Сергий радонежский сегодня


Сергий Радонежский: история и традиции дня величайшего русского подвижника

Сегодня отмечается праздник обретения его мощей

О жизни преподобного Сергия (в миру Варфоломея Кирилловича) известно, в первую очередь, из жития, составленного его учеником Епифанием Премудрым. В нем содержится не слишком много информации о детстве святого, однако сообщается, что грамота ему давалась значительно хуже, чем двум его братьям. Как следует из жития, все изменилось после того, как Варфоломей встретил таинственного старца, который помолился за него, дал ребенку кусок просфоры (хлеба, употребляемого в православных богослужениях) и пообещал, что вскоре тот будет знать грамоту лучше своих братьев. Вскоре так и произошло, говорится в житии.

Предполагается, что Сергий Радонежский основал Троице-Сергиевую лавру в 1342 году. До этого он принял постриг и у него стали появляться ученики. Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей, и до сорока монастырей было основано его учениками и духовными чадами.

Православные особо отмечают талант Сергия Радонежского к улаживанию споров. Предполагается, что именно это умение позволило ему примирить враждующих между собой князей, способствуя объединению Руси в преддверии Куликовской битвы.

Согласно житию, при жизни Сергий Радонежский совершил множество чудес, а некоторые чудеса произошли и после его смерти. В 2014 году патриарх Кирилл в интервью призвал искать смысл описанных чудес не в «самом факте нарушения законов природы», а видеть в них нечто иное. «главное чудо преподобного Сергия — он сам», — подчеркнул тогда патриарх.

28 июля является одним из дней памяти святого, поскольку 5 июля 1422 года, по свидетельству агиографа Пахомия Логофета, были обретены нетленными его мощи, а 18 июля по григорианскому календарю соответствует 5 июля по юлианскому.

Сергий Радонежский почитается не только в православии, но также в старообрядчестве, католичестве и церквах англиканского сообщества. Имя преподобного Сергия было включено в богослужебный календарь римско-католической церкви с 1969 года. Дни памяти святого у православных, старообрядцев и восточных католиков приходятся на 8 октября (день его кончины) и на 18 июля, день обретения мощей. Западные католики и протестанты, принадлежащие к англиканскому сообществу, вспоминают Сергия Радонежского 25 сентября.

На 18 июля также приходится день памяти Афанасия Афонского — византийского монаха, основавшего первый и главный монастырь на Святой горе Афон, Великую Лавру. У славян этот день был также известен как Месяцев праздник и во время него было принято смотреть на небо — если месяц то прятался за облаками, то показывался из-за них, это сулило хороший урожай, если же был виден хорошо — сухую и теплую осень.

Читайте материал "Петров день: обычаи и приметы на праздник Петра и Павла"

www.mk.ru

Сергий Радонежский: почему в честь святого установлены два праздника

В миру Сергий Радонежский в миру носил имя Варфоломей Кириллович. В житии, написанном Епифанием премудрым, учеником преподобного Сергия, говорится, что в детстве Варфоломею грамота давалась значительно хуже, чем двум его братьям, но затем он встретил таинственного старца, который помолился за него, дал ребенку кусок просфоры. Просфора — хлеб, употребляемый в православных богослужениях. Старец пообещал, что вскоре Варфоломей будет знать грамоту лучше своих братьев и, согласно житию, вскоре так и произошло.

После того, как Сергий Радонежский принял постриг, у него стали появляться ученики, и впоследствии он основал немало монастырей, включая Троице-Сергиевую лавру и Благовещенский монастырь на Киржаче. Также до сорока монастырей было основано его учениками и духовными чадами.

Одной из наиболее известных черт православного святого считается его талант к улаживанию споров — считается, что именно благодаря ему Сергий Радонежский сумел примирить враждующих между собой князей, что способствовало объединению Руси в преддверии Куликовской битвы.

Сергий Радонежский почитается не только в православии, но также в старообрядчестве, католичестве и церквах англиканского сообщества. Имя преподобного Сергия было включено в богослужебный календарь римско-католической церкви с 1969 года.

Кончина святого пришлась на 25 сентября 1392 года, и с тех пор этот день, которому в григорианском календаре соответствует 8 октября, отмечается как день его памяти. Стоит отметить, что у православных христиан, а также , старообрядцев и восточных католиков установлено два дня, в которые отмечается память святого — помимо дня преставления 8 октября, это 18 июля, или 5 июля по юлианскому календарю — в этот день в 1422 году были обретены его мощи.

