Икона иоанн богослов фото


Житие и икона Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – один из двенадцати апостолов, написавший произведения, вошедшие в Новый Завет: Евангелие, три послания и Книгу Откровения. Поминается святой в православной церкви 8 (21) мая. Икона Иоанна Богослова может выглядеть очень разнообразно и отождествляет его образ с событиями, связанными с деяниями Господа и непосредственно житием святого. Согласно преданию, Иоанн был сыном рыбака Заведея и Саломии – дочери св. Иосифа Обручника (мужа Богородицы). Иоанна и его брата Иакова, когда они рыбачили на Генисаретском озере (Галилейское море), Иисус Христос призвал последовать за ним, чтобы сделать из них «ловцов человеков».

Иоанн Богослов: житие

Иисус называл их «сыновьями грома». Иоанн, Петр и Иаков стали свидетелями Преображения Христова в Гефсиманском саду. Распятый Господь поручил первому из троих заботиться о Богородице. Имя св. апостола Иоанна упомянуто во всех четырех Евангелиях и в Деяниях Апостолов.

После Успения Богородицы Иоанн с его помощником и учеником Прохором (апостолом из семидесяти) направился в Эфес, чтобы проповедовать там о Христе. По пути совершал много чудес Иоанн Богослов: житие описывает, что он обратил в веру огромное количество людей.

Когда Нерон начал массовые гонения на христиан, апостола Иоанна арестовали, а в Риме ему вынесли смертный приговор. Чудеса продолжились: сначала пленник выпил чашу с ядом и остался жив, а потом его не смогли сварить в котле с кипящим маслом и тогда сослали на остров Патмос, где апостол прожил много лет. Там, благодаря его проповедям, которые неизменно сопровождались чудесами, многие жители стали христианами.

Евангелие от Иоанна

На острове Иоанн удалился вместе с Прохором на пустынную гору, где пробыл три дня, соблюдая пост и творя молитвы. А потом вдруг загремел гром и пещера, в которой они жили, заколебалась. Прохор от ужаса упал на землю. Иоанн помог ему подняться и приказал записывать слова, которые возвещал ему Святой Дух Божий: «В начале было Слово ...». Два дня и шесть часов ученик апостола записывал слова будущего Евангелия. После они вернулись в свое селение, переписали послание, и оно стало распространяться по всему острову.

По прошествии одной декады св. Иоанн опять удалился в пещеру на 10 дней без еды. Когда он собирался уходить, то снова послышался Глас Господа: «Иоанн, Иоанн! Сотвори в пещере еще десять дней, и в месте этом откроются тебе великие тайны». Иоанн остался и видел Силы Великие Божии и ангела, который разъяснял ему все, что он видел и слышал. После апостол воззвал своего ученика Прохора, и тот записал с его уст Откровения (Апокалипсис).

Возвращение

Когда ссылка Иоанна закончилась, он вернулся в Эфес. В период с 85 по 95 год он написал Евангелие. Апостол учил всех любить Господа и друг друга. Св. Иоанна стали именовать апостолом любви, так как он сам был примером именно того чувства, о которой проповедовал Иисус Христос.

Когда Христа распяли, Иоанну было 16 лет, но он не бросил своего учителя и был рядом до конца. Умер святой апостол в 105 лет. Считается, что он единственный из святых, умерший не мученической, а своей смертью.

Вся христианская Церковь стала чтить св. Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Икона Иоанна Богослова содержит некий символ в виде орла, обозначающего высокое парение духовной мысли.

Его тайна заключается в том, что, по преданию, в конце мира он должен явиться перед всеми людьми с проповедью покаяния для отступивших христиан, когда миром будет править антихрист. Поэтому он сохраняется на Небесах во плоти. Ведь в житие указано, что его тело после погребения исчезло через два дня.

Иоанн Богослов: икона (значение)

Самые древние изображения Иоанна Богослова датированы III-IV веками. Эти росписи сохранились в рельефах древних саркофагов и своеобразных орнаментах римских катакомб, где он представлен в числе двенадцати апостолов и достаточно редко с евангелистами, окружающими или предстающими пред Иисусом Христом.

В раннехристианском искусстве, представленном мозаиками V века, апостол Иоанн чаще всего изображался юным и безбородым. Скорее всего художники опирались на то, что он был самым молодым учеником Христа. На иконе «Тайная вечеря» он возлежит на груди Спасителя.

Очень редко икона Иоанна Богослова изображала его в виде старца, сидящего за письменным столом с соответствующими принадлежностями и держащим в руках раскрытые кодексы. У апостола обычно была небольшая заостренная бородка и длинные светлые волнистые волосы на плечах.

Образы святого

В общем-то, примерно все евангелисты изображались таким образом, но св. Иоанн чаще всего изображался не пишущим, а читающим или указывающим на написанные слова. И особенно выразительной получилась икона, где святой сидит и его правая рука приложена к устам – этот жест напоминает о Божественном откровении.

Есть еще одна икона Иоанна Богослова, когда святой сидит и записывает текст, а за его спиной находится благословляющая десница. Одним из распространенных типов иконографии стало изображение апостола с Богоматерью или с его учеником Прохором и житием (XVI в.).

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова показывает, какую яркую и насыщенною жизнь прожил этот великий святой, ведь он был любимым учеником Господа.

Святой Иоанн Богослов стал покровителем студентов и школьников, ему молятся, чтобы научится по-настоящему любить Бога и своих ближних, просят о согласии между супругами, о благополучии в семье и вразумлении маловерных раскольников и сектантов-еретиков.

fb.ru

О чем молиться святому апостолу Иоанну Богослову — Рамблер/новости

День памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова отмечается 8 (21) мая. В жизни православных верующих эта дата занимает особое место. Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино иерей Григорий Геронимус рассказал «ВМ» историю праздника.

