Праздник фекла заревница


Фёкла Заревница — Википедия

Фёкла Заревница (также Именины овина) — день народного календаря у славян, приходящийся на 24 сентября (7 октября). Название дня происходит от имени святой Фёклы Иконийской. Восточные славяне в ночь на этот день возжигали «новый огонь», начинались «замолотки»[1].

рус. Замолотки[2][3], Именины овина[4], Фекла-заревница, жареница, запрядальняя[5], Запредельница[6], День Феклы[1]; белор. Тэкля, Нікандр, Галакціён, Уладзіслаў[7]; укр. Єфросинії[8]; серб. Текла[8]; польск. Gerard[9].

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — святые Фёкла Иконийская, Никандр Псковский, Галактион Вологодский, Владислав сербский, Евфросиния Александрийская, славянами-католиками — святой Герард Венгерский; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Преподобной Фёкле молятся при болезни глаз; преподобному Никандру молятся при разных недугах и немощах[10].

В ночь на этот день возжигали «новый» огонь и начинали «замолотки»[1]. Живой огонь добывали путём трения. Обряд был характерен для населения многих губерний Российской империи в XIX веке. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже — берёза, сосна[11].

Добытый живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель — костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губернии в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия — ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. В некоторых местах этот обряд проводили 21 сентября[12].

Возможно первые овинные костры в древности посвящались осеннему равноденствию, которое по старинным календарям приходилось на 24 сентября по юлианскому календарю. Так в древних церковных поучениях (например, «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере») постоянно звучит осуждение молений огню под овином[13].

Белорусы, разводя огонь под овином, бросали в него необмолоченный сноп ржи, как жертву огню[14].

Перед тем как садить снопы, у овинника спрашивали разрешения: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Считалось — не ублажить овинника — беда! Если он прогневается — овин может сгореть[15].

Жители Калужской губернии Медынского уезда по случаю овинных именин, пекли блины из муки нового урожая, разговлялись ими и, прихватив с собой три блина с солью, шли на ригу веять обмолоченную рожь. Придя в ригу, клали на окно хлеб-соль и, низко кланяясь, говорили: «Вот тебе, рижка, наша хлеб-соль; тебе на стоянье, а нам на доброе здоровье; тебе, рижка, постоять, а нам тебе послужить». Начиная сушку снопов, прежде всего просили благословения у Бога, святых и всех усопших предков: «Благослови, Господи, и дай нам святой Антоний и Илья-пророк, начинать по добру. Благословите, праведные родители, нашей рижке постоять»[13].

С этого дня начинанались «замолотки». Почти весь день накануне забавлялись и пели песни. С полуночи зажигали «новый» огонь и при нём начинали молотьбу в овине. Первый овин (овин собственно значит гумно) называли «именинным». Вокруг первых овинов собирались молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводили ночь в песнях. За ночь снопы высыхали. Утром их сбрасывали с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивали специальными колотушками. Обмолот особенно любила молодёжь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов[5].

Накормить молотильщиков первого овина — забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам по обычаю, была «домолотная» каша с маслом. Когда поспевала каша, тогда молотильщики садились в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывал кашу, а молотильщики говорили: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», — и потом ели её с маслом[16].

Во многих местах русские обмолачивали в этот день именной сноп — первый сноп, что сжат был и принесён в красный угол. И муку от первого снопа несли «большухе». «Большуха» пекла хлеб, потом ломала этот хлеб так, чтобы по куску досталось всем домочадцам и немного скоту — на доброе здравие[16].

На юге Украины, когда начинали молотьбу, хозяин разбрасывал зёрна из освящённого жатвенного венка по току, таким образом освящая весь хлеб[17].

Про Фёклу говорили: не плетёт волосы Фёкла в косу, не завязывает в бабий узел, оттого-то они и торчат у неё в разные стороны. Было поверье: в этот день всё, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коль полюбили — навсегда, коль женятся — то долгим счастье будет[18].

Крестьяне говорили, что зари берут в этот день. Зари — это желания, страсти. От подруг докучливых, от доглядов матушкиных тайно бегали девицы к овину. Домовому калач носили. По рассказам старух, овинный домовой непременно скажет ей о милом, о суженом. Просовывала девица с оглядкой, чтобы никто не увидел, руку с калачом в овинное окно. Спрашивала с надеждой[16]:

Овинный домовой,
Батюшка заревой,
Не смейся, не лукавь,
Возьми оржаной калач
И назначь:
Мне житьё-бытьё собирать ли,
Суженого ждать ли?

Считалось, что коли никто не трогал руки девичьей, не брал принесённый девицей калач, то сидеть девице в девках. Коли холодная рука девичьей касалась, это означало, что идти девице за бедного. А тёплым, мягким покажется прикосновение — богатый возьмёт в жёны. И часто парни, а то и старики подшучивали над девицами: зная об их думах, скрытно забирались в овины[19].

