Боголюбская икона богородицы


Боголюбская икона Божией Матери - о чем молятся, в чем помогает икона Боголюбская Богоматерь

Портал «Слово»

К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира,   повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой —   Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан   уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение[1].

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

[1] См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.

www.pravmir.ru

Боголюбская икона Божьей Матери. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Автор Виктория Ананьина На чтение 9 мин.

Каждый год 1 июля в православных храмах совершается празднование Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы. Это одна из древнейших чудотворных икон России, тесно связанная с образом Владимирской Божьей Матери. Об её истории, значении и творимых через неё чудесах расскажет данная статья.

Иконография и значение Боголюбской иконы Божьей Матери

Боголюбский Богородичный образ относится к очень древнему типу композиционного строя – деисусному. Это так называемая Просительница, Святорачица, Заступница или Агиосоритисса. Опознать икону можно по следующим признакам:

  • Положение тела Богородицы. Пречистая представлена стоящей в полный рост, в центре композиции, в повороте три четверти.
  • Положение рук. Обе руки Богородицы молитвенно воздеты. В одной из них она держит свиток с текстом молитвы Христу.
  • Изображение Христа. Оно располагается на небесном сегменте, в правом верхнем углу.
  • Положение головы Богородицы. Её лик обращён вверх, к Сыну.

Таким образом, значение Боголюбской иконы – моление Пречистой Иисусу Христу, её посредничество между миром земным и Царствием Небесным, между людьми и Господом.

  1. Боголюбская икона относится к редчайшим сохранившимся памятникам русской иконописи домонгольского периода. Оригинал писан на доске размером 185*105 см и предназначен для размещения в церковном иконостасе.

История написания Боголюбской иконы

Образ Боголюбской Богородицы знаменует важную веху в истории Российского государства. Время создания этой иконы пришлось на промежуточный этап между Киевской Русью, погрязшей во внешних и внутренних противоречиях, и поднимающейся Московией. Одну из первостепенных ролей на этом пути сыграла Владимирская земля.

Дело было в середине XII века, в 1155 году. Князь Андрей Юрьевич, сын Юрия Долгорукова, втайне от отца покинул пределы Киевской земли, взяв с собой образ Божьей Матери, которую позже назовут Владимирской. Эту икону он вёз в Суздаль. Но на пути туда, в нескольких верстах от Владимира, лошади внезапно остановились, отказавшись идти дальше.

Князь Андрей, будучи очень религиозным, приказал тут же служить молебен Заступнице и стал свидетелем чуда. Богородица явилась к нему со свитком в руке и сказала: «Жить икона будет во Владимире. А на этом месте будет Мой храм, и я Сына своего умолю, чтобы так и было».

Князь поспешил исполнить веление. Икону, которую везли в Суздаль, он оставил во Владимире, а на месте явления Пречистой выстроил церковь. Для нового храма он попросил лучших иконописцев написать образ Богородицы таким, каким сам его видел – со свитком и в молении Христу.

С этих пор князь Андрей величается в русской истории не иначе, как святой князь Андрей Боголюбский. А икона Боголюбской Пресвятой Богородицы стала символом Владимиро-Суздальской Руси.

  1. На одном из более поздних изводов Боголюбской иконы запечатлён и сам князь Андрей, коленопреклонённый перед Богородицей.

Изводы Боголюбской иконы Божьей матери

Существуют различные позднейшие варианты иконографии Боголюбской иконы, которые могут отличаться от канонического образа рядом деталей:

  • Дополнительные фигуры. В этих изводах в композицию, помимо Богородицы и Христа, включены изображения святых угодников, которые предстоят перед Пречистой в молитвенном преклонении. Состав предстоящих может быть различным. Часто встречается изображение святого князя Андрея Боголюбского.
  • Различие текстов на свитке. Известно по меньшей мере четыре варианта записанных на свитке молитв.

Стоит отметить, что и сам оригинал за века своего существования не единожды поновлялся, и на нём дописывались некоторые детали.

