В чем заключается философия буддизма


Что такое буддизм? Учение Будды. » NEO-HUMANITY.RU Психология-Онлайн

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЧТО ТАКОЕ БУДДИЗМ?


Что такое Буддизм? – это первая религия, число её последователей сегодня, неуклонно приближается к миллиарду. Буддийская философия провозглашает принципы ненасилия. Сам термин «Буддизм» был создан европейцами, т. к. это слово было более приемлемо для слуха. Буддийская религия, так была названа, под влиянием легенды о принце, Сиддхартхе Гаутаме, ставшего в последствии Буддой, или просветленным. Сами буддисты называют, то течение, к которому они относятся, «Будхитхарма», «Будхи» – это название дерева под которым сидел сам Будда и «тхарма» - закон, порядок, поддержка, это слово имеет очень много значений. Учение Будды очень быстро распространились по всему миру; Китай, Япония, Таиланд, Тибет, а сегодня Буддийская философия очень популярна и в Европе. Всё большее количество людей принимают Буддизм и учения Будды в качестве основных жизненных принципов, направляющих человека на путь саморазвития и совершенствования. Буддизм – в большей степени это практическая религия направленная помочь человеку, сейчас в его реальной жизни, в отличие от христианства, которое ставит акцент, на загробной жизни, именно поэтому Буддизм становится всё более популярным.

Буддизм, очень часто называют, религией без бога, потому - что в этой религии нет личностного бога, как в христианстве. В некоторых течениях буддизма, (а их очень много), Будда воспринимается, как божество, но не в привычном, для христианского понимания бога.

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: УЧЕНИЕ БУДДЫ.

Что такое буддизм? (Учение о четырёх благородных истинах и учение о не существовании души и не постоянстве)


Четыре благородные истины: эти истины были открыты Основателю Буддизма, Будде в результате его погружения в своё собственное «Я» Когда сознание Будды стало сравниваться с океаном, и перестало впитывать в себя информацию, а также отражать этот мир, он открыл для себя, четыре благородные истины. «Самадхи» - озарение, просветление, именно так называется состояние, в котором находился Будда.

В чем же заключается суть этих истин?
Первая истина – это «истина о страданиях» Будда говорит, что страдания вечны, и они будут существовать всегда, их невозможно избежать ни одному живому существу.

Пояснение:
Страдания в Буддизме и страдания в мышлении европейца несколько отличны. В нашем понимании могут быть, страдания физические и страдания душевные. В Буддизме понятие страдания более расширено. Буддисты считают, что любой человек, богатый или бедный, считающий себя СЧАСТЛИВЫМ, находится в плену собственных иллюзий «майя». Буддисты говорят, что даже золотой дождь не способен сделать человека счастливым, потому – что всегда найдется кто-то, кто скажет, что ему досталось меньше. Состояние счастья это не результат, это процесс и достигнув любой поставленной перед собой цели, ощутив иллюзорное счастье, рано или поздно человек задастся вопросом: Цель достигнута, а что дальше? т. е страдание в Буддизме это состояние, которое преследует человека на протяжении всей его жизни, даже тогда, когда он считает себя счастливым.

Вторая истина – это «причина страдания» Будда скажет; что одной из причин наших страданий, является наша жажда к жизни, т.е. мы слишком привязаны к жизни и поэтому страдаем. Мы привязаны к нашему материальному миру, финансовому, социальному благополучию. Мы очень привязаны к нашим близким, и когда они страдают, страдаем и мы.

Механизм, который помогает человеку, примириться с условиями своего существования – это учение о карме.
Что такое карма? Для буддизма, карма, есть ни что иное, как безличный закон, совокупность действий, поступков, которые мы совершаем на протяжении своей жизни. Карма – это то, что определяет нашу текущую жизнь и формирует будущую. С точки зрения буддизма в страданиях и бедах одного человека, виновен только сам этот человек. Если в этой жизни ты успешен, богат и счастлив, то это говорит о том, что в прошлых жизнях, ты сделал всё возможное, чтобы заслужить сегодняшнее положение и счастье. Согласно буддизму, из всех живых существ на земле, только человек способен изменить свою карму.

Видео по теме: Карма. Буддизм.


Третья истина – «страдание может быть прекращено» эта истина даёт надежду всему человечеству, на то, что любое страдание можно остановить с помощью четвёртой истины.

