По старославянски медведь


Имена русского медведя

Главная - Наше наследие - Забытые слова и понятия - Имена русского медведя

Забытые слова и понятия

имена русского медведя

Имена русского медведя

В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться. 

От имени медведя-бер сохранилось в русском языке слово - берлога — логово бера.

У народов северных стран  имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.

Кроме того, на многих старинных европейских картах северо - западная территория Руси носит название Биармия:
Bjarmaland — в скандинавских сагах.
Bjar (медведь) — ma (земля) — land (страна).
Beormas — у англосаксонских писателей.
Beor (медведь) — ma (земля) — s.

То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».

Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.

То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.

У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.

Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.

Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Слово медведь означает – мед ведающий. Южные славяне называют зверя – ведмедь- ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.

У наших близких родственников (по языку) литовцев сохранилось имя медведя- мешкас .

Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.

Если Бер это не просто медведь как зверь, но ещё и дух - Хозяин Леса, связанный со славянским богом Велесом, то Ком - это ещё и ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола. Именно поэтому низ ствола называется КОМель. Дерево всегда спиливали только под КОМель, чтобы не потревожить сам дух.

Поэтому и первым масленичным блином угощали именно кома: «первый блин - комам». Первые блины несли в лес и клали на пни-комели возле медвежьей берлоги.

Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по – хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.

Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.

Кроме имени Михаил ,Мишка, древние славяне давали своим детям и имя Медведь. От которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. В Древней Греции слово медведь звучит как аркос,а слово Арктур означает «медвежья звезда». Слова Аркадия и Арктика означают «страны, где живут медведи».

Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.    

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Берсерк- «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия,отбирая его у противника. По описанию, берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.

Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам мог оборачиваться в него, получая силу от Леса и его Духа, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари, кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы. 

Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе: 

10.94.Царь Леса.
В северном Лесу хозяин полновластный-Медведь.
Если Лев жрет лишь мясо, то Медведь -всеяден.
Любит малинку, мед, копает корешки, ловит на протоках рыбу,
и лишь когда нужда, будет свирепый хищник и опасный враг, Б-ЕР в своей Бер-логе.
Медведь-труженик, делает всё сам, а не лежит в тени, ожидая мяса…
Лев-Левый, но Медведь-Правый. И ближе к Праву, к истинной Вершине.

10.95.Сар
Север зовётся Арктикой, Арктидой, по имени Медведя-Аркос.
Здесь нам важны два первых Знака: АР.
Знаешь ли ты, что правильно говорить не царь, но с-АР, отсюда кесарь?
Вот тот, кто с Медведем на Севере, -законный Сар!
Как ты заметил, Сар-отражение Рас!

 "Образ"


www.karvin.ru

Медведь как ассоциация с русским человеком

Медведь – самый яркий представитель тотемного животного на Руси. Как ни крути, но Медведь является одним из первопредков русских людей. Медведь как безудержная сила, мощь и величие леса и закрепился на тотемном уровне. Настолько, что сегодня многие иностранные культуры воспринимают русских через призму медвежьих качеств, а обобщённые карикатуры всегда изображают медведя, когда нужно сказать про Россию. И то, что для иноземцев Медведь всегда являлся воплощением Русского духа и Русской силы, надо воспринимать хорошо.

Раньше Медведь был на многих гербах городов. Его можно было встретить и на украшении воинских доспехов и оружии. Сегодня гербом правящей партии тоже выбран этот зверюга, что говорит о факте некоего подсознательного лидерства. И представляется что неспроста такая игра слов. Так что можно сказать, что Медведь сегодня - это символ государственности, и на ментальном уровне идёт ассоциация медведя и русского человека, что прочно закреплено в культуре иностранных государств, а у нас это воспринимается всё на подсознательном уровне.

С точки зрения славянского язычества и сегодняшнего родноверия, Медведь – это главный друг и соратник покровителя лесов, Мудрого Бога Велеса. Он такой же хозяин леса, он его владелец. Если можно интерпретировать имя Велеса как хозяина Леса, то медведя - как МедВеда, то есть Ведающего Лес. А общеязыковой корень "бер", обозначает медведя, например берлога - логово медведя.

Русы всегда считали медведя своим ближайшим сородичем и всегда относились к нему с особым почтением. Люди восхваляли его силу и давали ему множество различных прозвищ. Охота на медведя всегда являлась магическим обрядовым действием. Перед выходом на охоту, охотники совершали определенный ритуал, демонстрируя друг другу различные варианты поведения загоняемого медведя. Таких людей в народе называли отпетыми, да и что сказать про людей, которые идут на верную гибель? Медведь прекрасно осознает свое Родство с Русскими людьми, и сам никогда не нападает на них первым, а только защищая свою жизнь, добычу и территорию. Но Медведь в гневе страшен, а даже медвежонок имеет силу, которая может повалить человека на землю, что тогда говорить про взрослую особь?

