Деревья растения а рыбы это кто


Тест по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Сборник тематических тестов по окружающему миру

Сборник тематических тестов.

Окружающий мир.

УМК «Начальная школа 21 века»

2 класc .

1.Что тебя окружает?

1.Природа бывает

живая и неживая

живая и мертвая

живая ,неживая и сделанная руками человека

2.  Закончи высказывания:

Птицы - это животные, а травы - ………

Деревья – это растения, а рыбы - ………..

3. Отметь верное высказывание:

Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

Растения, животные , грибы, люди, машины – живая природа.

Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.

4. Отметь  слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.

    Цветок       луна             дождь          лед

    камень       машина        глина           песок

    птица          рыба            снег             солнце

5. Отметь  те предметы, которые созданы руками человека.

Гриб                                   дом

Дерево                               комар  

Заяц                                  самолет

6.Раскрась зеленым цветом , если это объект природы, красным – если это изделие.

Телевизор            радуга                 стул                           дождь

Мухомор              книга                  ананас                        камень

7. Соедини  → части предложения

8.Найди и исправь ошибки:

  • Солнце восходит рано, заходит поздно. День длинный, ночь  короткая. Это – зима.
  • Солнце восходит поздно, заходит рано. День короткий, ночь длинная. Это – лето.
  • День заметно прибывает. Это - осень.
  • День заметно убывает. Это- весна.

9.Отметь правильный ответ.  Сколько дней в неделе?

    6 дней

     31 или 30 дней

    7 дней

10.Отметь правильный ответ. Сколько недель в месяце?

  12 недель

  4 недели

  4 или 5 недель

11. Отметь правильный ответ. Сколько месяцев в году?

Много месяцев

4 или 5 месяцев

12 месяцев

12. Отметь правильный ответ. Сколько времен года?

3 времени года

12 времен года

4 времени года

13. Отметь ошибочный ответ.

Дни недели: понедельник , вторник, среда, суббота, четверг, пятница, воскресенье

Дни недели: понедельник , вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

14.Отметь верные   ответы

Воздух, вода, растения, животные, человек – это природа

Воздух, вода, камни, песок – это не природа.

Самое разумное существо на Земле – это дельфин.

Самое  разумное существо на Земле – это человек.

 

15*   Закончи предложения:

  • Воздух, вода, растения, животные и человек –это ……………………………..
  • Воздух, вода, камни, песок – это…………………………………………………
  • Растения, животные, человек – это ……………………………………………..
  • Человек  живет не только среди природы, но и ………………………………..
  • Самое разумное существо на Земле – это ………………………………………

16. Что такое природа?

 человек, растения, животные, солнце в небе, моря  и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы и микробы

 карандаши, тетради, парты, здание школы.

17. Что относится к живой природе?

земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками.

Солнце, небо, облако, Земля, камни, вода, дождь, снег.

человек, животные, растения, грибы, микроб

2.Кто ты такой?

1. Отметь правильный ответ.  У человека

2 органа чувств

6 органов чувств

5 органов чувств

2.Проведи линии правильно

глаз                         холод, тепло, боль

нос                          вкус  

ухо                          зрение

кожа                        слух

язык                         запах

3. Отметь правильные ответы:

Обоняние-это различение запахов

Орган обоняния – кожа

Кожа позволяет нам осязать предметы, чувствовать их свойства

4. Отметь правильный ответ:

Осязание-это  различение запахов

Орган осязания- кожа

Холод, тепло, боль мы ощущаем с помощью глаз

5. Отметь правильные ответы:

Здоровье – это правильная, нормальная работа всего организма.

Чтобы меньше болеть, нужно очень тепло одеваться.

Чистить зубы нужно утром и вечером

6. Отметь  ошибочные ответы:

Если болит живот, нужно поставить грелку

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «02»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «01»

7. Отметь верные утверждения:

Если несильно обожжена рука или нога – нужно помазать мазью.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши – потри их снегом.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши- зайди в ближайшее теплое помещение и    наложить согревающую повязку..

8. Отметь верные утверждения:

Из носа идет кровь – прижми ноздрю пальцем с ватой

Из носа идет кровь – положи на переносицу мокрый холодный носовой платок

Из носа идет кровь – запрокинь голову назад.

9. Отметь верные высказывания:

Телевизионные передачи нужно смотреть 3 часа в день

Телевизионные передачи модно  смотреть не более 1 часа в день

Можно одновременно смотреть телевизор и читать книгу.

10.Отметь верное высказывание:

Культурный человек тот, который занимается физической культурой

Культурный человек много знает, умеет, выполняет правила приличного поведения, ведет себя вежливо.

11.Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, надо

включить телевизор и радио

проверить, хорошо ли освещено рабочее место

проветрить комнату

собрать на рабочем столе все учебники, тетради, игрушки.

12.Для чего организму нужно питание? Отметь правильные ответы

для хорошего самочувствия

для роста и развития организма

для борьбы с болезнями

чтобы не пропадали продукты питания

для повышения выносливости и активности

13. Отметь верные ответы:

организму для роста и развития нужны белки, жиры и углеводы

чтобы не болеть, нужно соблюдать режим дня

без витаминов человек может прожить

для здоровья полезно есть жареную пищу

14. Отметь верные ответы:

Шиповник, облепиха, мясо, чёрная смородина богаты витамином С

Шиповник, облепиха, чёрная смородина богаты витамином С

Слово «витамин» происходит от латинского слова «вита», что озачает «жизнь»

15.Что полезно для здоровья?

Полезно есть много жирной, солёной и острой пищи.

Есть овощи и фрукты

Полезно есть много сладостей

Есть отварную, а не жареную пищу

16. Умеешь ли ты есть? Отметь верное высказывание:

столовой ложкой едят жидкую пищу: суп, кисель, кашу, варенье

вилкой едят все, что хочется

ножом режут ту пищу, которую нельзя отделить с помощью вилки

17.Умеешь ли ты есть? Отметь верные высказывания:

мой руки перед едой

ешь быстро

губы и руки вытирай рукавом

не размахивай руками во время еды

во время еды расскажи соседу последние новости

18.  Отметь верные ответы:

предусмотрительный человек тот, кто смотрит телевизор

предусмотрительный человек – осторожный человек, всегда представляет то, что может случиться, если поступить именно так

человека, который проявляет интерес к чему-либо называют любознательным

осторожный человек, значит трусливый, он всего боится

осторожный человек знает, как избежать неприятностей

19. Каких знаков дорожного движения не бывает?

Предупреждающие

Запрещающие

Предписывающие

разрешающие

20. Отметь правила безопасного поведения

не играй со спичками

расскажи всем ребятам во дворе о том, где  хранятся ценности в вашей квартире

играй на крыше подъезда, на деревьях, чердаках

приглашай домой малознакомых детей и взрослых

соблюдай правила дорожного движения

не садись в машину и не заходи в лифт с незнакомыми людьми

21*  Напиши полное имя и отчество

Вовы, если его папу зовут Иван

_____________________________________________________

Лены, если ее папу зовут Пётр

_____________________________________________________

22* Соедини стрелкой начало и конец пословицы

Не красна изба углами, а                             добрых хозяев слушай.

Хлеб-соль кушай,                                         крестьянская еда.

Хлеб да вода                                                 красна пирогами.

Лук семь недуг лечит, а                               пироги на стол.

Гости в дом                                                   чеснок семь недуг изводит.

3.Кто живёт рядом с тобой?

1.Какое условие не является признаком семьи?

Живёт в одной квартире

Занимается домашним хозяйством

Имеет животных

Распределяет деньги на покупки

Вместе отдыхает, проводит свободное время.

