Что это обрезание господне


«Что за праздник - обрезание господне у православных?» – Яндекс.Кью

Многие считают, что евреи - это был просто один из народов, который по какой-то причине выделен Богом среди других. Но на самом деле избрание евреев - это не выбор среди уже готовых этносов. Это создание нового этноса. Новое учение, новый зов объединили вокруг себя разноплемённых людей, которым до смерти надоело кланяться сильным мира сего в рамках своих социальных пирамид и которые решили сказать "нет" давлению среды. "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12:1). Документы начала 2-го тысячелетия до н.э. зафиксировали наличие люмпенской группы, попросту сброда, отбившегося от разных высоких цивилизаций. Назывался этот сброд хабиру и встречался он в пограничной зоне между государствами Египта, Сирии, Месопотамии и Малой Азии. Документы хеттов, египтян, вавилонян, финикийцев отзываются о нём с одинаковым отвращением. Это люди без рода без племени, без места в иерархии, без определённых занятий, без своей земли. Их постоянно гоняли то там, то сям, то обращали в рабство, то видели, как они занимаются разбоем. Это были не кочевники, у которых свои жёсткие порядки и своя твёрдая иерархия. Это были именно изверги, которые выпали из системы. Они не захотели кланяться, не захотели иметь предсказуемую жизнь, не захотели иметь тёплое место в рамках громадных цивилизационных пирамид. Всё бросили и ушли куда-то в полупустыню или просто в пустыню. Но давление не ослабло; наоборот, оно только усилилось. Те, кто не подчиняется установленному порядку, внушают страх и ярость. Во-первых, они посягают на всевластие сильных, а во-вторых, угрожают стабильности тысячелетних порядков. Давление может проявляться по-разному, оборачиваясь и кнутом, и пряником. И хабиру-евреи неоднократно поддавались ему, вспоминая своё прошлое и заимствуя порядки у соседей-язычников. Вот почему они завели себе такие строгие законы, такую сложную обрядовую систему, такое брезгливое отношение ко всему инородному - чтобы защитить себя от давления среды. Эти порядки неоднократно забывались и восстанавливались. Когда они забывались, хабиру-евреи попадали в рабство, например к египтянам. Когда евреи вспоминали о трансцендентном Боге, Бог вспоминал о них и выводил их из рабства. Заметьте, не спасал от страданий, а именно выводил из рабства. "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20:2-3).

yandex.ru

Праздник Обре́зания Господня в 2020 году

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.

И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.)

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Седален, глас 4-й

Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды )

Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.

И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)

Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: Тойже.

Песнь 8

 

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)

Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.

И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (Дважды)

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.

И ныне: Тойже.

azbyka.ru

Обрезание Господне в 2020 году - 14 января

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Читайте также — Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.


Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

www.pravmir.ru

Что за праздник Обрезание Господне и что нельзя делать в этот день

Церковь. Храм. Православие

СС0

Что за праздник Обрезание Господне

Согласно Евангелию, на восьмой день после рождения Иисус Христос принят обрезание, пишет «Фома».

По еврейскому закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу и не мог быть причислен к народу Израилеву, объясняет «АиФ». Это был древний обычай.

В книге Бытия говорится, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему, что от него произойдет великий народ. Авраам же на тот момент был бездетным. Когда праведнику исполнилось 99 лет, ему снова явился Бог и сказал:

«Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между мною и вами»

Авраам и его домочадцы исполнили это. Через год жена Авраама родила ему долгожданного сына. С тех пор иудеи (потомки Авраама) обрезали новорожденных младенцев мужского пола в знак своей верности завету с Богом.

Молитва. Свечи. Церковь

СС0

В чем смысл Обрезания Господня

Приняв обрезание, Иисус Христос исполнил закон.

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех», — цитирует pravmir.ru.

Кроме того, праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла ересь «докетизм». Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. То, что в Евангелии говорилось об обрезании Христа, стало важным свидетельством истинного воплощения Бога.

Церковь. Религия. Кадило

СС0

Что нужно сделать в праздник Обрезание Господне 2020

В православные праздники нужно сходить на богослужение в храм.

Что нельзя делать в праздник Обрезание Господне

Многие интернет-ресурсы сообщают о большом количестве запретов, связанных с важными православными праздниками. Якобы нельзя делать уборку, шить, заниматься огородом. Это неправда.

В церкви рекомендуют посвятить праздничный день Богу и близким, но если у человека нет возможности не работать, это не считается грехом. Как и в любой другой день, в праздник не стоит увлекаться приметами, проводить оккультные и магические обряды.

altapress.ru

«Какой смысл праздника обрезание господне?» – Яндекс.Кью

Обрезание (мужское) - ритуал инициации мужчины, вступление в возраст и посвящение Богу. В иудаизме обрезание является обязательным ритуалом, в исламе же этот ритуал может нарушаться. К тому же в иудаизме подробно описано как, кем и какие молитвы нужно читать во время данного ритуала. В исламе же таких подробностей нету. То есть если в иудаизме по канонам удаляется весь капюшон, то в исламе может быть удалена только половина крайней плоти. Христианство в свою очередь отказалось от ритуала обрезания на стадии своего возникновения. Были (есть и сейчас) христианские маргинальные секты (к примеру, в России это была ересь жидовствующих), но о них речь идти не будет.

