Календарь церковных великих праздников


Какой сегодня праздник по церковному календарю 2020

Церковный календарь содержит расписание православных праздников на год, даты почитания христианских святых, периоды постов. Он подскажет, когда отмечается тот или иной праздник, дату начала и окончания постов, сплошных седмиц, дни поминовения усопших.

Сегодня, 25 февраля, отмечается 4 православных церковных праздника.

Пища без мяса – запрещается только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу.

  • Великие праздники

    19 апреля ‒ Пасха

    Двунадесятые

    7 января ‒ Рождество Христово

    19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление)

    15 февраля ‒ Сретение Господне

    7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы

    12 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

    28 мая ‒ Вознесение Господне

    7 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница)

    19 августа ‒ Преображение Господне

    28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы

    21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы

    27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня

    4 декабря

  • Алексей Рыбный

    Святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца

    Празднование памяти святого Алексия - митрополита Московского и всея России чудотворца (имя при рождении - Елевферий). Построил Андроников, Чудов монастыри в Москве, Алексеевскую женскую общежительную обитель. Умер в 1378 году.

    Иверской иконы Божией Матери

    Праздник в честь чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Другие названия - Вратарница, Привратница. На ней изображена Дева Мария с Младенцем. Икона находится в Иверском монастыре на Афоне (Греция). Праздник посвящен перенесению списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году.

    Святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского

    Церковь чествует архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия Леонтовича (имя при крещении - Михаил). Годы жизни: 1784-1840.

    Масленица

    2 день праздника

    Сплошная седмица. Неделя перед Великим Постом. Название праздника говорит о том, что в этот период можно употреблять в пищу молочную продукцию, яйца.

    my-calend.ru

    Православный церковный календарь на 2020 год

    Православный календарь

    Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.

    День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

    Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

    В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

    В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

    Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

    Календарь на вашем сайте

    Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки):

    azbyka.ru

    Православный Церковный календарь 2020 г.


    Двунадесятые переходящие праздники

    • 12 апреля, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим
    • 28 мая, четверг – Вознесение Господне
    • 7 июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница

    Двунадесятые непереходящие праздники

    • 19 января, воскресенье – Крещение Господне. Богоявление
    • 15 февраля, суббота – Сретение Господне
    • 7 апреля, вторник – Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 19 августа, среда – Преображение Господне
    • 28 августа, пятница – Успение Пресвятой Богородицы
    • 21 сентября, понедельник – Рождество Пресвятой Богородицы
    • 27 сентября, воскресенье – Воздвижение Креста Господня
    • 4 декабря, пятница – Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • 7 января, четверг (2021г. н.ст.) – Рождество Христово

    Великие праздники

    • 14 января, вторник– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
    • 7 июля, вторник – Рождество Иоанна Предтечи
    • 12 июля, воскресенье – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    • 11 сентября, пятница – Усекновение главы Иоанна Предтечи
    • 14 октября, среда – Покров Пресвятой Богородицы

    Многодневные посты

    Однодневные посты

    • Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
    • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января, суббота
    • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября, пятница
    • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября, воскресенье

    Сплошные седмицы

    • Святки – с 7 января, четверг по 17 января, пятница
    • Мытаря и фарисея – с 9 февраля, воскресенье по 15 февраля, суббота
    • Сырная (масленица) – с 24 февраля, понедельник по 1 марта, воскресенье
    • Пасхальная (Светлая) – с 19 апреля, воскресенье по 25 апреля, суббота
    • Троицкая – с 7 июня, воскресенье по 13 июня, суббота

    Дни особого поминовения усопших

    • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 9 февраля, воскресенье
    • Суббота мясопустная – 22 февраля, суббота
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта, суббота
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта, суббота
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта, суббота
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая, суббота
    • Радоница – 28 апреля, вторник
    • Суббота Троицкая – 6 июня, суббота
    • Суббота Димитриевская – 7 ноября, суббота

    Церковные памятные даты

    • 1 февраля, суббота – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (2009 год)
    • 24 мая, воскресенье – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
    • 15 мая, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944 год)
    • 17 апреля, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год)
    • 3 мая, воскресенье – день кончины Святейшего Патриарха Пимена (1990 год)
    • 5 декабря, суббота – день кончины Святейшего Патриарха Алексия II (2008 год)

    days.pravoslavie.ru

    Православный Церковный календарь 2020 г.