  1. Необычный извод XVI века под названием «Богоматерь Боголюбская, с житием святых Зосимы и Савватия» долгое время находилась в Соловецком монастыре, а сейчас располагается в северном иконостасе Успенского собора Московского Кремля. По периметру образа Боголюбской Богородицы на этой иконе размещены житийные клейма указанных святых.

Зафиксированные случаи чудес, творимых через икону

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы относится к числу чудотворных. В Боголюбском монастыре, где она хранилась с момента своего создания, даже имелась специальная книга, в которую фиксировались чудеса, которые от неё совершались. Наибольшую славу этому образу принесли следующие случаи:

  • Остановка эпидемии чумы в 1771 году. В этот год во Владимире этой болезнью заразилось около двух сотен человек, и такой масштаб грозил повальным мором. По просьбе народа 22 октября икону торжественно внесли в город, доставив из Боголюбского монастыря, совершили массовый молебен и крестный ход. С материалистической точки зрения, это мероприятие должно было лишь поспособствовать распространению инфекции. Однако чума остановилась. Из 200 ранее заболевших умерло только три человека.
  • Излечение Ивана Фёдорова. Ему было 5 лет, и он, по выражению летописи, был «седякой» – то есть, не мог ходить. Во время крестного хода его отец умолил внести икону в его дом. Там, помолившись вместе с сыном и приложившись к образу, он нагнулся до земли и пронёс мальчика под Боголюбской Богородицей. Ребёнок самостоятельно пошёл в тот же день.

По одному из преданий, Боголюбский образ вместе с иконой Владимирской Божьей Матери возили в Москву во время нашествия Тамерлана на Русь. Можно считать это совпадением или чудом, но разорив Елец, Тамерлан неожиданно свернул поход и не пошёл на Москву.

  1. В память о чудесном избавлении города от чумы, во Владимире до сих пор соблюдается традиция ежегодных крестных ходов с иконой Боголюбской Божьей Матери.

В чём помогает Боголюбская икона Божьей Матери

Считается, что молитва перед Боголюбским Богородичным образом особенно помогает в исцелении душевных и телесных болезней:

«После одного неприятного случая моя шестилетняя дочь стала страдать от кошмарных снов. Буквально каждую ночь – крики и истерики. Больше того, она начала писаться в постель. Мы с мужем водили её и к неврологу, и к психологу, и брали спать к себе – результат практически нулевой. Потом уже моя собственная бабушка чуть ли не силком заставила нас повесить в детской икону Боголюбской Божьей Матери и научила дочку коротенькой детской молитве. Это чудо, но мы уже в первую же ночь после этого спали спокойно!»

Мария, Санкт-Петербург

Однако чудотворная сила иконы проявляется не только в исцелении. Православные христиане традиционно молятся перед ней о заступничестве Пречистой во всех тяжёлых жизненных ситуациях. К ней обращаются с молитвой о помощи при стихийных бедствиях и масштабных эпидемиях, с просьбами о наступлении мира и о хорошем урожае.

Современное местонахождение и состояние оригинала

На сегодняшний день Боголюбскому образу уже больше 860 лет. Почти тысячелетнее существование, отнюдь не идеальные условия хранения, частые поездки по городам и весям, попытки обновлений и исправлений не могли не сказаться на состоянии этой реликвии:

«В 1918 году, когда образовался наш реставрационный центр, в руки Игоря Эммануиловича Грабаря поступила икона Богоматери Боголюбской. Комиссия, которая занималась вопросом сохранения этого памятника, оценила его как «археологическую руину». И только спустя столетие, благодаря новым технологиям, удалось возродить к жизни этот образ».

А.Н. Лесовой, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабар

я

Работы по спасению святыни с переменным успехом длились вплоть до 2016 года. Но и после её восстановления Реставрационный научный совет принял решение не подвергать хрупкую реликвию лишнему риску. Сейчас она постоянно находится под пристальным наблюдением реставраторов во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Лишь изредка и ненадолго покидает она музей и отправляется в храмы города Владимира.

