С праздником воздвижение честного и животворящего креста господня


Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Исполненный благодарности за спасение, он первым из римских императоров принял христианство, отменил казнь через распятие на кресте, прекратил гонения на христиан и взял их под свое покровительство.

Мать Константина Великого, также христианка, очень сокрушалась о том, что величайшие христианские святыни, в том числе и крест, утеряны. В 70 г. от Р. Х. Иерусалим был разрушен, многие священные места были осквернены и засыпаны мусором и развалинами. Немало способствовали этому язычники, которые, по свидетельству историка Евсевия, изменили вид местности Голгофы и святого Гроба.

Римский император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город, засыпал гроб Господень землей и поставил над ним идола, а на месте, где Христос был распят, выстроил храм богине Венере. Казалось бы, христиане должны были потерять из вида священные места, но насыпи и идольские сооружения прочно их отмечали и, вопреки целям нечестивцев, делали их забвение невозможным.

И вот, в 326 году восьмидесятилетняя царица отправилась в Иерусалим, чтобы посетить места, связанные с жизнью Спасителя. С трудом нашли место казни Христа, а когда, разрушив построенный на нем языческий храм Венеры, начали раскопки, то обрели целых три креста. На каком из них был распят Христос?

Иерусалимский патриарх Макарий, помогавший царице в поисках, предложил испытание. На место обретения крестов принесли находившуюся при смерти женщину, присутствовавшие вознесли молитвы, чтобы через ее исцеление был указан Крест Господень, и стали по очереди прилагать к ней кресты. И после прикосновения к третьему больная исцелилась! Елена и все бывшие с ней поклонились и поцеловали Крест. Но народу вокруг собралось очень много, и чтобы поклониться честному древу Христова Креста могли все, патриарх Макарий встал на высоком месте и поднимал (воздвигал) Крест, показывая его народу. Люди поклонялись Кресту, восклицая: "Господи, помилуй!" Так возник праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а мир вновь обрел свою величайшую святыню.

Многие знают слова Христа: "Возьми крест свой и следуй за мной".

Когда-то "следовать за Христом" значило физически быть рядом с Ним, ходить по тем же дорогам, исполнять Его поручения, слушать Его проповедь; теперь следовать за Христом - значит научиться из Евангелия, как жить. Пойдя таким путем, мы пройдем через умирание. Многое в нас, что нам кажется живым, должно исчезнуть ради того, чтобы водворилась Жизнь.

"Возьми свой крест". Крест - это служение, а не просто труды, печали и болезни. Труды, и печали, и болезни бывают и у животных. Но крест несет только сознательный человек, который трудится ради ближнего и своей души.

Вглядимся еще раз в распятие. Бога страдающего, уязвимого, умирающего выдумать невозможно. Но только так могло совершиться спасение человечества: не грозный, карающий Бог - не Бог, требующий компенсацию за оскорбление, нанесенное ему несчастным, страдающим человечеством, а Бог, из любви к миру добровольно соучаствующий в его страдании, берущий его на Себя и тем вливающий в мир спасительную божественную силу любви.

В этом и состоит путь креста - путь, которым идут все прославленные и все безымянные святые и который есть выражение парадоксальной правды христианства.

О посте в Праздник Воздвижения: известно из примеров святых, что они имели обычай готовиться к великим праздникам, проводя это время в посте.

В праздник Крестовоздвижения в кафедральных соборах совершается чин Воздвижения Креста: происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т. е. совершил его воздвижение - по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: "Господи помилуй!" И по чину священник или епископ 5 раз при пении "Господи помилуй" совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".

Песнопения праздника Воздвижения Креста - одни из самых красивых и мелодичный церковных песнопений.

День Воздвижения Креста Господня - день строгого поста.

ria.ru

Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для нас же Крест Христов – божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо – «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори» и мы – «земнии обожихомся» и «вси к Богу привлекохомся». Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу»!

По словам одного великого отца Церкви, «Крест – глава нашего спасения; Крест – причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест – «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» – нашего Спасителя1.

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.

Теперь крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.

Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Петр. 2:24), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, – воспевает сегодня Церковь, – Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, – нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.

Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными»2. Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников и друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя – Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа3. Взятие и разрушение Иерусалима Титом4 в значительной степени изменили многие места города, – могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий свидетельствует, что враги христиан – язычники – принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви5. Другие историки6 свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117–138 гг. по Р.Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Так разрушает Господь «советы нечестивых» и самое зло людское обращает к благу Церкви своей!

Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. В 312 г. Константин воевал против жестокого Максентия, воцарившегося в Риме, преследовавшего и убивавшего христиан, проводившего нечестивую жизнь. По словам тогдашнего историка (Евсевия), Максентий, готовясь к борьбе с Константином, прибегал к разным волшебствам и суеверным обрядам; Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи над врагом, а потому размышлял о том, какому Богу он должен молиться об этой помощи. В эту тяжелую минуту вспомнил Константин о том, что его отец Констанций, оказывавший покровительство христианам, пользовался благосостоянием, тогда как гонители христиан имели бедственную кончину, – и потому решился обратиться с молитвой к Богу Констанция, единому, верховному Существу. И вот, когда он отдался усердной молитве, то около полудня увидел на небе лучезарный крест, сиявший сильнее солнечного света, с надписью на нем: «сим победиши». Это чудесное знамение видели и воины, среди которых был полководец Артемий, впоследствии замученный (при Юлиане Отступнике) за Христа. Пораженный необычайным небесным видением, Константин впал в глубокий сон, и во сне явился ему сам Спаситель, опять показал ему то же знамение креста, повелел ему употреблять изображение креста, как знамя в войсках, и обещал ему победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин повелел сделать Крест Господень, по подобию виденного им знамения, из драгоценных камней, а также начертать изображение креста на знаменах, на оружии, шлемах и щитах воинов. С тех пор войска Константина совершали походы, имея своим знамением крест, соединенный с первыми буквами имени Спасителя. В битве на Мельвийском мосту (через Тибр) Константин одержал блестящую победу над Максентием (28 окт. 812 г.). Сам Максентий утонул с множеством своих воинов в реке, а Константин победоносно вошел в Рим. После этого он воздвиг в Риме статую себе, державшую в правой руке крест, а в надписи на статуе победа над Максентием приписывалась «спасительному знамению» креста. Также в войне с византийцами и скифами еще дважды Константин видел на небе чудесное знамение креста, которое возвестило ему победу над врагами.

Легко понять, каким благоговением к Кресту Господню было преисполнено после этих событий сердце христолюбивого царя Константина. И вот этот император, «не без внушения свыше, но побуждаемый Духом самого Спасителя» решил не только отыскать честное древо

Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания» – построить над ним храм7. Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенной ревностью по вере Христовой. В 326 г. Елена отправилась в святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.

По преданию8, в деле обретения Честного Креста Господня оказал помощь один еврей, по имени Иуда. К евреям, жившим в Иерусалиме, царица Елена обратилась с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Они отказались сделать это, ссылаясь на свое незнание, и только после угроз царицы мучениями и смертью указали на некоего старца Иуду как могущего указать царице это место. Но и Иуда долго не соглашался исполнить требование царицы и только после истязаний привел ее к тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и воскресения, а также Лобное место – место распятия Христа. Чудесное благоухание указало рывшим землю и присутствовавшим эти места. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя.

Однако теперь она лежала отдельно от крестов, и поэтому не было возможности узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель. Велика была радость царицы Елены и патриарха, когда они увидели священнейшие для христианина места и предметы. Но для полноты этой радости не доставало знания, какому из трех крестов воздать благоговейное поклонение, как Кресту нашего Спасителя. Тогда патриарх Макарий предложил произвести испытание: была принесена на место обретения крестов одна находившаяся при смерти женщина; присутствовавшие, с Макарием во главе, вознесли молитвы, чтобы Крест Христов был указан через исцеление этой женщины, – и после этого сначала два креста без успеха были приложены к болящей, а при прикосновении третьего совершилось исцеление больной9. В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал – воздвизал св. Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие обретения Честного Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе с многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. Сам Константин впоследствии в послании к Иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: «нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло»10. Святая царица Елена, при могущественном содействии своего сына царя Константина, начала строить в Иерусалиме и по всей Палестине храмы на местах, освященных событиями из жизни Спасителя. И прежде всего было, по воле царицы и царя, положено основание и приступлено к постройке на месте Гроба Господня и обретения св. Креста церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, освящение которой было совершено 13 сентября 335 г.11 Потом благочестивая царица приказала соорудить храм в Гефсимании на месте, где находился гроб Пресвятой Богородицы, во имя Ее успения и, кроме того, восемнадцать церквей в разных местах святой земли.

Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле12. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею»13.

Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений14.

И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV в. (Сильвией, или Етерией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками. «На Голгофе, – говорится в этом описании, – за Крестом, т.е. за храмом в честь св. Креста, еще до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится святое древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения»15. Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными16. В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602–610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан – честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IХ в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными17. Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в своем объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу св. древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку, titulus, которая была прибита над головой Спасителя и после найдена св. Еленой лежащей отдельно от Креста.

И ныне, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ его – перед нами в храме и на нас – на нашей груди, в наших жилищах.

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (стихира самогл.).

azbyka.ru

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября 2019 года

27 сентября состоится важный для православных христиан праздник — Воздвижение Креста Господня. Об этом дне необходимо помнить, чтобы провести его согласно заветам церкви.

Воздвижение в 2019 году отмечается 27 сентября. Впрочем, дата эта год от года не сдвигается в календаре, в отличие от некоторых других церковных празднеств.

Воздвижение относится к числу двунадесятых праздников — это 12 важнейших для православного мира событий, отмечаемых церковью. Их даты не меняются. Это празднество посвящено обретению, пожалуй, одной из самых значимых для всего христианского (не только православного, но и католического) мира реликвий: Креста, на котором был распят Христос.

Название праздника объясняется просто: в восточной, православной, церкви есть традиция на этот праздник выносить к прихожанам на службу и ритуально устанавливать крест — то есть, воздвигать его. Отсюда и наименование. Обычай этот очень древний: он относится к 4 веку нашей эры.

Как отмечать Воздвижение в 2019 году

Основные правила остаются неизменными — в такой день нельзя злиться, ругаться, сквернословить или злоупотреблять вредными привычками. Необходимо быть в мире и согласии с близкими и коллегами. 27 сентября в 2019 году выпадает на пятницу, многие будут трудиться, завершая рабочую неделю; в такой ситуации возможны стрессы, ссоры, разногласия — их нужно по возможности гасить, приводить спорящих к компромиссу, искать варианты, которые всех устроят. Также и дома — всем домочадцам важно почитать старших, не обижать младших и заботиться друг о друге.

По возможности стоит сходить на службу в храм, чтобы застать вынос креста. Воцерковленным людям в этот день предписывается строгий пост — нельзя употреблять в качестве еды всю животную пищу.

Молитвы в этот день тоже следует вспомнить. Начать можно с «Отче наш» — это главная христианская молитва. Читать ее нужно, настроившись на общение с Богом, не между делом и не в суетных мыслях. Еще одна важная молитва для 27 сентября — «Символ Веры».

Если вы хотите больше узнать о правилах и традициях этого дня, редакция сайта dailyhoro.ru подготовила для вас публикацию о том, что можно и что нельзя делать на Воздвижение. Желаем вам благополучия и счастья в этот важный и торжественный день. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Один из двунадесятых праздников, отмечаемых православными людьми в сентябре, называется Воздвижение Честного Креста Господня. Он празднуется в один и тот же день каждый год – 27 сентября. В этот день всегда бывает строгий пост, несмотря на то, что это – большой праздник, в память крестных страданий Господа Иисуса Христа. Какое событие лежит в основе праздника?

История появления праздника Воздвижения Креста

Святой царь Константин, который правил Римским государством в четвертом веке Нашей эры, был верующим человеком. Он задумал найти тот самый крест, на котором пострадал Христос. Для этого он попросил свою мать, святую Елену отправиться в Иерусалим с целью найти и привезти эту святыню.

В 326 году царица поехала в Святой город. Она нашла гору Голгофу, где был распят Христос. На этом месте стояли развалины языческого капища. Елена велела раскопать это место, и были найдены три креста, гвозди и табличка, на которой была надпись вины Иисуса Христа: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Но какой именно из трех крестов был тот самый, на котором распялся Христос?

