Далай лама сейчас


Далай-лама - фото, биография, история духовного титула, последние новости, 2019 2020

Биография

Каждый народ еще с древности нуждался в сильном духовном наставнике. На Руси к таковым относились монастырские старцы, прославившиеся смиренной жизнью, силой веры, способной на проявление чудес, и приобретенной мудростью. Реальная история приводит пример, что Дмитрий Донской получил благословение на битву с татаро-монголами у православного святого Сергия Радонежского, а Федор Достоевский подробно описывает в своем бессмертном произведении Зосиму, любимого учителя Алексея Карамазова. Далай-лама же отвечает за моральные ценности и глубокую религиозность тибетских буддистов.

История духовного титула

История духовного титула восходит корнями к далекому 1578-му, когда Алтан-хан Амда, которого обратил в буддизм приглашенный ко двору гуру Сонама Гьяцо из тибетской школы Гелуг, создал само понятие далай-лама.

Гендун Друп, Далай-лама IГендун Друп, Далай-лама I

Военачальник и правитель преподнес почетному гостю два ценных подарка. Первый – золотую печать с проникновенной надписью. Второй – перевел на собственный монгольский язык его имя – так и родилось слово, которым именуются религиозные лидеры «крыши мира».

Вскоре так стали называть и двух других предшественников Сонама – первосвященников Гендуна Друпа и Гендуна Гьяцо, а он сам получил численное обозначение Третий (III) – как знак преемственности. Согласно учению после ухода из земного мира одного далай-ламы монахи отправляются на поиски его достойной замены, представленной в лице маленького мальчика. Ребенок (обязательно – старше 49 дней со дня смерти предшественника) являет собой физическое воплощение сознания умершего и реинкарнацию бодхисатвы.

Главная учебная комната Далай-ламыГлавная учебная комната Далай-ламы

Кандидата выбирают, основываясь на символических знаках, предсказаниях и пророчествах, обращаясь к оставленным указаниям, а также после успешной сдачи им предлагаемого теста. Обычно это узнавание вещей и общение с людьми из окружения усопшего. Если же преемников оказывается несколько, то все решает, как, впрочем, и почти везде, жеребьевка, неизменный атрибут которой – золотая ваза.

После этого будущего далай-ламу забирают во дворец Потала в столице Лхасу, где тот, находясь под опекой и защитой мудрых учителей, получает духовное и общее образование. А по достижении совершеннолетия, отказавшись от регента, он вступает в полные права. Известно также, что в полномочия религиозного лидера входило и управление страной, за исключением двух дат, с разницей ровно в десятилетие – 1949 и 1959 годы.

Основная резиденция Далай-ламы - дворец Потала в Лхасу, ТибетОсновная резиденция Далай-ламы - дворец Потала в Лхасу, Тибет

Если же попытаться дать лаконичный и краткий ответ на животрепещущий вопрос «как стать далай-ламой?», то он будет звучать так: «Нужно правильно родиться».

Впрочем, осенью 2018-го глава тибетских буддистов заявил, что намерен изменить правило выбора преемника, действующее вот уже больше 600 лет: им необязательно должно быть дитя, а «уважаемый лама или богослов», и к борьбе за титул должен допускаться и юноша, которому исполнилось 20 лет. Годом раньше он же выдвигал версию, что на место его святейшества может вполне претендовать представительница женского пола.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама VНгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский ханДалай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 годаИндукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIIIНгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид. Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат.

Далай-лама сейчас

Далай-ламой XIV стал Лхамо Дхондруб, родившийся в 6-й июльский день 1935-го в бедной крестьянской семье в небольшой деревне, которая сейчас считается частью китайской провинции. Родители, как и все взрослые этого поселения, зарабатывали себе на пропитание фермерством – выращивали и возделывали зерновые культуры, а также картофель.

Далай-лама XIV в детствеДалай-лама XIV в детстве

Делясь биографическими фактами касательно собственного детства, Лхамо с трепетом вспоминал родных: отца, которого дергал за усы, и мать – женщину с добрейшим сердцем. Она подарила любимому супругу 16 детей, из них, к сожалению, умерли больше половины. Старшая сестра занималась домом и в нужное время помогала роженицам. Двое из четырех братьев впоследствии также стали монахами.

«Я вспоминаю, как ребенком с мамой заходил в курятник, чтобы собрать яйца, и оставался там. Мне нравилось усесться в гнездо и кудахтать. Другим моим любимым занятием в детстве было складывать вещи в сумку, как будто я собираюсь в длительное путешествие, и приговаривать: “Я еду в Лхасу, я еду в Лхасу”», – ценные сведения о ранних увлечениях содержатся на странице одной из его книг «Свобода в изгнании».

Когда мальчику исполнилось 3 года, за ним, как говорится, пришли. Поисковый отряд, ведомый знаками на воде и следовавший по направлению повернутой головы умершего 13-го далай-ламы, нашел необходимое жилище. Цель визита, впрочем, участники «делегации» раскрыли не сразу, а попросились на ночлег, наблюдая за младшим ребенком в доме, который узнал их.

Далай-лама XIV в молодостиДалай-лама XIV в молодости

Через день привезли вещи предыдущего гуру, которые Дхондруб безошибочно угадал. В начале 1940-го его официально ввели в «должность» духовного лидера Тибета, затем он получил новое имя – Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьяцо (Гьямцхо).

В 15-летнем возрасте ему передали и светскую власть – в течение почти 10 лет далай-лама пытался урегулировать китайско-тибетский вопрос, окончившийся его изгнанием в Индию. С тех пор его резиденцией стал город Дхарамсала.

Далай-лама XIV и Генрих ХаррерДалай-лама XIV и Генрих Харрер

Такой любопытный факт биографии, как знакомство и общение ламы в юности с Генрихом Харрером, часто используется китайскими пропагандистами в контексте связи духовника с нацистами, хотя сам он утверждает, что ничего о них не слышал. Свои воспоминания Генрих изложил в книге «Семь лет в Тибете», по которой впоследствии сняли полнометражный фильм с Брэдом Питтом.

В 1989-м его святейшество за предложенную новую политическую модель развития сначала родного Тибета, а затем и остального мира удостоился Нобелевской премии. Вообще, что касается науки, а в особенности животрепещущих тем по созданию клонов человека или искусственного интеллекта, здесь далай-лама, что называется, не против.

