Храм рождения пресвятой богородицы


Последние новости - Сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

24 февраля 2020 года, в день памяти прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского, молитвенно отметил свой День Тезоименитства клирик нашего храма священник Дмитрий Карпов.

После богослужения от лица клира, Приходского Совета и прихожан отца Дмитрия поздравил настоятель храма протоиерей Георгий Бреев:

«Дорогой отец Дмитрий, сегодня День твоего Ангела, День твоего Тезоименитства!

В этот день прославляется память преподобного Димитрия Прилуцкого. Его имя тебе дано от рождения и с этим именем ты совершаешь своё священническое служение.

В нашем храме твоё служение началось совершенно недавно. Однако, практика священнического служения у тебя довольно большая - 12 лет священства на другом Приходе, в храме Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перово).

По милости Божией, по благословению Святейшего Патриарха отец Дмитрий приступил к исполнению своих священнических обязанностей в нашем Приходе ровно месяц назад - 24 января 2020 года. Конечно, все церкви имеют одно единое устроение, но в то же время каждый Приход имеет и некий свой лик. Поэтому, когда священнику есть необходимость служить в разных храмах, ему всегда приходится присматриваться к той традиции и особенностях, которые присутствуют в них. Но я думаю, что тебе у нас комфортно и совершенно всё понятно.

Наши прихожане тебя приняли с любовью и желанием, чтобы ты стал с нами единым служителем Алтаря Господня.

В этот святой день мы поздравляем также твою матушку Елену и твою семью с этим замечательным для тебя Днём прославления твоего Небесного Покровителя! Желаем тебе, отец Дмитрий, чтобы тот начальный путь, который уже положен тобою, имел бы радостное продолжение. Я всегда смотрю, думаю: «Боже мой, как жизнь каждого священнослужителя органично связана с церковью, с приходом». Дай Бог, чтобы ты здесь обрёл новую семью, сблизился с нашими прихожанами, со всеми нами.

В этот день мы поздравляем тебя от нашего Прихода, от всех священнослужителей, от Приходского Совета с Днём Ангела и желаем здравия, благополучия и умножать те дары священства, которые дал тебе Господь! С Днём Ангела!»

Затем церковный хор и прихожане пропели тезоименитому отцу Дмитрию "Многая лета».

В этот день именинник принял поздравления не только от прихожан нашего храма, но и от своих духовных чад из Прихода храма Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перово), которые приехали помолится вместе со своим батюшкой. (фото...).

www.hramnaholmah.ru

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском — русский православный храм Георгиевского благочиния Западного викариатства Московской епархии. Расположен в московском районе Крылатское, в ландшафтном парке Крылатские холмы, недалеко от правого берега Москвы-реки. Ближайшая станция метро — «Крылатское».

В современном виде храм состоит из основного объёма, выдержанного в традиционном для архитектуры русских церквей XIX века византийском стиле и увенчанного симметричным пятиглавием, а также трёхъярусной колокольни с шатровой звонницей и стройной, «стремящейся» в высоту главкой. Эта стройность колокольни в сочетании с расположением комплекса на вершине холма создаёт ощущение гармоничности с общим пейзажем Крылатских холмов и возвышенности здания над окружающим ландшафтом.

Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами, могущего вместить значительно большее количество верующих, на месте деревянной церкви. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова. Каменный храм был выстроен в настоятельство священника Петра Александровича Орлова, служившего в с. Крылатском с 1838 по 1876 год.[1]

Храм в начале XX века

С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в храме Рождества Богородицы хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена местными крестьянами неподалёку от храма. У места обретения иконы была построена часовня, а находящийся там родник одного из протекающих по сегодняшнему ландшафтному парку ручьёв до сих пор считается чудотворным и туда приходят за водой жители окрестных домов.

В 1936 году оригинальный образ Рудненской Богоматери был украден и сожжён, а окончательно церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Тем не менее, до середины 50-х годов прошлого столетия в официально закрытой полуразрушенной церкви негласно продолжали проводиться службы по некоторым праздникам, которые были окончательно прекращены в годы хрущёвских гонений на церковь. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а могилы перенесены на Хованское кладбище.