В это день обыкновенно старались хоть немного попрясть, чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу. Поэтому и святая называется в народе Фёклой запрядальной[20].

В Мядельском районе Минской области с этого дня и до Покрова считали «Бабиным летом». В эту пору гадали на «счастливую бабулю» (повивальную бабку). Все эти дни заранее «раздавались» повитухам, принимавшим роды в окрестностях. Если день выдавался солнечный и тихий, это значило, что рука у соответствующей повитухи лёгкая, и роды с ней пройдут легко[21].

  • День убывает-убегает уже не куриными шагами, а лошадиными; ночи становятся темным-темнёшеньки, зори — всё багрянее[3].
  • Первый овин называют именинником[22].
  • Хоть овин гори, а молотольщиков корми[23].
  • Герард порой подаёт надежду, будто с ним придёт второе лето (польск. Gerard czasem wróży na to, że z nim przyjdzie drugie lato)[9].
  1. 1 2 3 Юдина, 2000, с. 371.
  2. ↑ Даль, 1879, с. 518.
  3. 1 2 Коринфский, 1901, с. 391.
  4. ↑ Левкиевская, Плотникова, 2004, с. 493.
  5. 1 2 Некрылова, 2007, с. 491.
  6. ↑ Власова, Тишков, 2008, с. 614.
  7. ↑ Васілевіч, 1992, с. 590.
  8. 1 2 Агапкина и др., 2009, с. 624.
  9. 1 2 Etnografia Lubelszczyzny
  10. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 267.
  11. ↑ Вытирание огня // РЭМ
  12. ↑ Сахаров, 1885, с. 133.
  13. 1 2 Тульцева, 1999, с. 645.
  14. ↑ Гойман, 2000, с. 19.
  15. ↑ Мадлевская, 2005, с. 392.
  16. 1 2 3 Рожнова, 1992, с. 121.
  17. ↑ Усачева, 1995, с. 320.
  18. ↑ Рожнова, 1992, с. 120.
  19. ↑ Платонов, 2007, с. 858.
  20. ↑ Некрылова, 1991, с. 366.
  21. ↑ Лозка, 2002, с. 188.
  22. ↑ Максимов, 1985, с. 116.
  23. ↑ Даль, 1880—1882.
  • Сентябрь / Агапкина Т. А., Плотникова А. А., Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 621—625. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Гойман А. А. Картина мира человека Древней Руси. Древняя Русь: ранние этапы этно-политической истории. — Ярославль: ЯГПУ, 2000. — 45 с.
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5.
  • Овин // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Сентябрь / Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2. — С. 518.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Сентябрь-листопад // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 391, 58.
  • Овин / Левкиевская Е. Е., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 493–495. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Мадлевская Е. Л. Овин // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Куль хлеба и его похождения. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 238 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Платонов О. А. Фекла Заревница // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 858. — ISBN 978-5-902725-05-3. (недоступная ссылка)
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Русские: история и этнография / под ред. И. В. Власовой и В. А. Тишкова. — М.: Олимп, 2008. — 751 с. — ISBN 978-5-17-052666-6.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  • Тульцева Л. A. Календарные праздники и обряды // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 615–645. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Венок жатвенный / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 318–320. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)

ru.wikipedia.org

какого числа, дата и история праздника

Дата в 2020 году 7 октября 2020 года, Среда
Церковное название: Первомученицы равноапостольной Феклы Иконийской
Значение: В память праведной Феклы Иконийской
Другие названия: Замолотки, Фекла Запрядальница, Запредельница, Фекла Запрядальная, именины овина
Традиции: Обновлять огонь, гадания на суженного, молотить зерно, кормить работников молотильни кашей из первого урожая


Фекла Заревница отмечается в память праведной Феклы Иконийской, которая была ученицей и последовательницей апостола Павла. Услышав его проповеди, она отказалась от замужества и последовала за Павлом. За время своей жизни Фекла не раз подвергалась гонениям, но все испытания претерпела достойно и ушла к Господу в глубокой старости. По традиции в этот день разжигали огонь, молотили зерно и пряли. Праздничное событие отмечают 7 октября.

История праздника

Городом, в котором жила праведница, был Иконий. Она родилась в знатной семье, традиции которой делали возможным обручение дочерей еще с младенческого возраста. Как-то Фекла шла по улице и услышала речи апостола Павла, который в то время держал путь через эти места. Праведница пришла в восторг от этих проповедей и решила стать христианкой. Она отказалась от замужества, хотя ее уже собирались выдать за юношу знатного происхождения. Раздосадованный жених подал обращение к правителю.

