Святой харитон исповедник


Харитон Исповедник — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с именем Харитон.

Харитон Исповедник (греч. Χαρίτων ο Ομολογητής; † ок. 350 года) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 сентября (11 октября)[1], в Католической церкви — 28 сентября. Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.

Мучения преподобного Харитона

Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). В своём родном городе пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275)[2]. Житие преподобного описывает его мучения следующим образом: «Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою»[3]. После длительных мучений Харитона заключили в темницу откуда он был освобождён в правление императора Тацита[2]. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю. В окрестностях Иерусалима он был захвачен разбойниками, которые привели его в пещеру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином, выпив которое разбойники погибли.

Харитон остался жить в этой пещере, устроил в ней церковь. Вскоре у него появились последователи и в том месте образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне[4]. Желая уединения, преподобный вскоре удалился оттуда. На новом месте жительства Харитоном была основаны Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы (см. Монастырь Искушения), а затем, на третьем месте уединения, — Суккийская лавра на потоке Сукка, между Фекуею и Мёртвым морем (греческое название — «Старая (Ветхая) лавра»). Уходя из Фаранской лавры, преподобный Харитон оставил своим ученикам правила, своего рода устав, относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни, из каковых правил известны: совет инокам есть только раз в день вечером, — хлеб, соль и воду, требование неотлучного пребывания в монастыре и гостеприимства[5].

Преподобный Харитон остался жить в Суккийской лавре, но желая умереть на месте начала своих отшельнических подвигов, вернулся в Фаранскую лавру где скончался около 350 года[2]. Был погребён в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.

Значение преподобного Харитона в формировании Иерусалимского Типикона[править | править код]

Предание ставит Харитона Исповедника в числе родоначальников Иерусалимского устава. Древнейшие из сохранившихся списков этого устава (XIII в.) увещавают игумена «непреложно и неизменно соблюдать церковное последование, чин и устроение, как предано нам и узаконено бывшими до нас святыми отцами во святых их монастырях и лаврах, то есть Евфимием Великим, Саввою Освященным, Феодосием Киновиархом, Герасимом Иорданским, Харитоном Исповедником и Кириаком отшельником»[5]. О том же говорит и святой Симеон Солунский: «Святой отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от исповедника Харитона»[6].

Высоко оценивая вклад преподобного Харитона в формирование Иерусалимского устава и развитие Палестинского монашества, Типикон предусматривает совершение ему полиелейной службы, что редко встречается у святых Древней Церкви.

ru.wikipedia.org

Святитель Харито́н Исповедник, епископ Иконийский

Кондак 1

Избранный угодниче Божий и чудотворче, пресветлый Фаранския пустыни светильниче, величая прославльшаго тя Господа, благодарственное пение приносим ти, чтуще святую память твою. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Икос 1

Ангел во плоти явился еси, преподобне Харитоне, да явиши собою образ истиннаго благочестия и добрых дел. Мы же, чудящеся неизследимым путем Господним, на тебе явленным, и прославляя велие благоутробие Божие, во умилении сердечнем воспеваем ти:

Радуйся, Господеви поработати пламенне вожделевый.

Радуйся, Его единаго паче всего возлюбивый.

Радуйся, благое иго Христово на рамена своя вземый.

Радуйся, семя слова Божия в сердце своем всеявый.

Радуйся, веры Православныя и благочестия ревнителю.

Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 2

Видя Господа пред собою выну и на милость Его уповая, во благочестии преуспел еси, отче Харитоне, добродетельми христианскими душу свою обогащая и истинным исповедником имени Христова себе являя, непрестанно вопия: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания свыше руководимый, отче преподобне, положил еси в сердце твоем за Христом неуклонно следовати и во всем исполняти волю Его. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:

Радуйся, плоти мудрование умертвивый.

Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый.

Радуйся, воине Христов добропобедный.

Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный.

Радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси.

Радуйся, яко со святыми мучениками и преподобными водворился еси.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 3

Сила Божественныя любве, еюже от юности исполнено бысть сердце твое, богомудре Харитоне, тако укрепи тя во благочестии, яко веру истинную пред всеми исповедуя и мучения жестокая претерпевая, николиже вспять обратился еси, радостно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея в сердце своем твердую веру во Христа Бога, не убоялся еси, святе Харитоне, гнева нечестиваго Аврелиана, обаче, презрев славу мира сего, исповедал еси себе христианина быти; сего ради от него биения претерпев, яко злодей, в темницу всажден был еси. Таковому твоему дерзновению и мужеству дивящеся, глаголем ти сице:

Радуйся, исповедниче Христов неустрашимый.

Радуйся, столпе правоверия несокрушимый.

Радуйся, за имя Христово нещадно биенный.

Радуйся, за Господа твоего в темнице заключенный.

Радуйся, Его ради муки жесточайшия претерпевый.

Радуйся, венец победный от Него приявый.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 4

Буря страданий лютых не поколеба тя, отче Харитоне, егда игемон новыя прещения на тя воздвиже; ты же, на камени веры Христовы твердо стоя, со дерзновением глаголал еси: «Аз во Истиннаго Бога верую и Ему токмо служу и покланяюся, яко Той есть Создатель всего, Спас мира, пребывающий во веки, Емуже Ангели на Небеси вопиют: Аллилуиа».

Икос 4

Слышаще твердое исповедание твое, страстотерпче Христов, и видяще ран твоих исцеление, яряшеся мучитель и предаде тя на жесточайшия муки, повелевая тело твое свещами опаляти; ты же тверд яко адамант пребывая, Господа, во страданиях тя укрепляющаго, славословил еси. Сие твое пачеестественное терпение благоговейно воспоминающе, взываем сице:

Радуйся, Господем чудесно от ран исцеленный.