    Двунадесятые переходящие праздники

    • 30 марта, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим
    • 15 мая, четверг – Вознесение Господне
    • 25 мая, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница

    Двунадесятые непереходящие праздники

    • 6 января, воскресенье – Крещение Господне. Богоявление
    • 2 февраля, суббота – Сретение Господне
    • 25 марта, вторник – Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 6 августа, среда – Преображение Господне
    • 15 августа, пятница – Успение Пресвятой Богородицы
    • 8 сентября, понедельник – Рождество Пресвятой Богородицы
    • 14 сентября, воскресенье – Воздвижение Креста Господня
    • 21 ноября, пятница – Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • 25 декабря, четверг – Рождество Христово

    Великие праздники

    • 1 января, вторник– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
    • 24 июня, вторник – Рождество Иоанна Предтечи
    • 29 июня, воскресенье – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    • 29 августа, пятница – Усекновение главы Иоанна Предтечи
    • 1 октября, среда – Покров Пресвятой Богородицы

    Многодневные посты

    Однодневные посты

    • Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
    • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 5 января, суббота
    • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа, пятница
    • Воздвижение Креста Господня – 14 сентября, воскресенье

    Сплошные седмицы

    • Святки – с 25 декабря, четверг по 4 января, пятница
    • Мытаря и фарисея – с 27 января, воскресенье по 2 февраля, суббота
    • Сырная (масленица) – с 11 февраля, понедельник по 17 февраля, воскресенье
    • Пасхальная (Светлая) – с 6 апреля, воскресенье по 12 апреля, суббота
    • Троицкая – с 25 мая, воскресенье по 31 мая, суббота

    Дни особого поминовения усопших

    • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 27 января, воскресенье
    • Суббота мясопустная – 9 февраля, суббота
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 1 марта, суббота
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 8 марта, суббота
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 15 марта, суббота
    • Поминовение усопших воинов – 26 апреля, суббота
    • Радоница – 15 апреля, вторник
    • Суббота Троицкая – 24 мая, суббота
    • Суббота Димитриевская – 25 октября, суббота

    Церковные памятные даты

    • 19 января, суббота – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (2009 год)
    • 11 мая, воскресенье – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
    • 2 мая, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944 год)
    • 4 апреля, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год)
    • 20 апреля, воскресенье – день кончины Святейшего Патриарха Пимена (1990 год)
    • 22 ноября, суббота – день кончины Святейшего Патриарха Алексия II (2008 год)

    days.pravoslavie.ru

    12 главных праздников православной церкви

    В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это 12 особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи.

    В это число входят как переходяшие праздники, так и праздники с постоянной датой. Самый главный, праздников праздник и торжество из торжеств — это Воскресение Христово (Пасха). Мы подготовили полный список этих праздников. Даты непереходящих праздников указаны по григорианскому календарю.

    Двунадесятые непереходящие праздники

    Рождество Христово — 7 января

    Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

    Крещение Господне — 19 января

    Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.

    Сретение Господне — 15 февраля

    Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».

    Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

    Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.

    Преображение Господне (Яблочный пас) — 19 августа

    Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

    Успение

    boooh.ru

    Православный календарь — Википедия

    Православный церковный календарь — система счёта времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений[1]. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.

    Начало церковного года (индикта) — 1 сентября по византийскому календарю; но фактический богослужебный год начинается с Пасхи.

    До 1700 года в России было принято летосчисление «от сотворения мира», введённое в Византии в VII веке (сотворение мира относилось к 5508 году до н. э.). Русская православная церковь в литургической жизни использует частично реформированный императором Петром I византийский календарь (так называемый старый стиль). Счисление лет ведётся от предполагаемого года рождения Иисуса Христа. Было введено императором Петром I: 19 декабря 7208 года царь Пётр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». 14 сентября 2019 года по григорианскому календарю наступил новый, 7528 год.

    Старообрядчество не приняло реформ императора Петра I и продолжает использовать византийский календарь, отсчёт лет в котором идёт от сотворения мира и началом года является 1 (14) сентября.

    Наряду с византийским календарём для определения так называемых переходящих праздников используется исчисление по дате Пасхи, сделанное на основании лунного календаря. Дата Пасхи может находиться в пределах с 22 марта (4 апреля) по 25 апреля (8 мая). Согласно Иерусалимскому лекционарию, в древности церковный год начинался[2] с Рождества Христова, согласно Иадгари[3] — с Благовещения, но затем следовало Рождество, поэтому Рождественский канон Космы Маиумского написан на первый глас.