— Иоанн Богослов — один из двенадцати апостолов, один из любимых учеников Иисуса Христа. Ему Господь вручил попечение своей матери. После своей кончины Божья матерь до Успения жила в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Они были как мать и сын по заповеди Спасителя, — сказал отец Григорий. — Иоанн Богослов является автором четвертого Евангелия. В художественных произведениях святой изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках, в присутствии ангела, часто орла. Иногда его также представляют молодым, безбородым и длинноволосым человеком. Иоанн Богослов присутствовал и был свидетелем всех событий, которые указываются в священнописании. Повествование Иоанна Богослова по содержанию и по глубине сильно отличается от других трех Евангелий, поскольку текст был создан значительно позже, и апостол не видел смысла пересказывать то, что уже написали Матфей, Лука и Марк. — Некоторые святые отцы сравнивают три первых Евангелия с чистыми прекрасными реками, а четвертое Евангелие — с морем. По особенной глубине, — отмечает Григорий Геронимус. — Апостол Иоанн Богослов, в отличие от других апостолов, дожил до глубокой старости, умер на острове Эфес. Перед смертью святому было дано особое откровение от Бога, которое он тоже записал, и это вошло в самую таинственную книгу в истории христианства — Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Кроме того, он составил три послания, вошедших в Новый Завет. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, оторый свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко», — с этих слов начинается книга в синодальном переводе. — Его называют апостолом любви, именно он говорил очень прямо: «Бог есть любовь», и описывал, что именно он имеет в виду, — продолжил иерей. В христианском мире Иоанн Богослов — один из самых почитаемых святых. Именно он открыл удивительные тайны, касающиеся воплощения Слова Божия, Его учения, Его жизни, Его смерти и Воскресения. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Именно поэтому христианская Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова и 8 мая — 21 мая по новому стилю. Считается, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает человека от отравления, ведь сам апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал. Иисус Христос дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ― вестника устрашающего небесного огня. Этим самым Спаситель указал на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой и был апостол. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Причастие: как правильно подготовиться к священнодействию

День Святой Троицы. Как отмечать один из главных православных праздников и чего делать категорически нельзя

Как быть, если свеча в храме не догорела, а ее уже спешат убрать

Кто такой Феодосий Печерский и о чем ему молиться

Исповедь: как к ней подготовиться и что нужно рассказывать священнику

Когда верующим не следует кланяться и вставать на колени

news.rambler.ru

Иоанн Богослов – биография, фото, икона, молитва апостолу

В этой статье:

Иоанн Богослов: биография

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником Христа. Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов. 

Апостол Иоанн

Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти. Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу. Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Иоанн Богослов

Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет. Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову. Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.

Иоанн Богослов пишет Библию

В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом. 

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.

Иоанн Богослов обнимает Иисуса Христа

Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна. 

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.

Апостолы Иоанн и Петр

«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия. В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов. В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.

Иисус Христос и апостол Иоанн

Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена. Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви. Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет. В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).

Иконы Иоанна Богослова

Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал. Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел. В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета. 

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом. Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.

Иоанн Богослов на острове Патмос

Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве. Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество. После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Фото

Post Views: 2

divo.best

Икона апостола Иоанна Богослова, житие, праздник святого

Искренняя молитва каждому святому творит чудеса, но молитва ко святому апостолу и евангелисту Иоанну необходимо читать каждому человеку. Из истории известно, что при обращении к нему происходили и происходят ныне удивительные и непостижимые события.

    • Многие болезни были исцелены этим святым.
    • Свидетельства многих матерей говорят, что женщины при полном отсутствии надежды обретают счастье материнства.
    • И даже бесноватые — люди, в которых по грехам их или их родителей вселяются дьявол и его слуги — исцеляются: бесы навечно покидают их тело и ум.
    • О счастье рыбаков и моряков, их здравии и благополучном возвращении жёны и родители должны молиться святому апостолу и евангелисту Иоанну: ведь сам святой родился в семье рыбака и ловил рыбу в тот самый момент, когда Христос призвал его на служение.
    • Иоанну Богослову особо молятся представители и других профессий, которые он реализовывал в своей жизни: писатели, издатели, журналисты и другие сотрудники СМИ. Современная жизнь подсказывает, что своим покровителем его могут считать и те, кто ведет бизнес в интернете. кто ведет бизнес в сети интернет. Он поможет справиться со стрессом, наладить связи с людьми. Также апостол является покровителем дружеских отношений.
    • Апостол помогает в науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
    • Помогает в пути — ведь апостол прошел многие города с проповедью христианства;
    • В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
    • Дарует укрепление веры;
    • Охраняет от злых людей и духов.

К любимому ученику Христа обращаются во всех нуждах, но одним из самых распространённых прошений является молитва Иоанну Богослову о семейном счастье. Апостол благословит вашу семью и с помощью Божией уйдут все трудности, конфликты и недомолвки. Господь молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна даст вам силу терпения и любви, уважение друг к другу и мудрость, которые так необходимы в семье, благословит вас спокойствием, миром и семейным согласием.

В молитве содержится прошение о прощении грехов всей семьи и помощи в скорбях. Молитву апостолу Иоанну Богослову можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О великий апостол, евангелист громогласный, Богослов красноречивый, тайновидец невыразимых откровений, девственник и любимый друг Христов Иоанн! Прими нас, грешных людей, под твое сильное заступление приходящих. Проси у Щедрого Господа, Любящего всех людей Христа Бога нашего, Который у тебя на глазах Кровь Свою за нас, беззаконных рабов Своих, на Кресте пролил, чтобы не помянул Он грехов наших, но помиловал нас и сотворил с нами по милосердию Своему необходимое для спасения нашего: да подаст нам здоровье душевное и телесное, в жизни земной дни благие и спокойные, материальное изобилие, наставив нас управлять своим достатком во славу Его, Творца, Спасителя и Господа нашего, а после ухода из временной жизни нашей в вечность от немилосердных бесов, преграждающих путь нам на небо с рукописями грехов наших, да избавит нас, чтобы достигли мы, тобой сохраняемые и руководимые, Небесного Иерусалима, которого славу ты сам, о Иоанн Богослов, в Откровении Божием видел, и где сейчас бесконечной радостью наслаждаешься. 
О великий Иоанн апостол! Сохрани все города и страны христианские, храмы, служащих и молящихся, от голода, гибели, землетрясения и потопа, пожара и убийства, от нападения врагов и гражданских войн,; избавь сам нас от бед и напастей, молитвами твоими отведи от нас гнев Божий за грехи наши, Его же милосердия для нас попроси, чтобы вместе с тобой удостоились мы вечно прославлять в сияющем дне вечности Пресвятое имя Троичное Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Мужчины по имени Иван, Ян, Жан обращаются к своему святому заступнику апостолу Иоанну (именно так звучит общее, греческое произношение всех этих имен) во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому апостолу, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Иоанн, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святых апостолов нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, покровителя вас или ваших близких — здесь и будет уместной икона апостола Иоанна. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

