Как сфотографировать незаметно человека


Как снимать незнакомых людей на улице? – Варламов.ру – ЖЖ

Многих читателей интересует вопрос: «Как фотографировать людей на улице, чтобы тебя не побили?»

Начнем с начала. Главное в тревел-фотографии - получить интересный живой кадр. Основная проблема, с которой сталкиваются путешественники - объект съемки начинает позировать, смотреть в камеру, показывать пальцы, и т.д. Вам-то хочется снять, как огромный негр с мачете прорубает себе путь по джунглям, а он, заметив камеру, глупо улыбается и показывает вам какие-то знаки пальцами. Фотограф должен быть незаметным, он должен фиксировать настоящую жизнь. Но в путешествии фотограф - всегда инородное тело, которое не просто выделяется из толпы, а привлекает к себе массу ненужного внимания, а тут еще и камера.

В этом посте я поделюсь некоторыми своими наблюдениями.

1. Снимайте сразу

Золотое время - первые доли секунды, пока объект съемки не видит камеру. Идете по улице, видите интересный сюжет - поднимайте камеру и сразу снимайте. Никаких подготовок, прицеливаний и поиска кадра. Ваши действия должны быть молниеносны, как хороший телохранитель за долю секунды достает пистолет и убивает злодея. Я так делаю почти всегда. Это основная причина, почему я не могу перейти на мыльницу. Все мыльницы ужасно тупые, пока она включится, пока загрузится, пока сфокусируется. Хорошая зеркальная камера всегда готова к съемке, и это главное ее преимущество.

2. Снимайте не сразу.

Если по каким-то причинам сразу снять нельзя, нужно ждать. Ждать, пока объект съемки перестанет обращать на вашу камеру внимание. Это может произойти через минуту, а может и через час. Важно, чтобы человек, которого вы хотите снять, перестал обращать на вас внимание и занялся своим привычным делом. Стать незаметным - сложная задача. Возможно, придется сделать десяток кадров, пока объект съемки вдоволь накривляется.

3. Снимайте постоянно

Есть еще один прием для уличной фотографии. Иди и постоянно снимать. Представьте, что камера - ваши очки. Идете по улице, а глаз постоянно смотрит в видоискатель. Люди не будут обращать на вас внимание.

4. Снимайте незаметно.

Есть масса способов снимать незаметно. Давайте рассмотрим некоторые из них:
— Съемка «от пуза». Камера висит у вас на шее. Вы либо незаметно нажимаете на спуск, либо на камере установлен таймер интервальной съемки. Можно аккуратно пропустить под одеждой тросик дистанционного управления или подключить радиопульт и нажимать на спуск из кармана. Я так снимал Квартал красных фонарей в Амстердаме
— Как вариант, можно снимать видео и оттуда вырезать стоп-кадры. Современные камеры снимают видео большого разрешения, так что можно ставить камеру на съемку видео, вешать ее себе на грудь и потом выбирать нужные стоп-кадры.
— Снимайте из укрытия. Помните фильмы про детективов? Как там снимают? Правильно - из затонированной машины. Берите друга, садитесь на заднее сиденье и спокойно снимайте, никто вас не увидит. Пример такого репортажа - Проститутки Брюсселя
— Снимайте мимо. Делайте вид, что основной объект вашей съемки находится за спиной реального объекта. Старайтесь не замечать и не наводить камеру на действительный объект съемки. Можно даже сделать вид, что реальный объект съемки вам «немного мешает». Например, вас может заинтересовать урна за спиной проститутки. Главное, чтобы объектив был широкоугольным, а потом скадрируете.
— Как вариант, можно сделать вид, что снимаете вашего друга, который встанет рядом с реальным объектом съемки.

5. Можно вас снять?

Почти 100% рабочий метод. Берете камеру, поднимаете ее, подходите к потенциальному объекту съемки и говорите: «Можно вас сфотографировать?». В момент вопроса несколько раз нажимаете на спуск, как-то бы показывая, что вы хотите сейчас снимать. Даже если человек вам откажет, свои кадры вы уже сделали.

6. Не понимайте.

Еще один хороший метод - разговаривать со всеми на русском языке. Не пытайте понять объект съемки, а точнее, дать объекту съемки понять, что вы его понимаете. Говорите со всеми на русском языке. Как только объект съемки поймет, что наладить с вами контакт не получается и вы его не поймете, он быстро потеряет к вам интерес. У вас не будут просить денег, не будут ругаться, не будут запрещать снимать, вы же все равно не понимаете. Особенно хорошо это действует с полицией.

7. С дурака спросу нет.

В любой ситуации коси «под дурочка». Помните, «с дураков спроса нет». Любую конфликтную ситуацию всегда можно погасить удивленными глазами и «Ой, а это военная база? А я не знал, я тут цветы собирал для любимой, простите, простите, ухожу, ухожу!»

8. Могут ли побить за фотографию?

Побить не могут. По крайней мере, я таких случаев не знаю. Не стоит бояться снимать людей на улице. Максимум, что вам придется сделать - это удалить кадр и извиниться. В самом крайнем случае, если вы сняли агента ФБР на задании, у вас отформатируют флешку, перепишут ваши документы и т.д. Обычно, если в стране нельзя снимать полицию, вас предупредят раз 10.

9. Правило 3 минут

Если вы оказались в незнакомом и опасном месте, то помните, первые 3 минуты с вами ничего не случится. Это золотое правило любого фотографа. Даже самым отъявленным негодяям требуется время, чтобы спланировать ваше ограбление. Даже самые пьяные гопники должны сообразить, что вас надо побить. Поэтому не останавливайтесь на одном месте. Вышли из машины, сняли и уезжайте. Не дожидайтесь реакции на ваше появление.

10. Не оборачивайтесь

Часто, когда вы уходите, то вслед можно услышать: «Эй, ты, фотограф, а ну иди сюда!» или «Ты зачем меня снял?». Здесь многие допускают ошибку. Никогда не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Делайте вид, что не понимаете или не слышите, что вам кричат. Если вы вернетесь или начнете объяснять причину съемки, то вы уже проиграли. Вы вернетесь в роли виноватой жертвы, которую можно развести на что угодно. Если кого-то уж очень задело, что вы его сняли, пусть сам вас догоняет. Опыт подсказывает, что делать это будут единицы. И в этом случае жертвой будет он, вы получите психологическое преимущество и сможете послать недовольную модель.

11. Не платите деньги

Никогда, ни при каких обстоятельствах не платите деньги объектам съемок. К сожалению, многие путешественники и туристы нарушают это простое правило. Дело не в том, что вам жалко доллара или конфетки для ребенка. Платить можно и нужно за работу. Попасть в кадр - не работа. Во многих странах туристы разбаловали местное население. Вы уедете, а человек, которому вы дали доллар, будет дальше вымогать деньги у ваших коллег. Хороший пример - Марокко. Там вообще никто не хочет бесплатно в кадр попадать. Некоторые деревни уже живут вымогательством. Не портите людей.

12. Спрашивать ли разрешение?

Сложный вопрос. Я почти никогда не спрашиваю. Как мы уже выяснили, бить вас за съемку никто не будет. На вопрос: «А можно, я вас сфотографирую?» - скорее всего, вы получите ответ «НЕТ». Человек, может, и не против, чтобы вы его сняли, но раз спрашивают, значит, есть какой-то подвох, и надо запретить. Представьте, к вам на улице подойдет человек и спросит разрешение на съемку. Что вы первым делом подумаете? «А зачем ему это надо? А почему я? Да ну его нафиг». Если объект съемки и выразит вам свое согласие, то почти наверняка он начнет вам позировать, что полностью противоречит духу тревел-фотографии. Спрашивать разрешение нужно только в том случае, если есть реальная угроза неприятностей. Например, вы хотите снять военных или полицию и не уверены, можно ли это делать.

13. Морально-этические аспекты

Я уверен, что могу в общественных местах снимать все, что захочу. Личная жизнь человека заканчивается за пределами двери его квартиры. Здесь нужно разделять понятие съемки и публикации. Нарушение прав человека на изображение начинается только после публикации. Поэтому еще раз: снимать я могу все, что мне захочется. А вот перед публикацией стоит подумать. Я публикую далеко не все свои кадры по разным причинам. Я всегда с пониманием отношусь к тому, что человек не хочет, чтобы его снимали. Часто парень с девушкой просит не снимать его: «Ну ты же понимаешь». Всегда надо понимать. У человека на улице может быть много причин, по которым он не желает попадать в кадр. Девушка может быть плохо накрашена, парень может быть с любовницей, военный может быть одет не по уставу. В любом случае, это всегда остается на совести фотографа. Решайте сами. Но любому человеку стоит помнить, что на улице начинается ваша общественная жизнь. Если вы вышли загорать на пляж голым, то не надо обижаться, что кто-то вас снимет и выложит в интернет. Именно поэтому я не вижу никаких причин спрашивать у объекта съемки разрешения.

