Постные дни на неделе


О постах и трапезах

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши
не отягчились объядением и пьянством…
Лк. 21, 34

В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.

Многодневные посты

Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;

Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери;

Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым.

В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло[1].

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.

Однодневные посты

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.

Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа».

Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.

Сплошные седмицы

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.

Сплошные седмицы следующие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.

СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Великий пост

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвит ель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк. 18:10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (Лк. 15:11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (Мф. 25:31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.

Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».

В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.

В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25:40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (Мф. 26:26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла– 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Примечание:

1. Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).

azbyka.ru

«Что можно кушать в Великий пост по дням?» – Яндекс.Кью

Великий Пост — один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и недели перед Пасхой (Страстной седмицы).

Не стоит забывать о том, что Великий Пост — это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Более подробно про Великий пост можно почитать тут — https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_пост

Подборка рецептов постных блюд —

https://yandex.ru/collections/channel/postnye-retsepty/

Великий пост по неделям и дням.

Первая неделя Великого поста

1-ый день — воздержание от пищи

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Вторая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Третья неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день (Благовещение Пресвятой Богородицы) — вареная еда с маслом и вином.

Четвертая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином.

Пятая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда с маслом

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Шестая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла.

6-ый день (Лазарева суббота) — вареная еда с маслом, вино, икра

7-ой день (Вербное воскресенье) — разрешается рыба

Седьмая неделя Великого поста (Страстная седмица)

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — сырая еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда с маслом, вино

5-ый день — ничего не едят

6-ый день — вареная еда без масла

7-ый день — Пасха, разрешается есть все, что угодно, и в любых количествах.

yandex.ru

Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенности

Рубрика: Церковный этикет

Что такое пост

Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.

Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.

Постная пища

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Как поститься в среду и пятницу мирянам 

В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.

Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.

Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.

Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»

Распространенные заблуждения о соблюдении поста

Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии. 

Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.

Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.

Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он <Бог> заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”

pravoslavium.ru

"Пост был добровольным". Чего мы не знаем о Страстной неделе перед Пасхой

МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Православные христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресенье. Этот день предваряет самый значимый для верующих период — Страстную седмицу. О том, чему она посвящена, как поститься в последние дни перед Пасхой, соблюдать традиции и церковные предписания в условиях самоизоляции, — в материале РИА Новости.

В чем ее суть?

В священном для христиан Писании последние дни жизни Спасителя изложены подробнее всего. В Евангелии от Иоанна, например, этому посвящено целых восемь глав из двадцати одной, в повествовании от Марка — пять из шестнадцати.

Церковный календарь тоже особо выделяет этот период. Строго говоря, Страстная неделя не является частью Великого поста. Это особое время, хотя воздержание от скоромной пищи и всякого рода увеселений сохраняется.

"На Страстной седмице верующие вспоминают весь крестный путь Спасителя, который пошел на заклание ради нашей вечной жизни, взяв на себя грехи людей. И если Великий пост мы соблюдаем по послушанию Церкви, то цель этой недели — быть вместе со Христом. И в древности люди в эти дни накладывали на себя добровольный пост. Потом эта традиция, исходящая от верующих, стала уже церковной", — поясняет РИА Новости настоятель университетского храма Святой Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Если во время святой Четыредесятницы (40 дней с начала Великого поста) ограничения помогают человеку избавиться от разных страстей, то у поста на последней неделе перед Пасхой несколько иная цель: "сопереживать Спасителю и его страданиям".

Вербное воскресенье

Предваряет Страстную седмицу праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Церковь вспоминает, что жители города встречали Христа как царя. Но кто-то думал о царстве духовном, а кто-то — о политическом, видя в Иисусе лидера, способного избавить иудейский народ от власти римлян. Многие постилали на Его пути пальмовые ветви и кричали: "Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!"

И поныне христиане в южных странах отмечают этот праздник с пальмовыми ветвями. В России же пальмы не растут — их заменили вербами, распускающимися весной раньше всех. По традиции вербные веточки освящают в храмах в субботу вечером на всенощном бдении.

Как рассказал отец Владимир, Вербное воскресенье — это большой двунадесятый праздник в Церкви. "Он связан со Страстной неделей еще тем, что те, кто кричал Ему "Осанна!", спустя пять дней выкрикивали "Распни Его!"

