Икона божией матери гаенатская
Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий
Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым... И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий.
1. Боголюбская («Боголюбивая») Московская икона Пресвятой Богородицы

Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения.
2. Икона Божией Матери «Умиление»

В 1337 году в Новгороде случилась эпидемия чумы. Люди молились Богородице перед чудотворной иконой «Умиление», просили Её о заступничестве и помощи. Моровое поветрие прекратилось. Перед образом «Умиление» молятся не только об избавлении от эпидемий - просят об исцелении недугов, о даровании покорности воле Божией.
3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери

Образ Богородицы был написан Герасимом Иконниковом в Шуе «во избавление от постигших их бед и несчастий» во время эпидемии чумы 1653 года. Писать икону Герасиму было велено с образа Смоленской иконы «со всяким благоговением и поспешностию», чтобы успеть за неделю. Но, по преданию, во время работы над образом случилось нечто необыкновенное — положение ножек и ручек Младенца изменилось. На следующий день иконописец поправил рисунок, но икона вновь изменила свой вид. Через неделю образ был завершён. Икону установили в Воскресенском соборе. По свидетельствам, от неё исходило яркое свечение. Люди стали стекаться к иконе, молиться... Эпидемия продолжалась. К сожалению, самого Герасима Иконникова и его семью чума не пощадила, но через некоторое время после усердной общей молитвы болезнь вдруг разом прекратилась сначала у прихожан храма, а потом и во всей Шуе.
4. Грузинская икона Божией Матери

Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы.
5. Смоленская «Седьмиезерная» икона Божией Матери

Две страшные эпидемии моровой язвы поразили Казань в 1655 и в 1771 годах, и обе напасти помогла отвести от людей Богородица. С крестным ходом образ «Седьмиезерной» носили по домам — и чума вскоре отступила.
6. Смоленская «Новгородская» или «Холерная» икона Божией Матери
В 1831 году холера охватила всю Россию. Болел и Новгород. В разгар эпидемии 16 июля 1831 года в нише новгородской Спасо-Преображенской церкви отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей — и через некоторое время после общей молитвы болезнь оставила город.
7. Икона Божией Матери «Феодотьевская»