Апостола Павла сначала бросили в темницу. Праведная Фекла пробралась туда и общалась с Павлом в течение трех суток, пока не была обнаружена стражей. Суд города определил приговор Павлу в виде изгнания из населенного пункта. Праведнице грозило сожжение на костре за исповедование христианства. Когда начали казнь, пошел дождь, который не давал пламени коснуться мученицы, хотя небо было ясным. После неудачной казни Феклу также приговорили к изгнанию из города, она последовала за Павлом.

Господь не раз сохранял праведную Феклу о напастей благодаря ее вере. Однажды ее пытались растерзать звери, но по промыслу Божию они не смогли причинить вреда праведнице. Фекла имела привлекательный внешний вид и однажды несколько выпивших юношей пытались покуситься на нее, но им этого не удалось. Произошло чудо, перед праведницей возникла гора, где она укрылась в пещере. Фекла ушла из жизни в 90 лет, но перед этим она помогла многим людям обрести христианскую веру. Часть из этих людей были исцелены праведницей.

Традиции и обряды

Памятное событие в народе называют «Заревницей» из-за того, что в этот день зажигают первые огни. Но прежде нужно было затушить все горящие огни, чтобы добыть новый огонь. Процедуру доверяли совершать мужчинам, у которых уже были семьи. Огни тушились в печах, божницах, сохраняться огонь мог только в церкви. После этого начинали процедуру добычи нового огня. Делалось это с помощью трения, для чего было специальное приспособление. Небольшой лук использовали для трения деревяшки, сделанной из березы. Специальная ямка служила для своевременного поднесения лучины. Когда в процессе исходил дымок, подставляли трут, который быстро разгорался.

Другим способом было трение дерева друг о друга как при пилении. Использовали дерево дуба или липы, а иногда березы или сосны. После того, как огонь был разведен, от него зажигали огни в печах, проводили обряд по окуриванию дымом домашних животных. Существовал обряд, когда скотину прогоняли через зажженные тоннели. Считалось, что так на нее не будет действовать мор. С помощью огня в этот день в некоторых местах выявляли ведьм. Всех просили пройти сквозь обновленный огонь, считая, что ведьма не сможет этого сделать.

В этот день молотили зерно, а хозяйка кормила работников приготовленной с первых зерновых кашей. Люди верили, что все, что завязывается в эту дату, нельзя было развязать. Тем, кто играл в этот день свадьбу, пророчили крепкую семейную жизнь. На Феклу старались прясть, чтобы приучить себя к этому делу. По этой причине есть еще одно название праздника «Запредельница». Девушки занимались гаданиями на суженого и тайком шли к овну с калачом, просовывали руку, читали заговор. Считалось, если девушка не почувствует прикосновение к своей руке, не сложится у нее личная жизнь. Теплое прикосновение – выйдет замуж за состоятельного парня, холодное – за бедного. Этим пользовались местные юноши и старики, прячась заранее в овинах.

На Феклу шли в лес, чтобы осуществить последний в году сбор боровиков. Удачный сбор грибов сулил хорошим застольем, на котором подавали грибные блюда. Занимались в этот день и уборкой свеклы, из которой затем происходило приготовление борща. Была поговорка, что на Феклу нужно дергать свеклу. Про этот овощ дети слышали много загадок в этот день.

Приметы

На Феклу существовало много примет, по которым предсказывали погоду и призывали в дом счастье:

  • Не покормить молотильных работников кашей с первым урожаем или другим угощением считалось дурным знаком.
  • Большое количество желудей говорило о теплом зимнем периоде и большом урожае хлеба летом.
  • Если на вишнях листья в этот день не опали, прихода зимы еще не будет. А если пойдет снег, то растает.
  • Считалось, что с этой даты дни резко шли на убыль.
  • На Феклу рассвело рано, а солнце светит ярко, значит, погода сменится.
  • Желтые листья держатся на деревьях – заморозки не наступят еще долго.
  • Громовые раскаты в этот день означают короткий теплый зимний сезон.
  • Линька у белок начинается с хвостовой части – ждать лютую морозную зиму.
  • Если ветер дует с юго-востока, а давление не меняется, не стоит ожидать осадки в ближайшие дни.
  • Эта дата считается неблагоприятной для решения финансовых вопросов, лучше воздержаться и не занимать материальные средства, а также не давать их взаймы.
  • Люди, которые родились на Феклу, отличаются недюжинной силой и крепким здоровьем.
  • Низкий пролет птиц над землей означал раннее наступление зимы и морозы в течение зимнего периода.

365calend.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Фекла Заревница приходится на 7 октября 2020 года (дата по старому стилю – 24 сентября). В православном календаре – это день памяти равноапостольной Феклы Иконийской.

Первомученица в 18 лет была обручена с юношей из богатой семьи. Но услышав проповедь апостола Павла, решила стать христианкой и не выходить замуж. Юноша пожаловался правителю города, и апостола арестовали. Фекла тайно ночью сбежала из дома и пробралась в темницу. Там три дня она провела у ног проповедника, пока ее не нашли.

