Основы учения буддизм


Буддийские термины - основные понятия учения по алфавиту

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Специально для вас мы собрали все основные буддийские термины и прописали их значение в одной статье. Чтобы навигация по статье была проще, мы разделили все понятия по четырем категориям: основы учения, личности, атрибутика и состояния.

Все термины внутри категории расположены в алфавитном порядке. Некоторые из них будут выделены ссылками, чтобы вы смогли ознакомиться с ними подробнее в отдельных статьях.

Приятного просвещения!

Основы учения

Ваджраяна – направление буддийской мысли, которое входит в тройку самых главных. Также ее называют «алмазный путь» или «алмазная колесница». Особое внимание уделяется практикам, медитациям. В Тибете также ее называют «тантрой».

Восьмеричный путь – восемь ступеней, из которых должна складываться жизнь буддиста. Состоит из совокупности правильных:

  • понимания;
  • установок;
  • мыслей;
  • слов;
  • поступков;
  • образа жизни;
  • стараний;
  • сосредоточения.

Дацан – университет или другое учебное заведение при монастыре. В Бурятии так называют монастырь в целом.

Дерево бодхи – растение, под тенью которого Будда Шакьямуни достиг Просветления.

Дзадзен – медитативная практика в направлении дзен.

Дзен – одна из известных традиций буддизма, распространенная в последнее время. В Китае также известна под названием «Чань». Дзен направлен на достижение спонтанного Просветления.

Дхарма – в общем смысле это буддийское учение в целом, путь буддиста. Иногда под этим термином подразумевают диктуемый учением закон, справедливость, предписываемое поведение.

Карма – закон причинно-следственной связи, согласно которому любое действие или мысль, которая имела место быть в прошлом, повлечет за собой последствие в будущем. Это значит, что благие причины порождают благие следствия и наоборот.

Коан – упражнение-загадка, часто нелогичное, которое используется в процессе постижения дзен.

Махаяна – самое крупное по числу последователей направление буддийской мысли. Она также известна под названием «Великая колесница». Предполагает множество обрядов, ритуалов, имеет много сутр. Среди махаянцев много мирян, потому что для проведения обрядов, медитаций не нужно быть обязательно монахом.

Меру – священная гора всех буддистов. Здесь находится центр Вселенной и потому живут высшие божества.

Необуддизм – новое направление в буддистской философии. Возникло на стыке 19-20 столетий из-за необходимости буддизма адаптироваться к современным условиям жизни, в том числе на Западе.

Палийский канон – сборник писаний, священных сутр. Был написан еще в 5-3 столетии до нашей эры, почти сразу после времен Гаутамы Будды. Его 3 раздела называются «Трипитака».

Праджня – божественная, высшая мудрость, признается в течении махаяны.

Прибежище – знакомство с природой Будды, принятие буддийского пути. Принятие прибежища происходит как специальный обряд. При этом буддист принимает одновременно 3 прибежища, или драгоценности:

  • в Будде;
  • в дхарме;
  • в сангхе.

Сангха – община буддистов, которое состоят из монахов – бикху. Ими могут быть и женщины, и мужчины.

Сансара — обычная человеческая жизнь, бытие, которое полно страданий, привязанностей. Круговорот сансары предполагает постоянные рождения, смерти и перерождения в новых воплощениях.

Ступа – сооружение культового характера конусообразной формы.

Срединный путь – путь, образ жизни, которому должен следовать каждый буддист. Он проявляется в соблюдении «золотой середины», избегании крайностей между полным аскетизмом и роскошной, пресыщенной жизнью.

Сутра – священные тексты буддийской культуры. Иногда также называются «сутта».

Тантра – одно из названий ваджраяны, а также ее писания. В ней в большом количестве используются практики йоги, часто с элементами мистицизма.

Тхеравада – самая первое направление буддизма. Отличается консерватизмом, почти полным отсутствием обрядов, ритуалов. Предполагается, что тхеравадины должны обладать званием архатства. Также известна под названием «хинаяна» – «малая колесница».

Чань – то же самое, что дзен, но китайский его вариант. Монастыри боевых искусств, в их числе знаменитый Шаолинь, берут начало именно отсюда.

Шамбала – невидимая страна, которая открывается только тем, кто удостоен высшего духовного развития. Предполагается, что находится на тибетских землях. Многие исследователи и просто любопытные отправлялись на поиски Шамбалы, но тщетно.

Личности

Авалокитешвара – будда сострадания, обладающий большим весом в буддийском пантеоне. Считается символом милосердия, а в мире людей воплощается в Далай-ламе.

Дакини — богини тантры, которые символизируют женское начало, мудрость, энергию, знание. Их способности могут быть как созидательными, так и разрушительными.

Архат – буддист, достигший высшего уровня духовного роста через 4 ступени. К ним обычно относят преемников Будды и прилежных учеников.

Бодхисаттва – просветленный человек, который отказался от нирваны, чтобы остаться в мире людей и избавить их от страданий, передав знания.

Будда – существо, достигшее просветления и оставшееся в нирване.

Будда Шакьямуни (Будда Гаутама) – имя основоположника буддизма. Он был обычным человеком, сыном правителя из рода Шакьев, но, став взрослым, он увидел несправедливость мира и отправился один в леса в поисках Просветления. После Просветления он проповедовал свое учение, в на девятом десятке лет жизни покинул наш мир, войдя в Паринирвану.

Далай-лама — высший лама, духовный и политический лидер буддистов Тибета, воплощение Авалокитешвары.

После смерти Далай-ламы непременно ищут его новое воплощение среди мальчиков Тибета. Их «проверяют», предлагая найти личные вещи предыдущего Его Святейшества: очки, книгу, платок. Мальчик, безошибочно прошедший все испытания, и есть новый Далай-лама. 

Лама – учитель в тибетском буддизме.

Майтрейя – Будда Будущего, который должен явиться и спасти человечество, принеся новое учение.

