Спас какие бывают и когда


Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас 2019 – когда празднуют и какие традиции

Традиции, правила, даты, объяснения. Все самое важное о предстоящих праздниках

Фото из открытых источников

В августе православные христиане празднуют три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты, на которые приходятся эти три праздника, из года в год остаются неизменными.

Спасы — народное название трех праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя.

Медовый Спас (Первый Спас, Маковея)

14 августа

Фото из открытых источников

C Медового Спаса начинается двухнедельный Успенский пост. В наши края он пришел из Византии, где в ІХ в. в течение недели по Константинополю носили части Креста Господня, чтобы очистить город от эпидемий и "злых духов".

В этот день чтут память семи мучеников Маккавеев, которые возглавили восстание за веру в единого Бога и были за это жестоко наказаны.

Также, по легенде, именно 14 августа принял крещение князь Владимир. Поэтому в этот день в древнем Киеве освящали воду в Днепре, купали скот, чистили колодцы.

Маковея в Украине – это не только религиозный праздник. С этого дня всегда приступали к осенним полевым работам и медосбору, ласточки начинали улетать, а в народе готовились к проводам лета.

По древним обычаям, на Маковея святят воду, мед и мак. Дома готовят постный борщ с грибами и "шулыки". В храм несут букеты из цветов и трав – "маковейчики". Считается, что если не освятить цветы на Первого Спаса, то не будет цвести хозяйство.

Поговорки:

На первый спас лошадей (весь скот) купают.

Первый спас — первый сев.

Традиции в других странах

В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик. В этот день не купаются, а тот, кто работает, может заболеть неизлечимой болезнью.

В Македонии женщинам запрещается стирать белье или купать детей в течение первого дня или нескольких первых дней "Макавеев".

В Болгарии зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — "Зетьовден".

Яблочный Спас (Средний Спас, Великий Спас)

19 августа

Фото из открытых источников

К Яблочному Спасу готовятся в течение двух недель. В частности, не едят яблоки. Особенно это касается женщин, которых таким образом пытаются предостеречь от греховного поступка Евы.

Еще одно поверье: На том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса.

Поговорки:

Какой Второй Спас, такой и январь.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Считается, что в этот день все яблоки обладают целебными свойствами. А загаданные желания при откусывании плода обязательно сбываются. Поэтому их вместе с другими фруктами святят и готовят из них различные блюда. Также начинается подготовка заготовок на зиму.

Традиции в других странах

В восточной Сербии хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось, что чем дальше разлетались семечки из него, тем большим будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый "запиранием винограда".

Ореховый Спас (Третий Спас, Хлебный Спас)

29 августа

Фото из открытых источников

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву и пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому праздник и назвали Хлебным.

В это время также созревают лесные орехи и начинается их массовый сбор, с чем связано второе название.

В этот день принято было торговать холстами и полотнами. Дома выпекают хлеб из зерна нового урожая.

Поговорки:

Третий Спас хлеба припас.

Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.

Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.

Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

112.ua

Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом».

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.


Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый. Читайте также:

Спас и макитра

Освятить и скушать

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Словарь Правмира — Спас

www.pravmir.ru

традиции, обряды, приметы и обычаи в православии

В августе в стародавние времена праздновали несколько Спасов – праздники связывали по времени с созреванием овощей, фруктов, зерновых культур и других даров Земли.

До наших дней сохранились три Спаса – Яблочный, Медовый и Ореховый, в которых народные и церковные традиции тесно переплелись.

"Спас" — это сокращенная форма от слова Спаситель — все три Спаса в церковном календаре связаны с Сыном Божиим и с Его деяниями.

Sputnik Грузия поинтересовался, что за праздник Яблочный Спас, и рассказывает, какие традиции, обряды, приметы и обычаи связаны с ним в православии.

Яблочный Спас

Второй или Яблочный Спас отмечали в дохристианские времена в середине августа – в конце сбора урожая. Он напоминал народу о великой силе природы и ее неоценимых дарах.

В праздник плодородия устраивали веселые гулянья с песнями и танцами и приносили богам в жертву плоды в благодарность за хороший урожай.

Церковь, с принятием христианства, связала народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, Господь, когда молился на горе Фавор со своими учениками, полностью преобразился — лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми.

Яблочный Спас стали называть Спас на горе благодаря этому божественному явлению. Поэтому каждый человек в этот день должен задуматься о праведности своей жизни и изменить ее к лучшему.

Яблочный спас 2019: суть и описание праздника, приметы и традиции >>>

Яблочный Спас также называли Праздник первых плодов, Первые осенины, Горохов день, Средний Спас и так далее.