По одному из нескольких преданий, царица решила определить это опытным путем. Неподалеку проходило погребальное шествие. Елена приказала остановить его и прикладывать кресты по очереди к покойнику. При прикосновении одного из крестов, умерший воскрес.

Так всем стало понятно, что именно на этом кресте и умер Христос. Все присутствующие исполнились великой радости. Но не всем был виден крест из-за многочисленной толпы. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий встал на возвышенном месте, стал поднимать его высоко, чтобы все увидели его. И весь народ стал восклицать: «Господи помилуй!».

Отсюда и пошел обычай отмечать этот день. Сначала праздник приходился на второй день по Пасхе. Но когда был освящен храм Воскресения Христова, то праздник Воздвижение Креста перенесли на этот день – 13 сентября по старому стилю.

В седьмом веке Персидский царь напал на Иерусалим и захватил святыню. Четырнадцать лет Животворящий Крест находился в Персии, но в 628 году после заключения мира между государствами Крест возвратился в Иерусалим.

О дальнейшее судьбе святыни существуют различные версии. По одной из них крест пропал во время крестового похода в тринадцатом веке, а по другой святыню раздробили на мелкие кусочки и отправили в разные страны.

Особенности богослужения

Праздник имеет один день предпразднества и семь попразднества.  Этот день совершается поклонение кресту, подобно тому, что проходит на третьей седмице Великого поста. Совершаются три земных поклона под пение «Кресту Твоему поклоняемся Владыко». Все дни попразднества крест, украшенный цветами, лежит посередине храма на аналое. К нему можно подойти и приложиться после трёх земных поклонов.

Накануне служится всенощное бдение, во время которого крест и выносится священнослужителями на середину храма (перед всенощной крест переносят на престол с жертвенника). Происходит это во время пения Святый Боже на Великом славословии.

В соборах совершается чин вознесения креста с участием архиерея. В это время он берёт крест, поворачивается лицом к народу, осеняет предстоящих людей крестом, а затем совершает с ним земной поклон медленно, держа его над головой. В это время крест поливается двумя священниками водой с благоуханным маслом. Затем поднимает крест высоко над головой. Хор в это время поет «Господи помилуй» сорок раз. Это повторяется пять раз.

Потом священнослужители поют «Кресту Твоему» трижды, хор повторяет тоже трижды. Совершается каждение креста с пением праздничного тропаря «Спаси Господи люди Твоя». Затем читаются две обычные ектении, великая и просительная и отпуст. Помазание освященным маслом прихожан в этот день совершается после выноса креста.

На всенощной служится лития с освещением хлебов и вина. После «Бог Господь» звучит трижды тропарь праздника.

После полиелея поется величание Кресту. Затем антифон четвертого гласа. Катавасия поется «Крест начертав». «Честнейшую» после восьмой песни не звучит, а вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поются антифоны праздника. Вместо «Достойно есть» звучит задостойник «Таин еси».

В этот день пост очень строгий, нельзя даже вкушать рыбу. В этот день также отмечается праздник в честь святого Иоанна Златоуста.

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня

pravlife.ru

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Справка

Часть креста Елена отправила в Константинополь, а основная его часть была помещена в главной церкви Иерусалима. Над пещерой Гроба Господня был построен храм Воскресения Христова, в который перенесли святыню. Чтобы дать возможность многочисленным паломникам увидеть крест Господень, епископ Иерусалимский Макарий поднимал, или "воздвигал" его над головами молящихся, и от этого поднятия – "воздвижения" ‑ и произошло название праздника.

Праздник Воздвижения празднуется 27 сентября в память об освящении храма Воскресения, которое было совершено в 335 году.

В праздник Крестовоздвижения в кафедральных соборах совершается чин Воздвижения Креста: священник или епископ 5 раз при пении "Господи помилуй" совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".

Песнопения праздника Воздвижения Креста ‑ одни из самых красивых и мелодичных.

Для христиан крест является символом искупительной жертвы Иисуса Христа. Отмечая этот праздник, христиане проникаются сознанием, что они чтят этот символ, принимая обет смиренно нести "свой крест", целиком полагаясь на волю Божию.

Поскольку крест символизирует страдание, в праздник Воздвижения соблюдается строгий пост.

По народным обычаям этот день также связывался с "движением" природы — постепенным переходом осени в зиму: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает", "Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет", "Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся", "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится".