Далай-лама XIV и Папа Римский Иоанн Павел IIДалай-лама XIV и Папа Римский Иоанн Павел II

Что касается государственных дел, то учитель в 2007-м заявил о том, что «находится наполовину в отставке», а через 4 года и вовсе сложил свои полномочия. Несколько раз он посещал и Россию.

В сентябре 2017-го в соседней Риге по традиции прошли лекции с комментариями буддистских учений, в ходе которых состоялась встреча с представителями российской интеллигенции, в числе которых – и фронтмен рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. В том же году далай-лама произнес свое знаменитое высказывание о потенциале РФ стать главной нацией мира. В 2018-м он снова подкрепил сказанное следующим выражением:

«Я всегда считал Россию ведущей мировой державой. Путин очень активен, он посещает многие страны мира. Это вызывает во мне восхищение, я ценю его усилия».
Борис Гребенщиков и Далай-лама XIVБорис Гребенщиков и Далай-лама XIV

Жизнь и деятельность далай-ламы не раз принимали и художественное воплощение. Преданный почитатель и любитель русского рока наверняка вспомнит известный припев из песни культового петербургского «Сплина»: «Давай, лама, давай», что созвучно с названием титула. А поклонники неподражаемого БГ, следящие за творчеством исполнителя, знают, что в 2017-м в качестве музыкального подношения далай-ламе Борис Борисович использовал песню «Белая лошадь».

«Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям», – добавил Гребенщиков.

Впрочем, это далеко не единственная песня в арсенале легендарного коллектива о буддизме – сюда относятся, к примеру, «Вперед, бодхисатва!» и «Ножи бодхисатвы».

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, Далай-лама XIVНгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, Далай-лама XIV

Являя собой пример духовного просветления, учитель сообщает свою мудрость последователям через остроумные афоризмы и высказывания, вдохновляющие на создание выставок живописи и фотографии. Например, проект «Портрет Далай-ламы», представленный в многосерийном документальном кинофильме 2018 года «Медитация о Далай-ламе».

На официальном сайте его святейшества подробно расписана его деятельность на 2019-й и 2020-й: учения, молитвы, молебны, визиты. Всем желающим также предоставлена возможность ознакомиться с речами духовника с помощью радиоприемника и настройки на нужную волну или воспользоваться прямой трансляцией. Здесь же в отдельном разделе опубликован примерный день далай-ламы, размещены раритетные фотографии и ценные сведения биографии.

Далай-лама XIV в 2019 годуДалай-лама XIV в 2019 году

В феврале 2019-го на личной странице в «Инстаграме» молодой жены голливудской звезды Ричарда Гира – испанской журналистки Алехандры Силвы – появилась публикация о том, что их долгожданный новорожденный ребенок получил благословение далай-ламы.

Помимо всего, само слово далай-лама называет и характеризует не только конкретного человека, живущего по строгим законам морали и нравственности. Оно сейчас стало уже именем нарицательным для всех спокойно пребывающих в бурлящем потоке жизни, созерцающих мир, способных на почти безграничную любовь к окружающему, а в особенности – к ближним, и постигающих искусство быть счастливым.

Воплощение в культуре

Книги

  • 1952 – Генрих Харрер. «Семь лет в Тибете. Моя жизнь при дворе Далай-ламы»
  • 2013 – Кристофер Бакли. «Они ведь едят щенков, правда?»
  • 2015 – Дэвид Мичи. «Кошка Далай-Ламы»

Фильмы

  • 1994 – «Я буддийский монах»
  • 1997 – «Семь лет в Тибете»
  • 1997 – «Кундун»
  • 2006 – «10 вопросов для Далай-ламы»
  • 2008 – «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV»
  • 2008 – «Ренессанс Далай-Ламы»
  • 2010 – «Будда»
  • 2018 – «Почему мы креативны?»
  • 2018 – «Последний Далай-лама?»

Музыка

  • 1997 – «Сплин». «Англо-русский словарь».
  • 2004 – Rammstein. Dalai Lama.
  • 2013 – Антон Шульга. «Далай-лама хочет домой»

24smi.org

Далай-лама XIV: фото, биография, досье

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя - Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо. 

Место рождения. Образование. Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп "богиня, исполняющая желания". В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили - семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета - Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: "Это моё, это моё!") двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги "Великий Пятый"), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба ("доктора буддийской философии"). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Восхождение на трон. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 года, караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Председатель Тибетского правительства в изгнании. В марте 2011 года Далай-лама объявил о сложении с себя полномочий политического лидера Тибета в пользу демократически избранного правительства, подчеркнув при этом, что останется духовным лидером тибетцев.

Вскоре после этого были проведены всенародные выборы, по результатам которых премьер-министром Тибета стал 44-летний юрист Лобсанг Сангай (Lobsang Sangay). Для официальной передачи власти Далай-лама подписал поправки в конституцию Тибета. В измененном варианте конституции отмечается легитимность Центральной тибетской администрации (ЦТА), в частности, ее демократически избранных институтов, в качестве законного представителя тибетского народа. Ранее эти обязанности возлагались и на ЦТА, и на Далай-ламу. Самого Далай-ламу новая конституция определяет как "защитника и символа Тибета и тибетского народа".

Социальная позиция. Далай-лама напоминает, что буддизм считает аборты убийством, однако отмечает при этом, что могут быть исключения, если ребенок будет иметь серьезную умственную отсталость или его рождения создаст серьезную проблему для родителей, следовательно, нужно принимать или осуждать аборты в зависимости от конкретной ситуации.

В Тибете мясо является самым распространенным продуктом питания, поэтому так сложилось исторически, что тибетские монахи, включая Далай-ламу, употребляют мясо. В течение некоторого времени Далай-лама был вегетарианцем, но после заболевания язвой врачи посоветовали ему вернуть мясо в рацион. Поэтому было довольно большой неожиданностью, когда Далай-лама прилетел в США, и во время посещения Белого Дома ему предложили вегетарианское меню, на что он заявил: "Я буддийский монах, а не вегетарианец".

В 2001 году Далай-лама сказал одной девочке из школы в Сиэтле, что допустимо стрелять в кого-то, кто имеет оружие, если он пытается вас убить, но добавил при этом, что выстрел не должен привести к смертельному исходу.