Традиции и обычаи праздника

В Яблочный Спас, по традиции, праздничные службы проходят во всех действующих православных храмах, где верующие исповедуются и причащаются. Люди издревле считают, что Господь посылает на людей Свое благословение в Яблочный Спас.

После Богослужения в храмах, по традиции, освящаются фрукты – обычай этот восходит к Ветхому Завету. В те далекие времена в храм для благословения люди несли злаки и гроздья винограда в знак благодарности Всевышнему.

© photo: Sputnik / Grigory Sisoev

Торжественное освящение 5 тонн яблок

Традиция на Руси, где виноград далеко не везде рос, преобразовалась — люди стали освящать яблоки, сбор которых приходился на Яблочный Спас. Соответственно, главным символом праздника стали яблоки, которые олицетворяют достаток и благополучие.

Прихожане, по традиции, по сей день несут корзинки с виноградом, яблоками и другими плодами в церковь, которые, по обычаю, начинают есть только после обряда освещения.

На Яблочный Спас, по древнему поверью, ангелы угощают яблоками души детей на небесах. Поэтому родители, потерявшие детей, после обряда освящения раздавали угощение в храме или часть яблок оставляли на могилках.

На кладбище, по традиции, и сегодня идут после церковной службы и поминают всех почивших родственников, а не только детей.

Чтобы благословить посев, по обычаю, приглашали священника и на поля.

Фреска с изображением Иисуса в храме Преображения Спасителя в Цаленджихском районе

В праздник, по обычаю, запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы – на Яблочный Спас можно только готовить пищу и собирать урожай.

На Второй Спас, по традиции, пекут яблочные пироги с добавлением меда. На праздничный стол также подают блинчики с различными начинками, сладкие каши, печеные яблоки, компот из свежих фруктов.

На Яблочный Спас, по традиции, угощали всех соседей и друзей, а вечером все вместе шли в поле и с песнями и плясками провожали лето.

На Яблочный Спас Успенский пост все еще продолжается, посему православным запрещено есть любую пищу животного происхождения. В православный праздник Преображения Господня церковным уставом разрешается есть рыбу и выпить немного вина.

Успенский пост 2019: что можно и нельзя есть, календарь поста по дням >>>

В Яблочный Спас хозяйски, по старинному обычаю, проводили ритуал по очищению дома. Для обряда использовали яблоки и церковную свечу. В частности, разрезали плод на две половинки, доставали сердцевину, свечу ставили в одну из половинок и с ней обходили дом.

Во время обряда читали молитвы и просили Господа даровать семье мир и согласие, а жилище защитить от невзгод и дурного глаза. Затем крепко связывали две половинки яблока веревкой, уносили его подальше от дома и закапывали в землю. Готовить угощение хозяйки начинали, завершив обряд очищения.

В Яблочный Спас с торгов продавали целые телеги с яблоками, а люди, имевшие сады, угощали плодами больных, сирот и нищих.

Приметы праздника

До наших дней сохранилось очень много примет и гаданий, связанных с Яблочным Спасом. В народе верили, что первое съеденное яблоко расскажет о будущем. Кислое яблоко указывало на неприятности, сладкое – на радость и счастье, кисло-сладкое предсказывало крепкую семью, покой и уют в доме.

Девушки, загадывая свое самое заветное желание, часто съедая первое яблочко, обмакивали его в мед. По приметам, загаданное обязательно исполнится, если просьба идет от чистого сердца.

Много примет связано и с погодой — дождь на Яблочный Спас сулил мокрую и холодную зиму. А вот солнце и тепло в праздник – явная примета, что зима будет снежной, но без сильных морозов.

В Яблочный Спас, по приметам, нельзя прогонять мух, если они сядут на руку, чтобы не спугнуть счастье.

Северный ветер во время посева – хороша примета, указывающая, что колосья пшеницы уродятся крупные.

По приметам, скоро наступит холодная и дождливая осень, если начался мелкий дождь и пчелы собираются в рой. Если пчелы слетаются на мед – это явная примета, что в доме будет достаток.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Яблоки в продуктовом магазине

Пожелтевшие листья на деревьях на Яблочный Спас – примета, что в скором времени сильно похолодает.

Заниматься шитьем на праздник – плохая примета, "нарушитель" всю жизнь будет лить слезы.

Много скворцов на деревьях – по приметам, к суровому январю.

Яблочный Спас, по народным приметам, означает наступление осени и преображение природы — ночи после 19 августа становятся намного холоднее.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

это что за православный праздник?

Первый медовый спас, испокон веков празднуется 14 августа. Такая дата была выбрана в связи с тем, что именно в этот момент в ульях, то есть в сотах мёд созревает, следовательно, можно собирать первый летний урожай.

