В день усекновения главы иоанна предтечи


Когда отмечается праздник усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — праздник в честь мученической смерти Крестителя Иисуса Христа и проповедника слова Божьего, подготовившего людей к приходу Спасителя.

Иоанн Предтеча — знаменитая и важная фигура в христианском вероисповедании. Как и любому мученику, причисленному к лику святых, Крестителю Христа выпало страшное испытание. Он закончил жизнь свою в мучительной и насильственной смерти, жертвенно вверив свою судьбу воле Господа.

Православная церковь свято чтит подвиг пророка. Именно в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен строгий пост, выражающий всю скорбь христианского народа о скоропостижной утрате.

История праздника

Иоанн Предтеча был ниспослан Свыше, дабы вселить в сердца людей веру и подготовить души людей к приходу Спасителя. Однако проповедь Крестителя была недолгой. Через малое время после крещения Христа пророка схватили и бросили в темницу.

На троне восседал сын Ирода Великого, убившего множество вифлиемских младенцев в свое время. Однако Ирод младший отличался мягкосердием: он вникал в слова посланника Божьего и боялся разгневать Небеса и народ, так полюбивший Иоанна. Но дерзость пророка не пришлась по душе ни царю, ни его жене. За правду Предтеча был заточен в темницу, о чем прослышали все в округе.

Спустя год во дворце царя был широкий пир в честь дня его рождения. Для знатного люда танцевала падчерица самого Ирода, Саломея. Танец ее привел правителя в дикий восторг, из-за чего он пообещал ей, что подарит ей в награду все, даже полцарства. По наущению царицы-матери, которая люто ненавидела Иоанна, Саломея избрала ужасную плату. Юная девушка публично заявила о своем желании царю, потребовав голову Крестителя. Ирод боялся гнева Божьего, но еще больше он боялся, что слово царя станет пустым звуком. В тот же час один из стражей принес голову Ионна Предтечи, вручив Саломее.

Предание гласит, что до того, как отсеченная голова неповинного пророка была погребена на Елионской горе, она перетерпела ужасные издевки со стороны злых и безбожных людей. Все присутствующие, желающие смерти Крестителя, поплатились жизнью. Для них Господь уготовил не менее мучительные испытания.

Праздник усекновения главы Иоанна Предтечи

Страшная казнь Иоанна Предтечи состоялась в 32 году от Рождества Христова, 29 августа по старому стилю. День насильственной кончины знаменитого пророка в православии получил название «Усекновение главы Иоанна Предтечи». С переходом на Юлианский календарь дата празднования сместилась. Ныне праздник отмечается 11 сентября, и верующие со всего мира предаются воспоминаниям о трагической утрате Крестителя Господня.

Ежегодно 11 сентября верующие люди в скорби вспоминают день расставания святого с этим миром. Казалось бы, в день казни зло восторжествовало, проповедник пал. Так почему же это событие считается праздником? Ответ на удивление прост. Мученическая смерть подытожила жизнь Иоанна Предтечи. Несокрушимая вера Крестителя Господня совершила подвиг сама за себя.

Церковь учит, что все, кто погиб за Христа, за добро, справедливость и правду, погибли не зря. Жизнь, отданная в мучениях во имя истинны, есть великая жертвенность, выказывающая любовь. Казнь Иоанна Предтечи лишь укрепила его проповеди, его идеалы. Он оставил после себя легенду, о которой мы помним до сих пор.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — удивительный праздник, в котором есть место как скорби, так и радости. Избранник Божий прожил счастливую жизнь и воссоединился с Господом 11 сентября. Эта памятная дата должна внушать надежду, что, хоть жизненный путь тернист и сложен, истинная вера всегда будет вашей путеводной звездой. Пусть ваша вера крепнет день ото дня. Мы желаем вам единства в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Слово в день усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, Слова и речи. Том II

В память вечную будет праведник (Псал. 111:6).

Воспоминая день усекновения честной главы Св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспомянем, братия, некоторые черты жизни его, дабы скорбное чувство негодования на тот жестокий жребий, коему Ирод подверг великого Пророка, превратилось в чувство благоговения к святости того, о ком Спаситель сказал, что это есть болий в рожденных женами (Мф. 11:11).

Кто был Предтеча Господень? Сын Захарии, который был священником в Иудейском народе, и Елизаветы, которая происходила от племени Ааронова. Оба они, отец и мать, были праведны пред Богом, ибо поступали во всем по заповедям и уставам Господним беcпорочно (Лк. 1:6).

Судьба Предтечи Господня тесно соединена была с событиями земной жизни Иисуса Христа. Еще в ветхом завете Господь, утешая Израильтян скорым пришествием Своим на землю, говорил им: се Аз посылаю Ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим (Мал. 3:1). Захария первый узнал, что сей Ангел – Предтеча Господень, есть сын его, узнал еще до его зачатия. Жена твоя Елизавета родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея. И многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И moй предъидет пред Ним духом и силою Илииною уготовати Господеви люди совершенны (Лк. 1:13–17). Вот что предсказано было об Иоанне Крестителе. Кто из пророков имел такое свидетельство о своем достоинстве? Велик был Авраам: ибо называется отцом верующих и храмом Божиим; велик был Моисей: ибо называется вернейшим рабом Господа во всем дому Его; велик был Давид: ибо Сам Бог называет его мужем по сердцу своему; велики были все праведники ветхозаветные; но кто болий из всех пророков? Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь Иисус (Мф. 11:11).

Жизнь Предтечи Господня, со времени его рождения до времени вступления его в служение Господу, малоизвестна. Евангелист Лука весь этот промежуток времени изображает в следующих словах: отрок же растяше и крепляшеся Духом, и бе в пустынях до дне явления своего во Израили (Лк. 1:80). И бе в пустынях. – Почему не в училищах? Разве не было училищ во время его? Были. Но кто исполнен был Духа Святого еще от чрева матери своей, тот не имел нужды в школе. Пустыня Иорданова была для Иоанна училищем совершенной мудрости. Из пустыни вышел он девственником и постником, пророком и учителем.