Медведь часто используется в ритуалах и обрядах, например в святки переодевались в медведя или в комоедицу будили медведя. Данная традиция прямо указывает на оборотничество. А это является одним из характерных для тотемных животных признаком. Кроме того, считалось, что Бог Велес предпочитает часто сам перевоплощаться в гигантского медведя и в таком виде обходить свои огромные владения.

Образ медведя закрепился в пословицах и поговорках:
- Медведь в лесу — что боярин в городу.
- Медведь дуги гнул, да запрягать не во что.
- Медведь неуклюж, да дюж.
- Медведь пляшет, а поводырь деньги берет.
- Медведя бояться, так ягод не видать.
- Медведи у Волка не гости.

Также медведь издавна является основным, заглавным героем Русских преданий и сказок.

В сегодняшней культуре образ медведя закрепился в славянских оберегах. Такие обереги олицетворяют мужество и силу к сопротивлению!

www.slavyarmarka.ru

Медведь в славянской языческой мифологии

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний — овсяник и самый малый — муравьятник.

Медведь

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси «отпетыми», то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходов в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего солнцестояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменуя поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый, черный

Пословицы и приметы:

- Силен медведь, да в болоте лежит

- Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы

- Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

- Не продавай шкуры, не убив медведя

- Два медведя в одной берлоге не живут

- Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

- Медведь в берлоге на другой бок переворачивается, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Похожие Статьи

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Google+
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой мир
  • Twitter

slaviy.ru

Русский медведь. Часть 1. Первый блин косолапым.: yar46 — LiveJournal

Предыдущее

" Ау! " в переводе на медвежий
означает «Обед».


Иностранцы веками, а скорее тысячелетиями ассоциируют Русь и Россию с медведем.
Разберем эту тему и выясним, наконец, что здесь, правда, а что вымысел.
Медвежья тематика плотно прописалась в русском укладе жизни. На медведя охотились крестьяне и князья, для забавы держали помещики, водили бродячие артисты, а сколько плюшевых охраняли сон детворы. Сказочные и реальные потапычи показаны в русской литературе, ими богат песенный фольклор, наконец, этот зверь связан с дохристианской религией.

Источник изображения: http://www.svarogday.com/wp-content/uploads/Maslennica.jpg

Известна поговорка: «Первый блин комом». Поговорку иногда произносят со смыслом - «первый блин комАм». Якобы Ком это бог Велес в образе Медведя, и наши дохристианские предки носили ему блины, отмечая свой весенний праздник.

Толкователей не смущает, что медведь после зимней спячки опасен. С голодухи зверь предпочтет хозяек, а не их кулинарию. И потом, блины на Руси пекли в русской печи, а значит по многу штук сразу, и какой из них первый?
В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается.
На чем основана параллель ком=медведь?
Некоторые толкования.
«Ком, который на древнем русском якобы медведь, зимой впадает в спячку. Отсюда – кома, т.е. коматозное состояние». Оригинально, но не более. Разумеется, слово kωμa – древнее и конечно греческое, но в переводе означает лишь «глубокий сон». Только почему решили, что греческое слово о медвежьем зимнем сне, и медицинский термин в современном понимании использовали на Руси?
Не стоят в стороне и профессиональные историки, анализирующие славянские праздники.
По мнению Л.С. Клейна, название праздника Комоедица — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры». Конечно, куда же нам без латинства, хоть и польского.
Всё любопытное на Руси академики выводят почему-то из-за рубежа. Вот очередной пример. Академик Рыбаков создал теорию о том, что белорусская Комоедица родственна древнему греческому действу под названием – Комедия, др.-греч. κωμωδία «комедия». Слова комоедица и комедия как бы двоюродные братья, только кто из них старше?
Я не специалист по греческому языку, но пользоваться справочной литературой в советской школе учили. Какая связь между белорусской Комоедицей, греческой комедией и русским медведем? Находим словарный перевод слова «медведь». На греческом языке медведь — Αρκούδα, Арктос. Это греки про какого медведя, про гиперборейского северного? И кто мог поведать древним грекам о животных Севера (Арктике)?
На всякий случай заглянем в латинский словарь. Медведь – Ursus (лат.), a где «комос»? В общем, смотрите сами.
Мнение специалиста.
«Греческий термин "комедия" (komoidia) обозначает "песню комоса". Комос - ватага гуляк, распевающих на улицах песни после пирушки». «Комедия (как термин)... получила в Афинах официальное признание около 488-486 гг.».
Источник: [Тронский И. М. История античной литературы. М., 1946, С. 153].
Выходит, что в Греции компании гуляк-комосов распевали песни, и от того уже на Руси медведей стали величать гуляками-комами? А за ночные «концерты» медведей-солистов в благодарность кормили блинами! Фантастические колядки, однако!
В Греции как на Руси медведей не водили. Нигде о том не поминается. Неслучайна в Европе связка слов «русский медведь», именно русский. А возникновение комедий в Греции в 5-м веке говорит о прямом заимствовании некоего действа у славян.
Так что с комами?
Ларчик открылся просто. В кухне славянских и прибалтийских народов (заметим не греков!) «ком» это не медведь, а именно ком, комок, шарик, колобок-круглый бок, который даже не блин. Об этом помнят белорусские бабушки. Название ритуальной еды КОМ связано с дохристианским праздником, посвященным первому выгону скота весной.
Основа КОМА горох. Блюдо нехитрое. Из разваренного гороха толкут пюре, добавляют соль, специи, знаменитые белорусские шкварки, иногда добавляют пассированный лук, смазывают растительным маслом. Пюре формуется в шары (комы) величиной с женский кулачек – и все комы разом запекаются в печи. Народу в славянских семьях было много, одних детей «семеро по лавкам», да ещё деды с бабками и родственники на праздник. Празднества отмечались целыми селениями. Жарить на сковородках это сколько ж сковородок нужно, и опять, какой ком считать первым?
Гороховый Ком мало напоминает масленичные блины со сметаной, которыми якобы кормили диких зверей. На лицо смешение двух обрядов – Комоедицы и Масленицы. Выходит, что известную поговорку сочинили все-таки повара о неудачных скомканных блинах с плохо разогретой сковороды. А это уже время наше сковородное, когда русская печь с чугунами и противнями перестала быть в избе центром родового быта, а сковородки стали греть на плитах. Только и всего.
Откуда же устоявшееся мнение о блинах для медведей и зачем латинизировать славянское слово КОМ, комок?
Не будем отвлекаться на солнечный образ блина. Где ком, а где блин. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Кроме застолья на комоедицу происходило целое действо с ряжеными, да не с простыми, а в отличие от шутов масленичных - «шутами гороховыми». Заметьте именно гороховыми.

