Крестный ход в оптиной пустыни


Крестный ход с Калужским образом Божией Матери

Традиционный крестный ход с Калужской иконой Пресвятой Богородицы из г. Козельска в монастырь Оптина пустынь и обратно состоялся 21-28 октября 2019 г.

Утром 21 октября из Успенского кафедрального собора г. Козельска в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь молитвенным шествием была доставлена икона Пресвятой Богородицы «Калужская». Икону сопровождали братия обители. В монастыре образ был торжественно встречен наместником обители епископом Можайским Леонидом, братией и паломниками, в Казанском храме был совершен молебен перед образом. Икона находилась в Оптиной пустыни до 28 октября.

28 октября после Литургии из Казанского храма монастыря крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Калужская» выдвинулся обратно в Козельск. В Успенском соборе города перед образом был также совершен молебен.

Об иконе Божией Матери, именуемой «Калужская»

Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове под Калугой в доме помещика Хитрово. Две его служанки перебирали на чердаке дома старые вещи. Одна из них, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать её и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой свёрток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в тёмном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить неразумную, она пригрозила ей гневом игумении. Та же ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Ночью её родителям явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь, и повелела совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освящённой на молебне водой. После молебна больная выздоровела, а от иконы стали источаться многочисленные исцеления всем, прибегающим к ней с верой.

Вскоре после явления иконы Калужскую землю не раз поражали губительные болезни – чума и холера. В 1771 году Калугу и ее окрестности опустошала столь страшная эпидемия чумы, что умерших не успевали хоронить, и за городом выросли целые курганы мертвых тел. По просьбе объятых ужасом жителей чудотворную икону принесли в Калугу и три дня носили крестным ходом по всем улицам и вокруг города, моля Богородицу о помощи. И Заступница земли Калужской спасла народ Свой – эпидемия прекратилась. В память об этом было установлено ежегодное празднование «Калужской» иконе 2 сентября с крестным ходом.

В Отечественную войну 1812 года епископ Калужский Евлампий благословил совершать по всей епархии ежедневные соборные молебны с крестными ходами вокруг сел и городов. И молитвы пред святым образом спасли Калугу от разорения войсками Наполеона. После кровопролитных сражений под Тарутиным и Малоярославцем русские войска отступили к Калуге, преследуемые французами. Когда наполеоновская армия подходила к беззащитному городу, святитель и горожане наложили на себя строгий пост и непрестанно молились пред чудотворным «Калужским» образом. Вокруг города был совершен крестный ход. И произошло чудо – французы свернули со старой Калужской дороги, вдоль которой лежали не разоренные войной селения, и пошли на Гжатск, ими же недавно ограбленный, где уже невозможно было найти провианта для страдающей от голода армии. Так началась ее гибель. Пленные французы говорили потом, что близ села Тарутино они увидели стоящую в небе икону Божией Матери в окружении светоносных мужей – и на них напал великий страх. То же видение было и крестьянке Параскеве Алексеевой. Когда об этих знамениях доложили императору Александру I, он повелел ежегодно 12 октября совершать празднование иконе Божией Матери с крестным ходом вокруг города, в память избавления Калуги от нашествия французов. Позже, желая обезопасить святыню от врагов, ее перевезли в г. Ефремов Тульской губернии, а после изгнания неприятеля с русской земли вернули в храм с. Калужка.

Ежегодно чудотворную икону носили по ближним деревням, а также в знаменитую Оптину Пустынь, расположенную неподалеку от г. Козельска. При звоне всех колоколов обители у реки Жиздры ее встречал торжественный крестный ход братии. С противоположного берега на пароме чудотворный образ шествовал к Святым вратам, затем во Введенский собор, где в честь него совершалось праздничное богослужение. Икону носили по кельям, а потом братия сопровождали ее в храм Иоанно-Предтеченского Скита. Провожали святыню до границы монастырских владений торжественным крестным ходом с участием Оптинских святынь. Установленный на особые носилки образ словно парил над сотнями молящихся, осеняя их своим благодатным покровом.

