Праздник новолетие сегодня


Новолетие — Википедия

Новолетие

Летапреложение (Новый индикт или новое лето). Икона XVI-XVII века. Россия. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Тип христианский
Установлен в честь начала Нового церковного года
Дата 1 сентября (14 сентября) — в Православной церкви
Празднование богослужение

Новоле́тие (новогодие[1], др.-греч. Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου) — праздник в Православной церкви, совершаемый 1 сентября (14 сентября), посвящённый наступлению Нового года (Нового лета от Сотворения мира) в богослужебном церковном календаре, в этот день православные христиане просят Бога о даровании благословения на новый, начавшийся год.

История праздника связана с правителями Римской империи. Для сбора налогов императоры установили определённый период в несколько лет: индикт (лат. indiction от лат. indico — назначать цену, оценивать), в конце которого объявляли и собирали подать за это время с населения. В зависимости от урожаев за эти годы и иных причин подать была различная. Император Октавиан Август для сбора подати и начала нового индикта назначил определенное число, день своего рождения — 23 сентября, этого числа придерживались и последующие императоры. Индикт мог быть различным в зависимости от воли императора, от 5 до 15 лет. В 314 году период индикта был регламентирован — 15 лет. Через каждые 15 лет совершался сбор налогов с населения. Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. С 1 сентября начинался новый индикт. Годы в индикте стали называть: первый год индикта, второй год индикта, и т. д. Затем этимология изменилась и стали употреблять выражения: первый индикт, второй индикт…. по отношению к каждому году. В 537 году император Юстиниан I издал 47-ю новеллу и ввел единообразие в летоисчислении; согласно документу, новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления[2][3]. То есть этой новеллой Юстиниан на государственном уровне узаконил новый год — 1 сентября в империи. В дальнейшем значение слова «индикт» у греков претерпело изменение: «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» — это «новое лето» или «новолетие» на славянском, по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие — 1 сентября — было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год.

Новолетие; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Начиная с VI века богослужение Новолетия (вечерня, утреня, литургия) постепенно обогатилось песнопениями (стихирами, тропарями, кондаками, канонами) и своими уставными особенными чтениями (паремиями, апостольским и евангельским чтениями), которые, согласно Типикону, являются неотъемлемой частью этого праздника в Православной церкви до настоящего времени.

После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта[4], то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.

О праздновании Новолетия в Москве в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино писал:

Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни[5].

Начиная с 1700 года (7208 год от сотворения мира) царь Пётр I в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали. Однако церковное Новолетие не исчезло, богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными; и в Православной церкви все годы, включая Советский период (уже с новым календарём), именно в этот день православные христиане Русской православной церкви просят Христа Бога благословить новое лето. 25 декабря 2019 года на собрании староверов России во главе с Александр Довгань,было принято решение внести в Гос думу законопроект который закрепит Новолетье,какофициальный государственный праздник.

Православная церковь[править | править код]

В Русской православной церкви Новолетие относится к числу средних праздников. Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Начало́ индикта́, е́же есть но́ваго ле́та (др.-греч. Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου, ἤτοι τοῦ νέου Ἔτους), другое древнее славянское название праздника, известное по иконографии Летапреложе́ние. В этот же день совершается память Симеона Столпника и матери его Марфы; и память дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их, поэтому богослужение является соединением трёх служб. Накануне праздника вечером служится великая вечерня, на которой читается паремия: книга пророка Исайи (Ис. 61:1-9), по причине того, что в этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Луки, вошел в синагогу в городе Назарете и прочитал это место перед молящимися. Слова из данного пророчества: «нарещи́ лѣ́то Госпóдне прія́тно», по мнению Церкви относятся к Новолетию. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Германом, Андреем Пирским; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника. На литургии перед указанным выше 13-м зачалом Евангелия от Луки (Лк. 4:16-22) читается апостольское чтение (258-е зачало) с назиданием об усердной молитвы за всех представителей государственной власти (какими бы они ни были):

Ча́до Тимофе́е, молю́ пре́жде всех твори́ти моли́твы, моле́ния, проше́ния, благодаре́ния за вся челове́ки: за царя́ и за вся, и́же во вла́сти суть: да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Сие́ бо добро́ и прия́тно пред Спаси́телем на́шим Бо́гом, И́же всем челове́ком хо́щет спасти́ся и в ра́зум И́стины приити́. Еди́н бо есть Бог, и еди́н хода́тай Бо́га и челове́ков, челове́к Христо́с Иису́с: Да́вый Себе́ избавле́ние за всех, Ему́же честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь, кондак на Новолетие.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 2 (Ἦχος β) Ὁ πάσης δημιουργὸς τῆς κτίσεως, ὁ καιροὺς καὶ χρόνους ἐν τῇ ἰδίᾳ ἐξουσίᾳ θέμενος, εὐλόγησον τὸν στέφανον τοῦ ἐνιαυτοῦ τῆς χρηστότητός σου Κύριε, φυλάττων ἐν εἰρήνῃ τοὺς Βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, καὶ σῶσον ἡμᾶς. Всея́ тва́ри Соде́телю, времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ ве́нец ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Тво́й моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны. Всех творений Создатель, время и годы во Своей власти положивый, благослови (новый) год благостью Твоею, Господи, сохраняя в мире люди и город Твой молитвами Богородицы и спаси нас.
Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β) Τὰ ἄνω ζητῶν, τοῖς κάτω συναπτόμενος, καὶ ἅρμα πυρός, τὸν στῦλον ἐργασάμενος, δι᾿ αὐτοῦ συνόμιλος, τῶν Αγγέλων γέγονας Ὅσιε, σὺν αὐτοῖς Χριστῷ τῶ Θεῷ, πρεσβεύων ἀπαύστως ὑπὲρ πάντων ἡμῶν[6]. В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, благослови́ ны́не вене́ц ле́та, соблю́ди и сохрани́ в ми́ре гра́д и лю́ди Твоя́, Многомилости́ве На Небесах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне начинающийся год, сбереги и сохрани в мире землю нашу и людей Твоих, Многомилостивый.

В иконографии «Новолетие» — это изображение Иисуса Христа, находящегося в синагоге Назарета среди людей и читающего книгу пророка Исайи.

Выражение, взятое из службы Новолетию, «венец лета» — это «годовой круг» или «год»[7].

В народной традиции праздник Новолетия получил своё самобытное название: «день Семёна Летопроводца», то есть день Семёна (просторечье от имени Симеона Столпника), сопровождающего новый год (лето).

ru.wikipedia.org

Новолетье – правда, вымысел, факты и суждения

Так уж повелось что мы, славяне, исповедующие веру наших предков, сегодня живём по двум календарям сразу. Не каждый конкретный родновер, конечно. Имеется в виду, что в ходу сегодня два принципиально разные календари. Суть отличия в них - одни живут уже по Коляды Дару на лето 7527, а вторые по календарю со славянскими праздниками на год 2018. И те, и другие верят в Славянских Богов, и те, и другие проводят славянские праздники, и те, и другие носят одни и те же символы и обереги. Суть статьи - по возможности максимально объективно подойди к вопросу Новолетия.
 
