Православный праздник новолетие


Церковное новолетие 14 сентября 2018 года: начало индикта

Церковное новолетие — это особое событие, необычный праздник в православном календаре. Альтернативное название — «начало индикта», то есть начало нового церковного года.

Абсолютно все праздники в церковном календаре зациклены, то есть идут по кругу. Многие ошибочно считают, что новый год для церкви наступает в день Рождества Христова, но это не так, несмотря на то, что по хронологии событий это вроде бы правильно. Раньше новый церковный год начинался 1 сентября — теперь это происходит 14 числа того же месяца. Таким образом, первый большой праздник в новом индикте — Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

История праздника

Индикт — это период, в конце которого в Римской империи собирали подать с населения, то есть налоги. Потом 1 сентября в империи превратилось в Новый год. Еще позднее восточная христианская церковь приняла новолетие за начало церковного календаря. Из-за этого 1 сентября стало настоящим церковным праздником, в который проводились литургии уже с 6 века. Люди молились о благословении на новый период, о здравии, о счастье.

Как только на Русь пришло христианство, заместившее язычество, праздник новолетия был сразу перенят у восточной церкви, поэтому он существует всю православную историю. Обычный календарь тоже стал начинаться с 1 сентября. Это был аналог Нового года, отличающийся от современного тем, что люди ходили в церковь и молились дома, а не гуляли и предавались веселью.

Так было около 700 лет, пока Петр I не решил сделать празднование Нового года 1 января — в день Рождества Христова. По сей день мы празднуем Новый год именно 1 января, однако церковь празднует новолетие 14 сентября, как и раньше. Одно другому не мешает, поэтому никто не остался в обиде после переноса начала календаря.

Начало индикта в 2018 году: традиции праздника

Теперь этот день немного запаздывает из-за перехода к новому стилю. 14 числа в церкви можно встретить много родителей с детьми, которых батюшка благословляет на успешную учебу, наставляет на путь истинный.

14 сентября завершаются все основные работы по огороду, сбор урожая. В этот день принято читать молитвы Сергию Радонежскому о помощи в работе, учебе и делах. Осень располагает к тому, чтобы заканчивать важные дела и начинать что-то новое.

Исповедь и причастие — одна из главных традиций на новолетие. Начало индикта связано с очищением, с очередным этапом жизни. Входить в новый период нужно очищенными и свободными от греха. Церковнослужители настоятельно рекомендуют причащаться всей семьей в этот праздник.

В церкви на богослужении вспоминается, как Иисус Христос вошел в синагогу в Назарете и сказал: «Я пришел исцелить вас, сердцем сокрушенных». Вечером накануне праздника служится великая вечерня. Церковнослужители рекомендуют присутствовать в храме всем, кто может выделить пару часов свободного времени. Если по какой-то причине у вас не получится это сделать, то прочитайте дома молитву:

«Господь наш, благослови Твоих рабов грешных (называете имена) на весь будущий год, дай нам силу, укрепи веру нашу и исцели раны наши, дабы могли мы безропотно следовать наставлениям Твоим. Будь к нам милостив и прости нам все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Прочитайте молитву вечером 13 сентября перед сном, желательно в уединении, спокойствии и тишине. Можно прочитать ее и 14 сентября, если вы вдруг забудете сделать это накануне.

Это светлый и важный праздник, в который принято дарить подарки и помогать друг другу. Проводите время рядом с любимыми и близкими людьми. Прочтите молитвы на сон грядущий, чтобы получить благословение на весь следующий церковный год. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Что такое Новолетие? История и традиции православного праздника

Религия

Получить короткую ссылку

93240

В этот религиозный праздник верующие молятся и просят о благословении на новый церковный год. Какие еще традиции связаны с Новолетием?

Православный мир 14 сентября отмечает начало индикта, или же Новолетие. Об истории и традициях праздника читайте в справке Sputnik.