В 2012 году Далай-лама в своем блоге в Facebook написал: "Я все больше убежден, что пора искать духовность и этику вне религии".

Награды. Нобелевская премия мира. В сентябре 1987 года Далай-лама предложил политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ. Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении "полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара". В программе предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы.

За выдвижение плана, как его ещё называют, "срединного пути" Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в октябре 1989 года. Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем".

В 2007 году награждён высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Далай-лама XIV в киноискусстве. Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге "Семь лет в Тибете", переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

04.07.2019 г.

file.liga.net

кто это? Интересные факты о духовном наставнике

Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.

Кто такой Далай Лама?

Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.

Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.

Как его избирают?

После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.

Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.

  • Мечта. Один из Верховных Лам может мечтать о какой-то отметке или месте, которое поможет опознать мальчика.
  • Дым. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, Верховные Ламы будут следить за направлением дыма и искать соответственно ему перевоплощенную версию.
  • Озеро Оракул. Верховные Ламы идут к священному озеру Лхамо Лацо в центральном Тибете и следят за знаками от самого озера. Это может быть либо видение, либо какое-то указание на направление поиска. Дом и деревня Тэнцзин Гьямцхо были определены в видении этого озера.

После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.

Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.

Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.

Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.

Что проповедует Далай Лама?

Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.

Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.

В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.

Какой сейчас Далай Лама по счету?

Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.

Интересные факты о Далай Ламе

В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.

Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:

  • Далай Лама увлекается наукой и заявил, что если бы он не стал монахом, он стал бы инженером.
  • У него есть множество увлечений. Его любимые занятия включают медитацию, садоводство и ремонт часов.
  • Когда Далай Ламу спросили на его веб-сайте, какова цель жизни, он ответил: «Быть счастливым».
  • Он считает, что мировые религии должны иметь гармоничные отношения друг с другом и вести конструктивный межконфессиональный диалог.

Заключение

Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.

[Всего: 1   Средний:  5/5]

silamira.ru

Далай-лама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Эта статья — о линии передачи Далай-лам. О нынешнем Далай-ламе см. Далай-лама XIV.

Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли: ta la’i bla ma, монг. Далай багш?, ᠳᠠᠯᠠᠢ
ᠪᠠᠭᠰᠢ?) — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы Гелугпа, восходящая корнями к 1391 году. По канону тибетского буддизма, Далай-лама является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས), бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В связи с этим и теперь Далай-лама рассматривается как духовный лидер тибетского народа.

По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелугпа, но, на самом деле, он таковым формально не является, — ею официально руководит Ганден Трипа (dga' ldan khri pa).

«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.

В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама[1]. Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю правительства в изгнании (калону-трипа).

Правительство КНР пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал порядок выборов Далай-ламы и других высших лам с помощью записок с именами, вытягивавшимися из золотой урны, символизировавшей покровительство императоров буддизму школы гэлуг[2]. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которого объявили обладающим полномочиями для избрания нового Далай-ламы.

В 2007 году в интервью «Эху Москвы» Далай-лама XIV сказал, что после избрания политического руководства в ходе всенародных выборов он находится «наполовину в отставке». Также высказал мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а сохранение института Далай-ламы остаётся на усмотрение тибетского народа[3].

Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в северо-индийском городке Дхарамсала.

Далай-ламы с 1391 года по настоящее время[править | править код]

× Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти.
×× Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.

ru.wikipedia.org

Где живет Далай-Лама - лидер тибетской школы буддизма?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вам предстоит заглянуть в гости к Далай-ламе XIV, главе всех буддистов тибетского направления. Где живёт Далай лама, при каких обстоятельствах он туда попал, кто его сопровождал и какие интересные достопримечательности есть возле этого места, – всё это мы рассмотрим в нашей статье.

Содержание:
Правительство Тибета
Рождение нового тулку
Бегство
Обычный монах
Жизнь в посвящении своему народу
Нобурлинка
Окрестности Дхарамсалы
Заключение

Правительство Тибета

Резиденция Далай-лам раньше находилась в Лхасе, столице Тибета, во дворце Потала. Последний называют жемчужиной на крыше мира, так как он расположен на высоте около 3800 метров над уровнем моря, на Красной горе.

Все Далай-ламы, а их 14, были и есть эманацией Авалокетишвары, который является бодхисаттвой сострадания и сознательно рождается в этом мире, чтобы помочь другим его обитателям выйти из круга сансары. Такие люди называются «тулку».

Рождение нового тулку

Последний из них, Лхамо Дхондруб, родился у крестьянки в 1935 году. После признания в нём тулку – перерожденца, его назвали по-новому: Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо.

Лхамо Дхондруб, будущий лидер Тибета в детстве

Февраль 1940 года – время наделения его государственной властью, а было ему всего пять лет. А в 1950 году в Тибете стали властвовать жители Китая. Правители Поднебесной считали Тибет китайской территорией. 

Но тибетцы хотели жить независимой жизнью, как раньше. Поэтому они предложили Тэнцзину Гьямцхо управлять страной. И он в пятнадцать лет становится религиозным и гражданским главой своей Родины.

Далай-лама в возрасте 15 лет

Девять лет тибетцы пытались мирно сосуществовать с захватчиками, но антикитайское выступление неизбежно назревало. 

Бегство

Когда оно вспыхнуло, и было жёстко подавлено захватчиками, Далай-ламе пришлось покинуть в марте 1959 года Тибет и искать политического укрытия в соседней Индии. С ним ушли тысячи его приверженцев.

Сейчас местом его пребывания считается индийский штат Химачал-Прадеш. В Дхарамсале располагается и Тибетское правительство в изгнании, которое с 2002 года он более не возглавляет, но остаётся одной из значимых фигур на политической арене мира. В 2011 году он отказался и от светской власти, которая перешла к председателю правительства.

Далай-лама XIV объявил о своем уходе с политической арены

Обычный монах

Тэнцзин Гьямцхо считает себя простым монахом. Жизнь его посвящена процветанию буддийского учения и защите свободы своего народа ненасильственными методами. Режим дня его обычно такой:

  • подъём утром, в 4;
  • медитация;
  • чтение молитв;
  • приём посетителей;
  • деловые встречи;
  • религиозные ритуалы;
  • учебные мероприятия;
  • вечерняя молитва.