Уважаемые староверы инглинги, с Новолетием. С летом 7527! Но предупреждаем - далее идет то, что вы не примите никогда. Я, как автор данного опуса, прекрасно понимаю, что не могу заключать сделки с совестью и писать ложь, так как придерживаюсь родноверческой позиции и не принимаю Коляды Дар. Соответственно, последующая статья будет анализировать этот феномен. Кому интересно читайте, кому нет, не тратьте свои нервы. Я уважаю всех родноверов, так как мы все - всё же дети одних Богов, и нет цели никого обидеть.
 

Когда отмечали Новый Год (Новое Лето)

 
Очень важный момент, который вытекает из анализа явления Новолетия. Это период празднования Нового года, нового лета, иными словами, смена временного цикла. Как ни странно, тут всё не так просто, но крайне интересно для ознакомления. И сделанные выводы, думаю, удивят многих.
 
Изначально в летописях славян нет как такового летоисчисления. Безусловно, оно было в обиходе, но тут есть важный момент: славяне время воспринимали циклично, а не линейно, поэтому сложно было навязать им летоисчисление от 1 лета до 100 и т.д. Они измеряли время несколько иначе. Например, три поколения назад мы охотились вот таким способом. Или при князе Игоре было так-то. Циклы. Понимаете? И главный цикл - это жизнь человека, хотя это вторично, первично цикл жизни - природный. Был и обрядовый цикл, который чётко привязывался к лунному. И могли говорить: 10 лун назад мы собрали урожай. Тут есть внятная природная логика.
 
Но по летам всё же сохранились определённые упоминания. Например, в третье лето правления князя Светослава было то-то. В определенном цикле была разбивка на линейность отсчёта лет. Сегодня тоже считают от РХ или от СМЗХ у инглингов. Это тоже циклы, только крайне затянувшиеся, как по мне.
 
Чуть больше информации у нас о временах не таких уж и давних.
 
До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии, которая переняла этот обычай от Иудеев(!). Кстати, важно понимать, что 5500 лето - это Византийское религиозное летоисчисление. Византийцы отсчитывали время от сотворения мира, но не в звёздном храме, а по библии, и его они переняли у Иудеев, а мы - после крещения князем Владимиром. Я подожду, пока эта мысль усядется в вашей голове… :). С началом или в конце аграрного цикла. до 1492 г., как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль.
 
С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Петр I, своим указом 1699 г. декабря в 20 день, указал началом года считать 1 января. Этим указом да, летоисчисление «славян», царь заменил на летоисчисление от рождества Христова. Это знаменует следующий этап в становлении христианской культуры. Так как календарь не так-то просто вытеснить из менталитета народа. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее. Поздравляли с новым Богом «new god», а не с новым летом. Разница существенная, так как и Коляда был в языческой традиции, и таким указом стирался важный праздник аграрного цикла. Но отчасти тут есть забавный нюанс, Коляда - это новый бог так то, ведь от божич, младенец, новое, только что родившееся солнце. Так что тут как всегда угадывается жёсткое двоеверие. Где под новым богом мог пониматься и ИХ и Коляда. Не могу не указать на ещё один факт, по календарю инглингов 7 января они отмечают рождение Коляды. Как раз в этот же день христиане всего мира отмечают воскрешение Иисуса. Не видите забавный парадокс? Я вот вижу и скажу даже более, настоящий славянский календарь - чисто языческий, аграрный, цикличный. И рождение нового солнца происходит 21-24 декабря. И оно никак не может происходить 7 января. Я и снова подожду, пока вышеизложенное будет понято и осознано.
 
20 февраля 1918 г. в России снова вводится новый календарь. Для того, чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.
 
Но исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. Это закономерно, так как эти праздники знаменуют в славянской традиции рождения бога Ярилы. Рождение природы. Это начало нового посевного периода. Значит, и начался новый год. По Круголету Числобога, новолетие приходится на 21 сентября. К слову, 21 сентября новый год за рубежом отмечают исключительно и только иудеи(!). Эта информация легко проверяется. Но инглинги именно в этот день склонны отмечать начало нового лета. И я уже писал выше, что византийцы переняли летоисчисление у Иудеев и тут ничего странного, что и они и инглинги, которые верят в новолетие в сентябре, отмечают смену цикла в этот день.
 
Но если вслушаться в фразу: «начало нового лета», понятно, что в овсень не могло начаться новое лето, оно закончено, что и знаменует праздник Овсень или Осенние Деды. Поэтому эта традиция ложна. Стоит поговорить и о 21 декабря, когда славяне отмечали Коляду. Это начало святочной недели, когда, наконец, солнце побеждает тьму. День нарождается. И считается, что после святочной недели отмечался славянами Коляда. Имя славянского бога Коляда тесно связано с именем бога Божича – младенца. Именно он знаменует рождение нового солнца. Можно отмечать Новолетие в декабре и как дань аграрному Циклу в марте.
 
И ещё один интересный факт напоследок. Инглинги живут по Коляда Дару. Они считают, что он принёс всем славянам календарь и с этих пор русские люди отмечают Новолетие и знают, когда какие праздники отмечать. Но Коляда по сути младенец - так как это молодое солнце и его цикл приходиться на конец декабря. Что тоже никак не может быть соотнесено с Новолетием. Так как в этом нет логики и здравого смысла. И если уж совсем придираться к словам, то сложносоставные слова понимались славянами буквально. Например, имена Владимир – Владеть миром, Станислав – Стать славным и т.п. Поэтому Новолетие должно пониматься дословно Новое Лето, а новое лето приходит с празднованием Масленицы и проводами зимы. Поэтому логичней предположить, что русские люди поздравляли друг друга с Новым Летом в канун масленичной недели, так как после неё было принято готовиться к аграрному циклу.

www.slavyarmarka.ru

Славяно-Арийские Праздники. День Новолетия. 1 Рамхатъ 7527 лѣто от СМЗХ (21-22 сентября 2018 г).

РАМХАТЪ — месяц Божественного Начала, 41 день (21 сентября - 01 ноября).


