Смотрины невесты на руси


Смотрины невесты как свадебный обряд

На Руси смотрины невесты устраивались после сватовства, перед рукобитьем, обрядом, после которого достигалась полная договоренность обо всех деталях предстоящей свадьбы. Смотринам предшествовал еще один досвадебный обряд – дворосмотрины, переглядины, то есть осмотр хозяйства жениха. Порой жених свою невесту видел только на венчании, будущую жену выбирали для него родственники. Так и жили по старой пословице «Стерпится - слюбится». Современный свадебный обряд часто обходится без этапа смотрин невесты, однако русские традиции до сих пор почитаемы во многих населенных пунктах необъятной России.

Смотрины – корни традиций

До XV века жених редко видел свою суженую до свадьбы, ответственной за её «качество» выбиралась близкая родственница со стороны жениха, либо его мать. Для этих целей и проводились смотрины. Этот обряд совершался через неделю после сватовства в доме невесты. С XV-XVI веков вместе со сватами на смотринах присутствовал жених. Это была первая встреча двух будущих родственных семей. Жених с родителями и свахой ехали к дому невесты кругами, по традиции они так «запутывали дело».

Алгоритм обряда был несуетлив, тщательно продуман. Невесту наряжали в лучшее платье, на голову накидывали покрывало, закрывающее лицо. Поднять эту накидку мог только отец жениха, чтобы оценить красоту невестки. Если она ему нравилась, он целовал девушку в обе щеки. Родственники задавали ей вопросы, на которые невеста отвечала коротко и ясно, так оценивался ум и сметка. Ей устраивали своеобразный экзамен, предлагая сделать какую-то работу по дому, пройтись по горнице, иногда вместе с женихом: это был показатель гармонии молодых.

Нередко смотрины могли закончиться отказом жениха от невесты, либо невесты от жениха. В последнем случае девушка уходила в чулан и снимала праздничный наряд, это было сигналом расстройства свадьбы. Если же две семьи находили общий язык, смотрины заканчивались щедрым застольем. Отец жениха привозил вино, а родители невесты накрывали стол, устраивая «хмельной пир». Для всех сословий был обычным совместный молебен после смотрин и обход стола по кругу. В этот день никаких разговоров о приданом не велось.

Со временем обряд смотрин стал совмещаться со сватовством и рукобитьем и мог тянуться не одну неделю перед свадьбой, если родственники со стороны жениха и невесты не могли договориться о размере приданого и всех деталях венчания и свадебного застолья.

Бывало и так

Чтобы скрыть какой-то физический недостаток будущей невесты, часто вместо нее выводили под покрывалом подругу, служанку или сестру девушки. Обман раскрывался лишь в день венчания. Родственники жениха в таких случаях могли обратиться к духовенству, после тщательного разбирательства брак иногда признавался недействительным. Правда, бывало такое редко, и обманутый муж в знак протеста начинал бить молодую жену, пить горькую, а то и вовсе мог отправить ее в монастырь.

За обман часто приходилось расплачиваться жизнью. На Руси девушка, которую не брали замуж, считалась не просто «белой вороной», прослыть старой девой было стыдно и противоестественно. Именно поэтому родители старались выдать своих дочерей замуж даже с помощью подобного обмана.

Как выбирали царских невест

В допетровские времена русские цари выбирали себе жен из своих подданных. Смотрины царских невест проходили по особым традициям. Испокон веков красота русских девушек была почти синонимом физического здоровья, не зря же слово «красота» от слова «красный». Бледная и худая девушка считалась болезненной, либо развратной, дурного поведения. Разве такая невеста нужна царю? Разве сможет она родить здорового наследника?

Для великого князя Василия, отца Ивана Грозного, выбирали невесту так: привезли со всех земель русских пятьсот красавиц, знатных и незнатных, из них выбрали триста, затем сто и, наконец, десять. Такие смотрины проводились для русского царя по образу и подобию свадебных традиций византийских императоров. Из этих десяти девушек выбрали первую жену Василия III – Соломонию Сабурову, дочь бедного боярина.

Почти все невесты русских царей были незнатного роду-племени: Евдокия Стрешнева, вторая жена царя Михаила Федоровича Романова, была дочерью мелкопоместного дворянина, а любимая, первая жена Ивана Грозного Анастасия Захарьина-Юрьева – дочерью окольничего при Иване III. Иноземных невест стали выбирать в жены царям после Петра I, и это были все сплошь богатые и знатные дворянки, близкие к императорским семьям.

А как сейчас

Современные жених и невеста в обряде смотрин практически не нуждаются – молодые люди до свадьбы успевают пожить вместе и хорошо узнать друг друга. С точки зрения практического применения традиция канула в Лету, однако иногда и сегодня так называют семейный предсвадебный обряд знакомства с родителями.

