Описание цвета красного


Красный цвет - Психология и значение цвета - Все материалы

Значения красного цвета в древности

Еще с древних времен люди начали замечать, что цвета обладают сильной энергетикой, отмечая при этом то, что преобладание определенной цветовой гаммы может вызывать как позитивное, так и негативное отношение.

Благодаря мифам, легендам, народному фольклору и рукописям можно смело утверждать, что красному цвету уже в древности уделялось особое внимание. Так, многие археологи и этнографы отмечают, что этот цвет довольно широко использовался в наскальных рисунках древних людей. Кроме того, известно, что многие африканские племена наносили не тело красный цвет перед проведением различных ритуалов, так как, по их мнению, он обладал особыми мистическими и магическими силами. Именно поэтому вождь почти всегда носил красное одеяние.

В античности красный цвет ассоциировался с Марсом, который считался символом силы, борьбы, войны и мужского начала. Благодаря своему кровавому цвету, эта планета считалась «домом» богов. В древней Греции Марс связывали с неистовым и агрессивным Аресом, а в Вавилоне – с богом войны Негалом.

Красный цвет в Древнем Египте считался священным, ведь по приданию, кровь самого Осириса обагрила лотос, поэтому красную обувь по праву могла носить только императрица. Пурпурный цвет в Римской империи и Западной Европе также являлся символом императорской и королевской власти.

Психология красного цвета

Одним из самых сложных в оценке влияния на человеческую психику считается красный цвет, так как он у людей вызывает полярные эмоции. Для кого-то он является символом власти или любви, а для кого-то – агрессии и разрушения.

В психологии существует множество различных методик, которые позволяют не только изучить влияние цвета на эмоциональную сферу человека, но также рассказать о его характере. Так, многие тесты показывают, что красный цвет предпочитают холерики и сангвиники, которые считаются наиболее активными и эмоциональными людьми.

Одной из самых популярных методик, на сегодняшний день, является «Цветовой тест Люшера», где красный цвет описывает следующие состояния и черты характера человека: стремление к достижениям и завоеванию (победе), повышенный интерес ко всему окружающему и ненасытность, повышенная активность и быстрота, честолюбие и завышенная самооценка, агрессивность и раздражительность, нервозность и тревожность.

Но это лишь один пример, ведь на самом деле красный цвет у людей вызывает совершенно разные эмоции и ассоциации. Среди положительных эпитетов, которыми награждают этот цвет, выделяют: огненный и страстный, горячий и радостный, любовный и сексуальный, динамичный и настойчивый, созидательный и зажигательный. Среди отрицательных – кровавый и агрессивный, враждебный и раздражительный, похотливый и жестокий, алчный и упрямый.

Красный цвет в одежде

Если вы хотите быть в центре внимания, то обязательно выбирайте что-нибудь красное, так как этот цвет олицетворяет смелость и решительность. Людей, у которых в одежде преобладает такой цвет, считают сильными, энергичными стремящимися во всем быть первыми. Красный цвет в одежде также символизирует страсть, оптимизм, эмоциональность, уверенность и храбрость. Наибольшей популярностью он пользуется у молодежи.

Но если вы собрались идти на собеседование по поводу новой работы, красный костюм или платье надевать не стоит. Так как в официальной обстановке этот цвет вызывает негативные эмоции (вас могут посчитать выскочкой и несерьезным человеком с довольно нездоровыми амбициями).

Кстати, есть интересные наблюдения, которые показывают, что женщины и мужчины по-разному воспринимают собеседника противоположного пола, который одет в красный цвет. Так, женщины, общаясь с мужчиной в красном костюме, чаще описывают его как агрессивного, взбалмошного и раздражительного, а вот мужчины, наоборот – представительниц противоположного пола называют сексуальными, энергичными и веселыми.

Рекомендуем ознакомится с модным гороскопом.

zonatigra.ru

Свет и цвет: основы основ / Habr


Мы часто говорим о таком понятии как свет, источниках освещения, цвете изображений и объектов, но не совсем хорошо себе представляем, что такое свет и что такое цвет. Пора разобраться с этими вопросами и перейти от представления к понимаю.

Мы окружены

Осознаем мы этого или нет, но мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающим миром и принимаем на себя воздействие различных факторов этого мира. Мы видим окружающее нас пространство, постоянно слышим звуки от различных источников, ощущаем тепло и холод, не замечаем, что пребываем под воздействием естественного радиационного фона, а также постоянно находимся в зоне излучения, которое исходит от огромного количества источников сигналов телеметрии, радио и электросвязи. Почти всё вокруг нас испускает электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами. Волны характеризуются частотой следования, длинной, интенсивностью, а также рядом других характеристик. Вот вам просто ознакомительный пример. Тепло, исходящее от горящего костра – это электромагнитная волна, а точнее инфракрасное излучение, причем очень высокой интенсивности, мы его не видим, но можем почувствовать. Врачи сделали рентгеновский снимок – облучили электромагнитными волнами, обладающими высокой проникающей способностью, но мы этих волн не ощутили и не увидели. То, что электрический ток и все приборы, которые работают под его действием, являются источниками электромагнитного излучения, вы все, конечно же, знаете. Но в этой статье я не стану рассказать вам теорию электромагнитного излучения и его физическую природу, я постараюсь более мене простым языком объяснить, что же такое видимый свет и как образуется цвет объектов, которые мы с вами видим. Я начал говорить про электромагнитные волны, чтобы сказать вам самое главное: Свет – это электромагнитная волна, которая испускается нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом. В роли такого вещества может выступить солнце, лампа накаливания, светодиодный фонарик, пламя костра, различного рода химические реакции. Примеров может быть достаточно много, вы и сами можете привести их в гораздо большем количестве, чем я написал. Необходимо уточнить, что под понятием свет мы будем подразумевать видимый свет. Всё выше сказанное можно представить в виде вот такой картинки (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Место видимого излучения среди других видов электромагнитного излучения.

