Почему колядки самые веселые календарно обрядовые песни


Веселые календарно - обрядовые песни

Веселые календарно - обрядовые песни

Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

Веселыми можно назвать все календарно - обрядовые песни русского народа, потому что они связаны с праздниками. А праздник - значит веселье. Народ празднует и веселится.

Самые веселые календарно  - обрядовые песни начинаются в рождественско - новогодние праздники. Это колядки.  Началу нового года придавалось особое значение: как встретишь новый год - так его и проведешь. Люди наряжались и веселились. Веселые колядки были песенной формой праздничных пожеланий.

Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота,
Подай пирога!
Подавай, не ломай,
А по целому давай. 

Обратите внимание на начало колядки - веселая коляда.

Веселые обрядовые песни пели и на Масленицу. Это один из самых древних праздников на Руси. Она отмечалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. В календарно - обрядовых песнях Масленица - веселая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!

И снова обратите внимание на слова - "весело было нам".

Веселился народ и весной. Суровая зима позади, все радуются приходу весны и прилету птиц, с надеждой на обильный урожай и плодородный год.

Весенние песни заклички (веснянки).

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

И опять обратите внимание на слова -"Приди, весна, с радостью,"

Веселыми календарно - обрядовыми песнями можно назвать и летний  фольклор.  Это, например, летние обрядовые песни, связанные с Троицей. Праздник связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями.

Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица -
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!"

В песне мы видим, что Троица для девушек - большой праздник.

Осенью народ радовался обильному урожаю. Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором хлеба.  Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею, 
Я те песенку спою!

Так какие календарно - обрядовые песни самые веселые? Все  календарно  - обрядовые песни четырех временных сезонов, зима, весна, лето, осень сопровождаются веселым настроем, заряжают позитивом, создают хорошее настроение, вселяют уверенность в завтрашнем дне, несут радостную эмоциональную окраску.

Каждый праздник встречает или закрывает очередной сезон сельско - хозяйственных работ или природных циклов и народ ждет чего то лучшего для своей жизни, радуясь и веселясь.

ucthat-v-skole.ru

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Урок русского языка в 6 классе

Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни

Тамбовцева Валерия Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Задачи урока:

·                   рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить   художественные особенности календарно-обрядовых песен;

·                   развивать эстетический вкус учащихся;

·                   воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

·        Литература.6 класс. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

·        фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,

·        мультимедийное оборудование,

·        репродукции картин художника В.Кустодиева,

·        раздаточный материал.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.5).

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

4.Объяснение нового материала.

Слайд 1

 

Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.

Слайд 2

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?

Слайд 3

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.  С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.

Слайд 4

Слайд 5

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни - колядки.

Слайд 6

 

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку – 
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

(Учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»)

 

 

Слайд 7

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

 Слайд 8

На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

Слайд 9 

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…»)

 


Слайд 10 

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Слайд 11 

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Их просили прилететь, принести весну.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Ой, жаворонки, жаворонушки…»)

Слайд 12

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

 Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

 В Троицу в народе считалось обязательным пойти на службу в церковь. После службы девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни.

Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.

Слайд 13 

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.

(Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Слайд 14  

Праздник Ивана Купала – еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Ой, рано на Ивана…

Да кто нейдет на улицу…

Ой, рано на Ивана!

Ой, рано на Ивана…

Ой, рано на Ивана.

На Украине девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. тоже, если вслед им полетят искры. .В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Украинские девушки за травами и цветами для купальских венков ходили утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Слайд 15 

ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. 

Жали мы, жали,

Жали, пожинали,—

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали;

В краю не бывали,

Людей не видали.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

1)      Учащиеся читают выразительно  календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

2)      Р а с с м а т р и в а н и е  и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины  «Масленица» Б. Кустодиева.

 

6. Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

 

1)Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3)      А мы масленицу дожидаем, 
Дожидаем, душе, дожидаем. 
Сыр и масло в глаза увидаем, 
Увидаем, душе, увидаем. 
Как на горке дубок зелененек, 
Зелененек, душе, зелененек. 
А Ванюша, дружок, молоденек, 
Молоденек, душе, молоденек. 
Наша Масленица, будь счастливой, 
Будь счастливой, душе, будь счастливой. 
Наша горушка будь катливой, 
Будь катливой, душе, будь катливой

4)      Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

7. Подведение итогов.