Образ был обретён под Рязанью недалеко от села Феодотьева. В 1771 году, когда рязанщину поразила чума, икону носили по улицам города и по окрестным сёлам и деревням, заносили в дома. В домах, где уже были заражённые, после появления иконы и молитв перед ней болезнь быстро прекращалась. В домах, ещё не затронутых чумой, моровая язва после посещения его с иконой не появлялась.
8. Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Древняя икона была обретена и прославилась чудесами в 1843 году в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской губернии. От молитв перед ней почти одновременно получали исцеления несколько тяжело больных, весть об этом разнеслась по всей округе. Образ перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца. Во время эпидемии холеры в конце XIX века к Богородице перед иконой обращались и получали облегчение и исцеление сотни людей. В честь чудотворной иконы «Споручница грешных» в Одрино-Николаевском мужском монастыре был возведён большой храм с тремя престолами.
Другие богородичные иконы, перед которыми принято молиться об избавлении от эпидемии:
Иконы святых, которых молят об избавлении от морового поветрия:
- святого Архангела Рафаила;
- святителя Николая Чудотворца;
- святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана;
- святого великомученика и целителя Пантелеимона;
- святителя Луки, исповедника Крымского;
- святых врачей и целителей Агапита, Дамиана, Ипатия Печерских.
foma.ru
Икона Божией Матери Ацкурская
Предание говорит о том, что чудотворный Ацкурский образ – копия нерукотворной иконы Божией Матери, принесенный в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным. Как следует из сочинения «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), Пресвятой Богородице по жребию выпало удалиться в Грузию, но повелением Господа для проповеди христианства туда был послан апостол Андрей, который из рук Пречистой получил Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, которую Она приложила к Своему Пречистому Лику. От святой иконы в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса.
Наименование иконы произошло от названия селения Ацкури, в часовню которого был помещен нерукотворный список образа, созданный апостолом Андреем: он просто приложил обычную доску к Первообразу.
Ацкурская икона пользовалась широким почитанием среди императоров и простых жителей Грузии, многие специально приезжали в Ацкури, чтобы поклониться святому образу.
Однажды после сильного землетрясения в Грузии в 80-х годах XIII века чудотворный образ был обретен неповрежденным под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора.
Не раз при нападении персидских войск враги христианства похищали и увозили в свои края святую Ацкурскую икону Божией Матери, но каждый раз она возвращалась обратно в Ацкури.
В конце 60-х годов XVI столетия сын имеретинского царя Баграта III Георгий поместил икону в Гелатский монастырь, где она пребывала до начала XX века. Гелатский (Гаенатский) монастырь, основанный в VIII веке святым царем Давидом в честь Успения Божией Матери, находится в 4–5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети.
Ацкурская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрии» («Путеводительницы»), изображение Божией Матери, держащей на левой руке Божественного Младенца, находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Оклад сделан из червонного золота и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга.
С 1952 года чудотворная Ацкурская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственном музее истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
azbyka.ru
Икона Божией Матери Галатская
Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до ХVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате.
В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Список был выполнен мастерами Оружейной палаты в XVII веке. После закрытия храма в 20-х годах XX века Галатская икона Божией Матери сначала была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря, а затем (в 1935 году) – в Государственную Третьяковскую галерею.
Изображение Божией Матери на Галатской иконе относится к иконографическому типу поясной «Одигитрии». Божественный Младенец, одетый в длинный хитон и с благословляющей десницей, изображен сидящим на левой руке Пречистой Девы, мафорий на Которой украшен золотым орнаментом. Особенностью иконы является изображение царских регалий: скипетра у Богоматери и державы у Богомладенца; на главах Их – царские венцы.
azbyka.ru
Панагия Сумела. — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»
Чудотворная икона Божией Матери Панагия Сумела.
Апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем.
Первое наименование чудотворного образа Богородицы, написанного самим евангелистом Лукой, было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя - «Панаги́я Афинио́тисса».
... В конце IV века к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала,что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, повелев монахам следовать за иконой до Понта (Чёрного моря) и на горе Мела основать монастырь. Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие. ( Полная история : http://hram-nikola.kiev.ua/o-… )
Икона чудесным образом была обнаружена монахами, с тех пор икона получила своё второе имя - Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́).
Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары - первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудно. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник "Колодец в небо", ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.
К моменту кончины основателей монастыря, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.
Монастырь Панагия Сумела.
В 1922 году турки изгнали греков с Понта...
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства.
Сейчас чудотворный образ Песвятой Богородицы находится на склоне горы Вермиос в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.
В России икона побывала в Санкт-Петербурге в 2017 году.
Компьютерная реконструкция.
Пресвятая Богородица моли Бога о нас!
azbyka.ru
Панахранта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019; проверки требуют 2 правки.Панахра́нта (греч. Πανάχραντα — «Всенепорочная, Пречистая», Всемилостивая, Всецари́ца) — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в.
Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.[1]
Другие известные иконы этого типа[править | править код]
- Некоторые иконы этого типа
-
Киево-Печерская икона Божией Матери, первообраз (1073) утрачен
-
Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, около 1288. Государственная Третьяковская галерея
-
Икона Божией Матери «Державная», XVIII век
-
Ярославская (Печерская) икона, XIX век
ru.wikipedia.org
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон
25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых в мире, и самой недоступной. Последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад

Иверская икона Божией Матери
По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.
В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.
Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала.
Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной.
Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.
Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…
Икона в двух окладах

Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru
Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:
«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.
И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.

Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru
Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.
Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.
Не вы меня храните, а Я — вас

Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru
По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч. Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.
Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.
После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.
Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».
Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.
А России — с XVII века

Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».
Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).
Святыня Москвы

Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap.ru
Московский список Иверской иконы поместили в часовню у Воскресенских ворот Кремля. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».
Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской…
Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна.
В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В храме Воскресения Христова в Сокольниках также хранится образ Иверской Богоматери. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.
Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита).
Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
Возвращение

Фото с сайта diveevo.ru
В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы – 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.
Монреальская Иверская икона, мироточивая

Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.
Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.
Моздокская и Тбилисская Иверская

Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона.
Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.
Известен и список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.
Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).
www.miloserdie.ru
Икона Божией Матери Пожайская
На живописном берегу реки Неман у села Пожайце находился Пожайский Успенский мужской монастырь, основанный в XVII веке, драгоценной святыней которого была чудотворная икона Божией Матери, именуемая Пожайской. Она весьма древнего происхождения и была прислана из Рима папой Александром VII в знак особой благосклонности основателю Пожайского монастыря Христофору Сигизмунду Пацу, канцлеру Великого княжества Литовского в 1661 г. Помещен святой образ был за левым клиросом соборного Успенского храма, выстроенного в 1662–1674 гг., в овальной золоченой раме.
Икона была написана на холсте овальной формы неизвестным художником; некоторые полагают, что образ могли написать два мастера: один – Божию Матерь с Младенцем, другой – венок из красочных и пышных цветов. На Лике Пресвятой Девы – выражение милосердия и любви к страждущим и скорбящим, с верой прибегающим к Ее благодатной помощи и заступничеству.
В 1830 году монастырь вместе с находящейся там Пожайской иконой перешел к православным и пребывал в юрисдикции Православной Церкви до 1914 года. Здесь был основан Пожайский Успенский мужской монастырь, храм в котором в 1839 году был перестроен, а в 1840-м – освящен. В 1898 году для святой иконы был сооружен из позолоченного серебра оклад, а поврежденный временем образ отреставрирован.
В 1893 году городу Ковно, недалеко от которого находится монастырь, угрожала холера. Испуганные люди бежали в лес, а оставшиеся молились Пресвятой Богородице – Небесной Покровительнице. Матерь Божия не оставила страждущих и надеющихся на Ее всесильное заступничество – страшная болезнь отступила. В память об этих днях был написан список чудотворной иконы Пожайской. Этот список хранится в каунасском Благовещенском соборе. Памятная надпись внизу иконы гласит: «Образ сей сооружен приходским попечительством в память избавления прихода от холеры в 1893 г.».
Во все времена, и даже когда образ Пресвятой Богородицы находился у православных, католики непрестанно посещали монастырь и молились перед чудотворной иконой.
Во время Первой мировой войны 1914 года икона была эвакуирована вглубь России. Однако литовцы не забыли о своей святыне, и по их молитвам в 1928 году власти вернули из Москвы чудотворный образ.
Ныне Пожайская икона Божией Матери находится на своем историческом месте – в Пожайском монастыре.
azbyka.ru
Икона Богородицы «Самонаписавшаяся» (Продромитисса, Предтеченская, Ясская, Молдавская-Румынская)
Икона из афонского скита Продром (Τιμίου Προδρόμου, святого Иоанна Предтечи[1]), находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия.
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся, установлено в XIX веке. В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев (Георгакис Николау), был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнение заказа никому другому. Когда иконописец принялся за работу, по благоговению и старческой немощи более уповая на помощь Божией Матери, чем на собственные силы, работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: он стал сугубо поститься и молиться.
Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством.
Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, так что инокам с трудом удалось перенести ее в свой дом. Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику Миклеску, исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. Было совершено водоосвящение и только тогда допустили народ к чудотворной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных.
Поклониться святой иконе Божией Матери приходили не только православные христиане, но и люди других исповеданий, в том числе и евреи. Так, одна еврейская женщина, которой грозила смерть, получив благодатную помощь от святой иконы, приняла святое Крещение со всем семейством.