На медовый спас принято ходить в храм, прихватив с собой бочоночек меда для того, чтобы его осветить. Среди православных верующих людей считается, что освященный мед в данный праздник становится лечебным и имеет множество целительных свойств. Служители храма и церкви утверждают, что если человек употребляет маленькими порциями освященный мед ежедневно, тогда ему не страшны никакие болезни и организм насыщается не только физической, но и духовной силой. Некоторые православные верующие люди утверждают, что освященный мед в данный праздник помогает омолодить кожу не только лица, но и всего тела.

Согласно церковному православному календарю, такой день именуется Днем семи мучеников Маккавеев. А в простонародье праздник называется Маккавея или первый Медовый Спас. Именно в этот день 14 августа принято посещать храм и освещать там:

• Maк;

• мед;

• воду.

Ранее, таким образом, народ провожал лето. Именно в этот день можно осветить собственные колодцы или источники питьевой воды, которые находятся вблизи дома. Также именно 14 августа необходимо собрать маковейный цветок, то есть букет, который состоит из мака, чабреца, календулы и мяты, а в дальнейшем отнести такой букет в храм и осветить его.

Не стоит также забывать, что медовый спас — это первый день из двухнедельного Успенского поста. Как мы знаем, он был установлен в преддверии празднования Преображения Господнего и Успения Богородицы.

Из исторических данных и свидетельствований известно, что медовый спас получил свое название не только потому, что в этот момент созревает в сотах мёд, а потому, что в стародавние времена было принято, что первичный урожай, необходимо отнести Всевышнему и только после его благословления, можно было употреблять, такой продукт самому православному верующему.

В стародавние времена медовый спас именовался «мокрым» потому, что в этот день освещали колодцы, источники или же очищали старые и забытые каналы с питьевой водой. Также паломники в этот момент совершают крестный ход вблизи рек и озер, а также люди, которые имели домашних животных, то есть скот, отводили их к водоемам для того, чтобы они в последний раз искупались перед похолоданием.

www.o-vere.ru

19 августа, фото, история, описание, приметы

Яблочный Спас - праздник в народном календаре, приходящийся на 19 августа. Является одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. Яблочный Спас - распространенное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображение Господня.

Яблочный Спас: история праздника. Праздник Преображения Господня также называли Яблочный Спас, Праздник первых плодов, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. 19 августа - ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение. В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему предопределено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать праздник начали в IV веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, прославляющий Преображение Господне.

В Израиле и Греции день Преображения Господнего приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили ароматные гроздья в храм - для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в Украине, вместо него стали освящать яблоки.

Яблочный Спас: традиции. "Первые осенины" - значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву - "На освящение начаток овощей (плодов)". После этого верующим разрешалось употреблять в пищу яблоки и другие фрукты из нового урожая. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших детишек угощают гостинцами и золотыми яблочками. Набожные люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и кушанье ими помогает осуществлять загаданные желания.

Второй Спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора урожая. В древние времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Наши предки верили, что яблоки в этот день наделены особой силой - они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

В этот праздник хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция угощать нищих - во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: "А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!". Также на Яблочный Спас пели песни, провожали солнце в поле.

Яблочный Спас всегда обозначал начало осени и поэтому до этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы.

Гадания на Яблочный Спас. В этот день девушки обязательно пытались узнать свое будущее. Одним из самых распространенных гаданий было гадание на яблочной кожуре. Если лента вдруг обрывалась, то это означало, что в ближайший год замужества не будет. А если получалось срезать аккуратно всю кожуру с яблока длинной лентой, то девушка левой рукой бросала ее через плечо и в получившемся узоре пыталась рассмотреть имя или инициалы будущего мужа.

Если какое-то яблоко поклевали птицы, значит, мужчина, чье имя на нем написано, не способен на серьезные отношения. В том случае, если за ночь птицы склевали большую часть фрукта, то у вас может появиться соперница. Если яблоко исчезло оттуда, куда его клали на ночь, значит с этим человеком вам быть вместе не судьба.

Народные поговорки и приметы на Яблочный Спас:

- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

- До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

- Кто когда хочет улететь, а журавль к Спасу.

- Когда ешь первое яблочко, "что надумано - сбудется, что сбудется - не минуется".

- Со Второго Спаса засевай озими.

Фото: iStock/Global Images Ukraine

file.liga.net

суть и описание праздника, приметы и традиции

Яблочный Спас — народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции – в 2018 году, как и ежегодно, празднуют 19 августа.

В древние времена праздновали несколько Спасов, которые были приурочены ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли – по сей день сохранились Медовый, Яблочный и Ореховый, которые отмечают в августе.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями — слово "Спас" сокращенная форма от слова Спаситель.

