Какого числа будет пасха в 2020г


число и дата, что можно и нельзя, традиции и обычаи

Пасха – один из немногих церковных праздников, которые объединяют все христианские конфессии. Это важное торжество, к которому трепетно относятся и католики, и православные, и протестанты, и представители других ветвей этой религии.

На фото изображен пасхальный кулич, крашанки и горящая свеча.

Готовятся к нему традиционно заранее, стараясь сделать все возможное для того, чтобы непосредственно в воскресенье ничего не отвлекало от празднования, с которым связано много традиций и обрядов.

Какого числа православная Пасха в 2020 году

Когда в 2020 году Пасха? Этот вопрос интересует всех христианин. Как известно, отмечают ее православные и католики в разные дни. Первые в этом году встречают Светлое Христово Воскресение, 19 апреля.  Это ранняя Пасха. Определяют ее ежегодно, пользуясь Александрийской пасхалией, в этом особом календаре праздник отмечен наперед, на много лет.

Если такового под рукой нет, ориентироваться нужно на весеннее равноденствие. Пасха выпадает на период после него, она приходится на первое воскресенье после первого полнолуния. Знать точную дату обязательно, чтобы начать подготовку к празднику заранее. Христиане готовятся к нему за семь недель, когда они начинают отказываться от скоромной пищи.

Воскресение Христово непосредственно на Руси традиционно встречали в доме Божием. Пасхальную службу в храме начинали вечером в субботу, заутренняя стартовала в полночь.

История праздника

Рассказать историю праздника, не упомянув о великой жертве Христа, невозможно. Иисус был распят на кресте по приказу Понтия Пилата. По распоряжению римского прокуратора Его приговорили к мучительной смерти на Голгофе, горе в Иерусалиме. Определить точную дату смерти Всевышнего экспертам не удалось, по их данным случилось это в год, попадающий во временной отрезок 26-36 год н.э.

Тело Спасителя было обернуто плащаницей и помещено в каменную пещеру, куда в ночь на иудейскую Пасху пришли жены-мироносицы. В ней они не обнаружили Иисуса, их встретил Ангел, возвестивший их о воскресении Его.

Название праздника совпадает с названием еврейского торжества, выпадавшего на ночь, когда произошло чудо, воскрес Христос. Для иудеев Песах – особый день, когда они отмечают освобождение своего народа от египетского гнета. Рабство, длившееся на протяжении 4-х веков, описано Ветхим Заветом.

Что нельзя делать на Пасху

Светлое Воскресение Христово, как и другие церковные праздники, связано с множеством ограничением. Известное – отказ от физического труда. Верующие не убирались дома, не обрабатывали землю, но не для того, чтобы избежать наказания, гнева Господнего, а для того, чтобы найти время на посещение богослужения, ознакомление с духовной литературой дома, молитву. Не принято в этот день посещать могилки родных и близких, заказывать панихиды.

На фото изображены лопата в земле, женщина во время уборки и свадебный букет в руках невесты.

Пасха – не самое подходящее время для свадьбы, таинства венчания. Заключение брака переносили на первое воскресенье после праздника. Жениться и выходить замуж на Красную горку старались даже наши предки, считая, что свадебная церемония в этот период станет началом счастливой и долгой жизни влюбленных.

Приметы и поверья

В России с Пасхой связано множество поверий и примет. Рассмотрим самые популярные:

  1. В праздник на улице не осталось от снега и следа – урожай будет хорошим.
  2. Удача будет на стороне тех, кто на Пасху накормит хлебными крошками птиц.
  3. Успешными будут все начинания для тех, кто встанет на Пасху пораньше, чтобы встретить рассвет.
  4. В дом хозяйки, которая испечет праздничный хлеб, придет богатство и благополучие.
  5. Жди беды, если во время пасхального богослужения потухнет церковная свеча.
  6. Зажженную свечу тушат после службы в церкви самостоятельно, это притягивает удачу.

Пасхальные православные традиции

Пасха относится к числу двунадесятых важнейших в христианстве праздников. В храме по этому поводу проводят торжественную службу, которую открывает Полунощница, предполагающая возложение Плащаницы на престол. По полночи начинается утреннее богослужение, традиционным для которого является исполнение праздничной стихиры. После этого духовенство совершает крестный ход с зажженным фонарем и реликвиями. Утреню также невозможно представить без Литургии Иоанна Златоуста и Пасхальных часов.