По решению суда святой Павел был изгнан из города, а Феклу приговорили к костру. Но дождь не дал пламени тронуть девушку. Она ушла вслед за Павлом.

Много пришлось ей перенести невзгод и мучений. Поселившись в пещере, Фекла силой своей веры многих излечила и обратила на путь христианства. Дожила до глубокой старости и в возрасте 90 лет покинула бренную землю.

Традиции и обряды

В народе праздник Феклы Заревницы получил свое название за зарево от света, исходящего отовсюду: уличные фонари, костры в полях, лампы и свечи в домах.

Запрядальницей его прозвали за традицию прясть. Это обещало везение в хозяйских делах в будущем году. А еще считается удачей сыграть в этот день свадьбу. Никто не сможет развести супругов, развязать узы брака, завязанные на Феклу.

Многие начинают с этого дня протапливать дома.

Женщины по традиции в этот народный праздник собирают свеклу и варят борщ. К нему пекут особый первый хлеб из муки нового помола. Им нужно накормить всех членов семьи, и тогда в доме будет благополучие и достаток.

Молодицы на выданье гадают на суженого.

Это последний день для сбора белого гриба.

Приметы

Если желудей много, зима будет теплой, а лето – хлебным.

Ранний рассвет и яркое солнце знаменуют скорую перемену погоды.

Если белка линяет с хвоста, зима будет очень холодной.

Если прогремит гром, значит, зима будет короткой и теплой.

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 67

my-calend.ru

Фёкла Заревница. - Саша Шокорова — LiveJournal

Народный праздник «Фёкла Заревница» отмечается 7 октября (по старому стилю – 24 сентября). В православном календаре это день памяти равноапостольной Фёклы Иконийской. Другие названия праздника: «День Фёклы», «Фёкла Запрядальница», «Замолотки», «Запредельница». С Фёклина дня начинались замолотки. С полуночи зажигали огонь и при нём начинали молотьбу в овине.

Первомученица Фёкла в 18 лет была обручена с юношей из богатой семьи. Но услышав проповедь апостола Павла, решила стать христианкой и не выходить замуж. Юноша пожаловался правителю города, после чего апостола арестовали. По решению суда святой Павел был изгнан из города, а Фёклу приговорили к смерти на костре. Но дождь не дал пламени тронуть девушку. Её отпустили и она ушла вслед за Павлом. Поселившись в пещере, Фёкла силой своей веры многих излечила и обратила на путь христианства.

В народе день Фёклы получил название Заревница благодаря зареву от света, исходящего отовсюду: уличные фонари, костры в полях, лампы и свечи в домах. На Руси на Фёклу женщины садились прясть — это сулило удачу в домашних делах. Оттого святую ещё называли Запрядальницей. С Фёклы дни стремительно таяли, ночи темнели, а зори становились багряными.

«День убегает лошадиным скаком», — говорили наши предки.
Подмечали и приметы. Если на дубе видели много желудей, это обещало теплую зиму и плодородное лето.

С 7 октября начинались замолотки. Почти весь день накануне забавлялись и пели песни. С полуночи зажигали «новый» огонь и при нём начинали молотьбу в овине. Первый овин называли «именинным». Вокруг первых овинов собирались молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводили ночь в песнях. За ночь снопы высыхали. Утром их сбрасывали с овина вниз на пол, затем околачивали специальными колотушками. Обмолот особенно любила молодёжь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.

Заботой хозяйки в этот день было накормить молотильщиков первого овина. И первым кушаньем, которое подавалось работникам по обычаю, была «домолотная» каша с маслом. Когда поспевала каша, тогда молотильщики садились в кружок. Ели непременно в самом овине. Хозяин первый отведывал кашу, молотильщики же говорили:

«Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», — и приступали к еде.
Русские люди верили, что на Фёклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. А вот девушки гадали на замужество — несли в баню калач и ждали, кто прикоснется к руке. Если прикосновение было холодным — быть замужем за бедняком, если теплым — возьмет в жены человек состоятельный, а если никто красавицу за руку не взял — сидеть ей в девках.

7 октября в последний раз ходили за белыми грибами. Если удавалось набрать боровиков, их подавали на стол: жарили с картошкой или пекли пироги. «На Фёклу дергай свеклу», — говорили хозяйки, убирали овощ и сразу же готовили из него такой любимый в народе борщ. Старики же загадывали детям загадки про свеклу: «Красный пан в яму упал»; «Лошадь в ограде, хвост на горе».

roans.livejournal.com

7 октября праздник Феклы Заревницы: что можно и нельзя делать женщинам

7 октября 2018 09:00 Ангелина Волкова

7 октября православные христиане чтят память первомученицы Феклы Иконийской. В украинской традиции ее называют Феклой Заревницей. Этот день также называют праздником «Замолотки», так как именно 7 октября наши предки начинали молотьбу.

