День граненого стакана история


День граненого стакана в России (история праздника и факты)

День граненного стакана
Отмечает вся страна.
Мы по поводу такому
Выпьем из него до дна.

Пусть всегда нас выручает
Этот действенный сосуд.
Пусть на кухнях обитает,
Как и прежде, там и тут.

А знаете ли вы, что ежегодно 11 сентября в России отмечают День граненого стакана? Праздник тесно связан с датой выпуска первого граненого стакана — именно в этот день в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый «грааль» советского образца.

Граненый стакан стал символом советской эпохи и часто вызывает легкую ностальгию по тому времени, хотя выпускается эта стеклянная легенда до сих пор. В магазинах продаются даже сувенирные экземпляры стаканов, которые можно ради шутки подарить другу на День граненого стакана. Ностальжируя по советской эпохе, некоторые любят распить горячительные напитки именно из этой посуды, а благодаря своему верхнему гладкому ободку, граненый стакан по сей день служит универсальным мерным эталоном для многих хозяек. Также граненым стаканом очень удобно вырезать кружки для вареников, пельменей и печений.

История происхождения граненого стакана

Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует. Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.

Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная. Другая версия называет автором сего сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина. Говорят, что он преподнес царю Петру I этот усовершенствованный прототип чаши, заявив, что данному виду посуды не страшны никакие воздействия. Государь решил проверить сказанное Смолиным и, размахнувшись, ударил стаканом о земь. Несмотря на то, что стакан разбился вдребезги, государь не разгневался, а наоборот, сделал большой заказ для флота. С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.

Граненый стакан на картине Петрова-Водкина «Виноград», 1938 г.

На самом деле, форма граненого стакана были придумана гораздо раннее. Так, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак», которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан. А в натюрмортах знаменитого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина довольно часто присутствовал граненый стакан. А «драгоценный» натюрморт работы Фаберже «Пролетарский завтрак», созданный мастером-ювелиром из драгоценных металлов и камней в 1905 году также являет нам граненый стакан. Правда все эти стаканы на полотнах были простые без ободка и цилиндрической формы.

Композиция Фаберже «Пролетарский завтрак», 1905 г.

8 интересных фактов о граненом стакане

Предлагаем вам ознакомиться с интересными фактами о граненом стакане, о которых вы, возможно, не знали.

  1. Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан. Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а  до каемочки — 200 мл. Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.
  2. Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления. В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.
  3. Ободок, идущий по верху граненого стакана называли почему-то «Анюткиным пояском», и когда надо было что-то налить в стакан до этой каемки, то говорили — налей до Анюткиного пояска.
  4. В 2003 году в Санкт-Петербурге была построена пирамида из 2000 граненых стаканов. Высота ее составила 1,5 метра. Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А в 2005 году ижевцы побили ранее установленный рекорд и соорудили пирамиду с рекордной высотой в 2,45 м. На создание этой пирамиды ушло 2024 стакана.
  5. Выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое на три равных части, т. е. «по совести».
  6. В сталинские времена граненый стакан называли «маленковским». Это было связано с тем, что, по приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Также эту пайку водки позволялось обменять на табачный паек или сахар в объеме того же граненого стакана .
  7. Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.
  8. Граненый стакан даже увековечен в памятниках. Так, в Екатеринбурге установлен памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен СССР. А в постсоветской Алма-Ате (Алматы) возле одного трактира была установлена скульптура высотой в два с половиной метра, выполненная из стеклокомпозита, где два медведя стоят на задних лапах и держат граненый стакан на манер скульптуры «Рабочий и колхозница» Мухиной.


Выше право — отмечать День рождения граненого стакана или нет, но если у вас дома имеется сие советское чудо, достаньте его 11 сентября, налейте в него чай, или что-нибудь покрепче и отдайте дань великому произведению эпохи СССР.

minutapozitiva.ru

День граненого стакана 2019: история и прикольные факты

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно – по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© photo: Sputnik / Василий Малышев

Портрет Петра I.