Новолетие. Рамха-Ита (Новолетие). Осень. Осеннее равноденствие. В праздник Новолетия с каждым ударом Большого колокола человеку даётся возможность избавиться от одного греха (Большой колокол бьет в этот праздник ровно 108 раз), и в течении первого месяца Нового Лета человек, совершивший неблаговидные поступки, должен исправить сложившееся положение. Устраивается пир-братчина, пьётся медовая Сурья. Некоторые роды отмечали новолетие на Коляду или Красногор.
Традиция встречи Новолетия уходит корнями в глубокую древность. В древние времена праздник символизировал начало нового жизненного цикла. По мере развития цивилизации сакральные ритуалы постепенно вплетались в канву официальных празднеств. Современные новогодние традиции практически в неизменном виде дошли до нас из античности.
В день наступления новолетия молитвы возносились Богу-покровителю родившегося месяца и наиболее почитаемым Богам. Причем каждый просил даровать не только личное благополучие, но и мир и процветание всему государству.
В день новолетия весь народ приходил в волнение: все ходили друг к другу в гости, обменивались подарками и пожеланиями.
Новолетие славян приурочили к дням осеннего равноденствия (22-26 сентября) и начинали его встречу с 14 сентября. После сбора урожая люди знали, что основной урожай уже в амбарах, и в родах славян решались справлять свадьбы, устраивать смотрины и праздничные гуляния.
22 сентября 2018 года наступит знаменательное лето 7527 СМЗХ или без сокращения — 7527 лето от Сотворения Мира в Звёздном Храме! Сотворён сей акт Мира был в Звёздном Храме Аркаима. 22 сентября по христианскому календарю — День Победы наших предков над Древним Китаем (Аримией) 7527 лет назад.
Великая Раса возвращалась из Дравидии (Древняя Индия), после Первого х’Арийского похода. Долго шли Расичи мимо редких селений, которые встречались в Аримии. Так Расичи называли страну тёмнокожих (по сравнению с представителями Расы Великой), Древний Китай. Великая Слава была об этой стране, и Боги бывали в стране Поднебесной. Это образное название своей страны, до сей поры, используют жители Китая.
Правитель Китая решил развязать захватническую, грабительскую войну против Великой Расы. Великий Дракон побеждён был в этой войне и, это событие было увековечено в древней истории. Белый всадник (Бог-Витязь), поражающий копьём Дракона (древнего змея), был изображён на фресках и барельефах древних Капищ и различных строениях Великой Расы. Скульптуры с данным сюжетом ваялись из камня, отливались из благородных металлов и вырезались из различных пород деревьев. Эта победа была запечатлена на Образах (иконах) и отчеканена на монетах. В настоящее время, этот сюжет известен под названием Георгий Победоносец, поражающий копьём Дракона (змея).
Наверное, каждый помнит русские народные сказки, в которых Иван-царевич побеждает поочерёдно трёхглавого, шестиглавого и, наконец, девятиглавого Змея Горыныча, чтобы освободить Василису Прекрасную.
Каждая из русских сказок заканчивалась строчкой: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок». Какой же урок несёт в себе эта сказка?
В ней, под образом Василисы Прекрасной, скрывается образ Родины-Матери. Под Иваном царевичем – собирательный образ русских витязей, освобождающих свою Родину от врагов: Змея Горыныча – Великого Дракона – войск Аримии, другими словами, Китая.
Эта сказка увековечила победу над Китаем, символом которой стал воин, пронзающий копьём змея-дракона. Неважно, как этот символ называется сейчас, его суть остаётся той же – Великая Победа русского (славянского) оружия над врагом 7527 лет назад. Но, к сожалению, об этой победе все дружно «забыли». Воспользуемся Книгой Велеса. Резкое похолодание и изменение климата на территории всей Сибири и Дальнего Востока вынудило огромное число древних славян покинуть метрополию и переселиться на незанятые и обитаемые земли Европы, что привело к значительному ослаблению самой метрополии.
Этим и попытались воспользоваться южные соседи – аримы, жители Аримии, так в те времена древние расичи называли Древний Китай.
Война была тяжёлая и неравная, но, тем не менее, Великая Рассения — именно так называлось наше государство — одержала победу над Древним Китаем – Аримией. Это событие произошло 7527 лета назад.
Победа была столь значительной и тяжёлой, что День Сотворения Мира — заключение мирного договора (22 сентября по христианскому календарю), наши предки избрали новой, поворотной точкой отсчёта своей истории.
По этому славянскому календарю, сейчас – лето, 7527 от С.М. (Сотворения Мира).
И великая китайская стена была воздвигнута после этой победы, дабы навсегда отделить себя от непобедимой Рассении.
Хануман (Асур, т.е. князь Рассении), правивший в Беловодье и Ариман (правитель Аримии, т.е. древнего Китая) «Сотворили Мир», т.е. заключили мирный договор между Великой Расой и Великим Драконом, по которому поверженные аримы (китайцы) построили стену (бойницами в их сторону!) для обозначения границы Рассении. Стену выстроили китайцы в качестве контрибуции. Стену назвали Кий-Тай, что в переводе с древлесловенского означает Кий – забор, изгородь; Тай – завершение вершины, великий, то есть «завершающая, ограничивающая великая изгородь (стена)».
В древние времена «Китаем» называли высокий забор или крепостную стену. Например: Китай-город в Москве назван так из-за высокой стены, которая его окружала, а вовсе не из-за китайцев. С того великого события и начался новый отсчёт Лет у наших Предков.
Наша древняя система измерения временных промежутков была проста, общедоступна и наглядна, так как основывалась на всем известных астрономических явлениях.
У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие…
Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась «новая система отсчёта».
Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено в виде образа — Белый витязь на коне поражает копьём Дракона.
У разных народов, живших на территории Европы, были разные системы счёта дней. Вот это большое многообразие календарных систем иногда вводило большую путаницу в определение «больших торговых дней»… поэтому в 45 г. до н. э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена «новая» календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи.
С серьёзными проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились «просвещать» язычников Европы…
Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами непонимания, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты…
Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложны для понимания христиан, и к тому же сравнимые даты постоянно «плавали».
Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский.
Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси… Введённый Юлианский календарь народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на три больше, да к тому же ещё начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.
Но христиане нашли выход из создавшегося положения: они придумали славянские названия для Юлианского календаря — и месяцы вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.
Только в таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяцы получили свои славянские названия…
Наш календарь — или, как мы говорим, Коляды Даръ — был запрещен Петром Первым. В Лето 7208 (1699) он издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) со Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год:
«Повелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.»
Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.
Вот эту дату и выбрал Петр Первый… он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Godom.
Славянский год начинался в точке осеннего равноденствия (в современном сентябре), которая легко определялась на горизонте при периодическом наблюдении места восхода или захода Ярилы-Солнца. Точки осеннего и весеннего равноденствия на горизонте совпадают и лежат строго между точками летнего и зимнего солнцестояния. Поэтому, единожды определив зимнее и летнее солнцестояние и точку между ними, а затем поставив соответствующие три ориентира на горизонте (курганы, дольмены и т. п.), можно довольно точно фиксировать новолетие, а также поворот дня на убывание и возрастание.
Современный календарь был усложнён в угоду политическим интересам. Так, ныне Новый год начинается в день, который ничем не примечателен с точки зрения наблюдателя небесных явлений.
Новые сутки раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно. Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если вы бы и не спали,то всё равно зафиксировать начало новых суток нельзя, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

skoviaktualno.livejournal.com

какого числа отмечают, традиции и приметы

В церковном календаре на 14 сентября (первый день осени по старому стилю) выпадает малопонятный для непосвященных  праздник — новолетие. Есть у него еще более туманное название  — «начало индикта».  Дата неизменна, именно с этого дня отсчитывается у православных христиан следующий год от сотворения мира. Верующие просят Бога о даровании благословения на новый, начавшийся год, он будет уже 7528-й!

Преданья старины глубокой

Традицию отмечать новолетие наши предки переняли у византийцев. Византийский царь Константин установил индикт  —  исходную точку финансового  времени,  то есть начало сбора налогов. Индикт в утвержденной императором системе, которую он ввел в противовес языческим олимпиадам,  составлял 15-ю часть индиктона – 15-летнего налогового периода.

По преданию, индикт и индиктон были утверждены церковью в знак признательности императору за веротерпимость. Праздник новолетия был учрежден первым в истории христианства Вселенским собором в 325 году в Никее.