Второй Спас или Спас на горе

Яблочный Спас, который также называют Второй Спас, Праздник первых плодов, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины и так далее, напоминает о великой силе природы и ее неоценимых дарах.

Праздник плодородия в дохристианские времена отмечали в середине августа, на который приходилось окончание сбора урожая. В благодарность земле за хороший урожай люди приносили богам в жертву плоды и устраивали веселые народные гулянья с песнями и танцами.

С принятием христианства церковь связала это народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, Иисус полностью преобразился, когда молился на горе Фавор со своими учениками — лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми.

© photo: Sputnik / Grigory Sisoev

Торжественное освящение 5 тонн яблок

Благодаря этому божественному явлению праздник стали называть – Спас на горе. Глубокий смысл этого праздничного дня заключен в соединении воедино божественной и человеческой сущности Иисуса Христа.

В Яблочный Спас каждому следует задуматься о праведности своей жизни, постараться преобразиться к лучшему.

Традиции и обычаи праздника

Во всех действующих православных храмах в этот день проходят праздничные службы — верующие идут в церковь для исповеди и причащения. Люди издавна считали, что в Яблочный Спас Бог посылает на людей Свое благословение.

После Богослужения освящаются фрукты – этот обычай восходит к Ветхому Завету, когда люди несли в храм гроздья винограда и злаки для благословения и в знак благодарности Богу.

На Руси виноград рос далеко не везде, поэтому традиция преобразовалась, и стали освящать яблоки, сбор которых приходился на Яблочный Спас. Соответственно яблоки, которые олицетворяют достаток и благополучие, стали главным символом праздника.

По традиции, прихожане по сей день несут в церковь корзинки с виноградом, яблоками и другими плодами, которые можно употреблять в пищу, только после проведения торжественного обряда освящения.

© photo: Sputnik / Alexander Kondratyuk

Православные христиане отмечают Яблочный Спас

По древнему поверью, на Яблочный Спас ангелы на небесах, угощают души детей яблоками, а женщина, вкусившая плод раньше наступления праздника, лишала душу ребенка угощения. Поэтому после освящения плодов в церкви, родители, потерявшие детей, шли на кладбище и часть яблок оставляли на могилах или раздавали угощение в храме.

В наши дни после церковной службы принято идти на кладбище, чтобы почтить помять всех почивших родственников, а не только детей.

Чтобы благословить посев, люди часто приглашали священника и на поля.

На праздник запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы — дозволяется только приготовление пищи и сбор урожая.

На Спас, пекут пироги, чаще всего используют начинку из яблок, добавляют мед и грецкие орехи. На столах, также присутствуют блинчики с различными начинками, сладкие каши, пирожки, печеные яблоки, компот из свежих фруктов. Угощали по традиции всех друзей и соседей, а вечером шли в поле и с песнями провожали лето.

Поскольку во время Яблочного Спаса продолжается Успенский пост, запрещена любая пища животного происхождения, но в праздник Преображения Господня – 19 августа церковный устав допускает вкушение рыбы и немного вина.

По старинному обычаю, в этот день хозяйки совершали ритуал очищения дома, для которого использовали яблоки и восковую церковную свечу. В частности, яблоко разрезали на две половинки и доставали сердцевину – в одну половинку ставили свечу и с ней обходили дом, читая молитвы и прося Господа защитить жилье от невзгод, а семье даровать мир и согласие.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Затем воск со свечи перекладывали в другую половинку яблока, крепко связывали две половинки плода веревкой, уносили подальше от дома и закапывали в земле. Завершив обряд очищения, хозяйки начинали готовить угощения.

В Яблочный Спас устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками, а люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирот.

Приметы и поверья

С Яблочным Спасом связано очень много примет и поверий, которые сохранились до наших дней.

Так, по народному поверью, первое съеденное яблоко, расскажет, чего ожидать от судьбы в ближайшем году. Если яблоко будет кислым, то впереди ждут неприятности, а вот если окажется сладким, то и жизнь будет полна радости и счастья. Кисло-сладкий плод всегда означал – крепкую семью, покой и уют в доме.

Девушки, съедая первое яблочко, часто обмакивали его в мед и загадывали свое самое заветное желание. В старину считали, что загаданное обязательно исполнится, если помыслы чисты и просьба идет от сердца.

Девушек часто сравнивали с цветущей яблоней, поэтому в праздник молодые барышни просили у дерева поделиться красотой и вплетали в венки яблочные листья.

Много примет связано было и с погодой — дождь на Второй Спас сулил мокрую и холодную зиму. А вот солнце и тепло в праздник – обещали снежную зиму, без сильных морозов.