На Рисунке 1 видимое излучение представлено в виде шкалы, которая состоит из «смеси» различных цветов. Как вы уже догадались – это спектр. Через весь спектр (слева направо) проходит волнообразная линия (синусоидальная кривая) – это электромагнитная волна, которая отображает сущность света как электромагнитного излучения. Грубо говоря, любое излучение – есть волна. Рентгеновское, ионизирующее, радиоизлучение (радиоприемники, телевизионная связь) – не важно, все они являются электромагнитными волнами, только каждый вид излучения имеет разную длину этих волн. Синусоидальная кривая является всего лишь графическим представлением излучаемой энергии, которая изменяется во времени. Это математическое описание излучаемой энергии. На рисунке 1 вы также можете заметить, что изображенная волна как бы немного сжата в левом углу и расширена в правом. Это говорит о том, что она имеет разную длину на различных участках. Длина волны – это расстояние между двумя её соседними вершинами. Видимое излучение (видимый свет) имеет длину волны, которая изменяется в пределах от 380 до 780nm (нанометров). Видимый свет — всего лишь звено одной очень длинной электромагнитной волны.

От света к цвету и обратно

Ещё со школы вы знаете, что если на пути луча солнечного света поставить стеклянную призму, то большая часть света пройдет через стекло, и вы сможете увидеть разноцветные полосы на другой стороне призмы. То есть изначально был солнечный свет — луч белого цвета, а после прохождения через призму разделился на 7 новых цветов. Это говорит о том, что белый свет состоит из этих семи цветов. Помните, я только что говорил, что видимый свет (видимое излучение) — это электромагнитная волна, так вот, те разноцветные полосы, которые получились после прохождения солнечного луча через призму – есть отдельные электромагнитные волны. То есть получаются 7 новых электромагнитных волн. Смотрим на рисунок 2.

Рисунок 2 – Прохождение луча солнечного света через призму.

Каждая из волн имеет свою длину. Видите, вершины соседних волн не совпадают друг с другом: потому что красный цвет (красная волна) имеет длину примерно 625-740nm, оранжевый цвет (оранжевая волна) – примерно 590-625nm, синий цвет (синяя волна) – 435-500nm., не буду приводить цифры для остальных 4-х волн, суть, я думаю, вы поняли. Каждая волна – это излучаемая световая энергия, то есть красная волна излучает красный свет, оранжевая – оранжевый, зеленая – зеленый и т.д. Когда все семь волн излучаются одновременно, мы видим спектр цветов. Если математически сложить графики этих волн вместе, то мы получим исходный график электромагнитной волны видимого света – получим белый свет. Таким образом, можно сказать, что спектр электромагнитной волны видимого света – это сумма волн различной длины, которые при наложении друг на друга дают исходную электромагнитную волну. Спектр «показывает из чего состоит волна». Ну, если совсем просто сказать, то спектр видимого света – это смесь цветов, из которых состоит белый свет (цвет). Надо сказать, что и у других видов электромагнитного излучения (ионизирующего, рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового и т.д.) тоже есть свои спектры.

Любое излучение можно представить в виде спектра, правда таких цветных линий в его составе не будет, потому, как человек не способен видеть другие типы излучений. Видимое излучение – это единственный вид излучений, который человек может видеть, потому-то это излучение и назвали – видимое. Однако сама по себе энергия определенной длины волны не имеет никакого цвета. Восприятие человеком электромагнитного излучения видимого диапазона спектра происходит благодаря тому, что в сетчатке глаза человека располагаются рецепторы, способные реагировать на это излучение.

Но только ли путем сложения семи основных цветов мы можем получить белый цвет? Отнюдь. В результате научных исследований и практических экспериментов было установлено, что все цвета, которые способен воспринимать человеческий глаз, можно получить смешиванием всего лишь трех основных цветов. Три основных цвета: красный, зеленый, синий. Если с помощью смешивания этих трех цветов можно получить практически любой цвет, значит можно получить и белый цвет! Посмотрите на спектр, который был приведен на рисунке 2, на спектре четко просматриваются три цвета: красный, зеленый и синий. Именно эти цвета лежат в основе цветовой модели RGB (Red Green Blue).

