На крещение икона


Икона на крещение. Какую икону дарят на крестины?

Крещение ребенка – важное событие не только в жизни самого малыша, но и его родителей, крёстных мамы и папы, бабушек и дедушек. День крестин считается вторым днем рождения человека.

 

После обряда в храме взрослые собираются вместе, чтобы отпраздновать крещение ребенка. Именно в этот момент принято дарить подарки имениннику. Это могут быть игрушки, одежда, книжки и любые другие вещи – все зависит от воображения и финансовых возможностей дарителя.

 

Поскольку крестины – духовный праздник, особенно уместным подарком будет икона для малыша. Такой подарок всегда будет актуальным и нужным.

 

Икона на крестины

 

На крестины принято дарить именную икону. Тезоименный святой будет беречь и защищать ребенка, позаботится о его здоровье и о душе, будет помогать в различных жизненных ситуациях. К тезоименному святому можно обратиться с любой просьбой и проблемой. Он поможет не падать духом и наставит на путь истинный.

 

Выбрать именную икону для ребенка несложно: если малыш носит имя Александр, подойдет икона Александра Невского. Девочке с именем Софья купите икону Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

 

 

Если подобрать именную икону не получается, можно приобрести образ Ангела Хранителя. Хранитель поможет избежать невзгод, позаботится о здоровье и душе ребенка. А когда малыш подрастет, образ Ангела Хранителя поможет ему и в работе, и в личной жизни. К святому образу можно обратиться за помощью в решении сложных вопросов, за поддержкой в тяжелых жизненных ситуациях, для обретения духовных и физических сил.

 

Менее популярная, но не менее чудотворная икона Святителя Алексия, Митрополита Московского также станет прекрасным подарком на крестины и мальчика, и девочки. Святитель Алексий помогает в любых новых начинаниях, ему можно читать любые молитвы за здравие, перед сном или после пробуждения. Святой образ поможет сохранить здоровье, защитит от недоброжелателей, поможет в любых житейских начинаниях.

 

Иконы Ангела Хранителя и Святителя Алексия можно подарить на крестины мальчика и девочки.

 

Какую икону дарят на крестины?

 

Учитывая то, что крестины – очень важное и торжественное событие, подарок должен быть соответствующим. Икона – духовный подарок на всю жизнь, она не должна выгореть или покоробиться через год-другой.

 

Самыми долговечными и устойчивыми к внешнему воздействию являются серебряные иконы из листового серебра. Они не темнеют от времени, защищены от царапин. Основа икон выполнена из высококачественного дерева и не деформируется. Такая икона прослужит долгие годы, сохраняя потрясающий блеск и презентабельный внешний вид.

 

Кроме того, серебряные иконы выглядят очень солидно и красиво, поставляются в изысканных подарочных коробках. Они прекрасно подходят для подарка на крещение ребенка.

 

 

Рукописные состаренные иконы также станут превосходным подарком на крестины. Изготовленные из массива натурального дуба и кипариса, они отличаются особой прочностью и устойчивостью к воздействию влаги и температуры. Краски, используемые для написания образов, не выгорают и не требуют особого ухода.

 

Состаренные рукописные иконы поставляются в индивидуальных подарочных шкатулках из натурального дерева, их очень приятно дарить и получать в подарок.

 

Размер иконы, которую вы хотите подарить на крещение ребенка, зависит от того, где будет размещен образ. Можно приобрести маленькую серебряную икону для детской кроватки или колыбельки. Когда ребенок подрастет, он сможет носить икону с собой в качестве заступницы и охранительницы.

 

Чаще всего выбирают иконы средних размеров, которые можно поставить на стол или на специальную полочку в детской комнате. Такая икона пригодится ребенку, даже когда он вырастет и будет жить отдельно. Святой образ будет охранять и беречь его от невзгод.

 

Большой выбор икон на крещение ребенка представлены в нашем магазине в разделе "На крестины".

 

Какую бы икону вы не выбрали, это будет незабываемый, уникальный подарок маленькому человечку. Главное, подойти к выбору с душой, вложить в свой подарок искренние пожелания добра и благополучия.

www.ikonarf.ru

Икона Крещение Господне: описание

Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.

Содержание иконы

Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:

  • Иоанн Креститель;
  • Святая Троица.

Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:

  • Христос – ипостась земная;
  • голубь – символ Святого духа;
  • Господь – в незримой форме.

Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.

В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.

В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.

Это интересно

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

Молитва перед иконой Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прокимен

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

Загрузка...

omolitvah.ru

Самые известные иконы Крещения Господня

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Поделиться статьей с друзьями:

 


Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.


Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе. 


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...