Когда в 1868 году опасно заболел прп. Амвросий Оптинский, по просьбе его духовных чад игумен Оптиной пустыни прп. Исаакий послал в Калужку за чудотворным образом. Его привезли в Оптину, поставили в келье старца Амвросия и отслужили молебен, а затем и бдение. После этого болезнь отступила.

В 1892 году вокруг Калужской губернии свирепствовала холера. По решению Городской Думы для избавления жителей от опасности был совершен крестный ход вокруг всего города с чудотворной «Калужской». И в то время, как ближайшие губернии сильно пострадали от страшной болезни, в Калуге и ее окрестностях ее жертвами стали лишь несколько человек.

Спустя год, 18 июля 1893 года, во время праздничного крестного хода с чудотворной иконой, страшный пожар охватил восточную окраину Калуги и истребил множество домов. Огонь, раздуваемый ветром, распространялся и грозил уничтожить город. По просьбе Городского головы архиепископ направил крестный ход прямо к пожарищу. Владыка отслужил молебен, окропил святой водой дома – и Царица Небесная оградила город от огня. Ветер переменил направление, пламя ослабло – и было потушено.

Видя многие дивные чудеса от «Калужской» иконы, Боровская Городская Дума, целиком состоявшая из старообрядцев, ходатайствовала о принесении ее в Боровск, который в то время был раскольническим центром Калужской губернии. В сентябре 1899 года святыню впервые принесли в город. При огромном стечении народа на главной площади отслужили торжественный молебен, а некоторые из именитых купцов-старообрядцев пожелали принять образ в свои дома. В 1900 году по молитвам пред чудотворной иконой Калужская земля была избавлена от непрекращающихся дождей, грозивших погубить весь урожай.

В 1930-е годы храм в с. Калужке был закрыт, следы явленной иконы затерялись. По одним данным, она хранилась в Московской Духовной Академии, по другим – в краеведческом музее г. Калуги. В 1998 году по благословению патриарха Алексия II Духовная Академия передала пребывавший там образ Калуге. Сейчас он находится в кафедральном Троицком соборе. Чтимые списки хранятся в Калужском Георгиевском храме и в Благовещенской церкви г. Козельска. Еще один почитаемый список, находившийся в Москве, в храме Успения в Гончарах Болгарского подворья, недавно передан в cкит Оптиной пустыни.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

www.optina.ru

Ежедневный Крестный ход в Оптиной Пустыни

 

Из Летописи Оптиной Пустыни:

Вражья сила

От одного из старцев великой Оптиной пустыни Бог привел получить в мое распоряжение рукопись, которая еще во дни блаженной памяти великого старца отца Амвросия Оптинского была на его рассмотрении и исправлении. То лицо, от кого мне эта рукопись досталась, утверждало, что она самим старцем предназначалась для печатного назидания современникам, но почему-то от этой мысли он отказался. По недоведомым судьбам Божиим только теперь, спустя пятнадцать лет после смерти отца Амвросия, настало ей время увидеть свет. Пусть благодаря этим пожелтевшим страницам прольется еще немного света во тьму совершающихся злодейств и бедствий, от которых застонала Русская земля!..

I

В кругу простого народа нередко приходится слышать рассказы, которые могут показаться странными и даже невероятными. Один из таких рассказов, записанный со слов очевидца, мы предлагаем читателю. Ему трудно поверить, но и совершенно отвергать истинность его, пожалуй, нельзя, потому что сотни людей были очевидными свидетелями описываемого события. Мы намеренно указываем место, где случилось событие, и называем имена тех лиц, которые каким бы то ни было образом участвовали в нем, дабы любопытствующие, кто имеет возможность, лично расспросили их о случившемся.

Событие, описываемое нами, не единственное. Подобные рассказы часто можно услышать в простонародии, и если внимательно и без предубеждения выслушать их, то найдется немало причин поверить.