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© photo: Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Интересные и прикольные факты

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" – 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально – в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© photo: Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный – 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© photo: Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

ДЕНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА (история праздника)

Содержание и быстрый переход:

11 сентября в России отмечают День граненого стакана.
Праздник тесно связан с датой выпуска первого граненого стакана, в 1943 году на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный.

Граненый стакан стал символом советской эпохи и часто вызывает легкую ностальгию по тому времени, хотя выпускается эта стеклянная легенда до сих пор.
В магазинах продаются даже сувенирные экземпляры стаканов, которые можно ради шутки подарить другу на День граненого стакана.

Ностальгируя по советской эпохе, некоторые любят распивать горячительные напитки именно из этой посуды, а благодаря своему верхнему гладкому ободку, граненый стакан по сей день служит универсальным мерным эталоном для многих хозяек.
Также граненым стаканом очень удобно вырезать кружки для вареников, пельменей и печений.

История происхождения граненого стакана

Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует.

Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах.
Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.

Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная.
Другая версия называет автором сего сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина.
Говорят, что он преподнес царю Петру I этот усовершенствованный прототип чаши, заявив, что данному виду посуды не страшны никакие воздействия.
Государь решил проверить сказанное Смолиным и размахнувшись ударил стаканом оземь.
Несмотря на то, что стакан разбился вдребезги, государь не разгневался, а наоборот, сделал большой заказ для флота.
С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.

Поздравления с Днем граненого стакана

Интересные факты о граненом стакане

Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней.
Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан.
Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а до каемки — 200 мл.
Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.

Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления.
В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке.
Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.

Ободок, идущий по верху граненого стакана называли почему-то «Анюткиным пояском», и когда надо было что-то налить в стакан до этой каемки, то говорили — налей до Анюткиного пояска.

В 2003 году в Санкт-Петербурге была построена пирамида из 2000 граненых стаканов.
Высота ее составила 1,5 метра. Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А в 2005 году ижевцы побили ранее установленный рекорд и соорудили пирамиду с рекордной высотой в 2,45 м.
На создание этой пирамиды ушло 2024 стакана.

Выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом.
Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое на три равных части, т. е. «по совести».

В сталинские времена граненый стакан называли «маленковским».
Это было связано с тем, что, по приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед.
Также эту пайку водки позволялось обменять на табачный паек или сахар в объеме того же граненого стакана.

Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного и объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.

bytiemoe.ru

Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан? — История России

11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина – та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

– Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан – Мухина или стеклодувы времен Петра Великого?

– Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам – огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно. 

– Какие же стаканы существовали во времена Петра I? Чем они отличались от советских?

– При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, – это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался – его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

– Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

– Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

– Что это было за задание?

– Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

– Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

– Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время – это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

– Где граненый стакан был распространен прежде всего?

– Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

– Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

– Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода – хрустальный гусь.

– Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

– Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали. 

– Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

– Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист – Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались – как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка – это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

– Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

– Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней – по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий,  красивая легенда…

histrf.ru

За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина

11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.

В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Загадка граненого стакана

Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.

Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.

Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

 

Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:
— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.

Первое стекло

Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.

При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.

Виолетта Микитина:
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.

Хитрые стаканы Вершинина

К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.

На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.

Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

Виолетта Микитина:
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.

Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.

Насекомые-обманки

Виолетта Микитина:
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.

Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.

Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».

Молочное стекло

Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.

Виолетта Микитина:
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.

«Дедушка» хрусталя

Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.

Виолетта Микитина:
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.

Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.

Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».

www.mos.ru

Многогранная история о сосуде, который в беде и радости устаканивает нашу жизнь — Российская газета

Он был (а кое-где и остается) незаменим на кухнях и в столовых, в кабинетах и поездах дальнего следования, в гостиничных номерах и уличных автоматах с газировкой.

Мутное прошлое

Граненый стакан стал поистине народным только в Советском Союзе, хотя его появление в России связывают с именем Петра I. Мастер Императорского стекольного завода якобы преподнес изделие монарху, который, "откушав из оного полынной водки", сказал: "Стакан осанист, и по руке впору!"1. Согласно легенде, более всего царя прельстило то, что грани делали стакан удобной посудой для флота - такой не упадет и не укатится во время качки.