В некоторых храмах прихожане получают возможность в присутствии священнослужителей звонить в колокола. Попробовать себя в роли звонаря дозволяется любому желающему.

Богослужение в Светлое Христово Воскресение не проходит без освящения творожных пасок, куличей, крашенок, другого обрядового кушанья, которое помещают в плетеные корзины. Окропляют святой водой и квасной хлеб, который затем раздают по кусочкам нуждающимся, часть его сохраняют дома. В течение года его употребляют натощак для того, чтобы бороться с возникающими болезнями.

Реже, но освящают на Пасху букеты цветов (живые и искусственные), которыми затем украшают красный угол в доме или праздничный стол. Дома члены семьи меряются силой, разбивая пасхальные яйца. Самым сильным признают того, чье яйцо в этом «бою» уцелеет.

На фото изображены пасхальный крестный ход, крашенки, освящение куличей, и пасхальные куличи.

Сидеть в Светлое Христово Воскресение дома необязательно, хотя большинство мирян и остаются с родными, наслаждаясь в их компании скоромной пищей. В этот день разрешается принимать гостей, навещать близких, друзей. Тех, кто находится далеко, поздравляют открытками, по телефону, т. д.

Христосование

Это обряд, который установила сама Церковь. Исполняют его верующие в первый день Пасхи. Ранее его придерживались до самого Вознесения, сегодня данной благочестивой традиции следуют единицы.

Христосование имеет для христиан особое значение, важное. Когда человек приветствует другого словами «Христос воскресе!» и в ответ слышит «Воистину воскресе», он подражает первым ученикам Иисуса, чьи воскресные беседы описаны в Евангелие от Луки. Эти приветствия, полностью заменившие привычное «С праздником», пускай и в краткой форме, но отражают историю Светлого Христово Воскресения, превосходящего торжественностью другие церковные памятные дни.

Эти приветствия не могут не вселять в души человеческие радость, ведь в них говорится о воскрешении Спасителя, что служит праведникам напоминанием о том, что это же ждет и их.

Пасхальные куличи, паски

Приготовление пасхальных куличей и пасок – важная традиция, которой придерживались наши бабушки даже в советскую эпоху, период дефицита. История этой обрядовой пищи тысячелетняя, уходящая корнями в те времена, когда христианства еще не существовало.

Как кулич перекочевал из язычества в родную на сегодняшний день нам веру точно неизвестно, но без него представить пасхальный стол уже невозможно. Он символизирует круговорот жизни, чудо воскрешения, о котором и принято вспоминать на Пасху.

Изготовление куличей и пасок – особое таинство, к которому принято подходить с правильным настроем. Такой создают при помощи молитвы. Во время самого процесса приготовления праздничных угощений было положено соблюдать тишину.

Готовой обрядовой пище, которая стала квинтэссенцией праздничного стола, выделяли центральное место. Начинать трапезничать на Пасху положено именно с куличей, пасок.

Откуда пошел обычай окрашивать яйца?

Окрашивание яиц – обязательная процедура, являющаяся частью подготовки к Пасхе. Ее традиционно откладывают до Страстной Субботы. Это праздничное угощение символизирует новую жизнь по понятным причинам, в нем действительно теплится жизнь, которая долгое время развивается и растет для того, чтобы затем открыться миру.

Но в какой момент скорлупу начали окрашивать, украшать ее причудливыми узорами, орнаментами? Декорирование яиц рисунками – относительно новая традиция, которой предшествовала традиция красить их в красный.

На фото изображены крашенные яйца.

Существует несколько гипотез относительно того, что послужило причиной ее зарождения. Наиболее распространенная связана с историей о Марии Магдалене, которая была свидетельницей мучительной смерти Спасителя и его чудесного воскрешения. О последнем она решила лично сообщить императору, приходить к которому на аудиенцию без подарков, было не принято.

Будучи бедной, Мария, могла позволить себе пожертвовать одним куриным яйцом. Новость о воскрешении Иисуса правитель встретил смехом, заявив, что это невозможно так же, как невозможно то, что яйцо Магдалены станет красным. После сказанного скорлупа стала пурпурной.

Пасхальный огонь

Неотъемлемым атрибутом Пасхи является благодатный огонь, о схождении которого в храме Гроба Господня, что в Иерусалиме, известно всем верующим. Это древняя традиция, что связана со старым приданием. Согласно ему, у дома Божиего в канун Светлого Воскресения Господнего собирались прихожане и священнослужители.