Образ жизни Иоанновой был необыкновенный. Знаете ли, что он носил на себе? Имяше ризу свою от влас верблуждь и пояс усмен о чреслех своих. Знаете ли, чем он питался? снедь его бе пружие и мед дивий (Мф. 3:4). То и другое, одеяние и пища, удовлетворяли необходимейшим потребностям тела так, что вместе способствовали возрастанию в духовной жизни.

В звание пророка и учителя Иоанн вступил уже около тридцати лет не по собственному желанию, но по воле Господней: бысть глагол Господень ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лк. 3:2). Покаяние и вера в грядущего Мессию была предметом его проповеди. Крещение водою было печатию веры и покаяния. В этом состояла должность Предтечи. Но чего требовала она от пророка и учителя? Духа и силы Илииной. И действительно, в служении своем Иоанн показал такое мужество и силу духа, такую ревность и бесстрастие, такую неустрашимость, какие только возможны человеку, возвысившемуся над всеми немощами человеческими. Чего стоило ему победить предрассудки своего времени, ослабить пороки, смирить гордость мнимо-праведных, и заставить их признаться в своих беззакониях? И он все это сделал, как ревностный поборник истины. И исхождаше к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне: и крещахуся вcu во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя (Mк. 1:5).

Но что всего труднее было для Иоанна, то это дело крещения, которое он должен был совершить над Иисусом Христом. Когда Креститель увидел между пришедшими к нему того, от Кого одного грешники должны ожидать прощения грехов своих и очищения, и возрождения водою и духом: то изумился и воскликнул: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? (Мф. 3:14) Ужели Бог сый благословляется человеком? Ужели солнце освещается светильником? Ужели больной врачует врача своего? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мне? Что же сказал ему Господь? Остави ныне: Я свободен покоряться закону; сего требует спасение человеков. Остави – это тайна: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3:15). И трепещущий раб исполняет волю своего Владыки.

После крещения Господа нашего Иоанн продолжал свою проповедь к сынам Израилевым, уготовляя сердца их к принятию света. Как строгий ревнитель добродетели, он не преставал глаголати истину пред самим Иродом, обличая его в противозаконном супружестве: недостоит ти имети жену Филиппа, брата твоего, говорил он Царю (Мф. 14:3–4). Но знаете, братия, что правда колет сердце и жжет совесть. Ирод не вытерпел обличения; заключил проповедника в темницу, и, по просьбе супруги своей, повелел усекнуть главу его. Так окончилось поприще Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Предварив рождество Господа Иисуса своим рождением, он предварил и спасительную смерть Его своею смертию.

Вот некоторые главнейшие черты жизни великого пророка. Возьмем, братия, некоторые черты для подражания им в своей жизни.

Иоанн жил в пустыне. Не можем ли и мы иметь свою пустыню? Уклоняйся от шумных собраний света, где легко может подвергнуться искушению твоя невинность, душевный мир, добродетель; домашнее уединение, мирный круг семейства – вот твоя пустыня; входи, сколь можно чаще, в ту сокровенную храмину, о которой говорит Спаситель, и молись Отцу твоему небесному – вот твоя пустыня.

Иоанн соблюдал строгое воздержание в пище и питии. Ты не можешь питаться тем, чем питался Креститель? Но питаясь своею пищею, почему не питаться с благоразумною умеренностию? Господь запретил угождение плоти, удовлетворение прихотям. Пример Иоанна да ослабит в нас излишнюю заботливость о том, что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф. 6:31), и да научит нас скромности и воздержанию среди самого изобилия.

Иоанн хранил девственность. Не все мы, братия, призваны к девственной жизни, но все призваны к житию святому и непорочному. Посему, вступил ли кто в брак? Брак да будет честен, и ложе нескверно. Находится ли кто в безбрачном состоянии? Будь свят телом и духом.

Иоанн был неутомим в трудах для славы Божией и спасения ближних, неустрашим, нелицеприятен, беспристрастен к себе и другим. Не каждый ли из нас должен быть таковым на поприще своего служения, каковым был Иоанн в служении истине и правде? Кто одобряет беспечность и нерадение на службе, малодушие и робость в защищении правды, лицеприятие и пристрастие к другим? Не каждый ли, напротив, хвалит трудолюбие, мужество, бескорыстие? Будь же неутомим в трудах, которых требует твоя должность, ревностен и неустрашим. Нужно ли говорить правду? Говори, как Иоанн. Нужно ли потерпеть что за правду? Терпи, как он, и утешайся той мыслию, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

Прославим, братия, Предтечу и Крестителя Господня, воздержною, святою жизнию, глубоким чувством смирения пред Богом, ревностным исполнением своих обязанностей и мужественным перенесением всех бедствий, для славы имени Божия не пощадим, когда было бы нужно, и самой жизни. Прославляя таким образом Иоанна Крестителя, прославимся и мы, если не здесь – на земле, то там на небе. Аминь.

azbyka.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября 2017 года

11 сентября. ПРАВМИР. Православная Церковь вспоминает Усекновение главы пророка и крестителя Господня Иоанна.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. Он приходился по материнской линии родственником Господу Иисусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Господа.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Разве Усекновение главы Иоанна Предтечи – может быть праздником?

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Святая глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».


Вы прочитали статью Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября 2019 года. Читайте также:

www.pravmir.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что и почему нельзя делать в этот день

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник 11 сентября, который занимает в христианстве особое место.

Само собой, что и традиции праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи имеет особые.

Начать с того, что это последнее великое торжество церковного года: с 14 сентября начинается уже новый церковный год.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что можно есть – обильное постное застолье

Начнем с того, что в праздник Усекновения 2019 особо верующие люди держат строгий пост (под запретом не только молочно-мясные продукты, но и рыба). У праздника даже есть еще одно название – Иван Постный.

С одной стороны, это делается в память о пышном пире, на котором Саломея обменяла свой танец на голову пророка. Дабы не уподобляться гостям-язычника, на забаву которым и была представлена голова святого Иоанна – христиане и постятся в этот день. Таким образом они как бы отказываться быть "сообщниками чревоугодия Ирода и гостей на пиру его".

