Церковный праздник преображение


Преображение Господне / Православие.Ru

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: « К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш».После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне»и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

pravoslavie.ru

что означает, приметы и традиции

Один из двенадцати самых больших праздников церковного календаря — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - православная церковь отмечает 19 августа.

Праздник установлен в память о Преображении Господа перед учениками на горе Фавор – в этот день церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.

Евангелисты повествуют

Иисус Христос вместе со своими учениками Петром, Яковом и Иоанном взошел на гору Фавор для молитвы. Пока Господь молился, ученики заснули, а проснувшись увидели, что Иисус преобразился — "лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми".

Рядом с Сыном Божьим они увидели ветхозаветных пророков — Моисея и Илию, которые беседовали с Ним о грядущих искупительных страданиях. В этот момент беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

© photo: Sputnik / S. Zimnokh

Икона "Преображение Господне". XVI век.

Когда видение исчезло, Иисус поведал ученикам, что он призван умереть за грехи человеческие, принеся себя в жертву, но через три дня он воскреснет, а после вознесется на небо. Иисус предупредил учеников, чтобы они никому не рассказывали об увиденном до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Евангелие повествует, это событие произошло за 40 дней до Пасхи, но православная церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.

Что означает Преображение

Это визуальное явление царства Божьего на земле — на горе Фавор апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы.

Праздник Преображения также напоминает людям о необходимости духовного изменения. Согласно учению церкви, Спаситель своим Преображением позволил людям воочию лицезреть перерождение, которое ожидает человека в Царствии Божием.

© photo: Sputnik / Alexander Polyakov

Изображение "Спаса Нерукотворного"

Христос готовил учеников к своей смерти — они должны были увидеть его во славе, чтобы сохранить твердость в час испытаний.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет.

В Преображении Христа показано то новое преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают с Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей.

И тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный несозданный свет, который апостолы видели на горе Фавор.

Традиции и приметы

Во всех действующих православных храмах, в том числе и в Грузии, 19 августа проходят праздничные службы – священнослужители в этот день облачаются в белые ризы, символизирующие вечный Божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

После Богослужения освящаются фрукты. Обычай освящать "начатки плодов" восходит к Ветхому Завету — в Иерусалимский Храм люди несли в гроздья винограда и злаки для благословения и в знак благодарности Богу.

Освящение плодов в день праздника Преображения в христианстве приобрело особое символическое значение — вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В Иерусалиме на Преображение, естественно, освящали виноград. А там, где виноград не растет, его заменили на яблоки. Отсюда и народное название праздника — Яблочный Спас.

В этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда.

© photo: Sputnik / Vladimir Rodionov

Базилика Преображения Господня на горе Фавор

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост (14 —27 августа), но ради торжества Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Считалось, что в Яблочный Спас фрукты обладают чудодейственной силой. Поэтому, традиционно, хозяйки к празднику готовили самые разные блюда на основе яблок — пирожки и пироги, варенье, компот, кисель, печеные яблочки и угощали родных и близких.

Смотрят в Яблочный Спас и на погоду — в старину говорили, что январь будет такой же, как и Второй Спас.

Если на Преображение Господне погода стоит пасмурная, но сухая – осень ожидалась аналогичной, дождь 19 августа предсказывал осень дождливую, а ясная погода готовила людей к суровой зиме.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых материалов

sputnik-georgia.ru

что празднуют 19 августа, история и традиции Яблочного Спаса

Церковь чтит евангельское событие, когда Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество.

19 августа празднуется Преображение Господне, или Яблочный Спас / фото: ruvera.ru

Православные христиане сегодня отмечают Преображение Господне - один из 12 крупнейших православных праздников. Слово преображение (греч. Метаморфосис, лат. Transfiguratio) означает "преобразование в другой вид", "изменение формы".

Полное название праздника звучит так: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он всегда отмечается в один и тот же день - 19 августа. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда трое апостолов увидели Иисуса Христа во всем его Божественном величии.

В народе праздник более известный под названием Яблочный Спас, поскольку в этот день в храмах освящают плоды нового урожая, символом которого стали яблоки.

События праздника Преображения Господня

Праздник Преображения Господня уже в IV веке занимал видное место в церковном календаре, о чем свидетельствует ряд проповедей и поучений.

Читайте такжеУспенский пост 2019 – что можно и нельзя есть: питание по дням

Основной смысл этого события заключался в том, что Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество, которое до этого было для них и других последователей совсем неочевидным. Это должно было укрепить веру апостолов в час испытаний.

