Три спаса на руси


Яблочный Спас, Медовый Спас, Хлебный Спас: традиции и обычаи праздников.

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

www.culture.ru

Медовый, Яблочный, Ореховый – история, традиции, приметы

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году  совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили  врагов.  И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько  названий:  Спас на воде, Мокрый, или  Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы  смыть грехи и быть  здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт  яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся  целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают  29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а  также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

 Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный  хлеб  из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным  и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

big-rostov.ru

Три спаса на руси

Каждый год август нам дарит множество подарков, приходит время сбора урожая и церковных праздников, трех Спасов:

Впрочем, традиция Спасов возникла еще во времена языческой Руси.

Кого называли древние славяне Спасом и как его чествовали

Если покопаться в теологической христианской литературе, то святого по имени Спас вы не найдете.

Спасом на Руси до прихода христианства называли начало августа.

Как и жители всех прилегающих земледельческих стран, Русиче в это время проводили торжественные ритуалы, направленные на спасение от голода, бед и несчастий. Торжества посвящались Богу урожая, Богу Солнца – Даждьбогу.

Почему его называли Спасом? Да потому что славяне-язычники, согласно Краледворской рукописи, перед именем своих богов ставили слово Спас, т.е. Избавитель. В Велесовой Книге есть даже упоминание о периоде в календаре с названием «Спасиць». Вероятней всего, этот период относится к первым декадам августа.

С конца VI — начала III тысячелетия до н.э. в Египте, Малой Азии, античной Греции и Риме была традиция освящать зрелые овощи, мед, фрукты, орехи, грибы, ягоды и злаковые, щедро подаренные летом. Подобные ритуалы проводили примерно в этот же период представители трипольской культуры, наши с вами далекие предки.

С тех времен появилось поверье, будто в эти дни, как и в другие праздники Сварожьего круга, приходили к своим потомкам духи умерших предков. Наши пращуры верили, что предки рода, охраняя род, способствовали созреванию богатого урожая. Поэтому в эти дни полагалось приносить богам Рода и Рожаницам щедрые жертвы в виде спелых плодов, медовых напитков, хлеба и горящих свечей, изготовленных из нового воска.

До наших дней сохранилась даже молитва: «Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — мир Солнца вам! Праведная Солнце, Луне ясен. Зари свете, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скоты!»

Медовый спас — Маковей

Уже в те времена Спасич проводили в три этапа. Мокрый спас (Маковей) посвящали Макоше, Богине плодородия и покровительнице прекрасной слабой половины человечества. К этому дню отбирали первый пчелиный мед, топили воск, занимались заготовкой трав, включая мак, делали венки из цветов и колосьев. Все это торжественно освящалось и приносилось в жертву во время ритуалов, проводимых у воды.

Было принято в эти дни угощаться бубликами и лепешками с маковой начинкой, кутей сваренной на меду с необлущеным зерном и маком, отварными кукурузными початками, а запивали все хмельным медовым напитком, медовухой.

В отличие от христианских традиций, запрещавших купаться с Ильинских дней, считалось, что Макоша делает в эти дни целебной всю воду, что в колодце, что в реке. Поэтому в эти дни купаться не возбранялось, а напротив, поощрялось.

Яблочный спас

Вторым этапом был Спас на горе (Яблочный спас). Боги Спаси жили, согласно древним славянским верованиям, высоко в небесах, поэтому древние капища чаще всего устраивались на возвышенностях, в горах или у истоков рек. Считалось, что эти места любили наши прабоги. В таких местах было принято проводить магические ритуалы, жертвоприношения, поминальные тризны, военные братчины.

Предполагалось, что для привлечения достатка и благополучия в семью, нужно было во время такой братчины сделать жертвоприношения спелыми грушами и медовыми яблоками огню, воде, кумовьям-соседям, волхвам. Во время трапезы поминали усопших родственников, считая что «с нами поели и те души, которых вспоминали». Вот, оказывается, какие глубокие корни имеют наши поминальные традиции.

Хлебный спас

Третьим Спасом был Хлебный Спас. Хозяйке нужно было испечь к этому времени первый каравай и с ним проводить хозяина в поле для высевания озимых.

Но не исключено, что по мере созревания различных плодов существовали и другие Спаси, во время которых проводились обряды освящения грибов, ягод, орехов. Не зря до сих пор сохранились присказки, которые до сих пор можно услышать, когда пробуют плоды нового урожая: «Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни животок!»

Елена Степанская, © zakustom.ru

zakustom.ru

Когда и как православные отмечают Яблочный, Медовый и Ореховый Спасы? | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

В августе по очереди идут три православных праздника  – Спас Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).