Читайте такжеМагия и жизнь: 10 бабушкиных примет на каждый день, о которых надо знать

Святой Фекле молятся о здоровье, исцелении болезней кожных покровов, а также о благополучном супружестве. Феклой Иконийской ее величают по месту ее рождения. У нас же чаще можно услышать «Фекла Заревница». Происходит «Заревница» от слова «зарево», так как в этот день добывали «новый» огонь. А зачем, читайте далее.


Немного истории

Родилась Фекла в Иконии на территории современной Турции в богатой семье и должна была выйти замуж за Фирамида. Но, обручившись с ним, она отказалась от вступления брак, потому что познакомилась с проповедями об Ииисусе Христе, которые читал апостол Павел, и решила посвятить себя христианской вере.

Читайте также15 идей простых бюджетных костюмов на Хэллоуин в садик и школу

Когда правитель города узнал о том, что она уверовала в Иисуса и намерена принять христианство, то ее приговорили к сожжению на костре. Но свершилось чудо: огонь нисколько ее не обжег, а небеса разразились громом и пошел сильный дождь, затушивший костер.

Вскоре девушка покинула родной город и отыскала апостола Павла, и вместе с ним проповедовала веру в Единого Бога. Тогда же в нее влюбился наместник Сирии Александр, но был он трижды отвергнут. В итоге Александр решил отомстить Фекле, оговорив ее перед правителями.

Таким образом она вновь была приговорена к смертной казни: ее закрыли в клетке с дикими животными, но ее молитвы были услышаны и звери ее не тронули. В итоге сам правитель был удивлен и поверил в силу веры Иисуса и отпустил святую.


Традиции

В ночь на 7 октября по традиции женатые мужчины зажигали новый огонь, перед этим затушив все свечи и печи в доме. Так начинались «замолотки»

Читайте такжеИдеи подарков на День защитника Украины для мужчин и мальчиков

Живой огонь, добытый трением, разносили по дворам, окуривали им жилые дома, хлевы, домашний скот и закрома. Считалось, что это принесет благополучие и достаток в дом.

Наши предки считали, что если 7 октября что-либо завязать, то это никогда не развяжется. Поэтому этот день был очень популярным для свадеб.

На Замолотки молодые девицы гадали на замужество: несли калач в баню и ожидали, кто прикоснется к их руке. Если прикоснувшаяся рука оказывалась холодной, то считали, что выйдет замуж за обеспеченного мужчину, если холодная – то за бедного, а если никто так к ней и не прикоснется, то быть ей старой девой.

7 октября завершали грибной сезон, в последний раз в грибном сезоне ходили в лес за белыми грибами, обязательно перекрестившись, потому как верили, что с приходом холодов леший беснуется в лесу и может утащить в чащу. Поэтому детей с собой в лес не брали. 

Также 7 октября было принято собирать урожай свеклы и приговаривали: «На Феклу дергай свеклу».


Приметы

В день Феклы Заревницы также наши предки пытались определить, каким будет год, по следующим приметам:

Читайте также15 идей страшно смешных костюмов для беременных на Хеллоуин
  • Если много желудей, то зима будет теплой, а лето – урожайным.
  • Яркое солнце на заре 7 октября обещает резкую смену погоды.
  • Если белка начала линять с хвоста, то быть зиме холодной.
  • Если прогремит гром, зима будет недолгой и теплой.

Фото из открытых источников

kolobok.ua

Осеннее равноденствие 2019. Радогощь » Перуница

Осеннее равноденствие 2019. Радогощь
Осеннее Равноденствие - один из четырёх священных праздников, которые почитались и торжественно отмечались с древнейших времён. Кроме Осеннего Равноденствия это Зимнее Солнцестояние, Весеннее Равноденствие и Летнее Солнцестояние. Вечный круговорот. И так каждый год во всех культурах мира во все века и времена.

23 сентября 2019 года в 10:50 по Московскому времени Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное и наступит день осеннего равноденствия, т.е. астрономическая осень в северном полушарии, и весна – в южном. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.



На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. "Когда солнце слабнет - самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, - возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя - и сгинет нечисть."
В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме.

В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.


Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. «Сложа руки снопа не обмолотишь», «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб».

Чтился в этот день именной сноп. Первый сноп, что сжат был, обмолачивали. Зернышко к зернышку от него собирали. И муку от первого снопа несли большухе. Пекла добрый хлеб большуха, потом ломали хлеб на здоровье. А молотили уже на Феклу - утром ранним, зажигая огонь, оберегая тот огонь от вихря. Залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы. Останется без хлеба семья.


