Избранные святые икона


Икона Избранные святые с изображением реликвария

Внавершии композиции, на фоне града, изображены преподобный Иоанн Лсствичник, пер-вомученик Стефан, святитель Петр Александрийский; сверху, из облаков, их благословляет Спаситель. В нижнем ярусе — изображение реликвария с названием частиц мощей или иных свя­щенных предметов.

Традиция изображения реликвария с графическим обозначением мощевиков, появилась в позднее средневековье и получила распространение в связи с паломничеством по святым ме­стам. Яркий тому пример — многочисленные повторения иконы «Кийский крест с предстоящими», являющейся изображением обширного реликвария, исполненного в меру и подобие Креста Гос­подня. Знаменитая реликвия устроена патриархом Никоном в 1656 г. и установлена на Кий-ост­рове в Белом море \ Иконы с изображенной реликвией, выполненные на дереве или холсте, часто использовались как паломнический сувенир, их продавали богомольцам для поднесения в каче­стве благословения, что предоставляло возможность поклонения святым мощам, находившимся в труднодоступных для паломников местах.

Икона, видимо, была создана как память о семейном вкладе. Значительность события освя­щена благословением московского архиерея и летописью, помещенной по сторонам от изобра­жений патрональных святых: «Копия иконы с 140 частями святых мощей. Подленная находится в городе Дмитрове в церкви Сретения Господня. Приобретена в 1842 году Дмитровским купе­ческим сыном Иваном Николаевым Короваевым»; «Дмитровским же купцом Петром Николае­вым Короваевым при священнике оного храма Стефане Иванове. По благословению Преосвяще-наго митрополита Филарета». Купеческий род Короваевых принадлежал к старейшей городской династии города Дмитрова. Церковь Сретения была построена в 1814 г. в память победы рус­ских войск в Отечественной войне на пожертвования дмитровских купцов Большаковых и Коро­ваевых.

На иконе помещено изображение реликвария со 140 подписными мощсвиками, расположен­ными в 14 рядов. В их числе евангельские реликвии, частицы мощей апостолов, пророков, святи­телей, преподобных и мучеников, а также 39 русских святых:

1-й ряд: 1. Ризы Пресвятой Богородицы, Ризы Господни. 2. Кровь и власы Христа. 3. Древо Кре­ста Господня. 4. Камень Гроба Господня. 5. Манна Небесная. 6. Камень Столпа Господня. 7. Смирна. 8. Камень Неопалимой Купины. 9. Земля из-под Креста Господня. 10. Жезл Моисеев.

2-й ряд: 1. Жезл Ааронов. 2. Земля Иордана. 3. Горы Гефсимании. 4. Земля Горы Голгофы. 5. Древо образолюпския (?). 6. Древо на Тихвине. 7. Иоанна Предтечи. 8. Пророка Даниила. 9. Андрея Перво­званного. 10. Апостола Филиппа.

3-й ряд: 1. An. и еван. Марка. 2. An. Прохора. 3. Лазаря Праведного. 4. Василия Великого. 5. Гри­гория Богослова. 6. Иоанна Златоуста. 7. Иоанна Нового Родосского. 8. Иоанна Милостивого. 9. Фи­липпа Митрополита. 10. Алексия Митрополита.

4-й ряд: 1. Гурия Казанского. 2. Варсонофия Тверского. 3. Германа Казанского. 4. Амвросия Me-диоланского. 5. Сет. Афанасия. 6. Андрея Критского. 7. Василия Анкирского. 8. Григория Неокеса-рийского. 9. Григория Нисского. 10. Арсения Тверского.

5-й ряд: 1. Авраамия Ростовского. 2. Никиты Переяславского. 3. Андрея Боголюбского. 4. Мар­тина Исповедника. 5. Сет. Симеона Суздальского. 6. Антония Римляняна. 7. Сет. Нифонта. 8. Иоанна Белозерского. 9. Стефана Новаго. 10. Александра Невскаго.

6-й ряд: 1. Ефрема Сирина. 2. Онуфрия Великого. 3. Пимена Великого. 4. Нила Столбенского. 5. Сергия Чудотворца. 6. Петра Афонского. 7. Макария. 8. Феофана. 9. Маркелла. 10. Павла Обнорского.

7-й ряд: 1. Саввы. 2. Феодора Сикеота. 3. Епифания Болгарского. 4. Максима Блаженного.