Далай Лама XIV принимает тайских монахов в своей резиденции

Путешествия занимают значительное место в расписании этого удивительного человека — он посетил пятьдесят стран, поэтому в индийской резиденции его встретишь не часто. Тэнцзином Гьямцхо написано много философских трактатов, статей, автобиографических произведений. Многие его высказывания стали крылатыми. 

Как и у любого человека, у Далай-ламы есть свои увлечения, например, садоводство. Также он любит повозиться с ремонтом часов, в молодости самостоятельно отремонтировал прожектор, не имея на руках никаких технических документов к нему. Он считает, что если бы ему не случилось стать монахом, он обязательно стал бы инженером. 

Его Святейшество интересуют и современные направления в науке, особенно ему близка нейрофизиология, занимающаяся проблемами мозга. Он склоняется к тому, что буддизм и наука должны вместе заниматься поисками истины, и согласен внести изменения в буддийское учение, если наукой будет доказано, что какие-то его положения ошибочны.

Жизнь в посвящении своему народу

Город, в котором сейчас живёт буддистский лидер, имеет неофициальное название «маленькая Лхаса». Так как буддийская религия на родине Учителя с приходом китайцев была под запретом, практически все монастыри уничтожены, а с ними и сокровища буддийского искусства и литературы, то он прилагает титанические усилия, чтобы сохранить духовные памятники родины и помочь выжить своим соотечественникам.

Для беженцев, последовавших за ним, были организованы поселения в Непале и в Индии, главный упор в них делался на занятие сельскохозяйственным трудом. Создали образовательную систему. Дети, хотя и жили в изгнании, отлично знают родной язык, сведущи в национальной истории, культурном наследии и религии.

День Рождения Далай-ламы, Дхарамсала

Более 200 храмов воссозданы и хранят теперь религиозные труды, связанные с национальным направлением буддистского учения, являющегося основой тибетского образа жизни. Беженцы из Страны Снегов имеют в настоящее время свой вуз – Центральный институт высшей тибетологии. Организовали и Тибетский институт драматических искусств.

Нобурлинка

Учреждение с таким названием образовалось в Дхарамсале в конце XX века, чтобы сохранить тибетское культурное наследие, включая язык. Историческую Нобурлинку основал в тибетской столице седьмой Далай-лама ещё в XVIII столетии. Главное строение индийского института имеет сходство с лхасской Нобурлинкой, выполнявшей функции летнего представительства Далай-лам.

Нобурлинка, Дхарамсала

Комплекс включает:

  • Академию тибетской культуры;
  • Центр искусств;
  • библиотеку;
  • культурный и литературный исследовательский центр;
  • гостиницу;
  • святилище, выполненное в традициях Японии;
  • Фонд охраны ремёсел и традиционных искусств;
  • помещения мастеровых людей, где изготавливаются традиционные сувениры из металла, дерева, с инкрустацией и прочие. 

Окрестности Дхарамсалы

Сам городок маленький, его окружают лесистые горы со множеством тропинок. В хвойных лесах много диких обезьян. Неподалёку расположен лагерь Триунд. Это начальная точка для восхождения на перевал Индри, за которым город Манали. 

Лагерь Триунд, окрестности Дхарамсалы

Когда хорошая погода, напрямую добраться в окрестные места быстрее, чем ехать на транспорте окружной дорогой. Однако такой период довольно короткий, так как даже в мае у тропинок ещё есть лёд, а на перевале – снег.

Рядом с городом есть Гьюто, тибетский монастырь. В нём расположена резиденция Кармапы XVII. Титул Кармапа третий по значимости в иерархии тибетского учения. Первое и второе места занимают Панчен-лама и Далай-лама.

Кармапа XVII также уехал из Тибета. В монастыре живут ещё полтысячи монахов, изучающие основы буддийской философии и тантру.

Заключение

Далай-лама XIV, удостоенный Нобелевской премии мира, – умнейший и добрейший человек, выделяющихся в кругу политиков настоящего времени. Вполне справедливо, если такая выдающаяся личность будет продолжать воплощаться в своих преемниках. Это желание он выражает и в своём обращении: 

Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире я останусь страданий рассеивать тьму.

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами.

Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — рекомендуете статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные посты о буддизме и восточной культуре себе на почту)

До встречи!

o-buddizme.ru

Тибет. Почему духовного лидера изгнали из страны?

Десятки людей погибли в результате массовых протестов против китайского правления в Тибете. Протестующие на улицах Лхасы поджигали китайские владения и разбивали правительственные здания. Демонстрации начались, когда буддийские монахи вышли из своих монастырей, чтобы отметить сорок девятую годовщину неудавшегося восстания против китайского правления в Тибете, которое в пятьдесят девятом году попыталось восстановить буддийского лидера Далай Ламу в качестве политического лидера Тибета.

Деятельность Далай Ламы

Далай Лама является главой доминирующего ордена тибетских буддистов Гелугпа («Желтая шляпа») и до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года он исполнял функции духовного и государственного правителя Тибета.

Нынешний четырнадцатый Далай Лама родился в Лхамо Тондуп в тысяча девятьсот тридцать пятом году в китайской провинции Цинхай. Он был признан инкарнацией тринадцатого Далай Ламы в тридцать седьмом году, возведен на престол в сороковом году и наделен полными полномочиями в качестве главы государства в пятидесятом году.

В восемьдесят девятом году ему была присуждена Нобелевская премия за мир в знак признания его ненасильственной кампании по прекращению китайского господства в Тибете. В первом десятилетии двадцать первого столетия Далай Лама предположил, что его преемник может быть назначен им, а не выбран в качестве его реинкарнации. Эта идея была отвергнута китайским правительством, которое заявило, что традиция назначения нового Далай Ламы должна быть продолжена.

В две тысячи одиннадцатом году он ушел с поста главы тибетского правительства в изгнании. Он написал ряд книг по тибетскому буддизму и автобиографию.

Как на Тибете выбирают Далай Ламу?

Далай Ламу находят, а не выбирают. Считается, что он обладает силой выбирать тело, в которое он перевоплощается. Это означает, что нынешний Далай Лама является реинкарнацией последнего. Поиски возрожденного духовного лидера являются обязанностью Верховных Лам по традиции Гелгупы и тибетского правительства.