Как поясняет иеромонах Иов (Гумеров), Спас – сокращённая форма от слова Спаситель. Этим словом называют три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу: Медовый, Яблочный и Третий Спасы.

Кроме того, Спасы или Спасовки – народное название первой половины августа по старому стилю.

По этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, орехи, хлеб.

Медовый Спас

Первый Спас –  Медовый, Маковей, Мокрый. Его церковное название – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста. 14 августа одновременно начинается Великий Успенский пост.

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу:  пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

С Медового Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

День 14 августа для православной церкви  знаменателен ещё одним событием: 1 августа (или 14 – по новому стилю) 988 года состоялось Крещение Руси. Об этом говорится в старинных хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

Яблочный спас

Следующий  праздник – Яблочный Спас – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Именно 19 августа произошло чудесное преображение Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы при его учениках, описанное в Евангелии: «лицо его сияло, а одежды стали белыми, как снег».

Существовала примета: чтоб собрать на следующий год отличный урожай, следовало угостить нищего плодами со своего огорода.

На праздник едят румяные яблоки, загадывая желание, которое должно непременно сбыться. Еще готовят разнообразные блюда с яблоками и вкушают яблочное варенье. До Яблочного Спаса на Руси церковь не рекомендовала есть никакие овощи и фрукты, кроме огурцов.

19 августа во всех православных храмах по окончании литургии в честь Преображения Господня освящаются яблоки и виногад.

© АиФ / Филипп Иващенко © АиФ / Филипп Иващенко © АиФ / Филипп Иващенко

Виноградарь из Новочеркасска Владимир Васильченко: покупайте кишмиши.

© АиФ / Филипп Иващенко

Выставочные ряды у стен ВНИИВиВ.

© АиФ / Филипп Иващенко

Какой виноград вкуснее?

© АиФ / Филипп Иващенко

И ещё один сорт столового винограда.

© АиФ / Филипп Иващенко

Лучшие знания - в книгах.

© АиФ / Филипп Иващенко

Посещение музея истории виноградарства ВНИИВиВ.

© АиФ / Филипп Иващенко

Кубанский виноградарь Ирина Фурса.

© АиФ / Филипп Иващенко

Дегустация у лучших производителей донских вин

© АиФ / Филипп Иващенко

Без слов...

© АиФ / Филипп Иващенко

Виноградарь из ст. Грушевской Георгий Доля.

© АиФ / Филипп Иващенко

Виноградный калейдоскоп.

© АиФ / Филипп Иващенко

Скажите –это настоящий виноград?

© АиФ / Филипп Иващенко

Всё пробую и записываю.

© АиФ / Филипп Иващенко

Лучший виноград растёт на Дону.

© АиФ / Филипп Иващенко

Видали! А вам - слабо?

© АиФ / Филипп Иващенко

На память сниму это чудо.

© АиФ / Филипп Иващенко

Виноградарь из Таганрога Владимир Фандеев.

© АиФ / Филипп Иващенко

Виноградарь из Каменска-Шахтинского Евгений Сигиденко.

© АиФ / Филипп Иващенко

Диплом победителя.

Раньше на Руси отмечали этот праздник так: варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве начинки для пирогов, угощали друг друга, а в конце дня в чистом поле распевали песни и провожали лето.

Люди верили, что если загадать желание, а затем съесть осященное яблочко, то желание обязательно сбудется.

Считалось, что после Яблочного Спаса лето начинает уступать свои права следующему сезону.

Третий Спас

Третий Спас – Ореховый, Хлебный. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали ещё и до христианизации Руси.

Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье.

Говорить о том, что Спас – это чисто христианский праздник, несколько пойти против истины. Но то, что он славянский – в этом нет сомнения.

Последнее обновление 14.08.2017

rostov.aif.ru

Три Спаса на Руси — Народное слово

Больше фотографий смотрите в разделе «Фотогалерея»
https://narodnoeslovo.ru/?page_id=12885

2 сентября в селе Золотуха прошел фестиваль «Августовские Спасы»

Анастасия Михалева

Праздник проводится второй год и, без преувеличения, претендует на то, чтобы стать доброй традицией и брендом Лев-Толстовского района.

С утра пораньше в сторону села Золотуха начал стекаться народ. Центральный стадион было не узнать: с одной стороны развернули свои ряды подворья сельских поселений, а чуть поодаль расположился Город мастеров, где гости праздника могли не только полюбоваться на поделки рукодельных людей, но и приобрести понравившиеся вещички.

Лев-Толстовский краеведческий музей представил выставку прикладного творчества местных умельцев.

Об истории Спасов, пользе меда и яблок, рецептах их применения в кулинарии и медицине любознательные смогли узнать из книжной экспозиции, оформленной работниками районной библиотеки.

