Чудо георгия о змие описание картины


Чудо Георгия о змие — Википедия

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением.

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор[1] (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия[2] или «Гевал, в земле Палестинской»[3], а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.

Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…[3]

«Чудо Георгия о змие» (список XVI века)

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными[4]) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество».

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами».[1] В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого.[2] Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:

«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?»
Он же ответил: «Георгием зовут».
Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество человек (в разных списках от 25 000[1] до 240 000[2]), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Возможное происхождение и толкование[править | править код]

Бог Гор убивает копьём бога Сета (изображён в образе крокодила) чтобы отомстить за смерть отца (Египет, IV век н. э.)

Исследователи отмечают, что змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра) и восходит к дохристианским культам.[5][6][7]Античная мифология также знает ряд сходных сюжетов[8]: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.

В христианстве чудо Георгия о змие имеет также иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2)[9].

История о Георгии и змие впервые появляется в «Золотой легенде» Якова Ворагинского. Она была легко воспринята и нашла своё отражение в текстах церковных служб, где она сохранялась до реформы, проведенной папой Климентом VII (XVI век), когда часть молитв, в которых упоминалась битва с драконом, была удалена из требников и прочих церковных книг, и он превратился просто в святого мученика, находящегося у небесного престола рядом с Христом[10].

Русская икона к. XV века (полная композиция) Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).[11]

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий сидит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями.[12]

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом.[11] При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».[13]

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи.

Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.

В Российской империи щит с фигурой всадника, поражающего змия, был частью Большого государственного герба империи:

На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём.[14]

В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается так «в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея»[15], то есть без прямой ссылки на святого Георгия, и изображается без нимба. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия:

«Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия»[16]

Повесть «Чудо Георгия о змие» является памятником древнерусской литературы. Появилась в XI веке как перевод с греческого языка эпизода из жития святого. В конце XII — начале XIII веков появляется русская переработка переводного сказания — так называемая «вторая русская редакция». Она отличается лаконичностью, свойственной оригинальным древнерусским произведениям. В ней заменены некоторые собственные имена (например, введён вымышленный город Гевал), повествование сокращено, а христианская сторона рассказа приглушена (например, в мотивировке действий Георгия).[3]

ru.wikipedia.org

Кого убил Георгий Победоносец?

Исследователи Международного союза криптозоологов, собравшего 800 ученых из 20 стран, пришли к выводу, что на гербе Москвы изображено реальное, а не мифическое чудовище.

Чудовищная быль

Образ Георгия Победоносца, всадника-змееборца с копьем, появился на гербе Московского княжества при Иване III (1462 - 1505). Сохранилась до сегодняшнего дня и печать великого князя Ивана (1479 г.), на которой помещен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. А на рисунке с фрески XII в. (церковь Святого Георгия в Старой Ладоге) так вообще изображено невероятное: чудовище-многоножка с хвостом крокодила, головой собаки и с крыльями, как у орла. Его ведут на веревочке, как домашнее животное.

Образ Георгия Победоносца, всадника-змееборца с копьем, появился на гербе Московского княжества при Иване III (1462 - 1505)

Что это - нарисованные сказки наших предков или самая настоящая ЧУДОВИЩная быль?

- Этот самый Змей вполне мог обитать когда-то в российских лесах, - считает руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина ЦАРЕВА. - Многочисленные предания недвусмысленно указывают на то, что когда-то в европейской части России водились кровожадные драконы. Они обладали свирепым нравом: набрасывались на пеших и конных и разрывали их на куски. С ними боролись русские богатыри. А в Западной Европе их уничтожали средневековые рыцари, чтобы завоевать благосклонный взгляд дамы сердца. И как знать, возможно, не без богатырского участия с лица земли исчез какой-то вид доисторических ящеров, переживший даже ледниковый период.

Чудо святого Георгия о змие. XV в.

Удивительная запись из летописи

- Это не такой уж абсурд, каким может показаться на первый взгляд, - говорит кандидат исторических наук, специалист по мифологии Ольга ЗАХАРОВА. - Ведь не только легенды и сказки повествуют о загадочных монстрах, напоминающих по описанию ящеров. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники, со сведениями о неведомых драконоподобных существах. К примеру, в тридцатом томе Полного собрания русских летописей можно найти удивительную запись, датируемую 1582 годом, из Новгорода: «...В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися великий князь Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день...» Спрашивается, что это за «коркодилы» - крокодилы (?) - вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом.