Этот процесс может занять несколько лет: потребовалось четыре года, чтобы найти четырнадцатого (нынешнего) Далай Ламу. Поиски, как правило, ограничиваются Тибетом, хотя нынешний Далай Лама сказал, что есть шанс, что он не возродится, и что если он это сделает, его не будет в стране, находящейся под властью Китая.

Чтобы начать поиск, у Верховных Лам может случиться видение или мечта. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, они следят за направлением дыма, чтобы узнать, куда он отправляется. Они часто медитируют возле Лхамо Лацо, священного озера центрального Тибета, и ждут видения или указания направления, в котором следует искать. Это связано с верой в то, что дух женщины-хранителя озера пообещал первому Далай Ламе, что она защитит родословную реинкарнации.

Когда эти видения подтверждаются и мальчик найден, проводится серия испытаний, чтобы убедиться, что он — инкарнация. Существует секретный набор критериев, по которым оценивается ребенок. В дополнение к этому основной тест состоит в том, чтобы представить мальчику несколько предметов, чтобы посмотреть, сможет ли он выбрать те, которые принадлежали предыдущему Далай Ламе.

Если был найден только один мальчик, Верховные Ламы подтверждают свои выводы видными религиозными и светскими деятелями, прежде чем сообщать в Центральное правительство.Если найдено более одного мальчика, официальные лица и монахи проводят публичную лотерею.

Почему Далай Ламу XIV изгнали из Тибета?

Четырнадцатый Далай Лама отправился в изгнание в Индию в пятьдесят девятом году, в год неудачного восстания тибетцев против коммунистических китайцев, которые оккупировали страну с пятидесятого года. Далай Лама создал правительство в изгнании в Дхарамсале.

Где сейчас обитает Далай Лама и его последователи?

Чтобы избежать тюремного заключения, пыток и казни от рук китайского правительства, Далай Лама бежал в Индию. На сегодняшний день, когда духовный лидер не путешествует по миру, проводя лекции и конференции, он живет в Дхарамсале вместе с огромной колонией тибетских беженцев.

Со времени первого визита Далай Ламы на запад в начале семидесятых годов репутация Его Святейшества как ученого и человека мира неуклонно росла. В последние годы ряд западных университетов и учреждений присудили Премии Мира и почетные докторские степени духовному лидеру в знак признания его выдающихся трудов в буддийской философии и его выдающегося лидерства в служении свободе и миру.

[Всего: 1   Средний:  5/5]

silamira.ru

Далай-лама — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Ця стаття присвячена лінії передачі Далай-лам. Інформацію про нинішнього Далай-ламу можна знайти у статті Далай-лама XIV.

Далай-лами — лінія передачі (тулку) у тибетському буддизмі школи ґелуґ. «Далай» — в перекладі з тибетської (Вчитель знання чиї безмежні як океан мудрості титул політичного і духовного владики тибетського народу) «лама» (bla ma) у тибетській мові є еквівалентом санскритського «гуру», та має значення «вчитель» або «монах». Ця лінія передачі виникла у 1391. Згідно з поглядами тибетського буддизму, Далай-лами є інкарнацією бодхисаттви Авалокітешвари (Ченрези [spyan ras gzigs] тибетською). Починаючи з XVII століття й до 1959 далай-лами мали також титул царя — правителя Тибету, керуючи державою зі столиці Лхаси. Далай-лама вважається також головою всього тибетського буддизму, голови всіх чотирьох шкіл вважають його верховним ламою всієї тибетської традиції. По відношенню до Далай-лами використовують титул «Його Святість».

Часто Далай-Ламу вважають головою школи ґелуґ, насправді ж формально це не так. Школою ґелуґ офіційно керує Ґанден Трипа (dga' ldan khri pa). Але Далай-Лама відіграє дуже важливу роль у розвитку насамперед школи ґелуґ.

Далай-лама V, отримавши підтримку правителя монголів Гушрі-хан, зумів об'єднати Тибет. З тих пір далай-лами продовжували керувати країною аж до вторгнення китайських військ у Тибет у 1949 та повного оволодіння Тибетом в 1959. Далай-лама XIV був вимушений виїхати в Індію. Нещодавно Далай-лама XIV заявив, що він відмовляється від титулу правителя Тибету та виходить з уряду у вигнанні, не вимагає незалежності Тибету, але шукає можливості Тибетської автономії. Див. докладніше Історія Тибету.

Резиденцією далай-лам у Тибеті (починаючи з П'ятого) є палац Потала у Лхасі, влітку — палац Норбулінка. З 1959 Далай-лама перебуває у вигнанні в резиденції у Дхармасала у Північній Індії.

Процедура вибору Далай-лами[ред. | ред. код]

Для практичної процедури вибору нового Далай-лами після біологічної смерті попереднього Далай-лами характерне використання знань про реінкарнацію, яка притаманна релігії Тибету, де вчення про перевтілення займає центральне місце[1][2][3][4][5][6].

Це передбачає пошук монахами біологічно народженої дитини в котру втілилася душа біологічно померлого Далай-лами. Віднайденій дитині пропонують спілкуватися з людьми, котрих вона вперше бачить, але з котрими спілкувався раніше біологічно померлий Далай-лама, та пропонують оглядати особисті речі біологічно померлого Далай-лами, які ця дитина не оглядала раніше. При умові впізнавання дитиною людей та речей з приватного життя попереднього Далай-лами її проголошують новим Далай-ламою, і далі вишколюють для тілесного дозрівання й соціальної адаптації. Досвід життя Далай-лами не обмежується одним біологічним людським існуванням.

  • Титул «Далай-лама» був присвоєний першому та другому Далай-ламам вже після їхньої смерті. Дев'ятий Далай-лама офіційно отримав трон, але не керував державою.
  1. Абрамочкин Юрий, Избрание далай-ламы: поиск инкарнации, жребий, референдум. Справка. 2009 // РИА Новости, МИА «Россия сегодня».(рос.)
  2. ↑ Поиски и интронизация Далай-ламы XIV // История. Ру (рос.)
  3. ↑ Панчен Лама: Реинкарнация. Процедура выбора, 2004 // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации.(рос.)
  4. Раймондо Бултрини, Выбор ребенка, который станет Далай-ламой // InoPressa, La Repubblica.(рос.)
  5. Вадим Карелин, Живая традиция. В поисках ламы // журнал «Человек без границ».(рос.)
  6. ↑ В выборе нового воплощения Далай-ламы последнее слово будет за Пекином, 2010 // «NEWSru» (рос.)
Відео

uk.wikipedia.org

Далай-лама рассказал, существует ли он на самом деле

ДХАРАМСАЛА, 11 мая – РИА Новости, Ольга Липич. Далай-лама раскрыл секрет, существует ли он на самом деле, и рассказал, как любой человек может избавиться от привязанности, ненависти и обрести счастье на пути к просветлению.