Радуйся, к лику святых исповедников сопричтенный.

Радуйся, Христовых страстей истинный причастниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы пламенный исповедниче.

Радуйся, благодатию Тоя яко бронею защищенный.

Радуйся, огнем страданий яко злато очищенный.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 5

Боготечною стезею к тихому пристанищу спасения устремився, преподобне, егда из темничнаго заключения изведен был еси и стопы твоя во Святый Град Иерусалим направил еси, воспевая Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя разбойницы лютии, отче Харитоне, во Святый Град путь совершающа, умыслиша смерти предати тя: сего ради, связавше тя, в пещере затвориша, но по мале времени сами от яда змиина погибоша. Ты же, Господу за чудное спасение твое хвалу воздав, пещеру разбойничу в храм Божий претворил еси и с братиею, пришедшею вслед тебе, Создателя всяческих в нем славословил еси. Сего ради воспеваем ти:

Радуйся, себе и весь живот твой Господеви предавый.

Радуйся, все упование свое на Бога полагавый.

Радуйся, покорным себе воле Божией сотворивый.

Радуйся, горнее любомудрие возлюбивый.

Радуйся, яко вся любезная и красная мира сего презрел еси.

Радуйся, яко небесных и нетленных желанием вожделел еси.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 6

Проповедником нищелюбия явился еси, отче преподобне, егда все богатство, егоже разбойницы неправедно стяжаша, на пользу общую обратил еси, нищия и алчущия питая и обитель иноческую в пустыни Фаранстей созидая. Темже поминающе подвиги и труды твоя, во славу Бога Вышняго подъятыя, воспеваем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко солнце пресветлое в пустыни Фаранстей, отче Харитоне, и сиянием подвигов твоих привлекл еси во обитель твою многи ревнители богоугождения истиннаго, иже стекахуся к тебе отвсюду, да руководствуеши их ко спасению. Темже убо и мы, тобою наставляеми, ублажаем тя и зовем:

Радуйся, авво богомудрый, иноков множество собравый.

Радуйся, послушание братии твоей законоположивый.

Радуйся, селение Духа Святаго в себе показавый.

Радуйся, пост и воздержание яко сладчайшую снедь возлюбивый.

Радуйся, милосердие и братолюбие чудное явивый.

Радуйся, примером богоугоднаго жития твоего всех поучавый.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 7

Хотение имел еси, преподобне, в безмолвии пребывати: сего ради удалился еси в место безлюдное, идеже в подвизех пустынножительства добре подвизался еси. Обаче, содержа во уме слово Господне: «Грядущаго ко Мне не изжену вон», никогоже отринул еси от приходящих к тебе, но всех отечески наставлял еси, за вся благодаря Христа и воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя наставника иночествующих разумеем, отче Харитоне: мнози бо прихождаху к тебе, благословения ради и добродетельнаго жития; ты же всех с любовию приимал еси, поучая от Божественнаго Писания, еже творити заповеди Господни, хранити чистоту телесную и имети любовь нелицемерную друг ко другу. Темже благодарственно вопием ти:

Радуйся, в законе Господни непорочно ходивый.

Радуйся, в трезвении умнем все житие твое проводивый.

Радуйся, страхом Господним вся пути своя ограждавый.

Радуйся, ученики твоя неленостно во благочестии назидавый.

Радуйся, Христовы словесныя овцы ко спасению подвизаяй.

Радуйся, нерадивыя от сна греховнаго возбуждаяй.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем помышляя себе быти, преподобне, о часе смертнем непрестанно памятовал еси; темже обители Иерихонскую и Сукийскую хотящим спастися устроив, в пещеру, безмолвия ради, вселился еси, идеже дни и нощи в молитве и подвизех пребывая, воспевал еси Сладчайшему Иисусу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, отче Харитоне, о Бозе и благоугождении Ему со ученики твоими беседовал еси, со слезами умоляя их вся заповеди Христовы верно хранити. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, наставляй и нас по пути спасения, да и мы тебе поем:

Радуйся, узок путь в Царствие Небесное избравый.

Радуйся, пустынничества подвиг волею подъявый.

Радуйся, Христа Бога в сердце твоем вместивый.

Радуйся, имя Его спасительное во уме своем носивый.

Радуйся, молитвенную сладость сердцем твоим познавый.

Радуйся, слез благодатных поток умилительный источавый.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, богоблаженне Харитоне, ты бо на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси и дар чудотворения от Господа приял еси. Ныне же, Того благостию к Небесным причтен еси Силам, в Небесех поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не довлеют изглаголати вся подвиги и страдания твоя, отче Харитоне, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую. Обаче мы, любовию к тебе побеждаеми, дерзаем смиренномудренно благохвалити тя пением таковым:

Радуйся, яко Святей Троице ныне радостно предстоиши.

Радуйся, яко о спасениии нашем Бога умоляеши.

Радуйся, христианскому роду присное утешение.

Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения.

Радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, теплый о всем мире предстателю.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 10

Спасения подвиг добре совершивши, жития же временнаго отрешаяся и отходя к животу вечному и блаженному, Харитоне преподобне, утешал еси ученики твоя, глаголя: «Пецытеся о спасении своем, яко да избегнув сетей вражиих, сподобитеся по кончине своей Господа усрести и милость от Него получити, воспевая со избранными: Аллилуиа».