Сиддхартха – имя Будды Шакьямуни в миру, до Просветления.

Атрибуты

Ваджра – культовый символ буддийской философии (как крестик в христианстве или полумесяц в исламе). Он похож на молнии, имеющие загибающиеся кончики, которые сходятся в середине.

Восемь драгоценностей – главные атрибуты, символы буддизма:

  • зонтик;
  • золотые рыбки;
  • ваза;
  • бутон лотоса;
  • раковина;
  • узел;
  • священная гора Меру или победное знамя;
  • колесо с 8 спицами.

Мандала – изображение мира с сакральным смыслом. Выполняется на плоскости, бумаге, песке.

Мандалы часто выполняют монахи. У них на это может уходить несколько дней, а то и недель, а потом мандалы просто разрушаются – так монахи учатся избавляться от привязанностей.

Мантра – набор из священных слов, молитва, которая обладает сильным воздействием на сознание и окружающий мир за счет особых вибраций.

Медитация – практика средоточения, взгляда внутрь себя, созерцания. Путем долгих медитаций можно познать собственную природу, что позволит приблизиться к состоянию Пробуждения.

Мудра – особое положение кистей, рук, пальцев, которое заключает в себе определенный символ.

Свастика – олицетворение буддизма, главный его знак.

Это интересно! Хотя у многих изображение свастики ассоциируется с фашизмом и гитлеровской Германией, в философии буддизма оно имеет благостное значение.

Янтра – условное обозначение Вселенной в виде квадрата и разных геометрических фигур внутри. Применяется при медитативных практиках.

Состояния

Авидья – невежественное, заблужденное состояние.

Аскетизм – отрешение от излишеств и всех благ цивилизации ради концентрации только на духовном росте.

Ахимса – правило ненасилия, когда никому из живых существ не причиняется вреда.

Бардо – состояние между смертью и перерождением. Подробно его описывает  священный текст «Бардо Тодол», больше известный как «Тибетская книга мертвых».

Бодхи – состояние просветления, духовного пробуждения.

Нирвана – освобождение от привязанностей, страстей, желаний, а значит – выход из череды перерождений, из колеса сансары. Представляется главной целью буддистов, потому что предполагает постоянное блаженство.

Паринирвана – окончательная нирвана. От нирваны она отличается тем, что возможна только вместе с умиранием физической оболочки человека.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

Введение в буддизм - Ассоциация «Буддизм в Интернете»

Терминология

Бодхисаттва

Существо, достигшее буддовости в этой жизни. Этот термин также применяется к Буддев его предшествующих существованиях, после того как он заявило желании стать Буддой.

Будда

Пробуждённый, Просветлённый. Это не имя, данное личности, а состояние ума. Будда является Всемирным Учителем, провозглашающим и объясняющим Четыре Благородные Истины, таким образом он способен направить других по пути к достижениютакого же просветления. В Каноне Всемирный Учитель соответствует Самма-Самбудде,а его Просветлённые Последователи называются Архатами (Архата-Буддами).

Дхарма

Учение Будды. Слово «дхарма» имеет много значений, к тому же Учение Будды соответствуют Будда-Дхарме, термину, который большинство буддистов предпочитает «Буддизму».

3. Четыре Благородные Истины

Почему эти Четыре Истины названы благородными? Потому что они способны сделать практикующего благородным. Если они практикуются надлежащим образом, практикующий обретает непосредственный опыт свободы ума, и это делает его благородным.

Благородная истина страдания

Страдание (недовольство, неудовлетворённость) применяется здесь к дуккха — подробнее смотрите «Три Качества Жизни». «Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом, всё, составляющее жизнь, есть страдание». Как красивые, приятные, так и болезненные, неприятные обстоятельства являются непостоянными (аничча, смотрите «Три Качества Жизни»). Эти формы являются прямой угрозой человеческому существованию и следовательно, источником беспокойства, волнения и т. д.

Благородная истина причины страдания

Причиной страдания является желание или стремление (танха). Поскольку мы находимсяв состоянии противоречия с обстоятельствами внутри и вне нас, возникает неутолимая жажда приятных ощущений. Основой для этого является иллюзия неизменности души, эго или личности. Таким образом, мы оказываемсяв пленуу самих себя, в пленуу окружающих нас вещей, запутавшись в сети страдания. Поэтому Будда говорил: «Не попадайтесь на приманку(т. е. наслаждение) мира», потому что страдание — неизбежно.

Благородная истина прекращения страдания

Тот, кто преодолеет неведение, иллюзию самости, станет свободными от желания. Огонь страсти угаснет, если нет горючего. Те омрачения, которые мы ещёне преодолелии которые привязывают нас к Циклу Перерождений, служат горючим для нескончаемых перерождений в сансаре — обусловленном, зависимом существовании.

Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания

Благородный Восьмеричный Путь говорит о том, что ведёт к прекращению страдания:

• Правильное понимание — воззрение и мудростьв соответствиис Истинами.
• Правильное мышление — мыслить без эгоизма, гнева и жестокости.
• Правильная речь — говорить правдиво, не вести сплетен и не клеветать,не использовать грубую речь и не пустословить.
• Правильные действия — не убивать и не наносить ущерб людям и животным,не красть прямо или косвенно, не доставлять себе удовольствие в ущерб другим.
• Правильные средства к существованию — иметь честную и благородную профессию.
• Правильные усилия — способствовать появлению и росту благоприятного, и к уменьшениюи прекращению неблагоприятного.
• Правильная осознанность — осознанность того, что возникает здесь-и-сейчас.
• Правильное сосредоточение — быть направленным и сконцентрированнымна благоприятном объекте или быть в состоянииздесь-и-сейчас.


4. Три Качества Жизни

Все составные вещи непостоянны (аничча), неудовлетворительны (дуккха), и бессамостны (анатта). Эти три аспекта называются Три Качества или Три Признака Жизни, потому что все составные вещи управляются этими тремя.

