Святочные песни коляда овсень виноградье примеры


Колядки. Овсени. Виноградья - ПЕСНИ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Русские народные песни - Колядки. Овсени. Виноградья

* * *

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла!

 

* * *

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быстрою,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят горючие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят, колядуют:

«Ой, коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

Накануне Рождества».

 

* * *

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в этом дому,

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста;

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем,

И богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того!

 

 

* * *

Овсей, Овсей

Шел по дорожке,

Нашел железце,

Сделал топорочек,

Ни мал, ни велик,

С игольные уши;

Срубил себе сосну,

Наснастил мосточек.

По этому мосту

Шли три братца:

Первой-то братец

- Рождество Христово,

Второй-то братец

- Крещенье господне,

Третий-то братец

- Василий Кесаринский.

Блин да лепешка

На заднем окошке.

Подавай, не ломай,

Не закусывай!

У хозяина в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы телятки,

Велись бы ягнятки,

Велись бы жеребятки,

Велись бы поросятки,

Велись бы козлятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы утятки!

 

Овсень, коляда,

Суконная борода!

Кто не даст ножку

- Расколю окошку,

Кто не даст пирога

- Уведу корову за рога,

Кто не даст хлеба

- Уведу деда,

Кто не даст ветчины

- Расколю чугуны.

Овца яловая,

Свинья жареная,

Пятьдесят поросят,

Одни ножки висят,

Пятьсот гусят,

Одни лапки висят!

С праздником, с Новым годом, с новым счастьем!

На каждую пищу пудов по тыще!

 

* * *

Ой, авсень! Ой, коляда! «Дома ли хозяин?» - «Его дома нету! Он уехал в поле Пашеницу сеять». Сейся, сейся пашеница, Колос колосистый, Колос колосистый, Зерно зернисто!

 

* * *

Овсень, авсень

Ходил по всем

По заулочкам,

По проулочкам.

Кишку, ножку

Сунь кочережкой.

В верхнее окошко.

- «Здравствуй, хозяин

С хозяюшкой!

Где хозяин

С хозяюшкой?»

-«Уехали в поле Пшеничку сеять».

-«Дай им бог

Из полна зерна пирог!»

 

* * *

Таусень

Вот ходили мы,

Вот искали мы

По проулочкам,

По заулочкам.

Вот. Иванов двор.

У Ивана на дворе

Да три терема стоят.

Как и светлой-от месяц

- Сам Иван-от господин.

Красно солнышко

- То Паладьюшка его.

Часты звездочки

- Его детушки.

 

* * *

Бай авсень, бай авсень!

Мы ходили, мы блудили

По святым вечерам.

Мы искали, мы искали

Мы и Петрина двора.

Мы по ржам, по межам,

По широким рубежам,

Приблудили ко двору

К Генералову.

У генералова двора

Стоит сосна зелена.

Как у этой у сосны

Конь и доброй стоит.

Как и грива-то гребенкой,

А и хвост-то дугой.

Как на этом на коне

Узда новая.

Уж я села на коня

И поехала.

Генералов двор

Он и тыном обтынен.

Он и тыном обтынен,

И кольцом обведен.

Среди того двора

Стоит горенка нова.

Как во этой во горенке

Короватка тесова.

Как на этой на кроватке

Перинушка пухова.

Как на этой на перине

Лизаветушка душа.

Если подадут:

Что светел-то месяц

- А и наш-то он.

Как и красно солнце

- Хозяюшка его.

Как и частые звезды

- Его детушки.

 

Дай, господи,

Нашему хозяину.

Пожилось, побылось,

На двор много лилось

 

Если не подадут:

Не дашь пирога

- Мы корову за рога.

Не дашь кишку

- Мы свинью за виску.

Не дашь блинка

- Мы хозяина в пинка..

 

 

* * *

Тешен, потешен,

Хозяин-от повешен

За задний желоб,

За черный волос.

Волос-от сорвался,

Хозяин оборвался.

О камень зубами,

О тын головой,

О щепицу бородой.

