Софья как сокращенно


Софья | Любящая мама

Происхождение имени Софья, что означает имя Софья

Имя Софья (София) греческого происхождения и означает в переводе с др.-греч. "мудрость, разумность, наука". В Православии Св.София - мать трех дочерей, Веры, Надежды и Любви, являющихся главными христианскими добродетелями.

Существует две формы этого имени: Софья и София. В чем разница между ними? Этот вопрос часто волнует родителей, выбирающих имя для дочки. На самом деле, София и Софья - это одно и то же имя, просто в разном звучании. София - более интернациональный вариант, принятый в Греции, откуда это имя родом. В Софью София превратилась, став русским именем, просто потому что "Софья" проще для произношения. 

Интересный факт: изначально, когда имя Софья в России стало популярным, оно широко распространилось в аристократической среде. Количество Софочек среди дворян было больше, чем в крепостной среде, в 10 и более раз в разных областях.

Сокращенные формы имени Софья

Софьюшка, Софиянка, Софула, Софа, Софка, Софица, Соня, Сона, Сонечка, Сонюша, Фи, Фия, Фифи, Фика.

Черты характера, свойственные обладательницам имени Софья

Активность, подвижность, любознательность, откровенность, умение слушать, общительность, серьезность, деликатность, добросовестность, самостоятельность, темпераментность, решительность, гостеприимство.

Какое отчество подходит к имени Софья?

Андреевна, Альбертовна, Аркадьевна, Борисовна, Всеволодовна, Георгиевна, Германовна, Ильинична, Кирилловна, Константиновна, Львовна, Марковна, Матвеевна, Михайловна, Павловна, Рубеновна, Рустамовна, Святославовна, Феликсовна, Филипповна.

Знак зодиака, планета и символика, связанные с именем Софья

Знак зодиака - Весы

Планета - Сатурн

Цвет имени - темно-голубой

Камень-талисман - лазурит

Знаменитые люди с таким именем

Софья Ковалевская (русский математик и механик, первая в мире женщина-профессор математики)

Софья Полоцкая, София Владимировна ((ок.1140 - 1198) княжна минская, королева датская)

Софья Романова ((1657 - 1704) царевна, дочь царя Алексея Михайловича)

Св. Мученица София (мать Веры, Надежды и Любови)

Донья София Греческая и Датская (испанская королева, супруга короля Испании Хуана Карлоса I)

София Палеолог, Зоя Палеологиня ((ок.1455 - 1503) великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, бабушка Ивана IV Грозного)

Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая (XVI-XVII век, последняя княгиня города Слуцка, святая. Почитается белорусской православной церковью) 

Софи Лорен (итальянская актриса и певица, обладательница премий всех основных кинофестивалей: Каннского, Венецианского, Московского, Берлинского, лауреат премий «Золотой глобус» и «Оскар»)

София Ротару (советская, украинская эстрадная певица, актриса)

София (Софиа) Коппола (американская актриса, режиссер, сценарист и продюсер)

Софья Закревская (русская писательница)

Софья Гинсбург (русская революционерка-народница) 

Мария София фон Ларош (немецкая писательница эпохи Просвещения) 

Софи Соломон (британская скрипачка, композитор и вокалист) 

Софи Фергюсон (австралийская теннисистка)

Софи Даниэль Сильвия Марсо (французская актриса) 

 

Другие имена на букву С:

Сабрина Светлана Снежана Стефания

 

Специально для lovingmama.ru

 

lovingmama.ru

Соня (имя) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Соня.

Русское имя
Соня
Я дал дочурке своей.
И радостно так бывает
Порой окликнуть её.

Со́ня (англ. Sonya; Sonia и Sonja) — женское русское личное имя, с XX века также распространено за рубежом.

В «Словаре русских личных имён» Н. А. Петровского имя Соня указано как производное от имени Софья, а также от женских имён Соломонида и Соломония.[2] Также считается, что имя Соня произошло от имени София, которое имеет деривационную цепочку Соня — Сонечка — Сонька.[3] Может быть краткой формой от имени София.[4]

В отличие от имён Софья и София — имён греческого происхождения, имя Соня — это чисто русское уменьшительное имя.

Обычно значение имени выводят от слова «сон».

Как бы там ни было, нам важно, что ни с Софьей, ни с Софой наша русская Соня-сновидица этимологической связи совершенно не имеет. И красноречивое доказательство тому — древнерусское личное имя Соня — сонная.

Игорь Ржавин - Как тебя зовут. Автономный экскурс по ономастике

Как отметила А. В. Суперанская, имя Соня, наряду с некоторыми русскими женскими именами, стало популярным за рубежом, особенно в Бразилии.[5] Имя было распространено в США в 1930—1992 годах, входило в 1000 самых популярных имён девушек, причём в 1936—1979 годах — входило в 500 самых популярных имён девушек, занимая самое высокое место — 180-е в 1938 году.[6]

Причины популярности этого имени за пределами России различны:

Не знаю, кто в Скандинавии первым дал своей дочери имя Соня. Но это случилось в те дни, когда Софья Ковалевская стала профессором Стокгольмского университета. И сам факт этот был необычен, а история ее жизни так романтична, что с тех пор именем Ковалевской — не Софья, а уменьшительным Соня — в Скандинавии стали нарекать девочек.

Соня — это прозвище Софьи, навеянное русской формой этого имени Софья. В начале 1900-х годов Соня сама стала именем. Соня стала более популярной в 1930-х годах, на волне карьеры норвежской фигуристки Сони Хени. (Хотя американцы приняли это имя, они не приняли «j», который стал «y» в английском языке.) Популярность модельера Сони Рикель в 1970-х годах, возможно, будет благодарить за Соню с пиком «i» в этом десятилетии. Какой бы ни была причина ее прежней славы, имя Соня постоянно мелькает и в наши дни, что делает его уникальным выбором для родителей, желающих держаться подальше от масс Софий/Софи.