Аничча означает временное, непостоянное, изменчивое. Всё, что возникает, подвержено разрушению. Фактически, ничто не остаётся таковым в течение двух последующих мгновений. Всё подвержено безостановочному изменению. Три фазы возникновения, существования и прекращения могут быть обнаружены во всех составных вещах; всё имеет склонность к прекращению.Вот почему важно понять сердцем слова Будды: «Временность является обусловленной вещью. С усердием добивайся достижения своей цели».

Дуккха означает страдание, недовольство, неудовлетворённость, то, что трудно переносить, и т. д.Это происходит потому что всё, что является составным, изменчиво и, в конечном счёте, несёт страдание тем, кто в это вовлечён. Подумайте при этом о болезнях(в противоположность нашей идее о здоровье),о потерянных любимых и близких людях или животных, или о противостоянии превратностям судьбы. Ничто, зависящее от условий,не стоит цепляния, потому что делая это мы лишь приближаем несчастье.

Анатта означает бессамостность, не-"я", не-эго,и т. д.Под анатта подразумевается факт того, что ни в нас самих, ни в ком-либо другом пребывающая в центре сердца сущность не является сущностью (сунната) как таковой. Вместе с тем анатта означает не только отсутствие «я», хотя к этомуи ведётеё осмысление. Через иллюзию существования «я» (души или неизменной личности) и неизбежно сопровождающую идею «я» возникают неверные представления, которые выражаются в таких аспектах как гордыня, высокомерие, жадность, агрессия, насилие и вражда.

Хотя мы и говорим, что это тело и ум наши, это не соответствует действительности. Мы не можем постоянно поддерживать тело здоровым, молодым и привлекательным.Мы не можем постоянно придавать своим мыслям позитивную направленность, в то время как наш ум пребывает в несчастном или негативном состоянии (что само по себе доказывает то, что мышление не может находиться под полным нашим контролем).

Постоянного «я» или самости не существует,что же дальше? Если мы рассмотрим жизнь, то увидим, что есть только физические и ментальные процессы (нама-рупа), которые в сложной взаимосвязи с обусловленностьюи взаимозависимостью формируют наше существование. Всё это формирует кхандхи, или (пять) групп, которые непросветлённая личность рассматривает как чувства (ведана), шесть видов чувственных ощущений (санна), волевые конструкции (санкхары) и другие виды сознания (виннана).

Из-за непонимания взаимодействия этих групп человек думает, что существует «я» или душа, и он приписывает непознанное неизвестной, потусторонней, неведомой силе, которой он также должен служить, чтобы обеспечить себе безопасное существование. В результате несведущая личность постоянно пребывает в напряженном состоянии между своими желаниями и страстями, своим неведением и представлениямио реальности. Тот, кто понимает, что идея «я» — это иллюзия, может освободить себя от страданий. Достичь этого можно следуя Благородным Восьмеричным Путём, который способствует нравственному, интеллектуальному и духовному развитию практикующего.

Теперь становится ясно, почему эти три Качества или Признака Жизни присутствуют в Четырёх Благородных Истинах.

5. Четыре возвышенных состояния ума

Четыре возвышенных состояния ума — брахмавихара на пали (язык, на котором говорил Будда и на котором записаны его учения) — это четыре качества сердца, которые, будучи развиты в совершенстве, поднимают человека на высший духовный уровень. Они есть:

Метта, которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бессамостная всеобщая и безграничная любовь. Метта указывает на качество ума, которое имеет целью достижение счастья другими. Прямыми следствиями метта являются: добродетель, свобода от раздражительностии возбуждённости, мир внутри нас и в отношенияхс окружающим миром. Для этого следует развивать метта ко всем живым существам, включая самых мелких. Не следует путать метта с чувственнойи избирательной любовью, хотя метта и имеет много общего с любовью матери к её единственному ребёнку.

Каруна, что означает сострадание. Свойством каруна является желание освободить других от страдания.В этом смысле сострадание является чем-то совершенно отличным от жалости.Оно ведётк великодушиюи желанию помочь другим словом и действием. Каруна играет важную роль в Учении Будды, которое называется также Учением Мудрости и Сострадания. Именно глубокое сострадание Будды привело его к решению разъяснить Дхарму всем живым существам. Любовь и Сострадание — это два краеугольных камня практики Дхармы, поэтому Буддизм иногда называют религией мира.

Мудита — это сочувственная радость, которую мы ощущаем, увидев или услышав о счастьеи благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти. Через сочувственную радость мы развиваем такие качества сердца, как счастье и нравственность.

Упеккха или равностность указывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума. Оно особенно проявляется при столкновении с несчастьеми неудачей. Некоторые с невозмутимостью встречают любую ситуацию с одинаковым мужеством, без волнений и отчаяния.Если они узнают о чьей-то неудаче, они не испытываютни сожаления,ни радости. Спокойно и непредвзято они относятся одинаково ко всем,в любой ситуации. Регулярное размышление над действиями (карма) и их результатами (випака) разрушает предвзятость и избирательность, приводя к осознанию того, что каждый сам является хозяином и наследником своих поступков. Таким образом, возникает понимание того, что хорошо и что плохо, что благотворно и что неблаготворно и, в конечном счёте, наши действия станут контролируемыми, ведущими к добруи далеек высшей степени освобождающей мудрости. Ежедневная медитация с целью развить эти Четыре Высших Состояния Ума сделает их привычнымии таким образом приведёт к внутренней стабильности и избавлениюот помехи препятствий.