От Руси до  Петровской России

На Руси вплоть 15 столетия новый год наступал с началом весны – с 1 марта вели отсчет времени древние летописцы,  в том числе Нестор. Но параллельно еще в 13 веке 1 сентября начали торжественно отмечать церковное новолетие. Позднее на эту дату перенесли и празднование  гражданского нового года, традиция продержалась больше двух веков.

Как свидетельствуют исторические источники, при Петре Первом состоялось последнее торжество «летопроводства». Это было 1 сентября 1699 года, а новый 1700 год Россия отмечала уже 1 января.

Как встретишь новый год, так его и проведешь

С празднованием новолетия у русских людей связаны разного рода поверья и обычаи. В этот день нужно было обойти свои сельскохозяйственные угодья. По ритуалу полагалось при этом петь специальные песни, чтобы гарантировать хороший урожай в новом году.

К началу года старались приурочить новоселья, завершить все сделки, отдать долги. По случаю праздника устраивали шумные гуляния, с песнями и плясками, щедро накрывали столы. В старые времена, как и сегодня, народ верил, что как встретишь новый года, таким он и будет.

Приметы, связанные  с новолетием:

— Вместе с ним начинается бабье лето.

— Дождь в этот день обещает теплую и сухую осень.

— Если 14 сентября разразится гроза, она будет последней

Любопытную точку зрения по поводу старта года высказывают астрономы. Представители этой науки считают, что в принципе новый год можно праздновать хоть каждый день, поскольку все точки орбиты равноправны и любую из них можно принять за начало отсчета времени.

Преподобный Симеон – Семен Летопроводец

14 сентября православный мир почитает память преподобного Симеона Столпника — христианского святого, прославившегося самоотверженным служением Богу. Преподобному Симеону Столпнику молятся об обращении к вере неверующих близких.  Народные названия этого дня —  «Семен Летопроводец» или «Семенов день».

www.ptoday.ru

Церковное новолетие — начало индикта

Церковное новолетие празднуется осенью (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».


Но важно также отметить, что любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Церковное новолетие

1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

www.calend.ru

О наших новолетиях / Православие.Ru

Православным можно справлять новолетие не один раз в год, а четырежды... Но если поздравления со Старым Новым годом не вызывают вопросов, то дата Новолетия 1 сентября по старому стилю приводит в некоторое недоумение: как праздновать без ёлки и снега, какие блюда готовить и уместно ли поздравлять «с началом индикта»? А ведь есть еще и мартовский Новый год...

Просим прощения у читателей сайта за шутливое начало. На самом деле вопрос «Что же мы празднуем 1 сентября?» отнюдь не праздный. Каждый год 14 сентября по новому стилю мы встречаем в церковном календаре красную строчку: «1 сентября. Начало индикта – церковное новолетие». Непривычное слово «индикт» обращает наше внимание вглубь веков, во времена гонений на христиан накануне IV века, «золотого» для Церкви. В это время складывался церковный календарь. Историческая эпоха именовалась «эрой Диоклетиана», или «эрой мучеников». Юлианский календарь с началом отсчета лет от 284 года до сих пор именуется в Египте, Эфиопии и Судане «календарем мучеников»[1]. Для человека церковного особенно дорого видеть в нашем календаре и в отношении к нему подобного рода свидетельства о вере и уповании Церкви. Поговорим об этом немного подробней.

Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный Диоклетианом. Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог.

При императоре Константине Великом († 337) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря, привнеся в церковный календарь следы хозяйственного уклада жизни исторической эпохи «золотого века христианства». В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников – от Рождества Богородицы 8 сентября старого стиля до Ее Успения 15 августа.

В Византии и на Руси год не всегда начинался с 1 сентября; было широко распространено также мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)[2]. Если говорить точно, то церковный календарь, которому следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Поместные Церкви и монастыри Афона, есть календарь не юлианский, а основанный на юлианском календаре византийский календарь, сложившийся к VI веку. В чем особенность этого календаря? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к самому средоточию православного церковного года – празднику Пасхи. «Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи»[3]. Поэтому первой отличительной особенностью богослужебного византийского календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по византийскому «вечному» календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519. Можно сказать, что мартовское новолетие 1 марта старого стиля напоминает нам о пасхальном годовом цикле постов и праздников Церкви, потому что именно 1 марта начинается новый год в византийском календаре, на котором основана наша Пасхалия.

Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря – пятница – есть в то же время и день грехопадения Адама[4]. Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

Отрезок от начала календаря до Рождества Христова — 5,5 тысяч лет — указывает на срок от сотворения мира до грехопадения Адама — 5,5 библейских дней[5]. Эта симметрия, заложенная в календарь его создателями[6], также имеет важнейшее смысловое значение.

***

Византийский календарь имеет еще одну немаловажную особенность. Он охватывает непрерывной шкалой дней все историческое время европейской культуры[7]. Благодаря арифметической стройности солнечных и лунных ритмов, непрерывному счету дней седмицами и четверками лет и своей укорененности в культуре европейских народов он является непревзойденным инструментом для исчисления дат и хронологии.

Общеизвестно, что удобство календаря для хронологии и его астрономическая точность находятся в определенном противоречии[8]. Если подстраивать календарь к движению светил – а делать это реже или чаще придется постоянно, поскольку абсолютно точный астрономический календарь невозможен, – то придется в принципе отказаться от идеи вечного календаря. По-настоящему вечный календарь может быть только моделью реальности, в которой отражены особенности движения светил, но нет буквального соответствия, которое и не ставится обязательным условием (стремление к буквализму несовместимо с совершенством и красотой).

Примером календаря, в котором астрономическое соответствие было оставлено в небрежении ради арифметической простоты и удобства исчисления дат, является календарь Древнего Египта. Год в нем состоял ровно из 365 дней[9]. Египетский календарь просуществовал в истории более четырех тысяч лет, намного превзойдя свой период обращения даты астрономического равноденствия по числам календаря[10]. Известно, что Н. Коперник использовал египетский календарь при составлении планетных таблиц[11]. Можно упомянуть также известного фантаста и популяризатора науки А. Азимова, который в романе «Вторая Академия» представил календарь Древнего Египта в качестве вечного всегалактического (год в его календаре состоит из целого числа 365 дней). Процитируем: «По причине или по целому ряду причин, неизвестных простым смертным в Галактике, в незапамятные времена в Межгалактическом Стандарте Времени была выделена основная единица – секунда, то есть промежуток времени, за который свет проходит 299 776 километров. 86 400 секунд произвольно приравнены к Межгалактическому Стандартному Дню. А 365 таких дней составляют один Стандартный Межгалактический Год. Почему же именно 299 776, почему 86 400, почему 365? Традиция, говорят историки, отвечая на этот вопрос. Нет, говорят мистики, это таинственное, загадочное сочетание цифр. Им вторят оккультисты, нумерологи, метафизики. Некоторые, правда, считают, что все эти цифры связаны с данными о периодах вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца той единственной планеты, что была первородиной человечества. Но на самом деле точно никто этого не знал»[12].

