Пост после медового спаса


Медовый Спас и новый пост. Что говорят в Церкви о гибели пчел

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости, Алексей Михеев. С праздника Медового Спаса, 14 августа, у православных христиан наступает кульминация лета — Успенский пост. Две недели верующие будут готовиться к празднику Успения (ухода на Небеса) Пресвятой Богородицы, особенно любимого на Руси. Зачем нужен последний пост церковного года, как правильно его соблюдать и все ли пчелы погибли этим летом — в материале РИА Новости.

"Город Богородицы"

"Божию Матерь у нас очень любят. И церквей, посвященных ей, больше, чем всех остальных, — здесь и Иверский женский монастырь, и Казанский храм, и два Покровских, и несколько часовен в честь различных икон Богородицы. Причем у Покровских храмов особая судьба: один из них, "верхняя Покровка", был раньше монастырем, но в советские времена обитель закрыли, а в здании храма оборудовали воинский клуб. Сейчас это приходская церковь, которую так все и называют — "бывший женский монастырь", — показывает мне город с высокого холма настоятель орского Казанского храма священник Максим Бражников.

Другая Покровская церковь затерянного в степях Орска появилась в 1940-е, когда после встречи Сталина с митрополитами в разгар Великой Отечественной войны по стране стали вновь открываться храмы. Верующие выкупили бывший особняк врача Пермитина и устроили там молитвенный дом. Но при Хрущеве его закрыли, переделав здание под детский приемник-распределитель. Только в 1971 году храм вернули православной общине. Народ называет его "нижняя Покровка". Сейчас и в нижней, и в верхней Покровке готовятся встретить Успенский пост.

Последние цветы лета

Успение — славянское слово, означающее разновидность сна. Смерть тела, учит Церковь, вовсе не конец жизни. Наоборот, это начало вечной жизни с Богом. Поэтому праздник Успения Богородицы с полным на то основанием считается "второй Пасхой".

"На второй день праздника во всех храмах совершается чин Погребения плащаницы Богородицы, и служба эта почти полностью идентична утрени Великой (Страстной. — Прим. ред.) субботы, когда вспоминается положение во гроб Христа. Но если Великая суббота полна скорби и тоски по убитому Учителю, то здесь настроение радостное и праздничное. Матерь Божия тихо уходит к своему Сыну, для этого мира тут не смерть, а сон. Христос обещал всем людям, что победит смерть — и победил. И теперь об этом свидетельствует Его Мать", — объясняет священник.

А какой большой праздник без крестного хода? И в степном городе, к концу лета абсолютно иссушенном жарой, прихожане стелют на его пути настоящие ковры из живых цветов, храмы украшают кремовыми розами.

"Кстати, в конце 1990-х — начале 2000-х годов у прихожан старшего поколения была традиция — не спать всю ночь до самой праздничной литургии, петь стихиры и акафисты Богородице и читать Псалтырь. Как будто у гроба самого дорогого человека", — вспоминает отец Максим.

"Людей успокоили, пчел убили"

Но до праздника еще две недели, а первый день Успенского поста — Медовый Спас. Так прозвали в народе праздник Происхождения честных древ Креста Господня. По традиции в этот день в храм приносят освящать первый мед нового урожая. Но в этом году у пасечников беда — пчелы гибнут сотнями тысяч. Почему, пока понять никто не может, версий уйма — от применения пестицидов до нашествия инопланетян.

"Уже 12 семей из 30 у меня погибли (одна семья — это несколько десятков тысяч рабочих пчел. — Прим. ред.) и продолжают гибнуть. Меда… сколько я его сейчас собрал — даже расходы не покрою. Очень плохо все с медом. И такое первый раз", — сетует священник Сергий Григорьев из оренбургской деревни Верхняя Платовка. Фактически пасека — единственный источник его дохода. Свой мед он много лет привозит и в Орск. В причинах "пчеломора" батюшка тоже пытался разобраться, но не преуспел.

"Я вообще думаю, может, это кто-то какие-то волны пускает — на людей, чтобы они не волновались? А на пчел они вон как действуют", — размышляет отец Сергий. Во всяком случае, всех окрестных фермеров он объехал и лично убедился — ничем вредным они свои поля не обрабатывают.

И все таки Медовый Спас будет с медом, обещает он. А там скоро и Преображение, когда в храмы понесут освящать плоды садов и огородов. Унывать верующим пчеловодам, а тем более священникам, не пристало.