В полной тишине они ждали, когда чудесным образом воспламениться над Гробом Господним одна из лампад. От нее миряне и зажигали остальные факелы и лампадки. Благодатный огонь люди несли в свои жилища.

Это общедоступное чудо, по словам настоятеля бенедиктинского Солемского аббатства, происходило в 11–12 в.в. Сегодня схождение пасхального огня – обряд, часть которого от людских глаз скрыта. Горящие свечи христианам, собравшимся у Кувуклии, выносит патриарх и армянский священник. Что происходит до этого внутри Гроба Господня — неизвестно.

Артос

Это слово знакомо всем праведникам, им называют святыню, к которой Христиане относятся трепетно. Православные употребляют его редко, заменяя данный греческий термин словом «просфора». Но артос – это не простая просфора, это квасной хлеб, выпекаемый в форме цилиндра, верхнюю часть которого украшают оттиском лика Воскресения Христова. Он символизирует Церковь, ее целостность, а также искупление кровью Агнца.

Это кушанье освящается по заамвонной молитве Литургии священнослужителем. Окропленный святой водой артос носят на протяжении всей Светлой седмицы во время крестного хода, что является прямым подтверждением тому, что в христианстве квасной хлеб является великой святыней. Раздробление его происходит все под ту же заамовенную молитву.

По окончании богослужения кусочки просфоры раздают прихожанам. Вкушают его в особых случаях – когда нужна помощь Всевышнего в излечении от тяжкой болезни, в минуты скорби.

Народные обычаи

На русских землях Пасху праздновали пышно. Это торжество по сей день встречают, ликуя и радуясь воскрешению Иисуса.

На фото изображена пасхальная служба в церкви, пасха на столе и крашенные яйца.

С ним связано множество обычаев:

  1. Игры, точное количество которых определить сложно. В них принимали участие в основном молодые люди. До наших дней сохранилась лишь часть их, подавляющее большинство имеет особый символизм.
  2. Обряды. Не зря наши предки называли Пасху «Зелеными святками», незамужние девушки ее ждали с нетерпением, так как в этот день все гадания были правдивыми, а привороты получались максимально мощными. Практиковали магию в Светлое воскресение Христово и народные целители, которые считали, что пасхальный цикл – лучший для борьбы с болезнями. Этот обычай актуален и в наши дни.
  3. Песни, хороводы. В последних даже в шутку определяли жениха и невесту.
  4. Заготовление обрядовой пищи на Родительский день, который также называют Радоницей.

Как отмечать Пасху в период пандемии коронавируса?

До Пасхи остается совсем немного времени, неудивительно, что миряне уже сейчас задаются вопросом «Как отмечать праздник в условиях карантина?». Этот вопрос уже затрагивал предстоятель Русской православной церкви.

В своем обращении к верующим из России святейший патриарх Кирилл заявил, что церковь пока не приняла решение относительно того, будет ли она допускать на службы людей. По его словам, все в этой ситуации зависит от эпидемиологической обстановки на территории государства.

Несколько слов на этот счет сказал и митрополит Волоколамский Иларион, по мнению которого, решение относительно празднования Пасхи в храмах, будет принято до начала Страстной недели.  Пока тем, кто собирался традиционно отправиться в Церковь, чтобы освятить обрядовую пищу, остается надеяться на лучшее и молиться. Молиться при этом приходится, следуя рекомендации патриарха Кирилла, дома, чтобы снизить угрозу распространения коронавируса.

Сколько длится и когда заканчивается Пасха

Невзирая на то, что основной частью Пасхи считают именно день празднества, это торжество в христианской традиции длится 40 дней, включающие в себя дни попразднства. Последние стартуют в понедельник. 40 суток очень символичны, именно столько воскресший Спаситель оставался на земле, но уже не в человеческом теле, а в виде духа.

На фото изображены крашенные яйца и пасхальный кулич.

Период попразднства условном делят на две части:

  1. Первая – Светлая Седмица, что следует за самим праздником. Для нее характерны ежедневные праздничные службы в храмах, каждое отдельное из которых включает в себя крестный ход. В последний раз эта торжественная часть богослужения проводится на Фомино воскресенье, первое после Светлого воскресения Христова.
  2. Вторая – 32 дня, являющихся отголосками праздника Пасхи. Эта часть, как и первая, связана с радостным упоминанием Спасителя в службах в церквях, с освящением куличей, пасок, яиц и другой пищи, от которой были вынуждены отказываться верующие в период Великого поста.

