Икона иисуса христа спасителя в чем помогает


Как и когда помогает икона Иисуса Христа?

[desc][/desc]

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 153
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-iisusa-hrista.html

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 787
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista.html

ИКОНА ИИСУСА ХРИСТА: ПОМОЩЬ И МОЛИТВА ГОСПОДУ

Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа — важнейшая икона в каждом доме. Это изображение Самого Бога, воплотившегося и принявшего Крестную смерть ради людей.
Есть ряд иконографий Иисуса Христа, известно множество чудотворений от Его древних и новых икон. Каково значение главных иконографических типов Христа Спасителя, как молиться Господу молитвой Иисусовой и Господней и чем они отличаются, Вы узнаете из этой статьи.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 496
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-iisusa-hrista.html

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1114
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista.html

ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИКОН

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.
Можно разделить образы Господа Иисуса Христа на несколько типов:

    • Образ Христа Вседержителя.
      Этот образ — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.
      Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.
    • Образ Спаса Нерукотворного.
      Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.
      В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.
      Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи. По преданию Господь, видя, что художник, посланный больным царем из Эдессы зарисовать Его, не может этого сделать, Сам умылся и отерся полотенцем до подбородка — на полотенце («убрусе», «плате» по-церковнославянски) отпечаталось Его изображение. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.
    • Икона «Моление о Чаше».
      Образ «Моление о Чаше», также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.
      В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что другие действующие лица незаметны. Христос стоит на коленях в центре образа, а на иконе Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
      Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду.
    • Икона Христа в терновом венце.
      Это образ, изображающий Христа в Страстную Пятницу, во время страданий и истязаний, которым по навету фарисеев подверг Его Понтий Пилат. В дни Страстной Седмицы этот образ в бедных храмах иногда всю неделю лежит на середине храма, символизируя все страдания Господа.
    • Икона «Тайная Вечеря».
      Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
    • Икона «Благословение детей»
      Этому образу часто молятся матери и беременные женщины о рождении и правильном воспитании детей. На нем Христос сидит или стоит в окружении детей или матерей с детьми на руках, правой рукой касаясь головки одного из них в благословляющем жесте.
    • Икона Христа-Младенца или Отрока (ребенка).

      Этот образ еще называют «Спас Эммануил». Господь изображен на нем без бороды, но в тех же красно-синих одеждах, 12-летним ребенком. Часто Ему молятся перед этим образом об образовании детей или ставят в детской, чтобы дети сами молились ему об успешной учебе и помощи во всем.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 5586
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-iisusa-hrista.html

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1325
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista.html

ДНИ ПОЧИТАНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» любой небольшой образ Христа зачастую выносят на середину храма:

14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали

svjatyni.ru

Икона Спас Синайский

Образ «Синайский Спас на престоле» — икона, которая является прототипом старейшей православной иконы – Господь Пантократор. Икона из храма двенадцати апостолов написана в крайне редкой и наиболее сложной технике «энкаустика»  краски нанесены на восковую грунтовку с помощью нагретых медных палочек – ее будто впаивают внутрь. Таким образом, картина становится более живой и объемной за счет рельефа. Кроме того, благодаря энкаустичной технике краски никогда не тускнеют – они остаются яркими вечно.

Икона «Господь Пантократор из Синайского Монастыря» — старейшая святыня из середины 6 века, которой было суждено дойти до наших дней. Оригинал был создан в Константинополе. Император Юстиниан подарил его монастырю Санта-Катарина, расположенном на Синайском полуострове.

Значение иконы о Христе Пантократоре

Пантократор, в переводе – Вседержатель, принесший себя в жертву ради отпущения людских грехов и их прощения.

Господь на престоле – икона с чудодейственной силой Христа Пантократора – она защищает семьи от болезней и несчастий, лечит верующих, страдающих даже неизлечимыми болезнями. Православные верят, что лик Иисуса Христа способен излечить любое душевное или физическое заболевание, если у молящегося чистое и искренне сердце, а помыслы – самые добрые.

Самый старый образ Христа, имеющий чудодейственную силу – помогает православным верующим и спасает от болезней

Лик Иисуса Христа можно встретить в любом христианском храме. Священники даже считают, что икона Спас на троне должна быть в каждом доме.

Наиболее популярные и значимые иконы расположены в следующих Божьих домах:

  • Храм Святой Софии, Нижний Новгород
  • Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи, Москва.

Но первым и старейшим экземпляром иконы Господа Пантократора из Синайского монастыря считается икона, расположенная в монастыре Святой Екатерины в Египте. Именно она послужила началом этого стиля иконографии.