С другой стороны, с древних времен люди верят: если на Усекновение поститься "от креста до креста" (неделю до и неделю после праздника), а непосредственно в этот день вкушать лишь хлеб (пшеничный или кукурузный) и воду – то загаданное в этот день желание с Божьей помощью непременно сбудется.

При этом Усекновение главы Иоанна Предтечи – это все-таки праздник, поэтому в этот день собирается обильное постное застолье. Впрочем, на стол не подают:

  • арбузы,
  • яблоки,
  • виноград,
  • груши,
  • чеснок,
  • лук – в общем все фрукты и овощи шаровидной формы, напоминающие голову.

Также в этот день не пьют вина, так как оно ассоциируется с кровью.

Можно приготовить каши, пироги продолговатой, но не круглой формы, блюда из грибов, кабачков и баклажанов (тем более, что сейчас для них самая пора), салаты из огурцов, кисель и пр. Приправлять еду разрешается лишь растительным маслом.

Читайте такжеЧто и как лучше всего приготовить из грибов в пост: подборка видеорецептовПриготовить блюда на праздничный стол лучше заранее, так как существует еще одна интересная традиция на Усекновение главы Иоанна Предтечи – отказ от использования ножа. То есть в этот день стараются вообще не брать в руки колюще-режущих предметов. Даже хлеб ломают руками, как вариант – можно купить уже нарезанный.

"Кто на Усекновение ножом воспользуется, тот сам без головы останется", – говорят в народе. И стараются не брать ножа в руки в этот день, особенно для нарезки чего-то круглого (напоминающего голову, например, капусты).

Еду на стол не подают на круглых тарелках: на таком круглом блюде носили после казни отрубленную главу Иоанна Предтечи.

На Усекновение главы Иоанна Предтечи – приготовление угощений для нищих считалось обязательным. Несостоятельный люд не только одаривали едой, но и звали к столу.

Читайте такжеРождество Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день

Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать

Помимо запретов в еде и на пользование ножом на Усекновение, 11 сентября, нельзя:

В праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи священники также не проводят обряды венчаний.

glavred.info

Усекновение главы Иоанна Предтечи, верного до конца

Иоанн Предтеча, пророк, друг Господень, приказом царя Ирода по просьбе падчерицы, по наущению жены, во время царского пира — убит ради красного словца

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска, 16 век. Греция, Афон

11 сентября Церковь вспоминает Усекновение главы  Иоанна Предтечи, крестителя Господня.

Ну и семейка

Казнь про­изо­шла во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния царя Иро­да, сына Ирода Великого, давшего приказ избить Вифлеемских младенцев. На пиру при­сут­ство­ва­ли главные люди страны. Соломия, дочь любовницы Ирода, Иро­ди­а­ды, тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми и так угодила, что царь по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – до по­ло­ви­ны цар­ства.

По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну, обличавшему Ирода в сожительстве с ней — женой своего брата, Са­ло­мея по­про­сила «подать ей тотчас, на блюде, го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля».

Ирод засмущался, но ради клятвы, данной при главных людях страны, велел отрубить Предтече голову.

Иоанн Креститель. Частью полиптиха римнийской школы треченто, последователей Джотто. 14 век

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле убийства Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23:7-12).

А запретная любовь не принесла любовникам счастья. Ирод и Иродиада  бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых. И когда Христос вышел на проповедь, Ирод в ужасе поверил в воскресение Предтечи: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска 18 века, Греция

Вскоре Иродиада потеряла свою дочь: Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­к, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в во­де. Она пы­та­лась вы­брать­ся, но не получалось, и острые глы­бы льда пе­ре­ре­за­ли ее шею.

Андреа Соларио, «Саломея получает голову Иоанна Крестителя» (первая половина 16 века)

Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой как свидетельство гибели Саломии.

Через годы подросший племянник Ирода написал на дядю донос кесарю и тот (это был Калигула) сослал Ирода в отдаленную провинцию — Испанию, в тюрьму, где Ирод и умер.

Самый загадочный из Пророков

Митрополит Антоний Сурожский: «В этот день, когда перед ужасом и величием судьбы Крестителя Иоанна опускаются руки,

Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека.

Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, – вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: “Верь до конца, и будь верен до конца!”»

У родителей Иоанна Крестителя, священника Захарии и его жены Елизаветы, долго не было детей. Когда они были уже старыми, однажды во время служения Захарии в храме ему явился ангел с вестью от Господа: у него родится сын и станет пророком и предтечей Мессии — будет готовить народ Израиля к приходу Христа. Захария усомнился — он и жена его уже стары. За это сомнение он был наказан немотой, которая разрешилась, как только младенец Иоанн появился на свет. На илл.: Целование Захарии и Елисаветы. Икона 17 века.

Рождество Иоанна Предтечи. Икона 17 века, Балканы

Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины

Мастер Тихон Филатьев, икона «Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития» (1689)

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века

Иоанн Предтеча. Художник круга Андрея Рублева. Около 1420. Из Николо-Песношского монастыря под Дмитровом

П.Брейгель, «Проповедь Иоанна Предтечи» (1566)

А.А.Иванов, «Явление Христа народу» (1837): Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем Мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос

Иоанн Предтеча: Крещение Господне. Икона 16 века

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века

Караваджио, «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска 1321 года

 

Проповедь Иоанна Предтечи в аду (клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»), 18 век

Мастер Иосиф Чириков, «Святая глава Иоанна Предтечи». 1880-е годы

Обретение главы Иоанна Предтечи. Клеймо современной житийной иконы

Обретение главы Иоанна Предтечи. Книжная миниатюра 9 века

Н. Е. Маковский, «Вид церкви во имя Пророка Иоанна Крестителя села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872)

www.miloserdie.ru

УРОК ВНИМАНИЯ К СТЫДУ... Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна » Москва

Есть стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать(Сир.4:25). Это изречение древнего библейского мудреца разъясняет нам одну нравственную черту, выразившуюся в обстоятельствах мученической кончины святого Иоанна Крестителя. Стыд Ирода сознаться пред своими придворными в безрассудности клятвы, данной угодившей ему танцовщице – исполнить всякую ее просьбу, довел его до преступного повеления предать смерти величайшего праведника, против собственного его убеждения. 