В 1989 году здание храма было возвращено Русской православной церкви и вскоре в нём возобновились богослужения. В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма и создан новый иконостас взамен утраченного оригинала. Находящаяся в храме в настоящее время икона Рудненской Богоматери является сохранённым в своё время одной из местных жительниц списком утраченной иконы, сделанным в начале XX века. С 2003 года ведутся работы по восстановлению внутренней росписи церкви.

В последующие годы храм продолжали восстанавливать, был создан новый иконостас, расширена площадь, занимаемая храмом, был построен дом причта и благоустроена территория, окружающая храм. С 1990 года при храме работает воскресная школа и православная библиотека. В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев.

8 февраля 2010 года в храм Рождества Богородицы в Крылатском передали частицу мощей мученика Вонифатия[2]

При храме работает паломническая служба «ТОВИЯ». Она была создана по благословению протоиерея Георгия Бреева — настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Служба предлагает различные экскурсии и поездки по святым местам России и зарубежья. «ТОВИЯ» сотрудничает с Русским географическим обществом. Результатом успешного сотрудничества стали познавательные и полезные для восстановления физического состояния и духовного здоровья экскурсии, походы и экспедиции для взрослых и детей.

Икона Богоматерь Рудненская особо почитается прихожанами, по дате написания она относится к XX веку.

  • настоятель — митрофорный протоиерей Георгий Бреев
  • протоиерей Сергий Тишкун
  • протоиерей Вячеслав Распономарев
  • протоиерей Иоанн Никишин
  • иерей Андрей Шишкин
  • протодьякон Симеон Аветисян
  • дьякон Виктор Волков
  • дьякон Алексий Батищев

ru.wikipedia.org

21 сентября 2019: Рождество Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

foma.ru

Святая Земля. Часть 3. Дом Иоакима и Анны в Иерусалиме | Материнство

Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском. Достигнув глубокой старости, не имели детей, и терпели за это горькое поношение от людей, т.к. дети считались Божиим благословением, а бездетных супругов люди почитали грешниками. Однажды во время праздника первосвященник Иерусалимского Храма отказался принять дары от Иоакима, считая его лишенным Божиего благословения. Глубоко опечаленный, Иоаким ушел в пустыню, где постился и молился 40 дней. Святая Анна считала себя виновницей несчастья, и слезно моля Господа о даровании младенца, обещала посвятить Богу дарованное дитя.


Греческая церковь на месте Рождества Пресвятой Богородицы


После этого обета Иоаким и Анна поселились в Иерусалиме, и вскоре у них родилась дочь, которой они дали имя Мария. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Дом, где жили праведные Иоаким и Анна, и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании, и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).


Львиные (Овчие) ворота Иерусалима


Львы на воротах

Игумен Даниил пишет в своих записках: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны. Недалеко отсюда притвор Соломона, где находится купальня, названная Овчей купелью, и где Христос исцелил расслабленного. Место это к западу от дома Иоакима и Анны, на расстоянии брошенного камня. Если оттуда идти на восток, то близко городские ворота, которые ведут к Гефсимании».

Сейчас на этом месте очень близко расположены два храма: католический собор святой Анны, славящийся прекрасной акустикой, и греческая церковь Иоакима и Анны. Под храмами находятся пещеры, но местом Рождества Пресвятой Богородицы считается пещера под греческой церковью.



Католическая церковь святой Анны

 

Пещерная церковь под церковью святой Анны


Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.


Место Рождества Пресвятой Богородицы в пещере под греческой церковью


Икона - Богоотцы Иоаким и Анна с Пречистой Девой Марией

Храм свв. Иоакима и Анны на месте их дома в Иерусалиме


Читать дальше »»

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Дата публикации 20.03.2016
Автор статьи: Анна Хрусталева

materinstvo.ru

Сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

Митрофорный протоиерей Георгий Бреев -  настоятель храма;
духовник Западного викариатства. 

Биография:
Дата рождения: 8 января 1937 г.
День Ангела: 6 мая - Вмч. Георгия Победоносца.

Образование: 1968 г. - Московская Духовная Семинария и Академия. 