2.*У  Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними живёт бабушка его мамы     и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?

Подчеркни правильный ответ:    4, 7, 5.

3.Закончи предложения:

Папин папа – это  ……………………………………

Внучка – это дочка сына или -………………………

Бабушка–   это  мама мамы или - …………………..

Тётя – это сестра мамы или - ………………………..

Дядя – это брат мамы или –…………………………

4.Соедини части пословиц:

Не красна изба углами                         поживут и люди для тебя

Семья                                                     а красна пирогами

Поживи для людей                               крепка ладом

5. Соедини части пословиц

    Друг за дружку держатся         себя не щадить

    Дружбу водить                          да лежать не велит

    Долг невелик                             ничего не бояться

6.*  Все женщины в семье Смирновых умеют вязать. Бабушка Люся из семьи Смирновых. Значит,…

7.*  Напротив Олега сидят Петя и Ира. Напротив Пети – 2 человека, и напротив Иры – 2 человека. Сколько всего сидит людей?

8.*  Угадай шифр и разгадай поговорку (буквы менять местами не нужно).

       Акперк  яьмес   модал.    ____________________________________________________  

9.*Запиши как можно больше названий родственников: мама, папа………………………

.......................................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………..

10.Зачем люди придумали правила культурного человека?

  чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом

  чтобы у всех ладились дела

  чтобы не болеть

  было всегда хорошее настроение.

11.Каких  правил бывают?

     Отношения к ……………………  

     Отношения к ……………………

     Отношения к…………………….

12. Каких  правил не бывает?

      Отношение к …………………

      Отношение к …………………

      Поведение на ………………..

12. Отметь правила культурного человека в театре

Верхнюю одежду сдают в гардероб

В зрительный зал входят до начала представления

Проходят на своё место лицом к сидящим. Проходить к ним спиной некультурно.

 Во время представления можно есть чипсы и пить напитки.

13. Отметь правила культурного человека в театре

 Проходят на своё место спиной к сидящим

Есть в зрительном зале во время спектакля неприлично

Во время спектакля можно разговаривать, чтобы обсудить увиденное

После спектакля принято аплодировать. Так благодарят актёров за их работу.

14.Отметь правила дружбы:

 храни секреты друга

 радуйся успехам друга, поддерживай друга, когда у него неприятность

  завидуй   другу

14.Отметь правила дружбы:

Извинись, если обидел друга, предложи помириться

Расскажи всем о том, что не получается у твоего друга

Старайся замечать только хорошее в людях.

15.Допиши предложения, пользуйся словами для справок

Движения мышц лица- это ___________________

Движения рук, ног, тела - ____________________

Слова для справок :    мимика,   жесты

16. Соедини части пословиц

Поживи для людей                          себя не щадить.

Друг за дружку держаться              поживут и люди для тебя.

Дружбу водить                                 ничего не бояться.

4. Россия- твоя Родина

1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Отметь правильный ответ. На флаге России три полосы:

красная и две синие

белая, красная и синяя

белая, голубая, зеленая

3.Нарисуй флаг России

4.Перечисли города России:

________________________________________________________________

5.Столица России:

Салехард

Москва

Ноябрьск

6.Глава нашего государства

мер

депутат

президент

7.День рождения нашей страны

1 января

1 сентября

12 июня

9 мая

8.Соедини начало и конец  пословиц:

Родина – мать…                     …зайцу дорог

Родная сторона- мать, а…     …умей за неё постоять

Родной куст и…                     …чужая- мачеха.

9.Соедини название города и его достопримечательность:

Ростов                        Зал воинской славы на Мамаевом кургане.

Ярославль                  Усадьба «Ясная поляна» великого писателя Л.Н.Толстого

                                    Самовары, пряники. Музей оружия.

Кострома                    Царь- колокол. Царь- пушка

Волгоград                   Музей деревянного зодчества

Тула                            Первый русский театр

Москва                       Кремль.

10.Закончи предложения:

Прошлое- это  то,                      что происходит сейчас, в настоящее время.

Настоящее – это то,                   что уже было, прошло, произошло недавно или  очень

                                                        давно.          

 Будущее- это то,                          что произойдёт вслед за настоящим скоро. Через  

                                                       несколько дней или через несколько лет.

11.Закончи предложения:

Прошлое- это……………………………………………………………………………….

Будущее- это………………………………………………………………………………..

Настоящее – это…………………………………………………………………………….

12.*Соедини профессию и место работы:

Музей                      Каменщик

Театр                        Металлург

Стройка                   Экскурсовод

Завод                        Режиссёр

Шахта                       Проходчик

Фабрика                   Портниха.

13.Подчеркни профессии людей, которые заняты в производстве хлеба:

Доярка, тракторист, повар, комбайнер, учитель, мельник, лётчик, пекарь, шофёр, парикмахер.

14.Соедини:

Славяне -                           большие объединения людей

Племена -                          общее собрание

Город -                               старый, мудрый человек, которого все уважают                              

Вождь -                              старейшина

Князь -                               поселения, ограждённые со всех сторон высоким забором

Вече -                                 предки русских людей.

15.Укажи правильный ответ:

Трапеза – это:

завтрак

обед

любой приём пищи.

16.Век – это:

сто лет

десять лет

тысяча лет

17.*Напиши римскими цифрами:

5 век-

6 век –

10 век –

21 век –

18.Напиши каких ты знаешь русских князей, правивших во время Древней Руси.

______________________________________________________________________

19.Напиши определение:

Ремёсла - это………………………………………………………………………….

20.Назови профессии людей, которые выращивают:

овощи –

лён –

арбузы –

21.*Обведи, синим карандашом профессии  сельские, зелёным - профессии городские, а красным – профессии, нужные и в городе, и в селе.

Комбайнёр               Агроном              Овощевод            Лётчик                Актёр

Телятница                Почтальон           Учитель               Библиотекарь          

Экскурсовод            Парикмахер         Продавец            Инженер

Космонавт               Шофёр                  Рабочий              Учёный

22.Нарисуй, кто  где сидит, если Ира сидит выше Игоря, но ниже Олега.

23.Соедини начало и конец  пословицы:

Не лежи на печи…                                    один отрежь

Семь раз отмерь,                                        делать нечего

Без труда…                                                 будешь есть калачи

Долог день до вечера, коли…                   не вытащишь и рыбку из пруда

24.Закончи предложения:

Столица  России – ________________________________________________________

Основной закон страны – _________________________________________________

Москву начали строить при князе__________________________________________ _______________________________________________________________________

Сильной и богатой Москва стала при князе_______________________________________ ____________________________________________________________________________

25.Права человека записаны в:

паспорте

Конституции

газете

26.Отметь права человека:

на свободный труд

обманывать по поводу и без повода

на образование

на лечение

читать чужие записи и письма

27.Отметь права  детей:

носить фамилию родителей

вести себя, как тебе захочется

жить и воспитываться в семье

общаться с родителями и другими родственниками

брать чужие вещи

28.Что  труд даёт человеку:

 необходимое для жизни ( жилище, одежду, пищу, предмет быта)

  усталость и головные боли

 книги, произведения литературы, искусства

29. Что  труд даёт человеку:

 созданные ценности (заводы, фабрики, машины, станки)

 общение, становятся более умными, получить удовлетворение от труда                            

 сохранение и увеличение богатств природы, выведение новых сортов  и пород растений и      

 животных

 плохое здоровье

29.*Разгадай правило и прочитай пословицу.

Белх – умесв  аволог.         __________________________________________

30.Соедини начало и конец  пословицы:

Хлеб – батюшка                 крестьянская еда

Хлеб да вода –                    у того хлеб не родится                

Кто ленится…                    хлеба нет

Худ обед, коли                    а водица- матушка

31.Допиши  определение:

Летопись – это____________________________________________________

 

5. Мы- жители Земли.