Оригинальный текст (англ.)

Sonia is a nickname of Sophia, inspired by the Russian form of that name, Sofya. In the early 1900s, Sonia became a name itself. Sonya became more popular in the 1930s, in the wake of Norwegian figure skater Sonja Henie's career. (Although Americans embraced the name, they did not embrace the j, which became a y in English.) Fashion designer Sonia Rykiel's popularity in the 1970s might be the one to thank for Sonia with an i peaking in that decade. Whatever the reason for her former fame, Sonia is flying just under the radar these days, making it a unique pick for parents wanting to steer clear of the Sophia/Sophie masses.

Jennifer Griffin - 1,107 Baby Names That Stand the Test of Time - Publisher: Workman Publishing Company, 2014

  • Соня // Игорь Ржавин — Как тебя зовут. Автономный экскурс по ономастике
  • Sonia // Jennifer Griffin — 1,107 Baby Names That Stand the Test of Time — Publisher: Workman Publishing Company, 2014—600 pages
  1. ↑ 100 лет русской культуры в Японии / Лидия Диомидовна Гришелева, Л. М Ермакова, Людмила Ивановна Сараскина, Институт востоковедения (Академия наук СССР). - М.: Наука, 1989 - 347 с. - стр. 203
  2. ↑ Петровский Н. А. — Словарь русских личных имён — М.: Советская Энциклопедия, 1966. — 384 стр.
  3. ↑ Русское имя второй половины ХХ века в лингвокультурологическом аспекте / Л. И Зубкова, Воронежский государственный университет. — ИПЦ ВГУ, 2008. — 411 с. — стр. 104
  4. ↑ Указатель производных (уменьшительных) имён, gramota.ru.
  5. ↑ Александра Васильевна Суперанская — Ономастика, типология, стратиграфия. — М.: Наука, 1988. — 263 с. — стр. 241
  6. ↑ https://www.ssa.gov/OACT/babynames/
  7. ↑ Г. С. Фиш - На земле соседей // Через фиорды. — М.: Воениздат, 1969

ru.wikipedia.org

Имя София (Софья) - значение, происхождение, характер, судьба

📜 Происхождение имени София

Софья, София — женское имя древнегреческого происхождения от древнегреческого слова σοφία, что в переводе означает «мудрость, разумность, наука».

В средневековой Руси имя София применялось главным образом в аристократических семьях, постепенно, к XVIII веку, распространилось в дворянской среде.

София Карсон

Сокращенное имя София

Софа, Софка, Софи, Соня, Сонька.

Уменьшительно ласкательные имена Софии

Софийка, Софиечка, Софиюшка, Софочка, Софушка, Софонька, Софик, Софьюшка, Сонюша, Сонюшка.

Перевод имени София на другие языки

на английском — Sofia
на арабском — صوفيا
на белорусском — Сафія
на болгарском — София
на венгерском — Zsófia
на грузинском — Софико
на греческом — Σoφíα
на испанском — Sofia и Fifi
на итальянском — Sofia
на китайском — 索菲娅
на латыни — Sophia и Sofia
на немецком — Sophia и Sofia
на польском — Zofia
на румынском — Sofia
на украинском — Софія и Софійка
на французском — Sophie
на чешском — Žofie
на японском — ソフィア

Имя София по церковному

Имя София по церковному (в православной вере) остается неизменным. Имя при крещении можно не менять и использовать его в церковных таинствах (причастии и исповеди).

💗 Характер и судьба Софии

Женщина по имени София покоряет сердца своей добротой, чуткостью и отзывчивостью. Она полностью оправдывает значение своего имени — это действительно мудрый и серьезный человек, проницательный и деликатный. Причем мудрость ее основывается на интуиции и наблюдательности, а не на энциклопедических книжных знаниях.

София скромна, не любит открыто выражать свои чувства, но обладает обширным кругозором, поэтому с ней приятно общаться. Импульсивность и способность к неожиданным поступкам немного портят идеальную картину, но у Софии настолько уживчивый характер, что поссориться с ней почти невозможно. Она способна к состраданию, умеет решать чужие проблемы, стремится помочь в беде.

Она обладает тонким чувством юмора, любит блеснуть своим остроумием в компании, обожает большое скопление людей, где всегда находится в центре внимания. Эта общительная женщина в курсе всех происходящих событий, зачастую выступающая в роли громоотвода в чьих-то разбирательствах.

Бизнес и карьера Софии

При выборе профессии Софья отдаёт большее предпочтение таким профессиям как журналист, путешественник, музыкант, певица. Также София может стать следователем, экономистом, врачом или управленцем. К своей работе Соня относится ответственно, вкладывает душу и все силы для выполнения задуманной цели. Женщины имени София могут построить головокружительную карьеру, причём добиваются всего самостоятельно. София неконфликтный человек, поэтому уживается, как правило, в любом коллективе.

Семья Софии

София скрывает свою страстность в любви, которая много значит в ее жизни. Она может шокировать окружающих, сломав благополучную семейную жизнь ради нового сильного любовного чувства.

Софья обязательно заимеет тёплые и дружеские отношения с родителями мужа, окружив их любовью и заботой как родная дочь. София всегда прекрасно выглядит, следит за современными тенденциями в моде и регулярно обновляет свой гардероб. Своих детишек обожает безумно и всячески защищает их, грудью отстаивая их интересы.

👨‍❤️‍👨 Совместимость имени София

Предпочтительные отчества

Андреевна, Александровна, Борисовна, Ильинична, Михайловна, Петровна, Сергеевна, Эдуардовна.

Совместимые имена

Аркадий, Владимир, Владислав, Глеб, Константин, Олег, Юрий.

Несовместимые имена

Андрей, Дмитрий, Пётр, Станислав.