Рукоположен в сан диакона 14 октября 1967 года.
Рукоположен в сан иерея 17 декабря 1967 года.

Последние награды: право ношения второго наперсного креста с украшениями - 2019 г.; Орден преп. Сергия II степени - 2002 г., Орден св. Даниила Московского II степени - 2007 год, медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» - 2016 год, юбилейная медаль в ознаменование 100-летнего юбилея восстановления патриаршества Русской Православной Церкви - 2017 год, ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского 1-ой степени - 2017 год

Книги:протоиерей Георгий Бреев. Радуйтесь! Сборник бесед. - М.: Никея, 2009 .

протоиерей Георгий Бреев. Учитесь вере. - Тюмень: Русская неделя, 2015.
протоиерей Георгий Бреев. Свет от Света. Беседы о вере и псалмах. - М.: Никея, 2016.

Статьи: Бреев Г., прот. Воспоминания о духовном сыне: [О В. С. Семенцове] // Альфа и Омега. — 1998. — № 3(17) (АиО). — С. 322—334.
Бреев Г., прот., Шатов А., прот., Смирнов Д., прот., Асмус В., прот., Воробьев В., прот. Современные традиции празднования Пасхи на московских приходах // Вестник пастырского семинара. — 1996. — № 1 (ВПС). — С. 35-41.
Бреев Г., прот. Торжество Православия // Журнал Московской Патриархии. — 1977. — № 2 (ЖМП). — С. 39-40.
Бреев Г., прот., Московская епархия. Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50) (на 39-е зачало Евангелия от Луки) // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 11 (ЖМП). — С. 43-44.

Интервью порталу «Православие.Ru»  (22.03.2016)

Патриаршее поздравление протоиерею Георгию Брееву с 70-летием и 40-летием служениия в священном сане

Проповеди

 

www.hramnaholmah.ru

Собор Пресвятой Богородицы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Бабьи каши

Собо́р Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Ἡ σύναξις τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου) — праздник в православных церквях, совершается 26 декабря (8 января), в первый день попразднства Рождества Христова.

Икона
Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, середина XV века.
Дом-музей П. Д. Корина, Москва)

Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифа́ния Ки́прского, Амвро́сия Медиола́нского и Августи́на Блаже́нного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей его Богородицы[1].

Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 году (правило 79)[2].

Иконогра́фия Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихи́ры Иоанна Дамаскина́: Что̀ тѝ принесе́мъ: и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: Ка́ѧждо […] бл҃годаре́нїе тебѣ̀ прино́ситъ: а҆́гг҃ли, пѣ́нїе: нб҃са̀, ѕвѣздꙋ̀: волсви,̀ да́ры: па́стырїе, чꙋ́до: землѧ̀, верте́пъ: пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́сли. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.

ru.wikipedia.org

Дом Марии Богородицы Иерусалим, церковь рождения Марии


Иерусалим, греческая церковь
рождения Марии,
Дом Марии - Богородицы
Карта Google Maps
     
