Донская икона божией матери в донском монастыре


Донская икона Божией Матери — Википедия

Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю.

Искусствоведы датируют время её написания 1380—1395 годами, автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения[1].

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

«И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы».

— «Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составлена в 1471 г.

«Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща»

— И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865

Однако большинство исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению О. Г. Ульянова[2], — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы О. Г. Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове»[3], а также другими примерами[4]. По мнению В. И. Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви[5]. На следующий день — 19 августа — русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова[6]. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына[7]. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Г. О. Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

Датировка и авторство

«Богоматерь Донская»
(реверс золотой памятной монеты, посвящённой Феофану Греку)

Традиционно исследователи считают автором Донской иконы Феофана Грека либо одного из мастеров его круга[8]. Существуют и альтернативные версии: О. Г. Ульянов называет автором иконы Игнатия Грека, писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря[9]. Л. И. Лифшиц[10] высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы)[11]. Член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев предполагал, что икона была написана новгородским иконописцем, одним из учеников Феофана, хотя и не исключал возможность её написания самим Феофаном[6].

Так же, как и в вопросе о лицевой иконе, среди историков искусства нет единого мнения об авторстве Успения. И. Э. Грабарь, П. П. Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Мнение Д. В. Айналова, Л. И. Лифшица и В. Н. Лазарева — икона написана русским, возможно, новгородским художником. Довод В. Н. Лазарева: сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру вызывает высокое качество иконы, превосходящее качество всех других работ того времени, выполненных новгородскими художниками. Но это, по мнению исследователя, объяснимо тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана.

Расхождение мнений вызывает и время написания иконы. Ряд авторов относит её создание к 1392 году — времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны[12]. Высказано также предположение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны[13]. В. Н. Лазарев считал, что если икона была написана в Новгороде (где Феофан Грек провёл десять лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми[11]. По мнению Л. И. Лифшица, она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году, по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана.

Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве[14].

Иконография

Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

Лицевая сторона

Богородица с Младенцем Иисусом

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

По словам В. Н. Лазарева,

Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного.

Являясь сторонником русского происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода.

По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской:

«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».

Оборотная сторона

Успение Богородицы

На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыя Богородицы»). Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.

В. Н. Лазарев писал:

Апостолы — совсем простые люди. Растроганные и грустные, они пришли отдать последний долг матери своего учителя. Их сближает единое чувство — чувство глубокой печали. Оно настолько сильно, что сглаживает индивидуальные оттенки, делает любого из них участником общего, «соборного» действия[11].

Епископ Иаков и апостолы (фрагмент иконы)

Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что, по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, изображение на её обратной стороне выдержано в более тёмной и драматичной гамме с преобладанием густых синих, плотных зелёных, шоколадно-коричневых тонов, контрастирующих с белыми, пронзительно-красными, золотисто-жёлтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь характеризовал изображение на обороте как более темпераментное и импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим из трактовок Успения другими художниками данного периода. Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по мнению В. Н. Лазарева, следует, что лицевая и обратная стороны иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь отметил, что в лицах апостолов нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, что, как и характерная для новгородских икон того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском авторстве данного изображения и, скорее всего, о его новгородском происхождении, которое в то же время является оригинальным симбиозом константинопольской и новгородской школ.

Списки

Список Донской иконы из Троице-Сергиевой лавры

Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского[15].

После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну:

Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей [Донской иконе] почти два века, и дозволил им снять с неё вернейшие списки: один для сего храма [Успенского собора], и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города[16].

Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом.

После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы: «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския»[17]. В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Драгоценный оклад

В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов[18]. Оклад включал в себя:

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи[19].

Оклад не имел аналогов по количеству мощевиков, которые помещались на него в память о царских родственниках. Оборот иконы со сценой Успения был закрыт гладким серебряным окладом с резными золочеными венцами. Икона находилась в деревянном киоте, обложенном вызолоченным серебром. Его украшали изображения Деисуса, Господских праздников, евангелистов, пророков, различных святых, в том числе соимённых членам царской семьи.

В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Старый оклад был снят, мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Новую ризу украшали 600 огранённых изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг[20]. Икону в новом окладе поместили в киот, украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе.

Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями[21].

Примечания

  1. ↑ Паломнический центр Московского патриархата Архивная копия от 29 октября 2007 на Wayback Machine
  2. ↑ Профессор, заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева
  3. ↑ ЧОИДР. М., 1847. № 3. С. 19—20
  4. ↑ Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля
  5. ↑ Донская икона Пресвятой Богородицы
  6. 1 2 Богоматерь Донская
  7. ↑ Икона Божией Матери Донская
  8. ↑ Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. № 1. С. 80—83
  9. ↑ Игнатий Грек (XV в.)
  10. ↑ Доктор искусствоведения, заведующий сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания.
  11. 1 2 3 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
  12. ↑ Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // ГТГ: Материалы и исследования. М., 1958. Т. 2. С. 10
  13. ↑ Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV—XV вв. С. 36—45
  14. ↑ Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 219
  15. ↑ Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151
  16. ↑ Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 142
  17. ↑ ППСРЛ. Т. 14 °C. 15
  18. ↑ Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4—5
  19. ↑ Стерлигова И. А. Драгоценный убор трёх кремлёвских чудотворных икон Богоматери // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 163—164
  20. ↑ Копии с описных книг Благовещенского собора 1701—1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11—16 об.
  21. ↑ Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. № 2. С. 84.

