Красный угол в доме где


Где должен быть красный угол в доме

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Красный угол (или как его еще принято называть домашний иконостас, святой угол или божница) представляет собой своего рода должное определение для размещения чудотворных изображений с целью произнесения молебельных речей в определенных местах дома или же квартиры, а вот что делать если дома нет красного угла, как молиться, где размещать и как оформить можно узнать из нижеприведенной статьи.

Любое жилое помещение, принадлежащее верующему христианину принято считать, как отображение православного храма, а святой угол в свою очередь расценивается как подобие святилища. Сама по себе божница является наиболее почитаемым и важным в доме/квартире местом. В соответствии с установленным этикетом, тот человек, который пришел в дом попасть в священное место может только согласно особого приглашения домовладельцев.

Как определить красный угол в доме

Домашний иконостас – это молебельное пространство, где верующий человек может общаться со Святыми и Господом, а также размещать различные божественные предметы и именно поэтому для иконостаса необходимо выделять особое место.

Красный угол в доме где должен быть? Чудотворные иконы лучше всего размещать на наиболее видном месте в восточной части будь то, квартиры или дома, однако вместе с тем, это не обязательное правило и если, к примеру, из-за планировки жилище эту рекомендацию затруднительно выполнить, то тогда следует подобрать тот угол/стену, которые наиболее ближе всего расположены к востоку (который всегда находится там, где встает солнце).

Если же в доме имеются иконописные изображения, которые не вмещаются в иконостас, то разрешается располагать их по своему усмотрению в разных частях комнаты или в других помещениях. Например, священные иконы, используемые при венчании можно разместить в спальне, а образ самого Вседержителя на кухне, для того чтобы вознести молебень перед началом и после трапезы.

Однако, следует помнить, что размещенный на кухне чудотворный образ обязательно должен находиться в киоте (или проще говоря застекленный шкафчик), дабы не нанести вред святыне, ведь повышенная влажность, постоянные перепады в температурном режиме, попадание прямых лучей солнца, могут спровоцировать появление выгорания, микротрещин в досточке, а также шелушении окрашенных слоев.

Особенности размещения иконостаса

При обустройстве домашнего иконостаса следует принимать во внимание не только то, где должен находиться красный угол в доме, а и еще некоторые особенности:

  • священные образы следует устанавливать таким образом, чтобы во время молебельного обращения их было видно верующему;
  • божницу лучше всего вешать где-то на уровне глаз или немного выше;
  • категорически запрещается развешивать возле святого угла предметы светского характера такие как, картины и фотографии;
  • перед тем как оформить красный угол в доме, необходимо удостовериться что он будет находиться как можно дальше от батареи, так как из-за регулярного воздействия повышенных температур древесина может ссохнуться и растрескаться;
  • по возможности молебельный угол не стоит располагать возле зеркал, где вас может быть видно во время произнесения молитв, дабы не отвлекаться на разглядывание себя в зеркале;
  • по желанию божницу можно украсить решником с вышивкой, а если вам позволяет место, то под ней можно разместить небольшой столик, где можно хранить емкость с освяченой водой, лампадки, православные христианские книги, которые используются при молитве и не только.

Размещение чудотворных образов

Священные образы в домашнем иконостасе нужно размешать согласно церковному иконостасу, то есть слева (по отношению к смотрящему) от лика Вседержителя должен размещаться образ Богоматери, справой стороны обычно устанавливают образ Св. Николая. Сверху над образами Небесной Царицы и Всевышнего допускается размещение изображения Распятия или же Троицы.

Как правило, оформляя красный угол для иконы в доме стараются соблюдать определенную иерархию и не вешать чудотворные образы Святых, которые являются большими по размеру от образов Божьей Матери и Господа Бога, также не следует располагать лики Святых над иконами Божьей Матери и Господа Бога.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о том, что такое красный угол:

  • Традиции православия

ikona-i-molitva.info

Красный угол — Википедия

Красный угол в современном доме.

Кра́сный у́гол[1] (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол, передний угол, кутный угол (кут)[2], большой, почётный, верхний угол[3], кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток[1].

Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей[4].

На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В южнорусских районах Европейской России красный угол располагался между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. В традиционном жилище почти на всей территории России, за исключением южнорусских губерний, красный угол хорошо освещён, так как обе прилегающие стены имели окна[5].

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

Символическое значение красного угла[править | править код]

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря[Комм 1]. Некоторые учёные[кто?] связывали символичность с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи, как олицетворению языческой Руси[Комм 2].[неавторитетный источник?]

В другой интерпретации, речь идёт, напротив, о логичном продолжении языческих традиций в православной России. Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т. н. «полуночной»)[источник не указан 2151 день] части дома для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки» (сравните с костром у входа в пещеру или хижину у первобытных людей).

В почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно там в определённые дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу[8].

Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место[9]. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона[источник не указан 2660 дней].

Взаимное расположение икон[править | править код]

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, бо́льших по размеру иконы Спаса или Богородицы. Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

  1. ↑ «[I]n Orthodox spirituality, [there is] no separation between liturgy and private devotion»[6]
  2. ↑ Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию «свет — тьма», где в роли «тьмы» выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце X века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние — языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.[7]
  1. 1 2 ЭСБЕ, 1890—1907.
  2. ↑ ТСД, 1880—1882.
  3. ↑ Агапкина, 2012, с. 342.
  4. ↑ Платонов, 2007, с. 364–365.
  5. ↑ Красный угол // Баранов и др., 2004, с. 30–32.
  6. ↑ Ware, 1964, p. 310.
  7. ↑ Семёнова, 2006.
  8. ↑ Платонов, 2007, с. 365.
  9. ↑ Божница // Баранов и др., 2004, с. 65–66.
  • Угол / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 341–345. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г., Мадлеская Е. Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПб, 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Кут // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Красный угол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Красный угол / Платонов О. А. // Русский образ жизни. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа / Гл. ред., сост. О. А. Платонов. — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 364—365. — 944 с. — ISBN 5-902725-03-8. (pdf)
  • Красный угол / Семёнова М. В. // Мы — славяне! : Популярная энциклопедия. — СПб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2006. — 560 с. — ISBN 5-91181-040-9.
  • Ware, Timothy. The Orthodox Church. — London: Penguin Books, 1964. — ISBN 0-14-020592-6.
  • Л. В. Беловинский. Красный угол // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 319. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

ru.wikipedia.org

Домашний иконостас: "красный угол" Красный угол в русской избе: где располагался, что означает, как правильно обустроить "божий угол"


О существовании красного угла в древнерусской избе слышали многие. Однако единицы знают о том, что означает данное выражение и где располагалось это «священное» место. Иначе его называют «Божьим» или «святым» углом. Оказывается, оттого, где он располагается, напрямую зависит размещение печки. Давайте вместе разберемся, каким образом основной источник тепла в доме связан с красным углом.