По дороге на Афон от святой иконы Самонаписавшейся также совершались чудеса. В г. Галаце один художник, узнав об иконе, высказал неверие в ее чудотворную силу. Когда он подошел к иконе, то увидел лик Божией Матери переменившимся и столь грозным, что пришел в ужас и раскаялся.
Когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келию он вернулся уже сам. Также происходили и другие исцеления больных и бесноватых.
Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 25 июля.
Примечание
[1] Скит Продром (Иоанна Предтечи) Румынский скит Продром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или просто Продром) — румынский православный общежительный скит.
azbyka.ru
Икона Божией Матери Андрониковская
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.
azbyka.ru
Икона Божией Матери Писидийская
Писидийская Мироточивая икона Божией Матери прославилась великими чудесами в городе Созополе Писидийском. Сведений о происхождении ее не имеется. Уже в посланиях об иконопочитании Германа, патриарха Константинопольского, читанных на седьмом Вселенском соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней».
Чудотворения, которыми прославлена эта св. икона и сведения о которых дошли до нас, относятся к VI веку. В это время (между 565–577 гг.) в соседнем с Созополем городе Амасии жил сосланный сюда патриарх Константинопольский св. Евтихий (память его 6 апреля). Пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия и составитель его жизнеописания, упоминает о многих чудотворениях патриарха, свидетелем которых был он сам. Вот первое чудо, о котором передает Евстафий. В Амасии была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Опечаленные родители, скорбя о своем несчастьи, обратились к патриарху с просьбой помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и даровал бы им дитя живое. Св. Евтихий, сотворив усердную молитву о них, помазал их обоих св. елеем, «частью от честнаго креста, частью же истекающим от святыя иконы Пречистыя Госпожи нашея Богородицы в Созополе», произнося при этом свои обычные слова: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа». Сотворив эту краткую молитву, св. Евтихий погрузился на некоторое время в молчание; затем, как бы озаренный божественной благодатью, сказал этим супругам: «Назовите дитя, которое родится, Петром, и оно будет жить». Находящийся при этом пресвитер Евстафий предложил св. Евтихию вопрос: «А если родится девочка, то как ее назвать»? Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут Петром, и жив будет». Обрадованные супруги, твердо надеясь на милость Божию, возвратились домой. По наступлении определенного времени родился у них сын, как предсказал св. Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, родился у них и еще сын, которого они, с благословения патриарха, нарекли Иоанном. Дети росли здоровыми и цветущими, и родители, а с ними и все жители города, знавшие об этом чуде милости Божией прославляли Бога.
Елевсипп, ученик великого подвижника преподобного Феодора Сикеота (память его 22 апреля), сопровождая всюду своего учителя, удостоился быть свидетелем самого чуда мироточения от Писидийской иконы Божией Матери, когда около 600 года св. Феодор, возвращаясь из Царьграда, заехал в Созополь нарочно с целью поклониться чудотворной Мироточивой иконе Богоматери. Войдя в храм Пресвятой Богородицы и простерши руки свои в молитве наподобие креста, св. Феодор устремил очи свои к чудотворной иконе, и елей чудесной силой исторгся из иконы Богоматери и оросил очи предстоящего здесь перед ней святого угодника Божия. Все бывшие там, увидев это знамение благодатной силы, воскликнули: «Воистину велик этот раб Божий».
Свидетельство о Мироточивой Писидийской иконе Богоматери содержится также в посланиях св. Германа, патриарха Константинопольского (память его празднуется 12 мая). В начале гонения на святые иконы, бывшего при императоре Льве Исаврянине (716–741 гг.), Герман в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, оправдывая почитание св. икон практикой церкви и указывая в подтверждение этого на изображение Спасителя, устроенное кровоточивой женщиной, на Эдесский нерукотворенный образ Спасителя и на изображение Богоматери, писанное евангелистом Лукой, замечает, что «чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». Это сообщение патриарха Германа было утверждено в своей истинности седьмым Вселенским собором, на котором оно и читалось.