-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

-Какова главная тема масленичных песен?

-Почему весенние песни по-другому назывались закличками?

-Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

8. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

9. Домашнее задание.

С. 10 – ответить на вопросы.

ext.spb.ru

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Урок русского языка в 6 классе

Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни

Тамбовцева Валерия Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Задачи урока:

·                   рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить   художественные особенности календарно-обрядовых песен;

·                   развивать эстетический вкус учащихся;

·                   воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

·        Литература.6 класс. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

·        фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,

·        мультимедийное оборудование,

·        репродукции картин художника В.Кустодиева,

·        раздаточный материал.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.5).

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

4.Объяснение нового материала.

Слайд 1

 

Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.

Слайд 2

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?

Слайд 3

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.  С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.

Слайд 4

Слайд 5

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни - колядки.

Слайд 6

 

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку – 
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

(Учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»)

 

 

Слайд 7

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

 Слайд 8

На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

Слайд 9 

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…»)

 


Слайд 10 

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Слайд 11 

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Их просили прилететь, принести весну.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Ой, жаворонки, жаворонушки…»)

Слайд 12

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

 Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

 В Троицу в народе считалось обязательным пойти на службу в церковь. После службы девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни.

Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.

Слайд 13 

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.

(Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Слайд 14  

Праздник Ивана Купала – еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Ой, рано на Ивана…

Да кто нейдет на улицу…

Ой, рано на Ивана!

Ой, рано на Ивана…

Ой, рано на Ивана.

На Украине девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. тоже, если вслед им полетят искры. .В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Украинские девушки за травами и цветами для купальских венков ходили утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Слайд 15 

ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. 

Жали мы, жали,

Жали, пожинали,—

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали;

В краю не бывали,

Людей не видали.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

1)      Учащиеся читают выразительно  календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

2)      Р а с с м а т р и в а н и е  и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины  «Масленица» Б. Кустодиева.

 

6. Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

 

1)Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3)      А мы масленицу дожидаем, 
Дожидаем, душе, дожидаем. 
Сыр и масло в глаза увидаем, 
Увидаем, душе, увидаем. 
Как на горке дубок зелененек, 
Зелененек, душе, зелененек. 
А Ванюша, дружок, молоденек, 
Молоденек, душе, молоденек. 
Наша Масленица, будь счастливой, 
Будь счастливой, душе, будь счастливой. 
Наша горушка будь катливой, 
Будь катливой, душе, будь катливой

4)      Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

7. Подведение итогов.

-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

-Какова главная тема масленичных песен?

-Почему весенние песни по-другому назывались закличками?

-Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

8. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

9. Домашнее задание.

С. 10 – ответить на вопросы.

ext.spb.ru

Материал на тему: Календарно-обрядовые песни на Рождество.

Календарные обрядовые

песни русского народа

Составила: воспитатель

МКДОУ «Шварцевский д/с»

Л.Г.Орлова

 Пришла коляда накануне Рождества.

Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. Накануне украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Рождественский пост заканчивался 6 января. Этот день считался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами и готовили сочиво – кашу с мёдом, ягодами и плодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником. Никто не садился за стол до появления первой вечерней звезды в память о звезде, по которой волхвы узнали о рождении Иисуса Христа. В этот день детям рассказывали о рождении Иисуса Христа.

В сочельник и рождественскую ночь люди зажигали свечи и ставили их на окна, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорождённого Иисуса Христа». Маленькие мальчики с бумажными звёздами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучали в те дома, где на окнах были зажжённые свечи. Они шутили, устраивали представления, плясали, пели рождественские песни, славящие Христа, и после каждой песни говорили хозяевам дома: «С праздником хозяина поздравляем, здравия желаем….». А хозяева обязаны были пригласить певцов в дом, к столу или щедро наградить их рождественскими подарками. Не принять христославов считалось грехом – нарушением Божьих заповедей – для хозяина и для тех, кто славил Христа. Этот обычай назывался колядованием в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни – колядками.

