Что освящают на преображение


Освятите себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Мф. 17: 1—9

Протоиерей Александр Абрамов

Христос поднимается с ближайшими Своими учениками на Фаворскую гору и собеседует с двумя пророками, Моисеем и Илией. И во время этого разговора Он предстает перед учениками с лицом, сияющим, как солнце. Не находит богатейший церковнославянский язык другого слова, кроме как сказать, что Христос является преобразившимся. В этом же ряду слова «солнце», «свет», «сияние». Но какой свет и какое сияние, остается для нас неясным до тех пор, пока Христос не захочет этого открыть Своим людям в Царствии Небесном.

Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово1.

Христос уничижается, распинают человека из плоти и костей, но не следует обманываться, и об этом очень ясно говорится в песнопениях Великой Пятницы: «Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте, гробу предасте, но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый, и в пустыни питавый. Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови».

А мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, как преломляется в церковном богослужении событие Преображения Господня. Можно было бы ожидать — поскольку речь идет о свете, о яркости, о вспышке, которая ученикам дала возможность совершенно по-новому взглянуть на личность Спасителя, — можно было бы ожидать сегодня освящения свечей или чего-либо иного, связанного с освещением, относящегося к идее света. Церковь реагирует неожиданно приземленно, как многие считают. Освящаются плоды нового урожая — виноград, яблоки, какая-то немудреная снедь с грядки.

И вот здесь будто бы получается зазор: такое великое, богословски глубочайшее и страшное событие, а мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим, и их кропят святой водой. И кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании.

Преображение Господне, следующая за ним Пасха, прощение роду человеческому, Новый Завет с народом Божиим означают, что больше нет вещей важных и неважных, малозначительных и существенных, высоких и низких.

Человек всегда, в силу своей склонности к упрощению, всегда тянет Бога вниз: сделай это для нас благословленным, то разреши. Слава Богу, что нас Господь не слушается. Потому что если бы слушался, то вся наша жизнь состояла бы в разворачивании кульков с теми или иными веществами, которые нам нужно, чтобы Бог благословил, а то мы их съесть не сможем. Или съедим и осквернимся. Абсолютно ветхозаветное представление о роли Бога в человеческой истории. Да мне кажется, что и ветхозаветные старцы над таким пониманием давным-давно поднялись ко времени Спасителя. Это мы только запоздали на тысячелетия с нашими мешочками и требованиями к Богу что-нибудь благословить, уже даже не важно что и не ясно почему.

Фото: tatmitropolia.ru

Освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Оставь, человек, твое пугливое, немыслимое в Царстве свободы Христовой, опасение что-нибудь не то сделать или съесть.

Праздник Преображения есть доказательство, что в Царствии Небесном ничего «не того» нет. Все то. Все благословлено, все освящено, но освящено для человека, идущего вверх по небесной лестнице.

Идешь ты вверх, и на каком-то этапе Господь говорит праведным Своим: праведнику закон не лежит2. Никакие требования уже не распространяются на него, потому что все исполнено. И первым — Христом Спасителем.

Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии

Сегодня мы с вами освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. На всем отблеск Преображения Господня. Даже на нас, бессмысленных и бестолковых, не отдающих себе отчета в том, что Христос с нами желает сотворить при нашем согласии. Но все равно и на сознании нашем, и на воле, и на образе действия есть отблеск Преображения.

Важно освятить яблоки. Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии. Как урожай для Христа. Не потому, что Он эти яблоки будет есть. А потому, что Он растит нас. Потому что это единственный случай, уверен, в истории Земли, когда Небесный Земледелец для того, чтобы Свой народ, Свой урожай, Свой удел сберечь, отдает Себя. Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.

Когда совершается архиерейская служба, епископ выходит на амвон и произносит молитву: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя»3. То есть: «Господи, приди и увидь. И не оставляй Свой виноградник, который Ты Сам Своей рукой насадил».

Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой насаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божии. Все мы нуждаемся в благословении, все мы в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении нам Спаситель показывает, что в этом винограднике возможна жизнь без сорняков, яркая, чистая, светлая, новая. Преображенная.


1«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 7).

2Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9).

3Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16).

www.pravmir.ru

Преображение Господне: освящение винограда и яблок, традиции и история - Общество

Почему праздник называется Преображением Христа

​Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам, то есть тем, которые связаны с жизнью Иисуса Христа и его Матери — Пресвятой Девы Марии.

Этот знак божественной сущности Иисуса, данный при его земной жизни, описан в трех Евангелиях: от Луки, от Марка и от Матфея. Описания весьма схожи: за сорок дней до своего распятия Христос с тремя учениками — Петром, Иаковым и Иоанном — отправился на север Израиля, в Галлилею. Там во время молитвы и произошло преображение: "И просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет", а после на учеников спустилось белое облако и раздался глас Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Пораженные ученики упали на землю перед своим учителем, но он поднял их и попросил не рассказывать никому об увиденном чуде до того момента, пока он не воскреснет из мертвых. 

Смысл праздника Преображения 

Праздновать Преображение Господне христиане начали с IV века, когда Елена, мать императора Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь этого чуда, а спустя век праздник стал широко отмечаться на всем христианском Востоке. Считается, что Иисус явил ученикам свою божественную природу для того, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере.

Это чудо показало, какое преображение ждет человека в Царствии Небесном. А церковь в этот день призывает прихожан к духовному преображению.

Что можно и что нельзя есть на Преображение 

Преображение Господне отмечается 19 августа в разгар Успенского поста — короткого, но не менее строгого, чем Великий, однако в честь праздника в этот день разрешено есть рыбу. В церквях идут торжественные службы и освещаются фрукты нового урожая.

В южных странах — в Греции, на Кипре, в Сербии и Израиле — прихожане несут поспевший виноград, из которого потом делают свежее вино для таинства Причастия, а в России, где виноград редкость, его заменили на яблоки, как раз поспевающие к концу августа.

Согласно древней традиции, на Руси не ели яблок до Преображения: полагалось сначала освятить новый урожай и поблагодарить Бога за посланные плоды. Именно в благодарности Спасителю и кроется смысл этой традиции. Кроме яблок освятить можно и другие сезонные фрукты: сливы, груши, персики. Также в день праздника положено угощать фруктами нищих и нуждающихся людей. 

Карина Салтыкова

tass.ru

что нельзя делать в праздник

В 2019 году Преображение Господне отмечают ( в том числе православные верующие в Хакасии) 19 августа. Это один из важнейших православных праздников. Издание altapress рассказывает, в чем суть и что нельзя делать в этот день.
Полное название праздника звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Отсюда народное название — Яблочный Спас.