***

Немного коснемся устроения византийского календаря в связи с Пасхалией. Единые правила расчета дня Пасхи сложились в течение II–V веков новой христианской эры. Александрийский способ, принятый всей Церковью, опирался на древнегреческие таблицы течения Луны в соединении с юлианским календарем. В Александрийской пасхалии 21 марта юлианского календаря называется днем весеннего равноденствия. Условное календарное полнолуние, выпадающее на 21 марта или последующие дни, называется весенним пасхальным полнолунием. Воскресенье после весеннего полнолуния и является светлым праздником Пасхи. Этими простыми правилами и наименованиями дней в византийском календаре навечно закреплена память о событиях Пасхи, Креста и Воскресения Христова в связи с ветхозаветной пасхой 14 нисана по еврейскому календарю, которая была весной в Иерусалиме. Юлианский календарь в соединении с Александрийской пасхалией объединил в себе непрерывный счет дней, солнечный и звездный года и движение Луны. В таком виде, наполненный и освященный новым (христианским) смыслом измерения времени, с началом отсчета от сотворения мира, он стал календарем империи Ромеев (Византии) и явился выдающимся событием в истории культуры, оказав влияние на самые различные стороны жизни народов Европы. На Руси византийский календарь известен под названием Миротворного круга[13].

Александрийская пасхалия как часть византийского календаря основана на круге в 532 года. Этот круг называют великим индиктионом, в отличие от малого индиктиона длиною в 15 лет. Каждые 532 года в византийском календаре повторяются все возможные сочетания фаз луны, порядковых номеров дней в году и наименований дней седмицы. Благодаря этому свойству календаря богослужебный Типикон Православной Церкви завершен. Наличие круга в 532 года показывает, что авторы Пасхалии простирали ее много далее одного цикла, то есть на несколько тысяч лет. Отсюда можно заключить, что движение пасхальных границ по сезонам солнечного года – 1 день за 128 лет – было заложено в Пасхалию уже при ее создании. Тот же принцип мы видим и в отношении к календарю. Начало отсчета византийского календаря – 5508 год до Р.Х. Значит, календарь уже при его создании в V веке охватывал отрезки времени длительностью не меньше шести тысяч лет. В начале отсчета византийского календаря астрономическое весеннее равноденствие приходится на начало мая. Еще через шесть тысяч лет это событие сместится на начало февраля. Создатели календаря не могли не видеть этой особенности и, очевидно, не считали ее ошибкой.

К чему приводит движение даты астрономического весеннего равноденствия в византийском календаре? Весь цикл праздников Церкви, в том числе пасхальных, постепенно смещается в сторону лета. За 46 тысяч лет церковные праздники проходят по всем временам года, освящая весь годовой круг светом Пасхи. Это движение праздничных дней сообщает православным праздникам поистине вселенский характер, поскольку в равном положении оказываются христиане Северного и Южного полушарий (не говоря уже о жителях космических орбитальных станций). Начинается Пасха весной в Иерусалиме и обходит весь солнечный год, возвращаясь снова к иерусалимской весне через 46 тысяч лет. Это подобно тому, как пасхальное благовестие, воссияв во Иерусалиме, обошло всю вселенную. «Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили... Оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные»[14]. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). Не такое ли обоснование для возможности движения дней праздников по временам года имели в виду создатели Александрийской пасхалии?

Мы видим, что движение условной даты весеннего равноденствия по сезонам года, заложенное в византийский календарь его создателями, нельзя считать «ошибкой» календаря. Более того, это движение заключает в себе удивительное конкретно-историческое указание на столетие, в котором явлена была нам Пасха Христова – а именно: в течение более чем 40 тысяч грядущих лет по разнице между астрономическим весенним полнолунием и полнолунием Александрийской пасхалии можно будет однозначно установить историческое время Крестных страданий и Воскресения Спасителя. Подобное же указание мы читаем в Символе веры: «При Понтийстем Пилате».

Византийский календарь при внимательном и непредвзятом рассмотрении открывается как созданный для вечного употребления. Он подобен прекрасной книге, отражающей течение светил и наполняющей его смыслом[15] без стремления к буквальному соответствию астрономической реальности. С точки зрения науки – это одна из моделей течения времени. С точки зрения Церкви – икона времени.

***

В этой связи стоит упомянуть об особенностях григорианской Пасхалии, введенной на Западе в XVI веке. Не всем известно, что эта Пасхалия основана на византийском календаре[16]. Ради достижения большей астрономической точности лунные циклы Метона и Калиппа из византийского календаря дополняются поправкой Гиппарха (один день за 304 года). Эту поправку не включили в календарь астрономы Александрии, а Луиджи Лиллио, создатель григорианского календаря и Пасхалии, решил исправить их «ошибку». После введения поправки полученная юлианская дата пасхального весеннего полнолуния переводится на григорианский календарь.

Солнечный цикл григорианского календаря отличается от юлианского на трое суток за 400 лет. В результате наименьшим отрезком этого календаря, содержащим одинаковое число дней, является отрезок в 400 лет. Поэтому григорианский календарь неудобен для хронологии. Его начало отсчета неопределенно: с точки зрения арифметики – это 1 год н.э.; с точки зрения замысла григорианского календаря – это время I Вселенского Собора 325 года, к которому привязана дата равноденствия 21 марта; с точки зрения непрерывности календаря – это 1584 год – год введения календаря, когда из непрерывного византийского счета дней было удалено 10 суток. Понятно, что Церковь, перешедшая на западный календарь и Пасхалию, теряет Типикон как завершенный свод правил богослужения, поскольку число всевозможных сочетаний дней и фаз луны в григорианской Пасхалии практически неограничено.

Цель григорианской реформы – приближение календаря и Пасхалии к движению светил – достигается с хорошей практической точностью, но только в пределах ближайших трех тысяч лет. Византийский же Миротворный круг рассчитан на обороты и по 26 тысяч, и по 46 тысяч лет, и на много таких оборотов... Поставив во главу угла соответствие течению светил, реформаторы сделали свой календарь «смертным». Что же будет с «новым стилем» через три тысячи лет? Вся его сложная система из поправок и сложных таблиц «поплывет» и потеряет очертания, как сугроб на весеннем солнце... А потом? Снова реформы. Поэтому григорианский стиль — это не календарь в строгом смысле. Он не нацелен на вечность. Это не более чем эмпирические таблицы течения светил, рассчитанные, подогнанные только на ближайшие три тысячи лет — и не более того.

* * *

Думается, что самым благоприятным итогом дискуссий между сторонниками старого и нового стилей будет сохранение сосуществования двух календарей — григорианского в быту и делопроизводстве и юлианского (византийского) в церковной жизни и научной хронологии. На первый взгляд, календарное двустилие может показаться неправильным положением и даже недопустимым, как наличие двух разных систем правил правописания в языке. Но на проблему лучше посмотреть с точки зрения не взаимоисключающих правил, а со стороны стилевого многообразия, которое будет скорее преимуществом, чем недостатком. Обратим внимание на сосуществование и взаимодополнение двух стилей в языке – высокого и бытового. В истории известны случаи совместного употребления двух и более календарей: в культуре индейцев майя один календарь служил для хронологических расчетов, второй был религиозным, третий (самый простой) – бытовым[17].

Сохраняя верность традиционному календарю в хронологии и богослужении, мы не гонимся за химерой «астрономической точности». Для этого есть другие календари – и григорианский, как известно, далеко не самый лучший из них[18]. Наш церковный юлианский (византийский) календарь имеет совсем другое назначение. По нему мы совершаем мироспасительный праздник Пасхи, храним память о священных событиях, достойных вечной памяти; он является канвой, с которой неразрывно связан весь строй православного богослужения, созданного на протяжении тысячелетия византийскими литургистами.