Подобный рассказ мы встретили в "Православном Собеседнике" (1868 г. март, стр. 76), издаваемом Казанской Духовной Академией. Там, в житии преосвященнейшего Иллариона, митрополита Суздальского, бывшего первым строителем Флорищевой пустыни, говорится, что в царствование царя Алексея Михайловича, в Москве, в Патриаршей богадельне на Куличках, по действу некоего чародея, вселился демон и живущим там причинял многие пакости. Тогда, по повелению цареву, для изгнания демона послан был в оную богадельню преподобный Илларион, находившийся в то время в Москве. По принесении Господу молитв, во время которых диавол безчинствовал, и по окроплении всей богадельни святой водой, когда диавол все еще не выходил из дома, преподобный спросил его:

читать дальше

optinapustin.livejournal.com

АПОСТАСИЙНЫЙ ЕПИСКОПАТ... Как патриархийные цареборцы запрещали Царский крестный ход » Москва

Православные жители Козельска знают, что каждый год 17-го июля из Оптиной пустыни идет Царский Крестный ход. Он обходит весь город, заходя в храмы, где перед иконой святой Царской Семьи служатся молебны. 

Первый раз Крестный ход состоялся еще в 2000 году, когда состоялось прославление Императорской семьи. Тогда маршрут был небольшим – прошли от Оптиной до Благовещенского храма. Вообще раньше мероприятие организовывал сам монастырь, а последние года три-четыре этим стало заниматься Оптинское казачество. 

Такая необходимость возникла из-за нового законодательства, приравнивающего крестный ход к гражданской демонстрации. Теперь на проведение Крестного хода нужно обязательно написать  заявление и получить разрешение в городской администрации.

Последний Крестный ход казаки начали готовить заранее. Получили все разрешения от администрации и епархии. Но когда обратились в Оптину пустынь, казалось бы, к главному инициатору традиционного Царского Крестного хода, то столкнулись с проблемой. 

Новый наместник монастыря епископ Леонид (Толмачев) за день до мероприятия вдруг потребовал, чтобы Козельский епископ Никита (Ананьев) написал на его имя бумагу с просьбой разрешить горожанам пройти по монастырской территории.

Недавно назначенный епископом Леонидом молодой благочинный монастыря иеромонах Савватий (Грудев) объяснил это казакам так:

– По канонам вы заходите на территорию нашей епархии (Оптиной пустыни), где владыка Никита не имеет никакой власти. Поэтому пусть он напишет просительное письмо, и сегодня до 16.00 привезет. Владыка Леонид рассмотрит и может быть разрешит вам пройти. Иначе у вас будут проблемы. 

– А не мог бы владыка Леонид просто благословить нас пройти? – спросили казаки, – ведь это же Оптинский Крестный ход в честь памяти святых Царственных Страстотерпцев.

– Да нам без разницы, кому и какой. Владыка Леонид все равно не благословит. Он уже распорядился, чтобы никто из братии не смел идти на ваш Царский Крестный ход.

– Ну, да ладно. Пойдем тогда от источника преподобного Пафнутия Боровского. Это же уже не монастырская территория. 

– Нет. Не вздумайте. Вы нарушите каноны. Надо отменять Крестный ход. 

«Как-то про каноны он зря сказал, – раздосадовал атаман Оптинского казачества, – сам канонов не соблюдает, стриженный весь и бритый, а здесь вдруг вспомнил про каноны».

Атаман Оптинского казачества – человек крутого нрава. С ним не пошалишь. Раньше еще, в конце 80-х – начале 90-х, служил в спецподразделении «Альфа». В совершенстве владеет приемами рукопашного боя. Он не любит, когда кто-то юлит и прикрывается разного рода отговорками. 

Вечером иеромонах Савватий самолично обошел все монастырские посты охраны и сказал, что Крестного хода не будет, и если появятся люди с иконами, то их не пускать на территорию монастыря. 


Казаки, определяя место для начала Крестного хода, заглянули в кадастровую карту и поняли, что монастырская территория – это скит и роща между скитом и монастырем. А место, назначенное для сбора участников Крестного хода, является территорией Парка Угры. Никакого  отношения преосвященнейший Леонид к этой земле не имеет.

После разговора с благочинным иеромонахом Савватием стало ясно, что епископ Леонид желает указать епископу Никите на его место в выстроенной им схеме: в самом верху – патриарх Кирилл, затем чуть ниже – епископ Леонид, далее еще ниже – митрополит Климент и уж потом только – епископ Никита.