Пелась скупым хозяевам.

 

* * *

Сею, сею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом.

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой

 

* * *

Дайте коровку

Мазану головку!

Уж ты ласточка,

Ты касаточка,

Ты не вей гнезда

Во чистом поле,

Ты завей гнездо

У Петра на дворе!

Дак дай ему бог

Полтораста коров,

Девяносто быков.

Они на реку идут.

Все помыкивают,

А с реки-то идут,

Все поигрывают.

 

* * *

Уж ты ягодка красна,

Земляниченька красна!

Таусень!

Отчего она красна?

Во сыром бору росла.

Таусень!

Уж ты Катенька умна,

Свет Ивановна умна!

Таусень! Отчего она умна?

Что у батюшки росла,

Таусень!

У сударыни матушки Нежилася,

Таусень! Что и нежилася,

Да лелеялася.

Таусень!

 

* * *

За рекой огонь горит,

Там скамеечка стоит,

Таусень!

На скамеечке

Татьянушка сидит,

Таусень!

Татьянушка сидит,

Косу русую плетет,

Таусень!

Косу русую плетет,

Шелком перевивает,

Таусень!

Шелком перевивает,

Златом, серебром пересыпает.

Таусень!

«Красна девушка,

Татьяна Михайловна!

Таусень!

Отпирай-ка сундучок,

Вынимай-ка пятачок!

Таусень!

Ты нас будешь дарить

- Мы будем хвалить,

Таусень!

А не будешь дарить

- Мы будем бранить!»

Таусень!

 

 

* * *

У Ивана на дворе

Стоят сорок коней.

Таусень, таусень!

Ему в Москву ехать,

Ему солод закупать.

Таусень, таусень!

Ему пиво варить,

Ему сына женить.

Таусень, таусень!

Ему сына женить

Ивана Иваныча!

Таусень, таусень!

Ему брать ли не брать

Настасью Лукьяничну!

Таусень, таусень!

 

* * *

Проходила коляда

Наперед Рождества.

Виноградье красно-зеленое мое!

Напала пороша

Снегу беленького;

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели,

- Коледовщички,

Недоросточки,

Недоросточки,

Красны девушки

Сочили, искали

Иванова двора.

А Иванов двор

Ни близко, ни далёко,

Ни близко, ни далёко,

- На семи столбах;

Вокруг этого двора

Тын серебряный стоит;

Вокруг этого тына

Все шелковая трава;

На всякой тынинке

По жемчужинке.

Во этом во тыну

Стоят три терема

Златоверхие.

Во первом терему

- Светел месяц,

Во втором терему

- Красно солнышко,

В третьем терему

- Часты звездочки,

Светел месяц

-То хозяин во дому,

Красно солнышко

- То хозяюшка,

Часты звездочки

- Малы деточки.

Как самого господина

Дома нетути,

Дома нетути,

Не случилося;

В Москву съехавши

Суды судить,

Суды судить

Да ряды рядить.

Посудивши, порядивши,

Домой едет он;

Он жене-то везет

Кунью шубу, кунью шапочку,

А своим-то сынам

По добру коню,

Своим доченькам

По злату венцу,

Своим служенькам

По сапоженькам.

Наша-то коляда

Ни мала, ни велика;

Она в двери не лезет

И в окно нам шлет:

Не лсмай, не гибай

- Весь пирог подавай!

Виноградье красно-зеленое мое!


← Подблюдные - Русские народные песни

Еще по данной теме::

  • Русские народные песни - Семицкие. Троицкие. Русальские * * * Ио, йо, березынька, Йо, йо, кудря...

  • Русские народные песни - Подблюдные   * * * Гадай, гадай, девица, В коей руке былица, Былица ...

  • Русские народные песни - Масленичные   * * * Ой да Масленица на двор въезжает, Широкая на двор...

  • Русские народные песни - Купальские. Петровские * * * Девки, бабы - На Купальню! Ладу-ладу, Н...

