Праздник головосек почему так называется


Головосек — Википедия. Что такое Головосек

Головосек

Репа
Тип народно-христианский
Иначе Полеток, Репный праздник, Иван-постный
Также Усекновение главы Иоанна Предтечи (церк.)
Значение вторая встреча осени
Отмечается восточными славянами
Дата 29 августа (11 сентября)
Празднование постный, но обильный стол
Традиции не едят круглых и красных плодов, не используют нож. Угощают нищих, начинают уборку репы, собирают лечебные коренья
Икона «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни в житии». XVIII век

Головосе́к — день народного календаря у славян, приходящийся на 29 августа (11 сентября). Название дня происходит от церковного воспоминания «усекновения» головы Иоанна Крестителя.

Говорили, что в этот день «мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает»[1]. С этого дня начинали убирать репу[2]. «Репный праздник» отмечался без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников[3]. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на «Ивана постного» — лечебные коренья[4].

Другие названия

Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день[2], Иван — осенний торжок, Иван-постный[5]; белор. Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян[6][7]; полес. Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение[8]; укр. Іван Пісний[9], Головосіка[10]; серб. Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе; хорв. Usikovac[11].

Обычаи

Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей[12].

Считается концом лета и началом осени, когда небо, земля и вода «рассекаются», и наступает похолодание[13]. «С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает»[1]. Во время праздника соблюдают строгий пост и полный отказ от работы ради здоровья людей и скота[14].

В этот день остерегались ходить в лес[где?], так как считали, что тогда змеи уходят в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоемов, полей и лесов самовилы, самодивы и другие злые духи[13].

Усекновение считалось одним из самых опасных праздников[где?]: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»[15].

Обрядность праздника во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

  • По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде[16].
  • Вместо круглого, в этот день хозяйки пекли долгий пирог[17].
  • Считается грехом употреблять в этот день в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, капусту), так как они отдалённо напоминают голову[12].
  • Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает[15].
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца[16].
  • Белорусы Витебской губернии боялись варить ботвинью, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь[16].
  • На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя»[18].
  • В Белорусском Полесье бытовало поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя[19].

До двадцатых годов XIX-го века, в Российской империи соблюдался особый праздничный обряд, приурочивавшийся к 29-го августа. Молодёжь сходилась со всего села к околице, куда приносилась накануне приготовленная кем-нибудь из пожилых людей глиняная, в холщовом саване, высотой в человеческий рост, кукла. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодые девушки и бережно молча несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу на землю. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось особыми причитаниями. По прошествии некоторого времени, «оплаканного» глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы — с размаху бросали в воду. Эта обезглавленная кукла в саване олицетворяла святого Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом[20].

У хорватов у сербов и черногорцев также в этот день нельзя было начинать работы, а также что-либо резать или рубить[11].

Поговорки и приметы

  • Иван Постный – осени отец крестный![17]
  • Иван Постный пришёл, лето красное увёл[21].
  • На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол[17].
  • На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана[22].
  • Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам наибольший поп грехов не умолит[23].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Коринфский, 1901, с. 375.
  2. 1 2 Усов, 1997, с. 265.
  3. ↑ Соколовский, 1996, с. 208.
  4. ↑ Власова, 2000, с. 198.
  5. ↑ Коринфский, 1901, с. 371.
  6. ↑ Лозка, 2002, с. 173.
  7. ↑ Васілевіч, 1992.
  8. ↑ Толстая, 2005, с. 295.
  9. ↑ Сапіга, 1993.
  10. ↑ Воропай, 1958, с. 159.
  11. 1 2 Кашуба, 1978, с. 216.
  12. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 244.
  13. 1 2 Толстая, 1999, с. 368–369.
  14. ↑ Толстая, 1995, с. 135.
  15. 1 2 Иоанн Креститель (Словарь языческой мифологии славян).
  16. 1 2 3 Толстая, 1995, с. 136.
  17. 1 2 3 Коринфский, 1901, с. 377.
  18. ↑ Толстая, 1999, с. 369.
  19. ↑ Толстая, 1999, с. 421.
  20. ↑ Коринфский, 1901, с. 378.
  21. ↑ Некрылова, 1991, с. 332.
  22. ↑ Коринфский, 1901, с. 376.
  23. ↑ Коринфский, 1901, с. 374.

Литература

  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
  • Коринфский А. А. Иван Постный // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 373—380.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  • Иван Головосек / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 368–370. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Толстая С. М. Головосек // Славянская мифология. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 135–136. — 416 с.
  • Иоанн Креститель / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 420–421. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Воропай О.[uk]. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с.  (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

Ссылки

wiki.bio

Головосек Википедия

Головосек

Репа
Тип народно-христианский
Иначе Полеток, Репный праздник, Иван-постный
Также Усекновение главы Иоанна Предтечи (церк.)
Значение вторая встреча осени
Отмечается восточными славянами
Дата 29 августа (11 сентября)
Празднование постный, но обильный стол
Традиции не едят круглых и красных плодов, не используют нож. Угощают нищих, начинают уборку репы, собирают лечебные коренья
Икона «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни в житии». XVIII век

Головосе́к — день народного календаря у славян, приходящийся на 29 августа (11 сентября). Название дня происходит от церковного воспоминания «усекновения» головы Иоанна Крестителя.

Говорили, что в этот день «мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает»[1]. С этого дня начинали убирать репу[2]. «Репный праздник» отмечался без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников[3]. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на «Ивана постного» — лечебные коренья[4].

