Иконы двунадесятых праздников в большом разрешении


Иконы двунадесятых праздников: значение

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

Загрузка...

omolitvah.ru

Иконы праздничного ряда | Праздничные иконы

14х19х2,5 см 14х19х2,5см 20х30х2,5 см 20х30х2,5см 30х40х3,7 см

30х40х3,7см 7х9х2,5см 7х9х2,5 см 8,6х12х2,5см 12,5х19х2,5см 26,6х40х2,5см 19,9х30х2,5см 9,3х14х2,5см 30х37х3.7см 20х24.5х2.5см 14х17х2.5см 9.5х11.5х2.5см 22х40х3.7см 16.5х30х2.5см 10.5х19х2.5см 8х14х2.5см 30х40х3.7см 26.5х20х2.5см 14х18.5х2.5см 9.5х12.5х2.5см

Показать все

www.simvolik.ru

Иконы двунадесятых праздников - Православные рукописные иконы в Санкт-Петербурге

главная > иконы дванадесятых праздников

  икона Благовещение 

Икона, повествующая о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии радостную весть о скором рождении Иисуса Христа.

     икона Рождество Богородицы

Икона, на которой описано рождение будущей Богородицы - Девы Марии, дочери Святого Иоакима и Святой Анны.

     икона Святая Троица

Икона, ключевыми фигурами которой являются Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой.

     икона Святой Троицы

Одна из самых известных икон, на которой изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух.

     икона Крестовоздвиженье

Икона, на которой изображено обретение Креста Господня, который был спрятан у Голгофы, рядом с Иерусалимом.

     икона Сретение Господне

Икона двунадесятых праздников, на которой изображено первое принесение во Храм Младенца Иисуса.

 

 Иконы двунадесятых праздников повествуют о самых важных событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии - Богородицы, которые особо прославляются и почитаются Православной Церковью. Более почитаемым праздником, чем двунадесятые является Пасха - Воскресение Иисуса Христа. Двунадесятые праздники входят в число великих праздников и всегда отмечаются торжественными богослужениями. В православных храмах и соборах, на высоком иконостасе иконы двунадесятых праздников размещаются в третьем, праздничном ряду - между деисусным и пророческим рядом. Как ясно следует из названия, двунадесятых праздников - двенадцать. Они подразделяются на 8 Господских и 4 Богородичных праздника.

Господни праздники

  К Господским (Господним, Владычным) относятся следующие праздники:

  • Рождество Христово - светлый праздник чудесного рождения Младенца Иисуса, отмечаемого в 25 декабря (7 января). Иисус родился в Вифлееме, куда Святое семейство прибыло для участия в переписи населения, устроенной римским императором. Мест в гостиницах не было, и Дева Мария вместе с Иосифом Обручником устроились ночевать в пещере, где ночевал домашний скот. Родившемуся Младенцу и Богоматери Деве Марии пришли на поклон местные пастухи, которых о рождении Спасителя возвестил Ангел Господень и трое волхвов, идущих на свет дивной Вифлеемской звезды, служащей для ориентиром.
  • Крещение Господне - праздник в честь крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. состоявшемся в священных водах реки Иордан. Евангелие от Иоанна рассказывает о том, что во время крещения на Спасителя снизошёл Святой Дух в обличье голубя, а глас с небес произнёс: "Сей есть Сын мой возлюбленнный, и в Нём Моё благоволение!". Отмечается 6 (19) января.
  • Сретение Господне - празднуется 2 (15) февраля. "Сретение" на старославянском языке означает слово "встреча", в этот день Приснодева Мария с Иосифом Обручником вошли в Иерусалимский храм с Младенцем Иисусом, где на ступеньках храма их встретил старец - первосвященник Симеон. Полагается, что сцена встречи Симеона Богоприимца со Святым Семейством в Иерусалимском храме символизирует встречу Ветхого и Нового завета и приход в мир христианства.
  • Вход Господень в Иерусалим - отмечается за неделю перед Пасхой в воскресенье. В этот день Иисус Христос верхом на осле въезжал в Иерусалим. Простой народ горячо приветствовал Его, зная о чуде воскрешения Лазаря. Дорогу Иисусу местные жители устилают собственной одеждой и пальмовыми ветвями, восклицая: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израильский!" В Иерусалимском храме Иисус Христос изгоняет торговцев из храма, воскликнув им: "Храм Мой есть дом молитвы, а не вертеп разбойников!" и совершает многочисленные чудеса исцеления больных. В России этот праздник имеет второе название - Вербное воскресенье. Праздник Входа Господня в Иерусалим - это праздник признания миссии Иисуса Христа. 
  • Воздвижение Креста Господня - празднуется 14 (27) сентября. Отмечаются события, связанные с крестом, на котором распяли Иисуса - обретение Креста Господня и его возвращение. Обретение Креста Господня связывают с именем матери императора Константина I Равноапостольной Еленой, которая в возрасте 80 лет прибыла на в Палестину для отыскания чудесных реликвий Страстей Христовых. Во время раскопок на Голгофе был обнаружен Гроб Господень, где лежали орудия Страстей Христовых: крест, четыре гвоздя и табличка "I.N.R.I"("I.N.Ц.I" в православии - Иисус Назорей, Царь Иудейский), написанную Понтием Пилатом. В честь обретения Креста Господня Константин I повелел воздвигнуть в Иерусалиме большой храм Воскресения Христова, в который вместились Голгофа с Гробом Господним. Через 300 лет персидский царь Хозрой II вторгся в Иерусалим и разграбил все храмы, увезя с собой и Крест Господень в качестве военного трофея. И только при императоре Ираклии. победившем персов. и происходит торжественное Возвращение Креста Господня из Персии в Иерусалим.
  • Преображение Господне - отмечается 6 (19) августа, в этот день в Галилее на горе Фавор Господь Бог явил трём своим ученикам - апостолам Иоанну Богослову, Иакову Зеведееву и Симону Петру свою триединую сущность. Во время молитвы Иисус преобразился - лицо его воссияло как солнце, а одежды стали белыми. Рядом с Иисусом возникли пророки Моисей и Илия, с которыми Спаситель начал беседу о Его исходе, который состоится в Иерусалиме. Над испуганными апостолами собралось светлое облако, давшее тень на гору Фавор и раздался голос из него: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё Благоволение, слушайте Его!" Значение Преображения в одновременном явлении людям Святой Троицы: Бога-Отца(Голос), Бога-Сына(Иисус Христос), Бога-Святого Духа(облако). В России принято ещё одно распространённое название этого праздника - Яблочный Спас.
  • Вознесение Господне - отмечается на 40-й день после Пасхи, - тот самый день, когда плоть Иисуса Христа вознеслась на небо, подтвердив тем самым свою Божественную природу. Часто на иконах Вознесения Господня, входящих в иконографию двунадесятых праздников, изображён отпечаток стопы Спасителя, оставленный им на одном из камней Елеонской горы, с которой Он и вознёсся на небо.
  • День Святой Троицы - празднуется в 50-й день после Пасхи, праздник, также именуемый как  Сошествие Святого Духа. По преданию, на десятый день после Вознесения Господня, на апостолов, собравшихся в Сионской горнице, где проходила Тайная Вечеря, снизошёл Святой Дух - поднялся сильный шум и ветер, заполнивший собой всё пространство горницы, и явились многочисленные языки огненные, которые нашли себе дом в каждом из апостолов, после чего ученики Иисуса смогли разговаривать и понимать другие языки человечества. Благодаря знанию других языков апостолы смогли разделиться и пойти проповедовать Его учение в других странах и на других континентах.

