Петровская икона божией матери фото


Петровская икона Божией Матери — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Петровская икона Божией Матери

Икона-пядница из Успенского собора Кремля
Дата появления кон. XIII века
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение оригинал утерян
Чтимые списки почитаемый древний список в Успенском соборе Московского Кремля
Дата празднования 24 августа (6 сентября)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой[1]. Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году), он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской митрополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы, от которой был глас:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.[2]

Патриарх Константинопольский Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году, когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве, поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство[3]. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича[4].

Новгородский список XIV века

На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезла из собора, в нём осталась небольшая икона-пядница (30,5 × 24,5 см) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южном пристенном иконостасе Успенского собора.[5]. Возможно, она и является на самом деле древним почитаемым образом[1]. Об этом косвенно свидетельствует её точный список, сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надписание «Петровская».

ru.wikipedia.org

Петровская икона Божией Матери

Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.

Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.

История иконы

Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.

Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.

Где находится чудотворный образ

Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.

Описание иконы

Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление». К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы, что подтверждается заметным сходством в написании.

Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.

В чем помогает Петровский образ

Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.

Дата празднования

Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).

Молитва перед чудотворной иконой

«О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».

В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Икона Божией Матери «Петровская» |

Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя — святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.

По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.

Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней — Владимирской иконой Божией Матери.

This slideshow requires JavaScript.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

На рубеже XIX — XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV — началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».

Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

Молитва ко Пресвятой Богородице:

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

troickiyhram.cerkov.ru

Петровская икона Божией Матери: древняя история

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери - Евпраксии - еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский - своего подвижника - игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX – XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV – началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Иконография

В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».

fb.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Петровская икона Божией Матери — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Петровская икона Божией Матери

Икона-пядница из Успенского собора Кремля
Дата появления кон. XIII века
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение оригинал утерян
Чтимые списки почитаемый древний список в Успенском соборе Московского Кремля
Дата празднования 24 августа (6 сентября)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой[1]. Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

История иконы

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году) он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы, от которой был глас:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.[2]

Константинопольский патриарх Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство.[3] В 1613 году икона была принесена в Кострому где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича.[4]

Новгородский список XIV века

На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезает из собора, в нём остаётся небольшая икона-пядница (30,5 на 24,5 см.) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южном пристенном иконостасе Успенского собора.[5] Возможно она и является на самом деле древним почитаемым образом.[1] Об этом косвенно свидетельствует её точный список сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надписание «Петровская».

Списки

Примечания

Ссылки


wiki2.net

Петровская икона Божией Матери

Сегодня, 6 сентября, Церковь празднует день Петровской иконы Божией Матери.
Предлагаем прочесть историю иконы, посмотреть на ее изображение, а так же посмотреть видео об этой иконе!

История Петровской иконы Божией Матери

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Фото Петровской иконы Богородицы

Видео о иконе с т/к Союз

The Adobe Flash Player is required for video playback.
Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

luka.rpcb.ru

Патриаршая Петровская икона Божией Матери

Патриарший крестный ход от Кремля к Высоко-Петровскому монастырю 6 сентября предваряла Петровская икона Богоматери. С древности этот образ предносится Московским Предстоятелям при совершении крестных ходов.

Список с Петровской иконы Божией Матери был подарена Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Петровского монастыря, с этого времени эта икона находится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом.

В этом юбилейном году братия монастыря и попечители обители украсили киот и раму иконы. На изготовление украшений к образу Богоматери ушло больше года. Художественное навершие рамы и киот изготовлены из серебра вышей пробы, на все стороны киота нанесена тонкая гравировка. Сверху киот украшает образ Спаса Нерукотворного, слева и справа иконе предстоят московские святители. Под иконой Богоматери находится композиция с изображением Высоко-Петровского монастыря на фоне Успенского собора Кремля и Храма Христа Спасителя.


Справка:
Список с чудотворного образа Петровской Богородицы с 2010 года является святыней Храма Христа Спасителя в Москве. Сама икона была написана во второй половине XIII века будущим святителем Киевским Петром, первым митрополитом Москвы.

Икона является символом начала становления Москвы, так как именно она стала первой чудотворной иконой Богоматери нашего города.

Петровский образ Богоматери издревле почитается Московскими митрополитами и Патриархами как особая святыня.

Икону с древности с большой торжественностью предносили во время крестных ходов Московских Первосвятителей.

