Кто такой лама в буддизме


Кто такой лама в буддизме

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Содержание:

Значение основных понятий
История ламаизма
Выбор Далай-ламы
Монахи
Духовная роль ламы
Заключение

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Значение основных понятий

В переводе с санскрита «лама» означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.

Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.

История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.

Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.

Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.

Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!

o-buddizme.ru

Тибетские ламы - кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим рассказать вам, кто такие тибетские ламы, какую роль они выполняют, какими способностями обладают и где их можно встретить. А также вы узнаете, какова иерархия лам и как приходят к такому высокому сану.

Что ж, начнем!

Понятие

Слово «лама» переводится как «высший», «духовный учитель». Санскритский эквивалент ему – гуру.

Лама – уважаемый в тибетском буддизме человек. Монахи и миряне относятся к нему с благоговением, как к духовному отцу. Он действительно таковым является, ведь свою жизнь лама посвятил помощи другим людям на тропе освобождения.

Некоторые воззрения, в основном европейские, некорректно называют ламой любого тибетского монаха или монахиню в знак уважения – точно так же, как тибетский буддизм не совсем корректно называют «ламаизмом».

На деле ламой можно назвать человека, который достиг определенного духовного уровня, принял обеты и делает все для духовного совершенствования других. Причем ламой может быть не только настоятель монастыря, но и мирянин, отличающийся духовностью и добродетельной натурой.

Возраст – не помеха для становления учителем при условии, что все ступени были пройдены. Нынешние ламы традиционно соблюдают догматы буддизма, живут довольно аскетично. Однако при этом современный мир им не чужд – они любят веселиться и общаться, неплохо владеют английским языком и знают, что такое социальные сети.

Распространение

Ламы встречаются в школах тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма, гелуг, а также в тантрическом учении. Географически они представлены везде, где присутствует буддизм Тибета:

  • Китай;
  • север Индии;
  • Бутан;
  • Монголия;
  • Россия.

На российских территориях они встречаются в буддийских республиках: в Бурятии, Тыве и Калмыкии.

Тэло Тулку Ринпоче, Калмыкия

Роль

Задача ламы – найти ученика, выявить его таланты и способности, обучить дхарме. Для него важно не просто передавать знания, а самому постоянно совершать практики, черпать все новые и новые знания, совершенствоваться, оттачивать мастерство и наполняться состраданием. Он должен в первую очередь свято чтить то, что открывает другим.

Лама – синоним помощи и милосердия. Он должен помогать не только передачей дхармы, мантрами, обучением медитативным практикам, советами, но и решительными действиями. Так, например, нередки случаи, когда вместе с военными и спасателями ламы помогали людям после стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, дождей – возводя заново дороги, разбирая завалы, развозя продовольствие.

Иерархия

Среди лам есть строгая иерархия, которая может зависеть как от духовных достижений, так от рождения:

  • невоплощенные;
  • ученые;
  • тулку.

Невоплощенные

Это самый низкий ранг лам, которые позже могут перейти выше. К ним относятся простые буддисты, которые принимают решение отречься от мирской жизни и поселиться в монастыре.

С приходом в монастырь его называют банди или рабжунгом. Не один год ученик доказывает, что он может стать ламой, соблюдая обеты и обязанности.

Раньше стать банди могли шестилетние мальчики, а сейчас только 17-18 летние юноши, которые получили школьное образование.

Позже монахи поэтапно принимают два сана и связанные с ними обеты:

  • гецул – 36 обетов;
  • гелонг – 253 обета.

Ученые ламы

Чтобы стать ученым ламой, монаху потребуется 10-20 лет непрерывного обучения буддийской философии, медицине, астрологии. Этот процесс состоит из нескольких этапов, в ходе которых лама по очереди приобретает пять титулов, последний из которых называется «геше». Его можно сравнить с должностью доктора наук в миру.

Тулку

Так называются ламы, которые постоянно перевоплощаются. Ими не становятся – ими рождаются. Считается, что они имеют все духовные качества, чтобы уйти в нирвану и тем самым вырваться из круговорота сансары, но вместо этого они каждый раз перерождаются в этом мире, чтобы нести всем живым существам дхарму и приближать их к освобождению.