Зачем снова голодать

"Успенский пост соблюдать очень легко — вот тебе зелень, вот огурцы-помидоры, вот ягоды и семечки. Сам я, правда, в последнее время придерживаюсь обычая, который подсмотрел у православных на Балканах: днем почти ничего не ешь, а ближе к вечеру ужинаешь, и, чтобы было посытнее, добавляешь побольше масла в овощи. А как хорошо в своем саду пожарить на решетке, например, болгарские перцы, кабачки и баклажаны с грибами!" — рассуждает отец Максим.

А когда его спрашивают: "Зачем еще один пост, если недавно Петров был?" — отвечает: "А затем, что мы снова говорим о победе над смертью. Ведь нас ждет Богородичная Пасха! Так, кстати, у нас часто называют этот день. И ради этой Пасхи можно и пост соблюсти, тем более такой, который совсем не в тягость, а в радость: радость предчувствия, что и мы не умрем навсегда. Ведь это нам обещал сам Бог".

ria.ru

Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2018 году

Медовый Спас 14 августа в 2019 году (1 августа по церковному календарю) — день, изобилующий для Православной Церкви событиями.

Медовый Спас и Успенский пост в 2019 году

Основной праздник этого дня называется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

Маккавеи

Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа.

«Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан. Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан», — пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде «Жизнь и учение святого Григория Богослова.

О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия. События, о которых идет речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом» (игумен Иларион).

Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее. Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй. Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день?

«Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа». Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория «Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа».

Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа — они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.

Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы». Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: «Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв… Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям».

Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: «Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь — Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность — в соблюдении заповедей. Одно богатство — те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина — вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм — великолепнейшее небо, а праздник наш — ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство — Бог, на Которого указывают и все здешние таинства».

Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. «И там и здесь — граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего. В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м — обличительных на царя Юлиана».

Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: «Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц — оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа». Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает.

Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена.

Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа. А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви — выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков.

Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.

С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: «Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие — вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию». Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом — сплошное удовольствие.

Словарь Правмира — Спас 

www.pravmir.ru

14 августа отмечают Медовый спас и начало Успенского поста — Российская газета

"Медовый спас", отмечаемый 14 августа, - народное название дня, который в Церкви называется "празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице". Название длинноватое, поэтому в обиходе его и сократили до краткого "Спас", добавив сюда эпитет "медовый" -  потому что именно к 14 августа в России поспевал мед нового сбора, который принято было освещать в этот день в храмах. И хотя священники часто напоминают нам о том, что слово "Спас"  - это сокращение от "Спаситель", и есть некая несуразица в том, когда говорят "медовый спас", "яблочный спас", "ореховый спас", эти названия давно утвердились в народной речи. Поэтому мы сейчас менять традицию не будем, а просто объясним, что за праздники отмечаются 14 августа.

А праздников этих много - целых четыре. И разбирая их, можно понять, как обыденная жизнь наших предков переплеталась с жизнью Церкви.

Итак, 14 августа православная Церковь отмечает сразу четыре значимых события: начало двухнедельного Успенского поста, праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают в этот день и святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских. Если разбираться по порядку, то ничего сложного тут не окажется.


"Спас Златые власа". Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Двухнедельный Успенский пост (14 августа - 27 августа) - хоть и короткий, но строгий, такой же строгий, как Великий пост. Установлен он для подготовки нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице. Слово "успение" означает "мирную кончину, схожую в погружение в сон". Не смерть, а именно успение. Именно так отошла ко Господу Пресвятая Богородица: "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула", "Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства". И каждый верующий, молясь Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней за помощью и заступничеством, ощущает деятельное участие Божьей Матери в нашем мире. Так как день Успения Пресвятой Богородицы - большой праздник Церкви, то мы к нему и готовимся - двухнедельным постом. Повторюсь, Успенский пост, хоть и короткий, но строгий: рыба разрешена только в один день: на праздник Преображения Господня (19 августа). Но лето, обилие "плодов земных" делает его не таким трудным и радостным. А именно к радостному посту призывают нас святые: ведь постимся мы из любви к Господу. Из любви к Богородице. Послабления в пост делаются для больных, беременных женщин, кормящих матерей, путешествующих, людей с cсерьезными физическими нагрузками. Большая часть верующих руководствуется не строгими монастырскими уставами, а просто отказывается от мясной, молочной пищи, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. До революции посты соблюдались строже: все дни, кроме суббот и воскресенья, пища была без масла (елея), растительного, естественно, а в среду и пятницу вообще сухоядение (невареная пища). Вино позволялось только по субботним и воскресным дням, и по случаю праздника. Сейчас каждый верующий сам, посоветовавшись со священником, определяет меру своего поста. Но так как 14 августа - Медовый спас, день нескольких праздников, масло, вино и горячая пища сегодня разрешены. А постные блины с медом и маком вообще приветствуются. Но об этом позже.

Праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - звучит малопонятно, но на самом деле все просто. В русском названии праздника слово "происхождение" затесалось по ошибке: это неверный перевод греческого слова, означающего "торжественная церемония, крестный ход". Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Честных Древ Животворящего Креста Господня, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще сложнее и непонятней. Но на самом деле ничего мудреного тут нет. В этот день Церковь вспоминает как в Константинополе, начиная с IX века, в августе, ежегодно выносили часть Животворящего Древа (дерева) Креста, на Котором был распят Иисус Христос, выносили из домовой церкви византийских императоров, где он весь год хранился, в храм святой Софии. Здесь совершали освящение воды, а потом святыню носили по городу - в течение двух недель. При этом служились специальные богослужения - литии (греч. - "просьба, усердное моление"), "для освящения мест и отвращения болезней". Начало августа - самое жаркое и самое неблагоприятное время в смысле эпидемий. Крест, на Котором был распят Христос - это не только орудие казни. Это еще и святыня, через Которую произошло спасение всего человечества, избавление его от смертности. И верующие заметили, что святыня - Крест, на котором был распят Христос, при усердной молитве, спасает, избавляет от болезней. Поэтому традиция, возникшая в Константинополе в IX веке, с ХII-ХIII веков утвердилась во всех Церквях. Поэтому сегодня, в Медовый спас, после Божественной Литургии служится чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды освещают и мед, отсюда народные названия праздников - "Первый, медовый спас", "Мокрый спас", "Спас на воде". В день Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в храмах в центр выносят Крест - святыню христианства.

Переходим к третьему событию сегодняшнего дня -  празднеству Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. И тут надо сказать, что Успенский пост обрамлен тремя праздниками, посвященными Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю человечества. Это 14 августа - праздник Всемилостивого Спаса (народное, "медовый спас"), день Преображения Господня ("яблочный спас") - 19 августа, и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа ("третий спас") - 29 августа. Бытовая жизнь русского народа раньше была пронизана христианством. Христианские праздники органично вписывались в повседневную жизнь. Отмечали 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а к этому времени поспевал мед нового сбора. В народном сознании - безусловный дар Божий человеку. Поэтому его и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто пищей, не просто лакомством, а воплощением милости Бога к нам, Божьей благодати. Освещались на медовый спас, кроме воды и меда, травы и мак. О маке мы еще поговорим, а сейчас самое время вспомнить русскую поговорку: "на первый спас и нищий медку попробует". Праздник, радость от явленности в нашем мире Благодати Божьей, вот и делились люди с ближними - медом, постными блинами на меду, с маком.

Но что же это за праздник "Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице"? В этот день мы вспоминаем о победе святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) над волжскими булгарами в 1164 году. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, князь Андрей, неслучайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы - впоследствии икона получила название "Владимирской иконы Божьей Матери". Чудотворный образ вместе с Честным Крестом Христовым перед войсками князя Андрея несли два священника. Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с такой молитвой: "Всякуповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все войны. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство. По преданию, в тот же день была одержана победа и греческим императором Мануилом - над  сарацинами. И для русского воинства, и для греков божественная помощь в этих битвах не подвергалась сомнению. Более того, она сопровождалась зримыми знамениями: иконы Спасителя и Божьей Матери, бывшие в войсках, будто светились. И это свечение было замечено всеми в войсках. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

И, наконец, о святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских, и о том, почему в народе в этот день лакомятся блинами с медом и маком. Про мед мы уже сказали. Блины издревле символ сытости, праздничности, радости, даже и постные. А мак? Как считают знатоки народной традиции, он попал в праздничную трапезу из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память сегодня отмечают в Церкви. Святые Ветхозаветные мученики Маккавейские так сильно и искренно верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников, но не осквернили себя поклонением Зевсу Олимпийскому, не принесли ему жертвы. Эта верность Богу Истинному, вере предков, стоила  семи святым мученикам Маккавейским: Авиму, Антонину, Гурию, Елеазару, Евсевону, Адиму и Маркеллу, а также их матери Соломонии и учителю Елеазару, жизни. Пострадали они в 166 году до н. э. Тогда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иерусалиме и во всей Иудее греческие языческие обычаи, он осквернил Иерусалимский храм статуей Зевса Олимпийского. Иудеев насильственно принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев восстало. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев воодушевила священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.