Значимость Входа Господня в Иерусалим проявляется и в пищевых послаблениях. Впервые с 7 апреля, праздника Благовещения, верующим дозволяется вкушать рыбу и вино.

Страстной понедельник, вторник и среда

На Страстной все дни наполнены особым для верующих смыслом и именуются Великими.

В первые два дня, согласно учению Церкви, Спаситель поведал ученикам притчи, которые стали потом самыми известными в христианстве и мировой культуре. Он рассказал о злых виноградарях, которые убили слуг и сына хозяина винограда. О десяти девах, ждущих жениха: пять из них запаслись маслом для своих светильников, а пять не позаботились об этом и в итоге не попали на брачный пир. Тогда же произошел случай со смоковницей (деревом инжира), которая засохла после того, как Спаситель не обнаружил на ней плодов.

По словам богословов, эти истории — для того, чтобы верующие были готовы к Его второму пришествию в этот мир, когда Христос будет судить всех людей по их поступкам.

А в третий день Страстной недели верующие вспоминают предательство Иуды. Евангелисты не говорят о глубинных мотивах, побудивших его на такой поступок. Все ограничивается лишь парой фраз.

"Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его", — свидетельствует Матфей.

Это событие в христианской истории считается одним из самых скорбных. И в память о нем каждая среда, когда нет многодневных постов и каких-либо исключений в связи с праздниками, является постным днем.

А на Страстной неделе это еще и день особо строгого поста — наряду с Великим понедельником и вторником. Монастырский устав велит придерживаться только сухоядения, исключив растительное масло и вареную пищу.

Однако священники рекомендуют столь строгий пост в первые три дня Страстной недели лишь воцерковленным людям, у которых уже есть опыт многодневного воздержания. Остальные же могут питаться так же, как и в любой другой великопостный день.

Обычно в начале Страстной готовят стол к Пасхе: пекут куличи и красят яйца. Главное, успеть до четверга, когда в храмах начинают совершать самые важные для православных богослужения.

Чистый четверг

Вопреки расхожему мнению, верующие причащаются в основном не на Пасху, а в Великий четверг. Именно в этот день на Тайной вечери Христос установил таинство Евхаристии (благодарения и причастия) — главный обряд в христианстве.

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов", — эти евангельские строки произносятся на каждой литургии во время Евхаристии.

На патриаршем богослужении вспоминают еще один эпизод того дня — как Спаситель омыл ноги ученикам. Причем предстоятель Церкви действительно собственноручно омывает ноги избранным 12 священникам.

Именно поэтому этот день прозвали Чистым четвергом. Говорят, что нужно обязательно помыться, тогда весь год будет благополучным. Однако в Церкви это считают суеверием.

В четверг вечером — одно из самых скорбных церковных богослужений. Верующие стоят в полной темноте с зажженными свечками, а священники читают "Двенадцать Евангелий" с описанием "страстей Господних" — эпизоды из Писания, посвященные последним часам земной жизни Христа.

"В этот день устав предполагает послабление строгого поста: можно употреблять вареную пищу", — отмечает отец Владимир.

Страстная пятница

День страданий и крестной смерти Спасителя — самый скорбный в Церкви. Настолько, что даже не совершается литургия, ведь причащение считается радостным событием для христиан.

Вместо этого — особая служба, Царские часы. В Византии на ней присутствовал лично император с семьей. Читают псалмы и отрывки из Ветхого Завета, где предсказана казнь Христа, а также соответствующие места Нового Завета.

А в середине дня в центр храма с особыми песнопениями выносят Плащаницу — большую икону с изображением умершего Спасителя. Христа по древнееврейскому обычаю перед тем, как положить в гробницу, омыли ароматными маслами и обернули погребальной тканью — плащаницей.

Вечером в Страстную пятницу — чин Погребения Плащаницы: в центре храма читают "Плач Марии" — песнопения, посвященные скорби Богоматери по Божественному сыну. После этого все молящиеся вместе с Плащаницей обходят храм, как бы участвуя в положении Спасителя в гроб ближайшими учениками.

Великая пятница — день самого строгого поста. Верующим предписывается либо полностью воздержаться от пищи до захода солнца, либо ограничиться сухоядением.

