Что такое гелена


ГЕЛЕН - это... Что такое ГЕЛЕН?

Гелен (Gehlen) Арнольд -(29.01. 1904, Лейпциг-30.01.1976, Гамбург) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние Шопенгауэра, Ницше, Н. Гартмана, феноменологии и др. Проф. в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-1969).

Антропологические взгляды Гелена первоначально складывались в русле инспирированной философией жизни консервативной критики культуры. Наиболее полно они сформулированы в главном труде Гелена "Человек. Его природа и место в мире" (1940). Философская антропология, по его замыслу, должна свести воедино данные отдельных наук о человеке. Гелен вслед за Шелером и Плеснером стремится выявить специфику положения в мире человека как особым образом организованного живого существа, но именно Гелен отказывается от использования в исследовании человека "лестницы существ", сущностно отображающей ступенчатое строение органического мира ("растение" - ("зоофиты") - "животное" - "человек"). Гелен подчеркивает своеобразие человеческой организации как взаимосвязанной системы функций. Следуя И. Г. Гердеру, Г. называет человека "недостаточным" существом. В отличие от животного, оно обделено полноценными инстинктами, т. е. не имеет устойчивых раздражителей вовне и столь же устойчивых реакций у себя; не пребывает от рождения в гармонии с природой, не находится во взаимосоответствии с "окружающим миром", т. е. сегментом мира как такового, специфически значимом именно для данного вида живых существ. Человек открыт всему миру. Отсутствие специфически значимого "окружающего мира" сопряжено с внутренним избытком побуждений у человека. Таким образом, на человека ложится непосильный груз выживания и самоопределения. Поэтому главным для него оказывается "разгрузка", дающая возможность более опосредованно, определенно относиться к окружающему и к себе самому. Избыток побуждений делает невозможной их одновременную реализацию. Реализация одних задерживает другие. Возникает "самодистанцирование", позволяющее человеку, в отличие от непосредственной жизнедеятельности животных, не просто "жить", но "вести жизнь", планомерно и осмотрительно изменять своими действиями себя и окружающее.

Действие как единство - основная антропологическая характеристика человека. В действии нет дуализма процесса и результата, субъекта и объекта, души и плоти и т. п. Прогрессирующая разгрузка, понимаемая как деятельное самоосуществление, все больше высвобождает действие из ситуативной определенности, и на более высоком уровне необходимая функция выполняется "символическим" образом. Зрение берет на себя ведущую роль среди органов чувств, позволяя ориентироваться без непосредственного соприкосновения с вещами, язык еще больше удаляет от частностей ситуации. Действуя, человек создает культуру, к-рая принадлежит именно природе человека и не может быть "отмыслена" от нее. Действие, соотнесенное с другими действиями и "кооперированное" с ними, позволяет говорить о различных типах "сообщества". Понятие действия позволяет перейти от "начальной антропологии" книги "Человек" к учению об институтах, т. е. фиксированных формах антропологической организации, к-рое наиболее полно изложено в работе "Первобытный человек и поздняя культура" (1956). Действие мотивировано целесообразностью, но его постоянное повторение может оказаться полезным и в ином отношении. Непредусмотренная целесообразность может своей объективной полезностью возбудить мотивы для дальнейшего стабилизирования полученного результата. Так, архаические ин-ты семьи, животноводства, земледелия и т. п.- непредусмотренный результат религиозно-ритуального, изобразительного действия, удовлетворяющего фундаментальной потребности в поддержании стабильности мира через его ритуальное изображение-закрепление. Возникшие таким образом инстинкты не только "разгружают" человека от опасностей, но и позволяют ему действовать инстинктоподобно, определяя его сознание и волю. Гелен выделяет в истории три культурные эпохи: культура охотников, культура земледельцев и современная индустриальная культура, возникшая около 200 лет назад. Следуя М. Веберу, он описывает прогрессирующую рационализацию инстинктов (ведущую роль, по Гелену, играет тут техника). Но при этом инстинкты все больше подчиняются имманентным законам; инстанции, соединяющей совокупное истолкование мира и нормирование поведения, как то было в архаическую эпоху, больше нет. Отсутствие взаимосогласования ин-тов между собой и с моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый груз необходимости принимать решения по своему усмотрению. Вместе с прогрессирующим освобождением людей от опасностей, физического труда и т. п. это провоцирует развитие "современного субъективизма".

Консервативная социальная критика полностью оформлена Геленом в концепции "плюралистической этики" (книга "Мораль и гипермораль", 1969). Он постулирует наличие четырех не зависящих друг от друга источников морали, "этосов": стремление к взаимности, "физиологические добродетели" (инстинктивное стремление к благополучию, переходящее в эвдемонизм), родовая (клановая) мораль братской любви, предельно выраженная в морали гуманности; институциональный этос. В ходе рационализации инстинктов, заставляющей их все больше полагаться на свой внутренний порядок и решать объективные проблемы, сообразуясь с давлением обстоятельств, клановая (гуманная) мораль универсализуется и вступает в конфликт с этосом политических интитутов. Положение усугубляют интеллектуалы, скрывающие за проповедуемой моралью братства собственную жажду власти. В 70-е гг. Гелен оказался ведущим идеологом неоконсерватизма в ФРГ, что вызвало новый интерес и к его теоретическим работам.

Соч.: 1) Der Mensch. Seine Natur u. seine Stellung in der Welt. Fr./M,- Bonn, 1962. 2) Ur-mensch u. Spatkultur. Fr./M.- Bonn, 1964. 3) Moral u. Hypermoral. Fr./M.- Bonn, 1969. 4) Gesam-tausgabe. Bde. 1-4-7-. Fr./M., 1978-1983.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

dic.academic.ru

ГЕЛЕН - это... Что такое ГЕЛЕН?

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ, один из основателей философской антропологии. Профессор университетов в Лейпциге (с 1934), Кельне (1938-1940), Вене (1940-1942), Шпейре (с 1947), профессор Высшей технической школы в Аахене (с 1962). Прошел сложную духовную эволюцию (от немецкого классического идеализма, влияния английского эмпиризма и американского прагматизма до решительного размежевания с немецкой традицией метафизической спекуляции). Главное антропологическое исследование Г. - «Человек. Его природа и его положение в мире» (1940) - издавалось только при жизни автора 12 раз - рекорд для трудов по философской антропологии. Г. ставит в своей антропологической концепции задачу: в противовес метафизической спекуляции дать интегративно-научное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две субстанции - «тело» и «душу». Средствами такого описания, по Г., должны служить «психически нейтральные» понятия и выражения, среди которых ключевую роль играют понятия «действие», «сообщество», «культура». Г. определяет человека в морфологическом аспекте как неспециализированное, незавершенное и «биологически недостаточное существо». В отличие от животных, человек, по Г., живет не в окружающем мире, а в культурной среде, которая предстает для него как «поле неожиданностей». Будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать самого себя как задачу и проблему. Человек как единый вид и как целостный индивид, считает Г., раскрывает свою сущность в действиях по планируемому преобразованию наличных обстоятельств в нечто пригодное для жизни, в актах самоопределения, взаимного контроля и управления, в создании ценностной ориентации в мире. Тем самым природа как бы предопределяет не только открытость человека миру, но и его творческую способность к созданию культуры. Г. относит культуру к коренным условиям существования человека. Важнейшим культурным средством самосозидания человека и регуляции человеческих отношений в сообществе Г. считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием дисциплины понятие морали, видя в содержании последнего дуалистическую направленность. История, общество, социальные институты и нормы предстают в концепции Г. в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные устремления.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

Про корни и ветви - gelena_s — LiveJournal

Расскажу некоторые истории о своих старых клиентах. Я очень осторожно рассказываю про них, если это события недавние, обязательно меняю узнаваемые детали. Но о тех, кто был лет десять назад, иногда рассказываю, особенно когда это свидетельства эпохи.