"На Заревницу - хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Бытовало: накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю - забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. И первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, был ворох, груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к "невейке", к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.
Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет - Раду.

Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы - соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел.

Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, - не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба - доброй.

Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.

Зари берут в этот день. Зари - это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой - не уследил ли кто? - руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?"

Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение - богатый возьмет в жены.


Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.


На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) - фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с языческих времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября. В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины.

Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех.

В средневековье Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.


Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки.

Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла.

Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.


В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.

В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной».

Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести.

Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган.

К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета». В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган».

«И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.

В дни Хигана зацветает Хиган-бана, "цветок осеннего равноденствия". Еще одно название цветка - "мандзюсагэ", что означает "небесный цветок". В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

www.perunica.ru

Осеннее равноденствие. Радогощь (Таусень): ladstas — LiveJournal

С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник Таусень (Радогощь) - древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень (Радогощь) — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был  старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

Осеннее Равноденствие - один из четырёх священных праздников, которые почитались и торжественно отмечались с древнейших времён. Кроме Осеннего Равноденствия это Зимнее Солнцестояние, Весеннее Равноденствие и Летнее Солнцестояние. Вечный круговорот. И так каждый год во всех культурах мира во все века и времена.
.

РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ

На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. "Когда солнце слабнет - самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, - возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя - и сгинет нечисть."

ФЁКЛА-ЗАРЕВНИЦА

В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме. В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.
.


Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. «Сложа руки снопа не обмолотишь», «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб». Чтился в этот день именной сноп. Первый сноп, что сжат был, обмолачивали. Зернышко к зернышку от него собирали. И муку от первого снопа несли большухе. Пекла добрый хлеб большуха, потом ломали хлеб на здоровье. А молотили уже на Феклу - утром ранним, зажигая огонь, оберегая тот огонь от вихря. Залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы. Останется без хлеба семья.
.
"На Заревницу - хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Бытовало: накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю - забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. И первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, был ворох, груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к "невейке", к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.
Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет - Раду. Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы - соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел. Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, - не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба - доброй.
Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.
Зари берут в этот день. Зари - это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой - не уследил ли кто? - руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?"
Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение - богатый возьмет в жены.

ОСЕНИНЫ, ТАУСЕНЬ, РАДОГОЩЬ

Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.
С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

***

МАБОН - КЕЛЬТСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) - фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с ведических времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября.
В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины. Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех. В средневековье иудохристианская Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.

ЗОРОАСТРИЗМ (Иран), ПРАЗДНИК СЕДЕ

Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки. Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла. Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.

ЯПОНИЯ, Праздник ШУБУН-НО-ХИ

В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.
В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной». Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия.

До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган. К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета».
В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган». «И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия. В дни Хигана зацветает Хиган-бана, "цветок осеннего равноденствия". Еще одно название цветка - "мандзюсагэ", что означает "небесный цветок". В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

Источник - http://www.perunica.ru/novosti/6581-den-osennego-ravnodenstviya-radogosch.html
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:


ladstas.livejournal.com

7 октября — Фекла » Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

По народному календарю. Фекла-заревница, запрядальняя. Фекла-заревница — зарева от осенних огней.
В день Феклы с особым старанием угощали молотильщиков, пели песни и веселились, а с полуночи зажигали огонь в овине и при нем начинали молотьбу. От этих огней святая Фекла и получила имя «заревница».
На Феклу ночи темные, день убывает лошадиными шагами. Фекла — дергай свеклу.
Говорили в народе: ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подол красного сарафана. Волосы у Феклы — соломенные лох-Мы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел.
Поэтому в народе верили: что в этот день завяжешь — не развяжешь, т.е. крепким счастье будет, а свадьба — доброй.
Гадания. В этот день втайне от подруг и родных бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом. Девица с оглядкой просовывала руку в овинное окно, спрашивала с надеждой: «Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми ржаной калач и скажи мне, житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?»
Если никто не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, не быть у квашни хозяйкой. Если холодела рука, считалось, выйти девице замуж за бедного. А если теплым, лохматым покажется прикосновение — богатый возьмет в жены.
Хлеб. Чтился в этот день ячменный сноп. Первый сжатый сноп обмолачивали. Муку от первого снопа несли стряпухе. Пекла она добрый хлеб, потом ломали хлеб на здоровье.
Молотили на Феклу ранним утром, оберегая огонь от вихря. А то залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы, останется семья без хлеба.                                      ‘
Говорили крестьяне: «На Заревницу — хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок».
Накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю — забота хозяйки. Первое кушанье, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. А первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, была груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к «невейке», к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.

russian-traditions.ru

Какой церковный праздник сегодня 7 октября 2019 чтят православные: Фекла Заревница отмечают 7.10.2019

Каждый год 7 октября в православных храмах совершаются молебны в память о равноапостольной Феклы Иконийской, первомученице. Праздник «Феклы Заревницы» уходит корнями в старославянскую культуру, сочетая христианские традиции и языческие обряды.