www.o-vere.ru

Икона Иоанн Богослов в молчании

Реставрация: Реставрирована в 1960 - 1963 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря А.Н.Овчинниковым.

Размер: 28 х 23 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Апостол Иоанн Богослов

Уточняющая датировка: 16 в., третья четверть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Оглавное или оплечное

Иконографическая справка

Изображения апостола и евангелиста Иоанна Богослова "в молчании" получают распространение в русском искусстве со второй половины XVI века. Их характерной особенностью является жест руки апостола, подносящего один или два пальца к губам, в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: "Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг". На основе этого и некоторых других Евангельских свидетельств сложилось представление об апостоле Иоанне, как о мистике, удостоенном особых откровений Спасителя. Такому представлению как нельзя лучше соответствовал составленный им Апокалипсис, а также значительное количество связанных с именем Иоанна апокрифических текстов, которые, по замыслу их авторов, должны были содержать "изложение" тайных знаний, полученных апостолом ("Вопросы Иоанна Богослова к Господу на горе Фаворской", "Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе" и др.). Определенное влияние на сложение этого необычного иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, предполагавшая, что реальное обожение, приобщение к Божественной мудрости достигается только через молитвенное безмолвие. Поэтому жест апостола мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о единственно возможном пути их обретения. Жест руки, поднесенной к губам, в византийском и древнерусском искусстве, вероятно, воспринимался как знак сдерживаемой скорби (с подобными жестами могли быть у смертного ложа Богоматери в сценах ее Успения). В соответствии с Евангелием (Ин. XIX, 26), апостол Иоанн, как один из главных свидетелей крестной смерти Христа, изображался в сценах Распятия, а также Снятия со Креста и Оплакивания. Хотя прямых аналогий в перечисленных композициях Страстного цикла пока обнаружить не удалось, нельзя исключать, что жест Иоанна Богослова, изображенного в "молчании", по крайней мере, на самых ранних иконах имел дополнительное "страстное" значение (на иконе из Покровского монастыря это значение подчеркнуто также выражением лика и типом образа). Образ Иоанна Богослова из Покровского монастыря - один из древнейших, относящихся к этому иконографическому типу. Как и на других ранних иконах, апостол представлен здесь оплечно, без каких-либо атрибутов и дополнительных персонажей. Его левая рука скрыта - видна лишь правая, поднесенная к губам. Икона Иоанна Богослова имела серебряный золоченый оклад с чеканным орнаментом ренессансного типа, ныне хранящийся отдельно (венец не сохранился). Благодаря наличию этого оклада, принадлежащего к числу выдающихся произведений столичного серебряного дела, памятник можно отождест с образом Иоанна Богослова, описанным В.В. Косаткиным. Согласно Косаткину, эта икона имела несколько большие размеры - 31,5 х 28 см (в книге Косаткина величина многих икон указана не совсем точно, вероятно потому, что их измеряли с окладами или киотами), "венец, поля и очелье серебряные, чеканные позолоченные, низанные средним жемчугом, на венце и полях 10 камней разных цветов". На обороте иконы находилась надпись: "Приложен царицей Александрой". Она свидетельствует, что владелицей и вкладчицей образа была Евдокия (Александра) Богдановна Сабурова, жена царевича Ивана Ивановича, жившая в Покровском монастыре и скончавшаяся в 1614 году. По-видимому, в это время икона принадлежала к личному, келейному имуществу царицы-инокини и не вошла в монастырскую Опись 1597 года. После смерти Александры Богдановны образ был передан в собор, где его упоминает Опись 1651 года: "Образ святаго апостола и евангилиста Иванна Богослова обложен серебром поля и венец чеканные золочены в венце по полям одиннатцать каменев около венца в средине веревочка жемчюжная". Судя по всему, ко времени составления книги В.В. Косаткина один камень был утрачен. В настоящее время на окладе иконы сохранились семь каст с четырьмя стеклами и одним синим корундом. Три касты с камнями находились на утраченном венце апостола. Еще один камень, по-видимому, находился в центре нижнего поля оклада.

Стилистическая справка

Живописные приемы позволяют предположить, что эта небольшая вкладная икона была исполнена в Москве, в третьей четверти XVI столетия. На это указывает резкий, несколько стилизованный рисунок черт, а также плотные, темного тона охрения с небольшими белильными штрихами высветлений (аналогичными штрихами моделированы волосы апостола). Тип лика апостола - с выпуклым, изборожденным морщинами лбом, крупным носом, нависающим над верхней губой, и выступающими скулами - напоминает некоторые византийские памятники рубежа XIV-XV веков. Подобная ориентация на византийские традиции в целом достаточно типична для искусства времени Ивана IV.

Происхождение

Собор Покровского монастыря в Суздале

Библиография

icons.pstgu.ru

Апостол Иоа́нн Богослов, евангелист

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Кроссворд «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» № 2

Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: "Же­но, се сын Твой" и к нему: "Се Ма­ти твоя" (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. "Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель" (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя "Сы­нов Гро­ма" – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Полное житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова 

Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов, ко­то­ро­го Спа­си­тель на­звал Сы­ном Гро­мо­вым, был бра­том свя­то­го Иа­ко­ва, сы­ном Зе­ве­дея и Са­ло­мии. Со­глас­но пра­во­слав­но­му пре­да­нию, Са­ло­мия бы­ла до­че­рью от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Та­ким об­ра­зом, Иоанн при­хо­дил­ся Гос­по­ду Иису­су Хри­сту пле­мян­ни­ком.