Церковный новый год

Праздник Новолетие посвящен наступлению нового года в богослужебном календаре. В православной традиции этот праздник установлен на официальном уровне. В этот день верующие просят у Бога хорошего года и удачного урожая.

В Древнем Риме началом нового года считали 1 января по установлению Юлия Цезаря. А календарный год исчислялся в 365 дней и шесть часов. Преемница Древнего Рима — Византия продолжила эту традицию. Но с 312 года Константин Великий издал указ о переносе нового года на 1 сентября. Это было связано со сбором податей, или индиктов. 

На Руси праздник стал православным и отмечался 1 марта. Эту дату связывали с сотворением мира. В 1492 году церковное собрание в Москве приняло решение о начале нового года с 1 сентября. Это соответствовало византийским традициям.

В 1700 году Петр I вводит обновленный календарь, по которому год начинается с 1 января и время отсчитывается от Рождества Христова.  Так со времен правления Петра I дни начала житейского и церковного года стали отличаться.

Григорианский календарь был введен в 1918 году, и по этой причине праздник стал отмечаться 14 сентября. На сегодняшний день православный календарь представляет две даты всех праздников.

Традиции индикта

  • В связи с наступлением Новолетия прекращались полевые работы, на смену приходили домашние хлопоты. Люди подводили начатое к концу, избавлялись от долгов, выплачивали налоги.
  • На праздник было принято уходить в поле, петь песни и проводить заговоры на хороший урожай.
  • Новолетие считается самым хорошим временем для новоселья.
  • В это время принято ходить в храм, молиться за здоровье близких, благодарить Господа за все хорошее и плохое.

sputnik.by

Новолетие по церковному календарю | Храм вмч. и целителя Пантелеимона

14 сентября в православных церковных календарях отмечен праздником с не очень понятным  названием — начало Индикта. Это церковное новолетие, которое бывает 1 сентября по ст. ст.

Миротворный круг

Начало индикта — обозначает начало нового богослужебного круга главных, двунадесятых церковных праздников, в каждый из которых Церковь воспоминает одно из событий поистине всемирно исторического значения, относящихся к спасению рода человеческого от власти ада и вечной смерти.

Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после церковного новолетия, 21 сентября по н. ст., начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, и, соответственно, восприняв нашу поврежденную в ниспадении от Творца и Источника вечной Жизни природу; а праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по н. ст., годичный круг богослужений завершается.

Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени. Ведь на первый взгляд логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но, это только на первый, поверхностный взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.

А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Почему, кстати, в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.

Для тех, кто не знает логических оснований такого исчисления дней в богослужебном календаре Церкви, напомню, что по свидетельству Священного Писания, повествующего о творении мира, первоначально:

«Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною,… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днем, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5).

Из этих слов книги Бытия, мы видим, что первый День творения, который в нашей повседневной словесности правильнее было бы назвать не днем, а первым периодом творения, т.к. Солнце и Луна, и другие светила на тверди небесной, определяющие продолжительность нашего земного дня, появляются на небосклоне только на четвертый День творения; так вот, из библейского повествования о первом Дне творения, который к тому же назван Днем Единым, т.е., в некотором смысле, общим для обозначения всех других событий, имеющих начало и окончание, — мы видим, что сотворению света предшествовала полная и повсеместная тьма, и только потом Бог сотворил свет, и отделил его от тьмы. И завершается описание первой фазы творения словами: «И был вечер, и было утро: день один».

Поэтому, и служители Божии, еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня — именно вечер, а не утро, как представляется логичным на первый, но, в общем-то, поверхностный взгляд.

Вот почему, и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра; т.е. с наступлением осени, а не весны. И в таком определении начала как земного дня, так и года лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Также, любопытно будет знать, что еврейский гражданский новый год с древнейших ветхозаветных времен наступает также в сентябре, а точнее в месяце Афаним, или, как его стали называть после Вавилонского плена, месяце Тишри, который из-за смещения еврейского лунного календаря наступает в середине нашего сентября. Этот месяц Тишри является седьмым от месяца Сотворения мира, который называется месяцем Авив или Нисан, и приблизительно соответствует нашему марту.