Корень неведения

"Все живые существа не хотят страдания и стремятся к счастью, даже насекомые... Привязанность и ненависть – основные причины страданий. Они, как и все виды омрачений и сама карма, возникают из-за неведения, неправильного восприятия мира. А корень неведения - цепляние за якобы "самосущее бытие", которого на самом деле не существует", - сказал Далай-лама во время учений для россиян в североиндийской Дхарамсале в предгорьях Гималаев, где расположена его резиденция.

На учения всемирно известного буддийского лидера в Индии собрались несколько тысяч человек не только из России, но из десятков стран – как практикующие последователи буддизма, так и просто интересующиеся его философией.

11 августа 2017, 20:32Религия и мировоззрениеДалай-лама и российские ученые объединяют усилия в поиске счастья для всех

Устранить неведение и цепляние, по словам Далай-ламы, можно путем постижения "пустотности", под которой понимается отсутствие независимого существования чего бы то ни было, взаимозависимость всех явлений. Иными словами, буддийские наставники призывают постоянно помнить, что все явления в мире обусловлены причинно-следственными связями. "Необходимо усердно размышлять об этом, видеть взаимозависимость явлений и постигать их пустотность", - призвал Далай-лама.

Существует ли Далай-лама?

Все явления, учит Далай-лама, существуют лишь на относительном уровне, на уровне наших представлений о них и обозначений. И на этом уровне они могут приносить как пользу, так и вред. Но мы не знаем, каковы они на самом деле, вне связи с другими явлениями, поэтому буддисты говорят о том, что они "пусты".

"Когда я вижу вас, то думаю: вот, российские ученики, вы существуете. И когда вы смотрите на меня, то думаете, что видите Далай-ламу. Но существует ли Далай-лама на самом деле? Таким, каким вы меня представляете? Ведь мое тело не является мной, и моя речь не является мной. Не на что указать пальцем, чтобы сказать точно: вот, это – Далай-лама. Все явления – лишь наши представления о них, лишь обозначения, удобные для нашего ума. И все явления взаимозависимы", - пояснил духовный учитель.

"И это то, о чем говорит современная квантовая физика", - считает он.

Клеши в сознании

Около трех тысяч лет назад, напомнил Далай-лама, в Индии появилось понятие "клеша". На современном русском языке его можно пояснить как "омрачение" или "загрязнение". Перечни клеш в разных буддийских учениях могут варьироваться. Но в основном выделяют само неведение, привязанность, гнев (ненависть), гордость, зависть или сомнение. Эти основные клеши порождают другие сопутствующие омрачения, такие как страх, ложь, жадность и многие другие. "Это то, что присутствует в потоке сознания и делает этот поток возбужденным, спутанным, несчастливым", - сказал Далай-лама.

15 мая 2018, 08:00Религия и мировоззрениеДалай-лама о врагах, марксизме и третьей мировой войне

Очищение от этих загрязнений сознания – необходимая практика для достижения совершенства, состояния Будды, Просветленного.

Аскеза и счастье

"Но даже небуддисты стремятся избавиться от таких клеш, как привязанность к объектам наслаждения органов чувств. Ради этого люди занимаются, например, аскетическими практиками… В Гималаях проживает много практикующих, которые в заснеженных горах занимаются медитацией обнаженными. Они реализуют тибетскую буддийскую практику туммо (йога внутреннего огня)", - отметил буддийский лидер.

Результативность аскетических практик, по его словам, указывает на то, что счастье – это не удовлетворение чувственных желаний и потребностей, не наличие или отсутствие чего-либо внешнего, а состояние ума. "Подлинное счастье находится внутри, а не снаружи, оно не связано с объектами внешнего мира и органами чувств", - добавил Далай-лама.

Три основы пути

Далай-лама подробно разъяснил слушателям из России краткий текст под названием "Три основы пути". Его автор - тибетский философ Чже Цонкапа. Он жил в XIV - XV веках и известен как реформатор буддизма и основатель школы Гелуг, последователями которой стали большинство российских буддистов и духовным наставником которой является Далай-лама. В тексте Цонкапы рассказывается о том, что необходимо каждому, кто решил стать Просветленным. Необходимо зародить в себе отречение от сансары (стремление освободиться от круговорота бытия), бодхичитту (стремление достичь просветления на благо всех живых существ) и мудрость (правильное воззрение на все явления мира, постижение пустотности).

12 апреля 2019, 14:44Религия и мировоззрениеПредставитель Далай-ламы в России рассказал о его состоянии

Говоря о первой основе пути, Далай-лама отметил, что "зародить в себе отречение от сансары можно, осознав четыре благородные истины". Эти истины буддизма гласят, что жизнь в сансаре полна страдания (буддисты используют термин "дукха" - беспокойство неудовлетворенности), страдание имеет причины, страдание можно прекратить и есть путь, ведущий к прекращению от страдания.

Разъясняя вторую основу пути, Далай-лама процитировал строки Цонкапы: "Заключенные в стальную клеть цепляния за "я", окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения, существа рождаются снова и снова в бесконечной самсаре… Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями, породи наивысшее намерение – бодхичитту". При этом Далай-лама признался, что порой для большей силы воздействия этих строк заменяет словосочетание "участь матерей" на "свою участь".

О третьей основе пути – мудрости постижения пустоты – Цонкапа говорит, что "пустота проявляется как причина и следствие". И осознание этого позволяет буддистам удерживаться от крайностей (как от этернализма – "крайности бытия", так и от нигилизма – "крайности небытия").

