Икона божией матери гаенатская


Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым... И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий.

1. Боголюбская («Боголюбивая») Московская икона Пресвятой Богородицы

Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения.

2. Икона Божией Матери «Умиление»

В 1337 году в Новгороде случилась эпидемия чумы. Люди молились Богородице перед чудотворной иконой «Умиление», просили Её о заступничестве и помощи. Моровое поветрие прекратилось. Перед образом «Умиление» молятся не только об избавлении от эпидемий - просят об исцелении недугов, о даровании покорности воле Божией.

3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери

Образ Богородицы был написан Герасимом Иконниковом в Шуе «во избавление от постигших их бед и несчастий» во время эпидемии чумы 1653 года. Писать икону Герасиму было велено с образа Смоленской иконы «со всяким благоговением и поспешностию», чтобы успеть за неделю. Но, по преданию, во время работы над образом случилось нечто необыкновенное — положение ножек и ручек Младенца изменилось. На следующий день иконописец поправил рисунок, но икона вновь изменила свой вид. Через неделю образ был завершён. Икону установили в Воскресенском соборе. По свидетельствам, от неё исходило яркое свечение. Люди стали стекаться к иконе, молиться... Эпидемия продолжалась. К сожалению, самого Герасима Иконникова и его семью чума не пощадила, но через некоторое время после усердной общей молитвы болезнь вдруг разом прекратилась сначала у прихожан храма, а потом и во всей Шуе.

4. Грузинская икона Божией Матери

Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы.

5. Смоленская «Седьмиезерная» икона Божией Матери

Две страшные эпидемии моровой язвы поразили Казань в 1655 и в 1771 годах, и обе напасти помогла отвести от людей Богородица. С крестным ходом образ «Седьмиезерной» носили по домам — и чума вскоре отступила.

6. Смоленская «Новгородская» или «Холерная» икона Божией Матери

В 1831 году холера охватила всю Россию. Болел и Новгород. В разгар эпидемии 16 июля 1831 года в нише новгородской Спасо-Преображенской церкви отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей — и через некоторое время после общей молитвы болезнь оставила город.

7. Икона Божией Матери «Феодотьевская»

Образ был обретён под Рязанью недалеко от села Феодотьева. В 1771 году, когда рязанщину поразила чума, икону носили по улицам города и по окрестным сёлам и деревням, заносили в дома. В домах, где уже были заражённые, после появления иконы и молитв перед ней болезнь быстро прекращалась. В домах, ещё не затронутых чумой, моровая язва после посещения его с иконой не появлялась.

8. Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Древняя икона была обретена и прославилась чудесами в 1843 году в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской губернии. От молитв перед ней почти одновременно получали исцеления несколько тяжело больных, весть об этом разнеслась по всей округе. Образ перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца. Во время эпидемии холеры в конце XIX века к Богородице перед иконой обращались и получали облегчение и исцеление сотни людей. В честь чудотворной иконы «Споручница грешных» в Одрино-Николаевском мужском монастыре был возведён большой храм с тремя престолами.

Другие богородичные иконы, перед которыми принято молиться об избавлении от эпидемии:

Иконы святых, которых молят об избавлении от морового поветрия:

  • святого Архангела Рафаила;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана;
  • святого великомученика и целителя Пантелеимона;
  • святителя Луки, исповедника Крымского;
  • святых врачей и целителей Агапита, Дамиана, Ипатия Печерских.

foma.ru

Икона Божией Матери Ацкурская

Пре­да­ние го­во­рит о том, что чу­до­твор­ный Ац­кур­ский об­раз – ко­пия неру­ко­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ный в Гру­зию свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. Как сле­ду­ет из со­чи­не­ния «По­хва­ла» («Хож­де­ние и про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го»), Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це по жре­бию вы­па­ло уда­лить­ся в Гру­зию, но по­ве­ле­ни­ем Гос­по­да для про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства ту­да был по­слан апо­стол Ан­дрей, ко­то­рый из рук Пре­чи­стой по­лу­чил Ее неру­ко­твор­ный об­раз, за­пе­чат­лен­ный на обыч­ной дос­ке, ко­то­рую Она при­ло­жи­ла к Сво­е­му Пре­чи­сто­му Ли­ку. От свя­той ико­ны в Гру­зин­ских пре­де­лах бы­ли яв­ле­ны мно­го­чис­лен­ные чу­де­са.

На­име­но­ва­ние ико­ны про­изо­шло от на­зва­ния се­ле­ния Ац­ку­ри, в ча­сов­ню ко­то­ро­го был по­ме­щен неру­ко­твор­ный спи­сок об­ра­за, со­здан­ный апо­сто­лом Ан­дре­ем: он про­сто при­ло­жил обыч­ную дос­ку к Пер­во­об­ра­зу.

Ац­кур­ская ико­на поль­зо­ва­лась ши­ро­ким по­чи­та­ни­ем сре­ди им­пе­ра­то­ров и про­стых жи­те­лей Гру­зии, мно­гие спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли в Ац­ку­ри, чтобы по­кло­нить­ся свя­то­му об­ра­зу.

Од­на­жды по­сле силь­но­го зем­ле­тря­се­ния в Гру­зии в 80-х го­дах XIII ве­ка чу­до­твор­ный об­раз был об­ре­тен непо­вре­жден­ным под об­ру­шив­шим­ся ку­по­лом Ац­кур­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

Не раз при на­па­де­нии пер­сид­ских войск вра­ги хри­сти­ан­ства по­хи­ща­ли и уво­зи­ли в свои края свя­тую Ац­кур­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, но каж­дый раз она воз­вра­ща­лась об­рат­но в Ац­ку­ри.

В кон­це 60-х го­дов XVI сто­ле­тия сын име­ре­тин­ско­го ца­ря Баг­ра­та III Ге­ор­гий по­ме­стил ико­ну в Ге­лат­ский мо­на­стырь, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XX ве­ка. Ге­лат­ский (Га­е­нат­ский) мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в VIII ве­ке свя­тым ца­рем Да­ви­дом в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дит­ся в 4–5 км к се­ве­ро-во­сто­ку от Ку­та­и­си, древ­не­го цен­тра ис­то­ри­че­ской про­вин­ции За­пад­ной Гру­зии Име­ре­ти.