Богородичные праздники

  • Рождество Богородицы - отмечается 8 (21) сентября. Родители Девы Марии праведный Иоаким и праведная Анна до самой старости были бесплодны и горевали по этому поводу. Однажды Иоаким ушёл молиться в пустыню и там ему явился Ангел Господень, сообщивший о будущем рождении у того "потомства, о котором буду говорить во всём мире." Обрадованный Иоаким поспешил обратно в Иерусалим, где его у городских ворот уже ждала Анна, которую также посетил ангел с новостью о будущем зачатии Богородицы. После появления ангела с доброй вестью, праведная Анна дала обет посвятить ребёнка Богу, какого бы пола он ни родился. Через девять месяцев Анна родила от Иоакима дочь.
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы - празднуется 21 ноября (4 декабря). Праведные Иоаким и Анна дали обет посвятить своего долгожданного ребёнка Богу, и когда Деве Марии исполнилось три года, родители повели её в Иерусалимский Храм. Там, на ступеньках Храма её встретил дальний родственник - первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя (Предтечи). В храме Мария проводила всё время за рукоделием и молитвами, изучая Священные тексты вместе с другими праведными девами.
  • Благовещенье Пресвятой Богородицы - отмечается 25 марта (7 апреля) в честь описанного в Евангелие от Луки явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о будущем рождении от неё Сына Всевышнего, которого будут звать Иисус. Мария выслушала архангела Гавриила и покорно согласилась, молвив: "Я раба Божья, да будет Мне по слову Твоему". В этот момент на Деву Марию снизошёл Святой Дух и Дева Мария непорочно зачла.
  • Успение Богородицы - завершающий праздник цикла двунадесятых праздников, празднуемый 15 (28 августа). Мария после Вознесения Господня продолжала жить в Иерусалиме, пребывая в молитвах, пока не явился к ней архангел Гавриил с ветвью райского дерева в руках и сообщил о скором её успении. Богоматерь, решив попрощаться перед отходом в мир иной со всеми апостолами, взмолилась к Господу Богу и тот совершил очередное чудо: ангелы собрали всех учеников Иисуса, проповедующих Его учение на всех концов света и на облаках доставили их к дверям дома Богородицы. Пречистая, отдав последние распоряжения и попрощавшись с близкими людьми, приготовилась к успению. В этот момент в комнате, где находилась Богородица возник ярчайший свет Божественной славы, в котором избранные увидели Христа со всеми Силами бесплотными, праведниками и праведными душами и Пречистая Дева Мария скончалась. Богородицу похоронили в гробнице вместе со своими родителями праведными Иоакимом и праведной Анной и её обручённым мужем Святым Иосифом. Во время похоронной процессии перед гробом Богородицы несли ветвь райского дерева, которое Деве Марии передал архангел Гавриил.

 

spb-icon.ru

Иконы двунадесятых праздников - Православные рукописные иконы в Санкт-Петербурге

главная > иконы двунадесятых праздников > икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре — дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.

spb-icon.ru

когда отмечается, иконы, как расставить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого верующего человека Великие церковные праздники являются очень важным событием, которому уделяется огромное внимание. Двунадесятые праздники наступают сразу после Воскресения Христова. Их всего 12: 7 великих праздников, прославляющих Иисуса Христа, Сына Божьего и 5 — Пресвятую Богородицу Деву Марию. Каждый двунадесятый Богородичный праздник имеет свои особенности.

Главные Богородичные праздники в Православии

Согласно православному церковному календарю:

  • Первым в списке есть Рождение Пресвятой Богородицы — один из годовых праздников, отмечается проведением Всенощной Божественной литургии.
  • Далее Введение во храм Пречистой Матери Божией – этот день для каждого человека должен символизировать спасение всего человеческого рода.
  • Само слово Благовещение Пресвятой Богородицы означает добрую весть об освобождении многострадального и грешного народа, защите его от всех бед.
  • Праздник Успения – свидетельствует о том, что Матерь Божия не умерла, а и до наших дней продолжает уповать за весь народ, помогать страждущим, малоимущим, семьям с детьми, тем, кто потерял свою дорогу, которую приготовил Всевышний и сейчас находится в постоянном поиске.
  • И последним двунадесятым Богородичным праздником является Сретение Господне –встреча Симеона из Божьим Сыном, долгожданный момент столкновения Ветхого и Нового Заветов: Закона Божьего и Закона безусловной любви к Всевышнему, принесенного на Землю Иисусом.

Все названные церковные праздники имеют четко установленную дату, которая не зависит от других Великих праздников. Если по календарю праздник попадает среди рабочей недели или в субботу, то правится только по случаю этого знаменательного дня в истории православной церкви, если же выпадает в воскресенье, то проводится одновременно две службы.

Когда отмечаются двунадесятые праздники Господние

Церковь отмечает 7 больших праздников, из них:

  • Рождество Христово, которое отмечается 7 января,
  • Крещение 19 января,
  • Воздвижение Креста 27 сентября,
  • Преображение 19 августа.

Все они имеют четко фиксированную дату и никогда не переносятся.

Вхождение Господнее в Иерусалим (Вербное воскресение – за неделю до Пасхи), Вознесение Господне, Пятидесятница. зависят от того, в какой день выпадает Светлое Христово Воскресение – Пасха.