Свя­той Иоанн, са­мый мо­ло­дой из апо­сто­лов, был юно­шей с чи­стым, про­стым серд­цем. Его на­зы­ва­ли "воз­люб­лен­ным уче­ни­ком" Гос­по­да. Он при­над­ле­жал к чис­лу тро­их бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­ста и был сви­де­те­лем яв­ле­ния Бо­же­ствен­ной Си­лы Гос­по­да, ко­то­рую Он от­кры­вал лишь немно­гим из­бран­ным. Так, вме­сте с Пет­ром и Иа­ко­вом он при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии до­че­ри Иа­и­ра, пре­об­ра­же­нии Хри­ста на го­ре Фа­вор, мо­ле­нии Гос­по­да о ча­ше в Геф­си­ман­ском са­ду. Ко­гда Гос­подь на Тай­ной ве­че­ре ска­зал уче­ни­кам о ско­ром пре­да­тель­стве, имен­но свя­той апо­стол Иоанн, ко­то­рый "воз­ле­жал у гру­ди Иису­са", осме­лил­ся спро­сить, кто из них пре­даст Его. Ко­гда Гос­по­да рас­пя­ли, из всех уче­ни­ков один Иоанн не скрыл­ся, но сто­ял вме­сте с Бо­го­ро­ди­цей у Кре­ста. Иисус, ви­дя, как он скор­бит, ска­зал: "Же­но, се сын Твой!", а Иоан­ну: "Се Ма­терь твоя!" По­сле смер­ти, вос­кре­се­ния и воз­не­се­ния Хри­ста Иоанн взял Ма­терь Бо­жию в свой дом и не ухо­дил из Иеру­са­ли­ма на про­по­ведь до са­мо­го Ее Успе­ния.

Ко­гда уче­ни­ки бро­са­ли жре­бий, чтобы опре­де­лить, ко­му в ка­кие зем­ли ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, Иоан­ну до­ста­лась Ма­лая Азия. Со­глас­но жи­тию свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на, при­ня­то­му в Гре­ции, он при­нял свой жре­бий с тя­же­лым серд­цем, по­сколь­ку ис­пы­ты­вал страх пе­ред смер­тель­ны­ми опас­но­стя­ми мор­ско­го пу­те­ше­ствия, ко­то­рые, как он пред­ви­дел, ожи­да­ли его. Упав на ко­ле­ни пе­ред апо­сто­ла­ми, он при­знал­ся в сво­ем ма­ло­ду­шии. Апо­сто­лы по­про­си­ли Иа­ко­ва, пер­во­го епи­ско­па Иеру­са­ли­ма, воз­не­сти Гос­по­ду мо­лит­ву о про­ще­нии свя­то­го Иоан­на. Иа­ков так и сде­лал, по­сле че­го все с ми­ром разо­шлись.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя апо­сто­лам от­прав­лять­ся на про­по­ведь, Иоанн остал­ся в Иеру­са­ли­ме с Бо­жи­ей Ма­те­рью и про­жил там до Ее Успе­ния, то есть при­бли­зи­тель­но до 50 го­да. По­том он от­плыл в Ефес вме­сте с Про­хо­ром, од­ним из пер­вых се­ми диа­ко­нов, ко­то­рый стал и его пер­вым агио­гра­фом. Как и пред­ви­дел Иоанн за мно­го лет до то­го, они по­чти сра­зу же по­па­ли в ко­раб­ле­кру­ше­ние. Через несколь­ко ча­сов по­сле от­плы­тия под­нял­ся страш­ный шторм, и ко­рабль по­шел ко дну. Все со­рок три че­ло­ве­ка, на­хо­див­ших­ся на бор­ту, до­бра­лись до бе­ре­га, дер­жась за об­лом­ки суд­на. И толь­ко свя­той Иоанн про­пал без ве­сти. Про­хор, скор­бя, от­пра­вил­ся в Ефес пеш­ком. Спу­стя со­рок дней, стоя у мо­ря неда­ле­ко от Ма­ри­о­ти­са, Про­хор к сво­е­му ве­ли­ко­му изум­ле­нию уви­дел, как о бе­рег раз­би­лась огром­ная вол­на и вы­нес­ла апо­сто­ла Иоан­на, по­сле че­го они про­дол­жи­ли путь в Ефес.

Со­глас­но тра­ди­ци­он­ной вер­сии жи­тия свя­то­го Иоан­на, их пер­вым ис­пы­та­ни­ем в Ефе­се ста­ла встре­ча со зло­нрав­ной жен­щи­ной по име­ни Ро­ма­на. Она стра­да­ла чрез­мер­ной пол­но­той и об­ла­да­ла боль­шей физи­че­ской си­лой, неже­ли все окру­жав­шие ее муж­чи­ны. Ро­ма­на управ­ля­ла об­ще­ствен­ны­ми ба­ня­ми, вла­дель­цем ко­то­рых был мест­ный на­чаль­ник по име­ни Ди­о­ско­рид. Встре­тив Иоан­на и Про­хо­ра, она пред­ло­жи­ла им ра­бо­ту – то­пить огонь в бане и тас­кать во­ду за еду, кров и неболь­шую пла­ту. Они со­гла­си­лись, и она по­ста­ви­ла их ра­бо­тать, но ско­ро на­ча­ла при­тес­нять и да­же бить свя­то­го Иоан­на. Так про­дол­жа­лось мно­го дней, и в кон­це кон­цов Ро­мане при­шла в го­ло­ву мысль предъ­явить пра­ва на Иоан­на и Про­хо­ра, объ­явив их сво­ими бег­лы­ми ра­ба­ми. Ей уда­лось убе­дить мест­но­го су­дью в обо­сно­ван­но­сти сво­их пре­тен­зий, и он вы­дал ей бу­ма­ги на пра­во вла­де­ния эти­ми дву­мя людь­ми.