История жизни

Родилась Фекла в обеспеченной знатной семье язычников в городе Иконий, на пиренейском побережье. Знатные родители позаботились о ее будущем – нашли выгодную партию и обручили с рождения.

Случайно услышанные проповеди Апостола Павла произвели такое сильное впечатление на несовершеннолетнюю девушку, что она решила принять христианство. От замужества Фекла категорически отказалась, о чем сообщила жениху.

По жалобе разгневанного жениха странствующего Павла заточили в темницу. Юная девушка нашла способ проникнуть к нему в камеру, где пробыла трое суток, слушая проповеди апостола.

Решение суда было жестоким: апостола Павла изгнали из города, а Феклу приговорили к смерти на костре. В вину ей вменили безнравственное поведение, своеволие и следование христианской вере.

Потрясенные горожане, пришедшие поглазеть на казнь, были поражены увиденным. Пламя не удавалось разжечь. Каждый раз начинал идти дождь и тушил огонь. Небо при этом было безоблачным. Казнь отменили, а Святую Феклу изгнали вслед за Павлом, которая стала его ученицей.

Проповедуя христианство, женщина провела жизнь в скитаниях и лишениях. Не раз подвергалась унижениям и чудом избегала смерти.

На склоне лет первомученица Фекла поселилась в пещере, не прекращая вести проповедническую деятельность. Кроме того, она занималась врачеванием. Сила ее веры была настолько велика, что болезни вылечивались молитвами. Излечившиеся принимали христианство, уверовав в силу Спасителя. Старица дожила до 90 лет и почила с миром в своей кровати.

Обычаи и традиции

Название праздника имеет отношение к именинам Святой Феклы. Также 7 октября всегда ярко-алый рассвет, как бы напоминающий зареванное лицо.

Праздник на Руси имел и другое название – «Запрядальница». Связано это с тем, что Святую считали покровительницей женского рукоделия. Прядильщицы и швеи просили у нее удачи в делах и помощи в устройстве личной жизни.

Традиционно 7 октября (26 сентября по старому стилю) проводили за рукоделием, изготовляя небольшие изделия. В конце дня их в качестве подарка вручали молодым людям. Так девушки выказывали свою симпатию.

Интересно, что отказ от подарка расценивался как оскорбление всей семье. Неучтивого парня могли наказать братья девушки. Поэтому, традиционно, подарки принимали, хотя это ни к чему не обязывало.

Чтобы семья жила в достатке и любви, принято было планировать свадьбу на «Феклу Заревницу». Считалось, что узы брака в этот день самые крепкие, а символом этой крепости служила цветная веревочка. Ею перевязывали руки новобрачных.

С 7 октября во всех домах начинали топить печи не только для приготовления еды, но и для обогрева домов. Прежде чем растопить печь, надо было задобрить домового. Если он рассердится, то в доме будет дымно. В качестве угощения ставили чашку с молоком и кусочком хлеба.

По количеству желудей на дереве строили прогнозы на предстоящую зиму и следующее лето: если много, то зима будет мягкой и теплой, а летом жди жару с засухой.

www.ptoday.ru

7 октября – народный праздник Фёкла Заревница. Традиции и приметы – Ярополч.ру

Народный праздник Фёкла Заревница отмечается 7 октября (24 сентября по старому стилю) каждого года.

В православном календаре это день памяти первомученицы равноапостольной Феклы Иконийской.

Другие названия праздника

День Фёклы, Фёкла Запрядальница, Замолотки, Запредельница, Фекла Заревница, Фекла Запрядальная, Именины овина.

С Фёклина дня начинались «замолотки». С полуночи зажигали огонь и при нём начинали молотьбу в овине. День Феклы назывался замолотками, так как в него начиналась молотьба. Молотьба была одной из самых важных сельскохозяйственных операций, она становилась заключением земледельческого цикла.

Первомученица в 18 лет была обручена с юношей из богатой семьи. Но услышав проповедь апостола Павла, решила стать христианкой и не выходить замуж. Юноша пожаловался правителю города, и апостола арестовали. Фекла тайно ночью сбежала из дома и пробралась в темницу. Там три дня она провела у ног проповедника, пока ее не нашли. По решению суда святой Павел был изгнан из города, а Феклу приговорили к костру. Но дождь не дал пламени тронуть девушку. Она ушла вслед за Павлом. Много пришлось ей перенести невзгод и мучений. Поселившись в пещере, Фекла силой своей веры многих излечила и обратила на путь христианства. Дожила до глубокой старости и в возрасте 90 лет покинула бренную землю.