В Русской православной церкви память подвижника отмечается также 5 июня, 6 июля, 19 июля, в воскресенье перед 8 сентября и в праздник под названием «Собор всех святых, в земле Русской просиявших», приходящийся на второе воскресенье после Дня Святой Троицы.

Читайте материал «Воздвижение Креста Господня 2018: история праздника, традиции и запреты»

www.mk.ru

Сергий Радонежский, 3 мая 2020 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

3 мая 1319 года родился Сергий Радонежский, святой Русской православной церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры.

 

Личное дело

Сергий Радонежский (1319 – 1392) родился под Ростовом Великим в селе Варницы. При крещении получил имя Варфоломей. По преданию, отец его был боярином ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича. Варфоломей был средним из трех сыновей. Согласно житию, юный Варфоломей, несмотря на все старания и упреки учителей, долго не мог овладеть грамотой. Однажды он увидел «некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Мальчик попросил старца помолиться о том, чтобы он научился грамоте. Старец исполнил просьбу и дал мальчик съесть освященную просфору. После этого мальчик получил способность читать. Родителям же Варфоломея старец сказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы». Когда Варфоломею исполнилось 12 лет, он попросил у родителей благословения на монашеский постриг, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Вскоре семья переселилась в город Радонеж в Московском княжестве, где прошли последние годы жизни родителей Варфоломея.

После смерти родителей (около 1337 года) Варфоломей направился в Покровский Хотьков монастырь, где уже был монахом его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил брата стать пустынниками и поселиться в лесах. Они устроили пустынь на берегу реки Кончуры, недалеко от Радонежа. Позднее Стефан отправился в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря, Варфоломей же продолжил отшельничество и в возрасте 23 лет постригся в монахи, приняв имя Сергий.

Слава о молодом отшельнике быстро распространилась, и к Сергию стали приходить паломники. Некоторые из них поселялись неподалеку от его лесной избушки. Так постепенно возникала монашеская обитель. Иноки не без труда уговорили Сергия стать их настоятелем. В 1354 году он был рукоположен в священники. Монастырь был посвящен Святой Троице. С 1360-х годов Сергий начинает вводить новый монастырский устав. Ранее монахи жили в своих кельях поодиночке, собираясь вместе лишь для богослужения. Такой обычай монастырской жизни называется особножительным. Новый уклад монастырского обихода носил название общинножительного, среди обитателей монастыря вводился общий распорядок жизни и строгая внутримонастырская дисциплина. Вводимые Сергием изменения были приняты не всеми монахами. Через некоторое время в монастырь возвратился из Москвы старший брат Стефан и стал претендовать на лидерство в общине, критикуя нововведения Сергия. Чтобы не соперничать с братом, Сергий решил удалиться из монастыря. Он отправился на реку Киржач, где благодаря ему возник Благовещенский монастырь (ныне – на территории города Киржач Владимирской области). Многие иноки из Свято-Троицкого монастыря переселились к своему настоятелю. Через четыре года по просьбе московского митрополита Алексия Сергий вернулся в свой прежний монастырь. Он возглавлял монастырскую общину до своей кончины 25 сентября 1392 года.

 

Чем знаменит

 

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых русских святых, а основанный им Троицкий монастырь – важнейшим центром православия. Поклонение Сергию началось еще до его общепринятой канонизации, произошедшей в середине XV века. Первое изображение Сергия на покрове, хранящемся сейчас в ризнице Троице-Сергиевой лавры, относится к 1420 годам. Большой авторитет Сергия при жизни часто помогал прекращению распрей среди русских князей. Во многом его деятельность послужила укреплению авторитета Московского княжества. Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете». Широко известно сообщение жития святого Сергия Радонежского о том, что незадолго до Куликовской битвы князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

Память преподобного Сергия отмечается православными 25 сентября (8 октября) в день смерти святого, 5 (18) июля в день обретение мощей, а также 6 (19) июля, в день Собора Радонежских святых.