👼 День ангела (именины) Софии

Имя София дважды в году отмечает именины:

4 июня, 30 сентября

♌ Астрология имени София

Значение имени по буквам

С – нервозность, подавленность, здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.
О – эмоциональность, таинственные волнения.
Ф – умение приспосабливаться, нежность, оригинальность идей, способность приврать.
И – впечатлительность, реализм, тонкая духовность, миролюбие.
Я – интеллигентность, творческие способности, чувство собственного достоинства.

Счастливый день недели

Счастливое число имени

Счастливое время года

Знак зодиака

Цвет имени

Планета

Тотемное животное

📊 Популярность имени София

Известные люди с именем София

Софья Каштанова

Софья Каштанова, российская актриса кино, сериалов

Популярность имени София в интернете

Согласно сервису wordstat.yandex.ru популярность имени София в запросах пользователей растет.

История показов по фразе «имя София»

Имя София у новорожденных в Москве

Согласно порталу открытых данных правительства Москвы data.mos.ru в период 2015-2019 год именем София назвали 15031 девочек (самое популярное имя для новорожденных девочек в Москве).

Кол-во новорожденных с именем София

Рейтинг автора

Автор статьи

Историк-краевед, г. Воронеж

Написано статей

Загрузка...

xn-----6kcablipc3abc1cfkl2dzg.xn--p1ai

София) - запись пользователя Вика (Vika1622) в сообществе Выбор имени для ребенка в категории Интересно почитать

Все-таки определились, в документах будет София, а в простонародье и София и Сонечка) И муж доволен и я)))

Для того чтобы понять значение имя София, нужно поподробней присмотреться к его истории.

Имя София (σοφία) пришло в русский язык из Греции, вместе с принятием на Руси православия. Это имя было достаточно популярным именем у населения древней Эллады. В переводе с греческого языка, имя София означает "разумность", "мудрость" или "наука", в зависимости от контекста. В русском языке имя претерпело определенную трансформацию из София в Софью, что порождает до сих пор большую путаницу, "как правильно писать София или Софья". Так вот, правильно и так и так. Главное, что бы вы выбрали один из вариантов имени и его использовали для личных документов.

А английском языке производная форма от имени София - Софи, входит в 10 наиболее популярных английских женских имен. Если же взять 30 наиболее популярных имен в английском языке, то минимум 3 позиции займет имя София и его производные формы. Так же имя входит в 30 самых популярных французских женских имен.

Значение имени София (Софья) для девочки

Девочка с именем София растет спокойным и немного замкнутым ребенком. Она послушная и аккуратная девочка и любит радовать родителей. На контакт с окружающими идет боязливо, но установив его с радостью проводит время. Не любит частой смены обстановки и долго адаптируется.

В школе София (Софья) учится средне. Каких то врожденных данных для хорошей или плохой учебы имя София не дает. В этой отрасли жизни ребенка, как впрочем и во многих других, больше всего будет зависеть от взрослых. Именно педагогический талант родителей, а потом и школьных учителей, будет оказывать большое влияние на успеваемость девочки.

Здоровье Софийки достаточно хорошее. Будет хорошо ,если родители смогут заниматься с детства оздоровлением ребенка. В подростковом возрасте особое внимание нужно уделить диете. Девочки с именем София склонны к сильным колебаниям веса. Лучше всего, если ребенок сможет заниматься приятным для себя спортивным увлечением, типа танцев, роликов или любым другим.

Сокращенное имя София

Софа, Софка, Софи, Соня, Сонька.

Уменьшительно ласкательные имена

Софийка, Софиечка, Софиюшка, Софочка, Софушка, Софонька, Софик, Софьюшка, Сонюша, Сонюшка.

русские имена и их значение

www.babyblog.ru

Подскажите пожайлуста имя Соня и Софья это одно и тоже или нет?

У нас дочка по документам записана именем СОНЯ. Имя Соня самостоятельное, оно появилось гораздо раньше, чем имя София, а от него произошло Софья. Соня это Славянское и Иудейское имя. София и Софья - Древнегреческое. Очень не нравиться когда некоторые люди не зная, что это 3 разных имени - начинают спорить. Хорошо, что мир на месте не стоит и многие начинают понимать, что кроме Древнегреческих имен есть и имена других происхождений/стран. Можете посмотреть Славянские имена.

да именно так.

то же самое, что Лёша и Алексей

Как Ваня и Иван, хотя в некоторых странах (латиноамериканских) полное имя - именно Соня.

Одинаковые. Соня - уменьшительно-ласкательное от Софьи.

Это одно и тоже

да, одно и то же.. . кто Соня ласково зовет, кто Софа.. А польное Софья

Соня -это уменьшительное от Софья, София. Однако в настоящее время в некоторых странах имя Соня используется кк самостоятельное. От имя Софья некоторые еще образуют уменьшительное СОфа.

Я знаю, что Соня - уменьшительное от Софья, а Софа - от София

Есть и полное имя-Соня. У нас учительница была в школе-Соня Арамовна. А племянница у меня София. Мне кажется, это не то чтобы разные имена.. . но зависит как зарегистрируют наверное родители.

У меня дочка София. Мы ее зовем и Софья, и Сафьяна, Соня, Софианна, Сафира, Сапфира, Софико, Софьюшка, Софийка, Софи, Сония (восточный татарский вариант имени) и еще много как. А вы представляете что наше имя Иван в других языках звучит как Иоанн, Джон, Жан? В русском варианте, в отличие от татарского, принято называть ребенка одним именем, а звать разными уменьшительно-ласкательными (чаще всего) именами. Так что Соня - это может быть производное имени Софья, что переводится как мудрость. Еще София - город в Болгарии.

Краткое - это то, как лично Вы называете ребенка. У меня была знакомая Лена. Все её звали Лёля или Лёся. Поэтому я для себя определила: есть два имени - Софья и София. У обоих имен короткий вариант одинаковый - Соня, Сонечка.