У нас в России есть древний список с Писидийской Мироточивой иконы, который с 1608 года находится в Московском Новоспасском монастыре под названием Писийской или Писидийской иконы. Эта икона была келейной у матери царя Михаила Феодоровича Романова (1613–1645 гг.) Ксении, принявшей в иночестве имя Марфы. Кроме Писидийской, существует еще другая Мироточивая икона Божией Матери, известная под именем Пименовской (сведения о ней см. под 6 июня).
azbyka.ru
Икона Божией Матери Молченская
Кондак 1
Избранной от всех родов Божией Матери благодарственная приносим пения о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии от бед, скорбей и болезней скорое приимут избавление. О, небесе и земли Царице, буди нам милосердная Мати, да любовию Твоею во вся дни жизни нашея охраняеми, вопием Ти:
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Икос 1
Ангелов Творец избра Тя, Владычице, спасению послужити рода человеческаго. Ты же, на славный и многоскорбный сей жребий согласие давши, плоть Свою воплощению Сына Божия даровала еси. Ныне же предстательствуеши за нас пред Ним и велию Твою милость изливаеши чрез многочисленныя иконы Твоя чудотворныя. К единей же от них, «Молченской», припадающе, из глубины сердца взываем Ти:
Радуйся, Святое селение Слова Божия;
Радуйся, Света Неприступнаго Вместилище;
Радуйся, Престоле Господень превознесенный;
Радуйся, решения Предвечнаго Совета Исполнительнице;
Радуйся, Камене домостроительства Божия;
Радуйся, Небеснаго воинства Царице;
Радуйся, Царя царствующих Мати;
Радуйся, Новый Эдеме, славнейший древняго;
Радуйся, Евино падение к восстанию подвигшая;
Радуйся, рождеством Своим главу змиеву поправшая;
Радуйся, древней клятвы разрешение;
Радуйся, Обетование грядущаго спасения;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 2
Видяще Тя, Богородице, на иконе дивней Твоей, во объятиях Сына Божия держащую, в деснице Твоей зрим лествицу, иже путеводительство Твое являет. По ней же помощию Твоею и молитвами на небо восходим, идеже вси праведнии воспевают Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум немощный изумляется, Богомати, егда в знацех, на древней иконе Твоей явленных, тщится объяти глубину непостижимую служения Твоего: одеяние бо Твое яко из темных облак соткано, на десном рамене – светило лунное, на главе Твоей – лик солнечный, на персех – дуга многоцветная. Дивяся сему, в изумлении вопием Ти тако:
Радуйся, Ковчеже Ноев, народ святый Богу спасающий;
Радуйся, Голубице, благую весть в потопе житейстем погибающим принесшая;
Радуйся, Дуго многоцветная, обетование спасения нашего;
Радуйся, Лествице Иаковля, Еюже сниде Бог к людем Своим;
Радуйся, Купино Неопалимая, огнь Божества неврежденно приимшая;
Радуйся, Жезле Моисеов, в море житейстем путь спасения указующий;
Радуйся, Море Чермное, по прошествии Израиля непроходно пребывшее;
Радуйся, Живоносный источниче, в пустыне напояющий жаждущия;
Радуйся, Манно Небесная, присно питающая многих;
Радуйся, Скрижале, в Тебе бо Слово спасения вообразися;
Радуйся, Ковчеже Завета одушевленный, Христа-Законодавца внутрь носивший;
Радуйся, Святая Святых несравненно большая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 3
Силу разумения Писаний подати нам просим, Владычице, дабы познати, яко пророцы древле прорекоша во образех мнозех прикровенную до времени славу Твою, Богомати. Тако и ныне возсиявши в иконе Твоей средь блат Молченских, образ нам являеши, яко да возсияет свет милости Твоея, Владычице, средь мрака греховнаго душ наших, тем же возславим Бога: Аллилуиа.
Икос 3
Имаше промышление благое о людех Твоих, Богородице, зрим убо, яко древле прореченное во пророцех, являеши ныне ко вразумлению нашему в чудотворных иконах Твоих. Ведуще сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Заступнице, предстоиши бо Христу, яко Царица, златыми ризами добродетели одеяна;
Радуйся, Горо тучная, усыренная Духом, в Тебе бо благоволи пребывати Бог;
Радуйся, Чертоже Царский, Граде избранный, в нем же вселися Христос;
Радуйся, Руно Гедеоново, на Него же Дух Святый сшел еси, яко дождь;