    Аналогичный календарь принят в Иерусалимской церкви, Грузинской церкви и Сербской церкви.

    С 15 июня 2014 года на юлианский календарь вернулась Польская православная церковь[4].

    Русская православная церковь после 1917 года[править | править код]

    Вопрос о календаре был поднят 27 января 1918 года на Всероссийском Поместном соборе, после принятия декрета о введении в Российской республике григорианского календаря. Дискуссия на совместном заседании отдела о богослужении и отдела о правовом положении Церкви в государстве 29 января 1918 года завершилась выступлением доктора богословия, профессора С. С. Глаголева, в котором он отметил что «стиль надлежит переменить, но в настоящее время практическая необходимость заставляет нас остановиться на юлианском календаре». Обсуждение вопроса о календаре было продолжено 15 марта 1918 года на заседании отдела о богослужении, проповедничестве и храме, где было зачитано два доклада — профессора С. С. Глаголева и профессора И. И. Соколова[5]. Было принято решение[6]:

    1) ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте <…>

    Вопрос о реформе календаря вновь был поднят в 1923 году на втором Всероссийском Поместном соборе (отмеченном Патриархом Тихоном как «самочинное собрание, так называемого обновленческого духовенства и мирян в г. Москве»[7]). В докладе о реформе календаря в заседании 5 мая 1923 года митрополит Антонин утверждал, что возможен безболезненный переход на григорианский календарь и что «бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо». В принятой без прений резолюции предписывался переход на григорианский календарь с 12 июня 1923 года[8].

    В послании Патриарха Тихона к православному народу осенью 1923 года осуждалась поспешность исправления церковного календаря, да ещё и «введением западного григорианского календаря». Предлагалось исправить церковное времяисчисление в соответствии с решением прошедшего в мае 1923 года в Константинополе собора православных церквей. Переход на новый стиль (на новоюлианский календарь) был запланирован на 2 октября 1923 года — после 1 октября старого стиля вместо 2-го должно было следовать 15 октября. Однако распоряжением Патриарха Тихона от 8 ноября 1923 года введение нового стиля было отложено[7]. Несмотря на это, церковные даты в изданных в последующие годы российских календарях (1924—1929) были отмечены — согласно декрету президиума ВЦИК от 30 июля 1923 года[9] — как будто переход на новый стиль произошёл, например, рождественские дни отмечены 25 и 26 декабря[10].

    В последующий период вопрос о православном календаре поднимался на совещании глав и представителей автокефальных православных церквей в 1948 году (пленарное заседание 10 июля)[11]. Резолюция по вопросу «О Церковном календаре» была принята 17 июля 1948 года. В ней предписывалось праздновать Пасху только по старому (юлианскому) стилю, а для неподвижных праздников допускалось использование существующего календаря[12].

    Юлианский календарь на 2020 год
    Январь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31
    Февраль
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29
    Март
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31
    Апрель
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30
    Май
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31
    Июнь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30
    Июль
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31
    Август
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    Сентябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30
    Октябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Ноябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    Декабрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31

    23 марта 1924 года Константинопольская православная церковь приняла к использованию новоюлианский календарь; за ней последовали некоторые Поместные церкви, в том числе и Русская православная церковь, которая, однако, была вынуждена вскоре отказаться от него ввиду массового неприятия верующими.

    В результате 11 из 15 автокефальных православных церквей неподвижные праздники стали праздновать по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским, Пасху же совершать, как и прежде, по юлианскому календарю. Автономная Финская православная церковь является единственной, которая все праздники, включая Пасху, совершает по григорианскому календарю.

    На Афоне, находящемся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

    Новоюлианский календарь на 2020 год
    Январь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Февраль
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29
    Март
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Апрель
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    Май
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    Июнь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30
    Июль
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Август
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31
    Сентябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30
    Октябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31
    Ноябрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30
    Декабрь
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31

    ru.wikipedia.org

    какой сегодня праздник, церковный календарь православных праздников, 2020

    Церковные праздники

    Церковный календарь в любой день недели дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, какой сегодня праздник. Дни поминовения святых, особые торжественные события, однодневные и многодневные посты, Великие православные праздники – запомнить их все крайне сложно. Разобраться поможет специальный перечень православных праздников на 2020 год от «Дни.ру».

