде середины XV века. А действие разворачивается на фоне такого знакомого силуэта красной кирпичной стены: форма «ласточкин хвост» для зубцов Московского Кремля была позаимствована из итальянской средневековой архитектуры.

Миниатюра Творений Григория Назианзина [gr.510], Л.440. 879–882 гг. Национальная библиотека, Париж, Франция. Деталь

Миниатюра Творений Григория Назианзина [gr.510], Л.440. 879–882 гг. Национальная библиотека, Париж, Франция. Деталь

Для того, чтобы провести раскопки, по приказу Елены был разобран языческий храм. На миниатюре из «Слов святителя Григория Назианзина» изображен момент открытия пещеры.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Аньоло Гадди. Ок.1380г. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия

Аньоло Гадди. Ок.1380г. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия

Итальянский художник Аньоло Гадди, современник Феофана Грека, изображает события обретения Креста. Его фрески многолюдны, «шумны», изобилуют деталями.

Аньоло Гадди. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия. Деталь

Аньоло Гадди. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия. Деталь

Кроме основного сюжета, мастер с удивительным вниманием вырисовывает сцены современной ему жизни. На фоне пасторального пейзажа, дополненного средневековыми замками и церквями, представлены эпизоды из монашеского и деревенского быта: один из монахов достает воду из колодца, другой удит с мостика рыбу, гуси пасутся у стогов сена. Уютный мир, в котором, однако, есть и свои опасности, например, стерегущая гусей собака, или лев, спрятавшийся в скалах.

Икона-таблетка из собора Св.Софии в Новгороде. Кон. XVв. Новгородский музей-заповедник

Икона-таблетка из собора Св.Софии в Новгороде. Кон. XVв. Новгородский музей-заповедник

В византийском искусстве в основу иконографии праздника первоначально был положен не реальный исторический эпизод с Патриархом Иерусалимским Макарием и императрицей Еленой, а изображение того чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. По этой причине Крест часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения появились в конце IX — начале XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами. На двусторонней иконе-таблетке сцена изображена на фоне большого одноглавого храма; на языке иконографии это означает, что изображаемое происходит внутри.

Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в. Государственный исторический музей, Москва

Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в. Государственный исторический музей, Москва

Патриарх, стоя на амвоне, высоко поднимает Крест, украшенный зелеными ветвями. Справа, под киворием, на «царском месте» изображаются император и императрица. Первый план многолюден: здесь и хор в островерхих шапках, и епископы, и вельможи, и молящиеся миряне.

Прорись «Лицевого иконописного подлинника» из собрания С.Т. Большакова. Русь. XVI в.

Прорись «Лицевого иконописного подлинника» из собрания С.Т. Большакова. Русь. XVI в.

На прориси из Лицевого подлинника XVI века художник совмещает два события: обретение трех крестов и Воздвижение. Здесь можно видеть любопытную деталь — конный монумент царя, вероятнее всего, святого Константина Великого. Подобные статуи древнеримских императоров и полководцев в христианскую эпоху обычно разрушались и переплавлялись. Но статуи благоверных императоров-христиан не трогали. Так, в Риме случайно сохранился бронзовый конный памятник императору Марку Аврелию, который в Средние века приняли за статую святого Константина.

Св. Константин и Елена. 30-е годы XI в. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция

Св. Константин и Елена. 30-е годы XI в. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция

Парные изображения равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках в византийском искусстве известны с X века.

Св. Константин и Елена. XI в. Фреска Мартириевской паперти собора Св.Софии, Новгород

Св. Константин и Елена. XI в. Фреска Мартириевской паперти собора Св.Софии, Новгород

Фреска с изображением Константина и Елены стала одной из первых росписей в новгородском Софийском соборе. На протяжении 50 лет после постройки собор стоял без фресок, там были только иконы. Вероятно, в конце XI века на стенах собора делались «клейма» — росписи на отдельных участках, в своеобразном, «суховатом», графичном стиле. Одно такое изображение сохранилось до наших дней на столбе Мартирьевской паперти собора. Возможно, этот образ сделали в связи с тем, что новгородский собор был освящен 13 сентября (по старому стилю), в день праздника Обновления (то есть, освящения) Храма Воскресения в Иерусалиме. А воспоминание обретения  святого Креста входило в праздничное торжество Обновления.