Жанна Пятирикова

 

Статьи по теме

www.womenclub.ru

Свадебные традиции: как на Руси женились — Рамблер/женский

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость. Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста так же отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное «расчеловечивание», необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями, — чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты. А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы — своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: «ни жива, ни мертва», и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а так же представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а так же способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

«Раскрывание невесты»

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом. пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

«Отводины»

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

woman.rambler.ru

Свадебные обряды Древней Руси, которых уже нет

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

 

 Сватовство 

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

 

 Смотрины 

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

 

 Рукобитие 

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

 

 Девичник 

 

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

 

 Прическа молодухи 

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

 

 "Раскрывание невесты" 

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

 

 "Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

4tololo.ru

Что девицы на Руси скрывали на смотринах

Выдать замуж завидную невесту или женить богатого красавца – дело не хитрое, а вы попробуйте пристроить бесприданницу или горбатого. Чтобы каждый обратившийся к свахе мог обрести личное счастье, сводницы использовали многочисленные уловки.

Подмена

Издавна на Руси во время свадьбы существовал ритуальный обман жениха. Выводили совершенно другую женщину, нередко древнюю старушку, а мужчина должен был ловко распознать подлог, отправиться на поиски суженой или заплатить выкуп.

Нечто похожее использовали и во время смотрин. Если у девушки было мало шансов получить одобрение, вместо нее на показ выходила младшая сестра или другая родственница – более симпатичная или дородная. Подлог часто раскрывался уже после венчания, а его последствия зависели от масштабов. Если у невесты обнаруживались незначительные недостатки, которые не влияли на выполнение женских обязанностей, то предпочитали жить по принципу «стерпится – слюбится».

При обмане существенном родственники облапошенного жениха могли пожаловаться властям. После розыска и обнаружения неоспоримых доказательств виновных секли кнутом, а «бракованную женушку» муженек либо потчевал регулярными побоями, либо вынуждал постричься в монахини.

Сто одежек

Чрезмерная худоба – один из критериев, который снижал ценность невесты. В жены старались брать дородных, ведь пышные формы свидетельствовали о здоровье и самой женщины, и ее будущего потомства. К тому же худощавость автоматически ассоциировалась с бедностью, а ее привечать в новую семью желающих не находилось.

Вот и приходилось свахам наряжать недостаточно упитанных девиц так, чтобы выглядели они как толстушки: пару-тройку сорочек, сарафан на размер побольше или несколько юбок попышнее, сверху душегрею потеплее или опашню попросторнее. На бедра и грудь можно еще накладочек напихать для пущей убедительности. Красота!

Коса – девичья слеза

Толстая и длинная коса на Руси всегда считалась эталоном женской красоты и лучше самых льстивых слов свахи воспевала привлекательность невесты. Но что делать, если волосы у девушки жидковаты, да и расти ниже лопаток никак не хотят? Можно, конечно, провести курс восстановления волос при помощи травяных отваров и призвать на помощь магию — например, спать с веревкой под подушкой или бегать под дождем с непокрытой головой. Но на это требуется время.

Если же смотрины на носу, то сгодятся и экспресс-методы, позволяющие быстро увеличить объем и длину косы. Например, вплести в нее конские волосы, удачно подобрав оттенок гривы под натуральный цвет редкой «шевелюры» невесты, или украсить косу лентой от самого основания. Вплетенная лента не только делала прическу презентабельнее, но и символизировала, что девушка на выданье.

Бракованный товар

Не только серьезные увечья (глухота, хромота, косоглазие и пр.) затрудняли свахе работу, но даже обычная простуда или безобидная родинка могли отворотить от удачного сговора. Именно поэтому многие свахи накануне смотрин поселялись в доме невесты или строго-настрого наказывали родителям беречь девицу как зеницу ока.

Работы невесте поручали самые безопасные (не дай бог поранится!) и даже кормили только тем, что предварительно попробовали другие члены семьи (а вдруг недруги отравят или расстройство приключится?). Если же она все-таки умудрялась пораниться, то ушибы и ссадины старались быстро залечить, а в случае неудачи – маскировали под одеждой. Родинки и родимые пятна замазывали белилами, мелом или мукой.

Скрыть от жениха явные физические недостатки было сложнее, но и тут зачастую свахам удавалось проявить такую изобретательность, чтобы вплоть до выхода из церкви муженек оставался в неведении. Главное – чтобы молодые до свадьбы «близко не сошлись». Если же опасливый супруг будет настаивать, то можно устроить смотрины в людном месте, например, в церкви, где глазеть по сторонам неприлично. Или посадить девицу у открытого окна горницы так, чтобы дефекты оказались скрытыми от проходящего мимо жениха.