Константин Бернатович

Смотрите также:

Иконы Крещения Господня

Иконы Троицы и Спасителя

Что нужно знать о крещении родителям и крестным

zyorna.ru

Крестины Девочки - Какую Икону Подарить на Крестины Девочке

В жизни каждого христианина крещение – это светлый духовный праздник, настоящий второй день рождения. В этот день человек как бы рождается заново, приобретая поддержку собственного Ангела Хранителя.

Креститься можно в любом возрасте, но чаще всего это делают уже для самых маленьких детей. Считается, что на сороковой день после рождения ребенок может пройти этот обряд, и получить защиту Господа. Крестины становятся праздником не только для малыша, но и для его родителей, родственников, а также крестных родителей. Если Вас пригласили стать для ребенка крестным, то знайте, что отныне на Вас лежит большая ответственность, ведь именно Вы станете для малыша поддержкой до конца жизни. Крестины девочки – знаменательное событие, и вне зависимости от того, будете ли Вы крестным, либо же просто пришли поддержать ребенка и родителей в церкви, малышке требуется сделать особенный подарок.

Икона Ангела Хранителя

Какой иконой крестить девочку?

Сегодня обряд крещения проводиться по согласованию с батюшкой, и именно он расскажет родителям, какие атрибуты будут необходимы для проведения этого таинства. Обычно ребенка называют именем, которое отличается от того, каким его нарекли родители. Таким образом, ребенок получает защиту Ангела-Хранителя с таким же именем. И именно с помощью образа этого святого будет проводиться обряд крещения. После этого перед всеми присутствующими встает вопрос, что подарить на крестины девочке, когда таинство уже совершено. Конечно, в первую очередь в голову приходит вариант с образом святого, имя которого будет носить ребенок после обряда. Это хороший вариант, но только им же могут воспользоваться и остальные гости на празднике, и потом у родителей скопиться слишком много таких образов. Чтобы подарок точно запомнился малышу и его родственникам, можно заказать мерную икону – она делается по росту ребенка на момент рождения.

Икона Святой Варвары

На таком образе также может иметься изображение святого, который отныне будет покровительствовать ребенку. Уже позже, когда человек вырастет, эта икона будет не только служить ему напоминанием о постоянной защите Ангела, но и поможет осознать, с какого возраста он приблизился к Богу. Как вариант, на иконе может быть Богородица или Христос – это классические варианты, которые также не будут лишними в жизни любого православного.

Икона Святой Александры

Иконы для детей

Кроме того, можно выбрать изображение святого, который покровительствует детям, например, Николая Чудотворца. Икона на крестины девочке может быть выполнена на заказ, из самых различных материалов, которые сохраняться в течение всей жизни человека. Оригинальным подарком может быть и икона, которая вышита своими руками. Это образ вдвойне будет оберегать человека, и поддерживать его в сложных жизненных ситуациях. Конечно, можно купить образ и уже после обряда прямо в церкви, когда все присутствующие уже знают новое имя ребенка. Но приятнее будет все же сделать необычный подарок, заказав уникальную икону, или сделав ее самостоятельно. Когда девочка подрастет, ей обязательно нужно рассказать правила того, как нужно обращаться с иконой. Эти же советы должны знать и родители, чтобы не испортить проведенное таинство:

- даже если на праздник подарено много икон с изображением Ангела-Хранителя ребенка, их ни в коем случае нельзя передаривать или продавать. Все эти образы защищают ребенка, и потому их нужно тщательно оберегать.

- это же касается и одежды, в которой крестили ребенка – лучше, чтобы она хранилась до конца жизни человека, и ее нельзя передавать третьим лицам.

- когда ребенок вырастет, нужно объяснить ему, что Ангел-Хранитель не сможет защитить его ото всех неприятностей в жизни, но именно с помощью его образа человек сможет приблизиться к Богу.

icon-store.ru

описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

«Крещение Господне» — икона, присутствующая в каждом храме, представляет одно из знаменательных земных событий Иисуса Христа, крещение Спасителя и Его Богоявление.

В день Богоявления перед людьми впервые явилась полнота Святой Троицы, Бог Отец проговорил к Богу Сыну, послав в виде голубя Бога Святого Духа.

Предпосылки к написанию святого образа

Иоанн Креститель был всего на 6 месяцев старше Иисуса Христа, это к его матери Елизавете пришла Мария, узнав о своей беременности от Духа Святого. Миссией Иоанна Предтечи было подготовить народ к принятию Посланника с Небес. Креститель понимал свое служение, при этом превозносил Христа, умаляя собственные заслуги.