У русского народа этот библейский сюжет воспринимался всегда с огромным состраданием и сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот сначала погибает, на глазах у матери и братьев, старший из мальчиков Маккавеев - Авим, потом мученическую смерть принимают остальные, но не отрекаются от Бога Истинного. Вот Соломонии предлагают отречься от Бога, чтобы сохранить жизнь хотя бы последнему сыну. Она остается верна Ему. Вот над распростертыми телами замученных сыновей стоит Соломония, с воздетыми руками, с мольбой к Тому, Кто важней всего на земле. Народу была близка такая стойкость и верность. Праздник вошел не только в Церковный календарь, но и в народную жизнь.

Медовый спас, начинающийся Божественной Литургией, службой в храме, где вынесен Крест Господень, продолжающийся малым водоосвящением и освящением меда и трав,  заканчивался праздничным застольем - с блинами, угощением друг друга медом, маком, и поздравлениями.

С праздниками!

rg.ru

Успенский пост 2019: когда начинается, что можно и нельзя есть, Медовый и Яблочный спас

Для православных христиан начинается Успенский пост — последний летний многодневный православный пост, который учрежден в память Успения Богородицы.

Когда начинается и заканчивается Успенский пост

Успенский пост начинается 14 августа, в день, когда отмечают Медовый спас, и завершается 27 августа, в канун праздника Успение пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Успенский пост: что можно и что нельзя есть, календарь питания

Как и в другие посты, под полным запретом мясное и молочное, а также яйца. Запрещены также рыба и морепродукты, за исключением праздника Преображение Господне (Яблочный спас), который отмечается 19 августа.

В понедельник, среду и пятницу по самому строгому монастырскому уставу предписано сухоядение (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты, мед). В понедельник, 19 августа, в честь праздника Преображение Господне (Яблочный спас) разрешены рыба и морепродукты.

Во вторник и четверг разрешена горячая постная пища без растительного масла.

В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино.

Медовый и Яблочный спас

Успенский пост начинается с праздника — Медового спаса, который отмечается 14 августа. В этот день в храмах освящают мед нового урожая, а также свежие фрукты и овощи. Во время поста православные стараются употреблять в пищу именно освященные дары природы.

В праздник Преображение Господне (Яблочный спас) принято освящать виноград, яблоки и другие плоды, которые затем разрешено употреблять в пищу во время поста.

Завершается Успенский пост накануне праздника Успение пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Кому нельзя поститься

Строгий пост не рекомендован людям с хроническими заболеваниями, а также беременным и кормящим женщинам и грудным детям. Всем остальным пост не противопоказан, поскольку в это время в изобилии свежие фрукты, овощи и ягоды.

riafan.ru

Мед, яблоки и никакого мяса. Как питаться на Успенский пост | Питание и диеты | Кухня

Успенский пост — самый короткий из четырех многодневных постов в православной традиции. И самый «вкусный». Потому что приходится на август, когда в лесу полно грибов и орехов, созрели основные овощи, выросли бобы и корнеплоды, в садах — много яблок и слив, а пасечники уже откачали первый мед. Можно копать молодую картошку, посыпать ее укропом. Голодным точно не останешься.

АиФ.ru рассказывает, что и в какой день можно есть в течение Успенского поста.

При всем своем изобилии Успенский пост такой же строгий, как и Великий. Рыбу можно только один раз за 2 недели, в праздник Преображения Господня, он же Яблочный спас (19 августа).

Три дня в неделю нужно просидеть на сырых овощах, фруктах и орехах (хотя можно добавить хлеб). Это дни сухоядения.

Во вторник и четверг можно приготовить горячие блюда, но без растительного масла.

В субботу и в воскресенье к горячей пище можно добавить растительное масло, — елей — а также выпить бокал вина для поддержания сил. Надо отметить, что вино нужно пить в небольших количествах (один раз в день).

