Как называется икона где много святых


Икона Всем Святым – в чем помогает

Если внимательно вглядеться в изображение на иконе Всех Святых, мы увидим не хаотичное расположение ликов Святых, стройная композиция, где Святые располагаются по особому рангу. Это не значит, что одни более Святые, а другие менее. Но Святые получили Божию благодать по мере своих подвигов. Святые – это жившие на земле люди, угодившие Богу твердостью веры и делами, прославлявшими Господа.

Композиция иконы Всех Святых

Выше всех изображается Бог-Отец, Бог-Сын, а над ними в образе голубя – Святой Дух. Чуть ниже расположены лики Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Все остальное пространство занято разного рода святыми:

  • Пророки. Ветхозаветные пророки предсказывали Духом Святым будущее, в основном об Иисусе Христе. Многие из них погибли от развращенных евреев.
  • Ниже располагаются апостолы первоверховные Петр и Павел, за ними остальные апостолы, а также равноапостольные святые, просветители и учители Христова учения.
  • Обязательно изображаются великие святители – учители христиан. Они разъясняли христианам, непонятные для них места Евангелия, писали богословские труды. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст наречены вселенскими учителями, ими составлены основные церковные службы.
  • На иконе изображаются и мученики, конечно не во всем объеме, так как их великое множество, но они олицетворяют всех, за веру во Христа пострадавших. Тех, кто особо жестоко пострадал, мы называем великомучениками.
  • Священнослужители, пострадавшие за веру во Христа, называются священномученики.
  • Преподобные так же представлены схематично. Преподобные - люди монашеского чина, всей своей жизни были в твердости веры, подобны Христу. Они удалились от общественной жизни, не вступали в брак. Преподобные, принявшие мучения за Христа называются преподобномучениками.
  • Представлены на иконе Всех Святых и блаженные (Христа ради юродивые), которые ради Христа представляются миру странными и чаще всего, терпя насмешки и унижения, могли открыто обличить самых высокопоставленных лиц, так как на самом деле исполнены истинной мудрости.

Что означает икона Всех Святых

Когда нас крестят, нам дают имя того ли или иного святого, поэтому, если в храме вы не нашли отдельную икону своего небесного покровителя, вы можете молиться иконе Всех Святых. Так же можете просто просить всех святых молиться за вас перед Господом, если вы оказались в трудном положении. Почувствуйте, какая великая незримая сила заступников окружает вас во время искренней молитвы. Люди, еще при жизни, заслужившие благодать Божию, теперь имеют возможность, помогать еще живущим.

Все мы знаем, что на каждый день календаря приходится день почитания одного или нескольких святых. Поэтому чтобы почтить их, даже если не знаем в чем состояла его заслуга, поставьте свечу у иконы Всех Святых.

Бывает и так, что вы не можете найти икону с ликом святого, в честь которого вам дали имя (есть такие редкие имена), вы можете купить икону Всех Святых и обращаться к ней как именной иконе. Ваш покровитель услышит, не сомневайтесь.

Есть еще одна икона, подобна этой. Это икона – Всех святых в земле Российской просиявших. На ней изображены все русские святые. На ней вы увидите и благородных князей и княгинь, распространявших Православие на Руси, и новомученников Российских, и царственных страстотерпцев.

День почитания иконы Всех Святых – первое воскресение после праздника Пятидесятницы (Троицы).

День почитания иконы Всех Святых в земле Российской просиявших – второе воскресение после Троицы.

pravzhizn.ru

Икона Всех Святых – универсальный образ для моленья

Помимо образов, на которых изображены те или иные конкретные духовные лица (Иисус, Матерь Божья, апостолы-евангелисты, мученики и пророки), есть иконы собирательные. На них символически нарисовано всё Воинство Божие, и, молясь перед ними, мы можем обратиться за помощью к своему святому покровителю, как если бы это была икона именная.