Фрески XII в.

- И что? - интересуюсь я. - Возможно, на Руси так окрестили драконов - сухопутную разновидность морских змеев, - говорит Ольга Владимировна. - А упоминание об этих монстрах можно встретить еще у Аристотеля и Еврипида, а затем в хрониках и исторических трудах средних веков. Английский монах Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» пишет: «Дракон является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути». Сохранилось и древнее описание чудовища, датированное 600 г. н. э.: «Дракон - самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

Встречи со змеем

- А более современные описания есть? - интересуюсь я.

- Про драконов сегодня ничего не известно, но свидетельств встреч с морским змеем великое множество, - говорит Ольга Владимировна. - Пару лет назад мне звонил мой знакомый из ИТАР - ТАСС и рассказал, что на одной из китобойных баз в Индийском океане вертолетчики дважды наблюдали животных, похожих на исполинских змеев, 10 - 15 м в длину. Змей спокойно лежал на поверхности воды. Пилот вертолета снизился на 30 м, и наблюдатель Игорь Долженко с помощью бинокля смог определить: морское чудище было толщиной в метр и имело светло-коричневую окраску. Через несколько минут был замечен второй такой змей.

А известный телеведущий Юрий Сенкевич рассказывал: «В одном эксперименте, связанном с сейсмикой, потребовался взрыв на большой глубине в океане. И мы вместе с моим товарищем - заметьте, биологом - внезапно увидели, как на расстоянии около полукилометра за кормой научно-исследовательского судна поднялось над водой какое-то огромное туловище и через мгновение исчезло в глубине».

Существование чудовища подтверждают и удивительные находки. В 1932 г. у берегов Северной Америки произошло сильное землетрясение, выбросившее на берег множество трупов обитателей моря, в том числе и морского змея. У животного была заостренная голова и пасть, полная острых зубов. А в 1947 г. на западном берегу острова Ванкувер в Атлантике был найден скелет удивительного создания 12 метров в длину с головой, напоминающей голову барана.

- Значит, чудовища существуют?

- То, что люди действительно видели морского змея, не подлежит сомнению, - говорит биолог, исследователь аномальных явлений Евгений ПОТАПОВ. - А описания монстров различаются между собой потому, что морские змеи могут принадлежать к разным видам.

КСТАТИ

Азиатский календарь поделен на 12-летние циклы, каждый из которых соотнесен с определенным животным. О людях, рожденных в год Дракона, говорят, что они самые лучшие руководители, так как в их характере сила сочетается с великодушием.

www.kp.ru

Чудо святого Георгия о змие: не копьём, а мечом!: rzhavin77 — LiveJournal

Alexander Rzhavin (rzhavin77) wrote,
Alexander Rzhavin
rzhavin77
Category: Широко известен образ святого Георгия-змееборца. В каноническом виде – это всадник, поражающий копьём дракона. Но канон такой сложился не сразу.
Чудо святого Георгия о змие с житием.
Кто-то из иконописцев считал, что Георгий Победоносец смирил чудовище словом Божьим, а не оружием, кто-то же, казалось бы, терялся в выборе того, чем поразил отважный Георгий Георгиевич, родом из Каппадокии, крылатого монстра. Тут показателен пример с иконой из церкви Успения Божьей матери села Погост-Саблё Батецкого района Новгородской области, что в бывшей Водской пятине Господина Великого Новгорода. Икона хранится в музее в Новгородском кремле.
Икона из церкви Успения Божьей матери села Погост-Саблё Батецкого района Новгородской области, что в бывшей Водской пятине Господина Великого Новгорода. Хранится в музее в Новгородском кремле.
На произведении, созданном в конце XVI – начале XVII веков, где-то во времена правления царя Бориса Годунова, изображено Чудо святого Георгия о змие с житием. И там будущий великомученик поражает змия не копьём, как все мы привыкли видеть, а мечом! Почему так?