Я работала с одной клиенткой по поводу ее отношений с матерью и проблемами в карьере. Эпизоды из детства, которые мы отрабатывали, были примерно такого типа: я отказалась есть кашу, меня вырвало и мать заставила есть блевотину, лупя ремнем на каждой ложке. Ее собственная мать была найдена в возрасте около двух лет под трупом уже своей матери, около перевернутой телеги в сорок втором, солдатами, которые ее откачали едва живую и отправили дальше. Сначала в детдом, а потом даже родня нашлась и бабушка вырастила. Но вот такая жизненная история отнюдь не стала чем-то, что помогает построить с дочерью хорошие отношения. А скорее индульгенцией жестокости и требовательности к своим детям.

Кстати, такие клиентки (дочки) обычно редко дорабатывают с психологом до нужного результата: ушел невыносимый дискомфорт в отношениях, и то ладно! Уже хорошо. Потом посылают других ко мне, но сами редко продолжают работать с собой. Почти как с зубами: боль утихла, к дантисту уже можно не идти.

Другая клиентка. У нее мать повесилась после того, как дочери стали совершеннолетними. Они уехали, муж, который жил с ней только, чтоб не дать ей окончательно озвереть, тоже ушел в тот же день, как младшая дочь уехала в другой город. И она повесилась. Детей била всегда и за все, старалась отлупить до того, как отец придет с работы, при нем только орала и оскорбляла. В редкие хорошие минуты мать клиентки как-то рассказала, что в детстве уже ее собственная мать (бабушка клиентки) послала в поле осенью собирать овощи на поле после уборки. Это было время пресловутого закона о колосках. Взрослые не ходили, ибо можно было загреметь лет на пять в тюрьму, а детей посылали, в том возрасте мать клиентки в школу еще не ходила. Что-то она на поле набрала и осталась ждать родителей: договоренность была, что когда стемнеет, ее родители заберут из оврага, где та будет сидеть. Но вечером кто-то пришел к родителям в гости, и чтоб не донесли, родители остались дома, и маленькая девочка просидела всю ночь до рассвета в холоде и темноте, дожидаясь родителей. А утром, на рассвете, потащила добычу домой. Была отлуплена, что мало принесла. Потому искренне считала себя прекрасной матерью.

Еще клиентка, сорок второй год, с сестрой жили у теток. Сестра заболела менингитом. Тетки вынесли сестру в сарай посреди зимы, от крика устали. На клиентку орали, что сука такая, к сестре бегает, от работы отлынивает. В пожилом возрасте вялотекущая депрессия, потеря интереса к жизни.

Вот просто набор эпизодов, но в этом и есть корни многих нынешних проблем взаимоотношений, ожиданий, не умения считаться с чужими мнениями и интересами. Именно такое всплывает, когда отрабатываешь запреты на счастье и успех.

Что значит отрабатывать такие эпизоды: для меня убрать телесную составляющую при воспоминании. Если воспоминание чужое, то четкое разделение с тем, кто это испытывал, признание боли и труда того самого человека и проговаривание, что понимание испытанной предком боли не стоит обесценивать ее повторением, а стоит просто учесть этот опыт в своей жизни и закрепить его как стоп-сигнал, чтоб не допустить повторения.

Попробуйте сами описать, как работает механизм, заставляющий повторять худшие модели поведения своих предков. Что происходит в таких случаях? Что и как закрепляется в поведении?

gelena-s.livejournal.com

gelena_s — LiveJournal

Я все откладывала написание заглавного поста. Не знала - ЧТО писать. Если писать о себе, то что важно читателям? Какие они, читатели?

И вообще, в ЖЖ оказалась разрабатывая пальцы, после того, как в Венгрии моя лошадь понесла и я с размаху грохнулась о дорогу. Хлыстовой удар порвал связки на правой руке, левая просто была сильно ушиблена, и мне пришлось заново учиться писать. И не только писать. Муж взял с меня слово писать десять комментариев в день и я как-то втянулась.

Самым удивительным для меня оказалось то, что мне самой стало интересно. Я всегда считала, что я не могу и не хочу жить в онлайн. Но это скорее обогатило, чем обеднило жизнь офлайн.

Сначала я даже хотела назвать блог "злой психолог". Ну раз психиатр добрый, то психолог - какой? Но почитав ЖЖ, решила, что вот не хватает там всерьез именно популярной практической психологии. Потому про нее и стремлюсь написать. Психолог я не маститый. Получала второе образование в начале лохматых девяностых и кусками. Да, первое образование у нас с мужем - физика полупроводников. Мы даже поработали какое-то время. У мужа даже патенты есть на эту тему.

Старший сын был инвалид а когда ребенку плохо, деньги идут в первую очередь на его лечение, а доучивалась я по остаточному принципу. Зато потом, когда с деньгами стало легче, на специализации я денег не жалела и получала их у лучших специалистов в стране. Но главный упор всегда делала на практические и помогающие здесь и сейчас технологии.

Про правила блога.

Высказываться можно и нужно. Если тема вас зацепила неожиданно больно, а вам задают вопросы, напишите - СТОП! Этого достаточно, чтоб вас оставили в покое.

Обижаться на задавших вопросы – по сути, это уходить в детское ощущение, что все знают, что вам больно слышать, а что нет. Любой вопрос может попасть в старую рану. Дело не в вопросе, а в наличие раны.

Оскорбления прошу оставить для постов в промо. Банить буду за передергивания и оскорбления участников.
Вмешиваться в диалоги комментаторов буду редко. Раз интересно разговаривать - говорите.

Если кто-то хочет, чтоб я записала в друзья, напишите явным образом. Сама сейчас редко кого записываю. Просто надо бы сесть и посмотреть блоги людей, которые меня в друзья записали. Пока времени не было. Вообще, с френдами политики еще не выработала. Вначале как-то самотеком получалось.

Если хотите побольше узнать про какую либо тему- спрашивайте. Есть что сказать - отвечу.

Ну вот, пожалуй и все. Пока все.

UPD.

Я как-то не рассчитывала, что пойдет много личных писем, когда начинала. Думала, что здесь буду собирать только слушателей вебинаров, которые сделать так и не могу: пока не успеваю, когда есть время, уже нет сил. Да и, откровенно говоря, личное консультирование я люблю больше семинаров разного вида. Но просьбы с личным консультированием приходят, в почту, в ФБ, в личку ЖЖ. Но я хронически забываю смотреть ФБ и даже почту, грешна. Поэтому и отвечаю не сразу, бывает, с большой задержкой.

А ЖЖ как-то по мне пришелся, потому туда точно пару раз в день загляну.

Так вот, если что, пишите в личку прямо в ЖЖ или на сайт: http://ressav.ru/
На сайте хотя бы муж отследит и мне скажет.

UDP2

А если хотите услышать мой голос, то послушайте трансы вот здесь. Павда, их нельзя слушать он-лайн, необходимо скачать. И еще их нельзя слушать при управлении транспортом. В общем, прежде прочтите внимательно руководство. А история создания трансов вот здесь.

UPD3
Поскольку часто спрашивают, лучше я выложу некоторые упражнения здесь.

[Анкета]Анкета
Шаги: один, два,три, четыре, пять и шесть. И уже с полученным результатом работать дальше.

[Денежный марафон]Денежный марафон
постов реально много, марафон же!
Начало, оно же первый шаг. Два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, двадцать один, двадцать два, двадцать три, двадцать четыре, двадцать пять, двадцать шесть, двадцать семь, двадцать восемь.

И некоторые темы тоже здесь

[О ревности]

[Правила ассертивности]
Правила ассертивности:
раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Cтадии развития отношений мама-ребенок (тут, тут и тут)

Про иронию раз, два и немного три

Про окна Джохари: раз, два, три и четыре.