Поздравления

Пасха – великий праздник для любого христианина. Радоваться воскрешению Иисуса принято вместе с близкими. Традиционным поздравлением этого дня является христосование, но ограничиваться им не стоит. Вместе с этим торжественным приветствием родных и друзей можно порадовать красивыми стихами, прозой, яркими картинками, при одном виде которых у мирян поднимается настроение.

Пасха – это не один праздничный день, это – 40 торжественных суток, которые праведники посвящают прославлению Спасителя, отдавшего за человеческие грехи жизнь, воскресшего после мучительной смерти на Голгофе.

На фото изображена пасхальная открытка.

На фото изображена открытка с поздравлением с Пасхой.

На фото изображена пасхальная открытка.

На фото изображена открытка на праздник Пасхи.

На фото изображена открытка на Пасху.

molitvy.guru

Рассказываем, когда в 2020 году будет Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи – Песаха.

В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.

Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день воскрес.

Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.

Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни с Христом – от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа – и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).

С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Христова Воскресения.

Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом.

Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня. Духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав».

Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным.

В конце утрени, после окончания Пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после утрени служится Пасхальная литургия, где читается начало Евангелия от Иоанна. Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.

На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

Перед окончанием литургии освящается артос – хлеб с изображением Креста или воскресения Христова. Он символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа.

После праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Символами Пасхи, по традиции, являются кулич, крашеные яйца и творожная пасха.

Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича также выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.

Яйца на Пасху красят, потому что считается, что Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это – не более, чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный – это также цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» – образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима – города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».

На Светлой неделе христиане ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, в храмах звонят колокола в знак Воскресения Христова. В эти дни, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему в любое время дня.

По материалам РИА Новости

katun24.ru

Рассказываем, когда в 2020 году будет Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи – Песаха.

В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.

Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день воскрес.

Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.

Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни с Христом – от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа – и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).

С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Христова Воскресения.

Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом.

Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня. Духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав».

Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным.

В конце утрени, после окончания Пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после утрени служится Пасхальная литургия, где читается начало Евангелия от Иоанна. Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.

На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

Перед окончанием литургии освящается артос – хлеб с изображением Креста или воскресения Христова. Он символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа.

После праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Символами Пасхи, по традиции, являются кулич, крашеные яйца и творожная пасха.

Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича также выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.

Яйца на Пасху красят, потому что считается, что Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это – не более, чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный – это также цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» – образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима – города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».

На Светлой неделе христиане ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, в храмах звонят колокола в знак Воскресения Христова. В эти дни, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему в любое время дня.

По материалам РИА Новости

katun24.ru

Пасха 2020 - Православный журнал "Фома"

Пасха в условиях карантина

Светлое Христово Воскресение – главное событие церковного года. Сорок дней Четыредесятницы верующие воздержанием, молитвой и покаянием готовят свою душу к встрече Праздника, затем на Страстной седмице, посещая особенные богослужения этого периода, следуют за Спасителем на Его пути на Голгофу, и вот наконец в Пасхальную ночь, подобно жёнам-мироносицам, идут к Гробу Господню, чтобы узнать, что Его там нет – Христос Воскрес! Многие верующие стараются отложить, какие возможно, дела, чтобы в эти дни чаще бывать в храме, а на ночных крестном ходе, Пасхальной Заутрене и Литургии всегда очень много народу. Но от всего этого отказаться в связи с пандемией призвали верующих медики и власти, и потому сложно представить, какой же будет Пасха в условиях карантина.

За последние недели изменился образ жизни людей во всем мире. Очевидно, что и празднование Пасхи в сложившихся в связи с эпидемией коронавируса обстоятельствах станет совершенно новым опытом для православных верующих.

Патриарх Кирилл о Пасхе и карантине

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции», – говорится в официальном документе, размещённом на сайте Патриархии.

В Москве и области, в Санкт-Петербурге и ряде других регионов Страстные и Пасхальные богослужения пройдут без прихожан, в это самое дорогое для них время двери храмов будут закрыты. Ещё до принятия такого беспрецедентного решения Предстоятель рекомендовал верующим по всей России оставаться дома и понести «временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних». 

Патриарх, говоря о Пасхе и карантине, отмечает, что возникшие сложности не должны помешать православным приобщиться к великим событиям, произошедшим два тысячелетия назад в Иерусалиме. Он просит в этот непростой период всех верующих усилить молитву и сам непрестанно молится о пастве и стране. 
В Церкви напоминают также, что Пасхальная Радость превыше любых временных скорбей. 