Святой Георгий поражает змия мечом, а не копьём.
Начнём с того, что свой главный подвиг отважный воин Георгий совершил при императоре Диоклетиане, когда не отрёкся от своей веры, несмотря на многочисленные пытки. Собственно, на иконе изображено не только змееборчество, но последние дни жизни прославленного святого.
Образ стал широко известным в мире.
Когда начались гонения на христиан, Георгий раздал имущество бедным и перед императором открыто объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать в течение семи дней он подвергался страшным мучениям, но всегда раны исцелялись чудесным образом: кололи копьями, давили тяжёлым камнем, пытали колесом, утыканным ножами и мечами, кидали в яму с негашёной известью, перебивали кости на руках и ногах, заставляли ходить в раскалённых докрасна железных сапогах, избивали плетьми и даже травили ядами.
Хотя свой главный подвиг христолюбивый воин совершил вовсе не этим.
Георгий перенёс все эти мучения и не отрёкся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, на восьмой день его приговорили к смерти посредством отсечения головы.
А тем, что принял мученическую смерть, но не отрёкся от христианской веры.
Откуда же тогда змий взялся? А вот тут самое интересное. Если греки считали, что Георгий победил змия перед гибелью, отправляясь к Диоклетиану, но славяне верили, что святой Георгий совершил подвиг посмертно! Но так ли это важно? Главное, что у этой истории был happy end.
Произошло это 1700 с лишним лет назад при императоре Диоклетиане.
В окрестностях города Бейрут близ Ливанских гор в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, с вопросом, что же делать. И царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.
Мучали Георгия Георгиевича семь дней.
Георгий же, увидев плачущую царевну, спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. «Осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». Хотя отметим, что в некоторых вариантах истории змей был поражён исключительно силой молитвы святого.
А на восьмой обезглавили.
Впрочем, точнее сказать, смирён, так как не насмерть его поразили. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны и, увидев змея, в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами: «Не бойтесь! Если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё». А после этого обезглавил мечом змея, труп которого жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство.
Но в памяти народной Георгий Победоносец навсегда остался, благодаря спасению царевны и целого города в современном Ливане от змея.
Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе: «Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий сидит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями».
Поразив змия копьём, Георгий потом убил его мечом в городе.
Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.
И если на большинстве икон он изображён в момент победы над драконом, то на некоторых – в момент расправы над ним.
Но, как видим, был и другой образ. Ещё более краткий. Где изображён не момент победы всадника, усмирения змия, а его смерти от меча конного христолюбивого воина.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

rzhavin77.livejournal.com

Чудо Георгия о змие - это... Что такое Чудо Георгия о змие?

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением.

Сюжет

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор[1] (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия[2] или «Гевал, в земле Палестинской»[3], а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.

Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…[3]

— «Чудо Георгия о змие» (список XVI века)

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными[4]) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество».

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами».[1] В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого.[2] Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:

«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?»
Он же ответил: «Георгием зовут».
Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000[1] до 240 000[2]), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Происхождение и толкование

Бог Гор убивает копьём бога Сета (изображён в образе крокодила) чтобы отомстить за смерть отца (Египет, IV век н. э.)

Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра). Отмечают, что она восходит к дохристианским культам.[5][6][7]Античная мифология также знает ряд сходных сюжетов[8]: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.

Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2)[9].

Католицизм

История о Георгии и змие впервые появляется в «Золотой легенде» Якова Ворагинского. Она была легко воспринята и нашла свое отражение в текстах церковных служб, где она сохранялась до реформы, проведенной папой Климентом VII (XVI век), когда часть молитв, в которых упоминалась битва с драконом, была удалена из требников и прочих церковных книг и он превратился просто в святого мученика, находящегося у небесного престола рядом с Христом[10].

Иконография

Русская икона к. XV века (полная композиция) Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом известны с IX века (псалтырь Лобкова).[11]

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями.[12]

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змия представлен как мистическая битва между добром и злом.[11] При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».[13]

Геральдика

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи.

Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.

В Российской империи щит с фигурой всадника, поражающего змия, был частью Большой государственный герб империи:

На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём.[14]

В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается так «в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея»[15], то есть без прямой ссылки на святого Георгия, и изображается без нимба. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия:

«Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия»[16]

Повесть «Чудо Георгия о змие»

Повесть «Чудо Георгия о змие» является памятником древнерусской литературы. Появилась в XI веке как перевод с греческого языка эпизода из жития святого. В конце XII — начале XIII веков появляется русская переработка переводного сказания — так называемая «вторая русская редакция». Она отличается лаконичностью, свойственной оригинальным древнерусским произведениям. В ней заменены некоторые собственные имена (например, введён вымышленный город Гевал), повествование сокращено, а христианская сторона рассказа приглушена (например, в мотивировке действий Георгия).[3]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