6. Буддийская этика

В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические нормы, которые нельзя нарушать ее последователям или приверженцам. В большинстве религиозных систем эти этические нормы объединены в законы, которые приписываются и устанавливаются Богом или сверхъестественной силой, находящейся вне человека. Учения же Будды являются психолого-этической системой, в которой этические нормы обуславливаются психологической подоплекой и мотивацией наших действий. Для тех, кто действует вне чистых мотиваций, таких, как непривязанность, дружелюбие и понимание (мудрость), достижение счастья будет чем-то очевидным, вот только их собственные проблемы никогда не исчезнут.Но те, кто действует вне негативных мотиваций, таких, как привязанность, недоброжелательность и непонимание (неведение), будут избегать страданий.

Благородный Восьмеричный Путь включает в себя этические нормы, а именно: Правильная Речь, Правильные Действия и Правильные Средства к существованию. Последователю предлагается минимальные правила в форме пяти правил (панчашила):

Я буду воздерживаться от убийстваи насилия…от взятия того, что не дано…от чувственного или сексуального проступка… от неправдивой речи… от принятия опьяняющих и одурманивающих веществ.

Из вышесказанного становится ясно, что в Буддизме нет места приказам и запретам.Нет местаи комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержанияот недостойных действий обмана, насилия и опьянения ума.

Правильные Средства к существованию означают, что наша деятельность не должна быть сопряжена с насилием над другими живыми существами, например, торговля живыми или мёртвыми (вследствие убоя) существами, ядами, оружием или опьяняющими веществами. При выборе профессии нам следует склоняться в сторону факторов доброжелательности и полезностис одной стороны, и состраданияи мудростис другой.

Последователи могут в свободные дни, или один-два раза в месяц, следовать восьми правилам. Таким образом, они учатся контролировать свой ум на благо себя и других.Вот эти восемь правил: я буду воздерживаться от убийства…от взятия того, что не дано…от сексуальных контактов в любой форме… от неправдивой речи… от опьяняющих веществ… от принятия пищи до 6 часов (утром) и после полудня… от украшения тела и развлечений…от использования кроватей и кресел, способствующих лени. (Буддийские монахи и монахини принимают решение следовать 227 основным обетам, включая эти восемь, и множеству второстепенных обетов). Подобно этим правилам, Будда учил тому, как мы можем жить, не принося страдания другим, и какмы можем быть творцами как своего собственного счастья в этоми последующих существованиях, так и безусловной свободы от всех страданий. В этих рамках нравственное поведение обусловлено состраданием ко всем живым существам.

Эти нравственные принципы являются всемирными законами, не зависящимиот личности. Поэтому, такие идеи как «заповеди предписанные Богом» неизвестны в Буддизме.Мы сами ответственны за свои действия и их результаты. Каждый может сам для себя решить какие правила и в какой мере он желаетих соблюдать.

Некорректно судить о том, насколько кто-либо является буддистом, следуя в той или иной мере обетам. Нет смысла создавать подобные социальные или духовные различия. Напротив, это приведёт к разногласиям между людьми и принесётлишь зло.

Нравственность (шила) сама по себе не является целью, она — средство достижения духовного развития мудрости, в целях 1) обучения управлению противостоящих сил, 2) развития благоприятных качеств, и 3) создания основы для дальнейшего развития ума, с конечной целью полного освобождения ума от страдания.

7. Карма и перерождение

«Ум предшествует всем вещам»

Карма или волевая активность является важным понятием в Учениях Будды и она означает закон Причины и Следствия.В этой жизни мы сталкиваемсяс разными людьми. Один рождёнв среде аристократов, другой среди трущоб; один негодяй, другой благороден; один живёт долго, другой мало; кто-то подвержен болезням, другой обладает завидным здоровьем; есть обреченные неудачники, есть удивительные счастливчики.

Это не «божий промысел», а результат своих собственных предыдущих действий. Каждый сам создает свои условия. Вот почему Закон кармы не является законом наказания и вознаграждения,но исключительно законом причины и следствия, действия и реакциина это действие. Поэтому мы не можем считать виноватым кого-то другого за наши несчастья. Их возникновениюв большинстве случаев способствует иной фактор. Мы сами являемся творцами, создающими себе условия, как приятные, так и неприятные.Нам не следует искать «милосердие» нигде, кроме как в своёмсобственном уме.

Вот почему Будда указывает как бедным, так и богатымна то, что они сами явились причиной своих условий, и то же самое происходит с нимив настоящее время. Вот почему одобряются действия богатых, направленные на благотворительностьи способствующие выходу бедных из их нищеты,и работа бедных с целью улучшить своё положение, а не пассивное прозябание в бедности.

Плохие и хорошие действия определяются их психологическим фоном, мотивацией. Если личность ведома алчностью, ненавистью и заблуждением, то, естественно, данное действие вызовет страдание, в то время как отсутствие этих трёх Корней Страдания принесет счастье и гармонию.

В соответствии с личными действиями, жизненный поток, формирующий ныне наше существование, после смерти стремится к новому воплощению, и таким образом происходит новое рождение. Если неведениеи жажда жизни устраняются, то нового рождения не наступает.В соответствиис Учениями Будды не существует души, переходящей или перерождающейся из одной жизни в другую,т. к.не существует — как мы только что убедились — постоянной души или «я». Наша жизнь может быть сравнена с движениеми движущей энергией, которая подпитывается и направляется нашими действиями. Так же как отсутствует идентичность или сущность «электричества» необходимого для движения тока в проводах, точно так жене существует души или «я», необходимой для перерождения.

Пока есть кармическая энергия, есть перерождение, подобно тому, как продолжает гореть фитиль лампы, пока есть масло. Для того чтобы остановить эту энергию и освободитьсяот страданиймы должны приложить усилия, ведущие к уничтожению скрытых тенденций, действующих в наших сердцах. Они есть: вера в «я», вера в то, что церемонии и ритуалы приведут к освобождению, скептическое недоверие, привязанность, недоброжелательность, тщеславие, волнение и невежество. Правильным направлением для этого является практика Благородного Восьмеричного Пути, которая означает развитие Нравственности, Сосредоточения и Мудрости.