Праздник установили в память о чудесном преображении Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Сын Божий показал свое божественное величие и укрепил веру учеников перед грядущими испытаниями. Это событие описано в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. В них говорится, что Иисус Христос взял с собой трех учеников и вместе с ними взошел на гору Фавор.

Там Христос молился. Ученики уснули, а когда проснулись, увидели, что лицо учителя сияет как солнце, одежда бела как снег. Рядом с Христом появились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Их осенило светлое облако, из которого прозвучал голос: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте».

В православных храмах 19 августа проходят праздничные службы. Священнослужители одевают белые облачения, которые символизируют божественный свет. После богослужения по традиции освящают яблоки и другие плоды нового урожая.

Что нельзя делать в праздник Преображение Господне

Преображение Господне выпадает на время Успенского поста. Именно с ним связаны основные ограничения. Во время поста нельзя есть продукты животного происхождения и предаваться разгульному веселью.

Других особенных запретов, связанных с празднованием Преображения, в православной церкви нет. Нежелательно ругаться, ссориться с близкими и друзьями, осуждать и злословить.

Не стоит злоупотреблять алкоголем (как и в другой православный праздник).

Нельзя гадать, заниматься магией и оккультизмом, увлекаться приметами. Православная церковь относится к этим занятиям негативно вне зависимости от праздников и дней недели.

В интернете распространено мнение, что в православные праздники нельзя работать, шить, делать уборку. Это не так. Но если есть возможность, нужно сходить в храм на службу и помолиться. Это считается более важным, чем домашние заботы.

www.19rus.info

​Преображение Господне — Пенсионеры России

Церковное название: Преображение Господне

Значение: преображение Иисуса Христа на горе Фавор

Традиции:

  • богослужения в храмах;
  • заготовки на зиму из яблок;
  • почтение памяти умерших родственников

Это один из 12 великих православных праздников. Он посвящен воспоминаниям о преображении Иисуса Христа перед тремя своими учениками во время молитвы на горе Фавор. В народе этот день называют Яблочным, или Вторым Спасом.

История праздника

Преображение Господне приурочено к событиям из жизни Иисуса Христа. За 40 дней до распятия он открыл ученикам свое предназначение: умереть мученической смертью во имя человечества. Иисус и три его ученика: Петр, Иоанн и Иаков поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал читать молитвы, его одежда стала белоснежной, а лицо озарилось светом. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о случившемся событии. Когда они спустились с горы, Христос велел собрать яблоки, чтобы освятить их.

Преображение Господне начали отмечать с IV века, когда на горе Фавор был открыт храм. Православная Церковь назначила празднование на август, чтобы торжество не приходилось на дни Великого поста.

Традиции и обряды праздника

В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.

По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха.

В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето.

Что можно и что нельзя кушать в Преображение Господне

Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.

Что нельзя делать в Преображение Господне

В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.

На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.

Приметы и поверья на Преображение Господне

  1. Какая погода на Преображение Господне, такая будет и на праздник Покрова (14 октября).
  2. Стоит ясная погода – примета холодной зимы.
  3. Если родители, чьи дети умерли, не будут до 19 августа есть яблоки, то Господь на том свете одарит их райскими яблоками.
  4. Если на Преображение Господне угостить кого-то урожаем из своего сада, то следующий год пройдет в достатке и изобилии.
  5. Собранные в этот день яблоки будут хорошо храниться зимой.

pensionerrossii.ru

Что категорически нельзя делать на Преображение Господне :: Новости :: ТВ Центр

19 августа православные отмечают Преображение Господне - один из самых важных двунадесятых церковных праздников, который в народе прозвали Яблочным спасом. 

Что категорически нельзя делать на Медовый Спас

Согласно библейскому преданию, в этот день Иисус поднялся на гору вместе с тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы они увидели своего учителя преображенным: одежда Христа стала белоснежной, Его лицо просияло, в Его человеческой природе проступили божественные черты. По сути, перед изумленными взорами апостолов предстал Бог в Его триединстве. Спускаясь с горы, Иисус запретил своим спутникам говорить об увиденном. Как считается, праздник Преображения Господнего напоминает православным о важности самосовершенствования и духовного преображения. 

На Руси этот праздник связывали с преображением природы на излете лета. Народ радовался собранному урожаю. В этот день люди освящали сливы, груши, мед, хлебные колосья и яблоки (много-много яблок). Отсюда и пошло народное название Преображения Господнего - Яблочный Спас. До этого праздника верующие не ели яблоки, считая, что таким образом они дарят золотые яблоки своим умершим детям на том свете. 

Как и любой другой православный праздник, Преображение Господне связано с определенными запретами. Поскольку на этот праздник выпадает Успенский пост, то само собой разумеется, что 19 августа категорически нельзя есть мясо, рыбу и продукты животного происхождения, а также пить спиртное. Православным следует готовить постные блюда, причем желательно использовать яблоки. 

Во время Преображения Господнего воспрещается работать дома. Стирку, глажку, уборку и шитье перенесите на следующий день. В народе есть поговорка: "Кто на Спаса шьет - до конца дней слезы льет". Под запретом оказывается также труд во дворе и огороде. Если отложить работу невозможно, то постарайтесь хотя бы приступить к ней после посещения церкви. По большом счету, в праздник нельзя выполнять не только физическую, но и интеллектуальную работу. 

Большим грехом в этот день считается сквернословие. Категорически нельзя ругаться, спорить и желать другим людям зла. Нужно внимательно следить как за своим языком, так и за своими мыслями. Злобствующие люди рискуют отпугнуть от себя благодать Божью. 

В народе верят, что на Преображение запрещено есть яблоки в одиночку. В противном случае на вас обрушится несчастье. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, следует угощать друзей, знакомых и случайных встречных освященными яблоками. Чем больше плодов вы раздадите, тем лучше. 

Существует поверье, будто на Яблочный Спас нельзя убивать насекомых. Если спугнуть севшую на руку муху, то не видать вам удачи весь год. Поэтому суеверные люди в этот день терпеливо ждут, пока ползающие по ним букашки добровольно не захотят оставить их в покое.  

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен"

www.tvc.ru

Преображение: прообраз всеобщей славы - Православный журнал "Фома"

В конце лета Православная Церковь отмечает сразу три праздника, которые непосредственно относятся к личности Христа и так или иначе связаны с Его жизнью. В народе их называют Спасами – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа). Медовый Спас – происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Яблочный Спас – это Преображение. А Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Особое место в этой триаде занимает Преображение Господне – один из важнейших праздников Православной Церкви.