Вероятнее всего, производство первых граненых стаканов в России было налажено после 1713 года на отвоеванном в результате Северной войны стекольном заводе в Ямбурге. Согласно записям шведского дипломата К.Р. Берка, имевшийся там кустарный завод "при русском правлении" был значительно улучшен, "и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло"2.

А повсеместно граненые стаканы вошли в обиход в 1860-е годы, когда на Гусь-Хрустальном, Дятьковском и Уршельском стекольных заводах промышленников Мальцовых был налажен массовый выпуск изделий из прессованного стекла. Такой способ производства делал их дешевыми - цены начинались с 0,5 копейки, а распространение в 43 городах империи - общедоступными. Поэтому не стоит удивляться тому, что культовая посуда, лишенная буржуйского пафоса, оказалась в центре внимания строителей нового мира.

Ленин - Бухарину: без стакана не понять

В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики на высшем уровне. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: "Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и "опосредствований" со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки..."3.

Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению - в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан. А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения.

В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.

В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.

Техника безопасности

Изначально позиционировавшийся как чайный, граненый стакан был хорошо приспособлен к потреблению горячих напитков - ободок заменял отсутствующую ручку. И все же в технологии изготовления имелся изъян - если в стакан мощной струей наливали крутой кипяток, стекло могло треснуть, иногда донышко просто-напросто откалывалось от стенок. Поэтому в столовых новые стаканы перед использованием хорошенько "прокаливали" - погружали в кипяток до полного остывания. А в домашних компаниях розлив кипятка порой превращали в забаву. Загадывали желание и ждали: у кого стакан треснет - у того сбудется. Такое "гадание" В. Дудинцев отразил в романе "Белые одежды", написанном в 1950-е годы:

"Что-то стаканы трескаются, - сказал дядик Борик... - Давайте, Леночка, налейте мне, а я загадаю, пустят меня за границу на конгресс или нет". Все весело зашумели. "Сейчас все полезут гадать, - Стригалев покачал головой. - Давайте, Леночка, наливайте мне тоже. Загадаю: утвердят мне докторскую степень?" В тишине запела струя кипятка. Стаканы не лопались..."4.

Однако в 1969 году стаканы стали лопаться и без кипятка, когда из-за технологического сбоя в продажу поступила большая партия из "напряженного стекла". "Осколки разлетаются на мелкие части и взрываются не только при пользовании ими, но и при хранении, мытье, сушке и заполнении их горячими и холодными напитками", - жаловались потребители. Сатирический киножурнал "Фитиль" отреагировал выпуском N 182 "Руками не трогать", пригласив создателей знаменитого мультфильма "Ну, погоди!". Сюжет получился на славу. Волк подкараулил Зайца, куда-то спешащего с коробкой новеньких граненых стаканов. Увидев, что они взрываются прямо на столе, Заяц принимается швырять их в Волка, как гранаты. В финале Волк прорычал: "Ну, стекольный завод, погоди!", а бракованную партию изъяли из употребления.

170 граммов на брата

Увы, в народной памяти граненый стакан ассоциируется не только и не столько с чаем. Сомнительную репутацию он заработал, вероятно, в 1960е годы, когда антиалкогольная политика Хрущева утвердила новую культуру пития. В конце 1958 года распивочная торговля в столовых, на вокзалах, вблизи предприятий и "культурных учреждений" была запрещена, а в ресторанах установлен лимит - 100 грамм водки на человека. Потребитель нашел выход в уличных излияниях - и граненый стакан загремел по улицам.

Полулитровая бутылка водки "по совести" делилась на три стакана, как в песне В. Высоцкого - "...разлив по 170 граммов на брата". Нередко в ход шли граненые стаканы из уличных автоматов с газировкой. Причем пропадали они редко - как правило, посуду после использования ополаскивали и возвращали на место. Кроме того, утверждают, что "не было большим грехом попросить стакан у незнакомой старушки, позвонив ей в дверь, скорее было б грехом не дать стакана"5.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Граненый стакан выступал мерой во всех кулинарных книгах советской эпохи. Любая хозяйка знала, что в один стакан умещаются:

200 миллилитров воды (молока и проч.)