софия и соня одинаковые а вот софия и софья НЕТ!!!

Одно и тоже просто Соня короткое меня все Соня называют а моё имя Софья Софья и Соня одно и тоже

Софья для элигантных людей а Соня для простых

Слово Софья это полное имя а сокращённое Соня значит это одно и тоже.

Что за бред Соня -это Сония, София ни как не относится к Соне

touch.otvet.mail.ru

Чем отличаются имена Софья и Соня?

Если не доказать вам, что имена суть производное одного от другого, то разные они - в буквах

Одно и то же, второе уменьшительное

Первое=мудрость, 2-е=признание.

Если считаете, что эти имена разные, то что хотите знать? Софья - это полное имя, Соня - краткое. Еще называют, обычно, - "домашнее".

Это тоже самое что сказать, что Катя и Екатерина разные имена) ) Софья - полное имя от Соня) А если нет, то как по вашему полное имя слова Соня? _______ Ещё отличается по тому, что в имени Софья, есть -фья, а в имени Соня -ня)) ) Больше на ум ничего не приходит))

В первом 5 букв, во втором - 4.

София и Софья -два разных имя. Соня -это сокращение обоих этих имен.

Соня (сонька золотая ручка) , Софи (например, Софи Лорен) , Софья-София (премудрая греч.) , Софа - схожие имена. Краткая форма имени Соня. Сонька, Софьюшка, Софа, Сона, Сонечка, Сонюша. Синонимы имени Соня. Софья, София, Софи. Имя Соня русское, славянское, православное, католическое Софи – французская форма Софии, что означает «мудрость» на греческом. Софи, но не Соня, не Софья. Первым по всем источникам у Иудеев появилось имя СОНЯ. Затем многие при выходе из Израиля преобразовали это имя под себя и назвали город СОФИЯ, отсюдо пошло популяпрное имя СОФИЯ, а в более позднем периуде, греки преобразовали имя в СОФЬЮ.

Количеством букв в конце слов: фья и ня

Софья ( София) - это или римское или древнегреческое, а Соня - скорее всего тюркского происхождения, наверное позднего.

В греческом имя София (мудрость, в пореводе) имеет уменьшительную форму - Софи. В русский эта уменьшительная форма пришла как Соня.. . Имя Соня (англ. Sonia; Sonya и Sonja) в русском языке считается краткой формой от имени Софья. ИЛИ Имя Соня в русском языке считается краткой формой от имени Софья, означающего «мудрость» , «премудрость» , «мудрая» . Как один из вариантов толкования - «сонная» . Возможно подтверждению этой версии толкования станет то, что имя Соня - это одно из славянских имен. И часто у славян имена отражали какие-либо черты характера человека. На арабский это имя переведут как «умная, толковая» . Имя стало самостоятельным именем в Европе и набирает все большую популярность. Так что это одно и тоже!

touch.otvet.mail.ru

Софья Алексеевна — Википедия

Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704[3]) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.

Ранние годы[править | править код]

Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской и была шестым ребёнком и четвёртой дочерью среди шестнадцати детей Алексея Михайловича. Получила традиционное княжеское имя «Софья», так же звалась её рано умершая тетка — царевна Софья Михайловна.

Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти[править | править код]

27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор III Алексеевич. Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог царствовать из-за крайне слабого здоровья. Организаторы фактически дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Фёдором Алексеевичем своему младшему брату Петру, но достоверных свидетельств тому предъявлено не было.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882

Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25 мая) 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгоруков, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.

29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром — вторым царём — удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.

Регентство[править | править код]

Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. У де ла Нёвилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако свидетельства времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка»[4].

Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе».

Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием».

При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге. 21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, — на тот момент французского союзника[5].

Низложение[править | править код]

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина. Собрание А. Барятинского. ГИМ.

30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Между Кремлём (резиденцией Софьи) и двором Петра в Преображенском установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.

В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.

27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.

Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька[6] царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.

Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в Преображенском и который неодобрительно воспринимался бо́льшей частью всех слоёв русского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего офицера, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.

Между тем, власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», Василий Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве.

От царя пришёл новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для сыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь Василий Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Пинегу (Архангельская область).

У правительницы не осталось приверженцев, готовых рисковать головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле, ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.

Жизнь в монастыре, смерть[править | править код]

Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.

Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами[7].

Личная жизнь и характер[править | править код]

В 10-летнем возрасте воспитанием царевны Софьи Алексеевны занялся знаменитый придворный поэт и богослов Симеон Полоцкий[8]. В результате уже в юном возрасте Софья отличалась умом и образованностью, что отмечали даже её враги[9]. Сильвестр (Медведев) приписывал ей семь даров духа, семь добродетелей: мудрость, целомудрие, правдолюбие, благочестие, щедрость, великодушие и чудный дар слова[10]. Софья была знакома с латынью, свободно владела польским[11]. Софья Алексеевна обладала обширной библиотекой, в которой в основном содержались произведения богословского и религиозного характера. Некоторые из её книг с собственноручными подписями царевны до сих пор хранятся в Новодевичьем монастыре[12]. Ещё будучи молодой девушкой 19 – 20 лет она читала в черновом варианте полемический религиозный трактат Симеона Полоцкого «Венец веры», который настолько ей понравился, что она приказала изготовить себе специальный книжный вариант произведения [13][14], что показывает как глубоко она воспринимала богословские вопросы несмотря на свой юный возраст[15]. В Теремном дворце сохранился ковёр, вышитый Софьей, а также Евангелие, которое она переписала собственной рукой[11]. Впрочем не все историки признают её авторство. В XIX веке бытовало мнение, что Софья сама писала стихи и пьесы и была талантливым драматургом, однако современные исследования опровергают это, более того – они показывают что при Софье началось свёртывание театральной жизни, начавшей зарождаться при Алексее Михайловиче, как часть борьбы против “порчи нравов”[16].