Другие названия[ | ]

Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день[2], Иван — осенний торжок, Иван-постный[5]; белор. Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян[6][7]; полес. Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение[8]; укр. Іван Пісний[9], Головосіка[10]; серб. Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе; хорв. Usikovac[11].

Обычаи[

ru-wiki.ru

исторические факты, традиции, народные приметы

Усекновение головы Пророка Иоанна празднуется Русской Православной Церковью 11 сентября. В народе данный день именуется как Головосек. Праздник входит в число самых великих в православии. В этот день должен соблюдаться строгий однодневный пост. В народе считали, что когда приходил Головосек, начиналась осень, поэтому все православные люди в этот праздник не работали ради здоровья своих близких и скота. Также в этот день люди не ходили в лес, считалось, что змеи и злые духи там ищут свои дома. Что же это за день, давайте разберёмся.

День лишения Святого Иоанна головы

Усекновение (Головосек) считается одной из самых опасных и жутких дат, поэтому люди очень боялись пахать землю, сеять, отправляться в дальнюю дорогу, а также праздновать какие-либо торжества. В этот день запрещалось кушать то, что напоминало бы о голове, мече, крови, отсечении. Нельзя было ставить на стол круглые тарелки, блюда. Это связано с тем, что именно на блюде голова Предтечи была подана Ироду. Люди не осмеливались употреблять в пищу фрукты и овощи округлой формы (картофель, капусту, репу, лук, яблоки и т.д.). Нарезание также строго в этот праздник запрещалось. Считалось, что серп, нож, топор, косу нельзя было брать в руки. Какова же история празника Головосека, давайте разберёмся!

История

Итак, всё началось с того, что у галилеиского правителя Ирода была жена. Она была дочерью царя аравийского Арефы. Но вскоре Ирод её предал и ушёл к другой женщине по имени Иродиада. Царица всем сердцем желала отомстить ему. Иродиада являлась женой кровного брата Ирода. Иоанн наблюдал за этой порочной связью и не раз указывал на это правителю. Ирод не желал слушать, но не смел за это его наказывать, так как Иоанн ценился и уважался всем народом.

В день рождения Ирода проводился богатый пир, на котором вместе с гостями выплясывала молодая девушка по имени Саломея. Она была дочерью его сожительницы Иродиады. Саломея так понравилась Ироду, что тот приказал ей просить всего, чего она захочет. Девушка спросила совета у своей матери. Иродиада приказала дочери попросить на блюде голову Святого Иоанна. Узнав это, Ирод расстроился, ведь он очень боялся гнева Божьего. Но обещание есть обещание. Позже просьба была осуществлена, Пророку отрубили голову и принесли Саломее на блюде.

Как гласит предание, голова продолжала ругать правителя и его сожительницу за их связь. За это Иродиада взяла её, исколола язык иглой и закопала в землю. Жена царского ключника всё это увидела и тайно откопала голову Святого. Иоанна (так звали жену ключника) поместила её в сосуд и закопала на Елеонской горе недалеко от поместья Ирода. Тело же Святого Крестителя было погребено его учениками.

Наказание

Через некоторое время на всех злодеев обрушилась кара Божья. Саломея провалилась под лёд во время путешествия по реке Сикорис. Льдина обезглавила её, а тело так и не нашли. Голову Саломии принесли Иродиаде и Ироду так, как это в своё время было сделано с Иоанном. Ирод же понёс поражение, когда Арефа (аравийский царь) двинул на него свои войска. После этого Ирода и Иродиаду сослали в Испанию, где они погибли в нищете и позоре.

Через множество лет Голова Иоанна досталась вельможе Иннокентию во время строительства церкви. Он узнал о святыне, так как от неё постоянно исходили знамения и чудеса. Перед своей смертью Иннокентий побоялся, что святыню украдут, и спрятал её в то же место.

Через некоторое время Иоанн пришёл во сне двум послушникам иерусалимской церкви и указал на место захоронения его головы. Они откопали святыню, поместили её в мешок и отправились домой. По дороге им встретился горшечник, который согласился нести драгоценную ношу. Ночью ему пришёл во сне Иоанн и попросил убежать от послушников вместе со святыней.

В семье горшечника голова передавалась из поколения в поколение и, в конце концов, попала в руки к жестокому и властолюбивому Евстафию. Он пользовался силой, исходящей от головы, и обманул многих ни в чём не повинных людей. Через некоторое время его враньё открылось всем, и Евстафий бежал из города в позоре и унижении, закопав голову в пещере. Он очень надеялся, что через некоторое время он снова может забрать её. Но этого не случилось, Господь оберегал святыню. Там поселились благочестивые отшельники, которые создали на этом месте монастырь. В 452 году служителю монастыря Маркеллу пришёл во сне Иоанн и указал на место захоронения головы. Святыня была перемещена в Емессу, затем в Константинополь. Вот так к православным пришёл Иван Головосек.

День второго и третьего приобретения головы

Праздник второго приобретения головы Иоанна в Православной Церкви отмечают 24 февраля. В третий раз святыня была приобретена Патриархом Игнатием, который перенёс голову в церковь. На данный момент часть святыни хранится в Риме, а другая – во Франции. Третье приобретение празднуется по юлианскому календарю 25 мая, этот день также является постным.