 

О чем надо знать

Не сохранилось никаких сочинений или документов, написанных Сергием Радонежским. Основным источником информации о нем служит житие, составленное учеником Сергия Епифанием Премудрым. Этот труд признан одним из выдающихся памятников древнерусской литературы и ценным историческим источником. В середине XV века это житие переработал Пахомий Логофет, сократив текст Епифания и пополнив его описаниями посмертных чудес Сергия. В XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича новую версию жития составил церковный писатель и келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин.

 

Прямая речь

«Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными кельями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у кельи каждого брата», - из жития, написанного Епифанием Премудрым.

«Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским», - Николай Костомаров.

«Преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в северной, или Московской, Руси времен монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в южной, или Киевской, Руси времени домонгольского. Настоящий монастырь должен находиться если не в совершенной пустыне, то вне мирских человеческих жилищ и в большем или меньшем от них отдалении; в настоящем монастыре жизнь монахов должна быть не особножитною, а строго общежитною. Этот тип, или образец, монастырей, как монастырей настоящих, и утвердил преподобный Сергий в Московской Руси на более или менее продолжительное время», - Евгений Голубинский.

 

13 фактов о Сергии Радонежском

  • Точная дата рождения святого неизвестна. Различные исследователи называют 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322 годы.
  • Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, также почитаются в числе святых Русской православной церкви.
  • Рассказ о чудесном научении грамоте отрока Варфоломея отражен в знаменитой картине художника Михаила Нестерова.
  • Имя Сергий будущий святой выбрал в честь того, что в день его монашеского пострига отмечалась память святых мучеников Сергия и Вакха, казненных за приверженность к христианству в III веке.
  • Покровский Хотьков монастырь, в котором приняли постриг и умерли родители Сергия, а также был монахом его брат Стефан, сейчас женский, но до первой половины XVI века был смешанным мужеско-женским монастырем.
  • В первые годы существования основанный Сергием монастырь был настолько беден, что священные сосуды в нем были деревянными, вместо свечей горели лучины, а писали монахи на бересте.
  • Существует гипотеза, что житийный рассказ о благословении Сергием князя Дмитрия относится на самом деле не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже, состоявшейся двумя годами ранее.
  • Помимо Троице-Сергиевой лавры и Благовещенского Киржачского монастыря Сергием были основаны Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове, Георгиевский монастырь на Клязьме.
  • Основатель московского Симонова монастыря – святой Феодор – был племянником Сергия Радонежского.
  • В 1389 году Сергий засвидетельствовал духовную грамоту князя Дмитрия Донского, устанавливающую новый порядок наследования княжеского престола от отца к старшему сыну.
  • 11 апреля 1919 года, в ходе кампании по атеистической пропаганде, мощи Сергия Радонежского были вскрыты. После этого они стали экспонатом разместившегося в помещениях Троице-Сергиевой лавры музея. В 1946 году, после открытия лавры, мощи были переданы православной церкви и хранятся поныне в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
  • По преданию, в 1919 году о предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому. Чтобы предотвратить возможное уничтожение мощей, Флоренский и группа православных тайно проникли в Троицкий собор накануне вскрытия и отделили голову преподобного Сергия, заменив ее головой погребенного в лавре князя Трубецкого. В 1946 году голова была передана патриарху Алескию I и воссоединена с телом святого.
  • В России Сергию Радонежскому посвящены более 700 храмов.

 

Материалы о Сергии Радонежском

Статья о Сергии Радонежском в русской Википедии

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Костомаров Н. И. Преподобный Сергий

Статья «Сергий (преподобный Радонежский)» в «Русском биографическом словаре»

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

 

polit.ru

Сергий Радонежский (3 мая 1314

Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучался грамоте вместе с братьями: он существенно отставал в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимался, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель.


В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона.

Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...».

Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).

www.calend.ru

День памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля 2017 года

День памяти преподобного Сергия Радонежского отмечается православными христианами 18 июля. Этот день предназначен для молитв и обращения к Высшим Силам за помощью в делах насущных.

Каждый год христиане посещают торжественные богослужения, посвященные обретению мощей чудотворца Сергия Радонежского. Святой предсказал победу над Мамаем и благословил на битву самого Дмитрия Донского. Событие, увековеченное в истории, является одним из многочисленных проявлений Божественной сути через приближенных к Нему святых, к числу которых относится Сергий Радонежский.