Современники также отмечали её набожность и богобоязненность[17], передавшуюся ей от отца. И. Е. Забелин писал, что царевна Софья «по смыслу своего положения в обществе, была монастырка, постница, пустынница» [18]. По словам британской исследовательницы Линдси Хьюз жизнь Софьи “скорее всего, протекала перед церковным алтарем и иконами, а не на театральных подмостках, а круг ее чтения состоял из Псалтири, Евангелия и житийной литературы … Стены ее комнат украшали иконы и картины, написанные на библейские сюжеты”[19]. При Софье резко усиливаются гонения на старообрядцев. В Великом посту 1685 г. были приняты знаменитые 12 статей против старообрядцев, в результате чего тысячи человек подверглись смерти, изгнанию и пыткам[20].

Спорным остаётся вопрос о личной жизни царевны Софьи, в частности наличие любовной связи с князем Василием Голицыным. Некоторые авторы отрицают наличие между ними подобных отношений, указывая на то, что князь Голицын был женат и имел детей, таким образом, с точки зрения нравов допетровской Руси, подобные отношения были категорически невозможны[21].Однако, по словам других историков, несколько сохранившихся писем царевны Софьи показывают её глубокое чувство к Голицыну[22]. Письма были написаны во время второго Крымского похода, весной 1689 года. В них Софья писала Голицыну о своей благодарности Богу за его избавление от опасностей и уверяла в своей неизменной симпатии. Так, в одном из писем она пишет:

«Свет мой, братец Васенька, здравствуй батюшка мой на многие лета… А мне, свет мой, веры не имеетца, што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во обьятиях своих тебя, света моего…»

Единственное описание внешности Софьи оставил её современник, французский дипломат Фуа Де ла Нёвилль. По его словам “она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере 40 лет”. Согласно его же свидетельствам: “Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, настолько же ум ее тонок, проницателен и искусен[23].

Образ Софьи Алексеевны в глазах современников и потомков[править | править код]

Поздравление царевне Софье
по случаю Пасхи[24]

Но ты, велия и славна царевна,
   премудра София Алексѣевна
Его, воскресша, зѣло слушавши
  и волю его усердно твориши.
И путь течеши им заповѣданный,
  убо внидеши во свѣт всежеланный.
Иже во вѣки не имать мерцати,
  тамо будеши солнечно сияти.
Того усердно аз желаю тебѣ,
  государынѣ нашей, здѣ и в небѣ.
Мене же изволь в милости щадити,
  хотяща рабом твоим вѣрным быти.
Нынѣ же поклон ниский содѣваю,
  под стопу главу мою повергаю.

7 апреля 1685 г.

В первые годы соправительства Ивана и Петра имя Софьи Алексеевны практически не упоминается в официальных документах[25]. Почти полное отсутствие имени Софьи в официальном делопроизводстве в первые годы соцарствия даже позволило некоторым исследователям утверждать, что Софья формально не получала регенства в 1682 году, но правила неформально, постепенно концентрируя власть в своих руках[26][27]. Только к 1686 году имя Софьи стало добавляться к именам братьев в царских указах[25]. Скорее всего это было связано с тем, что по этическим нормам того времени Софья не могла действовать публично, но, несмотря на это, по словам исследователей, уже с первых дней соцарствия "её политическое влияние ощущалось повсюду"[28].

Однако постепенно власть Софьи укреплялась, её начинали прославлять придворные панегиристы. Письменные и устные похвалы ее мудрости и добродетели постепенно нарастали и достигли пика к 1686 г., когда был заключен Вечный мир с Польшей[29]. Поэты и литераторы часто отождествляли Софью с Божьей премудростью. Симеон Полоцкий посвятил Софье несколько своих стихотворений, сохранившихся в посвящениях к книгам, подаренным им Софье. В одном из них он пишет[14]:

О благороднейшая царевна София,
Ищеши премудрости выну небесные.
По имени твоему жизнь твою ведеши:
Мудрая глаголеши, мудрая дееши...
Ты церковные книги обыкла читати
И в отеческих свитцех мудрости искати...

В 1686 году братьями Лихудами от имени Славяно-греко-латинской академии была зачитана похвальная речь Софье, начинавшаяся со слов: “Вем же вем Блаженная Государыня, богоизбранная пречестная София Алексиевна…. Ты же, о премудрейшая София, добльственнейшая Иудиф, святейшая Сусанна, целомудреннейшая Девора, — радуйся и веселися, яко венец тебе на небеси уготовася не от камений, многоценных тленных, и привременных, но от божия бла­годати, и дуси сущия окрест божественнаго престола. Устроен венец тебе и скипетр бысть, зане скиптры отеческая ты София в премудро­сти и мужестве утвердила еси[30]. Карион (Истомин) в своих стихотворных панегириках прославлял Софию-Мудрость как строящую, созидающую силу, благоразумную правительницу[31]. Сильвестр (Медведев) в своей речи, обращенной к царевне говорит, что Софья “есть дом солнечный, жилище солнца истинного Христа Господа”, сравнивает её с Александром Великим, заявляя при этом, что она превосходит Александра в своём поиске совершенства, которое “богом истинным” воплощено в царевне[32]. Её профили печатали на монетах, её называли благочастивой, милосердной, премудрой и христолюбивой царевной, сравнивали с Пульхерией, Семирамидой, княгиней Ольгой и с «Елисавеф Британской»[33][34].