  • Русские народные песни - Егорьевские   * * * Уж мы к дому подходили, Хозяина будили: «Встань,...


russkay-literatura.ru

Святочный обход дворов с пением «виноградий» в западных районах Псковской области

Обряд обхода дворов в канун или на первый день Рождества в западных районах Псковской области имел название Коляда, петь Коляду, кликать Коляду, колядовать. Он сопровождался пением поздравительных песен с припевом «виноградье красно-зелёное», которые являются одним из опознавательных знаков местной традиции. Обход дворов совершался разными группами участников: подростками, парнями и девушками, пожилыми людьми, а также ряжеными. Пение под окном песен, содержащих описание богатого двора хозяина и связанных с продуцирующей магией, сопровождалось приплясываньем. Завершалась песня просьбой подарить колядовщиков, в ответ на которую хозяева выносили угощение – хлеб (зерно, пироги), выпивку, деньги. Если хозяева одаривали обходчиков, те исполняли припевки с благопожеланиями, а скупым хозяевам могли угрожать.

Широко распространенный в России обряд святочного обхода дворов с пением поздравительных песен-благопожеланий на западе Псковской области имеет свой опознавательный признак – песни с припевом «виноградье красно-зелёное».

Их ареал имеет форму полосы, тянущейся по течению реки Великой и охватывающей Красногородский, Опочецкий, Пыталовский, Печорский районы Псковской области. Единичные образцы виноградий записаны в Островском, Псковском, Стругокрасненском и Порховском районах.

В данной местности зафиксированы разные сроки совершения обряда. Есть сведения о том, что в канун Рождества ходили христославщики с пением рождественского тропаря. А на следующий вечер приходили колядовщики с пением виноградья. В других же случаях жители утверждают обратное – колядовать ходили именно в канун Рождества, что согласуется с текстом песни «Пришла Коляда накануне Рождества», а христославили в первый день праздника.

Обход дворов осуществлялся поздним вечером, ночью.

В данной местности известны следующие названия обряда: Коляда, петь Коляду, кликать Коляду, колядовать. Колядовать – повсеместно распространенный термин, обозначающий сам процесс обхода дворов с благопожеланиями хозяевам и сбором угощений вне зависимости от того, какие песни при этом поются – виноградья или колядки. В некоторых случаях поздравляющие ограничиваются небольшими словесными формулами, встречающимися в окончании песен. Понятие коляда в понимании местных жителей многоаспектно – это и канун Рождества, и обычай обхода дворов, и поздравительная песня, исполняемая в это время. На вопрос, кто такая коляда, жительницы д. Кудрово (Печорский район) ответили, что не знают, «в кого она такая выдумана; она не божественна, ни к Богу, ни к чёрту гожа». Обращает на себя внимание, что женщины явно имели в виду некое существо, мифологический персонаж, следы представлений о котором сохраняются до сих пор.

В обходе дворов участвовали разные группы населения: дети, парни и девушки, пожилые люди. В голодное послевоенное время ходили нищие. В этих случаях обрядовый смысл угощения заменялся бытовым – подаянием. Участие людей старшего возраста можно объяснить и тем обстоятельством, что они следовали сложившимся обычаям и хорошо знали песни, сопровождающие ритуал. Колядовщики могли приходить в обычной одежде, но могли и рядиться. Период, когда допускалось ряженье, – две недели святок от Рождества до Крещения. Среди наиболее распространенных персонажей ряженья называют следующих:

– антропоморфные: «дедок», «поп», «матушка», «беременная баба», «баба с дубиной», «врач»;

– чужаки: «солдат», «цыгане», «цыганка с ребёнком», нечисть  – «черти», «беси»;

– зооморфные: «журавль» и другие. 

Для обозначения понятия «рядиться» обычно употребляют следующие термины: ходить обделавши/обладивши, цыганить, волынить, комедить. Ходили в вывороченных шубах, перемазанные сажей, свёклой, с закрытыми лицами (чтобы нельзя было узнать), приклеивали усы, бороду, переодевались в одежду противоположного пола. Рядились в рваную, истрепанную одежду, либо, наоборот, в старинные нарядные сарафаны, вышитые рубахи.