Воздвижение было также началом капустенских вечерок: "Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора", "Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло", "На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца". Во многих местностях России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом, поздравляя хозяев с началом капусток. Гостей угощали пирогами с капустой. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой" — говорит русская пословица.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня

27 сентября (по новому стилю) Православная Церковь торжествует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот двунадесятый (один из двенадцати великих) Господский (посвященный Господу Спасителю) праздник.

Однако, события, приведшие к его появлению, произошли несколькими веками позже Крестной Жертвы Христа. Животворящий Крест Нет нужды объяснять, насколько важным, исполненным святого смысла становится для каждого христианина крест — отображение Креста Господня, на котором Бог расстался с жизнью в страшных мучениях, дабы встретиться со смертью и победить ее.

Нательный крест, крестное знамение, кресты на куполах храмов и внутри церквей… Если мы будем знать только о Кресте, помнить о смерти Господа, ради нашего спасения — это уже станет прочным основанием, на котором будет возводиться здание веры.

Иисус Христос, пройдя земной путь, оставил людям множество святынь. Но Крест, на котором Он пострадал — величайшая. «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира!

Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» из творения «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» преподобного Феодора Студита Особым богослужебным событием праздника Воздвижения становится поклонение Кресту. Оно совершается во время Всенощного бдения в канун торжества (то есть, 26 сентября — почему богослужебный день начинается вечером предыдущих суток читайте в этой статье). Священник выносит Крест, осеняя Им стороны света (восток, запад, юг, север и вновь — восток). Затем верующие прикладываются к святыне.

Содержание статьи

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня- песнопения Праздника(видео)

В это время поется тропарь:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Собственно, это действие — поднятие Креста — и называется воздви́жением. Святыня воздвигается над миром, над склонившимися людьми. Это имеет, в первую очередь, духовное значение — Крест главенствует, является ориентиром для спасения, распространяет благодать. Вместе с тем, его воздвигают и для того, чтобы все собравшиеся видели святыню, что напоминает нам о событиях, происходивших 18 столетий назад…

Приметы праздника Воздвижение

История праздника

В начале VI века император Константин Великий сам еще не был христианином. Но вполне лояльно относился к христианам, тем более, что во Христа веровала и его мать — Елена. Это он в 313 году издал Миланский эдикт, придавший христианству статус законной религии, которую можно исповедовать открыто и свободно. В это время он сражался с владыкой римской части империи — Ликинием (или Лицинием). Перед решающим сражением Константин удостоился видения Креста и слышал слова:

«Сим победиши!» — Император повелел украсить изображением креста доспехи воинов, знамена, перед его войском несли большой драгоценный крест. Так, одержав победу в 324 году, Константин подчинил себе всю территорию империи.

Вскоре было решено, что мать Константина отправится в Иерусалим, чтобы разыскать подлинный Крест Господень. И в 326 году императрица прибыла во святую землю. Есть несколько сюжетов, повествующих о ее поисках святыни. Все они сводятся к тому, что на месте Голгофы находилось языческое капище (храм Венеры), под которым обнаружилась пещера, забитая разным сором. Капище разрушили, а в пещере нашли три больших деревянных креста, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (именно такое надписание мы видим теперь на изображениях креста в Православных церквях).

Оставалось определить, какой крест является орудием казни Спасителя. При большом стечении народа к каждому из крестов подносили болящего — прикоснувшись к святыне, страждущий получил исцеление (есть, также, предание, что в это время мимо проходила погребальная процессия и умерший, которого поднесли к Кресту, ожил). Получив явное свидетельство чрезвычайной благодати, исходившей от одного из найденных крестов, Иерусалимский епископ Макарий воздвиг (поставил вертикально) святыню перед народом. Люди пали ниц с возгласом «Господи, помилуй!».

На месте обретения Креста Господня начали строительство храма Воскресения Христова. С датой его освящения (14 сентября по старому стилю и 27 сентября — по новому) связан и день празднования Воздвижения. Но мы вспоминаем не только обретение святыни в 326 году. Три столетия спустя, в 614 году персы захватили Иерусалим и увезли Крест Господень вместе с Патриархом Захарией. Пленника и Честное Древо возвратил в Иерусалим император Ираклий (по разным данным это произошло от 624 до 631 гг). Сегодня Животворящий Крест разделен на частицы, хранящиеся в разных уголках мира.