В настоящее время традиция почитания Петровской иконы возрождается. 20 февраля 2010 года, при посещении Высоко-Петровского монастыря Святейшем Патриархом Кириллом, братия монастыря подарила Его Святейшеству точную копию чудотворной Петровской иконы Божией Матери. Именно этот список по благословению Святейшего Патриарха был установлен в алтаре Храме Христа Спасителя над Патриаршем местом. Икону стали износить из храма при совершении Патриарших крестных ходов.

6 сентября 2015 года Москва празднует 700 лет со времени первого посещения города митрополитом Петром. Предполагается, что тогда же в Москву была привезена и сама Петровская икона Богоматери.

vpmon.ru

Петровская икона Божией Матери - это... Что такое Петровская икона Божией Матери?

Петровская икона Божией Матери

Икона-пядница из Успенского собора Кремля
Дата появления:

кон. XIII века

Иконографический тип:

Одигитрия

Место нахождения:

оригинал утерян

Чтимые списки

почитаемый древний список в Успенском соборе Московского Кремля

Дата празднования

24 августа (6 сентября)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой[1]. Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

История иконы

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году) он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы от который был глас:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.[2]

Константинопольский патриарх Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство.[3] В 1613 году икона была принесена в Кострому где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича.[4]

Новгородский список XIV века

На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезает из собора, в нём остаётся небольшая икона-пядница (30,5 на 24,5 см.) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южном пристенном иконостасе Успенского собора.[5] Возможно она и является на самом деле древним почитаемым образом.[1] Об этом косвенно свидетельствует её точный список сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надписание «Петровская».

Списки

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Петровская икона Божией Матери Википедия

Петровская икона Божией Матери

Икона-пядница из Успенского собора Кремля
Дата появления кон. XIII века
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение оригинал утерян
Чтимые списки почитаемый древний список в Успенском соборе Московского Кремля
Дата празднования 24 августа (6 сентября)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой[1]. Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

История иконы[ | ]

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году), он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской митрополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы, от которой был глас:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.[2]

Патриарх Константинопольский Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году, когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве, поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство[3]. В 1613 год

ru-wiki.ru

Первомосковская святыня — Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, г. Калуга

В главном соборе Московского Кремля – Успенском, хранится одна из первых московских святынь – чудотворная икона Божией Матери Петровская, письма первого Московского митрополита и града Москвы первого святого чудотворца Петра.

В центре Кремля – древнейший храм – Патриарший Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Из жития его известно, что в двенадцатилетнем возрасте Петр ушел в монастырь, где и обучился писанию икон и «бысть иконник чюден». Ему довелось написать много дивных образов Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, почитаемых на Руси. Удостоившись сана иеромонаха, получил Петр благословение на уединенное поселение и обосновался на реке Рати на Волыни. Там он устроил монастырь и воздвиг церковь во имя Спаса Преображения. В 1301-м году, когда проездом в Константинополь митрополит Киевский и всея Руси Максим побывал на Волыни, Петр, будучи уже игуменом, подарил ему икону Богородицы своего собственного письма. Митрополит Максим высоко ценил и благоговейно чтил этот образ, он богато украсил икону и молился перед нею и днем и ночью.

Икона первого митрополита Московского святителя Петра (†1326). Русская церковь празднует 6 сентября и 3 января новым стилем. 1480-е. Дионисий. Успенский собор Московского Кремля.

В 1308 году, после смерти митрополита Максима, в Константинополь для поставления на кафедру митрополита Киевского и всея Руси направился из Владимира игумен Геронтий. Он взял с собой митрополичью ризницу и икону, некогда подаренную митрополиту Максиму Петром. В то же время в Константинополь отправился и игумен Петр, посланный Волынско-Галицким князем для поставления в митрополиты на новую, Галицкую, митрополию, совсем недавно, в 1303 году, выделившуюся из Киевской. В пути следования явилась во сне игумену Геронтию писанная игуменом Петром Богоматерь и сказала, что на кафедру митрополита Киевского и всея Руси будет возведен не он, а тот, кто написал Ее Пречистый образ.

Предсказание Богородицы исполнилось. Из-за шторма, внезапно разбушевавшегося на море, Геронтий прибыл в Константинополь только после того, как Константинопольским Собором на кафедру митрополита Киевского и всея Руси уже был определен игумен Петр. Константинопольский патриарх Афанасий забрал у игумена Геронтия митрополичью ризницу и икону, подаренную митрополиту Максиму, и отдал их новопоставленному митрополиту Петру.