Важно! Иоанн — первый из людей, который увидел во Христе посланника Божьего. Он всей своей жизнью показывал маловажность крещения в воде, как акт покаяния, по сравнению с приходом Миссии, который крестит Духом Святым.

Омовение души и тела в то время было актом очищения, но не имело никакого отношения к христианскому таинству Крещения. Иисус, известный в еврейских кругах, как сын плотника, только вступил в тот возраст, когда имел право называться учителем. В возрасте 30 лет Спаситель начинает свое служение на земле, открывая двери для познания путей в Царство Божье, куда нельзя попасть без очищения и покаяния.

Иоанн Креститель сразу увидел идущего Миссию, он даже растерялся, говоря, что это ему надо принимать крещение от Спасителя. На это Христос ответил, что так надлежит вершить всякую правду.

Крещение Иисуса Христа

Дальнейшие события легли в основу написания святых образов, описывающих Таинство Крещения самого Сына Божьего.

Читайте о церковных Таинствах:

Как только Иисус вступил в воду, с неба послышался Голос, который слышали все присутствующие в тот момент на берегу Иордана, Он провозгласил о том, что на берегу стоит Сын Всевышнего Бога.

Этот праздник называют Богоявлением. Ибо именно на берегу Иордана Иисус, человек по плоти, был признан Богом, Он явился перед народом в человеческой и божественной сущности.

Икона «Крещение Господне» подтверждает религиозно-философскую доктрину о Богоявлении. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что это событие произошло во время правления Тиберия, то есть в 30 году новой эры.

Описание святого образа

Святок лик изображает Иоанна Предтечу в момент крещения Иисуса Христа водой Иордана. На правой стороне иконы ангелы склонились в благоговении перед Божественными Ипостасями. В образе голубя Дух Святой лучом освещает Христа.

На заметку! В русской трактовке Праздник Богоявления называют Епифанией, что означает явление, или Теофанией — Богоявление.

На богослужениях в Русской православной церкви можно слышать и выражение «Праздник Света», подчеркивающее то, что Иисус стал Неугасимым Светом для всего человечества.

На этой иконе показана неразрывность Всевышнего Бога и жизни на земле, начало которой берется из воды.

Икона «Крещение Господне»

Содержание святого образа «Крещение Господне» от века в век менялось, неизменными оставались две фигуры, Иоанн и Божественная Троица. Справа или слева изображались ангельские чины, святые. Сверху рисовалась небесная твердь и голубь, образ Духа Святого. Часто на иконах изображаются горы, как символ духовного возрождения.

Читайте о других Господних праздниках:

Молитва перед иконой «Крещение Господне»

К святому образу приходят православные, желающие:

  • укрепить свою веру;
  • исцелиться телесно и душевно;
  • очиститься от грехов;
  • наполниться Божественным светом;
  • просветиться разумом и душой.

Молитва

В реке Иордан принял Ты крещение, Спаситель наш, Господь, Иисус Христос, явив единство Святой Троицы в Отце, Сыне и Святом Духе.

Божий Голос назвал Тебя Своим Сыном, послав голубя, Духа Святого в подтверждение Своих Слов.

Явись среди нас для изменения жизни нашей, освяти мир, в котором мы пребываем, даруй нам мир в домах, наполни их гармонией и добротой, укрепи здоровье и очисти от грехов, явных и неявных, не позволь нам сбиться с пути праведного. Ибо на все есть Твоя святая воля, Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Важно! 19 января православные верующие приходят в храмы на богослужения, где совершается чин освящения воды.

Икона Крещения Господня

molitva-info.ru

иконы и фрески / Православие.Ru

Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

vk fb tw ok @ g+ lj

Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь

vk fb tw ok @ g+ lj

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

vk fb tw ok @ g+ lj

Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола

vk fb tw ok @ g+ lj

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена)

vk fb tw ok @ g+ lj

Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь

vk fb tw ok @ g+ lj

Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в.

vk fb tw ok @ g+ lj

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

vk fb tw ok @ g+ lj

Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди

vk fb tw ok @ g+ lj

Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

vk fb tw ok @ g+ lj

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского.

vk fb tw ok @ g+ lj

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул

vk fb tw ok @ g+ lj

Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона середины XV века, Государственный Русский музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния

vk fb tw ok @ g+ lj

Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века

vk fb tw ok @ g+ lj

Двустороняя икона-таблетка, конец XV-начало XVI века, Новгородский музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Икона XIV века, Национальный музей Белграда

vk fb tw ok @ g+ lj

Двустороняя икона-таблетка, вторая четверть XV в., Сергиево-посадский музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Роспись северо-западного свода собора Сретенского монастыря 1707 г.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Подготовила Светлана Липатова

pravoslavie.ru

Икона “Крещение Господне”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Автор Виктория Ананьина На чтение 9 мин.

