Отдание праздника преображения


26 августа. Отдание праздника Преображение Господня

На Пересветовском подворье были совершены утреня и Божественная Литургия.

Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36). Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна — именно тех апостолов, которые, по выражению церковной стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», берет их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и смерти.

Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков». И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же … из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества».

Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями подтверждает, что Преображение Господне «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение», и избавление мира от преступления.

На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)», славу Своего Божества, «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно…». Удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще». Поэтому-то «Божества Своего (только) малу зарю обнажив» Спаситель, скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия».

«Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком».

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие», которым спас мир, «грехом погибающий».

В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость». «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси, древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси». В ряде стихир праздника указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово: всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроить свою жизнь по заветам Христа, Его слушать («Того послушайте»).

В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся».

 

svperesvet.ru

26 августа. Отдание праздника Преображения Господня

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Преображение — так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36. Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

 

svperesvet.ru

Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. / Патриархия.ru

Пятница. Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Ти́хона, еп. Воро́нежского, Задо́нского чудотворца.

Прп. Макси́ма Испове́дника (службу зри 12 августа). Обре́тение мощей блж. Макси́ма, Христа ради юродивого, Московского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Страстна́я». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистре́льная», или «Умягче́ние злых серде́ц». Минской иконы Божией Матери.

Совершается славословная служба отдания праздника Преображения (А).

Если настоятель изволит совершать службу отдания Преображения вместе с полиелейной службой свт. Тихона Задонского, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва...» (Б).

Календарные заметки:

При совершении службы свт. Тихона в этот день следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…».
На утрене катавасия «Крест начерта́в…». «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника.

Порядок чтений, согласно календарю:

* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

А. На вседневной вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру́, и Иа́кову, и Иоа́нну…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й без ирмосов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода»1. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя́т Христо́с Петра́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).

На входе: «…преобрази́выйся на горе́…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды), и святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Что тя нарече́м…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру́, и Иа́кову, и Иоа́нну…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 8-й: «Вторы́й Моисе́й…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас тот же: «Непостижи́мый Свет…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же: «Воздержа́нием те́ло ду́ху…», «И ныне» – седален праздника по полиелее (по выбору). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Тихона…». Стихира святителя, глас 2-й: «Взял еси на рамена́ крест…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода»2. К тропарям канона свт. Тихона Задонского – припев: «Святи́телю о́тче Ти́хоне, моли́ Бо́га о нас»3. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя (по выбору), «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас 3-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Подража́телю любве́…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя́т Христо́с Петра́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе: «…преобрази́выйся на горе́…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

1 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

2 См. предыдущую сноску.

3 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.

www.patriarchia.ru

Тарская епархия - 19 Августа праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий провел Воскресную Литургию на праздник Преображения Господня в Свято-Никольском монастыре с.Саргатское. Его Преосвященству сослужил игумен монастыря отец Серафим (Максимов).

По завершении Литургии владыка обратился к прихожанам храма с проповедью:

 

 

 

 

 

 

 

 


Преображение Господне

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Преображение Господне. События праздника

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Исуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Пре­об­ра­же­ние (греч. ме­та­мор­фо­сис, лат. transfiguratio) означает «пре­вра­ще­ние в дру­гой вид», «из­ме­не­ние фор­мы». Так на­зы­ва­ет­ся од­но из важ­ней­ших со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии, про­ис­шед­шее неза­дол­го до Христова Воскресения. О Преображении Господни написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях: Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21).

Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время страданий.

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 28–36).

Преображение Господне, ВизантияXII век

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Исус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Исуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Богословское толкование праздника

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Исусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Исус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

преподобный Ефрем Сирин

Преображение Господне. История праздника

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честнаго Креста, когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник этот был установлен в IV веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий.

Гора Преображения: Фавор и Ермон

Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на горе Фаворе, недалеко от Назарета. На горе Фавор в честь Преображения Господня построен храм. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника. В настоящее время там построено два монастыря — православный и католический.


Горы Фавор (слева) и Ермон (справа)

Однако современные исследователи считают, что Преображение совершилось на другой горе — Ермоне, поскольку она выше Фавора и более уединенная. На Фаворе во времена Спасителя находилась римская крепость, ее окрестности были густонаселенными, так что оставалось мало места для молитвенного уединения. К тому же Ермон находится севернее Фавора, а описанные в Евангелиях события свидетельствуют, что Господь с учениками шел на север. Евангелист Марк также пишет, что после Преображения Господь и апостолы проходили через Галилею, что также позволяет предположить, что они направлялись в Иерусалим из окрестностей Ермона. «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются», — пророчески говорится в Псалтыри (Пс. 88, 13).