1.Соедини правильные ответы:

голубые и белые                         тёплые

жёлтые                                         самые горячие

оранжевые и красные                холодные

2.Укажи правильный ответ. Метеоролог, это:

 тот, кто изучает планеты и звёзды

 тот, кто предсказывает погоду

 старый мудрый человек, которого все уважают

3.Укажи правильный ответ. Астроном, это:

 тот, кто изучает планеты и звёзды

 тот, кто предсказывает погоду

 старый мудрый человек, которого все уважают.

4.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему входит:

 3  планеты

 9  планет

  12 планет

5.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему входит:

  3  планеты

  9 планет

 12  планет

 

6.Отметь правильный ответ:

 Земля-пятая из десяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Луны.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

7.Отметь ошибочные ответы:

 Земля-пятая из десяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Луны.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

8.Без чего невозможна жизнь на Земле?

 Воды

 Растений

 Воздуха

 Света

 Тепла

9. Без чего невозможна жизнь на Земле?

 животных  

  Воды

 Воздуха

 Света

 Тепла

10.Соедини части пословиц:

Солнце встаёт.                                      всем принесло радость

Солнце встало -                                    никогда не обидит.

Солнце, как родная матушка,              так и день настаёт.

 

6.  Животные

1.Докажи, что  животное- живое существо. Дополни недостающие признаки

  • Рождается
  • Дышит
  • …………….
  • …………….
  • …………….

2. Заполни схему. Перечисли царства живой природы.

3. Приведи примеры животных каждого царства

  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………

4.  Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк                                        всеядные

Медведь                                  зерноядный

Хомяк                                     травоядный

Заяц                                         хищный.

5. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

5. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок: всеядные, зерноядный , травоядный, хищный.

                                     

  6.  Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

7. Отметь правильный ответ:

       Все бактерии вредные

       Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

       Грибы -  это растения, потому что они не похожи на животных

       Грибы – особое царство природы/

8. Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

Заяц,  ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

9. Выдели «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Сорока, белка, клёст, синица.

Волк, ёж, конь, лиса.

Заяц, кот, кролик, собака.

Бельчонок, лисёнок, медведица, волчонок.

Лиса, волк, заяц, белка.

Медведь, заяц, лиса, волк.

10.  Подчеркни слова, которые показывают, для чего белке нужен хвост.

Для красоты,  для тепла,  отпугивать насекомых,  заметать следы,  вместо парашюта.

11. Кроссворд «Звери». Подбери на каждую букву слова «звери» названия диких и домашних зверей, состоящих из  четырёх букв.

 

 

12. Соедини части пословиц.

Сколько волка ни корми,           по – волчьи выть.

С волками жить –                       а он все равно в лес смотрит.

Лиса живёт хитростью,             ножки отбить.

Белку ловить -                            а заяц прыткостью.

13*. Угадай животное по его корму.

Они очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут.

 И они тоже грызут всё, что им по зубам, - грибы, шишки, корешки разные. Поэтому они и называются грызунами.

                         

Это хищник. Но охотится он не так уж часто. Его меню – орехи, ягоды, рыба, мелкие зверьки. Может отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. Встретив в  лесу заросли малины,  будет есть ягоды. А найдёт гнездо диких пчёл – с большой охотой примется за мёд.

 

14. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

15. Запиши названия животных в два столбика.

Лиса, ёж, овца, мышь, волк, лошадь, собака, паук, корова, курица, кабан.

______________________                   ________________________

______________________                   ________________________

______________________                   ________________________

______________________                   ________________________

______________________                   ________________________

16. Напиши, кто как готовится к зиме.

Медведь - …………………………………

Ласточка - ………………………………...

Заяц - ……………………………………..

Белка - ……………………………………

Ёж - ………………………………………

Лягушка - ………………………………..

17. Как называется наука о животных?

 ботаника

 зоология

 астрономия

18. Допиши названия детёнышей животных

Овца, баран - …………………………….

Корова, бык - …………………………….

Лошадь, конь - …………………………..

Кабан, свинья - ………………………….

Коза, козёл - …………………………….

Курица, петух - …………………………

Кролик, крольчиха - ……………………

Собака, пёс - ……………………………

Утка, селезень - ………………………..

Гусь, гусыня - …………………………..

Индюк, индюшка - ……………………..

19. Животные  - это …

 и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

 и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

 и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

20. Подчеркни животное , которое относится к рыбам

Дельфин,  бегемот,  карп

7. Растения.

1. Перечисли органы растения:

  • …………………..
  • …………………...
  • …………………..
  • ………………….
  • ………………….

2. Соедини стрелочкой, к каким группам относятся растения

                                           одуванчик

Водоросли                         роза

Мхи                                    лиственница

Папоротники                     морская капуста

Хвойные                            клён

Цветковые                         кедр

                                           Сосна

3. Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину

остатки растений и животных

воздух, воду, соли.

4. Подчеркни названия хвойных растений одной линией, цветковых растений – двумя линиями.

Сосна,  одуванчик, роза, смородина, ель, яблоня, можжевельник.

5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

 азот

углекислый газ

 кислород

6. Запиши ответ одним словом:

Из какого органа растения образуются плоды? ...................................................................

Назови орган растения, который растет вверх ………………………………………………..

Какой орган растения растет вниз , находится в почве……………………………………….

Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается…………………

Какой орган образуется из цветка ………………………………………………………………

Части растения, которые  растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит……………………………

7. Напиши признаки жизни растений:

Растение

8. Укажи группу растений, к которой относятся только хвойные деревья.

 кедр, дуб, тополь

ель, сосна, лиственница

можжевельник, береза, ольха

9. Укажи группу растений, к которой относятся только лиственные деревья.

клён, липа, осина

можжевельник, лиственница, тополь

ель, дуб, яблоня.

10. Как называется наука о растениях?

ботаника

зоология

астрономия

11.Какие растения относятся только к дикорастущим растениям?

груша, яблоня, слива

можжевельник, папоротник, дуб

мох, вишня, рябина

12. Какие растения относятся только к культурным растениям?

 вишня, крыжовник, смородина

ель, сосна, тополь

пихта, папоротник, жимолость

13. Вспомни текст из учебника и допиши предложения.

Дуб живёт до …………..лет , а берёза ……..лет.

Липа живёт дольше, а рябина живёт столько же, сколько  ………………..  .

14. Отметь правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для  роста растению нужны:

 тепло, воздух, вода………………………………………………………………………….

тепло, воздух, свет, вода, почва…………………………………………………………….

 Литература .

1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир :учеб. для 2 кл. учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2009. – (Начальная школа XXI века)

2. Н.Ф.Виноградова, О.Т.Поглазова.-Учимся познавать мир: 2класс :  Рабочая тетрадь  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. - М.: Вентана-Граф.-2009. - ( Начальная школа XXI века)

 

nsportal.ru

Растения и животные разных материков. Видеоурок. Природоведение 5 Класс

Живые существа заселили все материки нашей планеты.

Материк, или континент - крупный массив земной коры, большая часть поверхности которого выступает над поверхностью Мирового океана в виде суши и составляет 29% от поверхности земного шара.

Рис. 1. Материки (Источник)

В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. (Рис. 1).

Познакомимся с некоторыми растениями и животными каждого из материков.

Растения и животные Евразии.

Это самый большой материк на Земле. На нем находится Россия. Но сегодня мы познакомимся с яркими представителями других стран, например, Китая.