Колядующих, как утверждают местные жители, уважали, почитали, ожидали их, хозяйки заранее готовились, собирая корзинки с угощением.

Колядовщики пели под окном, но прежде спрашивали разрешения петь у хозяев. Исполнение песен сопровождалось приплясываньем. Пели громко – так, что было слышно даже в другом конце деревни или в соседней деревне. Повсеместно песню оценивали как «сильно красивую». В поэтическом тексте песни колядующие именуются «колядовщики», «люди добрые», «красны девушки», «добры молодцы», «пироговщички», «колядовщички-виноградщички».

Одаривали колядовщиков в соответствии с местными традициями обрядового угощения, а часто – кто чем мог. Важно, что сохранялся обычай одаривания хлебом (пирогами, зерном в решете – ячменем, рожью, горохом). Подавали также выпивку, деньги, кусок мяса. Детей могли одарить хлебом, пирогами, конфетами, монетками. Просьба одарить колядовщиков содержится в самой песне, которая обычно заключалась словами: «Хозяин, не скупись, поскорее подарись или с печи пирогом, или с клети решетом». Вместе с требованием угощения в конце песни содержатся добрые пожелания:

Создай вам Бог полный двор животов!

Избушку ребят, хлевушку телят!

(д. Сухлово, Палкинский р-н).

 

А кто нас наделит – тому сто коров доить!

А кто нас не наделит – козу ялову доить!

И тому век не жениться!

(д. Мишнево, Опочецкий р-н).

Кто нас не подарит – на огне сгорит!

(д. Кучелеево, Красногородский р-н).

В Пыталовском районе записано свидетельство о том, что после получения угощения колядовщики пели хозяевам «Многая лета».

Обычно хозяева выносили угощение на улицу, но могли и пригласить колядующих в дом, особенно если был сильный мороз. Угощая обходчиков, хозяин мог играть на гуслях или другом музыкальном инструменте (балалайке, гармонике) плясовые наигрыши («Кружкá», «Камаринского», «Барыня»), а гости пели частушки и плясали.

Пройдя по своей деревне, колядовщики отправлялись в соседние деревни, ходили (либо ездили) всю ночь, а затем устраивали совместную трапезу, во время которой угощались собранными припасами.

Поздравительные песни с припевом «виноградье красно-зелёное» исполняются практически на один напев (с вариантами). Он представляет собой двухчастную структуру, содержащую запев декламационного типа (с содержательной частью словесного текста) и распетый припев на слова «виноградье красно-зелёное». Некоторые варианты из Печорского и Палкинского районов (деревни Голубово, Косыгино – см. Приложение) отличаются насыщенным хоровым звучанием.

Сюжет песни известен в литературе под названием «Терем хозяина» и включает в себя описание богатого двора, который стоит на «золотых столбах», окружённый «серебряным тыном». Хозяин сравнивается со «светлым месяцем», хозяйка с «красным солнышком», дети – с «частыми звёздочками». В ряде образцов есть продолжение сюжета, описывающее «поездку хозяина» в «нов-город» (или «за синя моря»), из которой он привозит своим домочадцам дорогие подарки.

Понятие «виноградье красно-зелёное» исполнители объяснить не могут. Как считают исследователи, «виноград», «сад-виноград» – символ благополучия, процветания, счастья.

В экспедициях 1980-х годов сделано много записей, представляющих в хорошей сохранности как напев в его многоголосном звучании, так и текст песни. Большинство образцов зафиксировано в Печорском и Палкинском районах. В экспедициях 1990 и 1992 годов в эти районы удалось записать только упоминания о бытовании песни и единичные фрагментарные образцы. Обряд обхода дворов совершается и сейчас, но его фольклорная составляющая ограничивается краткими словесными формулами с требованием угощения и угрозами скупым хозяевам. Как поясняют местные жители, «теперь ходят ради смеху», исключительно ради выпивки и получения угощения. Смысл обряда и его традиционные формы утрачены.  Они сохраняются только в виде архивных и публикуемых записей, а также в концертной деятельности коллективов, воссоздающих (с разной степенью приближения к источнику) народные традиции Псковщины.

www.culture.ru

Открытый урок по предмету «Слушание музыки» на тему

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Открытый урок по предмету «Слушание музыки»

на тему - Зимние праздники солнечного календаря (колядки).