На праздник к левтолстовцам приехали и гости из соседнего Краснинского района. Они привезли с собой изделия из фоамирана (пластичной замши): бантики, заколки и прочее, изготовленные в стиле канзаши.

Лебедянцы предлагали изделия из лозы. Кстати, плетеные кошелки, корзины, кувшины и вазы пользовались большим спросом.
Большим выбором сувениров порадовал и лебедянский Дом ремесел.

А рукодельница из села Домачи Светлана Тушева представила платья, кардиганы ручной вязки:
— Сейчас я вяжу бесшовный кардиган, недавно освоила такую технику благодаря сети Интернет. И рада буду сегодня научить этому искусству любого желающего.

Рядом были организованы мастер-классы по вышиванию и вязанию. Чтобы в этот день не было скучно детям, в тени деревьев для них установили игровые поляны: «Медовая», «Яблоневая» и «Хлебная».

Под раскидистой березой на костре подоспела уха, и все желающие смогли отведать ароматного деликатеса.
А сколько было на фестивале меда! Можно было продегустировать и приобрести в любом количестве и липовый, и гречишный, и цветочный.

Самым интересным на фестивале был смотр-конкурс сельских поселений «Спас – всему час». Чего только ни предлагали хозяюшки гостям и жителям района! На прекрасно оформленных столах — блины, булочки, пироги и ватрушки, компоты и настойки, орехи и яблоки, огурцы, маринованные по нескольким рецептам. На каждом из подворий гостей встречали народными песнями, плясками и хороводами.

Например, первомайские скоморохи развлекали задорными шутками-прибаутками да частушками, а знаменцы решили погрузить всех в старинные народные игры — холсты и ярмарочную карусель.

Фестиваль продолжился концертом. Перед его началом к зрителям с приветственными словами обратились глава района Владимир Осетров, председатель районного Совета депутатов Никита Пахомов, благочинный Лев-Толстовского церковного округа протоиерей Андрей Гусев, глава сельского поселения Остро-Каменский сельсовет Сергей Лободедов.

— Уважаемые братья и сестры! — сказал со сцены протоиерей Андрей Гусев. — На подобных мероприятиях мы окунаемся в православные традиции нашего народа. Вспоминая Яблочный, Медовый, Ореховый Спасы, мы единимся, общаемся. И дай Бог такие праздники проводить в нашем Лев-Толстовском районе и по всей России-матушке регулярно. С праздником!

Пока шел концерт художественной самодеятельности, члены жюри подвели итоги смотра «Спас – всему час». Лучших выбрать было непросто, потому что каждое поселение отлично подготовилось и могло претендовать на самую высокую оценку. Тем не менее, первое место заняло сельское поселение Октябрьский сельсовет. На втором – Первомайский, на третьем – Остро-Каменский. Им вручили Дипломы и памятные подарки. Благодарственными письмами за подготовку награждены остальные участники.

Интересным и занимательным получился праздник, и слова благодарности от зрителей не заставили себя долго ждать. Интерес людей к народным православным обрядам и обычаям с каждым годом возрастает. И отмечать Спасы совместным народным гулянием становится хорошей ежегодной традицией нашего района.

ДОСЛОВНО
— Приятно сегодня смотреть на добрые лица, довольные улыбки, на то, как люди общаются, отдыхают, веселятся, — сказал глава муниципалитета Владимир Осетров.- Мы должны жить в добре, счастье и мире. А также сделать все возможное для возрождения и сохранения православных традиций России, чтобы передать их нашим детям и внукам. Я поздравляю всех с праздником и благодарю тех, кто занимался его организацией. Надеюсь, что со временем на подобные мероприятия будет собираться все больше и больше людей, ведь это делается для них.

narodnoeslovo.ru

история и традиции — Щи.ру

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас. Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Ореховый Спас. Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте. Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название. В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название -  Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами.  В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

schci.ru

Христов Спас — за всех нас

Август — месяц жаркий, огненный, душный и тревожный. Но где печаль, там и радость. Не может душа русского человека жить без праздников светлых. Тем более что август богат ими. Сразу три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый — празднуются уже много лет на Руси.

 

В этих праздниках в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа тесно переплелись православные традиции с народными обычаями, связанными с сельскими работами: сбором урожая меда, винограда, груш, яблок, зерна.


Первый Спас, Спас Медовый, приходится на первый день Успенского поста — 14 августа; второй, Яблочный Спас, — на 19 августа и третий, Ореховый Спас, — на 29 августа, когда пост уже позади.


Медовый Спас — самый первый августовский православный праздник (1 августа по старому стилю) в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, установленный в Русской Церкви в воспоминание победы над волжскими булгарами в XII веке. Также он тесно связан с крещением Руси, поэтому Медовый Спас зовут еще Мокрым Спасом или Спасом на воде. По чину Православной Церкви в этот день совершается поклонение Кресту, крестный ход и малое освящение воды. В Медовый Спас принято освящать мед нового урожая, мак, выпечку, чтобы получить благословение.