250 миллилитров (если налить до краев)

230 граммов сахарного песка

320 граммов соли

160 граммов муки

ЛЫКО В СТРОКУ

"Упали и разбилися..."

В литературе сохранилось множество упоминаний о стеклянной легенде. У Гончарова в "Обрыве" Крицкая наливает шампанское в граненый стакан; "прекрасный граненый стакан" мы видим в руках у К.Панаева (приятеля поэта А. Фета) на именинном обеде; пить свежезаваренный чай из самовара в толстом граненом стакане любил писатель А. Грин. Вошли "стаканчики" и в городской фольклор: в 1920-е годы пользовались популярностью куплеты Петра Лещенко:

Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя.

ГЛАС НАРОДА

Граненый стакан - это

- лучшая форма для вырезания теста под пельмени, печенье, пирожки

- лучшая мера для продажи семечек и ягод

- лучшая емкость для высевания саженцев

- лучший микрофон для подслушивания соседей за стенкой

P.S. Недавно россияне выудили из анналов истории "День рождения граненого стакана" и отмечают его 11 сентября, шутливо сетуя на то, что до сих пор этот дорогой сердцу праздник не объявлен выходным днем.


1. В. Бессонов. Записки влюбленного москвоведа. М., 2005.
2. Цит. по: Потравнов А., Хмельник Т. Из истории Ямбургского стекольного завода. https://regionavtica.ru/articles/iz_istorii_iamburgskogo_stekolnogo_zavoda.html. Дата обращения: 10.07.2019.
3. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах /ПСС в 55 тт., Т. 32. М. 1967. С. 72-73.
4. Дудинцев В. Д. Белые одежды/ Нева. 1987. N 3. С. 26.
5. Г. Григорьев, С. Носов, Н. Литвинова. Доска, или, Встречи на Сенной. М., 2003 С. 83

rg.ru

День граненого стакана. Правда и вымысел о создании культовой посуды

Сегодня – День граненого стакана. Праздник не совсем официальный, но вполне известный. Любопытно, что нет никаких документальных свидетельств появления советского граненого стакана именно в этот день. Согласно одной из легенд, окружающих этот культовый предмет быта, первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Правда, это лишь одна из множества историй, связанных с предметом, ставшим одним из символов советского прошлого.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Идею стакана и его конструкции чаще всего приписывают советскому скульптору, автору знаменитой монументальной композиции "Рабочий и колхозница" Вере Мухиной. Правда, называют и других "родителей" – Казимира Малевича и Ле Корбюзье. Но это касательно того самого советского стакана, находившегося в массовом производстве.

Граненые стаканы как таковые существовали и раньше – их можно найти и на картинах художников ("Завтрак" Диего Веласкеса 1617 года, "Утренний натюрморт" Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года), и в собрании Эрмитажа.

Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I


Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I. Якобы император велел изготовить прочный стакан, который бы не скатывался на пол и не бился во время качки на корабле. Получив от владимирского стекловара Ефима Смолина граненый стакан, Петр остался доволен и, испив из него, бросил оземь, воскликнув: "Стакану – быть!" Окружающие же услышали "Стаканы – бить!", откуда и пошла традиция бить стаканы на счастье.

Ходит множество других разнообразных – курьезных, реалистичных и фантастических легенд, связанных с происхождением и символическим смыслом советского граненого стакана. И если ложность одних не вызывает никаких вопросов, то о достоверности других остается лишь догадываться. Вот лишь некоторые из этих историй:

Фото: depositphotos/OlegSam

  • В 1943 году Свердловск посетили Вера Мухина и Казимир Малевич, прибывшие на Урал для создания монументального скульптурно-художественного полотна. 11 сентября во время прогулки Вера Игнатьевна почувствовала себя плохо и присела на ступеньки здания Сберегательного банка. Вид колонн, на которые упал ее взгляд, и подсказал ей форму для проекта устойчивого пролетарского стакана, над которым они с Малевичем бились уже несколько лет. Там же на клочке газеты и был нарисован проект ставшего впоследствии знаменитым граненого стакана.