Суть названия

Почему называется образ «Икона Всех Святых»? При крещении каждый христианин получает себе личного небесного защитника, покровителя, который оберегает его на жизненном пути и к которому воцерквлённый может обратиться в молитвах с любой нуждой, просьбой. В честь этого покровителя даётся ему и новое имя. Однако икона Всех Святых – образ универсальный, в этом и заключается суть его названия. Кем бы ни был ваш небесный хранитель – архангел Михаил, Николай Чудотворец или матушка Матрона – ваша молитва перед этим образом будет услышана каждым из них. Попросите поддержки на всех жизненных перепутьях – и вы почувствуете её обязательно! Какие чаще всего молитвы слышала икона Всех Святых? Наверное: «Отцы небесные, заступники милостивые, молите Бога за нас!»

Описание образа

Существует множество различных списков изображения иконы. Самые старые относятся ещё к 5-7 векам, а сделаны они были на Афоне. Вот, например, как выглядит икона Всех Святых на одном из русских образцов 18-го века: вверху – Пресвятая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Отец изображён в центре, Сын – справа, а Дух (в образе Голубя) сверху над Обоими. Второй ряд фигур, т. е. несколько ниже, составляют Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, и Креститель Иоанн. Кроме них, икона Всех Святых, описание которой мы делаем, включает в себя Иоанна Предтечу и лики других агнцев Божьих.

Праздник в честь образа

Памяти Всех Святых - так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. Молебны в её честь проходят всю неделю вплоть до 8-го послепасхального воскресенья. Таким образом, праздник этот переходящий, не имеющий закреплённого за собой определённого календарного числа.

Наши незримые заступники

Кто же они, наши незримые спасители? Рассмотрим внимательнее фото иконы Всех Святых и поразмышляем о личностях, которые строго и одновременно кротко и сострадательно взирают на нас. Святые – это люди, ещё при жизни угодившие Господу своими поступками, твёрдостью в вере и делами, прославлявшими Всевышнего, совершавшимися во славу Его. После своей смерти физической они были взяты Богом на небо, чтобы молиться перед Ним о нашем заступничестве.

Иерархия небесная

К ликам святых относятся, в первую очередь, пророки. От самого Бога они получили чудный дар – прозревать будущее, видеть события, которые должны произойти сотни и тысячи лет спустя. Самое главное из них – возвращение Спасителя на землю. Среди пророков более всего почитается Илья (молитва иконе Всех Святых и ему именно действенна в июле-августе, 20-го и 2-го числа, в зависимости от стиля). Кроме того, православные христиане уважительно относятся к Иоанну Предтече, дни почитания которого – 24 июня (7 июля) и 29 августа (11 сентября).

Апостолы – посланники Божии

Апостолы – это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.

Клан мучеников

Многие святые, изображённые на иконе, столь великую честь заслужили не только тем, что несли Свет Правды в массы, но и жестоко страдали за это. К ним относятся христиане-мученики. Те, кто претерпел страшные издевательства, надругательства и пытки, названы великомучениками. Это и знаменитый целитель Пантелеймон, чей образ в народном сознание сросся с архангелом Рафаилом, врачевателем Божьим; и св. Георгий, носящий громкое имя Победоносец; а также страдалицы-христианки – Екатерина и Варвара. В канонических текстах говорится о первомучениках – христианах, т. е. тех, кто первыми из огромного количества пострадавших приняли на себя удар гонений и преследований – Стефан и Фекла. Особое место среди святых на иконе занимают исповедники – христиане, которые собственной праведной жизнью доказывали справедливость заветов Бога.

Люди «Христа ради»

К ним относятся святые сподвижники, угодившие Господу своими делами:

  • Это столь уважаемый и православными, и католиками Николай: наделённый большими способностями, он, во славу Бога, творил множество чудес, за что и получил звание Чудотворца. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие, названные учителями Церкви Христианской.
  • Ставшие Богу подобными, т. е. преподобные – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, любимые всем людом православным. И по сию пору вера в них крепка и неколебима.
  • Праведники – люди семейные, жившие по законам христианства и старавшиеся всеми силами соблюдать заветы Бога. Это, в первую очередь, ветхозаветные пророки, родители Марии, муж её, Иосиф, Петр и Феврония Муромские и многие другие.
  • Юродивые и бессребреники, помогающие другим морально и материально без оплаты, не ожидая никакого вознаграждения, Христа ради: Василий Блаженный и матушка Матрона, Ксения Петербуржская и другие.