А вот тут постараюсь со временем собрать все прочие практические упражнения
[Упражнения].
Про личные границы
.
.

Про прокрастинацию: один, два, три, четыре, пять и шесть.

Подписаться

gelena-s.livejournal.com

Гелена Савицкая - не рекомендую: ru_therapists — LiveJournal

ФИО: Гелена Савицкая
Город: Москва
Год: 2015
Подход: работает по лично разработанной авторской методике
Вид терапии: индивидуальная
Тип терапии: по скайпу
Продолжительность терапии: 2 сессии
Запрос: депрессия, тревожность, последствия абъюзивных отношений, ранняя травма.
Запрос не был успешно проработан
Это моя не первая терапия

Отзыв:

Я какое-то время читала блог Гелены, мне нравились ее статьи и посты. Когда я стала в очередной раз искать терапевта, то почитала отзывы, ее сайт, где она предлагает разные услуги, в том числе и индивидуальное психологическое консультирование, и решила попробовать с ней. Я написала ей в жж, потом в емейл. Гелена попросила меня описать проблему, я рассказала немного о детской травме, об абъюзивном бывшем муже и суициидальных мыслях. На один из ее моих емейлов неожиданно ответил ее муж, как Гелена объяснила, он ведет ее дела, и секретов от него у нее нет. Тогда уже стоило напрячься, видимо. Я-то писала не ему, и выносить на обсуждаение даже поверхностно свои личные вопросы с ее мужем точно не стала бы. Но я таки договорилась о встрече.

Меня немного напрягло, что на вопрос о супервизоре, Гелена сказала, что она - профессионал такого уровня, что супервизора для нее нет, но что мол, они с коллегами иногда собираются и обсуждают некоторые случаи.

Первая встреча прошла по видимо заданному сценарию с картинками родственников, разложенных по полу, расстановок и прочими "авторсими методиками". Один очень субъективный момент, который не являлся для меня критичным, но все же внес свою лепту, это - внешность Гелены. На ее сайте и жж размещена фотография наверное 20-30 летней давности. На деле на меня смотрела очень неопрятная, очень немолодая женщина с давно покрашенными в ярко-рыжий цвет волосами, но наполовину отросшими, одетая в старый халат. Все же для меня оказалось значимым, чтоб терапевт размещал/а свою актуальную фотографию и как-то следил/а за собой, хотя бы просто опрятно выглядел/а.

На следующей встрече прямо перед началом сеанса Гелена сказала, что у них проблемы с интернетом, но они работают над этим, и встреча немного откладывается, но состоится. Встреча состоялась, но пока я что-то рассказывала, как потом оказалось, в комнате находился муж (а может еще кто?), починявший интернет, от которого "секретов у нее нет". У меня были. И такая работа меня не устроила.

Мне сложно оценить Гелену как коуча, возможно, ее авторская методика и работает для этого, но как психотерапевт (а на своем сайте она предлагает психологическое консультирование и согласилась работать с моим запросом) она не годна. Не думаю, что Гелена толком понимает, что это, не понимает границ и элементарного сеттинга. К тому же страдает (или наслаждается) звездной болезнью.

Ссылки:
https://gelena-s.livejournal.com/
http://ressav.ru/

ru-therapists.livejournal.com

Про мороженное - gelena_s — LiveJournal

Вчерашняя фраза про прекращение общения с родителями как признак малодушия кое-кого все же зацепила. Остальные, похоже, постеснялись спросить J

Так вот, раскрою. Во-первых, про детей. Да, у ребенка может сложиться так ситуация, что бегство от родителей, реальное или «виртуальное», для него будет единственным выходом. Но здесь есть маленькая особенность: для него это часто вынужденный поступок, способ ВЫЖИТЬ. То есть, бегство маленького ребенка от родителей - это может быть единственно доступный путь к выживанию. Поэтому даже не обсуждаем случаи, когда это сценарное поведение, там все по-другому. Главный вывод: бегство – это от бессилия, от того, что у маленького человека просто нет никаких других возможностей и способностей изменить поведение родителей по отношению к нему.

Теперь о взрослых людях, якобы взрослых. Обычно когда речь заходит о возобновлении отношений с родителями, подразумевается возврат к тому, что уже было. То есть, к тому прежнему и болезненному формату, который и привел к этой форме бегства – разрыву отношений. И по большому счету уже как бы взрослые дети продолжают себя вести «как дети»: они не ищут варианты, их не интересуют мотивы родителей, они даже не задумываются о собственных мотивах. Все, что им нужно – либо родители «больше так не делают», либо разрыв. И чем это принципиально отличается от поведения капризного малыша, топающего ножкой «Я хочу! Или по-моему, или никак!»?

Да, к сожалению, есть родители, которых кроме как монстрами и не назовешь. Достаточно почитать хотя бы некоторые комментарии к прошлым постам. И дети имеют вполне обоснованное право прекратить всякое общение с ними. Более того, ни один психолог и не будет настаивать на немедленном возобновлении отношений просто потому, что «так положено», особенно в критических ситуациях.

Но бегство остается бегством. Убежав из ситуации, мы ее не решаем, она продолжает существовать и отравлять нашу жизнь. Так однажды и поступила моя клиентка, прекратила всякие отношения, так ей было проще и легче. Только вот начала пить. С чего бы это? Но теперь она приезжает и навещает мать, та тоже приезжает и навещает внука. И общаются все. Но в формате, который устраивает клиентку как ответственную за развитие ребенка. Клиентка так и сказала, ртом, что она не позволит своей матери общаться с ее ребенком наедине и не будет оставлять у родителей на лето, помня свое детство. Да, мама ей регулярно говорит, что она уже давно другая, но клиентка сама уже неплохо понимает , что такое бессознательное поведение и решила не рисковать. Тем более, что попытки «воспитывать» внука так же, как саму клиентку, были. И эти правила озвучены явным образом.

Есть у меня примеры и куда более тяжелых случаев. Когда родители реально теряли разум и или не узнавали собственных детей, или предельно агрессивно их воспринимали. Не говоря уже о тех многочисленных «дровах», которые они наломали в процессе «воспитания». Но все равно, построение отношений с ними в определенном формате в первую очередь помогало самим детям. Я уже не раз упоминала одного давнишнего клиента, который возобновил отношения с родителями и многочисленной родней после пятнадцати лет изоляции. Как же это помогло ему по жизни! И в первую очередь в его бизнесе.

Просто между теплым общением выросших детей и их уже не юных родителей и полным прекращением отношений есть огромное количество вариантов. Вот у меня одна клиентка сейчас начала только трубку снимать и поддерживать разговор минут пять. И это ее огромное достижение, и она сейчас от этого чувствует себя намного спокойнее и лучше. И я не про изображение добрых отношений говорю, а про внутреннюю конгруэнтность и спокойствие, которые она в это время испытывает.

Вообще, убегание и избегание общения консервирует вас на стадии конфликта. Это очень энергозатратно. Прожить конфликт, пересмотреть форматы общения и общаться так, чтоб не было провалов в несколько лет, на самом деле сильно проще и полезнее, вот и все. Ну и гештальт полезно закрыть. У многих это проявляется в спокойном поздравлении родителей с праздниками и веселом и ироничном отношении к их попыткам «воспитывать». И это дорогого стоит, говорю по опыту.

И опять же, все это при условии внутреннего роста. Когда вы не в порядке, когда любое общение вышибает на несколько дней - ни один психолог не будет уговаривать вас общаться. Сначала травму надо перерасти.

И как всегда, вопрос: а типы «замороженных конфликтов» вы знаете, встречали? Если в семье, то как они могут проявляться? И чем чреваты?