Ац­кур­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу «Оди­гит­рии» («Пу­те­во­ди­тель­ни­цы»), изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, на­хо­дит­ся в цен­тре че­кан­но­го трех­част­но­го ки­о­та-склад­ня. Оклад сде­лан из чер­вон­но­го зо­ло­та и се­реб­ра с ис­поль­зо­ва­ни­ем дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, жем­чу­га.

С 1952 го­да чу­до­твор­ная Ац­кур­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы хра­нит­ся в Го­судар­ствен­ном му­зее ис­то­рии ис­кусств Гру­зии им. Ш. Я. Ами­ра­на­шви­ли.

azbyka.ru

Икона Божией Матери Галатская

На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Пред­по­ла­га­ют, что пер­во­на­чаль­но свя­той об­раз пре­бы­вал в мо­на­сты­ре, со­ору­жен­ном в честь свя­той ико­ны, ко­то­рый про­су­ще­ство­вал до ХVII ве­ка. В неко­то­рых ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах XIX ве­ка есть упо­ми­на­ние о том, что Га­лат­ская ико­на на­хо­ди­лась в Пер­гии, или Пир­гии (по-гре­че­ски «башне»), од­на­ко дан­ных о су­ще­ство­ва­нии по­доб­но­го мо­на­сты­ря в пре­де­лах Кон­стан­ти­но­по­ля нет. Есть пред­по­ло­же­ние, что под ме­стом, на­зван­ным баш­ней, и, со­от­вет­ствен­но, ме­стом пре­бы­ва­ния свя­то­го об­ра­за, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Ка­сте­лио­тис­сы в Га­ла­те.

В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся в XIX ве­ке. Яв­ле­ние ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но в кни­ге Снес­со­ре­вой «Зем­ная жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

Точ­ный спи­сок с Га­лат­ско­го об­ра­за, по­чи­та­е­мый чу­до­твор­ным, на­хо­дил­ся в Москве, в церк­ви свя­ти­те­ля Ти­хо­на, у Ар­бат­ских во­рот. Спи­сок был вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты в XVII ве­ке. По­сле за­кры­тия хра­ма в 20-х го­дах XX ве­ка Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри сна­ча­ла бы­ла пе­ре­да­на в Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный му­зей ис­кусств на тер­ри­то­рии Дон­ско­го мо­на­сты­ря, а за­тем (в 1935 го­ду) – в Го­судар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую га­ле­рею.

Изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на Га­лат­ской иконе от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу по­яс­ной «Оди­гит­рии». Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец, оде­тый в длин­ный хи­тон и с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей, изо­бра­жен си­дя­щим на ле­вой ру­ке Пре­чи­стой Де­вы, ма­фо­рий на Ко­то­рой укра­шен зо­ло­тым ор­на­мен­том. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние цар­ских ре­га­лий: ски­пет­ра у Бо­го­ма­те­ри и дер­жа­вы у Бо­гом­ла­ден­ца; на гла­вах Их – цар­ские вен­цы.

azbyka.ru

Панагия Сумела. — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Чудотворная икона Божией Матери Панагия Сумела.

 

 

 

 

Апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем.

Первое наименование чудотворного образа Богородицы, написанного самим евангелистом Лукой, было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.

Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя - «Панаги́я Афинио́тисса».

 

... В конце IV века к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала,что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…».  После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм,  повелев монахам следовать за иконой до Понта (Чёрного моря) и на горе Мела основать монастырь. Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие. ( Полная история : http://hram-nikola.kiev.ua/o-… )

 

 

Икона чудесным образом была обнаружена монахами, с тех пор икона получила своё второе имя - Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́).

  

Внутри пещеры монахи построили   небольшую церковь Святой Варвары - первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица. 

 

Поблизости  не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудно. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник  "Колодец в небо", ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

К моменту кончины основателей монастыря, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

 

Монастырь Панагия Сумела.

 

 

 

В 1922 году турки изгнали греков с Понта...

 

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства.

 

 

 

 

 

Сейчас чудотворный образ Песвятой Богородицы находится  на склоне горы Вермиос в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы. 

 

В России икона побывала в Санкт-Петербурге в 2017 году. 

 

 

 Компьютерная реконструкция.

 

 

 

Пресвятая Богородица моли Бога о нас! 

 

azbyka.ru

Панахранта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019; проверки требуют 2 правки.

Панахра́нта (греч. Πανάχραντα — «Всенепорочная, Пречистая», Всемилостивая, Всецари́ца) — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в.

Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.[1]

Другие известные иконы этого типа[править | править код]

  • Некоторые иконы этого типа
  • Киево-Печерская икона Божией Матери, первообраз (1073) утрачен

  • Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, около 1288. Государственная Третьяковская галерея

  • Икона Божией Матери «Державная», XVIII век

  • Ярославская (Печерская) икона, XIX век

ru.wikipedia.org

Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон

25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых в мире, и самой недоступной. Последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад

Иверская икона Божией Матери

По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.

В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.

Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала.

Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной.

Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.

Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…

Икона в двух окладах

Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru

Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:

«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.

И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.

Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru

Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.

Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.

Не вы меня храните, а Я — вас

Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru

По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч. Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.

Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.

После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.

Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.

А России — с XVII века

Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru

Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».

Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).

Святыня Москвы

Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap.ru

Московский список Иверской иконы поместили в часовню у Воскресенских ворот Кремля. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».

Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.

На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.

Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской…

Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна.

В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В храме Воскресения Христова в Сокольниках также хранится образ Иверской Богоматери. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.

Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита).

Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.

Возвращение

Фото с сайта diveevo.ru

В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.

Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.

Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы – 12 (25) февраля.  После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.

Монреальская Иверская икона, мироточивая

Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru

Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм  его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.

Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах,  а икона исчезла.  Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.

Моздокская и Тбилисская Иверская

Фото: Юрий Кавер/РИА Новости

По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона.

Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.