В нем самым причудливым образом сплелись три ниточки, три смысловых линии, да так, что уже и трудно отделить одну от другой. Но мы попытаемся это сделать, потому что иначе будет непонятна суть этой даты – непонятно, что именно мы празднуем в день Преображения Господня.

Начнем с того, что Преображение Христа достаточно долго не имело своего дня в календаре, и, как ни странно, дата 6 (19) августа не является реальной датой этого события. Точно так же, как мы не знаем точную дату Рождества Христа, так мы и не знаем дату Его Преображения. Сам праздник появился благодаря историческому случаю – в IV веке на горе Фавор при императрице Елене в этот день был освящен храм, и в местной традиции возник праздник в честь открытия новой базилики. Со временем историческое содержание отошло на второй план, и стали отмечать только память Преображения. Эта традиция отразилась в Иерусалимском Уставе, и со временем, когда этот Устав вытеснил практически все другие уставы Православной Церкви, день Преображения стали отмечать повсеместно.

Так когда же все-таки преобразился Христос? И где? На самом деле ответить на этот вопрос очень трудно, и есть несколько версий. Церковная традиция утверждает, что Господь преобразился за 40 дней до своей смерти на горе Фавор. Но в Евангелии мы не находим конкретных указаний ни на географические точки, ни на хронологию. Христос взошел на гору и там явил ученикам свою славу – вот, собственно, и все, что говорят евангелисты.

Есть мнение, что событие Преображения совершилось не на Фаворе, а на Ермоне – тоже галилейской горе, но гораздо большего размера, чем Фавор. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что на Фаворе во времена Христа была крепость, и Христос вряд ли смог бы уединиться там с учениками. А вот Ермон был весьма высокой возвышенностью, покрытой густой зеленью, и это было отличное место для уединения и молитвы. Но, опять-таки, это гипотеза, и под евангельское понятие горы может в принципе подойти любая сколь-нибудь значимая возвышенность, коих в Палестине достаточно. И, по большому счету, совершенно все равно, где и когда именно совершилось Преображение. Ведь евангельские события имеют над-временной и над-пространственный контекст. И где бы ни произошел тот или иной эпизод земной жизни Христа, он произошел «нас ради человек и нашего ради спасения», вне зависимости от времени, места и прочих материальных категорий. Факт есть факт – Преображение было! И это – самое главное.

Говоря о празднике, мы должны ответить на другой, куда более значимый вопрос: зачем Христос преобразился? Ведь, на первый взгляд, очень странное поведение для Спасителя. Он исцелял толпы людей, совершал невиданные дотоле чудеса, но просил исцеленных не говорить о Нем. Христос всячески избегал славы и молвы, Он категорически не принимал того имиджа Царя и Чудотворца, который навязывала Ему толпа. И тут вполне резонно спросить: а зачем Христу преображаться?

Ответ на этот вопрос находим строчками выше – евангельский рассказ о Преображении предваряет небольшой эпизод, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают.

Лотто Лоренцо. Христос, ведущий апостолов на гору Фавор

И Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: «Ты Сын Божий!». Это было не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца – Ты мой Бог!

И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом: просто из страха перед Ним.                                                         

И тогда исповедание Петра оказалось бы вынужденным. Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывал до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.

И когда ученики окончательно выразили свою веру, Господь предстал пред ними в ином – божественном – облике. Делает Он это с определенной целью. Во-первых, вскоре Ему предстоит страшная и мучительная смерть, и Он знает, что для учеников она станет очень серьезным испытанием. Большинство апостолов оставили Христа на Голгофе, но все же память о Преображении, мысль о том, что Он – Бог, не дала им до конца оставить Его. В страшные дни Распятия и смерти Христа Преображение, некогда свершившееся на глазах у Его учеников, оказалось для них неким залогом Его будущего Воскресения. Во-вторых, Преображение указывает на то, что Христос идет на Голгофу совершенно свободно и осознанно. Как поется в песнопении праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Христос как бы говорит: вот, Я могу призвать миллионы ангелов, но не стану этого делать. Я Царь мира, Я – Создатель вселенной. Но Я – и любящий Бог, который отдает себя ради спасения всего мира. И делаю это совершенно добровольно.

Преображение являет собой еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все произошедшее с Христом в Его земной жизни произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя – это обоженное состояние человеческой природы, которое приобретут в вечности все люди. Преображение – это указание на то, что ожидает всех нас после второго пришествия. Слава Преображения – это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником – он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение – это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.

И напоследок хочется сказать пару слов о традиции освящать плоды. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магический оттенок. Плоды почитаются чуть ли не святыней наравне с Причастием. Это заблуждение. Да, плоды освящаются, но они никак не сопоставимы с Причастием. Смысл освящения в день Преображения состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Даже первенцы среди людей посвящались Богу, и за них приносилась особая жертва. Эту традицию переняли и христиане, став приносить в храм плоды своих трудов.

В период празднования Преображения в Палестине созревал виноград. Его и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали свежее вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Преображение! В этом слове множество оттенков. В нем сплелось и буйство красок уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год. Но важнее всего –  не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет, свет Истины. Свет, на который мы должны идти при любой погоде.

 

Читайте другие материалы “Фомы” о празднике Преображения Господня.

 

 Фото www.flickr.ru, Daniel Jolivet, фрагмент

foma.ru

Что освящают на Преображение Господне и чем хозяйки угощают гостей за праздничным столом после обряда освящения

О проекте Обратная связь Карта сайта

Архив

  • 2020г.
  • 2019г.
  • 2018г.
  • 2017г.
  • 2016г.
  • 2015г.
  • 2014г.
  • 2013г.
  • 2012г.
  • 2011г.
  • 2010г.
  • 2009г.
  • 2008г.