Предпасхальный день

А в Великую субботу уже, по сути, наступает Пасха. На утренней литургии вспоминают "сошествие Христа во ад": он сокрушил его врата и освободил заключенные там души праведников. Во время службы звучат пасхальные гимны, а священники меняют черные облачения на белые — символ Света Воскресения Господня.

Последняя служба Страстной недели совершается непосредственно перед ночным пасхальным богослужением: во время чтения книги Деяний апостолов под особые песнопения Плащаницу уносят в алтарь — до Великой пятницы следующего года.

В субботний день перед Пасхой в церкви освящают куличи, яйца, творожные пасхи и другие праздничные блюда, которые приносят верующие.

Как быть с карантином?

Богослужения Страстной седмицы очень важны для духовной жизни верующих. Поэтому Церковь всегда призывала мирян в эти дни в храмы. Но в этом году все совершенно иначе: прихожан просят остаться дома и не подвергаться риску заражения коронавирусом.

Молитвы в храме, конечно, ничто не заменит. Однако Церковь советует воспринимать нынешние обстоятельства как испытание и тем усерднее молиться дома, в семье — в "домашней церкви".

Патриарх Кирилл призвал паству понести эти "временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних". Все богослужения будут транслировать в интернете.

"Кроме того, есть книжки о церковных службах в Страстную неделю. Одна из них, к примеру, называется "Триодь постная". Там подробно расписан каждый день этой седмицы — какие песнопения, молитвы и так далее", — уточняет протоиерей Владимир Вигилянский.

Верующие, по его словам, могут читать молитвы по этой книге дома. А возникшие вопросы адресовать священникам в онлайне.

То же касается и освящения куличей: в Русской церкви советуют верующим дома окропить их святой водой со словами "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

Так что, несмотря на необычную ситуацию, когда в храм лучше не ходить, можно и у себя в квартире достойно провести Страстную неделю и встретить Пасху.

3 апреля, 19:57Распространение нового коронавирусаВ РПЦ призвали верующих не отчаиваться из-за отмены освящения куличей

ria.ru

Что можно и нельзя делать в Великий пост

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Православные христиане второго марта вступают в Великий пост. Это особый период подготовки к главному празднику — Пасхе Христовой. Именно эти дни считаются наиболее строгими из всех постных в году. Об особенностях, ограничениях и послаблениях Святой Четыредесятницы — в материале РИА Новости.

Не такой, как остальные

На самом деле, постных дней в церковном календаре очень много: большая часть года. В общей сложности — свыше двухсот.

Немногие сегодня задумываются о том, что посты существовали в дохристианские времена, о чем постоянно упоминается в Ветхом Завете. Ограничения касались не только еды и питья, но и, например, разговоров.

Самым же первым говеющим был, судя по Библии, ветхозаветный пророк Моисей. Выведя евреев из Египта, он в одиночку взошел на гору Синай, где пробыл сорок дней и ночей.

"Хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей. — Прим. ред.) на скрижалях слова завета, десятословие (десять заповедей. — Прим. ред.). Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним", — повествует книга Исход.

Аналогичный пост выдержал, прежде чем начать свою проповедь людям, и сам Сын Божий Иисус Христос. После крещения в реке Иордан он удалился в пустыню на сорок дней, где его всячески искушал дьявол. Однако Спаситель поборол все соблазны.

Собственно, преодоление как физических, так и духовных трудностей, согласно христианскому вероучению, — одна из главных целей воздержания. Внимание переключается с дел житейских и забот о телесном и материальном на жизнь духовную, молитву, участие в богослужениях и общение с Господом. Тем самым человек самосовершенствуется и приближается к Творцу.

Это относится и к Рождественскому посту, длящемуся 40 дней — с 28 ноября по 6 декабря включительно, и Успенскому 14-дневному (начинается 14 августа), и Петрову, в который верующие вступают через неделю после праздника Троицы. Тот же смысл вкладывается и в предписанное уставом воздержание в среду и пятницу — если, конечно, эти дни не приходятся на двунадесятые праздники. Есть еще однодневные посты в Крещенский сочельник (18 января) и когда отмечаются Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Но Великий пост особый. И вот почему.