Коляда, коляда!

                               Пришла коляда

                               Накануне Рождества.

                               Мы ходили, мы искали

                               Коляду святую

                               По всем по дворам,

                               По проулочкам…..

А в Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – вертепом. В нём с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов и т. д. Славильщики Христа иногда ходили с музыкантом, который играл на дудке или скрипке. На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые называли «вертепные». Эти представления пользовались необычной популярностью у детей и взрослых.

Проходила самая длинная зимняя ночь – 22 декабря, и колядовщики и ряженые начинали ходить из избы в избу: пели колядки, закликали добрый урожай, удачу во всех делах. Разыгрывали весёлые сценки, плясали, девушки гадали. Позднее этот обряд слился с рождественскими праздниками, и остался обычай встречать Новый год.

                                  Коляда, Коляда!

                                  А бывает Коляда

                                  Накануне Рождества!

                                 

                                   Коляда пришла –

                                   Рождество принесла.

                                              ******

                                    Коляда, Коляда,

                                    Ты подай пирога,

                                     Или хлеба ломтину,

                                     Или денег полтину,

                                     Или курочку с хохлом,

                                     Петушка с гребешком!

                                      Отворяйте, хозяева, сундучки,

                                      Вынимайте пятачки!

                                       По копеечке давайте

                                       Колядовщикам.

                                              *******

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

_ Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

- Я в поле ночевала,

Теперь к вам пришла!

*******

Здравствуй хозяин с хозяюшкой,

На долгие века, на многие лета!

Сейся, родися, жито, пшеница,

Ячмень, овёс, гречка,

Горох, чечевица

На Новый год!

Будьте здоровы,

Счастливы будьте!

Живите без бед

Много лет!

Новый год пришёл,

Старый угнал,

Себя показал.

Иди, народ:

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

nsportal.ru

Конспект урока "Календарно-обрядовый фольклор"

6 класс

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:

1.  раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2.  Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3.  Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. « Русское народное поэтическое творчество», презентация, иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников

Ход урока:

-Организационный момент.

-Постановка проблемы:

Какие слова из темы вам хорошо знакомы?

Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Разыгрываются сценки из различных обрядов:

-Колядки.

-Веснянки-заклички.

-Обрядовые песни.

Народные обряды делятся на два цикла:

- календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

- семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

 

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор. 

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.  Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

      Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом — формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале — пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

      Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

-Сценка-гадание.

 

Масленица.

      Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

   Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


  В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху.

Встреча весны.

   В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали  песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние  обряды  исполнялись  в дни  главного  в году  Великого  поста,  поэтому  они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный  весенний  жанр —  веснянки.  Их,  по сути,  не пели,  а кликали,  взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, 
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
 

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


  Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга.

Купальские обряды. Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

 

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

 

Рефлексия    

 

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

 

Домашнее задание. Групповой мини-проект «Приходите к нам на праздник»

 

Используемая литература:

  1. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в    2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение

  2. Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001

  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987

  4. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 

  5. http://www.openclass.ru/node/351542

  6. http://pandia.ru/text/80/036/35090.php

infourok.ru

Литература Календарно-обрядовые песни

Давно прошли те времена, когда люди полностью зависели от милостей изменчивой природы, когда не умели подчинить себе её силы, чтобы смело пользоваться всеми богатствами. Желая задобрить, умилостивить природу, они пытались угодить ей. Своеобразным языком между человеком и природой стали особые ритуальные действия, которые выполнялись в строгой последовательности. Так возник обряд, в котором и сохранилась память о тех далёких временах. 

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. (Словарь С.И. Ожегова) 

Люди верили, что обрядовые действия принесут им достаток, здоровье и благополучие, поэтому старались выполнять их правильно и чётко. Обязательной составной частью обряда являлись обрядовые песни.

Они исполнялись для достижения определенных целей: богатого урожая, исцеления от болезни, как обереги и так далее. Обрядовая песня отразила в себе весь жизненный опыт народа.