Четвёртая истина гласит – «Существует благородный восьмеричный путь для достижения Самадхи» этот путь заключает в себе восемь этапов, проходя которые, человек находящийся на пути самосовершенствования, постепенно становится совершенно другим человеком.
Тот, кто проходит до конца благородный восьмеричный путь, обретает состояние самадхи (просветление), то самое состояние, которое испытал сам Будда, сидя под деревом будхи. Но самадхи, это не придел, есть более высокий уровень, это нирвана.
Нирвана – дословно означает исчезать, затухать, в последствии этот термин приобрёл такие значения, как; блаженство, успокоение, освобождение. Нирвана – это абсолютное состояние, ощущения свободы от всего материального. Достичь нирваны возможно не только после смерти. Сам Будда, при жизни, дважды достиг состояния нирваны. Будда ни когда не давал своим ученикам, точного определения, что такое нирвана. Он считал, что если сможет дать некий ментальный образ понятию «нирвана», то его последователи привяжутся к его описанию этого понятия, а нирвана должна быть пережита каждым по отдельности. Состояние нирваны это уникальный опыт, и у каждого он свой.

Учение, о не существовании души и личности – В Буддизме понимание о том, что такое человек, личность, очень сильно отличается от нашего с вами понимания. Здесь отсутствует личность, человек как индивидуальность, есть лишь набор некоторых психофизиологических элементов, называемых «скантхи» (груды). Буддисты, отказываются от понятия личность. Человек, по их мнению, это всего лишь слово для обозначения некоторых групп элементов соединившихся в этой жизни в виде конкретной внешности, нервной системы, конкретного темперамента, способностей, талантов, и т. д. Когда мы осознаём себе собой, мы заблуждаемся, нам только кажется, что мы представляем собой целостную личность.
Из этого вытекает следующее учение о непостоянности, мгновенности всего. Весь мир не может характеризоваться вечностью, все подвержено неизбежному разрушению, всё имеет свой конец и своё начало.

Видео по теме: Будда Гаутама. История буддизма
[media=http://youtu.be/N1E4hpIW-yA]

neo-humanity.ru

Кратко о философии дзен буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Для нас, людей западного мира, слово «дзен» ассоциируется с чем-то умиротворяющим, спокойным. Этот звук заключает в себе восточную мудрость, и одно только его упоминание переносит нас туда, где солнце восходит раньше.

Там, на востоке, существует целое направление, а правильнее будет даже сказать — мировоззрение, которое основано на этом понятии.

В сегодняшней статье мы расскажем вам кратко о философии дзен-буддизма, об истории его возникновения, и основных положениях. Мы постараемся доступно и понятно объяснить, какие истины  заключает в себе дзен, чем отличается от других направлений буддизма и как жить согласно этому учению.

Итак...

Содержание:

Что это такое

Немного истории

Основы философии

Заключение

Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийской мысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце Будды» – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори. 

Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.

Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира. 

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.

К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует сконцентрироваться на «обычном», естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.

Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

Проникновения – это 2 направления практики, которые совершаются одновременно:

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с Дхармой и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.

Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами. 

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы желаем вам успешной практики в медитации и достижения умиротворенного состояния дзен.

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях, и будем искать истину вместе.

До новых встреч!

o-buddizme.ru

Буддизм и индуизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Индуизм и буддизм относятся к дхармическим[К. 1]индийским религиям. Несмотря на существенные отличия буддизма от индуизма, между ними прослеживается сходство как в концептуальных идеях, так и в частностях. В то время как буддология, как правило отстаивает мысль о полной самостоятельности буддизма, ряд учёных, прежде всего индийских, рассматривают его в качестве частного отклонения в истории индуизма[1].

Индологи выделяют три ступени в формировании индуизма: ведизм, брахманизм[2] и собственно индуизм[3][4][5]. Верования и практики индуизма доклассического периода[К. 2] (XVI-VI века до н. э.) основывались на Ведах — сборнике древних священных писаний на санскрите, и поэтому называются «историческая ведийская религия» или «ведизм». Веды в основном посвящены поклонению различным дэвам (богам), таким как Индра, Варуна и Агни, также в них содержится описание ритуала Сома. Основной религиозной практикой ведийской религии было совершение огненных жертвоприношений, называемых ягья, и повторение ведийских мантр. В первом тысячелетии до нашей эры ведический период в истории индуизма сменил брахманизм,[4][6][7] который связывают с появлением комментариев к Ведам — брахман[6] и упанишад[7]. В этот период закрепилась кастовая система индийского общества, которое разделилось на варны брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьи (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудр (слуг и разнорабочих), при этом жрецы-брахманы заняли ведущие позиции в иерархии индуизма. Они приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания[6].