подробнее

  • Россиянам напомнили о длинных выходных на 8 марта
  • Какой торт лучше выбрать мужчине на день рождения
  • Реконструкция механических весов для автомобилей
  • Катя Жужа вышла замуж за сына миллионера
  • АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» и СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» заключили соглашение о сотрудничестве
  • Звезда сериала «Триггер» Светлана Иванова вышла замуж за Джаника Файзиева
  • Является ли РобоФорекс разводом?
  • Из истории шкафов-купе
  • Александр Овечкин и его супруга ждут второго ребенка
  • Как отдыхаем на 8 марта 2020 в России?
  • Первые признаки коронавируса у человека: как определить болезнь
  • Дочь Анастасии Заворотнюк вымаливает мать в храмах Европы
  • Михаил Романов принял участие в Отчете Администрации Фрунзенского района перед общественностью
  • Сбербанк провел Цифровой день для правительства Санкт-Петербурга
  • Коронавирус в России, последние новости на 25 февраля, вторник — ситуация под контролем
  • В КЧР будут вручать почетный знак супругам, прожившим вместе не менее 50 лет
  • Какого числа Масленица в 2020 году?
  • Стала известна дата премьеры нового сезона шоу «Холостяк» на ТНТ
  • Ирина Волк стала генерал-майором: за что дали такое высокое звание?
  • Первый день Масленицы: традиции и обряды
  • Во сколько и где будет фейерверк в Москве 23 февраля 2020 года
  • Общество
    • Финансы
    • Здоровье
    • Спорт
  • Экономика
  • Политика
  • В мире
  • Бизнес
    • Авто
    • Промышленность
    • Строительство
    • Пресс-релизы
    • Обзоры
  • Технологии
  • События
  • Шоу-бизнес
  • Разное
    • Актуально
    • Статьи
    • Дом и быт
    • Отдых
    • Эксклюзив

www.piterburger.ru

Почему освящаются фрукты именно в праздник Преображения Господня?

Наверное, практически каждый человек знает, что в праздник Преображение Господа Бога и Спаса в храме освящаются фрукты. Но с чем связан этот обычай и почему освящение плодов происходит именно в этот праздник? Священник Андрей Николаиди предлагает вглядеться в богословский смысл, чтобы увидеть основу этого древнего церковного установления.

Ближайшие ученики Христовы увидели, как во время молитвы Его Пречистое Тело преобразилось – т. е. стало светлым, как самый свет, являя соединение в Единой Личности Христа Спасителя человеческой природы и Божества, природы Божественной, которая соединилась с человечеством, не изменяя, но освящая, обновляя и преображая ее. Таким образом, в Преображении мы видим именно прославление творения, начавшееся в момент Боговоплощения и обретшее свою кульминацию в воскресении из мертвых и вознесении на Небо Христа Спасителя.

Благодаря великой тайне соединения Бога и человека – главной Тайне Нового завета, все творение обретает возможность причастия потокам Божией благодати, Божией милости и Божией славы. С того времени, когда сам Творец, выступая из глубин Своей Предвечной непостижимости Своей неотмирности, добровольно ради нашего спасения входит в область Своего собственного творения, добровольно становится Тем, чем не был – тварным человеком, все творение перестает быть чужим Богу. Господь Своими нетварными энергиями пронизывает все творение, и потому в эти святые дни мы празднуем знамение нашего осияния Божественной благодатью, нашего возвращения к Богу. А в знак того, что все творение, вся природа уже не отвергнуто и проклято, но освящено и благословлено Богом, в эти теплые августовские дни Церковь освящает дары природы, появившиеся благодаря стараниям рук человека, знаменуя этим, что вся природа причастна к Божественной радости.

В таком освящении плодов присутствует высокий смысл. Богу приносится именно то, что Он дал нам – плоды земли, которая произрастила их, повинуясь повелению Господа. Будучи частью Божественного творения, плоды: овощи и фрукты, необходимые для нашей жизни, конечно же, принадлежат Творцу. Но они не смогли бы вырасти без помощи человеческой, без труда благословенных рук земледельцев. Точно так же и наше спасение – это, конечно же, Божественный дар, но осуществление его возможно только при участии человека, и притом участии деятельном. Мы с Вами не только свидетели нашего спасения, нам следует усвоить Божественный дар, сделать его своим. А для этого необходим подвиг – подвиг аскетического делания, подвиг борьбы со своими грехами. И такому подвигу учит нас святой пост, центром которого становится праздник Преображения.

Протоиерей Андрей Николаиди

pravlife.org

Как празднуют и что освящают в Преображение Господне 19 августа 2019 года

Что освящают на Преображение Господне 19 августа 2019 года, что можно и что нельзя делать в этот церковный праздник стоит узнать каждому человеку перед грядущим торжеством. Яблочный Спас, являющийся вторым названием праздника Преображения Господнего, также примечателен особенностями своего празднования.

Что освящают на Преображение Господне 19 августа 2019 года

Церковный праздник Преображение Господне обрело также и народное название, звучащее как Яблочный Спас. Стоит отметить, что такое название было выбрано не случайно, ведь оно напрямую связано с традициями данного торжества. В день 19 августа принято освящать яблоки и виноград, ведь ещё издавна считалось, что созревание плодов в конце лета — это ничто иное, как награда за целый год тяжелого труда. Именно поэтому в Преображение Господне принято освящать эти плоды, ведь таким образом церковь освящает все земные труды Божьей благодатью.

Кроме яблок и винограда, в церковь также принято брать сливы, груши, персики, различные овощи, соль, хрен и хлеб. Разрешается также положить в корзину немного меда, полевые цветы и пучок колосьев пшеницы и ржи, таким образом прославляя богатое разнообразие природы. Освященными фруктами принято угощать детей и нуждающихся, ведь считается, что чем больше человек раздаст яблок, тем благосклоннее к нему будет судьба.

Что можно и нужно делать на Преображение Господне 19 августа 2019 года

В этот великий церковный праздник первоочередной необходимостью является посещение праздничной литургии. Затем, следует освятить в церкви виноград и яблоки, а также другие разрешенные продукты. Примечательно, что народные придания гласят о волшебной силе первого освященного яблока, надкусывая которое можно загадать желание и оно обязательно сбудется.

Ещё одним необходимым действием в Преображение Господне считается посещения кладбища, на котором необходимо помолиться о душах усопших родственников и раздать нуждающимся освященные продукты. Если же нет возможности навестить кладбище 19 августа, следует подать записку с именами усопших для поминания во время панихиды в храме.

Что нельзя делать на Преображение Господне 19 августа 2019 года

В день Преображения Господнего запрещено:

  1. Ругаться и сквернословить
  2. Есть мясные блюда
  3. Употреблять молочные продукты
  4. Напиваться

Стоит отметить, что ранее нельзя было есть яблоки до самого Преображения Господнего, ведь это считалось грехом. Однако, в нынешнее время уже разрешается есть яблоки до торжества. Работать в Яблочный Спас также не рекомендуется, но, если нет возможности отложить работу на другой день, тогда выполнение работ допускается.

rsute.ru

Обсуждение:Преображение Господне — Википедия

Мне было бы очень люботытно узнать, по каким именно соображениям местом Преображения может считаться упомянутая Кесария, не имеется ли в в виду современная Кейсария, но эта расположена совсем не в предгорьях Хермона (Ермона).