Хотя Успенский пост и строгий, зато ровно на него приходятся два любимых всеми праздника, два Спаса.

Медовый Спас

На Медовый Спас всех угощали медом. До этого праздника мед есть было не принято, но после 14 августа — можно. Кстати, без меда в Успенский пост было бы гораздо сложнее, более голодно. С медом можно и чай пить, и пироги печь. В меде содержится большое количество глюкозы и фруктозы, необходимых для питания нашего мозга. В зрелом меде присутствует большое количество простых сахаров, моносахаридов, поэтому усвоение происходит очень быстро, без особых энергетических затрат. Мед приносит нам очень много энергии: до 335 ккал на 100 г продукта.

14 августа по Новому стилю отмечается еще и Маковый спас. Дело в том, что в этот день православная церковь почитает Семь мучеников Маккавеев. И этот день слился в народных традициях с древним славянским праздником окончания лета, когда на стол подавались блюда с маком. Ведь к этому времени не только пчелы мед в соты уже принесли, но и мак вполне созрел.

Яблочный Спас

19 августа (6 августа по старому стилю) отмечается один из главных христианских праздников: Преображение Господне. В народе его называют Яблочным Спасом (или Вторым Спасом). 19 августа отмечают день Преображения Иисуса Христа перед его учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор, которое произошло незадолго до его распятия и было описано в Евангелиях.

В этот праздник, если он не выпадает на среду и пятницу, постящимся разрешается съесть рыбное блюдо и выпить вина.

В этот день традиционно освящают плоды нового урожая, преимущественно яблоки и виноград. Эти фрукты также были запрещены к употреблению до Спаса, как был запрещен мед.

Успение

Праздник, к которому подготавливает Успенский пост. Успение Пресвятой Богородицы было одним из главных праздников. После него начинался мясоед и пора свадеб. А также на Успенье начиналась пора консервации. Говорили: «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».

Кроме того, в конце августа созревал новый урожай, дожимали хлеб, поэтому Успение называли Дожинки или Обжинки. На Успение нужно было провести немало ритуалов: срезать дожиночный сноп, сплести из него венки, приготовить сытное угощение. Бурное празднование Успения было залогом хорошего урожая будущего года.

Ореховый Спас

Он же хлебный. Отмечается 29 августа. Хлебный он потому, что в этот день завершалась уборка нового урожая, из свежемолотого зерна пекли хлеб и освящали его в церкви. Ореховым его называют, потому что к концу августа в лесу созревали орехи. Их тоже освящали в церкви, а если кому-то удавалось найти сдвоенные орешки, нужно было положить их в кошелёк: на счастье и на богатство.

aif.ru

Советы и запреты на Медовый Спас 14 августа

14 августа 2019 года отмечается Медовый Спас. Какие традиции, приметы и запреты связаны с народно-церковным праздником, рассказывает «Экспресс газета».


Медовый Спас 14 августа: история и традиции

Согласно церковному календарю, 14 августа празднуется Происхождением честных древ Животворящего Креста. Традиция, по легенде, появилась после страшной эпидемии в Константинополе, избавиться от которой удалось лишь после освящения водоемов частичкой креста из храма Святой Софии. После чудесного исцеления, вероятно, и возник культ воды, что отразилось в одном из вариантов названия праздника — Спас на воде.

Другое имя праздника 14 августа — Маккавей (Маковый Спас, Маковей, Маковеев день), в память о семи мучениках Маккавеях, принявших за веру в Бога гибель от сирийского царя за полтора века до нашей эры. Однако наиболее часто упоминается название Медовый Спас — именно сейчас, в середине лета, начинается активный сбор меда.

На Руси в этот день освящали колодцы, водоемы и родники — после крестного хода в воду заходили люди, затем мыли скот, после чего купаться прекращали. Пасечники начинали сбор меда с характерным обрядом: осеняли ульи крестным знамением, вынимали соты из самого урожайного, относили в церковь. Часть освященного продукта раздавали бедным, другую часть — относили домой, где готовили с медом (а также маком) блины и прочую выпечку. Застолье перерастало в хороводы и гулянья для молодежи. Также считалось, что на Медовй Спас женщинам прощаются все грехи.