Среди множества православных церковных изображений икона Крещение Господне занимает одно из самых почетных и значимых мест. Величайшее событие Крещение Иисуса Христа подробно расписано на этом уникальном полотне. Сюжет заключает в себе целую историю о дне Крещения Сына Божьего в священных водах реки Иордан.

Это событие является переломным моментом в православном мире и несет в себе колоссальное значение для каждого верующего. Приняв омовение святой водой, Христос показал всему миру свою истинную, божественную сущность. Многие иконы исчисляются датой создания тысячелетия назад, когда первые иконописцы стали изображать крещенский сюжет.

Рис 1 Икона Крещение Господне является уникальной святыней, имеющей особую религиозную, историческую и материальную ценность для всего православного мира.

Крещение православные верующие называют «Богоявление». Считается, что сама икона впервые была написана не во время крещения Иисуса, в честь этого великого праздника, повлиявшего на судьбу всего человечества.

Значение иконы

Молитва к иконе Крещение Господне помогает молящемуся справиться с чередой жизненных трудностей и неудач любого плана. Иисус Христос помогает восстановить финансовое благополучие, способствует в поисках работы, нейтрализуется негативное воздействие со стороны недругов. К образу можно обращаться с просьбами касающихся семейных отношений, улучшения благосостояния в доме, воссоединения с детьми.

Мощная защита Небесного покровителя всегда рядом с верующими, которые с истинной верой и искренностью в сердце обращаются с личными просьбами. В праздники Крещения к иконе может обращаться даже некрещеный по православным канонам человек и просить благословения на отпущение грехов и искупление вины перед другими людьми.

Важно! Все православные верующие благодаря иконе Крещение Господне должны понимать,  что даже несмотря на то, что сам Господь всемогущ, Его Сын так же должен был пройти через процедуру крещение в священных водах реки Иордан.

Икона Крещение Господне несет в себе сокровенный смысл зарождения христианской религии. Она способствует укреплению духа верующих, усиливает их веру в лучшее и дает надежду на искупление грехов.

Рис 2 Через крещение святой водой человек получает благословение Божие и приходит к покаянию. Это помогает еще больше укрепить веру и дух, стать на путь исправления и жизни в соответствии с библейскими заповедями.

Особое почтение чудотворной православной святыне верующие отдают 19 января в день празднования Крещения. С особым усердием читаются молитвы, люди освящают воду, которая приобретает целебные свойства на весь будущий год. Священники освящают воду в специальных прорубях на водоемах, в больших соборах и маленьких церквях. Службы с тысячами прихожан начинают накануне вечером, в крещенский сочельник и длятся до раннего утра.

Бытует мнение, что в крещенскую ночь вся вода обладает особой чудодейственной силой, так как божественный свет и тепло, исходящие в это время с небес, благословляются Отцом Небесным и Его Сыном, Иисусом Христом. Главными символами праздника Крещения являются священная вода и изображения ликов святых, обладающих в эту ночь мощной силой и защитой.

Где находится икона

Самые ценные экземпляры иконы Крещение Господне с исторической и религиозной точки зрения располагаются в самых больших храмах нашей страны. Изображения крещенского сюжета с достаточно высокой стоимостью выносятся на всеобщее обозрение только в дни празднования Крещения. Затем их переносят обратно в хранилище.

Важные и почитаемые образы украшают стены таких священных обителей:

  • храм Николая Чудотворца и Никольский собор в городе Кронштадт;
  • Московская церковь Георгия Победоносца;
  • Богоявленский храм в городе Коломна.

Тысячи прихожан посещают эти храмы для поклонения святыням и обращения своих самых заветных просьб. Ведь посещение святых мест в крещенские дни с целью исцеления и искупления грехов признаются среди православных верующих самыми действенными.

Рис 3 Самые сокровенные просьбы, надежды на выздоровление родных и близких, веру в лучшее будущее  – все это несут в своих сердцах прихожане к храмам на праздник Крещение Господне.

Изображение религиозного сюжета с крещением Спасителя человечества имеет колоссальное значение для всего православного мира. В момент омовения Иисуса в водах Иордана происходит признание не только, как человека из плоти и крови, а как Сына Божьего. Незримая мощная сила, которая исходит от иконы, помогает справиться с любыми лишениями, тяжелыми недугами, избавляет от душевных мук и переживаний.

О чем молятся перед чудодейственной иконой

Великая икона Крещение Господне обладает мощной силой и способствует положительному разрешению даже самых непростых жизненных ситуаций. Она защищает от любых бед и несчастий, устраняет уныние и восстанавливает силы после длительных болезней. К иконе обращаются в периоды финансовой нестабильности, при острой нужде в жилье.

