Икона благая весть в чем помогает


Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы — история и обычаи праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

Иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» в Интернет-магазине православных икон Svyatsy.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях — Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву. После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии — символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо — непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Стоит отметить: важно быть хорошим примером для своих чад, и тогда не нужно будет долго обучать их православным традициям — они впитают их с молоком матери.

Обычаи и традиции на Благовещенье

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали — боялись небесной кары.

Благовещение — символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры, которые потом освящали на службе в церкви. Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение — самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем — и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

1001molitva.ru

Помощь Божия от чудотворных икон и молитв

.

.

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля

В древности празднику Благовещения давали разные имена: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.

Посмотрим на икону праздника: ангел сходит к Деве, чтобы ей возвестить «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа - грех.


Евангельское повествование о событии "добрая, радостная весть"


"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария."

Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название "благовещение", что значит "добрая, радостная весть". Этому событию посвящен и двунадесятый праздник - праздник Благовещенья, принадлежащий к древнейшим праздникам в честь Богородицы, указания на который идут от IV века. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье "первым праздником" и "корнем праздников". Также и Шестой Вселенский собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в великопостное время.И в народе этот праздник считается величайшим, несущим с собой покой и радость.

Отчего же так почитается это событие и Вселенской Церковью и даже людьми нередко весьма далекими от Церкви Христовой? Что возвестил Ангел Деве Марии? "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами", - повествует далее Евангелие от Луки.

Какое странное приветствие! Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит на землю и произносит слова, которые никогда за всю историю человечества не были обращены ни к кому из смертных: ни к женам, ни к великим мужам.

"Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие".

Предание церковное говорит нам о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии приносили Ей утешение и наставляли Ее. Именно поэтому, когда Ангел явился Ей на этот раз, Мария не испугалась самого самого появления небесного посланника, а лишь смутилась, ибо понимала, что ни к кому из человеков еще не были обращены такие слова. "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Таким образом, Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве древнее пророчество Книги псалмов: "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему", что открывает человеческое рождение Христа от Девы. Именно от Нее должен родиться долгожданный Спаситель миру, Мессия, Помазанник, Который будет царствовать во веки и Его Царству не будет конца - вот Кто должен от Нее родиться.

Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление: "Как будет это, когда я мужа не знаю?". В этих словах мы обнаруживаем подлинную премудрость Пресвятой Девы. Ибо Она поступила не так, как поступила прежде Нее Ева, внявшая в райском саду сладким речам змия. Святая не приняла сказанного безрассудно, но по сути повторила данный Ею обет.

И тогда Ангел подтверждает свое Небесное посланничество и разрешает Ее сомнение: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Гавриил открывает таким образом зачатие,что зачатие это будет не по естеству человеческому, но сверхестественным порядком, что обет девства не будет нарушен и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.

И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно возможности подобного, подчеркивает всемогущество Божии: "Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Но посмотрим, что говорит Мария на это? Продолжаются ли Ее сомнения, сопротивляется ли Она этому благословению? Евангелист пишет: "Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". VСвятой Афанасий Великий так комментировал эти слова: "Всесвятая Дева, сказав: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему", - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет".

"И в это же мгновение, - пишет Димитрий Ростовский, - действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, "И Слово стало плотию, и обитало с нами". Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться.

Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества - Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.

Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о "Семени жены, Которое сотрет главу змия".

Этот день - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою".


Назад к списку

chudopomolitve.ortox.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Благовещение. XIV век. Охрид

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».

Благовещение. Армянская рукопись

Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?»

Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Синайская икона

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

София Киевская, ок. 1040

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение 14 в.

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение Джон Кольер

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение

Благовещение

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Болгарская икона

 Читайте также:

www.pravmir.ru

Самые важные детали в иконах Благовещения: от евангельской простоты до царственной пышности

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского  Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения.  Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли  выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери  со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»

Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Обновленная автором версия статьи. Первоначальная была размещена на сайте "Православие в Украине"

pravlife.org

Благовещение Пресвятой Богородицы: история и традиции

Чаще всего на православной иконе изображают архангела Гавриила с цветком в руках, который символизирует добрую весть всему свету.

Именно ему дарована милость приносить людям радостные или благие вести.

Именно поэтому Гавриила так ждали верующие. Но самой благой вестью оказалось его предзнаменование Деве Марии, когда он сказал что в ее чреве находится будущий Спаситель рода человеческого. Именно этот день и стал началом праздника Благовещение.

Немного истории

До своего 14-летия Мария обучалась в храме. Но после того как ей исполнилось 14 лет, она должна была покинуть храм и либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Святители хотели выдать девушку замуж, но она отказалась. Выяснилось, что Мария поклялась Богу навсегда остаться непорочной. Тогда для ее безопасности, священники обручили ее восьмидесятилетнему старцу Иосифу, который должен был охранять ее непорочность. Вместе с мужем она вела такую же уединенную и скромную жизнь, как и при монастыре.

Спустя несколько месяцев после обручения, к ней явился архангел Гавриил, который сказал ей, что она «благословенна между женами». И возвестил ей о том, что у нее родиться Сын Божий.