Круг Гурия Никитина. Ок. 1681г. Из придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в Ярославле. Ярославский художественный музей

Круг Гурия Никитина. Ок. 1681г. Из придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в Ярославле. Ярославский художественный музей

Исследователи полагают, что под влиянием парных изображений Константина и Елены складывается еще один, исторический вариант иконографии Воздвижения Креста. Император и императрица стоят по сторонам от Патриарха, простирая руки в молитве. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся. Ярославская икона конца XVII века демонстрируют появившиеся в русском искусстве новые тенденции. Например, художника очень интересует реалистичное изображение пространства. Поэтому храм представлен как бы в разрезе: мы видим и крышу с закомарами и куполами, и интерьер храма с мощными опорными столбами.

Вологда. 1771г. Из праздничного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Вологодский краевой музей

Вологда. 1771г. Из праздничного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Вологодский краевой музей

Русские художники XVIII века стремятся представить происходящее более «достоверно», поэтому изображают Крест Христов уже монументальным, таким, каким он был. Показательно, что на вологодской иконе действие изображено в интерьере храма, а позади воздвигающего Крест патриарха изображены окна, в которых видны две церкви. Художник знает, что по традиции сцену изображают на фоне храма, но он уже плохо понимает, что означает такой фон. А именно, что действие происходит внутри изображаемого здания. Поэтому находит решение в духе "реализма": рисует два окна, в которых видны фрагменты фасадов зданий, находящихся на улице.   

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва

www.taday.ru

Воздвижение Креста Господня в 2019 году православные отпразднуют в конце сентября

В православном календаре на сентябрь 2019 года имеется несколько больших торжеств, среди которых Воздвижение Креста Господня. Его православные отмечают в конце сентября.

Ежегодно в конце первого месяца осени верующие восточного обряда празднуют Воздвижение Креста Господня. О том, когда отмечают праздник, какая у него история, какие приметы связаны с этим днем — читайте ниже.

История праздника

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — особая дата в церковном календаре. Он был установлен 27 сентября в честь обретения одной из главных христианских реликвий — Креста Христова, на котором ранее был распят Иисус. Отметим, что это один из 12 главных, или двунадесятых праздников православной церкви.

История праздника такова. В 326 году в Иерусалиме возле горы Голгофы мать императора Константина, равноапостольная царица Елена обнаружила Гроб Господень и три креста на месте распятия Христа. Также были найдены гвозди, которые во время казни пронзили Тело Господа, и дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

На месте обретения святыни был воздвигнут христианский храм. Чтобы христиане могли увидеть святыню, священники поднимали, т. е. «воздвигали» крест над головами молящихся. Так был учрежден праздник Воздвижение Креста Господня.

К дате 27 сентября относится возвращение Креста Господня из долгого плена в VII веке. После войны в 614 году с Иерусалимом персидский царь увез святыню, а в 631 году греческий император Ираклий победил персов и вернул Святой Крест в Иерусалим.

Приметы дня

Как и в любой другой праздник на Воздвижение наши предки уделяли много внимания приметам.

ПРИМЕТЫ

  • На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.
  • Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло!
  • На Воздвиженье первая барыня — капуста!
  • На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
  • Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову — на того семь грехов воздвигнутся!
  • Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!
  • На Воздвиженье — осень к зиме быстрее движется.
  • На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.
  • На Воздвиженье двери на замке, чтобы гады в дом не попали.
  • Кто на Воздвиженье пойдет в лес, тот пропадет.
  • Не начинай никакого важного дела — все пойдет прахом.
  • На Воздвиженье дом от нечисти избавляй.

Икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В чем помогает икона Воздвижение Креста:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Традиции праздника

27 сентября 2019 года священнослужители призывают посетить торжественную службу и поклониться Кресту, чтобы попрощаться с тяжестью на душе и продолжать духовный рост. Тем, кто не сможет посетить церковь или храм, можно помолиться дома перед иконой Спасителя. В этот день Небеса открыты и внемлют каждому слову, поэтому попросить у Господа защиты и помощи можно в любой момент.

Запреты на православный праздник Воздвижение Креста Господня в первую очередь касаются похода в лес:

  • Считается, что именно в этот день «змеи и гады уходят в землю». Кто пойдет в этот день в лес — тот пропадет.
  • В этот день нельзя оставлять двери открытыми, чтобы «гады» не заползли в дом в поисках тепленького местечка для зимовки;
  • Существовало поверье: не начинай никакого важного дела на Воздвиженье — все пойдет прахом;
  • В день Воздвижения Креста Господня нельзя есть молочных и мясных продуктов, соблюдая строгий пост.

 

 

 

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

ftimes.ru


Смотрите также