Цитата 1: "Отмечается Православной церковью с IV века 6(19) августа..."

Цитата 2: "Православная церковь перенесла празднование на август..."

До XI века от Церкови Христовой еще не отделились католики, поэтому предлагаю исправить этот момент.

В художественной литературе[править код]

Я добавил раздел:

В художественной литературе "Август", стихотворение Бориса Пастернака

По-моему, раз есть раздел "В изобразительном искусстве" должен быть и в литературе.Lkitrossky 17:44, 25 декабря 2007 (UTC)

В этом стихотворении всего лишь две строки про Преображение и то не о самом событии, а изобразительное искусство использует весь сюжет данного события. Поэтому не надо пытаться все делать по аналогии. --Testus 00:49, 26 декабря 2007 (UTC)

Поэт сообщает нам, что преображение бывает и с другими, в частности с ним самим. По-моему, это интересная, тонкая и важная мысль, к тому же великолепно выраженная. По-моему, стОит оставить, чтобы поместить евангельский эпизод в более широкий контекст.

Можно ещё добавить, что первое описание преображения встречается в апокрифической книге Ханоха (Еноха), это ещё расширит контекст, и придаст академичности. Википедия, ИМХО, не рупор одной религии, а источник знаний. -- Lkitrossky 07:27, 26 декабря 2007 (UTC)

Преображение Господне статья называется - какая книга Еноха? Вы что-то уже сами запутались. --Testus 07:28, 27 декабря 2007 (UTC)
Я думал дать литературные аналогии, возможно про других. Не хотите - не надо. Оставьте хотя бы раздел "В художественной литературе" пусть и пустой. По-моему, использование Пастернаком образа преображения, включая дату, подпадает под рубрику, но решайте сами.Lkitrossky 12:48, 27 декабря 2007 (UTC)
Хороший пример с разделом "В художественной литературе"есть в статье Пасха, Пастернак не упоминает ничего кроме даты, это маловато для того чтобы этот стихотворение в статью Преображение Господне поставить. Спасибо за попытки дополнить статью, надеюсь я Вас не обидел. --Testus 05:15, 28 декабря 2007 (UTC)
я не понимаю прежде всего, почему нельзя оставить хотя бы пустой раздел: "В литературе" или даже "в светской культуре", как в случае Пасхи. Именно там есть много примеров, причём даже из одной строчки. Далее, Пастернак приводит дату, причём по-старому, и использует образы, так что, как говорится, сам Бог велел. Обиды никакой нет, мы оба хотим энциклопедии добра.Lkitrossky 18:09, 29 декабря 2007 (UTC)
Вы знаете почему раздел про изобразительное искусство до сих пор ненаписан? Сюжет непопулярный для живописи, я его здесь по привычке как во многих других статьях что я пишу создал. Про какие-то особенности светской культуры, связанные с Преображением Господнем, мне на ум ничего не приходит? А про Пастернака - давайте тогда если в стихотворении есть слово "май" добавлять его в статью про этот месяц, а если есть слово "река", то тоже в соответствующую статью добавим. Я был бы рад написать что-то из разряда Преображение и культура, но притягивать за уши что-то лишь бы было я не считаю правильным. И бежать по всяким глупостям подавать заявки на арбитраж ей Богу некрасиво. --Testus 15:59, 30 декабря 2007 (UTC)
Почему - некрасиво? Я недавно в Вики, даже интересно, как арбитраж работает, если уж наметилось несогласие. По сути дела - раз праздник упоминается, и ещё используются его образы, то это и есть праздник в культуре. В статье Пасха тоже, например, числятся, Мастер и Маргарита, где Пасха как таковая вообще отсутствует, если не считать Иерусалимских глав, да и там не та. Но, поскольку, она играет роль, то... Также и здесь.Lkitrossky 00:22, 31 декабря 2007 (UTC)
Арбитраж такими глупостями тут не занимается. А если Вы недавно здесь - посмотрите как выглядят статьи получившие статус хороших или избранных и пишите такое же. Сейчас же у Вас невнятная цель добавить стих и ссылку на ветхозаветный апокриф в статью которая с ними не связана и лучше от этого не станет. Вы бы еще в статью про Исламскую революцию в Иране 1979 года, что 11 февраля отмечается добавили бы стих Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать...". Тут не я один такой "вредный", просто есть участники, которые любят все валить в одну кучу что созвучно, а есть более придирчивые. Давайте закроем этот затянувшийся диалог и будем просто писать хорошие статьи! P.S. посмотрел Вашу страницу участника - ну зачем Вас христианская тематика, это же не Ваше. --Testus 05:14, 31 декабря 2007 (UTC)
От апокрифа я отказываюсь, действительно не при чём. А стихотворение явно при деле. Христианская тематика - моё в том смысле, что человек выросшей в определённой культуре обязательно испытывает влияние. Ещё больше это касается опосредованноговлияния через культуру, не обязательно строго религиозную. Именно поэтому, считаю важным отразить влияние религии в общей культуре, что ИМХО соответствует задаче Википедии. Я не понимаю вашего упорства - в кои веки нашёлся человек, который пишет про важный христианский праздник, пусть и в применении к поэзии, и такими прекрасными стихами, а Вы держите и не пущаете. Другой бы радовался. Добавил ссылку на стихотворение Рождественская Звезда в статью Рождество.Lkitrossky 07:15, 31 декабря 2007 (UTC)
Давайте так - вы добавляете не просто ссылку, а с текстом в стиле: "Тематика Преображения Христова нашла свое отражение в светской культуре, например в художественной литературе. К ней обращались...... Примером их творчества на данную тематику является......". И я тогда буду спокоен, что это не просто ссылка для того что бы было, а действительно дельное дополнение статьи. Ведь просто ссылку без контекста может удалить и любой другой участник проекта и Вам опять придется вступать с ним в дискуссию. На счет Рождества - там столько можно из художественной литературы примеров написать. --Testus 07:25, 31 декабря 2007 (UTC)
Сделал по-Вашему. В Рождество, возможно, стОит поставить шаблон, что это - только начало, типа {{planned|dedicatedto=Рождество в светской культуре}} или что-то подобное, Вам виднее. Конечно, материала - непочатый край. Но указанное стихотворение - признанный шедевр, так что начало есть. Заболоцкий говорил, что эти стихи надо повесить на стену, и проходя снимать шляпу.Lkitrossky 07:43, 31 декабря 2007 (UTC)
Я бы поставил - меньше шансов что все вырежут. Но если есть идея то надо писать, а не добавлять всего лишь строчку и шаблон. Да и что Вы все про Пастернака. Про Рождество есть более яркие и значимые произведения - тот же Гоголь, Диккенс (его имя у англичан всегда с Рождеством ассоциируется) и т.п. --Testus 07:55, 31 декабря 2007 (UTC)
Блажен муж, который может сесть и написать статью для энциклопедии. Не будучи на это горазд, я действую иначе - "странствуя по свету, я не закрываю глаз" (O.Генри). То есть, если вижу что-то интересное, вставляю в энциклопедию. Таким образом, удаётся пополнить и русскую, и ангийскую Вики. Так вот, сейчас я много читаю стихи, и, если что подходит, добавляю. Пример: Verse about Bonhoeffer. Про него узнал, читая Одена. Lkitrossky 09:34, 31 декабря 2007 (UTC)