Здесь выращивают культурное растение, известное на весь мир, название которого в переводе означает: «основа питания человека». Это рис. (Рис. 2). Сейчас эту культуру научились возделывать во многих странах мира. Народы Азии обожествляют это растение, называя символом солнца и пищей богов. Поля с этим растением выглядят довольно необычно (Рис. 3). Они полностью залиты водой.

Рис. 2. Растение рис

Рис. 3. Рисовое поле

Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом. Жители Азии обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больше, чем на сухом поле. Свидетельства, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Китае, показывают, что рис там выращивают уже 8 тыс. лет. На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода. Вода на залитом поле, по-видимому, уничтожает все сорняки. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немножечко помочь, например, сжечь остатки ростков на сухом поле и перемешать их с землей, разбросать выделения животных или остатки пищи. Разведение на затопленном поле рыбы или уток тоже удобряет почву.

Обработка поля. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю.  Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение её в однородную грязь. При перемешивании земли, рисовые зерна высаживают в специальные парники. Это делается для того, чтобы выделить сильные ростки и улучшить условия для начального роста. Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты около 10 см. Делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно сажать в землю, их просто бросают в воду, и они укореняются сами. Каждый килограмм риса, который мы покупаем, полит в среднем 4 тыс. литрами воды. Китайцы научились большому искусству регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля. Вода в каналах находится в постоянном движении и не застаивается. Рис можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2 тыс. лет подряд, что не характерно для других культур.

Животные Китая.

Одно из животных Китая – большая панда. Живет только здесь. Она относится к числу редких малоизученных животных. (Рис. 4).

Рис. 4. Большая панда

Большая панда была обнаружена в 1869 году, а поймана лишь через 68 лет. Одно время она даже считалась вымершей. Только в 1937 году поймали первую большую панду – юную самочку, которую назвали Сулинь. Но она недолго прожила в неволе и через год умерла. У охотников за пандами теперь было больше опыта. И вскоре они поймали еще одну самку, нареченную именем Мей-Мей.

Само слово "панда" происходит от местного названия этого зверя, что означает «пожиратель бамбука». Это животное питается только тонкими ростками бамбука. Большая панда, или бамбуковый медведь  — млекопитающее семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти, обладающее некоторыми признаками енотов. Длина тела большой панды около 1,5 метра. Мех густой и очень красиво окрашен.

Животные Африки.

В Африке обитает самое высокое животное на свете – это жираф. Благодаря невероятно длинной шее, его рост достигает 6 метров. (Рис. 5). Такой рост и очень острое зрение позволяет ему замечать движущие объекты на расстоянии около 1 км. Не случайно жираф оказывается сторожем обитающим по соседству животным: антилопе, зебре, страусу. Кормится жираф листьями деревьев.

Рис. 5. Жираф

Африка – самый жаркий материк нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10м баобаб запасает воду. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 тонн воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет. (Рис. 6). Каждый цветок баобаба живет только одну ночь и вянет на рассвете. Лакомясь пыльцой и нектаром цветков, летучие мыши и лемуры опыляют их. Ночью эти животные таинственно шуршат листвой на дереве. Недаром африканцы верили, что в каждом цветке баобаба живет дух.

Рис. 6. Баобаб

Среди растений этого материка особенно интересны растущие хвойные деревья - секвойи. Это деревья гиганты: более 100 м в высоту и до 10 метров  в поперечнике. (Рис. 7). Они живут по нескольку тысяч лет. А шишка секвойи размером с большую дыню. 

Рис. 7. Секвойя

Животные Северной Америки.

Из животных Северной Америки назовем небольшого зверька, которого здесь знают абсолютно все. Он не от кого и не прячется. Это скунс. (Рис. 8). Широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает к себе внимание. Приблизиться к нему мало кто решается. При опасности он испускает такой отвратительный запах, что ни звери, ни люди не выдерживают, а поскорее убегают подальше.

Рис. 8. Полосатый скунс

У секвойи превосходная древесина, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Секвойя не только приспособлена к тому, чтобы выжить, перенося лесные пожары, но и нуждается в них. Без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Секвойя любит солнце. Её молодые деревца не могут выжить в густой еловой поросли у подножья взрослых деревьев. Её семена трудно прорастают сквозь слой опавшей листвы и хвои. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою. 

Самое высокое дерево в мире - секвойя Гиперион, высота которого составляет 115.61 м.

Природа наделила этих животных оружием необычным, но очень эффективным: разворачиваясь «тылом», они брызжут желтой маслянистой жидкостью. Плотная струя летит на 4–5 метров! Основное вещество в «химическом оружии» скунса – этилмеркаптан. Человек чувствует его запах, даже если вдохнет его только 0,000000000002 г!

Здесь на реке Амазонка встречается самое удивительное растение мира: кувшинка Виктория регия. Листья этой кувшинки бывают до 2 м диаметром. На таком листе может сидеть ребенок. (Рис. 9). Лист не идет ко дну даже после того, как на него положили 9 кг доску, на которую стала женщина массой 63 кг. Легко посчитать, что лист выдержал груз 72 кг.

Рис. 9. Кувшинка Виктория регия

В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка – серая агриппа (Рис. 10).

Размах её крыльев почти 30 см. Здесь живет и самый большой жук в мире: дровосек - титан. Его длина 18 см.

Рис. 10. Серая агриппа

Австралия - это самый маленький и самый сухой материк. Самые известные растения этого материка – эвкалипты. (Рис. 11). Есть и небольшие  кустарники.

Рис. 11. Эвкалипт

Рис. 12. Кенгуру

Сумчатые животные - это древняя группа млекопитающих, появившаяся на Земле более 60 млн. лет назад. Их насчитывают около 250 видов, из которых 180 видов обитают в Австралии и на соседних с ней островах. Только одних кенгуру современных и вымерших известно около 50 видов. (Рис. 12). Австралия – царство сумчатых млекопитающих. Здесь водятся сумчатый волк, сумчатый крот, сумчатая мышь, сумчатый медведь. Разумеется, сумчатый волк, не состоит ни в каком родстве с живущим в наших краях волком. Все сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародыши, чем на молодых зверят. Самый крупный из ныне живущих сумчатых – серый кенгуру.  Его длина – 3 метра, а масса – 80 кг. У него рождается крохотный детеныш, длина которого 3 см и масса всего лишь 2 г. Однако, это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, найти сосок и прикрепиться к нему. Кенгуренок слаб и не может сам сосать. Молоко впрыскивается ему матерью при помощи сокращения особой мышцы - сжимателя молочной железы. Детеныш кенгуру, почувствовав опасность, прыгает к матери в сумку. Он проделывает это, даже подрастая и становясь взрослым. Забавное это зрелище.

В Австралии живут разные виды кенгуру. От карликовых, размером с зайца, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке, на животе.

Рис. 13. Лишайник

Рис. 14. Пингвин

К суровым условиям этого материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. (Рис. 13). Самое знаменитое животное Антарктиды - это пингвины. (Рис. 14). Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду. В основном, рыбу.

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).

 

 

Рекомендованное домашнее задание

1.  Расскажите, как животные приспособились к жизни в Антарктиде.

2.  На каком материке находится наша страна? Какие интересные растения вам известны?

3.  Что вы знаете о скунсе? Каким оружием наделила его природа?

4. *Подготовьте небольшое сообщение о необычных растениях и животных разных материков.

interneturok.ru

названия и описание самых распространенных с фото, в каких целях могут использоваться

Любой школьник знает о том, что растения произрастают не только на земной поверхности нашей планеты, но и под водой. В реках, озерах, прудах, болотах успешно растут, развиваются и размножается большое количество представителей флоры. Растения водоема могут быть полностью погружены в воду, а могут также легко произрастать на ее поверхности.