Подготовила: Кошелева Т.А.

Цель урока: Углубить интерес учащихся к изучению народного творчества.

Образовательные задачи урока:

Учебные:

  • Добиваться осознанного представления о зимних праздниках солнечного календаря.

  • добиваться точного, эмоционального интонирования мелодий колядок.

Развивающие:

Воспитательные:

Зимние праздники солнечного календаря.

День зимнего солнцестояния – Слайд №2.

Зима… Дни стали короткие, а ночи длинные, темные. Кажется вся природа уснула мертвым сном. Но когда наступает 24 декабря, свет начинает прибывать. Этот день так и назвали – день зимнего солоноворота или зимнего солнцестоянии ( древний праздник Коляды, солнечного божества). В честь него зажигали костры, скатывали с гор горящие колеса. Люди считали, что эти обряды увеличивают силу солнца. Солнышко теперь будет светить дольше, катиться к лету.

Начало святок приходится на рождественский сочельник (24 декабря по ст. стилю / 6 января по новому ст.). Именно в этот момент завершается строгий рождественский пост и начинаются празднества, гулянье и потехи. Одна из древних славянских традиций – колядки, т.е. обрядовые песни, с которыми обходились дома. Колядовали в основном молодые люди и дети. Это было своеобразным развлечением молодёжи в те далекие дни.

Такие обходы домов в течение святок проводились трижды: в Сочельник («рождественская коляда»), под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского – «васильевская коляда»), в канун Крещения («крещенская коляда»).

Святки традиционно делятся на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера относятся к Рождеству Христову, а Страшные вечера считались временем, когда бушует нечистая сила.

Слово «коляда» происходит от греческого καλάνδαι и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками.

Рождество Христово. – Слайд№3.

В эти дни нового солнечного года весь христианский мир отмечает праздник – Рождество Христово.

Две тысячи лет назад произошло событие, с которого начали отчет Нового времени и Новой Эры.

Подготовленный рассказ уч –ся о Рождестве.

С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Особое место занимают авторские церковные коляды.

Слушаем Рождественскую колядку «Сын Божий родился!»

1. Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

2. Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

3. С добрыми вестями
Из святаго града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Пение колядки «Взошла звезда ясная».Слайд №4

Колядки, авсеньки, щедровки, виноградья. – Слайд №5.

На Руси всегда очень любили праздник Рождества. Делали звезду, пекли особое печенье в форме животных. Собираются в рождественскую ночь молодые парни, девушки, дети да идут по домам с песнями песен о Младенце Христе. Впереди всех – двое колядовщиков: один со звездой, а другой с мешком для подарков и угощений. Подходя к дому. Задают вопрос: «Хозяин с хозяйкой, не скричать ли вам колядку?». Следовал положительный ответ: начиналась песня.

Слайд №6. Колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья – так называли песни колядовщиков в зависимости от слов припева. Это величальные песни – поздравления, в которых хозяевам желают благополучия, добра, удачи, сравнивают их с солнышком, месяцем, звездами.

Пение колядки «Сею – вею, повеваю».

Содержание колядки – Слайд № 7.

Содержание колядки таково: приход Коляды или поиски ее. Далее дается характеристика хозяев: величание их, пожелания (колядовщики описывали красоту дома, обилие скота, богатство урожая) и просьба о подаянии.

По ходу проведения колядок использовались различные магические ритуалы, например, осыпание дома зерном или выбивание искр из полена. За подобные благие пожелания надо было платить различными вкусностями. Хозяева домов, конечно, знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощения. Ведь если пришедшую молодёжь не угостить, можно было за это расплатиться, например, общественным поруганием, которые могло выражаться вот в такой песенке:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

Некоторые колядки по отношению к скупым хозяевам были самыми настоящими угрозами:

Кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!