Радуйся, Избраннице Божия, о Тебе же древле воспе Соломон: Вся добра еси, Ближняя моя;
Радуйся, Ковчеже одушевленный, в Тебе бо Премудрость Божия созда Себе дом;
Радуйся, Вместилище небесами Невместимаго, о Тебе бо Исаия возопи: Се, Дева во чреве приимет;
Радуйся, Жезле процветший, от Него же прозябе нам Цвет небесный Христос;
Радуйся, Дево, Иезекиилем предреченная, Ею же, затворенней вниде Бог;
Радуйся, Колеснице огнеобразная Сущаго на херувимех;
Радуйся, Книго запечатленая, в Ней же Перстом Божественым начертася нам Слово Божие;
Радуйся, Горо Несекомая, от Нея же Краеугольный Камень отсечеся, Христос;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 4
Бурю напастей и распрей воздвизаемую умирила еси заступничеством Твоим, Богомати, егда Лжедмитрий со иноплеменницы злоумышлял есть в Путивле против земли Русской. Тако ныне предстательством Твоим умири мир, просвети отступивших от Бога и разори советы нечестивых противу Церкви Христовой. Да прославим Бога, даровавшего таковую Заступницу, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше словеса Твоя, Богородице, о первописанней иконе: С сим образом благодать Моя и сила, с надеждой припадаем к святым иконам Твоим и прославляем житие Твое тако:
Радуйся, неплодных богоотец Иоакима и Анны благоуханный плод;
Радуйся, в храм законный жити приведенная и во Святая Святых, на общение Ангелов введенная;
Радуйся, путь девства Приснодевством Своим освятившая;
Радуйся, Благодатная, благую весть о рождестве Сына Божия от Архангела получившая;
Радуйся, Благословенная в женах, избранничеством и смирением Своим Бога на землю низведшая;
Радуйся, целование Елизаветино и взыграние младенца ея яко пророчество приимшая;
Радуйся, крайнее снисхождение Божие продолжила еси, в вертепе Сына Божия рождши и в яслех положивши Его;
Радуйся, рождеством Сына Своего ангелов возвеселившая;
Радуйся, поклонение пастырей и дары волхвов Сыну Божию приимшая;
Радуйся, скорбей, Симеоном Тебе предреченных, не убоявшаяся;
Радуйся, от злобы Ирода со Младенцем Христом Ангелом спасенная;
Радуйся, явлением Своим идолов египетских сокрушившая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 5
Боготечная звезда есть людем икона Твоя, Богомати, являеши бо ся в ней Одигитрией, путь на небо нам указующей. Молим Тя, Преблагая, укажи нам царский путь ко спасению, да шедше им, воспоим Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще, Богородице, дивную икону Твою, яко щит в житейстех бранех нам данную, обратимся душею к многоскорбному и славному пути Твоему и воззрим со смирением на беды и скорби наша, да наставлением Твоим усмотрим в них Божие промышление, ко спасению подаваемое. Разумевше же сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Сына потеряннаго, в доме Отца – Храме Божием обретшая;
Радуйся, о преложении воды в вино на браке в Кане Сына упросившая;
Радуйся, весь крестный путь Сына Божия до Голгофы с Ним прошедшая;
Радуйся, Преблагословенная, апостолов твердостию Своею превзошедшая;
Радуйся, Божество Сына Своего в самих муках Его прозревшая;
Радуйся, преданность смотрению Божию при кресте Христовом явившая;
Радуйся, грех распенших Сына Твоего любовию покрывшая;
Радуйся, весь род человеческий в лице Иоанна Богослова при кресте усыновившая;
Радуйся, первая от человек воскресшаго Господа узревшая;
Радуйся, вознесение Господа зрящи, прославлению человечества Его возликовавшая;
Радуйся, по успении своем душу в руце Сына Своего предавшая;
Радуйся, яко по вознесении своем на небо там предстательствуеши за нас;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 6
Проповедниками славы Твоея, Богомати, в земли Сумской, явистася два инока, принесших икону Твою во дни древния из разоренных пределов Киевских на гору Чудную посреде блат Молченских. Видящии же ту и уверившиися в чудотворениих ея возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия на Чудной горе благодать велия, егда по смерти иноков, икона Твоя, Богородице, бортнику явися, и, по велению Твоему, на месте явления ея церковь Рождества Богородицы людем путивльским в радость велию основася. С ними же и вся Церковь Православная славословие приносит Ти таковое:
Радуйся, усердно внимавшая учению Сына своего;