День памяти Сергия Радонежского

С именем преподобного связано начало строительства новых монастырей на Руси. Он благословил своих учеников на труды по созданию новых монастырей в глухих местах русской земли. Они несли в народ веру, объединяли его и тем самым служили делу возрождения нашей страны после нашествия ига.

Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом духовного возрождения, вселял в них веру в свои силы и славное будущее Отечества.
С ним связано много чудес, совершившихся при жизни и после смерти святого. Его нравственная и духовная сила настолько велики, что вот уже шесть веков русский народ черпает силы у гроба преподобного.

В день празднования каждый может посетить церковь или вознести молитвы у себя дома. Сергий Радонежский поможет каждому:

  • защитить детей от дурного влияния и неудач;
  • прибавит ума учащимся и познающим новое;
  • в трудных жизненных ситуациях и при нелегком выборе;
  • укрепит в вере и наставит на путь истинный;
  • защитит обездоленных и нуждающихся;
  • поможет уберечься от негативно настроенных людей;
  • усмирит бушующие эмоции и приведет чувства к гармонии, освободив разум от дьявольских происков;
  • станет покровителям мужчин, готовящихся к несению службы во благо Родине.

Молитва Сергию Радонежскому

«Преподобный отче, святитель и защитник всея Руси. Взываю к тебе о помощи. Не отринь мольбы искренние раба Божьего (имя), укажи мне путь праведный, во мраке суетных дней скрывающийся. Убереги, отче, меня и близких моих от происков дьявольских, наши души развращающих. Прибави ума и мне, и отпрыскам моим, дабы гнев не застил глаза наши. Покровительством осени всех тех, кто в поддержке и опоре нуждается, да испроси у Господа нашего прощения всем согрешившим, вставшим на путь исправления. Аминь».

Прикоснуться к частице обретенных мощей преподобного Сергия Радонежского паломники могут в храме Троицы Живоначальной, что находится в Троице-Сергиевой лавре города Сергиев Посад.

В этот день священники призывают каждого простить своих обидчиков и вести правильный образ жизни, отказаться от увеселительных мероприятий, алкоголя и пагубных привычек в пользу духовного роста и обретения внутренней гармонии. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского

Сердечно приветствую с днем памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Россия Чудотворца.

Преподобный Сергий жил в непростом 14 веке. Русь была раздираема изнутри враждующими князьями, монголо-татарское иго по-прежнему грозило ей, как бы сейчас сказали, по внешнему периметру. Он был простым монахом в глухом лесу под Москвой. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского князя Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Сергий благословил двух своих монахов принять участие в Куликовской битве, в знак особой заботы Церкви о судьбе страны. Это было беспрецедентное решение. Согласно каноническим нормам существует строгий запрет монахом участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви. Одна Сергий продемонстрировал, что в Церкви каноны играют подчиненную роль обстоятельствам жизни. Важнее «человек, а не суббота», — согласно словами Спасителя. И преподобный Сергий благословил на эту битву двух добровольцев. Они вышли против преступников из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках. Это были два схимонаха боярского рода — опытных в военном деле – иноки Александр Пересвета и Родион Ослябя. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с ещё бо́льшим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание. Теперь, согласно новому завещанию – закону о престолонаследии — впервые в истории Руси узаконивается новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну. Из-за отсутствия подобного закона на Руси почти 400 лет была усобица и раздробленность между братьями, племяниками и дядями княжеского рода. На этот документ положил свою печать Сергий Радонежский и он стал основным государственным законом Руси на долгих 500 лет! Ангелом-Хранителем России – называли Сергия Радонежского в нашем Отечестве.

Преподобный был великим молитвенником и чудотворцем. Его ученики основали множество школ и монастырей по Руси. Без Сергия не было бы ни Андрея Рублева, ни Московского царства, в последствии ставшего современной Россией.

С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено даже в богослужебный календарь римско-католической церкви. Это единственный русский святой, которого официально признают и чтут католики всего мира.

Посмертные чудеса преподобного Сергия составляют многотомные книги. До сего дня Господь являет Свою милость всем, кто просит у Сергия защиты, помощи и наставления. Его молитвами да укрепит, наставит и просветит нас Всещедрый Бог!

С праздником преподобного!