Однако случаи исполнения таких угроз были редки, ведь угощать колядующих было народной традицией и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Молодёжь щедро одаривали угощениями, которые потом дружно поедались на совместных посиделках. Если какой-то дом случайно пропускали и не обходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду. В дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.

Пение колядки «Авсень».

.

Слайд №8. Шуточные песенки часто построены в виде вопросов – ответов. Они легко запоминаются, просты мелодически и увлекают своим игровым характером. Диапазон таких песен невелик, всего несколько звуков. Но простота здесь только внешняя – часто в таких напевах мы не можем определить тонику, опорный звук, создается ощущение переменчивости лада (мажор – минор).

Пение колядок «Зазимка - зима», «А кто у нас гость большой?».

Слайд №9.

Святки длятся десять дней, до самого Крещенья. Молодые люди собираются у кого – нибудь дома, чтобы съесть угощенья, полученные за песни, повеселиться и поиграть (особенно любили играть в «Колечко»).

Пение песни – игры «Уж я золото хороню». Слайд №10. Подблюдные песни.

И как же не обойтись без гаданий в эти святочные вечера! Во время гаданий исполнялись подблюдные песни.

Название песен – подблюдные – связано с игрой: кто – либо вынимал, не глядя, из блюда, накрытого красивым полотенцем, кольцо.

Сначала пели славу Богу, красному солнцу и хлебу, а затем пожелание добра тому, кто вынет кольцо.

Слайд № 11. Пение величальной песни «Слава Богу на небе, слава!»

Слайд №12. Так проходили «святые» и «страшные» вечера, как называли их в старину.

infourok.ru

Веснянки - Русские народные песни

Русские народные песни - Веснянки

* * *

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На синё море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

 

* * *

Ты пчелынька,

Пчелка ярая!

Ты вылети за море,

Ты вынеси ключики,

Ключики золотые.

Ты замкни зимыньку,

Зимыньку студеную!

Отомкни летечко,

Летечко теплое,

Летечко теплое,

Лето хлебородное!

 

* * *

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

 

* * *

Жаворонок, Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

 

* * *

Лето, лето!

Лето теплое!

Жавороночки,

Перлетайте вы сюда!

Нам зима-то надоела,

Весь и хлебушек поела,

И суконки подрала,

И лаптишки изорвала,

Еще больше не спросила!

 

* * *

«Весна красна,

На чем пришла?»

- «На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето».


← Вьюнишные - Русские народные песни   Масленичные - Русские народные песни →

Еще по данной теме::

  • Русские народные песни - Семицкие. Троицкие. Русальские * * * Ио, йо, березынька, Йо, йо, кудря...

  • Русские народные песни - Подблюдные   * * * Гадай, гадай, девица, В коей руке былица, Былица ...

  • Русские народные песни - Масленичные   * * * Ой да Масленица на двор въезжает, Широкая на двор...

  • Русские народные песни - Купальские. Петровские * * * Девки, бабы - На Купальню! Ладу-ладу, Н...

  • Русские народные песни - Колядки. Овсени. Виноградья * * * Коляда, коляда! А бывает коляда Н...


russkay-literatura.ru

Овсеньки — Википедия

Овсе́ньки (авсеньки[1], овсени, авсени, баусени, таусени, усени, авсеневы песни) — поздравительно-величальные песни, исполняемые во время святочного обходного обряда Овсень. Вместе с северорусскими виноградьями и южнорусскими колядками, овсеньки образуют цикл русских святочных песен обходного типа. Распространены в районах Поволжья, средних и некоторых южных областях России (Тамбовская, Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская).

Название дано по типовому рефрену: «Ой, овсень, ой овсень!», «Авсень, авсень!», «Бай, авсень!», «Таусень, таусень!», «Та-аосин!» и тому подобное. Овсеневые песни практически ни чем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным рефреном («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле[2].

Во многих авсеневых песнях слово Овсень-Авсень обнаруживает тенденцию к разным народно-этимологическим притяжениям, например к слову овёс, — при том, что овёс присутствует в обряде (им обсыпапают, обсевают) и в текстах[3].