Беседуя с людьми во время остановок Крестного хода, мне показалось странным, что новый совсем молодой еще епископ Леонид как-то больше заботится о своем первенстве, а не о спасении душ и укреплении веры паствы. Ведь люди здесь с такой радостью шли и пели молитву. Шли за Царем – Небесным и земным. 

Больно было смотреть на уходящую за горизонт Оптинскую обитель, превратившуюся при новом наместнике Леониде в казематы. Любящие святого Царя отцы и братия не смогли пойти в этот Крестный ход, потому что подобно святому Императору оказались в заточении. Сама же Оптина при новых порядках молодого безрассудного наместника чем-то напомнила Ватикан – государство  в государстве.

 

Иван Смирнов  

http://www.sobor2008-narod.ru/episkop-leonid-tolmachev.html

3rm.info

В Оптиной пустыни коты совершили крестный ход

Введенская Оптина пустынь обзавелась необычной традицией. Коты, проживающие на территории Предтеченского монастыря, уже не первый раз совершают крестный ход вместе с монастырским служителем.

Предтеченский скит, мужской монастырь Оптиной пустыни, стал местом, где коты повадились совершать торжественное шествие. В сеть было выложено и видео-подтверждение новости.

В ролике видно, что кошки действительно следуют за человеком с крестом в руках, будто бы совершая обряд обхода вместе с ним. Иногда они все же отвлекаются друг от друга, бегая по сугробам, но затем возвращаются к прерванному занятию. Причем заметно, что коты следуют за служителем целенаправленно, а не случайно.

В крестном ходе приняло участие не менее семи котов. Крестный ход в Предтеченском монастыре совершается ежедневно, и это уже не первый случай подобного кошачьего сопровождения.

Кошки считаются весьма таинственными животными. С ними связанно множество народных примет и верований. Так что кто знает, быть может, звери действительно шествуют по намеченному маршруту неспроста.

Этот небольшой ролик показывает нам, что и во время строгого Великого поста можно найти время на улыбку, и в этом нет ничего дурного. Всего вам доброго, любите своих домашних питомцев, ведь и они тоже созданы Творцом, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Ритуальное убийство в Оптиной пустыни в Пасхальную ночь

5/18.04.1993. - Ритуальное убийство в Оптиной пустыни в Пасхальную ночь трех монахов: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Оптинские новомученики

Во вторник пасхальной седмицы 1993 г. на новом братском кладбище в Оптиной Пустыни встали одновременно три креста. Кровь погребенных под ними монахов пролилась на могилы великих для России, для всего міра старцев. Временная звонница, на которой закланы двое – творцы пасхального благовеста, – была поставлена спешно к Пасхе 1991 г. на пустыре старого монастырского кладбища. Убийца же, не скрыв своих намерений, выгравировал на мече своего ритуального убийства своё прозвище и число: 666.

Событие вопиющее и символическое: в знаменитом монастыре, бывшем при старцах духовной вершиною вселенского Православия и тем составившем славу России, явный поклонник сатаны убивает на Святую Пасху троих монахов. Однако вместо незамедлительных соболезнующих посланий руководителей страны (какие, например, были при нападении на синагогу в январе 2006 г.) – на всех телеканалах в этот день шли обычные развлекательные программы и демонстрировалось явное равнодушие, даже появились глумливые статьи в "Известиях" и "Московском комсомольце" (одно название говорит за себя – "Молчание ягнят"!)...

Рассказ послушника Евгения

Светлое Христово Воскресение. День, который напоминает нам об общем для всех воскресении. Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15,16–17)."Без будущей блаженной безконечной жизни земное наше пребывание было бы неполно и непонятно", – писал преподобный Амвросий Оптинский.

Пасха 1993 года в Оптиной Пустыни началась, как обычно, с пасхальной полунощницы, за ней был крестный ход в Иоанно-Предтеченский скит – по установившейся традиции возрождающейся обители. Затем началась пасхальная заутреня, переходящая в раннюю Литургию.

Говорят, что грядущие события отбрасывают от себя тени. У многих было ощущение чего-то тяжелого. Даже певчие на двух клиросах иногда сбивались. Некоторые паломники говорили, что они как бы заставляли себя радоваться. Служба закончилась в шестом часу утра, и братия пошла разговляться в трапезную. После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу – возвещать всем людям радость о Христе Воскресшем.