Известен и список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.

Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).

www.miloserdie.ru

Икона Божией Матери Пожайская

На жи­во­пис­ном бе­ре­гу ре­ки Неман у се­ла По­жай­це на­хо­дил­ся По­жай­ский Успен­ский муж­ской мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в XVII ве­ке, дра­го­цен­ной свя­ты­ней ко­то­ро­го бы­ла чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая По­жай­ской. Она весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния и бы­ла при­сла­на из Ри­ма па­пой Алек­сан­дром VII в знак осо­бой бла­го­склон­но­сти ос­но­ва­те­лю По­жай­ско­го мо­на­сты­ря Хри­сто­фо­ру Си­гиз­мун­ду Па­цу, канц­ле­ру Ве­ли­ко­го кня­же­ства Ли­тов­ско­го в 1661 г. По­ме­щен свя­той об­раз был за ле­вым кли­ро­сом со­бор­но­го Успен­ско­го хра­ма, вы­стро­ен­но­го в 1662–1674 гг., в оваль­ной зо­ло­че­ной ра­ме.

Ико­на бы­ла на­пи­са­на на хол­сте оваль­ной фор­мы неиз­вест­ным ху­дож­ни­ком; неко­то­рые по­ла­га­ют, что об­раз мог­ли на­пи­сать два ма­сте­ра: один – Бо­жию Ма­терь с Мла­ден­цем, дру­гой – ве­нок из кра­соч­ных и пыш­ных цве­тов. На Ли­ке Пре­свя­той Де­вы – вы­ра­же­ние ми­ло­сер­дия и люб­ви к страж­ду­щим и скор­бя­щим, с ве­рой при­бе­га­ю­щим к Ее бла­го­дат­ной по­мо­щи и за­ступ­ни­че­ству.

В 1830 го­ду мо­на­стырь вме­сте с на­хо­дя­щей­ся там По­жай­ской ико­ной пе­ре­шел к пра­во­слав­ным и пре­бы­вал в юрис­дик­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви до 1914 го­да. Здесь был ос­но­ван По­жай­ский Успен­ский муж­ской мо­на­стырь, храм в ко­то­ром в 1839 го­ду был пе­ре­стро­ен, а в 1840-м – освя­щен. В 1898 го­ду для свя­той ико­ны был со­ору­жен из по­зо­ло­чен­но­го се­реб­ра оклад, а по­вре­жден­ный вре­ме­нем об­раз от­ре­ста­ври­ро­ван.

В 1893 го­ду го­ро­ду Ков­но, неда­ле­ко от ко­то­ро­го на­хо­дит­ся мо­на­стырь, угро­жа­ла хо­ле­ра. Ис­пу­ган­ные лю­ди бе­жа­ли в лес, а остав­ши­е­ся мо­ли­лись Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це – Небес­ной По­кро­ви­тель­ни­це. Ма­терь Бо­жия не оста­ви­ла страж­ду­щих и на­де­ю­щих­ся на Ее все­силь­ное за­ступ­ни­че­ство – страш­ная бо­лезнь от­сту­пи­ла. В па­мять об этих днях был на­пи­сан спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны По­жай­ской. Этот спи­сок хра­нит­ся в ка­у­нас­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Па­мят­ная над­пись вни­зу ико­ны гла­сит: «Об­раз сей со­ору­жен при­ход­ским по­пе­чи­тель­ством в па­мять из­бав­ле­ния при­хо­да от хо­ле­ры в 1893 г.».

Во все вре­ме­на, и да­же ко­гда об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дил­ся у пра­во­слав­ных, ка­то­ли­ки непре­стан­но по­се­ща­ли мо­на­стырь и мо­ли­лись пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной.

Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914 го­да ико­на бы­ла эва­ку­и­ро­ва­на вглубь Рос­сии. Од­на­ко ли­тов­цы не за­бы­ли о сво­ей свя­тыне, и по их мо­лит­вам в 1928 го­ду вла­сти вер­ну­ли из Моск­вы чу­до­твор­ный об­раз.

Ныне По­жай­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся на сво­ем ис­то­ри­че­ском ме­сте – в По­жай­ском мо­на­сты­ре.

azbyka.ru

Икона Богородицы «Самонаписавшаяся» (Продромитисса, Предтеченская, Ясская, Молдавская-Румынская)

Ико­на из афон­ско­го ски­та Про­дром (Τιμίου Προδρόμου, свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи[1]), на­хо­дя­ще­го­ся в пре­де­лах Лав­ры Свя­то­го Афа­на­сия.

Празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой Са­мо­на­пи­сав­ша­я­ся, уста­нов­ле­но в XIX ве­ке. В 1863 го­ду игу­мен мол­дав­ско­го (позд­нее ру­мын­ско­го) ски­та во имя свя­то­го Про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи на Афо­не Ни­фонт с не­сколь­ки­ми бра­ти­я­ми от­пра­вил­ся по де­лам ски­та в Мол­да­вию. Од­ним из дел бы­ло при­об­ре­сти для оби­те­ли ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. С этой це­лью ино­ки ста­ли ис­кать ху­дож­ни­ка, от­ли­чав­ше­го­ся бла­го­че­сти­ем и воз­дер­жа­ни­ем, что­бы за­ка­зать ему нуж­ную ико­ну. Та­кой ху­дож­ник, уже пре­клон­ных лет, Ге­ор­гий Ни­ко­ла­ев (Георгакис Николау), был най­ден в Яс­сах. С ним был за­клю­чен до­го­вор, что­бы он во вре­мя ра­бо­ты усерд­но по­стил­ся и не до­ве­рял ис­пол­не­ние за­ка­за ни­ко­му дру­го­му. Ко­гда ико­но­пи­сец при­нял­ся за ра­бо­ту, по бла­го­го­ве­нию и стар­че­ской не­мо­щи бо­лее упо­вая на по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри, чем на соб­ствен­ные си­лы, ра­бо­та сна­ча­ла шла успеш­но. Но ко­гда бы­ли на­пи­са­ны одеж­ды и он при­сту­пил к на­пи­са­нию Бо­же­ствен­ных ли­ков, ра­бо­та оста­но­ви­лась: ико­но­пи­сец ни­как не мог на­пи­сать ли­ки хо­ро­шо. Афон­ские ино­ки, уте­шая се­бя и скор­бев­ше­го ико­но­пис­ца, со­ве­то­ва­ли ему мо­лить­ся Ма­те­ри Бо­жи­ей о по­мо­щи. Ге­ор­гий так и по­сту­пил: он стал су­гу­бо по­стить­ся и мо­лить­ся.
Од­на­жды он про­вел весь день в мо­лит­ве, а на сле­ду­ю­щее утро по­шел в ма­стер­скую. По­дой­дя к ико­не, он с изум­ле­ни­ем уви­дел, что ли­ки Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца Хри­ста, над на­пи­са­ни­ем ко­то­рых он столь­ко вре­ме­ни без­успеш­но тру­дил­ся, уже го­то­вы. Бла­го­го­вей­ный тре­пет объ­ял ико­но­пис­ца, и он не смел при­кос­нуть­ся ки­стью к ли­кам, изоб­ра­жен­ным на ико­не с пол­ным со­вер­шен­ством.
Из­ве­стие о про­ис­шед­шем чу­де рас­про­стра­ни­лось по го­ро­ду, и мно­же­ство на­ро­да ста­ло при­хо­дить к чу­дес­ной ико­не, так что ино­кам с тру­дом уда­лось пе­ре­не­сти ее в свой дом. Ино­ки со­об­щи­ли о слу­чив­шем­ся Прео­свя­щен­но­му Кал­ли­ни­ку Ми­клес­ку, ис­пол­няв­ше­му долж­ность мит­ро­по­ли­та. Он осви­де­тель­ство­вал ико­ну и при­знал со­вер­шив­ше­е­ся чу­дом. Бы­ло со­вер­ше­но во­до­освя­ще­ние и толь­ко то­гда до­пу­сти­ли на­род к чу­до­твор­ной ико­не, от ко­то­рой ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных.
По­кло­нить­ся свя­той ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри при­хо­ди­ли не толь­ко пра­во­слав­ные хри­сти­а­не, но и лю­ди дру­гих ис­по­ве­да­ний, в том чис­ле и евреи. Так, од­на ев­рей­ская жен­щи­на, ко­то­рой гро­зи­ла смерть, по­лу­чив бла­го­дат­ную по­мощь от свя­той ико­ны, при­ня­ла свя­тое Кре­ще­ние со всем се­мей­ством.
По до­ро­ге на Афон от свя­той ико­ны Са­мо­на­пи­сав­шей­ся так­же со­вер­ша­лись чу­де­са. В г. Га­ла­це один ху­дож­ник, узнав об ико­не, вы­ска­зал не­ве­рие в ее чу­до­твор­ную си­лу. Ко­гда он по­до­шел к ико­не, то уви­дел лик Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­ме­нив­шим­ся и столь гроз­ным, что при­шел в ужас и рас­ка­ял­ся.
Ко­гда ино­ки вер­ну­лись в свой скит, то за­ста­ли од­но­го из бра­тии тя­же­ло бо­ля­щим: он ед­ва по­да­вал при­зна­ки жиз­ни и не мог да­же го­во­рить. Его под­нес­ли к при­не­сен­ной чу­до­твор­ной ико­не, а в ке­лию он вер­нул­ся уже сам. Так­же про­ис­хо­ди­ли и дру­гие ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых.
Са­мо­на­пи­са­ние ли­ков на свя­той ико­не про­изо­шло в июне 1863 го­да, а празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло уста­нов­ле­но 25 июля.


При­ме­ча­ние

[1] Скит Про­дром (Иоан­на Пред­те­чи) Ру­мын­ский скит Про­дром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или про­сто Про­дром) — ру­мын­ский пра­во­слав­ный об­ще­жи­тель­ный скит.

azbyka.ru

Икона Божией Матери Андрониковская

Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.

Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу оплеч­но, без Мла­ден­ца. На шее Бо­жи­ей Ма­те­ри с пра­вой сто­ро­ны кро­во­то­ча­щая ра­на. В ниж­ней ча­сти ико­ны был при­де­лан фу­тляр, в ко­то­ром хра­нил­ся нож да­мас­ской ста­ли с ко­стя­ной ру­ко­я­тью, ко­то­рым ту­рок-ико­но­не­на­вист­ник на­нес удар иконе, по­сле че­го и по­яви­лась кро­во­то­ча­щая ра­на. К иконе при­ла­гал­ся так­же вы­ши­тый ви­зан­тий­ский герб (дву­гла­вый орел), под­твер­жда­ю­щий им­пе­ра­тор­ское про­ис­хож­де­ние об­ра­за.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство чти­мых спис­ков Ан­д­ро­ни­ков­ской ико­ны.

azbyka.ru

Икона Божией Матери Писидийская

Пи­си­дий­ская Ми­ро­то­чи­вая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­ви­лась ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми в го­ро­де Созо­по­ле Пи­си­дий­ском. Све­де­ний о про­ис­хож­де­нии ее не име­ет­ся. Уже в по­сла­ни­ях об ико­но­по­чи­та­нии Гер­ма­на, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, чи­тан­ных на седь­мом Все­лен­ском со­бо­ре, «ико­на Пре­не­по­роч­ной Де­вы Бо­го­ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в Созо­по­ле Пи­си­дий­ском и ис­то­ча­ю­щая ми­ро из ру­ки изо­бра­жен­ной», на­зы­ва­ет­ся «древ­ней».