Противоречия в брахманизме, одним из постулатов которого являлся авторитет Вед, возникающие между представителями высшей варны брахманов и следующей за ней варны кшатриев привели к возникновению в Древней Индии движения странствующих аскетов шраманов, вышедших из небрахманских каст[8], находившихся в оппозиции в брахманизму, и отрицавших авторитет Вед[9]. Из шраманизма в VI веке до н. э. вышли три новых религиозных течения: буддизм, джайнизм и адживика. При этом основатели буддизма Сиддхартха Гаутама и джайнизма Вардхамана Махавира[К. 3] были выходцами из варны кшатриев[4][10][11], а лидер адживики Маккхали Госала и вовсе происходил из низкого сословия[8][12].

Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где в то время располагались древние государства Магадха, Кошала и Личчхави. Его основатель Сиддхартха Гаутама (Будда), достигнув в возрасте 35 лет Просветления в течение оставшихся 45 лет своей жизни путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников. После его смерти буддизм широко распространился на территории Индии и достиг своего апогея во время правления императора Ашоки и империи Маурьев, которые смогли объединить индийский субконтинент в одно государство в III веке до н. э.. Между IV и X веком н. э. индуизм на территории Индии взял вверх над буддизмом и вытеснил его за её пределы (англ.)[13]. В последующем буддизм стал одной из трёх мировых религий[14], в то время как индуизм сохранился как национальная религия индусов[15].

  1. ↑ К дхармическим относятся традиционные индийские религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Помимо буддизма и индуизма к ним относят сикхизм и джайнизм.
  2. ↑ Согласно К. Клостермайеру использование термина «индуизм» является проблематичным по отношению к Ведам и Брахманам, где он не упоминается. Современные индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции «ведийскими», а индуизм — «вайдика-дхармой» («ведийской религией»).
  3. ↑ По другой версии Махавира являлся лишь известным рассказчиком более старых традиций.
  1. Бонгард-Левин Г. М.. Древнеиндийская цивилизация. Глава 5. Будда, дхарма, сангха. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.—320 с.: ил. ISBN 5-02-017592-7
  2. ↑ Браманизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  4. 1 2 3 Токарев С. А. Религия в истории народов мира. Глава 15. Религии Индии. — Москва: Политиздат, 1964 — с.559
  5. ↑ Klostermaier, K. (2000), Hinduism: A Short History, Oneworld, ISBN 1851682139, <https://books.google.com/books?id=P45KAAAACAAJ>
  6. 1 2 3 Васильев Л. С. История религий Востока. Глава 11. Религии древней Индии (веды, упанишады, брахманизм).: Высшая школа, 1988.
  7. 1 2 Смарт Н. (англ.) Godsdiensten van de wereld (The World’s religions), Kampen: Uitgeverij Kok. 2003. pp. 52, 83-86
  8. 1 2 Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс). Глава. Древняя Индия: от Упанишад к буддизму. — М.: Академический проект, 2004. — 880 с. — (Gaudeamus). — ISBN 5-8291-0402-4.
  9. Васильев Л. С. История религий Востока. Глава 14. Буддизм в Индии.: Высшая школа, 1988.
  10. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм — СПб.:Петербургское Востоковедение, 1999 — ISBN 5-85803-132-3.
  11. Васильев Л. С. История религий Востока. Глава 12. Оппозиционные учения: джайнизм и буддизм: Высшая школа, 1988.
  12. ↑ МАККХАЛИ ГОСАЛА | Энциклопедия Кругосвет
  13. ↑ The rise of Jainism and Buddhism (неопр.). Religion and Ethics—Hinduism: Other religious influences. BBC (26 July 2004). Дата обращения 21 апреля 2007. Архивировано 10 августа 2011 года.
  14. Флиер А. Я. Мировые религии // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
  15. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. — М.: Философская книга, 2008. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902629-41-2.

ru.wikipedia.org

Буддийские источники — Википедия

Существует огромное количество буддийских источников, начиная с древнейших времён. Буддийскую литературу классифицируют на каноническую и неканоническую, по языкам, странам и школам.

Первоначальный буддийский канон был утрачен[1].