Поэтому поздравим 14 сентября друг друга с византийским новолетием, храня верность традиционному календарю и Типикону, понимая, что нам вручено великое культурное сокровище — византийский церковный календарь. Его мы получили от святых Кирилла и Мефодия вместе с литургическим наследием на церковнославянском языке. И, как некогда православные ромеи в Константинополе, помолимся и мы в храме и дома: «Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны».

pravoslavie.ru

Церковное новолетие 14 сентября 2019 года: начало индикта

Церковное новолетие — праздник, название которого говорит само за себя. Это время, когда церковный календарь начинается заново и все праздники повторяются. У этого события есть важные особенности, о которых стоит знать каждому верующему.

Это событие имеет непереходящую дату, то есть каждый год она одна и та же — 14 сентября. Альтернативное название новолетия — начало индикта. По сути это церковный новый год, который на Руси им и являлся. Последним праздником церковного календаря является Успение Богородицы 28 августа, а первым всегда становится Рождество Божией Матери 21 сентября.

История и смысл праздника

Эксперты сайта dailyhoro.ru отмечают, что индиктом в Римской Империи назывался пятнадцатилетний период сбора дани, то есть налога. Летосчисление в раннем христианстве всегда начиналось с 1 сентября, что по новому стилю соответствует 14 числу того же месяца. Именно поэтому праздник называется началом индикта, то есть началом нового периода, индиктиона.

Вполне очевидной является причина, по которой в качестве первого праздника выбрано Рождение Богородицы: именно с этого события начинается новая история нашего мира. Без Девы Марии не начался бы путь Иисуса Христа, поэтому евангельская история начинается с ее появления на свет.

Традиции церковного новолетия

14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен. Священники советуют по возможности посетить в этот день храм и прочитать благодарственные молитвы Господу и святым. В этот день также отмечается память святого Симеона Столпника и сорока мучениц.

В народе считалось, что на Столпника наступает полноценная осень, поэтому прекращался посев озимых культур. В этот день активно проводились огородные работы по сбору урожая. Также на Руси в новолетие принято было свататься, знакомиться с женихами и невестами.

На начало индикта 14 числа полезно водить в церковь школьников, чтобы Господь благословил их на новый учебный год. В этот раз новый церковный год начинается в субботу, поэтому можно будет убраться дома, навести порядок. Если раньше это был очень большой праздник и новый год, то сегодня это просто очередной день календаря. Исправьте это, помолившись, посетив церковь и сделав доброе дело.

Конечно, это не двунадесятый праздник, но событие крайне важное. 14 сентября можно поставить перед собой какую-нибудь важную духовную цель, которая поможет обрести мотивацию к тому, чтобы стать лучше. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Новолетие по церковному календарю

О празднике Новолетия сейчас вспоминают не так часто. И совершенно напрасно — ведь это Новый год по церковному календарю. Существуют особые обряды, приуроченные к этой дате, и правила, по которым православная Церковь отмечает Новолетие в нынешнее время.

Происхождение праздника

Первое упоминание о Новолетии можно найти в истории римлян. Однажды некий император издал указ взымать налог с населения. Этот налог брался за определенный период времени, который получил изначальное название «индикт». С течением времени, после многих преобразований и переводов на разные языки, индикт переименовали в Новолетие.

Но также этот праздник считается церковным. По традициям он праздновался 14 сентября, а по старому летоисчислению дата приходилась на 1 сентября. Именно с этого месяца начинался Новый год, и именно с этим месяцем связано много событий, которые описаны в Ветхом Завете. В нем говорится, что Господь призвал праздновать Новолетие именно в сентябре. В те времена летоисчисление начиналось с марта-месяца, и сентябрь как раз оказывался седьмым по счету.

В сентябре начала отходить вода от Ноева Ковчега, и все, кто был внутри, смогли ступить на землю на горе Арарат. А пророк Моисей в этом же месяце был одарен священными писаниями о Законе Божьем. На иконах в честь данного события изображали Христа, находящегося в Назарете в окружении своих последователей.

На Руси же этот день было принято отмечать подношением милостынь всем нуждающимся. Нищие, молившие о помощи в этот день, получали ее сполна. Им предлагали необходимую одежду и сытный вкусный обед. Обычный же люд обменивался подарками и гостинцами.

Именно в этот день было принято представлять наследника престола, в момент достижения им совершеннолетия. Казалось бы, с приходом к власти Петра I, который своим Указом перенес празднование Новолетия на 1 января, о празднике должны были забыть. Но традиция была сохранена церковью, и праздничные службы проводятся и в наши дни.

Встреча нового года в сентябре угадывается не только в церковных службах. Именно в этот месяц приходили на первое занятие ученики церковно-приходских школ, а в последствии традицию начинать новый учебный год в сентябре переняли и другие учебные заведения. Данное правило сохраняется и по сей день.

Как справляли Новолетие

Этот день издревле называли еще и днем Семена Летопроводца. В это время устраивали проводы лета и готовились к встрече Нового года. Именно на Семенов день заключались долговременные сделки, расплачивались с долгами должники, и начинались новые дела.

Также проводились обряды для мальчиков, чтобы они выросли здоровыми и сильными мужчинами. Для этого ребятам, достигшим четырехлетнего возраста, выстригали немного волос на темечке, которые потом матерью зашивались в ладанку. После этого мальчика сажали на лошадь, таким образом олицетворяя взросление ребенка.

Вечером последнего дня уходящего года в избах тушили свечи и не разжигали огонь вплоть до наступления Нового года. А вот на следующий день, когда считалось, что год уже наступил, разжигали печи и поддерживали огонь в очагах как можно дольше, поскольку он считался новым огнем, приносящем достаток в дом. Именно с этого вечера у женщин начинался период домашних занятий, когда они садились за вышивание или пряли пряжу.

В народе имелось много примет, каким будет урожай или какой будет зима. Существовал даже обычай похорон насекомых. Считалось, что если в этот день захоронить мух, то целый год они не будут появляться в этом доме. Обряд проводился молодыми девушками. Они вырезали из репы или моркови подобие маленького гробика, складывали туда насекомых и накрывали символической крышкой, которая была вырезана ранее. Далее проводились шуточные похороны, на которых было больше веселья, чем слез. В это время молодые люди наблюдали за девушками и выбирали себе понравившуюся. После такого шуточного обряда начинались всеобщие гулянья. Народ ходил друг к другу в гости с угощениями и пряностями.

Очень важно и в наше время помнить историю и чтить традиции. А какие именно праздники отмечать, решать вам. Ведь самое главное — это вера в себя или Высшие силы. Так что не пропускайте Новолетие в сентябрьском календаре не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Что такое Новолетие, и почему его отмечают в сентябре

Новолетие — это очень важная дата и событие для православных христиан. С этим днем связано множество традиций и примет, которые сохранились еще с древних времен.

Новолетие представляет собой своеобразный православный новый год. 14 сентября каждого года все христиане отмечают начало нового цикла церковных праздников. Вся история библии вспоминается заново. 14 сентября — это первый день церковного календаря, в который принято молить о благополучии и о спасении души.

