Лука не дает советов кому


Кому не дает советов лука

Роль Луки в драме «На дне»

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

В чем видит смысл жизни Лука?

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Как Сатин относится к работе?

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

В чем смысл имени Лука?

С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.

И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.

Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Контакты Прошлое героя Советы Луки Что несёт людям Лука Что изменилось в отношении героя к жизни
Лука- Анна “Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела! Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…” “Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” Вера, терпение, милосердие, сочувствие — гуманные ценности. Анна умирает спокойно, терпеливо.
Лука-Настя “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!” Поддержка, доброта. Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”
Лука-Пепел Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!” Понимание, поддержка. За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.
Лука-Актёр Когда-то имел звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, — спился, “пропил душу” (акт 2). “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… Пропил я душу…Веры у меня не было…” “Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Помощь советом, убеждением, забота. Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход — самоубийство.
Лука- Барон Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…” Гуманный совет. По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников. “А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Лука-Клещ Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” Сочувствие, сострадание. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.
Лука-Бубнов Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…” Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!” Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни. У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”

Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?

  • Лука — довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить — иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
  • Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
  • Лука деятельный и заботливый.
  • Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
  • Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
  • Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
  • Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
  • Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
  • Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
  • Основная черта идеологии Луки — черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”

Вместе с героями и автором взвешиваем события и делаем выводы о правде и лжи, о гуманизме, о непреходящих нравственных ценностях.

  • Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
  • В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек — вот правда!”, “Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
  • В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек — может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
  • Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
  • Пьеса М.Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9394 — | 7309 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. По словам Актера, его «организм отравлен»

2. Сатин оказался в тюрьме

В) за подделку документов

Г) за вымогательство

3. В прошлом Сатин был

А) о пельменях Квашни

Б) о смерти жены

В) о женитьбе на Наташе

Г) об убийстве Костылева

5. Васька Пепел живет

А) за счет Василисы

Б) сбывая краденое

В) изготовляя ключи

Г) шулерской игрой в карты

6. Лука не дает советов

7. «Дважды убить нельзя», — считает

8. Умирающую Анну с улицы приводит

9. Настя читает книгу под названием

А) «Униженные и оскорбленные»

В) «Роковая любовь»

Г) «Любовь Яровая»

10. Костылев «накидывает полтинничек» на ночлежников, чтобы

А) купить лампадного масла

Б) похоронить Анну

В) улучшить бытовые условия в подвале

Г) вылечить Актера

11. В пьесе основой является спор Луки

А) со всеми ночлежниками

12. Василиса в конце пьесы

А) становится полновластной хозяйкой ночлежки

В) оказывается в больнице

Г) заключена под стражу

13. Ночлежники поют

А) «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно»

Б) «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня»

В) «Светит месяц, светит ясный»

Г) «Сижу за решеткой в темнице сырой»

14. «Испортил песню», по словам Сатина,

А) Уход Луки из ночлежки

Б) Васька Пепел убийством Костылева

В) Актер, совершив самоубийство

Г) Клещ скрежетом напильника

15. Лука советует Сатину уйти

16. Лука является

А) антагонистом Сатина

Б) протагонистом автора

В) главным действующим лицом пьесы во всех действиях

17. Барон получил свое прозвище за то, что был

А) цыганским предводителем

Б) занимался наркобизнесом

Г) был очень гордым и самолюбивым человеком

18. Какое высказывание НЕ принадлежит Луке

А) «Человек – это звучит гордо»

Б) « Во что веришь, то и есть»

В) «Человека и пожалеть нужно»

Г) «Мяли много, оттого и мягок»

19. Васька Пепел хочет жениться

20. Каким способом Актер уходит из жизни?

Г) выкинулся из окна ночлежки

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Alesha2015Alesha2015 19.05.2016

Ответ

Проверено экспертом

1. По словам Актера, его «организм отравлен»

2. Сатин оказался в тюрьме

3. В прошлом Сатин был

Б) о смерти жены

5. Васька Пепел живет

Б) сбывая краденое

6. Лука не дает советов

7. «Дважды убить нельзя», — считает

8. Умирающую Анну с улицы приводит

9. Настя читает книгу под названием

В) «Роковая любовь»

10. Костылев «накидывает полтинничек» на ночлежников, чтобы

А) купить лампадного масла

11. В пьесе основой является спор Луки

12. Василиса в конце пьесы

А) становится полновластной хозяйкой ночлежки

13. Ночлежники поют

А) «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно»

14. «Испортил песню», по словам Сатина,

В) Актер, совершив с а м о у б и й с т в о

15. Лука советует Сатину уйти

16. Лука является

Б) протагонистом автора

17. Барон получил свое прозвище за то, что был

englishpromo.ru

Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне

"Во что веришь, то и есть". Роль Луки в пьесе "На дне"

Автор: Горький М.