Подписаться

gelena-s.livejournal.com

Организация Гелена — Википедия. Что такое Организация Гелена

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Организация Гелена — разведывательная организация в Германии, позже преобразованная в Федеральную разведывательную службу Германии.[1]

История

В момент разгрома нацистского режима в Германии генерал-майору Рейнхарду Гелену (нем. Reinhard Gehlen) удалось спасти свой архив в баварских горах. Незадолго до того как Красная армия начала штурм Берлина, Гелен и группа офицеров отдела «Иностранные армии Востока» Генерального штаба уже находились на пути в так называемую Альпийскую крепость. В Верхней Баварии вблизи озера Шпитцингзее они решили дождаться прихода американцев. 20 мая 1945 года, через 12 дней после капитуляции вермахта, команда военной полиции США добралась до Альма. Примерно через полтора месяца Рейнхарду Гелену удалось встретиться с руководителем разведки в американской зоне оккупации бригадным генералом Эдвином Сибертом.

Получив первое впечатление о том объеме информации, которой располагал Гелен, американцы вывезли его в Вашингтон. В 1946 году его перевели в центр допросов Форт-Хант в Вирджинии. В июле 1946 года Рейнхард Гелен вернулся в Германию и близ Оберурзеля собрал своих бывших подчиненных, служивших в отделе «Иностранные армии Востока». В конце года между Геленом и американской военной разведкой была достигнута договоренность о сотрудничестве.

  1. Созданная германская разведывательная организация будет заниматься разведкой на Востоке.
  2. Организация будет работать вместе с американскими сотрудниками.
  3. Организация будет работать под германским руководством, которое получает задания от США, до тех пор пока в Германии не существует правительства.
  4. Организация финансируется США. За это организация передает все полученные разведывательные сведения американцам.
  5. Как только будет создано суверенное германское правительство, это правительство должно принять решение, будет продолжена работа или нет.
  6. Если организация когда-либо окажется в ситуации, когда интересы Германии и США разойдутся, организация имеет право представлять германские интересы.

За первый год американцы выплатили 50 сотрудникам 3,4 миллиона долларов США[2]. В апреле 1953 года началась передача «Организации Гелена» под юрисдикцию правительства Германии. 1 апреля 1956 года организация была преобразована в Федеральную разведывательную службу Германии.

Примечания

Ссылки

Robert Baag. Das Erbe von „Fremde Heere Ost“. Vor 50 Jahren: Aus der „Organisation Gehlen“ entsteht der Bundesnachrichtendienst (1 апреля 2006). Архивировано 15 мая 2012 года.

wiki.moda

Гелен, Арнольд - это... Что такое Гелен, Арнольд?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гелен.

Ге́лен, А́рнольд (нем. Arnold Gehlen, 29 января 1904, Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, представитель технократического консерватизма.

Биография

Основное влияние на Гелена оказали Ханс Дриш, Николай Гартман и, в особенности, Макс Шелер. Принадлежал к Лейпцигской школе социологии.

В 1933 году Гелен вступил в НСДАП. В 1943 году был призван в Вермахт. После денацификации преподавал в колледже в Шпайере. В конце 1960-х был яростным критиком протестных движений.

Основные идеи

Антропология

Основная работа Гелена, посвященная вопросам философской антропологии — «Человек, его природа и положение в мире» (1940). Продолжая традицию Шелера и Плеснера, Гелен в то же время более радикален. Он стремится полностью порвать с метафизической традицией. В этом сказывается влияние, оказанное на Гелена американским прагматизмом.

Подход Гелена во многом биологичен. Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»).

Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов.

Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.

Социология

Гелен придерживался консервативных взглядов. Его социологический проект строится на его понимании человека как ущербного и одновременно деятельного. Так как у человека редуцированы инстинкты, то его деятельность обусловлена не инстинктами, а обществом. Все влечения человека формируется социально в процессе воспитания, а не являются чисто природными.

К остаткам инстинктов у человека добавляются разнообразные мотивы и потребности. Человек способен творить свой собственный мир. Эта способность — обратная сторона недостаточности. Опыт упорядочивается у человека при помощи языка и при помощи социальных институтов.

Социальные институты придают человеческой психике стабильность. Они необходимы для придания человеку определенной идентичности и выполняют функцию «психической разгрузки». Человек не может реализовать себя непосредственно. Он должен всегда опосредовать свою деятельность институтами. Поэтому невозможно говорить о «естественном» человеке, существующем отдельно от культуры.

По Гелену, наиболее эффективно социальные институты действовали в архаическом обществе. Они выполняли все свои функции компенсации недостаточности природы человека. Однако в Новое время на первый план выходит человеческая субъективность. Человек живёт в состоянии хронической рефлексии, находится в ситуации выбора. Он все время пытается сформировать свою идентичность, в то время как раньше эта идентичность была изначально задана.

Эстетика

Одна из поздних работ Гелена «Картины времени» посвящена современному искусству. Современное искусство для Гелена — пример субъективации человека. Художники создают язык, непонятный неискушенному зрителю. Искусство становится предельно рациональным и рефлексивным. Оно принципиально фрагментарно, находится в процессе становления и неукоренено в традиции.

Этика

Этике посвящена работа Гелена «Мораль и гипермораль». В ней Гелен критикует этику «гуманитаризма», этику принятия других культур (мультикультурализм). Такая этика для Гелена означает потерю европейцами собственной идентичности. Интеллектуалы, проповедующие такого рода этику «требуют неограниченной свободы для себя и равенства для всех остальных».

Избранные сочинения

  • Действительный и недействительный дух, 1931
  • Теория свободы воли, 1932
  • Государство и философия, 1932
  • Человек. Его природа и положение в мире (Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt), 1940
  • Первобытный человек и поздняя культура (Urmensch und Spätkultur. Philosophische Ergebnisse und Aussagen), 1956
  • Душа в техническую эпоху (Die Seele im technischen Zeitalter), 1957
  • Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи, 1960
  • Мораль и гипермораль (Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik), 1969

Издания сочинений

  • Gesamtausgabe, Bd. 1-10, Frankfurt am Main, 1978

Публикации на русском языке

Ссылки

dic.academic.ru

Чаплинская, Гелена - это... Что такое Чаплинская, Гелена?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чаплинский.

Гелена (Елена, Мотрона) Чаплинская (польск. Helena Czaplińska, ? — † 1651) — шляхтичка, вторая жена Данилы Чаплинского и вторая жена Богдана Хмельницкого.

Происхождение

Есть несколько версий о происхождении Гелены. По одной из версий она происходит из православного шляхетского рода с Брацлавщины и звалась Мотрона. Когда выходила замуж за Чаплинского перешла в католичество и приняла имя Гелена. По одной из версий, имя при католическом крещении было выбрано в честь Елены Прекрасной или даже было её домашним прозвищем в семье Хмельницких.

По другой версии, Гелена по происхождению польская шляхтичка, католичка, из рода Коморовских, герба Корчак. В некоторых польских источниках ее называет «Гелена с Дикого поля». Когда выходила замуж за Хмельницкого, перешла в православие и приняла имя Мотрона.

Биография

Сведения о жизни Гелены часто противоречивы. Все источники единодушны, в том, что Гелена была шляхетского происхождения, рано осиротела и была взята в семью Хмельницких в качестве няньки для детей Богдана Хмельницкого от его первой жены Анны Сомко (Сомкивны).

В народе Гелену прозвали «ляшкой», вероятно, потому что ее отец происходил из Речи Посполитой. Оставшись сиротой, девушка нашла убежище в доме Хмельницких, где занималась хозяйством, помогая болевшей жене Богдана.

Историк Костомаров приводит сведения, что Гелена была кумой[1] (крестной одного из детей) Богдана Хмельницкого. Если кумовство Хмельницкого и Гелены действительно имело место, то это обстоятельство говорит о том, что на момент крещения детей Хмельницкого Гелена была православной.