Наиболее приемлемой представляется связь слова «овсень» с корнем, к которому восходят слова «сев», «сеять».

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Ср. вступительную формулу, предваряющую пение: «Тётка, кому усенькать?» или «Кричать ли усеньку? Кого величать?». Иногда хозяева заказывали посетителям конкретную песню из общеизвестного местного репертуара овсенсй: «Бабушка с дедушкой, аусеньки скричать ли?» — «Кричи!» — «Кому?» — «Соньке! Косу́!» В Кадомском районе Рязанской области овсени-величания для девушек назывались «коса», а для парней — «кудри». Например: «А ты уж Сонюшка честна, / С отцом, с матерью росла, / Косу русу заплела...» В нижегородском обряде девушкам пели: «Как по мосту шла-прошла девица»; парням — «Не весел сокол по полю воздвигается»; молодожёнам — «Как у месяца золотые рога»; старикам — «Уродися, уродися у хозяина рожь».

Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. Содержание их во многом совпадает с традиционными мотивами русских колядок: «строительство моста, по которому предстоит ехать овсеню или Новому году»; «три терема во дворе хозяина: в одном из них сам хозяин, как ясен месяц, во втором — хозяйка, как солнышко, в третьем — их детушки, как часты звездушки»; «кликальщики овсеня ходят по проулочкам в поисках хозяйского двора»; «хозяина дома нету: поехал ток мести, рожь молотить, сына женить» и т. п. В зачинах этих величаний часто выступает персонифицированный Овсень как активно действующий персонаж, который «идёт по дорожке, находит железце, делает топорочек, мостит мосточек», «сам едет по мосту, ходит-ищет двор хозяина» и т. п.

В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Ср., например[2].:

«Таусень дуда,
Ты где была?
Коней пасла.
Что выпасла?
Коня в седле,
В золотой узде.
А где кони?
За воротами стоят.
Где ворота?
Водой снесло.
Где вода?
Быки выпили.
Где быки?
За горы ушли...» и т.п.

В селе Ураково Красненского района Белгородской области мужчины под новый год ходили по домам и посевали овсом. Они пели[4]:

Ой, Овсеня! Прыг, прыг, козлик.
Ой, Овсеня! — Чё ты прыгаешь?
Ой, Овсеня! — Брусок ищу
Ой, Овсеня! — На что брусок?
Ой, Овсеня! — Косу точить.
Ой, Овсеня! — На что косу?
Ой, Овсеня! — Траву косить.
Ой, Овсеня! — На что траву?
Ой, Овсеня! — Коня кормить.
Ой, Овсеня! — На что коня?
Ой, Овсеня! — К празднику ехать.
Ой, Овсеня! В Афанасьевку.
Ой, Овсеня! Там люди живут богатаи,
Ой, Овсеня! Они деньги гребут лопатами.
Ой, Овсеня!

Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) — просьба одарить исполнителей. Чаще всего им подавали блины и иные хлебные изделия, а также что-либо из мясных угощений. Ср. типичные просительные формулы: «Авсень, авсень, / Падавай савсем! / Кишку да ножку в заднюю акошку; В переднее окошко блин да лепёшку, а в заднее окошко — поросячью ножку!» Если хозяева не разрешали авсенькать (либо плохо одаривали исполнителей), звучали угрозы и проклятья: «Хто ни дасть хлеба — быка из хлева! / Хто ни дасть пирага — карову за рага!» или «На Новый год — дубовый гроб, / Асинава тибе крышка, жэлезна задвижка!»[2].

ru.wikipedia.org

Овсень (песня) Википедия

Овсе́ньки (авсеньки[1], овсени, авсени, баусени, таусени, усени, авсеневы песни) — поздравительно-величальные песни, исполняемые во время святочного обходного обряда Овсень. Вместе с северорусскими виноградьями и южнорусскими колядками, овсеньки образуют цикл русских святочных песен обходного типа. Распространены в районах Поволжья, средних и некоторых южных областях России (Тамбовская, Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская).