история, что означает и в чем помогает

В православном мире много чудотворных икон, среди которых и икона Георгия Победоносца. Она представляет собой своеобразный щит, защищающий каждый дом. Святой Георгий является покровителем воинства. Помимо этого, он считается покровителем животноводства и фермерского хозяйства. Молитва перед его образом помогает тем, кто несет военную службу, а также тем, кто уже в запасе. Святой Георгий защищает и их семьи. Также перед иконой молятся о тех, кто идет на срочную службу, о том, чтобы молодого парня миновали большие трудности и прочие неприятности. Святому Георгию молятся и жители сельской местности о хорошем урожае, о защите домашнего скота от болезней, о защите от стихийных бедствий.

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

nlo-mir.ru

Святой Георгий и дракон: две версии легенды

Святой Георгий Победоносец - на мой взгляд, первый раннехристианский святой - солдат. Родился он в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля, в маленьком городке, рядом с которым в настоящее время расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, в семье христиан. Св.Георгий с детства отличался отличными физическими данными, рано поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру, стал любимым генералом римского императора Диоклетиана, во время гонений на христиан выступил в их защиту, был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен.

Вот собственно говоря и вся биография Св.Георгия.
Как выглядел гонитель христиан и душегуб римский император Диоклетиан, известно точно, хотя его изображение вряд ли кому нибудь знакомо.

Заметим, что император Диоклетиан оставил свой след в истории не только преследованием христиан, которых считал опасными смутьянами, врагами стабильности римской империи и её скрепов. Он также известен своим беспрецедентным добровольным отказом от императорского титула и отъездом в деревню после 20 лет правления. Когда через некоторое время делегация римского Сената приехала к Диоклетиану убедить его возвратиться к власти, бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил на своем огороде, то не стали бы приставать к нему со своими дурацкими предложениями.

Как выглядел Св. Георгий (да и существовал ли он в реальности), точно не известно, а вот его изображение каждый узнает наверняка! И все благодаря, во-первых, наличию копья в правой руке, и, во-вторых, присутствию рядом со Св. Георгием второго и неотъемлемого персонажа - змия или дракона. Если видите на картине или иконе дракона, а рядом рыцаря в блестящих доспехах и с копьем в руке, то процентов на 99,99 этот рыцарь - Св. Георгий. Св. Георгия изображают, как правило, на коне:

на коне и с девушкой:

или реже пешим, но тоже с девушкой или без оной:

но обязательно с драконом. Само изображение дракона тоже может варьироваться от толстенького питона с зубками

До своеобразного птеродактиля, но тоже упитанного

Св.Георгия часто изображают с красным крестом на белом фоне.

Этот крест так и называют: Св.Георгия. С XIII века он является национальным флагом Англии. В XVII веке крест Св.Георгия соединили с символом Шотландии - Андреевским крестом и символом Ирландии - крестом Св.Патрика: в результате получился флаг Соединенного Королевства - Юнион Джек.

Однако вернемся к изображениям Св.Георгия. Роли у святого и дракона строго распределены: первый протыкает копьем второго, второй корчится в предсмертной агонии и пытается укусить первого. Да, чуть не забыл, канон обязывает изображать коня светлой масти и обязательно в яблоках

Сюжет этих картин черпается из легенды «Чудо Святого Георгия о змие», согласно которой возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный змий. Он каждодневно выползал на берег и пожирал окрестное население. И губернатор ничего не мог (или не хотел) с этим поделать. Дело дошло до того, что местная пятая колонна вывела население городка на несанкционированный массовый митинг и тем самым так прижала губернатора, что он в патриотическом порыве предложил отдать ненасытной змеюке собственную родную дочь.  Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогой бижутерией и отвели в места обитания змея, который в предвкушении ланча уже выполз на берег. В это время через те места проезжал Георгий, следовавший на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Увидев такую картину, Георгий с помощью копья и меча мелко нашинковал змея, а освобожденную девушку отвел счастливому отцу. По такому случаю губернатор и верный ему народ приняли христианство, а также построили в городе храм, посвященный Св. Георгию. Сюжет этой легенды можно трактовать и аллегорически: Св. Георгий – «христово воинство», несущее христианскую веру в чужие земли; змей (дракон) – олицетворение ереси, а то и сам Диоклетиан; ну а дева в плену у змея – христианская Церковь.