Хороших вам кадров!

UPD1: В некоторых странах, например в США, довольно суровое законодательство в плане публикации без разарешения фотографий незнакомых людей. Если вы планируете кадр потом продавать, отправлять на конкурсы и т.д. Лучше заручиться после съемки согласием модели.
UPD2: Если вас просят удалить кадр, удаляйте и не спорьте. Есть куча методов восстановить удаленные кадры. На некоторых камерах, как на моем Никон Д4, есть функция после съемки спрятать кадр, так что он не будет виден в просмотре. Некоторые камеры дублируют снятые кадры на запасную флешку. В общем, заранее подумайте о том, как будете сохранять отснятый материал.
UPD3: Я снимаю почти всегда на объектив 24-70 мм

---------------------------------------------

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях

varlamov.ru

Как делать незаметно шпионские фотографии? Сайт Шпионские

Как незаметно фотографировать людей?

Шпионом поневоле в некоторых случаях необходимо становится каждому, а с развитием высоких технологий данная деятельность становится все легче и легче.

Процесс фотосъемки был неизменно связан с разведывательной или шпионской деятельностью практически с момента своего рождения. Так, начиная с серебреных пластинок и вспышки из горящего магния, на данный момент процесс фотографирования дошел до уровня доступности любому и в любой момент — с телефонов, смартфонов, скрытых камер и других карманных устройств.

Как эффективно применять их для проведения скрытой съемки современному шпиону и будет рассмотрено в этой статье.

Отключаем звук затвора телефона и вспышку камеры

Делать это нам придётся, так как это необходимо для предотвращения привлечения к себе внимания лишними звуками и сверканием вспышки.

Большая часть телефонов, оснащенных камерой, изначально поддерживают возможность отключения вспышки (если он вообще снабжены такой), а вот с отключения звука затвора всё намного сложнее.

Почти все «древние» телефоны (Siemens, Nokia, старенькие эриксоны) поддерживают полное отключение звукового сопровождения фотоснимка, но новейшие (Андроиды и Айфоны) — нет. Незадача. Впрочем, даже это легко решается установкой специального дополнительного приложения (часто бесплатного).

Скрытые камеры наблюдения народные умельцы научились монтировать почти во всё — от тривиальных коробок и сумок до галстуков-«бабочек» и очков. Всё упирается только в предварительную покупку частей (приобрести уже готовые для разборки дешевые камеры у наших китайцев братьев сейчас легче легкого) и личную фантазию.

Микробатарейка и внутренность для мини фотоаппарата занимают очень мало места, а сам снимающий «глазок» можно вывести на тонких проводках хоть в пуговицу пиджака.

Спрячьте камеру внутрь чего-либо

Но можно попытаться ограничиться и без такого электронного членовредительства. Так, к примеру, из ненужной, неинтересной широкоформатной книжки вполне можно изготовить антивандальный и скрадывающий чехол для вашего айпада или другого планшета.

Сделайте маленькую и незаметную дырочку в обложке напротив камеры и готово! Для телефонов этого и не надо — просто включите соображалку и проявите чуток шпионской находчивости.

Прячем сам факт съемки с телефона

Искусство заметать следы всегда отличало превосходного шпиона. Так, для незаметного включения скрытой камеры вашего смартфона или автоматической съемки создатели приложений для смартфонов выдумали не малое количество программ, делающих легче разведывательную деятельность подобного рода: для iPhone это Secret Spy Camera, ReconBot, Real Spy Camera, для android Mobile Hidden Camera.

Однако при таком богатстве выбора программного обеспечения не нужно забывать и о естественных средствах осторожности. Фотографируйте так, как будто Вы делаете с камерой все что угодно, только не фотографируете (профессиональные папарацци снимают «от живота» первоклассные  шпионские фотографии, даже не отрываясь от беседы) — притворяйтесь читающим  SMS-сообщение или сидящим в социальных сетях заинтересованно отвечающим друзьям.

Что можно снимать, а что — нет?

Скрытое фотографирование и вообще проведение фотосъёмки в общественных местах — вещь довольно непростая, не говоря уже об особенностях соблюдения прав в условиях нашей действительности. Поэтому советую прочитать, а лучше даже распечатать руководство о том, что фотографировать можно, а что — нет.

www.spy-soft.net

Как незаметно сфотографировать человека

Немногие пользователи знают, что сделать снимок на мобильном телефоне под управлением Android можно как минимум пятью разными способами. Они удобны для селфи, группового снимка, съемки из неудобного положения. Мы собрали их в нашей статье.

Съемка голосовой командой «Снимаю»

Зайдите в настройки приложения Камеры и разрешите голосовые команды.

Теперь когда вы наведете камеру, достаточно громко и четко сказать «Снимаю» или «Улыбнитесь», затвор сработает автоматически.

При съемке селфи в этом случае на экране появится кружок обратного отсчета примерно на три секунды, чтобы вы успели улыбнуться.

Съемка по таймеру

Чтобы сделать семейный снимок, нужно разместить телефон так, чтобы в кадр попали все друзья и установить съемку по таймеру.

Чтобы не было «спящих», установите опцию «Сделать три снимка». После нажатия на спуск, камера отсчитает 10 секунд, сработает затвор. Можно комбинировать таймер с голосовой командой «Снимаю».

Съемка клавишами громкости

При нажатии на экран часто съезжает автофокус? Попробуйте съемку с помощью клавиш громкости. Проверьте, что эта функция включена в настройке.

Дополнительная плавающая кнопка на экране

При съемке не всегда удобно нажимать на стандартную кнопку на дисплее телефона. Включите дополнительную плавающую.

При съемке ее можно перемещать по экрану, как вам будет удобнее. А работать она будет, как и стандартная, при нажатии.

Сделайте селфи, показав ладонь

Переведите Камеру в режим селфи, включите эту опцию в настройках.

Теперь покажите телефону раскрытую ладонь. Пойдет обратный отсчет и сработает затвор.

Как незаметно фотографировать людей?

Шпионом поневоле в некоторых случаях необходимо становится каждому, а с развитием высоких технологий данная деятельность становится все легче и легче.

Процесс фотосъемки был неизменно связан с разведывательной или шпионской деятельностью практически с момента своего рождения. Так, начиная с серебреных пластинок и вспышки из горящего магния, на данный момент процесс фотографирования дошел до уровня доступности любому и в любой момент — с телефонов, смартфонов, скрытых камер и других карманных устройств.

Как эффективно применять их для проведения скрытой съемки современному шпиону и будет рассмотрено в этой статье.

Отключаем звук затвора телефона и вспышку камеры

Делать это нам придётся, так как это необходимо для предотвращения привлечения к себе внимания лишними звуками и сверканием вспышки.

Большая часть телефонов, оснащенных камерой, изначально поддерживают возможность отключения вспышки (если он вообще снабжены такой), а вот с отключения звука затвора всё намного сложнее.

Почти все «древние» телефоны (Siemens, Nokia, старенькие эриксоны) поддерживают полное отключение звукового сопровождения фотоснимка, но новейшие (Андроиды и Айфоны) — нет. Незадача. Впрочем, даже это легко решается установкой специального дополнительного приложения (часто бесплатного).

Скрытые камеры наблюдения народные умельцы научились монтировать почти во всё — от тривиальных коробок и сумок до галстуков-«бабочек» и очков. Всё упирается только в предварительную покупку частей (приобрести уже готовые для разборки дешевые камеры у наших китайцев братьев сейчас легче легкого) и личную фантазию.

Микробатарейка и внутренность для мини фотоаппарата занимают очень мало места, а сам снимающий «глазок» можно вывести на тонких проводках хоть в пуговицу пиджака.

Спрячьте камеру внутрь чего-либо

Но можно попытаться ограничиться и без такого электронного членовредительства. Так, к примеру, из ненужной, неинтересной широкоформатной книжки вполне можно изготовить антивандальный и скрадывающий чехол для вашего айпада или другого планшета.

Сделайте маленькую и незаметную дырочку в обложке напротив камеры и готово! Для телефонов этого и не надо — просто включите соображалку и проявите чуток шпионской находчивости.

Прячем сам факт съемки с телефона

Искусство заметать следы всегда отличало превосходного шпиона. Так, для незаметного включения скрытой камеры вашего смартфона или автоматической съемки создатели приложений для смартфонов выдумали не малое количество программ, делающих легче разведывательную деятельность подобного рода: для iPhone это Secret Spy Camera, ReconBot, Real Spy Camera, для android Mobile Hidden Camera.