Пчеловодством на Руси занимались с древних времен. Мед и другие продукты пчеловодства считаются одними из самых целительных. Примечательно, что православные христиане до Медового Спаса не ели продукты пчеловодства нового урожая. И в наше время опытные пчеловоды рекомендуют потреблять свежий мед не раньше середины августа. Ведь даже самый ранний майский мед вызревает лишь к этому времени. И только недобросовестные торговцы спешат продавать сладкую продукцию чуть ли не в начале июня, выдавая ее за мед нового урожая.


Яблочный Спас приходится на великий православный праздник Преображения Господня. Согласно Евангелию, однажды Иисус взошел на гору Фавор с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. На вершине ее Иисус начал молиться, и вдруг лицо Его преобразилось, сделалось, как солнце, одежды же стали белыми, как свет. В ту же минуту явились два великих пророка — Моисей и Илия — и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». То был голос Бога Отца.


А потому праздник Преображения Господня в народе называют еще Спасом на горе. И все же чаще его именуют Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки. Конечно, в наше время все сроки созревания плодов сдвинуты, да и страна у нас большая — от Камчатки до Карелии, от Белого моря до Каспия. Но отечественные яблочки многих сортов наливаются как раз в это время.


По случаю праздника в храмах проходят торжественные богослужения, освящаются яблоки, которые с этого дня благословляется есть. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — говорили в народе. В Преображение строго соблюдался обычай одаривать неимущих яблоками. А до 19 августа яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает фрукты, а тем, родители которых не удержались, не дает.


Яблочный Спас — первая встреча осени. Дни убавляются, дожди начинаются. Вот и беспокоился народ: «После Второго Спаса дождь — хлебогной!», «Со Спас-Преображенья погода преображается», «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас».


Ну что ж, попадание «в яблочко», как говорится: после 19 августа нынешнее лето утихомирилось, умывшись долгожданными для многих дождями.


С этого дня начинается заготовка яблок на зиму — варенье, джем, сок. А зимние, лежкие сорта, оставляют впрок.


Ореховый Спас отмечается 29 августа. На Руси этот праздник называли еще Спасом на полотне, Холщовым, Хлебным или Ореховым.


Православной церковью Третий Спас празднуется как день перенесения в 944 году Нерукотворного Образа Христа Спасителя из Эдессы в Константинополь. По Евангелию, светлый лик Иисуса Христа, отпечатавшийся на полотенце после умывания, многим принес исцеления.


Позже с этого изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный».


А еще именно к концу августа на Руси крестьяне обычно завершали белить домашние полотна, из которых потом шили одежду, скатерти, полотенца.


Ореховым праздник называли потому, что к этому дню обычно поспевают орехи, которые уже можно есть.


В российских губерниях, где было много орешника, в лес сперва отправлялась «старостиха»; собранное ею за один день считалось нормой для всех женщин, идущих впоследствии собирать орехи. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.


В Москве собранные орехи продавали на рыночных рядах Замоскворечья. Перед продажей их калили в русской печи, засахаривали, окуная в сладкий сироп и высушивая в той же печи, настаивали на меду.


Орехи содержат белки и жиры — главные источники необходимой нам энергии. 20 орехов достаточно, чтобы восполнить суточную потребность человека в жирах. Полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в орехах, препятствуют развитию атеросклероза.


А еще в старину праздник называли «хлебным», потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день было принято печь пироги и хлеб из муки нового урожая. В народе говорили: «Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».


Сохранились и такие наблюдения и приметы: «На третий Спас — последний отлет ласточек»; «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».


28 августа закончился Успенский пост, который несмотря на его строгость, считается на Руси самым приятным и легким. Да и понятно, с таким обилием фруктов, овощей, грибов и ягод голодным не останешься, и на душе празднично.


Хоть праздники трех Спасов и завершились, но дары августа и наступившего сентября будут еще долго нас радовать. Яблоки, мед и орехи — на стол! Надо же как-то восстановить силы после нелегких испытаний и запастись энергией на будущее. Да и дичь, как известно, очень хороша с медком и яблочками.

 

Карп (или сазан), фаршированный орехами

1-1,5 кг рыбы, 1 кг репчатого лука, 1/2 стакана подсолнечного масла, перец красный и черный молотый, соль, 1-1,5 стакана толченых грецких орехов, зелень петрушки, укропа, 1/2 лимона.