"Это семь подготовительных недель перед Страстной седмицей (когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя), за которой следует Пасха. В великопостных богослужебных текстах это отражается", — уточняет церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш.

Службы в этот период в Церкви не такие, как обычно. Прежде всего это выражается в аскетичности утренних и вечерних богослужений в будни: долгие молитвы и минимум песнопений.

"В период Святой Четыредесятницы человек, насколько это возможно, усиливает участие в церковной жизни. Сколько раз приходить в храм и когда именно — вопрос индивидуальный. Хорошо, конечно, явиться на литургию Преждеосвященных даров, которая совершается по средам и пятницам. А в первые четыре дня поста и в четверг пятой седмицы (в этом году — 1 апреля. — Прим. ред.) читается Великий покаянный канон Андрея Критского, тоже особенное богослужение", — поясняет иеромонах.

Когда можно вино?

Еще одно отличие Великого поста — более строгие ограничения в еде. Согласно церковному уставу, на протяжении всей Четыредесятницы и следующей за этим Страстной недели — вплоть до Пасхи — запрещается пища животного происхождения. Это целых 49 дней.

Ведь в Рождественский и Петров пост, например, можно есть рыбу. В течение двух недель перед праздником Успения Богоматери устав тоже предписывает полное воздержание от мяса, молока, рыбы и яиц, но зато август, как известно, богат на фрукты.

"В Церкви есть градация строгости поста. Самый мягкий — сырная седмица за неделю до Великой Четыредесятницы, когда можно все, кроме мяса. Следующий по строгости пост — это когда разрешается есть рыбу. Потом исключается и рыба, но остаются вино и елей (растительное масло). На еще более строгом этапе в рационе присутствует вареная пища без масла, и самый жесткий пост — это сухоядение, хлеб с водой и полное невкушение пищи", — объясняет известный реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков).

До Пасхи рыба, согласно уставу, разрешается только на праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (12 апреля). Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, допускается икра. Во все эти дни можно и вино.

Еда — не самоцель

В великопостный период есть и моменты особо строгого воздержания, когда, согласно монастырскому уставу, вовсе нельзя ничего есть. Это первые два дня поста и Страстная пятница на одноименной неделе перед Пасхой.

Но эти правила предназначены прежде всего для монахов — в некоторых обителях голодают даже четыре-пять первых дней. С мирянами тут нет полной ясности.

"Соблюдение Великого поста "по букве" подробно расписано в Типиконе и в соответствующих уставных указаниях. Мирянам применять их буквально следует лишь по благословению духовника. Многовековая традиция заключается в том, что миряне отказываются от мяса, молока, яиц и рыбы (послабления разрешаются в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). А про день Великой (Страстной) пятницы устав говорит: "Могущий воздержаться от пищи да воздержится от нее вовсе, а не могущий вовсе да приложит для себя максимально строгое ограничение", — уточняет председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.

Поэтому в Церкви призывают мирян держаться "золотой середины" — не увлекаться чересчур строгим воздержанием, что лишь навредит здоровью. И в то же время пытаться хоть как-то ограничить себя, помня, что пищевые запреты — не цель, а одно из средств.

"Пост предполагает освобождение от разного рода зависимостей. Они касаются и пищи — нужно постараться нивелировать, как говорится, "получение кайфа" от еды и свести к минимуму время, проводимое за трапезой. Можно ограничить для себя интернет, просмотр телепередач, общение в социальных сетях. Людей с алкогольной или табачной зависимостями Церковь тоже призывает взять волю в кулак", — отмечает священнослужитель.

Еще одна цель поста, по его словам, — "прожить глубоко и молитвенно" великопостное время. Если кто-то вовсе не молится — пусть попробует. Кто редко, раз в год, ходит в храм, — пусть в пост делает это хотя бы раз в месяц.

"И третья цель: постараться быть добрее и внимательнее к людям, которые нас окружают. А к самому себе подходить пожестче. Больше времени уделять детям или родителям, следить за тем, как мы общаемся с коллегам и постараться вообще никого не обижать. В общем, нужно от бессознательного проживания жизни, когда человек просто реагирует на внешние раздражители, попытаться перейти на уровень, соответствующий образу и подобию Бога", — призывает отец Максим.