Однако при таком богатстве выбора программного обеспечения не нужно забывать и о естественных средствах осторожности. Фотографируйте так, как будто Вы делаете с камерой все что угодно, только не фотографируете (профессиональные папарацци снимают «от живота» первоклассные шпионские фотографии, даже не отрываясь от беседы) — притворяйтесь читающим SMS-сообщение или сидящим в социальных сетях заинтересованно отвечающим друзьям.

Что можно снимать, а что — нет?

Скрытое фотографирование и вообще проведение фотосъёмки в общественных местах — вещь довольно непростая, не говоря уже об особенностях соблюдения прав в условиях нашей действительности. Поэтому советую прочитать, а лучше даже распечатать руководство о том, что фотографировать можно, а что — нет.

Записки японского волка

Носите с собой примеры своих работ. Я слышал, что Джоэл Мейеровитц носил экземпляр своей книги "Cape Light" во время работы над книгой "Redheads", чтобы лучше объяснять, кто он такой. В его случае это было сделано в основном для людей, которых он фотографировал, а не для того, чтобы выбираться из перепалок с охранниками, однако этот способ может быть полезен для общения с разного рода людьми, способными напрячь вас. Показывая им, что вы делаете, и что получается в итоге, вы будете выглядеть не так подозрительно.

Придумайте и держите наготове легенду. Вы будете лучше подготовлены, если станете выходить из дома с предположением, что у вас возникнут сложности. Будьте готовы и не принимайте всё слишком близко к сердцу, заодно держите наготове легенду, что вы любитель, турист, фотограф — или раздолбай среди раздолбаев, художник!

Когда Дуайт Шрут окрикнет вас, подойдите к нему сами и представьтесь. Охранники и прочие секьюрити не привыкли к тому, что плохие парни идут к ним; они ожидают, что те будут отступать или вовсе сваливать. Проявите к ним немного уважения и действуйте откровенно. Немного уважения хоть и не всегда, но работает, и уж точно не навредит. Оно вам ничего не стоит.

Попросите помочь вам. Просьба помочь зачастую меняет взаимоотношения. Это работает с потенциальными ворами — вы превращаетесь из жертвы в партнёра, а они — из хищников в добрых самаритян; это же работает с полицейскими и охранниками — в конце концов, их работа — помогать людям. Заготовьте какой-нибудь вопрос на тот случай, если к вам кто-нибудь подойдёт или преградит путь.

Помните, что многие из тех, кто мешает вам, делает это из чувства неловкости. Они нервничают из-за чего-нибудь и их беспокоит, что вы собираете о них информацию. Попробуйте фотографировать возле действующей частной стройки и увидите, насколько молниеносна будет реакция окружающих. Обычные люди всё время нарушают всякие законы. Подглядывание с камерой представляет опасность для парня, который прячет машину от конфискаторов или который только что сжёг гору сухих веток, нарушив постановление муниципалитета. Таких вещей великое множество, гораздо больше, чем вы можете себе представить. Так что просто попытайтесь представить, что движет другим человеком, и вам будет проще понять, как избежать неприятностей.

Имейте план побега, если попадётесь. И помните, что вы нарушаете закон. (В России это не всегда так. — прим.моё)

Используйте маскировку. Я отчасти шучу, но насколько я слышал, Эллиот Эрвитт часто одевался довольно экстравагантно, как типичный турист. Фотожилет, кепка Nikon и большая сумка, полная никогда не используемых объективов, могут производить на окружающих впечатление, что вы крутой профессионал, но может быть и наоборот. Слейтесь с окружением, если хотите чувствовать себя в безопасности.

Пользуйтесь приманкой. Эрвитт часто притворялся, что снимает позирующих перед ним членов семьи, тогда как на самом деле он снимал телеобъективом происходящее за ними. Если говорить об Эрвитте, посмотрите его книги и подумайте, сколько снимков поставили бы его в такую позицию, где он на самом деле не должен был бы снимать. Это ловкость, парни.

Замрите. Вы будете выглядеть подозрительно, если внезапно остановитесь, уставитесь на незнакомца, и сделаете десяток снимков за раз. Но если вы остановитесь на двадцать минут, все любопытствующие перестанут вас замечать, и вы станете фоном. Тогда-то вы и сможете снять десяток кадров безо всякого внимания со стороны окружающих. Я делал так на тротуарах на Восточном побережье. Это работает. Ещё можно попробовать платить местным зевакам, чтобы те сопровождали вас или даже побыли экскурсоводами. Я никогда не пробовал так делать, поскольку никогда не было достаточно денег, но мне всегда этого хотелось.

Врите. Многие годы я носил с собой конверт с простым листом бумаги внутри, надпись на листе гласила что-то вроде: "Для тех, кого это касается, Майк Джонстон имеет разрешение фотографировать здесь. Пожалуйста, окажите ему содействие при необходимости." Результат вас удивит. Однажды я убедил человека в том, что я чиновник из Вашингтона, раскрыв перед ним бумажник в полицейском стиле, и убрав с глаз долой прежде чем тот успел увидеть, что это было. Это не самый этичный способ, но посмотрите — многие из тех, кто досаждает вам, в реальности не имеют ни права, ни полномочий так делать. Не самый большой грех, чтобы не пользоваться выгодой от него. Ещё можно попробовать получить реальные полномочия от каких-нибудь официальных или полуофициальных организаций.

Тренируйтесь во владении камерой! Хорошие стрелки действуют быстро. Известно, что Картье-Брессон мог поднять Лейку к глазам и вернуть обратно быстрее, чем люди могли это заметить. Если вы не хотите привлекать внимания, не стойте как большой придурок, который бесконечно возится с управлением камерой и смотрит в видоискатель по несколько минут подряд. Видоискатели, позволяющие снимать от пояса, тоже пригодятся, потому что люди чувствуют, что вы смотрите на них, если вы смотрите через видоискатель на уровне глаз, а если вы возитесь с устройством где-то внизу, людям легче предположить, что вы смотрите на устройство, а не на них.

Настройте камеру, глядя в другом направлении. Затем, как будто бы спохватившись, сделайте снимок, и проделайте это быстро. У скучающего вышибалы в баре нет причин переходить на другую сторону улицы и приставать к вам, если вы направите камеру вдоль улицы и не на его бар; если вы снимете один кадр в его направлении и тут же повернётесь и уйдёте, у вышибалы не будет нужды окликать вас.

В любом случае, удачи вам. И, цитируя Сарджа из знаменитого старого полицейского шоу "Hill Street Blues" — давайте будем осторожны там

7daystodie.ru

Как фотографировать людей на улице

Эдуардо Павес Гойе

Британский фотограф. На своём YouTube-канале EduardoPavezGoye делится советами по фотографии, видеосъёмке и выбору оборудования.

1. Используйте метод предварительной фокусировки

Очень часто люди, которых Эдуардо заметил и хочет сфотографировать, просто сидят или стоят, не делая ничего интересного. Он советует предварительно сфокусировать камеру на человеке и ждать, пока он заметит вас.

Вы можете походить перед ним, пошуметь, помахать руками и так далее. Эдуардо называет это «устроить сцену». Тем самым вы привлечёте к себе внимание человека, и он покажет свои эмоции.

2. Ловите настроение людей

Если вы хотите запечатлеть состояние человека, сфотографируйте его незаметно. Иногда лучше не тревожить его, а просто сделать фото и уйти. Иначе можно упустить момент, тогда снимок получится постановочным.

3. Умейте ждать

Найдите какое-нибудь интересное место и останьтесь там на какое-то время. Вы можете поймать интересный кадр. Поэтому в этом деле очень важно научиться ждать, не обращая внимания на прохожих в кадре.

Если человек поглощён своим делом и вы видите, что вы ему безразличны, тогда вам некуда спешить. Подготовьтесь, найдите нужный ракурс и наслаждайтесь моментом.

4. Добавьте немного хитрости

Если человек замечает вас и уходит, просто притворитесь, что в вашем объективе кто-то другой. Вы успеете сделать снимок, при этом не доставив человеку дискомфорт. Вы не должны мешать людям.

5. Разговорите незнакомцев

Говорите с теми, кого находите интересным, кто привлекает ваше внимание. Расскажите, почему вы хотите сделать фото именно с ними. Попробуйте объяснить, в чём их уникальность. Если кто-то выглядит круто, почему бы не сделать этому человеку искренний комплимент?

6. Воспользуйтесь неловким положением

Эдуардо рассказывает, что иногда ситуация становится нелепой. Фотограф и человек в кадре знают, что они замечены, но оба продолжают делать невозмутимый вид. Если вас заметили, не надо глупо улыбаться и сразу же убегать. Сделайте фото, улыбнитесь и поблагодарите этого человека.