Девушка была сильно удивлена сей новостью. Ведь она не понимала, как может стать матерью та, кто не знает мужа. И тогда Архангел раскрыл ей великое чудо: «Святый Дух найдет тебя и осенит Божья Благодать. Посему и рождаемое тобой будет наречено Сыном Божьим!». Дева постигла силу Божью и вверила себя его воле. Сообщение о рождении младенца разнесли ангелы по всему свету.

Сегодня датой Благовещения считается 25 марта. Эта дата ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря, которое с IV века считается Рождеством Христовым у католиков и на Востоке. Кроме того, древние церковники считали, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата упоминается в сочинениях западных авторов в III веке. Она описывается как день распятия Иисуса. Остальное стало известно благодаря сопоставлению дат, которые упоминаются в Священном Писании и Евангелие. То есть именно согласно им стало возможным вычисление даты Рождества Христова от начала сотворения мира.

Ранее день Благовещения Господнего считался первым днем начала Нового года. Так было не только на Западе, но и на Востоке. Пасха и Благовещение совпадают по дням привело к тому, что 25 марта получило название Кириопасха. То есть в дословном переводе — «Господняя или настоящая Пасха». Сейчас это название упоминается только в том случае, когда совпадает день Благовещения с Пасхой по календарю. В России этот день приходится на 7 апреля, согласно новому стилю.

Изображения Благовещения археологами было обнаружено на стенах катакомб еще во II веке. Но установление самого церковного праздника произошло не ранее IV века.

Значение и смысл праздника

В IV веке святая Елена открыла земные места проживания Иисуса Христа и начала строить на них храмы и церкви. Эта веха истории послужила поводом к тому, что люди начали проявлять более активный интерес ко всему. И именно это время относят к дате появления первого упоминания Благовещения как самостоятельного праздника.

Впервые его официальное празднование произошло в Византии. Именно в то время папа Сергий включил этот день в число трех самых известных дней, посвященных Святой деве Марии. Отмечается в Риме Благовещение и по сей день с великой торжественностью. В храмах проводилась служба. Описание торжеств того времени можно найти во многих источниках. По улицам города ходят процессии с песнопениями и зажжёнными факелами, прославляя Богородицу и давая каждому жителю и туристу приложиться к иконе Благая весть.

Традиции

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на Руси почитался во все времена и имел особенное значение для всего православного мира. Согласно одной из традиций именно в этот день на волю отпускали птиц из клеток и сетей. В 1995 году эта традиция была возобновлена.

В каждом доме на этот день принято печь пресный церковный хлеб — просфоры. После этого их освещают в церкви и приносят домой. Просфоры пеклись строго по количеству членов семьи.

Хлеб после освящения принято было съедать, а крошки от него добавлялись в корм животным. Это делалось для того, чтобы все члены семьи были здоровыми весь год, а животные не болели и давали хороший приплод.

Этот праздник в народе считался символом начала весны. Для того чтобы весь год быть с хлебом и получить хороший урожай, крестьяне освящали зерно, ставя рядом с ним икону Богородицы.

Именно в этот день было принято кликать весну. Молодые люди разводили огромный костер и прыгали через него с песнями и хороводами. Этот костер считался самым лучшим оберегом от порчи, сглаза и темной магии.

Для защиты животных от диких зверей принято было бить в колотушку, звонить в колокольчик или же просто ударять по медной сковороде в хлеву. Считалось, что зверь будет держаться от скотины на том расстоянии, на которое доходит звук колокола.

Православные люди возносили молитвы о том, чтобы был хороший урожай и погода, скот был плодовит, люди не болели. Икона Благовещение была переходящим символом или талисманом, который дарила мать своим детям во время создания своей семьи. Считалось, что на 8 день после свадьбы, семья уже родилась и ее нужно охранять от всего плохого. Именно эта тема и раскрывалась в обряде дарения иконы.

Основные приметы праздника

Благовещенье почиталось народом особо. В этот день было нельзя работать или копать землю. Ведь не зря до сих пор есть поговорка, что на Благовещенье птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет.

Есть даже такая легенда: кукушка не послушалась правила сего дня и свила гнездо. В наказание она больше не могла видеть своего гнезда. А яйца с того дня она подкладывает в гнезда другим птицам.

Огонь зажигать в ночь на Благовещенье не стоит, чтобы не привлечь злые силы. Но на Благовещение пережигали соль в печи, чтобы привлечь в дом удачу и богатство. Этот обычай сохранился и сегодня.

Считалось, что в этот день все ангелы радуются и даже в аду перестают мучить грешников. Было принято молиться, и молитва всегда была услышана. Особенно часто молились о здоровье ребенка или плодородии почвы.

Согласно поверью, именно в этот день земля просыпалась от сна. И на ней появлялись цветы. Но вместе с тем просыпались и все нечистые силы.

Таким было суеверие. Но и сегодня для защиты от злых сил принято проводить обряды. Главным из них является окуривание дымом зимней одежды. Мыться с утра нужно было талой водой.