27 февраля, 17:45Религия и мировоззрениеКак правильно подготовиться к Великому посту

ria.ru

«Что можно кушать в Великий пост по дням?» – Яндекс.Знатоки

Великий Пост — один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и недели перед Пасхой (Страстной седмицы).

Не стоит забывать о том, что Великий Пост — это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Более подробно про Великий пост можно почитать тут — https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_пост

Подборка рецептов постных блюд —

https://yandex.ru/collections/channel/postnye-retsepty/

Великий пост по неделям и дням.

Первая неделя Великого поста

1-ый день — воздержание от пищи

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Вторая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Третья неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день (Благовещение Пресвятой Богородицы) — вареная еда с маслом и вином.

Четвертая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином.

Пятая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда с маслом

5-ый день — сырая еда без масла

6-ый день — вареная еда с маслом и вином

7-ой день — вареная еда с маслом и вином

Шестая неделя Великого поста

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — вареная еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда без масла

5-ый день — сырая еда без масла.

6-ый день (Лазарева суббота) — вареная еда с маслом, вино, икра

7-ой день (Вербное воскресенье) — разрешается рыба

Седьмая неделя Великого поста (Страстная седмица)

1-ый день — сырая еда без масла

2-ой день — сырая еда без масла

3-ий день — сырая еда без масла

4-ый день — вареная еда с маслом, вино

5-ый день — ничего не едят

6-ый день — вареная еда без масла

7-ый день — Пасха, разрешается есть все, что угодно, и в любых количествах.

yandex.ru

календарь питания что можно и нельзя по дня

Великий пост считается одним из самых суровых постов в православном календаре.

Длится он 48 дней. Первые сорок дней символизируют удаление Иисуса Христа в пустыню после крещения, где он постился и противостоял искушениям. Оставшаяся неделя знаменуют последние дни жизни Спасителя.

Таким образом, вступая в пост, человек усмиряет собственные желания, противостоит искушениям и очищается духовно.

В современном мире соблюдение Великого поста решение исключительно индивидуальное. В этот период свободное время необходимо посвящать молитвам, изменить меню питания, исключить праздность и стремиться к более уединенному образу жизни.

Календарь питания в Великий пост по дням

Во время Великого поста из обычного меню следует исключить молочные продукты (например, творог, сыры, сметану, кефир, йогурты, молоко, мороженое), продукты животного происхождения (все виды мяса, рыбы, яиц, колбасы) и полуфабрикаты, содержащие эти продукты. Также в Великой пост запрещается употреблять алкоголь.

Календарь питания на каждый день Великого поста 2020

© Sputnik / Сергей Пятаков

Девочка перед патриаршим служением в Храме Христа Спасителя в Москве, архивное фото

Великий пост разделяют на семь недель (седьмиц). У каждой из них есть свои особые предписания, в том числе и относительно того, каким должно быть меню постящегося в 2020 году с понедельника по пятницу.

Чтобы не запутаться в предписаниях, удобно держать под рукой календарь питания по дням поста

Самые строгие требования в первую и последнюю неделю.

Первая неделя Великого поста 2020

В первый день Великого поста (по-другому его называют чистым понедельником), 2 марта, постящимся рекомендуется полностью отказаться от пищи и воды.

Согласно церковным устоям, есть следует на следующий день - во вторник. И то рацион должен состоять только из хлеба и воды.

В среду и четверг (4 и 5 марта) должно быть сухоядение. Разрешается есть сушеные овощи, фрукты и хлеб, а растительное масло находится под строгим запретом.

Десять главных вопросов о Великом посте

Так, в эти дни Великого поста можно приготовить квашеные, соленые и маринованные овощи и грибы, употреблять орехи и мед. Также ограничения в сухоядение распространяются на напитки. В среду и четверг разрешены только соки и вода. От чаев, кофе, отваров и компотов следует отказаться. 

В пятницу (6.03) меню будет состоять из вареной растительной пищи, но без масла. Например, постящимся разрешено отварить картошку, морковку, брокколи и другие овощи.

В субботу и воскресенье (7 и 8 марта) при приготовлении еды можно использовать масло. Также в эти дни разрешается выпить немного вина.

Вторая неделя Великого поста 2020

В это время Великого поста православные верующие чествуют великого богослова, святителя Григория Паламу.