Медовый Спас 14 августа: заперты

  • Медовый Спас 14 августа — начало Успенского поста, что продлится до 27 числа, потому главный запрет связан с ограничениями в пище. Нельзя есть мясо, рыбу, продукты животного происхождения. Согласно самым строгим монастырским традициям, на столе должны находиться растительные продукты, не проходившие термическую обработку — овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи.
  • Праздновать Медовый Спас шумно и тем более с обильными алкогольными напитками не рекомендуется. В некоторых случаях советуют также перенести торжества в честь дня рождения и других личных событий на другую дату.
  • В числе традиционных запретов на праздник — домашняя работа. Нежелательно 14 августа убираться, шить, полоть грядки, стирать.
  • Еще один запрет: нельзя ссориться с родными и знакомыми, сквернословить и даже допускать недобрые мысли — зло может вернуться в двукратном размере.

Медовый Спас 14 августа: советы

Церковные служители советуют посетить вечернее богослужение накануне Медового Спаса и совершить поклонение кресту, а в день праздника — прийти на литургию.

Праздник стоит провести рядом с семьей, в спокойствии и единении с Богом, прося очищения от грехов.

В праздник 14 августа освящают мед, воду, лекарственные травы, а также собственноручно собранные букеты-обереги с головками мака. Каждое растение в «маковейчике» имеет особый смысл и силу:

  • календула отводит болезни,
  • мята привносит в дом гармонию и умиротворение,
  • пшеница олицетворяет материальное благополучие,
  • подсолнух — тепло,
  • калина — внешнюю красоту и любовную гармонию,
  • полынь защищает от недругов и сглаза.

На Медовый Спас пекут сладости с медом и маком — пироги, булочки, пряники — ставят их на стол и угощают выпечкой близких.

Медовый Спас 14 августа: приметы

  • Если на Медовый Спас льет дождь — число пожаров сократится.
  • По погоде 14 августа можно судить, каким окажется следующий год — пасмурным и прохладным или теплым и солнечным.
  • Птицы улетают на юг — к холодным ночам в самое ближайшее время.
  • «На Маковея вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье».

www.eg.ru

Православные отмечают Медовый спас и вступают в Успенский пост

Торжества

Торжество 14 августа в честь Спаса и Богородицы установлено в память о том, как в этот день в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский, выставив перед своим войском крест и Владимирскую икону Богородицы, разбил противника — волжских булгар.

Праздник Происхождения древ Креста Господня пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.

В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе «спасами», — «Мокрый» или «Медовый».

Примечательно, что в Русской православной церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году. Известие о дне Крещения сохранилось в хронографах ХVI века, где сказано: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (по новому стилю — 14 августа).

Пост

В этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается.

Этот пост — строгий, и Церковь призывает верующих воздерживаться на всем протяжении поста от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого (V век): «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский (XV век) пишет, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном». «А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас», — призывал святитель.

По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.

ria.ru

Православные празднуют Медовый спас и начинают Успенский пост

Торжество 14 августа в честь Спаса и Богородицы установлено в память о том, как в этот день в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский, выставив перед своим войском крест и Владимирскую икону Богородицы, разбил противника - волжских булгар.

Праздник Происхождения древ Креста Господня пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель - до праздника Успения Богородицы - святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и отвращения болезней.

В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии - крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе "спасами", - "Мокрый" или "Медовый".

Примечательно, что в Русской православной церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году. Известие о дне Крещения сохранилось в хронографах ХVI века, где сказано: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по новому стилю - 14 августа).

Пост

В этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается.

Этот пост - строгий, и Церковь призывает верующих воздерживаться на всем протяжении поста от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа).

Как сообщает сайт Московской патриархии, устав Церкви в понедельник, среду и пятницу Успенского поста предписывает "питаться сухоядением", то есть не отваривать пищу, во вторник и четверг - "с варением пищи, но без елея", то есть без масла, по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей.

Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого (V век): "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский (XV век) пишет, что "пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном".

"А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас", - призывал святитель.

По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.

ria.ru

Православные христиане отмечают Медовый Спас и начало Успенского поста - Общество

МОСКВА, 14 августа. /ТАСС/. Праздник в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, в народе именуемый "Медовый спас", отмечают во вторник, 14 августа, в православных храмах. В этот день начинается Успенский пост, установленный в преддверии праздника Успения Богородицы 28 августа. Он такой же строгий, как Великий, но короткий - всего две недели.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит 14 августа освящение нового храма, построенного в московском районе Строгино в честь Новомучеников и исповедников Российских, сообщили в пресс-службе предстоятеля. Храм в Строгино - один из масштабных проектов программы строительства православных храмов в столице и один из самых высоких - более 50 метров. В цоколе расположен нижний храм, освященный малым чином во имя Царственных Страстотерпцев. При храме создан приходской университет, в котором миряне могут получить начальное духовное образование.