И Господь, Сам, через Моисея, повелел народу Ветхого Завета каждый год праздновать наступление седьмого месяца, о чем написано в 23 главе книги Левит Священного Писания:

«…В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание да будет у вас; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу…

…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего…

…С пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу…» (Лев. 23:24-36).

Вы спросите, почему же тогда было все-таки не отмерять течение года с месяца Сотворения мира, т.е. с марта, — отвечаю: потому что, прежде чем мир был сотворен, Бог его творил, и сотворил его в шесть Дней, точнее в шесть творческих актов. Поэтому, с начала нового года, — с 1 сентября, — через шесть месяцев, которые символизируют шесть Дней Творения, и наступает первый месяц от Сотворения мира, первый месяц весны — месяц март.

Говоря о церковном новолетии, которое, как мы уже говорили, наступает 1 сентября по ст. ст., нельзя не сказать и о том, что само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь». Т.о., по самому первоначальному значению слова, месяц сентябрь именуется седьмым. Кстати, слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление»; в данном случае — объявление начала нового богослужебного года.

Сам праздник церковного новолетия был установлен для всеправославного празднования святыми отцами I Вселенского собора в городе Никее, в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь последовавшем в 313 году.

Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы при содействии Креста Господня над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы Константина. Эта чудесная победа была дарована ему 1 сентября 312 года.

Тогда святые отцы I Вселенского собора установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, 1 сентября, безусловно сообразуясь при этом с библейской ветхозаветной традицией.

Со времени Крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В Церкви же, которая тысячелетним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым духом мира сего, началом Индикта, т.е. церковного новолетия, и до наших дней остается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, т.е. 1 сентября по ст. ст.

Здесь надо добавить, дорогие братья и сестры, что Церковь, еще с ветхозаветных времен, постоянно освящает себя и окружающее ее творение Божие, и освящает не только материю этого мира, но даже само время, сообразуя деление его с логикой Откровения Божия о творении этого мира, и наполняя календарь воспоминаниями о великих промыслительных действиях Божиих в человеческой истории, и памятью святых Божиих людей.

Начинается новый круг церковного богослужебного года

Праздничным воспоминанием этих событий, действительно всемирно исторического значения, Церковь до сего дня свидетельствует миру о тайне спасения человека от власти ада и вечной смерти, от вечного бытия вне Бога и творения Его. Собственно говоря, ради этого Церковь и оставлена в этом мире, исполненном зла, до конца его. Как и повелел Господь начатку Церкви в лице Его Апостолов перед Своим Вознесением, сказав им: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

И Церковь, с началом каждого нового богослужебного года, снова и снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его Святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви к которой мы призваны, Его Божественной Жертве на Голгофском Кресте за грех человеческий, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем, и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.

История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.

Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.

Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.

В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.

С новым церковным годом Вас, дорогие братья и сестры.

Протоиерей Игорь Аксенов

Смотрите также:

Рудимент ультраэкуменического проекта, или Зачем Константинополю понадобилось введение нового календаря? / Православие.Ru »

www.torirem.ru

Новый год по церковному календарю

В церковной традиции новый год называется Новолетием и он отмечается осенью в связи с интересной историей праздника. Начните церковный год правильно, узнав об этом дне подробнее.

Церковный календарь: праздник Новолетие

Новый год не просто датирует окончание продолжительного для человека временного периода, но и символично оказывается концом старого и началом нового цикла. В церковном календаре также есть такой праздник, который называется Новолетием. Он ежегодно отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день верующие исполняют один из указанных в Библии заветов: каждый седьмой месяц года отмечать особенным образом. Учитывая, что началом года по Библии считался март, седьмым месяцем оказывался именно сентябрь. В этот день верующему человеку необходимо присутствовать на богослужении, но помните, что есть правила поведения в храме и приметы о том, чего нельзя делать в церкви ни в коем случае.