Чу­до­тво­ре­ния, ко­то­ры­ми про­слав­ле­на эта св. ико­на и све­де­ния о ко­то­рых до­шли до нас, от­но­сят­ся к VI ве­ку. В это вре­мя (меж­ду 565–577 гг.) в со­сед­нем с Созо­по­лем го­ро­де Ама­сии жил со­слан­ный сю­да пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский св. Ев­ти­хий (па­мять его 6 ап­ре­ля). Пре­сви­тер Ев­ста­фий, совре­мен­ник пат­ри­ар­ха Ев­ти­хия и со­ста­ви­тель его жиз­не­опи­са­ния, упо­ми­на­ет о мно­гих чу­до­тво­ре­ни­ях пат­ри­ар­ха, сви­де­те­лем ко­то­рых был он сам. Вот пер­вое чу­до, о ко­то­ром пе­ре­да­ет Ев­ста­фий. В Ама­сии бы­ла од­на су­пру­же­ская че­та, у ко­то­рой де­ти рож­да­лись мерт­вы­ми. Опе­ча­лен­ные ро­ди­те­ли, скор­бя о сво­ем несчастьи, об­ра­ти­лись к пат­ри­ар­ху с прось­бой по­мо­лить­ся за них, чтобы Гос­подь от­вра­тил от них Свой гнев и да­ро­вал бы им ди­тя жи­вое. Св. Ев­ти­хий, со­тво­рив усерд­ную мо­лит­ву о них, по­ма­зал их обо­их св. еле­ем, «ча­стью от чест­на­го кре­ста, ча­стью же ис­те­ка­ю­щим от свя­тыя ико­ны Пре­чи­стыя Гос­по­жи на­шея Бо­го­ро­ди­цы в Созо­по­ле», про­из­но­ся при этом свои обыч­ные сло­ва: «Во имя Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста». Со­тво­рив эту крат­кую мо­лит­ву, св. Ев­ти­хий по­гру­зил­ся на неко­то­рое вре­мя в мол­ча­ние; за­тем, как бы оза­рен­ный бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью, ска­зал этим су­пру­гам: «На­зо­ви­те ди­тя, ко­то­рое ро­дит­ся, Пет­ром, и оно бу­дет жить». На­хо­дя­щий­ся при этом пре­сви­тер Ев­ста­фий пред­ло­жил св. Ев­ти­хию во­прос: «А ес­ли ро­дит­ся де­воч­ка, то как ее на­звать»? Ев­ти­хий сно­ва по­вто­рил: «Нет, пусть на­зо­вут Пет­ром, и жив бу­дет». Об­ра­до­ван­ные су­пру­ги, твер­до на­де­ясь на ми­лость Бо­жию, воз­вра­ти­лись до­мой. По на­ступ­ле­нии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни ро­дил­ся у них сын, как пред­ска­зал св. Ев­ти­хий, и при кре­ще­нии они на­зва­ли его Пет­ром. Кро­ме него, ро­дил­ся у них и еще сын, ко­то­ро­го они, с бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха, на­рек­ли Иоан­ном. Де­ти рос­ли здо­ро­вы­ми и цве­ту­щи­ми, и ро­ди­те­ли, а с ни­ми и все жи­те­ли го­ро­да, знав­шие об этом чу­де ми­ло­сти Бо­жи­ей про­слав­ля­ли Бо­га.

Елев­сипп, уче­ник ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Си­кео­та (па­мять его 22 ап­ре­ля), со­про­вож­дая всю­ду сво­е­го учи­те­ля, удо­сто­ил­ся быть сви­де­те­лем са­мо­го чу­да ми­ро­то­че­ния от Пи­си­дий­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­гда око­ло 600 го­да св. Фе­о­дор, воз­вра­ща­ясь из Ца­рь­гра­да, за­ехал в Созо­поль на­роч­но с це­лью по­кло­нить­ся чу­до­твор­ной Ми­ро­то­чи­вой иконе Бо­го­ма­те­ри. Вой­дя в храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и про­стер­ши ру­ки свои в мо­лит­ве на­по­до­бие кре­ста, св. Фе­о­дор устре­мил очи свои к чу­до­твор­ной иконе, и елей чу­дес­ной си­лой ис­торг­ся из ико­ны Бо­го­ма­те­ри и оро­сил очи пред­сто­я­ще­го здесь пе­ред ней свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия. Все быв­шие там, уви­дев это зна­ме­ние бла­го­дат­ной си­лы, вос­клик­ну­ли: «Во­ис­ти­ну ве­лик этот раб Бо­жий».

Сви­де­тель­ство о Ми­ро­то­чи­вой Пи­си­дий­ской иконе Бо­го­ма­те­ри со­дер­жит­ся так­же в по­сла­ни­ях св. Гер­ма­на, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (па­мять его празд­ну­ет­ся 12 мая). В на­ча­ле го­не­ния на свя­тые ико­ны, быв­ше­го при им­пе­ра­то­ре Льве Ис­ав­ря­нине (716–741 гг.), Гер­ман в по­сла­нии к Фо­ме, епи­ско­пу Клав­дио­поль­ско­му, оправ­ды­вая по­чи­та­ние св. икон прак­ти­кой церк­ви и ука­зы­вая в под­твер­жде­ние это­го на изо­бра­же­ние Спа­си­те­ля, устро­ен­ное кро­во­то­чи­вой жен­щи­ной, на Эдес­ский неру­ко­тво­рен­ный об­раз Спа­си­те­ля и на изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри, пи­сан­ное еван­ге­ли­стом Лу­кой, за­ме­ча­ет, что «чрез раз­лич­ные ико­ны Бог со­вер­шал чу­де­са, о ко­то­рых мно­гие жаж­дут мно­гое рас­ска­зать; так, на­при­мер, Он по­да­вал ис­це­ле­ние бо­ля­щим, что мы и са­ми ис­пы­та­ли. За­ме­ча­тель­нее же все­го то, что ни­ка­ко­го воз­ра­же­ния и со­мне­ния не встре­ча­ет­ся про­тив то­го, что на­хо­дя­ща­я­ся в Пи­си­дий­ском Созо­по­ле ико­на Все­не­по­роч­ной Бо­го­ро­ди­цы из дла­ни из­ли­ва­ла струю ми­ра. Об этом чу­де сви­де­тель­ству­ют мно­гие». Это со­об­ще­ние пат­ри­ар­ха Гер­ма­на бы­ло утвер­жде­но в сво­ей ис­тин­но­сти седь­мым Все­лен­ским со­бо­ром, на ко­то­ром оно и чи­та­лось.