Вот такая она удивительная – икона Всех Святых!

fb.ru

значение, для чего используются, как выбрать

Традиция использовать именные иконы зарождается примерно в 4-5 веках. Именно тогда христианство становится не только официальной религией, но и пребывает в своеобразном расцвете, который в свою очередь модифицируется в различные формы почитания людьми.

Суть именной иконы

На иконе по имени изображается образ тезоименного святого покровителя. Издревле на Руси каждый человек имел собственного покровителя и бережно хранил его лик. Тезоименный означает, имеющий то же самое имя. Согласно русской традиции каждому ребенку при крещении давали имя того или иного святого. Эта традиция не утратила актуальности и в наши дни.

Святой покровитель становится вечным спутником от рождения и до конца земной жизни и далее ведет к воскресению после смерти.

Хотя, конечно, строго говоря, этим занимается не конкретно святой, а Господь, но святой тут воспринимается как своеобразный посредник.

Поэтому можно сказать, что именная икона – это личный посредник для связи с миром высшим, возможность всегда обратиться к Всевышнему. Ведь, как известно, святые люди собственным старанием сумели достичь лучшей связи с Господом и более чистой веры. Поэтому и молитвы святых в относительном смысле являются более ценными и ходатайство святого о вас перед Всевышним тоже имеет высокую ценность и может помочь во многих делах.

Имя, данное при крещении, становится определяющим на всю жизнь, влияет на формирование личности, объединяет вместе духовное и природное начало. Нередко сразу пишется и именная икона по имени, которая становится частью духовной практики. Но как узнать, какого покровителя выбрать. Это ответственный выбор, от которого зависит вся жизнь.

Когда свершается процесс крещения, священник нарекает человека новым именем, в честь которого он крещен.

Выбор иконы по имени человека

Имя святого можно найти в церковном календаре. Чтобы его найти, нужно обратить внимание на имена тезоименных святых, дни празднования которых находятся самыми близкими к дате рождения. После того, как имя было выбрано и крещение свершилось, следует приобрести икону по дню рождения и имени тезоименного святого-покровителя, которую нужно всегда иметь при себе, хранить в доме.

Не составит труда выбрать икону Богородицы по месяцам рождения, а также понять какая икона покровительница подходит по имени на основе дней почитания святых в различные периоды года.

Предлагаем универсальный календарь, который позволит сделать весьма точный выбор, хотя, конечно, если хочется разобраться детально в этом деле, то вполне актуально обратиться за консультацией к духовнику.     

Итак, перед вами периоды, в которые укладываются дни рождения и соответствующие иконы.

  • 12-20.01 К этому периоду относится почитание Блаженного Сильвестра и Серафима Саровского, оптимальной иконой будет икона Богоматери «Державная»;
  • 01-20.02 Святыми для этих людей являются Афанасий и Кирилл. Также используется «Неопалимая купина»;
  • 02-20.03 Период рождения соответствует Преподобному Милентиею Антиохскому, Святому Алексею, а оптимальной иконой Божией матери по дню рождения в этот период является Иверская;
  • 03-20.04 К этому времени относятся Святой Софроний и Иннокентий Иркутский, а также Казанская икона Богоматери;
  • 04-20.05 Почитаются святые Степан и Тамара, Иоанн Богослов и икона под названием «Споручница грешных»;
  • 05-21.06 Следует выбирать именные иконы для человека из образов святых Константина и Алексея Московского, а также Владимирской Богоматери и образов «Неопалимая купина» и «Взыскание погибших»;
  • 06-22.07 Святой Кирилл и «Всех скорбящих радость».
  • 07-23.08 Илья пророк, Николай Чудотворец, а также следует предпочитать икону «Покров Пресвятой Матери Божьей», которая особенно ценится в России;
  • 08-23.09 Рожденным в этом периоде следует делать своими образами изображения святых Павла, Иоанна, святой Александры, изображения Богоматери «Страстная» и «Неопалимая купина»;
  • 09-23.10 Следует выбрать Сергия Радонежского и Почаевскую Богородицу;
  • 10-22.11 Святой Павел, «Скоропослушница» и «Иерусалимская» икона;
  • 11-21.12 Святая Варвара и Николай Угодник, «Знамение» и «Тихвинская» иконы Богоматери для оберегания.