Расположение «красного угла»

В русской избе выделяли специальное место, предназначенное для размещения «святого уголка». Традиционно оно располагалось по диагонали от печи. Иконостас оформляли возле входной двери либо в дальнем углу хаты. Одно условие соблюдалось неукоснительно – святое место должен быть в юго-восточной части жилища.

Наверняка у вас возникает логичный вопрос: в чем связь между печкой и «священным» углом? Чтобы получить на него ответ, придется немного покопаться в устройстве русской избы. Для наших предков дом являлся олицетворением всего мира. Пол и потолок выполняли роль неба и земли. Также были четыре стороны света (стены) и нижний мирок (погреб).

Древние славяне ассоциировали восток и юг с восходом солнца, жизнью, теплом. Север с западом в их представлении были неразлучны с холодом, смертью и закатом. По этой причине наши предки старались обустроить жильё таким образом, чтобы в него не проникли злые силы, идущие с западной или северной стороны.

А вот добро и тепло должно было беспрепятственно проникать в хату. Поскольку в те времена окон еще не существовало, то единственным отверстием, которое вело внутрь избы, была дверь. Во всех жилищах она повернута в сторону юга. Напротив неё устанавливали печь, т. е. на севере, откуда может пробраться зло и стужа.

Со временем место расположения входа изменилось, то есть для людей стало непринципиально, где находится дверь. А вот печка по-прежнему оставалась на севере. Красный угол обустраивали диагонально от источника тепла, на юго-востоке. Подобное расположение сохранилось и в наши дни.

Символическое значение красного угла для древних русских

Печь обозначает тепло и считается центром святости избы. Красный угол не менее священное место. Многие современники думают, что подобное поклонение святыням неразрывно связано с православием. Но это ошибочное мнение. В некоторых источниках можно найти твердые заверения о том, что традиция обустройства «красного угла» зародилась задолго до принятия христианства на Руси.

Однако, если верить иным летописям, у славян единственной святыне в хате была печь. А вот после крещения Руси в избах стали оформлять «священное» место.

Почему такое необычное название получил простой угол в хате. Прежде всего, «красный» ассоциируется с «красивым». Соответственно, иконостас символизирует красоту. Его всегда обустраивали на видном месте и каждый гость, перешагнув порог хаты, понимал, где располагается «красный угол». Здесь всегда выставляли лики святых, поэтому входящий должен был в первую очередь перекреститься и только потом поприветствовать хозяев жилья.

«Красный угол» считался своеобразным аналогом алтаря. Ряд ученых рассмотрели связь между символичностью и двоеверием. Они считали, что подобное место является противоположностью печи, олицетворяющей язычество. В иной интерпретации речь идет о продолжении старинных традиций в православной Руси.

В обязательном порядке в «божий» угол ставили лики Богородицы и Спасителя. Остальные иконы каждый верующий выбирал по своему усмотрению. Часто здесь размещали «именные» лики членов семейства. Особой любовью народа пользовался Николай Угодник, его икона была практически в каждом доме.

Взаимное расположение икон

После принятия христианства в славянских семьях появилась новая традиция – хранить дома лики святых. Некоторые и в наши дни продолжают верить в чудодейственную силу икон. Это объясняет бережное отношение к «красному углу». Его всегда держали в чистоте.

Лики, которые располагали в данном месте, были украшены резьбой и цветами. Также тут ставили лампадку с зажжённой свечой. На торжественных мероприятиях самого важного гостя усаживали поближе к «священному» месту.

Иконы располагали в «красном углу» по аналогу с церковным алтарем: слева от лика Спасителя стояла Богородица. С правой стороны изображение Николая. Над иконами Христа и Девы Марии размещали Троицу или Распятие.

Славяне старались придерживаться иерархии и не ставили лики святых, больших по размеру, чем изображение Спасителя или Богородицы.
Вернуться к оглавлению 

Как устроить «красный угол» в квартире?

В наши дни большинство людей проживают не в частных домах, а многоэтажных новостройках. Тем, кто желает организовать «красный угол» в квартире нужно придерживаться некоторых правил. Конечно, здесь нет печи, выступающей в роли ориентира для организации «священного» места.

По этой причине угол необходимо располагать напротив двери, чтобы каждый гость мог увидеть иконы. В некоторых жилищах нет подходящего уголка для размещения ликов. По этой причине «красный угол» порой является только названием.

Святилище в современной квартире можно воссоздать, приставив к стенке высокий стол или специальный шкафчик. Покройте его нарядной скатертью либо иной красивой материей. Поставьте на поверхность лики святых. Желательно расположить «красный угол» напротив входной двери. Также в качестве ориентира может служить восток.

Для этого определите, где утром встает солнце и здесь смело организовывайте святилище. Согласно старорусскому обычаю возносить молитву нужно, глядя на восток. Ведь именно эта часть света является символом добра, веры и надежды.

Отдельное внимание стоит уделить высоте «красного угла». Он не должен находиться ниже уровня глаз. Ведь на иконы нельзя смотреть сверху вниз. Тем самым человек выказывает пренебрежение к святыне. А вот размещение выше уровня глаз вполне уместно. Желательно, чтобы столик был оснащен верхней и нижней полочкой. На первой размещают иконы, подсвечники, кадильницу. На вторую выставляют книги: Библию, Евангелие, церковные календари и т. д.

Заключение

Красный угол в русской избе – это священное место, где стоят иконы. Наши предки с особым почитанием относились к нему. Организовывать «божий угол» было принято в каждой хате. Наравне с печкой, славяне ассоциировали это место с теплом, верой и надеждой. Любой гость, перешагнувший порог русской избы, в первую очередь поклонялся иконам и только после этого приветствовал хозяев.

Из видеоролика вы узнаете интересные факты о «красном угле».

Вернуться к оглавлению 

7kul.ru

важные места в русской избе — Рамблер/субботний

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу — «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать — эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом — микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь — не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть.

«Маленький, пузатенький, весь дом бережет» — замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.

В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога — ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи — нежилой).

Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи — приготовление пищи — осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков — те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, торжественный, праздничный.

Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду.

Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Лавки

Вдоль стола, вдоль стен — обратите внимание! — лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу.

Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая.

С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, — матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы — один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников.

Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно — око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости.

Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица — быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава — в избе»).

Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

weekend.rambler.ru

Как в квартире отыскать тот самый "красный угол" чтобы правильно разместить иконы

Иконы являются для нас окном в высший мир, через них можно обращаться к Господу с молитвами, просьбами или просто искать утешения. При желании можно красиво оформить свой домашний иконостас, выбрав место в своей квартире или доме самое почетное. Перед тем, как начинать оформление своего молитвенного уголка, желательно помолиться Господу Богу, чтобы Он Сам помог в этом. Хорошо сходить в церковь и взять благословение у священника. Через священника нас благословляет Сам Господь Бог и тут же посылает Свою помощь: нам в руки попадает именно такая книга и с такими словами, в которых мы нуждались, нам встречается человек, который подает именно такую мысль, которой нам не хватало, и т. д. Все это – Божия помощь и Божие вразумление через наших близких и знакомых. Иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток в богословском понятии имеет особое значение в Православии. Современные дома и квартиры часто сориентированы так, что на востоке находятся окна или двери и т. д. В таком случае можно использовать южные, северные или западные стены жилища. Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно и т. д. Неуместно помещать иконы на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия. Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, «звёзд», спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Пресвятая Богородица… какая икона понравится, та и ваша… В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь иконы ваших святых, изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, иконы праздников. Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом. Пожелание одно – иконы в доме должны быть те, перед которыми будут РЕАЛЬНО молиться, они ведь не дпя украшения… <a rel="nofollow" href="http://azbyka.ru/tserkov/ikona/5g6_4-all.shtml" target="_blank">http://azbyka.ru/tserkov/ikona/5g6_4-all.shtml</a> <a rel="nofollow" href="http://www.pravoslavie.ru/answers/6639.htm" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/answers/6639.htm</a> <a rel="nofollow" href="http://azbyka.ru/tserkov/ikona/nikolaev_ikoni_v_nashem_dome-all.shtml" target="_blank">http://azbyka.ru/tserkov/ikona/nikolaev_ikoni_v_nashem_dome-all.shtml</a> <a rel="nofollow" href="http://www.kazan.eparhia.ru/talks/ask/?ID=14386" target="_blank">http://www.kazan.eparhia.ru/talks/ask/?ID=14386</a>

Красный в правом углу

ищите угол направленный на восток

напротив через комнату от двери

Красна изба не углами, а пирогами ) А для Бога не важны традиции, важны дела (поступки).

посмотрите книжки по Фэн-Шуй. )))))))))))))))

Посмотрите на свое сердце, и разместите иконостас веры в нем.

Бог такой предвзятый, Он посмотрит, что идолы не в том углу стоят и покарает люто. Ему на праведность плевать, главное, чтоб иконы там где надо стояли.

Какие иконы? Это же нарушение 2 заповеди Декалога! Исайя 20:4,5.И ещё много стихов в Библии, где иконы-идолопоклонство!

Спасибо. Мне все понятно.

touch.otvet.mail.ru

Где находится "красный угол" (сакральный центр жилища)

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В продолжение давнего опроса (https://vk.com/wall-119055965_9256). Теперь, как и обещал тогда в комментариях, расскажу вам как должно быть, по науке. Для удобства и связи с прошлым постом-опросом рассказывать буду на том же самом примере современной квартиры.

Здесь, кстати, мы поднимаем крайне интересный вопрос. Пожалуй, стержневой для всего славянского новоязычества. Вопрос ЭВОЛЮЦИИ.
Смотрите, что представляет собой “классическая” (исключая южнорусские районы, о чем далее) схема расположения “красного угла”, известная нам по этнографии: однокомнатная изба, с печью возле входа и красным углом в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали напротив печи. Эта диагональ четко делит данное однокомнатное жилище на мужскую и женские половины.
Это СИЛЬНО отличается от современной городской квартиры, верно?
Наш быт настолько изменился за последние сто лет, что неизбежно начинается это: “Ах, Традиция прервалась, ах, в условиях современного города никакая “вера предков” невозможна, – поэтому уезжаем на природу и строим там собственную Деревню, где в ковах милой старины будем плести лапти и вставать с петухами” 


Все бы ничего, но тут – особенно для того, кто считает себя “славянским/русским язычником” – есть один нюанс:
если мы обратимся к той же археологии, то изба 19 в. РАДИКАЛЬНО отличается от славянского жилища века 10го. НЕ МЕНЬШЕ, наверное, чем наше современное городское жилище – от “этнографической” 19 в. избы.
Это – Основная Мысль данного поста и я хочу, чтобы вы как следует поразмыслили над этим:
Традиционная крестьянская изба доиндустриальной эпохи, которую я назвал “этнографической”, так же как и землянка славянина дохристианской эпохи – это всего лишь частные эпизоды в непрерывной эволюции жилища с древности и до наших дней.
Начнем с того, что локализация сакрального центра жилища в углу по диагонали от печи, по утверждению Слуднякова (а у него довольно сильные аргументы), – это вообще в принципе крайне позднее явление:
“помещение икон по диагонали от печи, а стало быть, и появление красного угла в привычном нам понимании – явление достаточно позднее, распространившееся в крестьянских избах Северо-Запада России не ранее XVIII в.” [3].
Нельзя не заметить, что выделение какого-либо одного угла в качестве сакрального локуса – это нечто, известное лишь на востоке Славии, но не на ее западе или юге.
Поэтому далее я буду использовать данный термин “красный угол” в кавычках, как условное обозначение некоего сакрального центра жилища (однако, на мой взгляд, выделение Угла в качестве Центра, пусть это и инновация, – все же довольно удачное решение, о чем см. [2]).