Автор: Игорь Петровский

vesti-k.ru

Сегодня, 8 октября, День памяти преподобного Сергия Радонежского: aleks070565 — LiveJournal

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.


Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, –  все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

с

aleks070565.livejournal.com

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского / Новости культуры / Tvkultura.ru

Сегодня православные христиане отмечают память преподобного Сергия Радонежского – одного из самых почитаемых святых.

Торжества в честь праздника возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он отслужил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По традиции, в этот день в основанной подвижником обители собираются тысячи верующих. После окончания службы предстоятель обратился к паломникам, заполнившим Соборную площадь Лавры.

«Преподобный Сергий - это особое имя, это особая жизнь, это особое служение в истории нашей церкви и всего нашего народа. Мы знаем о его жизненном подвиге, мы знаем о создании им этой святой обители, о собрании монашествующих вокруг себя, о том, как потом монастырский, монашеский опыт, сформированный под духовным влиянием преподобного Сергия, распространился на всю Русь. И во многих местах стали создаваться дивные обители по образу и подобию обители святого Сергия. Но его духовное влияние простиралось далеко за пределы монашеских обителей. Далеко за пределы стен, которые эти обители ограждали и защищали. Преподобный Сергий стал нравственным эталоном, идеалом жизни народа. И не так уж часто бывает, чтобы монах, отшельник, человек погруженный как бы в свою собственную внутреннюю духовную жизнь не просто явился бы примером для желающих жить по монашеским обетам, но чтобы он стал духовным светочем для всей нации, для всего народа. И ведь не просто во времена, когда он жил. На протяжении столетий образ святого преподобного Сергия вдохновлял и князей, и простолюдин, и людей, носящих меч при бедре, и землепашцев - он вдохновлял всех. И ведь никаких конференция в память о преподобном Сергии не проходило, печатного слова тогда не было, средств массовой информации не существовало», - сказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Новости культуры
 

tvkultura.ru

Сергий Радонежский. Путь подвижника / В Троице-Сергиевой Лавре сегодня проходят основные торжества, посвященные Сергию Радонежскому / tvkultura.ru

18.07.2014 | 10:06

В Троице-Сергиевой Лавре сегодня проходят основные торжества, посвященные Сергию Радонежскому

Сегодня в России – кульминация торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Точная дата рождения одного из самых почитаемых православных святых неизвестна, поэтому юбилей приурочен ко дню обретения мощей святого. Они хранятся в Троице-Сергиевой Лавре, и там проходят основные торжества, которые посетят первые лица государства. В эти минуты патриарх Московский и всея Руси Кирилл служит праздничную божественную литургию. А в полдень удар в лаврский Царь-колокол даст начало всероссийскому колокольному перезвону, который прольется по всей стране от Камчатки до западных границ России и продолжится во многих странах. Рассказывают «Новости культуры».

Праздничная Божественная литургия на Соборной площади Троице-Сергиевой Лавры – это кульминация торжеств, приуроченных к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. Ее служит патриарх всея Руси Кирилл.

Десятки тысяч паломников не только за стенами Лавры. К святому Сергию обращают свою молитву на всех площадях, в палаточном городке на Благовещенском поле. Эта молитва не прекращается ни днем, ни ночью – вот уже третий день.

Почитание Преподобного Сергия началось почти сразу после его кончины. И продолжается вот уже семь веков.

Дмитрий Донской просил благословения на Куликовскую битву у старца Сергия. Иван Грозный, крещенный у гробницы Преподобного Сергия, считал святого своим духовным наставником. Петр Первый скрывался в Лавре во время Стрелецкого бунта. А Екатерина Вторая собственноручно составляла житие Преподобного. 645 российских дворянских родов делали вклады в монастырь. К святому обращались за защитой от горестей и болезней, перед войнами и во время Смуты – когда вроде бы неоткуда было ждать помощи.

«Авва Сергий посвятил свою обитель Святой Троице, дабы воззрением на нее побеждалась ненавистная рознь мира сего, – говорит кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии дьякон Валерий Духанин. – Троица – символ единения для русских людей. И после него идея единства стала преобладать на Руси. Собирание земель в единое Московское царство, объединение всех, что и привело к победе над монголо-татарским игом и к возрождению России».