Когда тулку умирает в этом рождении, он оставляет какие-либо знаки, чтобы было проще найти его новое воплощение. Особые признаки ищут также приближенные к нему ученые ламы.

Спустя 1-3 года после смерти специальный отряд отправляется на поиски маленького мальчика, который укажет на личные вещи умершего ламы. Обычно это книга, амулет, очки, платок, колокольчик. 

Если малыш прошел это и несколько других испытаний, то он и есть новое воплощение ламы. Тогда его забирают из родительского дома, совершают ритуал посвящения и обучают.

Тулку, в свою очередь, тоже имеют свою иерархию:

Он главный, «великий» лама в тибетском буддизме и воплощение Авалокитешвары – будды сострадания. Первый Далай-Лама Гендун Дуб появился в конце 14 столетия, и с тех пора линия преемственности не прерывалась.

Одним из самых могущественных был Далай-лама V. Он жил в 17 столетии – тогда буддизм в Тибете процветал, а благодаря Его Святейшеству главный город Тибета Лхаса преобразился и «оброс» красивейшими дворцами.

Нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо является ключевой фигурой мировой религии, светской власти и великим миротворцем.

Далай-лама XIV

Второй по значимости лама, воплощение Амитабхи – будды безграничного света. Ветвь преемственности начинается с 1385 года. Он имеет духовное влияние без светско-политического характера.

Третий лама в иерархии, который особенно почитается в направлении карма-кагью. Он олицетворяет всех дхьяни-будд. 

Кармапа имеет духовные полномочия, но никак не связывается с политической жизнью. Его считают главным тибетским йогином.

Один из высших тулку, имя которого в переводе значит «драгоценность». Тибетские и бутанские буддисты ассоциируют Ринпоче с духовным деятелем Падмасабхавой, который положил начало тантрическому учению. Больше он известен под именем Гуру Ринпоче.

Такое название носит титул монастырского настоятеля в российских регионах, где распространен буддизм, – на бурятских, алтайских, тувинских территориях. Пандито Хамбо-лама – руководитель российской традиционной сангхи буддистов.

Хамбо лама Аюшеев

Способности

Многие ламы, долгое время обучавшиеся в монастыре, имеют целительские способности. Эта традиция зародилась еще несколько веков назад, когда при монастырях стали появляться школы врачевания и монахи изучали антропологию, свойства лекарственных трав и альтернативные традиционной медицине способы лечения. Даже сегодня во многих монастырях ламы-целители принимают прихожан и оказывают им медицинскую помощь.

Стоит отметить, что сами ламы – в большинстве своем долгожители.

Другая важная способность лам – познания в сфере астрологии и умение составлять гороскопы. На основе них они рассчитывают благоприятные и неблагоприятные дни, лучшие даты для праздников и знаменательных событий.

Как достичь звания

Чтобы стать ламой, нужно пройти посвящение, принять обеты для санов гецул и гелонг, о которых мы говорили выше. Кроме того, будущие ламы обязательно должны избегать:

  • убийства живых существ;
  • краж;
  • прелюбодеяния;
  • вранья;
  • одурманивающих веществ.

Ламы-миряне имеют право вступать в интимную близость только в браке.

Ламы Иволгинского дацана

Для повышения собственного ранга лама низшего звена должен:

  • избрать путь бодхисаттвы и стараться приобрести его черты;
  • расти духовно, учиться, заниматься саморазвитием;
  • изучать буддийское учение и священные тексты;
  • прислушиваться к советам своего учителя, наставника.

Заключение

На этом мы сегодня закончим.  Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вам понравилась статья, и вы узнали что-то новое для себя.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, оставляйте комментарии. Будем рады развиваться вместе!

o-buddizme.ru

Кто такой лама в буддизме

В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.

Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир не возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.

Буддизм — живое учение

Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.