Праздник Головосек. Традиции и народные приметы

В народе говорят, что нельзя в этот день ничего резать, а то польётся алая кровь, поэтому Головосек - праздник, в который не готовили борщ и тем более не кушали, это являлось большим грехом для крестьян. Разрешалось употреблять в пищу всё постное или вообще ничего не есть. Хлеб нельзя было нарезать, только ломать.

Головосек входит в основные праздники и обычаи украинского народа, его чаще всего называют Иван Постный. Нельзя было танцевать или петь, так как именно после веселья была достигнута договорённость об обезглавливании Иоанна Святителя. Все желающие должны были попасть в церковь и молиться о своём здоровье.

Накануне праздника крестьяне по народной традиции изготавливали глиняную безголовую куклу. В вечернее время в день Головосека две девушки брали чучело и несли его к реке. После чего все собравшиеся должны были оплакивать его, как своего родного покойника. После этого куклу брали и выбрасывали в реку. Это олицетворяло Иоанна Крестителя.

В этот день было принято раздавать еду нищим, нуждающимся и странникам.

Также Головосек - праздник, в который крестьяне вспоминали о погибших на войне и молились о воинах, так как считалось, что их смерти сильно схожи с несправедливым уходом Пророка.

Приметы

В народе говорили, что ребёнок, родившийся в этот праздник, будет несчастлив всю жизнь.

Считалось, что если человек в этот день поранится – рана никогда не заживёт.

В белорусских поверьях говорилось, что пятна на луне означают голову Иоанна.

Представительницам слабого пола в этот день нельзя было кушать.

Для мужчин

Головосек - праздник, в который мужчинам запрещалось бриться и стричься. Также им нежелательно было в этот день смотреться в зеркало, браться за голову и касаться округлых предметов.

Соблюдайте все традиции и приметы в праздник Усекновения Головы Иоанна, и Господь обязательно будет вас оберегать.

autogear.ru

Головосек (праздник): история, традиции, народные приметы

На чтение 6 мин.

Усекновение головы Пророка Иоанна празднуется Русской Православной Церковью 11 сентября. В народе данный день именуется как Головосек. Праздник входит в число самых великих в православии. В этот день должен соблюдаться строгий однодневный пост. В народе считали, что когда приходил Головосек, начиналась осень, поэтому все православные люди в этот праздник не работали ради здоровья своих близких и скота. Также в этот день люди не ходили в лес, считалось, что змеи и злые духи там ищут свои дома. Что же это за день, давайте разберёмся.

День лишения Святого Иоанна головы

Усекновение (Головосек) считается одной из самых опасных и жутких дат, поэтому люди очень боялись пахать землю, сеять, отправляться в дальнюю дорогу, а также праздновать какие-либо торжества. В этот день запрещалось кушать то, что напоминало бы о голове, мече, крови, отсечении. Нельзя было ставить на стол круглые тарелки, блюда. Это связано с тем, что именно на блюде голова Предтечи была подана Ироду. Люди не осмеливались употреблять в пищу фрукты и овощи округлой формы (картофель, капусту, репу, лук, яблоки и т.д.). Нарезание также строго в этот праздник запрещалось. Считалось, что серп, нож, топор, косу нельзя было брать в руки. Какова же история празника Головосека, давайте разберёмся!

История

Итак, всё началось с того, что у галилеиского правителя Ирода была жена. Она была дочерью царя аравийского Арефы. Но вскоре Ирод её предал и ушёл к другой женщине по имени Иродиада. Царица всем сердцем желала отомстить ему. Иродиада являлась женой кровного брата Ирода. Иоанн наблюдал за этой порочной связью и не раз указывал на это правителю. Ирод не желал слушать, но не смел за это его наказывать, так как Иоанн ценился и уважался всем народом.

В день рождения Ирода проводился богатый пир, на котором вместе с гостями выплясывала молодая девушка по имени Саломея. Она была дочерью его сожительницы Иродиады. Саломея так понравилась Ироду, что тот приказал ей просить всего, чего она захочет. Девушка спросила совета у своей матери. Иродиада приказала дочери попросить на блюде голову Святого Иоанна. Узнав это, Ирод расстроился, ведь он очень боялся гнева Божьего. Но обещание есть обещание. Позже просьба была осуществлена, Пророку отрубили голову и принесли Саломее на блюде.

Как гласит предание, голова продолжала ругать правителя и его сожительницу за их связь. За это Иродиада взяла её, исколола язык иглой и закопала в землю. Жена царского ключника всё это увидела и тайно откопала голову Святого. Иоанна (так звали жену ключника) поместила её в сосуд и закопала на Елеонской горе недалеко от поместья Ирода. Тело же Святого Крестителя было погребено его учениками.

Наказание

Через некоторое время на всех злодеев обрушилась кара Божья. Саломея провалилась под лёд во время путешествия по реке Сикорис. Льдина обезглавила её, а тело так и не нашли. Голову Саломии принесли Иродиаде и Ироду так, как это в своё время было сделано с Иоанном. Ирод же понёс поражение, когда Арефа (аравийский царь) двинул на него свои войска. После этого Ирода и Иродиаду сослали в Испанию, где они погибли в нищете и позоре.

Через множество лет Голова Иоанна досталась вельможе Иннокентию во время строительства церкви. Он узнал о святыне, так как от неё постоянно исходили знамения и чудеса. Перед своей смертью Иннокентий побоялся, что святыню украдут, и спрятал её в то же место.