Иван Шмелёв, «Яблочный Спас», Александр Блок, «Преображение». С уважением, --Borealis55 15:06, 17 августа 2010 (UTC)

=========================================================[править код]

Может быть, есть смысл добавить раздел "В музыке" или еще как-нибудь. Просто жалко, что не упомянуто прекрасное произведение Арнольда Шёнберга - струнный секстет «Просветлённая ночь» ор. 4 (1899). По-английски "Transfigurated Night", по-немецки "Verklärte Nacht" 79.183.146.121 09:19, 18 июня 2008 (UTC)

Почему администратор снёс мою правку? Oleg 09:01, 16 декабря 2009 (UTC)

Вопрос снят. Oleg 09:07, 16 декабря 2009 (UTC)

в библии сказано кто добавит или онимет от книги сей у того отниметсяФайл:Не умничайте|обрамить|центр|гари лев 

' [[]]

Полужирное начертание[править код]

Кто-нибудь сверьте текст Ефрема Сирина: можно ли там править Е на Ё («вознесся»)? С уважением, --Borealis55 18:02, 19 августа 2010 (UTC)

В исходном тексте отображены представления узкого круга современных богословов [1]. Очевидно, не соответствует действительности утверждение: "Однако большинство[2] современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон".

При этом общепринятая в церкви (как православной так и католической) точка зрения на гору Фавор, как место Преображения упоминается как реликт, на фоне безусловного преимущества точки зрения Баркли.

В статье ошибочно толкуется развитие предания о месте Преображения: возникновение предания связывается с паломничеством св. Елены. Но во время своего паломничества св. Елена только "оформила" предание существовавшее в церкви, источником которого были сами апостолы - очевидцы Преображения.

Предлагаю обеспечить разумное равновесие: во первых изложить преобладающую точку зрения на вопрос, во вторых указать существующую альтернативную точку зрения и оценку этой точки зрения. — Эта реплика добавлена участником SergeySch (о • в) 22 августа 2018 (UTC)

  • предлагаю вам изложить свою точку зрения в энциклопедическом, а не дискуссионно-пропагандистском стиле и каждое утверждение подтвердить авторитетным источником, поскольку ваши личные убеждения с моей точки зрения не являются абсолютной истиной--LukaE (обс.) 12:18, 22 августа 2018 (UTC)
    • согласитесь, что точка зрения представленная в статье отражает частную позицию, не отвечает требованиям к энциклопедическому стилю и не может приниматься как "абсолютная истина". Моих личных убеждений в предложенной правке нет, я только постарался дополнить статью сведениями об общеизвестной точке зрения. Если у вас вызывают сомнение какие -то пункты предложенной правки, я готов их обсуждать, совместно поправлять, но не вижу причины отменять всю предложенную правку... В последней правке я постарался учесть Ваши замечания, посмотрите пожалуйста внимательно и укажите не устраивающие Вас "полемические" позиции. — Эта реплика добавлена участником SergeySch (о • в) 22 августа 2018 (UTC)
      • Вы не привели ни одной ссылки к своим не утверждениям. Те две сноски, что вы привели в этом разделе на СО, ваши слова не подтверждают. Вносите в статью только подтвержденную АИ информацию. Это все.--LukaE (обс.) 00:57, 23 августа 2018 (UTC)

Не совсем понятно, что вы имеете в виду, при последней правке я постарался учесть сделанные вами замечания и расставил ссылки. Вы как-то все в общем пишете. Давайте все - таки по пунктам

          • До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. Однако в церковном Предании сохранилось представление о горе Фавор, как горе Преображения[источник не указан 527 дней][3].

здесь ссылка на брошюру епископа Александра (Милеанта), который пишет: "Гора, на которой произошло Преображение, не называется евангелистами по имени, но древнее предание единогласно указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее, и на ней молился. Высотой почти в один километр, гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями".

          • Из ранних письменных указаний на традицию почитания Фавора как места Преображения следует упомянуть сочинение Оригена «Комментарий на 88-й псалом».[источник не указан 527 дней][4]

Здесь ссылка на книгу известного православного богослова П. Малкова, который пишет: "В том, что Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор, были убеждены Ориген (III век, «Комментарий на 88-й псалом»), святитель Кирилл Иерусалимский (IV век, «Огласительные поучения»), святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (V век, «Слово на Преображение»). Именно поэтому святые отцы согласно именуют явленный Господом во время Его Преображения Божественный Свет — Фаворским Светом".

Взойдем на гору Фавор и увидим там жилище Спасителя, не как хотелось когда-то Петру, с Моисеем и Илиею, но с Отцем и Духом Святым

блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Маркелле от имени Павлы и Евстохии, о святых местах. (Ep. XLVI)

Здесь прямые ссылки на письма св. Иеронима в которых говорится о его паломничестве на Фавор и цитата из одного письма.

Здесь прямые ссылки на упоминаемый труд свт. Прокла.

          • Елена, мать римского императора Константина посетила Фавор с паломничеством в 326 г. По её указанию на горе Фавор был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения апостолов, Петра, Иакова и Иоанна.

Это общеизвестный факт

Показав изменение человечества при втором и страшном Твоем пришествии со славою, Ты преобразился на горе Фаворской, и Моисей и Илия беседовали с Тобою. И Ты призвал троих учеников, и (они) поразились, увидев славу Твоего блистания, Владыко. Ты, осиявший их Своим светом, просвети души наши.

Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Седален. Глас 4.[8]

Здесь в тексте прямое указание на АВТОРИТЕТНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК - тексты почитаемых отцов церкви (православной и католической), ВХОДЯЩИЕ В БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ОБИХОД, т.е. безусловно принимаемые всей православной и католической церковью и цитата из этого источника.