В настоящее время известно три варианта буддийского канона[2]:

  • Трипитака — канон на палийском языке. Почитается буддистами тхеравады Шри-Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса;
  • Сань цзан — Трипитака на китайском языке. Признается буддистами махаяны Китая, Кореи, Японии и Вьетнама;
  • Ганджур — Трипитака на тибетском языке. Священна для народов Тибета, Бутана, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Сочинения раннего буддизма были сохранены в первую очередь в каноне Трипитака на языке санскрит, и в аналогичном каноне Типитака на языке пали.

Учение Тхеравады опирается на палийский канон. Тхеравада и другие школы раннего буддизма считают, что каноны содержат непосредственные слова Будды. Ученые также считают, что некоторые фрагменты палийского канона и агамы могут содержать отрывки оригинального Учения (а может даже и реальные выражения) Будды[3][4]. Но это не относится к более поздним Сутрам Махаяны[5]. Писания раннего буддизма предшествуют работам Махаяны по хронологии и рассматриваются многими западными учеными как основной источник надежной информации, касающейся Учения Будды Шакьямуни.

Позже появился Канон махаяны, содержащий более 600 сутр по различным линиям передачи. Считается также, что этот канон содержит непосредственно слова Будды и бодхисаттв, традиция считает, что многие сутры передавались через нагов — мифических змей. Наиболее полный Канон махаяны имеется на китайском языке, хотя оригинальный канон был написан на языке санскрит, канон имеется также в переводе на тибетский язык.

Тибетский канон, принадлежащий к направлению Ваджраяна, помимо классических буддийских текстов раннего буддизма и махаяны содержит ещё и тантрические тексты и многочисленные комментарии.

Буддизм японской школы Сингон классифицирует тексты по отношению к манифестациям Будды (Трикая) — ранние тексты относятся к Нирманакае, сутры Экаяны — к Самбхогакае, а тексты Ваджраяны — к Дхармакае.

Виная[править | править код]

Тексты Виная в основном описывают аспекты монашеской дисциплины. По причине большой важности, виная иносказательно называют «Основа Дхармы». В них описываются правила жизни монаха, как эти правила возникли, развивались и применялись. Также в них содержатся некоторые доктринальные описания, ритуальные и литургические тексты, биографические истории и некоторые элементы Джатаки.

Сутры[править | править код]

Сутры (пали: Сутта) в большинстве своем являются дискуссиями, приписываемыми Будде или его близким ученикам. Все они считаются «словом Будды».

Абхидхарма[править | править код]

Абхидхарма — буддийское учение, систематично и абстрактно описывающее мироустройство и явления природы. Абхидхарму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией. К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки — части Типитаки — буддийского канона. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр.

Неканонические тексты[править | править код]

Одним из ранних текстов, не относящихся к «слову Будды» являются Вопросы Милинды. Текст написан в виде диалога между буддийским монахом Нагасеной и индо-греческим царём Менандром (пали: Milinda).

Праджняпарамита[править | править код]

Праджняпарамита (санскр. «запредельная мудрость») — одна из центральных концепций буддизма Махаяны. Мудрость в данном контексте означает возможность видеть мир таким, каким он является на самом деле. Тексты Праджняпарамиты не содержат подробных философских доказательств, а просто описывают истинную природу реальности.

Саддхарма-пундарика[править | править код]

Также называемая Лотосовая сутра. Объясняет, что три колесницы (колесница шраваков, колесница пратьекабудд и колесница бодхисаттв) в действительности являются не тремя разными путями, ведущими к трем разным целям, а одним путём с одной целью. Также в сутре описана концепция целесообразных средств (упайи), в которой внимание практикующего акцентируется на собственных специфических техниках и методах достижения просветления.

Сутры Цзинту[править | править код]

К данной категории относятся три основные сутры: Большая Сукхавативьюха Сутра (Сутра Бессмертия), Малая Сукхавативьюха Сутра (Сутра о явлении Земли Блаженства), Амитаюрдхьяна Сутра (Сутра о созерцании Амитаюса). Эти тексты описывают происхождение и природу Восточной Чистой Земли, в которой находится Будда Амитабха. В них также описываются 48 клятв, данных Амитабхой, будучи бодхисаттвой, в которых он обязался построить Чистую Землю, где все существа могли бы практиковать Дхарму без сложностей и отвлечения. Эти сутры легли в основу Буддизма Чистой Земли, который фокусирует внимание на вере в клятвы Амитабхи.