Характеристики пресных водоемов

Водоем в виде пруда отлично подходит для развития и существования в нем не только животных, но и многих растений. Они с легкостью освоили пресные воды и чувствуют себя в них комфортно и спокойно. Более того, каждое растение в водоеме представляет собой целую экосистему. Самыми распространенными являются:

  • Кувшинки.
  • Тростники.
  • Частуха.
  • Рогоз.
  • Ряска.
  • Стрелолист.
  • Осока.
  • Телорез.
  • Водокрас.
  • Роголистник.
  • Купальница.
  • Ирис.
  • Болотный мирт.

Пресные водоемы являются частью земного шара. Они могут создаваться естественным путем, а могут и при помощи людей. В основном они делятся на два вида:

  • Водоемы, в которых преобладает лишь пресная вода.
  • Водоемы, в которых преобладает соленая вода.

Пресные водоемы образуются также при зарастании многих растений в округе, тем самым они превращаются в болотистое место. Там также полно множество растений. Каждое растение, которое растет на пресном водоеме, является частью экосистемы, без которой природа не способна к существованию.

Благодаря таким представителям флоры обитателям водоема (лягушкам, цаплям и маленьким рыбам) всегда есть чем питаться. Многие растения служат домом и укрытием для маленьких рыбок. А также их местом для размножения и гнездовья.

Кувшинки и многолетний тростник

Кувшинка является водным растением, которое растет исключительно на пресных водоемах. Это растение известно всем, более того, те, кто видел кувшинку, восхищались ее красотой. Она имеет по форме округлые листья, а также цветы, которые способны достигать огромного размера, находиться на поверхности воды и при этом вовсе не тонуть.

Под водой расположено корневище, которое очень богато крахмалом и дубильными веществами. Со временем люди научились производить из них муку и кофейный заменитель. Подплывать неподготовленному человеку к кувшинке не стоит. Под водой стебли способны запутать ноги человека, а он может с легкостью утонуть, так как выбраться из такой сети очень проблемотично.

Тростник является многолетним растением, которое широко распространено по всей территории Российской Федерации. Имеет длинное, ползучее корневище. Стебельная система полая, прочная и толстая. Способна достигать шести метров в длину. Листья образованы в форме пластин, с плоской поверхностью.

Визуально соцветия способны вызвать ассоциацию с широкой и плотной метелкой. Тростник является отличным кормом как для диких, так и домашних животных. Но люди смогли более распространить полезность этого вида. Его стали часто применять:

  • В строительных целях.
  • Часто плетут стены самих сараев.
  • Как средство для термоизоляции стен.
  • Является одним из компонентов в создании бумажного сырья.
  • Пригоден для изготовления музыкальных инструментов.
  • Применяют в укреплении плотности почвы на песчаных территориях.

Тростник — очень распространенное растение по всей России. В Китае существует целая тростниковая плантация. Они специально его выращивают, после чего строят себе жилища.

Частуха подорожниковая

Частуха подорожниковая— многолетнее растение, которое имеет более 10 различных видов. Некоторые из них отлично используются в садоводческих целях, для улучшения земельного участка.

Название произошло еще в древнегреческие времена. Так как по форме частуха напоминает подорожник, то за это качество стала иметь второе название — подорожник водоемов. Но лечебных свойств, как подорожник не имеет. Практически не используется в медицине. Многие ошибочно считают ее лекарственным растением. На самом деле, она не имеет каких-либо лечебных свойств.

Имеет короткое, толстое корневище, листья представлены в виде черенков, имеет разные формы листовых пластин. Цветки способны иметь двойной околоплодник, а также около трех чашелистиков зеленого цвета и три лепестка.

Цветки являются обоеполыми, имеют тычинки и плодолистики. Плоды имеют очень маленький размер зеленоватого цвета и содержат не больше одной семечки. Частуха способна при посадке образовать одно взрослое растение. В основном служит, как корм для диких водных зверей.

Рогоз широколистный

Рогоз широколистный — растение, которое легко узнается по буровато-коричневым початкам или соцветиям. Является также многолетним растением. Имеет полное смешанное соцветие. Растет в основном в заболоченных местах. В момент, когда начинается созревание, способен распылить свои семена по всей округе.

В воде молодые растения закреплены плотно. Часто виднеется их корневая система. Стебель способен достигать трех метров в длину. Корневище имеет плотное, толстое строение, способно разрастаться на довольно далекое расстояние. Листья серого цвета с зеленым оттенком. Цветки однополые, имеют початок, который состоит из 2−3 частей. Длина их способна достигать 13−14 сантиметров, а ширина 3 сантиметра. В августе полностью созревает и распространяет свои семена.

Мелкая ряска и съедобный стрелолист

Ряска является однодомным растением, очень маленького размера, плавает на поверхности огромными скоплениями. Не имеет расчленений на стебель и лист. Тело полностью покрыто пластинчатой формой, оно имеет зеленый цвет. Есть один плотный корень и побег той же формы, что и сам цветок. Имеет одну или пять жилок с воздушными полостями, некоторые способны иметь пигментные клетки.

Практически никогда не цветут. Содержит мелкой формы различные соцветия. Есть две тычинки и один пестик. Это говорит о том, что цветок в основном состоит из мужских соцветий. Само соцветие представлено листовым придатком. Плод похож на мешочек, который имеет выросты и киль. Он позволяет спокойно плавать растению на поверхности воды. Ряска отлично подходит как корм для черепах и гусей, так и мелким рыбам.

Стрелолист — многолетнее растение, которое имеет более 40 видов. Полностью растет в воде. Состоит из короткого стебля 20−120 сантиметров в размере. Имеет воздухоносную ткань. Листья различной формы, в основном напоминают стрелы. Цветки собраны кистью, имеют диаметр один метр. Также есть зеленая чашечка и белое основание. С мая до августа — период цветения. Плод — семянка с носом. Сами семена распространяются при помощи течения. Клубни употребляют в качестве пищи. Их едят как люди, так и животные.

Трава осока и телорез

Осока — многолетняя трава, для которой характерно трехрядное расположения листьев в плоской форме. Осока принимает участие в правильном образовании земляной почвы. Ее часто пересаживают из водоема в сады и огороды. Тем самым она обогащает и делает более плодородной почву, способствуя благоприятному росту полезных культур. В основном это делается по осени, когда растения уже собраны. Главное качество, за которое осока ценится людьми — торфообразование.

Осока является полезным растением, которое применяют для плетения различных сумок. Способна образовывать плотное волокно. Из нее получается отличная по качеству веревка. Также стоит отметить, что ее используют в роли украшения водоемов и при создании различных букетных композиций.

Телорез — растение, которое имеет многочисленные широколинейной формы листья. Цветы двудомные, имеют лепестковую форму листьев. Телорез поднимается на поверхность воды только тогда, когда начинает свое цветение. Способен накапливать большое количество крахмальных веществ.

Количество углекислого газа способно увеличиваться в самих листьях только в зимнее время года. Когда содержание крахмала достигает высокого уровня в листьях, у растения наступает время зимовки.

Водокрас и роголистник

Водокрас имеет побеги с короткими листьями, побеги плетенообразной формы, есть придаточные корни, помимо основных. Способен к двояковому размножению. Цветы двудомные. Имеет так называемые зимующие почки, в которых накапливается огромное количество питательных веществ. Без таких почек растение просто погибнет, благодаря им оно активно питается и размножается.

Постоянно находятся на дне водоема и лишь весной поднимается на поверхность воды. Корневая система полностью покрыта волосками. Протоплазма постоянно вращается, обеспечивая хорошую устойчивость к холодам.