Так, Иисус Христос взял с собой трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и взошел с ними на гору Фавор. Поднявшись на вершину, Христос начал молиться. Во время молитвы апостолы увидели, как Иисус преобразился: лицо его сияло - как солнце, а одежды стали белыми как снег.

Таким образом, празднованием Преображения Господня церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.

Духовный смысл и значение Преображения Господня

Суть Преображения раскрывается в его символах. Гора - это безмолвное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет души соединиться с Богом.

Фавор в переводе означает "чистота", "свет". Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и пытается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогда на него прольется Божественный свет.

Христианское учение считает, что именно приобретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

Иконография праздника

На иконах, фресках и миниатюрах Преображения Господня в центре изображается Иисус Христос, стоящий на горе в белоснежных одеждах. По бокам от него расположены пророки, а у подножия горы - лежащие ниц апостолы.

Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество / фото: trafficnews.bg

Перед образом Преображения люди просят у Господа защиты от того, что может поколебать их веру в Бога, просят укрепления своих сил и немощи в деле спасения души.

Традиции празднования 19 августа

Это традиционный праздник нового урожая. С апостольских времен церковью установлено освящать созревшие плоды - яблоки, груши, сливы, виноград, прежде чем принимать их в пищу, с провозглашением при этом молитвы.

Читайте такжеУспение Пресвятой Богородицы: дата, традиции, о чем просить перед иконой и что нельзя делать в этот праздник

В Греции и Израиле праздник Преображения Господня приходился на время созревания винограда. Поэтому верующие приносили гроздья в храм как благодарность Богу. В Украине же вместо винограда в церковь принято приносить и освящать яблоки, от чего и пошло народное название праздника - Яблочный Спас.

Согласно народным поверьям, виноград и яблоки нельзя употреблять до 19 августа, есть их можно только после освящения на Преображение Господне.

Кроме того, особенно готовятся к этому дню также пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот, немощных и обездоленных.

В Украине в этот день принято освящать яблоки, а в Греции и Израиле - виноград / pixabay.com

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

Преображение Господне 2019 – что нельзя делать, как праздновать и молиться

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. / Правмир

19 августа отмечается великий праздник Преображение Господне 2019 (Яблочный спас называют его в народе).

Также этот праздник называют: просто Спас, Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Праздник первых плодов, Горохов день, Вторая встреча осени, Осенины, Первые осенины.

Главред решил напомнить своим читателям о главных приметах и традициях дня.

  1. Преображение Господне: дата и сколько празднуем
  2. Преображение Господне – Яблочный спас: почему так называется
  3. Преображение Господне: как праздновать
  4. Молитва на Преображение Господне
  5. Преображение Господне: что нельзя делать
  6. Преображение Господне: приметы
  7. Преображение Господне: поздравления

Отмечается праздник Преображения с IV века.

Дата праздника неизменна (в отличие от Пасхи, скажем), то есть это всегда 19 августа. В 2019 году Преображение Господне выпало на понедельник.

Католики отметили праздник по старому стилю – еще 6 августа.

Читайте такжеЯблочный спас 2019: как праздновать – в церкви и домаК тому же Преображение Господне – праздник двунадесятый, а посему у него есть день предпразднства (один – это 18 августа) и еще потом семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). В эти дни после праздника на богослужении продолжают читать посвященные ему молитвословия и песнопения.

Попразднство есть у всех двунадесятых праздников (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и у Пасхи.

Название у праздника говорящее: он установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор перед своими учениками – апостолами Петром и братьями Иаковом и Иоанном. Само слово "преображение" в переводе с греческого означает "превращение в иной вид" или еще его переводя как "изменение формы".

Зная, что ему предстоят пытки и смерть, Иисус решил укрепить веру учеников своих – и явил им чудо на горе Фавор: предстал пред ними в том образе, который ждет его после воскрешения. Одежды Спасителя воссияли белым светом. И даже камни вокруг него побелели.

На этом месте святая царица Елена в IV веке велела построить церковь Преображения Господня.

Есть своя церковь Преображение Господне и в Украине – это славянская церковь Преображение Господне в Донецкой области.

В христианской традиции праздник Преображения уходит корнями в ветхозаветный праздник кущей, когда освящались первые плоды и колосья пшеницы. То есть наши предки в это время начинали собирать урожай – и первые собранные дары природы несли в храм на освящение.

Читайте такжеЯблочный спас 2019: что приготовить и на какие приметы обратить вниманиеПо канону в этот день принято святить виноград, однако в наших широтах он не вызревает к моменту празднования, поэтому на Руси издревле святят в этот день яблоки. Поэтому-то Преображение Господне в народе и прозвали Яблочный спас.