Теперь каждому читателю не составит труда понять какая икона подходит не только по имени, но и по дню рождения.

Рекомендуем прочитать: Список икон-заступниц

В чем помогает именная икона

Православные люди всегда искали помощи у святых, они обращались к ним с разными нуждами.

В трудной ситуации, когда человек должен сделать сложный выбор или пройти нелегкие жизненные испытания, молитва, обращенная к святому, укрепит силы и веру

Через молитву человек получает помощь Господа Бога, прощение грехов, помощь в делах.

Собственная икона покровительница по имени, словно ангел-хранитель, оберегает человека всю жизнь.

Небесный защитник спасает от бед и неудач, помогает определить, какие поступки вредны для духовного роста, облегчает боль

Именная икона является самой мощной защитой в жизни, значимой духовной ценностью.

Загрузка...

omolitvah.ru

Чудотворная икона — Википедия

Чудотворная икона — в Православной и Католической церквях иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону[1]. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом[2]. В основном это иконы Богородицы.

Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный) — плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём, после того как он отёр им своё лицо[3]. Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы. В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который, написав икону Богородицы, принёс её Деве Марии, и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут»[4].

В христианском понимании в чуде «побеждается естества чин; установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и „недостойными действует“, как творит чудеса и силами природы»[5]. По этой причине чудотворение иконы понимается как её внешнее и временное проявление и иконы пишутся не на основе чудотворных образцов, а «по образу, и по подобию, и по существу, смотря на образы древних живописцев и знаменовати с добрых образцов»[6].

Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри[7]. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешённое и недозволенное:

поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось[8].

Ахтырская икона (была обретена на огороде в 1739 году и, несмотря на это, в 1751 году была признана Синодом чудотворной)

Несмотря на это, в синодальный период были объявлены чудотворными ряд икон (например, Ахтырская икона Божией Матери (середина XVIII века), Косинская (Моденская) икона (середина XIX века)). Отмечают, что для такого признания была важна степень церковности почитания иконы. Если она происходила из крестьянского дома или была найдена в лесу, в поле или у реки, то её почитание пресекалось; напротив, у икон из храма было больше шансов получить статус святыни[8]. Относительно икон, самостоятельно, без санкции духовных властей, объявленных чудотворными, богослов, протоиерей Евгений Попов писал: «Тот, кто выдаёт простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя тяжкую вину. <…> следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению тех, в доме которых была бы или ещё остаётся икона, расславляемая чудотворною!»[9].

До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон, про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности, о мироточении). В соответствии с этим порядком икона

…опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной[10].

В современной Русской православной церкви такой практики нет (хотя в отдельных случаях в епархиях проводятся комиссионные освидетельствования икон), и в большинстве случаев все местные святыни считаются достойными поклонения.

Одной из распространённых форм чудес, связанных с иконами, является их мироточение — появление маслянистой влаги (так называемое миро[11]) на поверхности иконы. Оно представляет собой светлое, маслянистого вида вещество, испускающее благоухание (в отдельных случаях сообщается о появлении жидкости тёмного или красного цвета — т. н. кровоточение иконы). Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют елеоточением или росоточением)[12].

ru.wikipedia.org

мерные, именные, венчальные и другие

Часто при заказе иконы, людям сложно определиться с тем, какую же икону нужно.