Икос 10

Стеною молитв твоих, угодниче Христов, огради нас от всякаго душевреднаго искушения диавольскаго, яко тебе дарова нам Преблагий Бог в помощь и защиту душам и телесем нашим. Тебе убо просим: помози нам во всякой скорби и обстоянии, сице тебе вопиющим:

Радуйся, яко свято и праведно на земли пожил еси.

Радуйся, яко воистину ангел земный и человек небесный был еси.

Радуйся, яко отверзошася тебе врата райския.

Радуйся, яко душу твою Господь прият в Небесныя обители.

Радуйся, дерзновение молитвенное ко Господу стяжавый.

Радуйся, по кончине твоей чад твоих не оставивый.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношаху тебе духовная чада твоя по чуднем твоем, отче, к Богу отшествии, с плачем велиим провождающе тя на место упокоения в первую обитель твою: слезы многия о разлучении твоем проливаху, со воздыханием вопиюще псаломскую песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная звезда явился еси, богоносе Харитоне, небо церковное украшающая и мрак демонский далече отгоняющая; темже и наша сердца, омраченная грехми, просвети и к свету покаяния возведи, да зовем ти:

Радуйся, свеще, Божественным огнем пламенеющая.

Радуйся, деннице, верных души и сердца просвещающая.

Радуйся, благочестию прибегающих к тебе научаяй.

Радуйся, уз греховных молящихся тебе свобождаяй.

Радуйся, смиренномудрия искусный наставниче.

Радуйся, иноком в брани духовней помощниче.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, преподобне Харитоне, у Всещедраго Бога, вразумляющую и укрепляющую ны во спасение, да уклоняющеся от путей нечестия и заблуждений, ходим во свете заповедей Божиих, воспевающе ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще славное житие твое, страдания и подвиги, ублажаем тя, отче Харитоне, яко угодника Божия преподобнаго и исповедника преславнаго. Ты же, Богу предстоя, присно поминай нас, любовию совершающих память твою и во смирении зовущих ти таковая:

Радуйся, чтущих тя наставниче благодатный.

Радуйся, притекающих к тебе покровителю благонадежный.

Радуйся, яко воздвизаемых от мира, плоти и диавола искушений ходатайством твоим нас свобождаеши.

Радуйся, яко нераскаянных грешников к совершенному покаянию побуждаеши.

Радуйся, духов лукавых прогонителю и полчищ бесовских победителю.

Радуйся, ран греховных и недугов душевных всеблагий целителю.

Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.

Кондак 13

О, преподобне и богоносне отче Харитоне, приими сие малое, от любящих сердец приносимое тебе хваление и, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, молися за ны, да благоприятным твоим ходатайством избавлени будем от всякаго искушения противнаго и, богоугодне зде на земли поживше, сподобимся выну на Небеси воспевати со бесплотными песнь Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Харитоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, недостойных, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

azbyka.ru

Монастырь преподобного Харитона Исповедника | Православие.фм

Дорогие друзья! Сегодня я хочу вам предложить виртуальное путешествие в монастырь преподобного Харитона Исповедника в Иудейской пустыне. Ну что, в […]

Дорогие друзья! Сегодня я хочу вам предложить виртуальное путешествие в монастырь преподобного Харитона Исповедника в Иудейской пустыне. Ну что, в путь?

Ранее это была заброшенная обитель, но не так давно ее передали в ведение Русской Православной Церкви Заграницей, и теперь она практически восстановлена и ежедневно принимает паломников и туристов.

Наш путь лежит к Иорданской долине. Монастырь находится в достаточной близости от северных пределов столицы Израиля – Иерусалима. Но чтобы попасть в монастырь, надо сначали миновать блокпост. После чего в сопровождении охранника можно двигаться дальше.

Перед нами ущелье Фара и серпантин дороги, по которому нужно съехать автобусу. Но перед этим виражом нужно заплатить за посещение заповедника. Да, ущелье и монастырь находятся на территории заповедника, который охраняется государством Израиль. Плата за посещение невысока – ориентировочно 5 долларов США с человека.

И вот, теперь для нас открыт серпантин дороги. Она узкая, за ней обрывается пропасть. Но от этого лишь захватывает дух, и ни в коей мере не уменьшается желание попасть к святому Харитону.

По дороге видим горную реку, вода которой невероятно чиста и прозрачна. Водитель говорит, что здесь даже водится форель, а она водится лишь в абсолютно чистой воде.

Дорогу окружают скалы. Мощные, величественные исполины бежевых, коричневых оттенков! Но это не просто горы. Эта территория именуется Фаранской пустыней, в которой в пещерах подвизались некогда монахи-аскеты. Там они несли свой подвиг отшельничества.

И вот мы приближаемся к монастырю. Перед ним, что странно и редко для пустыни, – небольшая, но очень зеленая и сочная роща. И здесь же развалины древней обители, наверняка еще византийского периода.

Преподобный Харитон Исповедник (ок. 350)

Ну, вот мы и добрались до монастыря преподобного Харитона Исповедника. И прежде чем войти, давайте немного все же вспомним о нем самом. Кем он был?

Жил он в городе Иконии и пострадал как христианин. Он изобличал псевдоверу в языческих богов и твердо исповедовал Единого Бога – Христа. За что и претерпел мучения, был заключен в тюрьму и готовился принять мученическую смерть.

Но внезапно император умер, и Харитон был выпущен на свободу. Сразу же он отправился в паломничество на Святую Землю.