Православные верующие обращаются за помощью к иконе:

  • с целью выздоровления от физических и душевных недугов;
  • о благословении на важные дела;
  • об отпущении неблагонадежных и греховных мыслей;
  • о наставлении на путь праведный и укреплении веры.

В ситуации, когда нет возможности помолиться перед великим образом, не стоит переживать и отчаиваться, ведь главная сила заключена не в иконе, а в самой молитве и истинной вере.

Рис 4 Возносить молитву на праздник Крещения рекомендуется непосредственно в храме, присутствуя на Всенощном бдении и вместе с миллионами православных людей просить об исцелении и отпущении грехов.

Сердечные молитвы к иконе Крещение Господне спасли множество людей от онкологических заболеваний. Чудеса исцеления фиксируются в специальных журналах при храмах, куда прихожане записывают свои истории из жизни, благодарственные слова к великой святыне.

Многие считают, что кроме самой иконы, мощной лечебной силой обладает еще и крещенская вода. После ее освящения с первой звездой миллионы верующих устремляются к купелям для Божественного омовения.

Согласно церковным канонам приобретение иконы Крещение Господне, является священным семейным оберегом от негативной энергетики, зла, финансового краха. Мощная сила иконы распространяется на излечение от смертельных недугов, заболеваний связанных с психосоматической и костной системами, душевных травм.

Молитва перед иконой

Обращаться к иконе Крещение Господне следует с молитвами «Сила веры» и «Отче Наш». В этой святыне содержится чудотворная сила, поэтому не обязательно возносить прошение к Богу именно в храме. Допускается чтение святого текста в домашних условиях, на работе, во время путешествия. Самой действенной признается молитва, которая произносится от чистого сердца, без злобы и негативна в душе.

На само Богоявление допускается вознесение молитвы своими словами. Здесь важно представить то о чем необходимо просить Господа, с абсолютной верой и надежной на исполнение задуманного. Если молящийся не знает наизусть специальную молитву, то можно произнести следующие слова:

«О, великий Спаситель наш Иисус! Ты явился перед нами, изменив наши жизни. Прошу, услышь молитвы наши, подари нам счастье. Пусть в домах наших царит гармония и доброта. Придай нам крепкого здоровья, укрепи наш дух и не позволяй сбиться с истинного пути. Да будет на все воля Твоя, о Святой Сын Господа! Отныне и на века. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Священники акцентируют внимание прихожан на том, что на крещение нужно обращаться к Небесным покровителям только с добрыми побуждениями, которые будут идти из глубины души. Запрещается просить у Бога нанести вред или доставить эмоциональные переживания другим людям. Господь оказывает поддержку только тем, кто читает молитву с чистыми помыслами, одаряет их счастьем, радостью, спокойствием.

Рис 5. Если молитва читается в день самого Крещения, то поклоны должны быть земные (до пола). Обращение к Иисусу Христу произносится вполголоса, слегка распевным тоном, в полном уединении.

У православных верующих принято знать слова особо значимых молитв наизусть. Однако начинающим разрешается пользоваться переписанными текстами. Для этого требуется лишь написать слова молитвы к иконе крещения на листке бумаги своей рукой. Желательно всегда держать его при себе, чтобы при срочной необходимости была возможность перечитать святое обращение.

Совет! Для вознесения святых слов представительницам женского пола нужно всегда покрывать голову платком. Мужчины наоборот должны снимать шапки. Наиболее действенным считается прочтение молитвы непосредственно перед самой иконой. Делать это не обязательно в храме, можно и дома, но, не забывая производить крестное знамение.

В храмах каждое воскресенье проводятся специальные ночные и утренние службы, в периоды праздников верующие стараются попасть на каждый молебен, чтобы как можно быстрее донести свои просьбы к Небесным Покровителям. Кроме искреннего вознесения молитвы «Сила веры» нельзя забывать ставить свечи у иконы за здравие своих родных и близких.

Куда вешать икону в доме

Для размещения изображения с религиозным сюжетом крещения Господня рекомендуется выбирать, самую светлую и просторную комнату в квартире. В древности христиане всегда старались вешать иконы в восточной стороне дома. Желательно подальше от окон, сквозняков и обеденного стола.

Рис 6 Повесить икону Крещение Господне можно в любом месте квартире, с учетом того, чтобы в любое время к ней можно было подойти совершить крестное знамение и прочитать обращение к Богу.

Важно! Современные священники утверждают, что особых правил по размещению иконостаса в доме не существует. Главное значение имеет то, с какое место икона и молитва занимают в сердцах людей.