Но это классическая версия легенды о Св. Георгии и драконе.  Согласно альтернативной версии, Георгий не убивал змея-дракона. Напротив, рыцарь-святой усмирил змия исключительно с помощью крестного знамени и слова Божьего. Соответственно и в иконографии стали ставить акцент не на ратном подвиге Св. Георгия и поражении копьем ископаемого животного, а на  его усмирении молитвой и спасении царевны. Новая редакция легенды о змие пришла в XI веке из Византии, вернее из Грузии (Джорджии), которая была частью византийской империи и где святой был особо почитаем.

Иллюстрацию этой версии легенды можно увидеть на сохранившихся фресках церкви Св. Георгия, что в Старой Ладоге в 130 км от Санкт-Петербурга.

Старой Ладога стала только в 1704 году, когда Петр I основал в устье Волхова Новую Ладогу. Считается, что Ладога была первой столицей древней Руси (но не Киев же, право, я вас умоляю) и местом княжения Рюрика с 862 по 865 год. По одной из версий церковь Св.Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика. Но вернемся к ладожской фреске, которой мы любуемся без малого 15 лет, как только купили дачу в Новой Ладоге.

Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в традиционных яблоках. Однако, как мы помним, латы и лошадка служат исключительно для целей идентификации святого, как и изображение змия. Сам змий просто лапушка. Особенно умиляет поводок на шее. Когда я смотрю на ладожское изображение змия, мне почему то всегда вспоминается моя среднеазиатская овчарка Пальван ( домашняя кличка - Паша), наверное из-за его сложно-кусачего характера, но "доброго внутри". На самом деле, на змие не поводок, а поясок царевны, которая и ведет животное, эдак пританцовывая: радуется, что, во-первых, осталась жива и, во-вторых, познакомилась с военным. Военные, как мы знаем, нравятся девушкам. За небольшим исключением, не будем показывать пальцем.

Вспомним также, что в XII основная часть ладожского населения была безграмотной. В школу не ходили, а вот в церковь ходили и очень часто. И фрески в церкви служили в том числе эффективным средством государственной пропаганды, ну как телек сейчас. Достаточно вспомнить знаменитый 70 метровый ковер из нормандского городка Байе (обязательно подробнее расскажем о нем позже), который соткали и затем на протяжении десятилетий вывешивали в местном кафедральном соборе исключительно с одной целью: убедить местное население, что нормандский герцог Вильгельм Завоеватель не аннексировал Крым Англию, а только восоединил исконно нормандские земли и, тем самым, восстановил историческую справедливость.

Так какую же мысль несет фреска из ладожской церкви Св. Георгия? Люди добрые, не мечом и не копьем, не "градами" и не "буками", и уж тем более не "искандерами", а только добром, убеждением и словом, конечно с Божьей помощью, можно достигнуть окончательной Победы с вечной битве Добра со Злом – в себе самом, в сокровенных глубинах собственной души и в окружающем нас мире. По крайней мере об этом и говорит ИСТОРИЯ.

igorershov.livejournal.com

Укротитель Святой Георгий. - Ты хочешь быть с Богом без креста,но так не бывает! — LiveJournal

В одном из старейших городов России - городе-крепости Старой Ладоге( 862г.) стоит небольшая, по современным меркам, церковь Святого Георгия. Ее часто называют " Ладожская невеста". Белоснежный храм увенчан единственным куполом.


Фотография Максима Домасева

Внутри церкви - великолепные фрески, созданные, по всей видимости, греческими мастерами по заказу одного из новгородских князей. Если быть точными, то до нашего времени сохранилась примерно пятая часть росписей, некогда украшавших все её стены.
Фрески диаконника полностью отведены под цикл из трех сцен, посвященный Святому великомученику Георгию, чье имя носит сам храм.
«Чудо Георгия о змие»( 1167г.) расположено на изогнутой стене диаконика, что говорит о безупречном мастерстве древнего живописца.

Мы привыкли узнавать Святого Георгия по известным иконам и картинам. В православной и католической традиции Святой чаще всего изображается на коне с копьем в руке, которым пронзает огромного змея.


Ханс фон Аахен( 1590г.)