Через некоторое время Иоанн пришёл во сне двум послушникам иерусалимской церкви и указал на место захоронения его головы. Они откопали святыню, поместили её в мешок и отправились домой. По дороге им встретился горшечник, который согласился нести драгоценную ношу. Ночью ему пришёл во сне Иоанн и попросил убежать от послушников вместе со святыней.

В семье горшечника голова передавалась из поколения в поколение и, в конце концов, попала в руки к жестокому и властолюбивому Евстафию. Он пользовался силой, исходящей от головы, и обманул многих ни в чём не повинных людей. Через некоторое время его враньё открылось всем, и Евстафий бежал из города в позоре и унижении, закопав голову в пещере. Он очень надеялся, что через некоторое время он снова может забрать её. Но этого не случилось, Господь оберегал святыню. Там поселились благочестивые отшельники, которые создали на этом месте монастырь. В 452 году служителю монастыря Маркеллу пришёл во сне Иоанн и указал на место захоронения головы. Святыня была перемещена в Емессу, затем в Константинополь. Вот так к православным пришёл Иван Головосек.

День второго и третьего приобретения головы

Праздник второго приобретения головы Иоанна в Православной Церкви отмечают 24 февраля. В третий раз святыня была приобретена Патриархом Игнатием, который перенёс голову в церковь. На данный момент часть святыни хранится в Риме, а другая – во Франции. Третье приобретение празднуется по юлианскому календарю 25 мая, этот день также является постным.

Праздник Головосек. Традиции и народные приметы

В народе говорят, что нельзя в этот день ничего резать, а то польётся алая кровь, поэтому Головосек — праздник, в который не готовили борщ и тем более не кушали, это являлось большим грехом для крестьян. Разрешалось употреблять в пищу всё постное или вообще ничего не есть. Хлеб нельзя было нарезать, только ломать.

Головосек входит в основные праздники и обычаи украинского народа, его чаще всего называют Иван Постный. Нельзя было танцевать или петь, так как именно после веселья была достигнута договорённость об обезглавливании Иоанна Святителя. Все желающие должны были попасть в церковь и молиться о своём здоровье.

Накануне праздника крестьяне по народной традиции изготавливали глиняную безголовую куклу. В вечернее время в день Головосека две девушки брали чучело и несли его к реке. После чего все собравшиеся должны были оплакивать его, как своего родного покойника. После этого куклу брали и выбрасывали в реку. Это олицетворяло Иоанна Крестителя.

В этот день было принято раздавать еду нищим, нуждающимся и странникам.

Также Головосек — праздник, в который крестьяне вспоминали о погибших на войне и молились о воинах, так как считалось, что их смерти сильно схожи с несправедливым уходом Пророка.

Приметы

В народе говорили, что ребёнок, родившийся в этот праздник, будет несчастлив всю жизнь.

Считалось, что если человек в этот день поранится – рана никогда не заживёт.

В белорусских поверьях говорилось, что пятна на луне означают голову Иоанна.

Представительницам слабого пола в этот день нельзя было кушать.

Для мужчин

Головосек — праздник, в который мужчинам запрещалось бриться и стричься. Также им нежелательно было в этот день смотреться в зеркало, браться за голову и касаться округлых предметов.

Соблюдайте все традиции и приметы в праздник Усекновения Головы Иоанна, и Господь обязательно будет вас оберегать.

hochyvseznat.ru

Народный праздник 11 сентября – Головосек: приметы, обряды и традиции

Другие названия: Иван Головосек; Полеток; Полетовщик; Репный праздник; Иван-постный; Иван Предтеча; Голосевка; Иван Пролетный; постный день; Иван Сухой; Иван – осенний торжок

Церковное название: Усекновение главы Иоанна Предтечи

Значение: Посвящен памяти о мученической смерти крестителя Иисуса Христа

Традиции: Ничего не режут ножом; не едят круглых и красных плодов; не веселятся; уборка репы; сбор лечебных кореньев

Народный праздник Головосек проходит 11 сентября (дата по старому стилю – 29 августа). В этот день православная церковь отмечает усечение головы Иоанна Крестителя, в честь чего установлен строжайший однодневный пост.

Святой неоднократно обвинял правителя Галилеи Ирода, что тот имеет греховные отношения с супругой брата Иродиадой при живой жене. Император прощал речи Иоанна из-за боязни Божьего гнева.

По случаю дня рождения правителя было устроено пиршество, на котором для именинника станцевала дочь любовницы, Саломия. Ирод был столь очарован, что пообещал во всеуслышание выполнить любое ее желание. Посоветовавшись с матерью, девушка потребовала голову Крестителя. Так Иоанн был лишен жизни.

В ту же зиму Саломия провалилась под лед. Она пыталась выбраться, ее движения напоминали танец, который закончился в тот миг, когда острый лед отсек ей голову. Иродиада и Ирод также были наказаны. Они были сосланы в Испанию, и там их поглотило землетрясение.

Традиции и обряды 11 сентября

Народный праздник имеет большое количество запретов. В память о скорбном событии в этот день не разрешается употреблять в пищу любой красный продукт (гранат, арбуз) или по форме своей напоминающий голову (лимон, апельсин, яблоко, капустный кочан).

Считается, что веселиться, танцевать и петь в этот праздник – большой грех.

На Головосека запрещено есть мясо и брать в руки любой предмет, напоминающий по форме меч. Хлеб нарезается заранее, чтобы потом не ломать его руками.

Также нельзя копать картошку, срывать яблоки и срезать мак.

С этого дня считается, что осень вступила в свои права.