Помещение, где вешаются или ставятся иконы, не должно быть с большим нагромождением лишних предметов или мебели. Лучше всего подойдет гостиная комната, где для любого из членов семьи будет возможность при необходимости уединиться с вознесением святого обращения.

Нельзя располагать икону Крещение Господне вблизи:

  • идолов, икон или религиозной литературы другого вероисповедания;
  • картин, художественной литературы, дисков и прочее;
  • фотографий с умершими людьми;
  • бытовой или музыкальной техники.

В домашнем иконостасе допускается хранение нескольких экземпляров одинаковых или разных по сюжету икон. Количество образов зависят только от предпочтений самих верующих. Приобрести освященную икону можно в храме, специальной лавке при монастыре или соборе.

Служители церкви утверждают, что стоимость изображения с ликами святых никак не влияет на сокровенность и качество молитвенного обращения. Главная роль в молитве отводится чистоте помыслов и наличия истинной веры во Всемогущую помощь Господа Бога.

molitva.love

Икона "Крещение Господне" - Православный журнал "Фома"

Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17). 

Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г.

Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.

Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.

Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения.

Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения.

Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.

Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике

Крещение Господне

foma.ru

Икона «Крещение»

До наших дней дошло огромное количество святых икон, которые описывают различные библейские события и празднества. В их число входит икона «Крещение», которая имеет прямое отношение к величайшему событию — Крещению Иисуса Христа.

В данном образе заключена целая история, повествующая о дне, когда Господь принял Крещение. Этот праздник является одним из важнейших в православном мире. Святыня должна находиться в доме у каждого верующего, так как она сохраняет счастье и благополучие в семье.

История иконы

В православии данный образ часто называют «Богоявление». Многие церковные служители полагают, что божественная икона написана не во имя праздника, а в честь события, которое повлияло на дальнейшую судьбу всего человечества. Святыня пришла к нам еще с давних времен.

Но все же многие люди уверены, что икона отражает именно празднование Богоявления, ведь в прошлом данный праздник знаменовал не только Крещение, но и Рождество Сына Господа, а также приход к Младенцу Иисусу волхвов. Через Крещение Христос показал всему миру свою истинную, божественную сущность. Стоит отметить, что автором данного образа является величайший и прославленный иконописец Андрей Рублев.

Описание иконы «Крещение»

Святыня заключает в себе образ Иисуса Христа, изображенного в полный рост, а также Его Крестителя — Иоанна Предтечи. Они находятся у реки Иордан, величайший пророк тянет свою руку к Иисусу, чтобы окрестить Его святой водой. Сверху, на облаке, восседает Господь, который озаряет событие своим божественным светом, исходящим от голубя. Птица является символом Святого Духа, через которого Отец Небесный благословляет Сына Своего и Его Крестителя. Лучи света, исходящие от голубя, символизируют Триединство Господа — Святую Троицу.

Где находится икона

Прославленную икону можно встретить во многих храмах нашей страны. Важные и почитаемые образы украшают стены таких священных обителей:

  • храм Николая Чудотворца и Никольский собор в городе Кронштадт;
  • Московская церковь Георгия Победоносца;
  • Богоявленский храм в городе Коломна.

Огромное число верующих со всего мира приезжают в эти святые места, чтобы помолиться перед чудотворной иконой «Крещение Господне».

О чем молятся перед чудодейственной иконой

Божественная святыня заключает в себе огромную чудотворную силу и способна помочь в любой непростой жизненной ситуации и уберечь от любых бед и несчастий. Православные верующие возносят перед святейшей иконой молитвы: 

  • об исцелении от различных болезней, как душевных, так и физических;
  • о прощении греховных мыслей и поступков, а также о благословении;
  • об укреплении веры и наставлении на путь праведный.

Совсем не обязательно молиться перед великим образом, ведь главная сила заключена не в иконе, а в самой молитве и истинной вере.

Дни празднования

Знаменитая икона «Крещение Господне» имеет важное значение для всех христиан. Каждый год 19 января проходит празднование в честь святейшего образа, когда верующие отдают особое почтение чудодейственной святыне, с особым усердием читая свои молитвы.