Например, в буддийских трактатах было написано, что Земля плоская. Но наука доказала, что Земля круглая. И буддисты приняли это: они сказали: «Наши мыслители прошлого ошибались на этот счет. Наука доказала, что Земля круглая», - и стали жить в мире с этим знанием. В буддизме нет места мистике, есть логика и понимание работы человеческого сознания. У этого учения на сегодняшний момент 414 767000 официально зарегистрированных последователей во всем мире.

В буддизме есть множество ответвлений и школ. Это произошло из-за того, что после смерти Будды у его учеников возникли разногласия по некоторым вопросам, а Учителя уже не было в живых, поэтому некому было их рассудить. Одно из таких ответвлений — буддизм тибетский.

Кто такой лама в буддизме

В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».

В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.

Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Как стать ламой в буддизме

Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.

Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:

1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.

2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.

3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.

4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.

5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.

Иерархическая лестница тибетских лам

Существует иерархия лам в буддизме: у «новичков» низкие саны, но любой лама может продвинуться на более высокий уровень.

Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.

Иерархия «невоплощенных» лам — низшие ранги

Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.

Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.

В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.

Выше стоят ученые ламы

В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.

Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.

Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.

Ученых степеней всего 5:

1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.

2. Дорамба — специальная ученая степень.

3. Габчжу.

4. Цограмба.

5. Геше — «друг добродетели» — доктор буддистских наук, выражаясь мирским языком.

Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.

Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Иерархия высших лам — неземных благородных людей

Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров — несколько, но самые главные в иерархии:

  • Панчен-лама;
  • Далай-лама.

Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.

Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году

Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Кто такой Авалокитешвара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей...

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.

Первое воплощение Далай-ламы

Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.

В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.

Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.

fb.ru

Кто такие ламы? - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов. 
Эти четыре: 
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия. 

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д. 
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой. 
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи. 
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

Сарва Мангалам!

asiarussia.ru

Ламы и не ламы, монахи — отличительные особенности лам — Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Важно знать: Ламы и не ламы, монахи — отличительные особенности лам и монахов, мнение с позиции последователей традиции Гелукпа

Или статья о том, как отличить истинного монаха от мирянина

Часто можно услышать вопрос такого типа:

«Он Лама или нет?»

Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова.

Общее значение и понимание слова «Лама»

Слово «лама» имеет тибетское происхождение, и означает «непревзойденный» или «высший». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того, принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев. Он может принадлежать как к мирской, так и не-мирской традиции буддийской практики.

Значение слова «Лама» в России и российских регионах

Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствии с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?

Умеешь делать ритуалы — ты лама, никаких знаний не нужно!

Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или это человек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.

Огромная разница между буддистом мирянином и монахом

Хочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий:

  • Рабджун – 10 обетов,
  • Гецул – 36 обетов,
  • Гелонг – 253 обета.

Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;
2) Воровство вещи, которая не была дана и за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;
3) Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;
4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия. Нарушения же остальных обетов не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказ от употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входит в четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.
Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!

Обеты в Ваджраяне и буддисты Алмазного Пути

В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.


Что касается мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.


В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Отношение тибетцев к понятию Лама

Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Ошибочное мнение российских буддистов по поводу состояния и понятия Лама и поддельные ламы из БТСР и других организаций

В России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние. Как монахи, так и миряне в стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.

Бурятские ламы как подделка


Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннюю составляющую человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийскими священнослужителями или ламами.

Тантристы буддисты и их одежды


Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.


Из всего вышеизложенного, мы можем с сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в одной из трех не самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.

Требования к ритуалам и условностям

Люди должны знать о требованиях и условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения.
Есть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользу от него.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру:

Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.

2) После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.

3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.

4) Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.
Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Уверен, что теперь каждый, опираясь на все вышесказанное, сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригинале и среди традиционных Российских буддистов.

Сарва Мангалам!

Сделано материалам статьи Аюра ЦЫРЕНДОРДЖИЕВа

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

eshedrugpa.wordpress.com

Кто такие ламы? - Иллюзия жизни — LiveJournal

Автор: Аюр Цырендоржиев

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов.
Эти четыре:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д.
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.
Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой.
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

Сарва Мангалам!
http://asiarussia.ru/buddhism/4623/

monah-om.livejournal.com

Лама (буддизм) - это... Что такое Лама (буддизм)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Лама.