Но беда не приходит одна. Тут, на Святой Земле, в окрестностях Иерусалима, он был схвачен разбойниками. Они привели его в пещеру, которая служила им убежищем, и заперли там. Харитон вторично готов был принять смерть. Но опять Промысл Божий его спасает. В пещеру вползла какая-то ядовитая змея. Она своим ядом отравила то вино, которое разбойники приготовили для своего вечернего пира. Естественно, вечером вкусив вина, разбойники скончались, а Харитон в благодарность за такое потрясающее спасение, остался жить в этой самой пещере и основал там свою первую монашенскую келью.

Вскоре молва о его святой жизни и о чудесах, которые происходили по его молитвам и заступничеству, достигла людей. И к Харитону стали приходить ученики. Так маленькая пещера-келья превратилась в церковь. А чуть позже была основана Фаранская лавра, самая первая из пустынных обителей Иерусалима – Святого Града.

Вторая лавра была основана Харитоном близ Иерихона. Третья – на потоке Сукка, недалеко от Мертвого моря. Именно в ней Преподобный доживал свой век, но самые последние дни закончил в первой своей обители, где и был погребен.

До нашего времени существуют в пустынях монастыри Георгия Хозевита, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, которые, как и монастырь Харитона исповедника, благоустроены, населены монахами и также принимают туристов и паломников.

Единственный же монастырь, который на самом деле живет монашеской жизнью – это Лавра преподобного саввы Освященного. Это строго мужской монастырь, и подобно Афону, туда женщины не допускаются. Трапеза всегда строга и необильна, а вареная пища предлагается лишь в особо праздничные дни.

Но вернемся к цели нашего паломничества. Вот мы стоим перед дверью, на которой написано: «Монастырь преподобного Харитона Исповедника. Русская Духовная Миссия. РПЦЗ». Кстати, надпись дублируется на четырех языках: русском, английском, иврите и арабском.

Ну, добрались. Давайте теперь наслаждаться нашим визитом в это намоленное святое место!

Как правило, у входа группы туристов или паломников встречают несколько насельников обители. Это или монахи, или трудники, которых, кстати, немало в пустынных монастырях.

«Немного страшно, но как же все вокруг наполнено Божественным духом!»

И теперь в их сопровождении нам нужно подняться в монастырь, который находится практически на отвесе скалы. Немного страшно, но как же все вокруг наполнено Божественным духом! Поднимаемся.

В процессе подъема видим небольшое пространство в отвесе, очень близко к обрыву. Знаете, что там? Подземная гробница, место упокоения преподобного Харитона.

Пойдем в гробницу. Она вся в цветах, очень красиво украшена. Монахи говорят, что ее так красиво содержат сестры из Елеонской обители, которые приезжают сюда часто молиться.

Вместе с монахами группа паломников поет тропарь и величание преподобному Харитону и движется к колокольне.

Колокольня здесь устроена в русском стиле. Величественная, но небольшая по размерам. Монахи разрешают посетителям бить в колокола, от чего никто не отказывается, и все пробуют себя в качестве звонарей. После чего нас приглашают в храм.

Храм… Обычно при этом слове у людей возникает ассоциация с чем-то огромным, величественным, большим в размерах. Тут все оказалось совсем иначе. Ведь храм-то в пещере!

Храм небольшой, в центре которого находится практически крошечный деревянный алтарь. Стены украшают иконы. Их невероятное количество! И часть из них – пожертвования паломников, туристов, посетителей этой славной обители.

Помолившись, зажгли свечи. Постояли немного, вдыхая благодать этого удивительного места. И выходим.

Нас ожидает спуск. На нижнем ярусе нашу группу уже ожидает угощение – скромная монастырская трапеза и изумительный по вкусу зеленый чай с лимоном. Лимоны, кстати, местного урожая.

Здесь, за трапезой, можно поговорить с насельниками. Послушать рассказы об их жизни, затронуть волнующие духовные вопросы.

После чего один из трудников показывает нам чудо чудное – холодильник, работающий без электричества. Знаете, от чего? От газового баллона! Ведь электричества в монастыре нет вообще!

Нам рассказывают, что такие же холодильники устроены и в Лавре преподобного Саввы Освященного. Чудеса, да и только!

Но всему приходит срок. Пора и нам возвращаться восвояси и покидать этот великолепный уголок.

Смотрим сверху на скалы, дорогу, петляющую серпантином, речку… Пытаемся представить, как здесь все было во времена преподобного Харитона, какими были первые монахи… Интересно ведь!

И все же сразу не можем мы покинуть это место и немного еще бродим по заповеднику. А потом садимся в автобус и начинаем свой путь домой. По уже известному нам серпантину дорог…

Преподобный отче Харитоне, моли Бога о нас, грешных! И пусть твоя обитель всегда процветает и будет такой же гостеприимной ко всем туристам, паломникам и странникам!

Тем, кто будет на Святой Земле, я очень рекомендую посетить это святое место и напитаться той благодатью, которой оно богато!

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)2

pravoslavie.fm

Паломничество в скит преподобного Харитона Исповедника – Азбука паломника

Израиль Западный берег реки Иордан Альмон

Идёт загрузка карты…

{"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":{"text":"","title":"","link":"","lat":31.833330000000000126192389870993793010711669921875,"lon":35.3000200000000035061020753346383571624755859375,"icon":""},"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%82_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B0)\" title=\"\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043a\u0438\u0442 \u0425\u0430\u0440\u0438\u0442\u043e\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u0412\u0430\u0434\u0438 \u0424\u0430\u0440\u0430)\"\u003E\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043a\u0438\u0442 \u0425\u0430\u0440\u0438\u0442\u043e\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u0412\u0430\u0434\u0438 \u0424\u0430\u0440\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\"\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: ''\u0421\u043a\u0438\u0442 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u0425\u0430\u0440\u0438\u0442\u043e\u043d\u0430''', \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0449\u0438\u0439\u0441\u044f \u0432 \u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0414\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u041c\u0438\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0420\u041f\u0426\u0417, \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 XX \u0432\u0435\u043a\u0435 \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0443\u0442\u0440\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0424\u0430\u0440\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041b\u0430\u0432\u0440\u044b.","title":"\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043a\u0438\u0442 \u0425\u0430\u0440\u0438\u0442\u043e\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u0412\u0430\u0434\u0438 \u0424\u0430\u0440\u0430)","link":"","lat":31.833330000000000126192389870993793010711669921875,"lon":35.3000200000000035061020753346383571624755859375,"icon":""}]}

Скит Святого Харитона, находящийся в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, был основан в XX веке на месте утраченной Фаранской Лавры.