История праздника Новолетие

Сам праздник имеет прямое отношение к Древнему Риму и сбору дани. Первоначально был установлен так называемый индикт, который в результате стал отмечать 15-летний промежуток, через который собирали дань. Днем сбора назначили 1 сентября. В последствии этот же день отмечался как начало нового года: во всех городах шли пиршества и празднества.

Этот день был принят византийской церковью как праздничный день 7 месяца года и официально стал началом нового года в Церкви. После принятия христианства эта традиция так и осталась жить в Российской Православной Церкви, даже после того, как император Петр I изменил гражданский календарь и объявил началом нового года 1 января.

Церковные традиции в Новолетие

Конечно же, как и любой церковный праздник, этот день отмечается богослужениями. По своей значимости этот день относят к средним церковным праздникам. Накануне служится великая вечерня, на которой и рекомендуют побывать священнослужители. Традиционно читаются строки из книги пророка Исаии, которые по преданию читал Иисус Христос, войдя в синагогу в Назарете.

Также 14 сентября считается днем памяти святого мученика Симеона Столпника. Он был известен тем, что читал проповеди и молился, забираясь на башню или столб. По преданию, Симеон Столпник с юношеских лет истязал свое тело всеми возможными способами и даже был искушаем дьяволом. Днем его смерти считается 1 сентября, поэтому в церкви ему обязательно возносят молитвы. Если вы не можете в этот день сходить на богослужение, то читайте молитвы дома. Одной из самых важнейших молитв в день Новолетия считается молитва «Живые помощи».

Народные обычаи и приметы 14 сентября

Как водится, народ адаптировал христианский праздник так, чтобы ему было понятно. Его принято называть Симеоном Летопроводцем, и, как понятно из названия, в это день крестьяне совершали обряды, как бы встречая осень. В некоторых местах совершалось ритуальное добывание «живого огня» путем трения палки о палку, а кое-где обряды были связаны с печкой. Все действия сопровождались веселыми песнями и плясками молодежи.

В некоторых местах традиционно закапывали муху, чтобы в следующем году не кусали. То же самое могли делать с тараканами, чтобы их не было в доме. Счастливым считался переезд в новый дом в этот день. При этом за сутки до того, как новые хозяева начинали там жить, пускали кота или петуха. Считалось, что они выпроводят всю нечистую силу. С этого дня отсчитывали бабье лето, а у молодежи начинались новые свадебные недели.

Есть примета о том, что как год начнется, таким он и будет. Вы можете воспользоваться ею и надолго привлечь к себе удачу с помощью советов от известного экстрасенса Елены Ясевич. Не забудьте в этот день посетить церковь. Всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Новолетие – как правильно отмечать начало нового церковного года

Митрополит Антоний, управляющий делами Украинской православной церкви рассказывает читателям “Вестей“ об истории и традициях неприметного, но определяющего будущее церковного праздника.

“Церковное новолетие отмечается 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю. Именно этот день является первым днем нового церковного года, а первым праздником года, соответственно, – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).  Как правильно провести этот день?

Для начала немного истории. Новолетие начали отмечать в сентябре 1363 г. в Византийской империи. На Руси Новолетие стало официальным церковно-государственным праздником с 1492 г.

Смыслом богослужения в праздник Новолетия было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге: Христос сказал, что он пришел “исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное“.

Сегодня этот праздник не отмечается с бывалой торжественностью, так как еще во времена Петра І был издан указ о переносе начала нового года на 1 января. Но от этого значение Новолетия не стало меньшим для верующих людей. Песнопения праздника нам говорят о важных и определяющих вещах: благодарности Господу и вручении себя полностью воле Божией.

“Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших…“, “Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея…“ – поется в тропарях праздника.

Мы просим Господа благословить нас на новый год, укрепить во всем добром и полезном, уберечь от всего злого и разрушительного, укрепить в истине. Что может быть важнее, нежели забота Творца о своих творениях.