Но на староладожской фреске всадник НЕ поражает дракона никаким копьём, он держит в руке стяг победы . А послушный дракон лишь спокойно позволяет царевне вести себя на пояске-поводке.
Существует предположение, что именно такой образ ПОБЕДИТЕЛЯ был символом победы наших предков.
Они давали отпор врагу, усмиряли врага, укрощали его, отбивали у противника всякую охоту впредь соваться на русские земли.

И конечно же, именно такое изображение является действительным содержанием византийского жития, получившего широчайшее распространение на Руси.
Согласно первоисточнику, Святой Георгий не поражал копьем дракона, а укротил его молитвой, после чего освобожденная от заклятия царевна провела прирученное чудовище по улицам родного города, что и было воспринято ее согражданами-язычниками, как чудо , после чего все они поголовно приняли христианство.
Сила молитвы, сила Слова были восприняты как его Торжество.

zoyae.livejournal.com

Смысл христианской легенды "Чудо Георгия о Змие"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сопоставление героев в христианской легенде «Чудо Георгия о Змие». Смысл легенды. К уроку литературы в 6-ом классе по программе М.Б. Ладыгина. Кузьмина М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия№1 г. Хабаровска

2 слайд Описание слайда:

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»

3 слайд Описание слайда:

Сопоставительная характеристика царя Гевала и Георгия. Царь Гевала Святой Георгий

4 слайд Описание слайда:

Сопоставительная характеристика царя Гевала и Георгия. Отношение к Богу. Отвернулся от Страдал за веру Бога. Христову. Отношение к змею. Компромисс (со- Борется со змеем. глашательство) Побеждает зло. со злом.

5 слайд Описание слайда:

Иносказательный смысл легенды. Что обозначает победа над змеем? Победа над злом Победа над неверием и страхом в душе человека

6 слайд Описание слайда:

Крылатое выражение: Человек должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына и убить в себе змея. Как вы понимаете это выражение?

7 слайд Описание слайда:

Смысл выражения Воспитай человека, убей в себе зло и построй храм своей души.

8 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь! Что значит построить храм своей души?

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

«Чудо Георгия о змие» (икона, конец XIV века)

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-543953

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

«Чудо Георгия о змие»: краткое содержание произведения - Другое

Начинается «Чудо Георгия о змие» с эмоциональных восклицаний автора: «Как поведаю об ужасном этом и преславном таинстве? Что возглашу и о чем подумаю? Как начать говорить и повествовать...» Автор волнуется, сомневается, сможет ли он, грешный, достойно поведать о «самом дивном» из всех чудес Георгия. Такое начало настраивает читателя на то, что речь пойдет о чем-то необыкновенном — об «ужасном и преславном таинстве».

В древние времена, повествует автор, жители города Гевала поклонялись языческим богам и их идолам (статуям). За их «верования и деяния» ниспослано было на них возмездие: около города в озере поселился огромный змей, пожиравший жителей Гевала. Горожане обратились за советом к царю, и он поведал им волю своих языческих богов: каждый день следует отдавать на съедение змею по одному юноше или девушке. И все жители, покорно следуя воле богов, каждый в свой черед отдавали своих детей страшному чудовищу, а он уносил их и съедал.

Дошла очередь и до царя. Горько ему было расставаться со своей единственной дочерью, но он поступил так же, как и все горожане, и повелел отвести девушку на берег озера. Покорно ждала девушка своей участи. Святой воин Георгий, возвращавшийся с войны и спешивший в родные места, оказался в это время на берегу озера. Он начал расспрашивать девушку, почему она стоит здесь. Беззащитная девушка, оставленная на съедение змею, стала умолять незнакомого воина поскорее уйти: ей было жаль молодого и красивого, «светлого лицом» незнакомца, который может погибнуть из-за нее. «Вижу приятную внешность твою, и молодость, и светлость лица твоего — а ну как погибнешь ужасно!» — восклицает девушка, торопя Георгия.

Несмотря на уговоры девушки, Георгий не покидает ее, он поступает как настоящий воин Христов и рыцарь, который должен защищать слабых и страдающих. Перед тем как вступить в единоборство со змеем, Георгий обращается с молитвой к Богу и просит его о помощи. И Бог дарует ему свое благословение. «Дерзай, Георгий!» — возвещает голос с небес. И вот из озера появляется огромный змей. Он напоминает чудовище из русских народных сказок: голова его нависает словно свод, а пасть его подобна пропасти. С ревом двинулось чудовище на Георгия и девушку. Но Георгий не дрогнул, он был уверен в помощи Божьей. Перекрестив землю, Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божьего, покорись, жестокий зверь, и иди следом за мной». И пал змей к ногам Георгия. Тогда велел он девушке, чтобы своим поясом и поводьями от его коня привязала она змея за голову и повела в город. И страшный змей покорно, словно овца, двинулся за ней, волочась по земле.