    Народная память

    В тесной связи с церковным находится народный календарь. У каждого дня есть свое особое название. Зачастую оно состоит из двух частей – первая является именем святого, почитаемого в этот день, а вторая отсылает к обычаям, традициям и приметам, которые хранит простой люд. Они могут быть как связаны с христианскими представлениями о дате, так и отсылать к народным верованиям или вовсе быть следствием своеобразного производственного календаря древних крестьян и иметь исключительно прикладной смысл.

    Истоки

    Все торжественные церковные даты связаны с событиями, происходившими на протяжении истории с Церковью. Отдельно выделяются Великие православные праздники, которые посвящены событиям жизни Иисуса Христа. Главным же днем для верующих является Пасха. Дата ее празднования не постоянная, поэтому так важно сверяться с православным календарем.

    Праздник каждый день

    Наши предки строили свою жизнь в строгом соответствии с церковным календарем и устоявшимися народными представлениями о каждой дате. Учитывая, что это позволяло простому люду на протяжении многих столетий выживать в крайне недружелюбных условиях, возможно, что современному человеку есть чему поучиться у русского крестьянина. Узнать смысловое наполнение каждого торжества можно в сюжете «Дни.ру», а проверить число поможет наш материал.

    Рецепты

    Некоторые торжества в народной памяти неразрывно связаны с теми или иными угощениями. Например, невозможно представить себе Масленицу без блинов. Но есть и менее очевидные варианты угощений и дат, к которым их принято готовить. Узнать рецепт традиционного блюда также можно на страницах нашего издания.

    Именины

    Когда-то имена для новорожденных детей выбирали, сверяясь со святцами. Из этого обычая до нас дошла культура празднования именин. Это особое торжество, связанное с именем святого - тезки человека. Отмечать его надо в день почитания святого, который совпадает или идет после дня рождения человека.

    dni.ru

    Какой церковный праздник сегодня, 15 февраля 2020 года, традиции, приметы, именины

    На календаре 15 февраля 2020 года — суббота, 46 день 2020 года по григорианскому календарю (по юлианскому — 2 февраля).До конца года остается 319 дней.

    В православной церкви идет первая приуготовительная седмица к Великому посту. Верующие отмечают Сретение Господне, великий двунадесятый праздник.

    Памятные даты

    15 февраля 2020 года в православной церкви: Седмица сплошная. День непостный.

    Установлены следующие памятные даты:

    • Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
    • память священномученика Василия (Залесского), протоиерея;
    • память преподобного Шио (Симеона) Мгвимского

    История праздника Сретения

    Традиции дня

    Сретение — великий двунадесятый праздник в православии, который ежегодно отмечают 15 февраля. В 2020 году он выпал на субботу. Его название переводится с церковно-славянского языка как «встреча».

    В народе этот день называют по разному: «Сретение Господне», «Сретенье Господнее», «Сретенские морозы», «Громницы».

    Сретение служит границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречей зимы с весной. День богат на приметы и запреты.

    Запреты дня

    • нельзя отправляться в дальнюю дорогу, велика вероятность не вернуться
    • запрещено сквернословить
    • табу на ссоры и скандалы
    • сегодня стоит отказаться от употребления крепкого алкоголя
    • уборка, стирка, шитье — лучше отложить на следующий день
    • магия и ворожба

    ПРИМЕТЫ НА ПОГОДУ

    • Вода капает с крыш – будет затяжная весна, если тепло, а с крыш не капает – весна будет ранняя и сухая.
    • нет солнца – ожидай суровых морозов.
    • холодно – скоро начнется теплая весна.
    • тепло и солнечно – весна будет теплой.
    • идет снег – весна будет затяжной и дождливой.
    • под крышами сосульки — ЖДИ хороший урожай кукурузы.

    Что обязательно стоит сделать сегодня

    На Сретенье кормили (закармливали) племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, а яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.

    Что обязательно нужно сделать

    Священнослужители указывают на то, что в этот радостный день нужно обязательно посетить церковное богослужение. Во время праздничной литургии будут освящаться свечи, которые потом раздадут прихожанам.

    Сретенскую свечу нужно обязательно хранить дома. Ее зажигают в самых сложных ситуациях:

    • природные катаклизмы (сильная гроза, ветер и т.д.)
    • во время тяжелых родом
    • если умер кто-то из домочадцев

    Мужские и женские именины по церковному календарю

    Пятнадцатый день февраля не щедр на именины. Поздравить с Днем ангела можно лишь мужчин и мальчиков, названных именем Василий, а представительницы прекрасного пола и вовсе не отмечают своих именин сегодня. Не исключено, что это связано с празднованием большого православного праздника Сретения.