Буквально через десять минут пасхальный звон оборвался. Встревоженные паломники, прибежавшие в монастырский медпункт и в келью наместника, который в это время беседовал с монастырской братией, сообщили, что звонарей не то избили, не то убили. Выбежавшие насельники в предрассветных сумерках увидели на помосте звонницы двоих иноков. Оба лежали неподвижно. Понять, как в страшном сне, было ничего невозможно: наверное, кто-то их так сильно ударил, что они потеряли сознание, а может быть, сильно ушиблись, когда падали. Какая-то женщина крикнула: "Вон ещё третий", – на дорожке, ведущей к скитской башне, увидели ещё одного лежавшего на земле монаха. Инока Трофима стали переносить в храм. Его голубые глаза были широко раскрыты, и неясно было, теплилась ли в нем ещё жизнь, или его душа уже разлучилась с телом. Как только вошли в раскрытые двери ближайшего к звоннице Никольского придела, братия, переносившие о. Трофима, увидели на белом мраморном полу Введенского собора струйку крови. Значит, ударили ножом или чем-то острым... В это же самое время монастырский врач послушник Владимір пытался прямо на звоннице делать искусственное дыхание о.Ферапонту, но вскоре понял, что это уже безполезно...

Иеромонах Василий

Третьим был иеромонах Василий, направлявшийся исповедовать богомольцев на скитской Литургии, которая началась в шесть утра. Некоторые из подбежавших к нему не могли даже сразу узнать, кто именно из оптинских священноиноков лежит перед ними, так было обезкровлено лицо батюшки. Он не проронил ни одного стона, и только по его глазам можно было догадаться о тех страданиях, которые он испытывал. Игумен Мелхиседек бежал с одеялом, чтобы перенести на нём о. Василия, но его уже понесли на руках во Введенский собор и положили в Амвросиевском приделе напротив раки с мощами.

Одна из женщин слышала, как смертельно раненный о. Трофим, продолжавший ударять в колокол, сказал, теряя сознание: "Боже наш, помилуй нас..." Кто-то из паломников видел подбегавшего к звонарям человека в шинели. На крыше сарая, стоящего у восточной стены монастыря, обнаружили следы, рядом с сараем валялась шинель. Когда её подняли, с внутренней стороны увидели небольшой кинжал. Лезвие было блестящим. Возникло ощущение какой-то нереальности: не мог же убийца успеть вытереть его до блеска, да и зачем ему могло это понадобиться? Но тут под стеной деревянного двухэтажного флигеля, что между сараем и скитской башней, нашли огромный окровавленный меч. Его не стали трогать, чтобы не оставлять лишних отпечатков пальцев. Картина убийства начала как-то проясняться.

Шинель повесили на ограду вокруг фундамента бывшей церкви Владимірской иконы Божией Матери. Там уже стоял братский духовник схиигумен Илий, вокруг которого собрались братия и паломники. О. Илий сразу сказал о происшедшем: "Не может быть и речи о том, что это случайное убийство – это дело рук слуг диавола".

Всё это происходило, когда о. Василия переносили во Введенский собор. Ждали прибытия "скорой помощи" и милиции. Брат Владимір начал делать перевязку – рана была ужасной, сквозной. Женщин, ночевавших в храме, попросили удалиться из Амвросиевского придела – никто не должен видеть тело монаха.

"Вот как ненавистен диаволу колокольный звон", – сказал вошедший в храм эконом монастыря иеродиакон Митрофан. "Надо пойти в скит, сказать, чтобы помянули", – обратился я к нему.–"Да, иди, скажи".

Служивший Литургию в Иоанно-Предтеченском храме скитоначальник иеромонах Михаил уже недоумевал, почему не приходит всегда такой обязательный о. Василий, когда я вошёл на прокимне перед чтением Апостола к нему в алтарь.

– Батюшка, помяни новопреставленных убиенных иноков Трофима и Ферапонта. – Какого монастыря? – Нашего.

– Вот как Господь почтил Оптину... Теперь у нас есть мученики. На Пасху!..