Радуйся, верная Исполнительнице дела Христова;
Радуйся, Благословеннная, апостольский жребий приявшая;
Радуйся, Храме Бога Живаго, Церковь собою прообразившая;
Радуйся, Столпе и Утверждение Истины, Церкве покров и заступление;
Радуйся, Премудросте Божия, стадо Христово назидающая;
Радуйся, Источниче красоты церковныя;
Радуйся, храмов Божиих благоукрашение;
Радуйся, благодать и силу образом своим сообщающая;
Радуйся, благолепием службы церковныя исполняющая;
Радуйся, благозвучие молитвеннаго пения благодатию напояющая;
Радуйся, Сердце Церкве, ответную любовь у верных вызывающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 7
Хотяй бортник меду собрати, виде на ветвех в сиянии яко солнце икону Твою, Богомати. Слыша же глас: Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы, мед истинный вместо пчелинаго обрет, возопи Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новозданный храм на месте явления иконы Твоея, Богомати, многих молящихся привлекл есть. Молитвами же и подвигами Софрониева пустынь во имя Рождества Твоего, Владычице, основася зде. Иноцы же обители сей славяше Тя тако:
Радуйся, от мира отрекшимся духовное утешение дарующая;
Радуйся, во бранех духовных непобедимая Споборнице;
Радуйся, православных обителей благоустроение;
Радуйся, трудов монашеских благоплодие изрядное;
Радуйся, яко чудная икона Твоя на Чудной горе прославися;
Радуйся, яко среди топи блат Молченских благодать Твоя велия возсия;
Радуйся, яко медом истинным бортнику явившися, ныне напояеши всех;
Радуйся, Софрониевой пустыни основание;
Радуйся, по разорении пустыни иконы Твоея чудное спасение;
Радуйся, путивльския обители премудрое устроение;
Радуйся, обители Молченския из руин чудесное возстание;
Радуйся, земли Путивльския Твердыне и благословение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 8
Странное чудо явися, егда девица слепая в веси Бусиновской узре Тя во сне, Владычице. Слышавши же слова: Иди вдоль реки и обрящеши икону Мою, возста от сна, волю Твою исполни. Обретше же чудную икону, в радости возопи: Аллилуиа.
Икос 8
Вся исполняя по слову Твоему, Пречистая, пойде девица по брегу и обрете источник, омывши очи, прозре. Посем до нощи с усердием искаше девица икону Твою, Богомати, и не узре. Токмо на вторый день сретши икону, из глубины души возопи Ти тако:
Радуйся, град Москву явлением чудныя иконы Твоея посетившая;
Радуйся, веси Бусиновской благословение и благоукрашение;
Радуйся, душ человеческих из мрака изведение;
Радуйся, духовных и телесных очес прозрение;
Радуйся, Живоносный Источниче жизнь вечную источающая;
Радуйся, кладезю Бусиновскому силу благодатную сообщающая;
Радуйся, многих омывшихся в нем скорое исцеление;
Радуйся, Море благодати от иконы Твоея источающая;
Радуйся, Пристанище житейскаго бурнаго плавания;
Радуйся, Звездо, озаряющая души наша;
Радуйся, Небо, сиянием Славы Господней исполненное;
Радуйся, Горо высокая, в горняя душу возводящая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 9
Всякое истинное утратив разумение, неции от богородичник, неправо воздающе почитание Богородице, навыкли в храм Бусиновский ходити, смущающе стадо Христово, служителями же церкви вразумлени быша, оставили заблуждение свое, вернии же возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии сии многовещаннии, глаголют, яко Дева Пречистая, а не Сын Ея, спасает род человеческий. Сию хулу глаголюще и таинств церковных не приемлюще отревают себе от Церкви Божией. Мы же, воздавая честь Пречистей, исповедуем Ея Матерью Христа, Сына Божия, и яко Ходатаице пред Ним за нас навыкли честь Ей возздавати. Сего ради восхваляем Пренепорочную тако:
Радуйся, Дщере Адамова, избранничеством, послушанием и чистотою Своей грех первородный обесплодившая;
Радуйся, Непорочная, личнаго греха единая из жен не имевшая;
Радуйся, Плоде Сладчайший, в дар Господу от рода человеческаго принесенный;
Радуйся, Браконеискусная, нашествием Духа святаго предочищенная;
Радуйся, плоть Свою Сыну Божию взаимодавшая;
Радуйся, Премудрая, неправо почитающих Тя вразумляющая;
Радуйся, Благодатная, чудесы дивные от икон Твоих источающая;
Радуйся, Милосердная, иноверцев, обращающихся к Тебе не отвергающая;