Эти слова не должны стать формальностью, нам следует искренно молиться, испрашивать у Господа такое благословение. И по нашей смиренной просьбе, по Своему милосердию Он каждого просящего благословит.

Без Божиего благословения – все тщетно. Мы благодарим в этот день Творца за прошедшее благодатное лето – время небольшой передышки и отдыха, за красоту летней поры, сияющей всевозможными цветами и ароматами и всеми их тончайшими переливами.

Он подарил нам Своей волей непрерывную смену красок времен года, чтобы мы могли проникнуться их красотой. Каждый раз поражаешься удивительному мастерству Творца украшать природу в безошибочное соотношение красок и их совершенных переходов.

И вот осень уже дышит нам в лицо своей спасительной прохладой и чистотой. Осень – начало новых работ, это всегда новые этапы и новые испытания. И если с помощью Божией преодолеваешь их, они всегда будут во благо, всегда будут способствовать духовному развитию. Правильное начало года определяет его прохождение и, следовательно, наше будущее.

Желаю всем нам быть услышанными Богом в своих молитвах и просьбах. Пусть Господь благословит каждого на новый год, пусть все наши труды несут добро окружающим и будут спасительными для нас и радостными для Бога. Крепости, сил, терпения всем нам! Да благословит вас Господь!

Вести

pravlife.org

Церковное Новолетие

Православная церковь 14 сентября отмечает важный праздник — церковный Новый год, или Новолетие. В современном мире все привыкли отмечать Новый год 31 декабря, но в церковной традиции сохранился осенний праздник, который знаменует начало нового периода. Этот праздник корнями уходит еще во времена Византии, но объединяет христиан по всему миру и до сегодня.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе, почему этот праздник так важен и как правильно его отметить.

Церковное Новолетие

Праздник начали отмечать примерно с XIII века. Причина в том, что 1 сентября (14 сентября на новый лад) в Византийской империи начинался налоговый год — индикт. Позже это слово стало синонимом к слову «год». На Руси этот день был большим праздником со множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени заканчивались многие работы в поле, а значит, это еще и было ознаменованием начала нового сезона. Еще в этот день отмечается День ангела Семена.

Каждый праздник со временем обрастает традициями, обрядами и запретами, и этот не стал исключением. Накануне вечером было принято гасить старый огонь в доме, а ранним утром зажигать новый. С самого утра люди шли на праздничный молебен. Во время службы они благодарили Бога за прожитый год, просили милости и благодати на следующий.

© DepositPhotos

В этот день было принято творить дела милосердия, заботиться о нищих и больных. Сама суть церковного Нового года заключалась в том, чтобы люди подвели итоги и молились об исполнении своих надежд в будущем. Молитва — это главное, что нужно сделать в этот день. Священники также говорят, что это лучший день для причастия.

Богат праздник и на запреты. Наши предки считали, что в этот день нельзя выходить на берег реки, пока не сойдет роса. Бытовала легенда, что в этот день с самого утра на берег выходит рыба-угорь, смывая с себя таким образом все хвори, передавая их человеку. Считалось, что вышедший на берег может заболеть страшными недугами. Но это всего лишь легенда.

© DepositPhotos

Важнее знать, что в этот день нельзя ругаться, сквернословить и обижать других. К тому же сегодня нужно разобраться со всеми денежными делами, чтобы следующий год был удачным. Также стоит попросить прощения у всех, с кем ты в ссоре, чтобы не нести неурядицы в новый период.

Практически во все православные праздники нельзя заниматься домашними делами, но не в этот день. В Новолетие можно и нужно хлопотать по дому. Особенно это касается рукоделия. Хорошо этот день подходит для переездов и новых начинаний.

Провести этот день лучше всего в молитве, а позже побыть с близкими и родными. Это домашний и семейный праздник, который требует любви и гармонии.

© DepositPhotos

Кроме запретов и традиций, существуют очень интересные приметы на этот день.