Молитва перед иконой «Крещение»

Перед прославленной иконой «Богоявление» можно читать любую молитву, включая и «Отче Наш». Но наиболее искренней считается молитва, которая идет от всего сердца, сказанная своими словами. Пример молитвы перед святыней «Крещение»:

«О, великий Спаситель наш Иисус! Ты явился перед нами, изменив наши жизни. Прошу, услышь молитвы наши, подари нам счастье. Пусть в домах наших царит гармония и доброта. Придай нам крепкого здоровья, укрепи наш дух и не позволяй сбиться с истинного пути. Да будет на все воля Твоя, о Святой Сын Господа! Отныне и на века. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Не стоит забывать, что в каждой иконе заключена чудотворная сила. Не имеет значения, где вы находитесь и есть ли в вашем доме святой образ. Важно, чтобы ваши слова были искренними, с добрыми побуждениями и шли из глубины души. Тогда Господь обязательно окажет вам свою поддержку, и ваша жизнь станет намного счастливее, а в душе появится больше радости и спокойствия. А если вы все же хотите приобрести один из священных образов, пусть это будет в первую очередь икона «Крещение», которая убережет вас от зла и раздоров в семье. Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Икона Крещения Господня. Кого и почему можно увидеть у ног Спасителя в Иордане?

Интересные, для многих неизвестные, подробности.

Ил.1. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Мастер Михаил. Кон. XVI в. ГРМ, Санкт-Петербург

Четыре канонических Евангелия сообщают о том, что Иисус Христос принял крещение в водах Иордана от Иоанна Предтечи. На основе евангельского повествования сложилась иконография великого двунадесятого праздника. Любопытно, что река Иордан в изображениях Богоявления наполнилась рыбами, змеями, драконами и мифическими фигурами. Все это не единожды встречается среди художественных образов Крещения, следующих за византийским каноном, но не перекликается с евангельскими текстами. Объяснения необычных персонажей, населяющих святую реку, обнаруживаются в древнем предании, Книге Бытие и Псалтири.  

«Ерминия» (старинное руководство по иконописи) дает следующие указания относительно изображения Богоявления: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит  в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. [Он означает Иордан, возвратившийся вспять (Псал. 113, 3-5)]» [3]. Иордан часто изображался похожим на римского речного бога, в виде старца с сосудом, откуда льется вода. 

Стихи 3-5 псалма 113 упоминают также и о море, олицетворение которого часто соседствует с образом Иордана: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять/ горы взыграшася яко овни, и холми, яко агнцы овчии/ Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» Здесь акцентируется то, как иудеи чудесным образом совершили переход через Красное море. Слова об этом событии звучат в канонах праздника Богоявления.  Слова Псалтири не только отсылают к ветхозаветным событиям, но и создают переход к Новому Завету, пророчествуя о Крещении Господнем. В миниатюрах, иллюстрирующих псалмы, на изображении Богоявления рядом могли быть две символические персоны: море и река Иордан [4]. 

Ил. 2. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске (фрагмент)

Вполне понятны трудности «перевода» византийской иконографии при написании крещенских образов на Руси.  Сложности с именами и персонажами олицетворений реки и моря в таких иконах объяснялись тем, что автор, к примеру, путал олицетворения, не зная их истории [4]. Подобное могло случиться с иконой из Сольвычегодска мастера Михаила (конец XVI века). Здесь река Иордан – это женская фигура, а море изображено в виде мужчины (ил. 1, 2). В греческом языке слово море имеет женский род, а река – средний (в обычном случае) и мужской (если речь идет об очень большой реке). Греческо-русский словарь Нового Завета указывает на мужской род слова «река». Таков первоначальный род рассматриваемых олицетворений моря и реки [5; 1; 7].

Юноша – это третья фигура-символ водной стихии. Причина появления фигуры юноши в нижнем поле иконы Крещения трактуется неоднозначно. С одной стороны, он был воспринят как еще одна персонификация моря, вместо женской фигуры, расположенной рядом с олицетворением Иордана [2] . В то же время существует более убедительная версия. Его изображение может толковаться как олицетворение Иордана или одного из его потоков. Согласно древнему преданию, реку, в которой крестился Иисус Христос, слагали потоки Иор и Дан, что нашло свое отражение в книжной миниатюре [4]. Если юноша изображен в глубине вод рядом со старцем, опершимся на сосуд, то эта пара фигур – персонификация двух рек, которые слились в Иордан. Подобное олицетворение показано в иконе конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (здесь юноша восседает на паре рыб, возможно, дельфинов) (ил. 3, 4).           

Ил. 3. Богоявление. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Ил. 4. Богоявление. Ок. 1497 г. (фрагмент)

«Подле Христа плавают рыбы», – так завершаются указания «Ерминии» относительно изображения Крещения Господня. Рыба – древнейший символ Христа, который также обозначал и верующих во Христа. Слово «рыбки» на латыни звучало как pisciculli, а купель именовалась словом piscina, то есть садок или пруд для рыбы [6]. Наряду с изображением в иорданских водах рыбок, соответствующих такому толкованию, встречаем любопытный случай в греческой иконе XVIII века, когда зубастые рыбки, подобно стае хищников, окружили Спасителя. Одно из этих удивительных созданий в своих очертаниях приблизилось к змеиным (ил. 5, 6).