Совет #1. Помолиться перед подлинной чудотворной иконой Боголюбской Божьей Матери можно в начале июля каждого года. В это время она чествуется во владимирских храмах, переезжая из одного в другой. О «расписании и маршруте» можно узнать на сайте Владимирской епархии.

  1. Легендарная церковь Рождества Богородицы, построенная самим Андреем Боголюбским на месте явления Пречистой, также входит в комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно этот храм был местом постоянной «прописки» чудотворной Боголюбской иконы вплоть до начала XX века.

Чтимые списки Боголюбской иконы Божьей Матери

Некоторые из списков и изводов Боголюбской иконы обладают такой же чудотворной силой, как и оригинал, за что особо почитаются верующими. К таким чтимым образам относятся следующие:

  • Московская Боголюбская. Является изводом XVIII века с изображением нескольких рядов предстоящих перед Богородицей святителей, московских митрополитов и угодников. Ранее располагалась над воротами Китай-города, которые были обращены в сторону Владимира. Знаменита спасением Москвы от эпидемии чумы в XVIII веке. Сейчас находится в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
  • Угличская Боголюбская. Была написана в XVII веке для церкви святого царевича Димитрия на Крови. Её прославление также связано с эпидемией моровой язвы 1654 года. Находится в местном ряду иконостаса церкви.

Также почитаем был зимаровский список Боголюбской иконы, знаменитый многими исцелениями – от моровой язвы, холеры и т.д. Однако местонахождение этого образа в настоящее время неизвестно.

Куда вешать и как молиться перед Боголюбской иконой

Как и любую иную икону, образ Боголюбской Богоматери полагается держать в специально отведённом для молитвы месте. В идеале её стоит расположить на домашнем иконостасе в «красном» углу комнаты.

Рядом с иконой можно хранить сосуды с богоявленской водой, освящённые ветки вербы и пасхальные яйца, громничные свечи. Категорически не рекомендуется располагать рядом телевизор и другие предметы, имеющие отношение к повседневной мирской жизни.

Перед Боголюбской иконой Божьей Матери полагается творить следующую молитву:

«О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь».

molitva.love

о чем молятся, в чем помогает

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери

Перед чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.

Празднование 18 июня (1 июля по н. ст.).

Молитва перед иконой

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Загрузка...

omolitvah.ru

Боголюбская икона Божией Матери - Православный журнал "Фома"

История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.

В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.

Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.

После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.

Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).

Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.


Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com

В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.
В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).
История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.

С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.
В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

 

Смотрите также:

Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству
Боголюбская икона Божией Матери. Иконография

foma.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Боголюбская икона Божией Матери | Православие и мир

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.

Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской. 

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Икона с в 1992 г. находится в Успенском соборе Владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.

Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в византийском искусстве XI–XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на рус. серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

www.pravmir.ru

история, значение, в чем помогает и как молиться

Сегодня Православная Церковь особенно бережно относится к древним образам, так называемым «домонгольским», т. е. тем, которые были написаны до 1200-х годов. Таких образов сохранилось всего около тридцати и каждая из них невероятно ценна для русского народа. К таким реликвиям относится и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская».

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.

Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире.

Еще об иконах Богородицы:

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

О чем молиться иконе

Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.

А также Боголюбивую Мати просят о:

На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.

Еще молитвы ко Пресвятой Богородице:

Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.

Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

А после него читают молитву Боголюбивой Мати:

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

На заметку! Поскольку дата празднования чудотворной иконы приходятся на 1 июня по новому стилю, все рожденные в этот день, считают Боголюбивую Царицу своей покровительницей. Им обязательно следует читать ей молитвы в день своего рождения, чтобы поблагодарить за покровительство и защиту.

Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.

Икона Божией Матери Боголюбская

molitva-info.ru

Боголюбская икона Божией Матери | Православие.фм

1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси –Боголюбскую. Естественно, она связана с именем князя Андрея, внуком Владимира Мономаха и сыном Юрия Долгорукого, который был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к церковным службам.

Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиление» Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы «Боголюбская», исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Вот о ней сегодня я и хочу рассказать. О ней и немного о замечательном князе Андрее, благодаря которому эта икона появилась на Руси.

***

Боголюбская икона — одна из самых древних и почитаемых на Руси. Ее приписывали кисти апостола Луки и почитали чудотворной. Однако у иконы непростая судьба, хотя, казалось бы, она не покидала пределы Владимира. Она появилась в княжение Андрея Боголюбского, и князь повелел поставить ее в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул Киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на Суздальских землях.

Уезжая в дальнюю дорогу, взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой.

Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Отсюда одни связывают наименование иконы с именем князя, другие – с названием монастыря. Примечательно, что целых девять лет князь пребывал при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии названной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира.

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей. «Тверская летопись» сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку. Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, и они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», – в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Заговор жены с боярами часто именуют «Иудиным соглашением». Слишком оно похоже на новозаветное кровавое деяние. Но вернемся к иконе и ее судьбе на нашей многострадальной российской земле.

После разрушения монастыря в XVIII веке Боголюбскую икону поместили в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751–1756 годах на месте древнего. Во II половине XIX века чудотворный образ перенесли в новый монастырский собор, названный уже в ее честь. После закрытия обители в 20-х годах XX века икона обрела новое место — в приходской церкви во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позже ее перенесли в Успенский собор Владимира.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верной Защитницей принятого Ею под Свой Материнский покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный (который был ослеплен, за что и получил свое прозвище) повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

В 1946 году Боголюбская икона была изъята из собора и поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где находилась вплоть до 1992 года, когда снова была передана Церкви и была поставлена в Успенском соборе Владимирского Княгинина Успенского монастыря. Но и на этом не закончилась ее история.

В 2009 году при очередном реставрационном обследовании иконы ее состояние было найдено катастрофическим, и икону снова перенесли во Владимирский музей. В результате многолетней работы реставраторам удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И.Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты «The Art Newspaper Russia».

***

Боголюбская принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, широко распространенному в византийском искусстве.

«Некоторые исследователи считали, что на иконе первоначально присутствовало изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы»

Богоматерь представлена в рост, с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии – Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи. В этой иконе выражен ходатайственный и заступнический образ Божьей Матери.

Некоторые исследователи считали, что на иконе было первоначально изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы. Действительно, такие изображения также были распространены в византийском искусстве. Но доказать, что фигура коленопреклоненного князя действительно была на иконе, совершенно невозможно из-за плохой сохранности красочного слоя, особенно в нижней части доски.

В 1820 году жители Владимира украсили Боголюбскую икону сплошным серебряным окладом, который во второй половине XIX века был дополнен чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу. А на свитке в руках Богоматери был выбит текст: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».

Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создание икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.Общецерковное почитание Боголюбской иконы было установлено в последней трети XVII века. Это связано с особым почитанием Нарышкиными Андрея Боголюбского.

Известно, что в 1672 году крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит князь Андрей Боголюбский. В день святых Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре и получил имя Петр.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны Ивана и Андрея Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а через несколько лет над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы, первый храм в Москве с таким посвящением.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской иконы перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» – после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы.

В народе, который весьма почитает этот образ Пресвятой Богородицы как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».

Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом. Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Иконе Божией Матери «Боголюбская»

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусомужная Дево, Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню / и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити / и спаси души наша.

Иной тропарь, глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, / христианская Надеждо и Заступнице, / печальных Утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, / молим Тя: милостива буди нам, грешным, / и не остави раб Своих, / и не отрини моления верных, / в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. / О Владычице, Благая Помощнице! / Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, / нас бо ради молит Богородица / Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу / и всем верным во спасение.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

pravoslavie.fm

Боголюбская икона Божией Матери (фото) О чем молиться?

Известная многим россиянам Боголюбская икона Божией Матери называется едва ли не самой важной иконой в русском церковном наследии. Написана она была почти тысячу лет назад, многие события в России связаны с ней, и множество чудес приписывается ее чудотворной силе. О ее значимости для русского человека свидетельствует и множество списков (копий) с первоначального образа, и тот факт, что люди стремятся к этой иконе с молитвой и в наши дни. Об истории происхождения иконы, ее значении для христиан — эта статья.