Проверим как это работает на практике. Возьмем 3 источника света (прожектора) — красный, зеленый и синий. Каждый из этих прожекторов излучает только одну электромагнитную волну определенной длины. Красный – соответствует излучению электромагнитной волны длиной примерно 625-740nm (спектр луча состоит только из красного цвета), синий излучает волну длиной 435-500nm (спектр луча состоит только из синего цвета), зеленый – 500-565nm (в спектре луча только зеленый цвет). Три разных волны и больше ничего, нет никакого разноцветного спектра и дополнительных цветов. Теперь направим прожектора так, чтобы их лучи частично перекрывали друг друга, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3 — Результат наложения красного, зеленого и синего цветов.

Посмотрите, в местах пересечения световых лучей друг с другом образовались новые световые лучи – новые цвета. Зеленый и красный образовали желтый, зеленый и синий – голубой, синий и красный — пурпурный. Таким образом, изменяя яркость световых лучей и комбинируя цвета можно получить большое многообразие цветовых тонов и оттенков цвета. Обратите внимание на центр пересечения зеленого, красного и синего цветов: в центре вы увидите белый цвет. Тот самый, о котором мы недавно говорили. Белый цвет – это сумма всех цветов. Он является «самым сильным цветом» из всех видимых нами цветов. Противоположный белому – черный цвет. Черный цвет – это полное отсутствие света вообще. То есть там, где нет света — там мрак, там всё становится черным. Пример тому — иллюстрация 4.

Рисунок 4 – Отсутствие светового излучения

Я как-то незаметно перехожу от понятия свет к понятию цвет и вам ничего не говорю. Пора внести ясность. Мы с вами выяснили, что свет – это излучение, которое испускается нагретым телом или находящимся в возбужденном состоянии веществом. Основными параметрами источника света являются длина волны и сила света. Цвет – это качественная характеристика этого излучения, которая определяется на основании возникающего зрительного ощущения. Конечно же, восприятие цвета зависит от человека, его физического и психологического состояния. Но будем считать, что вы достаточно хорошо себя чувствуете, читаете эту статью и можете отличить 7 цветов радуги друг от друга. Отмечу, что на данный момент, речь идет именно о цвете светового излучения, а не о цвете предметов. На рисунке 5 показаны зависимые друг от друга параметры цвета и света.

Рисунки 5 и 6– Зависимость параметров цвета от источника излучения

Существуют основные характеристики цвета: цветовой тон (hue), яркость (Brightness), светлость (Lightness), насыщенность (Saturation).

Цветовой тон (hue)

– Это основная характеристика цвета, которая определяет его положение в спектре. Вспомните наши 7 цветов радуги – это, иначе говоря, 7 цветовых тонов. Красный цветовой тон, оранжевый цветовой тон, зелёный цветовой тон, синий и т.д. Цветовых тонов может быть довольно много, 7 цветов радуги я привел просто в качестве примера. Следует отметить, что такие цвета как серый, белый, черный, а также оттенки этих цветов не относятся к понятию цветовой тон, так как являются результатом смешивания различных цветовых тонов.

Яркость (Brightness)

– Характеристика, которая показывает, насколько сильно излучается световая энергия того или иного цветового тона (красного, желтого, фиолетового и т.п.). А если она вообще не излучается? Если не излучается – значит, её нет, а нет энергии — нет света, а там где нет света, там черный цвет. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным цветом. Например, цепочка снижения яркости красного цвета: красный — алый — бордовый — бурый — черный. Максимальное увеличение яркости, к примеру, того же красного цвета даст «максимально красный цвет».

Светлость (Lightness)

– Степень близости цвета (цветового тона) к белому. Любой цвет при максимальном увеличении светлости становится белым. Например: красный — малиновый — розовый — бледно-розовый — белый.

Насыщенность (Saturation)

– Степень близости цвета к серому цвету. Серый цвет является промежуточным цветом между белым и черным. Серый цвет образуется путем смешивания в равных количествах красного, зеленого, синего цвета с понижением яркости источников излучения на 50%. Насыщенность изменяется непропорционально, то есть понижение насыщенности до минимума не означает, что яркость источника будет снижена до 50%. Если цвет уже темнее серого, при понижении насыщенности он станет ещё более темным, а при дальнейшем понижении и вовсе станет черным цветом.

Такие характеристики цвета как цветовой тон (hue), яркость (Brightness), и насыщенность (Saturation) лежат в основе цветовой модели HSB (иначе называемая HCV).

Для того чтобы разобраться в этих характеристиках цвета, рассмотрим на рисунке 7 палитру цветов графического редактора Adobe Photoshop.