Возле исторических Львиных ворот, или как их ещё называют Овечьи врата в восточном Иерусалиме, есть небольшая Греко православная церковь, на которую вам обязательно должен указать ваш гид в Израиле. Церковь является библейским местом, где родилась и провела свои юные годы Мария мать Иисуса.
Из придания, в котором говорится, что именно в этом доме, где сегодня стоит церковь родилась и жила Мария в Иерусалиме. Отец Марии Иоаким, мать Марии Анна, жили в достатке и оба являлись из знатного рода. Но была у них одна проблема, они были бездетными, что не прибавляло им чести и зачастую являлось насмешками со стороны. Бездетные семьи в то время являлись позором, и даже проклятием, вплоть до изгнания из храма божьего. Когда в скорби, Иоаким уходит в отчуждение, молится южнее Иерусалима, у Анны происходит прозрение, о том, что она беременна. Иоаким возвращается домой после долгого отсутствия, и Анна извещает его о том что она беременна.  Мария (богородица) рождается  и живёт первые свои годы жизни в Иерусалиме, возле овечьих ворот или ворот св. Стефана. В дальнейшем Иоаким отдаёт свою дочь на послушание в храм, и она по истечению обстоятельств попадает, в святую святых храма, с позволением там молится, поскольку священники  углядели в ней, что-то божественное. Церковь Марии, как и помещение в котором она находится переходило из врук вруки, но никто не мог в ней прижиться поскольку никто из живущих в этом здании, не верил что место библейское и святое, и они богохульствовали.  Церковь рождества в Иерусалиме, была отстроена в начале 20 века и в таком виде она существует до сегодняшнего дня. Греческая церковь рождения богородицы примыкает, к католической церкви святой Анны в которой католики указывают, на место где родилась Мария Вифезда. Как католическое место рождения, так и православное, находятся очень близко друг другу, поэтому следует вывод, что приблизительно в этом месте жила семья, в которой родилась Мария. Как только вы заходите в церковь богородицы справа, вы сможете увидеть саму церковь с иконостасом с иконами, на которых указанны библейские сюжеты.
Храм рождения богородицы в Иерусалиме это библейское место и очень почитаемо людьми, у которых нет детей. Люди приходят и оставляют записки с просьбами о совершения чуда зачатия. Только на индивидуальной экскурсии в Иерусалиме вы сможете, спустится вниз на уровень земли того времени и пройти по дому Марии. Сам вход закрыт решеткой но, попросив, ключ у сестры вам разрешат туда пройти. В дом богородицы ведёт крутая лестница и спустившись, вы попадаете не первые этажи дома, где провела свои юные годы Мария. Спустившись ещё ниже, вы сможете увидеть мозаику того времени, чудотворные иконы с поплывшей краской от влажности, у которых можно оставить свои записки. Внизу дома Марии относительно сезона может быть прохладно, или душно, жарко и высокой влажностью. Чтобы вам стало понятно, это были жилые помещения над землёй с окнами, и под землёй дом не располагался. Проходы не сложены из камней, а выбиты в горной породе. Внутри католической церкви святой Анны, очень похожие помещения и иконы связанные с этим действием в городе Иерусалим.




Иерусалим экскурсии на русском языке которые, мы проводим для Вас по специально продуманным маршрутам, которые отвечают только вашим эксклюзивным запросам. Профессиональные и эксклюзивные индивидуальные экскурсии в Израиле дадут вам ощущение, которое вы от них ожидаете.
Личный гид в Израиле на индивидуальной экскурсии покажет Вам и раскроет все секреты таинственной и неповторимой страны Израиль. Израильские гиды любят рассказывать о стране, которую любят всем сердцем и душой. Только на частной экскурсии вы сможете прочувствовать столь маленькую и не объятую страну как Израиль.

 

www.israelisrael.ru

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́рковь Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы в Ста́ром Си́монове — церковь в Москве на левом берегу Москвы-реки в бывшей Симоновой слободе.

В 1370 году на месте нынешней церкви Феодором Симоновским был основан Симонов монастырь, в котором построена деревянная церковь, но уже в 1379 году монастырь был перенесён на новое место. В 1509—1510 годах вместо деревянной была построена каменная одноглавая церковь. В настоящее время храм бесстолпный, но вероятно, что первоначально он был четырёхстолпным, так как верх четверика был перестроен, и от первоначального храма сохранилась лишь нижняя половина основного объёма до резного фриза. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена[1]

В XVIII веке около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. В 1785—1787 годах вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849—1855 годах по проекту арх. Н. Збожевского они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Святого Николая и Святого Сергия. В Сергиевском приделе в 1870 году установлено чугунное надгробие Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.

В 1928 году церковь была закрыта. В 1932 году снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви стали использовать в качестве производственного помещения (прямо на могилах героев Куликовской битвы была размещена компрессорная завода), в результате чего оно оказалось на грани разрушения. В 1966 году об изуродованном храме-памятнике писал П. Д. Корин[2], а в 1979 году — Д. С. Лихачёв[3]. Однако завод только в 1987 году освободил церковь и передал её Историческому музею.

В 1989 году церковь была передана верующим. Храм был повторно освящён 16 сентября 1989 года. В 2006 году восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби.