Император Константин Великий прославлен не только дарованием свободы и прав христианам, не только инициативой к обретению Честных Древ, но и организацией Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. Сам он принял святое Крещение лишь в конце жизни. Православная Церковь почитает Константина, вместе с его матерью, как святых и равноапостольных.

Молитвы Воздвижения

С ПРАЗДНИКОМ ВАС,ДОРОГИЕ МОИ!!!

charovni.ru

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - профессор Михаил Николаевич Скабалланович

профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Содержание

Вступление

Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк) Голгофа и храм Гроба Господня в Иерусалиме Служба Воздвижению Честного Креста Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие Стихира после Евангелия Канон Песнь 1-я Песнь 3-я Седален по 3-й песни Песнь 4-я Песнь 5-я Песнь 6-я Кондак и икос Песнь 7-я Песнь 8-я Песнь 9-я Другая песнь 9-я Светильны Стихиры на хвалитех Вынос и воздвижение креста Стихиры на поклонение кресту Литургия Антифоны Входное Прокимен Апостол Аллилуарий Евангелие Задостойник Причастен Богослужебные особенности праздника Воздвижения Святоотеческие чтения на службе О напевах на службе Воздвижения Честного Креста Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов Служба предпразднства, 13 сентября Канон, творение Иосифа (песнописец IX в.) Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Из службы 19 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Таблица гласов и подобнов в службе пре- и попразднства Воздвижения История праздника Значение праздника Приложение. Служба праздника у католиков Гимны Респонсории и антифоны Молитвы Псалмы Чтения На Литургии  
 
Вступление

Михаил Николаевич Скабалланович (1871–1931) – выдающийся православный богослов, исследователь и популяризатор литургики (науки о богослужении) и экзегетики (толкования Священного Писания), преподаватель Киевской Духовной Академии. В советские годы преподавал в Киевском университете и работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской ссылке.

В своей магистерской работе (1905 г.) он истолковывает первую главу пророка Иезекииля, один из самых загадочных и мистических текстов Библии. В обширном труде «Толковый Типикон» раскрывается история и смысл богослужебного устава Православной иеркви. В 1915–16 гг. ученый публикует популярные очерки о церковных праздниках, один из которых мы предлагаем Вашему вниманию.

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

В книгах серии «Христианские праздники» их автор – профессор Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович (1871–1931 гг.) рассматривает каждый из двунадесятых праздников с разных сторон: он излагает историю празднуемого события, приводит текст богослужения праздника на церковнославянском и русском языках, рассматривает историю этого богослужения и сравнивает его с практикой других Церквей. Книги этой серии являются незаменимым пособием для пастырей, студентов духовных школ и всех христиан, интересующихся смыслом и историей православного богослужения.

Вам может быть интересно:

azbyka.ru

С Праздником ‘’Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня’’. — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

27 сентября 2017 года. Православная Церковь торжественно отмечает двунадесятый праздник ‘’Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня’’.
Этот великий праздник связан с историческим событием, которое произошло в IV в. н. э.
Римской императрицей и равноапостольной Еленой, матерью равноапостольного императора Константина, который положил конец гонениям на христиан, в Иерусалиме было найдено древо креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. После того, как с помощью чуда на месте находки был распознан именно тот самый крест (ибо их было найдено три, а табличка, которую сделал Понтий Пилат лежала отдельно), патриарх Иерусалимский Макарий, пред огромной толпой народа, стоявшей на том месте высоко воздвиг его, чтобы он был виден всем.
Но пусть дорогой читатель не подумает, что только к воспоминанию этого исторического события призывает нас Церковь, предлагая особым образом почтить в этот день крест Христов! В этот день Церковь предлагает нам взирая на крест видимый, перенести наши сердечные очи на Голгофу, к подвигу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, который Он совершил ради нас.
Что же это за подвиг? Это подвиг любви, о которой Сам Господь Иисус Христос в разговоре с Никодимом поведал: ‘’ Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную’’ (Ин.3:16)
Так же, очень хорошо и понятно о смысле почитания креста и любви Божией, писал Игумен Никон (Воробьев): ‘’ Крест должен напоминать всем, что Господь и Бог наш сделал все возможное ради спасения человеков. Самое невероятное, самое невозможное, превосходящее разумение не только человеков, но и Ангелов, соделано Господом ради нашего спасения.
   Покинуть небо, принять образ раба, учить людей и словом, и примером, звать всех без исключения, самых отчаянных грешников, и принять всех за одно лишь искреннее раскаяние – все это показатели любви Божественной, любви превосходящей наше постижение, наше разумение’’.
Итак, дорогие братия и сёстры, усвоим себе то что крест видимый, должен служить для нас тем орудием, которое должно помочь начертать его образ в наших сердцах. ‘’Ибо от избытка сердца говорят уста’’ (Мф. 12:34). Чтобы мы непрестанно помышляли о любви Иисуса Христа к нам, чтобы мы, как святой апостол Павел смогли с уверенностью произносить: ‘’ А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14). Аминь.
Автор: Сытник А.А.