Приметы на Новолетие

  1. Если 14 сентября будет теплая погода, то грядет и теплая зима.
  2. Если ветер с юга, то зима будет теплой.
  3. Сухая погода — осень будет теплой и без дождей.
  4. Если птицы уже улетели в теплые края, то зима придет рано.
  5. Если идет дождь, то и вся осень будет дождливой.
  6. Много паутины — осень будет сухой и длинной.

    © DepositPhotos

Вот и всё, что мы хотели рассказать тебе об этом святом дне. Это очень светлый осенний праздник, который нужно провести спокойно, с любовью и гармонией. Приятного Новолетия тебе!

Мы уже говорили, что в этот день нужно пойти к причастию, а значит, и исповеаться. Ранее мы рассказывали, чего нельзя говорить во время исповеди.

Церковь в этот праздник приветствует любым молитвы, главное, чтобы они были искренними. Но недавно мы писали, о самой сильной молитве, которую нужно выучить наизусть всем.

А знал ли ты о празднике Новолетия? Как ты отмечаешь его? Расскажи нам в комментариях!

Понравилось?! Поделись с друзьями!

Автор статьи

Екатерина Ходюк

Главное хобби Екатерины Ходюк — литература. А еще она любит смотреть хорошее кино, наслаждаться осенью, гладить котов и слушать группу «Сплин». Увлекается японской культурой, мышлением и образом жизни японцев, мечтает побывать в этой стране. Катя стремится прожить насыщенную, полную впечатлений и путешествий жизнь. Любимая книга девушки — «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры.

takprosto.cc

Православные празднуют Новолетие – новый церковный год

В среду 14 сентября 2016 года Русская Православная Церковь отмечает начало индикта – нового церковного года или Новолетие.

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января – так установил император Юлий Цезарь. Календарный год (юлианский) состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство.

Читайте также

Церковное новолетиеВ Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей (индикты или индикты Константина Великого), то есть, это было связано с началом нового финансового года.

В христианстве эта традиция установилась далеко не сразу, только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I.

На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года.

Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение праздновать новый год с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

19 декабря 7208 года (летосчисление от сотворения мира) Петр I подписал указ о праздновании нового (гражданского) года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

После революции 1917 года, 14 февраля 1918 года в России был введен новый – григорианский - календарь (новый стиль). Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в том, что с течением времени разница между ними увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней, а в XXII будет составлять уже 14 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября.

Переход на новый стиль создал для Русской Церкви определенную трудность. Теперь в церковных календарях приходится указывать две даты празднования того или иного праздника или дня памяти – по старому и новому стилям.

Читайте также:
Церковное новолетие
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество

 

Фото: cocoparisienne/pixabay.com

foma.ru

Начало индикта – церковное новолетие. С наступающим праздником. — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

«ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ»

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).

В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д. (См. также на сайте понятия Календарь, Новый год, Стиль, Эра.)

Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия


Приложение

ИЗ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Апостольское чтение (новолетия)

(1Тим.2:1-7. – Зачало 282)

[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]

1 Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2 за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3 Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5 Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос [Мессия] Иисус, 6 давший Себя как выкуп за всех. Это – свидетельство в положенное время; 7 для чего я был поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Благодать Господа Иисуса [Христа] – с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. [Аминь.]

Евангельское чтение (новолетия)

(Лк.4:16-22. – Зачало 13)

[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]

[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:

«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение, 
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»

(Ис.61:1-2)

И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.

И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»

Комментарий к Евангельскому чтению

«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое и политизированное сознание евреев не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деян.1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!

«Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, – одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронёс надежду на то, что придёт Некто, Кто даст исцеление сокрушённым сердцем и освобождение пленённым, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали ещё и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземлённо понимавшего «лето Господне благоприятное». И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное. <…> И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь ярче синодального перевода: «глаза всех впивались в Него». Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: «Сегодня исполнилось это слово Писания». В Нём исполнилось ожидание людей, в Нём и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.