Праздноваться торжество начинало с раннего утра и продолжалось до позднего вечера. Поздравлять нужно было каждого встречного человека и говорить ему приятные вещи о том, как вам приятно его видеть. Считалось, что это помогает укрепить собственные силы и дарит уверенность. Меню торжества должно было быть многообразным, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Защитить себя от змей можно только при помощи огня. Поэтому именно в этот праздник было принято сжигать весь мусор, который накопился за зиму в доме. А также не следовало ронять на пол ни одной крошки, иначе весь год не будет спаса от насекомых.

Православие считает гадания ересью. Но в этот день все же разрешалось гадать и желать себе счастья. Самым частым гаданием было запекание денежки в просфоре и кому она попадалась, тот весь год будет жить в счастье и богатстве.

В Благовещение принято было брать воду в церкви. Она ставилась у икон и считалась святой. Ведь она не портилась в течение года, если только к ней не прикоснулся колдун или человек с нечистыми помыслами. Эта вода считалась целебной. Лечение человека начиналось именно с того, что ему давали благовещенскую воду. Ею же отпаивали больных животных. Она помогала:

  • от порчи;
  • от падежа;
  • для разрешения бременем при отеле.

В долг давать в этот день нельзя. В противном случае деньги вестись не будут. А для того чтобы куры неслись хорошо весь год, их в праздничный день хозяйка сгоняла с насеста.

Икона Благовещение

Приходя в церковь, люди чаще всего к ней обращаются с тем, чтобы избавиться от долгов и нищеты, получить здоровье и благость. В общем, это означает, что молиться иконе можно обо всем.

Самыми первыми и древними фресками образа являются рисунки, найденные в катакомбах II века. Но к V веку развились определенные каноны иконописи, которые остаются совершенно неизменными. В большинстве случаев сценарий написания праздничной иконы заключается в том, что на ней изображают архангела Гавриила и Святую Деву.

Самой известной иконой считается Богоматерь с пряжей. На которой Богородица сидит и прядет пряжу, а к ней приходит архангел. Если верить народным сказаниям, Дева в это время ткала красный занавес, который в момент смерти Христа разорвался надвое.

На иконах «Благовещение с Младенцем во Чреве» была воссоздана идея непорочного зачатия. Подобные образы можно встретить не только в иконописи. Они встречались:

  • в вышивке;
  • на миниатюрах рукописей;
  • в скульптуре.

Работать на Благовещение разрешалось во все времена только целителям, ведь люди не могут ждать. Сегодня же этот праздник чтят не столь сильно, как раньше. Выходной день дается только на Пасху. И если Благовещение совпадает с этим днем, то значит — все православные будут отдыхать.

Иконы Благовещение Пресвятой Богородицы: фото

molitva.guru

Икона Божией Матери «Благовещение» Устюжская

По­чи­та­ние чу­до­твор­ной Устюж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри тес­но свя­за­но с име­нем пре­по­доб­но­го Про­ко­пия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, под­ви­зав­ше­го­ся в Ве­ли­ком Устю­ге. Бла­жен­ный Про­ко­пий все свое вре­мя про­во­дил в ко­ле­но­пре­кло­нен­ных слез­ных мо­лит­вах на па­пер­ти мест­ной со­бор­ной церк­ви. Од­на­жды, объ­явив сво­им со­граж­да­нам, что за тяж­кие гре­хи им гро­зит пра­вед­ный гнев Бо­жий, свя­той при­звал устю­жан к по­ка­я­нию. Но при­зы­вы юро­ди­во­го оста­ва­лись тщет­ны­ми, го­ро­жане лишь по­сме­и­ва­лись в от­вет на предо­сте­ре­же­ния Про­ко­пия о том, что Гос­подь за гре­хи че­ло­ве­че­ские по­шлет ог­нен­ный град на го­род и по­гу­бит его. Все дни и но­чи в неустан­ных мо­лит­вах и без­утеш­ных ры­да­ни­ях про­во­дил свя­той на цер­ков­ной па­пер­ти.

Спу­стя неде­лю на­сту­пил для го­ро­жан Устю­га страш­ный день: в пол­день от на­дви­нув­шей­ся чер­ной ту­чи на­сту­пил пол­ный мрак, при­вед­ший в ужас и смя­те­ние устю­жан. Со всех сто­рон свер­ка­ли мол­нии и раз­да­ва­лись страш­ные уда­ры гро­ма. Зем­ля под но­га­ми при­шла в дви­же­ние. Толь­ко те­перь по­ня­ли го­ро­жане, как глу­бо­ка про­пасть их гре­хов­но­сти, на­влек­шая Бо­жий гнев, и осо­зна­ли необ­хо­ди­мость по­ка­я­ния. Все стек­лись в хра­мы и со сле­за­ми мо­ли­ли Гос­по­да о по­ми­ло­ва­нии и от­вра­ще­нии несча­стья. Бла­жен­ный Про­ко­пий вме­сте со всем на­ро­дом, пад­ши пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, усерд­но и го­ря­чо мо­лил­ся о всех со­гре­шив­ших. И то­гда в со­бор­ном хра­ме Ве­ли­ко­го Устю­га от свя­то­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло все­на­род­но яв­ле­но чуд­ное зна­ме­ние – из ико­ны в изоби­лии ис­то­чи­лось бла­го­уха­ю­щее ми­ро, ко­то­рым бы­ли на­пол­не­ны все цер­ков­ные со­су­ды.