Люди верили, что в этот день нельзя прогонять мух, если они садятся на руку — можно спугнуть счастье, поэтому нужно было подождать, пока она сама улетит.

Колосья пшеницы уродятся крупные, если во время посева дует северный ветер.

Если пчелы собираются в рой, и начался мелкий дождь, скоро наступит холодная и дождливая осень, а если на мед слетаются пчелы, то достаток в доме обеспечен.

Если листья на деревьях пожелтели на Яблочный Спас, значит в скором времени сильно похолодает.

Весь урожай зерновых нужно собрать до 19 августа, иначе первый дождь все погубит.

Кто занимается шитьем на праздник — будет лить слезы всю жизнь.

Много скворцов на деревьях – к суровому январю.

Жениться и выходить замуж в этот день, как и в другие дни Успенского поста, категорический запрещалось, так как это считалось большим грехом. Есть поверье, что молодые, обручившиеся в дни Успенского поста, никогда не будут счастливыми.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Спас 2018 - Когда празднуют Спас в 2018 году

С приходом августа украинцев ждет сразу три больших религиозных праздника – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С ними связанно много обрядов и традиций, которые пришли к нам от предков. УНИАН собрал самую основную информацию о главных праздниках последнего летнего месяца.

14 августа празднуют Медовый Спас или Маковея / фото УНИАН

Спас - традиционный праздник древних славян, который вобрал в себя некоторые языческие и религиозные составляющие. Первым, 14 августа, отмечают Медовый Спас или, как его еще называют, Маковея. Затем, 19 августа, Яблочный Спас, а в конце лета – 29 августа - Ореховый Спас. На сегодняшний день Спас стал праздником христианского народа.

Спас в 2018 году - когда и как празднуют три Спаса в Украине, когда начинается Успенский пост и каких традиций важно придерживаться в эти дни, об этом и пойдет дальше речь в нашем материале. 

Медовий Спас или Маковый Спас (Маковея)

Маковей от имени семи мучеников Ветхого Завета - Маковеев. Этот первый Спас празднуют 14 августа. Его еще называют Мокрым, или Спасом на воде. В этот день принято чествовать воду, печь пряники, пироги и блинчики с медом и маком.

Кроме того, существует поверье, что 14 августа, нельзя купаться в открытых водоемах, мол, злые силы могут утянуть под воду. В этот день освящают воду в колодцах и водоемах.

Существует примета: каким будет день первого Спаса, таким будет и третий – Ореховый.

Читайте такжеПчеловоды со всей Украины представят свою продукцию на медовой ярмарке в Святогорской лавре

Так же в этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Также празднования Медового Спаса связаны не только с религиозными событиями, но и с сельскими полевыми работами. Считается, что Первый Спас знаменует начало сбора урожая. Предки верили, что Медовый Спас – это конец лета и надо начинать приготовления к зиме. Существует поверье, что после Медового Спаса пчелы больше не несут мед. Именно в этот день пчеловоды доставали из ульев первые медовые соты и святили в церкви. Собранный в это время мед считался наиболее целебным.

19 августа - Яблочный Спас / фото УНИАН

Яблочный Спас

Второй Спас украинцы отмечают 19 августа. Его еще называют Средний или Большой. Но по традиции к празднованию Яблочного Спаса начинают готовиться за 2 недели. В этот период запрещается употреблять яблоки, особенно это касается женщин: считается, что в таком случае она принимает на себя грех Евы. Также не стоит отгонять и убивать насекомых. Существует примета, что если муха села на руку 2 раза, то это предвещание успеха и благополучия.

Читайте такжеПравославные сегодня празднуют Яблочный Спас (фото)

Наши предки верили, что в сам день Яблочного спаса все яблоки обретают особые чудодейственные свойства. Хозяйки святят все фрукты, готовят различные блюда с яблоками, делают заготовки на зиму. Считается, что желание, загаданное перед тем, как откусить яблоко, обязательно сбудется.

Еще одна примета в день Яблочного Спаса – если день сухой, то он сулит сухую осень, а дожди в этот день предвещают дождливую осень, ясное солнце говорит о суровой будущей зиме.

Кроме того, Яблочный Спас также совпадает с Преображением Господним. И еще в этот день начинают проводы лета.

29 августа - Ореховый Спас / REUTERS

Ореховый Спас

Последний, третий Спас празднуют 29 августа. Этот праздник также называют Холщовым Спасом и Хлебным Спасом. На это время приходится окончание жатвы, поэтому первый хлеб и пироги пекут из зерна нового урожая, затем его освящают и съедают всей семьей.

На последний Спас также припадает еще один великий религиозный праздник – Успение Пресвятой Богородицы.

С давних пор в народе считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Например, банный веник, изготовленный из орешника, способен вылечить человека от любых болезней.