А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, – Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. <…>» («Мысли вслух» на Лк.4:16-22).

 

azbyka.ru

Начало индикта — церковное новолетие. Православный календарь на 14 сентября

Фото: www.pravoslavie.ru

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

14 сентября (1 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Начало индикта — церковное новолетие, а также совершается память десяти известных нам поимённо святых и нескольких святынь. Далее коротко расскажем о них.

***

Начало индикта — церковное новолетие. В православной церковной традиции новолетие празднуется не зимой, в январе, а осенью. Именно 1 сентября (14-го — по «новому стилю») начинается новый богослужебный год («индикт»). Также важно отметить, что традиционно в Православии летоисчисление начинается, в отличие от католиков, не «от Рождества Христова», а «от Сотворения мира» или «от Адама». Многие богословы разъясняют, что библейские годы не должны совпадать с астрономическими, однако в православной традиции мы именно сегодня празднуем Новый 7528 год.

***

Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа. Христианские святые VI века от Рождества Христова. Преподобный Симеон был основоположником очень строгой формы аскезы — столпничества. Около 37 лет он провёл в молитве в добровольном заточении на «столпе» — открытой площадке на каменной колонне, — за что сподобился от Господа дара прижизненных чудотворений. Святой Симеон исцелял душевные и телесные болезни, а также предвидел будущее.

В годы столпничества преподобный Симеон очень строго соблюдал свой подвиг. И даже когда его благочестивая мать, святая Марфа, на старости лет прибыла проститься с сыном, он отказался оставить своё отшельническое заточение. И только после её смерти простился с матерью, и тогда, согласно Житию, её лицо просияло. Преподобный Симеон Столпник отошёл ко Господу в Сирии в 459 году от Рождества Христова. Каждому православному христианину настоятельно рекомендуем ознакомиться с подробным Житием этого великого проповедника, аскета и чудотворца, приведшего ко Христу многих людей.

Преподобный Симеон Столпник. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Праотец Иисус Навин. Ветхозаветный святой XVII-XVI столетий до Рождества Христова, Святой Иисус Навин, который после смерти пророка Моисея стал вождём Израильского народа. Именно он завоевал Обетованную землю, введя в неё ветхозаветный еврейский народ. Через Иисуса Навина, которому являлся Архистратиг Михаил, Господь даровал многие великие чудеса: евреи перешли реку Иордан «яко по суху», осаждённые израильтянами стены Иерихона пали сами после того, как вокруг города в течение семи дней обносили величайшую ветхозаветную святыню — Ковчег Завета. Наконец в ходе одного из сражений Иисус Навин, по воле Божией, смог остановить движение солнца, продлив день до победы. Скончался праотец Иисус Навин 110-летним старцем после 25-летнего управления Израилем. Все эти события изложены в Книге Иисуса Навина, входящей в состав библейского Ветхого Завета.

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, побитый камнями по приказанию персидского царя Сапора II в 380 году от Рождества Христова.

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Святые, принявшие мученические венцы за твёрдое исповедание христианства и отказ поклониться идолам при императоре-язычнике Ликинии в начале IV века в городе Адрианополе Македонском. Согласно житийным сведениям, все эти страдальцы были подвергнуты страшным мучениям, а затем «святой Аммун и с ним 8 дев были обезглавлены, 10 дев были сожжены, 6 из них скончались после того, как им вложено было в уста раскалённое железо, 6 дев были заколоты ножом, остальные убиты мечами».

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Каллиста Никомидийская и родные её братья Евод и Ермоген. Никомидийские христиане, погибшие за исповедание своей веры во Христа. За отказ принести жертву идолам всех троих усекли мечом в 309 году от Рождества Христова.

Преподобномученица Татиана (Грибкова) и мученица Наталия Козлова. Две святых страдалицы, монахиня и мирянка, принявшие мученический венец в годы советских богоборческих гонений в период так называемого «Большого террора» в 1937 году. Обе были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Русская Гефсимания: 14 сентября – день Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери. Празднования в честь ряда чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы. Подробнее об одном из них, Черниговской-Гефсиманской иконе Божией Матери, вы можете узнать из нашего материала «Русская Гефсимания», опубликованного на страницах Царьграда.