Хождение в Лавру простонародное и всенародное, массовое, когда Россия ощущает себя единым целым – явление XIX века. В год 500-летия преставления Сергия Радонежского, в 1892-м крестный ход начинался от Московского Кремля – богомольцы шли на поклон несколько дней. Паломничество в Лавру было и важнейшим пунктом празднования 300-летия дома Романовых в 1913-м. Через век традиция восстанавливается. Крестный ход начался от Покрова монастыря, из Хотьково, где покоятся мощи родителей Преподобного – Кирилла и Марии.

Более тридцати тысяч богомольцев из разных городов и стран в палящий зной отправились в Троице-Сергиеву Лавру. В процессии – и старики, и маленькие дети. Преодолев 15 километровый путь, они совершили свой духовный подвиг. Бытовые условия для них не важны – 10 тысяч паломников разместили в палаточном городке с 30 раскладушками в каждой палатке и полевой кухней.

Торжественные мероприятия продолжит официальное открытие Лавры после реставрации, а также памятника родителям Преподобного – Кириллу и Марии.

К 700-летию святого – смотрите сегодня на нашем канале в 19.15 документальный фильм «Сергий Радонежский. Путь подвижника». А сразу по его окончании, в 19.40 – трансляцию праздничных торжеств из Сергиева Посада.

Все материалы темы>>>

Новости культуры
 

tvkultura.ru

Почему Сергий Радонежский враждовал с Дмитрием Донским — Рамблер/субботний

Святой Сергий Радонежский, основатель знаменитого Троицкого монастыря, был крупным государственным деятелем Московского великого княжества, принимал активное участие в бурных политических событиях того времени. Так, в 1365 году по поручению митрополита Алексия Сергий запечатал все храмы в Суздальско-Нижегородской земле, чей князь Дмитрий не повиновался Дмитрию, князю московскому.

Последовательная политика митрополита Алексия, направленная на подчинение всех русских земель авторитету московского князя, вызвала недовольство в Литве (Западной Руси), митрополитом которой Алексий также являлся.

Великий князь литовский Ольгерд, соперник Москвы, жаловался в Константинополь патриарху Филофею на пристрастность Алексия. Непосредственным же поводом для временного раздела Русской митрополии стала поездка специального патриаршего уполномоченного Киприана на Русь для примирения литовского, смоленского и тверского князей с московским в 1373-74 годы.

Альянс Сергия и Киприана

Во время этой поездки Киприан встречался не только с Алексием, но и с Сергием. Современные историки, в частности, Андреев, отмечают, что, по-видимому, тогда-то и сложился альянс Сергия с Киприаном, основанный на единстве духовных взглядов.

Оба исповедовали исихазм — аскетико-мистическое учение афонских монахов, основанное на особой молитве Иисусовой и «умном делании». Вернувшись в Константинополь, Киприан подтвердил жалобу Ольгерда на Алексия. Собор, созванный Филофеем, решил (в 1375 или 1376 году) поставить Киприана на Киевскую митрополию.

Новый архимандрит

Карамзин трактовал это известие так, что патриарший собор лишил тем самым Алексия его сана. Он отметил, что в Москве отвергли верительные грамоты нового митрополита и заявили, что пока Алексий жив, Киприану на митрополичьей кафедре не бывать.

Пресняков утверждал, что собор постановил занять Киприану владимирскую и московскую кафедру только после смерти Алексия, а временно быть митрополитом лишь Малой Руси и Литвы. Но на Москве и после смерти Алексия не хотели Киприана, считая его политическим агентом Литвы. Современные историки единодушно подтверждают версию Преснякова. И действительно, в преемники Алексию великий князь Дмитрий готовил Митяя (Дмитрия), попа дворцовой церкви великокняжеского села Коломенского. Летописи сообщают, что Митяй отличался умом и красноречием, но одновременно большой светской гордыней и тягой к роскоши. Великий князь считал, что Митяй будет его послушным политическим агентом.

Три кандидата на митрополию

В нарушение церковных канонов и к неудовольствию большинства духовенства, великий князь назначил Митяя архимандритом Спасского монастыря. Карамзин, передавая летописные известия, не скрывает, что князь Дмитрий прибег к сильному давлению на уже смертельно больного Алексия с тем, чтобы он дал благословение Митяю как своему преемнику. Алексий своё благословение в итоге дать согласился, но с оговоркой, что Митяй должен быть поставлен на митрополию патриархом.