Приметы на 11 сентября

Иван постный пришел, лето красное увел.

Иван постный - осени отец крестный.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

На Ивана постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купалу собирают травы.

На Ивана постного щей не варят.

На Ивана постного последнее стлище на льны.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

С Ивана-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Лебедь несет на носу снег.

Скворцы долго не улетают - к сухой осени.

Стаи грачей тянутся темными вечерами - к хорошей погоде.

Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима.

Именины 11 сентября празднуют: Иван, Исаакий, Ульяна.

dengi-i-udacha

slavdelo.dn.ua

Головосек - это... Что такое Головосек?

Головосек
Репа
Тип народно-православный
иначе Полеток, Репный праздник, Иван-постный
также Обретение главы Иоанна Предтечи (христ.)
Значение вторая встреча осени
Отмечается восточными славянами
Дата 29 августа (11 сентября) 
Празднование постный, но обильный стол
Традиции не едят круглых и красных плодов, не используют нож. Угощают нищих, начинают уборку репы, собирают лечебные коренья

Головосек (христ. Обретение главы Иоанна Предтечи) — день народного календаря славян, выпадающий на 29 августа (11 сентября) . В этот день мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает. Строгий однодневный пост. Начало Репных Дней. «Репный» праздник отмечается без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного — лечебные коренья.

Другие названия дня

Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, «Калінавік» (белорус.), Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост, «Волосiка» (укр.), «Олысийкы» (белорус.), «Іван Сценцель» (белорус.), Иоанн Предтеча.

Обряды

День усекновения главы Иоанна Предтечи крестьяне считали началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает»[1]. Он требует соблюдения строгого поста и отказа от работы ради здоровья людей и скота. В этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что тогда змеи уходят на зиму в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоёмов, полей и лесов самовилы, самодивы и другие злые духи[2].

Усекновение признаётся одним из самых опасных праздников: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»[3].

Обрядность праздника Усекновения во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

  • По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде.
  • Также считалось, что в этот день нельзя употреблять в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, лук, репу)[3][4].
  • Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает.[3]
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца.[2] Белорусы Витебщины боялись варить ботвинью, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь.
  • На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя».
  • В белорусском Полесье бытует поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя.

Все вышеперечисленные обряды и поверья являются отголоском языческой культуры древних славян и не имеют ничего общего с учением Православной Церкви.

См. также

Примечания

Литература

biograf.academic.ru

Иван Головосек: 11 запретов на опасный день 11 сентября

11 сентября 2018 10:00 Алина Разумовская

11 сентября по народному календарю славян называется Головосек, а церковь отмечает память Усекновения главы Иоанна Предтечи. 11 сентября считается одним из опасных дней, когда многие вещи запрещено делать, чтобы не привлечь болезни и неприятности.

Читайте такжеПочему нельзя носить чужие вещи и украшения: чем вы рискуете

Церковь считает Усекновение главы Иоанна Предтечи одним из великих праздников, когда почитается память мученической смерти пророка Иоанна Предтечи, которому отрубили голову по приказу тетрарха Ирода. В народе этот день прозвали Головосек и придерживались строжайших правил. И народ, и церковь с почтением относятся к традициям и приметам этого дня.

Читайте также29 августа праздник Третий Спас: приметы и традиции на Ореховый Спас

Церковь отрицает любые народные суеверия. Согласно церковным правилам 11 сентября нужно придерживаться строгого поста, отменить веселья и тяжелый труд, провести день в молитве, сходить в церковь, навестить родных, помочь нуждающимся. Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей.

У славян Головосек считается одним из опаснейших дней, для него издавна существуют свои традиции и приметы, которые в народе стараются строго соблюдать, чтобы не навлечь беду на себя и близких.

11 сентября считают концом лета и началом осени, с сегодняшнего дня «мужик осень встречает, баба свое — бабье лето начинает». Этот день также называют Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Волосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение

Главный запрет на Головосек - нельзя пользоваться острыми режущими предметами – ножницами, ножом, резать и есть все то, что имеет круглую форму, напоминая отрубленную голову пророка. 

Головосек считали несчастливым днем, раны полученные в этот день долго не заживали, сегодня нельзя веселиться, пить спиртное, петь и танцевать – ведь именно во время пира, после танца Соломеи отрубили голову Иоанну Крестителю.

Ребенку, родившемуся 11 сентября прочили несчастливую судьбу. Чтобы защитить ребенка от несчастий, младенцу выбирали счастливое сильное имя - называли в честь пророка - мальчиков Иванами, девочек Иванками.

Читайте также7 необычных свадебных традиций Германии: яркие впечатления гарантированы

В этот день не ходили в лес и не спускались в погреб, так как боялись змей и злых духов, которые прячутся в норы на зиму.

Сегодня не начинали никаких важных дел: не работали в поле и на огороде, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы и не справляли никакие веселья. Хозяйки не принимались за шитье и вышивание, не расчесывали волосы.

Что нельзя делать 11 сентября, согласно народным приметам

11 запретов на 11 сентября:

• Круглого не ешь да на стол не ставь, иначе беда в дом постучится.

• Денег в долг не дают и не отдают ничего из дома, чтобы потом в бедности не скитаться.

• Новые дела не начинай — им ходу не будет.

• На Головосека стричься повремени, иначе волос испортится, коса жидкой станет.

• Ножом пользоваться на Головосека забудь, а то нож будет тебя резать.