Предки верили, что после третьего Спаса наступает осень.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

Какого числа Яблочный Спас в 2020 году? Традиции праздника

Содержание статьи

Из беседы протоиерея Максима Козлова в программе «Вглядываясь в традиции» вы узнаете, что такое Яблочный Спас и на какое число он выпадает в 2020 году.

Что такое Яблочный Спас?

Праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12 главных событий церковно-богослужебного года?

Фото: Луна, photosight.ru

Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.

Один из евангелистов, Марк, пишет:

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.

Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит:

Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.

Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется.

Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.

С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.

Не Сыном Божьим, по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божьими, и уж тем более не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову — просто хорошим человеком, а настоящим Богом.

Праздник Преображения — это кроме того еще и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная — есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье, и человек — венец этого творения.

 

Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми Его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца XVIII — начала XIX веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это — не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.

Куда вознесся Христос?

И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы — от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей — напоминание: Не бойся зла!

Тот, Кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.

Справка от редакции портала «Православие и мир»

Какого числа Яблочный Спас в 2020 году?

В 2020 году Яблочный Спас будут праздновать 19 августа.

История Яблочного Спаса

Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье, рядом на календаре и праздник Медового Спаса.

Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день — 19 августа. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.

Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.

Традиции Яблочного Спаса

Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.

В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.

Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.

Стихи о Яблочном Спасе

Александр Блок — Преображение

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.

Сергей Есенин — Преображение

Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.

Борис Пастернак — Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Читайте также:

Фото в начале статьи: Hram Preobrajeniya / Flickr

www.pravmir.ru

почему так называется, история, традиции

О Яблочном Спасе слышали многие, но почему он так называется? В первую очередь интуитивно хочется спросить – кто, кого и от чего спас? А главное – что же нужно делать в этот день? Ответы на эти вопросы рассмотрены ниже.

Почему Яблочный Спас так называется

Итак, Яблочный Спас – почему же Спас? На этот счет есть 2 точки зрения, которые не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга:

  1. С одной стороны, славяне отмечали этот праздник задолго до прихода христианства. Ежегодно Спас выпадал на 19 августа (по новому стилю). В этот день было принято собирать урожай яблок и других фруктов, Жители окрестных деревень приносили их на общий стол и устраивали веселое народное гуляние. Но самое главное – они создавали припасы и с их помощью спасались от долгой холодной зимы.
  2. А еще Спас – это однокоренное слово от «Спаситель». По церковному преданию в этот день Иисус взошел на гору Фавор вместе с тремя любимыми учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Они беседовали какое-то время, и вдруг лик Христа преобразился. Ученики увидели, что слева и справа от него появились легендарный пророк Илия и Моисей, который вывел евреев из египетского рабства.

Получается, что в этом празднике объединилось сразу 2 события. И во многом они даже совпадают по сути – природа преображается, как и Господь, лето уступает место осени.

Это по-настоящему золотая пора, когда мы можем собрать урожай и подвести итоги сельскохозяйственного года. А заодно запастись всевозможными соленьями, вареньями и другими заготовками на зиму – ведь она уже не за горами.

Почему Яблочный – это второй Спас?

Праздник отмечают 19 августа, но наряду с ним есть еще 2 спаса:

  1. Медовый – 14 августа.
  2. Ореховый – 29 августа.

Их называют соответственно первым и третьим, а яблочный – вторым (в хронологическом порядке). Значение этих дат примерно такое же – люди отмечают урожай, собирают мёд, заготавливают орехи, гото

zavedeno.com

Яблочный Спас: суть и история праздника

Яблочный Спас — народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня. Этот день является одним из значимых церковных праздников и приходится на строгий Успенский пост.

Яблочный Спас каждый год празднуется 19 августа. В этот день православные христиане отправляются в церковь, чтобы освятить яблоки и другие плоды нового урожая, в том числе и хлебные колосья, которые становятся сильным домашним оберегом.

История праздника

Языческий праздник перешел в христианскую религию, и традиции наших предков тесно переплелись с церковными канонами и обычаями. Освященные в этот день яблоки, по поверьям, обладали исключительной силой, способной возвратить красоту, здоровье и счастье каждому человеку.

Церковный праздник Преображения Господня называют Спасом на горе. Именно в этот день, ровно за 40 дней до распятия, Иисус с учениками поднялся на гору Фавор. Иисус начал молиться, и его лицо осветилось неземным светом, а одежды преобразились в белоснежные. Так Иисус преобразился перед своими учениками, открыв им свое истинное предназначение.

Возвратившись к людям, Иисус запретил рассказывать своим последователям о произошедшем чуде и повелел начинать сбор яблок, которые необходимо было освятить пред лицом Господа.