azbyka.ru

Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Верующие вспоминают обретение и воздвижение царицей Еленой и патриархом Макарием Креста, на котором был распят Господь

В воскресенье 27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день верующие вспоминают обретение и воздвижение равноапостольной царицей Еленой и патриархом Иерусалимским Макарием Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос и который впоследствии стал одним из главных символов христианства.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 – 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Святой равноапостольный Константин Великий (306 – 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан прекратились.

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить.

Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Честному Древу.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

www.pravmir.ru

Воздвижение Господне: история, приметы и обычаи

27 сентября православные христиане отмечают Воздвижение Господне, или Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот церковный праздник установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова.

Его относят к одному из двенадцати важных торжеств. В этот день принято соблюдать строгий пост, разрешено пить только вино и есть растительное масло.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Равноапостольный император Константин увидел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Найти его послал Елену, свою мать.

Для чего она сначала прибыла в Иерусалим, где и был закопан Крест, помог ей в этом Иуда – он подсказал, что это место находится, где построен языческий храм, раннее там была пещера, которую забросали мусором. Елена тут же приказала его срочно разрушить, в пещере было найдено три креста.

Для того чтобы узнать среди них настоящий, она сначала поднесла первый к женщине при смерти, но ничего не произошло, затем второй – результат тот же, но после прикладывания третьего к больной, – она выздоровела. Как раз в это время мимо дома излеченной шла похоронная процессия, и Елена решила снова проверить силу Креста: возложила опять все три креста, но только после последнего мертвый ожил.

Царица совершила поклонение Кресту и поцеловала его, а после нее то же самое проделал патриарх Макарий и все остальные присутствующие. И ни у кого не осталось сомнения в том, что перед ними – тот самый Честной и Животворящий Крест, на котором принял свои муки Иисус.

Приметы и обряды на праздник 27 сентября

Этот день знаменателен мистическими событиями, поэтому люди тщательнейшим образом следили за всем, что происходит 27 сентября.

Для защиты дома от невзгод в этот день над входной дверью рисовали углем, мелом или кровью животных крест, а также вырезали его из дерева и вешали на ветках ивы. Чтобы нечистая сила не навредила домашним животным, делали маленькие крестики из дуба и клали их в сараи и ясли, где находились любимцы. Деревянный крест можно было заменить рябиновыми ветками, сложенными крестом. Дуб и рябина выбирались неспроста – считалось, что они могут отпугивать нечисть.

Было поверье, что если в этот день человек или животное в чем-то провинится, то будут наказаны: так того, кто не соблюдет строгий пост или будет буйствовать (например, петухи подерутся или змея укусит), ждут болезни или даже смерти.

В этот день медведь обустраивает берлогу, поэтому в лес лучше не ходить, чтобы ему не мешать. Была и еще одна причина, почему сегодня не стоит посещать лес – леший занимается подсчетом зверей в своем владении, и может посчитать и человека, зашедшего к нему, а значит больше не выпустит – очень часто на Воздвижение многие блудили в лесу и не могли из него выйти.

Увидеть в праздник Воздвижения Господня улетающих в теплые края птиц – к большому счастью.

Существовала такая примета, что 27 сентября нужно убирать в доме, так как вместе с мусором из дома и нечисть выметается и вымывается. После уборки обязательно каждый дом перекрестить три раза деревянным крестиком или рябиновыми ветками.