Преображение Господне. Богослужение

Богослужение празднику Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничного богослужения, которые мы слышим в храмах в наши дни, были написаны византийскими гимнографами в V–VIII веках. Самые известные песнопевцы: Анатолий, патриарх Цареградский (V век), преподобные Иоанн Дамаскин и Козма Маиумский (VIII век). Следует отметить, что в праздничной службе указаны авторы немногих стихер, так что мы знаем далеко не всех гимнографов. В стихерах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы указывается смысл Преображения Господня. Исус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем приготовить их к «зрению» будущих Его страданий и научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы».

Тропарь празднику

Церковно-славянский текст:

Прењбрази1выисz на горЁ хrтE б9е, показaвъ ўченик0мъ свои1мъ слaву свою2, ћкоже можaху. да возсіsетъ и3 нaмъ грёшнымъ свётъ тв0й присносyщныи, мlтвами бцdы, свэтодaвче слaва тебЁ.

Русский текст:

Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты тем показал ученикам Твоим Твою славу, насколько они могли видеть. Пусть молитвами Богородицы и перед нами, грешными, возсияет вечный свет Твой: Податель света, слава Тебе.

Кондак празднику

Церковно-славянский текст

На горЁ прењбрази1сz, и3 є3ли1кw вмэщaху ўченицы2 твои2, слaву твою2 хrтE б9е ви1дэвше, да є3гдa тz ќзрzтъ распинaема, стrть ќбw разумёютъ в0льную, ми1рови же проповёдzтъ, ћкw ты2 є3си2 вои1стину џ§ее сіsніе.

Русский текст:

Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько им позволяли их человеческие чувства, видели Твою славу, чтобы они узнали, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедали миру, что Ты воистину есть Отчее сияние.

На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника — Яблочный Спас. Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для Евхаристии. Об этом напоминает и молитва, которую священник читает после Литургии над принесенными в храм плодами: «Боже Спасителю наш… си́и виноград благослови». Прочитав молитву, священник кропит плоды святой водой.

На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6-го августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса (1 августа ст. ст.), второго Спаса (6 августа ст. ст.) и третьего Спаса (16 августа ст. ст.).

Первый Спас всюду называется «медовым», а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». 

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтили, как очень большой праздник, но редко отдавали себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает Церковь. Только кое-где второй Спас назывался «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знали, что такое Преображение Господне, и считали второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа (ст. ст.) вся паперть в приходских церквах заставлялась столами, на которых были навалены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Все эти плоды урожая священник благословлял после обедни и читал над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.

В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывался особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимали на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедалась прихожанами после обедни и крестного хода.

Третий Спас празднуется в честь Нерукотворенного образа. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба.

Таким образом, из трех «Спасов» наиболее почитался крестьянами второй, совпадающий с церковным праздником Преображения Господня.

О воздержании от вкушения винограда и яблок до Преображения

Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после праздника. Тем, кто нарушил запрет и по забывчивости или невоздержанию попробовал яблок раньше срока, предписывалось в наказание не есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину.

tara-eparhiya.ru

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня.

В Воскресный день 26-го августа на Отдание праздника Преображения Господня в Благовещенском соборе была отслужена литургия возглавляемая настоятелем протоиереем Дмитрием Орловым, ему сослужили протоиерей Алексей Кузин и иерей Евгений Кузнецов.

Сегодняшний день в литургической практике Православной Церкви является завершающим Успенский пост и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. И поскольку Церковь во время поста призывает всякого верующего по мере возможности абстрагироваться от мирской суеты, чтобы освободившееся время посвятить духовному возрастанию в Боге через чтение Священного Писания или святых отцов, или творения богоугодных дел, на богослужении было прочитано зачало и Евангелия, которое имеет в себе нравоучительный смысл, столь сильно совпадающий с постными настроениями. 

Евангелист Матфей повествует о том, как Христос обратился к народу с притчей, которая впоследствии именуется «Притчей о виноградарях»: 

«был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 21:33-42)

Очевидно, что сказанное Божественным Учителем в своей символике носит пророческий характер: Хозяин — Бог Отец, посылаемые слуги за плодами — ветхозаветные пророки, судьи и патриархи, а убиенный Сын — Иисус Христос. И это не есть специальный шифр, предназначенный только для исследователей/богословов — нет, Спасителя все Его окружавшие прекрасно понимают, и даже «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа» (Мф 21 45:46). 