8. Медитация

За последние годы медитация стала почти утвердившимся понятием в нашем обществе. Но что такое медитация в Буддизме?

Медитация не является: развитием паранормальных сил, попыткой убежать от действительности, молитвой чему-либо или кому-либо или способом исполнения наших надежд и ожиданий.Что же такое медитация? На пали этому соответствует слово бхавана, которое означает умственное развитие или улучшение качества ума, мысленное созерцание. Существует два способа развития ума:

Саматха, или умственное развитие внутреннего мира посредством интенсивной однонаправленности ума (концентрация). Медитация достижения Четырёх Возвышенных Состояний Ума является таким методом.

Випассана, или умственное развитие видения-как-естьи мудрости путём использования осознанности в отношении умственных и физических процессов.

Следовательно, первейшим значением медитации является избавление от ненавистии недоброжелательностив отношении себя и других. Можно различить два метода: 1) обретение знания о возникновении ненависти и недоброжелательности,с последующей способностью определить, хотим лимы избавитьсяот них, и 2) развитие бескорыстной, всеобщей, чистой любви (метта).

Но самой по себе безмятежной медитации недостаточно для уничтожения наших скрытых препятствий и обретения полного счастья. Хотя ненавистьи недоброжелательность (временно) исчезли, мы остаёмсяв плену неведения. Именно с целью рассеять его Будда учил Випассане, медитации мудрости.

Випассана является средством к достижению понимания того, чем является жизнь на самом деле. Всякий раз, когда мы испытываем ощущения посредством наших чувств, мы должны пытаться проникнуть сквозь их иллюзорную природу. У нас есть тенденция видеть вещи внутри и вне нас совершенными, постоянными, удовлетворительными, своими или не-своими.Тем не менее, внимательный ум способен понять их истинную природу и научиться видеть, что в действительности они несовершенны, изменчивы, неудовлетворительны и пустыот самосущности.Это даёт практикующему возможность освободиться от страха, смятения и волнения и от любого иного препятствия, стоящего на путик внутреннему миру и гармонии.

Как таковая буддийская медитация является безопасным средством развития осознанности, с целью достижения мудрости, и развития способности видения жизни как-она-есть.До тех пор, пока практикующий не укрепитсяв правильной практике, ему необходимо получать наставления. Учителя медитации в буддийском понимании не являются «гуру»; они — хорошие друзья на Путик Свободе. Дружба — вот что безусловно ведёт к независимости. Фактически существует лишь один учитель, и им является Будда, а руководством является его Учение.

Учение об Основах пробуждения, развитии и закреплении Осознанности раскрыто Буддой в словах:

«Эти дисциплины — единственный путь, ведущий к очищению существ, к преодолению горя и печали,к прекращению боли и страдания,к достижению Правильного Пути и осуществлению Нирваны (Прекращению Страданий)». И это ясно показывает цели медитации.

9. Нирвана

Нир — это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана — это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.

Существует три пути в Нирвану:

Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.

Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В однои то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.

Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

Хотя этот Будда достиг такого же Просветления (в период, когда Учения Самма-Самбудды уже известны), он не имеет возможности учить Дхарме в большом масштабе. Эти Будды часто живут вместе группами.

Архата-Будда: путь последователя.

Следуя указаниям Самма-Самбудды эти последователи могут достичь такого же просветления и полностью освободить себя от неведенияи желания, и, следовательно, от страданий.Они чрезвычайно важны в поддержании Учения Будды. Они несут Дхарму.

Каждый из трёх типов Будды движим состраданием ко всему живому, и их стремлениев первую очередь освободить себя от всех иллюзий исходит не из корысти, а из желания блага всему живому. Их примери наставления являются искренним благословением бесчисленному множеству существ в сансаре, потому что они указывают путь, ведущий к прекращению всех страданий, Нирване.

Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта: а) просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют, и б) Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.

Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами,и вот после её возвращенияс земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.

Кто достигает Просветления? Нет такой вещи, как «я» или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии «я», чем освободиться от страданий.Узы цикла рождения и смерти — это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но гдеон сейчас, мы не можем сказать.

Также Нирвана не включаетв себя «религиозное состояние», творца. Это безусловная свобода от всех зависимостей. Нирвана — это высшее счастье, и это счастье может быть достигнуто каждым мужчиной или женщиной.

10. Трипитака

Трипитака, или Три Корзины, это название Буддийского Канона; он содержит Учение, данное Буддой. Трипитака состоит из трёх частей:

Виная Питака

Этот сборник содержит Винаю, Свод правил для последователей (Сангхи). Слово виная означает «тот, кто рассеивает зло».

Сутта Питака

Собрание учений, содержит:

• Дигха Никая — Собрание Длинных Поучений, состоит из 34 сутр.
• Маджхима Никая — Собрание Средних Поучений, состоит из 152 сутр.
• Самьютта Никая — Собрание Сгруппированных Поучений, состоит из 2889 сутр, собранных по темам в 56 групп.
• Ангуттара Никая — Поучения, размещённые по номерам, состоит из 8777 кратких сутр.
• Кхуддака Никая — Собрание Коротких Трудов, состоит из 15 книг, среди них: Кхуддака Патха, Дхаммапада, Удана, Итивуттака, Суттанипата, Виманаваттху, Петаватха, Тхераватха, Тхеригатха, Джатака, Ниддеса, Патисамбхидамагга, Ападана, Буддхавамса, Карияпитака.


Абхидхарма Питака

Собрание Аналитических Размышлений, в которых психологические и философские аспекты Учения разъясняются в соответствиис реальностью.

Дхаммасангани
Вибханга
Дхатукатха
Пуггалапаннатти
Каттхаваттху
Ямака
Паттхана

Письменная форма Трипитаки была впервые записана (на пальмовых листьях — алу) во времена короля Ваттхугамини Абхая (101–77 гг до н.э.) в Алу-Вихара, Матала около Канди, Шри-Ланка.