Появление “красного угла” обычно связывают с появлением окон:
“До появления окон жилище ориентировалось на юг входным проемом, который служил одновременно источником дневного света. Археологические данные VI—X вв. свидетельствуют об ориентированности входа на юг как устойчивом признаке. Печь при этом располагалась в противоположной от входа (т. е. в северной) стороне.10
В X—XI вв. планировка претерпевает глубокие изменения. Печь оказывается расположенной рядом с входом, который перестает быть ориентированным на юг.11 Объяснение этого факта можно связать с прогрессом в освещении жилища. Появление окон избавило от необходимости ориентации входа на юг, куда стали выходить окна, что дало возможность выделить чистую (освещенную) половину жилища и одновременно улучшить его отопление. Печь при этом остается в северной части жилища, но противопоставляется по признаку ориентации уже не входу, а окну (окнам), выходящему на южную сторону. С тех пор это пространственное противопоставление существенно не изменилось. Диагональ печь—красный угол («оконный», наиболее освещенный) — лишь естественное завершение эволюции противопоставления печь — источник света.”[1] Тут мне пришлось провести собственное исследование. Так как в Вики написано, что первые окна появляются не ранее XIV в. Байбурин ссылается на Раппопорта, однако последний, да, – пишет о том же, что Байбурин, но ясно указывает иной, более поздний, период – XII-XIII вв. (см. глазоломный скан здесь, например: http://www.rodnovery.ru/attachments/article/386/Rappo.. с.132-133). Как будто Байбурин пытается искусственно притянуть период X—XI вв. в поддержку своему тезису о христианском происхождении “красного угла” (“Религиозно-мифологический способ видения мира с его четко разработанной дихотомией (бог—дьявол; свет—тьма и т. п.-) закрепил и, насколько это было возможно, «использовал» эту пространственную антитезу, что выразилось в противопоставлении «языческому» центру жилища, каковым осознавалась печь, — второго центра, христианского, «красного», или «божьего», угла. Другими словами, противопоставление печь—красный угол явилось своего рода материальным воплощением русского двоеверия в структуре жилища.”[1]), так что окна тут особо не при чем (“И хотя сам П. А. Раппопорт о красном угле не сказал ни слова, из факта размещения печи в углу у входа, похоже, был сделан вывод, что угол, расположенный по диагонали от печи, обязательно должен был иметь какую- то сакральную функцию4 . Однако, надо думать, что нельзя ставить знак равенства между помещением печи в один угол и сакрализацией другого угла” [6]).

В настоящее время наиболее аргументированно языческое происхождение самой концепции “красного угла” отстаивает Криничная (см. в прикрепленном файле). И у нее есть некоторые весьма сильные доводы, например, археологические находки закопанных под углом дома конских черепов или почитание столбов по углам жилища и пр. [2] (однако см. контрдоводы на ее статью [3]). Хотя, справедливости ради, она по большей части пишет об углах жилища вообще, но не конкретно об одном особо почитаемом, “красном”.
В любом случае, говорить, что понятие “Красного Угла” как Сакрального Центра Жилища возникло БЛАГОДАРЯ хр-ву, это все равно, что говорить, что сотовые телефоны появились в нашей жизни благодаря партии “Единая Россия” . 

Некоторые вещи просто совпадают во времени, но не являются причиной и следствием друг для друга.

Итак, где же должен располагаться “красный угол”, согласно традиционным критериям (применительно к совр. жилищу, см. прикрепленные изображения):

1. “Красный угол” должен находится по диагонали от печи:
«в середине XIX в. на европейской территории расселения русского народа четко выделяются четыре типа внутренней планировки жилого дома: северо¬среднерусский, восточный южнорусский, западный южно- русский и западнорусский».2… При этом авторы подчеркивают, что «все четыре типа внутренней планировки при имеющихся различиях обнаруживают в то же время единство расположения переднего угла обязательно по диагонали от печи. Такое расположение печи и переднего угла — одна из общих черт русского крестьянского жилища XIX в.».3 .”[1] Однако, “иностранные наблюдатели (С. Герберштейн, А. Олеарий, Г. Мьеж, Д. Перри), посещавшие Россию в середине XVI – начале XVIII в. и подробно описывавшие интерьер жилых построек как верхушки общества, так и основной массы населения, в большинстве случаев отмечали отсутствие привычной для нас диагонали “печь – красный угол”. И лишь в начале XVIII в. Д. Перри отметил определенное распространение этого явления, но только в богатых домах. В отдельных же случаях отсутствие такой диагонали фиксировалось как пережиточная форма еще и в начале ХХ в.”[3]

2. “Красный угол” должен быть ориентирован на восток/юг:
“Важно подчеркнуть, что оппозиция восток — запад и юг — север на семантическом уровне легко сворачивается в одну: юг ѵ восток — север ѵ запад, так как им соответствуют по сути дела две парадигмы связываемых с ними значений…
Своеобразной осью ориентации жилища как раз и является диагональ красный угол—печь. Один ее конец (красный угол) указывал на полдень, на свет, на всход, на красную или божью сторону, другой, (печь) —соответственно на тьму, на заход и т. п. Важно подчеркнуть, что даже если по каким-то обстоятельствам (и прежде всего из-за особенностей планировки поселения) диагональ красный угол—печь отклонялась от «запрограммированного» направления, тем не менее условно обозначала его (семиотическая ценность диагонали в этом случае, естественно, повышалась). Иными словами, красный угол всегда отождествлялся с востоком или югом, а угол, в котором располагалась печь, — с западом или севером. Молились на образа, помещавшиеся в красном углу, т. е. на восток. Покойника хоронили головой на восток, а перед захоронением клали на стол головой в красный угол и т. д..”[1]

3. “Красный угол”, а вернее даже не “угол”, а просто Сакральный центр жилища должен располагаться посередине лицевой (фасадной) стены (над окном?):
“В своей книге Д. Перри сообщает о наличии красного угла в домах богатых людей: «Между русскими существует обыкновение (особенно между богатыми, которые могли позволить себе эту роскошь) ставить в комнатах своих, преимущественно же в переднем углу, против печи, множество изображений Святых…» В этой фразе интересно то, что наличие множества икон в доме признается роскошью, которую не все могли себе позволить. Далее Д. Перри поясняет: «В доме же бедного человека, где существует только один такой образ… и где бывает очень темно, да где не всегда перед образом горит и восковая свечка, то чужому человеку, входящему в избу, трудно с первого раза рассмотреть, где находится… образ, и он первым делом спрашивает: „А где же Бог?“, на что кто-нибудь из присутствующих указывает ему, на каком месте стены висит образ»17.
Таким образом, налицо ситуация, когда человек, попавший в незнакомый дом, не может сориентироваться и найти божницу. В XX в. этого, скорее всего, не произошло бы. Устойчивая диагональ печь – красный угол позволяла быстро определить место для икон даже в темноте. Видимо, в начале XVIII в. на северо-западе России, где работал английский инженер, такой диагонали в большинстве случаев еще не было18. Кроме того, Д. Перри определенно противопоставляет постановку икон в «передний угол», уже принятую у богатых, и размещение иконы у бедных на каком-то неопределенном «месте на стене», что также свидетельствует об отсутствии у основной массы населения красного угла в привычном нам понимании.
Косвенным подтверждением этого служит и то, что даже в конце XIX – начале ХХ в. иконы еще далеко не везде располагались в углу по диагонали от печи. Например, на границе Кемского и Повенецкого уездов у старообрядцев-карел была зафиксирована ситуация, отчасти напоминающая описание Д. Перри: «В красном, сутнем, углу вы редко увидите икону, как обыкновенно бывает в русской избе.., но осмотрите хорошенько стены: где-нибудь посредине стены, между окнами, или в углу против печки, где вы совсем не привыкли видеть иконы, заметите… маленькие, створчатые… образа, которые помещаются обыкновенно на высоте не более двух аршин от полу»19. Сведения о расположении икон в непривычных местах есть и из других мест Русского Севера20. Таким образом, можно предположить, что в начале XVIII в., по крайней мере, на территории Северо-Запада России красный угол в привычном нам
виде имелся в основном в избах богатых людей (подчеркнем, что речь идет именно об избах, а не о различных «чистых» помещениях типа горниц или«комнат», в которых он мог существовать и раньше). У основной же массы населения, в том числе у крестьян, постановка икон в угол по диагонали от печи, по всей видимости, еще не была широко распространена.