Рисунок 7 – Палитра цветов Adobe Photoshop

Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то обнаружите маленький кружочек, который расположен в самом верхнем правом углу палитры. Этот кружочек показывает, какой цвет выбран на цветовой палитре, в нашем случае это красный. Начнем разбираться. Сначала посмотрим на числа и буквы, которые расположены в правой половине рисунка. Это параметры цветовой модели HSB. Самая верхняя буква – H (hue, цветовой тон). Он определяет положение цвета в спектре. Значение 0 градусов означает, что это самая верхняя (или нижняя) точка цветового круга – то есть это красный цвет. Круг разделен на 360 градусов, т.е. получается, в нем 360 цветовых тонов. Следующая буква – S (saturation, насыщенность). У нас указано значение 100% — это значит, что цвет будет «прижат» к правому краю цветовой палитры и имеет максимально возможную насыщенность. Затем идет буква B (brightness, яркость) – она показывает, насколько высоко расположена точка на палитре цветов и характеризует интенсивность цвета. Значение 100% говорит о том, что интенсивность цвета максимальна и точка «прижата» к верхнему краю палитры. Буквы R(red), G(green), B(blue) — это три цветовых канала (красный, зеленый, синий) модели RGB. В каждом в каждом из них указывается число, которое обозначает количество цвета в канале. Вспомните пример с прожекторами на рисунке 3, тогда мы выяснили, что любой цвет может быть получен путем смешивания трех световых лучей. Записывая числовые данные в каждый из каналов, мы однозначно определяем цвет. В нашем случае 8-битный канал и числа лежат в диапазоне от 0 до 255. Числа в каналах R, G, B показывают интенсивность света (яркость цвета). У нас в канале R указано значение 255, а это значит, что это чистый красный цвет и у него максимальная яркость. В каналах G и B стоят нули, что означает полное отсутствие зеленого и синего цветов. В самой нижней графе вы можете увидеть кодовую комбинацию #ff0000 — это код цвета. У любого цвета в палитре есть свой шестнадцатиричный код, который определяет цвет. Есть замечательная статья Теория цвета в цифрах, в которой автор рассказывает как определять цвет по шестнадцатеричному коду.
На рисунке вы также можете заметить перечеркнутые поля числовых значений с буквами «lab» и «CMYK». Это 2 цветовых пространства, по которым тоже можно характеризовать цвета, о них вообще отдельный разговор и на данном этапе незачем вникать в них пока не разберетесь с RGB.
Можете открыть цветовую палитру Adobe Photoshop и поэксперовать со значением цветов в полях RGB и HSB. Вы заметите, что изменение числовых значений в каналах R, G, и B приводит к изменению числовых значений в каналах H, S, B.

Цвет объектов

Пора поговорить о том, как так получается, что окружающие нас предметы принимают свой цвет, и почему он меняется при различном освещении этих предметов.

Объект можно увидеть, только если он отражает или пропускает свет. Если же объект почти полностью поглощает падающий свет, то объект принимает черный цвет. А когда объект отражает почти весь падающий свет, он принимает белый цвет. Таким образом, можно сразу сделать вывод о том, что цвет объекта будет определяться количеством поглощенного и отраженного света, которым этот объект освещается. Способность отражать и поглощать свет определятся молекулярной структурой вещества, иначе говоря — физическими свойствами объекта. Цвет предмета «не заложен в нем от природы»! От природы в нем заложены физические свойства: отражать и поглощать.

Цвет объекта и цвет источника излучения неразрывно связаны между собой, и эта взаимосвязь описывается тремя условиями.

Первое условие: Цвет объект может принимать только при наличии источника освещения. Если нет света, не будет и цвета! Красная краска в банке будет выглядит черной. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет. Будет черный цвет всего окружающего пространства и находящихся в нем предметов.

Второе условие: Цвет объекта зависит от цвета источника освещения. Если источник освещения красный светодиод, то все освещаемые этим светом объекты будут иметь только красные, черные и серые цвета.

И наконец, Третье условие: Цвет объекта зависит от молекулярной структуры вещества, из которого состоит объект.

Зеленая трава выглядит для нас зеленой, потому что при освещении белым светом она поглощает красную и синюю волну спектра и отражает зеленую волну (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Отражение зеленой волны спектра

Бананы на рисунке 9 выглядят желтыми, потому что они отражают волны, лежащие в желтой области спектра (желтую волну спектра) и поглощает все остальные волны спектра.

Рисунок 9 – Отражение желтой волны спектра

Собачка, та что изображена на рисунке 10 – белая. Белый цвет – результат отражения всех волн спектра.

Рисунок 10 – Отражение всех волн спектра

Цвет предмета – это цвет отраженной волны спектра. Вот так предметы приобретают видимый нами цвет.

В следующей статье речь пойдет о новой характеристике цвета — цветовой температуре.

habr.com

Цветовой круг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки.

Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.

Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. В модели RYB цвета в цветовом круге это своего рода символы цветов — условные обозначения цветов без учёта их измеряемых характеристик. Для дизайнеров — цветовой круг построен на цветовой модели HSB.

Цветовой круг с чередующимися цветами Восьмисекторный цветовой круг

Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена (мистика), Ньютона, Манселла, Филда (физика). Мистические традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того как взаимодействуют красители. Так по теории Гёте цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка - их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB). Цветовой круг цветового пространства RYB это условный круг, модели с существенно ограниченным цветовым охватом (это видно если наложить цветовой охват RYB на цветовой охват LAB и RGB) в учебных учреждениях лояльных к мистическому учению Гёте он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем. Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами - например RGB (а так же другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory например LAB и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того в круге RYB представлены не дополнительные цвета а так называемые "противоположные" или "комплементарные" как их определяет мистическая теория цвета Гёте.

Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.

Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В "ньютоновском" цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные (цвета первого порядка - первые появляющиеся из борьбы света и тьмы) и цвета второго порядка производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.