В понедельник (9.03), среду (11.03) и пятницу (13.03) - сухоядение.

Светлый праздник: как православные христиане Таджикистана отмечают Пасху

Во вторник (10.03) и в четверг (12.03) меню включает в себя вареную или тушеную пищу без масла.

В субботу (14.03) и воскресенье (15.03) - послабление. В эти дни при приготовлении еды можно использовать растительное масло, а также разрешается выпить чуть-чуть вина.

Третья неделя Великого поста 2020

С 16 по 22 марта в Храмах поклоняются Святому Кресту.

В этот период Великого поста действует такое же меню, что и во вторую седьмицу.

Так, сухоядение будет 16, 18, 20 марта, варенные и тушеные блюда без масла разрешены 17 и 19 марта, добавить масло в пищу и выпить вина разрешается 21 и 22 марта.

Четвертая неделя Великого поста 2020

Православные вспоминают преподобного Иоанна Лествичника.

В этот период соблюдается меню второй и третьей недели, однако с некоторым послаблением в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы является одним из главных праздников в православном календаре. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть - что она станет матерью сына Божия Иисуса Христа. 

Таким образом, сухоядение соблюдается 23, 25 и 27 марта, вареную и тушеную пищу без масла можно приготовить 24 и 26 марта, в субботу (28) разрешены блюда с маслом.

В воскресенье, 29 марта, меню разрешается расширить и съесть рыбу. Так, постящиеся могут сварить или пожарить ее.

Необычным и приятным решением станут суши. При этом надо следить, чтобы в их составе не было других запрещенных продуктов.

Пятая неделя Великого поста 2020

Пятую неделю Великого поста по-другому называют "Седьмицей пальмовых ветвей". Вспоминают преподобную Марию Египетскую.

Меню ничем не отличается от списка второй и третьей седьмиц. Сухоядения придерживаются 30, марта и 1,3 апреля, вареные и тушеные овощи без масла разрешены 31 марта и 2 апреля, а 4 и 5 числа разрешены блюда с маслом и немного вина.

Шестая неделя Великого поста 2020

В этот период православные верующие празднуют вход Господен Иерусалим. Второе название "Цветоносная", она завершается Вербным воскресеньем.

Строго Великий пост соблюдается с 6 по 10 апреля, послабления разрешены в субботу и воскресенье.

Так, 12 апреля, меню постящегося будет состоять из вареной пищи с растительным маслом, можно выпить вина и съесть икру. На следующий день также разрешается приготовить блюдо с рыбой.

Седьмая неделя Великого поста 2020

Последние семь дней Великого поста называют "Неделя страданий Господа" или "Страстная седьмица". В этот период православным верующим следует вспоминать события, произошедшие в последние дни жизни Христа - Тайную вечерю, предательство Иуды, суд, распятие, смерть и погребение.

Как питаться во время Великого поста 2020

С 13 по 18 апреля Великий пост соблюдается с особой строгостью. Так, с понедельника по четверг следует есть только один раз в день - после появления на небе первой звезды, в пятницу необходимо отказаться от пищи на весь день. В субботу разрешается включить в меню сырые продукты без масла.

Заканчивается Великий пост 19 апреля Пасхой. С этого дня можно есть абсолютно все.

Рецепты для постного меню на Великий пост 2020

Во время Великого поста меню может быть достаточно многообразным. Постящимся разрешается готовить различные каши с фруктами, постные пловы, макаронные изделия, супы, котлеты, салаты и так далее.

Существует множество интересных рецептов, которые обязательно стоит попробовать в Великий пост.

Овсянка и кокосы

Овсянка, архивное фото

Для тех, кто любит сладкие каши, как раз следует включить в меню этот вариант овсяной каши.

Овсянка варится на молоке, но не на обычном, а кокосовом! Рецепт ее приготовления очень прост, а способ ничем не отличается от традиционного.

Для разнообразия рекомендуется добавить нарезанные кубиками яблоки или другие фрукты.

Постные голубцы с перловкой

Голубцы, архивное фото

Любители голубцов обязательно должны попробовать этот рецепт.

Кочан капусты необходимо положить в пароварку, вытащить через 15-20 минут и отделить 12-16 листьев (отбить их молотком).