И отсюда же традиция подавать на праздничный стол в этот день как можно больше блюд с яблоками и медом (его также продолжают святить в этот праздник). Это и просто яблоки с медом, и яблочный пирог, и блины с яблоками, и различные овоще-фруктовые салаты. И напомним: продолжается Успенский пост 2019: календарь питания на этот день позволяет послабления в меню, но основных запретов в еде не снимает. О запретах в еде на этот день читайте в нашем материале Что нельзя делать в Успенский пост – от питания до прощения и свадьбы.

Также на Яблочный спас святят в церкви и другие круглые фрукты, а некоторые – даже овощи:

  • виноград,
  • горох в стручках,
  • груши,
  • помидоры и т.п.,
  • пучок колосьев пшеницы и ржи – тем самым прославляя разнообразное богатство природы.

К слову, считается, что до освящения яблоки нового урожая есть нельзя, то есть вообще: ни в сыром виде, ни добавлять в блюда или компоты (иные напитки). Особо ревностно этой традиции придерживались родители, у которых умер маленький ребенок: в народе верили, что если родитель съел яблоки до Яблочного спаса – тогда сам малыш на небе яблок в этом году уже не отведает.

В народе верят: если до Яблочного спаса яблок не есть, а в праздник загадать желание, откусывая дольку яблока с медом – то желание это непременно сбудется.

Народная традиция пошла от монахов. В сборнике богослужебных и аскетических указаний – Типиконе – есть четкий запрет, что инокам до освящения на Преображение Господне плодов есть нельзя. Воздерживаясь от поедания яблок и иных плодов до их освящения, верующие люди тем самым выполняют завет: "Сначала – Богу, потом – нам".

Также освященные на Преображение плоды принято в этот день носить на могилы родных и близких людей.

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

***

Молитва на Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

До Яблочного спаса принято заканчивать уборку зерновых, а то, мол, после 19 августа весь урожай первый же дождь погубит.

Преображение Господне – Яблочный спас нельзя:

  • работать по дому – кроме приготовления еды: под запретом шитье, уборка, ремонт и т.п.;
  • заниматься любым тяжелым трудом: только заканчивают уборку урожая в саду, ведь, по примете, оставшийся после Яблочного спаса урожай пользы здоровью уже не дает;
  • убивать насекомых, особенно мух: считается, что если муха села на человека дважды – быть ему везучим целый год;
  • ругаться, ссориться, желать зла – негатив обернется к зачинщику свары многократно;
  • слишком шумно веселиться – праздник-то церковный.

По приметам 19 августа судили о погоде:

  • в январе – будет такой же, как на Яблочный спас;
  • на Покрова, то есть 14 октября – такой же будет;
  • осенью: сухой день сулил недождливую осень;
  • зимой: ясный день предвещал холодную зиму.

С Преображеньем я вас поздравляю.

И от души всем друзьям пожелаю

Веры, терпения, много любви,

Были чтоб мысли светлы и чисты.

Пусть вас Господь бережет от напасти,

Пусть в вашем доме поселится счастье.

Будьте здоровы, живите без бед

С вашими близкими вы много лет!

***

Пусть жизнь принесет свет и радость тебе,

Пусть трудных мгновений не будет в судьбе,

Пусть будет в достатке и дом, и семья.

С Преображеньем Господнем тебя!

***

Поздравляю с праздником Преображения Господнего и от чистого сердца желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир. Желаю здравствовать, надеяться и любить, мечтать и радовать своё сердце с каждым мгновением.

glavred.info

Православные празднуют Преображение Господне - Православный журнал "Фома"

Великий двунадесятый праздник Преображение Господне празднует Православная Церковь в понедельник 19 августа 2019 года.

Материал по теме


Преображение: прообраз всеобщей славы

Преображение Господне - один из важнейших праздников Православной церкви. В нем самым причудливым образом сплелись три ниточки, три смысловых линии, да так, что уже и трудно отделить одну от другой. Но мы попытаемся это сделать, потому что иначе будет непонятна суть этой даты – непонятно, что именно мы празднуем в день Преображения Господня.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:1-9).

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а скорее всего, и раньше.

Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста.

В народной традиции этот праздник также называют Яблочным Спасом, так как в этот день в храмах освящают яблоки нового урожая, которые с этого дня можно уже есть.

Читайте также:
О празднике Преображения Господня и его традициях читайте здесь.