Роголистник имеет тонкие ветви. Самая большая глубина, на которой он способен активно существовать, составляет от 5 метров до 10 метров. Это связано с тем, что он очень любит тень. Солнечные лучи просто спалят растение. Способен к сильному разрастанию на дне. Те растения, которые находятся по соседству, способны к сильному потеснению со стороны роголистника. Корневая система полностью отсутствует. Стебель жесткой формы, отлично обогащен корневищем.

Редко поднимается на поверхность воды, в основном лишь в вечернее время, когда солнце полностью село. Ранним утром снова прячется под воду. Поднимается над поверхностью воды, с целью, чтобы набрать больше питательных и полезных микроэлементов, которые входят в это растение.

Листья разделены на несколько долей, имеют жесткий состав. Растение полностью покрыто кутикулой. Цветки очень маленького размера, без лепестков.

Купальница и ирис

Купальница является многолетним растением. Листья широкой формы. Имеют небольшую розетку, которая соединяет все листовые пластины в одну. Один побег, нижние листья намного больше в размере, чем верхние. Цветки имеют шаровидную форму. Лепесточки представлены нектаринами. Имеют приятный и долгий запах.

Пыльца таких растений отлично защищена от дождей и ветра при помощи дополнительных листьев. Имеет семена овальной формы и блестящего покрытия. В конце лета семена полностью созревают к распространению. После этого начинается их распыление на землю.

Ирис имеет простой формы стебли, всегда одиночные. Листьевая система всегда плоской формы. Корни расположены в паховой зоне растения. Цветки одиночные. Имеют простой околоцветник. Схожи внешне с орхидеями. Очень стойкие к любым заморозкам.

Растут в одном месте до пяти лет, после чего их семена разлетаются при помощи ветра на огромные расстояния. После того как растение прожило пять лет, местность становиться непригодной для существования. Поэтому он начинает постепенно засыхать.

Болотный мирт

Болотный мирт — вечнозеленый кустарник, который способен вырастать до 109 сантиметров. Корневая система состоит из придаточных корневищ. Стебель ветвистый, листья с чешуйками. Цветки собраны в кисти. Чашечки имеют венчики. Любит тепло и много влаги. Малейшие холода способны погубить это растение. Листья имеют зеленый цвет, с черным оттенком. Порой можно подумать, что листья испачканы грязью.

Сами листья представлены овальной или продолговатой формой, в основном всегда закрученные у конца. На них расположены чешуйки. Плод имеет шаровидную, слегка приплюснутую коробочку, в которой хранится пыльца. Очень нравится пчелам и некоторым видам птиц.

Водоем полон различных растений. Многие способны завораживать своей красотой, и поэтому люди стали их распространять в своих садах. Другие же полны питательных веществ и минералов, отлично подходят для употребления в пищу. Некоторые виды используют для создания многих полезных вещей для людей. Несмотря на то что водоемы имеют пресную воду, многие растения способны жить полностью под водой. Тем самым создается полная экосистема природы.

Растения для водоема

 

sotka.guru

Ответы Mail.ru: Подскажите, дерево - это растение? Или к растениям относятся только травинки, былинки цветочки?

Де́рево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, лишённый сучьев и листьев, из древесины с лиственной кроной. Деревья делятся по виду листьев на хвойные и широколиственные. Хвойные отличаются обычно жёсткими, по большей части вечнозелёными, игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей, образуют шишки или производные от них структуры типа можжевеловых ягод. К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвойи, кедры, туи. Широколиственные деревья имеют широкие и плоские листья — у которых толщина значительно меньше длины и ширины, обычно опадающие раз в сезон. Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно цветут и плодоносят. К этой группе относятся клёны, буки, ясени, эвкалипты и т. д. Кроме классификации по виду листьев, деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. Листопадные деревья имеют чёткую смену лиственного покрова: все листья на дереве теряют зелёную окраску и опадают, некоторое время (зимой) дерево стоит без листьев, потом (весной) из почек вырастают новые листья. Вечнозелёные деревья не имеют чёткой смены лиственного покрова: листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. Кроме биологической классификации деревья делятся и по другим признакам: например, плодовые (плоды которых используются человеком в пищу) , ценные (древесина которых используется для промышленных целей) , корабельные (используемые в кораблестроении) , тропические (ареал обитания которых проходит недалеко от экватора) , северные (ареал обитания которых проходит далеко от экватора) и т. д.

Конечно, растение. См. учебник по природоведению для младших классов

А, по-твоему, дерево - это животное?

нет, дерево - это насекомое

Дерево - это растение. Вот такой развернутый ответ.. . Кстати, спасибо за 3 очка к моим имеющимся...

Если ты в первом классе учишься то тебе дадим ответ, ну а если уже во втором то тебе лучше открыть учебник.

нет, что Вы дерево - это строительный материал ...

Вы поиздеваться решили над участниками проекта? :-)

Изволите глумиться? Или ботанику в школе прогуливали?

Конечно растение. Точнее одна из жизненных форм растений по классификации Серебрякова. Травы, кустарники - тоже жизненые формы растений.

конечно растение!!!!

Дерево-это и есть растение! Не животное же это и не насекомое! :)

конечно дерево животное XDXDXDXDXD

нет. дерево не растение. относится к царству "произрастения", растением не является. Ты же не тождественен капусте )

touch.otvet.mail.ru

Группы растений. Деревья — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Все растения делятся на три большие группы: деревья, кустарники и травы.

 

 

Самые высокие растения — это деревья.

Деревья — это растения, у которых есть один твёрдый ствол, покрытый корой. 

У деревьев есть одревесневший ствол с корой и корни. Ветви образуют крону.

 

 

Деревья различаются толщиной ствола, формой кроны, узором на коре. А ещё они различаются листьями, цветами, плодами и семенами.

 

 

Высота деревьев может быть разная — от \(2\) до \(100\) метров.

 

Деревья живут долго. Одни деревья живут десятки лет, другие — сотни, а некоторые — даже тысячи.

Пример:

дуб может расти \(200\)–\(400\) лет, а секвойя — более \(2000\).

 

 

 

 

Источники:

Иллюстрации:

900igr,net

https://fgarden.kz/p31549137-dub.html
https://infografics.ru/all/samoe-vysokoe-derevo/

www.yaklass.ru

Растения - Экология

Растения - это одно из пяти "царств" живой природы. Этот раздел раздел сайта посвящен растениям. Что же такое растения? Растения это живые организмы способные перерабатывать энергию солнца в строительный материал для своих клеток. Этот процесс называется фотосинтезом. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (углекислый газ и вода) под действием солнечных лучей преобразуется в органические - сахар и крахмал - строительный материал растительных клеток. В процессе фотосинтеза растения вырабатывают кислород, необходимый для дыхания. 
Большинство растений имеют корень, стебель и листья. Стебель с листьями называется - побег. Стебель деревьев называется стволом. корни и листья питают растения. Листья учавствуют в процессе фотосинтеза, а корна поставляют влагу и минеральные вещества. Так же корни держат растения в земле. В процессе эволюции растения 
выработали различные методы защиты от травоядных животных. Средствами защиты обзавелись листья и стебли. Листья могут быть горькими или ядовитыми. Так же они могут быть жесткими или острыми. Стебли растений часто покрыты шипами и колючками. Все эти приспособления помогают растениям выжить.