Хорошо промыть перловку и затем отварить ее.

Почистить среднюю луковицу, небольшую морковку, половину корня сельдерея и шампиньоны. Овощи и грибы нарезать мелкими кубиками. Далее все следует смешать с уже отваренной перловкой и готовить в пароварке 20 минут. Во время готовки добавить соль и перец.

После приготовления начинку необходимо положить в капустные листья и завернуть. Завернув конвертиком, голубцы следует варить 15-20 минут.

Особенно вкусным блюдо будет, если его приправить специальным соусом. Для приправы необходимо очень мелко нарезать грибы, обжарить их, затем на сковородку добавить 1,5 стакана муки и воды. Варить соус до загустения.

Рецепт можно и "изменить". Так, вместо перловки подойдет любая крупа, в том числе рис, булгур, гречка и пшеничные зерна.

На приготовление этого блюда может уйти час.

Салат "Табуле"

В постное меню обязательно должен войти рецепт салата "Табуле".

Залить стаканом кипятка кускус, добавить несколько капель оливкового масла и соль. Крупно нарезать мяту и петрушку, снять кожицу с двух помидоров (для этого сала лучше выбрать сладкие).

Далее смешать все ингредиенты в салатнице. Заправлять блюдо следует перед непосредственным употреблением оливковым маслом, соком лимона, солью и перцем.

Рецепт очень простой и вкусный.

Постное жаркое с картофелем фри

Картофель фри, архивное фото

В период Великого поста можно приготовить вкусное жаркое. В интернете лежит множество рецептов постного блюда, один из них - с баклажанами и картофелем фри.

Нарезать кубиками баклажан и два красных сладких перца (предварительно удалив сердцевину), полукольцами красный лук, разрезать на четвертинки шампиньоны.

Обжарить в растительном масле баклажан, перцы и лук, затем добавить в сковородку шампиньоны. Готовить на сильном огне.

Влить томатный соус и посолить. Тушить ингредиенты на маленьком огне, затем добавить красную консервированную фасоль с соком. Готовить еще минут пять.

Далее приготовить картофель фри (можно купить в магазине упаковку замороженного).

На тарелку выкладывают картофель фри, сверху поливают тушеными овощами и посыпают нарезанной петрушкой. 

На приготовление потребуется примерно полчаса.

Постные рисовые котлеты

Существует множество рецептов постных котлет. В свое меню постящиеся могут добавить рисовые котлеты, которые ничем не уступают обычным.

Хорошенько промыть и сварить рис и картошку (по отдельности, конечно). Нарезать обжарить на растительном масле лук и морковь, потереть сваренную картошку.

Далее смешать все ингредиенты, добавить соль и перец. После этого слепить котлеты и пожарить. Готовое блюда рекомендуется обвалять в сухарях.

Постная картофельная запеканка с грибами

© Sputnik / А. Усанов

Картофельная запеканка, архивное фото

Разнообразить меню в Великий пост поможет картофельная запеканка с грибами. Приготовление блюда по рецепту займет примерно час.

Приготовить картофель и сделать пюре на ее отваре. Нарезать грибы (крупно) и лук (мелко), обжарить их, а затем измельчить в блендере.

В форму для запекания выложить третью часть картофеля, сверху пюре из грибов с луком, следующим слоем положить вторую часть картофеля, далее выложить тонкий слой нарезанных кольцами помидоров и положить последнюю часть картошки.

Выпекать в духовке при температуре 180 градусов примерно чуть более получаса.

Cалат из креветок

Салат из креветок, архивное фото

В дни Великого поста, кроме среды и пятницы, разрешены блюда, в рецепты которых входит креветки. Самым простым решением - станет вкусный салат.

Когда в Великий пост можно есть рыбу и морепродукты

Очистить и отварить креветки, крупно нарезать листья салата айсберг, разрезать пополам помидоры черри.

Смешать все ингредиенты, заправить салат оливковым маслом, перцем, солью. По желанию полить бальзамическим соусом.

Суп из цветной капусты с фисташковым кремом

Обжаривать полстакана фисташек в течение пяти минут, затем пересыпать орехи в сотейник, залить водой (на сантиметр выше фисташек) и варить до мягкости около получаса.