Это внутреннее его убеждение в невинности и благотворном влиянии святого Иоанна на его собственную загрубевшую в преступлениях душу возбуждало в нем смущение и стыд пред самим собою. Но в порочном его сердце проблеск стыда истинного пред своею совестию был подавлен стыдом ложным перед людьми. Для выхода из затруднительного положения путем сознания в безрассудстве данной клятвы и раскаяния у него не достало честности и мужества, – и преступление совершено. Так есть один стыд наводяй грех, и есть другой стыд слава и благодать.        

<…> Урок о внимании к стыду истинному и о хранении себя от стыда ложного особенно нужен христианам нашего времени.

      

Нет надобности много объяснять, какую страшную силу получил в наше время стыд ложный, т. е. стыд перед людьми и их мнением, становящийся на место стыда истинного пред Богом и совестию. Возобладали в ученом мире враждебные христианству учения – нельзя не следовать им, или по крайней мере неудобно бороться с ними: стыдно показаться врагом современного просвещения; хотя с чужого голоса, хотя наобум, а надобно повторять современные так называемые либеральные мысли. Вводятся обычаи, разрушающие нравственный порядок церковной и семейной жизни, – нельзя не следовать им, хотя совесть и восстает против них: стыдно идти против общего направления века, когда все так восхваляют современные усовершенствования во всех родах жизни частной и общественной.

 Выходит мода в одежде, нередко безобразная и неудобная, и вредная для здоровья – нельзя не следовать ей: стыдно перед людьми, когда все ей следуют, хотя для большинства любителей моды это и дорого, и средств у них мало, и семейства их от этого страдают. Смущается юноша, когда развратные товарищи влекут его к преступным удовольствиям, – нельзя бежать от них: это значило бы противиться современной цивилизации, да и стыдно показаться недорослем, боящимся гнева отца и матери и неумеющим завоевать себе свободу. 

Внутренне страдает девица, попавшая в общество людей, поставивших себе целию развитие и высвобождение женщины из-под влияния старинных христианских правил скромности и целомудрия, но она вопреки совести молчит и не выражает негодования: стыдно показаться непонимающею современного движения к установлению полноправности и равенства женщины с мужчиною и свободного отношения полов. Вот стыд наводяй грех. И мы видим своими глазами, какое множество грехов от него разливается в нашем обществе.    

    

Раскроем с большею подробностию библейское учение о другом стыде, плодами которого являются слава и благодать, т.е. совершенство и благополучие.

       

Стыд истинный, как прирожденное свойство души человеческой, проявляется в двух видах. Первое, наиболее для нас понятное, движение стыда – это страдание души по совершении нравственно неприличного поступка или преступления. Мы с детства помним, как во дни невинности мы внутренно страдали, когда уличали нас во лжи, употреблении неприличных слов, обиде братьев и сестер и т.п. Еще более памятны нам первые падения, состоявшие в свободном и сознательном нарушении заповедей Божиих, разрушившие наш внутренний мир и блаженное состояние невинности. 

Здесь стыд есть болезненное ощущение души, входящее в состав целого ряда нравственных страданий, называемых угрызениями совести, и относится как к внутреннему сознанию нашего унижения, так и к внешнему обнаружению греха, когда грешнику кажется, что все знают о его преступлении и все видят на лице его следы его позора. В этом состоянии грешник готов скрыться от себя самого и от всего мира; так скрылись наши прародители после грехопадения, услышав глас Господа Бога, ходящего в раю (Быт. 3, 8). Освободиться от этого стыда можно только искренним раскаянием во грехах, исправлением жизни и внешнего поведения.       

Другой вид стыда, менее нами понимаемый и наблюдаемый, есть стыд предварительный, предупреждающий грехи и преступления. Он есть смущение души при виде нравственного неприличия, при появлении соблазна и приближении греха. Он переходит в страдание, когда невинная душа пред опасностию греха трепещет, как горлица при появлении хищного ястреба. Это прирожденное и драгоценное свойство души человеческой. Если бы материалисты обратили на него должное внимание, то по одному этому чувству не смешали бы человека с безсловесными животными. 

Стыд в этом смысле можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать смрад греха и отвращаться от него. Как телесное чувство обоняния предохраняет нас от вредной пищи, питья и от зараженного воздуха, так чувство стыда предохраняет нас от греха. Как притупленное обоняние лишает нас способности замечать вредное для нашего здоровья, так ослабление или утрата естественного чувства стыда подвергает нас опасности освоиться с зловонием греха, придышаться и привыкнуть к нему, как бедные люди привыкают к зараженному воздуху в гнилых помещениях. <…

        

В наш век как будто намеренно все направляется к изгнанию из обществ стыдливости и водворению в них неограниченной свободы в обнаружении всех дурных свойств природы человеческой. <…> Удивительно ли после этого, что у нас жены бросают мужей, а мужья жен своих, дочери убегают из домов родительских в развратные запрещенные сборища молодых людей не только здешних, но и заграничных; сыновья с раннего возраста оставляют книги и бросаются во все роды преступных удовольствий? Многими и многое в этом порядке жизни извиняется и оправдывается; иные, и сознавая опасность такого положения, с чувством безпомощности говорят: «Что делать? Ныне такое время». 

Как будто время есть какая-то непобедимая сила, влекущая нас против воли к развращению и бедствиям, как будто не мы сами делаем время таким или другим, т.е. благоприятным для христианской добродетели или затрудняющим исполнение нравственных обязанностей. Изменимся сами каждый в своем кругу, усугубим осторожность и бдительность по отношению к современным соблазнам – и изменится наше время. Это трудно при общем нравственном расслаблении, но необходимо для нашего собственного блага. При доброй воле и помощи Божией все возможно.       