Существует несколько основных видов икон (по образу и содержанию). Отличаются они тем, какой именно образ (образы) несет в себе икона. Каждый из этих видов связан с определенными случаями и событиями в жизни.

Итак, среди икон выделяют:

  • Мерные иконы;
  • Именные иконы;
  • Иконы Божией Матери;
  • Венчальные пары;
  • Иконы Спасителя;
  • Иконы Архангелов и Ангела Хранителя;
  • Символ Веры;
  • Семейные иконы;
  • Иконы с несколькими святыми;
  • Праздничные иконы;
  • Триптих.

Мерная икона.

Икона, на которой отображается образ святого, в честь которого человек получал имя при таинстве крещения. Икона при этом делается в рост крещённого младенца. Такая икона, являясь подарком на крещение, будет идти по жизни вместе с человеком, покровительствуя ему, защищая и оберегая. Даже если человек уже взрослый, все равно не поздно ему дарить мерную икону. Мерная икона – лучший подарок на крещение ребенку от крестных родителей или родственников.

Именная икона.

Икона любого размера, с образом святого-покровителя. При этом, сам образ может быть изображен в других масштабах фигур, чем ростовое: оглавные, оплечные, оргудные, поясные и т.д.

Верующие приобретают не только именные иконы своих покровителей. Так, почти каждый из святых помогает (защищает) в решении каких-либо вопросов, выздоровлении от недугов. К ним, люди возносят молитвы связанные с определенными потребностями. То, в чем конкретно святой помогает определяется чаще всего его житьем и случаями чудес. Так, например, знаменитые святые Петр и Феврония, являлись примером православного супружества, поэтому верующие возносят им свои молитвы о поиске своей половинки. Перед Пантелеймоном целителем молятся о помощи в побеждении болезни и исцелении.

Икона Божией Матери (Пресвятой Богородицы).

Эти иконы всегда особо почитались на Руси. Наиболее известные из них: Казанская и Владимирская иконы Божией Матери. Существует огромное количество икон Божией Матери. Чаще всего появление определенного образа Богородицы связано с каким-то чудом: либо она сама явилась, либо ее нашли чудесным образом, либо она сама создалась (например: Продромитисса, Ясская). В традиции, каждая из образов Божией Матери что-то символизирует, и к каждой из них люди возносят определенные просьбы и молитвы.

Иконы Спасителя.

Образ Спасителя занимает одно из центральных мест в православии. Первой иконной был образ нерукотворный (Спас) самого Христа. Потом уже появились другие образы Христа (Пантократор, Спас в силах и т.д.).

Венчальная пара.

Иконная пара, состоящая из иконы Божией Матери (Пресвятой Богородицы) и Спасителя (Господа Вседержителя). Венчальную пару дарят молодоженам, в дальнейшем этими иконами благословляют новобрачных при таинстве Венчания (брака). Венчальная пара помогает молодоженам в благополучии семейной жизни, сохранении супружеского союза, создании прочных взаимоотношений, понимании друг друга, преодолении семейных невзгод и неурядиц, здоровья и благополучия семьи и его потомства.

Наиболее распространенные венчальные паря – это с Казанской и Владимирской Божией Матерью, однако, в качестве образа Богородицы в паре могут выступать и другие: Иверская, Тихвинская, Ярославская.

Иконы Архангелов и Ангелов Хранителей.

В православии существует 8 основных Архангелов во главе с Архистратигом – Архангелом Михаилом.

Ангел Хранитель. Согласно преданиям, каждому православному, при крещении даруется вестник, который непосредственно, на постоянной основе, «взаимодействует» с «подопечным», защищая его, донося его просьбы вышестоящим небесным существам.

Символ веры.

В иконописи, к символу веры, относится образ Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Икона Троицы – это чистое наследие традиций русской иконописи, поскольку, изначально, образ создан Андреем Рублевым.

Семейные иконы.