Ла́ма (тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель.[1][нет в источнике 110 дней]

Это название сродни санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку).

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом, поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали тибетский буддизм как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время понятие ламаизм считается некорректным.

В бурятском и калмыцком произношении ударение на последний слог — лама́.[источник не указан 110 дней]

Значение

Это название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма, Кагью и Сакья, передовых практиках Тантры, чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама. На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.

Роль ламы

Роль ламы — выявление ученика, его обучение практике.[2]

«Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передает другим», — указывает Тринле Тхае Дордже[3].

Примечания

  1. Словарь по Дхарме, англо-тибетской Wiki См. также: [1]
  2. Филипп Корню. Энциклопедический словарь буддизма, издание du Seuil, Paris, 2001, ISBN 2-02-036234-1.
  3. Ключ — это сочувствие и мудрость — Мандала йога

См. также

dic.academic.ru

Кто такой Лама или Гуру? — Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Важно знать: Кто такой Лама или Гуру?

Расскажи вам все и покажи! Не тут-то было! Хотя… на подобный вопрос, в силах все ж таки ответить, поэтому не могу не промолчать и расскажу, выскажу свою точку зрения по данному вопросу, который, действительно, актуальный вопрос на многие времена и даже на века.

От нескольких людей сразу поступил одинаковый вопрос, его суть можно уместить в несколько предложений:

Дорогой друг, подскажите, кто такой настоящий Лама или Гуру, как индентифицировать (как понять качества) подлинного Учителя или Наставника и понять, что вот именно он — настоящий?

Отвечаю, на столь явны вопрос. Так сложилось, что гуру может быть любое живое существо, даже ваш кот или пес, любой домашний любимец, папа  и мама, дедушка и бабушка может быть вашим гуру, т.е. учителем или ламой ( не путать с одноименным животным). Тык вот… но совсем другое дело, когда дело касается духовного учителя. И тут немаловажным сначала будет понять и определить что для вас настоящее, а что подделка.

Основные критерии духовного учителя — гуру или ламы

Здесь три основных критерия гуру или ламы:

  • Знания
  • Опыт
  • Качества

Начнем с первого.

Знания Гуру или Ламы

Знания Гуру или Ламы в полной мере должны соответствовать вашему духовному пути и духовным потребностям, так как без этого не возможен духовный рост и вообще развитие на духовном пути.  Эти знания могут быть получены в результате изучения литературы вашим духовным учителем, практики и общения со своим духовным учителем (передачи духовного опыта в наставлениях и тантрийских передачах).

Опыт Гуру или Ламы

Опыт Гуру или Ламы — тут тоже не маловажный фактор для вас, как для будущего подходящего ученика, что у вашего предполагаемого учителя есть духовный опыт, постижения и реализации. Ведь все может сводится к заказным лекциям, печати книг, выступлениям с трибуны, а на деле, у него может и не быть духовного опыта, просто по причине занятости, нежелания, или духовной импотенции.

Опыт Наставника определяющий фактор в обучении и продвижении для ученика, так как это залог исправления ошибок на пути, которые обязательно возникнут и только с высоты опыта учителя, он может сказать, что верно, а что нет, что следует делать, а что и вовсе не следует.

Качества Гуру или Ламы

Качества вашего наставника порой лучше всего показывают вам его и, наоборот вас — ему. Соответственно именно знания и опыт определяют качества ума или поведения, постижения, которые вы сможете наблюдать, только в том случае, если будете находится рядом с человеком.  Все качества наставника следует соотносить с тремя: линией преемственности, пожеланиями, дисциплиной.

Окончательный выбор Гуру или Ламы

Окончательный выбор в пользу того или иного ламы, гуру или учителя вовсе не означает, что вы получите новоиспеченного Гуру в свои руки и пойдете с ним прямиком до просветления. Нет, на деле все тривиально. Чтобы учиться учитель должен еще увидеть в вас подходящего ученика. Недостаточно просто увидеть и сказать, что-то типа: «о, вот ты мой учитель будь им сейчас!» С такими выражениями в свой адрес я сталкивался, но согласно традиции, следует выдержать паузу и скушать твикс, короче выдержать паузу немаловажно.