Особый интерес для нас сегодня представляют календарно-обрядовые песни, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Календарно-обрядовые песни – вид фольклора, сопровождавший аграрные праздники и работу крестьянина в течение сельскохозяйственного года.

Такие песни, как правило, небольшие по объёму и просты по своей поэтической структуре. Календарно-обрядовые песни когда-то были неразрывно связаны с жизнью крестьян, с различными сельскохозяйственными работами. В процессе выполнения этих работ и создавались календарно- обрядовые песни. Их содержание отразило все циклы народного сельскохозяйственного календаря — распорядка работ по временам года.

Вместе с тем в них проявились людские надежды и мечты о богатом урожае, тревога и ликование, неуверенность. Календарно-обрядовые песни входили в зимние, весенние, летние обряды. Люди верили, что их заклинания в форме песни услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют богатый урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня (с 7 января до 19 января). Именно в этот момент завершается строгий рождественский пост и начинаются празднества, гулянья, и, конечно же, – колядования. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением величальных, то есть поздравительных песен — колядок. Колядки (от от греческого καλάνδαι и латинского calendae — название первого дня месяца) — это календарно-обрядовые песни, в которых восхвалялись хозяева дома, их семья, а также высказывались различные пожелания богатства, доброго здоровья и хорошего урожая. Начинали колядовать вечером с 6 на 7 января, с появлением первой звезды. Принято было надевать костюмы и ходить по домам. Обычно один из колядующих наряжался Козой, а другой — «водил Козу». Коза считалась символом достатка и плодородия. Остальные участники колядок также рядились в животных: котом, лисой, свиньёй, журавлём и т. д. Иногда надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками, мукой, сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки. Впереди несли на шесте восьмиконечную звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, загоревшуюся на небосводе в момент рождения Христа. Колядующие пели рождественские колядки, сказывали стишки, пританцовывали. Слова в колядках обычно славили добрых хозяев дома и непременно сопровождались выпрашиванием угощения.

 

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал, 

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

 

В ответ, добродушные хозяева одаривали колядовщиков конфетами, пирогами, колбасой, печеньем, деньгами. Угощение — признак полноты дома. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами. Веселые проводы зимы, прощание с её холодом и ненастьем и трепетное ожидание тепла, весеннего обновления природы в России отмечались празднованием Масленицы. Это один из

самых любимых в народе календарных праздников, самый шумный, веселый и сытный, длящийся целую неделю. Масленица предшествует долгому и строгому Великому посту. «В праздничную неделю старались

как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду». (Изалий Земцовский, музыковед-фольклорист) И только после полного

веселья и безграничного объедания можно было встретить пост во всей строгости и рассудительности. Обряды масленичной недели должны были помочь солнцу продвинуться по кругу, а также помочь весне

победить свою предшественницу зиму. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, на шестах носили горящие колеса, которые символизировали солнце, главную роль на праздничном

столе отводили блинам. Блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, золотистые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Встречать Масленицу

выезжали за околицу села, поставив чучело зимы в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен.

 

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

И сыр, и творог -

все летело под порог!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Весело было нам,

Весело было нам!

Прошла масленица,

кончилось гулянье,

Идем теперь

На отдыханье!

 

Масленичные песни должны были утвердить весёлую жизнь, тёплую весну, богатый урожай. Основная их тема – встреча и проводы Масленицы. В песнях Масленицу то восхваляют,

то ругают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна; а также высмеивают: «широкорожая»,

«курносая», «кривошеея», «голошеея», «кургузая» баба, грязнуля, обжора («блиноеда», «полизуха»), забияка («колотуха»), воровка («обируха»), врунья («обмануха»), «которую ждут». (Изалий Земцовский)

Прощёное воскресенье – последний день Масленицы. Чучело зимы с песнями вывозили из деревни и торжественно сжигали, а пепел рассыпали по полям, что, по мнению крестьян,

должно было способствовать богатому урожаю. Изгнание зимы, празднование Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением

ожидают. Поэтому с наступлением марта исполнялся обряд закликания весны. Весну закликали особыми календарными песнями-заклИчками — веснянками.