Шуты-скоморохи, источник изображения: http://s002.radikal.ru/i200/1112/c4/21920b03b186.jpg
Скоморохи в своих представлениях водили дрессированных медведей. Само слово связано с комом – сКОМорох, а РОХ это рухлядь в смысле шкуры или вывернутые наизнанку тулупы, в какие переодевались «артисты».
Действительно, согласно древним верованиям медведь считался одной из ипостасей бога Велеса. Отголоски язычества не поощрялись церковью, и водить медведей запрещалось на законодательном уровне, дабы не смущать христианскую паству. Однако ритуал сохранился до прошлого века, но религиозное содержание утратил.
Греки и римляне в свое время, подсмотрев веселый славянский обычай, ввели подобное и у себя, назвав уже собственное шоу комедией от названия еды и ритуального переодевания на славянских праздниках. Сравните: комоедица и комедия. Само слово греков κωμωδία говорит по-славянски - едят комы. Ну и кто у кого перенял традицию, и причем здесь латынь?
В этом нет ничего удивительного, ибо в Римской империи регулярно перенимали богов и обычаи иных народов. И теперь это смешение пантеонов нам представляют греко-римским авторством.
История одного мифа.
Взгляните ещё раз на рисунок с шутами. Разберем попутно миф двухвековой давности. Костюм персонажа изображающего козла имеет бороду, старшие скоморохи с окладистыми бородами. Значит, действо происходит на территории Великороссии.
И вот миф. Принято считать, что по-украински цап - козёл. Вроде как украинцы брились, а наши мужики носили козлиные бороды. Принимая значение слова как обзывку для русских: кацап – козел, авторы обзывки показывают, полное незнание родной истории и ридной мовы. Углубимся.
Говоря "хохлы", и мы не отдаём себе отчёт в том, что сами украинцы не хохлы. А москали, кстати, не кацапы. Подробнее можно читать здесь http://kan-kendarat.livejournal.com/325941.html. И вот основное.
«И кацап и хохол - это еврейские слова, которые попали в царскую Россию после вхождения в неё части польских земель, разумеется, вместе с проживавшими там евреями. Случилось это после раздела Польши.
Хождение обзывок началось как раз после раздела в 18 веке, и наблюдалось в черте еврейской оседлости. Стремление к сохранению чистоты крови, породило негативную реакцию на смешанные браки, и вот результат. Потомков от брака еврея с русской стали именовать "кацапами", а еврея с украинкой - "хохлами"».
Вспомните, как украинки завязывают головные платочки. Узлом сверху, что имитирует гнездо уточки Мокошь – богини плодородия, включая женское. Вот откуда «хохол». Тоже и в отношении как бы уничижительного слова «Хохляндия». Рассматривая слово как германизм, получаем очевидный перевод - «Высокая земля», аналогично существующей стране Нидерланд – «Низкая земля». Действительно низкая. Значительная часть территории страны ниже уровня океана, и её защищают дамбы.
«Кац» на еврейском – «тошнотворный», на польском – «козёл», откуда и попало в украинскую мову. Слово «кац» в славянских наречиях не имеет ни истока, ни смысла, а у евреев даже фамилии есть, содержащее эти три буквы. Но и это ещё не всё. В Европе многие слова разных народов близкие по звучанию оказали взаимное влияние. Особо следует отметить взаимодействие германских и еврейских. На германском наречии кошка – Katz. И такую фамилию как Кацнельсон можно рассматривать подобием германизма, и перевести как «Кошка Нельсона». Видимо, не случайно в украинском быту и на украинских местечковых ярмарках были популярны глиняные кошки-копилки. Просунул грошик в щёлку, и кошка Katz сделала «ап», приняв монетку на хранение. Вот и «кац_ап». Кац слово не русское и не украинское. Ведь не даром немецкая кошка на наше кис-кис не откликается, а только на кацы-кацы. Данный факт легко проверяется, попробуйте сами. А кто пустил в оборот эту обзывку, видимо считал потомков нежелательного брака недостойными котами. Поскольку история эта не славянская, то, вероятно, стоит поискать её истоки в Западной Европе. Тут возможна параллель с противостоянием двух замков Кошка и Мышь, из которых Кошка был разрушен Наполеоном. Источник: http://chateau.moy.su/publ/zamki_germanii/zamok_koshka_katz_i_mysh_maus/4-1-0-80
История, а особо лингвистика иногда и веселят. А теперь вернемся к нашим медведям.