По ми­ло­серд­но­му за­ступ­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри Гос­подь из­ба­вил устю­жан от вер­ной по­ги­бе­ли – гроз­ная ту­ча про­шла ми­мо го­ро­да и в от­да­ле­нии на пу­стын­ном ме­сте раз­ра­зи­лась с ужа­са­ю­щей си­лой. Дождь из рас­ка­лен­ных кам­ней пол­но­стью вы­жег лес в два­дца­ти вер­стах от Устю­га. В вос­по­ми­на­ние это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния, про­изо­шед­ше­го в 1290 го­ду, и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ис­то­ри­че­ские све­де­ния о чу­до­твор­ной иконе от­ра­же­ны во Вто­рой Нов­го­род­ской ле­то­пи­си и дру­гих пись­мен­ных ис­точ­ни­ках XVI–XVII ве­ков. Об­раз был на­пи­сан нов­го­род­ским ико­но­пис­цем в те го­ды, ко­гда в го­ро­де кня­жил свя­той бла­го­вер­ный князь Все­во­лод-Гав­ри­ил († 1138).

В се­ре­дине XVI ве­ка при свя­том мит­ро­по­ли­те Филип­пе свя­ты­ня бы­ла при­не­се­на в Моск­ву ца­рём Ива­ном Гроз­ным из нов­го­род­ско­го Юрье­ва мо­на­сты­ря: «взял из Нов­го­род­ской Со­фии в Моск­ву об­раз Бла­го­ве­ще­ния Юрье­ва мо­на­сты­ря». Есть све­де­ния, что из­на­чаль­но ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла хра­мо­вым об­ра­зом Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля, а в на­ча­ле XVII ве­ка она бы­ла пе­ре­не­се­на в Успен­ский со­бор, где ее по­ме­сти­ли в мест­ный ряд ико­но­ста­са. В опи­си со­бо­ра за 1627 год ико­на упо­мя­ну­та как «Об­раз Бла­го­ве­ще­ния пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, гре­че­ское пись­мо».

В те­че­ние XVI–XVII ве­ков с чу­до­твор­ной ико­ны бы­ли сде­ла­ны несколь­ко спис­ков: для мест­но­го ря­да ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го и Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ров мос­ков­ско­го Крем­ля, Успен­ско­го со­бо­ра Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, Смо­лен­ско­го со­бо­ра Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. Спис­ком чу­до­твор­но­го об­ра­за, на­пи­сан­но­го для Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Крем­ля (с клей­ма­ми ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы на по­лях) за­ме­ни­ли пер­во­об­раз, пе­ре­не­сён­ный в Успен­ский со­бор.

В 1747 го­ду по бла­го­сло­ве­нию ве­ли­ко­устюж­ско­го ар­хи­епи­ско­па Гав­ри­и­ла с чу­до­твор­но­го об­ра­за был сде­лан спи­сок, с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­сен­ный в Ве­ли­кий Устюг. Тот же ар­хи­епи­скоп Гав­ри­ил со­ста­вил служ­бу в па­мять о чу­де­сах, со­вер­шив­ших­ся от ико­ны при жиз­ни прп. Про­ко­пия.

Пер­во­об­раз чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был укра­шен зо­ло­тым окла­дом с круп­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и от­бор­ным жем­чу­гом, утра­чен­ным во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 г. В 1818 го­ду по­жерт­во­ва­ни­я­ми устю­жан для чти­мо­го об­ра­за был устро­ен но­вый оклад, на ниж­нем по­ле ко­то­ро­го бы­ла по­ме­ще­на не со­хра­нив­ша­я­ся до на­ших дней над­пись «Ма­те­ри Бо­га на­ше­го за из­бав­ле­ние от ги­бе­ли Устю­га в ле­то 1290 по­свя­ща­ют вновь со­ору­жен­ную ри­зу вы­зо­ло­чен­ную в 1818 го­ду».

По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду Кремлев­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла сна­ча­ла пе­ре­да­на в Го­судар­ствен­ный ис­то­ри­че­ский му­зей, а в 1930 го­ду – в Тре­тья­ков­скую га­ле­рею, где на­хо­дит­ся и по­ныне.

Пре­чи­стая Де­ва с мот­ком крас­ной пря­жи в ру­ке изо­бра­же­на на иконе сто­я­щей на под­но­жии у пре­сто­ла. На­про­тив Нее – Ар­хан­гел Гав­ри­ил, про­сти­ра­ю­щий бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ни­цу. Осо­бен­но­стью ико­но­гра­фи­че­ско­го из­во­да Устюж­ско­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яв­ля­ет­ся изо­бра­жен­ный по­верх скла­док Ее ма­фо­рия об­раз во­пло­щен­но­го Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста.

azbyka.ru

Икона Пресвятой Богородицы «Победительная». Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.

Автор Виктория Ананьина На чтение 9 мин.