7. Поддерживайте контакт с людьми

Если люди сами идут на контакт и узнают у вас подробности, поговорите с ними. Расскажите про свою задумку и выбор композиции. Будьте дружелюбны, тогда люди ответят вам тем же.

lifehacker.ru

Советы по фотографированию незнакомых людей на улицах и в помещении

Дата публикации: 25.06.2013

Фотографировать друзей и знакомых интересно и приятно, но рано или поздно любой фотограф приходит к тому, что хочется снимать не только тех, кого знаешь, но и случайных людей — на улицахи, в кафе, парках, в транспорте. А ведь люди могут отреагировать на съемку по-разному. Как же поступать?

Снимать незаметно

Это можно делать несколькими способами.

  • Снимать, когда люди отвернулись или вы расположены далеко. Каким объективом снимать портрет в таком случае? Проще всего — длиннофокусным. Проблем нет, вы никому не помешали и, оставшись незамеченным, получили нужные кадры.
  • Еще можно снимать на улице «от живота». То есть не подносить фотокамеру к глазам, не смотреть в видоискатель, а примерно навести объектив на желаемый объект и нажать на кнопку спуска. Здесь пригодится широкоугольный объектив. Есть риск непопадания, поэтому лучше заранее дома потренироваться, чтобы понять, при каких наклонах руки какие углы охватывает ваша камера. Важно также выставить в настройках камеры максимальное разрешение, чтобы, в случае, если нужно будет кадрировать, был запас качества. Также лучше, если ваша камера срабатывает не очень громко и/или вы снимаете там, где есть какой-то шум — чтобы щелчок затвора не привлекал внимания.
  • Следующий способ — это делать вид, что вы снимаете что-нибудь другое — например, здание, цветок, достопримечательность. Если в вашем распоряжении есть знакомый — еще лучше: просите его встать рядом с нужным вам объектом, и, делая вид, что снимаете знакомого, снимаете свою «жертву». Главное, после того, как сняли, не смотреть на сфотографированного, а окинуть взглядом якобы снятый объект — как бы сравнивая его с получившимся на экране камеры видом. Этот психологически важный момент обычно усыпляет бдительность — даже если в момент съемки вас заподозрили.

Как фотографировать людей открыто

В этом случае важно представлять себе, какие могут быть реакции на ваш объектив, и дальше действовать по ситуации:

  • Человеку все равно. Тут и никаких проблем не будет — просто идете себе дальше.

  • Человек замечает нацеленный на него объектив и слегка напрягается или вопросительно на вас смотрит. Здесь важно показать, что вы делали съемку не в скрытых или постыдных целях — широко улыбнуться, показать большой палец, сказать «спасибо». Обычно люди от такого поведения расслабляются и не выказывают недовольства.

  • Если же предыдущее не сработало, то человек может спросить, для чего вы снимали, и даже попросить вас показать результат. Нужно иметь готовый ответ. Искренне сказать: «Вы так хорошо смотрелись на этом фоне»… или: «У вас было такое замечательное выражение лица, что я не мог не снять» - это обычно очень разряжает атмосферу.

  • Если же вас с камерой заметили до того, как вы нажали на спуск, можно попросить разрешения снять (как правило, это удобно в случаях, когда важен не момент или моментальное выражение лица, а нужно снять портрет со взглядом в камеру, костюм, прическу, людей в определенном месте). Желательно тоже сопровождать свой вопрос комплиментом, улыбкой, которые бы расположили к вам снимаемых и показали бы чистоту ваших намерений.

  • Отдельным пунктом стоит съемка детей. Об этом при наличии рядом родителей всегда обязательно спрашивать последних. Но надо сказать, что и добиться его, сказав несколько комплиментов по поводу очарования их чад, гораздо легче.

prophotos.ru

14 способов снимать незаметно для окружающих.

Перевёл для практики занятную статью о том, как незаметно фотографировать в общественных местах. Автор — английский фотограф и автор популярного блога о фотографии. Статья была опубликована на сайте Photo.net достаточно давно, однако актуальности в целом не потеряла.
Недавно я написал заметку ля The Online Photographer под названием "Получить власть, которой у нас нет", о новых антифотографических законах в Соединённом Королевстве. Статья вызвала огромное количество комментариев вдумчивых читателей, но я подумал, что было бы кстати дать несколько практических советов о том, как снимать в общественных местах. Вот лишь несколько известных мне способов сделать так, чтобы не привлекать внимания и справляться с трудностями, когда они возникают.

Пользуйтесь или очень большой камерой, или очень маленькой. Люди редко чувствуют угрозу со стороны фотоаппарата размером как у Sigma DP-1 или Panasonic LX3, но также они не видят ничего подозрительного в гигантской, неповоротливого вида камере на штативе (кроме того, они редко замечают момент съёмки большой камерой, поскольку вы не смотрите сквозь видоискатель во время экспозиции). Предположу, что работа с большой камерой делает вас беззащитнее из-за меньшей подвижности; кроме того, едва ли получится незаметно прокрасться куда-нибудь с такой штукой. Ещё вы приобретаете возможность уверенно делать вид, что у вас есть полное право заниматься тем, чем занимаетесь. Разумеется, использование штатива ограничено в некоторых общественных местах, таких как многолюдные тротуары или туристические достопримечательности, так что подготовьтесь к съёмке заранее и убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения.

.

Носите с собой примеры своих работ. Я слышал, что Джоэл Мейеровитц носил экземпляр своей книги "Cape Light" во время работы над книгой "Redheads", чтобы лучше объяснять, кто он такой. В его случае это было сделано в основном для людей, которых он фотографировал, а не для того, чтобы выбираться из перепалок с охранниками, однако этот способ может быть полезен для общения с разного рода людьми, способными напрячь вас. Показывая им, что вы делаете, и что получается в итоге, вы будете выглядеть не так подозрительно.

Имейте при себе и раздавайте визитные карточки. Карточка подразумевает, что вам нечего скрывать, и поможет объяснить, кто вы такой, если вас остановят или вы окажетесь под угрозой.

Придумайте и держите наготове легенду. Вы будете лучше подготовлены, если станете выходить из дома с предположением, что у вас возникнут сложности. Будьте готовы и не принимайте всё слишком близко к сердцу, заодно держите наготове легенду, что вы любитель, турист, фотограф - или раздолбай среди раздолбаев, художник!Когда Дуайт Шрут окрикнет вас, подойдите к нему сами и представьтесь. Охранники и прочие секьюрити не привыкли к тому, что плохие парни идут к ним; они ожидают, что те будут отступать или вовсе сваливать. Проявите к ним немного уважения и действуйте откровенно. Немного уважения хоть и не всегда, но работает, и уж точно не навредит. Оно вам ничего не стоит.Попросите помочь вам. Просьба помочь зачастую меняет взаимоотношения. Это работает с потенциальными ворами — вы превращаетесь из жертвы в партнёра, а они — из хищников в добрых самаритян; это же работает с полицейскими и охранниками — в конце концов, их работа — помогать людям. Заготовьте какой-нибудь вопрос на тот случай, если к вам кто-нибудь подойдёт или преградит путь.Помните, что многие из тех, кто мешает вам, делает это из чувства неловкости. Они нервничают из-за чего-нибудь и их беспокоит, что вы собираете о них информацию. Попробуйте фотографировать возле действующей частной стройки и увидите, насколько молниеносна будет реакция окружающих. Обычные люди всё время нарушают всякие законы. Подглядывание с камерой представляет опасность для парня, который прячет машину от конфискаторов или который только что сжёг гору сухих веток, нарушив постановление муниципалитета. Таких вещей великое множество, гораздо больше, чем вы можете себе представить. Так что просто попытайтесь представить, что движет другим человеком, и вам будет проще понять, как избежать неприятностей.