– Помолитесь о здравии о. Василия, он тяжело ранен. Сразу после чтения Евангелия возгласили заздравную ектению, к которой были добавлены три прошения о тяжко болящем иеромонахе Василии. Затем – случай ведь был особенный – началась заупокойная ектения с молитвой "Боже духов и всякия плоти". Из богослужебной заздравной просфоры о. Михаил вынул частичку о здравии иеромонаха Василия, а из заупокойной – о упокоении иноков Трофима и Ферапонта. У служащего иеродиакона Илариона по щекам текли слёзы.

А когда Литургия заканчивалась, в храм пришёл иеродиакон Стефан и сказал поющей братии, что из больницы сообщили о кончине о. Василия. Это услышали богомольцы, и храм огласился рыданиями.

Два дня спустя приехавший на похороны настоятель московского подворья Оптиной Пустыни иеромонах Феофилакт поведал, что, узнав о кончине о. Василия, он в понедельник утром вместе с иеромонахом Ипатием и монахом Амвросием поехал к его матери и сказал, что о. Василий – единственный её сын – уже со Христом. Анна Михайловна сразу поняла: "Умер?!" В келье у о. Василия остался лежать Апостол, открытый на четвёртой главе Второго Послания апостола Павла к Тимофею: Подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия; не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2 Тим. 4, 7–8)...

Из слова иеромонаха Феофилакта во время отпевания убиенных оптинских иноков

Всякий христианин, хороню знакомый с учением Церкви, знает, что на Пасху так просто не умирают, что в нашей жизни нет случайностей, и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. С этого дня, когда эти трое братий были убиты, по-особому звучит колокольный звон Оптиной Пустыни. И он возвещает не только о победе Христа над антихристом, но и о том, что теперь земля Оптиной Пустыни обильно полита не только потом подвижников и насельников, но и крови оптинских братьев, и эта кровь является особым покровом и свидетельством будущей истории Оптиной Пустыни. Теперь мы знаем, что за нас есть особые ходатаи пред Престолом Божьим...

При жизни монахов хвалить нельзя. Святые отцы говорят, что вообще никакого человека хвалить нельзя, можно человека хвалить лишь в состоянии его уныния. Но теперь, когда эти три собрата предлежат перед нами здесь своими телами, а души их предстоят сегодня, на третий день по их кончине, перед Престолом Божиим, мы можем вспомнить то хорошее, что было в их жизни...

Первый, о ком надо рассказать, это иеромонах Василий. Он был уже в сане священника, и ему было трудно сокрыть те черты благочестия и подвижничества, которые он себе усвоил и усваивал с первых дней пребывания в Оптиной Пустыни. Все, кто его знал, могут сказать, что он пришёл проводить монашескую жизнь нелицемерно и не стремился никогда к тому, чтобы его скорее постригли, быстрее рукоположили, но думал о том, как стяжать в своём сердце Духа Святаго. Те, кто жил с ним по соседству или в ближайших кельях, могут вспомнить о том, что по ночам через фанерную перегородку было слышно, как он читал вполголоса Псалтирь, и хотя для того, чтобы делать поклоны, он клал на пол телогрейку или кусок войлока, было слышно, что он творит Иисусову молитву. Он служил в Оптиной Пустыни и в Москве при открытии Подворья в первое время, которое было самым трудным, самым тяжелым. И хотя там многое сгибало, расслабляло внутренне, он остался непоколебим. По свидетельству его родственников и близких, он таким же был и в міру. Все, хорошо знавшие о. Василия, как-то внутренне надеялись, что из него получится хороший батюшка, получится настоящий монах, к которому можно будет обратиться за советом, который никогда не оставит. Но, видимо, один суд –человеческий, а другой суд –Божий. И Господь судил ему перейти путь сей земли, чтобы предстательствовать за нас там, в невечернем дне Царствия Божия.

Инок Трофим

Инок Трофим трудился ещё в гражданской жизни в сельском хозяйстве, и здесь, в Оптиной Пустыни, на него возлагались большие надежды в устроении подсобного хозяйства, и он эти надежды оправдал. Он отличался простотой, незлобием, великодушием и всепрощением. Его добрые голубые глаза всегда светились внутренней радостью.