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.

Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия - только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.

Другая точка зрения - та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.

Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков - его имя происходит от слова "лукавый". Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление - завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей "роковой любви", торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.

В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, "ни одна блоха н плоха". Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:

Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.

Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага - он старается дать им толчок к действиям.

Однако это мало кто ценит - все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит - тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.

Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов - у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

(Добавьте свою оценку его)

mirznanii.com

Пьеса "на дне" кто не верит в обещания луки? Что обещает им лука (цитаты из текста)? (перечислить не верующих героев )

Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна
выражается по-своему. Сначала вера понимается узко — как христианская
вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти
она успокоится, Господь отправит ее в рай.
По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил» , старичок
советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где
пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с
Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в
том, что Васька — хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське
советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей,
которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные
события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.

Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать
двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они
верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть,
реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства
ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь» .

Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда» .
За то, что Лука пропагандирует ложь во спасение, Барон называет его
шарлатаном, Васька Пепел — «лукавым старцем» , который «истории
рассказывает» . Бубнов остается глух к словам Луки, он признается, что он
не умеет врать: «По-моему — вали всю правду, как она есть! » Лука же
предупреждает, что правда может оказаться и «обухом» , и в споре с
Бубновым и Бароном о том, что такое правда, говорит: «Она, правда-то, —
не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… » . Клещ,
который на первый взгляд является единственным персонажем, не теряющим веру в себя, во что бы то ни стало стремится вырваться из ночлежки, вкладывает в слово «правда» самый безысходный смысл: «Какая — правда? Где — правда? . .Работы нет… силы нет! Вот — правда! . .Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..».

sprashivalka.com

А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 2.

И.М. Москвин  в роли Луки

 

 Действие 2.

Вечер в ночлежке. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой.

Анна говорит Луке, как тяжела была её жизнь : «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела!.. Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась...». Лука успокаивает её, говоря, что на том свете будет спокойно. «Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…»

Бубнов и Кривой Зоб запевают песню:

Мне и хочется на волю… эх!
Цепь порвать я не могу…

Татарин возмущён нечестно игрой Сатина и Барона, на что Кривой Зоб говорит: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»

После окончания игры все отправились в трактир.

Актёр рассказывает Луке о своём прошлом. Как он играл, у него была хороша память, ему аплодировали. А сейчас он не помнит даже любимое стихотворение. («Пропил я душу,»)

Лука обнадёживает Актёра, говоря, что от алкоголизма можно вылечиться: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает!».

Название города Лука обещал сказать потом, а пока Актёру нужно готовиться: « Воздержись… возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо… Человек — все может… лишь бы захотел…». Актёр уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Лука снова её успокаивает, говоря, что после смерти она отдохнёт: «…помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая…»

Лука говорит, что Бог знает, какая была у Анны тяжёлая жизнь , и велит отвести её в рай. « Ты — с радостью помирай, без тревоги…»,- говорит Лука Анне.

Анне не хочется умирать, она надеется, что выздоровеет, говорит, что потерпит, раз там так хорошо будет: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!».

Пепел, слыша слова Луки, понимает, что тот обманывает: «Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!».

Бубнов, узнав, что Анна действительно помирает, говорит ,что наконец кашлять перестанет, мешает её кашель ( никакой жалости ).

Пепел спрашивает у Медведева (дяди Наташи), каково её здоровье, сильно ли избила её Василиса. На угрозы Медведева говорит, что выдаст всё их  семейство: « Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!».

Лука просит Пепла уйти от греха подальше, не лезть в дела семейные, уехать в Сибирь, на что тот отвечает: «Нет, уж я погожу, когда пошлют меня в Сибирь эту на казенный счет…»

Пепел о себе: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…».

Лука снова предлагает Пеплу в Сибирь поехать, там такие нужны : «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!». На слова Пепла о то. Что Лука врёт. Тот отвечает: «И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…».

Бубнов: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь…».