Сутры трансмиграции[править | править код]

Сутры, сосредоточенные на действиях, которые приводят к существованию в различных сферах, а также сутры, которые излагают учение о двенадцати звеньях.

Сутры дисциплины[править | править код]

Посвящены поведению бодхисаттв — Пратимокша.

Сутры протомахаяны[править | править код]

Неканонические тексты

Наиболее значимы следующие сочинения:

Ссылки на английском языке[править | править код]

  • The Rider encyclopedia of eastern philosophy and religion. London, Rider, 1989.
  • Nakamura, Hajime. 1980. Indian Buddhism: A Survey with Bibliographical Notes. 1st edition: Japan, 1980. 1st Indian Edition: Delhi, 1987. ISBN 81-208-0272-1
  • Skilton, Andrew. A concise history of Buddhism. Birmingham, Windhorse Publications, 1994.
  • Warder, A. K. 1970. Indian Buddhism. Motilal Banarsidass, Delhi. 2nd revised edition: 1980.
  • Williams, Paul. Mahayana Buddhism : the doctrinal foundations. London, Routledge, 1989.
  • Zurcher, E. 1959. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in early Medieval China. 2nd edition. Reprint, with additions and corrections: Leiden, E. J. Brill, 1972.

Другая литература Ваджраяны[править | править код]

  1. ↑ Лысенко, 2003, «Однако позже было признано, что палийский канон — это свод текстов только одной из школ буддизма — тхеравады, а не тот первоначальный канон, который, по буддийскому преданию, был составлен после смерти Первоучителя».
  2. Торчинов Е. А. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом // Введение в буддизм. — Санкт-Петербург: Амфора, 2005 г. — стр. 16-17 — ISBN 5-94278-805-7.
  3. It is therefore possible that much of what is found in the Suttapitaka is earlier than c.250 B.C., perhaps even more than 100 years older than this. If some of the material is so old, it might be possible to establish what texts go back to the very beginning of Buddhism, texts which perhaps include the substance of the Buddha’s teaching, and in some cases, maybe even his words. How old is the Suttapitaka? Alexander Wynne, St John’s College, 2003, p.22 (this article is available on the website of the Oxford Centre for Buddhist Studies: [www.ocbs.org/research/Wynne.pdf]
  4. It would be hypocritical to assert that nothing can be said about the doctrine of earliest Buddhism … the basic ideas of Buddhism found in the canonical writings could very well have been proclaimed by him [the Buddha], transmitted and developed by his disciples and, finally, codified in fixed formulas. J.W. De Jong, 1993: The Beginnings of Buddhism, in The Eastern Buddhist, vol. 26, no. 2, p. 25
  5. The Mahayana movement claims to have been founded by the Buddha himself. The consensus of the evidence, however, is that it originated in South India in the 1st century CE-Indian Buddhism, AK Warder, 3rd edition, 1999, p. 335.
  • Сюань Хуа — основатель Буддийского университета, делающего перевод буддийских текстов с китайского на английский, вьетнамский, испанский, и многие другие языки.
  • Сонам Ринчен — учитель в Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, Индия.

Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с иностранного языка.

Вы можете помочь проекту, закончив перевод. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне.

ru.wikipedia.org

Гуманистический буддизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2019; проверки требуют 5 правок.

Гуманистический буддизм (кит. 人間佛教) — современное течение буддизма, берущее начало в китайском буддизме. Гуманистический буддизм, также иногда называемый ангажированным буддизмом[1], концентрирует своё внимание не на ритуалах и закрытой монашеской жизни, а на активности в обществе, стремясь приносить ему пользу[2]. Ритуалы и молитвы для гуманистического буддизма отошли на второй план, в то время как забота о других и окружающем мире стала основной практикой[3]. Важной чертой гуманистического буддизма является его включённость в светскую жизнь[2].

Тайсюй, реформатор буддизма родом из Китая, выступая за реформу китайского буддизма, использовал термин «Буддизм для человеческой жизни» или «Буддизм человеческой жизни» (кит. 人生佛教). Делая акцент на символах человек и жизнь, Тайсюй критиковал буддизм того времени, сконцентрированный на проведении ритуалов для умерших и похоронных обрядах[1].

Его ученик Инь Шун использовал название Гуманический буддизм в своих статьях и книгах, критикую таким образом «обожествление» буддизма в Китае. Он совместно с другими учениками Тайсюя, бежавшими из Китая после гражданской войны, привёз реформированный буддизм в Тайвань, где данный термин завоевал популярность особенно среди буддистов-иммигрантов из Китая[1].