Трипитака и комментарии написаны на пали, языке, на котором говорил Будда, а такжена санскрите, Тибетском и Китайском. Важнейшими учениями (суттами) являются: Приведение в Движение Колеса Истины (Первое Учение), Основы Осознанности (Сатипхатхана-сутта), Учение о Постепенном Пути к Просветлению или Благословения в Жизни(Мангала-сутта), Любящая Доброта (Метта-сутта),о Повторении (Парабхавана-сутта), о Мирском Развитии (Вьиггападжа-сутта) и о Правильном Обществе (Сигаловада-сутта).

11. Буддаяна, колесница Будды

За последние годы Буддизм стал известен широкой публике, и интересующиеся могут изучать различные Буддийские школы и традиции. Постороннего наблюдателя может смущать множество течений и внешнее различие форм, в которых проявляет себя Буддизм. Некоторые неспособны увидеть Дхарму за этими течениями. Их можетоттолкнуть то, что они искали единство в мире, разделено сектами и конфессиями. Введённые в заблуждение утверждением какой-либо секты типа «моя школа лучше и выше твоей школы», они могут не заметить ценность Дхармы. Будда учит различным путям, ведущим к Просветлению (бодхи), и каждыйиз них равноценен, иначе Будда не учил быим. Мы можем назвать это Колесницей Будды (Буддаяна). Важными качествами в Учении являются Любящая Доброта (метта), Сострадание (каруна), и Мудрость (панья). Они являются центральными в любой школе Буддизма.

Со времени Первого Учения Будды, а это около 26 веков, Буддизм распространился по всей Азии. До победы коммунизма в Китае около трети населения Земли исповедовало Буддизм. Каждая страна развила свою особую форму. Основными буддийскими странами являются: Камбоджа (Т), Япония (Д), Южная Корея (К/Д/Т), Мьянма (Т), Сингапур (К), Шри-Ланка (Т), Таиланд (Т), и Тибет (М). Также буддисты есть в Бангладеш, Китае, Индонезии, Непале и Вьетнаме.

Среди множества различных школ мы можем выделить следующие:

Тхеравада: Ранний буддизм, главным образом практикуется в Мьянме (Бирма), Шри-Ланкеи Таиланде — эта школа использует ранние тексты, написанные на пали.Упор делаетсяна путьАрхата-Будды,но также практикуется путь Самма-Самбудды. Здесь гораздо меньше ритуалов, чем в большинстве других школ. (Т)

Махаяна: Новые Школы, называемые:

Тибетский Буддизм: в Тибетском Буддизме упор делается на путьСамма-Самбудды.Они делят свою систему на Хинаяну (Малую Колесницу), Махаяну (Большую Колесницу) и Ваджраяну (Алмазную или Высшую Колесница). Учения Будды изложены на тибетском.Хотя Далай-лама иногда рассматривается как глава всех буддистов, он исключительно только глава Тибетского Буддизма. (Т).

Дзен: Эта форма буддизма развила медитацию Самадхи, направленную на достижение дхьян (по-китайски чань), и в особенности популярна в Японии. Учения Мастеров Дзен играет важную роль. Учения же самого Будды играют, как правило, второстепенную роль. (Д)

Китайский Буддизм: Наряду с текстами(на китайскоми санскрите) важную роль играют высказывания Патриархов. Как ив других школах Махаяны, имеет место сильная связь с идеалом Бодхисаттвы, т. е. работа на благо всех живых существ и откладывание собственного Просветления до того, как все существа смогут достичь такого же просветления. Основную роль играет Куан Йин (в тибетском буддизме Ченрези или Авалокитешвара). (К)

Каждая страна имеет свою буддийскую культуру, но суть Учения Будды везде одна. Мой призывк буддистамво всём мире заключается в том, чтобы они продолжали объединяться как последователи одного Учителя, и вместемы поможем воссиять свету Мудрости и Состраданияв мире.

12. Буддийские праздники

Монастырь и контактс Сангхой играют важную роль в жизни буддиста. Поэтому наиболее важные буддийские праздники также проводятся в монастыре. Преподносится дана (пища и другие подношения) Сангхе, слушается Учения Дхармы, декламируются высказывания Будды, и практикуются индивидуальная медитация и созерцание.Эти праздники — единение в спокойной радости. Существует три главных праздника, важных для любого Буддиста.

Весак, день Будды

День Весака, совпадающий с полнолуниемв лунном месяце Висакха (май), является самым священным днём для всех Буддистов, т. к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, Просветлением и уходом Будды.

Будда был обыкновенным человеком, он не был богом, или сыном сверхъестественного существа. Что же делает эту дату столь значимой? До его рождения никто не мог достичь Просветления. С его рождением возникла возможность появления Будды в мире, это и делает данный факт выдающимся. С достижением Просветления путь для нас был подготовлен, путь, по которому может следовать каждый с той же освобождающей целью. Уход Будды доказывает очевидность непостоянства, и это есть истинная природа существования, которая, как говорил Будда, должна быть постигнута. В день Весака буддисты осознают эти аспекты и выражают свою приверженность принятием Тройного Прибежища (Будда, Дхарма, Сангха).

Асалха, день Дхармы

После достижения Просветления Будда направился в Бенареск пяти аскетам, с которымион ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме, чтобы они также смогли достичь Просветления. Это былов лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. Празднуя Асалху, мы осознаём факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведениив Движение Колеса Истины».

Также празднование Асалхи указывает на основание Сангхи. В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества простым фактом того, что следовали указаниям Будды.