На вопрос пепла о том, есть ли Бог ,Лука отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…»

Входит Василиса, безразличное говорит Анне: «Жива еще?»

Пепел говорит Василисе, что та надоела ему: «…а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой, и всё… а никогда ты не нравилась мне… души в тебе нет…». Он предлагает ей разойтись мирно, без скандала.

Василиса откровенно говорит Пеплу : «… я все дожидалась, что ты мне поможешь из омута этого выбраться… освободишь меня от мужа, от дяди… от всей этой жизни… И, может, я не тебя, Вася, любила, а… надежду мою, думу эту любила в тебе..».

Василиса просит Пепла освободить её от мужа, а за это она разрешит ему жениться на Наташе да ещё и денег даст. « А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд…»

Входит Костылёв, он разъярён, кричит на жену и на Пепла. Пепел набрасывается на Костылёва. Тот убегает.

Разговор Пепла и Василисы случайно слышал Лука. Он советует Пеплу не слушать Василису. «Мужа — она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да! Ты ее, дьяволицу, не слушай…». Лука советует : «Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…».

Анна умерла. Лука пошёл за Клещом.

Входят Наташа и Актёр, который говорит, что весной поедет лечиться. «Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!». «…по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…».

Наташа увидела, что Анна умерла: «… что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?».

Никто не жалеет о смерти Анны, даже муж, что с горечью замечает Наташа. На это Лука говорит: «…куда нам — мертвых жалеть? Э, милая! Живых — не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

Входят Сатин и Актёр. Сатин не верит, что есть лечебница. «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».

Бубнов просит не шуметь, спать пора. Никого не смущает, что в ночлежке лежит Анна. Сатин: « Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..»

Входит Лука.

Конец 2-го действия.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

 

 

literatura-ege.ru

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Лука входит в ночлежку с Наташей.

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

Да.

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь. 

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

Настя ( разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел( новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

Да.

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» - это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!».

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).

infourok.ru

Лука характеристика (На дне) – образ в пьесе Горького кратко в таблице

В пьесе М. Горького «На дне» особое место занимает образ Луки, так как его появление в ночлежке меняет жизни других персонажей. Данная статья поможет рассмотреть характеристику Луки («На дне»).

Судьба

Лука на момент повествования – шестидесятилетний странник, оказавшийся в ночлежке, где уже долгое время проживают другие персонажи пьесы М. Горького.

Лука мало говорит о своей прошлой жизни. Вероятнее всего, он пробыл на каторге после совершения какого-то преступления.

В рассказе о себе Лука говорит о том, что его «мяли много», поэтому он такой мягкий и ласковый. Такая самохарактеристика позволяет говорить о том, что Луке пришлось на своем жизненном пути столкнуться с различными препятствиями, однако он не испугался их и все преодолел.

Взгляды

Лука придерживался особых взглядов, которые во многом отличались от взглядов других жителей ночлежки. Рассмотрим эти взгляды с цитатами.

Лука считает, что каждый человек заслуживает уважения, ведь каким бы он ни был, «всегда своей цены стоит». Именно поэтому Лука относится ко всем с теплотой и добротой.

Странник считал, что к каждому человеку нужно относиться по-доброму, что каждого нужно жалеть. Здесь Лука опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел».

Причем Лука отмечает, что жалеть нужно не тех, кто уже умер, а тех, кто еще жив, ведь «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!».

Значение образа

Образ Луки в пьесе «На дне» занимает особое место. Он является олицетворением «трех правд» в произведении. Лука считает, что правда человеку не всегда приносит только добро. Герой использует ложь во спасение, давая жителям ночлежки надежды на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Лука действует на судьбы многих персонажей горьковского произведения, что поможет продемонстрировать таблица:

Герой

Влияние Луки

Анна

Помогает ей, всячески поддерживает, говоря о том, что после смерти она обретет желанный покой

Настя

Поддерживает героиню, верит в ее рассказы о любви с французом-студентом

Барон

Верит в рассказы о том, что герой в прошлом был влиятельным дворянином

Васька Пепел

Советует уйти в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь, отказавшись от воровского пути

Наташа

Советует уйти вместе с Васькой Пеплом в Сибирь, где она сможет жить спокойно без семейства Костылевых

Актер

Лжет о существовании бесплатной лечебницы, в которой людей лечат от алкоголизма, дает надежду на изменение жизни к лучшему и возвращение на сцену