В 1954 годы вышла статья, написанная монахом Тхить Нят Хань, где были изложенны основные принципы гуманистического буддизма[4], названного им ангажированным буддизмом[5].

В 1928 году Тайсюй издал манифест реформированного буддизма, где описал четыре основных аспекта нового движения. Согласно ему буддийские монахи должны были (1) избавить людей от суеверий, навязанных правительством ради использования буддизма и даосизма в своих целях, и изменить наследственную систему пользования благами в строну совместного и равного доступа к ним, (2) буддийсты должны были изменить отшельнический стиль жизни, навязанный им конфуцианством, и служить людям, (3) монахи должны были перестать служить мёртвым и духам, что от них требовали правители и иерархи, и обратиться к простым людям, а также (4) они должны были работать над созданием буддизма для человеческой жизни, изменяя старые монастыри и храмы в соответствии с ценностями нового буддизма, и изменить сангху, подстроив её под реалии современной жизни и её потребности. Кроме этого монахам предписовалось распространять эти новые идеи для привлечения мирян[6].

Тайсюй считал отправной точкой буддизма человеческой жизни хорошего человека, который сначала учится практиковать обеты Бодхисаттвы и затем становится Буддой. Для него люди — основа существования буддизма, который является процессом эволюции от человека до Бодхисаттвы, а затем в Будду[6].

Фо Гуан Шань является на данный момент наиболее известным орденом, придерживающимся принципов гуманистического буддизма[7]. Син-юнь считает гуманистический буддизм частью традиции Махаяны[8] и выделяет шесть черт гуманистического буддизма: гуманизм, акцент на повседневую жизнь, альтруизм, радость, актуальность, универсальность[9].

Сока Гаккай — крупнейшее буддийское НРД в Японии, основывающееся на учении буддийского монаха XIII века Нитирэн. Третий президент Сока Гаккай, Дайсаку Икэда, считает гуманистический буддизм центральным ядром движения[10] и отдельно отмечает веру буддизма в человечество[11].

  1. 1 2 3 Bingenheimer, Marcus. Some Remarks on the Usage of Renjian Fojiao 人間佛教 and the Contribution of Venerable Yinshun to Chinese Buddhist Modernism (англ.) // Development and Practice of Humanitarian Buddhism: Interdisciplinary Perspectives / Hsu, Mutsu; Chen, Jinhua; Meeks, Lori. — Hua-lien (Taiwan): Tzuchi University Press, 2007. — P. 141—161. — ISSN 978-986-7625-08-3 ISBN 978-986-7625-08-3.
  2. 1 2 Sueki, Fumihiko. Chinese Buddhism and the anti-Japan war (англ.) // Japanese Journal of Religious Studies. — 2010. — P. 9—20.
  3. Sui, Cindy. Meeting Taiwan's new-age Buddhists (англ.), BBC News (2014). Дата обращения 28 ноября 2017.
  4. David N. Gellner, Richard Gombrich. Buddhism (англ.) // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). — 2015. — P. 886—893.
  5. Nhat Hanh, Thich. History of Engaged Buddhism: A Dharma Talk by Thich Nhat Hanh, Hanoi, Vietnam, May 6-7, 2008 (англ.) // Human Architecture: Journal of the Sociology of Self-Knowledge. — 2008. — Vol. 6, iss. 3.
  6. 1 2 Thapa, Shanker. Master Hsing Yun of Fo Guang Shan and the development of Humanistic Buddhism (англ.) // Taiwan Today. — 2007. — P. 205—217.
  7. Rachelle M. Scott. Nirvana for Sale?: Buddhism, Wealth, and the Dhammakaya Temple in Contemporary Thailand. — SUNY Press, 2009-09-17. — 260 с. — ISBN 9781438427843.
  8. ↑ Humanistic Buddhism (англ.), FGS Melbourne. Дата обращения 29 ноября 2017.
  9. ↑ The Fundamentals of Humanistic Buddhism (англ.). www.fgsitc.org. Дата обращения 28 ноября 2017.
  10. Richard Hughes Seager. Buddhism in America. — Columbia University Press, 2012-07-10. — 383 с. — ISBN 9780231504379.
  11. ↑ http://www.daisakuikeda.org/assets/files/peace2011.pdf

ru.wikipedia.org


Смотрите также