    У наших предков-славян именины были долгожданным событием, причем как для мальчиков так и для девочек. Даже если ты не был виновником торжества, тебя все равно угощали сладостями и дарили подарки.

    Те  семьи, где достаток был весьма скромным, День ангела отмечали все равно, хоть и не с размахом. Праздничный ужин всегда был с кашей и пирогом. Под конец празднования именинники благодарили всех, кто пришел их поздравить и порадоваться за них.

    В современной России именины практически не отмечают, но многие верующие в этот день произносят молитвы своему покровителю, выражая благодарность за доброту и участие в его судьбе и просят защиты у высших сил.

    Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

    ftimes.ru

    Пояснения к Церковному календарю

     

     

    Ка­лен­дарь цер­ков­ный – ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь, си­сте­ма­ти­че­ский ука­за­тель дат пе­ре­хо­дя­щих и непе­ре­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков и по­стов, ис­чис­ля­е­мых на ос­но­ве су­точ­но­го кру­га, лун­ных ме­ся­цев, вре­мен го­да и сол­неч­но­го го­дич­но­го цик­ла.

    В хри­сти­ан­ской Ру­си храм, бо­го­слу­же­ние сто­я­ли в цен­тре жиз­ни че­ло­ве­ка. Где бы ни се­ли­лись рус­ские, пер­вым де­лом они воз­во­ди­ли цер­ковь. По­это­му вся жизнь и быт на­ро­да бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь. Дни, имев­шие боль­шое зна­че­ние для кре­стья­ни­на, свя­зы­ва­лись не с чис­лом и ме­ся­цем, а с па­мя­тью то­го или ино­го свя­то­го. Ско­ти­ну на паст­би­ще впер­вые вы­го­ня­ли на Ге­ор­гия, ульи на лет­ние па­се­ки вы­став­ля­ли на Зо­си­му. Че­ло­век мог не пом­нить чис­ла, ко­гда по­явил­ся на свет, но знал, что это слу­чи­лось, к при­ме­ру, на Ни­ко­лу зим­не­го. Цер­ков­ный Устав опре­де­лял не толь­ко по­ря­док и со­дер­жа­ние бо­го­слу­же­ний, но и ор­га­ни­зо­вы­вал весь строй бы­тия, и бла­го­да­ря это­му жизнь по­лу­ча­ла бла­го­дат­ное освя­ще­ние.

    Еще од­ной точ­кой от­сче­та ка­лен­дар­ных со­бы­тий для ве­ру­ю­щих лю­дей яв­ля­ет­ся си­сте­ма по­стов. Это од­но­днев­ные и че­ты­ре мно­го­днев­ных по­ста – Ве­ли­кий, Пет­ров, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский.

    Хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, по важ­но­сти вос­по­ми­на­е­мых Цер­ко­вью со­бы­тий, раз­де­ля­ют­ся на ве­ли­кие, сред­ние и ма­лые.

    К ве­ли­ким празд­ни­кам от­но­сят­ся дву­на­де­ся­тые (в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет "две­на­дцать") и неко­то­рые недву­на­де­ся­тые, а так­же празд­ни­ки в честь свя­тых.

    Празд­ник празд­ни­ков – Пас­ха и неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки (Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, или Со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Воз­не­се­ние Гос­подне) от­но­сят­ся к по­движ­ным, или пе­ре­хо­дя­щим, празд­ни­кам. От­ме­ча­ют эти со­бы­тия в те дни, ко­то­рые ука­зы­ва­ют­ся в Пас­ха­лии.

    Хра­мо­вые (пре­столь­ные) празд­ни­ки – это мест­ные празд­ни­ки, от­ме­ча­е­мые в дни освя­ще­ния хра­мов или в дни вос­по­ми­на­ний со­бы­тий и свя­тых, в честь ко­то­рых устро­е­ны хра­мы. А так­же празд­но­ва­ние в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской, Тих­вин­ской, Ка­зан­ской, Смо­лен­ской.

    Хо­тя в Пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре на­ча­лом го­да счи­та­ет­ся 1 сен­тяб­ря, все пра­во­слав­ное ли­тур­ги­че­ское бла­го­че­стие свя­за­но с Пас­хой и вы­те­ка­ет из нее.

    Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

    Непо­движ­ный го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг за­ви­сит от сол­неч­но­го ка­лен­да­ря и со­сто­ит из 52 сед­миц (недель). Дан­ный цикл опре­де­ля­ет да­ты непе­ре­хо­дя­щих (с по­сто­ян­ной да­той) бо­го­слу­же­ний дву­на­де­ся­тых и ве­ли­ких празд­ни­ков, бо­го­слу­же­ний в честь свя­тых, а так­же икон Ма­те­ри Бо­жи­ей.

    По­движ­ный круг за­ви­сит от лун­но­го ка­лен­да­ря, на­чи­на­ет­ся в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­хи). Со­сто­ит этот круг из 50 сед­миц, ко­то­рые объ­еди­не­ны по сле­ду­ю­щим пе­ри­о­дам:

    III. Три­одь пост­ная (10 сед­миц), по­ка­ян­ный пе­ри­од пред­ше­ству­ю­щий Па­схе, ко­то­рый со­сто­ит из:

    1) трёх под­го­то­ви­тель­ных недель (сед­миц) к Ве­ли­ко­му по­сту;

    2) 40 дней Ве­ли­ко­го По­ста (Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы), ко­то­рый за­вер­ша­ет­ся в пят­ни­цу, за 9 дней до Пас­хи;

    3) Страст­но́й сед­ми­цы (Страст­ной неде­ли), ко­то­рая длит­ся 6 дней (с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту), непо­сред­ствен­но пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

    По­сколь­ку празд­ник Пас­хи для каж­до­го го­да име­ет раз­ную да­ту, то и все празд­ни­ки с ним свя­зан­ные так­же име­ют по­движ­ную – пе­ре­хо­дя­щую да­ту.

    Пас­ха празд­ну­ет­ся по­сле 14 чис­ла ни­са­на, пер­во­го ме­ся­ца лун­но­го ка­лен­да­ря, в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния. Вос­кре­се­нье это ли­бо сов­па­да­ет, ли­бо непо­сред­ствен­но сле­ду­ет за ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем (22 мар­та). Да­та Пас­хи бы­ва­ет в пре­де­лах 35 дней, име­ну­е­мых "пас­халь­ны­ми пре­де­ла­ми": с 4 ап­ре­ля – по 8 мая.

    В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в на­сто­я­щее вре­мя поль­зу­ет­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рем, в про­сто­ре­чии – «ста­рым сти­лем». Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ка­лен­да­рем да­ты «ста­ро­го сти­ля» пе­ре­счи­ты­ва­ют­ся на «но­вый стиль» при­ня­тый с 1918 го­да. Раз­ни­ца меж­ду «ста­рым» и «но­вым» сти­ля­ми – 13 дней.

    Седмичный богослужебный круг

    Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

    • В вос­кре­се­нье (пер­вый день сед­ми­цы) Цер­ковь вос­по­ми­на­ет и про­слав­ля­ет Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
    • В по­не­дель­ник про­слав­ля­ют­ся бес­плот­ные си­лы – Ан­ге­лы, со­здан­ные преж­де че­ло­ве­ка, бли­жай­шие слу­ги Бо­жии.
    • Во втор­ник про­слав­ля­ет­ся свя­тый Иоанн Кре­сти­тель, как боль­ший из всех про­ро­ков и пра­вед­ных.
    • В сре­ду вос­по­ми­на­ет­ся пре­да­тель­ство Гос­по­да Иудою и, в свя­зи с этим, со­вер­ша­ет­ся служ­ба в па­мять Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
    • В чет­верг про­слав­ля­ют­ся свя­тые Апо­сто­лы и свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.
    • В пят­ни­цу вос­по­ми­на­ют­ся Крест­ные Стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля и со­вер­ша­ет­ся служ­ба в честь Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
    • В суб­бо­ту – день по­коя – про­слав­ля­ют­ся Бо­жия Ма­терь, Ко­то­рая убла­жа­ет­ся и еже­днев­но, пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, му­че­ни­ки, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные и все свя­тые, до­стиг­шие упо­ко­е­ния в Гос­по­де. Так­же по­ми­на­ют­ся все усоп­шие в ис­тин­ной ве­ре и на­деж­де на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную.