Если говорить кратко, то все намерения странника Луки добры, но они приводят к настоящим трагедиям разного характера. Ложь во спасение, которой пользовался Лука, сначала дает людям надежду на лучшее, но затем люди понимают, что им не удастся ничего изменить, и это приносит только разочарование. С помощью образа Луки М. Горький разоблачает теорию лжи во имя блага.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Луки («На дне»)», рассмотрит судьбу Луки, его взгляды на жизнь, а также продемонстрирует роль Луки во всей пьесе М. Горького.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Самые популярные материалы апреля для 11 класса:

obrazovaka.ru

Памагите пажалуйстааа атфетить на вопросы горького "на дне"

Ответ на первый вопрос: Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки? В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти… » «А ты – болван» , - огрызается Сатин. «Почему? » - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя» . Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… почему – нельзя? » Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы. Там еще много, если интересно в Google Com забей парочку предложений из моего текста быстро дальше сообразишь что к чему хм, дальше свои ответы вставляй в Google смело и все найдется :-)

Плохо помню произведение (давно это было) , но вот кусочки моего соченения, которые подходят под некоторые вопросы: 2, 4 Рассказанная им же (Лукой) история о беглых каторжниках раскрывает основную идею образа – человека спасёт не насилие не тюрьма, не жестокость, а добро! Он находит сострадательное, тёплое, мудрое слово для всех. Однако по-разному воспринимаю Луку обитатели дна: «Мякиш для беззубых» , «Пластырь для нарывов» – дают ему Сатин и Барон характеристику; «Добрый ты дедушка» – говорит Наташа. «Добрый, говоришь? Ну.. . и ладно, коли так.. . да! » – в словах же Луки звучит какое-то сомнение. Откуда оно? Куда он так внезапно исчезает? И почему после его исчезновения обретённая надежда ведёт героев к катастрофе: Ваську ждёт каторга, Наташа исчезает, Актёр совершает самоубийство – почему? Эти вопросы Горьким не проясняются в сюжете, неожиданно усложняя восприятие «уважающего всякую блоху странника» . 5. Утешение или правда – глубоко философский вопрос; в драме «На дне» Горький ставит его перед людьми, живущими в таких условиях, где и жить-то нельзя, только «обитать» возможно! И у каждого из них своя «правда» : «Не обижай человека – вот закон» – у Татарина, «...мне кажется, что я всю жизнь переодевался.. . а зачем? » – спрашивает себя Барон; и своё понимание правды: от возвышенного определения Сатина, который называет правду Богом свободного человека, до откровенного хамства, которое Бубнов считает правдой: « А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? » Кто как убивающие время они прячутся от реальности за пустыми разговорами, игрой в карты, чтение романов и т. д. Ещё в первом акте в одной из ссор Квашня замечает Бубнову: «А-а! Не терпишь правды!» . И в третьем акте он сам уже восклицает: «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя.. . вот она – правда! » Да, не получается у персонажей драмы принимать правду.. . Губительна она для них: слишком уж страшная!

1) Живут по привычке, не особенно задумываясь о своём положении. Они равнодушны друг к другу, слышат лишь себя, даже если разговаривают все вместе. 2) Лука добр ко всем, умеет выслушать, ободрить и дать совет. Все люди для него ценны: "Ни одна блоха не плоха, все черненькие, все прыгают" 3) Конечно, врал. 4) Горький считает, что такие, как Лука необходимы. Лука верил в человека, он утверждает:... человек все может.. . лишь бы захотел" Ему же принадлежат слова: "Всё ищут люди, все хотят - как лучше.. . Они - найдут! Они - придумают Помогать только надо им... уважать надо" Вот оно - главное слово. Лука людей уважал. Лука сумел реально помочь людям задуматься о своей жизни, подвигнул их к поиску выхода, поддержал их надежду. 5)Слабое место Луки - отсутствие объективных истин: "Во что веришь - то и есть" Получается, что под маской утешения он он сеет среди ночлежников невери, отчаяние. Втайне старец убежден, что положение человека изменить невозможно. Ложь Луки - ложь во благо: Чего тебе правда больно нужна.. . Она првда-то, может, обух для тебя". 6) Сатин - идейный противник Луки, хотя именно старик привел его к размышлениям. Он поднимает человека на недосягаемую высоту" "Человек свободен! ". В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека". И явно это позиция автора.