Православная иконописная традиция опирается на строжайший канон, и новые по сюжету иконы появляются у нас крайне редко. Образ Пресвятой Богородицы «Победительная» относится к самым значимым артефактам подобного рода. Подробное описание этой уникальной иконы приведено в материале ниже.

История создания иконы Пресвятой Богородицы «Победительная»

Написание иконы Пресвятой Богородицы «Победительная» было инициировано в связи с ключевым событием новейшей российской истории – воссоединение Крыма с Россией. Один из самых авторитетных духовных отцов нашего времени, схиархимандрит Илий (Ноздрин), поручил выполнение этой работы монахине Наталье 30 апреля 2016 года.

Иконописец неустанно трудилась в течение нескольких месяцев. Её работу постоянно сопровождали молитвы нескольких старцев подворья Екатерининского монастыря Московской области. Финальное покрытие иконы олифой состоялось в ночь на 28 августа 2016 года.

Вскоре, 5 октября 2016 года, сам схиархимандрит Илий произвёл освящение новой иконы, а через год «Победительная» побывала на Афоне, где её благословил афонский старец Гавриил.

Общая иконография и значение иконы «Победительная»

Иконография нового образа является одновременно и строго каноничной, и необычной. По сути,  композиция представляет собой синтез самых значимых для российской военной истории икон:

«Здесь воедино собрано несколько Богородичных образов, которым традиционно молились русские воины перед сражениями, и которые не единожды были связаны с нашими великими победами. Добавим сюда образы знаменитых русских Святых Воинов и Архангелов, и получаем объединённую «икону-победительницу». Собственно поэтому она и получила название «Победительная»».

Елена Матвеева, историк, искусствовед

Несмотря на то, что «Победительную» в народе принято называть иконой Пресвятой Богородицы, композиционным центром здесь является образ Распятия Господня.

  1. Икона «Победительная» выполнена на доске размером 70*107 см в темперной технике. Композиция крестообразная. В центре – изображение сцены Распятия Христова. По углам и концам креста расположены клейма Богородичных икон, образом Святых воинов и Архангелов.

Образ Голгофы и Великой Жертвы Христовой выполнен на золотом фоне и символизирует великий подвиг во имя спасения человечества и победу над смертью. Справа и слева от Спасителя изображены ангелы, собирающие кровь и воду, излившуюся из ран Христа согласно тексту Евангелия от Иоанна:

«Один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».

Ин. 19:34

Символизм истечения крови и воды из тела Христова трактуется как два ключевых христианских Таинства – Крещения и Причастия.

На верхнем конце креста контурно прописана икона Пресвятой Троицы («Предвечный Совет»), которое по канону заменяет изображение Господа Саваофа. Сама эта икона также связана с важным моментом русской военной истории. По преданию, перед ней молился Иоанн Грозный перед походом на Казань.

  1. Размещение контурного изображения иконы Пресвятой Троицы на поле иконы «Победительная» обусловлено идеей о незримом присутствии Господа Бога рядом с теми, кто совершает подвиг во имя Христа и Отечества.

Клейма чудотворных Богородичных образов на иконе «Победительная»

В композицию иконы «Победительная» включено сразу четыре святых Богородичных образа, особо чтимых Русской Православной Церковью:

  1. Тихвинская икона Божьей Матери. Её изображение расположено в верхнем левом углу креста, образованного Распятием. Этот Богородичный образ нередко называют «палладиумом России». Слово «палладиум» в данном контексте означает «оплот». Тихвинская икона с XIV века считается символом централизованного Русского государства. По преданию, с ней связано чудесное избавление от шведов Тихвинского Богородице-Успенского монастыря. Перед одним из её чудотворных списков шли молебны в 1941 и 1942 годах во время сражений за Москву.
  2. Казанская икона Божьей Матери. Размещена в правом верхнем углу креста в немного увеличенном поясном формате. Это образ явился в Казани во второй половине XVI века. Он прославился многочисленными чудотворениями и особо почитается православными христианами как символ народного ополчения против польских интервентов под руководством Минина и Пожарского.
  3. Смоленская икона Божьей Матери. Расположена в нижнем левом углу креста. Одна из наиболее древних православных святынь, известная с XI века. По преданию, в XIII веке чудесным образом спасла Смоленск от нашествия войск монгольского хана Батыя. Её же пронесли перед русскими полками перед Бородинским сражением.
  4. Владимирская икона Божьей Матери. Расположена в правом нижнем углу креста. Имеет византийское происхождение и была принесена на Русь в XII веке. Начиная с XVI века, у этого образа венчались на царство все русские государи. Икона прославилась, благодаря неоднократной чудесной помощи в избавлении Москвы от захватчиков: в 1395 году от войск Тамерлана, в 1480 году – от ордынского войска Ахмата, в 1521 году – от хана Махмет-Гирея.

С великими значимыми сражениями связаны и другие чудотворные иконы Божьей Матери – например, Донская, Каплуновская, Псково-Печерская, Албазинская. Однако строгая ритмичность композиции «Победительной» иконы позволило включить лишь четыре перечисленных образа.