Ил. 5. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Ил. 6. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта (фрагмент)

Змея и дракон также появляются в иконе Богоявления. Примечательно, что с латыни слово draco можно одновременно перевести как «дракон» и «змея». Для христиан дракон – символическое обозначение Лукавого [6]. Змея же, которая есть и символ мудрости, в «Крещении» трактуется негативно. Изображение драконов и змей (попираемых) восходит к тексту в Книге Бытие (Бытие 3:15), равно как и псалму 73:13–14 («Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде») (ил. 7).

Ил. 7. Киевская псалтирь: Распятие. Крещение. Киев. XIV в.; памятник: Киевская псалтирь, 1397 г. Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).

Посредством этого псалма были связаны события грехопадения и Крещения [4]. «Главы змиев» показаны в македонской иконе Богоявления, написанной Давидом из Селеницы (ил. 8, 9).   

Ил. 8. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола. Давид из Селеницы. 1730–1739 гг. Македония. Музей Македонии, Скопье

Ил. 9. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола (фрагмент)

Рассмотренные символические изображения, окружающие фигуру Спасителя на иконе Крещения, обнаружили свои античные, ветхозаветные, а также христианские корни и одновременно смысловое единство в прославлении праздника явления Бога миру. Красота и пророческая пронзительность ветхозаветных текстов соединились с благой вестью новозаветного повествования.

Оксана Сьомак

Примечания:

1. Баркли М. Ньюман. Греческо-русский словарь Нового Завета. – М.: РБО. – 2012. – C. 174.
2. Виктор Семенович Кутковой. Живое и неодушевленное в православной иконописи // Эл. ресурс: www.nesusvet.narod.ru/ico/books/kutkovoy9/#a5
3. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом // Эл. ресурс:  http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm
4. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – C. 267–279.
5. Символизм и аллегории в иконах Крещения Господня // Эл. ресурс: http://nathnennya.com/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
7. Школа греческого языка «ПИФАГОР»: Определение рода // Эл. ресурс: http://mariamatsouka.blogspot.com/2012/09/6.html 
8. Иконография восточно-христианского искусства // Эл. ресурс: http://icons.pstgu.ru/

 

 

 

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковая функция ограничена 200 символами

 

pravlife.org

Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве

1. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаики купола. Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего. Обоим праздникам предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста.

Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника).

В ранних христианских памятниках IV-V веков, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетке с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что главным источником иконографии рассматриваемого события являлось Евангелие, на свидетельстве которого основывались описания Крещения в апокрифах, образы Богоявления содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника.[1]

Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты. В миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI век, Исторический музей в Москве) два ангела слетают ко Христу с небес.

Крещение. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес. Рассматриваемая мозаика находится в одном из тромпов, на которых покоится купол храма. Поскольку тромпы имеют криволинейную «вогнутую» поверхность, свет, падающий на мозаику, преломляется таким образом, что особым сиянием выделяется именно центральная часть сцены. Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород. Изображения Крещения в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век) сходны с Богоявлением в Дафни. Наряду с использованной в них лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один из них снимает рубаху, а другой изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток – символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

Крещение. Икона. Середина XIV века. Национальный музей, Белград. В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая еще большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях – у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева – сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии (Мф. 3, 16), ангелов и Христа Еммануила в небе.

Крещение. Икона. Псков, середина XIV века. Государственный Эрмитаж. Слияние потоков Иора и Дана на древней псковской иконе (первая половина - середина XIV века, Государственный Эрмитаж) показано таким образом, что они образуют линию скалистого берега над головой Христа. Его фигура в воде оказывается заключенной в ущелье, напоминающее, по наблюдениям Л.И. Лифшица, бездну ада, символизируя очищенную от греха и обновленную крестной жертвой плоть Адама[2], в соответствии с текстом Послания апостола Павла к римлянам: «Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 3-4). Л.И. Лифшиц отмечает, что в изображениях Крещения художники различными способами вводили мотивы, напоминающие о погребении Спасителя и Его Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад – изображения Спасителя стоящего в Крещении на подножии, напоминающем, как во фресках Грачаницы (1321 г.), попираемые врата ада.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку», - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (ныне – в Троицком соборе г. Александрова, XIV век), иконах-«таблетках» из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора (XV век). Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой.

Крещение. Икона. Мастер Михаил. Начало XVII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.

[1] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 277.

[2] Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. М., 2004. С. 318-319.

pravoslavie.ru


Смотрите также