touch.otvet.mail.ru

высказывание луки о людях, о правде, о вере в рассказе горького "на дне"

Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе. Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя мыслями, что она — свободная во всех смыслах женщина, а Настя — мечтами о красивом и прекрасном чувстве к Гастону, которое на самом деле есть только в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот розовый мир врывается реальная действительность. Она то и показывает, кто есть кто в ночлежке. Эти люди жестоки друг к другу, потому что жизнь сделала их такими, а они не смогли вовремя поправить складывающуюся ситуацию. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, как они разрушают иллюзии других людей: не дают покоя умирающей Анне, останавливают Клеща с его надеждами выбраться со дна жизни. Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду. Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии. Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу — свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное. Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства. К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал.. . Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись.. . возьми себя в руки и терпи... ”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами. Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро. В пьесе, как я уже убедился, главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается и словом и делом помочь. Главным оппонен

touch.otvet.mail.ru

Кому и зачем рассказывает Лука притчу о праведной земле? В чём её смысл?

Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь.. . значит — была она» . Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама она любит мечтать и ждет чего-нибудь необыкновенного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а Клещ возмущается: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно» . Бубнов и Барон утверждают, что люди врут из желания «подкрасить душу» . Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос -от всех жалел и нам так велел» . Рассказывает историю из своей жизни о том, как он воспитывал грабителей (заставил их сечь друг друга) , а потом дал им хлеба. Если бы он не пожалел их тогда, они бы убили его и попали в тюрьму или Сибирь, где их вряд ли научили бы добру. Клещ кричит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем он виноват, твердит, что всех ненавидит, и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит Клеща за злобу и гордыню: «Ежели людей по работе ценить.. . тогда лошадь лучше всякого человека.. . Возит и — молчит! » Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел — и все зря. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается отправиться на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уходить с ним, обещает бросить воровство, начать работать (он грамотный) . Он не кается, потому что не верит в совесть, но чувствует, что надо жить иначе. Его ни разу в жизни никто не называл иначе как вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что не любит его и что он плохо обошелся с ее сестрой. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег» , которые ей нужны, чтобы развратничать. Наташа же, по его словам, сумеет удержать его. Лука советует Наташе выходить за Пепла, потому что больше ей идти некуда, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первых побоев, а потом обещает удавиться. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет.. . Он ни бить, ни любить не может.. . Я знаю! Он больше на словах удал... » Вошедший Костылев отсылает Наташу ставить самовар. Пепел говорит Наташе, чтобы она больше не слушалась Костылева, Василиса подзадоривает Пепла, сталкивая его с мужем, однако Лука успокаивает Пепла. Костылев говорит Луке, что человек должен на одном месте жить, «а не путаться зря по земле» . По его мнению, человек должен работать, чтобы от него была польза. Человеку нужна не всякая правда, нужно уметь молчать, жить праведно, никому не мешать, никого не осуждать, зря людей не мутить. Лука отвечает загадкой: «Я говорю — есть земля, неудобная для посева.. . и есть урожайная земля.. . что ни посеешь — родит» . Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена сошлась с мастером, они хотели отравить Бубнова, он злился и бил жену, а мастер злился и бил Бубнова. Мастерская была записана на жену, Бубнов сильно пил и в результате остался ни с чем. Появляется Актер.