  • Идея граненого стакана пришла в голову Казимира Малевича во время егозаключения в знаменитой питерской тюрьме "Кресты" осенью 1930 года. Он видел, как хрупкое стекло билось в руках зеков, сжимавших круглые стаканы с чаем, чтобы согреться. Тогда-то художник, предпочитавший жесткие геометрические формы, и придумал сделать сверхпрочный стакан в виде многогранника.

  • Количество граней "традиционной" версии граненого стакана символизировало количество союзных республик, входивших в состав СССР в 1943 году (16), а верхняя окантовка обозначала символическое объединение всех этих республик в составе Советского Союза.
  • Форма граненого стакана была призвана удобно располагаться в мозолистых руках советских пролетариев, а также продиктована необходимостью массового мытья посуды в посудомоечных машинах столовых больших предприятий, где хрупкие тонкостенные стаканы часто бились.

  • Вера Мухина изобрела знаменитый граненый стакан в блокадном Ленинграде – в то время она возглавляла Мастерскую художественного стекла. Заметив, как часто тонкий стакан выскальзывал из рук изможденных ленинградцев и бился, она разработала сверхпрочную модель с гранями, благодаря которым стакан не скользил в ладонях.

Есть легенда, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде


О действительном происхождении граненого стакана, посвященного ему праздника и связанных с ним легендах нам рассказала антрополог Мария Волкова.

Основной корпус легенд, связанных с советскими вещами, появился и закрепился в постсоветское время – до этого они существовали лишь в усеченных вариантах и передавались в устной традиции. Через подобные легенды осмысляется советское прошлое как некий "золотой век", который мы потеряли, а эти вещи имеют черты, свидетельствующие об идеальности этого мира. У нас мог быть один стакан, но он был идеальным для всего.

Фото: ТАСС/Александр Легкий/fotoimedia

В советское время граненый стакан не выделялся из предметного быта, был обычной вещью. Сегодня все легенды о нем крутятся вокруг главного вопроса – что делает советский граненый стакан особенным? Это его особые физические параметры, функциональность, которая показывает его преимущества перед обычными стаканами. Отсюда, например, происходит легенда о том, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде.

В советское время стакан использовался в качестве мерной посуды, становясь, таким образом, эталонным стаканом.

Идея о функциональности стакана и становится отправной точкой для легенд о фигурах, которые связывают с появлением стакана. Кто как не гении русского авангарда мог придумать такой лаконичный, функциональный, правильный стакан? Мухина и Малевич выступают в роли культурных героев, которые помогли советским людям устроить свой быт.

Нет никаких данных, которые доказывают причастность ни одного из них к созданию данного стакана. Учитывая существование граненого стакана в прошлом, эта форма не является изобретением ХХ века. Но вышедший в массовое производство в Советском Союзе, граненый стакан стал стаканом "по умолчанию". Мода на него – это современное конструирование образа Советского Союза, которое понадобилось, чтобы осознать свое прошлое.

Поскольку история и политика являются для многих спорными вопросами, а бытовые вещи – общие для всех, именно граненый стакан, не несущий на себе никакой идеологической нагрузки, и стал своеобразным символом советского времени. Тогда "день граненого стакана" был шуточным выражением, которое означало: "Сегодня мы пьем!". Закрепление этого дня за определенной датой является скорее поводом вспомнить советское время и поговорить о нем, а не реальным праздником, несущим с собой определенные традиции".

www.m24.ru

История граненого стакана от Елена за 11 сентября 2014 на Fishki.net

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан — дело рук Мухиной, нет.

fishki.net

День граненого стакана 2017: история и интересные факты

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек, отмечает Sputnik Грузия.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно – по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© Sputnik / Василий Малышев

Портрет Петра I.