Безупречная красота

Невест «красотою не лепых» легко было изменить до неузнаваемости при помощи косметики. Ее свахи иногда накладывали столько, что жених после свадьбы с трудом распознавал свою невесту, с лица которой смыли «свинцовые белила», с бровей стерли смесь жира, масла и сурьмы, а со щек – румяна из киновари. Нередко разочарованному жениху оставалось только одно: утешать себя народной мудростью, что с лица – не воду пить.

Не думай свысока!

Не только при сватовстве дурнушек приходилось проявлять изобретательность. Нередко красивые девушки столько раз отказывали кандидатам, считая каждого недостойным, что к ним попросту переставали засылать сватов. Время летело незаметно, и уже после 18-20 лет барышня на выданье превращалась в перестарку, свататься к которой становилось постыдным.

Только умелой свахе удавалось предоставить красавице «последний шанс» зачастую потому, что получалось чуть занизить реальный возраст. Если ложь и выплывала на свет божий, то не раньше, чем данные о брачующихся священник заносил в обыскные и метрические книги. Но из-за лишних 3-5 годков жены-красавицы мало кто из женихов устраивал скандал.

Приданное с ярмарки

Огромным плюсом невесты становилось приданное: чем плотнее набит сундук, тем больше шансов выйти удачно замуж. Содержимое сундука демонстрировало не только достаток барышни любого сословия, но и ее умения прясть, шить, вышивать, ведь большинство вещей себе в приданное девушка готовила самостоятельно на протяжении многих лет.

Если же Марью-Искусницу из дочки вырастить не удалось, то родители по научению свахи легко соглашались на подмену: клали в сундук купленные на ярмарке рушники и рубахи, чтобы потенциальный кандидат и его семья точно не смогли устоять. А после женитьбы многим супругам только и оставалось, что приговаривать: «Верь приданному после свадьбы!» да сетовать на жену-неумеху.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

традиции и обычаи — Щи.ру

Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Православие не предусматривает возможности развода, поэтому женились люди лишь один раз. И хотя наша религия продвигает целомудрие и воспевает непорочность, во время празднования молодежи разрешались некоторые веселые вольности.

В дохристианскую эпоху обряд женитьбы символизировал расцвет природы и плодородие. После Крещения Руси некоторые языческие элементы сохранились, к ним добавились новые традиции. И в богатых семьях, и у простых крестьян, решение важного вопроса выбора спутника жизни главы семейств оставляли за собой. Но не все было так плохо. Молодые понимали сложившийся порядок и находили свои способы склонить отца к выбору полюбившегося суженного или суженой.

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения. Основные этапы:

  • Сватанье
  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадебный поезд
  • «Покупка» невесты
  • Венчание
  • Гуляние и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Русский свадебный обряд в деталях

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Сватанье

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

Обручение в русской традиции

(Благословение невесты)

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе)

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянья, пир и второй день свадьбы

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей.

schci.ru

Сватовство, смотрины, рукобитие - свадьба на Руси…

В старину некоторые моменты человеческой жизни: рождение, крестины, свадьба, новоселье – становились настоящими ритуальными действами.

На Руси свадьбу играли, словно выполняли магический обряд. Каждый шаг был выверен, любая мелочь что-то означала, на что-то указывала, могла предсказать будущее…

Свадебный обряд полностью сформировался в 13-14 веках. По крайней мере, так говорят историки. И суть свадебного обряда не менялась потом на протяжении многих лет, хотя и некоторые моменты все же в разных местностях трактовались по-разному.

Итак, традиционная свадьба на Руси 13-14 века начиналась со сватовства.

Сватовство – это первое, что случалось перед свадьбой. Потом проходили смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп. И, наконец, венчание, гулянья и свадебный пир.

Все обряды призваны напоминать: девушка переходит из рода своего отца в род мужа. Поэтому во все время свадебных церемоний восхвалялись духи мужнего рода, чтобы переход молодой под их покровительство прошел благополучно.

Переход от одного к другому – это смерть в одном и рождение в другом. Поэтому символика говорит именно об этом: смерть и рождение вновь. Вот, к примеру, девичник перед свадьбой. Во время него принято было ходить в баню. Поход в баню символизировал обмывание покойника. Вытие (плач о невесте, которая покидает отчий дом) – то же, что и плач о покойнике. А на венчание в церковь невесту ведут под руки, словно она безжизненное тело… А после венчания жених вносит невесту в дом на руках (традиция жива до сих пор), не потому что он сильный и может поднять хрупкую барышню, так жених якобы обманывает домового: вносит невесту, словно она новорожденная – новый член семьи. И она в доме оказалась, а в дом и не входила – вот и домовой принимает ее.

Сватовство. Сватами по традиции были родственники жениха. Чаще всего мужчины.