До 2015 года в церковь можно было попасть через проход, проведённый по территории завода. После открытия на территории завода бизнес-квартала «Симоновский» и сноса части производственных корпусов появилось ещё несколько проходов к Храму.

При храме действуют благотворительный историко-культурный фонд святых Пересвета и Ослябя, воскресная школа.

До закрытия в храме, в частности, находились:

После открытия храма в нём хранятся:

  • Остроумов И. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912.
  • Паламарчук П. Г. Сорок Сороков. М., 1995. С. 111—117.

ru.wikipedia.org

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2016; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2016; проверки требуют 15 правок.

 памятник архитектуры (федеральный)

Храм Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы во Влады́кино — приходский православный храм Сергиевского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в московском районе Отрадное, в бывшем селе Владыкино (до 1653 года Вельяминово). Федеральный памятник архитектуры. Современное здание возведено в 1850-е годы, но строительство каменного храма на месте нынешнего велось уже в 1770 году.

Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский.

В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села.

Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское.

В 1854—1858 годах церковь была полностью перестроена архитектором А. Ф. Ярошевским. В 1859 году новый трёхпрестольный (с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила) храм был освящён; главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Однако, вот что в конце июля 1860 года пишет в своем дневнике Ива́н Миха́йлович Снегирёв (1793-1868) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей:

"1860-й год. Июль. 31.

Отправился в сельцо Владыкино на освящение церкви Рождества Богородицы, сооруженной на месте деревянной, купцом Гавр. Матв. Толоконниковым. Она о 5 главах с колокольней. Освящал митрополит Филарет с архим. Иоанникием и Евстафием. Стечение народа было большое. В числе почетных посетителей был обер-прокуpop Св. Синода гр. Толстой. Следуя древнему обычаю, Толочанинов (прим.: возможно при издании дневника неверно указана фамилия - "Толоконников") предложил обильную трапезу присутствовавшим, которых была не одна сотня. Около церкви раскинуты были палатки и поставлены на открытом воздухе, где обедало несколько сот народа. Духовное празднество. Когда предложена была храмоздателем заздравная чаша за Государя Императора и царственный дом и возглашено протодиаконом и певчими многолетие, за всеми столами раздалось громкое протяжное ура. После того все собрание приветствовало торжественным восклицанием имена Московского архипастыря, освятившего храм, и самого храмоздателя. Златоустинский архимандрит Евстафий после трапезы предложил духовную пищу, раздав в церкви желавшим книжки духовного содержания, руководствующие к вере и благочестию......" ( источник )

В советское время храм для богослужений не закрывался.

В 1970-е годы были планы снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам удалось его сохранить.[1] В 2013 году была впервые за всю постсоветскую историю храма совершена патриаршая служба. Богослужение возглавил Патриарх Кирилл

Вид на Храм с моста через МКМЖД

Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития. В храме до сих пор находятся иконы XVII в. как то:

  • Николая Чудотворца,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Смоленской и Казанской икон Божией Матери.

Среди особо чтимых святынь храма:

Также примечательны иконы:


Дар Патриарха Адриана храму — Евангелие XVII в.

В храме по состоянию на 2017 год служат:

  • настоятель храма — протоиерей Сергий Ткаченко,
  • протоиерей Владимир Александров,
  • иерей Андрей Кудрин,
  • иерей Димитрий Бондаренко,
  • иерей Андрей Родионов,
  • диакон Илия Костицын.

Церковь расположена рядом с метро «Владыкино» (выход в сторону Алтуфьевского шоссе), на пересечении 1-го Алтуфьевского путепровода и Сигнального проезда по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, стр. 4.

ru.wikipedia.org

Храм, в который вошла Богородица

4 декабря православные христиане празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы. Куда вошла Пресвятая Дева? Какова история этого храма? Как он был устроен? Каков богословский смысл этого праздника? На все эти вопросы отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Храм Соломона

Когда мы говорим о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, то под самим храмом, в который она вошла подразумеваем его второй, реконструированный вариант.