Источник изображения из поста http://dimanetus2.livejournal.com/259565.html
Такое застолье возможно лишь с дрессированным мишкой. У этого даже имя есть – Брутус. Он вырос среди людей и «стал» киноактером. А можно ли дикого мишку посадить за праздничный, да к тому же ритуальный стол? Вопрос риторический.

Так что «ком» это не медведь и не блин, и славяне мишек блинами не кормили. Да и какой муж или отец решился бы отправить свою жену или дочь в лес к зверю лютому. Так и без женщин можно остаться, а наши женщины это народное достояние.
Вот и выходит, что «блины для комов» очевидная небывальщина из разряда кухонно-охотничьих баек. Миф развенчан. А ищущие острых ощущений, вам сряду свободно рисковать жизнью якобы по старинному обряду.
Так все-таки, почему для иноземцев Русь - Медвежья страна? Об этом в следующей статье.

Продолжение следует.

Назад в Оглавление

В список по теме Русский медведь

yar46.livejournal.com

Комоедица (праздник) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2020; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2020; проверки требуют 10 правок.

Комое́дица (белор. Камаедзіца) — белорусский народный праздник, связанный со встречей весны. Праздник отмечается 24 марта (6 апреля) накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя[1].

Единственным источником, свидетельствующим об этом празднике, является статья священника Симеона Нечаева за 1874 год[2], частично перепечатанная этнографом П. В. Шейном и потому ставшая популярной. Нечаев наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии.

Праздник Комоедица был отмечен только одним этнографом, и только в одном селе, под Минском. Нет данных, что это был всеобщий славянский праздник, и что он вообще где-то ещё праздновался. Более его не видел никто и никогда.

«В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя»[3].

Считается, что на следующий день «медведь встаёт». В Белоруссии говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги».

Б. А. Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня, что и др.-греч. κωμῳδία «комедия». Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя[4].

По мнению Л. С. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. В то же время подтверждающего эту версию польского аналога праздника Л. С. Клейн не приводит.

  • Клейн, Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004.
  • Рыбаков, Б. А. Глава 13. Языческие обряды и празднества XI-XIII вв. // Язычество Древней Руси / Рецензенты: В. П. Даркевич, С. А. Плетнева. — М.: Наука, 1987.
  • Священникъ Симеонъ Нечаевъ. «Нѣчто изъ религіозныхъ обрядовъ и суевѣрій въ Бѣгомльскомъ приходѣ, Борисовскаго уѣзда». Минск. Епарх. Вѣдом. 1874 г., № 7, ч. неофнціальная, стр. 229—30.
  • Шейнъ П. В. Матеріалы для изученія быта и языка русскаго населенія Сѣверо-Западнаго края. Собранные и приведенныя въ порядокъ П. В. Шейномъ. Томъ ІІІ. Описаніе жилища, одежды, пищи, занятій; препровожденіе времени, игры, верованія, обычное право; чародѣйство, колдовство, знахарство, лѣченіе болѣзней, средства отъ напастей, повѣрья, суевѣрья, примѣты и т. д.. — СПб.: Типографія Императорской Академіи Наукъ, 1902. — 535 с. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine

ru.wikipedia.org

Ящик пандоры – Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова

Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя.

Всё дело в том, что они собственно никак и не связаны за исключением того, что просыпаются весной. Настоящее имя медведя Вы правильно нашли, это Бер. И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса.

Ком - это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное :) Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали.

Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение.

Чем питаются духи? Конечно силой (энергией) духом.

Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу (энергию) свой дух. Кладя блин на пень Кому ему и посвящается Сила. А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел (медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный), а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего.

Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1. одариваем силой пробуждающихся Комов, 2. оказываем честь Хозяину Леса Беру, 3. подкармливаем местных зверушек и птичек, кои к весне уже всю еду в лесу как правило подъели.

Вообще Масленица да и все другие славянские народные праздники очень ёмкие по своим содержаниям которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории которые никак не могут подтвердить доказательствами. Источник - AlexsandraDARA

* Дополнительная информация:
На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. - http://www.peshera.org

pandoraopen.ru

Как в старину называли медведя

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья.