    Материалы в календаре следуют в следующем порядке:

    • В верх­ней ча­сти ка­лен­да­ря рас­по­ло­же­ны ико­ны празд­ни­ков, свя­тых, а так­же ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Да­лее ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щие да­ты по «ста­ро­му» и «но­во­му» сти­лям.
    • По­сле стро­ки с да­та­ми рас­по­ло­же­на лен­та, на ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щий пе­ри­од по­движ­но­го кру­га. Сра­зу за лен­той сле­ду­ет глас Ок­то­и­ха и ука­за­ние пост­но­го дня.
    • По­сле это­го сле­ду­ет несколь­ко аб­за­цев: один аб­зац празд­ни­ка, три аб­за­ца с име­на­ми свя­тых, и один аб­зац с на­зва­ни­я­ми икон Ма­те­ри Бо­жи­ей, па­мять ко­то­рых со­вер­ша­ет­ся в этот день.
    • Ве­ли­кие, а так­же неко­то­рые дру­гие празд­ни­ки ука­зы­ва­ют­ся (при на­ли­чии в этот день) в празд­нич­ном аб­за­це. Ве­ли­кие празд­ни­ки вы­де­ле­ны круп­ным по­лу­жир­ным шриф­том крас­но­го цве­та. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
    • В пер­вом аб­за­це да­ны име­на все­лен­ских и рус­ских свя­тых, в том чис­ле но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, име­ю­щих Служ­бу в Ми­не­ях и Три­о­дях, а так­же неко­то­рых но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых, неза­ви­си­мо от то­го, есть или по­ка еще нет им Служ­бы.
    • Во вто­ром аб­за­це при­во­дят­ся име­на всех осталь­ных свя­тых, па­мять ко­то­рых при­хо­дит­ся в дан­ный день, кро­ме но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так­же, в пер­вом и вто­ром аб­за­цах ука­зы­ва­ют­ся неко­то­рые празд­ни­ки, на­при­мер: пред- и пост­праздн­ство, на­ве­че­рие, от­да­ние празд­ни­ка и др.
    • В тре­тьем аб­за­це при­во­дят­ся име­на но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, ко­то­рым по­ка еще нет от­дель­ных служб.
    • Араб­ские циф­ры по­сле име­ни свя­то­го обо­зна­ча­ют год кон­чи­ны свя­то­го или об­ре­те­ния его мо­щей. Рим­ские циф­ры ука­зы­ва­ют век, в ко­то­ром жил свя­той.
    • В чет­вер­том аб­за­це ука­зы­ва­ют­ся празд­ни­ки в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неко­то­рые празд­ни­ки икон Ма­те­ри Бо­жи­ей при­во­дят­ся в празд­нич­ном и пер­вом аб­за­цах. Циф­ры по­сле на­име­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри обо­зна­ча­ют год или век про­слав­ле­ния этой ико­ны.
    • Для ве­ли­ких, сред­них и неко­то­рых ма­лых празд­ни­ков уста­нов­ле­ны зна­ки. По­яс­не­ния к зна­кам празд­ни­ков мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Зна­ки празд­ни­ков».
    • По­сле это­го сле­ду­ет раз­дел чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые свя­тая Цер­ковь уста­но­ви­ла на этот день. Там же при­во­дят­ся бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния.
    • Пол­ный спи­сок со­кра­ще­ний, а так­же по­яс­не­ния к ним мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Ли­ки свя­то­сти».

       

    Цвет лен­ты. Цвет лен­ты отоб­ра­жа­ет уста­нов­лен­ный на те­ку­щий день цвет для об­ла­че­ний пре­сто­ла и ду­хо­вен­ства. В за­ви­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся во вре­мя бо­го­слу­же­ния, цве­та бы­ва­ют раз­но­го цве­та – бе­ло­го, крас­но­го, жел­то­го, зе­ле­но­го, си­не­го, фио­ле­то­во­го, чер­но­го. Все эти цве­та сим­во­ли­зи­ру­ют ду­хов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь свя­тых и свя­щен­ных со­бы­тий.

     

    Цвета облачений и пояснения к ним

    Белый цвет Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
    Красный цвет Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
    Золотой цвет или желтый всех оттенков Являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
    Зеленый цвет Цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
    Голубой или синий цвет Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
    Фиолетовый цвет В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
    Черный или темно-коричневый цвет Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

     

    Составление календаря

    Что та­кое пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь? Го­во­ря ко­рот­ко, это си­сте­ма, ко­то­рая объ­еди­ня­ет го­до­вой цикл пе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков (все они «при­вя­за­ны» к са­мо­му глав­но­му – Па­схе) с цик­лом непе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков и буд­ня­ми.