Икона. Новгород. XIV в

Первый храм Соломона возникает в X веке до Р. Х., в ту эпоху, когда Израиль достиг вершины своей политической и экономической славы. Известно, что все необходимое для этого грандиозного строительства подготовил отец Соломона, царь Давид, но построил именно сын. Почему? Согласно Ветхому Завету, Давид участвовал во многих кровопролитных войнах, потому Господь не позволил ему исполнить такую важную духовную миссию.

Те косвенные данные, которыми мы сейчас обладаем, свидетельствуют о том, что первый храм был величественным сооружением. Как именно он выглядел, неизвестно, но большинство современных исследователей полагает, что эта постройка была типичной для тех храмов, которые уже существовали на территории тогдашнего и нынешнего Ливана. Согласно Библии, именно в этом регионе были наняты мастера для строительства.

Сейчас существуют реконструкции его предполагаемого вида и, судя по всему, здание было значительным по размеру и по площади. Храм располагался в самой высокой точке города — на так называемой Храмовой горе.

 

Для чего был нужен храм

Этот храм стал особенным местом единения всего израильского народа, всех 12 колен (родов) Израиля. Он стал тем местом, где можно было, как бы мы сейчас сказали, соборно приносить жертвы Богу.

Каковы же были те основные духовные доминанты, вокруг которых выстраивался весь храмовый комплекс?

Скиния

Центральным местом храма в сакральном смысле была Святая святых, где находилась скиния Завета, та, с которой иудеи сорок лет путешествовали по пустыни после бегства из Египта. В этой скинии (греч. — шатер, палатка) находились скрижали (каменные плиты) Завета с десятью заповедями, которые Господь даровал Моисею на горе Синай. В Библии указано, что в особые моменты истории иудейского народа над скинией таинственно пребывала Слава Божия, которая являлась в виде облака — символа особого присутствия Господа. И вот именно эта скиния затем была перенесена в построенный храм Соломона.

Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в

Только первосвященник имел право входить во Святая святых — один раз в год, в праздник Йом-Киппур (один из самых важных в году: в этот день все иудеи соблюдают особенно строгий пост и молятся о прощении своих грехов). Это была комната кубической формы (10x10x10 метров), где не было окон и которая ничем не освещалась. Именно в этом месте Господь являлся первосвященнику для изъявления Своей воли израильскому народу.

Сама скиния Завета стояла над местом, где лежал краеугольный камень — по преданию именно с него Господь начал творение мира. В настоящий момент здесь находится Купол над Скалой, одна из современных святынь ислама.

Рядом со Святая святых находилось самое большое храмовое помещение — зал (Хейхал). В этом месте, где совершались основные храмовые службы, находился жертвенник, на котором воскуряли фимиам, столы предложения и золотая менора Моисея (семисвечник).

За этим центральным и самым важным местом начинался притвор (Улам) — в восточной части храма, который символически отделял сакральное от профанного, то есть святое от мирского.

После притвора начинался внешний двор и целый ряд вспомогательных помещений, обустроенных для различных храмовых нужд.

История второго храма

Храм Соломона был разрушен Навуходоносором в 586 году. Еврейский народ был изгнан с родной земли. Десять процентов населения было принудительно депортировано в Нововавилонское царство. И поэтому, когда представилась возможность возвести второй храм, он был предположительно в два раза меньше, чем тот, который построил Соломон. Но тем не менее в нем были сохранены все основные сакральные доминанты, о которых было сказано выше.

Строительство второго храма началось сразу же после возвращения иудеев из Вавилонского плена (с 598 по 539 год до Р. Х.). В Библии в связи с этим есть трогательное указание, что народ, приступая к возведению второго храма, плакал, потому что видел руины старого.

Реконструкция второго храма

Безусловно возращение народа из продолжительного плена в Вавилоне всеми иудеями воспринималось как праздник, но со слезами на глазах.

Второй храм был окончательно построен в 516 году до Р. Х. и благополучно просуществовал вплоть до 167 года н. э.

Во II веке до Р. Х., после распада знаменитой империи Александра Македонского, Иудея принадлежала династии Селевкидов (ее основателем был Селевк, один из военачальников великого завоевателя).