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

 

© Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Интересные факты

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" – 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально – в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный – 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

ru.sputnik.md

История гранёного стакана - Думаю, что... — ЖЖ

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Может, Мухина и не автор гранчака, но пивная кружка точно ее работа

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

В 80-х повсеместно и неожиданно гранчаки стали "взрываться". Событие это имело такой резонанс, что его "отметили" в сатирическом киножурнале "Фитиль". Подозревали чуть ли не диверсию, но "ларчик просто открывался". Оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась — и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.

Фразочка "простой, как три копейки" тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

110/65/75 — таковы "формы" гранчака в сантметрах ("рост", дно, горло)

50 —250 Мл — варианты объема гранчака

8—20 граней "по классике" может быть у стакана

7 коп. в СССР стоил граненый стакан

graf.livejournal.com

какого числа, дата и история праздника

Дата в 2020 году 11 сентября 2020 года, Пятница
Празднуется: В России и других странах мира
Значение: Память выпуска первого граненого стакана
Традиции: Встречи с друзьями и близкими, с разливом напитков в граненые стаканы


День рождения гранёного стакана – необычный праздник, существующий не только в шутках над любителями спиртных напитков, а официально принятый праздничный день. Празднуется он ежегодно, 11 сентября.

Когда проходит?

Праздник отмечается ежегодно, 11 сентября. День был выбран не случайно и является памятной датой. Однако, подробнее об этом чуть позже.

Кто отмечает?

Стаканы подобной формы выпускаются и на стекольных заводах до сих пор. Поэтому, в какой-то степени, день граненого стакана можно считать неофициальным профессиональным праздником всех работников стекольной промышленности.

Если говорить о другой, менее серьезной и даже шутливой стороне праздника, то к его празднованию относятся все любители спиртных напитков и застолий с друзьями. Согласно одному из сложившихся еще с советских времен стереотипу, граненый стакан – непременный атрибут распития спиртных напитков. Чтобы отдать дань советской традиции – в этот день можно позволить себе посидеть с хорошими друзьями, выпив немного алкоголя, но обязательно пользуясь героем праздника в качестве посуды.

История

Дата празднования была выбрана по случаю памятного события. Именно 11 сентября в 1943 году на знаменитом заводе стеклянных изделий в городе Гусь-Хрустальный произошел выпуск первого стакана, имевшего граненую поверхность.

Согласно одному из вариантов, дизайн советского варианта придумала Вера Мухина – известный в то время скульптор, именно она является автором всемирно известной композиции «Рабочий и колхозница». Отмечается, что она создала новый стакан с гладким ободком сверху, специально для применения на предприятиях советского общепита. Однако, никаких документальных подтверждений принадлежности Мухиной к дизайну стакана не обнаружено.

Удобство нового стакана для предприятий общепита заключалось в повышенной прочности, а также в удобстве мытья с применением посудомоечных машин. Это увеличивало скорость мытья посуды, а значит и улучшало качество обслуживания в целом. Поэтому, граненые стаканы, надолго прописались в советских столовых и кафе. Кроме того, их стандартные размеры сделали такой стакан весьма удобным для использования в специальных автоматах для газированной воды, которые были очень популярными на улицах советских городов. Повышенная прочность стакана сделала возможным его использование на железнодорожном транспорте. Граненый стакан чая с металлической подставкой и ручкой долгие годы считался символом дальней поездки на поезде.

Традиции

Праздник является лишь памятной датой и не имеет официального статуса. О его существовании не слишком много известно общественности, поэтому особенных отличительных традиций празднования у дня рождения граненого стакана пока не существует.

Интересные факты

Стандартные размеры стакана с гранями – диаметр 6,5 см. и высота 9 см. В различное время выпускались модификации. В первую очередь менялся объем – от 50 до 350 мл.

Стандартное количество граней у стакана – 16, однако выпускались и другие модели, имевшие 12, 14,18 или даже 20 граней. Как видно, количество граней только четное – стаканы с нечетным количеством граней сложнее выпускать из-за особенностей технологии производства.

365calend.ru


Смотрите также