Фун­да­мент ку­паль­ни был за­ло­жен на ме­сте при­не­се­ния жертв, и по­то­му в них устро­и­ли свое жи­ли­ще бе­сы. Там уми­ра­ли юно­ши и де­вуш­ки, и од­на­жды, ко­гда ту­да за­шел един­ствен­ный сын Ди­о­ско­ри­да Домн, бе­сы за­ду­ши­ли его. Ди­о­ско­рид, узнав об этом, умер от это­го неожи­дан­но­го го­рест­но­го из­ве­стия. Ро­ма­на очень силь­но скор­бе­ла. Она при­шла к апо­сто­лу и ста­ла умо­лять его о по­мо­щи, свя­той Иоанн по­мо­лил­ся Гос­по­ду, и Домн вос­крес. По­том они от­пра­ви­лись в дом его от­ца, свя­той Иоанн по­мо­лил­ся над ним, и он то­же вос­стал из мерт­вых. Ро­ма­на глу­бо­ко рас­ка­я­лась в же­сто­ком об­ра­ще­нии с апо­сто­лом Иоан­ном, и он кре­стил ее вме­сте с Ди­о­ско­ри­дом и Дом­ном. Они ста­ли пер­вы­ми хри­сти­ана­ми Ефе­са.

По­сле их об­ра­ще­ния в Ефе­се от­ме­ча­ли язы­че­ский празд­ник бо­ги­ни Ар­те­ми­ды, Апо­стол Иоанн при­со­еди­нил­ся к тол­пе пи­ру­ю­щих и, стоя на по­ста­мен­те ста­туи бо­ги­ни, об­ра­тил­ся к на­ро­ду с про­по­ве­дью о Хри­сте. Разъ­ярен­ная тол­па языч­ни­ков ста­ла за­бра­сы­вать его кам­ня­ми, но бла­го­дать Бо­жия по­кры­ва­ла его, и ни один ка­мень его не кос­нул­ся, но по­стра­да­ла ста­туя. На­па­дав­шие при­шли в бе­шен­ство и от­ка­зы­ва­лись слу­шать уве­ще­ва­ния апо­сто­ла, при­зы­вав­ше­го их ве­сти се­бя как по­до­ба­ет ра­зум­ным лю­дям, а не ди­ким зве­рям. Тол­па неистов­ство­ва­ла, и Иоанн в кон­це кон­цов воз­дел ру­ки к небу, про­ся Бо­га по­слать зна­ме­ние, чтобы при­ве­сти лю­дей к по­ка­я­нию. И вот раз­ра­зи­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­лась зем­ля, и из рас­се­ли­ны вы­рва­лась ог­ром­ная мощ­ная струя па­ра. Из при­сут­ство­вав­ших две­сти че­ло­век упа­ли за­мерт­во от стра­ха. По­сле то­го как зем­ле­тря­се­ние пре­кра­ти­лось, свя­той Иоанн по­мо­лил­ся о воз­вра­ще­нии их к жиз­ни. Они вос­ста­ли из мерт­вых, по­сле че­го сот­ни ефе­сян при­ня­ли кре­ще­ние.

Через неко­то­рое вре­мя свя­той Иоанн сам под­нял­ся в храм и си­лой мо­лит­вы по­верг глав­ное из­ва­я­ние бо­ги­ни это­го го­ро­да, а по­том и весь храм. Ви­дя все эти чу­де­са и зна­ме­ния, ты­ся­чи лю­дей об­ра­ти­лись ко Хри­сту, А тем вре­ме­нем из­ве­стие о раз­ру­ше­нии хра­ма до­шло до им­пе­ра­то­ра До­ми­ци­а­на (81–96 гг.). Им­пе­ра­то­ру до­ло­жи­ли, что некий кол­дун по­верг в прах глав­ный храм Ефе­са. Он при­ка­зал схва­тить апо­сто­ла Иоан­на и, за­ко­вав в це­пи, при­ве­сти к нему. До­ми­ци­ан и рань­ше устра­и­вал го­не­ния на хри­сти­ан, и ко­гда к нему при­ве­ли апо­сто­ла Иоан­на, им­пе­ра­тор по­ве­лел сна­ча­ла бить его, а по­том каз­нить. Гос­подь за­щи­тил Сво­е­го из­бран­ни­ка, и яд, ко­то­рый его за­ста­ви­ли вы­пить, не по­дей­ство­вал. То­гда его бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим мас­лом, но и тут апо­стол остал­ся невре­дим. Им­пе­ра­тор ре­шил, что апо­стол Иоанн бес­смер­тен, и со­слал его на ост­ров Пат­мос.