          • В современном протестантском[источник не указан 527 дней] богословии[9] в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:

Не понятно в чем ваше сомнение, это же ссылка ваш собственный источник. Основной представитель этой группы - Баркли - авторитетный протестантский богослов. При этом, это мнение именно протестантских богословов, т.к. мнение епископа Кассиана - не соответствует позиции православной и католической церквей, т.о. Ермонская гипотеза не может считаться общепринятым в "современном богословии".

К сожалению позиция Баркли не так известна и не так значима, чтобы ее критиковали авторитетные богословы. Здесь затруднительно привести авторитетный источник, полагаю это не исключает возможности привести в статье факты, которые показывают необоснованность мнения Баркли и еп. Кассиана представленного в статье:

          • Православные комментаторыОшибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указан указывают на то[источник не указан 527 дней], что У. Баркли не приводит подтверждения мнения о том, что на горе Фавор располагалась мощная крепость и большой замок[9]. Укрепление на вершине горы было возведено в 67 году, во время Первой Иудейской войны, при этом описывая строительство укрепления Иосиф Флавий не упоминает присутствия на горе крепости или замка[10]. Говоря о том, что были густо населены окрестности горы[9] У. Баркли не приводит доказательств того что была заселена сама гора, на которой отсутствуют водные источники [10][источник не указан 527 дней].

Здесь ссылка на рассказ Иосифа Флавия о строительстве укреплений на Фаворе в 67 году, т.е. через 34 года после события Преображения. Гора Фавор не могла быть густо заселена, т.к. на ней отсутствовали водные источники, о чем также говорится у Иосифа Флави, который пишет, что во время осады защитники горы, страдавшие от недостатка воды, предали себя вместе с горой в руки римлян

          • Полагая, что гора Ермон, при большой высоте (ср. «высокая гора»: Мф. 17:1, Мк. 9:2), создавала благоприятные условия для полного уединения[2][11], сторонники концепции, вместе с тем, указывают, что Преображение "не могло произойти на самой вершине горы: гора слишком высока для этого", так что "Преображение, должно быть, произошло на отрогах прекрасной и величественной горы Ермон". [9].[источник не указан 527 дней]

Здесь сопоставление собственных утверждений сторонников "Ермонской" версии, которые с одной стороны, говорят о предпочтительности Ермона по высоте (еп. Кассиан), с другой стороны, говорят что Ермон слишком велик, чтобы Иисус с учениками могли подняться на его вершину (Баркли).

          • Хронология евангельских событий предшествовавших Преображению (Мф. 16:13, Мк. 8:27, Лк. 9:18) не препятствует тому, чтобы считать местом Преображения гору Фавор. События разделяют шесть дней, при этом расстояние от Кесарии Филиповой до Назарета расположенного у подножия Фавора составляет около 100 км.

Здесь элементарные соображения о хронологии описанных событий: расстояние между Кессарией (Филиповой) и Назаретом без труда проходится пешком за 3-4 дня.

  • Коллега SergeySch, ознакомьтесь, пожалуйста с правилами ВП:АИ, ВП:ОРИСС и ВП:ПРОТЕСТ. Ваши действия тут укладываются в эти три правила. Если вы с ними ознакомитесь, то дискуссия сама прекратится. Возможно, что вы найдете и сможете добавить в статью что-то более приемлемое. Пересказывать правила я не буду, вы сами в состоянии их прочесть. А портить статью не надо, не для того она создавалась. От вас нужен АИ - не древняя брошюра а что-то вроде современного учебника богословия, богословской статьи и т. п. на утверждение, что в православном богословии горой Преображения считается исключительно именно Фавор, а не Ермон. Ударение на слово исключительно, поскольку вы на этом бездоказательно настаиваете. А приведенные вами цитаты из "отцов" мало того, что не являются в данном контексте АИ, так они еще ничего и не доказывают, поскольку православное богословие может иметь разные точки зрения на этот вопрос--LukaE (обс.) 22:21, 25 августа 2018 (UTC)
    • SergeySch, пожалуй, разъясню свою позицию. "Отцов церкви", конечно, можно назвать АИ, но только первичными. Но вы настаиваете на том, что представление о горе Преображения как горе Ермон свойственно ТОЛЬКО протестантам, а православные считают ее ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО горой Фавор. С учетом того, что в статье приведена цитата из уважаемого православного богослова Кассиана (Безобразова) (который склонялся к мысли, что гора Преображения - Ермон) ваша позиция требует требует солидных вторичных АИ (желательно, не одного). Что такое вторичные АИ я сказал - в данном контексте, это современный богословский труд или учебник, богословская статья в солидном издании, солидный справочник или энциклопедия (но даже православная энциклопедия Брокгауза и Ефрона, по ряду причин, на мой взгляд не всегда может считаться АИ и может быть оспорена). Если же вы будете проталкивать свою точку зрения любой ценой, без ссылок на вторичные АИ, то на мой взгляд, это будет ВП:ОРИСС и ВП:ПРОТЕСТ, и настаивание на этом может иметь для вас неприятные последствия.--LukaE (обс.) 05:26, 26 августа 2018 (UTC)
        • Я прошу простить меня за спешку при выполнении правки. Выше я привел подробные ответы на ваши замечания, при редактировании постарался максимально сохранить ваш текст.

Я прошу вас учесть, что мы с вами обсуждаем вопрос имеющий в православии и в католицизме многовековую богословскую традицию. При этом, я излагаю основанную на Церковном Предании общеизвестную позицию, которую разделяет православная и католическая церковь, подтверждением чего является корпус святоотеческих текстов, церковная гимнография, существование монастырей на горе Фавор, тексты об фаворском свете и прочее. Название горы на которой произошло преображение не является предметом дискуссии в православии, католицизме, у коптов, в армянской церкви. Для обеспечения формальных требований, я привел в своем тексте ссылки на публикации православных богословов еп. Александра(Милеанта) и Петра Малкова, эти ссылки можно множить, приводя ссылки на многочисленных толкователей Св. Писания есть ли в этом смысл?

При подготовке раздела Вы использовали текст который Денис Гостев подготовил для христианского информационно-просветительского портала Слово для тебя. Не думаю, что этот источник превосходит в качестве АИ статьи Православной энциклопедии и аналогичных католических изданий. Позиция упоминаемого Денисом еп. Кассиана является частным мнением этого богослова, он разделяет позицию Баркли и читатель может соглашаться с его аргументами, но это не основание считать ермонскую версию принятой в православном и католическом богословии. Нет православных или католических монастырей на Ермоне, а неделю назад православные праздновали Преображение и во всех православных храмах многократно звучали слова тропарей, кондаков и канонов о восхождении Господа на гору Фавор.