• Веселиться в день праздника нельзя, иначе весь год проплачешь.

• Ребенок в этот день родился, Иваном нареки, чтобы уберечь его от бед любых.

• Красное не ешь и не пей, чтобы Иоанна не гневить.

• Вина не пей, иначе пьяницей станешь.

• В лес не ходи, там собираются змеи перед зимовкой.

• В дальний путь не отправляйся - не будет счастливой дороги.

Читайте такжеУспение Пресвятой Богородицы 28 августа: что можно и нельзя делать

Вам будет интересно узнать, что можно и нельзя делать на Медовый Спас

  

kolobok.ua

Головосек 11 сентября: что это за праздник

Головосек — старинный славянский праздник, приуроченный ко Дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. За время его существования появилось немало традиций, которые почитаются и по сей день.

В самом названии праздника есть отсылка к библейскому событию, которому и посвящен этот день. 11 сентябрь 2017 года верующие будут вспоминать то, что произошло во время прихода Спасителя на землю обетованную и какое это имеет отношение к церковному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи и становлению славянского торжества Головосек.

День усекновения главы Иоанна Предтечи

Повсеместно 11 сентября христиане вспоминают мученическую казнь пророка Иоанна Предтечи. События того дня описывают страшную картину жесткости и людской озлобленности по отношению к праведному человеку. Крестителя Иоанна подвергли заточению, а спустя год казнили.

Православная церковь чтит традиции и ежегодно отдает дань почтения святому Иоанну. 11 сентября проводится богослужение и соблюдается строжайший пост. Силу обретают молитвы к проповеднику, а верующие люди вспоминают великомученика с любовью и скорбью в сердце.

Головосек — день народного календаря у славян

Практически все славянские праздники представляют собой результат смешения языческих верований и христианства.

Иоанн Креститель после принятия христианства стал важной фигурой в мировосприятии людей. Языческий праздник, приходившийся на 11 сентября, был совмещен с церковным торжеством и вобрал в себя множество традиций, обычаев и примет — как народных, так и связанных с библейскими событиями.

Имя Иоанна Предтечи было тесно связано с уходящим летом. Предаваясь воспоминаниям о жизни Крестителя и его ужасном испытании, люди одновременно с этим встречали осень, провожая теплые летние дни.

Обычаи и обряды праздника

В народе 11 сентября считалось концом лета и началом осени. На протяжении всего дня соблюдался строжайший пост и отдых от тяжелой работы. Делалось это для того, чтобы не навредить личному здоровью.

В Головосек запрещалось ходить в лес. Считалось, что в этот день злые духи полей, водоемов и чащ превращаются в змей и рыскают в поисках нор, чтобы спрятаться под землю.

Головосечение в языческой культуре — страшный праздник. Народное поверье предупреждало, что каждый рожденный 11 сентября был обречен на несчастную жизнь. Раны и царапины, полученные случайно, символизировали начало черной полосы. День недели, на который выпадало торжество, считался неудачным на протяжении всего года. Наши предки не назначали ничего важного, не кроили одежду и даже не расчесывали волосы.

Табу лежало на всем, что так или иначе напоминало казнь великого пророка Иоанна: голова, кровь, блюдо, меч, топор.

В праздник Усекновения нельзя было использовать в обиходе ничего круглого, в особенности тарелки, блюда и подносы. По библейским сказаниям, голова Крестителя была передана в дар Саломее, иудейской царевне, на огромном блюде.

К приходу гостей было принято печь длинные пироги.

Наши пращуры не употребляли в пищу округлые фрукты и овощи. Поскольку они, хоть и отдаленно, но все же напоминали голову.

Запрещалось использовать заостренные предметы: топор, косу, нож, меч, серп. Поверье гласило, что в течение года отрубленная голова Иоанна Предтечи воссоединяется с телом, прирастая к нему, и горе тому, кто станет что-то резать. Ведь тогда голова вновь отпадет, а человека, поступившего традициями, настигнет череда неудач.

Красная снедь и напитки также были запрещены, потому что напоминают кровь святого пророка. Раньше верили, что в противном случае вскоре в доме прольется чья-то кровь.

В это время никто не плясал и не пел, поскольку именно своим танцем Саломея выпросила голову Крестителя в качестве подарка.

Лунные пятна, которые проступают в это время, символически относили к голове Иоанна, наблюдавший за непокорными людьми.

dailyhoro

slavdelo.dn.ua

Головосек — Википедия

Головосек
</td>
Репа
Тип народно-христианский
Иначе Полеток, Репный праздник, Иван-постный
также Усекновение главы Иоанна Предтечи (церк.)
Значение вторая встреча осени
Отмечается восточными славянами
Дата 29 августа (11 сентября) 
Празднование постный, но обильный стол
Традиции не едят круглых и красных плодов, не используют нож. Угощают нищих, начинают уборку репы, собирают лечебные коренья
Икона «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни в житии». XVIII век

Головосе́к — праздник народного календаря у славян, приуроченный к христианскому празднику[1][нет в источнике]Усекновение главы Иоанна Предтечи, который отмечается на 29 августа (11 сентября) . В этот день «мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает»[2]. Начинали убирать репу[3]. «Репный праздник» отмечается без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников[4]. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного — лечебные коренья[5].

Другие названия[править]

Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день[3], Иван — осенний торжок, Иван-постный[6]; белор. Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян[7][8]; полес. Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение[9]; укр. Іван Пісний[10], Головосіка[11].