Апо­сто­ла за­ко­ва­ли в це­пи и по­са­ди­ли на ко­рабль вме­сте с его уче­ни­ком Про­хо­ром. Пе­ре­пу­ган­ные страж­ни­ки шеп­та­лись меж­ду со­бой: "За ним на­до сле­дить во­всю – он кол­дун и тво­рит ужас­ные де­ла". На пу­ти к Пат­мо­су один из них упал за борт. На ко­раб­ле на­хо­дил­ся отец это­го страж­ни­ка. Он очень го­ре­вал, и с ним скор­бе­ла вся ко­ман­да. Счи­тая Иоан­на кол­ду­ном, они об­ра­ти­лись к нему за по­мо­щью. Он спро­сил их, ка­ким бо­гам они по­кло­ня­ют­ся. Они ста­ли на­зы­вать име­на сво­их мно­го­чис­лен­ных бо­гов, а он во­про­шал их, как в этом сон­ме бо­гов не на­шлось ни од­но­го, кто мог бы спа­сти их то­ва­ри­ща. Иоан­на от­ве­ли к то­му бор­ту ко­раб­ля, с ко­то­ро­го упал страж­ник, и апо­стол, воз­дев ру­ки к небу, стал про­сить Гос­по­да спа­сти уто­нув­ше­го. Вне­зап­но из глу­би­ны мо­ря на­ча­ли из­вер­гать­ся вол­ны го­ря­чей во­ды, и од­на из волн, уда­рив о па­лу­бу, вы­нес­ла к но­гам апо­сто­ла смы­то­го за борт мо­ло­до­го страж­ни­ка. Он был жив. В даль­ней­шем по мо­лит­вам апо­сто­ла Иоан­на утих силь­ный шторм, ко­ман­да, из­ны­вав­шая от жаж­ды, по­лу­чи­ла све­жую во­ду, и по­лу­чил ис­це­ле­ние че­ло­век, боль­ной ди­зен­те­ри­ей. Страж­ни­ки и ко­ман­да хо­те­ли осво­бо­дить апо­сто­ла Иоан­на, но тот ска­зал: "Нет, ча­да мои, это непра­виль­но, вы долж­ны до­ста­вить ме­ня ту­да, ку­да вам ве­ле­ли, чтобы им­пе­ра­тор не на­ка­зал вас". Ко­гда они при­плы­ли на Пат­мос, к го­ро­ду под на­зва­ни­ем Фло­ра, страж­ни­ки пе­ре­да­ли апо­сто­ла Иоан­на и Про­хо­ра пра­ви­те­лю го­ро­да, но при этом про­си­ли Иоан­на поз­во­лить им остать­ся вме­сте с ним на Пат­мо­се. В те­че­ние де­ся­ти дней апо­стол на­став­лял их в ве­ре, по­том бла­го­сло­вил, кре­стил и ото­слал их с ми­ром.

Во Фло­ре апо­сто­ла Иоан­на и Про­хо­ра по­се­ли­ли в до­ме у бо­га­то­го че­ло­ве­ка по име­ни Ми­рон, те­стя пра­ви­те­ля ост­ро­ва Лав­рен­тия. Сын Ми­ро­на Апол­ло­нид был одер­жим бе­сов­ским ду­хом про­ри­ца­ния, и ко­гда Иоанн с Про­хо­ром во­шли в дом, он убе­жал в пу­сты­ню. Встре­во­жен­ные ро­ди­те­ли ре­ши­ли, что апо­стол на­вел на него ча­ры, а по­том сам юно­ша по вну­ше­нию диа­во­ла при­слал им пись­мо, в ко­то­ром утвер­ждал, что так оно и бы­ло. Они при­ве­ли апо­сто­ла Иоан­на к пра­ви­те­лю, а тот по­са­дил его в тем­ни­цу. Апо­стол Иоанн по­про­сил дать ему воз­мож­ность по­слать Апол­ло­ни­ду пись­мо, и пра­ви­тель со­гла­сил­ся, на­де­ясь, что пись­мо "кол­ду­на" сни­мет с юно­ши ча­ры. Иоанн на­пи­сал: "По­веле­ваю те­бе име­нем Иису­са Хри­ста оста­вить этот об­раз Бо­жий и от­ныне ни­ко­гда не вхо­дить ни в од­но­го че­ло­ве­ка. По­кинь этот ост­ров и на­все­гда оста­вай­ся в пу­стыне". Как толь­ко пись­мо пе­ре­да­ли юно­ше, бес вы­шел из него, и юно­ша вер­нул­ся до­мой. Апол­ло­нид рас­ска­зал сво­им до­маш­ним дол­гую ис­то­рию сво­ей одер­жи­мо­сти. Вся се­мья кре­сти­лась, а так­же дочь и внук Ми­ро­на (то есть же­на и сын пра­ви­те­ля). Сам пра­ви­тель стал хри­сти­а­ни­ном по­сле то­го, как оста­вил служ­бу.

По мо­лит­вам апо­сто­ла Иоан­на лю­ди ис­це­ля­лись от те­лес­ных и ду­шев­ных неду­гов, бес­плод­ные жен­щи­ны по­лу­ча­ли спо­соб­ность к де­то­рож­де­нию, неве­ру­ю­щие об­ре­та­ли ве­ру. Хра­мы Апол­ло­на и Ди­о­ни­са на Пат­мо­се рас­сы­па­лись в прах, как толь­ко апо­стол на­чал мо­лить­ся. Боль­шую часть вре­ме­ни, про­жи­то­го в из­гна­нии, он про­вел, убеж­дая лю­дей оста­вить тще­ту язы­че­ства и об­ра­тить взо­ры ко Хри­сту.