Вы должны признать, что существует разница между тысячелетней церковной традицией и текстом евангельского комментария опубликованного Баркли 100 лет назад. Именно версия Баркли является в этих условиях дискуссионной, требующей ясных доказательств.

Для устранения возникших противоречий предлагаю поменять структуру текста. Выделить православную позицию и позицию Баркли, как отдельные разделы, без соподчинения. Я буду отвечать за первую, вы - за вторую. Предлагаю Вам выполнить такую правку, привести в порядок Ваш раздел.

          • Я не знаю, кто и зачем вставил туда Дениса Гостева. На самом деле это просто выжимка из Википедии (из данной статьи). Возможно, так отреагировали на то, что статья ссылается на авторитет Попова. Но от вас все равно нужны вторичные АИ, а их нет. --LukaE (обс.) 07:52, 27 августа 2018 (UTC)
        • Я хочу еще раз повторить, что для православия имеющего тысячелетнюю традицию авторы 3-10 вв говорящие о Фаворе являются ВТОРИЧНЫМИ АИ, так же как для протестантов вторичным АИ является Толкования Баркли, в которых появилась Ермонская версия. Эти авторы, Ориген, бл. Иероним, свт. Григорий Палама - почитаемые в церкви УЧЕНЫЕ - богословы. Их прославление в лике святых - отражает авторитет их писаний в церкви, однако не переводит их трудов в категорию Первичных источников.

Я еще раз повторю, в православии вопрос о Фаворе не является дискуссионным, поэтому практически нет работ посвященных анализу иных версий. Ответ на этот вопрос, основанный на хранившемся от апостольских времен Предании Церкви, был зафиксирован материально в 3 веке, когда св. равноапостольная Елена воздвигла храм на Фаворе. Ее действия стали оформлением богословского консенсуса, существовавшего в церкви. Последующие поколения православных УЧЕНЫХ-БОГОСЛОВОВ от Иоанна Дамаскина и Григория Паламы и до наших современников принимают этот ответ. В толкованиях говорится о Фаворе, о Фаворском свете, как о само собой разумеющемся, общеизвестном факте.

Тем не менее, учитывая Ваше замечание, кроме ссылок на эти источники я привел в тексте ссылки на публикации двух известных современных православных богословов доступные в сети :

  • «Преображение Господне» Петра Малкова - заведующего кафедрой Теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент; специалиста в области догматического богословия, патрологии [13].

Это не какие-то особые источники, число подобных источников можно умножать.

Вот цитата из книги "Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов" выпущенной в 19 в.[14]: "Из всех гор Палестины нет прекраснее горы Фавор. Одиноко стоит она в долине Эздрилонской, верстах в семи от Назарета, пустынная, круглая, по выражению нашего древнего путешественника, «яко стог среди поля» (игумен Даниил), вся покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, как дивное подножие во славе преобразившегося на ней Господа. Сюда из пределов Кесарии Филипповой и пришел Иисус Христос через шесть дней – ПО ПРОШЕСТВИИ ДНЕЙ ШЕСТИ, после беседы о крестоношении",

Вот цитата из книги архиепископа Аверкия (Таушева) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Четвероевангелие [15]: "Господь взял ближайших и довереннейших учеников Своих, которые были всегда с Ним в наиболее торжественные и важнейшие моменты Его земной жизни, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их «на гору высоку едины». Хотя Евангелисты не называют этой горы по имени, но древнее христианское предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов покрыта снизу и до середины прекрасной растительностью и с вершины ее открываются прекрасные виды на весьма далекое расстояние".

По этим работам сегодня изучают Евангелие в православных учебных заведениях.

Я включил эти ссылки в текст и т.о. утроил количество ссылок на авторов, называющих Фавор горой Преображения.

Я не буду возражать, если вы удалите подраздел "Противоречия Ермонской версии", однако, при этом необходимо дополнить Ваш текст АИ, т.к. приведенные вами источники по сути не содержат ни описания происхождения, ни обоснования ни сведений о распространении Ермонской версии в современном богословии.

У Баркли критика Фаворской версии ограничивается словами "маловероятно, скорее даже невозможно" и ни чем не обоснованным упоминанием "мощной крепости и большого замка" на вершине горы Фавор, при этом он тут же приводит доводы исключающие возможность подняться на вершину горы Ермон. Второй цитируемый Вами автор (еп. Кассиан) ссылается на некие "возражения ученых", при этом тут же пишет, что Ермонская версия "тоже не свободна от возражений". Кроме этих двух источников вы ссылаетесь на выступление Попова.

Я не специалист по протестантскому богословию, но приведенных у Вас ссылок на АИ маловато даже для того, чтобы считать изложенную гипотезу общим убеждением всего современного протестантского богословия. Вот, к примеру, ссылка на сайт церкви "Фавор" относящейся к Церкви христиан веры евангельской (Пятидесятники), [16], вряд ли члены этой церкви согласятся с изложенной Вами версией. Т.ч. можно утверждать, как я и указал в своей правке, что Ермонская версия принимается только НЕКОТОРЫМИ протестантскими богословами и разделяется православным еп. Кассианом. В этих условиях, описывая Ермонскую версию необходимо не распространять ее на ВСЕ СОВРЕМЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ а четко обозначить (приводя ссылки на АИ) тот круг современных богословов (Церквей), которые ее принимают.

  • Предупреждаю вас, что в связи с вашим полным игнорированием моей аргументации вопрос вынесен на посредничество и любые ваши правки в статье будут отменены мной до вынесения итога посредника. --LukaE (обс.) 14:25, 27 августа 2018 (UTC)
      • У меня такое впечатление, что Вы не читаете моих комментариев. Пожалуйста, ответьте по существу. В актуальной версии включены ссылки на четыре АИ.

ru.wikipedia.org

Предпразднство Преображения Господня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве.

Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. "Но как это возможно? - спросим мы.- Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?" И гора Фавор - далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,- восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.

Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.

Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников (Мф.17,1-2). Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: ... на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.16,18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин.3,18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.

Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин.16,33). Только дерзая, мы научимся терпению.

Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.

Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк.9,29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ - этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.

Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь.

Патриарх Пимен (Извеков)

18 августа 1978 года
Москва, Богоявленский собор

azbyka.ru


Смотрите также