Касательно гигиены: на сегодняшний день это потеряло всякие санитарные необходимости и целесообразность как таковую. Обрезание возникло в древнем Египте и там обрезание действительно было связано с гигиеной, как и рисование стрелок на глазах сурьмой. Если уж говорить о медицинской "доказанной учеными" пользе - это миф, который никак нигде и ничем не доказан и доказан быть не может. Любое членовредительство для человеческого тела уже является отклонением от нормы, если конечно мы не имеем ввиду хирургическое вмешательство естественно. Удаление капюшона мужского органа конечно не фатально для мужчины, хотя последствия все-таки есть, но говорить о том, что так лучше - глупость редчайшая и связана она с тем, что приверженцы данного ритуала (религия по своей сути иррациональна) пытаются оправдать свой ритуал за счет науки (найти рациональность). Данные поиски ни разу еще положительным результатом для верующих не закончились.

Обрезание (женское) - аналогично как и у мужчин, однако, в женском обрезании не было и нет никаких санитарных нужд, а так же женское обрезание делает из полноценной женщины инвалида, она теряет возможность получать удовольствие. В архаичном диком обществе проблематика женского обрезания напрямую связана с проблематикой рабства. Если женщина рабыня, то зачем ей удовольствия? Она рабочая сила и скот по логике рабовладельцев. Многие исламские маргинальные мыслители высказывают мысль, что мужчина более чист и свят, нежели женщина, т к женщина более греховна, по этому ее "очищают от грехов". Тут явная тенденция сексизма. Данное связано не с вероучением ислама (все же отношение к женскому обрезанию категорически негативное), сколько с дикостью неокультуренных стран Африки и Востока. Существуют еще маргинальные секты и культы в Южной Америке, где женское обрезание так же практикуется (женский половой орган олицетворяется с жалом скорпиона - жреческая проституция), но это уже вне ислама.

yandex.ru

Почему мы празднуем Обрезание Господне? Что это за праздник?

Праздник Обрезания Господнего проходит часто для нас незаметно.

Очень много духовных событий совершается в данный период. 13 января по новому стилю (31 декабря ст. ст.)  отдание праздника Рождества Христова, а 14 января по новому стилю (1 января ст. ст.) мы празднуем и Обрезание Господне, и день памяти святителя Василия Великого, и Новый год. 15 января уже начинается предпразднство Крещения Господня.
Потому нам нужно не оставить без внимания праздник Обрезания Господнего. Ведь если он есть, значит важен.

Ветхозаветное обрезание крайней плоти у младенцев мужеского пола древних евреев – Божье установление. Оно записано в Книге Бытие: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10, 11).

Обрезание являлось символом будущего новозаветного Таинства Крещения. Смысл его в жертве, которую одновременно приносит Господь за нас и мы должны принести Ему, отдавая свое сердце. Суть Таинства Крещения, как, впрочем, и обрезания, состоит в смерти ветхого человека и воскресении нового духовного существа.

Потому в Крещении вода – это символ земли, а земля – символ смерти. Трижды при погружении в крещальную купель человек умирает и трижды воскресает во имя Святой Троицы в новую духовную жизнь с Христом. Конечно же, этот догмат раскрылся в полной мере только в Новом Завете в Таинстве Крещения, в Ветхом Завете в обрезании был лишь намек на этот полноценный всепрощающий союз с Богом.

Обрезание крайней плоти также символизировало умерщвление ветхого человека и  восстановление обновленного духовного существа. Это был своеобразный шаг в небо – к Богу. И тогда ветхозаветный еврей в полной мере становился членом святого богоизбранного народа.

У евреев обряд обрезания совершался на восьмой день в Иерусалимском храме. При этом мальчику сразу же нарекали имя.

То же случилось и с Господом нашим Иисусом Христом. Почему? Ведь Спаситель не нуждался в обрезании как символе соединения с Господом, Он Сам был Богом.  Но Христос лично отвечает на этот вопрос: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). То есть Иисус показал нам, что не нарушить пришел Он ветхозаветный закон, но исполнить (Мф. 5:17).

Само же событие Обрезания Господнего записано в Евангелии от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

То есть Господь нам показал, что в Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, что не революции Он пришел устраивать, но окончить времена и сроки. И Ветхий Завет в Нем логически завершился. У человечества началась новая эпоха.

Кроме того, Господь был обрезан для того, чтобы в будущем пресечь различные еретические учения (например, докетов или монофизитов), которые не признают в Христе человеческой природы. Он же нам открыл, что имеет в Себе двойственную природу – Божью и человеческую, соединенную в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (догмат IV Вселенского Собора). То есть Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Который обрезывался, крестился, кушал, дышал, страдал и прочее.