Когда сват заходил в дом предполагаемой невесты, то делал некое обрядовое действо: садился в определенное место, стучал печной заслонкой и так далее. Потом произносил текст. Не напрямую просил он руки дочери для жениха. Все было завуалировано: «У вас товар, у нас купец», «Наш гусачок ищет себе гусочку». Родители девушки отвечали в таком же духе. И в первый раз непременно отказывали. Этого требовал обычай. Только после уговоров свата папа и мама невесты соглашались выдать свою доченьку за их «купца» или «гусочка»…

Смотрины проходили после сватовства. Родители невесты приходили в дом жениха, чтобы «оценить обстановку». То есть посмотреть, бедно или богато живут в доме, хватает ли зерна, хлеба и прочих припасов. Сколько чего водится в хлеву… Не обрекать же родную доченьку на жизнь впроголодь?

Если родители невесты оставались довольны домом жениха, то далее следовал обряд рукобитие (сговор, запой, пропой, заручины, запоруки, просватанье, своды и так далее) – церемония, которая нужна только для того, чтобы назначить дату свадьбы.

На сговор, который обычно проходил через две недели после сватовства, в дом невесты приходили не только родственники, но и почти все жители деревни. Угощения-то всем предлагали…

После сговора начиналось вытие – период перед свадьбой. Называется так, потому что в это время невесте полагалось плакать и причитать, сетуя на свою долю-долюшку. По крайней мере, так было у северных народов. Южане делали наоборот – все это время жених приезжал в дом невесты, и там устраивали пляски, пели песни.

А еще в этот период невеста должна была готовить приданое: одеяло, перину, подушки, вышитые полотенца, рубахи для будущего мужа.

Накануне свадьбы невеста непременно ходила в баню и устраивала девичник. На девичнике девушка прощалась с подругами. И со своей девичьей жизнью. Основное действо – расплетение невестиной косы.

В день свадьбы к невесте обычно приезжал дружка – брат или другой родственник жениха. Невеста к его приезду уже должна быть готова: одета, причесана. Она сидит в красном углу и дожидается. Дружка проверял, готова ли невеста встретить жениха. Если готова, то к дому ее отправлялся свадебный поезд, «пассажирами» которого были жених, дружка, а также родственники и друзья.

В доме невесты проходил выкуп. Между прочим, его проводят в наши дни почти точно так же, как и много веков назад.

Как только невеста выкуплена, поезд движется к церкви, где пройдет венчание. Затем невесту привозят в дом мужа. Наступает самая приятная часть свадебной церемонии – застолье. Все веселятся, поют. Одним словом, от нашей современной свадьбы в этот момент свадьба на Руси мало чем отличается.

lady.tut.by

Каких девушек на Руси не звали под венец

Смотрины невесты на Руси перед свадьбой были обязательны. Именно на них выясняли, годится ли девушка в жёны и есть ли у неё ценное приданое.

Фактрум рассказывает, почему под венец на Руси не вели тех или иных девушек и женщин.

Внешние признаки

Наши предки уделяли большое внимание внешнему виду невесты. Если она была слишком худа, имела бледный цвет лица или, наоборот, нездоровый румянец, то брак был невозможен. Тем более, что обычно такие внешние признаки могли указывать на невозможность выносить и родить ребёнка или на наличие каких-то болезней, например, чахотки.

Девушки с какими-либо увечьями, к примеру, с хромотой или крупными родинками и родимыми пятнами на видных местах, часто не могли найти себе жениха. Свадьбу с ними могли сыграть только в случае, если родители собрали большое приданое.

После заключения брака на Руси жена обязана была много трудиться по хозяйству. Считалось, что худенькие девицы на такое не способны, поэтому в жёны чаще брали дородных, крепко сбитых девушек. Кроме того, худая девушка, как правило, была из небогатой семьи — значит, за ней не могли дать большого приданого.

Наличие приданого

Во время ритуала сватовства на Руси сваты внимательно осматривали приданое невесты. Если оно было скудным, то сваты просто уходили из дома потенциальной невесты. В некоторых случаях родители девушки могли всё-таки договориться со свахой, но такое случалось очень редко. А у невест-бесприданниц шанса выйти замуж и вовсе не было.

«Смотрины невесты». Григорий Мясоедов

Возраст невесты и её девственность

На Руси девушки выходили замуж примерно в 12 лет. Если же девушке исполнялось 18, а она ещё не была замужем, то она считалась «перестарком». А одинокие женщины, так и не вступившие в брак до самой старости, назывались «вековушами». Они не пользовались уважением среди односельчан, поскольку те считали таких женщин порченными.

В дохристианскую эпоху на Руси хранить девственность до брака было необязательно. Наоборот, считалось, что если девушка уже лишилась её и имеет ребёнка, то она сможет стать хорошей женой и матерью. Но после прихода на Русь христианства всё изменилось. «Порченную» девушку осуждали, а если та всё-таки умудрялась выйти замуж, и её секрет был раскрыт, то брак считался недействительным.