Весной 1647 года чигиринский подстароста Данило Чаплинский, враг Хмельницкого, произвел в отсутствие Хмельницкого наезд на его хутор Суботов, избил до полусмерти его сына, и увёз Гелену, с которой повенчался по католическому обряду. Согласно Летописи Грабянки власть отклонила судебную жалобу Хмельницького, а его самого Чаплинский поместил в тюрьму по подозрению в подготовке козацкого бунта. Только благодаря заступничеству Гелены, Богдан был временно отпущен на волю и воспользовался этим для побега на Сечь.[2] Такие же сведения про спасение Хмельницкого из заключения благодаря заступничеству Гелены Чаплинской содержатся в Летописи Самойла Величко. Автор приписывает Хмельницкому такие комплименты в её адрес:
И если бы не помогла своим участием и просьбой Чаплинская, эта рассудительная невинных людей жалобница — Есфирь, то не знаю, чтобы случилось от вражеского навета Чаплинского с моею головою потом?[3].

После смерти первой жены Богдана Хмельницкого, Хмельницкий и Гелена жили необвенчанными. В первой половине 1649 года, в Переяславе Гелена и Зиновий-Богдан Хмельницкий повенчались. Гелена стала второй женой гетмана Войска Запорожского. На брак дал специальное разрешение иерусалимский патриарх Паисий. Участие патриарха было необходимо по нескольким вероятным причианам: Гелена была католичкой, ее первый муж Данило Чаплинский был жив и Гелена была обвенчана с ним по римскому католическому обряду. Неизвестно также получила ли Чаплинская развод. Кроме того, возможно Гелена была кумой Хмельницкого.

Версия Иосифа Ролле

Наиболее подробное описание исторического скандала оставил Иосиф Ролле, чей очерк под псевдонимом доктор Антоний опубликовал в 1894 году журнал «Киевская старина». Жена Хмельницкого болела и нуждалась в помощнице. По версии Ролле, Гелена сумела занять место и в сердце ее мужа. «Но законная супруга была жива, — пишет Ролле, — приходилось ждать, и Богдан выжидал терпеливо, утешаясь надеждой на более или менее быструю развязку». Чаплинский был уже вдовцом, выдавшим замуж дочь, и сам не имел никаких препятствий к вступлению в законный брак и продлению своего рода еще и по мужской линии. Перспектива ждать, пока умрет жена Богдана, не нравилась Гелене — она приняла предложение подстаросты. Разъяренный Хмельницкий вызвал соперника на поединок, но сам едва спасся от устроенной тем засады. Обратился к молодому Александру Конецпольскому — напрасно. Подал иск в суд — ему отказали. Богдан поехал в Варшаву. Вслед за ним поехал Чаплинский. Оба предстали перед сенаторами, как перед судьями. В списке обид уведенная девушка занимала значительное место. Её Хмельницкий даже называл своей женой. А Чаплинский это опровергал: «Он силой держал ее у себя, потому-то она так поспешно и ушла от него, а поскольку пришлась мне по сердцу, то я женился на ней. Никто не принудит меня отказаться от нее, а хоть бы и так, то она сама не согласится и ни за что не вернется к Хмельницкому». Присутствующие сенаторы стали потешаться: «Стоит ли, пан сотник, жалеть о такой особе! Свет клином не сошелся! Поищи другую, а эта пусть остается при том, что ей так понравился».

Вернувшиеся из Варшавы соперники продолжали вражду. Чаплинский подговорил простого казака Романа Песту обвинить Хмельницкого в предательстве. В ответ Богдан жаловался коронному гетману Николаю Потоцкому: «Невесть откуда взялся разрушитель спокойной жизни моей, Чаплинский, литовский зайда, польский пьяница, злодей и грабитель украинский, подстароста Чигиринский, который, распоряжаясь восемь лет в Чигирине угодьями своего пана польского, коронного хорунжего, лживыми поклепами и доносами вконец сгубил многих наших братьев и присвоил их собственность; и, конечно же, не пан хорунжий коронный, а слуга его, брехун, предатель и пьяница Чаплинский владеет Чигиринщиной». Зять подстаросты публично обещал убить Хмельницкого, время от времени его арестовывали и выпускали под поручительство — ни до, ни после Чигирин не ведал подобного скандала. Иногда за Богдана вступалась сама Гелена, что он впоследствии с благодарностью отмечал в одном из писем: «Если бы не эта добродетельная и жалостливая к невинно страждущим Эсфирь, не миновать бы мне мщения жестокого тирана, ее мужа».

Иосиф Ролле так обрисовывает все случившееся с Геленой:

Где она пребывала во время кровавой борьбы, что случилось с ее неудачником-мужем — трудно сказать. В мае 1648 года в Чигирине уже не было польского гарнизона, поскольку сюда отправили польских пленных. Сомнительно, чтобы Чаплинский в таких условиях и далее оставался при исполнении должности. По словам Величко, Хмельницкий после битвы при Желтых Водах послал к Чигирину 150 верных и опытных казаков и поручил им задержать Чаплинского. Поручение было выполнено, как положено, и через два дня подстароста предстал перед гетманом, который велел казнить его, а тело в знак презрения закопать далеко за обозом. Впрочем, если это было именно так, то как объяснить настойчивые требования гетмана к Речи Посполитой о выдаче ему того же Чаплинского, которые он выдвигал на протяжении всего последующего года? Не только письменно, но и лично просил Хмельницкий об этом Киселя как комиссара Речи Посполитой; конечно, Кисель отпирался бы, если бы Чаплинский уже был казнен. Между тем Хмельницкому важно было убрать с пути подстаросту хотя бы потому, что тот был женат на женщине, которую гетман взял себе в жены. Не подлежит сомнению, что Чаплинский сумел заблаговременно спрятаться; возможно, он наткнулся при этом на казачий отряд и погиб, а жена его попала в плен и в Чигирине ждала решения своей судьбы[4]

.

Хмельниччина

После начала Хмельниччины Чаплинский оставил свою жену в 1648 году в Чигирине и Гелена вышла замуж за Хмельницкого. Гетман Хмельницкий обвенчался с Мотроной Чаплинской перед тем, как он вернулся из под Замостья, хотя слухи про этот второй брак гетмана распространялись даже до пилявецкой битвы[5]. В Летописи Самовидца про брак гетмана упоминается следующим образом:

Где зоставши королем, обослал гетмана Хмелницкого писмом, напоминаючи, жеби юже панство не пустошил, що гетман Хмелницкій на писмо королевское вернулся на зиму на Україну до Чигирина и там жону собі понял куму Чаплинскую, маючую мужа живого[6].

Повенчались они по православному обряду в том же году, а в феврале 1649 года получили официальное признание их брака в Киеве от иерусалимского патриарха Паисия. На радостях Хмельницкий подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых.

Хотя Хмельницкий искренне любил Гелену, его окружение, и прежде всего сыновья, хотели избавится от неё. Среди старшины гетманшу называли «ляшкой» и подозревали в связях с бывшим мужем Чаплинским. В мае 1651 года, известный своим вспыльчивым характером Тимош Хмельницкий, во время пребывания отца в походе, казнил ненавистную мачеху, повесив голой на воротах усадьбы. Вот, что сообщал про это 14 июня 1651 года шляхтич Кшыцкий:

Говорят, Хмельницкий приказал жену свою повесить за то, что выявлено перехваченные письма Чаплинского к ней про то, чтобы она все ценности закопала в землю, а самого Хмельницкого отравила.[7]

Летописец Величко также сообщает про повешенье Мотроны Тимошем и выделяет «самовольность» его действий[8].