Фото с сайта klement.ru

foma.ru

Преображение Господне + Православный Церковный календарь

Западно-Американская епархия:

Абаканская епархия:

Алатырская епархия:

Александрийская епархия:

Амурская епархия:

Анадырская и Чукотская епархия:

Армавирская епархия:

Архангельская епархия:

Астанайская епархия:

Астраханская епархия:

Ахтубинская епархия:

Балашовская епархия:

Барнаульская епархия:

Бежецкая епархия:

Белгородская епархия:

Белградско-Карловацкая:

Белевская епархия:

Белоцерковская епархия:

Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):

Биробиджанская епархия:

Благовещенская и Тындинская епархия:

Борисоглебская епархия:

Бориспольская епархия:

Боровичская епархия:

Братская епархия:

Брестская епархия:

Брянская епархия:

Бузулукская епархия:

Валуйская епархия:

Великолукская епархия:

Великоустюжская епархия:

Виленская и Литовская епархия:

Винницкая епархия:

Витебская и Оршанская епархия:

Владивостокская епархия:

Владимир-Волынская епархия:

Владимирская епархия:

Волгоградская епархия:

Волгодонская епархия:

Вологодская епархия:

Волынская епархия:

Воркутинская епархия:

Воронежская епархия:

Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :

Выборгская епархия:

Выксунская епархия:

Вяземская епархия:

Вятская епархия:

Гаагская и Нидерландская епархия:

Галичская епархия:

Гатчинская епархия:

Георгиевская епархия:

Глазовская епархия:

Гомельская епархия:

Горловская епархия:

Горноалтайская епархия:

Городецкая епархия:

Губкинская епархия:

Джанкойская епархия:

Донецкая епархия:

Ейская епархия:

Екатеринбургская епархия:

Екатеринодарская епархия:

Елецкая епархия:

Енисейская епархия:

Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси:

Житомирская епархия:

Западно-Европейская епархия :

Запорожская епархия:

Иваново-Вознесенская епархия:

Ижевская епархия:

Изюмская епархия:

Иркутская епархия:

Исилькульская епархия:

Ишимская епархия:

Йошкар-Олинская и Марийская епархия:

Казанская епархия:

Калавритская епархия:

Калачевская епархия:

Калининградская епархия:

Калужская епархия:

Каменская епархия:

Канашская епархия:

Канская епархия:

Карагандинская епархия:

Карасукская епархия:

Карельская епархия:

Касимовская епархия:

Киевская епархия:

Кинешемская епархия:

Кировоградская епархия:

Кишиневская епархия:

Клинцовская и Трубчевская епархия:

Козельская епархия:

Колпашевская епархия:

Конотопская епархия:

Корсунская епархия:

Костромская епархия:

Котласская епархия:

Краснослободская епархия:

Красноярская епархия:

Кременчугская епархия:

Криворожская епархия:

Кудымкарская епархия:

Кузнецкая епархия:

Курганская епархия:

Курская епархия:

Липецкая епархия:

Луганская епархия:

Лысковская и Лукояновская епархия:

Львовская епархия:

Магаданская и Синегорская епархия:

Магнитогорская епархия:

Мариинская епархия:

Мелекесская епархия:

Минская епархия:

Мичуринская епархия:

Могилев-Подольская епархия:

Могилевская и Мстиславская епархия:

Молодечненская епархия:

Московская епархия (городская):

Московская епархия (областная):

Мукачевская епархия:

Муромская епархия:

Находкинская епархия:

Нежинская епархия:

Нефтекамская епархия:

Нижегородская епархия:

Нижнетагильская епархия:

Новгородская епархия:

Новогрудская епархия:

Новокузнецкая епархия:

Новороссийская епархия:

Новосибирская епархия:

Овручская епархия:

Одесская епархия:

Орловско-Болховская епархия:

Орская епархия:

Отрадненская епархия:

Пензенская епархия:

Переславская епархия:

Пермская епархия:

Песоченская епархия:

Петрозаводская епархия:

Полтавская епархия:

Псковская епархия:

Пятигорская епархия:

Ржевская епархия:

Рижская епархия:

Россошанская епархия:

Ростовская епархия:

Рубцовская епархия:

Рыбинская епархия:

Рязанская епархия:

Салехардская епархия:

Самарская епархия:

Санкт-Петербургская епархия:

Сарапульская епархия:

Саратовская епархия:

Сарненская епархия:

Северобайкальская епархия:

Североморская епархия:

Сердобская епархия:

Симферопольская епархия:

Скопинская епархия:

Славгородская епархия:

Слуцкая епархия:

Смоленская епархия:

Соликамская епархия:

Ставропигиальные монастыри РПЦ:

Ставропольская и Невинномысская епархия:

Сумская епархия:

Сыктывкарская епархия:

Таллинская епархия:

Тамбовская епархия:

Тарская епархия:

Тверская епархия:

Тираспольско-Дубоссарская епархия:

Тихвинская епархия:

Тобольская епархия:

Троицкая епархия:

Тульская епархия:

Уваровская епархия:

Улан-Удэнская и Бурятская епархия:

Уральская епархия:

Уржумская епархия:

Урюпинская и Новоаннинская епархия:

Хабаровская епархия:

Ханты-Мансийская епархия:

Харьковская епархия:

Херсонская епархия:

Хмельницкая епархия:

Хустская епархия:

Чебоксарская епархия:

Челябинская епархия:

Черкасская епархия:

Черниговская и Новгород-Северская епархия:

Черновицкая епархия:

Чистопольская епархия:

Читинская епархия:

Шадринская епархия:

Шахтинская епархия:

Шуйская епархия:

Югорская епархия:

Южно-Сахалинская епархия:

Якутская епархия:

Яранская епархия:

Ярославская епархия:

Тропарь праздника

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника

глас 7

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Задостойник

глас 4

Величай, душе моя,// на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися:/ Бог из боку Твоею пройде,/ яко Плотоносец явися на земли,/ и с человеки поживе.// Тя, Богородице, тем вси величаем.

days.pravoslavie.ru

Преображение Господне (Яблочный Спас) по православному календарю

Совершив половину Своего земного служения, Иисус Христос показал ученикам славу Своего Божества. Незадолго до Своих крестных страданий, Он взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и вместе с ними взошел на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики заснули. Проснувшись, они увидели, что Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время около Спасителя появились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Сердца учеников охватила необычайная радость.

Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи (шалаша): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю. Но Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то около себя никого уже не увидели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Христос повелел никому не рассказывать, чему они были свидетелями, пока Он не воскреснет из мертвых.

Несмотря на то, что событие Преображения Господня совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, православной церковью оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю), когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и божественного. Священники в этот день надевают белые облачения, символизирующие Божественный свет, исходивший от Спасителя на горе Фавор.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были установлены в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах.

Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх, который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей, в частности, традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Русская православная церковь отмечает это торжество ежегодно 19 августа. Празднование Господня Преображения исповедует объединение в теле Христовом двух величайших природ — Божественной и человеческой. Моральный смысл торжества говорит каждому верующему о том, что люди способны, как и апостолы, воспринять Свет истинного учения и войти в Небесное Царство.

Грандиозное преобразование Христа состояло не в материальном изменении или возрастании качеств, которые изначально обладают совершенной полнотой, но в проявлении Сына Божьего как земного человека.

Основы праздника

Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.

Личное преображение человека влияет и на окружающий мир

Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.

Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.

О праздниках, именуемый «Спасами»:

В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.

На заметку! Невысокая гора под названием Фавор находится в северной области масштабной Израильской долины. Этот холм славится грандиозными дубами, оливковыми деревьями и большим количеством зелени. Фавор по своей форме напоминает огромную полусферу, возвышающуюся над окрестными селениями, виноградниками и полями.

Значение Преображения Христа

Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.

  1. Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.

    Гора Фавор вошла в новозаветную историю как гора Преображения

  2. Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего преобразилась и телесная природа Его учеников. Небесный Свет также освятил благодатью и окружающий созданный мир. Не только обыкновенные и сотканные одеяния Христа были пронизаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окрестных гор блистали белоснежным сиянием.

Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях. Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду. Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.

О других двунадесятых праздниках:

Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.

Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.

Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.

Послание к верующим

Преображение Господа относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. К такому же очищению должен стремиться истинно верующий христианин. Религия — наука, призывающая к изменению и исправлению индивидуальной личности. Христиане живут для того, чтобы в определенный час обрести чистое видение животворящей благодати, которую посчастливилось лицезреть апостолам на Фаворе.

Икона Преображение Господне

Однако в призвании православных людей не стоит только личное преображение, они отвечают и за собственное окружение, Вселенную. Христианин — это добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив грехи людские Жертвой, смертью и чудесным Воскресением. Такая же важная задача по защите веры является основной у истинно верующих.

Важно! Когда человек осознает полноту ответственности за происходящее, стремиться к обретению блаженства, то бесконечная Вселенная и Сам Создатель открывает перед ним правильные пути и дарует все богатства.

Святые призывают к милосердию и получают его в ответ. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу.