Славянские обряды[править]

Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей[12].

Считается концом лета и началом осени, когда небо, земля и вода «рассекаются», и наступает похолодание[13]. «С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает»[2]. Во время праздника соблюдают строгий пост и полный отказ от работы ради здоровья людей и скота[14].

В этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что тогда змеи уходят в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоемов, полей и лесов самовилы, самодивы и другие злые духи[13].

Усекновение считалось одним из самых опасных праздников: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»[15].

Обрядность праздника во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

  • По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде[16].
  • Вместо круглого, в этот день хозяйки пекли долгий пирог[17].
  • Считается грехом употреблять в этот день в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, капусту), так как они отдалённо напоминают голову[12].
  • Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает[15].
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца[16].
  • Белорусы Витебщины боялись варить ботвинью, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь[16].
  • На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя»[18].
  • В Белорусском Полесье бытовало поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя[19].

До двадцатых годов XIX-го столетия, на Руси соблюдался особый праздничный обряд, приурочивавшийся ко дню 29-го августа. Молодёжь сходилась со всего села к околице. Приносилась туда — заранее кем-нибудь из старых людей накануне приготовленная — глиняная, одетая в холщевый саван, кукла в рост человеческий. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодые девушки и бережно молча несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу наземь. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось особыми причетами. По прошествии некоторого времени, оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы — с размаху бросали в воду. Этот обезглавленный человек в саване олицетворял св. Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побежденным тёмными силами красным летом[20].

Поговорки и приметы[править]

  • Иван Постный – осени отец крестный![17]
  • Иван Постный пришёл, лето красное увёл[21].
  • На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол[17].
  • На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана[22].
  • Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам наибольший поп грехов не умолит[23].
  1. ↑ Пропп, 1995, с. 14
  2. 2,02,1 Коринфский, 1901, с. 375
  3. 3,03,1 Усов, 1997, с. 265
  4. ↑ Соколовский, 1996, с. 208
  5. ↑ Власова, 2000, с. 198
  6. ↑ Коринфский, 1901, с. 371
  7. ↑ Лозка, 2002, с. 173
  8. ↑ Васілевіч, 1992
  9. ↑ Толстая, 1997, с. 295
  10. ↑ Сапіга, 1993
  11. ↑ Воропай, 1958, с. 159
  12. 12,012,1 Котович, Крук, 2010, с. 244
  13. 13,013,1 Толстая, 1999, с. 368–369
  14. ↑ Толстая, 1995, с. 135
  15. 15,015,1 Иоанн Креститель (Словарь языческой мифологии славян).
  16. 16,016,116,2 Толстая, 1995, с. 136
  17. 17,017,117,2 Коринфский, 1901, с. 377
  18. ↑ Толстая, 1999, с. 369
  19. ↑ Толстая, 1999, с. 421
  20. ↑ Коринфский, 1901, с. 378
  21. ↑ Некрылова, 1991, с. 332
  22. ↑ Коринфский, 1901, с. 376
  23. ↑ Коринфский, 1901, с. 374
  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  2. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6.
  4. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  5. Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  6. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  7. Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  8. Иван Головосек / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 368–370. — ISBN 5-7133-0982-7.
  9. Толстая С. М. Головосек // Славянская мифология. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 135–136. — 416 с.
  10. Иоанн Креститель / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 420–421. — ISBN 5-7133-0982-7.
  11. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  12. Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  13. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. —.  (белор.)
  14. Воропай О. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с.  (укр.)
  15. Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

wp.wiki-wiki.ru

Народный праздник 11 сентября – Головосек: приметы, обряды и традиции

Другие названия: Иван Головосек; Полеток; Полетовщик; Репный праздник; Иван-постный; Иван Предтеча; Голосевка; Иван Пролетный; постный день; Иван Сухой; Иван – осенний торжок

Церковное название: Усекновение главы Иоанна Предтечи

Значение: Посвящен памяти о мученической смерти крестителя Иисуса Христа

Традиции: Ничего не режут ножом; не едят круглых и красных плодов; не веселятся.

Народный праздник Головосек проходит 11 сентября (дата по старому стилю – 29 августа). В этот день православная церковь отмечает усечение головы Иоанна Крестителя, в честь чего установлен строжайший однодневный пост.

Святой неоднократно обвинял правителя Галилеи Ирода, что тот имеет греховные отношения с супругой брата Иродиадой при живой жене. Император прощал речи Иоанна из-за боязни Божьего гнева.

По случаю дня рождения правителя было устроено пиршество, на котором для именинника станцевала дочь любовницы, Саломия. Ирод был столь очарован, что пообещал во всеуслышание выполнить любое ее желание. Посоветовавшись с матерью, девушка потребовала голову Крестителя. Так Иоанн был лишен жизни.

В ту же зиму Саломия провалилась под лед. Она пыталась выбраться, ее движения напоминали танец, который закончился в тот миг, когда острый лед отсек ей голову. Иродиада и Ирод также были наказаны. Они были сосланы в Испанию, и там их поглотило землетрясение.

Традиции и обряды 11 сентября

Читайте: Народный календарь: 7 запретов на Головосек 11 сентября

Народный праздник имеет большое количество запретов. В память о скорбном событии в этот день не разрешается употреблять в пищу любой красный продукт (гранат, арбуз) или по форме своей напоминающий голову (лимон, апельсин, яблоко, капустный кочан).

Считается, что веселиться, танцевать и петь в этот праздник – большой грех.