Прямых доказательств про измену Гелены не существует. Возможно обвинения были сфабрикованы старшинской оппозицией и лично Тимошем. М. Грушевский указывает, что Богдан Хмельницкий перед битвой под Берестечком получил известия от Тимоша про недостаток средств в казацкой казне и поручил ему расследование этого дела. В результате гетьманский сын доказал, что деньги украла его мачеха Мотрона и её тайный любовник, казначей. 20 мая 1651 года Богдану пришло известие, что Тимош казнил их обоих через повешенье.

Эпизод супружеской измены Гелены, как и сама её личность, остаются предметом многих научных и публицистических спекуляций.

См. также

Ссылки

  1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. — М.: Эсмо, 2007. — Глава 5. Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий
  2. Летопись гадяцкого полковника Григория Грабянки, Пер. со староукр. — К.: Об-во «Знание» Украины, 1992, — 192 с.
  3. Величко С. В. Летопись. Т. 1. / Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, комент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мишанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.
  4. Иосиф Ролле, под псевдонимом доктор Антоний, очерк в журнале «Киевская старина», 1894 год
  5. Петровский М. Зарисовки истории Украины XVII — начала XVIII ст. Исследования Летописи Самовидца), Харьков, 1930.
  6. Летопись Самовидца, издание подготовил Я. И. Дзыра. — Киев: «Научная мысль», 1971. — 208 с. — С.54.
  7. Семья Богдана Хмельницкого, Украинская семья 2006.
  8. Величко С. В. Летопись. Т. 1., Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, коммент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мышанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.

dal.academic.ru

Чаплинская, Гелена - это... Что такое Чаплинская, Гелена?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чаплинский.

Гелена (Елена, Мотрона) Чаплинская (польск. Helena Czaplińska, ? — † 1651) — шляхтичка, вторая жена Данилы Чаплинского и вторая жена Богдана Хмельницкого.

Происхождение

Есть несколько версий о происхождении Гелены. По одной из версий она происходит из православного шляхетского рода с Брацлавщины и звалась Мотрона. Когда выходила замуж за Чаплинского перешла в католичество и приняла имя Гелена. По одной из версий, имя при католическом крещении было выбрано в честь Елены Прекрасной или даже было её домашним прозвищем в семье Хмельницких.

По другой версии, Гелена по происхождению польская шляхтичка, католичка, из рода Коморовских, герба Корчак. В некоторых польских источниках ее называет «Гелена с Дикого поля». Когда выходила замуж за Хмельницкого, перешла в православие и приняла имя Мотрона.

Биография

Сведения о жизни Гелены часто противоречивы. Все источники единодушны, в том, что Гелена была шляхетского происхождения, рано осиротела и была взята в семью Хмельницких в качестве няньки для детей Богдана Хмельницкого от его первой жены Анны Сомко (Сомкивны).

В народе Гелену прозвали «ляшкой», вероятно, потому что ее отец происходил из Речи Посполитой. Оставшись сиротой, девушка нашла убежище в доме Хмельницких, где занималась хозяйством, помогая болевшей жене Богдана.

Историк Костомаров приводит сведения, что Гелена была кумой[1] (крестной одного из детей) Богдана Хмельницкого. Если кумовство Хмельницкого и Гелены действительно имело место, то это обстоятельство говорит о том, что на момент крещения детей Хмельницкого Гелена была православной.

Весной 1647 года чигиринский подстароста Данило Чаплинский, враг Хмельницкого, произвел в отсутствие Хмельницкого наезд на его хутор Суботов, избил до полусмерти его сына, и увёз Гелену, с которой повенчался по католическому обряду. Согласно Летописи Грабянки власть отклонила судебную жалобу Хмельницького, а его самого Чаплинский поместил в тюрьму по подозрению в подготовке козацкого бунта. Только благодаря заступничеству Гелены, Богдан был временно отпущен на волю и воспользовался этим для побега на Сечь.[2] Такие же сведения про спасение Хмельницкого из заключения благодаря заступничеству Гелены Чаплинской содержатся в Летописи Самойла Величко. Автор приписывает Хмельницкому такие комплименты в её адрес:
И если бы не помогла своим участием и просьбой Чаплинская, эта рассудительная невинных людей жалобница — Есфирь, то не знаю, чтобы случилось от вражеского навета Чаплинского с моею головою потом?[3].

После смерти первой жены Богдана Хмельницкого, Хмельницкий и Гелена жили необвенчанными. В первой половине 1649 года, в Переяславе Гелена и Зиновий-Богдан Хмельницкий повенчались. Гелена стала второй женой гетмана Войска Запорожского. На брак дал специальное разрешение иерусалимский патриарх Паисий. Участие патриарха было необходимо по нескольким вероятным причианам: Гелена была католичкой, ее первый муж Данило Чаплинский был жив и Гелена была обвенчана с ним по римскому католическому обряду. Неизвестно также получила ли Чаплинская развод. Кроме того, возможно Гелена была кумой Хмельницкого.

Версия Иосифа Ролле

Наиболее подробное описание исторического скандала оставил Иосиф Ролле, чей очерк под псевдонимом доктор Антоний опубликовал в 1894 году журнал «Киевская старина». Жена Хмельницкого болела и нуждалась в помощнице. По версии Ролле, Гелена сумела занять место и в сердце ее мужа. «Но законная супруга была жива, — пишет Ролле, — приходилось ждать, и Богдан выжидал терпеливо, утешаясь надеждой на более или менее быструю развязку». Чаплинский был уже вдовцом, выдавшим замуж дочь, и сам не имел никаких препятствий к вступлению в законный брак и продлению своего рода еще и по мужской линии. Перспектива ждать, пока умрет жена Богдана, не нравилась Гелене — она приняла предложение подстаросты. Разъяренный Хмельницкий вызвал соперника на поединок, но сам едва спасся от устроенной тем засады. Обратился к молодому Александру Конецпольскому — напрасно. Подал иск в суд — ему отказали. Богдан поехал в Варшаву. Вслед за ним поехал Чаплинский. Оба предстали перед сенаторами, как перед судьями. В списке обид уведенная девушка занимала значительное место. Её Хмельницкий даже называл своей женой. А Чаплинский это опровергал: «Он силой держал ее у себя, потому-то она так поспешно и ушла от него, а поскольку пришлась мне по сердцу, то я женился на ней. Никто не принудит меня отказаться от нее, а хоть бы и так, то она сама не согласится и ни за что не вернется к Хмельницкому». Присутствующие сенаторы стали потешаться: «Стоит ли, пан сотник, жалеть о такой особе! Свет клином не сошелся! Поищи другую, а эта пусть остается при том, что ей так понравился».

Вернувшиеся из Варшавы соперники продолжали вражду. Чаплинский подговорил простого казака Романа Песту обвинить Хмельницкого в предательстве. В ответ Богдан жаловался коронному гетману Николаю Потоцкому: «Невесть откуда взялся разрушитель спокойной жизни моей, Чаплинский, литовский зайда, польский пьяница, злодей и грабитель украинский, подстароста Чигиринский, который, распоряжаясь восемь лет в Чигирине угодьями своего пана польского, коронного хорунжего, лживыми поклепами и доносами вконец сгубил многих наших братьев и присвоил их собственность; и, конечно же, не пан хорунжий коронный, а слуга его, брехун, предатель и пьяница Чаплинский владеет Чигиринщиной». Зять подстаросты публично обещал убить Хмельницкого, время от времени его арестовывали и выпускали под поручительство — ни до, ни после Чигирин не ведал подобного скандала. Иногда за Богдана вступалась сама Гелена, что он впоследствии с благодарностью отмечал в одном из писем: «Если бы не эта добродетельная и жалостливая к невинно страждущим Эсфирь, не миновать бы мне мщения жестокого тирана, ее мужа».