Основание Сангхи означало основание Трёх Драгоценностей, Трёх Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрёл его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Асалхи начинается затворнический период, васо. Васо совпадаетс началом сезона дождей в Азии,и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют,но остаютсяна одном месте, и это более приемлемо для мирян. Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи. Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума. Иногда этот период неверно интерпретируется как период воздержания от пищи.Это не свойственно Сангхе. Воздержание от пищине являетсячем-то выполняемым время от времени,но оно является неотъемлемой частью практики. Вот почему устав Сангхи включает ежедневное воздержание от пищи, начиная с полудня и до восхода солнца (около шести часов утра).

Также васо является периодом отдыха, потому что, в отличиеот других месяцев года, в этот период не странствуют.Не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий, чем более Сангха оседала в стране, тем чаще бхикху оставалось в монастырена целый год или даже на всюсвою жизнь.

Катхина, день Сангхи

Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь) и завершает период васо. По этому случаю миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара).Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи,в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь.Эта дана известна и по сей день как катхина-дана.

buddhist.ru

«Чему учил Будда?» – Яндекс.Кью

Первое учение Будды, которое он дал в индийском местечке Сарнатх (рядом с современным Варанаси), было посвящено "четырем благородным истинам" (что более точно переводится как "четыре истины для благородных существ" – то есть четыре факта, очевидных для тех, кто в значительной степени очистил свой ум от неведения и омрачающих состояний). Эти четыре истины сформировали объединяющую для всех последующих учений Будды. Они таковы:

  1. Истина о неудовлетворенности (пали: дуккха), что часто упрощенно переводят как "истина страдания"

  2. Истина об истоках неудовлетворенности, которыми являются карма и омрачающие состояния ума (в особенности страстное желание и неведение)

  3. Истина о прекращении неудовлетворенности – возможности освобождения

  4. Истина о пути, ведущем к прекращению (то есть освобождению)

Все последующие учения Будды более подробно раскрывают эти четыре пункта. С точки зрения южной традиции буддизма (исторически распространенной в таких странах, как Шри-Ланка, Тайланд, Бирма/Мьяна, Лаос и Камбоджа) все основные учения, записанные на языке пали, распределены по трем "корзинам", или категориям учений:

  1. Виная – Учения о том, как практиковать нравственную самодисциплину (монашескую и для мирян)

  2. Сутта – Многообразные учения Будды по разным темам и особенно о том, как развивать сосредоточение и исключительные уровни умственного равновесия

  3. Абхидхамма – Производные от слов самого Будды объяснения того, как с философской точки зрения устроены ум и внешние явления

Эти три "корзины" соответствуют трем аспектам практики, ведущим к достижению личного освобождения: (1) нравственной самодисциплине, (2) сосредоточению и (3) развитию мудрости. Будда и его последователи подробно объясняли, как использовать эти три категории практик для того, чтобы добиться необратимого освобождения ума от всех видов страданий.

Северная традиция буддизма, опирающаяся в основном на санскритские, тибетские и китайские тексты, согласна с классификацией трех корзин, но добавляет к нем еще два цикла (или "поворота колеса") учений. В этой логике первому циклу учений соответствуют все учения, перечисленные выше (включая учение о четырех истинах), второму – особые учения о подлинной природе явлений (отсутствии у них независимого бытия), а третьему – уточняющие учения о природе явлений и учения о природе будды (чистой природе ума всех живых существ).

Обобщая все эти учения буддизма, Его Святейшество Далай-лама говорит: "Воззрение буддизма – это взаимозависимость, а его практика – ненасилие".

yandex.ru

Буддизм основные учения кратко. Обзор

Буддизм основные учения. 4 Пути буддизма – одно из основ учений, которого строго придерживаются все школы. Эти философские мысли были сформированы великим Буддой в далёкой древности следующим образом:


  • существует страдание (дуккха): своеобразная совокупность “болезненных страстей”, которые доставляют человеческому разуму неприятные чувства и ощущения на протяжение всей жизни;
  • причина страдания – желание: их осуществление – процесс скоротечный и цикличный, при этом каждое новое желание выше и серьёзнее прежнего. Так образуется замкнутый цикл: и чем большее количество желаний не будет удовлетворено, тем больше возрастают в душе страдания по этому поводу;
  • прекращение страдания – нирвана: устранение “грязи” ума есть истина о состоянии человека за пределами такого состояния; дабы понять её, нужно прибегнуть к медитации, которая “очищает” разум, наполняя свободой и лёгкостью;
  • Восьмеричный Путь в буддизме (или известный как “Срединный Путь” в буддизме).

 

 

Последний этап становления духовности – это самая главная из засад учения великого Учителя, суть которой – Путь к постижению самопознания, собственного “Я”, самоопределению.

 

 

Он развивает способность к прозрению, что помогает вникнуть в настоящую природу существующих вещей, которая кроется в реальности. Познать её – значить побороть “три корня порока”, присутствующие в умах всех не просветлённых.

 

Начало всех элементов Восьмеричного пути – слово “правильный”, что в более полном объяснении означает “совершенный”.

 

В символических знаниях буддизма Путь изображается в образе “колеса Дхаммы”, 8 спиц которого символизируют все его элементы.

 

Древние писания гласят, что он был открыт Буддой по-новому в тот период, который он искал Путь Просветления в буддизме. Подобное действие ведёт к духовному освобождению – основе для новых свершений в процессе познание себя и окружающего мира.

 

Благородный Путь можно разделить на три основных категории:

 

  • Мудрость – Правильные Воззрения, Устремления – Правильное Знание, Освобождение: понимание в начале Пути, которое и есть направление в сущность реальности. Это даёт возможность понять окружающий мир в его истинном свете, что в результате приведёт к изучению высшего мира выше, чем его видят и понимают другие, и осознанию своих целей и стремлений;
  • Нравственность – Правильная Речь, Действия, Средства к жизни: воздержание от порочности для объединения в Сосредоточении. Подобное поведение служит единственно верным средством для “очищения” и “просветления” разума;
  • Сосредоточение – Правильные Усилия, Осознанность: состояние ума, которое достигается путём медитативной практики. Её идея – обретение покоя и собирание ума воедино, а это очень важно для развития мудрости, возникающей через переживания.