Теперь осталось выяснить, где же висела та единственная икона, о которой говорят Д. Перри и Г. Мьеж. Если это, как мы предполагаем, не был красный угол, то в каком другом «месте на стене» она могла находиться? Как гипотезу предложим вариант ее размещения на середине лицевой стены. Подобное расположение икон было широко распространено в Карелии еще в начале XX в. Иконы там помещались на фасадной стене,часто над центральным окном21, что отчасти совпадает с описанием Г. Мьежа. Возможно, в XVII–XVIII вв. так же или похоже они располагались и в центральных районах страны, где побывал Г. Мьеж.”[6]

4. “Красный угол” должен располагаться сразу же у входа в дом.
Это т.н. “южнорусские (зап. и вост.) планы” – там “красный угол” – это пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной (печь же, наоборот, находилась в глубине избы):
“…более архаическими являются оба южнорусских плана, где красный угол расположенный непосредственно у входа, а печь находится во внутренней части дома. «Северные» планы, где у дверей расположена печь, в таком случае нужно считать вторичными, но, как справедливо отметила Е. Э. Бломквист, «более жизненными», так как появилась возможность выделить чистую половину жилища, и главное — в таких домах лучше сохраняется тепло. «Поэтому в селениях, лежащих на границах зоны южновеликорусской планировки, где оба ее типа соприкасаются с другими двумя планами, уже в XIX веке наблюдалась постоянная замена южных планов другими…”[1] Собственно, смысл понятен:
“Внимание человека, вошедшего в дом, первым делом обращается на его символический центр – красный угол. Соответственно, оформляется эта часть дома не только в расчете на “своих” (его жителей), но и для пришедших со стороны, гостей. “[5] Размещение “красного угла” с божницей на входе в дом, в сенях, является более древним:
“В. И. Даль приводит поговорку: «Есть ли у тебя на мостах на калиновых Спас, Богородица?», то есть крещёный ли ты, имеешь ли в сенях образа? (Даль В. И. Толковый словарь… М., 1995. Т. 2. С. 350). Эта поговорка отсылает нас ко временам курных изб, недаром дружка называет потолок в избе невесты «соболиным», то есть мохнатым и чёрным от копоти. Сени, в которых не было печки, были чистыми и именно в них на протяжении многих столетий, до изобретения дымоотводной трубы, находились божницы, висели белоснежные рушники с вышивками-оберегами.” [4] Хотя вариант с сенями – это явно не более чем эпизод в эволюции жилища (когда дым от печи выходил еще не через трубу, которую еще не придумали, но и уже не просто через входную дверь, а через специальные отверстия – т.н. “волоковые окна”).

5. Наконец, по этнографическим данным конца XX в. в многокомнатных домах (вот где опять проявляется она – Эволюция), “красный угол” может быть устроен в каждой комнате:
“Красных углов может быть несколько (в каждой комнате), поэтому иногда они занимают противоположные углы дома”[5]

Таким образом, наиболее архаичным следует признать размещение сакрального центра жилища посреди лицевой стены (3) или у входа (4). Наиболее оправдана (особенно для современности) привязка “красного угла” к сторонам света (юг/восток/юго-восток).
Все утверждения типа “кр. угол ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть расположен там-то и там-то, – это ЗАКОН” – безосновательны, потому что, на протяжении столетий местонахождение сакрального центра менялось, в соответствии с эволюцией жилищных условий.

[1] Байбурин А.К. – Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.
[2] Криничная Н. А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам).
[3] Слудняков А.О.Красный угол: материальные и духовные аспекты эволюции интерьера крестьянского жилища.
[4] Волхва Пятница Географическая локализация “сказочных” объектов.
http://www.perunica.ru/etnos/6097-geograficheskaya-lo..
[5] Кучумова А. С. Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи
[6] А. О. Слудняков А.О. О времени распространения красного угла
в крестьянских избах Северо-Запада России.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

P.S.: Я не упомянул здесь вариант размещения Сакрального Центра на периферии жилого пространства. См. про “клеть” здесь – https://vk.com/wall-67741956_18065 – в этот пост не влезло бы уже (прочем, есть в этом что-то и от “сеней” в [4]).
Этот вариант вполне имеет место быть, см. мой старый пост про БАЛКОН как современный языческий храм и средоточие домашнего культа – https://vk.com/wall-119055965_1789

Максим Сухарев

novoyazychestvo.ru

«Красный угол» в современном доме. Как устроен домашний иконостас? | Дом и семья

Раньше, то есть в старину, было сложнее. В традиционном обществе принято было строго следовать сложившемуся обычаю. Даже если ты вдруг, по некоей странной причине, оказался неверующим.

Прежде всего, иконы не были расставлены по одной, а размещались в строго определенном месте дома. Наверное, все знают, что угол, где размещались иконы, назывался «красным». Был он довольно сложно организован: полка, часто многоярусная; божник — занавесь, закрывающая образы сверху и по бокам. Здесь же зажигались лампады, хранились святая вода, просфоры, поминальные книги.

Все эти традиции, как и вышивку с изображениями голубя — символа Святого Духа, и теперь соблюсти несложно. А вот дальше шли усложнения в сравнении с нынешними обычаями. «Красный» угол являлся главной частью дома. Так что, подобно алтарной части храма, располагался на востоке. Не знаю, дом так ориентировался или сторона для размещения икон выбиралась уже после постройки. Предположу, что скорее первое. Это вполне соответствует традиции.

Ну этого мы, за редкими исключениями, контролировать не можем. Поэтому, по возможности, выбираем для иконостаса восточную часть комнаты. По возможности же — не по соседству со всякими развлекательными устройствами типа телевизора и караоке. И элементами декора: тарелочками, статуэтками, панно. Особенно языческого толка, типа талисманов, фэн-шуйных элементов и пр. Соответственно, не стоит расставлять иконы и по разным полкам. Во-первых, вразнобой не принято, и соблюсти это правило несложно. Во-вторых, по полкам иконы, скорее всего, окажутся вперемешку с книгами, и это в лучшем случае! А то и с украшениями, теми самыми пирамидками-нэцке-статуэтками и пр.