 

Но древний мудрец <…> в особенное совершенство, а следовательно и в особенную обязанность вменяет стыдливость женскому полу: благодать на благодать жена стыдлива (Сир. 26, 18). Сама природа одаряет женщину особенною силою стыдливости и тем дает понять, что в женском поле она должна быть охраняема с особенною заботливостью. 

Если общество безстыдных мужчин представляет противное зрелище, то общество утративших стыд женщин становится еще более возмутительным и жалким. Можно по справедливости сказать: погибло то общество, где женщины утратили стыд. И в этом нетрудно убедиться. Женщине принадлежит первоначальное воспитание детей. На ней лежит обязанность охранять невинность детских душ и заблаговременно подавлять в них всякое проявление дурных склонностей.

Но как это делается? Не наставлениями и рассуждениями, которых малые дети не понимают, а простым пробуждением в них естественного чувства стыда, простым и коротким словом: «Стыдно». Это краткое указание на естественную потребность хранить чистоту нравственного чувства, соединяемое с христианским, столь же кратким указанием: «грех», пробуждающим в невинной душе чувство страха Божия, – составляет самый верный способ первоначального нравственного воспитания. 

И вокруг понимающей это матери и представляющей в себе пример целомудренной стыдливости вы никогда не увидите детей неприлично одетых, распущенных и дерзких. Стыдливая жена не только девиц, но и взрослых сыновей, занимающих вне дома неблаговидные привычки, одним своим словом приводит в порядок; она и забывающегося мужа одною краскою стыда на лице своем и выражением оскорбленного достоинства заставляет опомниться; она и на гостей своих, кто бы они ни были, одним своим скромным видом и целомудренным взглядом налагает печать сдержанности и приличия.

Это могущественное влияние женской стыдливости признают даже испорченные мужчины, прекращая при появлении женщины вольные речи. Не то видим мы в семействах, где хозяйка дома и своим и чужим подает пример развязности и вольности, давая понять, что в ее доме царствует свобода, что у нее все позволено. Из таких домов и выходят дети, которым впоследствии никакими усилиями нельзя внедрить в душу утраченную стыдливость и которых так трудно удержать на пути чести и нравственного приличия. Какое значение каждая женщина имеет в своем семейном кругу, такое же и все женщины, взятые вместе, имеют в целом обществе относительно окружающей их среды.

 Там, где они во всех вселяют уважение к себе и опасение оскорбить их нравственное чувство, там сдерживаются страсти и соблюдаются нравственные приличия; там же, где это влияние утрачивается, всякому обществу предоставляется возможность превращать свои собрания в более или менее шумные оргии. Но великое несчастие нашего времени состоит в том, что все, как мы сказали, ныне направлено к тому, чтобы лишить современную женщину этой нравственной силы и этого лучшего ее украшения. <…>        

Как же возвратить стыдливость и целомудрие в наши семейства и в общество, когда они утрачиваются?

       

Для этого нужно <…> воcстановить в семействах под руководством нашей воспитательницы, Православной Церкви, благочестивое настроение в поведении всех взрослых членов семьи – родителей, родственников и старших детей, чтобы и малолетки чувствовали этот дух благочестия, который столь же животворно действует на нравственное течение духовной жизни, как чистый воздух на здоровье тела. 

Благоговейное отношение ко всему божественному и священному, прилежание и порядок в занятиях, приличие в одежде, осторожность в слове при напоминаниях молодым людям о приличии нравственном, обязательном не только для христианина, но и для всякого честного человека, – вот совокупность средств, или, лучше, среда, где воспитываются и охраняются чувство страха Божия и родственная этому религиозному чувству естественная стыдливость и целомудрие.       

<…> Что делает наш век из девиц и юношей, куда ведет он народы христианские при торопливости, легкости и односторонности в деле образования и при ложных взглядах на развитие общества, – об этом страшно и думать. Крепок и силен духом был наш православный народ, поставленный Промышлением Божиим под руководство Церкви, а теперь и он видимо слабеет, мельчает и развращается. И это в наше так называемое просвещенное время...

       

Скажем в духе покаяния словами пророка: Господу Богу нашему правда, а нам стыдение лиц (Вар. 1, 15). Аминь. 

       

Архиепископ Амвросий (Ключарев)           

3rm.info

традиции дня Иоанна Предтечи 2019

В календаре православных праздников сентября есть один очень важный день, который мы просто не могли обойти вниманием. Это день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В череде осенних праздников об этом в последнее время много спрашивают наши читатели.

Из нашей статьи вы узнаете:

  1. История праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи.
  2. Усекновение главы Иоанна Предтечи: приметы и обычаи.
  3. Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 11 сентября. Иоанн Предтеча — день памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову. Про историю Усекновения читайте далее.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Для тех, кто интересуется, что означает праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи, сообщаем, что история праздника связана с Евангельским повествованием. После Крещения Иисуса Иоанн продолжает своё пророческое служение по имя Христа-Спасителя. Царь Ирод оказался одним из тех, кого разоблачил Иоан, ведь тот при живом брате Филиппе, отобрал у последнего жену — Иродиаду, нарушив заповедь о прелюбодействии. Об этом и говорит открыто Иоанн царю Ироду. За такую смелость Ирод сажает Иоанна в тюрьму, оставляя на время Иоанна в живых, поскольку простой иудеиский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком. Во время дня рождения Ирода дочь Иродиады исполняет пляску, которая очень понравилась пирующему Ироду.

В награду за танец Ирод даёт клятву: дать своей падчерице все, что она пожелает. Когда падчерица Ирода спросила совету у мамы, та попросила в награду за танец отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Ирод хоть и нарушил свое слово перед вельможами, но палача за головой Иоанну отправил. Затем отрубленную голову на блюде приносят на пир и вручают дочери Иродиады. Ученики Иоанна погребают тело Предтечи. Данное событие и послужило причиной для установления этого христианского праздника.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: приметы, обычаи, обряды

Усекновение главы Иоанна — не праздник в традиционном понимании, это день памяти, поэтому и традиции этого дня связаны не с увеселительными мероприятиями, а скорее поминальными. В праздник Иоанна Предтечи 2019 также стоит придерживаться строгих предписаний. Есть несколько важных традиций, которые нужно чтить.