В Евангельских притчах сюжеты притч заимствованы из повседневной жизни того времени. При этом надо знать, что ситуации и лица, заимствованные из реальной жизни, не предлагаются как совершенные и идеальные. Господь берет лишь некоторые черты и поучительные особенности их, но не предлагает данный пример для подражания. Например, Спаситель говорит: вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24:43-44). Совершенно ясно, что сравнение, сделанное в приведенных словах, имеет четкую границу. Господь не проводит аналогию, а лишь побуждает стяжать такую важную добродетель, какой является духовное бодрствование. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Наперед утвердите мысль свою в том, что в притчах не всякой черте надо приискивать значение, а держать только главную мысль притчи, которая всегда почти указывается Самим Господом. Например, Господь называет Себя татем, в том только смысле, что Он придет неожиданно и незаметно. Все же прочие черты, отличающие татя, не должны быть принимаемы в счет. Так и в притче этой только одну черту имел в виду Господь указать, именно, как неверный приставник, услышав, что его ожидает отставка, не зевал, а тотчас взялся за дело и обеспечил себя на будущее время. Приложение таково: мы же, зная наверно, что ожидает нас лишение царствия, и ухом не ведем: живем, как живется, будто не ожидает нас никакая беда. Такую мысль и выразил Господь, сказав: сыны века мудрей сынов света. Сею мыслью и ограничиться надо, не стараясь толковать других черт притчи, хоть и можно бы сказать что-нибудь» (Собрание писем. Выпуск II. Письмо 359). В притче о неверном управителе Господь не предлагает подражать мошенничеству управителя, а поучает тому, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, но пытаться делать все, чтобы выйти из крайне затруднительного положения. Качество это важно иметь последователям Спасителя как ввиду того, что они живут в мире, полном искушений, так и в ожидании будущего Суда. В притче высказано поучение: сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16:8). Принципиальное значение имеют последние слова в своем роде. Они важны для правильного толкования притчи. Этим обозначена граница, т. е предел сближения сынов света и сынов века сего. При толковании слов: обретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16:9) ключевым является понятие богатство неправедное. Здесь говорится о мирском богатстве в противоположность понятию сокровища на небесах. Раздавая мирское богатство в качестве милостыни, мы приобретаем друзей: получившие милостыню выступят как ходатаи за нас перед Богом, чтобы нам войти в вечные обители.

touch.otvet.mail.ru

Помог или навредил ночлежникам Лука? На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / На дне / Помог или навредил ночлежникам Лука?

    Он умница…
    Сатин
    Мнения на этот счет разнообразны и противоречивы. Многие критики обвиняют Луку в том, что он не сделал ничего для спасения обитателей «дна», а только жалел их. Ночлежникам нужны не обещания, а конкретные действия, на которые Лука не способен.
    Другие утверждали, что Лука «вызвал к свету всё хорошее, что раньше дремало беспробудно. «Лука не кто иной, как Данко, - сказал Нежданов.- которому приданы лишь реальные черты».
    Я тоже считаю, что Лука ни в коем случае не навредил. С годами менялось отношение общества к этому персонажу. Раньше считали, что жалеть и утешать человека унизительно, и относили Луку к разделу отрицательных героев, к представителю лжи. Однако в наше время, когда человек чувствует своё одиночество и ненужность окружающих, Лука получил «вторую жизнь». Он жалеет живущих рядом людей. И пусть только на мгновение в их душах загорается надежда, а это уже немаловажно.
    «Странник», как называет себя Лука, пытается каждого утешить, подбодрить ласковым словом участия, обнадежить, пусть даже заведомой ложью во спасение. Разговаривая с Лукой, ночлежники впервые встречаются с человеком, который их не только готов выслушать, но и поверить во всё сказанное, без смеха и унижения их достоинства. Лука пытается понять их беды, утешает, принимает часть их боли, как им кажется, на себя.
    Каждому жителю ночлежки Лука чем-то помог. Он терпеливо выслушивает жалобы Анны, успокаивает рассказами о загробной жизни за все её муки на земле. Лука пробудил в ней теплые воспоминания о своем батюшке: «… на отца ты моего похож… такой же ласковый… мягкий…» «Мяли много, оттого и мягок…» - говорит старик. Он действительно ласков, называет её «милая», «голубка», причем относится так ко всем: и к Насте, и к Пеплу.
    Он возрождает веру, способную повести человека за мечтой. Актера Лука убеждает, что есть такая лечебница, в которой излечивают от алкоголизма, что Актер еще сможет блеснуть на сцене, когда избавится от своей болезни.
    Ваське Пеплу Лука говорит, что еще не все потеряно, что он сможет начать новую жизнь и его не будут звать вором.
    Лука верит, в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у неё была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Старик слушает её без тени иронии, говоря: «во что веришь, то и есть»
    И нет вины Луки в том, что его благим намерениям не суждено осуществиться. Он жалеет ночлежников, которые потеряли человеческие чувства, они забыли, что в жизни есть добро, сострадание, справедливость. Появление Луки очеловечило этих людей. Циничный Сатин сказал: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
    Я считаю, что такие люди, как Лука, обязательно нужны обществу. Он смог очеловечить ночлежников, заставил задуматься о смысле жизни. Прочитав пьесу «На дне», тоже невольно задумываешься о вечных проблемах человечества.