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего названия медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих языках название не сильно изменилось: по-английски – bear, по-немецки – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском слове «берлога», вовсе не заимствованный из романских языков. Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Авторитетный ученый А.Н. Афанасьев в ходе своих исследований пришел к выводу, что название медведя у многих народов связано с отношением к нему не только как к дикому зверю со страшным ревом, но имеющему разрушительные наклонности. В санскрите этому пониманию соответствует ksha – буквально «терзатель», а в латыни - ursus. Отсюда по-французски – ours, по-итальянски – orso, в русском праязыке – урс, рус.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» - медведь. Перевод с тунгусского «кам» - шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» - комоедицы характерен и для восточных славян, который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.

www.kakprosto.ru

Культ медведя — Википедия

Вождение медведя с козой и барабанщиком на Святки

Культ медведя — особое отношение к медведю, почитание его, комплекс обычаев и обрядов по отношению к нему. Медведь фигурирует в мифах многих народов Евразии и Америки. В разных традициях он мог являться божеством, культурным героем, прародителем, духом-охранителем, хозяином нижнего мира и т. д.[1]

Медведь — один из основных персонажей народной зоологии, наделяемый антропоморфными чертами, символикой плодородия, здоровья и силы и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей. Ярче и разнообразнее всего образ медведя представлен у восточных и южных славян.

У славян существовало уважительное отношение к медведю — он считался хозяином леса, его облик принимал леший. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить.

С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны (см, например, белорусский праздник Комоедица). Считалось, что медведь наделен особой мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Считалось, что медведя даже чёрт боится. Медвежья лапа считалась очень сильным оберегом от всяческих напастей, поэтому многие славяне хранили такой талисман у себя дома.

Общеславянское слово, соответствующее рус. медведь, по происхождению является эвфемизмом, которым в обыденной речи замещалось настоящее табуированное имя животного. Само слово медведь (от *medu-/medv- 'мёд' + *ěd- 'есть, принимать пищу') значит «поедающий мёд». Позднее эвфемистическая замена превратилась в основное название животного. Древний обычай повторился и на новом этапе — даже нынешнее название медведя, изначально являвшееся эвфемизмом, русские (особенно охотники) вновь табуируют и заменяют другими прозвищами-эвфемизмами: косолапый, бурый, потапыч, Михайло, Мишка, хозяин и т. д. В ряде славянских языков это слово дополнительно искажено перестановками и заменами согласных, которые, помимо чисто фонетических, могут иметь эвфемистическую природу: укр. ведмідь, польск. niedźwiedź, также и в чешском в части говоров не medvěd, а nedvěd. Слово заимствовано из славянских языков в венгерский (венг. medve).

У некоторых народов Сибири и Дальнего Востока с родовым культом слились пережитки медвежьего культа — например, у народов нижнего Амура и Сахалина (нивхи, ульчи и др.), а также нижней Оби (ханты, манси). Особенно подробно описан (Л. Я. Штернбергом) чисто родовой медвежий культ у нивхов, у которых вообще родовые пережитки до недавнего времени держались крепче, чем у других народов[2].

Наиболее известное проявление культа медведя у народов Сибири — медвежий праздник (манс. яны пике «большие пляски», нивх. чхыф леранд «медвежья игра», айн. Иёмантэ). Он включает в себя ритуальную охоту, свежевание туши убитого медведя, его задабривание, извинительные обряды, трапезу и торжественные похороны. Шкура, череп и лапы медведя хранились как священные[3].

Медведя бояться, так ягод не видать. Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живёт. Медведь не умывается, да здоров живёт. На Благовещенье черногуз прилетает и медведь встаёт. Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит. На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги (белорус).

ru.wikipedia.org

оберег, значение, описание и покровитель

Чертог Медведя — шестой чертог Сварожьего Круга. Людей, родившихся с 10 января по 3 февраля, относят к чертогу Медведя. За ними присматривает бог-кузнец Сварог и дух-защитник медведь.

У рожденных в шестом чертоге особая судьба. Эзотерики уверены, они пришли в Мир не просто так, а с определенной целью. Миссия людей шестого чертога — нести в мир свет и добро, бороться с силами тьмы.

Чтобы жизнь представителей данного чертога складывалась благополучно, им рекомендуется уделять большое значение своему призванию.

Значение чертога Медведя

Во многих культурах медведь считается тотемным животным, духом-защитником. Если сравнить легенды разных народов, прослеживается взаимосвязь, схожее значение образа. Практически везде он выступает в роли помощника попавших в беду, поводыря для заблудившихся и защитника слабых.

У славян медведь — символ мудрости и стойкости.

К нам древние легенды дошли в виде сборников сказок. Большинство даже не знает истинного значения этих историй.

Древние славяне называли медведя Хозяином Леса. В славянской мифологии в медведя превращался бог Велес. Так как медведь — ипостась Велеса, на него не распространяется черная магия. То есть, ни одна темная сущность не может перевоплотиться в это животное.