Для тех, кто постится, в день Усечение головы Иоанна Предтечи, уготовано помилования от грехов, поскольку день очень сильный с точки зрения энергетики. А еще люди верят, что у постящегося в этот день человека исполнится любое желание, которое будет загадано. 

Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется. Так говорит традиция этого дня. В этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ножом, и любыми колюще-режущими предметами. Особенно непозволительно резать капусту, поскольку она ассоциируется с головой. 

Усекновение главы Иоанна Предтечи приметы говорят о том, что кто танцует и поет в этот день — на свою душу смертный грех берет. Эта примета связана с тем, что из-за танца Саломеи, падчерицы Ирода, погиб Иоанн Креститель. Поэтому, в этот день не допустимо ни петь, ни танцевать. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

Праздник Иоанна Предтечи: что нельзя делать

Также публикуем важную информацию о том, на Усекновение что нельзя делать. В  церкви этот день — строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день — напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать. 

Икона святого Иоанна Предтечи

Есть много типов сюжетов икон Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые обладают большой целительной силой. Каждый год паломники совершают поход к этой святыне.

Теперь вы знаете главные моменты праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Также смотрите, что надо успеть сделать этой осенью.

Фото: открытые источники в Сети, Майстерня Треті півні

Материалы по теме:

hochu.ua

День Усекновения главы Иоанна Предтечи 2018: службы, молитвы, традиции

День Усекновения главы Иоанна Предтечи православная церковь отмечает 11 сентября — христиане в этот день вспоминают насильственную смерть последнего ветхозаветного пророка, которая описана в Евангелии.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы, предсказавший пришествие Мессии и крестивший Иисуса Христа в реке Иордан.

Тернистый путь Предтечи

Будущий Креститель родился в семье священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) около Хеврона (в Нагорной стране), на юге от Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше него.

Само рождение его было знамением божьего всемогущества и указанием на особую миссию будущего пророка, так как родился у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей.

С юных лет Святой жил в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил самую простую одежду и питался исключительно растениями, диким медом и акридами (род саранчи).

Пророк Иоанн по зову Господа явился на берегах Иордана в тридцатилетнем возрасте, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии. Призывая людей покаяться в грехах, он крестил их погружением в воду.

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира — Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…". Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение.

Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что и пострадал.

Вскоре пророка Иоанна посадили в темницу по приказу царя Ирода Антипы, за обличение его в том, что он оставил законную жену и сожительствовал с Иродиадой, которая была замужем за родным братом Ирода — Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и его гостям, что царь клятвенно обещал ей дать все, чего ни попросит, в плоть до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла ее своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной Святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе.

Иисус Христос говорил о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя".

Церковные традиции

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.).

На великой вечерни читаются три паремии (отрывки из Ветхого завета) — отрывки из книг пророка Исаии, пророка Малахии, царя Соломона, в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече.

© photo: Sputnik / В. Дружков

Репродукция иконы "Иоанн Предтеча в пустыне"

На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи.

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, церковь празднует его радостно, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихирах (стихотворная строка) на малой вечерни: "На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание".

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

Народные традиции и приметы

В старину считали, что тот, кто постится в этот день – избавится от многих грехов. Люди также верили, что у постящегося в этот день человека исполнится любое желание, которое будет загадано.

В этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ножом, и любыми колюще-режущими предметами – в народе считали, что тот, кто в этот день будет пользоваться ножом, возьмет на себя грехи убийц пророка. Поэтому, хлеб и пироги в этот день разламывали руками.

Особенно нельзя было резать капусту, поскольку она ассоциируется с головой. В этот день нельзя ни петь, ни танцевать, соответственно и венчаться. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

В этот день нельзя употреблять в пищу продукты, имеющие округлую форму: капусту, лук, помидоры, яблоки, арбузы, хотя церковь называет это суеверием.

Запрещалось также использовать продукты и напитки красного "кровавого" цвета.

По традиции, в этот день собирали корнеплоды, в частности, свеклу и морковь, так как считается, что именно в этот день все корневые овощи полностью созревают. Но собирали овощи со специальными молитвами.

О чем молятся

Святому Иоанну, как проповеднику покаяния, молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства, о помощи заключенным.

К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Издревле пророк Иоанн особо почитался крестьянами и пчеловодами, поэтому его просят об изобилии земных плодов.

Молитвы

Молитва первая

 

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче,

постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления,

не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием,

яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити,

иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния,

кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными,

молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго,

во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю,

пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя?

Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените,

яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех,

ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час,

понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче,

постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления,

но возстави мя, низверженнаго многими грехи.

Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси:

крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно.

Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит,

в Царствие Небесное. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Глава Иоанна Предтечи — Википедия

Глава́ Иоа́нна Предте́чи — голова Иоанна Крестителя, отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Глава была закопана Иродиадой в одном из поместий Ирода[1]. По церковному преданию, обретение главы Иоанна Предтечи происходило три раза. Является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Праздник отмечается 29 августа (11 сентября). В честь обретения этой части мощей установлены православные праздники обретения главы Иоанна Предтечи.[1] Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 24 февраля (8 марта). 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы.

Иоанн Креститель был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20).

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Ученики Иоанна Крестителя, узнав об этом, тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии[2], а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Иродиада пронзила иглой язык, её обличавший и закопала голову в нечистом месте. Иродиада не позволила, чтобы главу Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Знавшая об этом кощунстве Иоанна[3] — благочестивая жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла её на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.[4][5][6]

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя её, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча.[7] Об этом их заблуждении свидетельствует Евангелие (Мф. 14:2, Лк. 9:7-9).