Буддой может стать каждый

По словам Далай-ламы, "Три основы пути" Цонкапы готовят слушателя к восприятию главной темы настоящих учений – стихотворного трактата начала первого тысячелетия о природе Будды "Уттаратантры". Этот текст относится к "третьему повороту колеса учения", требует высоко уровня развития и редко преподается публично. Автором "Уттаратантры" считается Майтрея - Будда Грядущего. К учениям для россиян этот фундаментальный трактат с комментариями философа Асанги (IV век) впервые переведен и издан на русском языке. Суть его в том, что каждое живое существо обладает природой Будды (татхагатагарбхой) и может стать по-настоящему совершенным, Просветленным.

10 апреля 2019, 13:54Религия и мировоззрениеДалай-лама пробудет в больнице в Дели три дня

Учения Далай-ламы для буддистов России проводятся в Индии с 2009 года ежегодно по просьбе ламы Бурятии Ело Ринпоче, верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и при поддержке верховного ламы Тувы Лобсанга Чамзы. Организаторами учений выступают Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия) и Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).

ria.ru

Биография Далай Ламы Четырнадцатого - удивительный путь

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ключевой фигурой и олицетворением тибетского буддизма можно по праву считать Далай-ламу. Сотни лет Авалокитешвара – одно из самых почитаемых буддистами божеств – воплощается в лице Ламы, каждый раз перерождается в виде духовного учителя.

Эта статья есть биография Далай Ламы Четырнадцатого – нашего современника, очередного посланника служить во благо мира. Сегодня этот добродушный старичок в больших очках, с искрометным чувством юмора, улыбается, выступая со своими речами в разных частях и уголках света, а его правдивые высказывания во всем мире разбирают на цитаты.

Однако на жизненном пути его были многие перипетии, и мы кратко расскажем всю историю великого человека, поможем узнать, откуда он родом, как ламы поняли, что именно он – избранный, с какими тяготами и лишениями пришлось столкнуться новоиспеченному Учителю и что помогло посеять ростки примирения на нашей планете.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.

Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.

Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.

Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.

Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.

Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Он также многократно был в России: три раза – еще во времена Советского союза, два раза – в переходный период (1991 и 1992 гг.), а затем – трижды в новое время. Он посещал столицу и «исконно буддийские» республики нашей родины.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем вам благодарны, если вы поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

До новых встреч!

o-buddizme.ru

14-р Далай Лама — Wikipedia

Дээрэхиин гэгээн арбан дүрбэдүгээр Далай Лама Данзан Жамсо (түбэдөөр བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; 1935 оной 7 һарын 6-ны үдэр түрэһэн) — Түбэд, Монгол, Буряад, Хальмаг, Тува дахи буддын шажанта шарын шажанай сүсэгтэнүүдэй этигэл бэшэрэлэй манлайлагша. 1989 оной Нобелиин энхэ тайбанай шагналтан.

Дээрэхиин гэгээн Далай лама Данзан Жамсо Түбэдэй түрэ, шажаниие хамтарна баригша мүн. Данзан Жамсо Зүүн хойто Түбэдэй Амдо нютагай Такцэрдэ оршохо жаахан һууринда 1935 оной 7-р һарын 6-ны үдэр лагшан мэндэлэлэй. Һама Дондуб гэжэ нэрэтэй хоёр ойтой бишыхан хүбүүн байхадаа тэрэ XIII Далай лама Түбдэн Жамсын хойто дүрээр тодорһон байдаг. Үе үеын Далай Ламанарые түг түмэн шабинар энэрэл нигүүлэсэлэй бодисада болоод Түбэдэй дээрэхиин гэгээн ба Арьяа-Баала (Жанрайсиг) бурханай хубилгаан хэмээн сүсэглэдэг юм. Бодисада гэхэ шажан амитанай тусые бүтээхын тулада нирваан бололгүйгээр оршолондо түрэл абахаар һунгаһан түрэлхитэнүүд мүн.

Далай ламын Түбэдтэ ахы үе сагай шажан номой болбосорол[заһабарилха | үндэһэн бэшэгые заһабарилха]

Дээрэхиин гэгээн зургаан наһатайгааһаа шажан номдо һуралсажа эхиллэй. Түүниин һургалтын хүтэлбэри ехэ, бага табан ухаан байба. Ехэ ухаанда ушар шалтаганай ухаан (логика), Түбэдэй уралиг соёл, санскрит хэлэн, тэжээхы ухаан ба Буддын гүн ухаан (дотоодо ухаан) юм. Үүнһээ Буддын гүн ухаан мүн дотороо табан аймагһаа бүрилдэнэ. Тэдээр пражнапарамита гү, али бэлигэй шиндада хүрэхы, мадхъяамака гү, али түб үзэл, винай гү, али сахил санваарын ёһон, абидарма гү, али метафизикэ, прамана гү, али логика ба танин мэдэхы болоно. Табан бага ухаан — ирагуу найраг, хүгжэм зүжэг, одон зурхай, үгэ зүй, йоганүүд зэргэ болоно. 1959 ондо гү, али 23 наһандаа тэрэ Һасын Жохан сүмэдэ жэл тутамай юрөөл хуралай үеэр дамжаа бариһан байдаг. Иигээд тэрэ дамжаагаа онсогой һайн барижа Буддын гүн ухаанай хамагай дээдэ шухамдаа докторын зэргэтэй дүйсэхысэ Лхаарамба гэбшэ мяндаг хүртэлэй.

Жолоодогшын ехэ үүргэ[заһабарилха | үндэһэн бэшэгые заһабарилха]

Гол үгүүлэл: Түбэдэй эзэмдэлгэ

Түбэдэй эзэмдэлгэ һуулдэ Дээрэхиин гэгээн Далай Лама болон Хитад коммунис зэрлигүүд

1950 ондо гү, али Хитадай армиин 1949 ондо Түбэд рүү хэһэн түримхэйлэлэй дараа улас түрын эрхэ мэдэлые бүрин гартаа абаха тухайда шамдаһан байдаг. Иигээд тэрэ 1954 ондо Мао Зэдон тэригүүтэн Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай зэргэ хитадай ударидагшанартай энхын хэрээ хэлэлсээр хэхээр Бээжэндэ морилжо байлай. Зүгөөр 1959 ондо Һаса хотоноо дэгдэһэн Түбэдэй арад түмэнэй бодолго хитадай сэрэгтэ хайр найргүй дарагдаһанай дараа Дээрэхиин гэгээн эхэ оронһоо дүрбэн гарахаһаа өөр аргагүй болоһон юм. Тэрэ сагһаа хойшо тэрэ Хойто Энэдхэгын Дхармасала хотоноо ажаршье, Түбэдэй Дүрбэгһэдэй Засагай Газарай тэригүүнэй шэрээнээ заларһаар үдые хүрэһэн болоно.