Название

Название дано по типовому рефрену: «Ой, овсень, ой овсень!», «Авсень, авсень!», «Бай, авсень!», «Таусень, таусень!», «Та-аосин!» и тому подобное. Овсеневые песни практически ни чем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным рефреном («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле[2].

Во многих авсеневых песнях слово Овсень-Авсень обнаруживает тенденцию к разным народно-этимологическим притяжениям, например к слову овёс, — при том, что овёс присутствует в обряде (им обсыпапают, обсевают) и в текстах[3].

Наиболее приемлемой представляется связь слова «овсень» с корнем, к которому восходят слова «сев», «сеять».

Особенности

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Ср. вступительную формулу, предваряющую пение: «Тётка, кому усенькать?» или «Кричать ли усеньку? Кого величать?». Иногда хозяева заказывали посетителям конкретную песню из общеизвестного местного репертуара овсенсй: «Бабушка с дедушкой, аусеньки скричать ли?» — «Кричи!» — «Кому?» — «Соньке! Косу́!» В Кадомском районе Рязанской области овсени-величания для девушек назывались «коса», а для парней — «кудри». Например: «А ты уж Сонюшка честна, / С отцом, с матерью росла, / Косу русу заплела...» В нижегородском обряде девушкам пели: «Как по мосту шла-прошла девица»; парням — «Не весел сокол по полю воздвигается»; молодожёнам — «Как у месяца золотые рога»; старикам — «Уродися, уродися у хозяина рожь».

Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. Содержание их во многом совпадает с традиционными мотивами русских колядок: «строительство моста, по которому предстоит ехать овсеню или Новому году»; «три терема во дворе хозяина: в одном из них сам хозяин, как ясен месяц, во втором — хозяйка, как солнышко, в третьем — их детушки, как часты звездушки»; «кликальщики овсеня ходят по проулочкам в поисках хозяйского двора»; «хозяина дома нету: поехал ток мести, рожь молотить, сына женить» и т. п. В зачинах этих величаний часто выступает персонифицированный Овсень как активно действующий персонаж, который «идёт по дорожке, находит железце, делает топорочек, мостит мосточек», «сам едет по мосту, ходит-ищет двор хозяина» и т. п.

В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Ср., например[2].:

«Таусень дуда,
Ты где была?
Коней пасла.
Что выпасла?
Коня в седле,
В золотой узде.
А где кони?
За воротами стоят.
Где ворота?
Водой снесло.
Где вода?
Быки выпили.
Где быки?
За горы ушли...» и т.п.

В селе Ураково Красненского района Белгородской области мужчины под новый год ходили по домам и посевали овсом. Они пели[4]:

Ой, Овсеня! Прыг, прыг, козлик.
Ой, Овсеня! — Чё ты прыгаешь?
Ой, Овсеня! — Брусок ищу
Ой, Овсеня! — На что брусок?
Ой, Овсеня! — Косу точить.
Ой, Овсеня! — На что косу?
Ой, Овсеня! — Траву косить.
Ой, Овсеня! — На что траву?
Ой, Овсеня! — Коня кормить.
Ой, Овсеня! — На что коня?
Ой, Овсеня! — К празднику ехать.
Ой, Овсеня! В Афанасьевку.
Ой, Овсеня! Там люди живут богатаи,
Ой, Овсеня! Они деньги гребут лопатами.
Ой, Овсеня!

Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) — просьба одарить исполнителей. Чаще всего им подавали блины и иные хлебные изделия, а также что-либо из мясных угощений. Ср. типичные просительные формулы: «Авсень, авсень, / Падавай савсем! / Кишку да ножку в заднюю акошку; В переднее окошко блин да лепёшку, а в заднее окошко — поросячью ножку!» Если хозяева не разрешали авсенькать (либо плохо одаривали исполнителей), звучали угрозы и проклятья: «Хто ни дасть хлеба — быка из хлева! / Хто ни дасть пирага — карову за рага!» или «На Новый год — дубовый гроб, / Асинава тибе крышка, жэлезна задвижка!»[2].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также