Фара́нская ла́вра (араб. Дир Фаран) — утраченный мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками.

Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt).

История

Лавра была основана вблизи от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра была расположена в ущелье, по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах.

Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры. Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен.

Период расцвета лавры пришелся на VI век. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами.

В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение.

Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы.

В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками.

Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.

Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим скончался в 1960-е годы. После этого скит пустовал, за исключением нескольких дней, когда члены Русской Духовной Миссии РПЦЗ бывали в нём, а кроме того, на день преподобного Харитона, 28 сентября, клирики Миссии служили в скиту Божественную Литургию.

Современное состояние

С 1997 года и по настоящее время (2015) в скиту постоянно проживает монах Харитон, который один возродил скит из руин, явившихся следствием шестидневной войны.

Харитон Исповедник, святитель - 11 октября

Храмы

  • Церковь Николая Чудотворца

  • Внутреннее убранство храма Николая Чудотворца

  • Пещерная церковь преп. Харитона Исповедника

  • Часовня в честь иконы Божией Матери "Вратарница"

Церковь Николая Чудотворца. Церковь посвящена Николаю Чудотворцу, как и ее несохранившаяся предшественница постройки начала ХХ века. Предыдущая церковь была разрушена в конце 1960-х годов, возможно, во время Шестидневной войны. Современная церковь, видимо, в чем-то повторят формы своей предшественницы. Строилась она силами о. Харитона и его помощников, видимо, в 2000-2006 г.

Пещерная церковь преподобного Харитона Исповедника. Церковь расположена в 12 метрах над нижней точкой отвесного скального утеса в рукотворной пещере, высеченной повстанцами под началом Симона Бар-Гиоры в середине I века н.э. Церковь в пещере была освящена иерусалимским епископом Макарием приблизительно в 330 г.

Неизвестная (Новая) церковь построена в VI веке. Называется неизвестной, потому что не сохранилось информации, в честь кого ее освятили.

Часовня иконы Божией Матери «Вратарница» (Πορταΐτισσα). Часовня построена или восстановлена после возобновления обители в 1997 г. о. Харитоном. К 2006 г. часовня уже существовала в своем современном виде.

Церковь Кириака Отшельника была построена в период между 1905 и 1910 гг. Не сохранилась.

Фото

  • Вход на территорию скита

  • Окрестности скита

  • Вход в пещерную церковь преподобного Харитона Исповедника

  • Келейный корпус скита

  • Насельник скита монах Харитон

  • Справа - часть келейного корпуса, за ним виднеется купол Николаевского храма

  • Напрестольный крест из мрамора и серебра

Видео

Встреча с отцом Харитоном

Встреча с отцом Харитоном

Встреча с отцом Харитоном

Христианская Фаранская лавра на Святой земле

Монастырь прп. Харитона Исповедника в Иудейской пустыне

Как добраться

Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt).

Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel

Проезд: 1) Общественный транспорт в данном случае малофункционален. Тем не менее: городские иерусалимские автобусы 8, 25, 22 до остановки ул. Ха-Шиша-Асар, дом 2, в районе Писгат Зеэв Мерказ, где пересадка на авт. 172 до поселения Анатот (Альмон). Авт. 172 ходит в будни 3 раза в день - 7:52, 10:00, 16:00, обратно – 8:17, 10:25, 16:25; в пятницу 2 раза – 10:00, 15:00, обратно – 10:25, 15:25; по субботам не ходит. Следует отметить, что официально монастырь Харитона Исповедника открыт для посещения с 10 утра до 12 дня по субботам, то есть когда автобусов нет. Если через Духовную миссию РПЦЗ или, раздобыв мобильный телефон о. Харитона, вы договоритесь о посещении в неурочное время, то расписание автобусов приведено выше. Из поселения, второй или третий (после КПП при въезде в поселение) поворот направо – есть указатель. Далее идти пешком до кассы Национального парка Эйн-Прат (стоимость билета 29 шекелей), далее спуск пешком по серпантину примерно1,5 км до парковки машин. Далее на запад примерно 350-400 м.

2)Частная/съемная автомашина или такси. Из центра Иерусалима на северо-восток в район Писгат Зеэв Мерказ. Выезд на восток через КПП Хизме. После КПП – прямо на восток по дороге 437 (указатели – Маале Адумим, Иерихон, Мертвое море, Мишор Адумим, но не налево на север по указателям Рамалла и Ramallah Bypass) примерно 4 км. Поворот налево по указателю Анатот (Альмон). После въезда в поселение – как в первом варианте, только на колесах. Последние 400 м от автостоянки в любом случае пешком. Примечание. Даже в указанные часы открытия ворота скита будут закрыты. Нужно стучать и терпеливо ждать (пока не выпустят предыдущего туриста/паломника/группу, вас не впустят). Рекомендуется приходить в субботу ближе к 10 утра, а не к 12 дня.

azbyka.ru

Отзыв о Экскурсия в Лавру Преподобного Харитона Исповедника (Израиль, Иудейская пустыня)

Святое место, красивая природа, условия для отдыха, вложено много труда, тишина и спокойствие, древность.