История появления иконы

По преданию, в 1157 году великий суздальский князь Андрей Юрьевич Долгорукий держал путь из Вышгорода в Суздаль, в дороге ему сопутствовала икона Владимирской Богоматери. 18 июня, за 10 верст до Владимира, телега резко остановилась и, несмотря на усилия лошадей, им так и не удалось сдвинуть ее с места. Свита князя разбила в этом месте походный шатер. Во время молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и велела ему устроить на этом месте церковь Боголюбской иконы Божией Матери, названную в честь ее Рождества, а Владимирскую икону передать во Владимир.

Князь, вдохновленный этим событием, повелел придворным иконописцам написать образ Богородицы на доске из кипариса в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы. Так появилась Боголюбская икона Божией Матери, фото которой представлено ниже. На этой иконе Богородица написана в рост, с поднятыми руками в молитве и с ликом, обращенным к Сыну. В ее правой руке изображен свиток с написанной на нем молитвой к Господу. Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии — Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи.

Празднование Боголюбской иконы

В первое время Боголюбская икона Божией Матери нашла свое место в Боголюбове, в церкви, построенной князем по просьбе Богородицы, вместе с Владимирской иконой. Считается, что находясь рядом с иконой Владимирской, Боголюбская словно переняла от нее чудотворную силу, став не менее почитаемой.

В календаре православных праздников упоминается более 260 почитаемых икон Богородицы, обладающих чудотворной силой, а вообще существует более 860 различных наименований ее. Для многих икон установлены свои дни празднования, для них написаны свои молитвы, акафисты и тропари. Каждая из икон Пресвятой Девы имеет свое действие: одна лечит, другая защищает, третья помогает в семейных делах.

Имеет день почитания и Боголюбская икона Божией Матери. Празднование происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери, фото которых представлены в этой статье.

Местонахождение иконы

Как уже было сказано выше, поначалу эта икона находилась в построенном святым князем Долгоруким храме Рождества Богородицы. Позднее вокруг этого храма был выстроен Боголюбский монастырь, в котором икона находилась до момента его закрытия в начале ХХ века. Однако после закрытия монастыря ее хранили в церкви Иоакима и Анны города Владимира. Начиная с 1946 года образ можно было увидеть в краеведческом музее Владимира. В 1992 году его передали в Княгинин Успенский монастырь, а в 2009 была отправлена на обновление (реставрацию) во Владимиро-Суздальский музей Боголюбская икона Божией Матери, где находится она и поныне.

Виды иконографии

Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.

При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:

  • Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
  • Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
  • Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
  • Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
  • Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).

Иконография образа

Боголюбская икона Божией Матери относится к последнему иконографическому типу — Агиосоритисса, однако она имеет несколько отличий от традиционных схем изображения Богородицы. В частности, содержит элементы типа Одигитрия и Оранта. На свертке, который находится в руках Матери Божией, пишется молитва, обращенная к Господу в защиту о роде человеческом. Известно, что текст, написанный на этом листке, менялся каждый раз при реставрациях иконы.

Боголюбская Божья Матерь очень похожа на изображения Богородицы, выложенные мозаикой в церкви Санта-Мария, расположенной в городе Палермо. Аналогичное сходство прослеживается с образом, запечатленным на фреске Мирожского монастыря в Пскове, а также с ликом Девы Марии в композициях «Страшный суд» и «Сретение». Учитывая эти факты, историки сделали вывод, что первым автором этой иконы был византийский иконописец, прибывший ко двору князя Долгорукого и вернувшийся впоследствии на Родину.

Известные списки иконы

Слово «список» здесь имеет значение копии, списанной с оригинала. О высоком почитании иконы свидетельствует тот факт, что русский народ за прошедшее тысячелетие создал несколько десятков ее копий, перенявших ее чудотворную силу. Наиболее известны в этом ряду Московская, Угличская и Зимаровская икона Божьей Матери (Боголюбская). Значение этих икон для русского народа велико: перед ними молились во время междоусобных распрей, вторжения иноземцев, смертельных эпидемий.