Медведь, хранитель чертога олицетворяет гармоничное сочетание противоположностей. Он обладает мудростью, но вместе с тем способен проявить жесткость. Рассудительный в решении проблем, он может и ударить лапой при необходимости.

Родиться в чертоге Медведя — означает стоять на грани. Научиться балансировать между двумя Силами, быть справедливым и честным, делать этот Мир лучше, не запятнав собственную душу. Медвежий оберег помогает людям шестого сектора стать рукой справедливости, оберегая их от злоупотребления полученной властью.

Характер рожденных в чертоге Медведя

Люди, родившиеся в чертоге любителя меда и малины, напоминают своего покровителя. Они суровы снаружи, но добры внутри. Большое значение для них имеет природа. Они любят гулять в парке и выбираются на пикник в лес, ходят на субботники, сажают деревья.

У них чуткое сердце, они стремятся помочь всем и каждому, готовы отдать то, что нужно им самим, лишь бы облегчить нелегкую судьбу нуждающегося. Медведи темпераментны, но очень миролюбивы. Быстро подстраиваются под ситуацию, хорошо мыслят логически и обладают редким умением находить выход из самых тупиковых ситуаций.

Влияние на женщин

Женщины, родившиеся в чертоге Сварога, совсем не похожи на нежных дам из романов про рыцарей. Они умеют самостоятельно разбираться со своими проблемами. Расскажем об их характере подробнее.

Женщины шестого чертога обожают заниматься созданием домашнего комфорта — обустраивать комнаты, расставлять безделушки, убирать.

Значение чертога Медведя для женщин:

  • они ответственны и осторожны в том, за что берутся;
  • дамы чертога склонны к экономии, у них всегда припрятана хотя бы небольшая сумма для экстренных случаев;
  • это хорошие мамы, дети у них вырастают добрыми и ласковыми;
  • в работе медведицы ответственные так же, как в быту — почти не конфликтуют с коллегами, тщательно выполняют порученные им задания.

Представительница этого чертога — мудрая, спокойная и добрая женщина. Казалось бы серьезная, она умеет быть веселой и притягательной. В понимании любителей моды, внешности она уделяет не сильное значение.

В критический момент эта миролюбивая дама превращается в грозного противника. Не раздумывая, она бросится защищать ближнего, если ему грозит опасность или неприятности. Поэтому ей важно уделять значение самоконтролю, пытаться хоть немного отшлифовать это качество. Всегда можно договориться мирно — и недоброжелателей меньше будет, и нервы сохранишь.

Значение для мужчин

Характер мужчин-Медведей еще более концентрирован, чем у женщин. Сила и несгибаемость, помноженные на десять. Посмотрим, какие у них есть достоинства и недостатки.

Мужчину Сварожьего чертога практически невозможно сбить с пути, выбрав цель, он идет к ней, игнорируя все преграды.

Значение чертога Медведя для мужчин:

  • настойчивость медведя сочетается с интеллектом, поэтому глупо напролом он не прет, а делает мудрые и вдумчивые ходы;
  • привычка анализировать и просчитывать наперед делает из мужчин этого чертога хороших руководителей, а если они не становятся начальником в одной компании, то переходят в другую и добиваются желаемых результатов там;
  • Медведь отлично ладит с людьми, вежлив, умеет пошутить, поэтому отношения с женщинами у него практически лишены ссор и недоразумений — слишком важное значение мужчина-медведь придает отношениям, чтобы спорить с любимой или игнорировать друг друга из-за пустяков.

У мужчин шестого сектора повышенное чувство справедливости. Эта потребность не дает им покоя. Вот они и выбирают профессии, помогающие ее удовлетворить: становятся офицерами полиции, судьями, юристами. Некоторые вступают в организации по защите прав животных, меняют потребительский стиль жизни на экологичный.

Бог Сварог — покровитель чертога

Чертог Медведя защищает один из могущественнейших древнеславянских богов — Сварог. По легендам он приходится сыном самому Роду, верховному божеству славян.

Сварог создал землю и других богов, ударяя своим молотом об Алатырь Камень. Именно от его имени произошло слово «сварганить». Оно и сейчас в обиходе, употребляется в значении «творить» или «создавать».

В прошлом Сварог имел огромное значение для ремесленников. К Небесному Кузнецу обращались за помощью люди, работающие руками. Кузнецы, столяры, гончары — все они получали от него поддержку и удачу в своем занятии.

Как Сварог поможет своим подопечным:

  • будет давать мудрые советы на жизненном Пути;
  • защитит от приспешников Чернобога;
  • придаст сил для работы руками;
  • научит жить согласно законам Рода.

Оберег чертога Медведя

Чертог Медведя — оберег древний. На протяжении веков он менялся и принимал разную визуальную форму.

Иногда круг, над которым была начертана линия, брали в еще один круг, заносили в звезду или окружали пламенем.