В 1378 году Алексий, святитель московский, почил, и Митяй, к соблазну духовенства, самовольно возложил на себя белый клобук, после чего отправился в Константинополь на утверждение в сане. Алексий, ещё до согласия на поставление Митяя, желал сделать своим преемником Сергия, но тот не соглашался, ссылаясь на законность поставления Киприана.

В это же время право на митрополию оспаривал суздальский епископ Дионисий, которого летописи называют другом Сергия. Дионисий публично не признал прав Митяя и собирался сам ехать к патриарху на поставление, за что великий князь арестовал его. Но Дионисий выставил поручителем за себя Сергия и, обманув сего святого старца, как утверждают летописи, тоже выехал в Константинополь. По-видимому, он выехал действительно обманув Сергия, так как тот, как мы видели, поддерживал законность сана Киприана и в дальнейшем летописи умалчивают о дружеских отношениях между Сергием и Дионисием.

Итак, на Руси обозначились сразу три кандидата на митрополию, причём одного поддерживал великий князь, другого — Сергий, а третий, очевидно, тоже имел какую-то опору, иначе бы не рискнул на такой шаг.

Оппозиция святого Сергия великому князю имела своим мотивом не поддержку «пролитовского» кандидата, а соблюдение светской властью канонического церковного права и, очевидно, поддерживалась частью светской и духовной знати. Это показывает, насколько далека была тогда форма правления от самодержавия.

Внезапная смерть

По пути в Константинополь Митяй внезапно умер, и тогда его свита решает представить на утверждение патриарху одного из своих членов, архимандрита Пимена, причём подкупом побудила патриарха (место умершего Филофея тогда занял Нил) поставить его на митрополию. Но великий князь отверг такое самовольство, лишил Пимена, по его возвращении, сана и согласился принять в Москве Киприана.

По-видимому, этот поворот во мнении князя Дмитрия произошёл под влиянием святого Сергия. Вероятно, этому способствовала угроза со стороны Мамая. Она заставила великого князя пойти на примирение с авторитетным старцем и принять его мнение по вопросу замещения митрополичьей кафедры. Очевидно, что поездка князя Дмитрия в Троицкую обитель, во время которой князь получил благословение святого Сергия на рать с Мамаем и двух иноков-богатырей — Пересвета и Ослябю — знаменовала собою это примирение.

Правда, стоит отметить, что об этом визите сообщает «Сказание о Мамаевом побоище»; другой же источник о Куликовской битве, «Задонщина», называя иноков по именам, ничего не говорит ни об их происхождении, ни о святом Сергии. Как бы то ни было, Киприан прибывает в Москву, причём историки спорят, произошло это в 1380 или 1381 году, то есть до или после Куликовской битвы.

Но в 1383 году князь Дмитрий снова изгнал Киприана из Москвы и отправил на поставление уже знакомого нам Дионисия, а когда тот, на обратном пути, был захвачен в Литве, освободил Пимена и признал его митрополитом. До самой своей смерти в 1389 году Дмитрий Донской отказывался признать права Киприана и хотел иметь на Москве особого митрополита. Как отмечает Пресняков, письма Киприана к Сергию доказывают, что в Сергии законный митрополит видел поборника своей политики по сохранению единства русской митрополии. Только при сыне Дмитрия, князе Василии I, Киприан был снова принял в Москве, теперь уже безоговорочно.

Очевидно, сепаратные действия Дмитрия Донского не могли найти поддержки со стороны строгого нравом основателя Троицкой обители, почитавшего духовную власть выше светской, а единство Русской Церкви — выше политического господства одного князя. Он до конца оставался в оппозиции к Дмитрию Донскому. Их примирение накануне Куликовской битвы, скорее всего, было кратковременным, вынужденным обстоятельствами.

weekend.rambler.ru

Как нам нужен Сергий Радонежский сегодня

Редактор «Предания» попросил написать что-то красивое про преподобного Сергия Радонежского. Арина Воскресенская вызвалась, но вышло – как вышло. Скорее – горькое.