И это тоже не случайно, ведь учитель должен оценить и себя и вас, себя насколько он способен обучать вас и вести, и вас, насколько вы сами обучаемы и ведомы.

Если обучаемости и ведомости нет, то и у вас нет шансов обучаться…

Удачи!

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

eshedrugpa.wordpress.com

Узнаем кто такой лама в буддизме

В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.

Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.

Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.


Кто такой лама в буддизме

В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».

В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.

Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Как стать ламой в буддизме

Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.

Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:

1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.

2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.

3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.

4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.

5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.

Иерархическая лестница тибетских лам

Существует иерархия лам в буддизме: у «новичков» низкие саны, но любой лама может продвинуться на более высокий уровень.

Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.

Иерархия «невоплощенных» лам — низшие ранги

Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.

Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.

В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.

Выше стоят ученые ламы

В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.

Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.

Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.

Ученых степеней всего 5:

1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.

2. Дорамба — специальная ученая степень.

3. Габчжу.

4. Цограмба.

5. Геше — «друг добродетели» — доктор буддистских наук, выражаясь мирским языком.

Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.

Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Иерархия высших лам — неземных благородных людей

Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров несколько:

  • Панчен-лама;
  • Далай-лама.

Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.

Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году

Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Кто такой Авалокитешвара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей...

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.

Первое воплощение Далай-ламы

Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.

В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.

Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.

autogear.ru

биография духовного лидера тибетских буддистов

Далай Лама является четырнадцатым лидером в ряду буддийских духовных и политических лидеров Тибета. Буддисты являются последователями Гаутамы Будды, которые верили, что проблемы этой жизни можно преодолеть с помощью моральной и умственной дисциплины. Далай Лама сбежал из своей страны в пятьдесят девятом году прошлого столетия. Он оказался в безопасности в Индии, во время восстания против китайского контроля над Тибетом. С того времени, находясь в изгнании, он пропагандировал тибетские религиозные и культурные традиции.

Кто такой Далай Лама XIV?

Нынешний Далай Лама является четырнадцатым человеком, который держит этот титул. Это означает, что роль передается от одного человека к другому без перерыва. Тибетцы считают, что, когда один Далай Лама умирает, он перевоплощается (перерождается) в маленького ребенка. Другими словами, они верят, что душа нынешнего Далай Ламы — это та же самая душа, которая была в первом Далай Ламе.

Далай Ламы были главой ордена буддизма гелугпа, что означает «Желтая шляпа» с четырнадцатого века. Далай Лама взял на себя дополнительную роль политического лидера в семнадцатом веке. С тех пор все Далай Ламы несут эту двойственную ответственность.

Детские годы

Имя, данное Далай Ламе, когда он родился шестого июля тысяча девятьсот тридцать пятого года, было Лхамо Тхондуп. Он пришел из очень маленькой деревни на северо-востоке Тибета под названием Такцер. В то время в Такцере жили всего двадцать семей. «Далай Лама» — это имя чести и уважения, которое ему оказали буддийские монахи Тибета. «Лама» означает «учитель» или «мудрый человек». «Далай» означает «океан». Далай Лама в сочетании переводится как «Океан мудрости».

Родители молодого Далай-ламы были фермерами, которые разводили овец и выращивали ячмень, гречку и картофель. Помимо Лхамо в семье было еще шесть детей, четыре мальчика и две девочки.

Как пришел в буддизм?

Тринадцатый Далай Лама умер в декабре тысяча девятьсот тридцать третьего года. После его смерти буддийские монахи молились о руководстве, чтобы найти нового Далай Ламу. Они чувствовали, что знамения и оракулы (божественные ответы или пророчества) приведут их к нему. Наконец они получили видение, что новый Далай Лама будет найден в северо-восточной части Тибета. Он будет жить в доме со странными водосточными желобами, рядом с монастырем (место, где монахи живут и молятся).