Портрет Софьи в царском облачении, со скипетром и державой в руках, на фоне двуглавого орла. Вокруг портрета выписан царский титул

В последние годы правления Софьи проявляется явное желание её окружения устроить царевне “помазанье на царство” с тем чтобы сделать её самодержавной правительницей, равной по статусу её братьям. С этой целью рассылались послы в стрелецкие полки, иностранные дворы и к Вселенским патриархам[34][35][36][37]. С 8 января 1686 года имя Софьи Алексеевны стало включаться в царский титул, её официально начали именовать самодержицей[38][39]. Стали появляться золотые монеты с изображением Софьи, были созданы портреты царевны в полном царском облачении со скипетром и державой в руках на фоне двуглавого орла[40]. Под портретом печатался полный царский титул и стихи о её добродетелях, которыми царевна „царство аки седми столпы укрепила[41]. Портреты правительницы стали распространяться при помощи специальных политических плакатов. К лету 1689 г. несколько сот плакатов с портретом Софьи были распространены по Москве и посланы за рубеж[36]. Сочинялись поддельные акты о «всенародном и единогласном» избрании Софьи правительницей России в мае 1682 г.[36].

Однако, общество всё же было не готово принять самодержавную женщину-правительницу. По словам И. Е. Забелина, чтобы осуществить задуманное, Софье была необходима «прямая, открытая и притом богатырская, т. е. петровская борьба с тем же обществом; борьба, не допускавшая никаких сделок, никаких колебаний, уступок, никаких мирных переговоров». Он считает, что Софье хватило бы сил выдержать подобную борьбу, однако у неё не хватало веры в необходимость такой борьбы, она была не способна «отступить от заветного постнического идеала» и стремилась отстоять «лишь свою личную свободу», действуя при этом «по византийским образцам»[18].

После воцарения Петра I образ Софьи подвергся резкой негативизации и оставался таковым на протяжении большей части XVIII века. Все последующие русские авторы описывали правление Софьи Алексеевны исключительно в отрицательных тонах. Их мнение разделяли иностранцы. В своих произведениях они описывали Софью как коварную интриганку, ослеплённую честолюбием и жаждой власти, повергшую государство в хаос и смуту[42]. Однако к концу XVIII века негативный образ Софьи Алексеевны начал постепенно пересматриваться. Так, Екатерина II в одном из своих сочинений писала, что Софье ”не была отдана должная справедливость”. По её словам “она [Софья] в течение нескольких лет руководила делами государства со всей проницательностью, какой только возможно желать. Глядя на дела, прошедшие через её руки, нельзя не признать, что она была весьма способна царствовать[43] . В свою очередь Карамзин считал, что Софья “есть одна из великих женщин, произведенных Россиею” и замечал, что “по уму и свойствам души своей [она] достойна была называться сестрою Петра Великого[44]. Н. Г. Устрялов называл Софью “русской Пульхерией”, отмечая при этом такие черты её характера как властолюбие и жестокость[45]. С. М. Соловьев называл Софью “примером исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравственных сдержек и не нашедшей их в обществе[46]. По словам Е. Ф. Шмурло “Софья первая пробила брешь в той стене, за которой, замурованные, сидели наши прабабушки; она первая вывела их из терема, указав путь, идя по которому русская женщина стала теперь, по широте и глубине своего образования, по интенсивности своих духовных стремлений, одной из первых женщин мира[13].

Кинематограф[править | править код]