Жизненные формы растений:

Деревья - это многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. 
Деревья
 - это растения, для которых характерно наличие многолетнего ствола. Если посмотреть на поперечные разрез ствола дерева, то можно увидеть, что в центре находится более сухой и темный слой - это ядровая древесина. Ближе к краю древесина становится светлее - это живая древесина - заболонь. По ней вода и минеральные вещества от корней и листьев респределяются по всему дереву. 
Ядровая древесина и заболонь составряют основу дерева и вместе составляют кселему. Кселема окружена так называемым лубом. Луб это слой, по которому питательные вещества (сахар и крахмал) доставляются от листьев к корням и другим частям дерева и обратно.

www.sites.google.com

Деревья, кустарники, травы. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс

Урок: Деревья, кустарники и травы

Деревья – это многолетние растения. «Многолетние» значит, что они живут много лет. А сколько же живут деревья? Одни живут десятки, а другие – сотни лет. Есть на нашей планете деревья-долгожители, они живут более тысячи лет. Рассмотрим таблицу продолжительности жизни некоторых деревьев.

  

Рис. 1 (Источник)

Долгожителем является Секвойя, ее продолжительность жизни составляет более тысячи лет.

Много лет нужно дереву, чтобы стать большим и могучим. Сколько лет дереву, можно узнать по годовым кольцам на спиле. Каждый год дерево растет, образуя новое годовое кольцо. Внимательно рассмотрите годовые кольца, в них зашифрована история всей жизни дерева.

  

Рис. 2 (Источник)

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева. Отличаются деревья толщиной ствола, формой кроны и цветом, узором коры. Рассмотрим рисунки и определим деревья по коре.

Рис. 3. Это кора березы (Источник)

Рис. 4. Это кора сосны (Источник)

        

Рис. 5. Это кора дуба (Источник)

А еще деревья отличаются друг от друга листьями, цветами, плодами, семенами. Они разной величины, формы и окраски. Рассмотрим строения листьев.

  

Рис. 8. Осина (Источник)

Лист состоит из листовой пластины и черешка. Простые листья имеют одну листовую пластину. Такие листья есть у липы, дуба, осины.


Рис. 11. Ясень (Источник)

 

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин, каждая из которых имеет собственный черешок. Такие листья есть у каштана, рябины, ясеня.

Иногда на одном месте растут деревья одного вида. Например, только березы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои названия.

    

Рис. 12. Березовая роща (Источник)

  

Рис. 13. Дубовая роща или дубрава (Источник)

      

Рис. 14. Осинник (Источник)

Рис. 15. Ельник (Источник)

Рис. 16. Сосновый бор (Источник)

Как и все растения, деревья начинают цвести весной. Первыми зацветают верба и ольха, а за ними – береза, рябина, клен. Последним зацветает дуб. На месте цветов образуются плоды. Рассмотрим рисунки и определим деревья по их цветам.

Определите деревья по их плодам.

Как человек использует древесину? Древесина – это внутренняя часть дерева без коры. Из древесины люди строят дома, делают мебель, бумагу, используют как топливо и изготавливают разные вещи.

Кустарники – это многолетние растения. Они живут 10-20 лет. У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы.

       

Рис. 25. Лещина (Источник)

Название произошло от слова «лещ». Круглые листья этого кустарника по форме напоминают рыбу. Плоды лещины – орехи, он съедобны. Второе название кустарника – орешник.

       

Рис. 26. Черноплодная рябина (Источник)

Кустарник с черными плодами. Плоды съедобны, обладают лечебными свойствами. Второе название этого кустарника – Арония.

         

Рис. 27. Снежноягодник (Источник)

Этот кустарник получил свое название от цвета плодов. Плоды – не съедобны.

Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый. Среди травянистых растений тоже есть многолетние растения.

К ним относится Пижма. Это растение легко узнать по желтым цветам и листьям, похожим на листья рябины.

         

Рис. 28 (Источник)

Лопух или репейник. Плоды этого растения имеют крючки, стоит хоть одному крючку зацепиться за шерсть животного или одежду человека, и оторвать их почти невозможно. Не зря существует выражение: «Пристал, как репей». А еще благодаря лопуху было сделано открытие – застежка-липучка. Она была изобретена в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем, который разглядел семена лопуха, прицепившиеся к шерсти его собаки.

      

Рис. 29 (Источник)

Среди травянистых растений есть и однолетние растения, которые живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян, летом – цветут, осенью – дают плоды с семенами и отмирают.

К однолетним травянистым растениям относится пастушья сумка. Плоды этого растения по форме напоминают сумку пастуха.

         

Рис. 30 (Источник)

Лебеда. Листья этого растения покрыты серебристыми волосками, поэтому кажется, что они посыпаны мукой.

     

Рис. 31 (Источник)

Мокрица. Название растение получило потому, что оно всегда мокрое даже в сухую погоду. Из-за цветков напоминающих звездочки, растение получило второе название – Звездчатка.

          

Рис. 32 (Источник)

Мокрица, лебеда и пастушья сумка – это дикорастущие растения, которые получили еще одно название – сорные растения или сорняки. Они растут на полях и огородах вместе с культурными растениями. Сорняки поглощают большое количество воды и питательных веществ, тем самым они заглушают культурные растения и снижают урожай.

Прополка – один из способов борьбы с сорняками.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Лиственные и хвойные деревья». В ходе урока мы разделим деревья на две группы и выясним их отличительные признаки.

 

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

2. Xvatit.com (Источник).

3. Testsoch.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

2. Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?

3. Какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

4. *Расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

interneturok.ru

Травяное дерево - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Все же уже знают, что БАНАН - это трава? А вот есть еще одно травяное дерево ксанторрея (Xanthorrhoea Grass Trees). Эти странно выглядящие травяные деревья занимают большую часть австралийского ландшафта.

У ксанторреи есть и другие названия — желтосмолка, «хвост кенгуру» или «чернокожий». Травяное дерево является эндемиком Австралии.

Давайте узнаем о них подробнее ...


Фото 2.

Ксанторрея (Xanthorrhoea), род вечнозеленых однодольных растений семейства ксанторрейных (прежде их объединяли с лилейными). 11—12 ксерофильных видов, характерных для сухих саванн Австралии. Древовидные формы, иногда слегка ветвящиеся, несущие на верхушке розетку (или розетки) крупных (до 1 м длина) жёстких линейных листьев и юбку из отмерших листьев. По форме роста Ксанторрею относят к так называемым травяным деревьям. Это медленнорастущие, но очень долговечные растения. Они живут до 600 лет.

Фото 3.

Ксанторрея австралийская имеет похожие на траву тонкие, длинные листья. В природе растет на скалистых холмах юго-запада Австралии. Её называют Австралийским травяным деревом (Australian Grass Tree) или Хвост Кенгуру (Kangaroo Tail). Во время лесных пожаров нижние отмершие листья сгорают, обнажая ствол и покрывая его сажей. Пучок листьев на вершине напоминает копну волос. За это аборигены Австралии прозвали Ксанторрею черный мальчик (black boy). Эти же пожары стимулируют появление на вершине ствола длинной цветочной стрелки, покрытой белыми ароматными соцветиями. Листья, стебли и корни растения - съедобны.

Фото 4.

Ствол состоит, собственно, не из древесины. Листья выделяют густую смолу, которая, застывая, и образует ствол. Вещество ствола плохо горит, зато плавится, как сургуч. Внутри этого, можно сказать пластмассового столба находится сердцевина из волокон, питающих листья. Название означает "красное течение" и происходит от цвета выделяемой листьями смолы, которая, застывая, становится черной.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Вот еще несколько интересных деревьев: вот кстати Самое дорогое дерево в мире
и удивительная Пальма - веер. Вот еще Самое большое дерево в мире и Самые красивые и величественные деревья планеты. А ведь есть еще Дерево, истекающее кровью и Самое опасное в мире дерево

masterok.livejournal.com

Кустарники и травы — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Кустарники — это растения, у которых несколько тонких одревесневших стеблей, покрытых корой (стволиков).