Так Промыслом Божиим, по молитве Богоматери, восстановилась в прежних пределах Киевская митрополия, а икона Божией Матери, впоследствии ее стали называть «Петровская», прославилась тем, что оказала чудодейственную помощь в получении митрополичьего сана своему создателю и возвратилась к нему.

Рака с мощами святителя Петра в Успенском соборе Кремля.

После кончины митрополита Петра, последовавшей в 1326 году, уже через год он был прославлен Владимирским Собором в лике местночтимых святых, а в 1339 году произошла его общецерковная канонизация Константинопольским патриархом Иоанном XIV.

Почитание написанной святителем Петром иконы прочно связалось с почитанием самого святого, первого Московского митрополита и чудотворца. Образ Божией Матери, письма митрополита Петра, первоначально находился у его гроба, устроенного им собственноручно, незадолго до своей кончины, в алтаре Успенского собора, который был построен по совету святителя Великим Князем Московским Иоанном Калитой.

У раки святителя Петра часто происходили исцеления немощных и другие чудеса.

Петровская икона Божией Матери у раки с мощами святителя Петра.

Образ Петровской Божией Матери был первой чудотворной иконой Московского Кремля и стал главной святыней московских святителей. После перенесения митрополитом Петром в 1325 году своей кафедры из Владимира в Москву, ставшую церковным и светским центром Руси, этот образ сделался символом становления стольного града Москвы, собирательницы земель русских. Молитвенно обращались за помощью и защитой к Матери Божией и святителю Петру перед писанной им иконой первоиерархи Церкви и правители государства Российского, да и весь люд, нуждавшийся в благодатной поддержке в минуты жизненных тревог, потрясений, скорбей и печалей.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II у раки святителя Петра в Успенском соборе Кремля.

У гроба святителя Петра и иконы Божией Матери «Петровская» молился митрополит Алексий перед поездкой в стан хана Узбека для исцеления ослепшей Тайдулы – жены хана. И свершилось великое чудо: во время моления у гроба Петра самовозгорелись свечи, а молебен о здравии Тайдулы привел к ее прозрению. Сам великий князь Московский Димитрий Иоаннович Донской непосредственно перед вступлением в поход на битву с татарами вместе со своим двоюродным братом, Серпуховским князем Владимиром Андреевичем, молился у гроба святителя Петра и у Петровской иконы, и Господь не презрел его молитв и даровал ему победу в битве с агарянами на Куликовом поле.

В 1382 году хан Тохтамыш и его татарове разграбили в Москве все храмы, не пощадили и святынь. Погибли почти все древние иконы и рукописные книги. Уходя из города, Тохтамыш предал его огню. Пострадал от пожара и гроб святителя Петра, но его мощи и одеяние милостью Божией уцелели. Сохранилась ли при этом древняя икона, неизвестно. Возможно, она погибла или была сильно повреждена.

Но икона Божией Матери Петровская упоминается и позже. Наверное, вместе с изготовлением нового гроба для мощей святителя был написан и новый список чудотворной иконы Божией Матери Петровской. А может быть, если святыня не погибла, а только пострадала, она была поновлена. Учитывая, что в 1395 году в Москву из Владимира была принесена икона Божией Матери Владимирская для защиты от Темир Аксака, вероятнее предположить, что икона Божией Матери, написанная самим митрополитом Петром, не сохранилась, иначе воспользовались бы ею.

Со временем и копия Петровской иконы Божией Матери стала почитаться как чудотворная. Память народная все равно считала, что она написана святителем Петром. Когда хан Едигей в 1408 году осадил Москву, москвичи молились Божией Матери и святителю Петру. Богом хранимый град выстоял «молитвами Пречистыя Его Матери и Животворивыя иконы ради Ея, и Петра митрополита ради». Необычное название «Животворивая» как бы ставило этот образ Божией Матери в один ряд с Животворящим Древом Креста Господня, частица которого хранилась в Кремле как величайшая святыня. По завершению строительства нового Успенского собора и после его освящения мощи святителя Петра 24 августа 1479 года были возвращены в собор из церкви Иоанна Лествичника и помещены на прежнее место в алтаре у жертвенника. Есть предположение, что в связи с праздником перенесения мощей чудотворная икона Богородицы, находившаяся у его гроба, вновь была обновлена.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери.
Середина XVII века. Владимиро-Суздальский музей.

Уже в XVI веке Петровская икона Божией Матери почиталась в Москве как одна из самых прославленных и участвовала в сретении другой чудотворной Богородичной иконы, именуемой Владимирская.