Иосиф Ролле так обрисовывает все случившееся с Геленой:

Где она пребывала во время кровавой борьбы, что случилось с ее неудачником-мужем — трудно сказать. В мае 1648 года в Чигирине уже не было польского гарнизона, поскольку сюда отправили польских пленных. Сомнительно, чтобы Чаплинский в таких условиях и далее оставался при исполнении должности. По словам Величко, Хмельницкий после битвы при Желтых Водах послал к Чигирину 150 верных и опытных казаков и поручил им задержать Чаплинского. Поручение было выполнено, как положено, и через два дня подстароста предстал перед гетманом, который велел казнить его, а тело в знак презрения закопать далеко за обозом. Впрочем, если это было именно так, то как объяснить настойчивые требования гетмана к Речи Посполитой о выдаче ему того же Чаплинского, которые он выдвигал на протяжении всего последующего года? Не только письменно, но и лично просил Хмельницкий об этом Киселя как комиссара Речи Посполитой; конечно, Кисель отпирался бы, если бы Чаплинский уже был казнен. Между тем Хмельницкому важно было убрать с пути подстаросту хотя бы потому, что тот был женат на женщине, которую гетман взял себе в жены. Не подлежит сомнению, что Чаплинский сумел заблаговременно спрятаться; возможно, он наткнулся при этом на казачий отряд и погиб, а жена его попала в плен и в Чигирине ждала решения своей судьбы[4]

.

Хмельниччина

После начала Хмельниччины Чаплинский оставил свою жену в 1648 году в Чигирине и Гелена вышла замуж за Хмельницкого. Гетман Хмельницкий обвенчался с Мотроной Чаплинской перед тем, как он вернулся из под Замостья, хотя слухи про этот второй брак гетмана распространялись даже до пилявецкой битвы[5]. В Летописи Самовидца про брак гетмана упоминается следующим образом:

Где зоставши королем, обослал гетмана Хмелницкого писмом, напоминаючи, жеби юже панство не пустошил, що гетман Хмелницкій на писмо королевское вернулся на зиму на Україну до Чигирина и там жону собі понял куму Чаплинскую, маючую мужа живого[6].

Повенчались они по православному обряду в том же году, а в феврале 1649 года получили официальное признание их брака в Киеве от иерусалимского патриарха Паисия. На радостях Хмельницкий подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых.

Хотя Хмельницкий искренне любил Гелену, его окружение, и прежде всего сыновья, хотели избавится от неё. Среди старшины гетманшу называли «ляшкой» и подозревали в связях с бывшим мужем Чаплинским. В мае 1651 года, известный своим вспыльчивым характером Тимош Хмельницкий, во время пребывания отца в походе, казнил ненавистную мачеху, повесив голой на воротах усадьбы. Вот, что сообщал про это 14 июня 1651 года шляхтич Кшыцкий:

Говорят, Хмельницкий приказал жену свою повесить за то, что выявлено перехваченные письма Чаплинского к ней про то, чтобы она все ценности закопала в землю, а самого Хмельницкого отравила.[7]

Летописец Величко также сообщает про повешенье Мотроны Тимошем и выделяет «самовольность» его действий[8].

Прямых доказательств про измену Гелены не существует. Возможно обвинения были сфабрикованы старшинской оппозицией и лично Тимошем. М. Грушевский указывает, что Богдан Хмельницкий перед битвой под Берестечком получил известия от Тимоша про недостаток средств в казацкой казне и поручил ему расследование этого дела. В результате гетьманский сын доказал, что деньги украла его мачеха Мотрона и её тайный любовник, казначей. 20 мая 1651 года Богдану пришло известие, что Тимош казнил их обоих через повешенье.

Эпизод супружеской измены Гелены, как и сама её личность, остаются предметом многих научных и публицистических спекуляций.

См. также

Ссылки

  1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. — М.: Эсмо, 2007. — Глава 5. Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий
  2. Летопись гадяцкого полковника Григория Грабянки, Пер. со староукр. — К.: Об-во «Знание» Украины, 1992, — 192 с.
  3. Величко С. В. Летопись. Т. 1. / Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, комент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мишанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.
  4. Иосиф Ролле, под псевдонимом доктор Антоний, очерк в журнале «Киевская старина», 1894 год
  5. Петровский М. Зарисовки истории Украины XVII — начала XVIII ст. Исследования Летописи Самовидца), Харьков, 1930.
  6. Летопись Самовидца, издание подготовил Я. И. Дзыра. — Киев: «Научная мысль», 1971. — 208 с. — С.54.
  7. Семья Богдана Хмельницкого, Украинская семья 2006.
  8. Величко С. В. Летопись. Т. 1., Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, коммент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мышанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.

dik.academic.ru

Чаплинская, Гелена - это... Что такое Чаплинская, Гелена?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чаплинский.

Гелена (Елена, Мотрона) Чаплинская (польск. Helena Czaplińska, ? — † 1651) — шляхтичка, вторая жена Данилы Чаплинского и вторая жена Богдана Хмельницкого.

Происхождение

Есть несколько версий о происхождении Гелены. По одной из версий она происходит из православного шляхетского рода с Брацлавщины и звалась Мотрона. Когда выходила замуж за Чаплинского перешла в католичество и приняла имя Гелена. По одной из версий, имя при католическом крещении было выбрано в честь Елены Прекрасной или даже было её домашним прозвищем в семье Хмельницких.

По другой версии, Гелена по происхождению польская шляхтичка, католичка, из рода Коморовских, герба Корчак. В некоторых польских источниках ее называет «Гелена с Дикого поля». Когда выходила замуж за Хмельницкого, перешла в православие и приняла имя Мотрона.

Биография

Сведения о жизни Гелены часто противоречивы. Все источники единодушны, в том, что Гелена была шляхетского происхождения, рано осиротела и была взята в семью Хмельницких в качестве няньки для детей Богдана Хмельницкого от его первой жены Анны Сомко (Сомкивны).

В народе Гелену прозвали «ляшкой», вероятно, потому что ее отец происходил из Речи Посполитой. Оставшись сиротой, девушка нашла убежище в доме Хмельницких, где занималась хозяйством, помогая болевшей жене Богдана.

Историк Костомаров приводит сведения, что Гелена была кумой[1] (крестной одного из детей) Богдана Хмельницкого. Если кумовство Хмельницкого и Гелены действительно имело место, то это обстоятельство говорит о том, что на момент крещения детей Хмельницкого Гелена была православной.

Весной 1647 года чигиринский подстароста Данило Чаплинский, враг Хмельницкого, произвел в отсутствие Хмельницкого наезд на его хутор Суботов, избил до полусмерти его сына, и увёз Гелену, с которой повенчался по католическому обряду. Согласно Летописи Грабянки власть отклонила судебную жалобу Хмельницького, а его самого Чаплинский поместил в тюрьму по подозрению в подготовке козацкого бунта. Только благодаря заступничеству Гелены, Богдан был временно отпущен на волю и воспользовался этим для побега на Сечь.[2] Такие же сведения про спасение Хмельницкого из заключения благодаря заступничеству Гелены Чаплинской содержатся в Летописи Самойла Величко. Автор приписывает Хмельницкому такие комплименты в её адрес:
И если бы не помогла своим участием и просьбой Чаплинская, эта рассудительная невинных людей жалобница — Есфирь, то не знаю, чтобы случилось от вражеского навета Чаплинского с моею головою потом?[3].

После смерти первой жены Богдана Хмельницкого, Хмельницкий и Гелена жили необвенчанными. В первой половине 1649 года, в Переяславе Гелена и Зиновий-Богдан Хмельницкий повенчались. Гелена стала второй женой гетмана Войска Запорожского. На брак дал специальное разрешение иерусалимский патриарх Паисий. Участие патриарха было необходимо по нескольким вероятным причианам: Гелена была католичкой, ее первый муж Данило Чаплинский был жив и Гелена была обвенчана с ним по римскому католическому обряду. Неизвестно также получила ли Чаплинская развод. Кроме того, возможно Гелена была кумой Хмельницкого.