В то вре­мя на Пат­мо­се жил волхв по име­ни Ки­нопс (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го это озна­ча­ет "со­ба­чье ли­цо"), ко­то­рый го­да­ми ски­тал­ся по пу­стын­ным ме­стам, про­ро­че­ство­вал, об­ща­ясь с бе­са­ми. Мно­гие жи­те­ли ост­ро­ва счи­та­ли его выс­шим су­ще­ством, и по­сле то­го, как Иоанн раз­ру­шил храм Апол­ло­на, жрец это­го хра­ма по­шел к Ки­ноп­су, чтобы уго­во­рить его прий­ти в го­род и ото­мстить Апо­сто­лу. Волхв не по­же­лал по­ки­нуть свою пу­сты­ню, но по­обе­щал по­слать де­мо­на, по­ру­чив ему схва­тить ду­шу Иоан­на, и при­не­сти ее ему. Иоанн же, из­да­ле­ка уви­дев при­бли­жа­ю­ще­го­ся де­мо­на, свя­зал его сво­им сло­вом и из­верг во тьму внеш­нюю. Ки­нопс по­слал еще од­но­го бе­са, но и тот не вер­нул­ся. На­ко­нец, волхв от­пра­вил к Иоан­ну двух бе­сов, чтобы один на­пал на свя­то­го, а вто­рой со­об­щил хо­зя­и­ну о судь­бе пер­во­го. Иоанн сно­ва из­верг бе­са, и ко­гда Ки­нопс узнал от вто­ро­го, что про­изо­шло, то сам от­пра­вил­ся в го­род по­ка­зать лю­дям свою си­лу и уни­что­жить Иоан­на. Разъ­ярен­ный волхв за­ста­вил жи­те­лей по­ве­рить, что ему уда­лось вос­кре­сить тро­их умер­ших го­ро­жан: пе­ред взо­ра­ми тол­пы пред­ста­ли при­зра­ки в ви­де тех усоп­ших, по­сле че­го все вос­сла­ви­ли Ки­ноп­са. Волхв стал по­хва­лять­ся сво­ей вла­стью пе­ред апо­сто­лом Иоан­ном, но апо­стол спо­кой­но от­ве­тил: "Все твои зна­ме­ния ско­ро пре­вра­тят­ся в ни­что", и при­зра­ки ис­чез­ли. Род­ствен­ни­ки и дру­зья усоп­ших по­ду­ма­ли, что вос­крес­шие сно­ва ушли в стра­ну смер­ти, и в яро­сти на­ки­ну­лись на Иоан­на. Его из­би­ли и бро­си­ли, ре­шив, что он мертв. В ту ночь Про­хор и Ми­рон, при­дя за его те­лом, уви­де­ли, что он не толь­ко жив, но сто­ит, пре­кло­нив ко­ле­на, на мо­лит­ве на том са­мом ме­сте, где его из­би­ва­ли.

Вско­ре по­сле то­го Ки­нопс сно­ва по­до­шел к нему на бе­ре­гу мо­ря и, него­дуя на то, что он про­дол­жа­ет про­по­ве­до­вать, за­кри­чал, что по­сра­мит его. Волхв при­ка­зал на­ро­ду: "Возь­ми­те его и не от­пу­скай­те ни его, ни осталь­ных, по­ка я не воз­вра­щусь в сла­ве". По­том прыг­нул в мо­ре и ис­чез из ви­ду. Ко­гда он скрыл­ся в вол­нах, Иоанн про­стер кре­сто­об­раз­но ру­ки и по­мо­лил­ся о том, чтобы Ки­нопс, этот ве­ли­кий об­ман­щик, на­все­гда остал­ся в мор­ской без­дне и чтобы ни­кто боль­ше не уви­дел его сре­ди жи­вых. Иоанн окон­чил мо­лить­ся, и в то же мгно­ве­ние по­слы­шал­ся страш­ный удар гро­ма, мо­ре взвол­но­ва­лось, но Ки­нопс не по­яв­лял­ся. То­гда род­ствен­ни­ки тех тро­их усоп­ших опять по­пы­та­лись убить Иоан­на, кри­ча, что он кол­дов­ством за­ста­вил Ки­ноп­са и их род­ных ис­чез­нуть. Од­на­ко все осталь­ные в тол­пе на­ста­и­ва­ли, что на­до до­ждать­ся воз­вра­ще­ния волх­ва.

На­род ждал на бе­ре­гу три дня и три но­чи, не ре­ша­ясь ра­зой­тись, по­сколь­ку волхв ве­лел им оста­вать­ся на том ме­сте. Лю­ди тяж­ко стра­да­ли от па­ля­ще­го солн­ца, го­ло­да и жаж­ды, и в кон­це кон­цов у них умер­ли трое ма­лень­ких де­тей. Опе­ча­лен­ный тем, с ка­кой лег­ко­стью они под­да­лись на об­ман, и скор­бя об оже­сто­че­нии их сер­дец, Иоанн мо­лил­ся Гос­по­ду об их спа­се­нии, про­ся их разой­тись по до­мам и по­есть. Вла­стью Хри­сто­вой он вос­кре­сил умер­ших де­тей, и лю­ди, осо­знав, что волхв об­ма­нул их, упа­ли к но­гам апо­сто­ла, на­зы­вая его учи­те­лем. Иоанн воз­вра­тил­ся до­мой вме­сте с Ми­ро­ном и на сле­ду­ю­щий день успо­ко­ил на­род, об­ра­тил­ся к нему с уве­ще­ва­ни­ем и мно­гих кре­стил. За вре­мя пре­бы­ва­ния Иоан­на на Пат­мо­се по­чти все жи­те­ли ост­ро­ва об­ра­ти­лись ко Хри­сту.

В 96 го­ду им­пе­ра­тор До­ми­ци­ан пал от рук убийц, на рим­ский трон взо­шел им­пе­ра­тор Нер­ва (96–98 гг.), ко­то­рый не же­лал ни пре­пят­ство­вать рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ско­го уче­ния, ни пре­сле­до­вать са­мих хри­сти­ан. По­лу­чив бла­го­при­ят­ные све­де­ния об Иоанне, но­вый им­пе­ра­тор и рим­ский се­нат ан­ну­ли­ро­ва­ли при­го­вор До­ми­ци­а­на и осво­бо­ди­ли Иоан­на. По­лу­чив сво­бо­ду, Иоанн спо­до­бил­ся ви­де­ния, в ко­то­ром Гос­подь ска­зал ему, что на­ста­ло вре­мя вер­нуть­ся в Ефес, и они с Про­хо­ром при­го­то­ви­лись к от­плы­тию. Од­на­ко хри­сти­ане Пат­мо­са ни­как не хо­те­ли от­пус­кать их и, как ска­за­но в жи­тии свя­то­го Иоан­на, за­пи­сан­ном Про­хо­ром, про­си­ли его оста­вить им пись­мен­ное из­ло­же­ние хри­сти­ан­ской ве­ры, чтобы им не от­кло­нять­ся от ис­тин­но­го уче­ния.