Значение данного оберега будет следующим:

  • он помогает усмирять агрессию;
  • защищает от всего отрицательного — злых языков, навьих духов, сглаза, порчи и отворотов;
  • одно из редко упоминаемых значений оберега — защита от несчастных случаев;
  • прививает терпение, учит мудрости;
  • еще одно его значение — усиление интуиции;
  • наполняет энергией, увеличивает силу, в том числе пополняет магический резерв;
  • раскрывает творческий потенциал, притягивает вдохновение.

Знаете ли вы, что значение оберега может меняться? Новым смыслом его наполняет материал, из которого был изготовлен оберег.

Специалисты акцентируют внимание на том, что не все обереги можно делать из золота. Зачастую предлагают использовать серебро. Но в случае с этим оберегом подходят оба металла. Серебряный оберег обострит шестое чувство, золотой — укрепит ауру.

Тату с чертогом Медведя — это тоже оберег, просто в более современном стиле. Значение не отличается от нательных оберегов. Ведь меняется не сам образ, а его подача. Но у этого символа слишком мощная энергетика, и не все мужчины способны справиться с ней.

Сильнее серебряного и золотого оберега — только коготь медведя. Из когтей этого зверя делают красивые украшения, подвески на шею и серьги. Можно купить что-то подобное.

Дерево-талисман

По славянскому гороскопу у людей шестого чертога несколько священных растений покровителей. Энергетика у каждого растения своя, поэтому и в магическом плане у них будет разное значение. Кроме того, у большинства еще есть и лечебные свойства.

Специалисты предлагают выбрать одно из растений и купить (или сделать) оберег из него. Но никто не запрещает вам запастись сразу несколькими оберегами. Сейчас расскажем, чем они отличаются.

Бук

У древних славян бук символизировал процветание и мудрость. Какое еще было значение у этого дерева:

  • тайные знания;
  • победа;
  • справедливость;
  • стойкость;
  • жизненные силы.

Обереги из бука бывали нескольких видов — нательные, домашние. Домашним оберегом становилась любая бытовая вещь, сделанная из этого дерева.

Персональные обереги мастерили в форме украшения или карманных фигурок. Их носили с собой, но прятали, чтобы не вызывать любопытных взглядов. Можно приобрести такую фигурку медведя из бука. Или купить кулон в виде отпечатка лапы зверя.

Малина

Значение малины во времена язычества:

  • процветание;
  • достаток;
  • здоровье;
  • любовь;
  • удача.

По легендам медведи всегда любили малину. Медведь — зверь сильный и могущественный, но хозяин леса тоже может утомиться и захотеть отдохнуть. Считалось, что если съесть малину, то можно пополнить запас жизненных сил и защититься от негатива.

Малину можно использовать разными способами: есть ее плоды или заваривать из листьев чай. Еще можно сделать саше-оберег с малиной. Это миниатюрный мешочек или подушечка, набитая сушеными травами.

Оберег такого типа универсальный. Его кладут в сумку и носят с собой, никому не показывая. Или развешивают дома по комнатам. Развесив саше по всем комнатам, вы обеспечите себя покровительством духа Медведя. Дом будет полностью защищен от гостей с дурными мыслями.

Оберег с медведем или Сварогом принесет удачу. Придаст сил и увеличит выносливость, защитит от врагов.

Представителям этого чертога особенно важно иметь такую защиту. Ведь они стоят на страже Мирового Порядка и рядом с ними всегда будут находиться злые люди, недовольные тем, что добро восторжествовало.

Если среди ваших близких есть человек этого чертога, обязательно подарите ему оберег из тех, что мы описали выше. Если вы сами подопечный Сварога, то и о себе тоже нужно позаботиться!

Удачи вам и всяческих благ!

 

vashobereg.ru

Как славяне могли называть медведя по-настоящему

Очень немногие люди имеют привычку задумываться об истинном значении слов. Например, является ли «медведь» настоящим названием, подлинным именем этого животного. Оно образовано из двух, найти их очень просто, как и расшифровку смысла.

«Мед» – это продукт жизнедеятельности пчел, природное сладкое лакомство для человека и многих животных. В старину людей, которые добывали мед, называли бортниками. Вторая часть – «вед», указывает, что этот зверь знает, где искать вкусный и пахучий сироп. Получается медведь – это животное бортник?

Но вот лисицу, например, никто не назвал «ворующая кур» или «охотник на зайцев». С медведем все получается сложнее. В культе живой природы, который исповедовали славяне, настоящим хозяином леса считался бер. Но так его никто не называл, чтобы случайно не прогневить, не пригласить в гости. Не зря в сказках, некоторых народных заговорах говорится «батюшка медведь».

«Мишка» – вообще непонятно как возникшее наименование, но зовут его иногда и так. Потому и придумали всемогущему лесному хозяину специальное имя, чтобы называть его меж собой, не нарушая запрета.

Для сравнения: в английском бурый мишка обозначается «bear», в близком к нему немецком – «ber». По популярной у филологов версии, Берлин первоначально назывался Berkleine, то есть «маленький бер». Со временем слово сократилось до современного звучания. Но и Бер – всего лишь один из «псевдонимов» лесного властелина, впрочем, как и встречающийся в русских сказках Топтыгин (намек на походку медведя). Так мишку в своих произведениях называл Алексей Некрасов, изучавший народное творчество, собиравший разные колоритные словечки.