Как отмечать Пасху в карантин 2020

Отмечать Пасху в карантин 2020 года верующим придётся в непривычных условиях. 

В одних регионах введены строгие ограничения на посещения храмов, в других храмы по-прежнему открыты для прихожан, а ограничения носят рекомендательный характер. Но как бы то ни было, подавляющему большинству Пасхальную ночь придётся провести не в церкви, а дома. Присоединиться к молитве можно будет с помощью современных средств связи – трансляции праздничного богослужения будут идти и по телеканалам, и в интернете. Верующие даже смогут выбрать храм для «виртуального посещения» – службы на сегодняшний день транслируют десятки приходов Русской Православной Церкви как России, так и зарубежья.

Кроме того, молиться можно и нужно дома: на сайте Патриархии публикуются четксты служб, адаптированные для домашнего чтения. На Пасху все могут дома прочитать радостный Пасхальный канон, пропеть пасхальные песнопения: тропарь, кондак и Пасхальные стихиры. 

Много вопросов у верующих всего мира возникает и по поводу схождения Благодатного огня: пройдёт ли церемония, ежегодно собирающая тысячи желающих приобщиться к этому чуду, и будет ли огонь доставлен из Израиля в другие страны, где его ждут? В условиях мировой пандемии обряд будет совершён без паломников, а передача святыни прибывшим спецрейсами представителям разных стран будет осуществляться в аэропорту Тель-Авива.
Массово освящать пасхальную трапезу – куличи, крашеные яйца и творожные Пасхи – в храмах в этом году также не будут. Но сделать это можно и самостоятельно, с молитвой и пением пасхального тропаря окропив праздничные блюда святой водой. Так благословил Святейший Патриарх Кирилл.

Верующим в сложившихся условиях придётся отказаться от встреч с родственниками и друзьями, отмечать Пасху в карантин остаётся только в кругу тех, с кем проходит самоизоляция. Но почувствовать единение, соборность Церкви можно, приняв участие в акции #окнаПасхи. В полночь 19 апреля верующие зажгут свечи и поставят их на окна, тем самым сообщая миру: Христос Воскрес! Ведь даже не самые приятные обстоятельства, в которых в этом году приходится встречать Праздников Праздник, не должны и не могут затмить смысл события, ставшего отправной точкой нового этапа на пути человечества и принёсшего радость всему миру.

Перенесут ли Пасху из-за карантина

Перенести Пасху из-за карантина или из-за каких-то других мировых катаклизмов невозможно. Событие, которое верующие вспоминают и празднуют ежегодно, уже случилось много столетий назад, и Воскресший Христос всегда присутствует в жизни верующих. 
К сожалению, большинство православных христиан в 2020 году лишены возможности приступить к Причастию как на Литургии Великого Четверга, когда Церковь вспоминает установление этого таинства Самим Христом, так и в Великую Субботу и на службах Пасхи и Светлой седмицы. Но это никак не отменяет великой радости о Воскресении Христовом, давшем всем и каждому надежду на спасение души. Пасха касается сердец даже далёких от религиозной жизни людей. А для верующих тем более никакие ограничения не могут стать преградой на пути к Господу. 
Отмечая самый главный христианский праздник в затворе, не имея возможности разделить своё ликование с братьями по вере, будем рассчитывать, что тем самым мы поможем миру с меньшими потерями справиться с эпидемией, и будем полагаться на Бога. А когда самое сложное останется позади, с любовью воссоединимся с дорогими нам людьми и со всей Церковью на Литургии. Будем помнить, что каждый воскресный день - это маленькая Пасха, и ещё больше ценить подаренную нам возможность в таинствах соприкасаться с Господом.

На сегодняшний день есть официальное решение, принятое священноначалием, согласно которому храмы временно закрывают для посещения мирянами. Церковь при этом не отказывается от совершения Евхаристии. Если когда-либо от нас потребуют не совершать Евхаристию – это будет знамение приближения конца истории...

Читать далее https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/05/1170x350_Molitva-za-medikov.jpg https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/05/768x211_Molitva-za-medikov.jpg https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/05/375x201_Molitva-za-medikov.jpg https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/04/1170x350BessmertnypolkOK.gif https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/04/768x211_Bessmertny-polk4.gif https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/04/375x201Bessmertnypolk-1.gif Поделиться:

2

3

5

1

foma.ru


Смотрите также