Характеристика торжества Преображения Господня

Святоотеческие проповеди, посвященные празднику, относятся к V веку. В VII-VIII столетиях торжество постепенно распространилось в восточных землях, в западных областях оно не имело такого сильного значения. Богослужения назначили на 6 августа (ст. ст.), чтобы уничтожить языческий «вардавар» — праздник, знаменующийся гаданием о своей судьбе над ведром, в котором лежали сорванные колосья.

Автором молитвенных текстов является Косьма Маюмский. В первый канон праздника исполняют «Господи воззвах», во второй — стихиры преподобному святому Иоанну Дамаскину. С древних времен на 6 августа (ст. ст.) было принято освящать виноград и пшеничные колосья. На Руси в некоторых местах освящали яблони.

Важно! Искреннее общение с Творцом, покаяние в грехах и благие деяния способны сделать человека лучше. Подражая Господу, Его ученикам, православные верующие приближаются к тому Свету познания, которое озаряло вершину Фавора перед событием Распятия. Следует упражняться в молитве, соблюдать пост и отвращать разум от всего материального — это основы христианского учения.

Славянские традиции на 19 августа

В православном мире, разбавленном языческими отголосками, существовали интересные традиции.

В день 19 августа православная церковь ежегодно отмечает торжество Преображения Господня. Этот праздник демонстрирует истинную природу Бога, воплощенного в человеческом теле.

Совет! Каждый христианин должен обустроить свою жизнь так, чтобы получить возможность созерцать истинный Свет Небесного Царства, блистающий для всех праведников.

Видео о чуде на горе Фавор. Преображение Господне

molitva-info.ru

Преображение Господне - История красоты — LiveJournal

На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе,
и облако светлое, как шатер распростираемое,
Апостолов Твоею славою покрыло"
(Литургия на Преображение Господне).


Преображение Господне (греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на высокой горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник. Этот Праздник установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Празднуется Православной церковью 6 (19) августа по юлианскому или же 6 августа по григорианскому календарю (в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. Преображение Господне - один из самых таинственных евангельских эпизодов, вокруг которого на протяжении двух тысячелетий кипят церковные и мирские споры. На протяжении столетий образ Преображения Господня стремились запечатлеть в своих работах иконописцы и художники, свои стихи посвящали этому событию поэты. В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» Бориса Пастернака или эпизод романа «Лето Господне» И. Шмелёва).


Преображение Господне. Церковь святого Якоба, Стокгольм, Швеция
Событие Преображения

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий (синоптические Евангелия — это три первые книги Нового Завета, Евангелия от Матфея, Марка и Луки), причём описания эти очень похожи.

«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2).

Евангелия повествуют, что события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием пророчески произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).

Иисус сказал Своим ученикам, что Ему предстоит умереть в Иерусалиме. Ученикам было тяжело это слышать, потому что они мечтали провозгласить Его царем. Печалью наполнились их сердца, когда Господь сказал им, что Ему предстоит идти в Иерусалим и там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Учеников не утешала мысль о воскресении Иисуса, потому что они еще не понимали сказанного Им.

Спаситель взял с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился вместе с ними на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель во время молитвы «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).

Перед Спасителем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5).

После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Услышав этот голос, ученики пали ниц и очень испугались. Но Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).


Три символические палатки-кущи, которые Апостол Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Находятся на территории геречского православного храма Преображения Господня


Храм святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция


Богословское толкование

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы (На (Фаворской) горе было восемь, а представлялось, что — шесть; эти три: Петр, Иаков, и Иоанн, совозшедшие с Христом, увидели бывших там и беседующих с Ним Моисея и Илию; так что всех вместе было шесть; но, конечно, вместе с Господом невидимым образом также находились и Отец и Дух Святый; Первый — свидетельствующий Своим гласом, что Он — Сын Его возлюбленный; Второй же — в светлом облаке сосияющий и являющий в отношении Себя и Отца сопряженность и единость Света; потому что богатство их состоит в сопряженности и в едином излучении Сияния. (Святитель Григорий Палама, Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным)). Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».


Александр Иванов. Преображение Господне, 1824
Ефрем Сирин: "Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих."

Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков» (Косьма Майумский. Гимн на Преображение Господне).


"На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе..."

Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о "горе высокой": «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебу одну, и Моисею одну, и одну Илии» (От Мф. 17, 1-5). Евангелист Лука упоминает только о "горе".

Святая гора Фавор (ивр. ‏הר תבור‎‏‎‎, Тавор; греч. Όρος Θαβώρ; араб. ‎ Джебель-Тор) отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Издрелонской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. Склоны ее покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. Величественная, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины, гора Фавор  имела глубочайшее значение в библейской истории. Гора находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Фавор. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами (Иер. 46:18).