Имейте план побега, если попадётесь. И помните, что вы нарушаете закон. (В России это не всегда так. — прим.моё)

Используйте маскировку. Я отчасти шучу, но насколько я слышал, Эллиот Эрвитт часто одевался довольно экстравагантно, как типичный турист. Фотожилет, кепка Nikon и большая сумка, полная никогда не используемых объективов, могут производить на окружающих впечатление, что вы крутой профессионал, но может быть и наоборот. Слейтесь с окружением, если хотите чувствовать себя в безопасности.Пользуйтесь приманкой. Эрвитт часто притворялся, что снимает позирующих перед ним членов семьи, тогда как на самом деле он снимал телеобъективом происходящее за ними. Если говорить об Эрвитте, посмотрите его книги и подумайте, сколько снимков поставили бы его в такую позицию, где он на самом деле не должен был бы снимать. Это ловкость, парни.Замрите. Вы будете выглядеть подозрительно, если внезапно остановитесь, уставитесь на незнакомца, и сделаете десяток снимков за раз. Но если вы остановитесь на двадцать минут, все любопытствующие перестанут вас замечать, и вы станете фоном. Тогда-то вы и сможете снять десяток кадров безо всякого внимания со стороны окружающих. Я делал так на тротуарах на Восточном побережье. Это работает. Ещё можно попробовать платить местным зевакам, чтобы те сопровождали вас или даже побыли экскурсоводами. Я никогда не пробовал так делать, поскольку никогда не было достаточно денег, но мне всегда этого хотелось.Врите. Многие годы я носил с собой конверт с простым листом бумаги внутри, надпись на листе гласила что-то вроде: "Для тех, кого это касается, Майк Джонстон имеет разрешение фотографировать здесь. Пожалуйста, окажите ему содействие при необходимости." Результат вас удивит. Однажды я убедил человека в том, что я чиновник из Вашингтона, раскрыв перед ним бумажник в полицейском стиле, и убрав с глаз долой прежде чем тот успел увидеть, что это было. Это не самый этичный способ, но посмотрите — многие из тех, кто досаждает вам, в реальности не имеют ни права, ни полномочий так делать. Не самый большой грех, чтобы не пользоваться выгодой от него. Ещё можно попробовать получить реальные полномочия от каких-нибудь официальных или полуофициальных организаций.Тренируйтесь во владении камерой! Хорошие стрелки действуют быстро. Известно, что Картье-Брессон мог поднять Лейку к глазам и вернуть обратно быстрее, чем люди могли это заметить. Если вы не хотите привлекать внимания, не стойте как большой придурок, который бесконечно возится с управлением камерой и смотрит в видоискатель по несколько минут подряд. Видоискатели, позволяющие снимать от пояса, тоже пригодятся, потому что люди чувствуют, что вы смотрите на них, если вы смотрите через видоискатель на уровне глаз, а если вы возитесь с устройством где-то внизу, людям легче предположить, что вы смотрите на устройство, а не на них.Настройте камеру, глядя в другом направлении. Затем, как будто бы спохватившись, сделайте снимок, и проделайте это быстро. У скучающего вышибалы в баре нет причин переходить на другую сторону улицы и приставать к вам, если вы направите камеру вдоль улицы и не на его бар; если вы снимете один кадр в его направлении и тут же повернётесь и уйдёте, у вышибалы не будет нужды окликать вас.

Конечно, самое главное, чтобы было удобно работать так, как вы решите работать. Лично я не пользуюсь вышеописанными трюками; я выяснил, что лучше всего работается, когда у меня есть явное или подразумеваемое разрешение снимать. Мне так просто комфортнее, а это помогает сделать свою работу лучше. Так что сейчас я просто получаю разрешения, а если его нет, то я не снимаю. Просто и ясно. Кроме того, я призываю вас оставаться в собственной зоне комфорта — как только вы определите для себя, что это такое.

В любом случае, удачи вам. И, цитируя Сарджа из знаменитого старого полицейского шоу "Hill Street Blues" - давайте будем осторожны там

Об авторе.

Майк Джонстон — автор более 250 журнальных статей и колонок для Photo.net. Сейчас он — редактор популярного блога The Online Photographer.

sanila-san.livejournal.com

Хороший способ скрыто снимать людей...: nemihail — LiveJournal

В некоторых странах за такое могут привлечь к ответственности. Но есть очень интересный способ, чтобы фотографировать всех подряд не привлекая к себе внимание.


Сегодня поделюсь с вами как это делаю и сразу покажу несколько примеров. На фотографии ниже видно как в роли туриста пытаюсь что-то отыскать в своём смартфоне, а на самом деле в это самое время я выбираю удачный кадр. Одно обязательное условие - у вашего фотоаппарата должна быть функция передачи данных через Wi-Fi, этим сейчас оборудуют практически все современные камеры.

Чтобы было понятно как это происходит, покажу что вижу я в тот самый момент. А поможет мне в этом прекрасная Алёнушка, известная в ЖЖ под ником stogova.

Пальцем навожу на то самое место, где мне нужна резкость и жму "снять". В этот самый момент фотоаппарат делает "клац" и шикарный кадр на вашей карте.

Посмотреть что у меня получается можно в моём Instagram, а ещё несколько кадров, сделаных по этой технологии, из поездки по Швейцарии выкладываю прямо[тут.]

А какие способы знаете вы?

Напомню про основные требования:
- камера с функция передачи данных через Wi-Fi
- специальное приложение на вашем смартфоне

Добавляйтесь, чтобы не пропустить очередной обзор:
Живой журнал / Фейсбук / Инстаграм / Твиттер / ВК

Тут обзоры из поездки по Швейцарии:

Луковый рынок в Берне

Анонс поездки

[мелкий шрифт крупными буквами]
Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, не предвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Рассказать друзьям или разместить в своём блоге:

nemihail.livejournal.com

Незаметное фотографирование как способ получить лучший кадр - Book-Science

Фотографирование всегда вызывает излишнее внимание окружающих со стороны, и не редко ими оказываются сотрудники какой-нибудь злокачественной организации или просто недоброжелатели, которые изо всех сил попытается ограничить вас в праве сфотографировать желаемое, не боясь при этом нарушить целый ряд ваших прав и свобод и перейти черту закона.

Чтобы сделать кадр не привлекая излишнего внимания к себе, можно конечно использовать различные шпионские устройства, позволяющие маскировать вашу камеру или делать снимки с большой дистанции, а можно просто усвоить несколько хороших способов и методик, как остаться незамеченным и сделать хороший кадр без лишнего внимания.

Для начала нужно выяснить, что именно мешает вам сделать желаемый кадр. Если вы находитесь в каком-то месте где по какой-то нелепой причине кто-то решил, что делать снимки нельзя - это одна ситуация, а если вы просто хотите запечатлеть жизненный процесс таким, каким он является на самом деле, без кривляний в камеру фотографируемых и прочих проявлений неадекватной самодеятельности - это совершенно другое.

Попробуем разобраться сначала с первым типом ситуаций, с теми случаями, когда вам кто-то пытается запретить фотографировать. Во первых нужно понимать, что если вы пытаетесь сфотографировать стратегический объект, охраняемый государством - это нарушение закона и вас будут преследовать, но если это просто общественное место или что-то еще общедоступное, то у вас никаких проблем быть не может. Отличить простые общественные и публичные места от мест государственной важности как правило достаточно легко - если объект под охраной какого-либо государства - при входе вас зарегистрируют по удостоверяющему личность документу, проведут через метало-взрыво-нарко-искатели и могут даже допросить и забрать запрещенные к проносу вещи, в том числе и фототехнику. С публичными общественными местами все достаточно проще - если вас пустили - вы можете фотографировать. Если кто-то пытается ввести ограничение, то он сам и осуществляет исполнение своих запретов - как правило это назойливые охранники, которые просят удалить сделанные кадры или набрасываются на вас забирая и разбивая камеру.

Итак, для того, чтобы сделать хороший снимок незаметно для окружающих, можно выделить несколько основных принципов незаметного фотографирования:

  • Не привлекайте внимания наличием фототехники. Если вы не хотите чтобы на вас обращали внимание не нужно размахивать фотоаппаратом или телефоном перед всеми, оборудование должно быть скрыто до его непосредственной необходимости;
  • Не привлекайте внимания любопытством. Если вы ходите и высматриваете хороший ракурс для кадра, вы можете привлечь к себе внимания окружающих. Если вы все-таки привлекли ненужное внимание, то постарайтесь его сбросить - уйдите куда-нибудь на некоторое время, а потом вернитесь, люди или разойдутся или вас забудут;
  • Техника должна быть готова всегда. Если вы перед фотографированием будете расчехлять вашу технику, выбирать настройки и заниматься прочей затянутой ересью - на вас все обязательно сразу обратят внимание. Техника должна быть готова сделать быстрый кадр моментально в один или максимум два быстрых клика;
  • Фотографируйте быстро. Долговременное ожидание и фокусирование камеры излишни, они привлекают внимание. Нужно быстро подойти, достать камеру и сделать снимок, без лишних движений;
  • Используйте окружение. Чтобы сделать фотографию незаметно, нужно использовать окружение - толпа людей или хорошо расположенные прикрывающие конструкции помогут сделать хороший кадр из слепой зоны;
  • Уходите незамедлительно. Если вы сделали снимок и продолжаете стоять и разглядывать то, что сфотографировали - рискуете попасться в руки неприятеля;
  • Используйте отвлекающие маневры. Если вы не один, вы можете попросить своего помощника отвлечь пресловутого охранника обычными вопросами или можно устроить сцену недовольства привлекая к себе внимания, а тем временем будет сделан выдающийся кадр;
  • Используйте одежду и аксессуары. Сделав, например, несколько нехитрых прорезей в карманах куртки и пришив чехол к внутренней части одежды можно незаметно фотографировать прямо из кармана не привлекая внимания;
  • Учитывайте обстоятельства. Если у вашей фототехники, например, шумный затвор - нужно это учитывать и сопровождать ваши снимки сторонними отвлекающими шумами;
  • Используйте современные технологии. Облачная технология хранения фотографий может помочь вам если вас поймают и попросят удалить ваши кадры - вы просто показываете охраннику, как удаляете кадры, а те уже находятся на облачном сервере и вас просто отпускают, а фотография у вас.