Представители этой династии по-разному относились к иудейской религии. Некоторые цари помогали храму, осуществляя значительные пожертвования, а некоторые относились к ней с пренебрежением. Так, к примеру, в 167 году до Р. Х. царь Антиох IV Eпифан (215–164), проводивший безумную политику жесткой эллинизации Иудеи, принудительно установил в Святая святых иерусалимского храма статую Зевса Олимпийского. Тут же вспыхнуло восстание, которое вылилось в целый ряд военных столкновений — Маккавейские войны. В итоге Израиль вернул свою независимость, однако храм в период этих войн несколько раз серьезно пострадал. Затем уже в 60-е гг. до Р. Х., когда Иерусалим был захвачен римскими войсками, которые возглавлял Помпей (106–48 гг. до Р. Х.), храм вновь понес серьезный урон и таким образом к 20 г. до Р. Х. здание оказалось в плачевном состоянии.

Тогда царь Ирод I Великий (ок. 74–4 гг. до Р. Х.), который мнил себя новым Соломоном, реализует грандиозный проект по радикальной реконструкции второго храма. Он ставил перед собой задачу восстановить его во всем былом блеске и величии.

Ирод I Великий

Существует древнее сочинения Иосифа Флавия, в котором была отражена история этой перестройки. Так, он в частности пишет, что для доставки всех необходимых для строительства материалов Ирод повелел заранее подготовить тысячи телег для перевозки камня, который добывали неподалеку от Иерусалима — в Иудейской пустыни. Это был интересный камень белого цвета, из которого, между прочим, построен весь нынешний Иерусалим. Был составлен центральный план реконструкции, согласно которому и начались работы.

Храм и вправду получился колоссальным по размерам. Иосиф Флавий отмечал, что на некоторых стенах было просто страшно стоять — начиналось головокружение. Но после перестройки храм Ирода исполнял не только функцию главного сакрального места в городе. Он стал важным фортификационным сооружением — вокруг него возвели огромные стены. Знаменитая сейчас Стена Плача — это как раз часть одной из западных стен былой крепости.

Интересно, что после реконструкции в храме появляется так называемый притвор Соломона, который упоминается также в Новом Завете. Это было специально отведенное место, где люди встречались для того, чтобы послушать толкование на Писание. Именно там впоследствии и проповедовали апостолы, а до них — сам Христос.

Триумфальная арка Тита в Риме_Фото Alexander Z._Wikimedia Commons_GFDL

Этот грандиозный храмовый комплекс был разрушен в 70 году н. э. римским полководцем Титом, после того как в провинции вспыхнуло крупное восстание.

Об этих событиях мы вновь можем узнать из книги «Иудейские войны» Иосифа Флавия. Храмовый комплекс был настолько хорошо укреплен, что римляне, прорвавшись в город, несколько месяцев не могли взять храм. Но завершения операции все, что было внутри храма — сокровища, золотые сосуды, которые употребляли для различных обрядов, в том числе и знаменитый золотой семиствольный светильник, — было вывезено в столицу империи.

И до сих пор в Риме неподалеку от Колизея стоит триумфальная арка Тита. На ней изображены пленённые иудеи, которых, как пишет Флавий, было около ста тысяч.

С тех самых пор жертвоприношения, самые важные религиозные обряды в иудаизме, прекращаются.

Купол над Скалой и Стена плача_Фото Sheepdog85_Wikimedia Commons_GFDL

В настоящий момент на Храмовой горе находится две святыни ислама: мечети Аль-Акса и Купол над Скалой, которую по ошибке называют мечетью Омара. Этот великолепный золотой шатер строили византийские мастера по заказу мусульман.

Таким образом, Иерусалим после разрушения находился в запустении вплоть до прихода в этот город в 326 году царицы Елены (250–328), матери императора Константина Великого. Здесь она обрела Крест, на котором был распят Иисус Христос, и прочие святыни, связанные со страданиями и воскресением Спасителя. Кроме того, по преданию на том самом месте разрушенного храма, где воспитывалась Божия Матерь, святая Елена приказала построить базилику в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что произошло?