Инок Ферапонт останется в нашей памяти как человек скромный, молчаливый, как человек, который втайне творил каждую ночь пятисотницу с поклонами. Находясь на общих послушаниях, он трудился там, где ему определяло священноначалие монастырское...

Инок Ферапонт

Мы верим — эти братия сейчас благочестиво наследовали удел вечной блаженной жизни, потому что даже в отношении мірских лиц, и даже вне пасхального периода, сказано, что, убивая человека, убийца берет все грехи его на свою душу. Поэтому, братие и сестры, они отошли ко Господу, очистив свои немощи человеческие невинно пролитой кровью...

+ + +

Убийца монахов – Аверин – служил в Афганистане на срочной службе. Вернувшись из Афганистана, увлекся самодеятельной мистикой. Стал посещать церковь, но возомнил себя "просвещенным свыше" с некоей мистической помощью. Ему стали являться голоса, которые диктовали, как поступать. Эти голоса, точнее голос, который постепенно возымел над ним власть, назвался "богом".

Эти голоса действительно Аверину порой и помогали, спасали от неприятностей. И он всё больше и больше поднимался в своем мнении о себе. Подчинение его духу зла стало причиной развития психической болезни, а бесы еще больше развивали психическое расстройство для подчинния человека себе. Бес не давал ему отдыхать, потом начал всячески ругать и унижать, заставлял что-то делать. День и ночь у человека в голове звучал голос, который просто изводил его.

Дух, который мучил Аверина, нацеливал его на убийство. Аверин это понимал, но уже не мог от него освободиться – настолько был ему подчинен. Он стал поклоняться сатане как противнику Бога, потому что существо, которое мучило его, называло себя "богом". Он стал служить сатане, писать богохульные стихи. И потом наступил момент, когда дух, который владел Авериным, потребовал от него того, что произошло. (Из описания о. Тихоном Шевкуновым своей беседы с убийцей.)

Использованы материалы сайта Оптинские новомученики:
http://optina1993.narod.ru/opt_golgof.htm

+ + +

...Чем дальше время отдаляет нас от трагических событий той Пасхи, тем явственнее становится масштаб произошедшего. Убийство монахов далеко вышло за рамки банальной уголовщины. Мученическая гибель наших современников повлекла за собой цепь разного рода чудес и знамений... Уже на 40-й день с момента убийства монахов на их могилах произошло первое исцеление человека, признанного медициной неизлечимо больным. И с той поры уже многие тысячи людей стали свидетелями явленных миру чудес. Многие вырезанные о. Ферапонтом кресты с течением времени стали мироточить. Ровно через год после гибели иноков обнаружилось обильное мироточение поставленных на их могилах крестов.

Даже по православной религиозной традиции - весьма богатой примерами чудес и знамений - подобное представляется исключительным событием. Зафиксированы многочисленные чудеса, связанные с личными вещами погибших монахов.

Явленные за прошедшие годы чудеса столь многочисленны и так убедительно свидетельствуют о Божественной благодати на всем, что связано с оптинскими новомучениками, что возможно, уже нынешнее поколение (т. е. современники убиенных) сможет увидеть причисление их к лику святых.

... В свое время Святой Иоанн Кронштадский пророчествовал, что Россия не погибнет до тех пор, пока жив будет хотя бы один человек, готовый умереть за Господа Бога. В этом аспекте гибель монахов, рожденных в эпоху тотального атеизма, но нашедших Веру и готовых без трепета умереть за нее, представляется по-своему оптимистической. Не один человек в России оказался готов умереть за Христа тем пасхальным утром, а сразу три! И мученическая смерть явилась достойным венцом жизни для каждого них. Именно так объясняли следователям поведение погибших верующие люди.