В случаях когда вам нужно сделать незаметный снимок для того, чтобы отразить на нем реальную жизнь без бездарного позирования на камеру так же можно выделить несколько основных принципов:

  • Фотографируйте быстро. Тут подойдут все перечисленные ранее принципы быстрого фотографирования;
  • Фотографируйте скрыто. Так же можно учесть все принципы скрытого фотографирования;
  • Слейтесь с окружением. Приготовьтесь к кадру и ждите, ждите пока ваша цель не успокоится и подумает, что вы заняты чем то другим, ожиданием чего-то, тогда ваша цель не будет ожидать того самого кадра, ради которого вы и сидите;
  • Фотографируйте постоянно. Делайте кадр за кадром, пока вашей цели не надоест позировать и она вернется к нормальной жизни;
  • Фотографируйте много. Делая не совсем нужные фотографии разных целей вокруг себя вы можете отвлечь от себя внимание вашей основной цели, тогда она вернется к нормальной жизни и вы сможете сделать самый лучший кадр;
  • Фотографируйте из далека. Если вы будете достаточно удалены и ваша техника справится с таким расстоянием - проблема решена и кадр у вас.

Спонсор статьи - фотошкола Михаила Панина - предлагает вашему вниманию фотокурсы, индивидуальные уроки и мастер-классы, на которых вы сможете узнать и освоить как основные принципы фотографирования, так и более продвинутые и сложные приемы, которые используют самые талантливые и опытные фотографы.

book-science.ru

Мы нашли 12 простых трюков для фотосъемки, чтобы все ваши снимки получались идеально

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любите фотографировать и позировать, но не уверены, что все делаете верно? Несколько простых правил, которые мы собрали в этой статье, помогут научиться делать кадры почти что как профи, понадобится лишь немного сноровки, терпения и смартфон.

AdMe.ru уверяет: после прочтения этого небольшого гида фотографии гарантированно будут получаться удачными.

1. Обращайте внимание на задний план

Иногда хороший кадр может легко испортить невпопад «выросший» из головы столб. Такие мелочи можно заметить и не сразу, но они здорово портят впечатление от снимка.

Подходящий задний план может оказаться даже там, где его совсем не ожидаешь увидеть. К примеру, это может быть трансформаторная будка с фактурной стеной, или служебный вход, который выглядит совсем непрезентабельно издали, но вблизи смотрится вполне неплохо. Ищите интересные материалы и фактуры для фона даже в самых неожиданных местах, только потом готовьтесь отбиваться от вопросов в духе «Где ты нашел такой классный фон?!»

2. Будьте осторожны с крупными планами

Дело в том, что при близкой съемке изменяется геометрия кадра, как результат, искажается внешность. Лицо становится как у хомяка, а это вряд ли будет вам на руку. Немного отдалите объектив — и вы увидите, что снимок получится гораздо лучше.

3. Экспериментируйте с углом наклона

Давайте сравним на нашем примере. У нас есть симпатичная карусель и не менее симпатичная модель, как их совместить? Можно просто встать рядом с аттракционом и сфотографироваться, а можно сделать селфи и сменить угол наклона — получится озорной и забавный кадр. Так мы увидим и круглую крышу карусели, и качели, и придадим снимку живости. Не бойтесь и экспериментируйте с углом наклона, когда это уместно.

4. Не помещайте объект в центр композиции

Если вы фотографируете одиночный объект, не помещайте его в центр кадра. Вспомните правило третей, согласно которому кадр как бы делится при помощи линий, вдоль которых и рекомендуется размещать объекты.

5. Красота — вокруг

Не селфи и архитектурой едиными — интересные объекты для съемки находятся буквально вокруг нас. Порой случайный кадр может оказаться настоящим шедевром. Не пытайтесь вместить на снимок все и сразу, взгляните на мир с любопытством — и вы увидите, как много вокруг простых вещей, которыми хотелось бы поделиться.

6. Учитесь ловить хороший свет

Хорошее освещение — важная составляющая удачного снимка. Разница на этих двух кадрах — буквально полтора шага, а результат налицо. На втором снимке удалось поймать более мягкий свет, к тому же задний фон весьма удачно «провалился» в темноту и спрятал ненужные детали.

Немного покрутите камеру, попробуйте поймать лицом свет. Не забывайте, что освещение должно падать на вас, а не светить из-за спины, в противном

www.adme.ru

Как фотографировать людей на улице.: ternovskiy — LiveJournal

После постов об уличной моде Японии и Великобритании меня часто спрашивают:
«Как у вас получается спокойно фотографировать других людей на улице? Я вот так не могу, стесняюсь и боюсь!».

Поэтому, я решил поделиться своим опытом и наблюдениями с теми, кому интересен такой вид съемки, фотография и путешествия.

 

Момент первый. Этический.

Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках.
Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.

Моё мнение – нечто среднее.

Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении?
Его итак уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами.
А бояться, на мой взгляд, он может только одного - плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно).
Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей.
Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.

Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо,
не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии.
Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.

Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации.
Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться.
Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют.
В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться»,
стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр,
на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше).

Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе,
где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме.
Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:

- Любите ли вы Битлз?
- Да – ответил президент.
- А какая ваша любимая песня?
- Yesterday – сказал Путин.
- Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.

«После этого, мы были с ним на равных» - сказал нам на мастер-классе Платон.

Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только):
– в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.

Но, как это сделать?

Момент второй. Технический.

Понятное дело, что чем дальше вы находитесь от объекта съемки, тем более незаметно вы сможете сделать фотографию.
Но, объектив, с фокусным расстоянием от 200 мм, позволяющий снимать такие сюжеты на расстоянии от 20 метров и дальше, найдется мало у кого.
Я снимаю людей на улице на объективы от 16 до 200 мм. Этого хватает для съемки людей на расстоянии от полуметра до 10-15.

Японскую и английскую серию уличной моды я в основном снимал на объектив 70-200 мм.
Тем, у кого объектив 400 мм мои советы вряд ли пригодятся (хотя, вполне могут), но, до 200 мм (плюс минус) вполне подойдут.

Выводы тут простые. При съемке людей на улице (в первую очередь именно "персонажи" и "уличная мода") – чем длиннофокуснее объектив (от 200 мм) тем лучше!
Если же у вас другие фокусные расстояния или вообще мыльница без зума – читайте дальше.

Момент третий. Психологический.

Тут мы подошли к самой массовой проблеме.
Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.

Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи.
Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз.

Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая,
как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись.
И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.

Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать.
На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия.

Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность!

Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов.
Просто надо строго их придерживаться!

Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать,
самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!

Момент четвертый. Основные аспекты.

Я выделил для себя несколько основных параметров, которые нужно соблюдать или соответствовать им при съемке людей на улицах.
В принципе, умный человек отличается тем, что мыслит.
Поэтому, чуть подумав, каждый из вас может приложить все эти параметры ко многим вариантам съемки и просто жизненным ситуациям.

Итак, основные моменты, о которых мы поговорим:

- «Наглость» или уверенность
- Скорость
- Маскировка
- Дружелюбность

«Наглость» или уверенность.

Для начала надо понимать, что вы ничего плохого не совершаете.
И, что бы вы не делали, надо делать всё уверенно. Часто я называю это «природной наглостью фотографа».

Поездка в другую страну – замечательная возможность попробовать себя в таких съемках.
Тут другие, не похожие на нас люди, поэтому, у нас заранее возникает некий барьер (языковой в том числе).
Он помогает нам абстрагироваться и относиться к человеку только как к объекту съемки, например, как к памятнику.
Я надеюсь, вы понимаете, о чем я и что мои слова не значат, что нужно залазить человеку на шею.
Просто относитесь к нему проще, не переживая, что это может ему навредить или расстроить.
Если это так, он вам об этом обязательно скажет сам.

Скорость.

А теперь давайте прибавим к уверенности – скорость.