  1. ↑ Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (1676—1700). — СПб., 1842. Т. V. — С. 163. № 102.
  2. ↑ Русский биографический словарь А. А. Половцова София Алексеевна
  3. ↑ Родословная книга Всероссійскаго дворянства. // Составилъ В. Дурасов. — Ч. I. — Градъ Св. Петра, 1906.
  4. ↑ Paul Bushkovitch. Peter the Great: The Struggle for Power, 1671—1725. Cambridge University Press, 2001. ISBN 9780521805858. Page 138.
  5. ↑ См. Хронология русско-французских отношений
  6. ↑ Дядька — официальная должность наставника, воспитателя при малолетнем царе или царевиче.
  7. ↑ Старый (Пустой) Шарпан Архивировано 30 мая 2008 года.
  8. ↑ Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность / Робинсон А.Н.. — М.: Наука, 1982. — С. 93. — 352 с.
  9. ↑ София Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Фортунатов В. В. 3.7.5. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» // Российская история в лицах. — Питер, 2009. — ISBN 978-5-388-00305-8.
  11. 1 2 Молева Н. М. Московские загадки : литературные ростки : Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, царевна Софья и другие. — М. : АСТ : Олимп, 2008. — 379 с. : ил., портр. — ISBN 978-5-17-046352-7 (АСТ). — ISBN 978-5-7390-2101-4 (Олимп).
  12. ↑ Хьюз, 2001, с. 218-221
  13. 1 2 Е. Ф. Шмурло «Курс русской истории» в 3 тт. — Прага, 1931—1935.
  14. 1 2 И. Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках / О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — С. 206. — 704 с. — ISBN 978-5-4261-0057-2.
  15. ↑ Хьюз, 2001, с. 57
  16. ↑ Хьюз, 2001, с. 223-224
  17. ↑ Дневник зверского избиения бояр в столице в 1682 году и избрания двух царей Петра и Иоанна [Пер. А. Василенка // Рождение империи. – М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. – С. 9-20. (неопр.).
  18. 1 2 И. Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках / О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — С. 225. — 704 с. — ISBN 978-5-4261-0057-2.
  19. ↑ Хьюз, 2001, с. 225
  20. ↑ Панченко А. М. Начало петровской реформы: идейная подоплёка © ИРЛИ РАН 2006-2007
  21. ↑ Хьюз, 2001, с. 76, 133
  22. Балязин В. Н. Самодержцы: любовные истории царского дома. — Олма-Пресс, 1999. — Т. 1. — С. 102. — 606 с. — ISBN 9785224001736.
  23. ↑ ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
  24. Панченко А. М. Придворные вирши 80-х годов XVII столетия // ТОДРЛ : книга. — М., Л., 1965. — Т. 21. — С. 65—73. — ISSN 0130-464X.
  25. 1 2 Lindsey Hughes[en]. Sophia, «Autocrat of All the Russia» (англ.) // Canadian Slavonic Papers[en] : журнал. — 1986. — No. 28. — P. 267, 281. — ISSN 0008-5006.
  26. ↑ Богданов А.П. К вопросу об авторстве «Созерцания краткого лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Б.Г.Литвак. М., 1987. С. 129
  27. ↑ Богданов А.П. Нарративные источники о Московском восстании 1682 года // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): сборник статей / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. Н.А.Соболева. М., 1993. С. 78-79
  28. ↑ Хьюз, 2001, с. 107
  29. Богданов А. П. Царевна Софья и Петр: драма Софии. — ВЕЧЕ, 2008. — С. 44. — 380 с. — ISBN 978-5-9533-2310-9.
  30. ↑ Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. СПб., 1899. Приложение. " Лермонтова Е. Похвальное слова Лихудов царевне Софье Алексеевне 17 сентября (ок. 1686 г.) // ЧОИДР. 1910
  31. Замалеев А.Ф. Лекция 6. Русское просветительство на рубеже нового времени // Курс истории русской философии. Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. — М.: Магистр, 1996. — ISBN 5-89317-002-4.
  32. ↑ Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1982. Л. Наука. 1984
  33. Пушкарёв Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории / Отв. ред. А. И. Клибанов. — М.: Наука, 1982. — С. 194—195. — 288 с. — 6900 экз.
  34. 1 2 Хьюз, 2001, с. 281
  35. Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны: служилое общество и борьба за власть в верхах русского государства в 1682-1689. — Археографический центр, 1999. — С. 148—149. — 298 с. — ISBN 9785882530357.
  36. 1 2 3 Богданов А. П. Премудрая Царевна Софья. Власть и политика // В тени Великого Петра. — Армада, 1998. — 336 с. — ISBN 5-7632-0685-1.
  37. Алексеев В. П. Брянский фаворит царевны Софьи. — Дебрянск, 1992. — С. 42. — 95 с. — ISBN 9785727801000.
  38. ↑ Соколова Е.С. Самодержавный идеал в надсословных стратегиях Милославских и Нарышкиных: к вопросу о репрезентативной сущности некоторых нормотворческих инициатив конца XVII в. // Genesis: исторические исследования. — 2017. - № 2. - С.55-84. DOI: 10.7256/2409-868X.2017.2.17810.
  39. ↑ Прот. Петр Мангилёв «Снова о «Статире»: по поводу рецензии Н. А. Мудровой» ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(10). 2015, 165-169
  40. Ровинский Д. А. Словарь русских гравированных портретов. — Типография императорской академии наукъ, 1872. — С. 10. — 236 с.
  41. Богданов А. П. Перо и крест: Рус. писатели под церковным судом. — М.: Политиздат, 1990. — С. 270. — 480 с. — ISBN 5-250-00765-1.
  42. ↑ Хьюз, 2001, с. 327-328
  43. Каррер Д' Анкосс Элен. Антидот императрицы Екатерины Второй // Императрица и аббат. Неизданная переписка. — ОЛМА Медиа Групп, 2005. — С. 283. — 463 с. — ISBN 9785224046225.
  44. Карамзин Н. М. Критика. Пантеон российских авторов // Избранные сочиненияв двух томах. — Москва-Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. 2.
  45. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. — СПб.: Тип. II-го Отделения Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1858. — Т. 1.
  46. Соловьёв С. М. Глава II. Падение Софии; деятельность царя Петра до первого Азовского похода // История России с древнейших времён (ссылка) : в 29 т.. — СПб. : Изд. Товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 14.
На русском языке
  • Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов. — М.: Современник, 1990. — С. 27 — 44. — 448 с. — ISBN 5-270-00708-8. (в пер.)
  • Василенко Н. П. София Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
  • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М.: Археографический центр, 1999. — 304 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-88253-035-0. (в пер.)
  • Помяловский М. София Алексеевна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — СПб., 2006.
  • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — С. 39-48.
  • Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. — Ч. 1. — СПб.: Шнор, 1787. — С. 111—229.
  • Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Пер. с англ. и науч. редактирование: к.и.н. С. В. Лобачёв; Рецензенты: д.и.н., проф. С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. — СПб.: Гранд, 2001. — 416 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9204-0003-X. (в пер.)
  • Наумов В. П. Царевна Софья. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 368, [32] с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1730 (1530)). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03820-2. (в пер.)
На иностранных языках
  • Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657—1704. New Haven and London, 1990.
  • Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Köln, 1998.

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Софья Алексеевна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В филиале Государственного исторического музея - Новодевичьем монастыре - хранятся вещи царевны Софьи и ее сестёр. Также можно посмотреть их келейные иконы и вклады, сделанные в монастырь. Добро пожаловать!91.77.132.39 04:00, 30 июля 2009 (UTC)Е. С. Байдина

  • лучше информации какой добавьте!)--Saramag 08:00, 12 сентября 2015 (UTC)

Князь Василий Васильевич был сослан не в Каргополь, а в Пинегу. Исправьте.

  • убрано - статья не про него--Saramag 08:00, 12 сентября 2015 (UTC)

«Самодержица» в титуле[править код]

Говорят, что Софья добавила слово «самодержица» в свой титул то ли в 1686 г., после Вечного мира, то ли в 1687 г., после Первого Крымского похода. Хорошо бы уточнить и добавить эту информацию. Соловьёв и Костомаров вроде бы об этом ничего не говорят. Kirill-Hod (обс.) 16:18, 14 февраля 2017 (UTC)

Добавьте. Вот, например, источник и ссылка: самодержица,
Карнович, Евгений Петрович- это автор, так что вполне АИ.
--С уважением Зануда 08:03, 15 февраля 2017 (UTC)