***

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Новости партнёров


rostov.tsargrad.tv

Церковное новолетие 14 сентября 2017 года: начало индикта

Церковное новолетие — это важный этап для христианского мира. Еще его называют началом нового церковного года, началом индикта. Такое событие открывает собой начало истории Нового Завета.

Это непереходящий праздник, если можно так сказать. Индикт имеет множество значений, но почти в каждом случае это слово означает начало какого-то периода. В православии индиктом называют начало церковного года и круга богослужений. Именно с 14 сентября начинается церковный календарь.

Смысл праздника

Каждый праздник в христианстве отсылает нас к каким-то событиям из Евангелия. Любое торжество или пост отображает какую-то историю из Нового Завета. Связаны праздники со святыми апостолами, Иисусом Христом и Девой Марией.

Новозаветная история Иисуса Христа начинается не с его рождения, а с рождества Богородицы. В православии Небесную Заступницу считают началом всех начал, ибо без нее не было бы Христа, не было бы Спасения. Новолетие как бы показывает нам, что всё повторяется снова и снова. Мы ежегодно должны вспоминать каждый этап этой истории, чтобы отдавать ему должное. Каждый праздник имеет свой смысл, изучая который, мы изучаем историю спасения наших душ.

Ни одно из событий в жизни Христа и Богородицы не было случайным. Именно это показывает нам новолетие. Церковь чтит этот праздник, поэтому 14 сентября всегда проходят особые службы в храмах. Это своего рода Новый год для церкви и всех христиан.

Как праздновать новолетие

Церковнослужители уверяют в том, что это один из самых лучших моментов для того, чтобы сходить в храм и причаститься. В этот день люди просят прощения у всех, кого обидели в течение церковного года, дарят подарки, связанные с верой и религией: иконы, календари и многое другое.

В народе всегда верили, что православный Новый год должен означать обновление духовного характера. Люди очень ответственно относились ко встрече новолетия. В этот день провожали лето и встречали осень. Даже в ранний период истории Руси примерно в это время люди встречали осень песнями и танцами. Начало индикта в христианстве не является праздником типично позитивным. Он, скорее, имеет знаковый характер. Он олицетворяет собой период духовного обновления.

Что касается молитв в новолетие, то тут ограничений и наставлений нет. В этот важный день можно читать любые молитвы, которые позволят вам укрепить свою веру и вступить в новый этап. Это может быть как «Отче наш», так и «Символ веры» или какая-то другая общая молитва. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Православные отмечают Новолетие – начало нового церковного года

В понедельник 14 сентября Русская Церковь отмечает начало индикта – нового церковного года или новолетие.

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января – так установил император Юлий Цезарь. Календарный год (юлианский) состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство.

В Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей (индикты или индикты Константина Великого), то есть, это было связано с началом нового финансового года.

В христианской Церкви эта традиция установилась далеко не сразу. Только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I, традиция отмечать начало нового года 1 сентября вошла и в жизнь Церкви.

На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года.

Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение о начале праздновании нового года с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

19 декабря 7208 года (летосчисление от сотворения мира) Петр I подписал указ о праздновании нового (гражданского) года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского нового года и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

После революции 1917 года, 14 февраля 1918 года в России был введен новый – григорианский - календарь (новый стиль). Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в том, что с течением времени разница между ними увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней, а в XXII будет составлять уже 14 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября.

Переход на новый стиль создал для Русской Церкви определенную трудность. Теперь в церковных календарях приходится указывать две даты празднования того или иного праздника или дня памяти – по старому и новому стилям.

Читайте также:
Церковное новолетие
Как в России начали "толкаться" Новый год и Рождество

 

Фото: sergastra/livejournal.com

foma.ru


Смотрите также