Одежда, покрывающая Святого присуща древним грекам – это свободная рубашка и угловая накидка поверх нее. Библия – священное писание – располагается в его левой руке, а символ благословения в виде сложенных пальцев – на правой.

Единство материального и духовного – именно такой смысл заключен в трех видах икон о чудотворном образе Иисуса – изображение Спасителя во весь рост, по пояс или сидящем на царском троне.

Святой образ содержит в себе сразу два лика Иисуса Христа – человек и божество. Именно эта особенность видна в отражении Святого: свет, исходящий от правой части лица говорит о его Божественном происхождении; на левой же части мы видим тень, направленный вниз взгляд и страдающую человеческую сущность Иисуса.

Молитва перед иконой Иисуса Христа

«Отче наш»  — именно эту молитву читают чаще всего. Но существует иная молитва, с которой обращаются верующие христиане:

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь

Христиане просят Святого об обереге от злобы, бессердечия и подлости. Также православные благодарят своего Спасителя, дабы обрести Его благословение в своих новых начинаниях.

Верующие обращаются к Божьим святым с надеждой на чудо и спасение, но обратившись к Иисусу Христу, которому сопутствуют Вера, Сила и Любовь – получат исцеление мгновенно.

Празднование

Божья обитель не считает, что икона «Иисус на троне», требует определенного дня для ее празднования. Ведь для христиан Иисус – это и есть воплощение Счастья, Благоденствия и Праздника.

Загрузка...

omolitvah.ru

история, значение, от чего защищает, в чем помогает и как молиться

Спас Нерукотворный — икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина — установлении личных отношений с Богом. Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».

Почему Нерукотворный или История возникновения образа

Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление — одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца — на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

О других иконах Христа:

Важные события или Празднование в честь иконы

Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.

За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.

Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»

Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.

В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.

Сейчас никто не знает, где находится реликвия.

Как изображают образ Спаса Нерукотворного

После событий 544 года сформировались два канонических способа изображения Нерукотворного Образа: убрус и чрепие. Спас на убрусе — икона, где лик Христов помещается на фоне светлой материи(убруса). Иногда изображают также ангелов, придерживающих края плата. Спас на чрепии (черепице, кирпиче) изображается на темном фоне или на кирпичной кладке.

Важно! В Православной традиции этот образ рассматривается как одно из свидетельств истинности человеческого воплощения Бога и как основное доказательство необходимости иконопочитания.

Православный интернет-магазин Святцы.Орг — иконы «Спас Нерукотворный».

Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой — Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века — один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.

Спас Нерукотворный — первая работа каждого окончившего обучение иконописца. 

Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем. Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного. Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии — Спасской башни Московского Кремля.

Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.

Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.

Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Икона Спас Нерукотворный

molitva-info.ru

самые известные иконы, значение, в чем помогают, как молиться :: SYL.ru

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя - Бога - в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»

На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии — «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой - Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

www.syl.ru

Описание иконы Нерукотворный Спас, о чём её можно просить? (3 фото + видео)


Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Обзор иконы Спас Нерукотворный

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью,  в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «Спасу Нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

nlo-mir.ru

Тайны канонической иконы. Богословие одежды

Читайте также: О чем говорят жесты на иконах?

Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.

Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.


Господь — Вседержитель

На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.


Преображение

На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.


Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.


Икона Божией Матери «Знамение.

По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.


Владимирская икона Божией Матери

Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.


Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.


Святитель Тихон Задонский

Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.


Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.


Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.


Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

Мученики и благоверные князья нередко изображаются на иконах в одеждах воинов, подобных тем, какие носили в Византии и Древней Руси. Хитон воины носили короткий, назывался он тельник, на него одевали латы, защищавшие воина от вражеского оружия. На иконах угодников Божиих латы напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. Латы бывают нескольких видов, но чаще всего на иконах изображают кольчуги – кольчатые «рубахи» с короткими рукавами и чеканным щитком на груди. Одеяние воинов на иконах полностью совпадает с древними одеждами. Например, если мученики изображены в рост, то на ногах у них обычно бывают ноговицы – они соответствуют современным брюкам, и кампаги – обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.


В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.

.

Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.


Вмц. Ирина Македонская

На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.


Царственные Страстотерпцы

Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.


Равноапостольная княгиня Ольга

Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.


Преподобный Сергий Радонежский

Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.


Преподобный Серафим Саровский

Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему   великому Царю-Христу.

Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.


Икона «Учители умного делания»

Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.


Вмц. Анастасия Узорешительница

Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.


Прп. Мария Египетская

Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.


Мц. Вера

Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Словарь «Правмира» — Икона

www.pravmir.ru


Смотрите также