Карпа выпотрошить, промыть, посолить. Лук нарезать мелко и поджарить в подсолнечном масле. Посолить, добавить красный молотый перец, черный перец, грецкие орехи, мелко нарезанную зелень, ломтики лимона. Все хорошо перемешать; половиной получившегося фарша наполнить подготовленного карпа; остальной фарш выложить на противень. Сверху уложить карпа, полить 2-3 ст. ложками масла (можно сметаной). Запекать 40 мин. при средней температуре.

 

Пирог с яблоками быстрый

500-600 г дрожжевого теста, 6-7 яблок, сок 1 лимона, 1/2 стакана сахара (можно заменить медом), несколько ягод брусники или клюквы, орешки любые. Яблоки, не очищая от кожицы, нарезать тонкими ломтиками, сбрызнуть соком лимона, чтобы не потемнели, пересыпать сахаром. Тесто раскатать толщиной 1 см, поверхность наколоть вилкой. Подготовленные ломтики яблок уложить «чешуей» по поверхности теста, между дольками разместить ягоды брусники. Края теста загнуть, смазать желтком. Выпекать пирог при температуре 180-2 00°С до готовности. Посыпать орешками и сахарной пудрой.

 

Салат с яблоками, медом и орехами

2 яблока, 3 ст. ложки меда, 3 ст. ложки толченых орехов, 2 моркови, лимонный сок по вкусу.

Очищенные яблоки натрите на крупной терке, смешайте с медом и двумя столовыми ложками измельченных орехов. Добавьте натертую на терке морковь, полейте лимонным соком, все перемешайте и посыпьте сверху орехами.

Анна Жукова 21 августа 2014 в 00:00

www.ohotniki.ru

как отмечать, что готовить, приметы

С незапамятных времен на Руси принято отмечать Три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты их празднования выпадают на август: 14, 19 и 29 число соответственно. В эти дни традиционно проходит сбор урожая, поэтому люди запасаются на зиму фруктами, овощами и зерном.

Название «спас» связано не только с припасами, но и со спасителем. Так совпало, что 19 августа одновременно отмечается и Преображение Господне. Поэтому верующие на этот праздник приходят в храмы и освящают дары природы – мёд, яблоки, орехи и вообще любые плоды со своего участка.

Три Спаса: яблочный, медовый и ореховый — отмечают в августе

Содержание статьи

Медовый Спас (Первый, Маковый, Спас на воде)

Его также называют Первым или Маковым, поскольку одновременно с мёдом собирают мак. На стол принято подавать всевозможную выпечку, питной мед (напиток, который выдерживают на мёде и ягодах не менее 10 лет), каши и булочки с маком.

История праздника корнями уходит в незапамятные времена. Легенда гласит, что однажды в Константинополе (ныне Стамбул) случилось небывалое бедствие – распространилась какая-то опасная инфекция, от которой погибло много людей. Никто не знал, как справиться с пандемией.

И тогда местные священники решили вынести часть креста, на котором был распят Спаситель, и освятили им все местные озера, реки и другие водоемы. Тогда жители окунулись в воду, и многие из них исцелились. Поэтому праздник также называется Спасом на воде.

Славяне наверняка знали эту историю. Еще до прихода христианства они отмечали Медовый спас и окунались в реки. Считалось, что благодаря чудодейственной силе воды можно зарядиться ее энергией на целый год. А самое главное – ч

zavedeno.com

Три Спаса: Все о традициях, обычаях и символах - новости Еспресо TV

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах полотно продают. Все, что нужно знать о Трех Спасах

Во второй половине августа (хотя, по старому стилю - в первой, как это было в древности) все православные христиане празднуют дни, которые в народе называют Маковым, Яблочным и Хлебным Спасом. Эти праздники, особенно теперь, когда мы внимательно изучаем источники, причины и истоки всех своих праздников, получили другие названия, причем - по несколько названий каждый праздник.

Пришел Спас - ушло лето от нас

Первое, что приходит на ум при слове "Спас", - продолжение поговорки "Пришел Спас - готовь рукавицы про запас". Подходит к завершению сезон сбора урожая, как, собственно, и лето. Украинцы несут собрано зерна в церковь (Три Спаса - три корзины с разнообразными дарами лета) - в благодарность Господу за урожай, на новые урожаи, чтобы засвидетельствовать свое почтение предкам, а главное - на надежду на Спас и спасение.

Собственно, слово "Спас" связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно Ему православная церковь и посвящает эти праздники.

Маковей - Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, проводы лета

Маковей - народное название православного праздника Вынесения честных древ Животворящего Креста Господня, или Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, который отмечается в первый день Успенского поста - 14 августа. Это - одно из самых поэтичных и уважаемых праздников украинцев.

Рассказывают, что в этот день в древности, именно в разгар страшной эпидемии, жители Константинополя из храма Святой Софии вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И случилось чудо - болезнь, которая скосила тысячи жизней, отступила.