Все перечисленные нами праздники имеют специальные дни, которые необходимы для особой подготовки:

  • Дни, которые выпадают непосредственно перед знаменательной датой;
  • Дни после праздника;
  • Последний день богослужения после празднества.

Больше всего празднуется Рождение Христа – 5 дней, Богоявление – 4 дня, а все остальные – 1 день, многое зависит от количества дней поста.

Иконы двунадесятых праздников

Иконы несут информацию о главных фактах жизни Сына Божьего и его Матери. Каждый автор, пытался передать истинный смысл изображаемого и вкладывал свое сердце и душу.

Во всех церквях, соборах и храмах в такие особые дни иконы принято размещать в 3 ряду, между предсказательским и деисиским рядом. Каждому из праздников, которые были описаны ранее, принадлежит одна или несколько икон, на которых изображены разные трактования Земных событий.

Икона Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками имеет очень глубокий смысл и большое значение. Этому празднеству уделяется огромное значение, ведь своим воскрешением Сын Божий доказал, что после смерти есть жизнь. Все верующие искренне взывают с молитвами и радуются Великому дню на протяжении 50 дней, до Дня Пресвятой Троицы.

Эта икона помогает найти свое предназначение, укрепить свой дух, и поверить в собственные силы.

Порядок размещения икон двунадесятых праздников

Каждый верующий человек имеет в своем доме иконы Творца, его Сына и Божией Матери. Иконы должны быть размещены в доме на восточной стороне, чтобы молится при восходе солнца.

В центре должен быть лик Христа, по правую сторону от него святой образ Девы Марии, а с левой – икона Святой Троицы. Лучше всего размешать в каждой комнате, подальше от любой бытовой техники. По возможности все иконы лучше ставить в киоте, зажигая свечу при каждом прочтении молитвы.

При желании Вы можете увеличивать количество святых образов, придерживаясь основных церковных правил.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о двунадесятых Богородичных праздниках:

  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Икона Двунадесятые Праздники с Воскресением Христовым в серебряном окладе, 1825 года: philologist — LiveJournal


Икона Двунадесятые Праздники с Воскресением Христовым в середнике. 1825. Москва. 74 х 64 см
Оклад: серебро, золочение, чеканка, гравировка, чернь.

Редкий образец русского ювелирного искусства первой четверти 19 века. Публикуя с разрешения владельцев, надеемся доставить радость не только православным христианам к празднику Рождества Христова, но и всем истинным ценителям русского искусства.

Все праздники в клеймах иконы Двунадесятые Праздники с Воскресением Христовым, слева направо и сверху вниз:

- Рождество Пресвятой Богородицы, празднуется 8 (21) сентября.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы, празднуется 21 ноября (4 декабря).
- Благовещенье Пресвятой Богородицы, празднуется 25 марта (7 апреля).
- Рождество Христово, празднуется 25 декабря (7 января).
- Сретение Господне, празднуется 2 (15) февраля.
- Крещение Господне, празднуется 6 (19) января.
- Преображение Господне, празднуется 6 (19) августа. В России принято ещё одно распространённое название этого    праздника - Яблочный Спас.
- Вход Господень в Иерусалим, празднуется за неделю перед Пасхой в воскресенье. В России этот праздник имеет второе название - Вербное воскресенье.
- Вознесение Господне, празднуется на 40-й день после Пасхи.
- День Святой Троицы, празднуется в 50-й день после Пасхи, также именуемый как  Сошествие Святого Духа.
- Успение Богородицы, отмечается 15 (28 августа).
- Воздвижение Креста Господня, празднуется 14 (27) сентября.
- в цетре - Воскресение Иисуса Христа, или Пасха - главный праздник, более почитаемый Православной Церковью, чем двунадесятые праздники.

Позолоченные медальоны против каждого клейма содержат название праздника, но прочитать их на снимке трудно.

Рождество Госпада нашего Иисуса Христа
Фрагмент оклада иконы Двунадесятые Праздники с Воскресением Христовым. 1825. Москва.
Серебро, чеканка, гравировка, чернь.

philologist.livejournal.com

Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все ряды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд – праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисусом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»), «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие.

Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба», «Молитвы в Гефсиманском саду».

Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.

Четвертый ряд – деисис («молитва», «моление»). Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. В центре этого ряда – царские врата, слева (если смотреть от молящегося) – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

azbyka.ru


Смотрите также