Увидев змея, жители города перепугались и в ужасе бросились бежать. Но убедившись в том, что змей теперь не страшен, они поверили в свое спасение. И поняли жители Гевала, что бессильны их боги, ибо не помогли им избавиться от змея. И уверовали они в Бога, который спасает и защищает, который верующим в него дает силу побеждать самых страшных чудовищ. И как бы еще раз подтверждая это, Георгий на глазах у всех жителей Гевала мечом отсекает голову свирепому змею.

Царь повелел построить церковь во имя святого Георгия и украсил ее серебром и дорогими каменьями. А Георгий послал жителям города свой щит и повелел повесить его в церкви. Так в церковном алтаре и висит тот щит в воздухе, ничем не поддерживаемый. На этом заканчивается «Чудо Георгия о змие» (краткое содержание).

Почему же рассказ о юноше-воине, который побеждает огромного змея, так полюбился русским читателям? У каждого народа были свои мифы и легенды, рассказывающие о герое, который вступал в единоборство со змеем, драконом или чудовищем. Были такие герои и в русских народных сказках и былинах. Победа над чудовищем давалась герою за его благородство, доброту, желание помочь людям и зверям. В сказках и былинах благородному герою помогала природа, чудесным образом он получал необыкновенную силу и побеждал свирепое чудовище. В христианской легенде сам Бог помогает Георгию «дерзать», то есть быть смелым и решительным, так как помыслы и намерения героя благородны. Идеал мужественной красоты, воплощенный в христианской легенде, был близок и понятен русскому человеку.

Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997

classlit.ru

Святой Георгий и дракон (картина Рафаэля, Вашингтон) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Святой Георгий и дракон» (итал. San Giorgio e il drago) — картина Рафаэля Санти из собрания Национальной галереи искусства, некогда находившаяся в собрании Эрмитажа и выставлявшаяся в Военной галерее Зимнего дворца.

Картина иллюстрирует общехристианский сюжет «Чудо Георгия о змие», в православии он описан в древнерусской повести «Чудо Георгия о змие», в католичестве известен по «Золотой легенде» Якова Ворагинского. В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Народ, напуганный чудовищем, пришёл к царю, который предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполняя своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Воин Святой Георгий, проезжая мимо города, увидел плачущую царевну и спросил у неё о причине её скорби. Узнав о чудовище он, со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», устремился на коне своём на змея и поразил змея копьём. Впечатлённые подвигом воина король и жители Бейрута приняли христианство.

Одной из необычных черт картины является синяя подвязка на покрытой доспехами ноге, на которой видно слово «HONI», расшифровываемое как начало французского выражения Honi soit qui mal y pense (Пусть стыдится подумавший плохо об этом) — это выражение стало девизом британского рыцарского ордена Подвязки, покровителем которого является Святой Георгий. Заказчик картины урбинский герцог Гвидобальдо да Монтефельтро был посвящён в рыцари этого ордена в 1504 году королём Англии Генрихом VII. На конской сбруе подпись художника: RAPHELLO. Картина принадлежала к серии миниатюрных панно, написанных Рафаэлем около 1506 года во Флоренции по заказу урбинского герцога, и предназначалась в подарок королевскому послу Гилберту Тэлботу[1].

К 1627 году картина принадлежала Уильяму Герберту, 3-му графу Пембруку (1580—1630), и находилась в родовом поместье Уилтон-хаус в Уилтшире. Затем картина оказалась в собственности английского короля Карла I. По окончании Гражданской войны в Англии она была 19 декабря 1651 года продана в рамках одной из распродаж королевской коллекции в Сомерсет-хаусе в Лондоне и далее оказалась во Франции, где спустя некоторое время стала одной из ярчайших работ в коллекции Кроза.