Можно ошибочно полагать, что произнесенная притча относится только к еврейскому, богоизбранному народу, которого Господь Бог на протяжении всей ветхозаветной истории хранил от всяких бед и скорбей, посылая избранных Им людей. Но тогда не было бы смысла ее произносить с амвона перед царскими вратами на богослужении сегодня. В том есть особенность текстов Священного писания — они актуальны всегда и везде и напрямую относятся к каждому человеку. 

Всякий пришедший в лоно Святой Церкви исповедует себя верующим христианином, манефестируя это произнесением Символа Веры, то есть подтверждает, что, пройдя через таинство Крещения, обещается хранить истинную Веру, доказывая образом своей жизни таковое. И это есть огромное обязательство — подвиг, или даже крест, который человек добровольно берет на свое плечо, чтобы идти за Христом. Таким образом принявший Веру становится своего рода «виноградарем», возделывающим виноградник своего Хозяина. Но, как оно часто случается, мирская суета в виде тленных страстей слишком быстро соблазняет и похищает душу христианина, и человек, подобно ветхозаветному еврею, становится тем, кто видит в Вере только лишнее обременение, или (что еще страшнее) начинает Ею прикрывать свои корыстные интересы. И когда Господь стучится в дверь души такого человека, он лишь отмахивается неприкрытыми отговорками, подобно евреям, изгонявшим Моисея предлагающего им спастись от бремени рабства, потому что в Египте они уже прижились, а в пустыни — неведомо что. 

Воплотившийся же Спаситель в этой притче предстает невинной закланной жертвой от рук собственного народа, и это есть самая последняя и страшная ступень отвержения Бога — проповедовать себя распинающим Сына Божьего, потому что земные/материальные богатства соделались чем-то более ценным… 

Иисус Христос завершает в притчу пророческим наказанием евреям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43), а в Великую Пятницу, когда в литургической практике вспоминается Распятие Сына Божьего, одна из стихир провозглашает: «Егда на Кресте пригвоздиша беззаконнии Господа славы, вопияше к ним: чим вас оскорбих? Или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете, злая за благая? За столп огненный, на Кресте Мя пригвоздисте: за облак, гроб Мне ископасте: за манну, желчь Мне принесосте: за воду, оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом», — слова «прочее призову языки» на современном русском языке осмысляются как «другие призову народы», то есть Иисус Христос вручает право хранения Истинной Веры «прочим» народам. 

От того Святая Церковь призывает всякого исповедующего себя христианином хотя бы в последний день поста принести Господу свое покаяние и не впасть во искушение, уподобляясь «виноградарям» — распинающему Спасителя богоизбранному народу.

borovsk-sobor.ru

Отдание праздника преображения господня. Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом

С егодня, дорогие братия и сестры, празднуя отдание Преображения, мы сходили с Фавора и сегодня же, вступив в предпразднство Успения, мы должны затем перейти в Гефсиманию - ко гробу Богоматери, да видим конечное елико на Ней таинство. Благорадостен Фавор, душеусладительна и Гефсимания.

Святая Церковь называет Успение Божией Матери последним на Ней таинством, последним из тех, коими сопровождалась вся земная Ее жизнь. Вся жизнь Пресвятой Девы по своему виду и содержанию была чем-то таинственным и чудным, носящим на себе знамения Божественной печати. Для прославления Божией Матери и нашего назидания, с верою и любовью вспомним, что это были за таинства, совершившиеся Промышлением Божиим на Ней.

Первое таинство в жизни Богоматери открылось в самом Ее рождении, происхождении на свет Божий. От кого произошла Она? От престарелых родителей - вследствие особенной молитвы и обета. Премудрости Божией угодно было, чтобы Та, Которая должна родить Богочеловека, Сама явилась плодом не столько естественных сил человеческой природы, сколько наития благодати Божией. И вот престарелые Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие, по молитвам своим получают чистый дар неба - Преблагословенную Марию. Так совершилась первая тайна на Ней - во время Ее рождения.