Фотоаппарат, в отличие от нашего глаза, снимает лишь мгновение.
Поэтому, очень важно делать всё максимально быстро. Особенно, когда речь идет об идущих по улице людях.

Мой фотоаппарат всегда включен заранее, и я стараюсь смотреть «чуть вперед», а не себе под ноги.
Чем раньше я замечу интересный для меня объект – тем больше у меня времени на принятие решения
как его снять и вообще хотя бы успеть это сделать.
Тут очень важный момент – надо, чтобы объект съемки не заметил вас первый (об этом поговорим в пункте «маскировка»).

Поэтому, если ситуация такова, что вы хотите остаться максимально незамеченным,
надо сделать всё очень быстро – подготовка к съемке, сама съемка (один\два кадра) и «выход» из съемки.

Маскировка.

Уверенность + скорость + маскировка – это уже больше половины успеха!

Есть два самых распространенных варианта съемки людей на улице:

1. Вы выбираете какую-то позицию на улице и снимаете прохожих.
2. Сами идете по улице и вдруг видите интересный персонаж.

И есть два варианта маскировки – физическая и психологическая.

Первые варианты и съемки и маскировки – самые простые.
Можно встать за другого человека, опереться на столб\стену и т.п., каким-то образом «слиться с пейзажем».
Это можно делать и из далека, и находясь рядом с человеком. Можно ещё снимать не поднимая камеры, то, что называется «от живота».
Я периодически пользуюсь таким методом на объектах с охраной, где запрещают снимать.

В этом варианте у вас уже включен фотоаппарат. А люди проходят мимо.
Если вы достаточно незаметны, то можете спокойно поднимать фотоаппарат и снимать.
Если же «скрыться» особо не удалось, лучше, заметив интересующий вас объект первыми, поднять камеру и навести на место,
где через несколько секунд пройдет этот человек. Обязательно сделайте "преднажим" кнопки спуска и сфокусируйтесь на этом месте.
Когда человек будет проходить - вам останется только дожать спуск. Фокусировка занимает время и вы можете просто не успеть.
Если он вас увидит, то, вряд ли подумает, что вы снимаете конкретно его, потому что ваш фотоаппарат «для него» был наведен на это место заранее.
Опускать камеру лучше тоже через пару секунд.

Иногда, правда, самые шустрые успевают говорить «сорри» и отскакивать в сторону, думая, что мешают вам снимать другой объект.
Ну, ничего страшного, мило улыбнитесь и поблагодарите за понимание. Кстати, вспышкой лучше не пользоваться.

В варианте, когда вы сами идете по улице и видите «смотря вперед» интересный персонаж, вы делаете всё то же самое, только быстрее.
Потому что у вас меньше времени на маскировку, надо включить камеру, выбрать позицию и т.д.

Так как процесс съемки не физическое действие, то, у человека, которого вы фотографируете, остаются не синяки (не дай Бог!), а эмоциональное ощущение.
Остается оно у него только тогда, когда он уверен, что произошло что-то неприятное для него и без его разрешения.

Поэтому, психологическая маскировка – это действия, направленные на то, что бы человек не был уверен, что произошло что-то направленное на него.

Вот один из примеров (заодно повторяя пройденное:-) :

Увидев интересующий вас объект, отметив его нахождение и траекторию движения заранее, сразу отведите свой взгляд и удерживайте его только в своем внимании.
Аккуратно включите фотоаппарат (а лучше, чтобы он был уже включен), займите максимально удобную и незаметную позицию и быстро сфотографируйте.
Дальше необходимо «выйти» из съемки. Хорошо, если вас не заметили. Если так, вы, не спеша (или быстро) убираете камеру и идете дальше.

Если же человек явно видит, что вы снимаете его (так ему сейчас кажется), сделав необходимый кадр, посмотрите на камере, что получилось в тот момент, когда он почти подойдет к вам и,
тут же, покачав недовольно головой, поднимите фотоаппарат и наведите опять точно туда же, где только что снимали его.
Всем своим видом покажите, что как раз его наличие в кадре было помехой хорошему снимку.

Подводя итог – главное в маскировке, как физической, так и психологической – остаться незамеченным и не оставить в душе у человека неприятных ощущений.
Ключ к этому - максимально скрывать свои намерения и направленное внимание на объект съемки до, во время и после самого процесса.

Дружелюбность.

Если прибавить к перечисленным трем пунктам последний, четвертый, то, это будет полный набор принципов для успешных и безопасных съемок людей.

Помните, «злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу»! Будьте дружелюбны к окружающим людям и они ответят вам тем же.

Некоторые итоги и наглядные примеры.

Кончено, бывают такие ситуации, где некуда «прятаться», человек просто стоит и ничего его не отвлекает, а у вас в руке мыльница.
Тогда просто подойдите к нему и спросите, нельзя ли его сфотографировать, подняв фотоаппарат вверх и улыбнувшись.

Я так тоже часто делаю. Редко, кто отказывается:

Токио.

Если вы снимаете уличную моду, более незаметно это можно сделать не «в лоб», а чуть сбоку. Никто ничего и не заметит:

Лондон.

Некоторые люди так одеты, что вы можете даже не переживать, потому что их уже сфотографировало 200 человек до вас.
Просто не тыкайте человеку камерой в лицо. Сделайте снимок и улыбнитесь ему, показав жестом, что он классно выглядит.

Лондон.

А некоторым так хорошо, что просто не до вас :-)

Москва. Сокольники.

Пример того, как можно сделать вид, что снимаете что-то ещё. Не все разбираются в объективах.
Иногда можно сделать вид, что снимаете крышу. Но, добавив в сюжет, интересующий вас объект.

Токио.

Самые милые кадры, понятное дело, получаются с детьми. Здесь нужно быть очень аккуратным и следить за реакцией их родителей.
Ведь, чаще всего, сами дети готовы позировать часами :-)

Я часто сначала всем своим видом показываю, что просто в восторге от этого милого создания.
После этого, редкий родитель запрещает мне фотографировать :-)

Хотя, вот этот японский школьник всем своим видом показывал полное безразличие к происходящему.
Удачно вписавшийся плакат только усилил это впечатление:

Это как раз случай, описанный выше:

Дети, они такие... дети!

Так же можно спокойно фотографировать людей, которые просто точно являются частью пейзажа:

Ну, или точно не успеют вас догнать:

Самые безопасные кадры получаются тогда, когда вы соблюдаете вышеперечисленные советы,
а сами объекты чем-то заняты и их внимание отвлечено другими делами:

Иногда можно просто присоединиться к чьей-то съемке. Именно так я и сделал в Киото:

Бывает, что люди сами, заметив, что вы пытаетесь их сфотографировать, стараются помочь.
Как вот, например, эта коллега, специально задержавшаяся в моем видоискателе:

Это к вопросу о скорости и «природной наглости». Бывает, что сам кадр делаешь ещё до того, как тебе показывают, что снимать нельзя.
Продолжать обычно не стоит. Или с большой аккуратностью.

Если вы уже хорошо напрактиковались в перечисленных выше принципах съемки, можете попробовать посмотреть не только на человека, но и на то, что находится вокруг него.
Увидеть интересное сочетание, необычный момент, связь человека с каким-то объектом.

В этом случае женщина заметила меня после съемки и тут же ушла. Но, пользуясь перечисленными принципами, мне удалось снять то, что хотелось:

Кроме этого, многие кадры человека со спины тоже бывают очень интересными. Надо просто увидеть это!

Токио

Турция

Турция

Швейцария

Швейцария

Вот в принципе и все мои советы тем, кто любит и хочет фотографировать на улице, но, не хочет попадать в конфликтные ситуации.

Помнить стоит не только о моих советах, но и о законах той страны, в которой вы находитесь.

Если у вас есть что добавить, поделитесь своим опытом ;)

Желающие показать эту статью своим друзьям и т.д., не используя её в коммерческих интересах
могут делать это без моего разрешения, не забыв указывать авторство и ссылку на запись\блог.

Кстати, наступает период отпусков, и, пользуясь случаем, приглашаю вас к участию в проекте "ЧТО ИНОСТРАНЦЫ ЗНАЮТ О РОССИИ".
Как раз можно пофотографировать людей :-)

Хороших вам снимков и безопасных съемок!

ternovskiy.livejournal.com

Как фотографировать людей на улице

Меня часто спрашивают: «Как у вас получается спокойно фотографировать других людей на улице? Я вот так не могу, стесняюсь и боюсь!». Поэтому, я решил поделиться своим опытом и наблюдениями с теми, кому интересен такой вид съемки, фотография и путешествия.

 

Момент первый. Этический.

Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках.
Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.

Моё мнение – нечто среднее.

Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении?  Его итак уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами. А бояться, на мой взгляд, он может только одного - плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно). Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей. Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.

Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо,  не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии. Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.

Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации.  Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться. Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют. В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться», стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр, на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше). 

Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе,  где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме. 


Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:
- Любите ли вы Битлз?
- Да – ответил президент.
- А какая ваша любимая песня?
- Yesterday – сказал Путин.
- Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.
«После этого, мы были с ним на равных» - сказал нам на мастер-классе Платон.

Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только): в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.

 

Но, как это сделать?

 



Момент второй. Технический.

Понятное дело, что чем дальше вы находитесь от объекта съемки, тем более незаметно вы сможете сделать фотографию. Но, объектив, с фокусным расстоянием от 200 мм, позволяющий снимать такие сюжеты на расстоянии от 20 метров и дальше, найдется мало у кого. Я снимаю людей на улице на объективы от 16 до 200 мм. Этого хватает для съемки людей на расстоянии от полуметра до 10-15. 

Тем, у кого объектив 400 мм мои советы вряд ли пригодятся (хотя, вполне могут), но, до 200 мм (плюс минус) вполне подойдут.

Выводы тут простые. При съемке людей на улице (в первую очередь именно "персонажи" и "уличная мода") – чем длиннофокуснее объектив (от 200 мм) тем лучше!  Если же у вас другие фокусные расстояния или вообще мыльница без зума – читайте дальше.

 


Момент третий. Психологический.

Тут мы подошли к самой массовой проблеме.
Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.

Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи.
Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз. Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая, как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись. И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.

Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать.  На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия. Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность! Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов. Просто надо строго их придерживаться!

Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать,  самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!

 



Момент четвертый. Основные аспекты.

Я выделил для себя несколько основных параметров, которые нужно соблюдать или соответствовать им при съемке людей на улицах. В принципе, умный человек отличается тем, что мыслит. Поэтому, чуть подумав, каждый из вас может приложить все эти параметры ко многим вариантам съемки и просто жизненным ситуациям.

Итак, основные моменты, о которых мы поговорим:
- «Наглость» или уверенность
- Скорость
- Маскировка
- Дружелюбность

«Наглость» или уверенность.

Для начала надо понимать, что вы ничего плохого не совершаете.  И, что бы вы не делали, надо делать всё уверенно. Часто я называю это «природной наглостью фотографа». 

Поездка в другую страну – замечательная возможность попробовать себя в таких съемках.  Тут другие, не похожие на нас люди, поэтому, у нас заранее возникает некий барьер (языковой в том числе). Он помогает нам абстрагироваться и относиться к человеку только как к объекту съемки, например, как к памятнику. Я надеюсь, вы понимаете, о чем я и что мои слова не значат, что нужно залазить человеку на шею. Просто относитесь к нему проще, не переживая, что это может ему навредить или расстроить. Если это так, он вам об этом обязательно скажет сам. 

 


Скорость.

А теперь давайте прибавим к уверенности – скорость.

Фотоаппарат, в отличие от нашего глаза, снимает лишь мгновение.  Поэтому, очень важно делать всё максимально быстро. Особенно, когда речь идет об идущих по улице людях. Мой фотоаппарат всегда включен заранее, и я стараюсь смотреть «чуть вперед», а не себе под ноги. Чем раньше я замечу интересный для меня объект – тем больше у меня времени на принятие решения как его снять и вообще хотя бы успеть это сделать. Тут очень важный момент – надо, чтобы объект съемки не заметил вас первый (об этом поговорим в пункте «маскировка»).

Поэтому, если ситуация такова, что вы хотите остаться максимально незамеченным,  надо сделать всё очень быстро – подготовка к съемке, сама съемка (один\два кадра) и «выход» из съемки.

 


Маскировка.

Уверенность + скорость + маскировка – это уже больше половины успеха!

Есть два самых распространенных варианта съемки людей на улице:

1. Вы выбираете какую-то позицию на улице и снимаете прохожих.
2. Сами идете по улице и вдруг видите интересный персонаж.

И есть два варианта маскировки – физическая и психологическая.

Первые варианты и съемки и маскировки – самые простые.  Можно встать за другого человека, опереться на столб\стену и т.п., каким-то образом «слиться с пейзажем». Это можно делать и из далека, и находясь рядом с человеком. Можно ещё снимать не поднимая камеры, то, что называется «от живота». Я периодически пользуюсь таким методом на объектах с охраной, где запрещают снимать.

В этом варианте у вас уже включен фотоаппарат. А люди проходят мимо.  Если вы достаточно незаметны, то можете спокойно поднимать фотоаппарат и снимать. Если же «скрыться» особо не удалось, лучше, заметив интересующий вас объект первыми, поднять камеру и навести на место, где через несколько секунд пройдет этот человек. Обязательно сделайте "преднажим" кнопки спуска и сфокусируйтесь на этом месте. Когда человек будет проходить - вам останется только дожать спуск. Фокусировка занимает время и вы можете просто не успеть. Если он вас увидит, то, вряд ли подумает, что вы снимаете конкретно его, потому что ваш фотоаппарат «для него» был наведен на это место заранее. Опускать камеру лучше тоже через пару секунд.

Иногда, правда, самые шустрые успевают говорить «сорри» и отскакивать в сторону, думая, что мешают вам снимать другой объект.  Ну, ничего страшного, мило улыбнитесь и поблагодарите за понимание. Кстати, вспышкой лучше не пользоваться.

В варианте, когда вы сами идете по улице и видите «смотря вперед» интересный персонаж, вы делаете всё то же самое, только быстрее.  Потому что у вас меньше времени на маскировку, надо включить камеру, выбрать позицию и т.д. 

Так как процесс съемки не физическое действие, то, у человека, которого вы фотографируете, остаются не синяки (не дай Бог!), а эмоциональное ощущение.  Остается оно у него только тогда, когда он уверен, что произошло что-то неприятное для него и без его разрешения.

Поэтому, психологическая маскировка – это действия, направленные на то, что бы человек не был уверен, что произошло что-то направленное на него.

Вот один из примеров (заодно повторяя пройденное):
Увидев интересующий вас объект, отметив его нахождение и траекторию движения заранее, сразу отведите свой взгляд и удерживайте его только в своем внимании. Аккуратно включите фотоаппарат (а лучше, чтобы он был уже включен), займите максимально удобную и незаметную позицию и быстро сфотографируйте. Дальше необходимо «выйти» из съемки. Хорошо, если вас не заметили. Если так, вы, не спеша (или быстро) убираете камеру и идете дальше. Если же человек явно видит, что вы снимаете его (так ему сейчас кажется), сделав необходимый кадр, посмотрите на камере, что получилось в тот момент, когда он почти подойдет к вам и, тут же, покачав недовольно головой, поднимите фотоаппарат и наведите опять точно туда же, где только что снимали его. Всем своим видом покажите, что как раз его наличие в кадре было помехой хорошему снимку. 

Подводя итог – главное в маскировке, как физической, так и психологической – остаться незамеченным и не оставить в душе у человека неприятных ощущений. Ключ к этому - максимально скрывать свои намерения и направленное внимание на объект съемки до, во время и после самого процесса.
 


Дружелюбность.

Если прибавить к перечисленным трем пунктам последний, четвертый, то, это будет полный набор принципов для успешных и безопасных съемок людей. Помните, «злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу»! Будьте дружелюбны к окружающим людям и они ответят вам тем же.

 


Некоторые итоги

Кончено, бывают такие ситуации, где некуда «прятаться», человек просто стоит и ничего его не отвлекает, а у вас в руке мыльница.  Тогда просто подойдите к нему и спросите, нельзя ли его сфотографировать, подняв фотоаппарат вверх и улыбнувшись. Я так тоже часто делаю. Редко, кто отказывается.


Самые милые кадры, понятное дело, получаются с детьми. Здесь нужно быть очень аккуратным и следить за реакцией их родителей.  Ведь, чаще всего, сами дети готовы позировать часами :-) Я часто сначала всем своим видом показываю, что просто в восторге от этого милого создания. После этого, редкий родитель запрещает мне фотографировать :-)

 



Если вы уже хорошо напрактиковались в перечисленных выше принципах съемки, можете попробовать посмотреть не только на человека, но и на то, что находится вокруг него. Увидеть интересное сочетание, необычный момент, связь человека с каким-то объектом. 

Вот в принципе и все мои советы тем, кто любит и хочет фотографировать на улице, но, не хочет попадать в конфликтные ситуации.

Помнить стоит не только о моих советах, но и о законах той страны, в которой вы находитесь.

Если у вас есть что добавить, поделитесь своим опытом ;)

Хороших вам снимков и безопасных съемок!

 

dphotoworld.net


Смотрите также