5.  Паисия Великого. 6. Иллариона Великого. 7. Даниила Столпника. 8. Царя Константина. 9. Князя
Владимира. 10. Федора Острожского (?).

8-й ряд: 1—2. Константина Муромского и чад его. 3. Николая Муромского. 4. Князя Констан­тина Ярославского. 5. Князя Даниила Московского. 6. Свщмч. Харлампия. 7. Диакона Мардария.

8.  Василия Парийского. 9. Василия Амосийского. 10. Космы Бессребреника.

9-й ряд: 1. Михаила Синадского. 2. Варлаама Хутынского. 3. Кириака Отшельника. 4. Арсения Трудолюбивого. 5. Иоанникия Великого. 6. Симеона Верхотурского. 7. Акакия Лествичника. 8. Фео­дора Трихины. 9. Феодора Стратилата. 10. Андрея Стратилата.

10-й ряд: 1. Адриана. 2. Иринарха. 3. Кириака. 4. Пантелеймона Целителя. 5. Артемия Вер-кольского. 6. Димитрия Солунского. 7. Никиты. 8. Георгия. 9. Евгения. 10. Ореста.

11-й ряд: 1. Евстратия. 2. Мины. 3. Петра. 4. Ермолая. 5. Младенец избиенный от Ирода.

6.  [В] Раифе избиенных. 7. Кассиана. 8. Авксентия. 9. Акиндина. 10. Прокопия.

12-й ряд: 1. Меркурия. 2. Иоанна Нового. 3. Михаила Нового. 4. Евдокии прпмч. 5. Евфимии. 6. Феодосии. 7. Анастасии. 8. Иустины. 9. Княгини Ефросиний. 10. Варвары.

13-й ряд: 1. Марфы пр. 2. Константина. 3. Стефана архидиакона. 4. Анны Богородицы матери. 5. Димитрия Ростовского. 6. Спиридона Тримифунтского. 7. Антония Печерского. 8. Феодосия Пе-черского. 9. Игнатия архим. 10. Валаама игумена.

14-й ряд: 1. Фоки сщмч. 2. Иоанна Многострадального. 3. Моисея Угрина. 4. Пимена Много­страдального. 5. Параскевы. 6. Ипатия Печерского (?). 7. Исаака Затворника. 8. Илии Муромского.

9.  Ксении прп. 10. Февронии.

icons.pstgu.ru

Иконы России: Избранные святые

Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.

Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.

Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
  2. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
  3. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  4. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
  5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

www.iconrussia.ru

Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми — новгородская икона домонгольского периода, находится в собрании Третьяковской галереи. По предположению белорусского искусствоведа Г. Г. Нечаевой эта икона послужила основой для формирования иконографического извода «Никола Отвратный»[1].

По мнению В. И. Антоновой, возможным местом создания иконы является Киев где в XII веке был написан её средник[2]. В XIII веке икона реставрировалась в Новгороде где и были добавлены святые на полях. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что в пользу Новгорода, как места реставрации иконы, свидетельствует подбор святых, орнамент этимасии и «рваная» трактовка волос[3].

Разброс датировки иконы - от XII в.[4] до второй половиной XIII в.[5] В.Н. Лазарев датировал началом XIII в.[6] В современном каталоге Третьяковской галереи икона датируется кон. XII – нач. XIII в.[7]

Икона происходит из Новодевичьего монастыря в который, по преданию, была привезена в 1564 году из Новгорода Иваном Грозным[8].

В 1919 году икона была раскрыта во Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Хранилась в Государственном историческом музее из которого в 1930 году поступила в Третьяковскую галерею.

Икона написана на липовой доске, оригинальные торцовые шпонки утрачены и заменены новыми. На обороте иконы четыре врезные короткие шпонки более позднего происхождения, одна из них утрачена.

На среднике иконе помещено поясное изображение святителя Николая Чудотворца. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. В. Н. Лазарев считает, что икона выполнена мастером, подражавшем византийским образцам[3]. При этом он отступил от византийского канона: голова святого получила вытянутую форму, значительно увеличен лоб, лицо получило множество морщин, подчёркнута впалость щёк. Академик Лазарев отмечает:

Никогда бы константинопольский мастер, с присущим ему чувством органического, не порвал столь смело с эллинистической традицией. А новгородский мастер мог себе это позволить с лёгким сердцем, благо эту эллинистическую традицию он получил уже из вторых рук, в претворённом виде. И ему удалось создать уникальный образ, не похожий ни на одну из дошедших до нас византийских икон.