  1. Клейма с изображением Богородичных икон выполнены на зелёном фоне. В традиции русской иконописи зелёный цвет символизирует вечную жизнь и победу над смертью, что полностью вписывается в контекст «Победительной» иконы.

Клейма православных Святых Воинов на иконе «Победительная»

Боковые поля иконы «Победительная» заняты клеймами с изображением четырёх Святых Воинов:

  1. Святой великомученик Георгий Победоносец, издревле считающийся покровителем воинов;
  2. Святой благоверный князь Александр Невский, с именем которого связаны блестящие победы: над шведами в устье Ижоры, освобождение Пскова от рыцарей Ливонского ордена и Ледовое побоище;
  3. Святой великомученик Димитрий Солунский, покровитель всех славян, с молитвами которому князь Дмитрий Донской одерживал победы над литовцами под Москвой и татарами на реке Воже;
  4. Святой праведный Феодор, который был известен в миру под именем Фёдора Ушакова и участвовал в присоединении Крыма в России в 1783 году и строительстве Севастопольского порта.

Миниатюры с изображениями этих святых размещены попарно, на концах перекладины креста, образованного Распятием, на зелёном поле.

Небесное воинство на иконе Пресвятой Богородицы «Победительная»

Верхнее и нижнее поля иконы «Победительная» содержат лики восьми Архангелов, образующих Небесное Воинство:

  • Архистратиг Михаил;
  • Архангел Гавриил;
  • Архангел Рафаил;
  • Архангел Уриил;
  • Архангел Селафиил;
  • Архангел Иегудиил;
  • Архангел Варахиил;
  • Архангел Иеремиил.

Включение этих фигур в композицию «Победительной» иконы символизирует мистическую связь сражений земных и Небесных. Как Небесное Воинство под предводительством Архистратига Михаила низвергло войско сатаны с Неба, так и защитникам России суждено одерживать победы над силами зла.

Чудо мироточения иконы Пресвятой Богородицы «Победительная»

Сразу же после освящения икона «Победительная» была отправлена в своеобразный крестный ход по миру. Это путешествие началось в Крыму, в Севастополе, где некогда располагался город Херсонес. Именно в этом месте по преданию крестился князь Владимир, и отсюда православная вера пришла на Русь.

Здесь же впервые верующие могли наблюдать чудо мироточения иконы «Победительная». Оно произошло после проводов российских моряков в Сирию, прямо в руках Бахчисарайского священника отца Петра Чайковского. После этого икона мироточила неоднократно. Например, 2 апреля 2019 года это случилось даже во время молебна в храме Бутырской тюрьмы, куда привозили «Победительную»:

«На иконе, особенно по краям фигуры Распятого Христа, обильно проступали капельки мира: благоухающей жидкости, непостижимым образом выделяющейся из чудотворных икон или мощей святых. Мы видели это своими глазами, могли как Фома прикоснуться к ранам Спасителя, могли видеть, осязать и обонять, непостижимое явление, видимом образом говорящее о мире невидимом».

Сергей Кобелев, общественный деятель

  1. Многочисленные свидетельства говорят о том, что рядом с «Победительной» начинают мироточить и соседние иконы. Этот феномен наблюдался, в частности, в Покровском храме г. Судак и в храме села Щелканово Калужской области.

Самочинный неканонический образ «Взбранной Воеводе Победительная»

Существует ещё одна икона, которую называют «Победительной». Она представляет собой Ченстоховский образ Божьей Матери «переодетый» в кольчугу и шлем. Благодаря интернету, это изображение было широко растиражировано, обросло сомнительными легендами и даже получило отдельное название – «Взбранной Воеводе Победительная».

Кто был инициатором этого самочиния, неизвестно. Однако православные священнослужители данное изображение единодушно порицают:

«На мой субъективный взгляд, это уже какое-то кощунство над святыми образами. Мне все эти иконо-переодевания напоминают журналы для девочек, в которых нарисованы девицы и платьица – все это надо вырезать и примерять персонажу. Таким образом иконописный лик можно и в скафандр нарядить и назвать “Хранительница планеты Земля”».

Иерей Святослав Шевченко, Благовещенск, Амурская область

  1. В отношении изображений Пресвятой Богородицы в православной иконописи действует строжайший канон. Любое его нарушение, даже под видом благочестия, не приветствуется.

В чём помогает икона Пресвятой Богородицы «Победительная»

Из детального анализа сюжета «Победительной» иконы ясно, что её главное призвание – помогать в молитве за мир и благополучие России, за победы наших воинов. Верующие, которые уже успели прикоснуться к этому образу, также молятся через него Богородице и Спасителю о своих родных, которые несут службу в армии.