Аверин на допросах также подчеркивал мистический характер содеянного. Он прямо заявлял, что убийство монахов совершено им умышленно и готовилось заблаговременно. В качестве побудительного мотива он назвал повеления внутреннего Голоса, который постоянно звучал в его голове на протяжении нескольких лет. Голос этот долгое время мучил Аверина разного рода грохотом и гулом, что вызывало страшные головные боли. Бороться с ним не было никакой возможности, и с течением времени Голос добился полного подчинения Аверина. По приказанию Голоса преступник совершал самые невообразимые поступки: поедал использованную туалетную бумагу, разрубил топором Библию, совершал нападения на женщин, безудержно ругался матом на людях и пр. Голос ненавидел Православие и все, связанное с христианством, а потому и сам Аверин проникся к религии ненавистью. Преступник соглашался с тем, что этот внутренний голос принадлежит Сатане, и что он сам - Николай Аверин - является сознательным помощником нечистой силы.

Эти утверждения обвиняемого позволяют квалифицировать совершенное им преступление как ритуальное, т. е. совершенное из побуждений религиозного фанатизма. В данном случае, религией убийцы был сатанизм. Примечательно, что современное отечественное право всячески уходит от понятия "ритуального преступления", подменяя религиозную мотивацию политической или экономической. Между тем, дореволюционное право России (т. е. до 1917 г.) было в этом отношении много мудрее. Очевидно, что правовые системы, отказывающиеся рассматривать религиозный фанатизм как мотивацию преступления, демонстрируют существенную однобокость...

Несмотря на то, что преступник был схвачен и изобличен, ряд весьма существенных моментов так и не получил своего разъяснения в ходе следствия. Остался необъясненным факт появления у Николая Аверина месяца за три до совершения преступления значительной суммы денег. Между тем, многие знавшие его прежде как постоянно нуждавшегося в средствах человека, с удивлением отмечали, что он вдруг начал с легкостью давать взаймы и поить пьяниц. Сам Аверин не пил, но после Нового года ( в 1993 г. ) вдруг с легкостью стал давать деньги на выпивку людям, от которых возврата долга ждать не приходилось... Следствие так и не установило, из каких источников и за какие заслуги получал Аверин деньги в первые месяцы 1993 г., хотя сам по себе факт его неожиданного обогащения невольно наводит на мысль о существовании неустановленных друзей (и, возможно, единомышленников) убийцы-сатаниста.

Следствие не захотело рассмотреть по существу многочисленные свидетельства, указывавшие (пусть и косвенно!) на возможность существования организованной группы сатанистов, поставившей перед собой цель запугать монахов Оптиной пустыни и прихожан угрозой террора...

Следствие фактически проигнорировало указание на то, что в момент убийства в монастыре находились пособники Аверина. Две женщины-паломницы, оказавшиеся свидетелями нападения убийцы на звонарей, сообщили, что когда они закричали от ужаса увиденного, двое незнакомых мужчин, стоявшие неподалеку, прикрикнули на них: "Ну-ка, заткнитесь, не то с вами то же будет!"  Примечательно, что мужчин этих не оказалось в списке свидетелей преступления, составленном следственной группой. Другими словами, эти люди поспешили покинуть монастырь, воспользовавшись возникшей суматохой. Такое поведение тем более странно, что все бывшие в монастыре люди, поспешили к звоннице, озадаченные неожиданным перерывом праздничного звона.

...Убийства паломников в Оптиной пустыни происходили на протяжении 90-х годов прошлого века ежегодно. Нередко эти преступления оказывались приурочены к празднику Пресветлого Христова воскресения. Происходили они, правда, уже не в самом монастыре, а в окрестных лесах, что позволяло местным правоохранительным органам не считать их каким-либо образом связанными с паломническими миссиями и не рассматривать материалы расследований в совокупности.

Специфический характер некоторых из этих убийств служит косвенным указанием на существование некоей сатанинской организации, не афиширующей факта своего существования (можно предположить, что это полностью совпадает с намерениями и настроениями местных властей). Скорее всего, эта организация базируется в Москве и в окрестностях Оптиной пустыни ее адепты появляется наездами...

Скорее всего, никто и никогда не сможет достоверно установить, являлся ли членом такой организации Аверин. И потому можно ли считать порок действительно наказанным, а правду - восторжествовавшей?

©А.И.Ракитин, 1999

http://blonig.livejournal.com/24052.html


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rusidea.org

Путеводитель по Оптиной Пустыни

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин "О Панагии".

сичмичси

www.optina.ru


Смотрите также