Что мы знаем о преподобном Сергии? Сразу всплывают в голове фразы и факты из жития – «игумен всей Русской земли», «великий игумен», «основатель главной русской обители», «мальчик, который не мог научиться читать», «сын святых родителей», «благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву»,  «работал наравне со своими братиями», «ел мало», «подвижник», «помогает в учёбе», «мощи находятся в Лавре и там всегда очередь к ним».

Преподобный в моей жизни был, кажется, всегда, с самого детства. В школе я молилась о пятерках и о том, чтобы святой помолился о моем брате, который никак не мог полюбить учёбу. Первым приходом для меня был приход храма во имя преподобного. Лавра – родное место с детства. Мне всегда там спокойно и хорошо.

А в последнее время я замираю во время пения Блаженых на моменте «блажены миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Очень больно отзываются эти вроде бы привычные слова. Очень мало у нас миротворцев. Да и сама я вряд ли из их числа.

Конечно же, преподобный был и кротким, и милостивым, и чистым сердцем, и жаждущим и алчущим правды, и нищим духом, и плачущим, да и изгнанным за правду он был. И награда он уже получил. Он там, у Господа, и молится обо всех нас.

Но он был миротворцем. Как же, как же? А как же благословение на Куликовскую битву? Ну, знаем мы этот факт. Ничего я о нем не хочу говорить. Времена другие, нравы другие, обстоятельства другие.

Но, помимо этого, самого знаменитого исторического факта было и то, что преподобный очень активно мирил враждовавших друг с другом русских князей. Про междоусобные войны все мы знаем со средней школы. Ну что там, Средние века, дела давно минувших дней. Читала я о про них всегда без эмоций. А в последнее время думаю, как же это больно. Брат на брата, дядя на племянника и так далее, и так далее. И сколько крови… Да, другие времена. А кровь – одна и та же. Каждый человек для Господа ценен был в XIV веке не меньше, чем в XXI.

В 1360-х годах началась борьба между двумя братьями – Борисом Константиновичем и Дмитрием Константиновичем за Нижегородское княжество. Пока Дмитрий ждал ярлыка от одного хана, Борис получил его у другого, хотя по завещанию отца ему принадлежал Городец. Сыновья Дмитрия пошли на дядю войной, а сам Дмитрий обратился к Дмитрию (будущему Донскому) за помощью. Тот прислал игумена Сергия. Борис послушал преподобного и сказал: «Судить князей может только Бог». И даже крайняя мера – закрытие всех церквей Нижнего, по благословению московского митрополита, не помогла. Помогла, увы, только сила. К Нижнему пришли полки от Дмитрия Ивановича и тогда Борис вернулся в Городец. Хотя, может быть, и слова преподобного всё же дошли до сердца князя Бориса?….

В 1385 году Дмитрий Иванович опять просит помощи игумена Сергия. Москва борется с Рязанью. Князь Олег Рязанский никак не хочет прекращать кровопролитие. Преподобному уже было 70 лет и он отправляется в Рязань… пешком. Во время Рождественского поста. Не берёт никаких подарков, вообще ничего берёт. Доходит. Долго-долго он говорил с князем Олегом. И убедил! Убедил покориться московскому князю. Кровь рязанский и московский князи больше не проливали.  Кстати, князь Олег тоже прославлен.

Это два самых известных диалога о примирении князей, которые вёл преподобный. Были и другие.

Я подумала, что сейчас, особенно в “Фейсбуке”,  могли бы появиться такие комментарии: «Симфония! Сергий работает на Дмитрия! Никому неинтересны нужды Нижнего и Рязани, Дмитрий хочет прибрать к рукам все княжества. Как же стыдно за нашу Церковь».

Да, но нет. Да – потому что преподобный и правда представлял интересы Москвы. Нет – потому что добивался он прекращения вражды и кровопролития. А значит, в первую очередь это не интересы Москвы, это то самое «миротворчество», это Божие дело.

В нашем XXI веке, несмотря на наши гуманные нравы, очень много кровопролития. К сожалению, между родными тоже. И как нам сейчас не хватает продолжателя дела преподобного тут, на земле. Чьи бы он там интересы ни представлял, лишь бы закончила литься кровь, лишь бы у людей был дом, лишь бы не было вражды….

Блажены миротворцы. Где они сейчас?

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Арина Воскресенская

  Журналист и редактор. Была шеф-редактором портала «Православие и мир», автором в разных православных СМ

blog.predanie.ru


Смотрите также