Московская

Московская икона изображает Богородицу со свитком в руке, молящуюся Сыну, а перед ней, коленопреклоненные, стоят святые. Прославился этот список тем, что избавил москвичей от страшной эпидемии чумной болезни в 1771 году. С начала ХХ века Боголюбская икона Божией Матери в Москве находится в храме Петра и Павла.

Зимаровская

Зимаровская икона представляет Пресвятую Деву без младенца, в полный рост, обращенную к Сыну, благословляющему ее с небес. Икона знаменита способностью исцелять людей от тяжелых заболеваний — моровой язвы, холеры. До 1925 г. икона хранилась в селе Зимарово Рязанской области, однако после 1925 года она была утеряна, и с тех пор местонахождение ее неизвестно.

Угличская

Была написана в начале 17 века, а спустя 200 лет врезок с иконы перенесли на новую основу. Икона знаменита чудесным исцелением жителей Углича от моровой язвы в середине 17 века. Сегодня икона находится в городе Углич, в церкви святого Дмитрия.

О чем молятся перед Боголюбской иконой?

Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом. Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Сохранность иконы в наши дни

Последняя проведенная реставрация открыла первозданный образ Боголюбской иконы, выполненной в необычайно красочных цветах. Так, одежда Девы Марии изображена в виде зелено-серого хитона и кирпичного мафория. Очи Богородицы — голубого цвета, а щеки — непривычно яркого румянца. Однако в таком виде икона стала известна недавно. До настоящего времени эта первозданный образ этого произведения был скрыт многочисленными слоями краски и парафина, наложенных предыдущими реставраторами.

О том, что великая русская икона находится в состоянии разрушения писал еще в 1915 году известный византинист Н.П. Кондаков. Благодаря его словам пробные раскрытия иконы проводились в 1918 году. Однако в 1946 году специалист по реставрации Ф.А.Модоров провел «укрепление» краски парафиновым слоем по ошибочно выбранной им технологии, что резко негативным обраом сказалось на состоянии реликвии. Так, в 1956 году икона была передана в музей, где специалистами было выдано заключение о том, что заливка горячим воском существенно ухудшила связь краски с грунтом. Вследствие чего было принято решение о снятии парафинового слоя с образа. На протяжении 20 лет реставраторы музея чистили поверхность иконы от парафина, однако удручающее состояние левкаса и краски к тому времени приобрело характер необратимый.

Состояние иконы еще более ухудшилось после того, как она хранилась в Успенском соборе во Владимире с нарушением температурно-влажностного режима, обусловленного халатностью служащего персонала. В 2009 году икона была передана во Владимиро-Суздальский музей, где состояние иконы было признано катастрофичным.

Сегдня Боголюбская икона Божией Матери хранится в специально-оборудованном помещении музея и реставраторы не обещают представить ее для экспонирования в обозримом будущем.

Храмы России имени Боголюбской иконы

В России построено три собора: собор Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбово Суздальского района, в Мичуринске Мичуринского района и в Твери — в Высокопетровском монастыре.

Кроме соборов, в стране построены 12 часовен имени Боголюбской иконы — например, в Добрынино (Собинский район), в Павловском (Юрьев-Павловский район), в Шустино (Кольчугинский район), в Болдино (Петушинский район), в г. Иваново и в г.Таруса, в с. Тетеринское (Нерехтский район), в г. Красноярске и в других российских селах и городах. В Москве часовня Боголюбской иконы Божией Матери находится на Калитниковском кладбище, в Давыдково и на Варварской башне.

Кроме соборов, в России возведено 69 церквей в честь иконы.