Традиции и обряды на праздник Фёкла Заревница

Главные традиции 7 октября — прядение, сбор свеклы и приготовление борща, гадания на суженого.

— В ночь на 7 октября возжигали «новый» огонь и начинали «замолотки». Живой огонь добывали путём трения. Обряд был характерен для населения многих губерний Российской империи в XIX веке. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже — берёза, сосна.

Добытый живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель — костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губернии в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия — ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.

— Заботой хозяйки в этот день было накормить молотильщиков первого овина. И первым кушаньем, которое подавалось работникам по обычаю, была «домолотная» каша с маслом. Когда поспевала каша, тогда молотильщики садились в кружок. Ели непременно в самом овине. Хозяин первый отведывал кашу, молотильщики же говорили: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», — и приступали к еде.

— Про Фёклу говорили: не плетёт волосы Фёкла в косу, не завязывает в бабий узел, оттого-то они и торчат у неё в разные стороны. Было поверье: в этот день всё, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коль полюбили — навсегда, коль женятся — то долгим счастье будет.

— Русские люди верили, что на Фёклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. А вот девушки гадали на замужество — несли в баню калач и ждали, кто прикоснется к руке. Если прикосновение было холодным — быть замужем за бедняком, если теплым — возьмет в жены человек состоятельный, а если никто красавицу за руку не взял — сидеть ей в девках.

— 7 октября в последний раз ходили за белыми грибами. Если удавалось набрать боровиков, их подавали на стол: жарили с картошкой или пекли пироги. «На Фёклу дергай свеклу», — говорили хозяйки, убирали овощ и сразу же готовили из него такой любимый в народе борщ. Старики же загадывали детям загадки про свеклу: «Красный пан в яму упал»; «Лошадь в ограде, хвост на горе».

Приметы и поговорки на праздник Фёкла Заревница

– Если желудей много, зима будет теплой, а лето – хлебным.

– Ранний рассвет 7 октября и яркое солнце знаменуют скорую перемену погоды.

– Если белка линяет с хвоста, зима будет очень холодной.

– Если прогремит гром, значит, зима будет короткой и теплой.

– Во что погодой Зимобор (7 апреля), во то и Фёкла запрядальная.

– На Фёклу ночи темны, а день убывает.

– Хоть овин гори, а молотольщиков корми.

– Топить овины – топи, а на Фёклу оглядывайся.

– Первый обмолот на Фёклу, второй – на Покров.

– День убывает-убегает уже не куриными шагами, а лошадиными; ночи становятся темным-темнёшеньки, зори — всё багрянее.

– Первый овин называют именинником.

– Герард порой подаёт надежду, будто с ним придёт второе лето.

– Листья к этому дню пожелтели, но опадают слабо — морозы наступят не скоро.

– Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

– Юго-восточный ветер при неизменном атмосферном давлении — осадков не будет как минимум несколько дней.

Именины 7 октября

Василий, Сергей, Фекла, Степан, Андрей, Давид, Виталий, Владислав, Галактион, Павел.

Поделиться ссылкой:

xn--k1afadd0cwc.xn--p1ai

Фекла Заревница, народный календарь 7 октября

7 октября (24 сентября по старому стилю) православная церковь отмечает память святой первомученицы равноапостолькой Феклы. В народе у этой святой было несколько прозвищ: Фекла Заревница, Запрядальница, Запредельница, Запрядальная. Называли этот день народного календаре также именинами овина или замолотками.

День Феклы назывался замолотками, так как в него начиналась молотьба. Молотьба была одной из самых важных сельскохозяйственных операций, она становилась заключением земледельческого цикла. Перед молотьбой снопы следовало высушить в специальной хозяйственной постройке — овине.

Прежде чем приступать к молотьбе, проводили возжигание «нового» огня. Во всех домах гасили огонь, прежде всего в печи. Женатые мужчины путем трения добывали так называемый живой огонь, который потом разносили по дворам. Этим огнем зажигали печи, а также окуривали скот для предотвращения хворей и мора.

После возжигания огня начинались замолотки. Прежде чем приступить к работе, хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп, заправленной маслом. Молоть начинали с именинного (именного) снопа — первого снопа, который был сжат и принесен в красный угол.

Женщины в этот день старались хоть немного попрясть, чтобы впоследствии у них была охота к этому делу. Также с ним была связано следующее поверье: «В этот день все, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коль полюбили — навсегда, коль женятся — то долгим счастье будет».

Народные приметы 7 октября, Фекла Заревница
  • Фекла-заревница — зарева от осенних огней.
  • Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем.
  • В натопленных овинах молотят хлеб.
  • Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин, оттого-то она и «заревница».
  • Первый овин называют именинником.
  • Для именинного овина варят молотильщикам кашу.
  • «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

www.fatelines.net


Смотрите также