Цветовой круг в некоторых эстетических концепциях делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, циановый, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный. Другие эстетические концепции предполагают, что бывают "холодный желтый", "теплый синий" и так далее.

Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, в круге RYB называются комплементарными (например, зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый)., или дополнительными в физических системах RGB

Дополнительные цвета — при смешивании дают воспринимаемый ахроматический цвет.

  • смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях не даёт нейтральный серый тон (из за ограниченного цветового охвата RYB, наибольшая погрешность в зелено - красной паре RYB)
  • смешивание двух любых дополнительных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон
  • дополнительный цвет стимулирует в восприятии смотрящего парный дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста[1], но в силу физиологии восприятия цвета круг контрастных цветов немного отличается от круга дополнительных цветов. В части спектра пары дополнительных и контрастных цветов не совпадают. На свойстве цветового контраста основан так же эффект хроматической стереоскопии, когда цветные объекты на фоне другого цвета кажутся наблюдателю расположенными ближе, что часто используется в полиграфии.

Свойство дополнительных цветов дополнять друг друга до ахроматического в восприятии зрителя используется при настройке отображения цвета мониторами (модели RGB, sRGB, adobeRGB). Наиболее точной цветовой моделью является модель LAB, так например в операционных системах цвет записывается в системе LAB и при конверсии между программами и устройствами - принтерами, графическими картами, мониторами цветовые характеристики переводятся в LAB а затем исходя из цветового профиля устройства пересчитываются заново в например sRGB. Поэтому цветовые круги выглядят по-разному на разных мониторах и разных устройствах печати. Чтобы синхронизировать цвет и видеть его идентично недостатки цветопередачи устройств и красителей координируют тщательной настройкой всех цветовых профилей устройств и эталонами печатных и промышленных красок с помощью эталонной системы LAB.

В цветовом круге не представлено ахроматических цветов, в том числе чёрного цвета (см. также серая шкала).

  • Данашев М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. — 2000. — № 3. — С. 153—163.

ru.wikipedia.org

Флаг России — Википедия

Флаг России (Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции) — один из официальных государственных символов Российской Федерации[4], наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3[4].

Пропорции флага России

Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации оттенки цветов не устанавливает.

Согласно ГОСТ Р 51130-98 цвет каждой полосы флага должен соответствовать номеру цвета Атласа (каталогу) цветов ВЦАМлегпрома или Атласу (каталогу) цветов Pantone[5]. Ряд российских государственных органов при заказе полотнищ Государственного флага России указывают следующие цвета Pantone: белый (цвет без дополнительных оттенков), синий (pantone 286С) (solid coated), красный (pantone 485С) (solid coated)[6][7][8][9][10].

Цвет Белый Синий Красный
Pantone White 286C 485C
RGB 255-255-255 (#ffffff) 0-57-166 (#0039a6)[11] 213-43-30 (#d52b1e)[12]
HTML #FFFFFF #0039A6 #D52B1E

Нормы цветов Государственного флага Российской Федерации, наносимых на государственные регистрационные знаки транспортных средств, устанавливаются по эталону (приложение Г к ГОСТу Р 50577-93).

Альбом национальных флагов, издаваемый Гидрографической и Океанографической службой морского флота (фр.)русск. Франции, приводит следующие оттенки в цветовой модели Пантон[13]:

Цвет Белый Синий Красный
Pantone White 293C 485C

«Государственный цвет проявлялся в древности на военных знаменах-стягах, хоругвях-штандартах и в печатях и гербах на государственных грамотах»[14].

Русский археолог и историк права Дмитрий Самоквасов на основании изысканий для разработки вопроса о русском государственном цвете, произведённых в документах Московского архива Министерства юстиции, утверждал, что во время господства монгольского хана над русской землёй русские великокняжеские грамоты имели чёрный цвет, чёрного же цвета было и военное знамя Московского великого княжества, в то время как алый цвет имели ханские грамоты-ярлыки, издававшиеся верховной властью завоевателей. После прекращения даннических отношений Москвы с Ордой и при переходе верховной власти к Московскому великому князю при Иване III Васильевиче чёрный цвет Московского великого княжества меняется на красный цвет Московского государства, что выразилось в применении красной печати для государевых грамот и цвете «государева знамени»[14].

Существует предположение, что знамя Московского княжества было не чёрным, а «чермным», то есть багровым, тёмно-красным. Слово «чермный» якобы было искажено последующими переписчиками «Сказания о Мамаевом побоище». Лингвист Владимир Колесов касательно наименования цветов в древнерусском языке приводит такую выдержку из летописи 1230 года (ссылка на сам источник не приводится)[15]:

явились на оба пол (на обе стороны от) солнца столпы — черлены и желты, зелены, голубы, сини, черны,…

то есть спектр радуги описывается так: красный — ? — жёлтый — зелёный — голубой — синий — чёрный. Чёрный здесь приводится вместо фиолетового.

Красный цвет древние славяне обозначали несколькими словами, из которых главными были червен, и багрян. Фактически же их было больше, так как они имели варианты: червен, черлен, червлен, чермен или багр, багор, багрян, багрен. Обозначали все они красный, он же румяный, он же кровавый, он же рыжий, он же алый, он же огненный цвет. Вот только багряный чуть темнее чермного, он находится по другую (фиолетовую) сторону известного нам теперь спектра;…

Что важно, так это четкое противопоставление красного цвета чёрному, никаких других слов для обозначения чёрного древние славяне не знали[15].