Храмы Москвы, демонстрирующие Боголюбскую икону

В Москве почитаема Московская Боголюбская икона Божией Матери, размещенная над воротами Китай-города. Расположены эти ворота возле храма Петра и Павла у Яузских ворот на Кулишках, по адресу Петропавловский переулок, 4, корпус 6. Московская икона была написана в один год с оригиналом — в 1157 году. В дни празднования икону на три дня снимают с ворот и совершают с ней молебны.

nlo-mir.ru

2 молитвы «Боголюбской» иконе Божией Матери

Оглавление:


Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская» от стихийных бедствий

«О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.»

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская» от эпидемий и болезней

«О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.»


Сохранить акафист и молитвы в социальных сетях:

pravoslavnye-molitvy.ru

Икона Божией Матери Боголюбская (Зимаровская)

На­зва­на ико­на по на­име­но­ва­нию се­ла Зи­ма­ро­во Ря­зан­ской об­ла­сти. Пред­став­ля­ет со­бой спи­сок (ко­пию) вла­ди­мир­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­ной из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии. Ико­на, по древ­не­му пре­да­нию, сто­я­ла на во­ро­тах го­ро­да Прон­ска. По­сле на­ше­ствия та­тар в XIII ве­ке ико­на бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той в ку­стах неда­ле­ко от го­ро­да. При при­став­ле­нии од­ной по­ло­ви­ны к дру­гой обе ча­сти ее чу­дес­ным об­ра­зом мгно­вен­но со­еди­ни­лись, но од­на по­ло­ви­на её так и оста­лась немно­го вы­ше дру­гой.

На ме­сте чу­дес­но­го со­бы­тия был по­стро­ен храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так как ико­на бы­ла най­де­на в день Бла­го­ве­ще­ния, су­ще­ству­ет ещё один мест­но­чти­мый празд­ник иконе Бо­го­люб­ской-Зи­ма­ров­ской, со­вер­ша­е­мый в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния 7 ап­ре­ля (25 мар­та по ста­ро­му сти­лю).

До 1771 го­да об этой иконе ни­че­го не бы­ло из­вест­но, неиз­вест­но так­же, ко­гда и ка­ким об­ра­зом она ста­ла од­ной из до­маш­них свя­тынь зи­ма­ров­ско­го по­ме­щи­ка Ло­пу­хи­на, жив­ше­го в Москве на Пре­чи­стен­ской ули­це. В 1771 го­ду эта ико­на про­сла­ви­лась необы­чай­ным об­ра­зом. К Ло­пу­хи­ну при­шёл боль­ной жи­тель Моск­вы и про­сил поз­во­ле­ния от­слу­жить мо­ле­бен пред Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Хо­зя­ин сму­тил­ся. В ком­на­тах у него не ока­за­лось та­кой ико­ны. Боль­ной на­стой­чи­во утвер­ждал, что та­кая ико­на есть у него в до­ме и что он ви­дел её во сне. Боль­но­му доз­во­ле­но бы­ло ис­кать ико­ну по все­му до­му. И вот по­сле дол­гих по­ис­ков об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был най­ден на чер­да­ке сре­ди хла­ма. Боль­ной сра­зу узнал ви­ден­ную им во сне ико­ну. Ико­ну очи­сти­ли от пы­ли и пред ней от­слу­жи­ли мо­ле­бен. Боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел. Весть об этом чу­де тут же раз­нес­лась по всей Москве, и бо­ля­щие ста­ли сте­кать­ся в дом Ло­пу­хи­на.

Пе­ред кон­чи­ной (око­ло 1780 го­да) вла­де­лец ико­ны за­ве­щал от­пра­вить её на свою ро­ди­ну, где она на­хо­дит­ся и по сей день в Бо­го­люб­ском хра­ме се­ла Зи­ма­ро­во Но­во­де­ре­вен­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти. Чти­мый спи­сок (ко­пия) чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре го­ро­да Ря­за­ни. В Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме се­ла Го­ро­ди­ще Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти чтит­ся ещё один спи­сок Зи­ма­ров­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­сла­вив­ший­ся чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми уже в со­вет­ское вре­мя.

День празд­но­ва­ния: 1 июля (18 июня по ста­ро­му сти­лю).

azbyka.ru


Смотрите также