На Головосека запрещено есть мясо и брать в руки любой предмет, напоминающий по форме меч. Хлеб нарезается заранее, чтобы потом не ломать его руками.

Также нельзя копать картошку, срывать яблоки и срезать мак.

С этого дня считается, что осень вступила в свои права.

Приметы на 11 сентября

Иван постный пришел, лето красное увел.

Иван постный - осени отец крестный.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

На Ивана постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купалу собирают травы.

На Ивана постного щей не варят.

На Ивана постного последнее стлище на льны.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

С Ивана-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Лебедь несет на носу снег.

Скворцы долго не улетают - к сухой осени.

Стаи грачей тянутся темными вечерами - к хорошей погоде.

Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима.

Именины 11 сентября празднуют: Иван, Исаакий, Ульяна.

dengi-i-udacha

slavdelo.dn.ua

Головосек — Википедия

Головосек

Репа
Тип народно-христианский
Иначе Полеток, Репный праздник, Иван-постный
Также Усекновение главы Иоанна Предтечи (церк.)
Значение вторая встреча осени
Отмечается восточными славянами
Дата 29 августа (11 сентября)
Празднование постный, но обильный стол
Традиции не едят круглых и красных плодов, не используют нож. Угощают нищих, начинают уборку репы, собирают лечебные коренья
Икона «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни в житии». XVIII век

Головосе́к — день народного календаря у славян, приходящийся на 29 августа (11 сентября). Название дня происходит от церковного воспоминания «усекновения» головы Иоанна Крестителя.

Говорили, что в этот день «мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает»[1]. С этого дня начинали убирать репу[2]. «Репный праздник» отмечался без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников[3]. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на «Ивана постного» — лечебные коренья[4].

Другие названия

Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день[2], Иван — осенний торжок, Иван-постный[5]; белор. Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян[6][7]; полес. Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение[8]; укр. Іван Пісний[9], Головосіка[10]; серб. Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе; хорв. Usikovac[11].

Обычаи

Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей[12].

Считается концом лета и началом осени, когда небо, земля и вода «рассекаются», и наступает похолодание[13]. «С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает»[1]. Во время праздника соблюдают строгий пост и полный отказ от работы ради здоровья людей и скота[14].

В этот день остерегались ходить в лес[где?], так как считали, что тогда змеи уходят в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоемов, полей и лесов самовилы, самодивы и другие злые духи[13].

Усекновение считалось одним из самых опасных праздников[где?]: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»[15].

Обрядность праздника во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

  • По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде[16].
  • Вместо круглого, в этот день хозяйки пекли долгий пирог[17].
  • Считается грехом употреблять в этот день в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, капусту), так как они отдалённо напоминают голову[12].
  • Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает[15].
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца[16].
  • Белорусы Витебской губернии боялись варить ботвинью, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь[16].
  • На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя»[18].
  • В Белорусском Полесье бытовало поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя[19].

До двадцатых годов XIX-го века, в Российской империи соблюдался особый праздничный обряд, приурочивавшийся к 29-го августа. Молодёжь сходилась со всего села к околице, куда приносилась накануне приготовленная кем-нибудь из пожилых людей глиняная, в холщовом саване, высотой в человеческий рост, кукла. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодые девушки и бережно молча несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу на землю. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось особыми причитаниями. По прошествии некоторого времени, «оплаканного» глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы — с размаху бросали в воду. Эта обезглавленная кукла в саване олицетворяла святого Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом[20].

У хорватов у сербов и черногорцев также в этот день нельзя было начинать работы, а также что-либо резать или рубить[11].

Поговорки и приметы

  • Иван Постный – осени отец крестный![17]
  • Иван Постный пришёл, лето красное увёл[21].
  • На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол[17].
  • На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана[22].
  • Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам наибольший поп грехов не умолит[23].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Коринфский, 1901, с. 375.
  2. 1 2 Усов, 1997, с. 265.
  3. ↑ Соколовский, 1996, с. 208.
  4. ↑ Власова, 2000, с. 198.
  5. ↑ Коринфский, 1901, с. 371.
  6. ↑ Лозка, 2002, с. 173.
  7. ↑ Васілевіч, 1992.
  8. ↑ Толстая, 2005, с. 295.
  9. ↑ Сапіга, 1993.
  10. ↑ Воропай, 1958, с. 159.
  11. 1 2 Кашуба, 1978, с. 216.
  12. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 244.
  13. 1 2 Толстая, 1999, с. 368–369.
  14. ↑ Толстая, 1995, с. 135.
  15. 1 2 Иоанн Креститель (Словарь языческой мифологии славян).
  16. 1 2 3 Толстая, 1995, с. 136.
  17. 1 2 3 Коринфский, 1901, с. 377.
  18. ↑ Толстая, 1999, с. 369.
  19. ↑ Толстая, 1999, с. 421.
  20. ↑ Коринфский, 1901, с. 378.
  21. ↑ Некрылова, 1991, с. 332.
  22. ↑ Коринфский, 1901, с. 376.
  23. ↑ Коринфский, 1901, с. 374.

Литература

  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
  • Коринфский А. А. Иван Постный // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 373—380.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  • Иван Головосек / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 368–370. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Толстая С. М. Головосек // Славянская мифология. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 135–136. — 416 с.
  • Иоанн Креститель / Толстая С. M. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 420–421. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Воропай О.[uk]. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с.  (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

Ссылки

wikipedia.green


Смотрите также