История создания праздника

По старому стилю 1 сентября было принято как начало нового года еще в Римской империи. Восточная христианская церковь приняла 1 сентября началом нового года, не меняя обычаев. После изменений в календарях, дни сместились, поэтому сейчас Новолетие — 14 сентября. Именно благодаря первоначальной традиции римлян мы сейчас отмечаем данный праздник в сентябре.

В конце 10 века производилось крещение Руси. Вместе с верой мы переняли и традиции христианства. Сначала новый год у нас отмечался 1 марта, но потом, в конце 15 века, все изменилось — на Руси новый год отмечаться стал 14 сентября по новому стилю и 1 числа по старому.

С 1700 года новый год перенесли на 1 января, чтобы соответствовать мировым стандартам, но церковное Новолетие не изменилось.

Празднование и традиции Новолетия

Это средний праздник. Альтернативное церковное название — «начало индикта». Индиктом в древние времена назывался определенный период времени. В народе данный праздник имел свое название — Симеон Летопроводец, ибо в этот день провожали лето. Церковное и народное начала сплелись в этом празднике, поэтому традиций у него очень много.

  • В этот день проводится каждый год одно и то же богослужение в честь непосредственного Новолетия, а также в честь памяти Симеону Столпнику и мученика Аммуна, учителя дев постниц. Каждый старается по возможности посетить вечернюю или утреннюю службу, чтобы получить благословение на новый год.
  • Дома, по традиции, люди читают молитвы в честь нового церковного года. Одной из таких молитв является следующая: «Всех творений Создатель, время и годы во Своей власти положивший, благослови этот год благостью Твоею, Господи, сохраняя в мире людей и город Твой молитвами Богородицы и спаси нас». Читают также молитву «Верую», «Живые помощи».
  • По традиции, люди старались до нового церковного года расплатиться со всеми долгами. Это пошло еще с древности, когда к 14 сентября пытались завершить все торговые сделки и выполнить все обещания.
  • Народ старался не обижать друг друга и жить в этот день в согласии, ибо любые невзгоды, по мнению наших предков, несут разрушения и беды, которые будут сопровождать нас на протяжении всего года.

Новый церковный год говорит о новом пришествии Иисуса Христа, о пришествии его в нашу душу, а также о том, что мы помним его великую жертву всем людям. Этот день приравнивают вхождению Спасителя в Назаретскую синагогу и началу учения людей вере в Господа.

Новолетие — это важное событие, о котором знают и помнят немногие. Это абсолютно незаслуженно, поскольку обновление церковного календаря представляет собой серьезный этап. Это не один из 12 главных православных праздников, но это не значит, что относится к нему можно безразлично. Все события церковного календаря важны, особенно если дело касается начала нового года. Удачи вам и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Что такое церковное Новолетие и когда оно отмечается

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы.

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Славянское Новолетие и Овсень — праздник урожая

24.09.2018 | Культура0837

Сегодня большинство из нас привыкло праздновать Новый Год 31 декабря, хотя еще несколько сот лет назад такой традиции на Руси не было и в помине. О том, что в глубокой древности существовали какие-то другие календарные системы, можно догадаться, хотя бы если сопоставить название завершающего месяца года (декабрь, то есть, десятый) с его нынешним местом в календаре. Сейчас декабрь идет двенадцатым от начала года и налицо у нас явное несоответствие.

Все это произошло потому, что в римском календаре, из которого были заимствованы нынешние общепринятые названия месяцев, декабрь шел по счету десятым, а сам год начинался с марта. Тогда у нас сразу и сентябрь (септембер, седьмой), и октябрь (октобер, восьмой) становятся на свои места.

Более того, большая часть этих привычных сегодня названий появилась лишь в конце восьмого века до н.э., и только спустя семь столетий календарь приобрел более-менее знакомый для нас вид. Однако есть и другие календарные системы и всем известно, что в разное время разные народы считали началом нового годового цикла то весенние, то осенние, то зимние месяцы. Достаточно вспомнить китайский Новый год (конец января — начало февраля) или праздник Навруз, совпадающий с весенним равноденствием.

Так когда же отмечали Новый Год (Новолетие) наши Предки? И с какими событиями это было связано?

Сегодня пришло время вспомнить, что у Славян была (и есть) своя, одна из древнейших в мире, система летоисчисления, которая отражает, например, даже Ледниковый период (Великую Стужу), а также еще более древние события планетарного масштаба.

Для начала стоит отметить, что Славяне испокон веков жили на очень обширной территории, а потому и праздников и традиций их проведения всегда было великое множество и разнообразие. Это же касается и Новолетия. Причем традиции касались не только обрядов празднования, но и времени, когда было принято отмечать этот праздник. Здесь мы можем уверенно выделить два основных варианта — дни осеннего и весеннего равноденствия. То есть кто-то встречал Новое Лето весной, что было связано, в первую очередь, с началом земледельческих работ, посевом и вообще пробуждением Природы, новым циклом выращивания и принятия ее даров. Старт этих процессов становился отсчетом нового годового цикла для людей, жизнь которых, в первую очередь, была связана с земледелием и подобными процессами. Другие же встречали Новое Лето на противоположной стороне годичного цикла, когда вышеуказанные процессы завершались, но брали свое начало другие, которые всем нам сегодня известны: это Обучение, Духовный рост и духовные практики. И по сей день во всем мире учебный год начинается в сентябре и набирает полноценный ход как раз примерно к осеннему равноденствию. Не столько в силу продолжения традиции, сколько в силу своей эффективности и энергетики. Таким образом, осень, помимо прочего, считалась началом духовно-познавательного цикла для всех тех, кто хотел обрести знания или сделать следующий шаг в своем Духовном развитии. И здесь мы как раз находим опровержение большого заблуждения о том, что всю зиму Славяне «спали на печке», напротив — они познавали Древнюю Мудрость, обучали своих детей и развивались, никогда не сидя без дела. Говорили: «пока я тружусь — я живу».

Но не только эти Природные и общественные закономерности отражает этот праздник.

Как минимум, более семи с половиной тысяч лет назад (а на самом деле — гораздо раньше) Новый Год у наших древних Пращуров назывался Новолетием, праздником Нового Лета, и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. По этой системе летоисчисления в 2018 году 21 сентября начнется 7527 Лето от Сотворения Мира в Звездном Храме (или 13027 Лето от Великой Стужи, 106 797 Лето от основания Асгарда Ирийского и так далее). Как видим, нынешнее летоисчисление у Славян не единственное. (Подробнее об этом читайте на нашем портале СЛАВМИР.ТВ).

Теперь остановимся на названии нынешнего летоисчисления от «Сотворения Мира в Звездном Храме». Давайте разберемся, что это значит. Итак, Звездный Храм — это не святая обитель на небесах, а название конкретного Года (или как раньше говорили «Лета») в Круголете (системе учета кругов времени). Также есть года называемые «Божественный Храм», «Солнечный Храм» и так далее. Например, 21 сентября начнется Лето «Солнечного (Желтого) Лиса». Система не такая сложная, как кажется, но устроена очень интересно.

Идем далее: «Сотворение Мира» — как бы не показался очевидным смысл этого выражения — на языке наших Предков означало «подписание мира или мирного договора». Мы бы сказали «заключение мира» сегодня.