Версия Иосифа Ролле

Наиболее подробное описание исторического скандала оставил Иосиф Ролле, чей очерк под псевдонимом доктор Антоний опубликовал в 1894 году журнал «Киевская старина». Жена Хмельницкого болела и нуждалась в помощнице. По версии Ролле, Гелена сумела занять место и в сердце ее мужа. «Но законная супруга была жива, — пишет Ролле, — приходилось ждать, и Богдан выжидал терпеливо, утешаясь надеждой на более или менее быструю развязку». Чаплинский был уже вдовцом, выдавшим замуж дочь, и сам не имел никаких препятствий к вступлению в законный брак и продлению своего рода еще и по мужской линии. Перспектива ждать, пока умрет жена Богдана, не нравилась Гелене — она приняла предложение подстаросты. Разъяренный Хмельницкий вызвал соперника на поединок, но сам едва спасся от устроенной тем засады. Обратился к молодому Александру Конецпольскому — напрасно. Подал иск в суд — ему отказали. Богдан поехал в Варшаву. Вслед за ним поехал Чаплинский. Оба предстали перед сенаторами, как перед судьями. В списке обид уведенная девушка занимала значительное место. Её Хмельницкий даже называл своей женой. А Чаплинский это опровергал: «Он силой держал ее у себя, потому-то она так поспешно и ушла от него, а поскольку пришлась мне по сердцу, то я женился на ней. Никто не принудит меня отказаться от нее, а хоть бы и так, то она сама не согласится и ни за что не вернется к Хмельницкому». Присутствующие сенаторы стали потешаться: «Стоит ли, пан сотник, жалеть о такой особе! Свет клином не сошелся! Поищи другую, а эта пусть остается при том, что ей так понравился».

Вернувшиеся из Варшавы соперники продолжали вражду. Чаплинский подговорил простого казака Романа Песту обвинить Хмельницкого в предательстве. В ответ Богдан жаловался коронному гетману Николаю Потоцкому: «Невесть откуда взялся разрушитель спокойной жизни моей, Чаплинский, литовский зайда, польский пьяница, злодей и грабитель украинский, подстароста Чигиринский, который, распоряжаясь восемь лет в Чигирине угодьями своего пана польского, коронного хорунжего, лживыми поклепами и доносами вконец сгубил многих наших братьев и присвоил их собственность; и, конечно же, не пан хорунжий коронный, а слуга его, брехун, предатель и пьяница Чаплинский владеет Чигиринщиной». Зять подстаросты публично обещал убить Хмельницкого, время от времени его арестовывали и выпускали под поручительство — ни до, ни после Чигирин не ведал подобного скандала. Иногда за Богдана вступалась сама Гелена, что он впоследствии с благодарностью отмечал в одном из писем: «Если бы не эта добродетельная и жалостливая к невинно страждущим Эсфирь, не миновать бы мне мщения жестокого тирана, ее мужа».

Иосиф Ролле так обрисовывает все случившееся с Геленой:

Где она пребывала во время кровавой борьбы, что случилось с ее неудачником-мужем — трудно сказать. В мае 1648 года в Чигирине уже не было польского гарнизона, поскольку сюда отправили польских пленных. Сомнительно, чтобы Чаплинский в таких условиях и далее оставался при исполнении должности. По словам Величко, Хмельницкий после битвы при Желтых Водах послал к Чигирину 150 верных и опытных казаков и поручил им задержать Чаплинского. Поручение было выполнено, как положено, и через два дня подстароста предстал перед гетманом, который велел казнить его, а тело в знак презрения закопать далеко за обозом. Впрочем, если это было именно так, то как объяснить настойчивые требования гетмана к Речи Посполитой о выдаче ему того же Чаплинского, которые он выдвигал на протяжении всего последующего года? Не только письменно, но и лично просил Хмельницкий об этом Киселя как комиссара Речи Посполитой; конечно, Кисель отпирался бы, если бы Чаплинский уже был казнен. Между тем Хмельницкому важно было убрать с пути подстаросту хотя бы потому, что тот был женат на женщине, которую гетман взял себе в жены. Не подлежит сомнению, что Чаплинский сумел заблаговременно спрятаться; возможно, он наткнулся при этом на казачий отряд и погиб, а жена его попала в плен и в Чигирине ждала решения своей судьбы[4]

.

Хмельниччина

После начала Хмельниччины Чаплинский оставил свою жену в 1648 году в Чигирине и Гелена вышла замуж за Хмельницкого. Гетман Хмельницкий обвенчался с Мотроной Чаплинской перед тем, как он вернулся из под Замостья, хотя слухи про этот второй брак гетмана распространялись даже до пилявецкой битвы[5]. В Летописи Самовидца про брак гетмана упоминается следующим образом:

Где зоставши королем, обослал гетмана Хмелницкого писмом, напоминаючи, жеби юже панство не пустошил, що гетман Хмелницкій на писмо королевское вернулся на зиму на Україну до Чигирина и там жону собі понял куму Чаплинскую, маючую мужа живого[6].

Повенчались они по православному обряду в том же году, а в феврале 1649 года получили официальное признание их брака в Киеве от иерусалимского патриарха Паисия. На радостях Хмельницкий подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых.

Хотя Хмельницкий искренне любил Гелену, его окружение, и прежде всего сыновья, хотели избавится от неё. Среди старшины гетманшу называли «ляшкой» и подозревали в связях с бывшим мужем Чаплинским. В мае 1651 года, известный своим вспыльчивым характером Тимош Хмельницкий, во время пребывания отца в походе, казнил ненавистную мачеху, повесив голой на воротах усадьбы. Вот, что сообщал про это 14 июня 1651 года шляхтич Кшыцкий:

Говорят, Хмельницкий приказал жену свою повесить за то, что выявлено перехваченные письма Чаплинского к ней про то, чтобы она все ценности закопала в землю, а самого Хмельницкого отравила.[7]

Летописец Величко также сообщает про повешенье Мотроны Тимошем и выделяет «самовольность» его действий[8].

Прямых доказательств про измену Гелены не существует. Возможно обвинения были сфабрикованы старшинской оппозицией и лично Тимошем. М. Грушевский указывает, что Богдан Хмельницкий перед битвой под Берестечком получил известия от Тимоша про недостаток средств в казацкой казне и поручил ему расследование этого дела. В результате гетьманский сын доказал, что деньги украла его мачеха Мотрона и её тайный любовник, казначей. 20 мая 1651 года Богдану пришло известие, что Тимош казнил их обоих через повешенье.

Эпизод супружеской измены Гелены, как и сама её личность, остаются предметом многих научных и публицистических спекуляций.

См. также

Ссылки

  1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. — М.: Эсмо, 2007. — Глава 5. Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий
  2. Летопись гадяцкого полковника Григория Грабянки, Пер. со староукр. — К.: Об-во «Знание» Украины, 1992, — 192 с.
  3. Величко С. В. Летопись. Т. 1. / Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, комент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мишанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.
  4. Иосиф Ролле, под псевдонимом доктор Антоний, очерк в журнале «Киевская старина», 1894 год
  5. Петровский М. Зарисовки истории Украины XVII — начала XVIII ст. Исследования Летописи Самовидца), Харьков, 1930.
  6. Летопись Самовидца, издание подготовил Я. И. Дзыра. — Киев: «Научная мысль», 1971. — 208 с. — С.54.
  7. Семья Богдана Хмельницкого, Украинская семья 2006.
  8. Величко С. В. Летопись. Т. 1., Пер. с книжного украинского языка, вст. статья, коммент. В. О. Шевчука; Отв. ред. О. В. Мышанич.— К.: Днипро, 1991.— 371 с.

3dic.academic.ru


Смотрите также