Характер как препятствие к свадьбе

Женщины на Руси должны были быть кроткими, спокойными и послушными. Если девица позволяла себе вольнодумные высказывания или была слишком остра на язык, то брак с ней заключали неохотно. Такая жена перечила бы мужу и неохотно слушалась бы его, за что заслуживала бы наказания.

Не очень уважали и слишком переборчивых и своенравных девиц. Если девушка долго выбирала себе жениха, рассматривая нескольких кандидатов, то сваты начинали думать, что она будет гулящей, и отзывали своё предложение о свадьбе.

Был ли возможен брак между разными сословиями?

Межсословные браки, безусловно, заключались, но на таких мужа и жену смотрели косо. Если деревенская девушка выходила замуж за представителя более высокого сословия, то её не принимало общество, и она становилась изгоем.

Кроме того, такие девушки считались своего рода наложницами — «меньшицами». На Руси мужчины в некоторых деревнях могли брать себе вторую жену, и часто ими становились симпатичные холопки или крестьянки.

«Смотрины». Николай Неврев.

Жена должна быть образованной

До прихода к власти Петра I большого внимания образованию женщин не уделялось. Но в начале XVIII века царь издал указ, согласно которому и юноша, и девица, собирающиеся пожениться, должны были мало-мальски знать грамоту и хотя бы уметь писать и читать. Если же люди были необразованными, то им предписывалось не заключать брак.

Читайте также: Как выйти замуж за царя: необычайные факты о брачных традициях на Руси

www.factroom.ru

необычайные факты о брачных традициях на Руси

Фактрум публикует увлекательную статью о том, как заключались царские браки.

Смотрины невесты

В XV—XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Породниться со знатными родами России было не намного проще. Хоть московские цари и считались всесильными, на самом деле они находились в зависимости от боярских семей. Здесь брачным вопросам постоянно мешали интриги и борьба за власть.

В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест, чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.

Выбор царской (великокняжеской) невесты

На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской

От 500 до 1500 отобранных девушек отправлялись в Москву для участия в следующем туре отбора. Соперницы представали перед жюри из придворных и врачей, где отсеивались в несколько туров. Здесь уже начинались придворные интриги. Благородные семьи продвигали своих родственниц и пытались протащить их в финал. При этом против особо перспективных кандидаток на титул царицы даже организовывались сговоры.

Боярский свадебный пир

Несколько десятков девушек, прошедших предыдущие этапы отбора, выходили в финальный раунд. Это было очень похоже на телевизионное шоу «Холостяк».

Их поселили в большом красивом доме, всех одели в красивые платья. Наконец, когда прибыл царь, к нему в комнату заходили будущие невесты и кланялись в ноги. Царь давал каждой из девушек платок, вышитый золотой или серебряной нитью и жемчугом.

Царь наблюдал за кандидатками, когда все вместе обедали за одним столом, а также в приватном общении, чтобы сделать правильный выбор из этой прекрасной компании. Когда царь сделал свой выбор, он передал суженой золотое кольцо. В 1505 году Соломония Сабурова стала первой царицей, прошедший подобный кастинг царя Василия III.

Мария Хлопова, будущая невеста царя Михаила Федоровича

Остальных финалисток разбирали в жены влиятельные бояре, либо их отправляли домой с деньгами и дорогими подарками, но могли и сослать в Сибирь — в зависимости от настроения царя.

Венчание Николая 2 и Александры Федоровны

Смотры невест вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.

Читайте также: Женщины без мужа и детей счастливее замужних

www.factroom.ru

«Верь приданному после свадьбы!»: как невесты на Руси обманывали женихов

Выдать замуж завидную невесту или женить богатого красавца – дело не хитрое, а вы попробуйте пристроить бесприданницу или горбатого. Чтобы каждый обратившийся к свахе мог обрести личное счастье, сводницы использовали многочисленные уловки.

Подмена

Издавна на Руси во время свадьбы существовал ритуальный обман жениха. Выводили совершенно другую женщину, нередко древнюю старушку, а мужчина должен был ловко распознать подлог, отправиться на поиски суженой или заплатить выкуп.

Нечто похожее использовали и во время смотрин. Если у девушки было мало шансов получить одобрение, вместо нее на показ выходила младшая сестра или другая родственница – более симпатичная или дородная. Подлог часто раскрывался уже после венчания, а его последствия зависели от масштабов. Если у невесты обнаруживались незначительные недостатки, которые не влияли на выполнение женских обязанностей, то предпочитали жить по принципу «стерпится – слюбится».

При обмане существенном родственники облапошенного жениха могли пожаловаться властям. После розыска и обнаружения неоспоримых доказательств виновных секли кнутом, а «бракованную женушку» муженек либо потчевал регулярными побоями, либо вынуждал постричься в монахини.