Лучше, если иконы не висят на стене, а стоят. Для тех, кто готов потратиться, сейчас есть специально изготавливаемые домашние иконостасы. Можно купить готовый или заказать под ваши нужды — по размерам ваших икон и вместе с тем индивидуально под интерьер вашей квартиры.

Конечно, расположение домашнего иконостаса (неважно, специально изготовленного или просто места, где расставляются иконы) — все это желательно. Не предписания, а скорее рекомендации. В светской жизни можно и нужно согласовываться с ее реалиями! А вот далее существуют весьма строгие, но выполнимые правила.

Во-первых, обязательно должны присутствовать иконы Спасителя и Божией Матери. Во-вторых, они всегда являются центром иконостаса.

Сверху и по центру располагается икона Спасителя. Еще лучше, если она и больше других по размеру. Слева от нее располагают икону Богоматери.

Можно расположить в центре Венчальную пару.

Повторю: это центральные и самые верхние по расположению образы.

Выше можно расположить лишь Распятие или Святую Троицу.

Если в доме есть особо почитаемая икона, семейная реликвия, ее можно размещать в центре, ниже образов Христа и Богородицы!

Часто в иконостас включают именные иконы членов семьи, семейные иконы.

Кроме перечисленных выше, других строгих установлений нет. Дальше ориентируйтесь на ваши потребности, устремления, чутье и, конечно, художественный вкус.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

В каком углу вешают иконы в квартире, православный уголок дома

Расположение иконостаса в квартире

В старину уже при начале строительства знали, где в доме должны располагаться иконы. Фасад с тремя окнами выводили на восток, вход обращали к западу. Иконостас размещали в одном из восточных углов. Из-за роскошного устройства этого угла его называли красным, т. е. красивым.

При строительстве современных многоэтажек меньше всего думают о божницах, поэтому удобные для них углы и стены часто оказываются ориентированными в другие стороны света. Некоторых верующих это смущает, однако проблема решается просто. В этом случае следует руководствоваться такими соображениями:

  • Угол выбирается по возможности не западный. Но принципиального значения это не имеет.
  • К иконостасу обеспечивается свободный проход для зажигания лампады и уборки, чтобы до самой высоко висящей иконы можно было достать рукой.
  • Иконы не стоит вешать над зеркалом, телевизором или компьютером, чтобы не отвлекаться во время молитвы и не занимать чужое рабочее место.
  • Прихожую или коридор нельзя назвать почётными местами для образов. Здесь лучше повесить деревянные таблички с изречениями Св. Отцов или цитатами из Писания. Некоторые используют Семистрельный образ Богородицы для защиты от воров и вешают его в коридоре. Это суеверие, место иконы Божией Матери — в иконостасе.
  • На кухне образа быстро закоптятся, поэтому хозяйки ограничиваются здесь небольшой застеклённой иконой, которую легко протирать. Хранить иконы на подоконнике не рекомендуется: краски выгорают от солнца, к тому же могут находиться ниже уровня глаз молящегося, что недопустимо.
  • В туалетной и ванной комнатах размещать иконы не полагается.

Если нет возможности выделить свободный уголок, полочки иконостаса можно разместить на свободной от картин и фотографий стене. В крайнем случае образки ставят в книжный шкаф под стекло. В этом случае нужно освободить от посторонних предметов часть полки, куда помещаются святыни.

Как составить и оформить божницу

Из каких предметов состоит домашний иконостас, как расположены иконы, фото святых мест, лампады, свечи и другие святыни — всё это должно способствовать главному: сосредоточенной молитве.

Если в семье нет наследственной святыни, то надо начать эту традицию, заказав каноническую икону Спасителя или Божией Матери на доске. Для лучшей сохранности образ помещают в киот — ящик со стеклянной крышкой. Святыню следует поставить в центре угловой полочки, напротив расположить лампаду.

Лики святых нужно правильно расставить справа и слева, соблюдая их чины. Ближе к Спасителю определить место для Иоанна Предтечи и Ангелов, за ними ставятся мученики, святители, преподобные. При небольшом количестве икон этот порядок необязателен. Соблюдая благочестивый народный обычай, можно украсить красный угол рушниками.

Изображения Спасителя и Богородицы должны быть больше по размерам, чем остальные. Если в семье имеется большая старинная икона святого, то правильней будет поместить её отдельно, в другой комнате. В крайнем случае сооружается вторая полка, под основной.

Кроме лампады, на полочках иконостаса раскладывают святыни, подаренные или привезённые из паломнических поездок, фотографии храмов, сосуды со святой водой, освящённую вербу, кусочки просфоры.

Бывает, что со временем на полочках накапливается много маленьких бумажных иконок, которые могут разлететься от порыва ветра. Их можно наклеить на фанеру и сделать общую рамку.

Вместо лампады допустимо использовать свечи, не пренебрегая техникой безопасности. Горящую свечу обязательно тушат прежде, чем лечь спать. Огонёк лампады не представляет опасности, но даёт много копоти. Предметы, составляющие божницу, необходимо протирать от пыли и гари чистой тканью, не бывшей в употреблении.

Ветхие иконы и освящённые растения, которые потеряли вид и рассыпаются, полагается сжигать в чистом месте, пепел закапывают или пускают по реке.

Иконы для других помещений

Помимо иконостаса верующие размещают образы и в других комнатах. Обычно придерживаются следующих традиций:

  • Ангел-хранитель — над входной дверью.
  • Святые Покровители — над детской кроватью.
  • Деревянный крест — на стене в спальне (для молитвы и целования перед сном).
  • Прп. Ефросин Палестинский (повар) — на кухне.
  • Прп. Сергий Радонежский (покровитель учащихся) — над рабочим столом школьника и т. д.

Необходимо тщательно следить за чистотой всех икон в доме. Под каждым образом можно прикрепить листок с текстом краткой молитвы. Следует помнить, что сами по себе святыни не защищают дом. Помощь Господа и святых следует лишь в ответ на молитву перед изображениями их ликов.

Традиции, связанные с красным углом

Красный угол (божница) в старину определял поведение жителей и гостей дома. Многие из этих привычек сохраняются и в современной жизни:

  • Входя в помещение, мужчины снимают головной убор. Этот обычай остался с тех времён, когда каждый входящий гость первым делом снимал шляпу перед красным углом в доме, где находились семейные святыни хозяев.
  • Детей ставят в угол за провинности. В старину их ставили именно в угол с иконами, «замаливать грех».
  • Во времена борьбы с религией в «красных углах» вместо икон располагались фотографии вождей, родственников и дорогих людей. И сейчас в домах стариков можно увидеть старые фото, накрытые рушниками, в углу или над кроватью.