Но в этот день воду чудодейственной считают не только поэтому. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и считают воду святой.

В этот день надо купаться, чтобы смыть грехи и спастись от болезней. А вот купаться после 14 августа было запрещено - можно было заболеть и даже утонуть. Заболеть можно и потому, что ночи после Первого Спаса становятся прохладными, и следовательно - и вода.

14 августа в церквях и православных храмах освящают и мед, отсюда еще одно название праздника - Медовый Спас. Именно сейчас соты в ульях заполнены медом до основания и самое время собирать медовый урожай.

Существует еще одно название праздника 14 августа - Маковея. Христиане этого дня во время служений в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но именно к празднику урожая Маккавеи отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой вкусной начинкой.

Обрядовой пищей этого дня является "лепешки", или "ломанцы". Готовят их просто: пекут песни лепешки на соде, ломают на мелкие кусочки и поливают медом с перетертым маком.

В этот день начинается Успенский пост - "Спас", который длится две недели.

Народные обычаи на Маковея:

  • Не желательно громко говорить, потому что в этот день собирают мед, а пчелы шум не воспринимают.
  • Не надо ссориться, ругаться или желать кому-то зла, иначе негатив вернется бумерангом.
  • Не надо работать и убирать в доме: такие дела лучше завершить накануне.

Смоделируйте свой "маковейчик"

В этот день несут в церковь освящать букет- "маковейчик", который в православных наделен чудодейственной силой - люди верят, что букет на Маковея принесет их семье здоровья и благополучия. Букет каждый должен компоновать собственноручно из цветов, которые растут на нашей земле.

Пусть они даже купленные у бабульки, но сложите их на свой вкус. В нем могут быть и георгины, и бархатцы, и гвоздики, и астры, и барвинок, подсолнечник, другие, а также различные травы (которые в народе называют зельем): мята, чабрец, василек, любисток, тысячелистник и др .

В народе говорят, что Первый Спас - это проводы лета. В этот день начинают улетать ласточки.

Преображение Господа, Спас, Яблочный Спас 

19 августа по новому стилю православные празднуют Преображение Господа. Это - один из самых больших христианских праздников, который входит в двенадцатку самых почитаемых христианских праздников. Оно установлено в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Его лицо просияло, и именно тогда апостолам открылось свет и слава Божества.

Преображения - явление Сына, во время которого Отец свидетельствует голосом с светлого облака Святого Духа: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".

Народное название - Яблочный Спас - праздник получил потому, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет - яблоки, после чего разрешается их употреблять. Это связано с тем, что в Греции (ранее - Византии) виноград созревал как раз в это время года. Первые плоды верующий человек всегда приносила в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая.

Украинцы на Преображение освящают яблоки, груши, сливы и другие фрукты, а также овощи и мед. Сейчас с появлением холодостойких сортов освящают и виноград.

Яблочный Спас берет начало из языческого праздника наступления осени. По сей день славянам было запрещено есть яблоки и блюда с ними. На самом деле редко кто пренебрегал этим обычаем, особенно строго соблюдали его люди, в которых когда-либо умирали дети.

Еще существовала такая легенда, что яблок до Спаса не ели, потому что именно яблоком змей соблазнил Еву, Ева соблазнила Адама, так кончилась райская жизнь первых людей.

Для хозяев праздник символизирует окончание жатвы и завершения лета. В этот день наблюдают за погодой: если день солнечный и безоблачный - осень будет сухой, если дождливый - мокрой.

Яблочный спас - третий летний день, когда принято поминать умерших (первые два - Страстной Четверг и Троица). Обрядовые блюда - пироги и вареники с яблоками, печеные яблоки, другая выпечка и блюда из яблок, компот и компот.

Поговорки Спаса:

  • Со Спаса - Преображения погода преображается.
  • Пришел второй Спас - готовь рукавицы про запас.
  • Пришел Спас - держи кожух про запас.

Третий Спас хлеба припас. Хлебный, Ореховый, Полотняный Спас

Хлебный, Полотняный или Ореховый Спас, как и Второй, считается не только христианским праздником.
Легенды рассказывают, что когда-то месопотамский царь был тяжело болен проказой. Узнав об умении Иисуса исцелять, он послал своего художника, чтобы тот написал портрет Спасителя, чтобы образ его вылечил царя. Но в мастера ничего не получилось.

Иисус взял чистое полотнище и вытер им лицо. На полотне был воплощен Его нерукотворный образ, который исцелил царя. К сожалению, реликвия была похищена в 1204 году во время крестного хода, и следы ее затерялись.