Дебора. Иллюстрация для Библии работы французского художника Поля Гюстава Доре (фр. Paul Gustave Doré; 1832-1883)
Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. В Эпоху судей Варак, сопровождаемый пророчицей Деборой, сошёл с войском с горы Фавор и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Имя пророчицы Деборы и память о библейской битве и ее вдохновительнице увековечены в названии бедуинского села Дебурия, раскинувшейся у подножия, там, где гора Фавор берёт своё начало. Вершина горы Фавор постоянно служила укреплённым местом. Во время Иудейской войны в укреплении горы Фавор против Веспасиана принял участие Иосиф Флавий, который тогда определил высоту горы в 10 стадий, то есть около 1600 м. В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 16, 21-28).
Чима да Конельяно. Святая Елена, 1495 год
В IV веке, после утверждения христианства государственной религией

bellezza-storia.livejournal.com

Преображение Господне: история праздника

Православный праздник Преображения Господня отмечается ежегодно и является непереходящим. В этот день верующие отправляются в церкви и храмы, чтобы вознести молитвы Господу и заручиться поддержкой Высших Сил.

19 августа в православном мире отмечается праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день священнослужители призывают верующих на время оставить мирские дела и заботы, чтобы посетить церкви и храмы, вознести общие молитвы и пообщаться с Высшими Силами. Эксперты сайта dailyhoro.ru предлагают познакомиться с историей и традициями праздника.

История Преображения Господня

Праздник Преображения — это не просто дата в церковном календаре. В этот день верующие вспоминают события из жизни Христа, а священнослужители зачитывают отрывки из Евангелия, чтобы напомнить пастве о важности этой даты.

Иисус вместе со своими учениками удалился на гору Фавор, чтобы помолиться. Утомленные ученики Петр, Иаков и Иоанн задремали, а после пробуждения узрели небывалое чудо — преображение своего Учителя. Он воспарил над землей, одежды его стали белоснежны, а вокруг фигуры разливалось Божественное сияние. Ученики услышали голос, доносившийся с Небес, сообщивший им о том, что перед ними Сын Божий, за которым нужно следовать и слушаться его. Это событие Иисус попросил оставить в тайне, чтобы рассказать о случившемся лишь после того, как душа его вознесется и воссоединится с Отцом.

Таким образом, Преображение — это праздник встречи Сына и Отца. Верующие в этот день молятся, чтобы очистить душу от грехов, вступить на путь исправления и следовать заповедям Господним.

В народе праздничный день называют Яблочным Спасом неслучайно. В Израиле и Греции ко дню праздника созревает виноград, который относят в церкви, чтобы освятить и вознести Господу благодарственные молитвы за урожай. В странах, где виноград не произрастает, освящают яблоки, принося их в церкви. Господу молятся с благодарностью за дарование хорошего урожая.

Традиции праздника

В день праздника верующие во время молитв освобождаются от греховных мыслей и помогают своим душам продолжать духовный рост. Преображение Господне — лучшее время для того, чтобы измениться внутренне, исправить ошибки и отказаться от пути, ведущего в тупик.

В день Преображения освящают яблоки нового урожая. Только после этого их разрешено употреблять в пищу. Считается, что плоды в этот день обладают особой силой и способны исцелить от недугов. В народе существует множество способов привлечь в жизнь благополучие и достаток с помощью освященных яблок, и эти традиции соблюдаются по сей день.

На Преображение принято посещать могилы родственников, чтобы помолиться за души усопших, а затем собираться за семейным обедом, чтобы почтить память покинувших этот мир и вознести общую молитву во славу Господа.

Праздник Преображения — особое время. В этот день каждый сможет измениться в лучшую сторону, оставить греховные мысли и с поддержкой Высших Сил преобразиться в духовном плане. Желаем вам удачи, не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Что за праздник Преображение Господне, история, что можно и что нельзя делать в этот день

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В народе день Преображения Господня — Яблочный Спас. Его установили ученики Христовы в память о том, что он преобразился перед ними на горе Фавор. Церковь воспевает соединение Божества и всего населения в образе Христа Спасителя. Он обладает своими традициями, которые советуют соблюдать.

История праздника

История праздника Преображение Господне идет из глубины веков. Традиция празднования берет свое начало еще с 4 века. Связано это с тем, что именно в этот период императрица Елена дала распоряжение о построении храма на данной горе. В наше время на ней действуют два монастыря.

Многие паломники стараются совершить крестный ход по всем святым местам. Если у Вас нет возможности сделать это, то посетить свой храм и прочтите там молитву о прошении дарования благодати Божьей.