Кстати, «красный угол» почитается и сегодня. Можно заметить, что в кабинетах государственных учреждений флаги и символические предметы располагаются по старой традиции — в самом заметном и почётном, «переднем» углу.

Расположение икон в доме

Сегодня, наверное, нет такого дома, в котором не было хотя бы одной иконы или церковной свечки. Люди веря в Бога покупают в иконных лавках свечи, иконы, ходят на праздники молятся святят вербу и т.д. Но несмотря на такое вероисповедание, мало кто знает, как правильно это все хранить в доме. Для таких целей обязательно должен быть домашний православный иконостас.

В данной статье мы разберемся как его сделать, где разместить и как правильно в нем располагать иконы. Данная информация будет полезной для каждого верующего человека.

Традиции и современность

Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол». Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери. Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.

В доме к этому месту всегда относились по-особому.:

  • В нем всегда было чисто;
  • Там ставили цветы и украшали его как могли;
  • Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.

С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось. В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы. Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.

А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.

Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса. Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников. С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.

Где и как устроить домашний иконостас

Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения. Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.

Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне. Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.

На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной. Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате. Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком». Там должно помещаться как минимум два молящихся человека.

Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.

Как сделать домашний иконостас своими руками

Перед тем, как сделать домашний иконостас в квартире или доме, рекомендуется сначала изучить рекомендации по его устройству, затем выбрать нужный угол в доме. И только после то рассматривать всевозможные варианты как сделать иконостас своими руками.

Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков. Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.

Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.

  • Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
  • Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
  • И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками. Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
  • Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
  • Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
  • Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

Как расположить иконы в домашнем иконостасе

Согласно древним традициям иконостас в доме должен иметь пять рядов. Согласно этого существует свой порядок икон. Все нюансы и правильную иерархию святых образов не компетентному человеку учесть достаточно сложно. Поэтому существует понятная схема домашнего иконостаса:

  • В самом верху над всеми иконами рекомендуется разместить православный крест,
  • В центре всего иконостаса принято ставить икону Спасителя. Над ним принято размещать образ Святой Троицы.
  • По правую сторону от Спасителя размещают икону Божьей Матери. По бокам от перечисленных икон или выше их можно размещать остальные образы святых.

Как правило все рекомендации по обустройству красного угла гласят о том, что он должен быть выдержан в едином стиле. Но теория это одно, а практика совершенно иное. Как показывает практика придерживаться единого стиля достаточно тяжело. Так как иногда нам иконы дарят, или зайдя в иконную лавку мы выберем нужный образ, а вот оформления такого как нам нужно нет.

В таких ситуациях не стоит отказываться от намеренной покупки. Ведь на самом деле обрамление образа большой роли не играет. Главное, не превращать домашний иконостас в предмет интерьера. Его обязательно нужно создавать только с верой в сердце.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнает о месте икон в доме:

Особенности расположения икон в доме

Почитание икон представляет собой поклонение первообразу. Смотря на икону, человек видит в ней Самого Спасителя, Матерь Божию или святых угодников.

Этим священным изображениям следует воздавать соответствующее святыне почитание. В храме православный люд перед иконами возлагает свечи, лампады, целует священные изображения.

При богослужении перед иконами:

  • Воскуряется ладан или фимиам.
  • Молятся.
  • Поют молебны.
  • С ними совершаются крестные ходы.

В доме православного христианина к иконам должно быть соответствующее отношение.

Место, где размещены образа, называют:

  • Красным углом.
  • Передним углом.
  • Святым углом.
  • Киотом.
  • Божницей.
  • Кивотом.

В доме в первую очередь следует иметь такие иконы как:

  • Спаситель.
  • Божия Матерь.
  • Особо чтимые святыни.
  • Именные иконы, к которым относятся святые небесные покровители всех членов семьи, праздников. Изображение Спасителя следует располагать справа от стоящего, а лик Богородицы — слева.

Иконы следует размещать в отдельном от других вещей месте.

Нельзя устанавливать их:

  • В книжных шкафах, где размещаются книги светского характера, противоречащие христианству и не имеющие ничего общего с православными истинами.
  • На полках, где стоят фотографии близких, особенно умерших.
  • Где расположены игрушки, статуэтки, не следует смешивать иконы с элементами декора.
  • Рядом с плакатами эстрадных певцов, спортсменов, политических деятелей и других кумиров текущего века.
  • Здесь не должно быть и художественных картин, даже написанных на библейские сюжеты, такие как:
  1. «Явление Христа народу»;
  2. «Сикстинская мадонна».

Совет: Не допускается среди икон видеть фото священников, монахов, старцев, людей, которые ведут праведную жизнь.

Как правильно выбрать место для икон

В доме иконы можно размещать в любой комнате, не исключая спальню.

В детской желательно устроить:

  • Мерную икону, высота которой соответствует росту ребенка при рождении.
  • Личную.
  • Образ Спасителя.
  • Ангела-хранителя.

В детской спальне икона должна присутствовать непременно. Цена образа невысокая, а результатом является духовное воспитание ребенка.

Образ над колыбелью малыша

Инструкция по размещению икон предлагает:

  • Устанавливать их на восточной стороне помещения. Это может быть угол или стена.

Совет: На молитве человек должен стоять лицом на восток, как и алтарь в православном храме. На восточной стене помещения следует располагать и иконы.

  • Поместить лики святых можно справа напротив входа в комнату.
  • Для детской спальни иконы ставятся напротив глаз ребенка, когда он просыпается или засыпает, перед кроваткой, что станет напоминанием и призывом помолиться, обратиться к прообразу, поблагодарить.
  • В коридоре образ вешается справа от входной двери или над нею.

Здесь уместны изображения:

  • Покрова.
  • Семистрельная.
  • Оранта.

Как размещаются святые писания

После определения места расположения икон, необходимо:

  • Установить там полочку-киот, которая представляет собой специальный шкафчик или застекленную полку, предназначенную для защиты икон от случайных механических повреждений, пыли или грязи. Киот позволяет хранить лик святого в более щадящих условиях, где иконы меньше подвержены негативным последствиям от перепадов температуры и влажности окружающего воздуха.
  • Полку лучше располагать немного выше над уровнем глаз или непосредственно на уровне.
  • Изображения святых размещаются на полочке или развешиваются на стенке, если их довольно много.
  • Дно полки лучше застелить вышивкой или положить белое красивое полотно или пелену.
  • Слева должна быть Икона Божией Матери, а справа — образ Спасителя, что предусмотрено классическим иконостасом.
  • Допускаются и такие варианты:
  1. выше всех в центре поместить образ Спасителя;
  2. слева поставить икону Николая Чудотворца можно Иоанна Предтечи;
  3. справа — лик Богоматери.