Иконы, объединяющие образы святых покровителей разных членов семьи, а так же их предков – прародителей, в том числе и уже умерших. Исходя из этого, на семейной иконе, могут быть изображены два и более святых (иногда доходит до 5-8 вместе с предстоящими). Семейная икона имеет общий сюжет и может содержать не только святых-покровителей, но и например Ангела-Хранителя, образ Богородицы или Спасителя, или образы прочих сил бесплотных (ангелы и т.д.).

Семейную икону следует отличать от тех, где изображаются несколько святых, объединенных общей идеей (чаще всего из жития). Так например: Петр и Феврония, Иоаким и Анна, Апостолы Петр и Павел, иконы соборов святых (Собор святых целителей, собор местно-почитаемых святых, соборы новомучеников и т.д.).

Семейная икона сплачивает семью, объединяет ее в едином стремлении к высшему, соединяет молитвы членов семьи в единую.

Иконы с несколькими святыми.

Например: «Софья, Вера, Надежда, Любовь», «Святые Петр и Феврония», Иоаким и Анна, Апостол Петр и Павел и другие. Чаще всего несколько святых на одной иконе появляются исходя из того, что их житье было связано между собой, либо связано какой-то идеей. Пример связи на основе одной идеи – это иконы соборов, например Икона собора святых целителей, Собор Архангела Михаила, соборы местно-чтимых святых, в т.ч. мучеников, новомучеников).

На семейных иконах, так же изображаются несколько святых, но общее между ними только то, что они являются покровителями членов одной семьи.

Праздничные иконы.

Иконы, написанные по сюжету и иллюстрирующая события священной истории, описываемой в тексте священного писания, например: Рождество Христово, Богоявления, Обрезание Господне, Воскресение Лазаря и т.д. Такие события, чаще всего, в христианстве сопровождается соответствующими праздниками в течение всего годового литургического круга. Основных праздничных икон по сюжетам насчитывается двенадцать.

Сюжеты таких икон, достаточно сложные, с особой символикой и содержанием, которое помимо самих образов, отражает действа.

Триптих.

Три иконы, связанные собой содержанием, оформлением и размерами. Классическим триптихом, например, является три иконы: Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца.

www.glavikona.ru

Лики святости

В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.)Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.

Начертанные. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений. 

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) – святые Божии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц.) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц.) — великомученицы
  • вмч. (влкмч.) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч.) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов.) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц.) — мученицы
  • новмч. (новомуч.) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп.  — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

* * *

Почему Церковь почитает Александра Невского как святого благоверного князя, несмотря на то, что перед земной кончиной он принял монашество с именем Алексий?

Потому, что он проявил себя как христианский правитель, а монахом был лишь краткий период жизни.

Бывают и иные случаи, например, епископ Синопийский Фока (117 г.) прославлен как священномученик, а не как святитель.

* * *

Номинация святых в русской православной традиции – И.В. Бугаева

azbyka.ru

Икона Святое семейство — значение и в чем помогает

Икона Святое семейство известна и почитаема христианами многих конфессий.

В России она уже несколько веков вдохновляет верующих на несение брачных уз, хранит семьи от проблем и неурядиц, напоминает супругам о верности.

История православной иконы

На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.

В России этот образ известен как «Трех радостей». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.

Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.

Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.

Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.

Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.

Неканоническая икона «Святое семейство»

Еще одна разновидность образа попадает на Русь через людей, совершающих паломнические поездки в Иерусалим. Там очень любима христианами икона Святое семейство, изображающая на первом плане Иосифа Обручника, обнимающего Деву Марию и Младенца у Нее на коленях. Икона встречается на Святой Земле чуть ли не в каждом доме или храме, так она популярна среди верующих людей.

Образ хоть и греческого письма, но все же больше напоминает католическую портретную живопись. Поэтому в РПЦ эта икона считается неканонической:

  1. Слишком по-земному изображены Святые Лики. Выглядит мило и сентиментально (напоминает домашнее семейное фото), в то время как настоящая православная икона должна нести в себе глубокий духовный смысл.
  2. Нарушена достоверность информации. Св. Иосиф был в преклонных годах, но на иконе часто изображается молодой мужчина в расцвете сил.
  3. Не отвечает учению церкви, по которому Мария дала обет девства, и Иосиф был хранителем Ее непорочности. На иконе же изображена счастливая супружеская пара, семейная идиллия. Богородица склонила нежно голову в сторону Иосифа. Его взгляд также направлен не на Богомладенца, а на Деву Марию.