    Се­го­дня ве­ру­ю­щие обыч­но по­ку­па­ют пе­чат­ные ка­лен­да­ри или же поль­зу­ют­ся элек­трон­ны­ми. А ведь еще в кон­це XIX ве­ка мно­гие рус­ские ма­ло­гра­мот­ные кре­стьяне мог­ли в бук­валь­ном смыс­ле на паль­цах объ­яс­нить, как – не при­бе­гая к по­мо­щи книг – опре­де­лить да­ту Пас­хи (а зна­чит, и всех осталь­ных тор­жеств). Это важ­ное уме­ние пе­ре­да­ва­лось из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­дроб­ный ка­лен­дарь тра­ди­ци­он­но ни­кто не со­став­лял: в боль­шин­стве хра­мов устав­щи­ки об­хо­ди­лись Ти­пи­ко­ном (Бо­го­слу­жеб­ным уста­вом) и Ме­ся­це­сло­вом (пе­реч­нем дней па­мя­ти свя­тых), ко­то­рые из­да­ва­ла то­гда Ака­де­мия на­ук по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да. Це­лост­ная кар­ти­на скла­ды­ва­лась в го­ло­вах свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, а не на бу­ма­ге. Впро­чем, несмот­ря на от­сут­ствие острой необ­хо­ди­мо­сти, в том же XIX ве­ке в Рос­сии уви­де­ли свет пер­вые пе­чат­ные ка­лен­да­ри. Их под­го­тов­кой по­на­ча­лу за­ни­ма­лись част­ные из­да­те­ли. Од­ним из тех, кто пре­успел на но­вом по­при­ще, был пуб­ли­цист, ар­хео­лог, пи­са­тель Алек­сей Гат­цук. На про­тя­же­нии пят­на­дца­ти лет он вы­пус­кал зна­ме­ни­тый «Крест­ный ка­лен­дарь» (чи­та­те­ли за­гля­ды­ва­ли в него глав­ным об­ра­зом при на­ре­че­нии мла­ден­цев – подыс­ки­ва­ли под­хо­дя­щие име­на). Пе­ре­ме­ны про­изо­шли толь­ко в XX ве­ке, точ­нее, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Ка­лен­да­ри, ко­то­рые до са­мой сво­ей кон­чи­ны пе­ча­тал свя­ти­тель Ти­хон, уже име­ли при­выч­ный для нас вид. В 1931 го­ду из­да­тель­скую де­я­тель­ность воз­об­но­вил (про­дол­жа­лась до 1935 го­да) мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский). «На­вер­ху» за­яви­ли: ли­бо «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», ли­бо ка­лен­дарь. Бу­ду­щий пат­ри­арх вы­брал пер­вое. При этом он в каж­дом но­ме­ре жур­на­ла по­ме­щал «сет­ку» буд­ней и празд­ни­ков на два ме­ся­ца впе­ред. За­тем был по­чти де­ся­ти­лет­ний пе­ре­рыв, за­вер­шив­ший­ся встре­чей Ста­ли­на с мит­ро­по­ли­та­ми. А с 1944 го­да до се­го­дняш­не­го дня цер­ков­ный ка­лен­дарь вы­пус­ка­ет­ся ре­гу­ляр­но.
    Ин­те­рес­но, что со­став­лять ка­лен­дарь на оче­ред­ной год на­чи­на­ют за 17-18 ме­ся­цев до его на­ча­ла (ска­жем, на 2013 год – ран­ней осе­нью 2011 го­да). Это до­ста­точ­но тру­до­ем­кий про­цесс. О его осо­бен­но­стях и о том, по­че­му Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь жи­вет по ста­ро­му сти­лю, мы по­бе­се­до­ва­ли с за­ве­ду­ю­щим Ка­лен­дар­ным от­де­лом Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Алек­сан­дром Шиш­ки­ным.

    – Как про­хо­дит ра­бо­та? По­че­му она за­ни­ма­ет так мно­го вре­ме­ни?

    – В первую оче­редь нуж­но опре­де­лить да­ту Пас­хи. Для это­го об­ра­тим­ся к Ти­пи­ко­ну. Там есть гла­ва, по­свя­щен­ная 532-лет­не­му пас­халь­но­му цик­лу (ин­дик­ти­о­ну). На­хо­дим год, на ко­то­рый в дан­ный мо­мент со­став­ля­ет­ся ка­лен&shy

    azbyka.ru


    Смотрите также