Иоан­на рас­тро­га­ла эта прось­ба. Они с Про­хо­ром, взой­дя на пус­тын­ный холм и на­ло­жив на се­бя пост, ста­ли мо­лить­ся. На тре­тий день Иоанн по­слал Про­хо­ра в го­род за чер­ни­ла­ми и бу­ма­гой и ве­лел вер­нуть­ся через два дня. Ко­гда Про­хор воз­вра­тил­ся, апо­стол по­про­сил его встать спра­ва от се­бя. Вне­зап­но раз­дал­ся рас­кат гро­ма, за­свер­ка­ла мол­ния, за­дро­жа­ла зем­ля. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю, но Иоанн под­нял его, ска­зав: "Сядь у ме­ня по пра­вую сто­ро­ну". По­сле это­го он про­дол­жил мо­лит­ву и ве­лел за­пи­сы­вать его сло­ва. Он сто­ял, гля­дя в небо, а по­том от­верз уста и за­го­во­рил: "В на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог...". Так на­чи­на­ет­ся Еван­ге&

azbyka.ru

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника

   Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.     

   Оба святых в одно и то же время стояли на Голгофе у Креста Спасителя и видели Его страдания: вероятно, поэтому они изображены вместе на одной иконе.

   Апостол и евангелист Иоанн Богослов вместе со своим братом Иаковом был призван Христом в число учеников на Генисаретском озере во время их обычного занятия, которым они добывали себе пропитание, – ловли рыбы. Оба брата не захотели разлучаться со Спасителем, оставили лодку и своего отца и пошли вслед за Господом. За их жертвенную любовь, стремление, чтобы имя Божие прославлялось среди людей, и пламенность в служении Богу Спаситель прозвал их «сынами грома». Братья вошли в число ближайших учеников Христа и удостоились от Него особенных откровений. Они присутствовали при воскрешении Христом дочери Иаира, были на Фаворе во время Преображения Господа. Один из немногих святых, апостол Иоанн был назван Церковью Богословом за постижение им глубин Божественного учения и необыкновенные откровения, которых он был удостоен от Бога. Единственный из апостолов Иоанн не покинул Спасителя даже у Креста и именно ему Распятый Господь поручил заботу о Своей Пречистой Матери. Местом проповеди апостола был город Ефес, где ему пришлось много пострадать, и другие города Малой Азии. Находясь в ссылке на острове Патмосе, апостол обратил многих ко Христу. Там он получил и записал Божественное откровение о грядущих судьбах мира и Церкви (Апокалипсис). После ссылки апостол вернулся в Ефес и, будучи уже старцем, по просьбе верующих написал свое Евангелие. Святой апостол Иоанн Богослов скончался в возрасте более ста лет, и кончина его была исполнена глубокой тайны. Он просил учеников засыпать его землей еще живым. Старец лег в крестообразно вырытую могилу, и ученики с плачем исполнили его волю. Но, не выдержав, они через некоторое время вернулись к могиле, разрыли ее и не нашли в ней тела святого. Могила была пуста и источала аромат цветов.

  День преставления (кончины) апостола Иоанна Церковь чтит 9 октября (26 сентября ст. ст.), также память апостола празднуется  21 мая (8 мая ст. ст.) , потому что в этот день на его могиле выступает тонкий прах, собирающие который получают исцеления.

   Святой мученик Лонгин сотник. Во время распятия и Крестных страданий Господа Иисуса Христа на горе Голгофе находились римские воины – исполнители казни. Их подразделением командовал сотник (начальник сотни воинов) по имени Лонгин. О нем упоминает евангелист Лука, когда повествует о страданиях Спасителя: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса храма раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник»1. Когда Господь был погребен во гробе, иудеи упросили правителя назначить охрану гроба, чтобы, как они говорили, ученики не похитили тайно тела Иисусова и не сказали, что Он воскрес. Сотник Лонгин со своими воинами получил приказ охранять заваленный камнем и запечатанный гроб Господа. Он и остальные стражники стали свидетелями того, что было при Воскресении Христовом. Произошло великое землетрясение. Ангел, сошедший с Неба, отвалил камень от дверей гроба и сел на нем. По свидетельству евангелиста Матфея: «вид Ангела был, как молния, и его одежда бела, как снег». Стражники очень испугались и от страха сделались, как мертвые2. Когда они пришли в себя, то некоторые из воинов пошли в Иерусалим и рассказали осудившим на смерть Христа о случившемся. Первосвященники подкупили воинов и велели лжесвидетельствовать о том, что будто бы ученики украли Тело, пока они спали.

  Сотник Лонгин и два его друга-воина отказались от денег и говорили, что Христос воистину воскрес. Это свидетельство вызвало негодование членов верховного суда Иудеи – cинедриона, да и непосредственного начальства воинов. Сотник Лонгин, уже тогда пожелавший служить не земному, но Небесному Царю, снял с себя воинское звание и ушел вместе с двумя своими друзьями в далекое селение в Каппадокии, где они жили добродетельно, проповедуя о страдании за людей, смерти на Кресте и Воскресении Христа. Воспользовавшись услугами римской власти для казни Спасителя, теперь распинатели Христовы вновь прибегли к ее услуге: члены синедриона подкупили Пилата, и тот написал римскому кесарю письмо, в котором оклеветал бывшего сотника Лонгина как противника кесаря. В ответ на письмо последовало повеление о казни Лонгина. Воины, посланные в Каппадокию, нашли святого Лонгина и казнили, главу мученика принесли в Иерусалим и показали тем, кто их послал. Члены синедриона повелели бросить голову за городом в большую кучу мусора. Через много лет ее нашла одна слепая вдова, которой открыл о местонахождении этой части мощей сам святой Лонгин, явившийся вдове после смерти ее единственного сына и утешивший ее. Когда вдова нашла голову святого, то тотчас прозрела. Память мученика Лонгина празднуется Церковью 16 / 29 октября.

   Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника, переданная обители вместе с некоторыми другими иконами из запасников музеев и находящаяся сейчас в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы, чудесно обновилась во время принесения в собор частицы Древа Животворящего Креста Господня.

1. Лк. 23, 44–47. См. также: Мк. 15, 37–39. 2. См.: Мф. 27, 57–66; 28, 2–4.

mbrsm.ru


Смотрите также