Многие монахи отправились в путешествие. После долгих поисков их группа прибыла в деревню Такцер, где неподалеку находится монастырь. Там они нашли Лхамо в его доме со странными водосточными желобами. Они поговорили с ним и его родителями и провели тест. Монахи привезли с собой несколько предметов из своего домашнего монастыря. Некоторые из предметов принадлежали тринадцатому Далай Ламе, а другие были имитацией или просто обычными предметами. Лхамо правильно определил объекты, принадлежавшие тринадцатому Далай Ламе. Монахи знали, что нашли реинкарнацию своего лидера. В то время Лхамо было два года.

Его деятельность

Далай Лама изучил буддийскую мысль и прошел практику как часть своего монашеского обучения. Народ Тибета до сих пор считает его своим духовным и политическим лидером. После изгнания он неустанно работал, чтобы помочь тибетцам, которым удалось бежать из своей страны. Он работал со многими людьми с Запада, чтобы вернуть Тибет своему народу.

Контакты Далай-ламы с западными людьми расширили его интерес за пределы буддизма. Он произнес много речей и написал несколько книг. В них он обсуждает, как религии похожи в своем развитии любви и сострадания и в их стремлении к добру и счастью для всех существ. Им восхищаются не одни буддисты, но и люди со всего мира. Он говорит не только о духовных вопросах, но также о глобальном мире и проблемах окружающей среды. Его мысли принимаются как популярные и универсальные сообщения.

В восемьдесят седьмом году Далай Лама был награжден гуманитарной премией имени Альберта Швейцера, названной в честь знаменитого доктора Швейцера, работавшего в Африке. В восемьдесят девятом году Далай Лама был удостоен Нобелевской премии мира.

Где живет?

Его Святейшество, вероятно, был бы заключен в тюрьму, подвергнут пыткам или казнен китайцами, если бы он остался в Тибете, поэтому ему пришлось бежать в Индию в пятьдесят девятом году. Сейчас он живет в Дхарамасале.

Заключение

Далай Лама остается активным и уважаемым гуманистом (человеком, который верит в благосостояние людей и социальные реформы) во всем мире, хотя кишечная болезнь, которую он перенес в январе две тысячи второго года, вынудила его сократить свой график. Он провел большую часть своего времени, путешествуя, выступая против коммунизма и работая на мир. У него есть преданные последователи, которые включают людей со всего мира и из всех слоев общества. Его борьба за мир и свободу сделала его одним из самых признанных и уважаемых политических и духовных лидеров в мире.

[Всего: 1   Средний:  5/5]

silamira.ru

Хамбо-лама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хамбо́-лама́ (тиб. མཁན་པོ་བླ་མ, Вайли mkhan po bla ma «старший монах, учитель»; монг. хамба лам; бур. хамбо лама) — первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее — настоятель монастыря. В настоящее время также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций.

Титул главы «Буддийской традиционной сангхи России» — Пандито Хамбо-лама (от санскр. «пандит» — учёный). Учреждён в Бурятии в 1764 году (бур. Бандида Хамба-лама). Наиболее известен из них XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов, тело которого обладает феноменом нетленности.

В 1944 году, когда после репрессий в МНР был вновь открыт монастырь Гандантэгченлин, его настоятель, носящий титул Хамбо, стал фактически главой всех буддистов Монголии. Статус хамбо-ламы Гандантэгченлина, возглавившего впоследствии Ассоциацию буддистов Монголии, сохраняется и по сей день (хотя в 2011—2012 годах должность главы Ассоциации занимал Богдо-гэгэн IX).

В России титул Хамбо также имеют главы буддистов Тывы (Камбы-лама) и Алтая.

В настоящее время титул носят:

  • Чимитдоржин, Г. Г. Институт Пандито Хамбо лам. 1764—2004: сборник биографической информации/Буддийская Традицион. Сангха России, Буддийский ин-т «Даши Чойнхорлин». Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. — Улан-Удэ: Изд-во буддийского ин-та «Даши Чойнхорлин», 2004. ISBN 5-94629-010-X
  1. ↑ Место служения перед утверждением в должность Пандито Хамбо-ламы

ru.wikipedia.org


Смотрите также