Вид на часовню

Место Обретения

Икона на Месте Обретения

Первое обретение

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знамениям. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви.[8] Он положил её на том самом месте, где была его келья и церковь. После его кончины церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.[9]

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь[9].

На месте первого и второго обретения располагается часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Место первого и второго Обретения главы святого Пророка представляет собой углубление в полу часовни, выложенное цветной мозаикой геометрического рисунка. Оно защищено легким металлическим ограждением с иконой «Обретения главы святого Иоанна Крестителя». Мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным).[10].

Вырубленная в скале ниша

Нерукотворный образ Главы на скале

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте[9]. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви[9].

Место третьего обретения главы представляет собой большую овальную нишу вырубленную в скале в труднодоступном месте. Углубление, в котором долгое время хранилась великая христианская святыня открыто для паломников. Между лампадой и иконой Богородицы — нерукотворный образ главы Иоанна Предтечи.

История с мощами Иоанна Крестителя после третьего Обретения Главы Иоанна Предтечи так и не выяснена до конца. Частиц главы святого Иоанна Крестителя в мире существует несколько. Честная глава Предтечи вернулась в Константинополь и сначала хранилась в царских палатах, а затем часть её в Студийском Предтечевом монастыре. В 1200 году, за четыре года до взятия Константинополя крестоносцами верх главы видел паломник Антоний, другую часть главы видели в Петре и в монастыре Продром.[7] С крестоносцами она попала во Францию и в Рим. О том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и турецкая Антиохия, и один из монастырей Армянской Апостольской Церкви.[11]

Франция[править | править код]

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

По одному из преданий, каноник Валлон де Сартон из Пикинии, в апреле 1204 года, во время Четвёртого крестового похода нашёл в развалинах одного из дворцов Константинополя футляр, в котором находилось серебряное блюдо. Под стеклянным колпаком он обнаружил останки человеческого лица без нижней челюсти с отверстием над левой бровью. Надпись на греческом языке подтверждала, что перед ним мощи святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом о том, что Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон доставил находку в Пикардию, на севере Франции.

17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно принял святые мощи Иоанна Крестителя и с этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил фундамент нового кафедрального собора Notre Dame d’Amiens, куда и была перенесена лицевая часть главы святого Иоанна. В 1958 году проводилось изучение реликвии и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии. В последние годы в Амьене все чаще бывают и православные паломники.[7][11][12]

Италия[править | править код]


Фрагмент головы Пророка можно наблюдать в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите (San Silvestro in Capite) в Риме. Ранее на месте современной базилики располагался языческий храм Солнца. В VIII веке старый храм был разрушен и перестроен в Базилику Сан-Сильвестро ин Капите. Фраза «in Capite» (от лат. Caput — «голова») относится именно к фрагменту главы Иоанна Крестителя, который хранится там как реликвия, в часовне, слева от входа. Полное название с применением фразы «на главе» появилось только с XIII века, когда в него была перенесена голова Иоанна Крестителя, долго странствовавшая по разным странам и повсюду утрачивавшая то те, то другие свои части.[13]

Источников, позволяющих раскрыть историю появления в базилике христианской святыни, не обнаружено.

Сирия[править | править код]

Гробница Иоанна Крестителя (Яхья) с частью Главы внутри мечети

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Капсула с частицами честной главы находится в небольшом павильоне — гробнице Крестителя Иоанна. Мечеть Омейядов — одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане также почитают Иоанна Крестителя пророком и называют Яхья. Во времена Римской империи на этом месте располагался храм Юпитера, а после присоединения к Византии (395 г) христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 г. не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть.[11]

По рассказам, Глава Иоанна была здесь всегда, но нашли её только во время возведения самой мечети. Халиф хотел избавиться от святыни, но только дотронулся до неё, как не мог сойти с места и решил оставить реликвию в покое. На поклонение святыне в мечеть Омейядов приходят и христиане, и мусульмане.[14][15]

Нагорный Карабах[править | править код]


По одной из версий, после падения Константинополя реликвия была перенесена в Армению и по сей день находится в Гандзасарском монастыре, в Нагорном Карабахе. Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Гандзасаре можно найти в рукописи Мовсеса Каганкатваци — «История Страны Агванк» (Алуанк).[16]

Согласно преданию, некий князь выкупил реликвию и забрал её с собой в Константинополь. При взятии Константинополя святыню хотели похитить и увезти в Европу. Но князь, взяв с собой голову, бежал в Иверию (Грузию), где она попала к брату главы Арцаха Джалала Дола. В 1211 году, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию — забрать голову Иоанна у брата. Брат отказывается передать ему реликвию. Асан Джалал забирает её силой, возвращается в Арцах и помещает в родовую усыпальницу. Над усыпальницей он построил церковь и при освящении назвал её именем святого Иоанна (ныне собор Гандзасарского монастыря).[17][18]

Греция[править | править код]


Части Главы Иоанна Предтечи хранится и в Великой Лавре — древнейшем из существующих монастырей на горе Афон.[19][20]

Святыня хранилась в монастыре Дионисиат в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. Её передал Дионисиатской обители Валашский господарь Неагул Башараба.[15]

В господарских грамотах XIV века государство, которым через два столетия правил Неагул Башараба (Нягое Басараб) называется «Румынской землей» или «Угровлахией», позднее появляется название Валахия.[21]

Димитрий Ростовский так же упоминает о части главы в Угровлахийском монастыре Калуи.[9] Митрополия Угровлахии с центром в Аржеше была преобразована в 1359 году.

Во время Русско-турецкой войны при императрице Екатерине II старцы монастыря повезли главу на остров для молебствий, и на пути им встретился турецкий военный корабль. Турки забрали у монахов их святыню, чтобы она не досталась русским, и передали её в султанскую сокровищницу.