Можно все эти иконы совместить в одной, которая называется Иисус Христос Царь Славы.

Икона Иисус Христос Царь Славы

  • Лишь Распятие или икона Святой Троицы могут ставиться выше композиции образов.
  • Возле лика Иоанна Предтечи располагается архангел Гавриил. А около образа Богоматери — архангел Михаил.

В иконостасе могут быть и другие святые:

  • Николай Чудотворец.
  • Пантелеймон.
  • Пётр Павел.

Святитель Николай Чудотворец

Совет: Всегда следует помнить принцип иерархии: никакого святого нельзя помещать выше иконы Спасителя, Святой Троицы, Богородицы и апостолов.

  • По бокам и чуть-чуть ниже можно ставить образы, относящиеся к именным, семейным или наследственным.
  • Домашний иконостас желательно увенчать православным крестом.
  • Перед началом молитвы желательно зажечь свечку или лампадку, а затем подвесить ее поставить перед ликами святых. Горящая свеча обозначает символ горения человека к Богу, его молитвы.
  • Святой угол принято приукрашать вышивками или ставить в нем живые цветы. Вышивку для украшения можно сделать самому.

Многие считают, что в опочивальне размещать иконы нельзя — это самая интимная комната в жилище. Но это абсолютно не так.

Не считается близость между супругами грехом, поэтому можно смело располагать святые писания в спальне. Но следует знать, что образы ставятся только у изголовья кровати. Как это сделать подскажет видео в этой статье.

Если спальня пары, не пребывающей в браке, это считается грехом, который невозможно утаить от Бога даже не разместив в помещении икон. Бог вездесущ, он все и всегда видит, и не через образы. Смело можно размещать изображения святых в спальне и молиться!

rostovhramvrs.ru

Красный угол. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Расположение красного угла

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи.

Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.

Красный угол в украинской хате(Н. К. Пимоненко, «Сваты», 1882 год) Николай Корнильевич Пимоненко (1862–1912), Public Domain

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий.

Молитва перед иконами в красном углу (В. М. Максимов, «Больной муж», 1881 год) Василий Максимович Максимов (1844–1911), Public Domain

Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе.

Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Взаимное расположение икон

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции).

Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, бо́льших по размеру иконы Спаса или Богородицы.

Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

bolshoevoznesenie.ru

Что такое красный угол?

О «красном угле» в традиционной русской семье слышали наверняка многие, однако о том, где должен располагаться этот угол, знает далеко не каждый. «Красный угол» в избе иначе называют «большим», «святым», «Божьим» и так далее. Оказывается, что его расположение зависит от места размещения печки - источника тепла в избе.

Расположение “красного угла”

Специальное место, которое предназначается для “красного угла”, в традиционной русской избе находилось по диагонали от дровяной печи. Оно могло находиться как у входной двери, так и в дальнем углу. Однако обязательно должно было располагаться в юго-восточной части избы. Так какая же существует связь между печкой и местом, которое называется в православии “красный угол”?

Устройство традиционной русской избы

В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад - с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада.
А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.

Значение печи и “красного угла” для древних русских

Печь – это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.

Почему “красный” угол?

В русском языке слово "красный" имеет несколько значений. Первое – определенный цвет, а второй – это синоним к слову "красивый", следовательно, "красный угол" можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

Отношение к “красному углу”

После принятия христианства в русских семьях было принято хранить иконы. Некоторые люди и по сей день верят в чудодейственную силу икон. Отсюда становится понятным такое бережное отношение к этому месту в доме. “Красный угол” в доме всегда содержится в особой чистоте. Все иконы, расположенные в данной зоне, украшены резьбой и цветами. Здесь также имеется лампадка со свечой. На праздниках самого почетного гостя усаживают ближе к красному углу.

Религиозное значение “красного угла”

Для общения с Богом русскому человеку не обязательно ходить в церковь. В русской избе местом для молитвы и обращения к Господу является “красный угол”. Поэтому в данном месте расположены предметы, которые священны для каждого православного христианина. Это иконы, святые образы, священные книги: библия, молитвенники и другие.

“Красный угол” в квартире

Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище "красный угол", необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому "красный угол" в доме - это не всегда угол в прямом понимании.

Как устроить "красный угол" в квартире?

Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта часть света символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю - святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.

fb.ru

«Красный угол» — почему он должен быть в каждом русском доме

Красный, святой угол – самое важное и почетное место в русском доме. Красный – значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится божница (киот). Красным был дальний угол избы по диагонали от печки. Дом строился так, чтобы святой угол был на востоке. При закладке под нижний венец сруба клали деньги, во все углы, при этом под красный угол клали самую крупную монету.

Угол с божницей и столом под ней считался чистой, парадной половиной избы. В этой части, и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. Иконы были первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Гость снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. Пройти в красный угол он мог только по особому приглашению.

Иконы не развешивались по стенам, а ставились на полку или киот. Божница изготавливалась из дерева и украшалась резьбой или росписью. Полочка часто была двухъярусной, украшалась длинными вышитыми полотенцами (божниками и иконниками), лубочными картинками, открытками, искусственными цветами. Здесь же находилась лампада, святая вода, веточка вербы, куклы – обереги, выполненные руками хозяйки, пасхальное яйцо. Иногда клали Евангелие, молитвослов и другие книги. На полочках рядом ставили красивую домашнюю утварь, домашние реликвии, важные документы.

Божница в каждом доме оформлялась по возможностям хозяев. Обязательными были иконы Спасителя и Богородицы, остальные иконы подбирались по желанию. Часто это были изображения Троицы, Ангела Хранителя, святых, именами которых названы члены семьи, образы покровителя того ремесла, которым занимался хозяин. Почти в каждом доме молились иконе Николая Чудотворца.

Любое важное дело в семье начиналось с моления перед киотом. Все важные события в семье так же отмечались в красном углу. Здесь благословляли невесту перед отъездом в церковь, здесь после венчания принимали молодых в доме жениха, сюда сажали самых почетных гостей. По поверьям предков душа умершего человека находилась именно в красном углу, поэтому покойника клали на лавку головой на восток.

Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в под киотом. По народным представлениям это сулило благополучие всему хозяйству.

Читайте также:

cyrillitsa.ru


Смотрите также