Знамёна XVI—XVII веков[править | править код]

В 1552 году русские полки шли на победоносный штурм Казани под стягом «Всемилостивейшего Спаса». В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружён животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону». Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.

В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе — раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.

Хорошо известен так называемый «Великий стяг» Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён архангел Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета.

В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой — архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте и освободило Москву от захватчиков. Знамя князя Пожарского, по наступлении мирного времени, было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. Во время наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижегородскому ополчению.

Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.

Гербовое знамя 1669 и 1696 гг.[править | править код]

Гербовое знамя 1696 г.

В 1669 году приглашённые царём Алексеем Михайловичем польские живописцы Станислав Лопуцкий и Иван Мировский нарисовали для царского дворца в Коломенском «клейма (то есть гербы) государевы и всех вселенских сего света государств». Затем Лопуцкий изобразил «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеймы, а под всяким гербом планеты, под которым каковы» — это было белое прямоугольное знамя с «откосом», с широкой красной каймой с титулатурой, в центре которого изображался золотой двуглавый орёл и эмблемы, символизирующие подвластные царства, княжества и земли. В описи Оружейной палаты о гербовом знамени сказано: «В кругу изображён двуглавый орёл, коронованный двумя коронами, а в груди у него царь на коне колет копием змия»[16].

Гербовое знамя Петра I создано в 1696 году по отцовскому образцу старой формы с центральной частью и откосом. Изготовлено из красной тафты с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге — Спаситель, рядом — Святой Дух и святые апостолы Пётр и Павел[17]. Вероятно, знамя было изготовлено ко второму Азовскому походу.

Гипотезы о флаге корабля «Орёл»[править | править код]

До второй половины XVII века о флагах в России ничего не известно, за исключением изображения корабля «Фредерик», на котором в 1636 году в Персию отправился русский посланник Алексей Савин Романчуков совместно с голштинским посольством[18].

Различные варианты возникновения флага можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл». Летом 1667 года участвовавший в организации строительства корабля голландский купец Иоганн ван Сведен (нидерл. Jan van Sweeden) подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабелному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя»[19][20] (по другим источникам, капитан корабля Давыд Бутлер[21]; согласно другим источникам[22] — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»[22]).

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров», где были приведены изображения знаков библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени — Англии и Шотландии, Дании, Швеции и Нидерландов[23].

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век.

Для изготовления флагов 9 (19) апреля 1668 года царём Сибирскому приказу было велено прислать из меновных (то есть импортных) товаров «триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и на »[24][25] (по другим сведениям, на просьбу Бутлера Дворцовый приказ ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем, Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране». Бутлер доложил царю, что флаг Нидерландов представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), в результате чего была составлена «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена «киндяк-алая», белая и синяя материя[22]).

24 апреля (4 мая) 1669 года датирован второй из двух сохранившихся указов царя Алексея Михайловича, касающихся флагов, который гласил: «Караблю, который в селе Дединове сделан вновь, …прозванье дать Орлом; …поставить на носу и на корме по орлу, и на знамёнах и на еловчиках нашивать орлы же»[26][27][28]. Кроме этих двух указов царя Алексея Михайловича (9 (19) апреля 1668 года и от 24 апреля (4 мая) 1669 года) больше никаких документов и сведений о флагах корабля «Орёл» не сохранилось. Из данных указов следует только то, что для изготовления флагов для корабля «Орёл» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов.

Существуют различные гипотезы относительно того, как могли выглядеть флаги для корабля «Орёл», изготовленные в 1667—1668 годах.

  • В ранних работах П. И. Белавенец, К. А. Иванов и А. А. Усачёв предполагали, что на флаге был изображён синий прямой крест и два белых и два красных крыжа[29][30][31], подкрепляя это предположение изображениями флагов на известной гравюре «Взятие крепости Азов. 1696 год» голландского художника Адриана Шхонебека, хотя на оригинале гравюры из фондов ЦВММ ясно видна геральдическая штриховка флагов эскадры, показывающая, что часть флагов — синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом[32].
  • А. Н. Басов и Ф. Ф. Веселаго считают, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля „Орёл“, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большой вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной»[33][34], и, судя по царскому указу, — с изображением золотого двуглавого орла в центре[35].
  • P. M. Оленин, В. В. Карманов и Н. В. Шишкова, основываясь на изображении первого российского корабля «Орёл» на речном рейде у Нижнего Новгорода весной 1669 года на гравюре Ван дер Аа в изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса»[36], являвшегося корабельным плотником на «Орле», считают, что у корабля на корме и стеньге грот-мачты были трёхполосные флаги с белой полосой в середине[37]. Эту же версию подтверждает и гравюра Конраада Деккера «Вид города Астрахани и фрегата „Орёл“ с флотилией» из той же книги[38].

Резюмируя появившиеся ранее предположения и анализируя сохранившиеся документы, Н. А. Соболева осторожно предполагает, что на «Орле» был поднят флаг с двуглавым орлом, помещённым на полосное полотнище[39].

  • Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл»:

На возможное существование ещё в 1674—1676 годах бело-сине-красного знамени указывал в 1927 году вексиллолог П. И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича»)[40].

Флаг царя Московского (1693)[править | править код]

6 (16) августа 1693 года[41], во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые[42] был поднят так называемый «флаг царя Московского» — сшитое из флагдука[43] полотнище размером 4,6 × 4,9 метров, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (инвентарный номер 10556).

  • Флаг царя Московского
  • Оригинал, 1693 год, (ЦВММ)

  • Современная прорисовка

Флаги Русского царства[править | править код]

В 1693 году Франц Тиммерман получил привилегию на строительство в Архангельске торговых судов и торговлю с Европой на построенных судах. В грамоте, выданной ему, говорилось:

На всяком судне на кормах герб вообразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростёртого крылами двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьём, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того ж орла, в правой скиптр, а в левой яблоко с крестом, да и на знаменах и на прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие ж его Царского Величества гербы, что на корме, по тафте белой, на обе стороны, в середине чёрною тафтою, или иною материею того ж цвета.

Точно такая же грамота была выдана в 1696 году двинским посадским людям Осипу и Фёдору Бажениным на постройку судов в принадлежащей им вотчине деревне Вавчуге Двинского уезда и на отправление этих судов в море под такими же белыми флагами с гербом, но на этот раз о змее не упоминалось, а сказано было только «воина на коне с копьём, в сбрую конную устроенного»[44].

Абрахам Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года. Ок. 1700 года

Д. М. Поссельт, описывая в своей работе «Адмирал русского флота Франц Яковлевич Лефорт или начало русского флота» плавание Петра I на Белом море в 1693 году, говорит:

Хотя… Пётр и имел на мачте своего судна «различные флаги», между которыми один, побольше, был с русским гербом, а другой из Иерусалима, с нашивными крестами, и эти флаги вместе с ботом подарил архиепископу архангельскому; но без сомнения, ему ни один из них не нравился более, и не мог быть выбран им для плавания в открытом море [в 1694 году]

Уже 13 (23) июня 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде, по сообщениям голландских газет того времени, стоял купленный Россией 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже, в Архангельске, Пётр I назвал корабль «Святое пророчество»)[46].

В 1695 году в Амстердаме было издано сочинение Карла Алярда «Новое голландское корабельное строение»[47], в котором приведены корабельные флаги морских держав того времени, в их числе три московских. По повелению Петра I сочинение было переведено на русский язык с голландского издания 1705 года и напечатано в Москве в 1709 году. Описание этих флагов из русского издания следующее[48]:

ФЛАГЪ Его ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, раsдѣленъ на трое, верхняя полоса бѣлая, средняя сіняя, ніжняя красная. На сінеi полосѣ sолотоi съ царскою каруною вѣнчанъ двоеглавоi орелъ, iмѣющеi въ сердцѣ красное клеімо, съ серебрянымъ святымъ Георгіемъ беsъ sмія.

Второi Флагъ отъ ЕГО ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, на трое раздѣленъ, въ верху полоса бѣлая, по средѣ сіняя, въ нisу красная, тотъ флагъ сінiмъ святаго Андрея крестомъ прорѣзанъ.

Еще МОСКОВСКОI ФЛАГЪ, опредѣленъ сінiмъ крестомъ, Первоi i Четвертоi квартіеръ бѣлоi, второi i третеi красноi.

Аналогичный третьему флаг изображён на медали «На строительство Кроншлота»[49] в ознаменование строительства Петром I форта Кроншлот в Кронштадте в 1704 году — цвета флага определяются по шраффировке.

Филипп Генрих Мюллер. Медаль «На строительство Кроншлота». 1704 Абрахам Сторк (Шторкк). Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 (11) сентября 1697 года. 1697—1700. Музей Амстердама[50]

В 1696 году в устье Дона вышла российская флотилия вооружённых гребных судов, прервавшая снабжение османской крепости Азов. На гравюре 1700 года художника-гравёра А. Шхонебека «Взятие крепости Азов. 1696 год», изображены суда этой флотилии, несущие на кормовых флагштоках прямоугольные полотнища, геральдическая штриховка которых показывает, что часть флагов синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом. Ряд исследователей, ссылаясь на то, что А. Шхонебек не был свидетелем изображённых событий, а также изобразил на гравюре фрегат «Святой Пётр», не бывший под стенами Азова, сомневается в исторической достоверности этой гравюры[32].

В инструкции Великому посольству, данной Петром I в 1697 году, было сказано: «Гарусу на знамёна, на вымпелы, на флюгели, белого, синего, красного аршин 1000 или 900, всякого цвета поровну»[51]. Изображения различных бело-сине-красных флагов присутствуют на трёх поздних картинах мастерской Абрахама Сторка (англ.)русск., посвящённых приезду в Амстердам Петра I. Для русского царя на реке Эй 1 (11) сентября 1697 года было разыграно развлекательное морское сражение с участием береговой батареи. Пётр I принял участие в этом представлении, находясь на борту яхты Объединённых Ост-Индийских компаний[52]. На картинах Абрахама Сторка, изображающих этот показательный бой, данная яхта идёт под кормовым бело-сине-красным флагом с двуглавым орлом, или же под бело-красно-синим вымпелом и кормовым бело-красно-синим флагом с двуглавым орлом.