Традиции дня

Начинается Яблочный Спас с утренней службы в церкви. Во время службы священники выносят в центр храма крест, чтобы все желающие смогли поклониться и отдать дань уважения Господу. Затем совершается крестный ход и освящение плодов нового урожая. Прихожане на службу облачаются в белые одежды — символ преображения и начала нового этапа жизненного пути.

В день праздника все хозяйки пекут сладкие угощения с использованием яблок, которые после службы ставились на праздничный стол. В этот день начинали заготавливать варенье и сухофрукты.

Одной из главных традиция Яблочного Спаса является угощение нуждающихся яблоками. Обязательным было и посещение кладбища, где родственники оставляли фрукты на могилах своих близких.

Яблочный Спас в народных традициях означал начало осени и сопровождался сбором урожая пшеницы, заготовками лекарственного сырья на зиму. В этот день ясная погода предвещала суровую зиму, а дождь — промозглую, холодную осень.

Успенский пост, во время которого отмечается Яблочный Спас — время строгости и духовного роста. Используйте этот период для очищения души от негатива с помощью воздержания и искренних молитв. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Яблочный Спас - Православный журнал "Фома"

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе - доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, - зелено-золотистый, мягкий.

Иван Шмелев "Лето Господне"

Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас.

Какого числа Яблочный Спас?

Яблочный спас в 2018 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука.

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Евангелие от Марка, 9:2-13).

В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман).

Почему Спас Яблочный?

«…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев "Лето Господне"). Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.

Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции - после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

Стихи о Яблочном спасе

Борис Пастернак «Август»

АВГУСТ

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:

"Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство".

 

Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…

 

Сергей Есенин «Преображение»

Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

 

 

   Яблочный спас: картины

Чернигин Алексей «Яблочный спас»

Левитан Исаак Ильич «Цветущие яблони»

Вел. Княжна Ольга Александровна «Яблоки созрели»

Сафронова Инесса «Яблочный Спас»

Янаки Владимир Викторович. «Щедрая осень»

Марина Разина «Яблочный Спас»

Новикова Н. «Яблочный Спас»

Чайников Григорий Леонтьевич «Яблочный Спас»

 

Протоиерей Михаил Малеев «Яблочный спас на Афоне»

Белан Владимир Филимонович «Яблочный спас»

Полина Балашова «Яблочный спас»

Борис Кустодиев «На террасе»

Родионовы Н.П. и В.В. «Яблочный Спас»

 

 

Яблочный спас. Фото

Фото Юлии Маковейчук

Фото Roman Dawydkin, flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Фото Vladislav Bezrukov, flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Фото Igiss, flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

 

   Поделки из яблок к Яблочному спасу

Поделки из яблок и из бумаги для детей к Яблочному Спасу

Для изготовления бумажного яблока вам понадобится картонный рулончик от туалетной бумаги.

 

Яблочко из бумаги

  1. Наше яблочко будет из бумаги, потому нам пригодится цветная бумага, клей, ножницы.
  2. Красноватую цветную бумагу порезать на длинноватые полосы шириной 2 см.1-ые 2 полосы сложить крестиком и склеить в центре. Последующие полосы приклеивать к ним, также фиксируя их в центре.
  3. Концы полосок поднять и склеить меж собой. Яблоко готово.
  4. Сейчас необходимо сделать листок. Сложим гармошкой наискосок маленький прямоугольник из зеленоватой бумаги.
  5. Ножницами «закруглим» концы гармошки. Развернем — вышел гофрированный листик. Из коричневой бумаги вырежем черенок.
  6. Приклеим листик и черенок к яблоку. Из зеленоватой бумаги вырежем гусеницу и вставим ее меж красноватыми полосами. Нитяную петельку проденем в черенок яблочка.

 

Яблочный спас: постные рецепты

Праздник Преображения Господня отмечается во время Успенского поста, поэтому предлагаем вам приготовить вкусные постные блюда из яблок на Яблочный Спас, в первую очередь – десерты.

Лещ вареный с яблоками и хреном

Ингредиенты:
1 кг лещей

корень петрушки 1 шт.

корень сельдерея 1 шт.

лук-порей 1 шт.

лук 2 шт.

лимон 1 шт.

тертый хрен 2-3 ст. л.

кислые яблоки 2-3 шт.

соль

уксус 3%

сахар, специи

Приготовление:

Лещей промывают, очищают, нарезают на куски, солят, заливают на 5-7 мин. горячим уксусом, а затем, вынув рыбу из уксуса, варят ее до готовности в отваре из овощей и кореньев. Куски отварной рыбы выкладывают на красивое блюдо, украшают полуломтиками лимона, а сбоку кладут тертый хрен, смешанный с натертыми яблоками, и заправленный также уксусом, сахаром, солью и рыбным бульоном.