 

 

В идеальном варианте все части Восьмеричного Пути должны развиваться в одно и то же время и отвечая всей глубине духовного начала того или иного человека, обратившегося в философское знание.

 

Все они тесно связаны между собой и определяют “цепочку” развития, каждое “звено” которой напрямую зависит от предыдущего. И если такой уровень самопознания достигнуть не представляется возможным, в развитии всегда будет присутствовать неправильная последовательность, а значит – человек не сможет стать “совершенным”.

 

Буддизм Алмазного Пути, Карма Кагью

 

Особое место в данной философии занимает традиция Карма Кагью – уровень Алмазного пути. Это одна из основополагающих школ тибетского буддизма, смысл которой заключается в устной форме передачи поучений на практическом обосновании.

 

При этом передаваемое “слово” может быть как более давним, так и абсолютно новым – в зависимости от времени, сферы и категории развития Учения.

 

Одним из главных критериев здесь является медитация – познание природы ума и окружающего мира под чутким и строгим руководством учителя. В истории буддизма её называют “устной школой” или “линией нашептывания”, что заключается в непрерывной устной передаче Учения наиболее одарённым ученикам на их Пути к совершенству.

 

Буддизм – путь познания истины. И это не вызывает сомнений. Он очень тяжёлый и сложный.

 

Осилить его сможет далеко не каждый, но смысл, дарованный в конце, – самое дорогое, что может получить человек от жизни – познание самого себя в Идеальности мира, находящегося внутри и видимого вокруг.

 

А это – высшее призвание человечества.

 

Смотрите еще видео рассказ о том, что такое духовный путь:

Похожее

ezoterik-page.com

Как стать буддистом - что важно знать для этого?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.

Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.

Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.

В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.

Содержание:
Приобщение к буддийским идеям
Выбор подходящего направления
Принятие прибежища
Самостоятельная вера
Следование восьмеричным путём
Практики буддийского учения
Поиск единомышленников
Свобода вероисповедания
Заключение

Приобщение к буддийским идеям

Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?

Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.

В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.

Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики. 

Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:

  1. «Ламрим». Цонкапа.
  2. «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла». Далай-лама XIV.
  3. «Слова Моего Всеблагого Учителя». Патрул Ринпоче.
  4. «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей.
  5. «8 дебютных ошибок». Геше Джампа Тинлей.
  6. «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон и др.

Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни. 

Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.

Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.

Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.

Выбор подходящего направления

Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.

Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А чтобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.

Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.

Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.

Принятие прибежища

Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие 

  • Будды,
  • его учения – Дхармы,
  • духовного сообщества – Сангхи. 

Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.

Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.

Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.

Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни: 

  • воздерживаться ото лжи;
  • не лишать никого жизни;
  • не прелюбодействовать;
  • не брать чужого;
  • не одурманивать сознание алкоголем и наркотиками.

Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.

Самостоятельная вера

Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.

Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.

Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.

Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.

Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.

Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.

Следование восьмеричным путём

Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.

Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.

Практики буддийского учения

Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.

Во время обычной практики адепт размышляет о 

  • преимуществах рождения человеком, 
  • о непостоянстве всего сущего, 
  • неизбежности смерти, 
  • о страдании и проявлениях кармы.

Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:

  • простирания для укрощения гордости и укрепление бодхичитты, чтобы не ревновать и не завидовать;
  • начитывание стослоговой мантры Ваджрасаттвы, избавляющей от сильных отрицательных эмоций;
  • преподнесение мандал, чтобы не привязываться;
  • выполнение упражнений гуру-йоги, убирающих запутанность.

Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.

Поиск единомышленников

Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.

Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.

Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.

Свобода вероисповедания

Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.

Заключение

Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!

Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!

Всего доброго, друзья! До новых встреч!

o-buddizme.ru

Кратко об основных направлениях буддизма и его идеях

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Вопреки устоявшемуся у европейского человека мнению о том, что буддизм является цельным течением, это не совсем так. Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений. Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты. В этой статье мы попробуем разобраться этих тонкостях.

Содержание:

Направления
Тхеравада
Махаяна
Ваджраяна
Тибетский буддизм
Основные идеи
Заключение

Буддизм – одна из мировых религий, которая зародилась в IV в. до н.э. на северо-востоке нынешней Индии, поэтому в ней прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией. Приверженцев насчитывается более 450 миллионов, и основная их масса сосредоточена в азиатских странах – Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Стать буддистом можно независимо от предыдущего вероисповедания, а также разреза глаз, цвета кожи и классовой принадлежности.

Направления

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Итак, кратко об основных направлениях буддизма:

  • Тхеравада. Старейшее направление, второе по численности. В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев.
  • Махаяна или «Великая колесница». Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира. Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.
  • Ваджраяна – «Алмазная колесница». Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).
  • Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

Некоторые исследователи считают, что у буддизма всего три ветви, другие же говорят о двух основных — Тхераваде и Махаяне. 

Тхеравада

Учение старейших. Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану. Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаяна или Малая колесница. Это не совсем корректно. Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный». Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление. Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны. А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи. В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением. Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды. В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

  • саунтрантики;
  • вайбхашики.

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог». Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек. С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной. Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Махаяна

Часто ее называют северным буддизмом. Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России. Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде. В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм. Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека. Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств. Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Ваджраяна

Тантрическое направление или Тантраяна (путь Результата) – самое молодое из основных в буддизме. Образовалось в V веке н.э. как часть Махаяны. Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия). Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений коренных народов Тибета (Бон).

Для последователей Ваджраяны очень важна личность Учителя. Только он может правильно подобрать практику для ученика.

Тибетский буддизм

Другое название – Ламаизм. Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты). Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.

В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э. Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной. На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов. В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились. Единым правителем Тибета стал Далай-лама.

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

Заповеди таковы:

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Заключение

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение. Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

o-buddizme.ru


Смотрите также