Жители покидают окрестные поселения.

Совсем недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне, есть долина Эйн Прат. Именно здесь находится чуть ли не самый древний монастырь Святой Земли – в честь преподобного Харитона Исповедника.


Чтобы попасть туда, вы должны спуститься по узкому серпантину, а перед въездом на серпантин – блокпост. У вас проверят документы, могут досмотреть вещи и даже попросить денег.


Находиться на этой территории можно только до 17:00. С потемнением лучше отсюда уехать. Солдаты говорили, что там опасно. А вот местный монах, уже в монастыре, объяснил все просто: это территория Израильского заповедника – по сути, режимный объект.

Добраться сюда из Иерусалима можно минут за 20. Вообще, Эйн Прат (или Нахаль Прат) – это Священное место, так как здесь родился библейский пророк Иеремия.

Православный монастырь здесь был основан в 330 году. И уже тогда назывался Лаврой. В принципе, логично, если учесть, что слово «Лавра» переводится, как «улица». Изначально сюда пришел он один, а со временем, данная территория стала густонаселенной.


В 614 году монастырь разрушили персы, и с тех пор он практически не восстанавливался. Возрождение началось лишь в конце 1990-х годов, когда сюда пришел монах по имени Харитон. Он-то и поднял все из руин. Само строение монастыря словно приклеено к отвесной скале.


Автобусы к монастырю не ходят. Они останавливаются на некотором расстоянии. Дальше нужно идти пешком. Тропа к монастырю довольно-таки простая. Вокруг очень красиво.


По пути вы увидите несколько заброшенных пещер. Вероятно, в древние времена здесь также жили отшельники.


Сам монастырь — это закрытая территория, куда пускают только по предварительной договоренности с отцом Харитоном. Это можно сделать через любую православную паломническую службу Израиля.

Вход прорублен в массивной каменной стене — выполнен в виде типичных гаражных ворот, на которых изображен большой крест. Рядом расположена часовня с иконой Божьей Матери, которая считается чудотворной.


Если будете в этом месте, не спешите. Чаще оглядывайтесь вокруг. Особенно здесь — ведь это оазис последи Иудейской пустыни. Растет огромное количество эвкалиптов. Не удивительно, ведь это заповедник. Есть даже гранатовые деревья.


Такого множества сов разных видов я еще не видел. В траве много змей и скорпионов. Будьте осторожны. Желательно иметь с собой какую-нибудь палку. Гуляя по территории, вы обязательно увидите множество крупных бурундуков, которые даже могут бежать за вами. Это горные зайцы. Говорят, они хищные и опасные. Но, видя их размер, я смутно представляю, как они могут проявить агрессию.

Вошли в монастырь и сразу поднялись на террасу. Отец Харитон — очень гостеприимный. Рядом с ним всегда сторожевой пес. Довольно-таки суровый, на вид. Но не бойтесь, этого монаха он понимает с полуслова.


С дороги вас обязательно угостят душистым травяным чаем. Травы эти растут в окрестностях.

Просто, но весьма красиво в местном храме. Вместо иконостаса, в зале установлены стойки из белого мрамора, украшенные узорами.


Из мрамора также сделан престол в алтаре.


А вот в жертвеннике использовано сочетание мрамора и дерева. На престоле лежит красивый крест, изготовленный, в комбинации, из серебра и мрамора. Сфотографировать не дали.

Храм — новый, его-то и начал строить отец Харитон.

Рядом с храмом — небольшая простенькая колокольня.


Также, на одной из стен скалы прикреплены деревянные била, с помощью которых на Востоке созывают верующих на богослужения в христианские храмы.


Выходим из этого храма, и, по крутой лестнице, взбираемся наверх. Там находится пещерная церковь — древняя. Это обычная пещера.


Полы устелены коврами, алтарь изготовлен из дерева, на стенах много икон, как совсем новых, так и старинных.


Отец Харитон вкратце рассказал историю основания этого монастыря. Совершая пешее паломничество по Святой Земле, святой Харитон оказался здесь, в пустыни. В это время на него напали разбойники. Понимая, что взять с него нечего, он бросили монаха в пещере. «Вернемся с добычей, и убьем старика», — договорились они.

Но в их отсутствие в пещеру заползла змея. Она подобралась к кувшинам, в которых хранилось вино, и впрыснула туда яд. Разбойники, после возвращения, выпили вина и скончались на месте.


Позже оказалось, что в этой пещере они хранили драгоценности. Их-то и направил святой Харитон на строительство небольшого монастыря, в который со временем стали приходить отшельники отовсюду. Здесь же основатель монастыря и похоронен. Обязательно посетите место погребения. Сохранилась маленькая древняя пещерка.


Также сохранился древний колодец. Я так и не понял, функционирует он сегодня, или нет.


В скалах есть несколько балконов — оттуда виды просто потрясающие. Природа здесь очень красивая — вся долина состоит из холмов, укрытых зеленью и разноцветными полевыми цветами.


Есть также речушка — небольшая, но, холодная. Тот, кто хоть раз побывал здесь, никогда не согласится с тем, что это пустыня.


Отец Харитон тщательно следит за порядком, тишиной, и старается поддерживать здесь атмосферу одухотворенности.

А вот неподалеку от монастыря специально оборудована зона отдыха, где есть шезлонги, столы, лавки и мангалы. Такой себе мини-парк. Здесь хочется остаться хоть на пару дней, и просто побродить по окрестностям.