Ссылки

Литература

  • Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV—XVI вв.. — М.: Наука, 1970. — Т. 5.
  • Каменская Е. Ф. Шедевры древнерусской живописи // Советский художник : журнал. — 1971. — № 8.
  • Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи // Изобразительное искусство : журнал. — 1974. — № 17.
  • Салько Н. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы: Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». — Л.: Аврора, 1978. — 40 с. — (Публикация одного памятника).
  • Дмитриева Н. В. О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. — М: Сретенский монастырь, 2004. — ISBN 978-5-7533-0068-3.

wiki2.net

В Донской монастырь принесут чудотворную икону Божией Матери

Хранящаяся в Третьяковской галерее святыня будет находиться в обители до 4 сентября

29 августа. ПРАВМИР. 1 сентября 2016 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря.

В этот день по сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, сообщает пресс-служба патриархии.

Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке правительства Москвы и Государственной Третьяковской галереи.

Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 31 августа до 4 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста.

Как ожидается, 1 сентября Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря совершит Патриарх Кирилл.

Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина».

С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией.

После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения.

www.pravmir.ru

ДОНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ И ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Донской монастырь был основан в 1593 году в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея (1591 г.)

Главным храмом монастыря является пятиглавый собор в честь Донской иконы Богоматери.

История этой иконы такова. Она была принесена в Москву Донскими казаками, которые прибыли на помощь великому князю, святому Дмитрию Донскому, в его борьбе с татарами. Икону прикрепили к древку, и она как хоругвь оставалась при русском войске.

Во время Куликовской битвы (1380 г.) икону носили среди православных воинов ради укрепления их духа. По возвращении в Москву великий князь поместил икону в Успенском соборе Московского Кремля.

В память победы, одержанной на берегах Дона заступлением Богородицы, икона была названа Донской.

В 1591 году к Москве с полчищами татар подступил хан Казы Гирей. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить с Донской и другими иконами крестный ход вокруг города.

Затем Донская икона была поставлена в походной церкви преподобного Сергия в стане русских воинов. Целую ночь царь усердно молился. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска и целые сутки бились с ними; но затем они были устрашены невидимой силой и обратились в бегство.

Так вот, монастырь был построен на том самом месте, где во время битвы с войсками Казы Гирея в палатке стояла Донская икона. Был установлен праздник ей (19 августа / 1 сентября), а саму икону поставили в монастырской церкви.

В Смутное время обитель была опустошена, а восстановление ее произошло при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. Они сделали Донской монастырь «Богомольем царей», так как сюда стали совершаться крестные ходы, в которых участвовали цари.

В 1812 году обитель оказалась вновь разграбленной,— на этот раз французскими войсками.

В ХХ веке с Донским монастырем связаны знаменательные события в жизни Русской Церкви. В 1922–23 гг. здесь находился под домашним арестом святой патриарх Тихон.

Здесь же, в малом соборе, он был похоронен в апреле 1924 года. А в 1927 году монастырь был закрыт. Пошли слухи, что тело святителя Тихона чекисты извлекли из могилы и то ли перезахоронили его, то ли кремировали. Многие были уверены, что могила патриарха в малом соборе пуста.

В мае 1991 года в Донском монастыре возобновилась монашеская жизнь. А 18 ноября малый собор был подожжен злоумышленниками. В окно была брошена бомба с зажигательной смесью, и весь храм в несколько минут выгорел.

Но при этом имели место чудеса! На престоле храма в алтаре находились запасные Святые Дары. И огонь не коснулся алтарной части: словно невидимой стеной был прегражден сюда путь огню. Уцелели также четыре чудотворные иконы.

Во время же ремонта собора там были обретены мощи Патриарха Тихона. Это произошло 19 февраля 1992 года.


Ныне мощи Святителя Тихона покоятся в восстановленном главном храме обители — соборе Донской иконы Божией Матери.

Особенностью чудотворной Донской иконы Божией Матери является та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартией в руке. Как символом, внешним знаком Божественной мудрости.

Святитель Иннокентий Херсонский пишет:

– Чему поучат нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери? Тому, чтобы никогда не терять веры в спасение Отечества!

Каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышнего ни угодно было подвергнуть его.

Премудрость Божия любит народы ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их.