Второе таинство явилось над Ней во время введения Ее во Храм трехлетней Отроковицей. Уже самое введение Ее в таком возрасте было необыкновенно, как следствие особенного, чрезвычайного обета праведных Иоакима и Анны посвятить плод молитв своих Господу. И таким образом Она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым. Находясь в Храме на воспитании, Она должна была бы, как и прочие девы, пребывать только в преддверии его, но между тем мы видим, как Святую Отроковицу первосвященник по особому откровению вводит во Святая Святых, куда мог входить только он сам лишь однажды в год. Премудрости Божественной было угодно, чтобы будущая Матерь Божия, одушевленный Кивот Божий, пребывала там, где хранился Ее прообраз - ковчег Завета с манною и скрижалями. Так совершилась вторая тайна на Деве - во время Ее введения во Храм.

Третье таинство над Ней открылось по достижении Ею совершеннолетия. Ветхий Завет, как известно, не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает его Церковь новозаветная, поэтому Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать Себе супруга. Но Дева Мария объявила, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога. Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Жребий пал на праведного старца Иосифа, и так Пречистая стала Супругой, не преставая быть Девой, сочетая в Себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. А как совершилась самая тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию. Это было таинство из всех таинств, но им не закончились таинства, долженствующие совершиться над Ней. Они только углубились, соделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас.

За этими таинствами следует и тайна Распятия. На Кресте был не один Сын, но была и Матерь. В продолжение всей жизни Своей Она была на кресте, а особенно - на Голгофе. Иначе и не могло быть. Ведь Сам Божественный Сын Ее сказал: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Кто же был достойнее Господа, нежели Матерь Его? Поэтому никто и никогда не носил такого креста в продолжение всей своей жизни, как Преблагословенная Дева Мария.

Крест Ее слагался не из дерева или вещества, а из тех скорбей и уничижений, в которых пребывала Божия Матерь до самой Своей смерти. Приуготованная явиться Матерью Творца неба и земли и приветствованная Архангелом как благословенная между женами, Она в то же время должна страдать от подозрения со стороны хранителя Своего девства, будто бы Она бракоокрадованная. Не крест ли это?

Ей приближается время родить Того, Которого Царствию не будет конца, но для семейства их не находится места в гостиницах вифлеемских, и Она рождает Его в вертепе и полагает в яслях. Не крест ли это? Ангелы поют: Слава в вышних Богу (Лк. 2, 14), пастыри и волхвы поклоняются и приносят дары, а злобный Ирод ищет убить Младенца, и им приходится ночью бежать в Египет. Разве это не крест? А на Голгофе что чувствовало Ее чистое сердце, когда Сын Ее в муках вопиял: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Здесь, без сомнения, исполнилось во всей силе ужасное предсказание Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35).

За тайной распятия последовало усыновление Богородице Христова ученика Иоанна и введение Ее как матери этого Апостола в его дом. Так во всю жизнь Свою предопределено было Ей пребывать в неизвестности, неся долю простой смиренной христианки. И в этом заключалась великая Божественная тайна. Ведь не без значения были сказаны эти удивительные слова со Креста: Жено! се, сын Твой (Ин. 19, 26). Ими и определялся характер всей дальнейшей жизни Богоматери. Когда Божество Сына, с Воскресением и вознесением Его на небо, открылось во всей силе, когда мир начал преклоняться пред именем Распятого, тогда Матери Иисусовой естественно предстояла величайшая честь и слава, подобающая Матери Сына Божия, Спасителя всех человеков. Никто, без сомнения, не мог быть достойнее Марии всякой хвалы, всякого почитания. Однако слава и честь, воздаваемые Пресвятой Деве в продолжение земной жизни Ее, лишили бы Матерь точнейшего сходства с Божественным Сыном, Который до конца жизни Своей не имел где главы приклонить; сопровождалось бы такое прославление Ее и некоторыми неудобствами в деле распространения Евангелия.

Дорогие братия и сестры, Святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, потому что в такой дивной кончине Преблагословенной Девы к утешению всех явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Здесь - первая причина нашей радости.

Во-вторых, мы радуемся о Самой Пречистой, ибо Она после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Пречистая Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; но с этих пор, со дня Ее Успения, начинается и Ее возвеличение и прославление. Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой за подвиги, совершенные в жизни.

Плащаница Божией Матери, украшенная живыми цветами сестрами обители.

Третью причину радости изъясняет церковная песнь: В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста (Кондак Успения.- Ред. ). Если при жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном Своим, то по преставлении Ее и вознесении на небо во всей силе стали исполняться сказанные Ею в утешение скорбевшим об Ее отшествии слова: "Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении - не только вас, но и мир буду посещать, назирать и помогать бедным". По Своем преставлении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира.