А вот отец Харитон рассказывал, что православные арабы, которых раньше в округах было много, сегодня покидают эти места. Далеко не каждый умеет жить в пустыне. Это должно быть внутри.

… Спешим к серпантину, до наступления темноты. Уже в автобусе я подумал, что такие места, как раз, и сохраняют свою Святость благодаря закрытости, безлюдности и строгого внутреннего устава. Что толку, что, в свое время, открыли доступ к Мамврийскому дубу … Разнесли по щепкам по всему миру.

otzovik.com

Преподобный Харитон Исповедник / Патриархия.ru

Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305-311), Максимиане (305-313) или Ликинии (311-324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Гаврой". В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.

Иконописный подлинник


Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.


Константинополь. 985.

Прп. Харитон Исповедник. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Патмос. XII.

Прп. Харитон. Фреска. Патмос. XII в.


Афон. XV.

Прп. Харитон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.


Новгород. XV.

Прпп. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.


Афон. XVI.

Прп. Харитон. Фреска трапезной Лавры. Афон. XVI в.


Русь. XVII.

Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Сольвычегодск. XVII.

Прп. Харитон с житием. Икона. Сольвычегодск. XVII в. 197 х 157. Сольвычегодский историко - архитектурный музей.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

www.patriarchia.ru

Фоторассказ о Фаранской Лавре (которую основал преподобный Харитон Исповедник)

Сегодня память преподобноисповедника Харитона.


Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305 - 311), Максимиане (305 - 313) или Ликинии (311 - 324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Лаврой". В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех

основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.

Несколько фото из 2-х мест, связанных с жизнью преподобного Харитона Исповедника в Святой Земле. Почти все фото уже были тут в ЖЖ, но ради праздника сделаем небольшой, на 35 фото, дайджест.


у источника Эйн Прат (Фара)


по пути к лавре преп. Харитона в Эйн Прат (Фаранская лавра)


подъем к монастырю


тут были до сожжения в 70-е годы мощи преп. Харитона


в пещерном храме


одна из келлий


вид на Фаранское ущелье с самого верха, почти от иерусалимской дороги


монах Александр Блум, хранитель монастыря в 70-е годы, последние лет 30 подвизался на Афоне при монастыре Григориат, умер несколько лет назад


ущелье Ткоа, где находилась Фекойская лавра преп. Харитона. Это чуть подальше Вифлеема


видны остатки древних строений


ущелье довольно глубокое — метров 300


остатки келлии


скальная дорога к пещере преп. Харитона


вход в пещеру — на полу видно нить Ариадны, она протянута по всей тропе внутри пещеры, чтобы не заплутать. В пещере ПОЛНЫЙ мрак


внутри многокилометровой пещеры


скальная тропа и такие вот своеобразные перила


отец Александр напротив лавры Харитона в 70-е годы


в келлии в монастыре Григориат на Афоне, отец Александр показывает мне детские рисунки, которые ему присылали православные детки из Англии


подъем в пещерный храм в Фаранской Лавре


отец Харитон (!), нынешний строитель и хранитель монастыря преп. Харитона


виды келлий


вход в верхний храм по лесенке с люком


источник преп. Харитона, он же Эйн Прат и рыбы


пустынные «зайцы» — даманы, они же шофаны (камень — прибежище заяцем /Пс. 103)


ущелье Фара и вдалеке — монастырь

fr-aleksver.livejournal.com

Харитон Исповедник. Люди — Путеводитель по Израилю

Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). В своём родном городе пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275).

Харитон Исповедник, фреска монастыря св. Герасима на Иордане Sir kiss, Public Domain

Житие преподобного описывает его мучения следующим образом:

«Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою».

После длительных мучений Харитона заключили в темницу откуда он был освобождён в правление императора Тацита.

Харитон Исповедник, житийная икона, 1660-е anonimus, Public Domain

Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую землю.

В окрестностях Иерусалима он был захвачен разбойниками, которые привели его в пещеру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином, выпив которое разбойники погибли.

Харитон остался жить в этой пещере, устроил в ней церковь.

Вскоре у него появились последователи и в том месте образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне.

Фаранская лавра в долине Фаран Sir kiss, Public Domain

Желая уединения, преподобный вскоре удалился оттуда. На новом месте жительства Харитоном была основаны Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы, а затем, на третьем месте уединения, — Суккийская лавра на потоке Сукка, между Фекуею и Мёртвым морем (греческое название — «Старая (Ветхая) лавра»).

guide-israel.ru

Три лавры святого Харитона Исповедника

Харитон Исповедник — основатель первых трёх лавр, христианский святой Православной и Католической Церквей, почитаемый в лике преподобных

Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). В своём родном городе пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275).

Житие преподобного описывает его мучения следующим образом:


«Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою».

После длительных мучений Харитона заключили в темницу откуда он был освобождён в правление императора Тацита.

Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую землю.

В окрестностях Иерусалима он был захвачен разбойниками, которые привели его в пещеру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином, выпив которое разбойники погибли.

Харитон остался жить в этой пещере, устроил в ней церковь.

Вскоре у него появились последователи и в том месте образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне.

Желая уединения, преподобный вскоре удалился оттуда. На новом месте жительства Харитоном была основаны Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы, а затем, на третьем месте уединения, — Суккийская лавра на потоке Сукка, между Фекуею и Мёртвым морем (греческое название — «Старая (Ветхая) лавра»).

Уходя из Фаранской лавры, преподобный Харитон оставил своим ученикам правила, своего рода устав, относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни, из каковых правил известны: совет инокам есть только раз в день вечером, — хлеб, соль и воду, требование неотлучного пребывания в монастыре и гостеприимства.