Мелко нашинковать полкилограмма цветной капусты, три яблока, четыре морковь, три зубчика чеснока и имбирь. Все ингредиенты обжарить.

Затем выложить все в кастрюлю и залить заранее приготовленным овощным бульоном, накрыть крышкой и варить примерно 20 минут.

После приготовления фисташки следует измельчить в блендере, затем залить воду и размешать до получения гладкого крема.

Далее смешать суп с фисташковым кремом, приправить солью и перцем. По желанию посыпьте нарезанной зеленью.

Этот рецепт не оставит равнодушным никого и займет достойное место в календаре питания.

Картофель под цитрусовым соусом

Картофель в соусе, архивное фото

Нарезать, посолить, поперчить и обжарить 250 граммов лисичек. В рецепт можно добавить измельченный лук.

В очищенном картофеле сделать разрезы, в которые следует выложить грибную начинку. 

Сложить в противень, застеленный фольгой. Блюдо поставить в духовку и выпекать около получаса. 

За это время приготовить соус - смешав лимонный и апельсиновый соки и пол-ложки карри. После приготовления полить им картофель.

Постный салат "Цезарь с креветками"

Цезарь с креветками

Для любителей "Цезаря" есть рецепт салата с креветками. Блюдо готовится быстро и поможет разнообразить меню в период Великого поста.

Сварите креветки в течение 2-3 минут в кипящей воде и почистите. Белый хлеб нарезать кубиками и слегка поджарить на сковородке. Нарезать листья ромэна (можно взять айсберг) и помидоры. После этого смешать все компоненты и приправить соусом.

Для приготовления соуса необходимо взять измельченный чеснок, оливковое масло, лимонный сок, горчицу, соль и перец.

Плов с овощами и изюмом 

© Sputnik Амир Исаев

Плов, архивное фото

В постное меню можно включить и плов с овощами. 

Необходимо хорошенько промыть рис и сварить его до полуготовности. Средне порезать лук и морковь и потушить. 

Пересыпать в казан рис, лук и морковью, кинуть изюм, приправить соль и перец по вкусу, накрыть крышкой. Готовить около получаса.

Готовится блюдо по этому рецепту чуть больше часа.

Спагетти с баклажанами в томатном соусе

Сварить спагетти (вместо них можно взять любые макаронные изделия). 

Нарезать соломкой два баклажана, присыпать солью и оставить. Смыть приправу можно через полчаса. После того как они высохнут, поджарить до золотистого цвета и мягкости.

Порезать кубиками четыре помидора (средне) и один лук (мелко), нашинковать зубчик чеснока. Все это обжарить, посыпать солью и сахаром, довести до кипения. Тушить соус на маленьком огне.

Нарезать базилик и третью его часть кинуть в томатный соус. Позже добавить баклажаны и оставшийся базилик.

На тарелку выкладывать спагетти, политые томатным соусом. 

Чахохбили вегетарианское

Крупно нарезать два баклажана и замочить в соленой воде на полчаса.

Порезать ломтиками 6 помидоров, сложить в сковородку, добавить 1/3 стакана воды и потушить. На другой сковородке обжарить 4 пошинкованных луковицы, порезанные ломтиками 2 картофелины и подготовленные баклажаны. 

После этого вылить томатную пасту, приправить солью и перцем, насыпать порезанную петрушку и кинзу.

Постные блинчики с гречкой

В Великий пост можно побаловать себя и блинчиками. Рецепт постного теста очень прост.

Для приготовления необходимо смешать 250 граммов муки, щепотку соли, 4 чайные ложки сахара, налить поллитра минеральной воды с газом. Далее миску необходимо накрыть пленкой и оставить в теплом месте на полчаса.

Начинка блинчиков может быть любой. Для сладких подойдет яблочное пюре, а для сытных - гречка с грибами.

Для начинки следует хорошо промыть гречку и обжарить до золотистого цвета. Закипятить воду в кастрюле, добавить соль, засыпать гречку. Крупу необходимо варить, пока не впитается вода.

Нарезать кубиками и обжарить лук и грибы. Затем смешать гречку с луком и грибами. 

На каждый блин положить по 2 ложки начинки. Свернуть блины конвертиками и прожарить на сковородке.

tj.sputniknews.ru


Смотрите также