Воспоминая, дорогие братия и сестры, блаженную кончину Богоматери, мы должны позаботиться о том, чтобы и себя д

youfantasy.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Праздник Преображения Господня — Православный празднник

В воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа, произошедшего по церковному преданию на горе Фавор, с древних времен христианской Церковью установлен праздник Преображения Господня, который бывает 19/6 августа и считается одним из самых больших Господских двунадесятых праздников, имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Икона «Преображение» Иисус Христос

Чтобы празднование не проходило во время Великого поста, православной церковью оно сознательно перенесено на 19 (06) августа – за сорок дней до Воздвиженья креста Господня, хотя по хронологии Евангелия событие совершилось за 40 дней перед крестными страданиями Иисуса.

И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов. Из сборника 'Свет во тьме светит' А. Мень

И все же праздник выпадает на время Успенского поста, но в этот день допускается послабление — на трапезе разрешается рыба.

Смысл и значение праздника

Приняв крещение от Иоанна и потом, победив искушение диавола, Господь Иисус Христос явился на проповедь Евангелия. В городах и селах, в горах и пустынях великое множество людей внимало Его спасительному учению, видело изумительные чудеса его.

Но из числа многих, следовавших за Божественным Учителем, он избрал двенадцать учеников, которыми преимущественно открывал тайны царствия небесного, и которые были постоянными свидетелями его жизни и учения.

Нередко говорил Господь своим избранным ученикам, что подобает ему идти во Иерусалим и много пострадати и убиену быти (Матф. 16, 1). Но ученики сначала не понимали необходимости креста и страшились мысли о страданиях их возлюбленного Учителя.

Рис. П.Ф.Борель

Веруя, что он есть обетованный Meссия, они недоумевали, как он может страдать и умереть. Посему Господь следующим чудесным событием показал им, что он есть истинно Сын Божий и что пострадает добровольно, как предсказано Пророками. Взяв с собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос возвел их на гору Фавор, и здесь предался уединенной молитве.

В Евангелие не говорится прямо о том, что преображение произошло на горе Фавор. Только у Исаии есть слова о том, что прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, но последующее возвеличит, и народ, ходящий во тьме, увидит свет великий — на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (9:1,2) На границе колен Завулона и Неффалима как раз и возвышается Фавор Современные богословы считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. (Википедия)

Во время молитвы вдруг лице Его преобразилось, сделалось светлым, как солнце, а одежда белою, как снег. Потом явились древние Боговидцы и величайшие пророки: святой Илия — с неба и Моисей — из страны мертвых.

Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.А. Бакшаев

Апостолы были поражены и изумлены этим чудным явлением — среди такой славы и величия, Божественный Учитель их беседует с пророками о тех страданиях, которые ожидали его в Иерусалиме. А святой Петр, по своей пламенной любви к Господу, умоляет Его навсегда остаться на Фаворе, вместе с Моисеем и Илиею, вдали от завистников и гонителей.

И они почувствовали такое райское блаженство, такую близость Бога, такое счастье, что Петр, не зная, что сказать, проговорил: «Учитель, давай сделаем здесь три шалаша — Тебе и пророкам, которые к Тебе пришли… Хорошо нам здесь быть! — сказал Петр, — Вот как чувствует себя человек около Святыни… Хорошо нам здесь быть. Из сборника 'Свет во тьме светит' А. Мень

Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.

Еще он не закончил своей странной просьбы, как светлое облако осенило всех, бывших на Фаворе, и из облака раздался глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Тою послушайте!” (Матф. 17, 5) Апостолы пали ниц и от страха были как мертвые.

По окончании чудного видения, Господь подошел к ним, успокоил их и повелел им, до времени воскресения Его из мертвых, никому не говорить о том, что они видели и слышали на Фаворе. Но тем торжественнее такое великое событие должно быть возвещаемо по воскресении Иисуса Христа, для назидания всех верующих в него.