Смысл праздника

"Четырнадцатого августа православная Церковь отмечает сразу четыре значимых события: начало двухнедельного Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают в этот день и святых ветхозаветных мучеников Маккавейских", - пояснил ТАСС проповедник и писатель протоиерей Артемий Владимиров.

Он рассказал, что в этот день Церковь вспоминает, как в Константинополе, начиная с IX века, в августе, часть креста, на котором был распят Иисус Христос, выносили из домовой церкви византийских императоров, где он весь год хранился, в храм святой Софии. В русском названии праздника слово "происхождение" - это вариант перевода греческого слова, означающего "торжественная церемония, крестный ход".

"Также в первый день Успенского поста христиане поклоняются Кресту Господню в память о необыкновенных явлениях - знамениях от святых икон во время сражений христиан против богоборцев. События эти произошли в XII веке почти одновременно - в Византии и на Руси в войсках святого князя Андрея Боголюбского", - отметил отец Артемий. С этого же дня ведется и исторический отсчет Крещения Руси в 988 году.

Медовый Спас

Свое народное название праздник получил потому, что после литургии в этот день существовал обычай освящать воду и мед, который пчеловоды как раз начинали собирать в это время. Освященными дарами делились с нуждающимися, а после богослужения следовало постное застолье с блинами, сладостями с маком, овощами и фруктами нового урожая.

Сейчас поддерживают народную традицию многочисленные медовые ярмарки, которые начинают свою работу в разных городах России. В этом году детский медовый праздник пройдет 14 августа на Поклонной горе. Его участники научатся расписывать сладкие медовые пряники, построят гигантские соты и смогут принять участие в других играх.

На Медовый спас подопечные отделения "Востряково" Центра социальной адаптации бездомных имени Елизаветы Глинки приглашены на праздник в храм преподобного Андрея Рублева в Раменках. Через три дня литургия и чаепитие пройдет уже в самом центре, а 19 августа, в день Преображения Господня, всем нуждающимся раздадут продукты и освященные яблоки.

tass.ru

Православные отмечают Медовый спас и начинают Успенский пост

Торжество 14 августа в честь Спаса и Богородицы установлено в память о том, как в этот день в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский, выставив перед своим войском крест и Владимирскую икону Богородицы, разбил противника - волжских булгар.

Праздник Происхождения древ Креста Господня пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель - до праздника Успения Богородицы - святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.

В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии - крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе "спасами", - "Мокрый" или "Медовый".

Примечательно, что в Русской православной церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году. Известие о дне Крещения сохранилось в хронографах ХVI века, где сказано: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по новому стилю - 14 августа).

Пост

В этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается.

Этот пост - строгий, и Церковь призывает верующих воздерживаться на всем протяжении поста от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа).

Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого (V век): "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский (XV век) пишет, что "пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном".

"А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас", - призывал святитель.

По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.

ria.ru

Сегодня Медовый Спас. Что можно и чего нельзя делать в этот день

Успенский пост начинается с Медового Спаса. Чудесное торжество вместило в себя как христианские, так и народные традиции, соблюдение которых поможет настроиться на духовное самосовершенствование.

Успенский пост — единичный пост в честь Пресвятой Девы. В период воздержания будет наложено строгое вето на излишества в еде. Пост отличается строгостью, но меню в этот период точно не будет однообразным — недаром в народе его прозвали «Лакомка». Начало поста открывает Медовый или Маковый Спас. Священнослужителями не возбраняется соблюдение народных традиций этого дня, но они призывают не забывать о возвышенности и значении священного торжества, отмечаемого в этот день.

Медовый Спас: возникновение и обычаи праздника

Церковь 14 августа отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста. История возникновения праздника берет начало в глубокой древности. В Константинополе разразилась смертельная эпидемия. Чтобы как-то остановить болезнь, власти приняли решение вынести из храма Животворящий крест Господень, на котором был распят Иисус. Как только его окунули во все водохранилища, реки и водные источники, снизошло спасение: повальная болезнь ушла из города. Это чудесное исцеление и послужило началом знаменитого среди христиан празднества Медового Спаса или Спаса на воде. Обычаи торжества были сохранены: воду принято освящать в церквях и домах, а также проводить крестные ходы к водным источникам.