Куда вешать и как молиться перед иконой Пресвятой Богородицы «Победительная»

Икона «Победительная» ещё очень молодая, и её освящённые репродукции практически не встречаются в церковных лавках. Однако если такой освящённый образ есть дома, поставить его следует в обычный домашний иконостас. Молиться у такой иконы можно, читая кондак Богородице «Взбранной Воеводе»:

«Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная».

molitva.love

Икона Божией Матери «Благовещение» Московская

Хо­тя тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние дня Бла­го­ве­ще­ния на­ча­лось в IV ве­ке, но ико­ны, отоб­ра­жа­ю­щие это со­бы­тие, по­яви­лись в хри­сти­ан­ской церк­ви несрав­нен­но рань­ше. Уже в рим­ских ка­та­ком­бах, в усы­паль­ни­це свя­той При­с­кил­лы, мож­но най­ти стен­ное изо­бра­же­ние Бла­го­ве­ще­ния, от­но­ся­ще­е­ся к на­ча­лу II ве­ка: здесь бес­кры­лый ан­гел пре­кло­нил ко­ле­на пред Де­вой; од­ну ру­ку он про­стер к Ней, а в дру­гой дер­жал сви­ток. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на си­дя­щей, на ли­це Ее – вы­ра­же­ние удив­ле­ния и стра­ха.

Позд­нее на иконе изо­бра­жал­ся ар­хан­гел Гав­ри­ил с кры­лья­ми и рай­ской вет­вью, как сим­во­лом ра­дост­но­го при­вет­ствия, в ру­ках, а Бо­го­ма­терь – си­дя­щей или сто­я­щей и чи­та­ю­щей кни­гу, на ко­то­рой ино­гда бы­ла вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет».

На древ­не­рус­ских ико­нах, та­ких, как, на­при­мер, мо­за­ич­ное изо­бра­же­ние в ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре на двух стол­бах, под­дер­жи­ва­ю­щих ал­тар­ную ар­ку, или в нов­го­род­ской Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря Бла­го­ве­ще­ние изо­бра­же­но в дру­гом ви­де: Пре­свя­тая Де­ва дер­жит в ру­ках ве­ре­те­но, или по­ча­ток, и пря­дет. В мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре или в нов­го­род­ской Ми­ро­но­сиц­кой церк­ви – не Са­ма Бо­го­ма­терь пря­дет, а де­вы, си­дя­щие при Ее но­гах, или де­ва, си­дя­щая за Ней.

Из икон Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив­ших­ся сво­ей чу­до­твор­ной си­лой, из­вест­ны две, на­хо­див­ши­е­ся в Москве: в Успен­ском со­бо­ре («Устюж­ская») и в церк­ви Бла­го­ве­ще­ния, что на быв­шем Жит­ном цар­ском дво­ре в Крем­ле.

Жит­ни­цы эти при­мы­ка­ли к безы­мян­ной башне, слу­жив­шей ме­стом за­клю­че­ния пре­ступ­ни­ков. Пре­да­ние го­во­рит, что сю­да при Иоанне Гроз­ном был за­клю­чен один окле­ве­тан­ный во­е­во­да. Уз­ник, пе­ре­но­ся тер­пе­ли­во свое несча­стье, усерд­но мо­лил­ся о сво­ем из­бав­ле­нии. И вот од­на­жды ему яви­лась Бо­го­ма­терь и при­ка­за­ла про­сить ца­ря о сво­бо­де. Он не ре­шал­ся, бо­ясь уве­ли­чить гнев ца­ря. То­гда Ца­ри­ца Небес­ная вто­рич­но яви­лась ему и обе­ща­ла Свою по­мощь. Во­е­во­да по­ви­но­вал­ся. По­слан­ные от ца­ря лю­ди, по­дой­дя к тюрь­ме, бы­ли по­ра­же­ны, уви­дев на стене баш­ни са­мо­пи­сан­ную ико­ну Бла­го­ве­ще­ния.

Царь, узнав об этом чу­де, осво­бо­дил во­е­во­ду, а при об­ра­зе при­ка­зал воз­двиг­нуть де­ре­вян­ную ча­сов­ню. Им­пе­ра­три­ца Ан­на Иоан­нов­на в 1731 го­ду по­стро­и­ла здесь храм та­ким об­ра­зом, что внеш­няя сте­на баш­ни с ико­ной ста­ла внут­рен­ней юж­ной сте­ной церк­ви. Об­раз этот, изо­бра­жен­ный на шту­ка­тур­ке, был укра­шен ве­ли­ко­леп­ным ки­о­том.

azbyka.ru

Икона Богородицы «Милующая»: значение, в чем помогает

В настоящее время икона Богородицы «Милующая» находится в Успенском храме в Карее — административном центре Святой Афонской Горы. Явление ее относят к 980 году, а особое почитание этой иконы основано на настоящем чуде.

История иконы

День празднования: 24 июня


В те времена неподалеку от Карейского монастыря находилась келья, где ютились старец-отшельник вместе со своим юным послушником. 11 июня 980 года старец отправился в храм, чтобы участвовать во всенощном бдении, юноша же, оставшийся в одиночестве, приступил к вычитыванию молитвенного правила. Когда настала ночь, кто-то неожиданно постучал в дверь. Юноша открыл. Перед ним стоял незнакомый монах, попросивший разрешения войти. Они стали вместе молиться, и их ночная служба шла заведенным порядком до того момента, пока не подошло величание Богородицы.