Празднование — традиции, обычаи, обряды

  • В день Преображения Господня в храмах совершается праздничная литургия, читаются паримии, поется канон, священники облачены в белые одеяния, символизирующие божественный нетварный фаворский свет.
  • Правилами Апостолов (3-е правило) и IV Вселенского Собора (28-е правило) установлено в этот день освящать Церковью поспевшие плоды и гроздья, в знак благодарности к Богу, даровавшему их для питания. Православные христиане обыкновенно приносят в храм, для освящения, первые из созревающих плодов земных: виноград, яблоки, груши и прочие.
  • Народное название праздника Яблочный Спас, Второй Спас, Спас-Преображенье.
    Сложился обычай до этого дня соблюдать так называемый “яблочный пост”, не есть плоды нового урожая, кроме огурцов. (В.И. Даль, Месяцеслов)

Преображение (Видео)

 

Литература:

Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, «Свет во тьме светит»
В.И. Даль, Месяцеслов
Википедия

tradiciay.ru

Курск | Отдание праздника Преображения Господня - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия

kursk.bezformata.com

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл, история праздника

Поиск: Народные традиции подскажут, что нужно делать на Благовещение Пресвятой Богородицы в 2020 году Ситуация с коронавирусом в Украине на 6 апреля, сколько заболевших и умерших Пасхальная служба у гроба Господня в 2020 году, будет или нет Ситуация в странах, где есть заразившиеся китайским коронавирусом, на 6 апреля 2020 года Сколько больных и умерших от коронавируса в России на 06.04.2020 Церковные праздники в апреле 2020 года Где и сколько заболевших коронавирусом в России на 6 апреля 2020 года Что нужно делать в Благовещение незамужней девушке, чтобы обрести пару Когда начинается Страстная неделя в 2020 году После развода с Джиганом Самойлова обратилась к женщинам Больных коронавирусом, отказывающихся от госпитализации, Миро назвала социальными паразитами Как будет лечиться от коронавируса Комаровский Астероид размером с пирамиду Хеопса летит к Земле Иисус Воробьев задержан на Патриарших прудах во время выгула собаки Ежегодная выплата почетным донорам: как изменилась сумма выплат в 2020 году ПРОНЕДРА КоронавирусКоронавирусыВладимир ПутинПенсииВеликий постШоу-бизнес
    • Промышленность
      • Армия и ВПК
      • Газ
      • Нефть
      • Руды и металлы
      • Сельское хозяйство
      • Строительство
      • Транспорт
      • Уголь
      • Химия
    • Энергетика
      • Альтернативная энергетика
      • Атомная энергетика
    • Экономика и финансы
      • Банки
      • Бизнес
      • Деньги
      • Рынки
    • Политика
      • Власть и закон
      • Внешняя политика
      • В мире
      • Вооруженные конфликты
    • Наука и техника
      • Hi-Tech
      • Интернет и связь
      • Космос
      • Медицина
      • Наука
    • Общество
      • В мире
      • Авто
      • ЖКХ
      • Культура
      • Недвижимость
      • Образование
      • Происшествия
      • Путешествия
      • События
      • Спорт
      • Экология

pronedra.ru

Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. / Патриархия.ru

Пятница. Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Ти́хона, еп. Воро́нежского, Задо́нского чудотворца.

Прп. Макси́ма Испове́дника (службу зри 12 августа). Обре́тение мощей блж. Макси́ма, Христа ради юродивого, Московского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Страстна́я». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистре́льная», или «Умягче́ние злых серде́ц». Минской иконы Божией Матери.

Совершается славословная служба отдания праздника Преображения (А).

Если настоятель изволит совершать службу отдания Преображения вместе с полиелейной службой свт. Тихона Задонского, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва...» (Б).

Календарные заметки:

При совершении службы свт. Тихона в этот день следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…».
На утрене катавасия «Крест начерта́в…». «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника.

Порядок чтений, согласно календарю:

* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

А. На вседневной вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру́, и Иа́кову, и Иоа́нну…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й без ирмосов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода»1. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя́т Христо́с Петра́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).

На входе: «…преобрази́выйся на горе́…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды), и святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Что тя нарече́м…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру́, и Иа́кову, и Иоа́нну…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 8-й: «Вторы́й Моисе́й…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас тот же: «Непостижи́мый Свет…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же: «Воздержа́нием те́ло ду́ху…», «И ныне» – седален праздника по полиелее (по выбору). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Тихона…». Стихира святителя, глас 2-й: «Взял еси на рамена́ крест…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода»2. К тропарям канона свт. Тихона Задонского – припев: «Святи́телю о́тче Ти́хоне, моли́ Бо́га о нас»3. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя (по выбору), «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас 3-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Подража́телю любве́…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя́т Христо́с Петра́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе: «…преобрази́выйся на горе́…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

1 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

2 См. предыдущую сноску.

3 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.

www.patriarchia.ru


Смотрите также