У нас в Рос­сии есть древ­ний спи­сок с Пи­си­дий­ской Ми­ро­то­чи­вой ико­ны, ко­то­рый с 1608 го­да на­хо­дит­ся в Мос­ков­ском Но­воспас­ском мо­на­сты­ре под на­зва­ни­ем Пи­сий­ской или Пи­си­дий­ской ико­ны. Эта ико­на бы­ла ке­лей­ной у ма­те­ри ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва (1613–1645 гг.) Ксе­нии, при­няв­шей в ино­че­стве имя Мар­фы. Кро­ме Пи­си­дий­ской, су­ще­ству­ет еще дру­гая Ми­ро­то­чи­вая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная под име­нем Пиме­нов­ской (све­де­ния о ней см. под 6 июня).

azbyka.ru

Икона Божией Матери Молченская

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери благодарственная приносим пения о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии от бед, скорбей и болезней скорое приимут избавление. О, небесе и земли Царице, буди нам милосердная Мати, да любовию Твоею во вся дни жизни нашея охраняеми, вопием Ти:

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Икос 1

Ангелов Творец избра Тя, Владычице, спасению послужити рода человеческаго. Ты же, на славный и многоскорбный сей жребий согласие давши, плоть Свою воплощению Сына Божия даровала еси. Ныне же предстательствуеши за нас пред Ним и велию Твою милость изливаеши чрез многочисленныя иконы Твоя чудотворныя. К единей же от них, «Молченской», припадающе, из глубины сердца взываем Ти:

Радуйся, Святое селение Слова Божия;

Радуйся, Света Неприступнаго Вместилище;

Радуйся, Престоле Господень превознесенный;

Радуйся, решения Предвечнаго Совета Исполнительнице;

Радуйся, Камене домостроительства Божия;

Радуйся, Небеснаго воинства Царице;

Радуйся, Царя царствующих Мати;

Радуйся, Новый Эдеме, славнейший древняго;

Радуйся, Евино падение к восстанию подвигшая;

Радуйся, рождеством Своим главу змиеву поправшая;

Радуйся, древней клятвы разрешение;

Радуйся, Обетование грядущаго спасения;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 2

Видяще Тя, Богородице, на иконе дивней Твоей, во объятиях Сына Божия держащую, в деснице Твоей зрим лествицу, иже путеводительство Твое являет. По ней же помощию Твоею и молитвами на небо восходим, идеже вси праведнии воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум немощный изумляется, Богомати, егда в знацех, на древней иконе Твоей явленных, тщится объяти глубину непостижимую служения Твоего: одеяние бо Твое яко из темных облак соткано, на десном рамене – светило лунное, на главе Твоей – лик солнечный, на персех – дуга многоцветная. Дивяся сему, в изумлении вопием Ти тако:

Радуйся, Ковчеже Ноев, народ святый Богу спасающий;

Радуйся, Голубице, благую весть в потопе житейстем погибающим принесшая;

Радуйся, Дуго многоцветная, обетование спасения нашего;

Радуйся, Лествице Иаковля, Еюже сниде Бог к людем Своим;

Радуйся, Купино Неопалимая, огнь Божества неврежденно приимшая;

Радуйся, Жезле Моисеов, в море житейстем путь спасения указующий;

Радуйся, Море Чермное, по прошествии Израиля непроходно пребывшее;

Радуйся, Живоносный источниче, в пустыне напояющий жаждущия;

Радуйся, Манно Небесная, присно питающая многих;

Радуйся, Скрижале, в Тебе бо Слово спасения вообразися;

Радуйся, Ковчеже Завета одушевленный, Христа-Законодавца внутрь носивший;

Радуйся, Святая Святых несравненно большая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 3

Силу разумения Писаний подати нам просим, Владычице, дабы познати, яко пророцы древле прорекоша во образех мнозех прикровенную до времени славу Твою, Богомати. Тако и ныне возсиявши в иконе Твоей средь блат Молченских, образ нам являеши, яко да возсияет свет милости Твоея, Владычице, средь мрака греховнаго душ наших, тем же возславим Бога: Аллилуиа.

Икос 3

Имаше промышление благое о людех Твоих, Богородице, зрим убо, яко древле прореченное во пророцех, являеши ныне ко вразумлению нашему в чудотворных иконах Твоих. Ведуще сие, воспоим Ти тако:

Радуйся, Заступнице, предстоиши бо Христу, яко Царица, златыми ризами добродетели одеяна;

Радуйся, Горо тучная, усыренная Духом, в Тебе бо благоволи пребывати Бог;

Радуйся, Чертоже Царский, Граде избранный, в нем же вселися Христос;

Радуйся, Руно Гедеоново, на Него же Дух Святый сшел еси, яко дождь;

Радуйся, Избраннице Божия, о Тебе же древле воспе Соломон: Вся добра еси, Ближняя моя;

Радуйся, Ковчеже одушевленный, в Тебе бо Премудрость Божия созда Себе дом;

Радуйся, Вместилище небесами Невместимаго, о Тебе бо Исаия возопи: Се, Дева во чреве приимет;

Радуйся, Жезле процветший, от Него же прозябе нам Цвет небесный Христос;

Радуйся, Дево, Иезекиилем предреченная, Ею же, затворенней вниде Бог;

Радуйся, Колеснице огнеобразная Сущаго на херувимех;

Радуйся, Книго запечатленая, в Ней же Перстом Божественым начертася нам Слово Божие;

Радуйся, Горо Несекомая, от Нея же Краеугольный Камень отсечеся, Христос;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 4

Бурю напастей и распрей воздвизаемую умирила еси заступничеством Твоим, Богомати, егда Лжедмитрий со иноплеменницы злоумышлял есть в Путивле против земли Русской. Тако ныне предстательством Твоим умири мир, просвети отступивших от Бога и разори советы нечестивых противу Церкви Христовой. Да прославим Бога, даровавшего таковую Заступницу, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше словеса Твоя, Богородице, о первописанней иконе: С сим образом благодать Моя и сила, с надеждой припадаем к святым иконам Твоим и прославляем житие Твое тако:

Радуйся, неплодных богоотец Иоакима и Анны благоуханный плод;

Радуйся, в храм законный жити приведенная и во Святая Святых, на общение Ангелов введенная;

Радуйся, путь девства Приснодевством Своим освятившая;

Радуйся, Благодатная, благую весть о рождестве Сына Божия от Архангела получившая;

Радуйся, Благословенная в женах, избранничеством и смирением Своим Бога на землю низведшая;

Радуйся, целование Елизаветино и взыграние младенца ея яко пророчество приимшая;

Радуйся, крайнее снисхождение Божие продолжила еси, в вертепе Сына Божия рождши и в яслех положивши Его;

Радуйся, рождеством Сына Своего ангелов возвеселившая;

Радуйся, поклонение пастырей и дары волхвов Сыну Божию приимшая;

Радуйся, скорбей, Симеоном Тебе предреченных, не убоявшаяся;

Радуйся, от злобы Ирода со Младенцем Христом Ангелом спасенная;

Радуйся, явлением Своим идолов египетских сокрушившая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 5

Боготечная звезда есть людем икона Твоя, Богомати, являеши бо ся в ней Одигитрией, путь на небо нам указующей. Молим Тя, Преблагая, укажи нам царский путь ко спасению, да шедше им, воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, Богородице, дивную икону Твою, яко щит в житейстех бранех нам данную, обратимся душею к многоскорбному и славному пути Твоему и воззрим со смирением на беды и скорби наша, да наставлением Твоим усмотрим в них Божие промышление, ко спасению подаваемое. Разумевше же сие, воспоим Ти тако:

Радуйся, Сына потеряннаго, в доме Отца – Храме Божием обретшая;

Радуйся, о преложении воды в вино на браке в Кане Сына упросившая;

Радуйся, весь крестный путь Сына Божия до Голгофы с Ним прошедшая;

Радуйся, Преблагословенная, апостолов твердостию Своею превзошедшая;

Радуйся, Божество Сына Своего в самих муках Его прозревшая;

Радуйся, преданность смотрению Божию при кресте Христовом явившая;

Радуйся, грех распенших Сына Твоего любовию покрывшая;

Радуйся, весь род человеческий в лице Иоанна Богослова при кресте усыновившая;

Радуйся, первая от человек воскресшаго Господа узревшая;

Радуйся, вознесение Господа зрящи, прославлению человечества Его возликовавшая;

Радуйся, по успении своем душу в руце Сына Своего предавшая;

Радуйся, яко по вознесении своем на небо там предстательствуеши за нас;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 6

Проповедниками славы Твоея, Богомати, в земли Сумской, явистася два инока, принесших икону Твою во дни древния из разоренных пределов Киевских на гору Чудную посреде блат Молченских. Видящии же ту и уверившиися в чудотворениих ея возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия на Чудной горе благодать велия, егда по смерти иноков, икона Твоя, Богородице, бортнику явися, и, по велению Твоему, на месте явления ея церковь Рождества Богородицы людем путивльским в радость велию основася. С ними же и вся Церковь Православная славословие приносит Ти таковое:

Радуйся, усердно внимавшая учению Сына своего;

Радуйся, верная Исполнительнице дела Христова;

Радуйся, Благословеннная, апостольский жребий приявшая;

Радуйся, Храме Бога Живаго, Церковь собою прообразившая;

Радуйся, Столпе и Утверждение Истины, Церкве покров и заступление;

Радуйся, Премудросте Божия, стадо Христово назидающая;

Радуйся, Источниче красоты церковныя;

Радуйся, храмов Божиих благоукрашение;

Радуйся, благодать и силу образом своим сообщающая;

Радуйся, благолепием службы церковныя исполняющая;

Радуйся, благозвучие молитвеннаго пения благодатию напояющая;

Радуйся, Сердце Церкве, ответную любовь у верных вызывающая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 7

Хотяй бортник меду собрати, виде на ветвех в сиянии яко солнце икону Твою, Богомати. Слыша же глас: Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы, мед истинный вместо пчелинаго обрет, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новозданный храм на месте явления иконы Твоея, Богомати, многих молящихся привлекл есть. Молитвами же и подвигами Софрониева пустынь во имя Рождества Твоего, Владычице, основася зде. Иноцы же обители сей славяше Тя тако:

Радуйся, от мира отрекшимся духовное утешение дарующая;

Радуйся, во бранех духовных непобедимая Споборнице;

Радуйся, православных обителей благоустроение;

Радуйся, трудов монашеских благоплодие изрядное;

Радуйся, яко чудная икона Твоя на Чудной горе прославися;

Радуйся, яко среди топи блат Молченских благодать Твоя велия возсия;

Радуйся, яко медом истинным бортнику явившися, ныне напояеши всех;

Радуйся, Софрониевой пустыни основание;

Радуйся, по разорении пустыни иконы Твоея чудное спасение;

Радуйся, путивльския обители премудрое устроение;

Радуйся, обители Молченския из руин чудесное возстание;

Радуйся, земли Путивльския Твердыне и благословение;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 8

Странное чудо явися, егда девица слепая в веси Бусиновской узре Тя во сне, Владычице. Слышавши же слова: Иди вдоль реки и обрящеши икону Мою, возста от сна, волю Твою исполни. Обретше же чудную икону, в радости возопи: Аллилуиа.