Именно в первый день Успенского поста пчелиные ульи переполнены медом, и его необходимо собрать. Сладкое лакомство принято освящать в церкви. Мед дарят в знак уважения, а также раздают его нуждающимся. На Медовый Спас нельзя баловать себя мясными и рыбными угощениями. Стол должны украшать традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.

Третье название этого праздника — Маковый Спас. По поверью, именно в этот день созревает мак. После сбора урожая его необходимо освятить в храме. Из мака наши предки готовили не только праздничные угощения, но и обереги от сглаза и порчи. К примеру, маковые зернышки, помещенные под порог, защитят ваш дом от негативного влияния. А маковый букет, дополненный подсолнухом, мятой, душицей, полынью и калиной, станет оригинальным украшением вашего интерьера и защитником от сглаза, порчи и колдовства.

Традиции Медового Спаса

В Маковый Спас женщинам и юным девушкам принято каяться. Как утверждают священнослужители, в этот день Бог милостив к представительницам прекрасного пола и прощает все прегрешения.

В пищу принято употреблять освещенные традиционные блюда. Хозяйки пекут в этот день различные хлебобулочные изделия с добавлением меда и мака, которые пользуются популярностью с древних времен.

В первый Спас начинается сбор первого урожая.

Маковийский букетик, дополняющийся разными растениями, обладает магической силой и служит не только как домашний оберег, но и как магнит для привлечения в дом счастья, благополучия и изобилия. Нередко такой букет дарят людям, страдающим бессонницей.

Чтобы волосы окрепли, не выпадали и не секлись, на Медовый Спас в них заплетают засушенные цветы мака.

В этот день принято помогать бедным и голодающим людям, дарить освященные подарки и поминать усопших. Часть меда и мака следует оставить в церкви для угощения всех прихожан и священнослужителей.

На Маковый Спас наши предки помогали вдовам и сиротам по хозяйству: выметали весь сор, мыли полы и посуду от грязи, приносили угощения и оказывали материальную поддержку, кто чем мог.

Приметы на Медовый Спас

Начало августа всегда обозначено тремя Спасами, первый из которых — Медовый. Названия им даны в честь Спасителя. После Макового Спаса уже нельзя окунаться в водоемы. Считается, что этот праздник предвещает закат лета и начало цветения воды. Принято провожать тепло и готовиться к зиме. Приметы на Медовый Спас:

  • Спас на воде — время святить водицу, чтобы позже ею лечиться;
  • Подготавливайся к зиме, чтобы не голодать;
  • Собранный мак — защитник благополучия и счастья в семье;
  • Если дождь идет — от пожаров убережет;
  • Розы отцвели — лето отцвело;
  • Мед — источник здоровья и красоты;
  • Олень в воде копыта помыл — купаться нельзя;
  • Наступил Медовый Спас — пчела меда больше не принесет.Традиции Медового Спаса помогут вам встретить праздник по всем правилам и заручиться помощью Высших Сил. Не пренебрегайте столь важным и священным праздником, в который можно изменить жизнь к лучшему.

Что нельзя делать на Медовый Спас 2017: запреты на Маковея 2017

 

14 августа — церковный праздник Маковея, а это значит, что есть определенные запреты, которые в этот день нужно строго придерживаться. Мы собрали главные запреты на Маковея, запреты на Медовый Спас 2017.

  • На Медовый Спас заканчивается лето, поэтому 14 августа нельзя купаться, как и на Ильин день, так как можно утонуть или заболеть. По логическим соображениям, ночи уже становились прохладными, поэтому вода начинала «цвести», что могло вызвать различные болезни.
  • В этот день начинается строгий Успенский пост, поэтому нужно соблюдать правила питания.
  • На Маковея нельзя в этот день громко говорить, шумно праздновать, так как пчелы плохо реагируют (а в этот же день собирали мед).
  • На Маковея нельзя ссориться, ругаться или желать кому либо зла, иначе негатив вернется бумерангом.
  • В это день нельзя работать и убирать в доме: подобные дела лучше завершить накануне.

По материалам — dailyhoro.ru

vp.donetsk.ua


Смотрите также