Радуйся, Преблагая, прошения всех скоро исполняющая;
Радуйся, Пресвятая, всех любовию Своею покрывающая;
Радуйся, Пресветлая, лжеучителей суемудренных вразумляющая;
Радуйся, Чистая, колеблющихся в вере наставляющая и утверждающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 10
Спасти хотящи род человеческий от скорбей и болезней, Богомати, велию милость имаши к страждущим младенцем, ведомо бо есть, яко помазани бывше елеем от иконы Твоея в церкви Бусиновской, скорее получаху изцеление. Матери же оных воспеваша Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси крепкая, Богомати. Обители Молченской и веси Бусиновской ограда несокрушимая. Сего ради припадающе к чудотворной иконе Твоей с многоразличными скорбями своими, вопием Ти таковая:
Радуйся, жен носящих во чреве Хранительнице;
Радуйся, страждущих рожениц Разрешение;
Радуйся, младенцев Млекопитательнице;
Радуйся, благая наставнице юных;
Радуйся, сирот Оградо и изрядное попечение;
Радуйся, Устроительнице благих супружеств;
Радуйся, семей благочестивых Покровительнице;
Радуйся, в скорбех житейских надежная Помощнице;
Радуйся, враждующих скорое примирение;
Радуйся, вдов и матерей одиноких Заступление;
Радуйся, в немощней старости Опоро и Утешение;
Радуйся, всеми отверженных Защищение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 11
Пением хвалебным прославляем Тя вси, Богородице, яко по великому милосердию Твоему, хулители веры православныя, осквернивше живоносный источник Бусиновский, замышляли умалити сияние славы иконы Твоея, Владычице. Обаче в замысле своем никакоже успеша, возросла бо есть слава Ея паче прежняго. Вернии же, радующеся о сем, возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светильницы наша угасоша, зело оскудели есть мы елеом веры и добродетелей, всуе мятемся в жизни сей временней. К иконе же Твоей припадающе, силу веры и надежду спасения в Тебе обретаем. Сего ради велегласно Ти вопием:
Радуйся, обуреваемых житейскою бурею Светильниче неугасимый;
Радуйся, мира мятущагося умирение;
Радуйся, рода православного Покровительнице;
Радуйся, правителей безумных вразумление и наказание;
Радуйся, в ратных бранех правым Поборнице;
Радуйся, правоверных вождей и воинов воодушевление и Хранительнице;
Радуйся, больных и уязвленных ранами Целительнице;
Радуйся, средь толп мятежных сущим Покрове и Ограждение;
Радуйся, изгнанных из домов своих Пристанище;
Радуйся, у края бездны сущих Спасение;
Радуйся, матерем скорбящим, усердно молящимся Тебе, заблудших детей Возвращение;
Радуйся, отчаявшимся надежду спасения подающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 12
Благодать, возсиявшая иногда посреде блат Молченских от дивныя иконы Твоея, Богомати, преизливается ныне в веси Бусиновской и во всем граде Московском, знаемо бо есть, яко сугубую благодатную помощь имут от Тебе недугующии душевными болезньми и одержимые духами нечистыми. Мы же, ликующе о сем, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще множество благодеяний Твоих роду человеческому, не уподобимся младенцем несмысленным, дарам материнским радующимся, самую же матерь благодарити забывающим. Но имуще в Тебе, Богородице, красоты и любве сокровище неистощимое, воспоим благодарными усты Ти сице:
Радуйся, дарованьми благодатными обильно украшенная;
Радуйся, усердно притекающих к Тебе щедро одаряющая;
Радуйся, рода человеческаго упование;
Радуйся, всея твари Божией чаяние;
Радуйся, одержимых духами нечистыми исцеление;
Радуйся, вся потребная ко спасению подающая;
Радуйся, отходящим в жизнь вечную ободрение и заступление;
Радуйся, неправых судей вразумление;
Радуйся, страждущих узников Защита и Утешение;
Радуйся, странствующих Путеводительница;
Радуйся, зиждителей труждающихся благая Помощнице;
Радуйся, песнотворцев богоугодных Вдохновение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, припадающе ныне к благодатней иконе Твоей, просим Тя умолити милостиваго Бога: да спасет погибающий мир, помилует страну нашу Российскую и нас, живущих в ней вразумит и на путь правый наставит, да воспоем Ему вси: Аллилуиа.
(Сей кондак поется 3 раза, а затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
azbyka.ru