Икос 8

Вся исполняя по слову Твоему, Пречистая, пойде девица по брегу и обрете источник, омывши очи, прозре. Посем до нощи с усердием искаше девица икону Твою, Богомати, и не узре. Токмо на вторый день сретши икону, из глубины души возопи Ти тако:

Радуйся, град Москву явлением чудныя иконы Твоея посетившая;

Радуйся, веси Бусиновской благословение и благоукрашение;

Радуйся, душ человеческих из мрака изведение;

Радуйся, духовных и телесных очес прозрение;

Радуйся, Живоносный Источниче жизнь вечную источающая;

Радуйся, кладезю Бусиновскому силу благодатную сообщающая;

Радуйся, многих омывшихся в нем скорое исцеление;

Радуйся, Море благодати от иконы Твоея источающая;

Радуйся, Пристанище житейскаго бурнаго плавания;

Радуйся, Звездо, озаряющая души наша;

Радуйся, Небо, сиянием Славы Господней исполненное;

Радуйся, Горо высокая, в горняя душу возводящая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 9

Всякое истинное утратив разумение, неции от богородичник, неправо воздающе почитание Богородице, навыкли в храм Бусиновский ходити, смущающе стадо Христово, служителями же церкви вразумлени быша, оставили заблуждение свое, вернии же возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сии многовещаннии, глаголют, яко Дева Пречистая, а не Сын Ея, спасает род человеческий. Сию хулу глаголюще и таинств церковных не приемлюще отревают себе от Церкви Божией. Мы же, воздавая честь Пречистей, исповедуем Ея Матерью Христа, Сына Божия, и яко Ходатаице пред Ним за нас навыкли честь Ей возздавати. Сего ради восхваляем Пренепорочную тако:

Радуйся, Дщере Адамова, избранничеством, послушанием и чистотою Своей грех первородный обесплодившая;

Радуйся, Непорочная, личнаго греха единая из жен не имевшая;

Радуйся, Плоде Сладчайший, в дар Господу от рода человеческаго принесенный;

Радуйся, Браконеискусная, нашествием Духа святаго предочищенная;

Радуйся, плоть Свою Сыну Божию взаимодавшая;

Радуйся, Премудрая, неправо почитающих Тя вразумляющая;

Радуйся, Благодатная, чудесы дивные от икон Твоих источающая;

Радуйся, Милосердная, иноверцев, обращающихся к Тебе не отвергающая;

Радуйся, Преблагая, прошения всех скоро исполняющая;

Радуйся, Пресвятая, всех любовию Своею покрывающая;

Радуйся, Пресветлая, лжеучителей суемудренных вразумляющая;

Радуйся, Чистая, колеблющихся в вере наставляющая и утверждающая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 10

Спасти хотящи род человеческий от скорбей и болезней, Богомати, велию милость имаши к страждущим младенцем, ведомо бо есть, яко помазани бывше елеем от иконы Твоея в церкви Бусиновской, скорее получаху изцеление. Матери же оных воспеваша Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богомати. Обители Молченской и веси Бусиновской ограда несокрушимая. Сего ради припадающе к чудотворной иконе Твоей с многоразличными скорбями своими, вопием Ти таковая:

Радуйся, жен носящих во чреве Хранительнице;

Радуйся, страждущих рожениц Разрешение;

Радуйся, младенцев Млекопитательнице;

Радуйся, благая наставнице юных;

Радуйся, сирот Оградо и изрядное попечение;

Радуйся, Устроительнице благих супружеств;

Радуйся, семей благочестивых Покровительнице;

Радуйся, в скорбех житейских надежная Помощнице;

Радуйся, враждующих скорое примирение;

Радуйся, вдов и матерей одиноких Заступление;

Радуйся, в немощней старости Опоро и Утешение;

Радуйся, всеми отверженных Защищение;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 11

Пением хвалебным прославляем Тя вси, Богородице, яко по великому милосердию Твоему, хулители веры православныя, осквернивше живоносный источник Бусиновский, замышляли умалити сияние славы иконы Твоея, Владычице. Обаче в замысле своем никакоже успеша, возросла бо есть слава Ея паче прежняго. Вернии же, радующеся о сем, возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильницы наша угасоша, зело оскудели есть мы елеом веры и добродетелей, всуе мятемся в жизни сей временней. К иконе же Твоей припадающе, силу веры и надежду спасения в Тебе обретаем. Сего ради велегласно Ти вопием:

Радуйся, обуреваемых житейскою бурею Светильниче неугасимый;

Радуйся, мира мятущагося умирение;

Радуйся, рода православного Покровительнице;

Радуйся, правителей безумных вразумление и наказание;

Радуйся, в ратных бранех правым Поборнице;

Радуйся, правоверных вождей и воинов воодушевление и Хранительнице;

Радуйся, больных и уязвленных ранами Целительнице;

Радуйся, средь толп мятежных сущим Покрове и Ограждение;

Радуйся, изгнанных из домов своих Пристанище;

Радуйся, у края бездны сущих Спасение;

Радуйся, матерем скорбящим, усердно молящимся Тебе, заблудших детей Возвращение;

Радуйся, отчаявшимся надежду спасения подающая;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 12

Благодать, возсиявшая иногда посреде блат Молченских от дивныя иконы Твоея, Богомати, преизливается ныне в веси Бусиновской и во всем граде Московском, знаемо бо есть, яко сугубую благодатную помощь имут от Тебе недугующии душевными болезньми и одержимые духами нечистыми. Мы же, ликующе о сем, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще множество благодеяний Твоих роду человеческому, не уподобимся младенцем несмысленным, дарам материнским радующимся, самую же матерь благодарити забывающим. Но имуще в Тебе, Богородице, красоты и любве сокровище неистощимое, воспоим благодарными усты Ти сице:

Радуйся, дарованьми благодатными обильно украшенная;

Радуйся, усердно притекающих к Тебе щедро одаряющая;

Радуйся, рода человеческаго упование;

Радуйся, всея твари Божией чаяние;

Радуйся, одержимых духами нечистыми исцеление;

Радуйся, вся потребная ко спасению подающая;

Радуйся, отходящим в жизнь вечную ободрение и заступление;

Радуйся, неправых судей вразумление;

Радуйся, страждущих узников Защита и Утешение;

Радуйся, странствующих Путеводительница;

Радуйся, зиждителей труждающихся благая Помощнице;

Радуйся, песнотворцев богоугодных Вдохновение;

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, припадающе ныне к благодатней иконе Твоей, просим Тя умолити милостиваго Бога: да спасет погибающий мир, помилует страну нашу Российскую и нас, живущих в ней вразумит и на путь правый наставит, да воспоем Ему вси: Аллилуиа.

(Сей кондак поется 3 раза, а затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

azbyka.ru


Смотрите также