Хитадай түримхэйлэлһээ хойшо Дээрэхиин гэгээн НҮБ-да Түбэдэй асуудалаар хүсэлтэ гаргажа, уламаар НҮБ-ын Юрэнхы Асамблейһаа 1959, 1961 болон 1965 онуудта гурбаншье удаа тодорхой шиидэбэринүүдые гаргажа байһан юм.

Дэлхэй ниитын алдартан[заһабарилха | үндэһэн бэшэгые заһабарилха]

Дээрэхиин гэгээн Далай Лама Америкын юрэнхылэгшэ Барак Обама хоёр

Дээрэхиин гэгээн Далай лама бол энхын түлөөхи зүтгэлтэн мүн. 1989 ондо тэрэ Түбэдэй эрхэ сүлөөгэй түлөөхи хүширхэлэлгүй тэмсэлэйнхээ түлөө Нобелиин Энхэ тайбанай шагналые хүртэжэ байба. Тэрэхэзээ ямагта, тэрэ бүү хэлэн, туйлын ехэ дайсагнал лугаа нюур тулаһан үедэшье харгислал хүширхэлэлгүй бодолгые баримталан хэрэгжүүлһээр ерэһэн бэлэй. Мүн тэрэ дэлхэй ниитын байгаали оршоной асуудалнуудые хүндэн үзэдэе хамагай анханай Нобелиин шагналтан гэһэн алдаршалһан юм.

Дээрэхиин гэгээн энэ дэлхэйн зургаан түбиин 62 улас орондо айлшилһан байдаг. Тэрэ ехэнхи ехэ гүрэнүүдэй юрэнхылэгшэд, юрэнхэй сайднар, титэм залгаһан удирдагшанартай уулзаһан байдаг юм. Мүн тэршэлэн, тэрэөөр бусад олон шажанай олоншье тэргүүд хэгээд алдартай шэнжэлхэ ухааншадтай уулзажа, оюун ухаанаараа уралдуулһан байдаг бэлэй.

1959 онһоо хойшо Дээрэхиин гэгээн энхэ тайбан, хүширхэлэлгүй байдал, шажан хоорондын харилсан ойлголсол, бүхэ ниитын үүргэ харюусалга ба энэрэл нигүүлэсэлэй һургаал номлолоороо дэлхэй ниитэдэ үнэлэгдэжэ элдэбэ нэрэ хүндэтэй шагнал, хүндэтэй доктор зэргые 84 гараниие хүртэһэн байдаг байна. Мүн тэрэ 72 үлүү номой зохёолшо юм.

Гэһэн хэдышье, Дээрэхиин гэгээн өөрыгөө Бурханай шажанай эгэл нэгэ хубараг гэжэ тодорхойлно.

bxr.wikipedia.org

Далай лама — Wikipedia

Нэрэ Ами Хааншалал Түбэд хэлэн/Уайли транслитераци Хятад транслитераци Бусад транслитераци
1. 1-р Далай Лама Гэндэн Дуб 1391—1474 × түбэдөөр དྒེ་འདུན་འགྲུབ་
dge ‘dun ‘grub
Gêdün Chub Gedün Drup, Gendun Drup
2. 2-р Далай Лама Гэндэн Жамсо 1475—1541 × түбэдөөр དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་
dge ‘dun rgya mtsho
Gêdün Gyaco Gedün Gyatso, Gendün Gyatso
3. 3-р Далай Лама Содном Жамсо 1543—1588 1578—1588 түбэдөөр བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་
bsod nams rgya mtsho
Soinam Gyaco Sönam Gyatso
4. 4-р Далай Лама Ёнтан Жамсо 1589—1616 [?] түбэдөөр ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་
yon tan rgya mtsho
Yoindain Gyaco Yontan Gyatso
5. 5-р Далай Лама Лубсан Жамсо 1617—1682 1642—1682 түбэдөөр བློ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་
blo bzang rgya mtsho
Lobsang Gyaco Lobzang Gyatso, Lopsang Gyatso
6. 6-р Далай Лама Жанян Жамсо 1683—1706 [?]-1706 түбэдөөр ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་
tshang dbyangs rgya mtsho
Cangyang Gyaco
7. 7-р Далай Лама Галсан Жамсо 1708—1757 1751—1757 түбэдөөр བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་
bskal bzang rgya mtsho
Gaisang Gyaco Kelsang Gyatso, Kalsang Gyatso
8. 8-р Далай Лама Жамбал Жамсо 1758—1804 1786—1804 түбэдөөр བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་
byams spel rgya mtsho
Qambê Gyaco Jampel Gyatso, Jampal Gyatso
9. 9-р Далай Лама Лундок Жамсо 1806—1815 (1808—1815)×× түбэдөөр ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་
lung rtogs rgya mtsho
Lungdog Gyaco Lungtog Gyatso
10. 10-р Далай Лама Сультим Жамсо 1816—1837 түбэдөөр ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་
tshul khrim rgya mtsho
Cüchim Gyaco Tshültrim Gyatso
11. 11-р Далай Лама Хайдуб Жамсо 1838—1856 1844—1856 түбэдөөр མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་
mkhas grub rgya mtsho
Kaichub Gyaco Kedrub Gyatso
12. 12-р Далай Лама Тинлэ Жамсо 1856—1875 [?] түбэдөөр འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་
‘phrin las rgya mtsho
Chinlai Gyaco Trinle Gyatso
13. 13-р Далай Лама Тубдэн Жамсо 1876—1933 1895—1933 түбэдөөр ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་
thub bstan rgya mtsho
Tubdain Gyaco Thubtan Gyatso, Thupten Gyatso
14. 14-р Далай Лама Данзан Жамсо 1935 — 1950 — түбэдөөр བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་
bstan ‘dzin rgya mtsho
Dainzin Gyaco

bxr.wikipedia.org


Смотрите также