У христиан этот день знаменует переноса с Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву, и в этот день наши бабушки пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому и называют этот Спас Хлебным. А другое название - Ореховый - связано с началом уборки урожая орехов, которые в настоящее время как раз созревают.

А после жатвы устраивали ярмарки, на которых необходимо было традиционно запастись полотном, поэтому тот день называли Полотняным Спасом.

Перед Третьим Спасом, а именно 28 августа, большой праздник - Успение Пресвятой Богородицы, или Успение. В этот день завершается Успенский пост. Некоторые считают его продолжением Великого поста. Поэтому, вопреки обычаям нарушать Петровку, на Спасовку постились обязательно.

Считали, что это - самый легкий из годовых постов, потому что созревали не только фрукты и овощи, но и зерновые, бобовые и бахчевые культуры. 

Как видим, все самые большие праздники в народе тесно переплелись с циклами рабочих дней, садово-огородными работами христиан, и Три Спаса - не исключение. И как бы мы не называли эти праздники, ни пытались уточнить их названия, подкорректировать обычаи или обряды,  не запутывались в последовательности их действий, стоит, как и при чествовании других праздников, помнить фразу святого Августина: "Поставь в жизни Бога на первое место, и все остальные вещи встанут на свои места". С праздниками! 

ru.espreso.tv

Три Спаса в августе: обряды и смысл праздников

На август, самый плодоносный месяц, приходятся три праздника, три Спаса с «вкусными» народными именами: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый), объединенные общим названием Спасовки.


В эти дни по всей России проходят красочные ярмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, освящают дары природы, готовят дома всякие вкусности. И может показаться странным, что священники не слишком любят говорить о народных традициях, связанных с этими церковными праздниками. Народные — значит, языческие. Хотя ни для кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах языческих капищ. В России православная культура тоже развивалась не в вакууме и впитала древние народные традиции.

Но современным (постсоветским) верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.

В храме Матроны Московской на Таганке нам подтвердили: традиция освящать мед или плоды не церковная, а народная. Ее корни уходят во времена язычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Наши предки так благодарили ту высшую силу, которая дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Эта традиция сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?

«Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас … — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут», — поучал Ваню старый плотник Горкин в романе Ивана Шмелева «Лето Господне».

14 августа — Медовый Спас

Медовый Спас, он же Первый, он же Мокрый, он же Спас на воде и Маккавей... Народных названий праздника — бесконечное множество.

И в православной традиции день 1 (ныне — 14) августа знаменателен количеством «уместившихся» в него важных событий и праздников: и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Первый — «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня». «Происхождение» в данном случае означает «вынос, изнесение». Этот праздник был установлен в IX веке в Византии — август в жаркой южной стране был временем опасных эпидемий, поэтому возникла традиция выносить (износить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в «отвращение болезней», призывая на помощь силу Спасителя.

На Руси византийский праздник совпал с днем Крещения Руси — 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». До сих пор в этот день по всей России проходит т.н. малое водосвятие (в отличие от Великого водосвятия на Крещение). Отсюда и пошло название «Мокрый» или «Спас на воде». В этот день на Руси совершались крестные ходы к водоемам, крестьяне купались для здоровья и очищения грехов, в последний раз купали лошадей; чинили и святили колодцы.

С XII века на этот день приходится еще одно торжество: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе — исторические события, которые параллельно разворачивались в Греции и на Руси. 1 августа 1164 года два властителя, самые яркие представители православной цивилизации своего времени, одновременно отправились воевать с противниками христианской веры, каждый со своими. Византийский император Мануил Комнин — с сарацинами, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский — с волжскими булгарами.

И Андрей, и Мануил одержали победу и, как позже выяснилось в переписке между столичными Владимиром и Константинополем, после сражения и в русском, и в византийском станах произошло великое чудо: в ознаменование небесной помощи и спасения от хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошло яркое сияние, осветившее войска. Память об этом событии и сохранилась в церковных торжествах и молитвах 1 (14) августа.

С этими праздниками в православном календаре совпадает и день памяти Маккавеев — семи ветхозаветных мучеников из Иудеи времен царя Антиоха Епифана, пытавшегося навязать иудеям поклонение языческим (греческим) богам. Непокорные Маккавеи остались верны вере в единого Бога и за это казнены в 166 году до Рождества Христова.

Но самое важное: 14 августа начинается Успенский пост, по строгости почти равный Великому Посту. Нельзя есть даже рыбу — кроме одного дня, Спаса Преображения 19 августа. Успенский пост длится две недели, до дня Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, главного праздника почитания Девы Марии в православной традиции.

Несмотря на всю строгость, Успенский пост всегда считался самым приятным: на столе уже присутствовали в изобилии овощи, фрукты и мед. «Успенский пост мужика досыта кормит», «Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». В кафе и ресторанах наверняка появится особое постное меню или «медовое меню», но православным стоит помнить не только о своем животе, но и о смысле Успенского поста — духовной подготовке к Успению Пресвятой Богородицы.

Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты — не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.

Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит — некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед — лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом — нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви — весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.

Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники — постные пироги, пряники, рулеты…

Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.

19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас

Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе — все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.

Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и — шире — в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.

А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

29 августа — Хлебный Спас

Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный — потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый — потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» — холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…

Спас Малый — потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» — название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.

На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…

 

planeta.moy.su

subscribe.ru

Спасы 2019 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты

Окончание лета символизирует три любимых в народе праздника, связанных со сбором урожая и отмечаемых в честь Иисуса Христа. Это три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Спасы 2019: когда отмечаются

Медовый Спас отмечается 14 августа; Яблочный Спас празднуют 19 августа, а Ореховый Спас наступит 29 августа. Слово «Спас» в названии означает, что праздник связан со Спасителем — Иисусом Христом.

Медовый Спас: в честь чего отмечается

Медовый Спас (другие названия Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас на водах) — в православии это первый день Успенского поста, совпадающий с праздником со сложным названием: Происхождение честных древ животворящего креста. В этот день чтят память святых мучеников Маккавеев.

Слово «Маккавей» на иврите означает «молот». Первоначально так прозвали Иуду Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восстания против сирийско-греческого ига в 166—160 годах до н. э. Затем прозвище перешло к остальным сыновьям иудейского священника Маттафии, а впоследствии — ко всем защитникам и исповедникам веры во время гонений Антиоха Епифана.

Народные традиции, приметы и запреты на Медовый Спас

На Медовый Спас в храмах традиционно освящают свежий мед, а также плоды нового урожая — на юге это в первую очередь виноград, на севере — яблоки. Только после этого все эти продукты считаются подходящими для употребления в пост.

Считается, что освященный в праздник мед имеет целебные свойства. Поэтому на Медовый Спас на Руси традиционно пекли различные постные пряники, блины, коврижки и другие мучные изделия, которые либо были на меду, либо их ели с медом, смешанным с маком (делали так называемое маковое молочко). Мак был в чести не только потому, что он к этому времени также поспевал. Мак считался праздничным блюдом по созвучию с именем Маккавеи — святые, чтимые в этот день церковью.

Поскольку по православному обряду в этот день совершается малое освящение воды, Медовый Спас иногда называют Мокрый Спас, или Спас на водах. В это время на Руси традиционно чистили старые колодца, а также копали новые.

Кроме того, в этот день последний раз в году купались в открытых водоемах, источниках и родниках. Согласно приметам, в этот праздник вода становится целебной, и даже после Ильина дня в ней стоит искупаться для защиты от болезней, сглаза, порчи и т. д.

А вот после 14 августа все купания уже строго запрещены до следующего лета.

Яблочный Спас: что за праздник, народные приметы

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, одного из важнейших в христианстве. Праздник посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа апостолам, когда те молились на горе Фавор. Преображение Господне — это символ божественного триединства, а также единства божественной и человеческой сущности Христа.

Яблочный Спас — это разгар Успенского поста, когда уже разрешено употреблять в пищу освященные плоды и мед нового урожая. Традиционно на Преображение Господне еще с апостольских времен освящали виноград нового урожая, который запрещено было есть до праздника. На севере этот обычай перешел на яблоки и на другие плоды.

Народные приметы и запреты на Яблочный Спас

Все приметы и запреты этого дня в основном связаны с яблоками. На Руси яблоки нового урожая строжайше воспрещалось есть до Яблочного Спаса, особенно женщинам, считалось, что это навлечет беды на всю семью.

А начиная с этого праздника наступало яблочное раздолье: яблоки ели во всех видах, ими торговали, ими одаривали друзей, родных и просто прохожих. Традиция угощать друг друга яблоками в этот день жива и поныне.

На Руси на Яблочный Спас устраивались гуляния, а вечером девушки гадали на удачу, на судьбу и на суженого. Теплая сухая погода на Яблочный Спас считалась хорошей приметой, а дождь — предвестником ранней и холодной осени.

Ореховый Спас: что за праздник

Ореховый Спас в народе называют по-разному: Третий, Хлебный, Полотняный, Холщовый и т. д. Третий Спас отмечается после очень важного в православии праздника — Успение Богородицы. Третий Спас знаменует приближение осени, он связан с традиционными народными ремеслами, а также с наступлением времени сбора диких орехов и выпечки хлеба из зерна нового урожая.

В этот день на Руси торговали домоткаными полотнами, накрывали столы с освященными караваями из зерна нового урожая и готовились к началу осенней страды. Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей.

riafan.ru


Смотрите также