В. И. Антонова отмечает, что поля иконы как бы сжимают плечи святого, что усиливает продолговатое изображение головы[2]. Для отражения аскетизма святого художник использовал тёмные краски: фелонь темно-коричневая с серебряными ассистами, морщины обозначены красновато-коричневой краской.

Отдельно искусствоведы отмечают, что данный образ святителя подчеркивает его интеллектуальные аспекты и является редким для русского искусства[9]. Историк древнерусской живописи А. И. Анисимов отметил, что «сквозь византийский канон глядят черты язычника, античного философа, ритора, знающего все в мире и за миром, постигшего все его горести»[10].

От оригинальной живописи омофора сохранились только следы. Фрагменты оригинального золота можно найти на вороте ризы святого, крестах омофора и крышке Евангелия. Оригинальный фон иконы был серебряный. Надпись на иконе и левкас нимба относятся к XVI веку.

На белом фоне крайне узких, опиленных[9] полей помещены изображения святых:

Святая Фотиния (изображение нижнего поля иконы)

По мнению академика В. Н. Лазарева

именно в этих небольших изображениях выступают те стилистические черты, которые получили в дальнейшем господство в новгородской иконописи: смелый отход от традиционных византийских канонов в сторону усиления живости образов, энергичная, свободная манера письма, чистая и яркая цветовая гамма.

На верхнем поле между святыми Косьмой и Дамианом помещено изображение этимасии. Киноварная подушка престола уготованного покрыта синей тканью, не ней помещена книга в окладе, украшенном камнями.

  1. Иконопись старообрядческих слобод. Ново-Ивановка. «Никола Отвратный». Взгляд, отвращающий бесов // Голоса ушедших деревень. Сост. Г. Г. Нечаева [и др.]; под общ. ред. Г. Г. Нечаевой. — Минск: Белорусская наука, 2008. — С. 90. — 342 с. — ISBN 978-985-08-0874-5.
  2. 1 2 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 9, стр. 69-71
  3. 1 2 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 165
  4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М.: Искусство, 1978. — С. 299.
  5. ↑ Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — С. 281.
  6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 165.
  7. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — Москва: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 54-57. — 272 с.
  8. ↑ Ретковская Л. С. Новодевичий монастырь. Путеводитель по музею. М., 1956, с. 38
  9. 1 2 Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 446-449. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  10. ↑ Анисимов А. И. Домонгольский период // О древнерусском искусстве. М., 1983. С. 133—135

ru.wikipedia.org

Икона избранных святых. Смысл икон

Икона избранных святых

Среди икон, изображающих множество святых сразу, на первом месте стоят менологии. Здесь в нескольких рядах изображаются праздники и святые того или иного месяца в порядке их литургического празднования. Тип таких икон-менологиев возник в Византии, вероятно, при императоре Василии II (963-1025).

Наша икона (Россия, XVI в.) очень близка к этому типу. Она состоит из четырех рядов: в первом представлены четыре праздника, в трех других рядах – различные святые в рост. Однако праздники и святые собраны здесь не по «минейному» принципу: первые, следующие один за другим в верхнем ряду, празднуются не в одном и том же месяце: Благовещение – 25 марта, Рождество Христово – 25 декабря, Сошествие во ад – на Пасху, и Зачатие праведной Анны – 9 декабря. Память святых, изображенных в трех других рядах, также празднуется в разное время. Так, во втором ряду мы видим архангела Михаила (8 ноября) рядом со свв. князьями Борисом и Глебом (24 июля) и здесь же – свв. Константина и Елену (21 мая). В третьем ряду прп. Симеон Столпник (1 сентября) изображен рядом со свв. Симеоном и Анной (3 февраля): тут иконописец, очевидно, руководствовался тождеством имен. И наконец, в нижнем ряду мы видим прп. Марию Египетскую (1 апреля) и свт. Николая (6 декабря и 9 мая). Вероятно, это также и не икона основных святых всего года, ибо тогда совершенно не поддается истолкованию, почему Зачатие праведной Анны изображено здесь вместе с тремя самыми великими праздниками. Следовательно, выбор изображенных на иконе праздников и святых был продиктован иными мотивами в соответствии с пожеланием заказчика. Очень вероятно, что икона эта – семейная и представляет те праздники и тех святых, которые особенно почитались в данной семье.

Праздники. Мозаичная икона. Начало XIV в. Музей Опера-дель-Дуомо. Флоренция

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также