Преподобный Харитон остался жить в Суккийской лавре, но желая умереть на месте начала своих отшельнических подвигов, вернулся в Фаранскую лавру где скончался около 350 года.

Был погребён в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.

Мужской православный монастырь, самый древний из сохранившихся в Палестине

Основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х гг. в пещере, в которую он был приведён разбойниками.

В XX в. здесь основан скит, находящийся в ведении Русской духовной миссии Русской православной церковью заграницей. С 1997 г. в скиту постоянно проживает один иеромонах.

Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры.

Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен.

Период расцвета лавры пришелся на VI в. В начале IX в., по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами.

В середине XIX в. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи.

Это удалось осуществить только в 1903 г. иеросхимонаху Пантелеимону — настоятелю Афонской русской крестовоздвиженской обители.

В пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая часовня Искушения.

Монастырь Искушения — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона.

Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом.

В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен: гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь.

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен).

Он сообщает, что:


«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

Все внутренние помещения Монастыря Искушения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения).

Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

В настоящее время единственным насельником монастыря является греческий монах.

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой Земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Суккийская (пещерная) лавра

Расположенная в лавре Пещера Харитона — самая большая пещера в Израиле, служившая до монахов пристанищем для разбойников.


Согласно преданию, в ней жил сам святой, а до того в ней прятался от царя Саула будущий царь Давид. В 1139 г. в пещере нашли убежище от налетов сельджуков местные христиане.

В настоящее время сохранились пещеры и развалины монастырской сторожевой башни. Находится лавра в полутора километрах от современного поселка Текоа в долине ручья Вади Харитун.

.

filaretuos.livejournal.com

Харитон Исповедник - Христианский Святой

Христианский святой, почитаемый в лике преподобных.


Харитон Исповедник родился во второй половине III века в городе Конья, Турция. В своем родном городе му­же­ствен­но об­ли­чил язы­че­ских бо­гов и твер­до ис­по­ве­дал ве­ру в Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га - Хри­ста-Спа­си­те­ля. После длительных мучений его заключили в темницу, откуда освобожден в правление императора Тацита. Получив свободу, отправился в паломничество на Святую Землю.

     На­прав­ля­ясь в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, преподобный Харитон по­пал в ру­ки раз­бой­ни­ков, которые свя­за­ли его и бро­си­ли в пе­ще­ру, на­ме­ре­ва­ясь за­тем убить, а са­ми по­спе­ши­ли на про­мы­сел. В ожи­да­нии смер­ти го­ря­чо мо­лил­ся, бла­го­да­рил Бо­га и про­сил Его со­тво­рить с ним по во­ле Сво­ей.

     В это вре­мя в пе­ще­ру за­полз­ла змея и ста­ла пить ви­но из сто­яв­ше­го там со­су­да, отра­ви­ла его сво­им смер­то­нос­ным ядом. Вер­нув­шись в пе­ще­ру, раз­бой­ни­ки на­пи­лись отрав­лен­но­го ви­на и все до од­но­го по­гиб­ли. Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон, воз­дав бла­го­да­ре­ние Бо­гу, стал под­ви­зать­ся на ме­сте сво­е­го чу­дес­но­го спа­се­ния. На­граб­лен­ное раз­бой­ни­ка­ми зо­ло­то раз­дал ни­щим и в мо­на­сты­ри, а в раз­бой­ни­чьей пе­ще­ре устро­ил цер­ковь, во­круг ко­то­рой со вре­ме­нем об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь - зна­ме­ни­тая в Па­ле­стине Фа­ран­ская Лав­ра.

     Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон сам со­ста­вил стро­гий устав для сво­ей оби­те­ли. Стре­мясь к уеди­не­нию, ушел даль­ше в пу­сты­ню, но и там не от­вер­гал тех, кто нуж­дал­ся в его ду­хов­ном ру­ко­вод­стве, и ос­но­вал еще две оби­те­ли - Иери­хон­скую и Су­кий­скую, име­ну­е­мую «Вет­хой Лав­рой». В кон­це жиз­ни под­ви­зал­ся в пе­ще­ре на го­ре, близ Су­кий­ской оби­те­ли, но не остав­лял ру­ко­вод­ства бра­ти­ей всех трех ос­но­ван­ных им оби­те­лей. По пре­да­нию, со­ста­вил чин ино­че­ско­го по­стри­же­ния. 

     Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник в глу­бо­кой ста­ро­сти около 350 года и по­гре­бен, по его за­ве­ща­нию, в Фа­ран­ской оби­те­ли, в церк­ви, по­стро­ен­ной на ме­сте раз­бой­ни­чьей пе­ще­ры.

Память о Харитоне Исповеднике

Память совершается

в Православной церкви - 11 октября

в Католической церкви - 28 сентября

11.10.0350

ruspekh.ru

Харитон Исповедник, Иконийский - Именины, день ангела Харитон

Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305–311), Максимиане (305–313) или Ликинии (311–324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой исповедник претерпел жестокие мучения, но по промыслу Божию остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Лаврой". В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Тропарь преподобному Харитону Исповеднику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенныя,/ сияя чудесы, Харитоне, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Харитону Исповеднику

Насладився, богомудре, воздержания/ и плоти твоея вожделения обуздав,/ явился еси верою возращаем/ и, яко жизни древо посреде рая, процвел еси,// Харитоне всеблаженне священнейший.

Молитва преподобному Харитону Исповеднику

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Харитоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, недостойных, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

svyatsy.org


Смотрите также