Сто одежек

Чрезмерная худоба – один из критериев, который снижал ценность невесты. В жены старались брать дородных, ведь пышные формы свидетельствовали о здоровье и самой женщины, и ее будущего потомства. К тому же худощавость автоматически ассоциировалась с бедностью, а ее привечать в новую семью желающих не находилось.

Вот и приходилось свахам наряжать недостаточно упитанных девиц так, чтобы выглядели они как толстушки: пару-тройку сорочек, сарафан на размер побольше или несколько юбок попышнее, сверху душегрею потеплее или опашню попросторнее. На бедра и грудь можно еще накладочек напихать для пущей убедительности. Красота!

Коса – девичья слеза

Толстая и длинная коса на Руси всегда считалась эталоном женской красоты и лучше самых льстивых слов свахи воспевала привлекательность невесты. Но что делать, если волосы у девушки жидковаты, да и расти ниже лопаток никак не хотят? Можно, конечно, провести курс восстановления волос при помощи травяных отваров и призвать на помощь магию — например, спать с веревкой под подушкой или бегать под дождем с непокрытой головой. Но на это требуется время.

Если же смотрины на носу, то сгодятся и экспресс-методы, позволяющие быстро увеличить объем и длину косы. Например, вплести в нее конские волосы, удачно подобрав оттенок гривы под натуральный цвет редкой «шевелюры» невесты, или украсить косу лентой от самого основания. Вплетенная лента не только делала прическу презентабельнее, но и символизировала, что девушка на выданье.

Бракованный товар

Не только серьезные увечья (глухота, хромота, косоглазие и пр.) затрудняли свахе работу, но даже обычная простуда или безобидная родинка могли отворотить от удачного сговора. Именно поэтому многие свахи накануне смотрин поселялись в доме невесты или строго-настрого наказывали родителям беречь девицу как зеницу ока.

Работы невесте поручали самые безопасные (не дай бог поранится!) и даже кормили только тем, что предварительно попробовали другие члены семьи (а вдруг недруги отравят или расстройство приключится?). Если же она все-таки умудрялась пораниться, то ушибы и ссадины старались быстро залечить, а в случае неудачи – маскировали под одеждой. Родинки и родимые пятна замазывали белилами, мелом или мукой.

Скрыть от жениха явные физические недостатки было сложнее, но и тут зачастую свахам удавалось проявить такую изобретательность, чтобы вплоть до выхода из церкви муженек оставался в неведении. Главное – чтобы молодые до свадьбы «близко не сошлись». Если же опасливый супруг будет настаивать, то можно устроить смотрины в людном месте, например, в церкви, где глазеть по сторонам неприлично. Или посадить девицу у открытого окна горницы так, чтобы дефекты оказались скрытыми от проходящего мимо жениха.

Безупречная красота

Невест «красотою не лепых» легко было изменить до неузнаваемости при помощи косметики. Ее свахи иногда накладывали столько, что жених после свадьбы с трудом распознавал свою невесту, с лица которой смыли «свинцовые белила», с бровей стерли смесь жира, масла и сурьмы, а со щек – румяна из киновари. Нередко разочарованному жениху оставалось только одно: утешать себя народной мудростью, что с лица – не воду пить.

Не думай свысока!

Не только при сватовстве дурнушек приходилось проявлять изобретательность. Нередко красивые девушки столько раз отказывали кандидатам, считая каждого недостойным, что к ним попросту переставали засылать сватов. Время летело незаметно, и уже после 18-20 лет барышня на выданье превращалась в перестарку, свататься к которой становилось постыдным.

Только умелой свахе удавалось предоставить красавице «последний шанс» зачастую потому, что получалось чуть занизить реальный возраст. Если ложь и выплывала на свет божий, то не раньше, чем данные о брачующихся священник заносил в обыскные и метрические книги. Но из-за лишних 3-5 годков жены-красавицы мало кто из женихов устраивал скандал.

Приданное с ярмарки

Огромным плюсом невесты становилось приданное: чем плотнее набит сундук, тем больше шансов выйти удачно замуж. Содержимое сундука демонстрировало не только достаток барышни любого сословия, но и ее умения прясть, шить, вышивать, ведь большинство вещей себе в приданное девушка готовила самостоятельно на протяжении многих лет.