В келье отшельника была икона «Милующая», и послушник только приступил к пению традиционной молитвы «Честнейшую Херувим», как гость прервал его словами: «У нас не так величают Божию Матерь». Начало его молитвы «Достойно есть» стало впоследствии вторым названием этой иконы. Пропев свою молитву, он затем добавил к ней и ту, что начал петь послушник, а потом дал ему наказ: всегда в этом месте богослужения петь ту молитву, которую послушник только что слышал.

Инок, боясь, что не сумеет точно запомнить эту чудесную молитву, стал просить гостя записать ее, однако в келье не нашлось, на чем и чем ее записать. Тогда ночной гость подошел к каменной стене кельи и начал писать пальцем прямо на камне, ставшем мягким, словно воск. Перед тем как гость исчез так же внезапно, как и появился, инок только и успел, что спросить, как его зовут. В ответ он услышал имя: «Гавриил».

Когда старец возвратился после церковной службы, взволнованный юноша поведал ему об удивительном ночном госте и новой молитве. Когда же отшельник увидел выведенные на камне письмена, то уверился, что это был сам архангел Гавриил, тот самый, который возвестил Деве Марии благую весть о грядущем рождении ею Иисуса.

Чудесное явление архангела Гавриила не осталось втайне – о нем быстро стало известно на всем Афоне, а вскоре и в самом Константинополе. Тогда афонские иноки отправили в доказательство чудесного явления архангела в Константинополь ту самую каменную плиту, на которой он начертал песнь, прославляющую Матерь Божию.

С тех самых пор молитва «Достойно есть» вошла в православное богослужение как его неотъемлемая часть наряду с молитвой «Честнейшую Херувим», а у иконы Богородицы «Милующая» появилось второе название — «Достойно есть».

В чем значение иконы «Милующая», в чем она помогает

На иконе «Милующая» мы видим Богоматерь с Иисусом-ребенком, держащим в руке свиток с молитвой. Особенность иконы в том, что и Божия Матерь, и Спаситель в царских венцах, то есть являют свою силу.

Молятся перед иконой Божьей Матери «Милующая» о самом заветном: об исцелении от духовных страданий и физических недугов, о спасении при эпидемиях и катастрофах, о помощи перед началом важного дела, об обретении счастливой семейной жизни.

Однако значение иконы «Богородица милующая» и в чем помогает молитва ей, этим не исчерпывается: ей молятся об отпущении самых страшных грехов, в том числе смертных, и молитва эта приносит душе умиротворение и покой.

Богородица всегда считалась заступницей за людей перед Господом, и само название иконы говорит о ее бесконечном милосердии, несмотря на все людские прегрешения.

Празднование иконе «Милующая» («Достойно есть») совершается 24 июня.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Достойно есть» (или «Милующая»):

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Загрузка...

omolitvah.ru

Икона «Благодатное Небо»: в чем помогает, значение

Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.

Откуда появилась икона

Изначально существовал прототип данной иконы, который именовался Жена, облачённая в солнце, и был создан на основе видения описанного Иоанном Богословом. Тут изображение отличается интересной символикой и оригинальностью.

Богородица стоит на полумесяце, который смотрит двумя сторонами вверх, а сама окружается лучами света, которые исходят около нее повсюду. Также на голове Девы Марии и младенца Христа короны – типичный символ для католической иконописи. Именно в католичестве этот образ изначально прорабатывался, начиная с 15 века, спустя пару веков на Руси появляется икона Богородицы Благодатное Небо, которая основана на этом исходном, скажем так, материале.

Есть и другая версия, согласно которой данную икону привезли сначала в Смоленск из Константинополя, а потом и в Москву. Тем, кто привез святой образ считается супруга князя Василия Дмитриевича.

Так или иначе, на Руси этот образ особенно почитали, в частности ходили в Архангельский собор Кремля для того чтобы помолиться перед иконой.

В чем помогает икона «Благодатное небо»

Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени. Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии. Тут образ  Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.

Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.

К примеру, данному образу молятся о вразумлении людей, которые начали заблуждаться или впадать в ересь.

Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:

  • рождение счастливых и здоровых деток и замужество;
  • о том чтобы избавиться от завистников и недругов, особенно такая молитва популярна у мужчин;
  • для того чтобы получить защиту в путешествии, уберечься от различных катастроф и внезапной гибели;
  • чтобы раскаяться;
  • об исцелении от зависимостей;
  • для того чтобы помочь стране избежать различных горестей, а правителям обрести подлинную мудрость.

Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.

Самые ранние версии

В середине 17 века была написана икона для храма Святой Троицы, который располагается в Никитинках. На этой иконе отсутствуют лучи света, но есть светлый ореол, который обрамляет Деву Марию. Особенностью тут также является наличие Андрея Критского и Георгия Хозовита, которые являются святыми соименными людям, которые возводили церковь в Никитинках.

В 1682 году Василий Познанский создал для Кремля другой образ Благодатное Небо, который во многом напоминает исходные изображения из католической традиции. Тут присутствует полумесяц, а также есть парящие ангелы, которые располагаются в пространстве облачного сияния. Похожий вариант сейчас хранится на территории Третьяковской галерее, эта икона создана в 18 века.

Молитвы и тропарь иконы Благодатное Небо

Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо — яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай — яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву — яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Загрузка...

omolitvah.ru


Смотрите также