Что мы получаем в итоге? Случилось подписание мирного договора в определенный год, название которому Звездный Храм. Что само собой предполагает, что была какая-то настолько масштабная война, что ее окончание послужило отправной точкой для нового летоисчисления. В наследии Предков осталась информация и об этом — Сотворением Мира в данном случае именуется подписание мирного договора между Славянами-Ариями и Аримией (древнее название племен, частично проживавших ранее на территории современной Монголии и Китая). Что подарило нам такие значимые сегодня вещи как наш герб «где всадник пронзает копьем змея-дракона) и даже Великую Китайскую стену, бойницы которой (ни для кого уже не секрет) изначально направлены на юг. Да и само слово Ки-тай — на древнерусском «высокая стена», отсюда и у нас в каждом большом городе есть свой Китай-город — то есть, часть, обнесенная крепостной стеной.

Но вернемся непосредственно к празднику Нового Лета, с чем еще он связан?

Именно в это время наступает одно из важнейших астрономических событий года — осеннее равноденствие, время, когда день становится равен ночи. Связано это с тем, что Солнце переходит по небесному экватору из северного полушария в южное. То есть, у нас наступает астрономическая осень, а на другом полушарии —астрономическая весна.

Новолетие, как и все важнейшие древнеславянские праздники, так или иначе, связано с космическими явлениями, что прямо вытекает из миропонимания наших Предков.

После осеннего равноденствия световой день начинает буквально таять и сокращается вплоть до зимнего солнцестояния.

В 2018 году осеннее равноденствие приходится на 23 сентября, точное время 01:54 по Гринвичу и 03:54 (04:54) по Москве (приводим зимнее и летнее время). Это астрономическое событие в разные годы наступает в период с 21 по 23 сентября.

Начало астрономической осени сопровождается невероятно сильным энергетическим всплеском, в это время все в природе меняется, все готовится к наступлению холодов, но вместе с природой меняется и человек, его энергетика, состояние. Праздничные обряды и ритуалы помогали человеку настроиться на природные ритмы, подготовиться к познанию, восприятию информации и Духовному росту.

Давайте узнаем об этом подробнее.

Новолетие — это период завершения прежнего годового цикла и начала следующего. Иными словами, это время — рубеж, на котором мы подводим итоги за прошедший год и начинаем новый. Поэтому и сам праздник делится на два этапа. Первая часть посвящена уходящему году, вторая — встрече пришедшего ему на смену.

Уходящий год благодарили за урожай и все, что он принес. Все щедрые дары осени украшали как домашний стол, так и столы для совместной трапезы. Одна из многих традиций — накануне праздника в садах трясли яблони — чем больше упадет яблок, тем обильнее будет урожай в следующем году.

Вообще подготовку празднования начинали за неделю до равноденствия. В это время избавлялись от всего старого — ветхой одежды, пришедшей в негодность домашней утвари. Хозяйки наводили чистоту во всем доме. Проводились различные обряды очищения.

Наступление праздника Нового Лета возвещали удары общинного колокола.

Еще в незапамятные времена наши Предки знали о великой исцеляющей и очистительной силе колокольного звона. С каждым ударом большого колокола (а всего ударов за праздник должно быть 108) человеку давалась возможность осмыслить прошедшее, осознать допущенные ошибки, чтобы в течение 40 дней успеть их исправить. Это так же связано с тем, что в первый день Нового лета отмечается еще одно событие — Великий праздник Божественного Начала, в честь которого назван и первый месяц данного календаря. Вот течение 40 дней этого месяца человек и должен исправить все за прошлый год.

Как же отмечалась непосредственно встреча Нового Лета? Прежде всего, как и на любом славянском празднике, прославляли и благодарили свой Род и Божественных Предков, приносили им дары и требы. Считалось, что за три дня до Новолетия граница между мирами истончается, и на Землю приходят Пращуры. Поэтому первые ритуалы были посвящены памяти Предков. На домашних столах в обязательном порядке должны были быть каши, мед и хлеб (круглые караваи). Мужчины заранее собирали дрова для большого жертвенного Костра. Накануне Новолетия его возжигали волхвы или старшие в Роду, затем в огонь сыпали зерна, бросали снопы, выпечку, лили масло, чествуя и прославляя своих Прародителей.

После этого вспоминали все, что приросло за прошедший год — какой был урожай, сколько пар создали семейные союзы, кто народился в уходящее Лето.

Кроме большого жертвенного Костра, разжигали еще один — для хороводов. Его можно было назвать «огромным». Вокруг него в несколько рядов собирались и взрослые, и дет:, пели песни, водили хороводы, прыгали через огонь. В некоторых местах так же, как и на Купала, прыгали через костер и ходили по углям. На поляне, устаивались различные состязания, кулачные бои. Дети, собравшись у костра, слушали древние сказы и предания. После праздничного веселья и гуляний начиналась Братчина — всеобщая трапеза.

Многие Славяне также отмечают на осеннее равноденствие праздник под названием Овсень (Авсень, Осенины). Это, в первую очередь, хлебосольный праздник Осеннего Солнца и Урожая. К этому времени закончены все полевые работы, летняя жара уходит, росы становятся холодными, улетают ласточки, но еще тепло.

В поле с песнями провожают закат Солнца, в честь Велеса оставляют узкие полосы несжатых пшеницы или ржи— «Велесовы буродки».

На Овсень украшали дом рябиной, ведь она отгоняет нечистую силу. Рябиновые грозди закладывали между оконными рамами. По рябине и другим приметам гадали, каким будет год:

Если рябиновых ягод много, осень будет дождливая, а зима суровая.

Если ягод мало, осень будет сухая.

Какая на Овсень погода, такова и вся осень.

Птицы на Овсень улетают стаями — к холодной зиме.

Чтобы год был благополучным, Овсень нужно праздновать неделю.

После праздника конопатили избы, корове подавали особый пшеничный сноп — пожинальник, женщины для привлечения счастья, достатка, успеха и любви делали кукол крупеничек, успешниц и неразлучниц.

На Овсень нужно было испечь три каравая. Один посвящали Предкам, его бросали в огонь. Еще один пекли из зерен первого сжатого снопа, его должна была отведать вся деревня. Третьим выпекали большой медовый каравай. Готовили медовые квасы, пироги с капустой, брусникой.

По сути, Овсень — это тот же праздник перехода времени, он лишь в большей степени посвящен плодородию, земледельческим культам и ритуалам. Сочетание этих разносторонних, но единых по смыслу традиций и составляет основную суть данного времени — это переход на новый виток, на новую ступеньку развития, в новое прекрасное состояние в мире Природы и во внутреннем мире человека.

Все труды старались завершить заранее, ведь для того, чтобы настроиться на космические ритмы, подключиться к родовой памяти и мудрости, нужно было войти в особое состояние. Праздничные действия помогали осуществить этот переход гармонично. Все начинания, наоборот, старались приурочить именно к этому времени, ведь считалось, что в этот период они получат наибольшую поддержку у Пращуров.

Мы поздравляем Вас с одним из важнейших праздников в году! Желаем Вам встретить Славянское Новолетие так, чтобы получить запас сил, необходимых для Счастливой и наполненной Жизни, радостного созидательного труда, и, конечно же, дальнейшего Духовного и Душевного роста. Добра и Процветания всем Родам вашим!

Источник: slavmir.tv



russkievesti.ru


Смотрите также