Ежегодно большое количество верующих стремится в храм на один из самых серьезных и больших праздников. Это уже второй Спас, который следует через некоторое время за первым. Оба они посвящены Иисусу.

В рассказах Евангелистов отмечается, что Спаситель взошел с некоторыми своими учениками на гору. Целью похода было чтение святых текстов. Пока Господь воздавал молитвы, то его последователи заснули. Проснувшись, они лицезрели, что лицо его начало сиять, а одежда стала белой. Неподалеку от него были пророки Илья и Моисей. Они рассказывали ему о предстоящих страданиях.

После того, как видение пропало, Христос поведал им о своей будущей жертве для искупления грехов человечества. Только просил об этом никому не говорить до тех пор, пока он не воскреснет. В этом и заключается суть праздника Преображение Господне.

Какого числа день Преображения Господня

Относительно даты, то есть некоторые спорные ведомости. В писаниях есть упоминание о том, что случилось сие за 40 дней до Воскресения Господнего. Сегодня его отмечают 19 августа.

Значение праздника для христиан

К нему относятся как к проявлению величия и славы Спасителя. Оно напоминает нам о том, чтобы достичь спасения и очищения нашей души, нужно сделать некоторые изменения в своем духовном мире. Преображение Господа дало нам явное представление о том, что ожидает человека после попадания в Царство Божье. Такое явление во славе давало ученикам силы для укрепления веры, чтобы перед смертью через пытки и испытания не отступить от Господа.

В то время проповедование христианства не только не одобрялось, но всех, кто его распространяли, уничтожали путем мучительных страданий. Некоторые ученные отмечают, что есть определенные символы данного праздника. Они заключаются в таких терминах:

  • Гора. Ее соотносят с уединенным местом, где проще всего возносить молитву. Именно там ничто не будет отвлекать Вас от общения с Господом. Только искреннее покаяние способно соединить наш беспокойный ум с Богом.
  • Фавор в переводе означает «свет», «чистоту». Считается, что открыв сердце и приняв в него Христа, сможем очистится и обрести надежду на спасение.
  • Преображение Иисуса – символизирует благодатное состояние, в которое попадет человек, после своего воскресения.
  • Осознание и покаяние в своих поступках поможет освободится от грязи, которая находится в душе и возможность принятия не созданного божественного света.

Что можно и нельзя делать в этот день

Многих людей при приближении любого православного праздника начинает тревожить вопрос о том, что разрешено выполнять, чтобы не навлечь на себя негатив. Так как его название Яблочный, то нужно:

  • угощать всех этими плодами, а также есть самим;
  • освятить их в храме;
  • загадать желание перед употреблением;
  • посетить церковь, прочитать молитву и поставить свечку.

Есть поверье, что яблоки обладают чудодейственной силой, которая способна исцелить от многих недугов. Перед первым укусом загадывают желание, которое должно обязательно сбыться. Но тут большую роль играет вера. А сам плод дерева имеет некое символическое значение. В нем видят благополучие семьи, плодородие. Так что если Вы хотите поделится этим с родными и близкими, то угостите их сладким фруктом.

Что не желательно выполнять

На двунадесятый праздник Преображения Господнего было ранее поверье, что употреблять яблоки в любом виде в еду до этого дня нельзя было. А вот после службы, можно было лакомится им в полном объеме. Вот наиболее распространенные суеверия:

  • Запрет накладывался на женщин, которые потеряли ребенка. Считалось, что если родители придерживались этого требования, то в данный день ребенку на небе дарили подарок.
  • Нельзя сгонят с себя насекомых и мух, тем более убивать их. Говорят о том, что если она села Вам на руку, то это к исполнению желания.
  • Работать по дому не желательно. Исключением есть только сад и кухня.

Как как отмечают яблочный Спас

Хозяева готовятся к нему заблаговременно. Они наводят порядок в доме. Накануне готовится корзинка, чтобы сходить в церковь и освятить некоторые продукты. Что же положить в нее? Праздник в основном попадает на момент созревания винограда. Но так как на Руси его не выращивали, то стали приносить яблоки.

Этот день считают еще и праздником урожая. Чаще всего готовятся блюда на основе плодов яблочных. Можно положить в лукошко груши, сливы, виноград. Пасечники ставили баночку меда. Иногда можно увидеть и колосья злаков.

Поняв, что означает праздник Преображения Господня, важно понять, что поделившись угощениями с другими, Вы только приумножите свое благосостояние.

Храни Вас Господи!

  • Традиции православия

ikona-i-molitva.info


Смотрите также