Рисунки флагов, сделанные Петром I. 1699 год

В октябре 1699 года Пётр I на обороте листа с инструкциями, направленными находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву, нарисовал эскиз трёхполосного бело-сине-красного флага[53].

А 10 (20) декабря 1699 года австрийский посол Плейер в письме к Императору дал перечень вооружения и флагов, виденных на судах Азовской флотилии:

  1. На первой и самой большой яхте St. Peter, над рулём Большой флаг, на мачте Большой вымпел и в других местах три маленьких флага бело-красно-синего цветов; 2 полковые знамя красно-белого цветов перемешанные различными цветами, 12 медных пушек.
  2. На второй яхте S. Boris, 1 побольше и 3 меньших флага тех же цветов, 10 чугунных пушек…
Предполагаемый сухопутный штандарт Петра I[55] или полковое знамя[56], захваченное шведами под Нарвой в 1700 году, хранившийся в Риддарсхольмской кирхе

В апреле 1700 года Пётр I приказал Оружейной палате «построить» бело-красно-лиловые[57] «морские знамёна». По мнению В. Миланова и Н. Семеновича, рисунок и размеры этих знамён соответствуют рисунку и размерам полкового знамени, хранящегося под номером 136 среди других 352 трофейных русских знамён в усыпальнице шведских королей — Риддарсхольмской кирхе в Стокгольме, где его обнаружил в 1911 году основоположник российского флаговедения П. И. Белавенец[56]. В. Миланов и Н. Семенович предполагали, что это знамя было использовано в 1700 году Петром I в сражении при Нарве в качестве своего личного сухопутного штандарта[55] и было захвачено там шведами, что не соответствует действительности, так как Пётр I в сражении не участвовал[58].

Трёхполосный бело-сине-красный флаг, так же как и флаг с красным Иерусалимским крестом использовались и на военных кораблях до 1720 года, как сигнальные[59].

Военно-морские флаги России[править | править код]

Помимо вышеуказанного бело-сине-красного флага в собственноручном рисунке Петра I был изображён и трёхцветный флаг с синим косым Андреевским крестом — этот рисунок, датируемый октябрём 1699 года, считается первым известным изображением Андреевского креста на флаге, появившемся вслед за учреждением Петром I в марте 1699 года ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.

С 1703 года известны изображения флагов с андреевским крестом в крыже[65]. В 1712 году появился новый вариант Андреевского флага с «висячим крестом», хотя вплоть до 1720 года источники продолжают фиксировать использование белого адмиральского флага с андреевским крестом в крыже[66]. Лишь в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени:

Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение.

В начале XVIII века Пётр I создал ещё один флаг: кейзер-флаг или флаг Цесарский, как он иногда называется в Морском уставе 1720 года[68]. В описи имущества галиота под командой капитана Андрея Грота, сделанной 8 (19) сентября 1700 года в Азове, значится

знамя большое красное полосатое, полосы на крест синия и белыя

Рисунок кейзер-флага составлен из двух крестов: прямого белого на красном фоне — символа Святого Георгия Победоносца, исторического покровителя Московского царства, и синего косого — символа Святого апостола Андрея Первозванного. По-видимому, кейзер-флаг Пётр I задумал как чисто воинский царский флажный символ. Первое известное его применение было в 1710 году как гюйса каждого корабля эскадры, которой командовал царь[70]. После заключения Ништадтского мира в знак особых заслуг кейзер-флаг был подарен генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину и был поднят им как флаг командующего флотом в Бакинском походе 1722 года. С 1722 года для всех кораблей парусного флота России введён носовой флаг единого рисунка кейзер-флага[71]. Кейзер-флаг сходен по рисунку и идее с флагом Великобритании:

Торговый флаг России[править | править код]

Флаг торговых судов, упомянутый в 1709 году[29], утверждённый Морским уставом 13 (24) января 1720 года

Елагин[44] со ссылкой на Шерера[72], а также Хьюм[73] приводят версию, что первым российским торговым морским флагом был сине-бело-красный триколор. Причём последний сообщает и о следующем варианте, когда на средней белой полосе флага появился маленький синий Андреевский крест.

20 (31) января 1705 года приложенным к указу Петра I «О флагах на торговых речных судах» рисунком был установлен флаг, который должен был подниматься «на торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов»[74]. В датированной 1709-м годом «Киевской» таблице «Изъявление морских флагов (флаг — то есть знамя, которое ставится на корме, а гуис — на носу на бух-сприте) всея государств вселенныя», отредактированной Петром I, бело-сине-красный флаг был помечен как «обычайно торговых и всяких российских судов флаг»[29][75]. Датский посланник в Петербурге Юль Юст, описывая в своём дневнике поход русского флота для доставки снаряжения, боеприпасов и продовольствия армии под Выборг, сделал 1 (12) мая 1710 года следующую запись, касающуюся транспортных судов военного флота:

ru.wikipedia.org


Смотрите также