надо поменять время рождения, ибо " лето 7162 (1653)-го сентября в 17 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии дщи царевна и великая княжна София Алексеевна и крещена бысть в Чюдове монастыри, а крестил ею святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии." НОВГОРОДСКИЙ ХРОНОГРАФ XVII ВЕКА http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1620-1640/Novg_chronograf/text2.htm 31.185.5.31 18:47, 23 января 2019 (UTC)

  • В научных работах и энциклопедиях стоит 1657 год. Поэтому ничего не будем менять.--Лукас (обс.) 19:05, 23 января 2019 (UTC)

может надо ориентироваться не на энциклопедии и научные работы а на первоисточники?31.185.5.31 08:04, 24 января 2019 (UTC)

  • Во-первых, так Википедия не действует; во-вторых, учёным лучше знать, они исследовали множество источников, а не так как вы — выхватили один источник и радуетесь.--Лукас (обс.) 10:49, 24 января 2019 (UTC)

причём здесь радуетесь? можно просто указать "по другим данным" родилась тогда-то, источник такой-то.31.185.5.31 16:12, 24 января 2019 (UTC)

ru.wikipedia.org

СОФЬЯ ИЛИ СОФИЯ: Значение имени София (Софья, Соня полное имя), Что означает имя София

Насколько я понимаю Соня -это уменьшительное от Софьи….. На днях, наш класс с учительницей экономики поспорил, что Софья-софа, София-Соня, и это разные имена. (У одной девочки со мной такое совпадение, и обе мы СофИи). Вообще, лично для меня эти имена — варианты, потому что открытых, подробных доказательств, что Софья — еврейское, я так и не нашла. (Как, например, Елизавета и Елисавета, Наталья и Наталия). И Софа — просто может быть сокращением как от Софьи, так и от Софии)) Греческие имена. Вера, Любовь, Надежда и мать их София (Мудрость). Отчество: София Егоровна.Назвали так с подачи бабушки, если бы она нам не принесла Книгу о именах и крестинах, то была бы у нас не Софи, а — Анжелика (Лика) или Ангелина (Лина). Софья и София — это как Дарья и Дария, Наталья и Наталия, то есть, уже в России появились разные варианты, а изначально имя одно, означает мудрость.

София или Софья — как правильно называть полное имя?

Вопрос о том, как правильно называть девочку Софья или София, всецело зависит от ее родителей. Именно они решают, какие буквы будут стоять в имени дочурки в документах. Если родители изначально решили, что их малышку будут звать Софья, то им стоит до конца держать оборону и указывать именно это имя во всех документах.

Имя Софья (София) греческого происхождения и означает в переводе с др.-греч. София — более интернациональный вариант, принятый в Греции, откуда это имя родом. В Софью София превратилась, став русским именем, просто потому что «Софья» проще для произношения.

Происхождение имени София говорит о том, что девочка удивит родителей своей противоречивостью: то она будет активна и весела, то будет показывать обычную флегматичность. И маленькая, и большая Соня способна разрешить абсолютно любую проблему, возникающую на жизненном пути. Причем София будет делать это с легкостью и настойчивостью. Сонечка обязательно будет душой компании и заядлой активисткой. В качестве информации на вопрос, что означает имя София, родителям стоит знать, что мудрая девочка будет доверять только увиденному воочию.

Имя Софья и София: в чем разница между именами?

Подвижная с детства, София и во взрослой жизни многое успевает. София – преданный друг и не бросит в тяжелой жизненной ситуации. Это, по ее мнению, неотъемлемая часть семейной жизни. Холодность мужа глубоко задевает Софию, и, скорее всего она не сможет жить с таким человеком – зачахнет. С. Палеолог – супруга князя Иоана III – сыграла немалую роль в развитии государства; — София Испанская;- С. Цельская;- С. Ганноверская;- С. Баварская;- С. Нассауская.

Исходя из того, что у обеих представительниц схожие камни-талисманы и небесные покровители, можно сделать вывод о невероятном сходстве. Но как говорит метафизика, даже замена одной лишь буквы в имени способна кардинально поменять ситуацию в целом. Отсюда делаем вывод, что различия в именах все же имеются.

Характеристика имени Софья (София). Камни и талисманы

Девченки которых зовут София и Софья как записаны в паспорте? 2 вариации написания имени- София и Софья. в паспорт и так, и этак запишут. Софья, мы ее тоже зовем Софи, Софитуша, Софийка.

Есть несколько версий перевода благозвучного и древнего имени, наиболее распространенным вариантом является перевод с греческого, означающий «мудрость».

Имя Софья: значение имени и судьба

Имя использовалось на Руси с XIII века и документировано в древнерусских источниках. Статистика женских имён славян (русских, украинцев, белорусов), рождённых в Алма-Ате в 1998 году — менее 1 %, а в 2005 году там же оно вошло в первую пятёрку. В 2008 году по данным ЗАГСовМосквы стало 9-м в списке самых распространённых имён для новорождённых девочек, а в 2011 году стало самым популярным в Москве.

То есть Соня более божественна и справедлива, нежели Василий. Соня выполняет роль жизненного судьи, верно направляя течение событий в правильное русло. Причем рука Софьи не дрогнет никогда. Взрослая Соня никогда не подаст виду, если случится какая-либо душевная травма.

Приметы имени София: В этот день, на Софию, Веру, Надежду и Любовь – всесветные бабьи именины. Девушка с именем София очень нуждается в любви и прежде всего в постоянных любовных признаниях. Имени Софья нравятся веселые компании, она любит быть в центре внимания, все и про всех знать. София может понять чужие слабости, все простит, кроме предательства. Выбор профессии по имени: София твердо знает, что ей нужно, и целеустремленно к этому стремится. Здоровье и таланты имени София: София рождается спокойной девочкой, почти не плачет. Имя София , которая родилась в июне — эта София не знает меры в еде, нередко она страдает ожирением, что отражается на сердце. У имени Софья слабая нервная система, что замечается уже в детстве.

estortenok.ru


Смотрите также