Также Спаситель своим примером говорит нам о том, что и мы прежде своих духовных подвигов должны подчиняться церковному закону. На этом краеугольном камне зиждется основа нашего спасения, начинается наш путь в небеса. Послушание Божьему закону, выраженному в Священном Писании, в Предании, в церковных Уставах и догматах – то, чего от нас требует Господь. Он, в том числе и своим обрезанием, показал нам пример исполнения заповедей Небесного Отца, став послушным Ему даже до смерти крестной.

Вот почему так страшно непослушание, и в первую очередь непослушание раскола, ереси. От человека, впавшего в подобные грехи, отходит благодать Божья, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Мы же, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28, 29).

Наше обрезание сердца – это дела веры, послушания, милосердия и любви. Вот к чему призывает нас Господь.

Иерей Андрей Чиженко

pravlife.org

история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми. Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама. Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.

В чем суть обряда

Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.

Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.

Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.

На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.

Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте. Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.

  • В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
  • Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
  • К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.
Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.Обрезание Господне

История празднования

На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.

Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в эти праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры. Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением. Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.

О других двунадесятых праздниках:

Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.

Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.

Интересно! Христианская вера породила огромное влияние и быстро распространялась в цивилизованном мире. Первыми, кто истинно принял эту религию, стали еврейские общины, жившие в Средиземноморье. Вскоре в христианство стали обращаться и язычники. Однако некоторые из них уже были обрезаны в первые дни жизни, что вносило недоразумения в ритуалы посвящения.

Предмет торжества и богослужения

Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.

Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.

На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):

  • Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
  • Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
  • Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
  • Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
  • После божественной литургии совершается молебен на Новый год.

Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков. Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам. Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.

Иконография торжества

Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.

Читайте о святом:

Святитель Василий Великий
  • На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
  • Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
  • Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
  • Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.
Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления. Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.

Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год. Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.

Посмотрите видео о празднике Обрезания Господня

molitva-info.ru

Обрезание Господне - что это? Обрезание Господне: история праздника

Основные события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При обрезании крайней плоти Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить церковный праздник и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, — восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство — вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя — намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. Апостол Павел в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей Юлианский календарь, празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение — литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо религиозного ритуала. Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор — «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.

nlo-mir.ru

Обрезание Господне - что это? Обрезание Господне: история праздника

Основные события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При обрезании крайней плоти Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить церковный праздник и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, - восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство - вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя - намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. Апостол Павел в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей Юлианский календарь, празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение - литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона - закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо религиозного ритуала. Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор – «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.

fb.ru

14 января — Обрезание Господне

Обрезание Господне (полное название праздника — По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) отмечается Русской православной церковью 14 января.

История празднования

На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание

Обрезание в качестве обряда посвящения божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом:

Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой. (Быт. 17:10—14)

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии:

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк. 2:21)

Традиция нарекать имя младенцу на восьмой день после рождения сохранилась у христиан. Существует обряд наречения имени на 8 день и специальные молитвы на этот случай. 

Значение праздника

Пройдя обряд Обрезания, Иисус Христос показал, что Новый Завет не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, и Он соблюдает его

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Смиренно пройдя обряд Обрезания, наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И таким образом доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского, Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных.

В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих крестится. В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

Богослужение

Обрезание Господне соединяется с памятью святителя Василия Великого

Христиане чтут и славят это великое чудо — готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания. 

Обрезание Господне — Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе святителя Василия Великого.

Совершается всенощное бдение, полиелей поётся святителю, «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому. Читается Иисусова молитва.

Молитвы

Тропарь и кондак к празднику
  • Тропарь Обрезанию, глас 1: 

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

  • Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3: 

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак въедается в тело, растёт за счёт его, и лишь тяжёлая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым. Потому что, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие. Мы должны постоянно, ежедневно и даже ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию. 

Читайте также:

.

hramy-janevo.ru

Обрезание Господне: что отмечают православные в этот день | Справка | Вопрос-Ответ

14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне в память о том, как на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос принял обрезание. В этот день Ему было дано имя Иисус, которое предрек Деве Марии Архангел Гавриил при Благовещении. Назвать младенца Иисусом повелел Иосифу Обручнику и ангел, сообщивший ему, Кого носит во чреве Мария.

История праздника 

Согласно ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, то никто из народа Израилева не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.) Ветхозаветное обрезание считается прообразом христианского крещения – потому что крещаемый, как и обрезаемый, заключает завет с Богом.  

Поэтому в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало до прихода волхвов и бегства в Египет, Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель). По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. 

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30).

Традиции празднования 

Христиане празднуют Обрезание Господне, начиная с  IV века.  Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 14 января по новому стилю.

Обрезание Господне празднуют в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.

Васильев день. Новогодняя дореволюционная открытка. Россия. Фото: Commons.wikimedia.org

В этот день в храмах после литургии служат молебен о новолетии - это заведено с тех пор, как император Пётр I повелел, считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. 

В этот день было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. В Малороссии вечер перед этим праздником называли «щедрым» - тоже ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. 

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». 

В этот день судили о погоде в предстоящем году: если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты; если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых; если день теплый - богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Смотрите также:

aif.ru


Смотрите также