И название жилища – берлога, это вовсе не аргумент. Изначально могучий хищник назывался «Урсус» или «Арктос», как-то так. Выходит, что подлинное имя медведя нами утрачено навсегда.

zabytye-slova.ru

Медведь. Он же бер. Рыкун и косолапый.: sovremennikk — LiveJournal

Сейчас уже мало кто знает, что слово БЕР – исконно русское слово, и только одно из названий хищного животного, другое название которого – МЕДВЕДЬ! Слово БЕР «почему-то» перестали использовать наряду со словом МЕДВЕДЬ, и… вроде бы всё! Но не во всём удалось провести подмену… Логово МЕДВЕДЯ и в современном языке называют берлогой! БЕРЛОГА – ЛОГОВО БЕРА – МЕДВЕДЯ! Так что место зимней спячки МЕДВЕДЯ-БЕРА до сих пор называют БЕРЛОГОЙ, и, что самое интересное, почти никто не обращает внимание на такое несоответствие! У медведя берлога, и… всё, а почему берлога, а не, например, не МЕДВЕДЛОГА, становится ясно только после прочтения слова «медведлога»! Именно поэтому до сих пор русский человек говорит БЕРЛОГА – слово, которое не нарушает гармонии русского языка! Этот древний русский корень мы прослеживаем в названии столицы Германии - Берлине, что свидетельствует о присутствии славян на этой территории задолго до появления немецкого языка.

В Северной Германии существует большое количество названий городков и деревень, совпадающих с русскими названиями, и русскими фамилиями, или очень близких к ним. В основном, это названия заканчивающиеся на -ow, или -in. Например, Туров, Любов, Колпин, Карпин и т.д. Большинство названий оканчивающихся на -ow локализуются в пределах земель Мекленбург-Передняя Померания, востока Шлезвига-Гольштейна, востока Нижней Саксонии, большей части Бранденбурга (в основном, северной и восточной его половины) и Берлина - т.е. в землях, ранее принадлежавших лютичам, ободритам, руянам и поморянам. Южнее - в южном Бранденбурге, Саксонии, Саксонии Анхальт, Тюрингии и Баварии - где проживали (а отчасти проживают и сейчас) лужицкие сербы и где также есть масса славянских по происхождению топонимов, названия, в оригинале заканчивавшиеся на -ow (или -owe, -owo) были усвоены немцами в форме, заканчивающейся на -au. Из всех бывших земель сербов, только в Дольной Лужице в немецком языке сохранились названия, заканчивающиеся на суффикс -ow. Дальше на юг и запад - он изменён, в основном, на -au. Например, поселение Luckau (Лукау) на юге Бранденбурга, по-лужицки известно как Lukow (Сравнение немецких и сербо-лужицких названий). Подобных примеров можно найти очень много. В южных и западных районах Полабской Германии существует масса топонимов, которые в своём славянском варианте заканчиваются на -ow, но соответствующий немецкий вариант обычно заканчивается на -au, или ещё как-то по-другому.

Однако, в более северных районах Германии, многие названия заканчивающиеся на -ow закрепились в немецком языке. Видимо, это связано с тем, что южные и северные области в средневековье, существовали в рамках разных территориальных образований, входивших в немецкую империю, и их топонимы подвергались отличавшимся друг от друга унификациям и стандартизациям - севернее, они сохранялись в более первозданном виде, южнее видоизменялись в сторону большего соответствия нормам немецкого языка. (А окончание (или, точнее, суффикс) -au - характерно для немецких топонимов и присутствует во многих названиях чисто немецкого происхождения, в разных частях Германии.)

Наиболее известными топонимами славянского происхождения являются:
карта со славянскими топонимами в Германии
Город Хемниц – (нем. Chemnitz, в.-луж. Kamjenica) назван по наименованию небольшой речки Кемниц, притоку реки Цвиккауэр-Мульде. Само слово «chemnitz» происходит от «kamjenica» из языка лужицких сербов и означает «каменистый ручей или река».
Город Лаузиц (нем. Lausitz, в.-луж. Лужица), первоначально – «болотистый край». Лужица – это историческая область Германии, в которой до сих пор проживает славянский народ лужичане.
Город Любек (нем. Lubeck , в.-луж. Любиц). Основан недалеко от вагрской крепости Любице.
Город Росток (нем. Rostock, в.-луж. Росток) означает место, где вода растекается в разные стороны.
Город Ратцебург (славянское поселение Ратибор) впервые упоминается в документах германского короля Генриха IV в 1062 году как Racesburg. Название происходит от имени ободритского князя Ратибора (сокращ. нем. Ratse).
Город Пренцлау (нем. Prenzlau, в.-луж. Пренцлавь).
Город Цоссен (нем. Zossen, слав. Сосны).
Город Бранденбург (нем. Brandenburg. слав. Бранибор).

sovremennikk.livejournal.com


Смотрите также