Об этом событии мы знаем из апокрифического документа — «Протоевангелие Иакова», которое было написано во второй половине II века. В этом документе отражены многие факты из жизни Божией Матери, которые были опущены в четырех канонических Евангелиях. В частности, именно из этой книги мы узнаем, что родителями Пресвятой Богородицы были Иоаким и Анна, при этом указано, что долгое время они были бездетными и на момент появления на свет своего единственного ребенка были уже в преклонном возрасте.

Введение во храм_Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в

Надо сказать, что в ветхозаветном Израиле рождение нового человека воспринималось особенно радостно. Это было не только чисто семейным торжеством. Такое событие воспринималось как исполнение Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь». То есть рождение ребенка было счастьем не только житейским, человеческим, но и религиозным. А вот отсутствие детей воспринималось как тяжелое проклятие. Почему?

Считалось, что когда Мессия придет второй раз на землю, чтобы судить людей, то Он восстановит весь род по последним наследникам. В случае же их отсутствия, то есть в случае бездетности родителей, Господь как бы вычеркнет весь род из Книги жизни (по ветхозаветной традиции, внесённому в эту символическую книгу человеку обещана жизнь (Ис 4:3), а вычеркнутому — забвение равносильное смерти (Исх 32:22)). Потому очень часто родители, получив такого ребенка в преклонных годах, посвящали его Богу, отдавая на воспитание в храм. Так же поступили Иоаким и Анна. В тот период при храме воспитывалось  много мальчиков и девочек. Это объясняется двумя причинами. Первая — сакральная, вторая — практическая. Родители, посвящая свое дитя Богу, выражали таким образом Творцу свою благодарность, а для активно восстанавливающегося храма нужна была помощь и взрослых, и детей. К примеру, Матерь Божия участвовала в создание завесы для Святая святых, которая позднее во время смерти Спасителя на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51). Здесь важно понимать, что сам храм предоставлял из себя целый систему разных зданий и пристроек со своей внутренней инфраструктурой. Он напоминал скорее современный монастырь, чем церковь. В «Протоевангелии Иакова» есть один интересный эпизод: когда Божией Матери было два года, Иоаким уже хотел отдать ее в храм, но Анна попросила оставить ее еще на один год, чтобы лучше запомнить свое дитя.

Год спустя Богородица в сопровождении других воспитанниц храма со свечами в руках вошла в храм уже после того, как были завершены первые этапы реконструкции. Скорее всего, она входила с восточной стороны, так называемыми Золотыми воротами. Она поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен Израилевых. И затем произошло необыкновенное. Первосвященник по особому пророческому вдохновению привел Богородицу во Святая святых. И когда она вошла в это самое главное, сакральное для всего иудейского народа место, то увидела Славу Божию, то самое облако, о котором мы уже говорили. И маленькая девочка от радости начала прыгать и скакать.

Храм Соломона на плане Иерусалима 1200 года

Почему же мы так особенно выделяем это событие? Храм для иудейского народа был местом особого Божия присутствия. И когда Матерь Божия входит в него, то получается, что таким образом происходит символическая встреча не только Ветхого и Нового Заветов. В ветхозаветный храм входит храм новый — сама Пресвятая Дева. Не просто так впоследствии христианское богословие будет называть Богородицу Новой Скинией Завета. Ведь и она исполняется Славы Божией и воспринимает в себе Самого Бога. Она и есть новый, живой Его храм.

 

Читайте также:

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы
Кто разрушил Иерусалимский храм?
Иерусалимский храм

foma.ru

Собор Рождества Пресвятой Богородицы | Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

   Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о   существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве. Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и  настенная живопись.  На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.    В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Богородице-Рождественский собор и колокольня. Фото В. Ходаков.

  В 2017 году в Соборе проводится часть реставрационных работ. Работы финансируются по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Собор как  объект культурного наследия федерального значения носит название «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII–XVIII вв. и начало XIX в. – Собор, 1501–1505 гг.». На первом этапе работ намечено выполнить реставрацию кирпичной кладки фасадов, белокаменного цоколя и архитектурных деталей.

 

mbrsm.ru


Смотрите также