Русский паломник В. Г. Барский в записках о своем паломничестве по святым местам Востока (1723 — 1747), а также архимандрит Порфирий Успенский указывают на другую частицу главы Иоанны Предтечи, которая так же находилась на Святом Афоне, но в Дохиарском монастыре.[14][15]

  1. 1 2 Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 528-577. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
  2. ↑ 7 июня празднуется Третье обретение главы Иоанна Крестителя Официальный сайт Псковского Епархиального Управления. Архив 28.09.2009
  3. ↑ Упоминается у евангелиста Луки — Лк. 8:3
  4. ↑ Усекновение главы Иоанна Предтечи | Православное Общество «Азбука веры»
  5. ↑ Первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи | Православный воин.
  6. ↑ О празднике Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | ЦНЦ «Православная энциклопедия»
  7. 1 2 3 Неизвестная история главы крестителя Господня Иоанна Редакция портала Православие. Ru
  8. ↑ Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
  9. 1 2 3 4 5 Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Жития святых (Димитрий Ростовский)
  10. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.73
  11. 1 2 3 сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии Архивная копия от 16 ноября 2012 на Wayback Machine
  12. ↑ Глава Иоанна Крестителя | Открытая православная энциклопедия «Древо»
  13. ↑ Н. А. Морозов Христос. История человечества в естественнонаучном освещении Архивная копия от 22 августа 2012 на Wayback Machine тт.1-7 — М.-Л.: Госиздат, 1924—1932 — книга V, глава V
  14. 1 2 Честная Голова Иоанна Крестителя Архивная копия от 14 января 2012 на Wayback Machine ИКОНА.РУ
  15. 1 2 3 Н.А.Ионина (2005), Православные святыни, М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, ISBN 5-94849-742-9, <https://books.google.ru/books?id=V481eIwb1fEC> 
  16. ↑ Мовсес Каганкатваци, «История страны Алуанк» (в 3-х книгах), Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна, Институт древних рукописей им. Маштоца — Матенадаран, Ереван, 1984 г.
  17. ↑ О честной голове Иоанна Крестителя, и о том, как она была доставлена в гавар Арцах и помещена в святом Гандзасаре, где находится престол Агванка Приложение к «История Страны Алунак».
  18. ↑ Святой Престол Гандзасара Монастырь Армянской Апостольской Церкви.
  19. ↑ Великая Лавра Православная Энциклопедия Т. 7, С. 380—404
  20. ↑ Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка — праздник Журнал о православной жизни «Нескучный сад» 10.09.12
  21. ↑ Образование княжеств Валахии и Молдавии Карпов С. П. (ред.) История средних веков. В 2-х тт. Том 1 — Глава 17

ru.wikipedia.org

Церковь празднует Усекновение главы Иоанна Предтечи

В этот день установлен строгий пост

11 сентября. ПРАВМИР. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

 

www.pravmir.ru

День Усекновения главы Иоанна Предтечи 2017: службы, молитвы, традиции

День Усекновения главы Иоанна Предтечи православная церковь отмечает 11 сентября — христиане в этот день вспоминают насильственную смерть последнего ветхозаветного пророка, которая описана в Евангелии.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы, предсказавший пришествие Мессии и крестивший Иисуса Христа в реке Иордан.

Тернистый путь Предтечи

Будущий Креститель родился в семье священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) около Хеврона (в Нагорной стране), на юге от Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше него.

Само рождение его было знамением божьего всемогущества и указанием на особую миссию будущего пророка, так как родился у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, сообщает Sputnik Грузия. 

С юных лет Святой жил в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил самую простую одежду и питался исключительно растениями, диким медом и акридами (род саранчи).

Пророк Иоанн по зову Господа явился на берегах Иордана в тридцатилетнем возрасте, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии. Призывая людей покаяться в грехах, он крестил их погружением в воду.

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира — Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный… ". Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение.

Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что и пострадал.

Вскоре пророка Иоанна посадили в темницу по приказу царя Ирода Антипы, за обличение его в том, что он оставил законную жену и сожительствовал с Иродиадой, которая была замужем за родным братом Ирода — Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и его гостям, что царь клятвенно обещал ей дать все, чего ни попросит, в плоть до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла ее своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной Святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе.

Иисус Христос говорил о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя".

Церковные традиции

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.).

© Sputnik / С. Зимиах

Репродукция иконы "Иоанн Предтеча"

На великой вечерни читаются три паремии (отрывки из Ветхого завета) — отрывки из книг пророка Исаии, пророка Малахии, царя Соломона, в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече.

На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи.

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, церковь празднует его радостно, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихирах (стихотворная строка) на малой вечерни: "На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание".

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

Народные традиции и приметы

В старину считали, что тот, кто постится в этот день – избавится от многих грехов. Люди также верили, что у постящегося в этот день человека исполнится любое желание, которое будет загадано.

В этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ножом, и любыми колюще-режущими предметами – в народе считали, что тот, кто в этот день будет пользоваться ножом, возьмет на себя грехи убийц пророка. Поэтому, хлеб и пироги в этот день разламывали руками.

Особенно нельзя было резать капусту, поскольку она ассоциируется с головой. В этот день нельзя ни петь, ни танцевать, соответственно и венчаться. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

В этот день нельзя употреблять в пищу продукты, имеющие округлую форму: капусту, лук, помидоры, яблоки, арбузы, хотя церковь называет это суеверием.

Запрещалось также использовать продукты и напитки красного "кровавого" цвета.

По традиции, в этот день собирали корнеплоды, в частности, свеклу и морковь, так как считается, что именно в этот день все корневые овощи полностью созревают. Но собирали овощи со специальными молитвами.

О чем молятся 

Святому Иоанну, как проповеднику покаяния, молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства, о помощи заключенным.

К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Издревле пророк Иоанн особо почитался крестьянами и пчеловодами, поэтому его просят об изобилии земных плодов.

Молитвы

Молитва первая

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче,

постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления,

не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием,

яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити,

иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния,

кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными,

молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго,

во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю,

пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя?

Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените,

яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех,

ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час,

понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче,

постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления,

но возстави мя, низверженнаго многими грехи.

Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси:

крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно.

Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит,

в Царствие Небесное. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

ru.sputnik.md


Смотрите также