 

 

Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов!

elohov.ru

Соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Малый собор) – Донской ставропигиальный мужской монастырь

Первой каменной постройкой в основание обители стал храм в честь иконы Богородицы, именуемой «Донской». Храм был заложен в 1591 году на том месте, где стояла походная церковь русского войска, в честь преподобного Сергия Радонежского. Есть все основания полагать, что заказчиком строительства и внутреннего убранства храма был Борис Годунов. Окончание строительства храма относится к 1593 году. Первоначально соборный храм представлял собой квадратный четверик который переходил в «горку» кокошников и венчался шлемовидной главой.

Внутреннее пространство храма не имеет опорных столпов, что не было традиционно для монастырских храмов конца XVI в., которые большой частью были ориентированы на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Есть предположение, что автором сооружения был известный зодчий того времени Федор Конь.

В новоотстроенном соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. На правой стороне местного ряда иконостаса был установлен список с чудотворного образа Донской Богородицы из Благовещенского собора Московского Кремля.

В 1673 году к основному объему храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная часть. В 1677-1678 годах возводятся приделы увенчанные луковичными главами: южный в честь преподобного Сергия Радонежского и северный в честь великомученика Федора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни в западной части трапезной. В это же время был несколько надстроен центральный барабан.

После окончания строительных работ внутреннее пространство храма расписывается московскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается новый иконостас. Все эти работы выполнялись на личные пожертвования царевны Екатерины Алексеевны сестры Петра I и ее тетки Ирины Михайловны. На личные средства царевны Екатерины Алексеевны для иконостаса царским изографом Симоном Ушаковым была написана икона Богородицы Донская.

В конце XVIII века внешний облик храма, в угоду стиля классицизма, был изменен. Был надстроен основной объем четверика при этом были скрыты рады кокошников, а кровля получила четырехскатное завершение. Глава центрального барабана была перекрыта луковичной главой.

donskoi.org

С 31 августа по 3 сентября в Донском монастыре пребывает Донская икона Божией Матери

С 31 августа по 3 сентября 2017 года в Донском монастыре Москвы пребывает главная святыня обители - Донская икона Божией Матери.

Чудотворный образ принесен в монастырь ко дню его памяти, отмечаемому 1 сентября, из Государственной Третьяковской галереи, сообщает сайт монастыря.

Читайте также

7 интересных фактов о Донском монастыреСвятыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 15.00 3 сентября. Все это время перед ней будут совершаться молебны с чтением акафиста.

Ожидается, что 1 сентября Литургию в Большом соборе Донского монастыря совершит Святейший Патриарх Кирилл. Начало богослужения в 9.30.

Святыня принесена по благословению Святейшего при поддержке Правительства Москвы, префектуры Южного административного округа и Государственной Третьяковской галереи.

Справка

Донская икона Божией Матери XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека.

В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» - «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона почиталась как защитница Отечества.

В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря.

С того времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией.

После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения.

Читайте также:
Монастырь эпохи возрождения
7 интересных фактов о Донском монастыре

 

Фото: Ксения Новикова/donskoi.org

foma.ru

История – Донской ставропигиальный мужской монастырь

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться - Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым - Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

donskoi.org

В Донской монастырь Москвы на 5 дней принесут Донскую икону Божией Матери

Читайте также

7 интересных фактов о Донском монастыреВ канун празднования Донской иконы Божией Матери, 31 августа 2016 года, по традиции в столичный Донской монастырь из Третьяковской галереи принесут чудотворный образ Богородицы.

Принесение святыни состоится по благословению патриарха Кирилла при поддержке Правительства Москвы, префектуры Южного административного округа столицы и Государственной Третьяковской галереи, сообщает сайт Московской городской епархии.

Икона будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 15.00 4 сентября. Все это время перед ней будут совершаться молебны с чтением акафиста.

Ожидается, что 1 сентября в Большом соборе Донского монастыря патриарх Кирилл совершит праздничную Литургию. Начало богослужения в 9.30.

Справка

Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» - «народом христианским воинского чина».

С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией.

После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения.

Читайте также:
О московском Донском монастыре, его истории и уникальности, читайте материалы «Фомы»:
Монастырь эпохи возрождения
7 интересных фактов о Донском монастыре

 

Фото: Ксения Новикова/donskoi.org

foma.ru

Наместник – Донской ставропигиальный мужской монастырь

Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.

С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.

В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.

13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.

27 февраля 2007 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.

В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».

В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.

22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.

22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.

27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.

19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.

22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.

17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.

10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

donskoi.org

О монастыре – Донской ставропигиальный мужской монастырь

Основан в 1593-м году, расположен вблизи старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы.

Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды неприятеля были изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.

Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.

К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.

С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова. Здесь нашли упокоение писатель В. Одоевский, историк В. Ключевский и архитектор О. Бове.

В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И. Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Одно из последних захоронений произошло в августе 2008-го года – на территории старинного некрополя Донской обители был погребен известный русский писатель А. Солженицын.

donskoi.org


Смотрите также