Поскольку предвестниками весны считались птицы, то взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали веснянки,

в которых закликали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму. 

 

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными. 

 

В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Весенние праздники заканчивались во время роста майских трав и общего цветения, когда после холодных оков возрождалась земля. Именно на этот период – конец мая и начала июня – приходится Троицын день. Троицу (50-й день после Пасхи) народ отмечал по-своему. Шумно

и весело проходил праздник. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после неё устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями.

Дома и храмы украшали ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Больше всего почестей и календарных песен воздавали берёзе — её выделяли среди других деревьев. Троицкая песня связана с «завиванием» и «развиванием» берёзки. Девушки уходили в рощу, выбирали молодую березку и «завивали» её, то есть украшали, вешали на неё ленты, венки, платки. В песне

«Во поле березка стояла» поётся:

 

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Ах, люли, люли стояла,

Ах, люли, люли стояла.

Алыми цветами расцветала,

Ах, люли люли расцветала.

 

Молодицы водили вокруг берёзки хороводы и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться.

Так происходила встреча лета и проводы весны. Берёзовые ветки с ранними листочками символизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их до Купалы, сжигая потом в купальском костре. Среди календарно-обрядовых песен есть и цикл осенних песен. Осень — золотая пора для сбора урожая и «подведения итогов» своих трудов.

В последний день жатвы, когда весь хлеб с полей уже был убран, проводили обряд «дожинок». В народе его называли «завиванием бороды козлу». На пашне оставляли одну несжатую полоску. С восходом солнца

вся деревня выходила в поле. Празднично одетые молодые жнеи заплетали несжатые колосья в косу, украшали ее лентами, затем сжинали, сворачивали в венок и клали в середину угощение: пироги, яйца, сладости,

чтобы отблагодарить щедрую Матушку-Землю за урожай. Этот обряд сопровождался исполнением соответствующей песни.

 

Жали мы, жали, 

Жали-пожинали, — 

Жнеи молодые,

Серпы золотые, 

Нива долговая,

Постатъ широкая;

По месяцу жали, 

Серпы поломали, 

В краю не бывали. 

Людей не видали.

 

В песне молодые и задорные жнеи рассказывают о том, как много приходилось им трудиться, чтобы собрать богатый урожай. Хоть у них серпы были и золотые, подобные солнечному свету, но за долгое время

жатвы ни один серп они сломали. Да и в деревню не так часто уходили жнеи. Ночевали они в полях, чтобы новый день встретить с новыми силами и для новой жатвы. Поэтому частенько они подолгу не видали

людей. В песни используются и старинные обозначения некоторых предметов и явлений. Они сохранились и до наших дней в своей первоначальной огласовке. Например, под словом «долговой» имеется в виду «длинный», под словом «постать» — «обработанное поле». Нива долговая, постать широкая…

В конце дожинок молодые парни с песнями носили венок по деревне, заходя в каждый двор и ссыпая по горсти зернА в закрома — чтобы сохранить собранный урожай. Обрядовые песни, посвященные проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая и другим датам сельскохозяйственного календаря – это ценнейшая энциклопедия жизни нашего народа. Ими сопровождалась вся жизнь человека. Они несли в себе не вымысел, а реальную жизнь и невыдуманные чувства. Песни не только веселили, ободряли и развлекали, но и радовали в добрый час и утешали в ненастье. В них отразился характер народа, его доброта, искренность, щедрость. Недаром говорится, что песня – это душа народа, его радость и несчастье, победы и поражения, боль и утраты. Календарно-обрядовые песни бытуют и сегодня,

оставаясь духовной связью поколений, источником радости, творческого вдохновения, средством приобщения к настоящим ценностям. Богатые вековые традиции народной песни обеспечили ей бессмертие.

infourok.ru

Обрядовые песни

Календарно - обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

 Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».

В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля - по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс.  Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Троицу - это разновидность летних календарно - обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Обрядовые песни - это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Зимние календарно - обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом. Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.  Главными  атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

 Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

ucthat-v-skole.ru


Смотрите также