Несмотря на неканоническое происхождение иконы, она приобретает большую популярность среди верующих. Образ стал все чаще появляться в храмах России, попадая к нам со Святой Земли.

Значение и в чем помогает икона Святое семейство

Неканонический образ многие сейчас приобретают для домашнего иконостаса. На иконе изображен Обручник Иосиф, обнимающий Богоматерь с Младенцем на руках.

Образ излучает на верующих теплоту, гармонию и счастье семейных отношений. Поэтому, наверное, так он любим многими. Когда смотришь на Святое Семейство, то понимаешь, что сам Господь благословляет семейные узы, взаимопонимание между супругами.

Святой образ Святое семейство принято дарить молодоженам, как бы благословляя начинающуюся семейную жизнь на добрый путь. Перед иконой супруги могут возносить молитвы о помощи в бытовых нуждах, воспитании детей, о даровании любви и устроении взаимоотношений между ними. Этот лик может стать замечательным подарком супругам на годовщину свадьбы, рождение ребенка.

Молитва перед иконой

Чтобы вознести прошение Богу перед святым образом, необходимо уединиться, зажечь свечу или лампаду, немного постоять в тишине. Это поможет настроиться на молитвенный лад. Женщины должны быть одеты в длинные свободные одежды, голова – покрыта платком.

Молиться перед иконой можно о том, чтобы:

  • найти себе верного и достойного спутника жизни;
  • укрепить отношения в семье;
  • отвадить врагов семейного благополучия;
  • наладить финансовое положение;
  • развеять клевету вокруг своего имени;
  • вернуть в семью любовь и добрые отношения.

Не следует забывать, что перед иконой можно возносить только те молитвы, которые просят благ законным, праведным семейным узам.

Икона Святое семейство в Костомарово

Русской Палестиной называют Спасский женский монастырь. Находится он в с. Костомарово Воронежской области. Обитель расположена в местности, очень схожей с ландшафтом Святой Земли.

Сам монастырь пещерный, есть и наземные храмы, постройки. История появления уходит в далекое прошлое и связано с появлением первых христиан, вдохновленных проповедью ап. Андрея Первозванного.

В пещерном Спасском храме находится чудотворная икона Костомаровская Божья Матерь, а также еще одна святыня – икона Святое Семейство. Предание, дошедшее до наших дней, рассказывает, что в войну перед сим образом женщины неустанно молились о своих мужьях, ушедших на войну. И ни один из них не погиб.

На ней Иосиф изображен с пилой, режущий брус. А отрок Иисус – также с инструментами в руках. Пресвятая Богородица при этом сидит за пряжей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Иосиф имел не столярную мастерскую, а каменоломню.

Но, как бы то ни было, являются ли наши души камнями, которые должны возопиять к Богу, или высохшими деревьями, которые должны ожить и дать плоды, — суть дела от этого не меняется. Перед Костомаровской иконой молятся о семейных делах, проблемах, о спивающихся мужьях.

Сюда приходят одинокие девушки и женщины, молятся, а через некоторое время возвращаются уже со спутниками жизни. Также возносят здесь прошения и о солдатах, в том числе проходящих службу в горячих точках.  И воины, о которых молились, возвращаются живыми домой.

Праздник иконы

Празднуется день памяти канонической иконы «Трех радостей» 8 января.

Множество прихожан стекаются в Троицкую церковь на Грязях в Москве в этот день. Верующие стремятся лицезреть святой лик и помолиться о заступничестве, мире и крепком союзе.

К сожалению, оригинал иконы был утерян во времена сталинских гонений на церковь, в церкви хранится список, сделанный со святыни. Известны и другие чудотворные копии.

1001molitva.ru


Смотрите также