Если же Марью-Искусницу из дочки вырастить не удалось, то родители по научению свахи легко соглашались на подмену: клали в сундук купленные на ярмарке рушники и рубахи, чтобы потенциальный кандидат и его семья точно не смогли устоять. А после женитьбы многим супругам только и оставалось, что приговаривать: «Верь приданному после свадьбы!» да сетовать на жену-неумеху.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

ОТ СВАТОВСТВА ДО КРАСНОГО СТОЛА

Свадьба – это самый что не наесть настоящий первый семейный праздник. Сегодня нет каких-то определенных правил празднования этого дня. В зависимости от предпочтений, обстоятельств, желаний, социального положения и финансовых возможностей каждая пара выбирает тот вариант, который именно ей подходит более всего. Кому-то по душе скромные посиделки в узком семейном кругу, другие мечтают отправиться куда-нибудь за тридевять земель, где будут только он и она, третьи планируют пышное празднество с сотней гостей, дискотекой, фейерверками, лимузинами. На каком варианте остановиться – выбор каждой отдельной семьи.

В старину свадьба чаще всего справлялась очень шумно, гостями становились жители всей деревни, а торжество продолжалось несколько дней. Именно поэтому тогда говорили не «справлять» или «отмечать», а «играть» свадьбу. Свадьба напоминала настоящее театрализованное зрелище, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого порядка считалось плохой приметой.

Художник Алексей Корзухин
Основными эпизодами свадебного обряда считались сватовство, рукобитье, сговор, девичник (мальчишник), баня, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, свадебные столы.

Начиналась свадьба со сватовства. К родителям невесты приходили сваты и договаривались о предстоящем бракосочетании. Если стороны принимали совместное решение, то позже в дом к невесте приезжали родители жениха, которые привозили с собой сговорный пряник – своеобразное напутствие будущей снохе.

Смотрины завершались рукобитьем, когда отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей. Иногда во время этого ритуала родители били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам, что символизировало нерушимость сговора. После этого свадьбу уже нельзя было отменить.

Традиция сватовства жива и в настоящее время, вот только в одних семьях она приняла слишком уж современный характер, когда родители жениха и невесты просто ужинают вместе и обсуждают детали предстоящего застолья. В других – в дом невесты приходят родители и родственники жениха, и знакомство перерастает в веселое и бурное застолье.

Далее шел девичник, кульминационным моментом которого являлся ритуал потери красоты («воли»). Исполняя протяжную песню, подруги снимали с невесты платок, надетый во время сговора, и расплетали девичью косу, вынимая из нее «волю» – ленту, которая символизировала девичью красоту и свободу.

Как правило, «воля» передавалась младшей сестре невесты, а если ее не было, то незамужней подружке. После этого ритуала невеста в окружении подруг шла в истопленную баню.

Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-то со стороны жениха (брат или друг). Он привозил с собой подарок и уезжал с ответным даром. Только затем на пороге появлялся жених. Далее происходило то, что и сегодня зовется «выкупом». Подружки не пускают жениха в дом к невесте до тех пор, пока тот не задарит их гостинцами, не выполнит определенные задания (конкурсы, игры), когда жених отдаст в руки деньги – вход оказывается свободным.

После выкупа следовал обряд венчания, состоящий из двух частей (обручения и самого венчания). Приехав из церкви в дом жениха, гости занимали место за свадебными столами. Родственники рассаживались двумя рядами (с одной стороны – мужчины, с другой – женщины). К столам подносили угощение, женщины пели величальные песни, а после празднования молодых провожали в спальню.

Основной пир (красный стол) начинался на следующий день. А на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща встречала зятя блинами, а он преподносил ей подарок…

Как видите, друзья, отдельные фрагменты празднования свадьбы сохранились и по сей день. Конечно, все существующие современные обряды отличаются от древних и соблюдаются они уже не так строго, но, тем не менее, традиции не забыты, они продолжают жить и передаваться из поколения в поколение… Любите друг друга, пусть в ваших домах царят понимание, гармония и уют.

Автор: Виктория Бобылева


Читайте также:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

О ТРАДИЦИИ НАРЯЖАТЬ ЁЛКУ

О БОГАТЕЙШЕЙ РУССКОЙ КУХНЕ…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

До свадьбы заживёт. Почему на Руси так трудно было выйти замуж | История | Общество

Стремиться, чтобы всё зажило до свадьбы, действительно стоило – на кону стояло слишком многое.

Смотрины в три ступени

В реальности это выражение имеет самое прямое отношение к здравоохранению. Но к узкоспециальному – сохранению здоровья невесты.

«Дядюшка, брак – дело великое», – говорил Миша Бальзаминов, герой известной пьесы Александра Островского. Под его словами подписались бы многие поколения русских людей. Правда, ещё добавили бы, что подготовка к нему – дело ещё более великое и серьёзное. Часто собственно брак, то есть венчание в церкви, уходил на задний план. Поход в церковь под венец спокойно могли перенести и приурочить хоть к освящению новой избы, хоть к рождению ребёнка. В понимании односельчан брак всё равно считался законным. Главное, чтобы были соблюдены все старинные, прадедовские языческие обряды. И прежде всего – смотрины невесты.