В 1772 году «Святой Георгий и дракон» вместе со всей коллекцией Кроза была приобретена российской императрицей Екатериной II и с тех пор на протяжении более 150 лет она находилась в Эрмитаже. В конце 1920-х годов картина была отобрана для продажи за границу и передана в контору «Антиквариат», выставлялась на продажу в берлинской галерее Маттисона, затем в лондонской галерее Кольнаги и наконец в марте 1931 года в нью-йоркской галерее Недлера её купил американский миллионер Эндрю Меллон. В 1937 году вся коллекция Меллона была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне[2]. Выставляется в западном крыле галереи, на главном этаже, в зале 20[3]

  • Рафаэль. «Святой Георгий и дракон». Вариант картины из Лувра

  • Г. Г. Чернецов. «Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце». 1829 год. Холст, масло. 121 × 92 см. Эрмитаж. В торце галереи левее портрета Александра I можно заметить «Святого Георгия и дракона»

  • Э. П. Гау. «Галерея 1812 года». 1861 год. Бумага, акварель. 43,9 × 31 см. Эрмитаж. В торце галереи левее портрета Александра I видна копия «Святого Георгия и дракона»

В 1503—1505 годах Рафаэль написал другой вариант картины; на нём Святой Георгий поражает дракона мечом. Эта работа находится в собрании Лувра[4].

В 1820-х годах при обустройстве в Зимнем дворце Военной галереи «Святого Георгия и дракона» было решено расположить в галерее, однако в 1851 году она была перемещена в зал Рафаэля, а вместо неё император Николай I приказал поместить её копию, выполненную Е. И. Ботманом[5]; копия выставлялась на дальней торцевой стене слева от конного портрета императора Александра I. Саму картину в Военной галерее можно увидеть на картине Г. Г. Чернецова, запечатлевшем галерею в 1829 году, а её копию работы Ботмана — на акварели Э. П. Гау 1861 года. Современное местонахождение этой копии не установлено.

Ранние работы
Флорентийский
период
Римский период

ru.wikipedia.org

Икона Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными Святыми – заказать на Ярмарке Мастеров – IC3TJRU

Деревянная,резная икона Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными Святыми.Выполнена из натурального дерева - массив бука,без склеек,толщина дерева 3 см. На фото цвет может немного отличаться.На заказ возможно изменить размер,цвет,обрамление или выполнить другую икону.

Старался сделать максимально похожей на икону, выполненную в Новгороде в XVI в. древними мастерами. Фото иконы XVI в. можете посмотреть в Блоге по ссылке www.livemaster.ru/topic/3102737-ikona-chudo-georgiya-o-zmie-s-deisusom-i-izbrannymi-svyatymi?vr=1&inside=1

Святой Великомученик Георгий, Георгий Победоносец - покровитель земли русской и ее защитников, храбрый и мужественный воин. Его почитали великие князья и простые воины, крестьяне и ремесленники. Иконой Георгия Победоносца провожали в поход воинов. В честь святого возводились храмы, а иконописцам заказывали житийные большие иконы, но чаще всего на сюжет "Чудо святого Георгия" - общепонятный символ борьбы добра со злом и несокрушимой веры, побеждающей зло.

В житии Святого Георгия рассказывается о его победе над страшным змием, требующим человеческих жертв, и о спасении им от смерти царевны Елисавы. Канон иконы "Чудо Георгия о змие" бытовал в двух изводах. В первом варианте на иконе писалась царевна и другие свидетели чуда. Второй извод: в нем использована усеченная и более лаконичная композиция изображающая Святого Георгия побивающего змия.

Иконы с изображением избранных святых получили широкое распространение с конца XIV века. На иконе "Чудо святого Георгия" изображение избранных святых: святителя Николы, великомученицы Параскевы Пятница, преподобного Зосимы, целителей Козьмы и Дамиана. Заказывая икону с изображением нескольких небесных покровителей сразу, владельцы ожидали от иконы более активной помощи в повседневных делах. Обычно этих святых выстраивали в ряд и размещали над основным изображением или на полях иконы. Размещение святых в иконе с изображением Георгия асимметрично, фигуры тесно заполняют пространство почти всего фона, этим создается сложный композиционный ритм, усиливающий декоративные качества иконы.
Георгий принадлежал к числу наиболее почитаемых святых, поэтому изображение «Чуда» часто дается в окружении Деисуса и избранных святых, что усиливало охранительный смысл образа. Помещение в средник полуфигуры мученика Стефана можно объяснить тем, что икона была «путным» образом и Стефан представлен здесь как покровитель путешественников.

www.livemaster.ru


Смотрите также