История иконы и далее тесно переплетается с историей России. Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство.

Нельзя не упомянуть, что не последнее значение имела икона при избрании Михаила Федоровича Романова «всея Русия самодержцем». По освобождении Москвы от поляков в 1613 году избран был собор духовных и светских лиц, которые направились в Кострому в Ипатьевский монастырь, чтобы испросить у инокини Марфы Ивановны благословение на избрание сына ее Михаила на Царство. Поначалу она отказала собору и говорила, согласно преданию: «Мало вам крови отрока Димитрия». Но члены собора недвижно и смиренно стояли пред Марфой и держали в руках «чудотворную икону образ Пресвятыя Богородицы, юже написал Петр митрополит», а также икону «образ великих чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы». А игумения монастыря пристыдила инокиню словами: «Марфо, Марфо, инокиня ты или баба? Не можешь ты отказать Божией Матери и великим святителям». И обратилась инокиня Марфа Ивановна со слезной молитвой к чудотворному образу и предала чадо свое в «Пречистеи руце Владычицы». Так 14 марта 1613 года избран был Михаил Федорович «Богом и Богородицею всея Русия самодержцем». Вот сколь важное дело помогла совершить икона Божией Матери Петровская. Еще и по этой причине чтили ее наравне с Владимирской.

Посольство Земского Собора, прибывшее в Костромской Ипатьевский монастырь, сообщает Михаилу Феодоровичу Романову об избрании его на царство в 1613 году. Миниатюра второй половины XIX века из книги «Об избрании венчания на царство царя и Великого князя Михаила Феодоровича».

Согласно «Чиновнику Успенского Кремлевского собора», икона Божией Матери Петровская была главной святыней малого крестного хода, совершавшегося несколько дней в году, – в Лазареву субботу, по воскресным дням с Фоминой недели до Преполовения Пасхи, а также 6 сентября – в день перенесения мощей митрополита Петра. А 6 января – в Нáвечерие Богоявления с этой иконой ходили на водоосвящение к Москве-реке. Участвовала она и в больших крестных хождениях, где главной была икона Божией Матери Владимирская. А уж когда Владимирской случалось возвращаться во Владимир, главной иконой Божией Матери в Успенском соборе всегда оставалась Петровская.

До 1880-х годов, времени императора Александра III, пребывала она в иконостасе за жертвенником в главном алтаре Успенского собора. А затем древнюю икону перенесли в Петропавловский придел, где и находилась она со многими другими великими святынями собора. В начале XX века следы Петровской иконы Божией Матери теряются и не находим мы далее никаких известий о ее судьбе. Иконография же восстановлена по изображению ее в клеймах иконы «Митрополит Петр с житием» письма Дионисия (конец ХV – начало XVI века).

Клеймо: Инок Петр пишет икону Богоматери.

Икона Богоматери изображена в пятом и девятом клеймах. В одном из них мы видим, как инок Петр пишет ее, а в другом показано путешествие Петра с Геронтием в Константинополь на поставление в митрополиты. Икона украшает корабль Геронтия.

Клеймо: Игумены Геронтий и Петр путешествуют в Константинополь.

Дошедшие до нас списки иконы Божией Матери «Петровская» несколько различаются между собою. Одни ближе к иконографическому типу Одигитрии (Путеводигельницы), а другие больше походят на тип Умиление.

 

Петровская икона Божией Матери в окладе.

Тип Одигитрии

Середина XVI века. Сергиево-Посадский музей.

Петровская икона Божией Матери в окладе.

Тип Умиления

Конец XV века. Частное собрание.

Петровская икона Божией Матери.

Письма Назария Истомина сына, 1614 г. Гос. Третьяковская галерея.

В Третьяковской галерее хранится список 1614 года, выполненный всего через год после возведения основателя династии Романовых на царство. На полях его изображены святители Московские Петр, Алексий и Иона.

Икона Божией Матери Петровская.

XIV век. Из Успенского собора Кремля.

А среди икон Успенского собора есть еще одна икона, очень напоминающая ту, что хранится в Третьяковской галерее. Раскрытые фрагменты на лике Спасителя датируются концом XIV столетия. В настоящее время ее почитают за самый древний список с образа, писанного самим митрополитом Петром, который некогда был главной святыней московских святителей. Возможно, он был написан почти сразу же после опустошительного нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году.

Икона Божией Матери Петровская.

Конец XV века. Сергиево-Посадский музей.

kaluga-pokrov.cerkov.ru


Смотрите также