 

Кустарники — это многолетние растения. Размеры их меньше, чем у деревьев. К этой группе относятся сирень, малина, калина, лещина, боярышник, шиповник, смородина, крыжовник.

 

 

Травы — это растения, у которых сочные зелёные стебли.

 

Травы ниже кустарников. Но есть среди них и великаны — подсолнечник, кукуруза.

 

Травянистые растения не живут долго. Некоторые травы живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом цветут. Осенью дают плоды и семена и отмирают.

 

 

www.yaklass.ru

Растительноядные животные питаются растениями, кореньями и плодами

Растительноядные животные и птицы употребляют в пищу растительность, семена, коренья и плоды. Представителей этого вида делят на три группы: поедающих листву, плоды и зерноядных. Растительноядные представители фауны бывают малых размеров и крупные. Кроме растительной пищи, питаются яйцами и белками животного происхождения.

Характеристика растительноядных животных

Представители фауны, которые питаются растительной пищей, вынуждены пить много воды, поэтому место обитания выбирают рядом с естественными водоемами. Травоядные животные наделены сложным строением желудка, который переваривает растительность. У зубов плоская коронка.

Жевательные мышцы мощные и помогают перетирать жесткую пищу. Растительноядные животные имеют отличный слух и хорошее обоняние, с помощью которых они вовремя улавливают присутствие хищника.

У мелких и крупных животных развиты конечности. Они могут быстро передвигаться и развивать приличную скорость. У маленьких животных развита способность высоко и далеко прыгать.

Крупные представители имеют сильные ноги с копытами, которые защищают при передвижении по твердой и скалистой местности. С их помощью они могут отбиваться от врагов.

Отличаются между собой размерами, строением тела и окрасом, скоростью передвижения и способностью скрываться от врагов.

Малые растительноядные животные

Эта группа немногочисленна. В нее входят зайцы, кролики и грызуны. Они питаются растениями той местности, где живут. В рационе присутствуют также мелкие насекомые.

В пустыне проживают травоядные животные:

  • суслики;
  • хомяки;
  • зайцы;
  • кролики;
  • кенгуровые прыгуны.

Растительноядные животные охотятся в основном в ночное время, когда температура значительно спадает. Обладают острым слухом, который спасает их от хищников.

Антилоповый суслик. Суслики не боятся палящего солнца, их организм приспособлен к окружающей среде. В дневное время они теряют до 15 % жидкости и для охлаждения забираются под землю. Компенсируют недостаток жидкости зеленой растительностью и утренней росой.

Кенгуровый прыгун. Из-за своей способности передвигаться прыжками получил свое название. Вода поступает в его организм через растительность в процессе переработки.

Его проходы в носу устроены таким образом, что при вдыхании воздух охлаждается, конденсируется и влага поглощается слизистой оболочкой.

Чернохвостый заяц. Представители этого вида имеют верхние резцы. Малыши появляются на свет зрячими и с шерсткой. Предпочитают прятаться у стеблей растений. На поверхности земли температура ниже. Растительноядное животное в пищу употребляет траву и зеленые части растений. Не брезгует веточками, кактусами и древесной корой. Время проводит в поиске еды. Потребность в растительной еде велика: он безостановочно жует.

Кролик. Степной кролик жару переносит, сидя в норке. Использует жилище других животных. На верхней челюсти есть резцы. Поедает злаки. Это его основной рацион. Кроме семян, питается травой, овощами и кактусами.

Большие растительноядные животные

Растительноядные животные получают воду, поедая растительность. Но такого количества травоядным животным недостаточно, поэтому они должны регулярно пить. Эта группа многочисленна.

Некоторые из них:

  • коровы;
  • окапи;
  • бегемоты;
  • зубр;
  • зебры;
  • жирафы;
  • слоны;
  • лось;
  • олени;
  • лама.

Гиппопотам. Его называют еще бегемотом. Это травоядное животное, ведущее полуводный образ жизни. Обладая внушительными размерами, не имеет врагов. В жару спасается в воде, погружаясь с головой. В ночное время выходит на кормежку. Желудок устроен таким образом, что может переваривать сухую траву.

Окапи. Относится к жирафовым. Как и свой родственник жираф, поедает листву. Жираф объедает деревья, используя длинный язык и губы. Благодаря своему росту, он может добраться до листвы, которая недоступна другим растительноядным животным. Окапи значительно меньше жирафа. Его высота – 1,70 м, длина – 2,0 м, а вес 250 кг.

Слон. Самое крупное животное. С помощью хобота поднимает предметы и дотягивается до листьев деревьев. Чтобы насытить организм, слону приходиться много времени проводить в поиске пищи. Ест фрукты, траву, кору деревьев и коренья. Для поиска воды проходит большие расстояния. Как и все большие животные, живет в группе и заботится о малышах своей семьи. Несмотря на размеры, быстро бегает.

Лама. Относится к семейству верблюдов. Имеет мускулистые конечности, с помощью которых развивает высокую скорость (до 50 км). Поедает сухую траву, зелень, листву, ветки. У нее красивая шерсть, которая спасает от жары и защищает от холода в высокогорье.

Зебра. Относится к семейству лошадей. Шкура красивого бело-черного окраса в полоску. Питается только травой. Организм зебры нуждается в воде, поэтому селится рядом с водоемом.

Олень. Величественность животному придают рога, количество ответвлений которого соответствует его возрасту. Неприхотлив, ест траву, ягоды летом; осенью – плоды деревьев. Зимой срывает ветки, ест кору, мох.

Лось. Рога по форме напоминают соху. Его поэтому называют «сохатый лось». Он плохо видит, но имеет обостренный слух и улавливает запахи. Это позволяет ему вовремя услышать хищника. Из еды предпочтение отдает траве, ягодам и коре. Как и олень, ест плоды каштана и дуба. Ареал обитания рядом с водоемами, так как он много пьет.

Зубр. Травоядное животное. Имеет устрашающий облик. Но, как и другие травоядные, не опасен. Питается травой, корой, ветками кустарников. Сильное животное, передвигается на большие расстояния и хорошо бегает.

Растительноядные птицы

По способу питания все птицы делятся на несколько групп:

  • растительноядные;
  • насекомоядные;
  • хищные;
  • водные (питаются рыбой).

Представители растительноядной фауны многочисленны.

В рацион входят:

  • лепестки цветков и их сок;
  • сок деревьев;
  • почки;
  • стебли и побеги травы;
  • молодые зеленые ветки;
  • всходы хлебов;
  • листочки;
  • семена;
  • плоды.

Травоядные птицы играют значительную роль в экологии природного мира. Поедают вредных насекомых, распространяют семена деревьев, поедая их плоды. Характеризуются подвижностью. Имеют широкий ареал обитания. Живут на материках, заселяют океанические острова.

Наибольшее разнообразие птиц населяет тропические леса: 85 % ныне живущих птиц. На других широтах проживает только 15%. Строение клюва и языка устроено таким образом, чтобы можно было оптимально питаться: склевывать, пить сок, срывать листья и траву.

В наших широтах встречаются воробьи, синички, соловьи, дятлы, голуби, вороны, сороки, журавли, скворцы, иволги, снегири.

Значение травоядных животных в мире фауны огромно. Они участвуют в природном биоценозе. Пернатые разносят семена деревьев, трав и цветов. Этим увеличивают область распространения растительности.

В степной местности травоядные способствуют ускоренному отрастанию трав. Экскременты пополняют запас полезных бактерий почвы, обогащают ее состав микроэлементами, стимулируют рост растительности.

zverila.ru


Смотрите также