/ Сочинения / Горький М. / На дне / Помог или навредил ночлежникам Лука?


Смотрите также по произведению "На дне":


www.litra.ru

(На дне) Жизнь ночлежников после появления Луки. Помогите найти Сочинение, о великие Умы!)

Дело в том, что данная тема предполагает изложение, а не сочинение. Надо просто прочитать внимательно пьесу М. Горького "На дне" и пересказать, что изменилось в жизни обитателей ночлежки после появления Луки. Особенно обратите внимание на тех, кто особенно восприимчив к утешительной лжи Луки: на Анну, Актёра, Ваську Пепла. Вам обязательно нужна будет и предыстория персонажей пьесы, поэтому не отмахивайтесь от сочинений на тему "Жизнь ночлежников до появления Луки". В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь. Васька Пепел - потомственный обитатель дна, "вор, воров сын". Никто его иначе и не называл, поэтому до поры до времени он и не думает что-то менять в своей жизни: он и так в привилегированном положении - в подвале для него отгорожено даже какое-то подобие комнатки. Хозяин ночлежки Костылёв, хотя и ревнует свою жену к Ваське, но всё-таки не спешит избавиться от этого нужного ему человека: скупка, а потом продажа краденого - один из источников его дохода. Любовь к Наташе, сестре хозяйки ночлежки Василисы, приводит Ваську к желанию вырваться с этого дна, зажить честной трудовой жизнью. Что же происходит с Васькой после появления Луки? Добренький старец убеждает потомственного вора, что жить честно можно, что его мечта о другой жизни может воплотиться в Сибири - именно туда Лука советует ехать Ваське вместе с Наташей. Но дно крепко держит своих обитателей, и мы знаем, что Васька действительно отправится в Сибирь, но не для того, чтобы зажить там счастливой семейной жизнью, а как каторжник, потому что убил нечаянно Костылёва. Вот бы где Луке помочь этому человеку! Ведь старик был свидетелем того, как Василиса уговаривала Ваську убить мужа, слышал, как Васька наотрез отказался брать на душу этот грех. И именно Лука видел, что имел место, скорее, несчастный случай, а не убийство. Но где уж Луке прийти на помощь человеку тогда, когда он в ней действительно нуждается! Луки и след простыл: общаться с полицией он не намерен даже ради спасения человека от каторги. Спившийся Актёр примирился со своей участью. Да, играл когда-то в театре (кстати, видимо, никогда не отличался особым талантом: в "Гамлете" исполнял роль могильщика) , пристрастился к спиртному, опустился ниже некуда - потерял даже имя.. . Но появляется Лука и вселяет в Актёра надежду на то, что от алкоголизма можно излечиться: есть, оказывается, в каком-то городе лечебница, где алкоголиков бесплатно лечат. Вот только Лука забыл название этого города, но вспомнит, обязательно вспомнит и укажет туда дорогу.. . В бедном Актёре пробуждается надежда на то, что не всё ещё потеряно, что он действительно вылечится и снова сможет служить в театре.. . Он даже вспомнил свои любимые стихи французского поэта Беранжера (Беранже) и продекламировал их.. . Когда же Лука исчез, так и не указав дорогу в лечебницу, Актёр не выдержал - повесился. Жена бывшего слесаря Анна умирает от туберкулеза. В ночлежке она оказалась вместе со своим мужем, который, несмотря на прекрасную профессию слесаря и гордость званием рабочего человека, в кризисный период был уволен с завода. Работа не приносила Клещу больших денег: его жена никогда в жизни досыта не ела - вот и заболела. Она уже примирилась с мыслью, что её земные мучения заканчиваются, но Лука своими рассказами о рае, о том, как прекрасно там, пробудил в ней огромную жажду жизни: если ТАМ хорошо будет, так ЗДЕСЬ ещё можно и помучиться. В общем, знание текста Вам помогут написать такое сочинение, какого ни у кого больше не будет.

<a href="/" rel="nofollow" title="2668:##:http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=7&ved=0CBMQFjAG&url=://referats.qip.ru/referats/preview/95549/&rct=j&q=Р–РёР·РЅСЊ+ночл ежников+РїРѕСЃР» Рµ+РїРѕСЏРІР» ения+Луки&ei=LTT0SpLeBIGKnQOAmqGtAw&usg=AFQjCNHwUA-XIxu7g26RvJlRZ34dsuYF8A" target="_blank" >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также