Вареники с яблоками

Ингредиенты:
мука – 3 стакана, 1 ч.л. соли, 1 стакан воды, яблоки – 600 г, сахар – 70 г, мед – 50 г.

Приготовление:
охладите воду и растворите в ней соль. Муку просейте в миску, сделайте в ней углубление и понемногу вливайте в него воду. Вымесите некрутое тесто. Продолжайте интенсивно в течение 15-20 минут вымешивать тесто на поверхности, пока оно не станет гладким и не вберет в себя всю муку. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 20 минут, чтобы оно набухло. Яблоки очистите от кожуры, удалите сердцевину, нарежьте их соломкой, посыпьте сахаром и дайте постоять 15-20 минут. Раскатывайте тесто, вырезайте из него стаканом круги и выкладывайте на них начинку. Защипните края и забросьте вареники в кипящую подсоленную воду. Когда они всплывут, проварите их еще в течение 3-5 минут. Подавайте готовые вареники с медом.

 Яблочный джем
Ингредиенты:
1 кг яблок,
750 гр. сахара,
½ ст. воды.
Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и натрите на средней терке. В это же время смешайте воду и сахар и поставьте кастрюлю на огонь. Как только сироп закипит, добавьте в него тертые яблоки и варите около часа на среднем огне, периодически помешивая. За это время джем станет густым. После варки остудите джем, выложите в банку и храните в холодильнике.

Варенье из яблок с ванилью и корицей

Ингредиенты:

3 кг яблок,
1 кг сахара,
1 упаковка ванильного сахара,
1 ч.л. корицы,
лимонный сок.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и семян и нарежьте ломтиками. В кастрюлю выложите половину яблок и засыпьте их половиной сахара, сверху снова яблоки и сахар. Оставьте стоять на пару часов. Затем поставьте на огонь и варите в течение 20 минут. Остудите варенье и еще 2 раза повторите процедуру варки. В конце последней варки добавьте лимонный сок, корицу и ваниль. Горячее варенье разлейте по банкам и закатайте крышкой.

Постные оладьи с яблоками

Ингредиенты:

яблоки – 5 шт, 1 стакан пшеничной муки, дрожжи прессованные – 10 ст.л, растительное масло, сахар – 3 ст.л, соль – по вкусу.

Приготовление: испеките яблоки в духовке, протрите их через сито. В полученную массу добавьте муку, дрожжи, сахар, соль и 2 ст.л. растительного масла. Замесите тесто и отправьте его в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно подошло. Когда тесто поднимется, жарьте оладьи на раскаленном растительном масле. При подаче полейте оладьи медом.

 Компот из яблок

Ингредиенты:
1,5 кг яблок,
1 лимон,
1,5 л. воды,
2-3 бутона гвоздики,
250 гр. сахара.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры, разрежьте на 4 части и удалите сердцевину. Выложите яблоки в миску и полейте соком, выжатым из 1 лимона, перемешайте и накройте крышкой. Кожуру от яблок выложите в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем добавьте сахар, перемешайте и варите 5 минут. Снимите кастрюлю с огня, процедите содержимое через сито. Яблоки выложите в чистую сухую банку, добавьте к ним сироп, накройте крышкой и остудите. Аккуратно перелейте сироп в сотейник и прокипятите его. Гвоздику обдайте кипятком и положите к яблокам. Залейте яблоки кипящим сиропом так, чтобы до верха банки оставалось около 2 см. поставьте банку в кастрюлю с кипящей водой на 20 минут, после чего герметично закройте крышкой, переверните банку вверх дном и в таком состоянии остудите до комнатной температуры. Храните компот в темном прохладном месте.

 Постный десерт из яблок

Ингредиенты:
Яблоки - 4

Чернослив или изюм - 50 г

Орехи - 30 -50 г

Мармелад - 30-50

Приготовление: Яблоки помыть и аккуратно очистить от сердцевины, оставляя целостность фрукта.

Орехи, чернослив и мармелад измельчить ножом до небольших кубиков.

Изюм залить кипятком на несколько минут, затем вынуть из воды и обсушить.

Смешать сухофрукты, орехи и мармелад, затем наполнить этой начинкой каждое яблоко.

Яблоки выложить в форму, аккуратно в нескольких местах проколоть кожицу каждого плода, налить на дно формы немного воды и поставить в разогретую до 150 градусов духовку на 20 минут.

Готовые яблоки вынуть из духовки, украсить несколькими дольками мармелада и подать к столу.

На анонсе фрагмент картины Джованни Беллини.
Преображение Господне. 1480 г.

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

 

 

foma.ru


Смотрите также