Ребенок, рожденный в этот день, будет всегда под защитой не только своего ангела-хранителя, но и под самим Господом. На Воздвижение ни в коем случае нельзя жениться, так как брак будет коротким и несчастным.

На Воздвижение Животворящего Креста Господня нужно обязательно заходить в церковь, неся за собой рябиновые ветки, при выходе ими нужно сначала дважды хлопнуть по плечам, начиная с правого, а затем один раз – по макушке, чтобы все плохое ушло. Дома их положить возле иконы. Пусть там лежат до Покрова.

Плохая примета – плакать 27 сентября, так как это один из немногих церковных праздников, когда люди должны радоваться, ведь Воздвижение Креста Господня – великий день.

По материалам журнала "Прекрасная половина"

www.ap22.ru

поздравления с праздником Воздвижение 2019

Редакция ХОЧУ продолжает традицию публикации важных дат церковного календаря, ввиду повышенного спроса у наших читателей. В этот раз мы приготовили информацию о том, какого числа Воздвижение Креста Господня в 2019 году. В нашем материале вы найдете информацию про православный праздник Воздвижение Креста Господня, а также актуальные поздравления с праздником Воздвижения Креста Господня.

Церковный календарь сентября богат на важные двунадесятые религиозные праздники. Одной из таких дат, которые очень почитаются верующими, является Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ранее мы уже писали о том, что надо знать про праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня, но хочется отдельно напомнить про дату праздника.

Читайте далее о то, когда праздник Воздвижение Креста Господня 2019.

27 сентября — праздник Воздвижения Креста Господня

Воздвижение Креста Господня в 208 году дата известна. Итак, 27 сентября — Воздвижение Креста Господня, когда чтят память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, места Распятия Иисуса Христа. По этому поводу рекомендуем сохранить поздравление Воздвижение Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня: картинки, поздравления


Воздвижение Животворящего Креста Господня 27 сентября располагает к тому, чтобы в этот день заняться духовными поисками, а также делиться важной информацией с близкими. Поэтому записывайте поздравления с праздником.

***
Животворящего Креста Господня
Святое Воздвижение сегодня.
Нам Божий Крест всегда по жизни помогает,
От бед и от болезней нас спасает!

С Воздвижением вас я поздравляю,
От всей души спасенья вам желаю.
С любовью к Богу на земле живите,
Не сейте зла, а лишь добро творите!

***
Животворящий Крест Господень
Благослословенье нам несет.
Кто верует, тот и свободен,
Его Господь всегда спасет.

Тебе желаю силы духа
Сегодня, в праздник, в день любой,
И веры не для показухи,
Пусть будет Бог всегда с тобой!

***
Вас с Воздвижением поздравить
От души сейчас хочу.
Пусть Господь всегда поможет,
Все пусть будет по плечу.

Не теряйте веры в сердце,
Ведь она всегда спасет.
Искренняя пусть молитва
Облегчение принесет.

Попросите в праздник славный
Избавления от бед,
И услышите душою
Вы на свой вопрос ответ.

***
Иисуса на Кресте враги распяли,
Крест кровь его и боль в себя впитал,
И силою божественной святою
Крестом Животворящим Честным стал.

Всех христиан сегодня поздравляю
С Воздвижением Креста Господня,
Желаю, чтобы испытания свои
По жизни с верой мы прошли достойно.

Чтоб Крест Животворящий нас берег,
Спасением стал в минуты нам лихие,
Крест на груди, а в сердце нашем Бог
И рядом с ним Апостолы Святые.

***
Был в этот день воздвигнут Крест Святой!
Пусть будет он для нас с тобой
Защитой, оберегом, талисманом,
Не даст в обиду колдунам, шаманам.

Убережёт от горя и напастей,
Побольше принесёт нам счастья.
Давай помолимся мы в этот день святой,
Запомни навсегда, Господь и я с тобой.

Читать также Церковный новый год 14 сентября: что надо знать про новолетие

Также читайте, что дарить педагогу на День учителя.

Фото: открытые источники в Сети

 

воздвижение животворящего креста господня 27 сентября

Материалы по теме:

hochu.ua


Смотрите также