Смотрины невесты. Н. П. Петров, 1861 год, репродукция

Это было многоступенчатое и опасное действо. Первый этап – сватовство. Если по приезде сватов и первого выхода девушки всё-таки заключался предварительный сговор о свадьбе, для наречённой невесты наступали напряжённые дни. Несколько облегчало её положение лишь то, что её освобождали от тяжёлых полевых работ. Во всём остальном – целая серия запретов и ограничений. В частности, ограничивались передвижения. По своему двору – да, по родным – можно, а вот за околицу – ни-ни.

Недели через две – второй этап. Смотр приданого. В принципе ничего особенного, он проходил за один день. Но после него девушка практически переходила на тюремное положение. Да, её освобождали вообще от всех работ – даже по дому. Веретено, прялка, пяльцы, иголки и коклюшки убирались далеко. К печи она тоже не подходила. А о том, чтобы выйти со двора, не могло быть и речи. Не разрешалось даже выходить из дома. Исключение только одно – в церковь. Да и то в сопровождении родителей и по возможности всех родственников.

А всё потому, что ещё через две недели обычно назначалось самое ответственное действо. Невесту отводили в баню – и там уже будущая свекровь в сопровождении свахи или повивальной бабки осматривали её тайно.

Смотрины невесты, Г.Г. Мясоедов, репродукция

Девственность или её отсутствие в общем-то волновали мало. Более того, даже наличие ребёнка иногда считалось плюсом, своего рода печатью «годен», поскольку подтверждало, что с основной функцией жены – рожать детей – невеста уж точно справится.

Зато малейшая болячка, царапинка, шрам и даже банальный насморк, не говоря уж о перенесённых переломах, становились серьёзным препятствием. В лёгких случаях семейство невесты могло отделаться увеличением приданого – дескать, если уж девка не вполне здорова, то извольте раскошелиться. В более серьёзных свадьба отменялась – невесту объявляли «бракованной». 

Именно поэтому невесту буквально держали под колпаком, а ушибы и царапинки старались залечить именно до свадьбы.

Царское дело

Может показаться, что иногда перегибали палку. Но в сбережении здоровья девушек до свадьбы был ещё и другой смысл. Всегда найдутся люди, которых данный брак почему-то не устраивает. И они запросто могли организовать «порчу невесты». В ход шло всё – от колдовства и заговоров до отравлений и чисто женских хитростей.

Свидетельством тому – целая серия скандалов, которые сопровождали браки первых царей из династии Романовых.

Мария Хлопова на рисунке Николая Неврева, репродукция

Царь Михаил Фёдорович изъявил желание жениться, когда ему было 20 лет. В суженые бояре рекомендовали дочь бедных коломенских дворян Марию Хлопову. Девушка ему очень понравилась, и дело шло к венцу. Но внезапно она заболела. Конкретно – «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота». Причину установили быстро: банальное и неопасное пищевое отравление. Пирожные и сладости из взбитых сливок и сметаны. Но было поздно. «Порченую» невесту и всю её родню сослали в Тобольск. И только потом выяснилось, что негодную, просроченную сметану девушке подсунули с подачи матери жениха. Её не устраивала кандидатура – на сына у мамы были свои виды.

Нечто подобное произошло и с царём Алексеем Михайловичем. Первая попытка жениться окончилась конфузом. А ведь дело зашло уже далеко – невеста, Евфимия Всеволожская, получила от царя платок и кольцо. Именно так выглядело обручение на Руси XVII века. Но внезапно, уже когда её вводили в царскую палату, чтобы официально наречь царицей, она упала в обморок. Вердикт: «Девица некрепкая, для царёвой радости не годна, подсунули её воровским умыслом». Невесте и отцу – ссылка в Тюмень. А причина снова была проста: девушку «испортили». На этот раз не сметаной. Просто слишком туго заплели косу и сильно затянули шейное ожерелье. То, что она здорова, всё-таки выяснилось. Её даже вернули из ссылки. Но было поздно – царь уже женился.

То же самое произошло и в тот раз, когда Алексей Михайлович, овдовев, собрался жениться вторично. Теперь уже монарх выбирал невесту сам. Ею стала послушница Вознесенского женского монастыря Авдотья Беляева. И всё бы было ничего. Но голландского доктора, который осматривал невесту, подкупили. И он вынес вердикт, что девушка не может быть царицей, поскольку имеет серьёзный физический изъян. Какой именно, не уточнялось. Нет, он и впрямь был: «неправильный» большой палец на ноге – слишком отставленный в сторону, следствие детской травмы.

В результате Авдотье Беляевой была дана полная отставка, и царицей стала Наталья Нарышкина, которая родила мужу мальчика, будущего Петра I. А предыдущую невесту снова сослали в Сибирь. У неё, увы, «до свадьбы не зажило».

aif.ru


Смотрите также